Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Хорей

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Хорей

ХОРЕ́Й (от греч. χορει̃ος, букв. - плясовой; трохей, τροχαι̃ος, букв. - бегущий) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 2-сложными стопами с сильным местом на первом слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место - безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Х.: - Хорей - Хорей ... Хорей, где "-" - сильное место, Хорей - слабое место, "Хорей" - обязательно-ударное сильное место). Кол-во стоп определяет размер хореич. стиха; наиб. употребительными являются: 4-стопный Х. ("Я пришел к тебе с приветом", А. А. Фет), 5-стопный Х. ("Выхожу один я на дорогу", М. Лермонтов), 6-стопный Х. с цезурой (словоразделом) ("С плеч могучих сняли бархатный кафтан", И. С. Тургенев) и бесцезурный ("Скучно, девушки, весною жить одной", А. А. Дельвиг); цезурный и бесцезурный Х. в поэтич. практике не смешиваются. В Х., как и в ямбе, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии); часто-ударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно; начальное и предпоследнее сильное место - редкоударны. В рус. стихосложении Х. как самостоят. стопу впервые выделил В. К. Тредиаковский ("Новый и краткий способ к сложению рос. стихов", 1735), за ним - М. В. Ломоносов. После ямба Х. - самый распростр. метр рус. силлабо-тоники. Первые хореич. стихи на рус. яз. появились в кон. 17 - нач. 18 в. и принадлежали иностранцам. Освоение Х. рус. поэзией связано с именем Тредиаковского, реформировавшего силлабич. 11- и 13-сложники на основе упорядоченного чередования хореич. стоп. В 18 в. Х. (гл. обр. 4-стопный) используется для "духовных" и "анакреонтич." од, песен и романсов; с тех пор песен, традиция прочно закрепляется за этим размером (М. М. Херасков, Г. Р. Державин, В. В. Капнист, Н. М. Карамзин, М. В. Ломоносов и др.). В нач. 19 в. популярность его возрастает: 4-стопный Х. проникает в элегию и эпос, впервые входит в поэтич. практику (благодаря Лермонтову) 5-стопный Х., получает распространение разностопный урегулированный Х. (4- и 3-стопники - В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, И. И. Козлов, К. Н. Батюшков и др.). В сер. 19 в. Х. связывается с нар.-песен. (4-стопный), элегич. и эпич. фольклорной традицией (5-стопный), резко возрастает популярность до тех пор малоупотребит. 3-стопного и обоих вариантов 6-стопного Х. (Я. П. Полонский. Н. А. Некрасов, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, Л. Е. Мей, Н. Ф. Щербина и др.). В нач. 20 в. традиц. хореич. размеры (4-, 5- и 6-стопные) получают новые клаузульные и цезурные разновидности; появляются сверхдлинные Х. (7-стопные у В. Я. Брюсова, 9-10-стопные у С. М. Соловьева), в прошлом малоупотребит. вольный Х. (К. Д. Бальмонт). В совр. поэзии используется гл. обр. 5-стопный Х.

В начало словаря