Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЛЕ"-"ХОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЛЕ"-"ХОР")

Хлеб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хлебников Велемир

ХЛЕ́БНИКОВ Велемир (наст. имя Викт. В л.) (1885-1922) - поэт. Род. в семье ученого-орнитолога. С 1903 студент Казанского, а в 1908-11 - Петерб. ун-та (не окончил). Со времени переезда в СПб. участник лит. жизни: знакомство с Вяч. Ивановым и М. Кузминым, С. Городецким, Н. Гумилевым; участие в кружке молодых поэтов "Академия стиха" при ж. "Аполлон". Отталкивание от позднего символизма и акмеизма совпало по времени со знакомством в 1909-10 с поэтами и художниками (Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Е. Гуро, М. Матюшин), вскоре ставшими основателями нового худож. течения - рус. футуризма. Х. стал одной из центр. фигур этого лит. движения. В 1912 он знакомится с Вл. Маяковским, исключит, высоко оценившим поэтический дар и мастерство Х. Первое выступление в печати - эксперимент. произв. "Искушение грешника" (1908). Участник футуристических сб. "Садок судей" (1910 и 1913), "Пощечина общественному вкусу" (1912), "Дохлая луна" (1913), "Трое" (1913), "Требник троих" (1913) и др. Автор лирических и мифопоэтических стихотв. поэм ("Зверинец", 1909-11; "Журавль", 1909; "Марина Мнишек", 1912-13; "Ладомир", 1920-21 и др.), драматургических ("Снежимочка", 1908; "Мирсконца", 1912; "Ошибка смерти", 1915 и др.) и прозаических фрагментов, манифестов, статей. Особый род творчества Х. представляют "сверхповести" ("Дети Выдры", 1911-13; "Зангези", 1920-22 и др.), основанные на смешении разных жанров. Поэтику Х. отличают изощренный поиск "самовитого" (самоценного) слова, сложное соотношение архаической или диалектной лексики с неологизмами, создаваемыми по внутр. язык, законам, эксперименты по созданию "звездного" или "заумного" яз., к-рый на осн. универсальных фонетических соответствий имел бы всемирное значение. Новации Х. во мн. предопределялись его утопическими воззрениями на судьбу мира, к-рый должен после эпохи войн и рев-ций стать единым гармоническим гос-вом (поэма "Ладомир"). Эстетический поиск Х., отличавшийся одновременно и поэтической дерзостью, и глубоким пониманием природы худож. слова, оказал большое воздействие на рус. поэзию 20 в.

В. Хлебников на смертном одре. Худ. П. Митурич. 1922

В. Хлебников на смертном одре. Худ. П. Митурич. 1922

Хлебников Кир. Тим

ХЛЕ́БНИКОВ Кир. Тим. (1776-1838) - исследователь Рус. Америки, служащий Рос.-Амер. компании, чл.-корр. Петерб. АН (1837). С 1803 начал службу на Камчатке. В 1816-17 на корабле "Кутузов" (ком. Л. А. Гагамейстер) Х. отправился из СПб. вокруг мыса Горн в Рус. Америку. В 1818 назначен пом. Л. О. Гагамейстера и управляющим Ново-Архангельской конторой. С 1822 по 1832 Х. совершал путешествия в Калифорнию, Перу, Чили, Бразилию, Гватемалу с торговыми и промышл. целями. Посещал о-ва Рус. Америки (Кадьяк, Уналашку, Св. Теория и др.). Знание Рус. Америки, имевшиеся в его распоряжении мат-лы Ново-Архангельской конторы, а также собранные дополнит, во время его путешествий мат-лы отражены в "Записках" Х., которые охватывают как нач. период открытия рус. мореходами и промышленниками Алеутских о-вов и Аляски в 18 в., так и период промысл, освоения этих терр. Содержат богатейшие сведения по истории и экономике, этнографии, многочисл. данные о флоре и фауне, геологии, климате и географии Алеутских о-вов и Аляски ("Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова". Л., 1979). В 1832-33 на воен. транспорте "Америка" прибыл в Кронштадт, в 1834 назначен правителем канцелярии, а с 1835 - одним из дир. Гл. правления Рос.-Амер. компании. Именем Х. назван мыс на Ближних о-вах в Беринговом море.

Хлеб-соль

ХЛЕБ-СО́ЛЬ - в нар. культуре символ гостеприимства, благополучия, достатка, жизни. Соль и хлеб рассматривали как единое, неразрывное и обязательное, ср.: "хлеб-соль не бранится", "без соли и хлеба не естся", "встретить Х.-С.", "на хлебе, на соли, да на добром слове", хлебосольство - радушие и щедрость при угощении, хлебосольный - гостеприимный и т. д. Х.-С. - это и стол, и обед, и просто предлагаемая пища или угощение; пожелание благополучия, знак дружбы: "Дай Бог с нами пожить да Х.-С. поводить". Соль помещали в центре хлеба, на самое высокое "почетное" место, насыпали в углубление в хлебе, или клали кусочек соли, или ставили солонку с солью. Х.-С. встречали на пороге дома гостя. У русских был обычай постоянно держать на столе Х.-С. Этот обычай особенно соблюдали по субботам и праздничным дням. Во мн. местах России в начале или в конце трапезы съедали по кусочку хлеба с солью - "на счастье". Когда починали каравай хлеба, отрезали маленький ломтик, оставляли его в солонке, а после двух дней этот ломтик съедал к.-л. из старших в семье, чтобы лучше уродился хлеб. Крестьянин, отправляясь за пределы дома, обязательно брал кусок хлеба с солью. Это обеспечивало ему безопасность в дороге, связь с домом и удачу в делах.

