Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХОР"-"ХУЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХОР"-"ХУЦ")

Хореография

ХОРЕОГРА́ФИЯ (греч. χορεια - пляска, γράφω - пишу) - первоначально "запись танца". С кон. 19 в. термин обозначает все виды танца. Х. возникла в глубокой древности. Осн. ее стали изобретат. и выразит. движения, связанные с окружающим миром и жизнедеят-ностью человека, с потребностью к творчеству. Распределенные во времени движения с помощью ритмич. и мелодич. звуков, пения превращались в пляску. Плясовые ходы составляли рис., заполнявший площадку. Танцующие одевались в костюмы и маски, пользовались разл. предметами для пояснения действия. Т. о. Х. на ранних этапах существовала в синтезе с зачатками муз. и изобразит. иск-ва. В союзе с ними Х. развивалась на протяжении мн. веков, разветвлялась на виды бытового народного, придворного танца, обрядового, или ритуального, и, наконец, театрального. Во 2-й пол. 18 в. театр. Х. отделилась от оперы и драмы и, обретя самостоятельность, составила новый вид муз.-театр. иск-ва - балет. В современной Х. выделяют танец сценический (эстрадный и балет) и бытовой (народный и бальный).

Хореодрама

ХОРЕОДРА́МА - тип балетного спектакля, построенного по принципу драм. пьесы, где действие развивается в пантомимных сценах или действенном танце, к-рый носит преим. дивертисментный, развлекат. характер и появляется в сценах разного рода празднеств. К такому типу относились первые балеты 18 в., отделившиеся от оперы и драмы. Х. преобладала в балете до 30-х гг. 19 в., когда уступила место романтическому балету. Возрождение жанра произошло в нач. 20 в. в творчестве балетмейстера А. А. Горского, стремившегося к реалистич. действенности, правдоподобию. В 30-40-х гг. направление Х. доминировало в сов. балете. Лучшими спектаклями того периода стали "Бахчисарайский фонтан", "Лауренсия", "Ромео и Джульетта". Х. способствовала совершенствованию актерского иск-ва в балете.

Хореология

ХОРЕОЛО́ГИЯ - запись танца. Термин введен Р. и Дж. Бенешами, система к-рых изучается в англ. балетных школах. В нач. 60-х гг. 20 в. они создали Ин-т Х., где готовят специалистов по записи танца. Во мн. зап. хореогр. труппах в штате имеются хореологи, фиксирующие постановки.

Хориямб

ХОРИЯ́МБ (греч. χοριάμβος, от χορει̃ος - хорей и ίαμβος - ямб) - 1) В метрич. стихосложении - шестимерная 4-сложная стопа, состоящая из 2 кратких и опоясывающих их 2 долгих слогов. Схема: - ХориямбХориямб - . Употреблялась обычно в сочетании со сходно звучащими стопами - иониками: восходящими (ХориямбХориямб -) или нисходящими (- ХориямбХориямб).

2) В силлабо-тонич. стихосложении Х. называют ямбич. диподию (двустопие ямба), в к-рой появление сверхсхемного ударения на 1-м (слабом) слоге сопровождается пропуском схемного ударения на 2-м (сильном слоге). Схема Х.: Хориямб - ХориямбХориямб. С т. зр. стопной теории такое сочетание представляет собой объединение стоп хорея и ямба. Напр.: "Мы́сль изрече́нная есть ложь" (Ф. И. Тютчев). В рус. силлабо-тонике сверхсхемное ударение на 1-м слоге ямбич. стиха может быть образовано только односложным словом; случаи нарушения этого правила (употребление в начале ямбов 2-сложных "хореич." слов) - т. н. "долгие Х." - в рус поэзии единичны: "Та́йна? Ах, во́т что! Как в романе я..." (В. Я. Брюсов).

Хормейстер

ХОРМЕ́ЙСТЕР - хор. дирижер. До сер. 19 в. рук-во хором - составная часть деят-ности головщика, регента, кантора, капельмейстера. Появление Х. связано с выделением светского хорового иск-ва в самостоят, область и с развитием муз. исполнительства.

Хоровая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хоровод

ХОРОВО́Д (от греч. χόρος - групповой танец с песней; хор + общеслав. "водить") - синкретический вид нар. творчества, объединяющий музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие. Х. распространены у мн. народов, они восходят к эпохе общинно-родового строя. Наиб. характерны Х. лирич., праздн., шуточные. Сохранились Х., связ. с языческими обрядами, трудовые и семейные, в нек-рых Х. отразились реальные ист. события. Различают Х. обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые, исполняемые в сопровождении песен или инструмент, музыки, движущиеся мерным шагом независимо от ритмич. рис. и точно следующие муз. ритмике.

