Статьи на букву "Ф" (часть 5, "ФРА"-"ФУЭ")
ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ (фразеологическая единица, фразеологический оборот) - устойчивое словосочетание, имеющее определ. лексич. значение, постоянный компонентный состав и наличие грамматич. категорий. Ф. возникает и развивается в яз. путем переосмысления конкретных словосочетаний. Различаются Ф. с полностью переосмысл. составом составляющих его слов-компонентов (нередко сохраняющих архаич. грамматич. форму и/или не оправданную нормами совр. лит. яз. синтаксич. связь). Такие Ф. наз. фразеологич. сращениями (идиомами), напр.: бить челом, бряцать оружием, в кои веки, тянуть канитель. Ф., у к-рого фразеологич. значение в той или иной степени мотивировано отд. значениями составляющих его слов-компонентов, наз. фразеологич. единствами, напр.: закинуть удочку, намылить голову, пускать пыль в глаза, уйти в свою скорлупу, первый блин комом. Ф., образов, из слов-компонентов со свободным и фразеологически связ. значением, фразеологич. значение к-рого формируется из значений этих компонентов, наз. фразеологич. сочетанием, напр.: насупить брови, расквасить нос, скалить зубы, трескучий мороз, щекотливый вопрос. Ф. может иметь одно или неск. фразеологич. значений, напр., Ф. за плечами употребляется в двух значениях: 1) в непосредств. близости, рядом (во времени или пространстве) и 2) в прошлом (о прожитом, испытанном). Ф., как и слова, могут находиться в синонимич. и антонимич. отношениях друг с другом, могут иметь омонимы. Антонимичны по своей семантике Ф.: душа в душу - как кошка с собакой, рукой подать - у черта на куличках, в поте лица - спустя рукава. С фразеологич. значением "очень строго, сурово, ограничивая свободу действий" употребляются Ф.-синонимы: в ежовых рукавицах, в черном теле, в узде, в струне, в тисках, в шорах, в страхе божьем. Все они употребляются в функции обстоятельства при глаголе "держать". Фразеологич. синонимы помещаются в толковые словари рус. лит. языка, в словари фразеологич. синонимов. Ф. различают по активному и пассивному употреблению. Напр., вышли из активного употребления: рать держать - воевать, без всякого извета - без клеветы, синий мундир - жандарм. Возникли в рус. языке совсем недавно: белая смерть, веников не вяжет, до лампочки, вызывать на ковер, тянуть одеяло на себя, под колпаком. В предложении Ф. выполняют те же функции, что и слова, выступая в роли определ. чл. предложения. Ф., как правило, соотносится с частью речи, входит в определ. лексико-грамматич. разряды, напр., именными являются: теневой кабинет, зеленое золото, звездная болезнь. В предложении Ф. употребляется в функции подлежащего, именной части составного сказуемого и т. п. Разл. Ф. образуют фразеологич. состав яз. Лит.: см. в статье Фразеология. |
ФРАЗЕОЛОГИ́ЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - тип филологич. словаря, в к-ром собраны и объясняются фразеологизмы. Существует множество Ф. С., один из наиб. полных и авторитетных - "Фразеологич. словарь рус. яз." под ред. А. И. Молоткова (4-е изд. М., 1986). В словаре св. 4000 словарных ст., в к-рых даны толкования фразеологизмов, приведены разл. формы их употребления, их синонимы и антонимы, а в нек-рых случаях - сведения о происхождении фразеологизмов. Употребление фразеологизмов подтверждается примерами из классич. и совр. рус. лит-ры. К Ф. С. учебного типа можно отнести "Школьный фразеологич. словарь рус. яз." В. П. Жукова и А. В. Жукова (2-е изд., 1989), "Словарь-справочник по русской фразеологии" Р. И. Яранцева (М., 1981), "Фразеологич. обороты рус. яз." Н. М. Шанского, Е. А. Быстровой и В. И. Зимина (М., 1988), "Рус. фразеологизмы: Лингвострановедч. словарь" В. П. Фелицыной и В. М. Мокиенко (М., 1990). У каждого из этих Ф. С. свои задачи, в зависимости от к-рых сформирован состав словаря, выработана структура словарной ст., подготовлены дополнит, указатели и индексы. Создан и "Опыт этимологич. словаря рус. фразеологии", авторами к-рого являются Н. М. Шанский, В. И. Зимин и А. В. Филиппов (М., 1987). В словаре дается объяснение значений и происхождения б. 1400 фразеологизмов, приводятся сведения лингвострановедч. и социолингвистич. характера. Фразеологич. синонимы довольно широко представлены и детально разработаны В. П. Жуковым, М. И. Сидоренко и В. Т. Шкляровым в "Словаре фразеологич. синонимов рус. яз." (М., 1987). В нем около 730 синонимич. рядов. В словарной ст. подробно описываются как синонимич. ряд в целом, так и его компоненты. При изучении истории фразеологизмов не обойтись без "Материалов для фразеологич. словаря рус. яз. XVIII