Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХИР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХИР")

Хабаров Ерофей Пав

ХАБА́РОВ Ерофей Пав. (ок. 1610 - после 1667) - землепроходец и промышленник. Род. в крест. семье близ г. Великий Устюг. В молодые годы ходил на промыслы пушнины за Урал, в Мангазею и на п-ов Таймыр; в 1630 поселился в Сибири, у устья р. Киренги, где построил соляную варницу, мельницу, завел пашню и стал крупным хлеботорговцем края. В 1649-53 совершил ряд походов в Приамурье, в богатую Даурскую землю. Эти походы явились важным этапом в ист. иссл. бассейна р. Амур. Выполнил чертеж Даурской земли, составил отчет об эксп. Карта Х. послужила гл. источником при выполнении карт Сибири 1667 и 1672; позднее их использовал голл. картограф Н. Витсен для карты Сибири (1688). Весной 1650 Х. вернулся в Якутск. Осенью 1650 с отрядом из 137 чел. Х. вновь прибыл в Даурию, откуда летом 1651 двинулся вниз по Амуру. Во время зимовки в устье р. Уссури отряд подвергся нападению местного племени ачан. Несмотря на одержанную победу, Х. решил вернуться, но на обратном пути встретил отряд казаков, высланный из Якутска на его розыски, и вместе с этим отрядом продолжил свой поход. Собрал сведения о природе Даурии и хоз. деят-ности местного нас. За успехи эксп. Х. получил назначение в Усть-Киренгский острожек на р. Лене, где занимался орг-цией промысловых артелей, распространением земледелия.

Именем Х. названы краевой центр, крупный город Д. Востока (Хабаровск) и ж.-д. станция - "Ерофей Павлович".

Хаёна

ХАЁНА (от глаг. хаять - ругать) - один из видов свадебных песен, ругательная песня, адресованная свату, свахе, дружке и т. п.

Хазары

ХАЗА́РЫ - кочевой тюркоязыч. народ Юго-Вост. Европы. Упоминается в письм. источниках, повествующих о событиях не ранее нач. 6 в. Колыбель Х. - прикаспийские степи Сев. Предкавказья; кочевья простирались до ниж. Волги. Х. вместе с савирами нападали на Иран, Византию и Закавказье. С образованием во 2-й пол. 6 в. на Азиатском континенте Тюркского каганата Х. оказались в его подчинении. После распада каганата (ок. сер. 7 в.) его преемником становится Хазарский каганат - федеративный союз племен во главе с Х. В борьбе с болгарами Х. захватили приазовские степи, Сев. Причерноморье, часть степного Крыма и в кон. 7 - нач. 8 в. географически сблизились с Византией. След. десятилетия наполнены борьбой Х. с Арабским халифатом. С 8 в. в Хазарин начитают формироваться раннефеод. отношения (переход от кочевий к оседлости, занятия земледелием, появление городов, развитие внутр. и внеш. торговли). В кон. 8 - нач. 9 в. гос. религией Х. был объявлен иудаизм. В даннических отношениях с Х. оказались соседние слав. племена полян, северян и вятичей. Однако в 9-10 вв. каганат утратил свое могущество под давлением печенегов, алан и русов. Последний удар Хазарии был нанесен киев. кн. Святославом Игоревичем в 965. Последнее упоминание о Х. в европ. источниках относится к 11 в.

Халтурин Степ. Ник

ХАЛТУ́РИН Степ. Ник. (1856-82) - революционер. Род. в семье зажиточных гос. крестьян, в дер. Халевинской Орловского у. Вятской губ. В 1871 окончил Орловское уездное уч-ще. В 1874-75 учился в Вятском техн. уч-ще. По профессии - столяр-краснодеревщик. Работал столяром в ж.-д. мастерских в Москве. Осенью 1875 приехал в СПб., работал на разных предприятиях. Занимался полит. самообразованием, возглавлял подпольную рабочую б-ку. С 1875 - чл. рабочей орг-ции "Общество друзей", имел контакт с народниками, но не полностью разделял их позиции. В 1878-79 вместе с В. П. Обнорским являлся организатором и рук. "Северного союза русских рабочих", участвовал в подготовке и проведении стачек на заводах СПб. В 1879 после разгрома союза и ареста его активных деятелей, среди к-рых был и Обнорский, примкнул к "Народной воле", стал участвовать в терроризме. По заданию народовольцев под именем Степана Батышкова поступил работать в Зимний дворец. 5 февр. 1880 совершил покушение на Александра II - произвел взрыв, но имп. не пострадал. За неск. минут до взрыва Х. покинул Зимний дворец. Скрывался на квартире В. Н. Фигнер и избежал ареста. В 1881 стал чл. Исполкома "Народной воли", вел пропаганду среди моск. рабочих. В 1882 в Одессе вел работу по орг-ции "Одесской рабочей группы". По заданию "Народной воли" 18 марта 1882 вместе с Н. А. Желваковым в Одессе совершил убийство воен. прокурора ген. В. С. Стрельникова. Будучи арестованным, назвался Степановым. По приговору военно-полевого суда вместе с Желваковым, оставшись неопознанным, был повешен в Одессе.