Обрядовые Х. во всех нац. культурах являются древнейшими. Им свойственны игровой эл-т, медленное круговое движение "по солнцу" под пение архаич. песен, инструмент. сопровождение встречается редко. Необрядовые отличаются б. развитой хореографией, сопровождаются либо песнями, либо инструмент, ансамблем, иногда песней и инструмент. музыкой одноврем. Песенные и инструмент. традиции в музыке Х. в большинстве нар. культур сосуществуют.

Рус. названия: "каравод", "карагод", "круги", "кружки", "танки", "улицы". По разнообразию местных видов могут быть выделены типовые формы Х. Х. устраивались в лугах и полях, на берегу рек и озер, на улицах и погостах; участники, взявшись за руки, плавно, в медл. темпе двигались по кругу (рядами, парами, извивающейся цепочкой и др.); внутри круга неск. участников, реже - все участники ("Пиво варить") разыгрывали содержание исполняемой песни. Круговой рисунок Х. свидетельствует о глубокой древности их происхождения. Особая форма Х. - два ряда ("стенки") наступают друг на друга и отступают, ведя песенный диалог ("А мы просо сеяли"; "Кто с нами пашенку пахати"). Перевивы Х. иногда передавали содержание песни ("Заплетися, плетень..."; "Хмель мой, хмелюшка..."). В Х. могло участвовать множество людей разного возраста (до неск. сотен чел.), главенствующая роль в них принадлежала девушкам. Сезон разгара Х. - от пасхальной недели до холодов.

Вешние хороводы. Худ. В. Гросс. 1913

Вешние хороводы. Худ. В. Гросс. 1913

Хороводные песни

ХОРОВО́ДНЫЕ ПЕ́СНИ - песни, сопровождающие хороводы. Х. П. по тематике распадаются на 2 осн. группы. В первой главенствуют производственно-бытовые мотивы, поэтические реминисценции из повседневной трудовой деят-ности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" - эти песни прослеживают судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.). Вторая группа Х. П. посвящена молодым людям - их надеждам на счастливый брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); браку "со старым" противопоставляется счастливая жизнь с милым ("Во поле березонька стояла"); немалое место занимают семейные конфликты, где женщина оказывается страдающей стороной.

Структура Х. П. связана с их динамической (игровой и танцевальной) функцией и характеризуется системой повторений. Жанровый признак Х. П. - припев, основанный на мелодии запева.

Х. П. оказали значительное воздействие на композиторское творчество (Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский и др.).

Хоромы

ХОРО́МЫ - дом, строение с 11 в.; позднее - преимущ. жилище князя или знатного богатого чел. Этимологически близки "храм", "храмина" в первонач. значении "дом", "комната", "горница".

Хоругвь

ХОРУ́ГВЬ - 1) Церк. знамя, выносная икона.

2) Тип знамени, определяемый устойчивым набором признаков: вертик. расположение полотнища, поперечная перекладина, к к-рой оно крепится, и т. д.

3) Войсковая единица в рыцарском войске ср.-век. Польши и Литвы, в 16-18 вв. - подразделение в польско-лит. армии, соответствовавшее роте.

Хоры

ХО́РЫ - открытая верх. галерея в интерьере церк. и гражд. зданий. Аналогом в зап.-европ. архитектуре являются эмпоры. В больших храмах Византии и Др. Руси Х. имели П-образную форму и устраивались над сев., зап. и юж. нефами (Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Новгороде). Позднее в храмах меньшего размера Х. располагаются только над зап. нефом и лишь центр. частью открываются в интерьер храма, угловые же ячейки оформляются в виде замкнутых помещений и используются под ризницу и приделы. Со 2-й пол. 15 в. Х. в др.-рус. храмах перестают быть обязательным эл-том интерьера и постепенно исчезают. Начиная с елизаветинского барокко Х. снова становятся эл-том храмового интерьера.

Хохлов Пав. Акинфиевич

ХОХЛО́В Пав. Акинфиевич (1854-1919) - певец (баритон). Окончил юрид. ф-тМоск. ун-та в 1878. Одновременно обучался пению у А. Д. Александровой-Кочетовой, затем совершенствовался в Милане у Ф. Ронкони. В 1879-1900 солист ГАБТ (в 1881 и 1887-88 пел в петерб. Мариинском т-ре). Обладал звучным красивым голосом бархатистого тембра. Лучшие роли: Онегин ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского; первый исполнитель на сцене ГАБТ; его интерпретация роли стала традицией для последующих певцов), Демон ("Демон" А. Г. Рубинштейна; лучший исполнитель в рус. оперном т-ре), Князь Игорь ("Князь Игорь" А. П. Бородина; первый исполнитель на сцене ГАБТ), Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Жермон ("Травиата" Дж. Верди). Превосходные сценич. данные, благородная манера исполнения, артистизм способствовали созданию выразит, образов. Х. концертировал в Москве, Пб. и др. городах России.