века", подготовленных М. Ф. Палевской (Кишинев, 1980). Тем, кто интересуется диалектной фразеологией, будет полезно познакомиться с "Фразеологич. словарем рус. говоров Сибири" под ред. А. И. Федорова (Новосибирск, 1983). Помимо одноязычных, существует целый ряд двуязычных Ф. С., в к-рых дается перевод фразеологизма с одного яз. на другой. В двуязычных Ф. С. к каждому фразеологизму дается иноязычный эквивалент или описат. перевод. Наиб. полными двуязычными Ф. С. являются "Французско-русский фразеологич. словарь" В. Г. Гака и др. (М., 1963), в к-ром 35000 фразеологизмов; "Англо-русский фразеологич. словарь" А. В. Кунина (4-е изд. М., 1984), содержащий ок. 25 000 словарных статей; "Немецко-русский фразеологич. словарь" Л. Э. Бинович и Н. Н. Гришина (2-е изд. М., 1975), в к-ром 14 000 фразеологизмов. Лит.: Бабкин А. М. Фразеология и лексикография: Задачи рус. фразеологич. словаря // Проблемы фразеологии. М., 1964; Ожегов С. И. О структуре фразеологии: (В связи с проектом фразеологич. словаря рус. яз.) // С. И. Ожегов. Лексикология, лексикография, культура речи. М., 1969. |
ФРАЗЕОЛО́ГИЯ (из греч. φράσις - выражение и λόγος - слово, учение) - состав фразеологизмов данного яз., раздел яз.-знания, в к-ром изучаются фразеологизмы в их совр. состоянии и историч. развитии; совокупность характерных язык. приемов, присущих автору, определенной социальной группе, лит.-публицистич. направлению. Среди ученых нет единого мнения о составе Ф. Одни, считая гл. признаком воспроизводимость словосочетания в готовом виде, эквивалентность фразеологизмов слову и т. п., вводят в состав Ф. широкий круг словосочетаний: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова и т. п.; другие же относят к ведению Ф. лишь собственно фразеологизмы. Во Ф. исследуются категориальные признаки фразеологизма; выделяются осн. признаки фразеологичности; решается вопрос о сущности фразеологизмов как особых единиц яз.; закономерностях их образования и функционирования и т. п. Во Ф. изучается состав фразеологизма, его стилистич., грамматич., фонетич. особенности, лексико-синтаксич. связи и т. п. Ф. как самостоят. лингв. дисциплина сформировалась в России в 40-х гг. 20 в. (прежде всего в трудах В. Виноградова). Предпосылки теории Ф. были заложены крупнейшими рус. яз.-ведами предшествующих поколений. На развитие Ф. в отеч. яз.-знании оказали существ, влияние идеи франц. лингвиста Ш. Балли (1865-1947). Оригин. концепцию Ф. разрабатывал И. Аничков, резко критически относившийся к концепции Балли - Виноградова. Лит.: Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском языке: Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. Ростов-на-Дону, 1964; Ройзензон Л. И., Пеклер М. А. Материалы к общей библиографии по вопросам фразеологии. Ташкент, 1964; Телия В. Н. Что такое фразеология. М., 1966; Бабкин А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970; Виноградов В. В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977; Молотков А. И. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977; Бушуй А. М. Библиографический указатель литературы по вопросам фразеологии. Вып. 5. Самарканд, 1979; Мокиенко В. М. Славянская фразеология. М., 1980; Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. 3-е изд. М., 1985; Аничков И. Е. Труды по языкознанию. СПб., 1997. |
ФРАК (франц. frac) - парадная мужская одежда, род сюртука с фалдами, срезанными спереди. В сер. 18 в. Ф. разработали для верховой езды, поэтому он стал одеждой дворянина и офицера-кавалериста. Франц. мода на Ф. подверглась в России насмешкам имп. Екатерины II, к-рая одела во Ф. будочников, и полному запрещению в царствование Павла I; тем более она стала популярна при его сыне, имп. Александре I, когда Ф. стали носить с цилиндром. Ф. долгое время был дневной, спортивной, а потому - цветной одеждой, в России его надевали на теплое белье. Затем Ф. стал одеждой "англомана", посетителя салона, к нему полагались спец. однотонный жилет, галстук и сорочка с твердо накрахмаленной грудью, с мелкими пуговками и запонками, к-рые нередко изготовлялись из жемчуга и даже бриллиантов. В 1834 в качестве парадного мундира был введен двубортный "мундирный Ф.", к-рый "отнюдь не должен изменяться в покрое, следуя модам нынешним и будушим". Для "мундирных фраков" были разработаны уменьшенные "фрачные" копии медалей и орденов на узеньких лентах орденских цветов. С кон. 19 в. черный Ф. становится офиц. вечерней одеждой, но одновременно и костюмом ресторанного лакея или оркестранта. На свадьбу было принято надевать белый, светло-серый или бежевый Ф. с цилиндром того же цвета. |