Х. С. широко использовали в различных обрядах, в т. ч. связанных с рождением ребенка. Родительнице давали съесть корочку хлеба с солью - "на хлеб на соль", "на доброе здоровье". Прежде, чем закопать послед, бабка-повитуха заворачивала в него кусок Х.-С. При крещении ребенка в пеленку прятали кусочек Х.-С. Кусок Х.-С. завернутый в платок, засовывали за пазуху и матери новорожденного, чтобы ее ребенок не голодал всю жизнь. Младенца после крещения кум или кума передавали матери через хлеб, лежащий на столе, чтобы новорожденный "шел на хлеб, на соль". Х. С. стоял на столе в течение всей свадьбы. С Х.-С. приезжала родня жениха или невесты, собираясь в доме того или другого перед венчанием. В день свадьбы, когда жених приезжал за невестой, ему часто загадывали неск. загадок, первая из к-рых посвящалась хлебу, а вторая - соли. По куску Х.-С. прятали за пазуху жениху и невесте, отправляя их в церковь. Часто первой едой молодых был именно хлеб с солью. Повсеместны обычаи Х.-С. благословлять жениха и невесту и встречать молодых на пороге дома после венчания. Х.-С. использовали и в календарных обрядах. Кусок Х.-С. оставляли в поле в обмен на сжатый последний сноп. Только что купленному домашнему животному давали по куску Х.-С. на пороге и за порогом двора.

Во мн. районах России Х.-С. использовали в гаданиях. На Святки девушка, ложась спать, клала кусок Х.-С. в изголовье и просила, чтобы суженый-ряженый пришел его откушать.

Хлевник

ХЛЕ́ВНИК - в нар. верованиях дворовый дух - хозяин хлева, покровитель домашнего скота, либо, наоборот, злобное существо, мучающее скот. В первом случае функции Х. аналогичны функциям домового (дворового).

Хлестаков

ХЛЕСТАКО́В - герой комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" (1836), человек безотчетного поведения, вдохновенный и беззастенчивый лгун и хвастун (отсюда выражение "хлестаковщина").

Хлопин Вит. Григ

ХЛО́ПИН Вит. Григ. (1890-1950) - создатель сов. школы радиохимии, проф. Ленингр. ун-та, акад. АН СССР (1939). Родился в Перми, в семье известного проф., ученого-гигиениста. Окончил Геттингенский ун-т (1911) и Петерб. ун-т (1912), начал свою трудовую деят-ность в радиологич. лаборатории Рос. АН; с 1922 - в Радиевом ин-те, с 1939 по 1950 - дир. этого ин-та, носящего теперь его имя.

Первые науч. работы Х. были выполнены совм. с В. И. Вернадским по эксперим. минералогии. Х. была разработана методика определения радиоактивности мин. вод. Х. участвовал в создании 1-го в стране радиевого з-да. В 1921 были получены первые высокоактивные препараты радия. В 1924 с применением радиоактивных индикаторов (в ничтожно малых концентрациях) Х., тщательно изучив распределение радиоактивных эл-тов (прежде всего радия) между твердой и жидкой фазой, сформулировал закон изоморфной кристаллизации, носящий его имя. Он предложил метод определения состава нестойких хим. соединений посредством изучения условий сокристаллизации. Цикл работ Х. посвящен изучению условий миграции радиоактивных эл-тов в земной коре. Им предложен метод определения абсолютного возраста горных пород на основе радиоактивных данных.

Соч.: Избранные труды: В 2 т. М.; Л., 1957.

Лит.: Академик В. Г. Хлопин: Очерки, воспоминания современников. Л., 1987; Ушакова Н. Н. В. Г. Хлопин. М., 1990.

Хлысты

ХЛЫСТЫ́ (христоверы, "люди божии") - рус. мистич. христ. секта. Существует несколько версий происхождения назв.: либо от обряда самобичевания, практикуемого в нек-рых общинах, либо искаж. слово "христы". Секта Х. появилась во 2-й пол. 17 в., отразила недовольство офиц. православием и соц. протест. Х. отказываются от внеш. обрядового православия, не признают духовенства и культа святых. Основа учения Х. - мистич. представление о возможности прямого общения человека с Богом и убеждение, что Бог может вселяться в людей, исполняющих заповеди аскетизма и воздержания, вплоть до отказа от семьи. Молитв. собрания Х. - "радения" - сопровождаются пением "распевцев" собств. сочинения, ритуальными плясками, доводящими Х. до религ. экстаза. Основатель секты - костромской крестьянин Даниил Филиппович, в к-рого, по преданию Х., вселился Бог Саваоф. В разгар реформ патр. Никона, спора о старых и новых книгах он отверг и те и другие и выбросил их в Волгу. Объявив источником веры "живое слово" того из верующих, в кого вселился Бог, Даниил оставил своим последователям 12 аскетич. заповедей. Продолжателями его дела стали др. "христы" и "богородицы". Власти организовали следств. дела против Х. (1733 и 1745-52), но репрессии не остановили распространения их учения в центр, губерниях, на Урале и Кавказе. Складывается замкнутая орг-ция хлыстовских общин - "кораблей" во главе с "кормщиками" и "кормщицами". Во 2-й пол. 19 в. появляется множество толков хлыстовства. Скрытность Х., их непривычные обряды способствовали распространению слухов о "свальном грехе" после "радений", о жестокости. Такие обвинения использовала офиц. правое л. пропаганда в борьбе против Х. После Окт. рев-ции продолжалось жестокое преследованиеХ. В наст. время общины Х. имеются в ряде обл. России и Украины.