Хохлова Ал-дра Сер.

ХОХЛО́ВА Ал-дра Сер. (1897-1985) - актриса, реж., педагог. Первые маленькие эпизодич. роли в немом кино - в 1916. С 1919 училась в первой в мире Гос киношколе, в 1920-23 - в мастерской Л. Кулешова.

В 1920 получила роль в приключенч. ф. Кулешова "На Красном фронте". Х., первая женщина-киноэксцентрик, снялась в ф. Кулешова по сценарию Н. Асеева "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) в роли мнимой графини фон Сакс. Это была первая большая роль Х. в кино, хотя актрисе не удалось полностью раскрыть свое дарование: яркую индивидуальность, редкое обаяние, превосходное владение мимикой и жестом. С. Эйзенштейн писал о преступном невнимании кинематографистов к таланту Х., о необходимости ставить для нее целые циклы картин, напр., "Дунька в городе" - сер. приключений деревенской девчонки, попавшей в Москву. Так, Х. снялась в ф. Кулешова "Луч смерти" (1925, роль очаровательной Эдит), к-рый признан неудачным в творчестве реж. Следующий его ф. - "По закону" (1926, сценарий В. Шкловского по рассказу Д. Лондона "Неожиданное"). Роль Эдит сыграна Х. и раскрыта психол. верно, несмотря на то, что работа таила в себе много сложностей.

Х. играла в ф.: "Журналистка" (1927, по сценарию А. Курса "Ваша знакомая"), "Великий утешитель" (1933, оба - реж. Кулешов), "Гибель сенсации" (1935), "Березы в степи" (1957).

Сама поставила ф.: "Дело с застежками" (1929, по М. Горькому), "Саша" (1930), "Игрушки (1931), "Мы с Урала" (1944, с Кулешовым).

Много лет преподавала во ВГИКе.

Соч.: 50 лет в кино. М., 1975 (совм. с Л. Кулешовым).

Лит.: Шкловский В., Эйзенштейн С. А. Хохлова. М., 1926; История сов. кино. М., 1969. Т. 1.

Хохлома

ХОХЛОМА́ - хохломская роспись по дереву, один из традиц. рус. худож. промыслов. Его зарождение относится к 17 в. Назв. происходит от с. Хохлома (Горьковской обл.), к-рое в 18 - нач. 20 в. было центром торговли дерев, расписными изделиями (преимущ. посудой). В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" (с. Хохлома) и производств, объединение "Хохломская роспись" (г. Семенов).

Традиц. цветовая гамма Х. строится на сочетании красного и черного цвета на зол. фоне (т. н. "верховая" роспись; используется также роспись "под фон", где золотистый силуэтный рисунок расположен на цветном фоне). Эффект золотистого свечения достигается путем нанесения лака на серебристый металлич. порошок, к-рым, после спец. грунтовки, покрывается все изделие. В декор. росписи используются растит. мотивы.

Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, З. В. Киева, О. П. Лушина, А. П. Савинова, И. Е. Тюкалов и др.

Храбровицкий Дан. Як

ХРАБРОВИ́ЦКИЙ Дан. Як. (1923-80) - драматург, сценарист, реж. Учился в Лит. ин-те им. Горького в Москве. Лит. деят-ность начал в 1940. Дебютировал в кино сценарием ф. "Четверо" (1958).

Написал сценарии ф.: "Исправленному верить" (1959), "Все начинается с дороги" (1960). Признание завоевали ф. "Чистое небо" (1961) и "Девять дней одного года" (1962), поставл. по сценариям Х. реж. М. И. Роммом.

Первая самост. реж. работа Х. - ф. "Перекличка" (1966) по собств. сценарию.

Среди его сценариев: "Почтовый роман" (1970), "Укрощение огня" (1972, гл. приз МКФ в Карлови-Вари, 1973), "Повесть о человеческом сердце" (1976), "Поэма о крыльях" (1980).

Соч.: Укрощение огня: Киносценарии. М., 1986.