ФРАНК Ил. Мих. (1908-90) - физик, акад. АН СССР (1968). Окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та, в 1930-34 работал в Ленинграде в оптич. ин-те, в 1934-70 - в физ. ин-те АН, с 1957 дир. организов. им лаборатории нейтронной физики при Ин-те ядерных иссл. в Дубне. Одновременно с 1940 преподает в Моск. ун-те. В 1937 совм. с И. Таммом создал количеств. теорию свечения Вавилова - Черенкова, за эту работу ему совм. с др. была присуждена Нобелевская премия (1958). Теория Тамма - Ф. открыла новую главу физики, к-рую можно назвать оптикой или эл.-динамикой релятивистски движущихся источников в преломляющей среде. Вместе с В. Гинзбургом Ф. теоретич. рассмотрел т. н. переходное излучение, к-рое было обнаружено экспериментально лишь в кон. 50-х гг., т. е. через 10 лет после его теоретич. предсказания. В 1945 Ф. приступает к изучению проблем физики атомного ядра. С 1946 он рук. лаборатории атомного ядра Физич. ин-та АН. С 1958 Ф. занимается проблемами нейтронной физики. Его работы внесли существ. вклад в развитие ядерной физики и имели не только чисто науч., но и большое практич. значение. |
ФРА́НК-КАМЕНЕ́ЦКИЙ Израиль Григ. (1880-1937) - востоковед. Род. в Вильно (Вильнюс), в семье служащего. Учился в Киев, ун-те. Д-р лит.-ведения (1934, без защиты). Проф. (с 1919). Преподаватель Иркут. гос. ун-та (1918-21), МГУ (1921-23), ЛГУ (1928-37). Науч. сотрудник Ин-та яз. и мышления АН СССР, рук. кабинета семито-хамитских яз., кабинета устной лит-ры первобытного об-ва (до 1937). Издано св. 40 работ. Погиб в результате несчастного случая. Соч.: Памятники египетской религии в Фиванской период. М., 1917-18. (Культурно-ист. памятники Древ. Востока; Вып. 5-6); Религия Амона и Ветхий Завет // Сборник трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркут. ун-та. Иркутск, 1921. Отд. 1. Вып. 1. С. 114-140; Вода и огонь в библейской поэзии: (Отголоски яфетич. миросозерцания в поэтич. речи Библии) // Яфетический сборник З. М.; Л., 1925. С. 127-164; Религиозныйсинкретизм в Египте в Фиванский период // Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1928. Т. 3. Вып. 1. С. 1-62; Адам и Пуруша. Макрокосм и микрокосм в иудейской и индийской космогонии // Памяти акад. Н. Я. Марра (1864-1934).М.; Л., 1938. С. 458-476. |
ФРЕ́БЕЛЕВСКИЕ О́БЩЕСТВА - в дорев. России объединения деятелей дошкольного воспитания, пропагандировавшие систему Ф. Фребеля (1782-1852), нем. педагога, теоретика дошкольного воспитания. Фребель пропагандировал дет. сады, создал методику работы с детьми, положив в ее осн. развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл значение игр в дет. возрасте. В России Ф. О. возникли в Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе и нек-рых др. городах в 70-е гг. 19 в. Они открывали гл. обр. платные дет. сады, учреждали платные фребелевские пед. курсы для подготовки воспитательниц, организовывали публичные лекции. Наибольшую известность приобрели Петербургское и Киевское Ф. О. Петерб. об-во содействия первонач. воспитанию детей, основ, в 1871, имело постоянные курсы с опорным дет. садом для пед. практики. Киевское об-во было осн. в 1908. При нем был создан платный Фребелевский жен. пед. ин-т с 3-годичным курсом обучения. После Окт. 1917 Петрогр. фребелевские курсы были преобразованы в Ин-т дошкольного воспитания, Киевский фребелевский ин-т - в Ин-т нар. образования. |
ФРЕГА́Т (голл. fregat) - 1) Трехмачтовый парусный воен. корабль с мощным артиллер. вооружением (до 60 пушек), следующий по рангу после линейного корабля, но б. быстроходный. Осн. назначение - действия на мор. коммуникациях противника, воен.-мор. разведка и конвоирование. Во 2-й пол. 19 в. с появлением паровых судов его функции перешли к крейсерам. Термин "Ф." возродился во 2-ю мир. войну в заруб, флотах как наименование класса больших противолодочных кораблей. 2) Легкая беспалубная галера, служившая посыльным судном. 3) Парусно-гребной корабль 17-18 вв., водоизмещением до 200 т, широко применявшийся в испанском флоте для транспортировки золота и товаров из Вест-Индии. |