Хлюстин Ив. Ник

ХЛЮ́СТИН Ив. Ник. (1862-1941) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-щев 1882 (кл. Г. Легата). В 1878-1903 артист, с 1886 первый танцовщик, с 1898 балетмейстер ГАБТ. Элегантный классич. танцовщик и превосходный партнер, среди его партий: Граф ("Звезды"), Феб ("Эсмеральда"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт ("Жизель", Дезире ("Спящая красавица"). Обновил ряд классич. спектаклей и поставил 2 ориг. многоактных балета: "Звезды" (1898, комп. А. Симон) и "Волшебные грезы" (1899, Ю. Померанцев). В 1898-1902 преподавал в Моск. театр, уч-ще. В 1903 Х. открыл школу балета в Париже; в 1905 премьер и балетмейстер балета Монте-Карло. В 1909-14 хореограф парижской Оперы, здесь Х. поставил спектакли: "Русалка" (1911, Л. Ламбер), "Истар" (1912, В. д’Энди), "Аделаида" (1912, М. Равель), "Филотис" (1914, Ф. Го-бер) и др. В 1914-31 (с перерывами) Х. - балетмейстер труппы А. Павловой, для к-рой переделал ряд классич. балетов, поставил новые спектакли: "Белое и черное" (1920, С. Шаминад), "Пери" (1921, П. Дюка), "Дионис" (1922, Н. Черепнин), "Фрески Аджанты" (1923, он же), "Роман мумии" (1924, он же) и отдельные номера. После смерти Павловой Х. оставил сцену (1931).

Хованские

ХОВА́НСКИЕ - княж. род, происходивший от Гедимина, вел. кн. Литовского, известен с нач. 15 в. В 17 в. Х. входили в число 16 родов, пред ст. к-рых могли сразу стать боярами, минуя титул окольничего. Х. играли заметную роль в 17-19 вв., находясь на разл. воен. и адм. должностях.

Особое место в рус. истории занимают боярин кн. Ив. Анд. Х. (? - 1682) и его сын Анд. Ив. (? - 1682). Первый начал службу стольником в царствование Михаила Федоровича Романова, был воеводой в Туле, Яблонове, Вязьме, Могилеве, Пскове, Новгороде, участвовал в войнах с Польшей, Швецией и Османской имп. В 1659 стал боярином, в 60-е гг. возглавил Ямской приказ, после разгрома Моск. восстания 1662 - сыскную комиссию. Получил прозвище "Таратуй" - пустомеля, болтун. Отличался необузд. нравом, вспыльчивостью, тщеславием. Во время выступления стрельцов в 1682 возглавил Стрелецкий приказ, в борьбе за власть опирался на стрельцов и старообрядцев, стараясь угодить и тем и другим. Противопоставил себя пр-ву, был обвинен в измене и по приговору Боярской думы казнен в подмоск. с. Воздвиженском. Его сын Анд. Ив. в 1670 служил воеводой в Пскове, участвовал в войнах с Польшей, в 1682 заведовал Судным приказом, был также обвинен в измене и казнен вместе с отцом. Из более поздних предст. рода особенно известны кн. Вас. Ал. Х. (1755-1830), был сенатором и обер-прокурором Св. Синода; кн. Ал-др. Ник. Х. (1771-1857) - действит. статский советник, сенатор, управляющий Гос. ассигнац. банком и Эксп. заготовления гос. бумаг; кн. Ник. Ник. Х. (1777-1837) - ген. от инфантерии, чл. Гос. совета.

Хованский Григ. Ал-др.

ХОВА́НСКИЙ Григ. Ал-др. (1767-96) - поэт. Происходил из древ. княж. рода. Получил прекрасное домашнее образование, в 1773-81 одним из его учителей был Я. Б. Княжнин, к к-рому Х. относился с благоговением. Первое стихотв. Х. напечатал в "Новых ежемесячных сочинениях", затем сотрудничал в ж. И. А. Крылова, поместил ряд стихотв. в карамзинских "Аонидах". В 1793 выпустил стих. сб. "Мое праздное время, или Собрание нек-рых мелких сочинений в стихах". В 1795 - еще один, "Жертва музам, или Собрание разных сочинений, подражаний и переводов в стихах". В сб. были помещены песни, стилизованные под фольклорные, мн. из к-рых воспринимались впоследствии как народные: "Ах луга, луга зелены, где так часто я гулял", "Я вечор в лугах гуляла, грусть хотела разогнать" и др. Шесть песен Х. вошли в "Карманный песенник" И. И. Дмитриева (1796). Во втором сб. "Аонид" (1797) Н. М. Карамзин поместил стихи "На смерть князя Г. А. Хованского", в к-рых утверждал обыденность как высокое и поэтич. свойство человека.