Храм

ХРАМ - арх. постройка, в к-рой помещается святилище божества. Общее употребление этого термина применимо, когда статус Х. не известен или несущественно, является ли Х. церковью или собором, к какой христ. конфессии принадлежит (правосл., катол., лютеран. - костел, кирха, и т. д.). Также наз. иноверч. Х. вообще, или если нет общеупотребит. спец. названия (буддийский Х. в С.-Петербурге; Х. античного божества: Х. Зевса в Олимпии); здания совместных молитв, не являющиеся с т. зр. данной конфессии святилищами (синагога, мечеть, у христиан - молитвенные дома баптистов и т. п.). Часто Х. имеет двучленную структуру, разделяясь на собств. святилище (алтарь) и помещение для молящихся.

В эпоху классицизма парковые постройки, представляющие собой форму античного святилища и посвящ. почитаемым добродетелям, часто наз. Х. (Х. Дружбы в Павловске, Х. Розы без шипов на Александровой даче ок. Павловска). Облик антич. Х. часто придавался т-рам, дворцам, академиям, также бирже в Петербурге, счемсвяз. выражения: Х. науки, Х. торговли.

Храпачев Вад. Юр.

ХРАПАЧЕ́В Вад. Юр. (род. 1947) - композитор. Окончил в 1972 Киевскую, в 1983 Одесскую конс. В кино с 1973. Сотрудничает с М. А. Беликовым, Р. Г. Балаяном, В. Г. Криштофовичем, В. В. Ивченко, А. Д. Праченко, Е. В. Цимбалом, Е. Я. Сивоконем и др. Написал музыку более чем к 40 фильмам. Кинокомпозициям Х. присущи лиризм, легкая ироничность, к-рая позволяет муз. ряду стать комментарием к действию. Отстраняющим характером обладают песенные "номера" в приключенч. фильмах ("Капитан "Пилигрима"", 1986; "Одиссея капитана Блада", 1991, оба - реж. Праченко). В психол. лентах музыка Х. раскрывает многозначность реж. идеи: внутрикадровая обычно сопровождает поступки, действия героев, события, а закадровая - лейтмотив - характеризует устойчивые, а иногда навязчивые эмоц. состояния ("Полеты во сне и наяву", 1982; "Поцелуй", 1983, т/ф, оба - реж. Балаян). Х. применяет муз. стилизацию, широко использует синтезаторы. Х. работает также в мульт. и док. кино. Соч.: "Старая крепость", 1973, реж. Беликов; "Двагусара", 1984, реж. Криштофович; "Ненаписанное письмо", мульт. ф., 1984, реж. Сивоконь; "Храни меня, мой талисман", 1986, реж. Балаян; "Процесс", док. ф., 1987, реж. Беляев; "Окно", мульт. ф., 1987, реж. Сивоконь; "Защитник Серов", 1986, реж. Цимбал; "Ребро Адама", 1990, реж. Криштофович; "Повесть непогашенной луны", 1990, реж. Цимбал; "Женщина в море", 1992, реж. Криштофович и др.

Храповицкий Ал-др Вас.

ХРАПОВИ́ЦКИЙ Ал-др Вас. (1749-1801) - статс-секретарь Екатерины II, писатель. Род. в семье лейб-кампанца, получившего дворянство после воцарения Елизаветы Петровны. Первонач. образование и воспитание получил в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. Лит. деят-ность начал с переводов. В 1762 напечатал, переведя с франц., "Похождения Неоптолема, сына Ахиллесова". В 1766 Х. вступил в действительную воен. службу поручиком. В дальнейшем служил в штате фельдмаршала К. Г. Разумовского, затем в Сенате и в 1783 был назначен статс-секретарем императрицы. Сближение с Екатериной II произошло после ее путешествия в Крым (1787). Х. сопровождал императрицу, и с этого времени он становится ее сотр. в лит. и ист. трудах: исправляет слог нек-рых ее произв., составляет стихотворные их части, наблюдает за перепиской сочиненного императрицей, редактирует переводы ее соч. и т. п. Гл. лит. труд Х. - "Памятные записки", представляющие собой дневниковые записи с янв. 1782 по март 1783. "Записки" фиксируют различные факты из жизни императрицы, отражают отношение Екатерины II к событиям внутр. и внешней политики, а также открывают специфические подробности жизни екатерининского двора.