ФРЕ́ЙДИН Абр. Львович (род. 1917) - художник кино. Закончил ВГИК в 1943. Совм. с Е. Енеем работал в ф. "Человек № 217" (1945). С худож. М. Смородским, Е. Куманьковым, Е. Свидетелевым работал в ф. "Старинный водевиль" (1947). Художник очень гибкий, чуткий к реж. замыслу, успешно работавший в ф. разных жанров, на самом разнообразном жизн. мат-ле - и в ф. о современности: "Поезд идет на Восток" (1948), "Возвращение Василия Бортникова" (1953, с Б. Чеботаревым), "Высота" (1957), "От зари до зари" (1975) и др., и в ф. на ист. мат-ле, экранизациях, воен. с реж. М. Швейцером: "Воскресение" (2-я сер., 1962), "Карусель" (1970) и "Смешные люди" (1978). Особенно интересной была работа Ф. в экранизациях сов. лит-ры, отражающих становление сов. об-ва. В ф. "Время, вперед!" (1966) и "Золотой теленок" (1966) была точно воссоздана атмосфера жизни нач. 30-х гг. Много работал в ф. на заруб. мат-ле - "Секретная миссия" (1950, с П. Киселевым), "Ловцы губок" (1960), "Конец и начало" (1963), в к-ром воссоздал образ Греции. В т/ф "Монета" (1963) разрешил сложную задачу, построив в ателье улицу большого амер. города с небоскребами. Мастер лаконичной, выразит, арх. декорации. Работал в т-ре. Среди др. ф.: "Сотрудник ЧК" (с О. Аликиным, 1964), "Гранатовый браслет" (с О. Аликиным и И. Шретер, 1965), "Псевдоним - Лукач" (1977) и др. Лит.: Фрейдин А. В пяти фильмах // Иск-во кино. 1966. № 6. |
ФРЕЙЗИНГЕ́НСКИЕ ОТРЫ́ВКИ - 3 слав. текста в составе лат. кодекса из г. Фрейзинга (Брижин). Записаны в кон. 11 в. лат. минускулом старобаварской графич. школы, представляют список с оригинала 11 в. Древнейший слав. текст написан латиницей. По содержанию 1-й отрывок - общая исповедь, 2-й отрывок (беседа) обнаруживает большое сходство со старослав. Климентовой гомилией, 3-й (молитва) - с Синайским евхологием. Переписчик, по всей вероятности, немец. Яз. неоднороден, фонетика заместительная. Открыты в 1803. Хранятся в наст, вр. в Гос. б-ке в Мюнхене. Изд. впервые Кеппеном в России в 1827 с комментариями А. Востокова. Многократно переиздавались. |
ФРЕ́ЙЛИНА, гоф-фрейлина (от нем. Fraulein) - звание девицы благородного происхождения, служащей при имп. или великокн. дворе; по "Табели о рангах" приравнивалось к женам полковников, что означало VI класс. Ф. полагалось спец. придворное платье (Ф. императриц - красного цвета, великих княжон - голубого с золотым шитьем, по форме шитья парадного мундира чинов Мин-ва имп. Двора). Ф. имели право приезда ко Двору даже после замужества и ухода со службы. Первые Ф. были назначены Петром I к его супруге Екатерине Алексеевне - это девицы М. Гамильтон, А. Крамер, А. И. Кошелева, гр. А. Г. Головкина, затем и др. Две первые из них исполняли скорее обязанности камер-юнгфер, т. е. старших горничных. Примерно треть Ф. принадлежала к титулованным фамилиям. До сер. 18 в. Ф. не полагалось отдельных комнат (во время пребывания Двора в Москве в 1754 все Ф. вел. княгини жили в одной комнате, прямо выходившей на двор, поэтому многие из них болели), впервые о специальных апартаментах для них позаботилась имп. Екатерина II. До посл. трети 18 в. званием Ф. могли пожаловать даже маленьких девочек. Подобные Ф., конечно, не могли исполнять своих должностных обязанностей, поэтому при организации Воспитат. об-ва благородных девиц (Смольного ин-та) одной из целей имп. Екатерины II было обучение девушек придворному этикету. Лучшие выпускницы первого выпуска института были пожалованы во Ф. - это А. Е. Левшина, Е. И. Нелидова и др. С этого времени большинство Ф. стало назначаться из талантливых, образованных сирот. Ф. обязаны были сопровождать императрицу при выезде, принимать лиц, явившихся ко двору, и участвовать во всех приемах и развлечениях Двора; поэтому больше стало Ф. с организационным, литературным, художественным или музыкальным талантами, например, П. А. Бартенева, "московскийсоловей", была взята ко двору в 24 года за прекрасный голос. Зачастую Ф. брали уроки и занимались самообразованием во все время пребывания при Дворе. Велико значение Ф. в воспитании детей императоров, многие из них помогали наставникам, гувернанткам; А. Ф. Тютчева, Ф., была воспитательницей вел. кн. Марии Александровны. В 1826 Николай I установил комплект Ф. - 36 девиц. При этом "свитные" Ф. проживали и постоянно находились при Дворе, а "городские" или "Ф. Высочайшего Двора" не несли постоянных обязанностей - это пожалование часто было лишь признанием заслуг их родителей. Многие императрицы считали своей обязанностью выдавать замуж своих Ф., венчание их зачастую происходило во дворцовой церкви, императрица сама украшала невесту, а император был посаженым отцом. К 1913 значилось 258 Ф., "состоящих при Их Имп. Вел. Государынях Императрицах", при этом при Дворах обеих императриц жили всего Ф. Это были особы лично приближенные, напр. А. А. Танеева (Вырубова), С. И. Орбелиани. В это время уже в штате далеко не всех великих княгинь служили Ф. (подобных Ф. было не более 20). При долговременной службе при Дворе, за особые заслуги, Ф. получала (с 1730-х гг.) звание камер-Ф. (от нем. Kammer - комната, составная часть придворных званий, обозначающая - "приближенный") - старшее придворное звание для девиц, приравненное к IV классу. Камер-Ф. носили, как и статс-дамы, зеленое придворное платье и портрет императрицы в бриллиантах; они постоянно жили при Дворе и руководили штатом Ф. |