Ходасевич Влад. Фелицианович

ХОДАСЕ́ВИЧ Влад. Фелицианович (1886-1939) - поэт, критик. Сын польского худож. и еврейки из Вильны. Нек-рое время учился в Моск. ун-те. Печаталсяс 1905. Первые два сб. стихов ("Молодость", 1908 - попытка войти в символисткий круг; "Счастливый домик", 1914 - темы мирной жизни, "живого счастья") были замечены И. Анненским, В. Брюсовым, Н. Гумилевым. С 1912 по 1918 занимался пер. (польская и фр. беллетристика, польские, арм., латышские, евр. и финские поэты) и редактировал (соч. И. Богдановича, А. Пушкина). После Окт. рев-ции преподавал в Москве в студии Пролеткульта. Один из организаторов моск. Книж. лавки писателей. Заведовал моск. отделением "Всемирной литературы" (1918-20) и "Книжной Палатой Московского Совета". Третья кн. стихов "Путем зерна" (1920), утверждающая новую для поэта задачу служения впрок, идею посева культуры, приносит ему успех. В кон. 1920 по инициативе М. Горького Х. переезжает в Пг., поселяется в Доме искусств. В февр. произносит речь на вечере памяти Пушкина, которая воспринимается как открытая установка на традиции пушкинской культуры и свободы. Осознание тяжести выбранного пути определяет назв. очередного поэтич. сб. Х. - "Тяжелая лира" (1922). Летом вместе с Н. Берберовой уезжает из Сов. России. С кон. 1922 вместе с Горьким и др. организует и редактирует ж. "Беседа". В 1924 в Ленинграде выходит "Поэтическое хозяйство Пушкина". Живет в Берлине, Саарове, Белфасте, Сорренто и др. местах. В 1925 поселяется в Париже, где живет до самой смерти. Пишет для газет "Дни", "Последние новости" (до 1926), "Возрождение" (где с 1927 регулярно ведет лит.-крит. подвал "Книги и люди" под псевдонимом Гулливер, одно время - совместно с Берберовой). Сотрудничает с ж. "Современные записки". В 1927 выходит его последняя поэтическая кн. "Собрание стихов". В полемике вокруг возможности существования эмигрантской лит-ры выступал против Г. Адамовича, М. Слонима и др., призывая молодых писателей прежде всего совершенствовать ремесло и избегать упования на "лирический дневник". Гл. оппонентом Х. становится гр. писателей, участвовавших в сб. "Числа" (Г. Иванов, Г. Адамович, круг Д. Мережковского). Среди немн. друзей Х. в 1930-е гг. - прежде всего В. Набоков, В. Смоленский, Д. Кнут, Ю. Терапиано. В 1931 Х. издает биографию "Державин" и в течение ряда лет планирует и анонсирует биографию Пушкина, но выпускает лишь сб. ст. "О Пушкине" (Берлин, 1937). В последнее десятилетие почти не писал стихов. Оставил около 500 ст. крит. и ист.-лит. плана. Архив Х. погиб во время оккупации немцами Парижа.

В. Ф. Ходасевич

В. Ф. Ходасевич

Ходзько Иос. Ив

ХОДЗЬКО́ Иос. Ив. (1800-81) - геодезист, ген.-лейтенант. По происхождению поляк. В 1821 окончил Виленский ун-т. Принимал участие в триангуляц. работах в западн. губ. России и градусных измерениях под рук-вом В. Я. Струве. С 1840 работал на Кавказе. Организатор геодезич. измерений в Закавказье и широкого топограф. иссл. Гл. Кавказ, хребта. Совершил восхождение на вершину горы Арарат. Автор тр. по орографии Кавказа, работ и отчетов, к-рые опубликованы в Записках Военно-топографич. депо и РГО. Мат-лы его иссл. послужили основой для составления первых рельефных карт Кавказа. В 1868 удостоен Константиновской медали РГО (действ, чл. с 1871). Чл.-корр. Парижского ГО и поч. чл. Альпийского клуба Франции.

Ходотов Ник. Ник

ХО́ДОТОВ Ник. Ник. (1878-1932) - драм, актер. В 1895-98 учился на Драм. курсах при Петерб. театр, уч-ще (у В. Н. Давыдова). С 1898 в Александринском т-ре. Приятная внешность, красивый голос, искренность и теплота проявились в исполнении Х. героев пьес А. Н. Островского: Бородкин ("Не в свои сани не садись"), Жадов ("Доходное место"), Лель ("Снегурочка"), Платон ("Правда - хорошо, а счастье лучше"). Пользовался особой популярностью у студенчества, создавая образы экзальтиров. и лирич. героев в совр. и классич. драматургии: Тихон ("Гроза"), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Карандышев ("Бесприданница"), Незнамов ("Без вины виноватые" - все Островского), Недыхляев ("Кручина" И. Шпажинского), Андрей Калгаев ("Новое дело" В. И. Немировича-Данченко), Беляев ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева), Александр ("Король" С. С. Юшкевича), Петя Трофимов ("Вишневый сад" А. П. Чехова). В пьесах Чехова сыграл также Треплева ("Чайка"), Иванова ("Иванов"), Астрова ("Дядя Ваня") и Гаева ("Вишневый сад"). Особым успехом пользовалась страстная и глубокая игра Х. в инсценировках ром. Ф. М. Достоевского (Раскольников, "Преступление и наказание"; Мышкин, "Идиот"). Руководил в 1908 Свободным т-ром. Принимал участие в концертах, преподавал на драм. курсах (1912-14). После Окт. рев-ции продолжал работать в Александринском т-ре, из которого ушел в 1929.

Ходынка

ХОДЫ́НКА - крылатое выражение, синонимичное словам "давка", "беспорядки со смертельным исходом". Родилось в 1896, когда на Ходынское поле под Москвой, где должны были проводиться торжества по случаю коронации Николая II, пришло больше людей, чем могла вместить отведенная территория, и погибли или получили увечья б. 2 тыс. чел. Трагедия произошла по вине моск. обер-полицмейстера Власовского, к-рый предварительно не осмотрел местность (рядом с Ходынским полем находился глубокий овраг, было много ям и колодцев).