С. Н. Халтурин

С. Н. Халтурин

Хан

ХАН (от тюрк, хаган, хакан, каган - властитель, монарх) - феод. владет. князь у нек-рых тюрк. и монг. народов. Термин первоначально обозначал вождя племени (напр., у кочевников Ирана и Афганистана). В 13-14 вв. в Монг. империи - правители улусов (уделов) Чингисидов, ставших во 2-й пол. 13 в. самостоят. гос-вами - ханствами. В нач. 40-х гг. 13 в. было основано феод. гос-во Зол. Орда (улус Джучи) во главе с Х. Батыем. Рус. земли территориально не входили в Зол. Орду, но после воен. поражения находились в вассальской зависимости от нее - платили дань и подчинялись приказам Х. до кон. 15 в. В 1480 Русь окончательно освободилась от тат.-монг. ига и ханского владычества.

Ханаев Никандр Сер.

ХАНА́ЕВ Никандр Сер. (1890-1974) - певец (драм. тенор). Нар. арт. СССР (1951). В 1921-24 училсяв Моск. конс. (кл. Л. Г. Звягиной). В 1925 работал в Оперной студии ГАБТ, в 1926-54 солист ГАБТ. Обладал сильным, звучным голосом красивого тембра, самобытным сценич. дарованием, высокой певческой культурой. Лучшие партии: Садко ("Садко" Н. А. Римского-Корсакова), Герман ("Пиковая дама" П. И. Чайковского), Сабинин ("Иван Сусанин" М. И. Глинки), Шуйский ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Отелло ("Отелло" Дж. Верди). Выступал в концертах. В 1948-50 преподавал в Моск. конс. В 1953-55 зам. дир. ГАБТ.

Хандошкин Ив. Евстаф.

ХАНДО́ШКИН Ив. Евстаф. (1747-1804) - скрипач, дирижер, педагог. Муз. образование получил в худ. школе вел. кн. Петра Федоровича, в к-рую был принят "музыкантским учеником" в окт. 1760. В дальнейшем совершенствовался у итал. скрипача Тито Порта. В 1762 был зачислен скрипачом в придв. оркестр и вскоре назначен капельмейстером. В 1764 принят учителем музыки в Воспитат. уч-ще Академии художеств (среди его учеников по скрипке - И. Мартос, Ф. Щедрин). В 1777 Х. числится в реестре театр. служителей при Дворе. В 1784 репетитор балетной группы Большого кам. т-ра. Участвовал в концертах в домах Г. Потемкина, С. Яковлева, П. Зубова. В февр. 1785 по ходатайству Потемкина уволен от службы в Театр. дирекции и назначен "начальником Екатеринославского университета, с награждением чином придворного мундшенка". Вернулся в СПб. после смерти Потемкина (1791), но больше не служил.

Х. был первым выдающимся рус. скрипачом. Владел также балалайкой, альтом и 7-струнной гитарой. Обладал даром импровизации.

Считается, что Х. сочинил более 100 произв., в осн. для скрипки, предпочитая вариации на рус. нар. темы. В 1790-х гг. ряд сочинений Х. издал И. Герстенберг ("Шесть русских песен на 2 скрипки с вариациями", "Семь русских песен для 2-х скрипок", 1794, 1796) и др. Наиб. ярко талант и мастерство Х. проявилось в сонатах для скрипки соло.

Ханыков Ник. Вл

ХАНЫ́КОВ Ник. Вл. (1819-78) - востоковед, дипломат, географ, путешественник. Окончил Царскосельский лицей (1836). Самостоят. изучил вост. яз. (посещал вольнослушателем лекции в Петерб. ун-те). С 1838 - чиновник Мин-ва иностр. дел, в 1841 прикомандирован к миссии К. Ф. Бутенева в Бухару, по возвращении опубликовал книгу о Бухарском ханстве. С 1845 - действ, чл. РГО. В кон. 40-х гг. - на дипл. службе при наместнике Кавказа М. С. Воронцове, активно занимается кавказоведением. В 1851 избран пом. пред. новоучрежденного Кавказского отделения РГО. С 1852 - чл.-корр. АН. В 1854-57 - генеральный консул в Тебризе (Иран), затем снова на Кавказе. В 1858-59 возглавил науч. эксп. в Хорасан. С 1860 жил в Париже (покинул Россию, как принято считать, по полит. мотивам), где и обнародовал осн. результаты хорасанской эксп. В 1866 уволен из МИД с назначением пенсии, тогда же Советом Петерб. ун-та ему присвоена степень "доктора истории Востока". До конца жизни Х. поддерживал тесные связи с науч. учреждениями России: АН, РГО и Публ. б-кой в С Пб., к-рой он передал собранную им коллекцию ценных рукописей на араб., перс, и тюркских яз. В 1874 в СПб. увидел свет выполненный им пер. 1-й части "Землевладения Азии" К. Риттера - "Иран", снабженный подробными комментариями и доп. самого Х. Опубл. более 90 работ, мн. из к-рых имели форму писем к крупнейшим востоковедам того времени (Б. А. Дорну, Х. Д. Френу и др.) по разл. вопросам географии и этнографии Ирана, Кавказа, Ср. Азии. Чл. Париж. Азиатского об-ва (с 1860). Удостоен зол. медали Париж, геогр. об-ва (1861). Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Соч.: Описание Бухарского ханства. СПб., 1843; Тифлисский климат. Тифлис, 1847; О перемежающихся изменениях уровня Каспийского моря // Зап. Кавказ, отд. Имп. Рус. геогр. о-ва. 1853. Кн. 2. С. 66-152; Экспедиция в Хорасан. М., 1973; Заметки по этнографии Персии. М., 1977.