Хренников Тихон Ник

ХРЕ́ННИКОВ Тихон Ник. (род. 1913) - композитор, муз.-обществ. деятель. Заниматься композицией начал в 1929 в Муз. техникуме Гнесиных у М. Ф. Гнесина и Г. И. Литинского. Окончил Моск. конс. по кл. композиции В. Я. Шебалина (1936). Одновр. занимался в кл. фортепиано у Г. Г. Нейгауза. Работает в разных жанрах: оперы "В бурю" (1939); "Мать" (1957); "Фрол Скобеев" (1966), оперетты "Сто чертей и одна девушка" (1963); "Белая ночь" (1967), музыка к спектаклям "Много шуму из ничего" У. Шекспира (1936), симфонии, инструментальные концерты и пр. Большую популярность завоевали песни Х., в т. ч. написанные к к/ф ("Свинарка и пастух", 1941; "Гусарская баллада", 1963 и др.). Музыку Х. отличают песенный тематизм, связь с традициями рус. классики, обращение к фольклорным интонациям. Преподает в Моск. конс. с 1961 (проф. с 1966). Среди учеников - А. Чайковский, В. Кикта, В. Овчинников и др.

С 1948 Х. занимал видные посты в рук-ве Союзом советских композиторов, свыше 40 лет являясь его главой. Нар. арт. СССР (1963). Герой соц. труда (1973). Лауреат Ленин. премии (1974), Гос. премии СССР (1942, 1946, 1952, 1967).

Лит.: Тихон Хренников. Статьи о творчестве композитора. М., 1974.

Хрестоматия

ХРЕСТОМА́ТИЯ - сборник текстов (часто с сокращениями и в отрывках), снабж. необходимым справочным аппаратом, используется как учеб. пособие. Мат-лом для Х. могут служить науч. и лит. произв., ист. док-ты и т. п. В Х. включаются тексты, объединенные общей или сходной тематикой, определенными хронологич., географич., язык, границами, что сближает Х. с антологией. Различие - в более выраженном и явном уч. назначении текстов в Х. Подбор материалов для Х. - по предметам, орг-ция мат-ла - систематическая.

Христа Спасителя Храм в Москве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хроника

ХРО́НИКА (от греч. χρόνος - время) - временны́е, ист. книги. Распростр. тип ист. произв. периода средневековья, фиксирующего ход событий в их хронологич. последовательности. Для Х. типичны подробность и систематичность в изложении ист. фактов, а также авторская оценка описываемых событий. Наиб. распространение Х. получили в странах Зап. и Центр. Европы. В период раннего средневековья популярными были всемирные, или универсальные, Х., ведущие повествование "от сотворения мира" ("Большая хроника Исидора Севильского", 7 в.). При создании ист. произв., охватывающих столь широкие временны́е рамки, авторы в качестве источников использовали Х., написанные ранее. До 13 в. хронистами чаще всего были священнослужители и монахи. С нач. 13 в., в период становления нац. гос-в. роста и развития городов, появляются Х., воссоздающие историю отд. терр. образований ("Большие французские хроники", 13-15 вв.). Зачастую составлением этих Х. занимались светские люди. В Др. Руси большое распространение получили переводные визант. Х. ("Хроника Георгия Амартола", "Хроника Георгия Синкелла", "Хроника Иоанна Малалы"). Ист. произв., близкие Х., на Руси и в ряде др. слав, гос-в носили назв. летописей и хронографов.

"Хроника текущих событий"

"ХРО́НИКА ТЕКУ́ЩИХ СОБЫ́ТИЙ" - вольный информационный ж., выходивший в "самиздате" с 1968 до 1983. Основан участниками правозащитного движения в СССР Н. Горбаневской, В. Чалидзе, Л. Алексеевой и др. "Х. Т. С." выходила два раза в месяц, в 1972-74 печаталась и тиражировалась на пишущей машинке и нелегально распространялась на терр. Сов. Союза. Ред. ж. исходила их положений всеобщей Декларации Прав Человека о праве на свободное распространение информации. "Х. Т. С." содержала обширные мат-лы о борьбе за права чел. в СССР, отклики на обществ, жизнь, информацию о репрессиях сов. власти, действиях оппозиц. групп и организаций, обзор "самиздата" и т. п. С авг. 1977 информация "Х. Т. С." охватывала ок. 100 городов и нас. пунктов. В "Х. Т. С." печатались мат-лы о преследовании членов религиозных организаций, с дек. 1974 раздел "Преследование верующих" стал постоянным. "Х. Т. С." была одним из инициаторов кампании за право эмиграции (в частности, евреев и немцев), привлекала внимание общественности к событиям в полит. лагерях, спецпсихбольницах и т. п. Благодаря "Х. Т. С." участники правозащитного движения получили возможность передачи информации на Запад, публикации там своих мат-лов. Огромную роль сыграла "Х. Т. С." в мобилизации обществ, мнения на защиту А. Д. Сахарова и А. Н. Солженицына. Глубокая законспирированность ред. гарантировала выход "Х. Т. С." почти в течение 15 лет, несмотря на активные усилия КГБ СССР пресечь распространение и издание "Х. Т. С". Мат-лы "Х. Т. С." издавались на Западе в изд-ве "Посев", а с созданием изд-ва "Хроника" - в Нью-Йорке. По примеру "Х. Т. С." возникли "Украинский вестник", "Хроника Литовской Католической Церкви", "Вестник исхода" и т. д.