ФРЕН Христиан-Мартин (Христиан Данилович) (1782-1851) - зачинатель академич. арабистики и восточ. нумизматики в России. Род. в Ростоке (Германия), там же окончил ун-т и получил степень д-ра философии (1803), затем слушал лекции в Геттингене и Тюбингене. В 1807 приглашен проф. накаф. вост. языков Казанского ун-та, в 1817 вышел в отставку. Как преподаватель не имел особого успеха, т. к. читал лекции на нем. и лат. яз., и потому не все студенты хорошо его понимали. Подлинное дарование, талант иссл. раскрылся, когда, возвращаясь на родину, Ф. по просьбе АН остался в Петербурге для приведения в порядок коллекции мусульман. монет Кунсткамеры. Ф. был избран акад. (1817), назначен дир. Азиат, музея и почетным библиотекарем Публ. б-ки (1818). За четверть века работы в Музее (1818-42) не только обработал нумизматич. коллекцию, пропустив через свои руки сотни тысяч монет, и описал постоянно пополнявшееся его стараниями рукописное собр. музея, но своими полутора сотнями печатных работ положил нач. 3 важнейшим направлениям арабистики в России: мусульман, нумизматике, сбору и изучению рукописей, иссл. и публикации араб. и персид. источников по истории Вост. Европы. Его монография об Ибн Фадлане, одна из лучших арабистич. работ того времени, на целое столетие определила ход иссл. в соответствующей обл. Ф. был инициатором изучения нумизматики и истории Золотой Орды, чему посв. мн. его работы, напр.: Монеты ханов улуса Джучиева (СПб., 1832) и др. Лит.: Дорн Б. А. Академик Френ и его ученая деятельность // Учен. зап. Имп. АН. СПб., 1855. Т. 3. Вып. 3; Савельев П. С. О жизни и ученых трудах Френа. СПб., 1855; Крачковский И. Ю. Избр. соч. М.; Л., 1958. Т. 5. С. 226. |
ФРЕ́НКЕЛЬ Як. Ил. (1894-1952) - физик-теоретик, чл.-корр. АН СССР (1929). Род. в Ростове-на-Дону, в семье скромного служащего. В 1913 после окончания с золотой медалью г-зии поступил на физ.-мат. ф-т Петерб. ун-та, к-рый также окончил с отличием и остался в нем для подготовки к проф. званию. В годы гражд. войны преподавал в Крыму, совмещал должность проф. Таврич. ун-та и зам. наркома просвещения Крымской республики по вопросам высшего и проф. образования. С 1921 в Ленинграде занимал должность зав. теоретич. отделом Ленингр. физико-технич. ин-та и был зав. кафедрой теоретич. физики на физ.-механич. ф-те Политехнич. ин-та. Ф. является автором электронной теории металлов, полупроводников и диэлектриков, одним из создателей совр. теории твердых тел. К работам в этой обл. следует отнести: теорию электрич. двойного слоя; теорию блуждающих электронов; теорию электронных возбуждений в диэлектриках и полупроводниках; объяснение природы дефектов кристаллич. решетки; квантовомеханич. объяснение "прозрачности" кристалла для электронных волн; квантовомеханич. теорию ферромагнетизма. Ф. был пионером в построении молекулярно-статистич. теории конденсиров. тел, рассмотрел проблемы фазовых переходов, построил теорию диффузии, вязкости и гетерофазных флуктуации. Ф. получил важные результаты и в обл. физики ядерных иссл. |
ФРЕ́НКЕЛЬ Ян Абр. (1920-89) - композитор, автор популярных песен. Обучался в Киевской коне, как скрипач и композитор (у Б. Н. Лятошинского). Муз. карьеру начал как джазовый скрипач и аккордеонист, руководил эстрадным оркестром при кинотеатре. Сотрудничал с поэтами М. Таничем, К. Ваншенкиным, Р. Гамзатовым и др. Среди лучших песен - "Текстильный городок", "Как тебе служится?", "Август", "Русское поле", "Нелетная погода", "Калина красная" и "Журавли". Автор музыки к к/ф "Женщины" (1966), "Корона Российской империи" (1971) и др. Ф. - автор оркестровой редакции Гимна Советского Союза. |
ФРЕНЧ - однобортная куртка с отложным воротником и накладными карманами с клапанами. Как эл-т офицер. форменной одежды Ф. получил распространение в годы 1-й мир. войны. Назван по имени британского фельдмаршала Джона Дентона Пинкстона Френча. |