Лит.: Халфин Н. А. Н. В. Ханыков - востоковед и дипломат. М., 1977.

Ханыков Як. Вл

ХАНЫ́КОВ Як. Вл. (1818-62) - картограф (брат Н. В. Ханыкова), секретарь Геогр. об-ва (1851). Род. в Лихвинском у. Калужской губ. Осн. работы посвящены географии и картографии Азии ("Географическое обозрение Оренбургского края", 1839; "Очерк состояния внутренней Киргизской орды в 1841 году", 1847; карта Аральского моря и Хивинского ханства с их окрестностями, 1851; карта оз. Иссык-Куль с окрестностями, 1851; карта сев.-зап. части Ср. Азии с приложениями, 1855 и др.).

Характерный танец

ХАРА́КТЕРНЫЙ ТА́НЕЦ - одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х. Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т-ра. Средствами Х. Т. создавались характеры крестьян, ремесленников, разбойников, экзотич. народностей, малоизвестных в Европе, а также миф. персонажей - сатиров, вакхов, фавнов и др. В нач. 19 в. в рус. балете возник интерес к подлинному нар. танцу, к-рый составлял основу патриот. дивертисментов, посвященных Отеч. войне 1812. Местный нац. колорит играл заметную роль в романтич. балете, что ускорило преобразование нар. танца в Х. Т. В акад. балете эпохи М. Петипа Х. Т. облагораживается канонами классич., приобретает "салонный" характер. В то же время движения Х. Т. Петипа часто вводил в классич. танец. Новый этап Х. Т. обозначился в нач. 20 в. в творчестве М. Фокина и А. Горского, где он представал то стилизацией пластики ушедших в прошлое эпох, то слиянием форм классич. и Х. Т. Сов. балетмейстеры проявляли большой интерес к нар. творчеству: Ф. Лопухов, В. Войнонен, В. Чабукиани и др. создавали образы героич. народа и отд. его представителей. Как учебная дисциплина Х. Т. возник в кон. 19 в. в Петерб. театр, уч-ще. Ее разрабатывали А. Ширяев, А. Бекефи. В 1937 там же создан первый учебник "Основы характерного танца" Ширяева, М. Бочарова и А. Лопухова. В дальнейшем Х. Т. прочно вошел в новую лексику совр. балета.

Танец Арапа, Балерины и Петрушки из балета «Петрушка». Худ. Ж. Барбье. 1914

Танец Арапа, Балерины и Петрушки из балета «Петрушка». Худ. Ж. Барбье. 1914

Харламов Валер. Бор.

ХАРЛА́МОВ Валер. Бор. (1948-81) - хоккеист, з. м. с. СССР (1969). Один из лучших нападающих в истории сов. хоккея с шайбой. С 1968 входит в состав сборной команды СССР. Олимп. чемпион (1972, 1976). 8-кратный чемпион мира (1969-71, 1973-75, 1978, 1979), 7-кратный чемпион Европы (1969, 1970, 1973-75, 1978, 1979), 11-кратный чемпион СССР (1968, 1970-73, 1975, 1977-81). Обладатель Кубка СССР (1968, 1969, 1973, 1977, 1979). Автор кн. "Хоккей - моя стихия" (М., 1977) и "Три начала" (М., 1979).

Хармс Даниил

ХАРМС Даниил (наст. фам. и имя Ювачев Даниил Ив.) (1905-42) - писатель. Род в семье писателя, бывшего народовольца. Мать - педагог. В лит-ру вошел в сер. 20-х гг. Один из основателей группы ОБЭРИУ (Объединение реальн. иск-ва), принимал участие в ее публичных выступлениях. Стихи Х. нередко распространялись в рукописях. В 1927 на сцене Дома печати была поставлена пьеса Х. "Елизавета Бам", в нек-рых своих элементах близкая к театру абсурда. В 1928 С. Я. Маршак и Н. М. Олейников привлекли Х. к работе в ж. "Еж" и "Чиж" (напеч. дет произв. "Игра", "Иван Иваныч Самовар", "Миллион", "Веселые чижи", "Врун", "Сказка" и др.). В 30-е гг. было издано неск. тонких книжек Х. В детских стихах Х. выступал как мастер эксцентрики, парадокса, неожид., энергичн. ритмов, цель к-рых - преодолеть штампы житейских представлений. Х. опирался на жанры нар. дет. поэзии - считалки, скороговорки, перевертыши, любил словесную игру. Х. был дважды арестован: в 1931 вместе с А. И. Введенским (был сослан в Курск, вернулся в 1932), вторично - в 1941; погиб в заключении. Реабилитирован в 1956. Его произв. частично собраны и переизданы: сб. "Игра" (1962), "Что это было" (1967), "Полет в небеса" (1988).