К 1983 КГБ удалось подавить деят-ность "Х. Т. С". В 1987 правозащитник и политзаключенный А. Подрабинек использовал фонды "Х. Т. С." в СССР для создания "Экспресс-Хроники" - свободного информационного издания.

Хронология

ХРОНОЛО́ГИЯ - вспомогат. ист. дисциплина, занимающаяся изучением систем счисления времени в их ист. развитии.

Х. имеет исключит, значение для ист. науки, поскольку для последней важнейшим условием являются знание последовательности событий и их точная датировка. При помощи данных Х. историк устанавливает точные даты, переводит на совр. летоисчисление даты др. хронол. систем. Х. как ист. дисциплина является составной частью Х. как науки об измерении времени, гл. задача к-рой - установление при помощи астрономич. наблюдений и математич. расчетов точного астрономич. времени.

Практич. Х. возникла в Вавилоне и Др. Египте, получила развитие в Др. Греции и Риме. Исчисление времени на Руси в кон. 10 в. претерпело изменения в связи с принятием христ-ва: на смену древ. слав. календарю пришел из Византии Юлианский календарь с эрой "от сотворения мира" и началом года с 1 марта. Существовал также счет лет по 15-летним циклам, индиктам. На Руси умели вычислять при помощи вруцелета и круга солнца дни недели, на к-рые приходится то или иное число в разные годы. Новгородский дьякон Кирик в 12 в. составил соч. "Учение имже ведати человеку числа всех лет", в к-ром, пользуясь визант. хронологич. таблицами, раскрыл осн. календарные понятия (продолжительность года, отсчет месяцев по лун. и солн. календарю, приемы вычисления дня Пасхи). С кон. 15 в. на Руси год стал начинаться 1 сент., а с 1700-1 янв., с одноврем. переходом к эре "от Рождества Христова". В февр. 1918 Юлианский календарь был заменен Григорианским.

Х. как науч. дисциплина в России начинает разрабатываться в сер. 19 в. (П. В. Хавский), во 2-й пол. 19 - нач. 20 в. изучается Х. как рус, так и всеобщей истории (П. Н. Толстой, И. С. Соловьев, Н. В. Степанов). В 1930-е гг. изучение Х. входит в программы высш. уч. заведений, готовящих историков и архивистов, издаются первые уч. пособия (Н. В. Устюгов, Л. В. Черепнин). В послевоен. период опубликовано немало работ по ист. календаря (С. И. Селешников, П. Г. Титаренко, Я. И. Щур), Х. др.-рус. летописей и актов, наиб. значит, из к-рых является кн. Н. Г. Бережкова "Хронология русского летописания" (М., 1963), составлены многочисл. хронологич. таблицы по разл. периодам отеч. и всемирной истории.

Лит.: Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967; Ермолаев И. П. Историческая хронология. Казань, 1980; Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. Киев, 1988. С. 30-40.

Хронотоп

ХРОНОТО́П - введенное в эстетику и теорию лит-ры М. М. Бахтиным понятие (ранее оно употреблялось в матем. естествознании, биологии), подчеркивающее неразрывную слитность в структуре образа пространственных и временных характеристик (дословн. пер. с греч.: время - пространство). Различным жанр, и ист. Х. посвящено иссл. Бахтина "Формы времени и хронотопа в романе" (1937-38), характеристика Х. занимает большое место в кн. Бахтина о Ф. Рабле и Ф. М. Достоевском.

Хрусталь

ХРУСТА́ЛЬ (греч. κρύσταλλος - лед; позднее - кристалл) - вид стекла со значит. добавками окиси свинца или бария. Обычно украшается гравировкой (неглубокий матовый рисунок), огранкой (широкая полиров. грань), резьбой (глубокие борозды, при пересечении к-рых возникает сетка, т. н. "алмазная грань"), шлифовкой. Х. отличается многоцветной игрой, блеском поверхностей и красивым звоном. Бывает как бесцветным, так и цветным (красный, синий). Изв. с антич. времен. Изготовление из Х. посуды широко распространилось со 2-й пол. 17 в. в Англии, с 18 в. - во Франции. В России Х. известен с 11-12 вв., расцвет произ-ва Х. начался со 2-й пол. 18 в. (посуда, вазы, осветит, приборы, фонтаны и пр.). Хруст. изделия изготавливались по проектам К. И. Росси, А. И. Воронихина, В. П. Стасова и мн. др. С 18 в. Х. выпускали частные заводы (Мальцова в Гусе-Хрустальном, Бахметева в Николо-Пестровке). Совр. Х. выпускается на С.-Петерб. з-де худ. стекла, на Гусевском хрустальном з-де, Дятьковском хруст, з-де и др. В 20 в. отеч. Х. создавался по проектам В. И. Мухиной, Б. А. Смирнова, А. С. Курилова, А. М. Остроумова, В. А. Филатова, Е. В. Яновской и др.