ФРЕ́СКА (от итал. fresco) - монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр.) с использованием в кач-ве связующего воды или вод. раствора извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. Техника Ф. не допускает исправлений в процессе работы, они могут вноситься лишь впоследствии темперой. Ф. выполняется по частям, с использованием картонов для отд. частей композиции. Произв., выполненные в этой технике, известны еще в эгейском иск-ве (2 тысячелетие до н. э.), получили развитие в антич. культуре (сохранились Ф. интерьеров в Помпеях), затем в иск-ве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др. В Италии 16 в. получила распространение техника "буон фреско" - без поправок темперой. Традиции Ф. были продолжены в росписях 17-18 вв., в 19 в. - в герм. назарейской школе, в иск-ве модерна, в 20 в. - в мексиканской монумент, живописи и др. В Др. Руси Ф. появились с кон. 10 в., применялись до 12-13 вв. и возродились в 14 в. (фрагмент Ф. Десятинной ц., затем Ф. Софии Киевской, Софии Новгородской, Спасо-Мирожского мон., Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, соборов Моск. Кремля и т. д.). В оформлении др.-рус. храмов первенствующее место получила именно Ф., а не мозаика (иск-во к-рой с монгольским нашествием вообще утрачено). В кон. 18 - нач. 19 в. во дворце в Павловске были исполнены три Ф. в интерьерах и знаменитые иллюзорные фресковые перспективные росписи П. Гонзаго на фасадах. Традиции фресковой живописи возрождаются с кон. 19 в., она широко используется в иск-ве модерна (В. Васнецов, А. Прахов, М. Врубель - Владимирская ц. в Киеве), в монумент, иск-ве 20 в. (В. Фаворский, Л. Бруни, Н. Чернышев и др.). Словом Ф. называют не только технику al fresco - роспись по сырой штукатурке, но и a secco - по сухой штукатурке; часто расширит, это наименование применяют и для др. техник росписи по штукатурке и стенных росписей вообще. Лит.: Чернышев И. М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954; Лазарев В. И. Древнерусские мозаики и фрески XI-XVI вв. М., 1973. |
ФРИЗ (франц. frise) - эл-т арх. ордера, средняя часть горизонт. перекрытия (антаблемента), располож. между балкой-архитравом и карнизом. В дорич. ордере Ф. состоял из чередующихся между собой триглифов (узких прямоугольных плит, расчлен. вертик. нарезкой) и метоп (почти квадратных плит из дерева, керамики или камня, распис. или украш. рельефами). В аттич. варианте ионич. ордера Ф. часто заполнялся сплошной рельефной композицией; в малоазийском варианте он украшался "зубчиками". Ф., декориров. скульптурой, широко распространен в архитектуре классицизма. Термином "Ф." также называется декоративная полоса в верхней части стен на фасадах и в интерьерах, заполненная скульптурными или живописными композициями. Расширительно Ф. называют любое окаймление полов зданий, ковров и пр. (бордюр). |
ФРИ́ЧЕ Вл. Макс. (1870-1929) - историк лит-ры. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1894), в 1904-10 преподавал в нем. Принимал участие в рев. движении, с 1917 чл. партии большевиков. После рев. занимался культурно-адм. работой (в Ин-те красной профессуры, Коммунистич. академии), редактировал ж. "Литература и марксизм" (1928-29), "Печать и революция" (1929). Печатался с 1895. Автор работ по зарубеж. лит-ре ("Очерки по истории западноевропейской лит-ры", 1908; 5-е изд. - 1936; "Осн. мотивы западноевропейского модернизма", 1909), по эстетике и теории иск-ва ("Плеханов и научная эстетика", 1922; "Опыт социологии художественных стилей", 1923; "Социология иск-ва", 1926) и др. Ф. вслед за Г. Плехановым, последователем к-рого он себя считал, пытался применить марксист. идеи к анализу лит-ры и иск-ва. Прямолинейность поисков "социологич. доминанты" и "классового эквивалента" творчества писателя приводила Ф. к вульгарному социологизму, одним из гл. представителей к-рого в лит.-ведении 1920-х гг. он являлся. |
ФРОЛО́В Козьма Дм. (1726-1800) - гидротехник, изобретатель в обл. горнозаводского дела. Род. на Урале. В 1744 окончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге и быстро стал выдающимся мастером горнозаводского дела. В 1763-65 соорудил облегч. плотину нового типа на р. Корбалихе Змеиногорского рудника, заставив одно и то же кол-во воды трижды выполнять работу. Ф. впервые превратил водяной двигатель в подлинный центр, мотор. Он организовал привод от одного водяного колеса всех рабочих механизмов и транспортных средств в пределах целого предприятия. Водяное колесо при помощи канатов приводило систему вагонеток, перемещавшихся по внутризаводским рельсовым путям, - новшество в те времена небывалое. В нач. 80-х гг. Ф. создал гидросиловую установку глубоко под землей - в шахтах и штольнях Змеиногорского рудника. Каждый кубометр воды последовательно действовал на целую систему колес, располож. в порядке нисходящего каскада. Инж. сооружение, созд. Ф., работало стабильно, без сбоев и затмило собой "чудо" франц. королей - гидросиловую установку в Марли, снабжавшую водой фонтаны дворцовых парков. Предприятия Ф. работали долго и успешно, но его изобретения не получили широкой известности и в конечном счете были забыты. |