Жертвы Ходынки. 1896

Жертвы Ходынки. 1896

Хождение Богородицы по мукам

ХОЖДЕ́НИЕ БОГОРО́ДИЦЫ ПО МУ́КАМ - переводной слав. апокриф, изв. в др.-рус. лит-ре уже в списках 12 в. Включен в древнейший слав. "индекс отреченных книг" в Изборнике Святослава 1073. Принадлежит к числу эсхатологических апокрифов, рассказывающих о мучениях грешных душ в аду в ожидании Страшного Суда. Точное время пер. Х. с греч. языка неизв. Текст дошел до нас в неск. видах, или ред., происхождение к-рых полностью не выяснено. Н. С. Тихонравов предположил существование двух слав. пер. апокрифа, а также то, что в визант. лит-ре была известна иная, отличная от др.-рус. и более подробная ред. пам. Судя по большому кол-ву дошедших до нас списков и др.-рус. рукописной традиции (особенно 17-18 вв.), Х. было очень популярным чтением, в т. ч. в старообрядч. среде с ее восприятием окружающего мира как царства Антихриста. По жанру Х. близко "видениям" (ср. "Видение апостола Павла" с его картинами ада и рая). В Х. Богородица просит покровителя небесного воинства (архистратига) Архангела Михаила показать ей различные муки, уготов. в аду неправедным христианам. В сопровождении архистратига, выступающего в роли Дантовского Вергилия (хотя сама поэма Данте возникла независимо и позже греч. текста), Богородица "ходит" по кругам ада, наблюдая страшные мучения грешников, опис. с необычайными подробностями и даже натурализмом. Грешники горят негасимым пламенем в смоляной реке, подвешены за язык, за ногти, корчатся на раскаленных железных крюках и т. п. Эти картины скрепляются диалогом между Архангелом Михаилом и Богородицей, к-рая каждый раз спрашивает у него, за какие конкретные прегрешения уготована людям та или иная мука. Здесь те, кто не соблюдал постов, не чтил церковные праздники, сплетники, взяточники, прелюбодеи и т. д. Особо наказываются иереи (священники), плохо выполнявшие свой долг, а также язычники, поклонявшиеся при жизни своим божествам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Упоминание этих имен свидетельствует, что слав, текст Х. появился на Руси достаточно рано, когда языческая вера была еще сильной. Богородица сомневается в божеств. справедливости этих страшных мучений и выступает как заступница грешников. Трижды она обращается к своему всемогущему сыну Иисусу Христу с просьбой облегчить их участь. И лишь когда к ее мольбе присоединяются все небесные силы, Он соглашается дать грешникам временную передышку. Роль Богородицы - защитницы человеческого рода, выраж. в Х., определила особое внимание к этому пам. Его сюжет отразился в дух. стихах, позднее был использован Ф. М. Достоевским в Легенде о Великом Инквизиторе в ром. "Братья Карамазовы".

Изд. и лит.: Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси: (Лит. и фольклор параллели "Братьев Карамазовых") // Тр. Отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН СССР. Л., 1973. Т. 28. С. 296-307; Рождественская М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1.С. 463-465.

Хождения

ХОЖДЕ́НИЯ - жанр описания путешествий на Христ. Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Гл. цель таких путешествий - поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х. - "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, напис. в нач. 12 в. В нем автор подробно рассказал о пути, природных богатствах Палестины, опасностях, подстерегавших его и спутников от "сарацин", а также привел легенды о библейских местах и событиях, часто апокрифического характера. Х. игумена Даниила послужило во мн. отношениях лит. образцом для последующих путешественников. Позднее основными авторами Х. становятся купцы и дипломаты. Распространяются спец. путеводители по св. местам - "путники", где описывался маршрут, давались сведения этнографич. и географич. характера. В Др. Руси были известны Х. Антония Новгородского (Добрыни Ядрейковича, нач. 13 в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (14 в.), иеродиакона Зосимы (15 в.), купца Василия Позднякова, Трифона Коробейникова (16 в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Малого (17 в.), Ивана Лукьянова (нач. 18 в.). В 70-е гг. 15 в. в жанре Х. было написано "Хождение за три моря Афанасия Никитина, тверского купца" - своеобразный дневник с нерегулярными записями о путешествии и жизни автора в Индии. Интересен личный характер записей, их неукрашенность. В отличие от др. произв. этого жанра, чужая для Афанасия Никитина земля предстает здесь как "нечистая", "басурманская".

Лит.: Хождения в Святую Землю и путешествия вообще / В. Н. Перетц. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия: Ин-т рус. лит-ры. Т. 1, гл. VIII. М.; Л., 1941; Прокофьев Н. И. "Хождения" как жанр в древнерусской литературе // Уч. Зап. Моск. гос. Пед. ин-та. 228. Вопросы русск. лит-ры. М., 1960; Русские хождения 12-15 вв. // Там же. 362. Литература Древней Руси и 18 век. М., 1970.

Холмогорская резная кость

ХОЛМОГО́РСКАЯ РЕЗНА́Я КОСТЬ - рус. худож. промысел. Сформировался в 17 в. в с. Холмогоры на Сев. Двине - старинном кустарном, торговом и культ. центре Рус. Севера. С самого начала иск-во холмогорских косторезов развивалось на пересечении разл. культ, традиций - северно- и центральнорус., зап.-европ. и традиций народов Севера. Изделия Х. Р. К. выполнялись и выполняются как из благородной кости - мамонтовой и моржовой, так и из цевки - кости домашних животных (лошадей, коров), и выделяются среди др. косторезных промыслов очень высоким кач-вом. Старейшим типом костяных резных изделий были гребни, украшенные резьбой. Холмогорские мастера создавали шкатулки, коробочки, ларцы. Делались также туалетные коробочки для мушек, игральных костей, уховерток, табакерки и табачные терки, игольники, футляры для часов, шахматы, бирюльки, гребни, бокалы, чарки, медальоны, браслеты, ручки для тростей, скульпт. настольные украшения, резные из кости крестики, иконы и складни, миниатюрные портреты. Изделия из кости применялись также для облицовки мебели. Применялась как рельефная, так и сквозная резьба. Изделия Х. Р. К. покрывались ажурным орнаментом, под к-рый иногда подкладывалась фольга, и сюжетными рельефами - сценами из сев. жизни, портретами, аллегорич. композициями и эмблемами из эмблематич. сборников. В отделке применялись цветная гравировка, подкраска. Расцвет промысла - 18 в.; из мастеров того времени наиб. известен О. Х. Дудин. Мастера Х. Р. К. ориентировались на нидерландские и немецкие резные изделия, брали композиции и орнаменты из зап. гравюр. Со 2-й пол. 18 в. в орнамент стали вводиться местные животные и растения. В 19 в. делались и настольные скульптуры, иногда повторявшие изв. произведения; особ, много дошло моделей моск. памятника К. Минину и Д. Пожарскому. Для изделий Х. Р. К. характерен узнаваемый растит. орнамент - веточки, ягодки, рокайли; в центре предмета почти всегда помещается сюжетная сцена - бытовая, охотничья.