Хасидизм

ХАСИДИ́ЗМ (от евр. хасид - благочестивый) - направление в ашкеназском иудаизме. В практич. плане представляет собой народное мистич. движение, основанное на оправдании человека не глубокой талмудич. ученостью, но искренней верой. Основатель Х. реббе Исраиль бен Элиезер, известный под акронимом Бешт (аббревиатура прозвища Баал Шем Тов, т. е. "Добрый знахарь") (1700-60) - мистик, каббалист и врачеватель. Он начал свою проповедь в конце 1730-х гг. в Подолии, а затем поселился в местечке Меджибож. Здесь он основал первый хасидский кружок. Учение Бешта было развито и распространено его учениками, прежде всего реббе Дов-Бером из Межиричей. Центр, пунктом нового направления стало учение о духовном лидере, цадике (праведнике). За неск. десятилетий новое движение охватило весь еврейский мир Вост. Европы. Не менее 40% евреев этого региона примкнуло к новому движению. Появилось много цадиков, к-рые по-своему толковали и развивали Х. Первые цадики стали основателями династий-толков. Большинство хасидских толков отличалось друг от друга прежде всего личностью своих вождей. Наиболее оригинальным, стоящим в стороне от других хасидских направлений является созданный в кон. 18 в. реббе Шнеур-Залманом из Ляд (1747-1812) любавичский Х., или Хабад (аббревиатура слов "мудрость, понимание, познание"). Шнеур-Залманподвел под свое учение религиозно-философскую основу, вновь вернул традиц. престиж учению, что сближает Хабад с ортодоксальным раввинизмом. Т. к. хасиды подрывали власть традиц. раввинской знати, а также внесли в ритуалы нек-рые изменения, на них ополчились ортодокс, раввины. Митнаг дим (противники), как их стали называть хасиды, были особенно сильны в Литве (отсюда литвак - противник Х.), центре традиц. еврейской учености. В пылу борьбы дело дошло до взаимных отлучений и даже до доносов властям. Но т. к. хасиды не порвали с ортодокс, иудаизмом, то уже в 19 в. произошло примирение хасидов и их противников.

В СССР Х. подвергался преследованиям. Одним из последних активных вождей иудаизма оставался глава Хабада реббе Йосеф-Ицхак Шнеерсон. В 1924-27 его резиденция находилась в Ленинграде. В 1927 он был арестован, приговорен к расстрелу, но под давлением мировой общественности освобожден и выслан из СССР. В наст. время Хабад вновь пользуется большим влиянием в еврейских общинах быв. СССР.

Хачатурян Арам Ильич

ХАЧАТУРЯ́Н Арам Ильич (1903-77) - композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель. Занимался композицией в Муз. техникуме им. Гнесиных в кл. М. Ф. Гнесина. Окончил Моск. коне, по кл. композиции Н. Я. Мясковского (1934). На формирование стиля Х. большое влияние оказали традиции нац. фольклора - крестьянский мелос, ритмика горских плясок, ашугская декламация. С именем Х. связано появление целого ряда жанров в армянской музыке. Он автор первой нац. симфонии, первого инструмент. концерта, музыки к первому армянскому звуковому фильму, первых произведений для духового оркестра в республике. Муз. т-р представлен в творчестве балетами "Гаянэ" (1942; 1-я ред. "Счастье" - 1939), "Спартак" (1954), музыкой к спектаклям "Валенсианская вдова" Л. де Вега (1940), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1941) и др. Значит, явлением отечеств, иск-ва стали 3 симфонии, 3 инструмент, концерта - для фортепиано, для скрипки, для виолончели, концерты-рапсодии для тех же инструментов, симфонич. сюиты, вокально-симфонич. поэмы, инструмент, и вокальные пьесы, музыка к кинофильмам и пр. Творчество Х., найденные им приемы обобщения, принципы симфонизма оказали большое влияние на формирование совр. композиторских школ, в т. ч. нац. С 1950 выступал как дирижер. Гастролировал с авторскими концертами в стране и за рубежом. Преподавал в Моск. конс. и Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных с 1950 (проф. с 1951), в числе учеников Х. - А. Эшпай, Р. Бойко, М. Таривердиев, Э. Оганесян, А. Рыбников и др. Нар. артист СССР (1954). Герой соц. труда (1973). Академик АН Арм ССР (1963). Лауреат Ленин, премии (1959), Гос. премии СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Гос. премии АрмССР (1965).

Лит.: Шнеерсон Г. М. Арам Хачатурян. М., 1958; Тигранов Г. Г. Балеты Арама Хачатуряна. М., 1974; Арам Ильич Хачатурян. Сб. статей. М., 1975.

Хвалынское море

ХВАЛЫ́НСКОЕ МО́РЕ - как первонач. назв. Каспийского моря сохранилось в нар. эпосе. Эпический топоним с эл-тами реально-ист. представлений. В былинах Илья Муромец много лет плавает по Х. М. на Соколе-корабле, бьется с татарами. Соловей Будимирович приплывает в Киев, попадая в Днепр через Х. М. Василий Буслаев совершает плавание в Иерусалим через Х. М. и т. д.