Хрущёв Никита Сер.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Худеков Сер. Ник

ХУДЕКО́В Сер. Ник. (1837-1927) - журналист, драматург, историк и критик балета. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. С 1860-х гг. печатал статьи по вопросам т-ра. С 1871 ред.-изд. "Петербургской газеты", вел в ней регулярную хронику жизни петерб. балета. Автор сценариев балетов "Зорайя", "Весталка", "Баядерка" (в соавторстве с М. Петипа), поставленных Петипа, а также обширного труда "История танцев всех времен и народов" (СПб.-Пг., 1913-17.Ч. 1-4).

Художественное образование

ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ - проф. обучение иск-ву архитектуры, живописи, графике, скульптуре, декор.-прикладному иск-ву, истории и теории иск-ва. Первоначально Х. О. осуществлялось в мастерских художников (ремесленников). В России до 18 в. преобладало ученичество у иконописцев, резчиков и т. д. в мон., в мастерских Оружейной палаты и т. п. В 18 в. создается пед. система Х. О., в основе к-рой лежат методики преподавания рисунка, композиции и т. д., осн. на опыте и достижениях классич. иск-ва и знании живой натуры. Центром Х. О. в России становится АХ (1757), сыгравшая решающую роль в подготовке худож.-профессионалов. Развитию пед. системы в АХ во 2-й пол. 19 в. значит, способствует деят-ность П. П. Чистякова. С 1832 второй крупной худож. школой России является Уч-ще живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 19 в. в России по инициативе художников и разл. худож. и благотворит, об-в создается сеть ср. худож. уч. заведений (Арзамасская школа живописи А. В. Ступина в 1802; школа А. Г. Венецианова - с 1820-х гг.; уч-ща: в Киеве - с 1875, в СПб. - с 1839, в Одессе - с 1865, в Харькове - с 1869, в Тифлисе - с 1875, в Риге - с 1879, в Казани - с 1895, в Пензе и Саратове - с 1897 и др.) Художники прикладного иск-ва получают образование в Строгановском уч-ще (Москва, с 1825) и Центр, уч-ще техн. рисования А. Л. Штиглица (СПб., с 1879). Важную роль в развитии Х. О. сыграли меценаты: М. К. Тенишева, С. И. Мамонтов и мн. др. После 1917 происходит упразднение гос. худож. уч. заведений, прекращается меценатская, благотворит, деят-ность, частные школы закрываются. Высш. худож. уч-ще при АХ реорганизуется в Петрогр. гос. свободные худож.-пром. мастерские. Кон. 10-х - 20-е гг. - период поисков и борьбы разных форм обучения. Большое место в Х. О. занимает разработка собственно худож. средств (М. В. Матюшин, В. Е. Татлин, К. С. Малевич). В 1921 Свободным мастерским возвращено наименование АХ. С 30-х гг. основу системы Х. О. во всех уч. учреждениях составил метод социалистич. реализма. С 1947 созданная АХ СССР (Москва) значит, перестраивает систему Х. О., акцентируя внимание на основополагающих реалистич. методах, таких, как рисунок, работа с натуры, поиск композиц. решений. АХ СССР (в системе Мин-ва культуры СССР) курирует сеть высш. и ср. худож. уч. заведений страны, в т. ч. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (СПб.) и Моск. худож. ин-тим. В. И. Сурикова. Помимо этого функционируют худож.-пед., худож.-ремесл., худож.-пром. уч. заведения в системе др. структур страны. Х. О. осуществляется также в студиях ИЗО, самодеят. кружках.

Лит.: Беккер И. И., Бродский И. А., Исаков О. К. Академия художеств. М.; Л., 1940; Лисовский В. Г. Академия художеств. Л., 1982; 225 лет Академии художеств СССР: Каталог выст: В 2 т. М., 1985.

Худяков Ив. Ал-др.