Со 2-й пол. 19 в. промысел пережил период упадка, разделив судьбу большинства нар. промыслов и декор, иск-в. В 1932 на основе промысла была создана косторезная артель им. М. В. Ломоносова. К традиц. изделиям добавились мундштуки, броши, заколки и др. женские украшения, по-прежнему выпускаются уникальные кубки и т. п.

Холодная Вера Вас.

ХОЛО́ДНАЯ Вера Вас. (1893-1919) - актриса кино, первая рус. кинозвезда. Училась в балетной школе. Работу в кино начала в 1914 на кинофирме А. Ханжонкова. Реж. Е. Бауер первым увидел, что Х. способна стать идеалом красоты и женственности, отвечающим потребностям эпохи. В ф. Бауера "Жизнь за жизнь" (роль Наты, 1916) Х. впервые выступила в роли слабой, безвольной женщины, вовлеченной в омут роковых страстей. Позднее Х. постоянно повторяла один и тот же образ, одну и ту же драматургич. ситуацию: женщина, охвач. внезапным порывом страсти, изменяет любящему и любимому человеку и погибает. Х. не была сильной драм, актрисой, но умела выгодно демонстрировать себя на экране.

Настоящей звездой и "королевой экрана" Х. стала, перейдя в 1916 на кинофирму Д. Харитонова, делавшего ставку на звезд и рискующего объединять их в одном фильме. Первым опытом в этом направлении был ф. "У камина" (1917), где Х. выступила вместе с В. Максимовым и В. Полонским. У Харитонова Х. работала с реж. П. Чардыниным. Его ф. с участием Х. "Позабудь про камин" (роль Марии Зет, 1917) и "Молчи, грусть, молчи" (роль Полы, 1918) дали рекордные для рус. дорев. кино сборы.

Среди ф.: "Миражи" (Марина), "Песнь торжествующей любви" (Елена, оба - 1915), "Живой труп" (Маша), "Тернистый путь славы" (королева экрана Вера Северная) (оба - 1918) и др.

Лит.: Соболев Р. Люди и фильмы рус. дорев. кино. М., 1961; Гинзбург С. Кинематография дорев. России. М., 1963; Болобан Н. А. Фотолетопись (иконография) В. В. Холодной. М., 1970.

Холодович Ал-др Ал

ХОЛОДО́ВИЧ Ал-др Ал. (1906-77) - лингвист, востоковед. Окончил Ленингр. ун-т. Учился в аспирантуре у Н. Я. Марра. Преподавал в Ленингр. ист.-лингв, ин-те (с 1932), Ленингр. ист.-философско-лингв. ин-те (1933-37), Ленингр. ун-те (1938-61). С кон. 30-х гг. работал в Ин-те востоковедения АН СССР, с 1961 - в Ленингр. отд. Ин-та яз.-знания (ЛО ИЯ) АН СССР. Иссл. японского, корейского и айнского яз. Первым в нашей стране начал изучение грамматики корейского яз. и организовал его преподавание. Автор описаний грамматики этих яз.: "Очерки по строю японского языка" (1945), "Очерк грамматики корейского языка" (1954) и др. Составитель первого корейско-рус. словаря (1951 и др. издания). Инициатор и организатор типологич. иссл. разноструктурных языков на основе созданной им группы структурно-типологич. изучения яз. в ЛО ИЯ АН СССР (с 1961), известной также как "ленинградская типологич. школа", или "школа Х.". Принимал непосредств. участие в ее первых коллективных монографиях "Типология каузативных конструкций" (1969) и "Типология пассивных конструкций" (1974). Переводил "Основы фонологии" Н. С. Трубецкого (1960), редактировал перевод "Принципов истории языка" Г. Пауля (1960), был ред., составителем, автором примечаний и вступ. статьи "Трудов по языкознанию" Ф. де Соссюра (1977). Был переводчиком или ред. неск. сб. произв. корейской и японской лит-ры, в т. ч. сб. "Корейская классическая поэзия" (пер. А. А. Ахматовой, 1956).

Лит.: Рачков Г. Е., Яхонтов С. Е. Александр Алексеевич Холодович: (К 60-летию со дня рождения) // Народы Азии и Африки. 1966. № 3; Оглоблин А. К., Храковский В. С. А. А. Холодович: творчество и науч. школа // Типология и грамматика. М., 1990; Храковский В. С., Оглоблин А. К. Группа типологического изучения языков ЛО Института языкознания АН СССР: Теорет. прогр., исслед. принципы, рабочие приемы // Вопр. языкознания. 1991. № 4.