Хвольсон Дан. Абр.

ХВОЛЬСО́Н Дан. (Иос.) Абр. (1819-1911) - гербаист и арабист, основатель рос. семитологич. школы. Окончил ун-т г. Бреслау, ряд лет работал в Германии и Австрии. В 1851 принял христ-во. С 1855 - проф. Петерб. ун-та, где 55 лет руководил каф. еврейской, сирийской и халдейской словесности. Четверть века (1858-84) вел также каф. евр. языка и библейской археологии в Петерб. дух. академии. Первонач. интересы Х. склонялись гл. обр. к арабистике (здесь важнейшие достижения: 2-томный труд "Сабии и сабейство", новаторское обращение к арабским источникам по истории народов Вост. Европы). В обл. гебраистики выделяются работы по др.-евр. эпиграфике. Большое значение имели труды Х. по библеистике и ранней истории христ-ва. Он же ввел в Петерб. ун-те преподавание сирийского яз., явившись основателем сириологической линии семитологии в России. Изучением сиро-тюркских надгробных надписей из Ср. Азии Х. внес вклад и в тюркологию. До сих пор остается одним из лучших и переиздается пер. Библии на рус. язык, выполн. под рук-вом и при непосредств. участии Х. (изд. Британского Библейского об-ва).

Соч.: Ибн Даста (Ибн Руста). Известило хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах / Изд., пер. и коммент. Д. А. Хвольсона. СПб., 1869; Новооткрытый памятник моавитского царя Меши // Христианское чтение. 1870. № 8. С. 1-131; Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма... СПб., 1884; Несторианские надписи из Семиречья // Зап. Вост. отд. Рус. археол. об-ва. 1887. Т. 1. Вып. 3. С. 217-221.

Лит: Коковцов П. К. Даниил Абрамович Хвольсон // Изв. АН. Сер. 6. 1911. Т. 5. № 10. С. 741-750; Востоковедение в Ленингр. ун-те. Л., 1960. С. 100-103; Азиатский музей - Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 544-545, 561; Библиогр. словарь отечеств, тюркологов: Дооктябр. период. М., 1974. С. 283-284.

Хворост

ХВО́РОСТ - печенье в виде полосок, блина или лепешки, пряженное в большом кол-ве масла или жира. Х. считался праздничным блюдом и особенно широко был распространен на Рус. Севере. Его готовили как непременное угощение на свадьбе от родителей невесты родственникам жениха или самому жениху. В случае, если невеста не оказывалась целомудренной, жених "ломал" Х. В. Вологодской губ. Х. делали в виде ножниц, ведер, коромысел, наперстков и т. п. Во мн. р-нах России Х. готовили на масленицу.

Хвостов Вениамин Мих.

ХВОСТО́В Вениамин Мих. (1868-1920) - правовед, социолог. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1889), где и остался преподавать, проф. (1899). Был сопред. Моск. психол. об-ва, поч. чл. к-рого состояли У. Джеймс, В. Вундт, В. Виндельбанд. В 1910 Х. был одним из основателей ин-та социальной психологии, имевшего обширные исследоват. программы "пром. социологии", к-рые предполагалось реализовывать с помощью эмпирич. методов. Помимо чисто юрид. работ, принесших Х. известность ("Общая теория права" неоднократно переиздавалась и служила университет, учебником), он увлеченно работал над вопросами философии истории, методологии обществоведения, этики, психологии, так или иначе связывая их с социологией, интерес к к-рой возник под влиянием Г. Зиммеля и Вундта. В 1911 Х. покинул ун-т вместе с гр. выдающихся ученых в знак протеста против нарушения академич. свобод министром нар. просвещения Л. Кассо. Вернулся обратно только в 1917, до этого преподавал на Высш. жен. курсах. В силу тяжелых условий жизни и деят-ности духовный кризис, постепенно овладевший Х. с нач. 1-й мир. войны, обострился в 1918-19. В нач. 1920 Х. покончил жизнь самоубийством. За последние 18 лет жизни Х. опубликовал 19 оригин. книг. ("Общественное мнение и политические партии". М., 1906; "Этика человеческого достоинства". М., 1914; "Основы социологии". М., 1920 и др.).

Лит.: Социологическая мысль в России. Л., 1978 (гл. 8).

Хвостов Дм. Ив

ХВОСТО́В Дм. Ив. (1757-1835) - поэт, переводчик, библиограф. Образование получил дома, а затем в частном пансионе и Моск. ун-те. Служил в военной и гражд. службе; в 1797 назначен обер-прокурором Сената, в 1799 - Синода, с 1807 сенатор, с 1818 чл. Гос. совета; 1831 - вышел в отставку в чине действит. тайного советника. В 1789 женился на племяннице А. В. Суворова, по просьбе к-рого в 1799 был возведен королем Сардинии в графское достоинство. Как писатель дебютировал комедией "Легковерный" (1777). Выступал последовательным сторонником классицизма, переводил Ж. Расина и Н. Буало. В 1791 избран чл. Рос. академии, активно участвовал в "Беседе любителей русского слова". Один из издателей консервативного ж. "Друг просвещения" (1804-06). Испытывая подлинную страсть к "стихотворству", Х. был крайне плодовит как автор; свои соч. издавал преим. за собственный счет, прилагал усилия к их распространению. В лит-ре 1800-30-х гг. занимал особое положение, являясь объектом мн-ва эпиграмм, пародий, иронических выпадов, в совокупности создающих образ безнадежного архаиста, графомана, пародийно представляющего отмирающую лит. систему.