ХУДЯКО́В Ив. Ал-др. (1842-76) - фольклорист, этнограф, революц. деятель. Учился сначала в Казан. (1858), потом в Моск. ун-те (1859), откуда в 1861 был исключен за участие в студенч. движении. Уже в ун-те увлекся собиранием произв. народной словесности. Выпустил в свет "Сборник великорусских народных исторических песен" (1860), "Великорусские сказки" (вып. 1-3. 1860-62; новейшее акад. издание - 1964), "Великорусские загадки" (1861), "Великорусские загадки" ("Этнографический сборник". 1864. Вып. VI, № 6). Х. соединял науч. интерес к мифологии, к сравнит. изучению фольклорных жанров с особенным вниманием к социальной стороне нар. словесности, отражению в ней истории, быта, семейных отношений, совр. настроений крестьянства. В 1863-65 Х. стал активным участником революц. движения, посвятив себя "делу народного освобождения". Будучи членом Ишутинского кружка и поддерживая связь с другими народнич. об-вами, Х. вел революц. пропаганду, путешествовал по России ради сближения с народом и в поисках решения крестьянского вопроса. В целях распространения в народе рев. идей Х. выпустил серию книг просветит, характера, в к-рых широко использовал фольклорные материалы: "Русская книжка" (1863), "Самоучитель для начинающих обучаться грамоте" (1865), "Древняя Русь" (1867) и др. Арестованный в 1866 по делу о покушении Д. В. Каракозова на Александра II, Х. был сослан в Верхоянск, где пробыл до 1874. В ссылке Х., тяжело больной, занимался этнографией и фольклором якутов. Овладел якутским яз., составил рус.-якут. словарь. Его труды: "Верхоянский сборник", содержавший якут. сказки, песни, загадки и пословицы и рус. сказки и песни, "Образцы народной литературы якутов" - увидели свет после смерти автора (1890 и 1913-18).

Хуциев Марлен Мартынович

ХУЦИ́ЕВ Марлен Мартынович (род. 1925) - реж., автор и соавтор сценариев ряда ф. В 1952 окончил ВГИК (мастерская И. Савченко). Диплом - фрагменты из ф. "Градостроители" (по собств. сценарию совм. с Ф. Миронером). Своими первыми ф. в кон. 50-х гг. активно утверждал новые тенденции в сов. киноиск-ве, полемизируя с нормативной эстетикой предшеств. лет. Ф. "Весна на Заречной улице" (1956, совм. с Миронером) отмечен появлением нового для кинематографа тех лет героя - "простого человека", интересом к его внутр. миру, вниманием к повседневности, к неприкраш. правде быта. Тематич. и эстетич. новизна ф. "Два Федора" (1959) послужила поводом для шумной дискуссии о реализме в кино. Особое место в творчестве Х. занимает ф. "Застава Ильича" (1962, вып. - 1964, перемонт. вариант под назв. "Мне 20 лет", приз на МКФ в Венеции, 1965. В первонач. виде ф. выпущен на экран в 1990). Этим ф. Х. и сценарист Г. Шпаликов сформировали основы кинопоэтики 60-х гг.: ориентацию на "незапрограммир. реальность"; сюжет, построенный по принципу "потока жизни"; новый тип героя - чел., выхваченный из толпы; сюжетообразующую роль среды. В ф. определился гл. объект худ. иссл. Х.: герой-современник, человек 60-х гг. Анализ его судьбы Х. продолжил в ф. "Июльский дождь" (1967, первонач. назв. "Мне тридцать лет") и "Послесловие" (1983), где герой изображен в пору подведения "предварит. итогов". Кинематографич. трилогия Х. Дает глубокий анализ драматич. судеб и духовной эволюции этого поколения. В 1988 поставил филос. притчу "Бесконечность". В 70-е гг. работал в док. кино: "Алый парус Парижа" (1971), в 1976 вместе с Э. Климовым и Г. Лавровым закончил после смерти М. Ромма его ф. "И все-таки я верю..." Как характерный актер снялся в ф. "Интервенция", "Гори, гори, моя звезда", "Золотой теленок" и др. Реж. спектакля "Случай в Виши" в т-ре "Современник" (1967, 1986). С 1978 рук. реж. мастерской ВГИКа. Др. ф.: "Был месяц май" (1970, т/ф, по рассказу Г. Бакланова "Почем фунт лиха").

Лит.: Туровская М. М. Хуциев // Молодые реж. сов. кино. М.; Л., 1962; Зоркая И. М. Хуциев // Зоркая Н. Портреты. М., 1966; Черненко М. Марлен Хуциев. М., 1988.

Кадр из фильма «Июльский дождь». Реж. М. М. Хуциев

Кадр из фильма «Июльский дождь». Реж. М. М. Хуциев

Предыдущая страница Следующая страница