Холоп

ХОЛО́П - с 11 в. наиб. общее наименование лично не свободного человека, не имевшего граж. прав и всецело зависящего от господина. В отличие от зависимых крестьян, Х. не нес повинностей в пользу гос-ва и не был подсуден гос. властям. В то же время господин должен был отвечать за действия Х., напр. за кражу. Убийство своего Х. законом не каралось. Развитие феод. отношений приводит к дифференциации холопства. С 12 в. известен Х. обельный (полностью потерявший свободу) и Х. "по ряду" (на известных условиях). К 15 в. выделяется слой боевых Х.-послужильцев, составлявших воен. свиту феодала и несущих службу управителей в его х-ве (в Зап. Европе им соответствуют министериалы). Судебник 1497 запрещает превращать в Х. служащих по "городскому ключу" (в гор. х-ве господина), предоставляет свободу Х., бежавшим из вражеского плена. В 16 в. известно холопство "старинное" (потомственное), докладное (с доклада властям гос-ва), получает особое распространение новая форма холопства - по служилой кабале (за долг.). По уложению 1597 служба по кабале признается осн. формой холопства, кабальный обязан служить до смерти господина. Фактически до нач. 18 в. сохраняется и старинное холопство. В связи с податной реформой Петра Великого Х. фактически приравнивается к крестьянину, и термин "Х". постепенно исчезает из употребления.

Холостой стих

ХОЛОСТО́Й СТИХ - нерифмов. стих среди рифмованных. Может занимать любую позицию в стихотв. тексте, использоваться как единичный случай (обычно в начале или в конце произв. для создания иллюзии его оборванности, как, напр., начало "Сцены из Фауста" А. С. Пушкина) или как постоянный элемент в строфич. композиции прям, стиха: 1) в тверд. и полутверд. стихотв. формах (напр., рубай - ааха, газель - аа ха ха...); 2) в строфич. стих, как заключит, стих строфы - подобие рефрена (напр., 5-стишия в стих. Г. Р. Державина "Ключ"); 3) в 4-стишиях в середине строфы: ааха - в рус. частушках и подражаниях им, хаха - популярная строфа рус. поэзии нач. 19 в., вошедшая в поэтич. практику благодаря пер. из нем. романтиков, прежде всего Г. Гейне ("Сидел рыбак веселый / На берегу реки, / А перед ним по ветру / Качались тростники", М. Ю. Лермонтов), или более редкий случай - ахах ("Как ясность безоблачной ночи, / Как юно-нетленные звезды, / Твои загораются очи / Всесильным таинственным счастьем", А. А. Фет); 4) в стих. с любым объемом и структурой строфы (в поэтич. практике рус. и европ. поэтов представлены разнообразными, но единичными примерами).

Холуй

ХО́ЛУЙ - холуйская миниатюра, один из традиц. рус. худож. промыслов, вид лаковой живописи. Назв. происходит от пос. Холуй Ивановской обл., известного с 16 в. как местный центр иконописи. Промысел возник в нач. 30-х гг. нашего века, когда была образована Холуйская худож. артель (ныне Холуйская фабрика худож. лаковой миниатюры). Х. представляет собой небольшие лаковые изделия из папье-маше, расписанные темперой. Для Х. характерно преобладание фольклорных и ист. сюжетов, иногда используются совр. темы. Изображение строится на пейзажном фоне и отличается конкретностью деталей, реалистичной манерой письма. Живопись яркая, насыщенная, доминирует красновато-коричневый или синевато-зеленый колорит. Роспись обрамляется тонким золотым орнаментом.

Мастера: Н. И. Бабурин, Б. А. Белов, К. В. Костерин, С. А. Мокин, В. Д. Пузанов и др.

Холфин Ник. Сер.

ХО́ЛФИН Ник. Сер. (1903-79) - артист балета и балетмейстер. В 1923-24 учился в Моск. балет. студии В. Мосоловой. Окончил Моск. театр. техникум им. Луначарского в 1928 (кл. Е. Долинской и А. Мессерера). В 1928-32 артист и балетмейстер Моск. Драм, балета под руководством Н. Греминой. Постановки: "Морской скетч" (1929, комп. Г. Милютин), "Хореографические рассказы" (совм. с Е. Менес, 1932, В. Ширинский, П. Чайковский), балетные миниатюры. В 1932-38 артист и гл. балетмейстер Моск. худ. балета под рук-вом В. Кригер, в 1939-58 балетмейстер Моск. Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Осн. постановки: "Красный мак" (1932, М. Глиэр), "Соперницы" (1933, П. Гертель), "Треуголка" (1936, М. де Фалья, С. Василенко), "Цыганы" (1937, Василенко), "Франческа да Римини" (1947, Б. Асафьев), "Доктор Айболит" (1948, И. Морозов), "Веселый обманщик" ("Приключения Алдар-Косе", 1949, К. Корчмарев). Острохарактерный танцовщик, Х.-хореограф на протяжении всей своей деят-ности утверждал в балете действенный танец, оправд. актерской игрой. Стремясь к освоению хореогр. иск-вом методов МХАТ, работал в содружестве с драм. режиссерами Б. Мордвиновым и П. Марковым. Предпочитал сюжетные спектакли с героями, характеры к-рых подкупали своей живостью и узнаваемостью. Наиб, удачными были у Х. комедийные балеты. Ставил также: в Кирг. т-ре оперы и балета - "Анар" (совм. с В. Козловым, 1940, В. Власов и В. Фере), "Соперницы" (1939), "Чолпон" (совм. с Н. Тугеловым, 1958, М. Раухвергер); в Туркм. т-ре оперы и балета им. Махтумкули - "Алдар-Косе" (1942), "Девушки моря" (1943, Корчмарев); в Народной опере в Софии - "Красный мак" (1951), "Шехерезада" (1951, Н. Римский-Корсаков), "Гайдуцкая песня" (1953, А. Райчев) и др. В 1960-68 балетмейстер Моск. мюзик-холла.

Хомич Ал. Петр.