Хвостов Ник. Ал-др.

ХВОСТО́В Ник. Ал-др. (1776-1809) - мореплаватель, лейтенант (1797). Окончил Морской кадетский корпус (1792). В 1802 поступил на службу в Рос.-Амер. компанию. В 1806, командуя судном "Юнона", перешел из Охотска на Сахалин и сжег японские хлебные склады. В 1807 на "Юноне" в сопровождении тендера "Авось" (ком Г. И. Давыдов) напал и сжег два японских селения на Курильских о-вах. По возвращении в Охотск был арестован, находился под следствием и был предан вместе с Давыдовым воен. суду. Отличился во время рус-швед. войны 1808-09 и был представлен к ордену св. Георгия 4 ст., но награда была отложена Александром I. Утонул в Неве, вместе с Давыдовым, пытаясь при помощи проходящей барки перебраться с Васильевского о-ва на другой берег по разведенному Исаакиевскому мосту.

Хвощинская Над. Дм

ХВОЩИ́НСКАЯ Над. Дм. (в замужестве Зайончковкая) (1824-89) - писательница, выступавшая под псевдонимом В. Крестовский. Род. в семье чиновника. Печататься начала как поэтесса в 1840-х гг. С 1850-х писала преимущ. прозаич. произведения: тема распада дворянских семей и семейной морали (трил. "Провинция в старые годы", 1850-56: "Свободное время", "Кто же остался доволен", "Последнее действие комедии" и др.) потом осложняется идеями в духе "жен. эмансипации" и образами "новых людей" (ром. "Большая медведица", 1871; пов. "Пансионерка", 1861; "Былое", 1878; "Учительница", 1878 и др.). Лучшее произв. Х. - пов. "Первая борьба" (1869), в центре к-рой проблема отцов и детей и душевно опустошенный человек, предавший идеалы поколения шестидесятников. Х. выступала и как критик ("Провинциальные письма о нашей литературе", 1861 и др.).

Н. Д. Хвощинская

Н. Д. Хвощинская

Хедер

ХЕ́ДЕР (букв. др.-евр. - комната) - евр. нач. религ. школа для мальчиков. В Х. учились с 4 до 13 лет. В Х. учили чтению, началам арифметики, молитвам, Пятикнижию с комментариями Раши (аббревиатура имени реббе Шломо бен Исаака, 1040-1105, Труа, Франция), началам Мишны. Т. к. знаниями в таком объеме обладал любой мужчина, то учителем (меламедом) тоже мог быть кто угодно. Самых бедных детей учили за счет общины. Еще в нач. 20 в. в Х. училось больше половины всех евр. мальчиков школьного возраста.

Хезитация

ХЕЗИТА́ЦИЯ (от анг. hesitation колебание) - речевое колебание, связанное со спонтанностью речи: импровизиров. текст рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц (слов и грамматических структур) и планирования предложения в целом. Х. могут выражать в речи: 1) паузы, 2) нелексические вставные звуки, 3) "слова-паразиты", 4) коррекция предложения, 5) замена слов, 6) повтор, 7) заикание, 8) незавершенное предложение. Осн. проявление Х. в речи - паузы незаполн. и заполн. (нелексическими вставными звуками, словами-паразитами и др.). Они различаются по степени сознательного устремления на разговор: употребляя незаполн. паузы, говорящий дает возможность перебивать себя; напротив, употребляя заполн. паузы, он как бы не прерывает начатую реплику, держит нить разговора в своих руках. Заполненная хезитационная пауза обозначает затруднение говорящего, дает время для обдумывания, поддерживает коммуникацию; часто встречается в начале ответа на вопрос.

Основная сфера проявления Х. - устная речь, но изучается и Х. письменной речи (описки, опечатки, исправления).

Хейрономия

ХЕЙРОНО́МИЯ, хирономия (от греч. χείρ - рука и νόμος - закон) - система условных жестов, применявшихся при управлении хором для указания певцам ритма, динамики и характера исполнения песнопений. Хейрономич. жесты использовались и как мнемоническое средство, напоминающее певцам тот или иной сложный мелодич. оборот или орнаментальный распев, не поддающийся записи. Возникновение Х. относят к древнейшим временам. Согласно ряду источников этот способ дирижирования был известен уже в 3-м тыс. до н. э. и повлиял на египет. нотное письмо. Дальнейшее развитие Х. получила в др.-греч., раннехрист. и церк. музыке средневековья (Византия). Движения рук и пальцев ср.-век. дирижера-доместика послужили осн. для создания греч. и лат., а вслед за ними и славян, певческой семейографии (нотописания). В Византии Х. явилась промежуточным звеном между экфонетической и ранневизантийской нотацией. Знаки Х. широко использовались в средне- и поздневизантийской нотации. На Руси Х. известна с 11-12 вв. Хейрономич. жест - далекий прообраз и осн. совр. мануальной дирижерской техники.