ФРОЛО́В Петр Козьмич (1775-1839) - горный инженер и изобретатель. Род. на Змеиногорском руднике Барнаульского у., в семье известного гидротехника и изобретателя К. Д. Фролова. Окончил Петерб. горное уч-ще в 1793 и продолжил дело отца. В 1806 спроектировал, а в 1809 построил первую в России чугунную рельсовую дорогу с конной тягой длиной 2 км между Змеиногорским рудником и Кор-балихинским сереброплавильным заводом, к-рая успешно работала десятки лет. Для своей рельсовой дороги Ф. спроектировал и построил камен. виадук протяженностью 292 м при высоте отдельных устоев до 11,3 м. Ф. принадлежат идеи построения переносных рельсовых путей, механизации погрузки подвижных составов, составления первых ж.-д. графиков. Он занимался вопросами улучшения вододействующихустройств, заводской металлургич. техники. Основал первую в Зап. Сибири обсерваторию (1830) и Барнаульский музей. В 1822-30 - томский губернатор. |
ФРО́МАН Марг. Петр. (1890-1970) - артистка балета и педагог, балетмейстер. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1909 (кл. В. Тихомирова). В 1909-21 артистка Большого т-ра. Среди ее партий: Сванильда ("Коппелия"), Фея Сирени ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"). В 1916 с "Русским балетом Дягилева" Ф. гастролирует в США, ее партнером в "Сильфидах" и "Видении розы" был В. Нижинский. В 1921-50 Ф. работала в Загребе и Белграде. Здесь ею поставлен ряд классич. балетов и ориг. спектаклей: "Видение ночи" (1921, на муз. Ф. Шопена), "Пряничное сердце" (1924, К. Баранович), "Сказка о Гонзе" (1931, О. Недбал), "Охридская легенда" (1947, С. Христич), "Ромео и Джульетта" (1949, С. Прокофьев) и др. Одноврем. в собств. школе в Загребе Ф. воспитывала мн. мастеров югослав, балета. С 1950 в США Ф. преподавала и руководила провинциальными труппами. |
ФРОНТИСПИ́С (франц. frontispice) - книжная иллюстрация, располагающаяся на лев. стороне разворотного титульного листа (при условии отсутствия контртитула). Ф. - это, как правило, изображение автора, или героя книги, или - неск. реже - изображение, иллюстрирующее осн. мысль или кульминац. момент произв. Ф. появился в 16 в. (в России позже) и выполнялся в технике гравюры, вытесненной впоследствии фотомеханич. способами воспроизв. оригинала. |
ФРОНТО́Н (франц. fronton) - арх. эл-т, завершающий композицию фасада на торцевых сторонах здания, портика. Ф. ограничен двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Древние мастера придавали особ. значение иск-ву статуарного или рельефного заполнения тимпана (треугольного поля Ф.), где происходила теофания - явление божества перед смертными. В эллинистич. и рим. архитектуре широкое распространение получает декоративный Ф., украшающий двери, окна, выступы зданий. |
ФРЯ́ЗИН - прозвище выходцев из Зап. Европы - "Фряжской земли", обычно Италии или Франции. Это прозвище носили, в частности, несколько архитекторов, работавших в Москве в 15-16 вв. (Алевиз Ф. Новый, Бон-Ф., Марк Ф.) Напр., Алевиз Фрязин (Миланец) - итал. арх. кон. 15 в., в 1485-95 вместе с Антоном Фрязином, Марком Фрязином и П. А. Солари участвовал в стр-ве стен и башен Моск. Кремля. |
ФУ́ГА (от итал. Fuga - бегство, побег) - 1) Муз. произв. имитационно-полифонич. склада, основанное на многократном проведении одной или неск. тем во всех голосах. Зародившись в 14 в. и пройдя сложный и длительный путь развития, наивысшего расцвета Ф. достигла в творчестве И. С. Баха в эпоху барокко. Логика Ф. воплощается в ее двухчастной структуре: а) строгая часть, основанная на определенном регламенте; б) свободная часть, не поддающаяся строгой регламентации. Количество голосов Ф. определяется самим изложением строгой части (обычно от 2 до 6) и в свободной части не может быть превышено. И строгая, и свободная части образуются проведениями темы и интермедиями, где тема не звучит. Одной из важных традиций эпохи барокко было объединение Ф. в циклы с др. пьесами: прелюдией, токкатой и др. Непревзойденный образец сборника прелюдий и Ф. во всех тональностях дал Бах в своем "Хорошо темперированном клавире" (1722-44). Большое место занимает Ф. в творчестве рус. композиторов. Первая в рус. музыке хоровая Ф. написана еще до рождения Баха и принадлежит перу Н. Дилецкого (Воскресенский канон, ок. 1680). Заложенная им традиция получила развитие в жанре барочного партесного концерта в творчестве В. П. Титова, М. Д. Березовского, Д. С. Бортнянского. В форме Ф. написана интродукция из оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", 1-я часть из 1-й оркестровой сюиты П. И. Чайковского. Множество фортепианных Ф. принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову. В форме Ф. написан финал 2-го фортепианного концерта с оркестром И. Ф. Стравинского. Авторами сборников Ф., повторяющих по замыслу знаменитый сборник Баха, являются Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, С. М. Слонимский и мн. др. В ряде случаев Ф. входит в качестве раздела (фугато) в более крупную композицию - сонату, симфонию, оперную сцену. Примерами тому в рус. музыке могут служить финалы 3-й симфонии С. В. Рахманинова, 10-й и 21-й симфоний Н. Я. Мясковского, "эпизод расстрела" во 2-й части симфонии № 11 Шостаковича и мн. др. Муз.