ХО́МИЧ Ал. Петр. (1920-80) - футболист, з. м. с. СССР (1948). Один из лучших вратарей сов. футбола 40-х гг. Чемпион СССР 1945, 1949. Европейскую известность приобрел в результате блестящей игры в Англии во время успешного турне моск. "Динамо" в 1945, после чего получил прозвище "Тигр". В последние годы работал спорт. фотокорр.

А. П. Хомич в броске (с мячом)

А. П. Хомич в броске (с мячом)

Хомяков Ал. Степ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хор

ХОР (от греч. χορός - групповой танец с пением) - 1) Крупный коллектив певцов, предназнач. для совместного исполнения к.-л. вокального произв. с инструмент, сопровождением или без него (Х. и капелла). Х. различают: по составу участников - однородные (т. е. составл. только из мужских, или женских, или дет. голосов) и смешанные (т. е. объединяющие их в разных сочетаниях); по числу голосов - наиб, распространен 4-голосный смеш. Х., объединяющий партии сопрано (дискантов), альтов (меццо-сопрано и контральто), теноров и басов; по кол. участников - минимальное число хористов 12 (по 3 исполнителя в каждой хоровой партии) составляет камерный Х., до 100-120 - большой Х., особые составы до 1000 человек - сводные Х.

2) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод), часто в сопровождении альтов, кифары, лиры в Др. Греции, в Др. Иудее.

3) В античном т-ре обязат. коллективный участник трагедий и комедий, олицетворяющий голос народа, а нередко выступающий и как самостоят. действующее лицо.

4) Муз. произв., предназначенное для исполнения хоровым коллективом. М. б. самостоят. или входить в состав др. произв. в качестве его составного эл-та (Х. в опере, оратории, кантате и др.).

5) В зап.-европ. музыке 17-18 вв. обозначение заключит. раздела в "дуэтах согласия" и трио.

6) Группа струн одного муз. инструмента, настроенных в унисон с целью усиления и тембрового обогащения звука.

7) В оркестре - звучание группы однородных инструментов (Х. виолончелей, Х. валторн и т. п.).

8) Спец. место для певчих в храмах византийской, романской и готической архитектуры; в рус. церкви - "хоры".

Хорал

ХОРА́Л (нем. Choral, позднелат. cantus chorelis - хоровое песнопение) - общее назв. традиционных (канонизированных) одноголосных песнопений зап.-христианской церкви. Является составной ч. богослужения и исполняется в церкви.

Различают 2 основных типа Х. - григорианский и протестантский. Григор. Х. оформился в первые века существования католич. церкви. Он отличается внеличным характером, мелодика всецело подчинена богослужебному тексту. Напевы григор. Х. одноголосны. Протестант. Х. был связан с эпохой Реформации, с переводом богослужения на понятный верующим нац. яз. и сознат. ориентацией на нар.-песен. мелодику, что осуществил М. Лютер. Под воздействием бытовой музыки напевы протестант. Х. получили простое аккордовое сопровождение. В сравнении с григор. песнопениями в протестант. Х. значительно усилился непосредственно эмоциональный момент, связанный с тем, что протестант, община непосредственно обращается с молитвой к Богу, минуя посредника-священника, как это имеет место в католич. богослужении. Протестант. Х. стал осн. нац. профессионального иск-ва Германии, способствовал развитию муз. культуры Чехии, Нидерландов, Франции, Великобритании, Польши, Венгрии и др. стран.

Начиная с сер. 18 в. Х. используется в музыке преимущественно традиционных церк. жанров - выраженное в нем мироощущение уже изживало себя. Позднее, в 19 в., обращение к Х. определяется программой или сюжетом, хоральные мелодии используются в качестве символа или цитаты. Сложилось обобщенное представление о Х., к-рое многообразно претворялось в творч. практике разных мастеров как средство создания атмосферы архаики, отвлеченной возвышенности, одухотворенности или, напротив, вне-личного, сурово-беспощадного начала.

Хорей

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Хореографические миниатюры"

"ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКИЕ МИНИАТЮ́РЫ" - балетная труппа, организов. в 1969 в Ленинграде балетмейстером Л. Якобсоном. Среди его постановок 1971-75 одноактные балеты: театрально-праздничный "Экзерсис-20" (на муз. И. С. Баха), героич. "Симфония бессмертия" (Б. Тищенко), сатирич. "Клоп" (Д. Шостакович), экспрессионистский "Город" (А. Веберн), бессюжетный "Блестящий дивертисмент" (М. Глинка), острохарактерный "Негритянский концерт" (И. Стравинский), трагедийный "Свадебный кортеж" (Шостакович) и комедийный "Бродячий цирк" (Стравинский), а также спектакли - циклы из хореогр. миниатюр: "Роден", "Русские миниатюры", "Классицизм-романтизм", "Гайдн - Моцарт" и др. Коллектив много и успешно гастролировал по стране, немало способствуя активизации в сов. балете совр. средств выразительности. После смерти Якобсона в 1976 труппу возглавил А. Макаров. "Х. М." удалось как сохранить основное в творч. наследии своего создателя, так и пополнить репертуар новыми балетами. Здесь ставили свои спектакли Г. Алексидзе, Л. Лебедев, А. Полубенцев, Н. Волкова и др. Гастроли труппы часто проходили за рубежом. С кон. 80-х гг. осн. репертуаром "Х. М." стали классические постановки: "Шопениана", "Жизель" и др. С кон. 1991 коллектив именуется "С.-Петербургским гос. театром балета".

Ансамбль «Хореографические миниатюры». Балетмейстер Л. Якобсонсон

Ансамбль «Хореографические миниатюры». Балетмейстер Л. Якобсонсон

Предыдущая страница Следующая страница