Хейфиц Иос. Еф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хемницер Ив. Ив

ХЕМНИ́ЦЕР Ив. Ив. (1745-84) - поэт, баснописец. Род. в семье воен. штаб-лекаря, выходца из Саксонии. Отец хотел видеть сына врачом, но в 1757 Х. уходит из дома и, скрыв свой возраст, поступает в солдаты. В 1766 Х. получает чин поручика, однако уходит в отставку в 1769. В том же году поступает на службу в Горное уч-ще, где переводит и редактирует минералогические кн. Первые произв. поэта - оды и не дошедшая до нас трагедия "Бланка". В нач. 1770-х гг. Х. становится чл. дружеского лит. кружка, центром к-рого был Н. А. Львов и в к-рый входили Г. Р. Державин, М. Н. Муравьев, В. В. Капнист и др. Жанровый репертуар произв. Х. становится более многообразным. В нем появляются лирические стихотв., дружеские послания и пр. В кон. 1770-х гг. Х. выпускает сб. "Басни и сказки N. N., в стихах", к-рый принес ему известность. В 1779 Х. получил место генерального консула в Смирне и уехал в Турцию, где умер после тяжелой болезни. Новаторство Х. заключалось прежде всего в том, что он преодолел традиционно "усредненный" лит. яз. Персонажи его заговорили так, как действительно могли бы говорить простолюдины ("Крестьянин в беде"), в басне зазвучала имитация устного сказа ("Счастливый муж"), возникла афористичность, характерная в первую очередь для фольклорных произв. Басни Х. оказались непосредственными предшественниками крыловского творчества, эпиграмматической лит-ры и лит. анекдота нач. 19 в. Закономерно, что и в творчестве самого поэта эпиграммы, эпитафии, стихотв. надписи занимают значительное место. После смерти Х. Львов и Капнист отобрали сохранившиеся в бумагах поэта соч. и издали их вместе с ранее напечатанными. Сб. "Басни и сказки И. И. Хемницера в трех частях" (1799) открывался биограф, очерком "Жизнь сочинителя", что было едва ли не первым опытом обращения к биограф, жанру в изд. подобного рода.

Херасков Мих. Матв

ХЕРА́СКОВ Мих. Матв. (1733-1807) - писатель. Происходил из знатной семьи валашских бояр. В 1743 начал обучаться в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, к-рый окончил в 1751 и был выпущен подпоручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1755 Х. вышел в отставку и занял должность в только что открывшемся Моск. ун-те. В его ведении находились учебная часть, студенческие дела, б-ка и типография. Вокруг Х. объединяются молодые литераторы, вместе с к-рыми поэт издает ж. "Полезное увеселение", "Свободные часы", "Невинное упражнение" и др. С деят-ности Х. в Москве и А. П. Сумарокова в СПб. начиналась рус. журналистика. И тот и др. представляли определенные группы дворянской интеллигенции, позиции к-рых в принципе могли не совпадать с суждениями, исходившими из правительств, кругов. 1-е драм. произв. Х. - трагедия "Венецианская монахиня" (1758) - была посвящена не гос. деятелям, а рассказу о драм. отношениях обычных людей. В 1762-63 Х. вместе с Сумароковым участвует в орг-ции и лит. оформлении маскарада "Торжествующая Минерва" с иллюстрацией и фейерверком, приуроченного к коронационным торжествам. Вслед за этим Екатерина II назначает Х. дир. Моск. ун-та. В сер. 1760-х гг. Х. по поручению императрицы переводит для рус. изд. "Энциклопедии" статьи о поэзии, словесных науках и магии. В 1770 поэта переводят в СПб., назначив вице-през. Берг-коллегии - учреждения, ведавшего горным делом. После переезда писателя в СПб. в его доме составился лит. кружок, членами к-рого были И. Ф. Богданович, В. И. Майков, А. А. Ржевский, А. В. Храповицкий и др. В это время Х. пишет преим. масштабные произв.: ист. поэму "Россияда", героич. поэму "Чесменский бой", трагедию "Борислав". Он утверждает писательство как профессиональное и важное в системе гос. дел занятие, о чем пишет Г. А. Потемкину в своем прошении об отставке из Берг-коллегии. Отставка, более похожая на опалу, была дана. Однако выпущенная в 1778 "Россияда" примиряет пр-во с поэтом, и он получает назначение куратором Моск. ун-та. Х. приглашает в ун-т Н. И. Новикова и отдает ему в аренду типографию, книжную лавку и "Московские ведомости". В 1779 проф. ун-та приглашается И. Г. Шварц, вместе с к-рым Х. открывает Переводческую и Педагогическую семинарию. Новые уч. заведения находились под сильным влиянием масонских идеологических установок. Эти установки нашли отражение в поэмах Х. "Владимир", "Царь, или Освобожденный Новгород", в его ром. О Кадме, Гармонии и их сыне Полидоре. Разгром рос. инакомыслия, совершенный Екатериной на рубеже 1780-90-х гг. затронул и Х. Его товарищи Н. Н. Трубецкой и И. П. Тургенев были удалены из Москвы, Новикова арестовали. Х. отставлен не был, хотя ряд лет находился "под подозрением". В нач. 19 в. жил на покое, занимаясь лит-рой. В историю рус. лит-ры Х. вошел как крупнейший представитель классицизма.