-риторич. фигура. Представляет собой изображение в музыке "бега" с помощью мотива, изложенного мелкими длительностями, к-рый возникал на слова, означающие бег, и нередко имитировался в др. голосах. Лит.: Золотарев В. А. Фуга. Руководство к практическому изучению. М., 1965; Скребков С. С. Учебник полифонии. М.; Л., 1965; Теория фуги. Сб. научных трудов. Л., 1986. |
ФУЗЕ́Я (польск. fuzyia) - тип кремневого гладкоствольного дульнозарядного ружья, введенный Петром I в нач. 18 в. в рус. армии и заменивший мушкеты. Подразделялась на солдатскую и драгунскую. По сравнению с мушкетом имела меньший калибр (солдат. 19,6 мм, драгун. 17,3 мм), длину (солдат. 1560 мм, драгун. 1210 мм), массу (солдат. 5,69 кг, драгун. 4,6 кг). Введенный для них штык с трубкой облегчал переход к штыковому бою. Термин "Ф." употреблялся до сер. 18 в. |
ФУЗИЛЁР (франц. fusilier - стрелок) - солдат фузилерных рот, составной части пехоты рус. армии в 1-й пол. 18 в., пехотные полки к-рой состояли из 8-12 фузилерных и 1-2 гренадерских рот. В сер. 18 в. фузилерные роты, батальоны и пехотные полки были переименованы в мушкетерские. |
ФУНДАМИ́НСКИЙ (Бунаков-Фундаминский, Фондаминский) Ил. Исид. (1880-1942) - деятель рус. религ.-обществ. движения в эмиграции. Род. в Москве, в состоят. еврейской семье. Уже в г-зии усвоил рев. идеи народнич. толка. Изучал философию в Гейдельберге и Берлине (1900-02); здесь же, в Германии, вступил в левое, террористич. крыло партии социалистов-революционеров. По возвращении в 1904 в Россию участвовал в деят-ности боевой орг-ции эсеров и даже однажды пытался сыграть роль бомбиста-смертника (неск. дней подряд ходил по улицам в куртке, начиненной динамитом, выжидая случая взорвать себя вместе с намеч. представителем власти). В 1905 организовал неудачное мор. восстание, но, как штатский, избежал воен. суда и сумел выехать из России в Париж, где сошелся с кругом религиозно настроенной рус. интеллигенции (Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.). Политич. взгляды Ф. начали постепенно меняться: в 1910 он отказался от террора, а в 1914 резко выступил против ленинских планов разложения армии и превращения войны с Германией в гражд. войну. Большевики, придя к власти, отдали приказ о его аресте, и в 1919 он снова бежал в Париж. Здесь Ф. принял участие в движении эмигрант, интеллигенции, изв. теперь под назв. Рус. ре лиг. возрождения. Он становится одним из основателей "Лиги православ. культуры" и крупнейшего эмигрант. ж. "Совр. записки". Публикуемый им в этом ж. цикл ист. ст. "Пути России" убедительно свидетельствует об овладевших им в этот период христ. настроениях. Совместно с матерью Марией (Е. Кузьминой-Караваевой) и философом Г. Федотовым Ф. пытается деятельно осуществить христ. идеал служения ближнему: с помощью друзей они создают приюты, школы, дома для престарелых, центры соц. помощи. С началом 2-й мир. войны Ф. отказался последовать совету и примеру знакомых евреев, перебиравшихся в США; он сознательно шел на риск гибели, стремясь искупить то, что он считал теперь страшным своим грехом перед Христом и Россией, - участие в терроре. Немцы схватили его и бросили в конц. лагерь, где он тайно принял православие и вскоре после этого погиб (19 нояб. 1942). |
ФУРА́ЖКА - головной убор с околышем и козырьком. Введен в рус. армии после 1803 под назв. "фуражная шапка". В 1853-55 был установлен цвет околышей в зависимости от нумерации полков в дивизиях: 1-е полки - красный, 2-е - синий, 3-й - белый, 4-е - темно-зеленый. В Кр. армии цвет околышей указывал на принадлежность к роду войск. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФУЭТЕ́ (франц. fouetté) - термин обозначает ряд движений классич. танца, напоминающих движение хлыста, крутящегося и распрямляющегося. Ф. - виртуозное вращение на пуантах, к-рое во мн. балетах является кульминацией коды, напр. в "Лебедином озере", "Дон Кихоте", "Корсаре" и др. Существуют разновидности Ф., усложн. прихотливой сменой ракурсов, подъемом ноги на 90°, исполнением его с прыжком и т. д. |