Хераскова Елиз. Вас.

ХЕРА́СКОВА Елиз. Вас. (урожд. Неронова) (? - 1809) - жена М. М. Хераскова, одна из первых рус. писательниц. Род. в состоятельной и образованной семье. Лит. вкусы Х. формировались под воздействием переводных романов сер. 18 в. Еще в девичестве стала сотрудничать в "Полезном увеселении" у Хераскова, за к-рого и вышла замуж в 1760. Впоследствии печаталась в ж. херасковского кружка "Вечера" и в карамзинских "Аонидах". Писала стансы, сонеты, басни и пр. Х. называли "российской Де-ла Сюзой". Однако лит. творчеством Х. занималась только в молодости, а потом всецело отдала себя заботам о муже.

Хильфердинг Франц Антон Кристоф

ХИ́ЛЬФЕРДИНГ Франц Антон Кристоф (1710-68) - австр. артист и балетмейстер. Учился в Париже у М. Блонди. В 1740-х гг. работал в венских т-рах. В 1742 сочинил пантомимные балеты-трагедии "Британик", "Индоменей", "Альзира" по одноим. произв. Расина, Кребийона, Вольтера. Обращался к миф. сюжетам (поставил балеты "Пигмалион", "Орфей и Эвридика", "Вакх и Ариадна" и др.). Музыку для балетов Х. писали венские композиторы И. Я. Гольцбауэри И. Старцер. В 1759-64 Х. работал в СПб. Среди его петерб. постановок: "Прибежище добродетели" по сценарию А. Сумарокова (1759), "Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем" (1760), "Амур и Психея" (1762), "Пигмалион, или Ожившая статуя" (1763). Х. - крупнейший балетмейстер эпохи Просвещения, предшественник Ж. Ж. Новера в деле создания самостоят. балетного спектакля, в к-ром содержание воплощалось средствами танца и пантомимы, без драм, и вокальных сцен. Развивал танц. технику и пантомимную выразительность.

Хиротония

ХИРОТО́НИ́Я (греч. χειροτονία) - внешняя форма таинства священства, собственно его кульминационный момент - возложение рук на возводимого в священный сан правильно избранного ставленника. В др.-греч. языке слово означает подачу голосов в народном собрании через поднятие рук, т. е. выборы. В новогреч. яз. (и церк. словоупотреблении) находим два близких термина: χειροτονία, хиротония - "рукоположение" и χειροθεσία, хироте́си́я - "руковозложение". Греч. Евхологий каждое поставление (возведение в сан) - от чтеца до епископа - называет Х. В рус. Чиновнике и литургических руководствах употребляются как оставленные без пер. греч. термины, так и их слав. эквиваленты, к-рые при этом искусственно различаются, хотя и не до конца строго.

Поставление: 1) епископа - рукоположение и Х.; 2) пресвитера (священника) и дьякона - рукоположение и Х.; 3) иподьякона - Х., посвящение и хиротесия; 4) чтеца и певца - посвящение и хиротесия. На практике говорится обычно о "Х." епископа и "рукоположении" священника и дьякона, хотя оба слова имеют идентичное значение, восходя к одному греч. термину.

Т. о., Х. сообщает благодать священства и является возведением ("рукоположением") в одну из трех степеней священства; совершается она в алтаре и при этом читается молитва "Божественная благодать..." Хиротесия же не является "рукоположением" в собственном смысле, но лишь служит знаком допущения человека (причетника) к исполнению какого-либо низшего церк. служения. Поэтому она совершается на середине храма и без чтения молитвы "Божественная благодать..." Исключение из этой терминологической дифференциации допускается лишь в отношении иподьякона, что для настоящего времени является анахронизмом - напоминанием о его месте в др.-церк. иерархии.

В древ. византийских рукописных Евхологиях сохранился некогда широко распространенный в православном мире чин Х. дьякониссы, аналогичный Х. дьякона (также перед св. престолом и с чтением молитвы "Божественная благодать..."). Печатные книги его уже не содержат. Евхологий Я. Гоара дает этот чин не в основном тексте, но среди вариантов рукописей.

Кроме этих терминов для обозначения рукоположения в принципиально различные иерархические степени - собственно священнические и низшие "причетнические", имеются также другие, указывающие на возведение в различные "чины церковные" (ранги, "должности") внутри одной степени священства: "Произведение во архидиакона, ...игумена, ...архимандрита"; "После́дование во е́же сотвори́ти протопресвитера"; "Возведение архидиакона или протодиакона, протопресвитера или протоиерея, игумена или архимандрита".

Лит.: Дмитриевский А. А. Ставленник. Киев, 1904; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Никольский К. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 701-721.

Предыдущая страница Следующая страница