Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФЛЮ"-"ФРА")
ФЛЮ́ГЕР (нем. Fltigel) - 1) Прибор для определения направления и измерения скорости ветра. 2) Арх. украшение в виде флажка, установл. на крышах зданий. 3) Матерчатый флажок на конце кавалерийской пики, служивший для обозначения принадлежности части к тому или иному виду кавалерии, различия подразделений в составе части, частей в составе соединения. В нач. 20 в. в рус. армии существовали Ф. пяти типов: кирасирского, драгунского, уланского, гусарского и казачьего. 4) В переносном смысле - чел., высказывания и действия к-рого подвержены конъюнктурным влияниям и полностью от них зависят. |
ФО́ГЕЛЬ Вл. Петр. (1902-29) - актер. Окончил Госкиношколу. С 1919 работал в творч. мастерской Л. Кулешова, где наряду с его учениками А. Хохловой, В. Пудовкиными др. разрабатывал принципы актерской игры в кинематографе. Снялся в ф. "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "Луч смерти" (1925, оба - реж. Кулешов). Ф. свободно владел разл. актерскими "моделями": психологич. выразительность экранного героя соседствовала со столь же талантливо исполненной эксцентрич. буффонадой в ф. "Шахматная горячка" (1925, Шахматист, реж. Пудовкин), "Кукла с миллионами" (1928, Колли, реж. С. Комаров). Несомненной творч. удачей Ф. стала роль Майкла Дейнина в ф. "По закону" (1926, по рассказу Дж. Лондона "Неожиданное", реж. Кулешов). Среди др. ф.: "Мисс Менд" (1926, Фотограф-моменталист, реж. Ф. Оцеп), "Процесс о трех миллионах" (1926, Человек с биноклем, реж. Я. Протазанов); "Третья Мещанская" (1927, Владимир Фогель, реж. А. Роом); "Саламандра" (1928, барон Петискус, реж. Г. Рошаль). Лит.: Блейман М. Владимир Фогель. М.; Л., 1928; Арнольди Э. Владимир Фогель // Актеры сов. кино. М., 1968. |
ФОКИНА (Антонова) Вера Петр. (1886-1958) - артистка балета и педагог. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1904 (кл. П. Гердта), в 1904-18 артистка Мариинского т-ра. Среди ее партий: Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), характерные танцы в операх и балетах, а также роли в фокинских спектаклях: Актея ("Евника"), Кьярина ("Карнавал"), Береника ("Египетские ночи"), Половчанка ("Половецкие пляски"), Солистка ("Арагонская хота") и др. Своеобразная полуклассич., полухарактерная танцовщица, исполнительница мн. ролей в постановках своего мужа. В 1909-12, 1914 танцевала в балетной труппе "Русских сезонов", роли: Царевна ("Жар-птица"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), Балерина ("Петрушка"), Тамара ("Тамара"), Суламифь ("Легенда об Иосифе") и др. Вместе с Фокиным в 1918 уехала сначала в Швецию, а затем в США, где преподавала в студии Фокиных в Нью-Йорке. |
ФО́КИНА Ольга Ал-др. (род. 1937) - поэт. Род. в крестьян. семье. После окончания Архангельского мед. уч-ща (1956) получила назначение в Верхнетомский леспромхоз. Окончила Лит. ин-тим. М. Горького (1962). Печатается с 1955. Первый сб. стихов - "Сыр-бор" (1963). Талант Ф. был замечен М. Исаковским. Лирика Ф. - в сб. "Камешник" (1973), "От имени серпа" (1976), "Маков день" (1978), "Буду стеблем" (1979), "Колесница" (1983), "Затойза Тоймой" (1987), "Матица" (1987) и др., посвящ. в осн. сельской жизни, природе Севера, людям деревни. Выделяются стихи о матери - гордой, мужеств. рус. крестьянке, вдове-солдатке, пахаре и сеятеле ("Гордая моя мама!..", "Кость да жила - оно и сила!..", "Полудница", "Родина встретит угрюмо..." и др.). Язык рус. говора, усвоившего и сохранившего скоморошьи присказки, поговорки, пословицы, частушечные размеры. Ф. - автор поэм "Аленушка" (1965), "Малина твоя" (1976, посвящ. Ф. Абрамову). |
ФОЛЬКЛО́Р (англ. folklore) - термин, вошедший в употребление в рус. науке вкон. 19 в под влиянием распространения аналогичного термина в европ. науке. Соответственно установившейся в Европе и США традиции, Ф. и в рус. науке того времени трактовался широко, как совокупность традиц. представлений и высказываний народа о своей внутр. и внеш. жизни, закрепл. в устной традиции. Наряду с произв. устной словесности (сказками, песнями, пословицами и др.) в Ф. включались обряды, приметы, суеверия, дет. игры и т. д. До известной степени синонимом Ф. было понятие "живая старина". В 20-е гг. значение термина "Ф." стало сужаться и было сведено к содержанию "устное нар. поэтич. творчество" (заменив прежние понятия "нар. словесность", "устная нар. словесность"). Соответственно возникли понятия "муз. Ф.", "хореографич. Ф.", "фольклорный театр" и др. В условиях господства догматич. методологии и жестких идеологич. стереотипов понятие "Ф." подверглось также идеологизации и получило оценочный характер (Ф. как нар. иск-во). В последнее время в отеч. науке происходит возвращение к широкому и свободному толкованию термина: словесный Ф. более не сводится к совокупности худож. явлений, и в него включается вся живая система словесной устной традиции; признается, что Ф. как специфич. обл. вербальной традиции не ограничивается к.-л. соц. рамками (правомочно говорить для прошлого, напр., о Ф. дворянском, офицерском, Ф. петерб. салонов и т. д.); вербальный Ф. в живом функционировании неотделим от обрядовой, бытовой, соц. традиции и практики и должен изучаться комплексно. Термин "Ф". также широко применяется к невербальным видам устной традиции. |
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА - наука о фольклоре. В России термин "Ф." получил распространение в кон. 19 - нач. 20 в. Соответственно суженному пониманию Ф. стала рассматриваться как наука об устном нар. поэтич. творчестве, а также о нар. музыке и хореографии (позднее для этих разделов выделились термины этномузыкология и этнохореография). Ф. в СССР сложилась и получила развитие как филол. дисциплина, во многом родств. лит.-ведению и заимствующая из него ряд методологич. принципов. Вместе с тем мн. авторитетные ученые подчеркивали самостоятельность Ф., обусловл. спецификой ее предмета, и важность прочных связей Ф. с этнографией. Наиб. значит, достижения отеч. Ф. связаны с разработкой собств. теории и методологии, с использованием частично лит.-ведческого опыта, широкой опорой на этнографию и с внедрением совр. методов - ист.-типологич. и структурно-типологич. подходов, применения семиотики и этнолингвистики. |
ФОМА́ - др.-рус. писатель 15 в, инок, автор похвального слова тверскому вел. кн. Борису Александровичу ("Смиреннаго инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князи Борисе Александровиче"). "Слово" было написано в период наибольшего расцвета Тверского княжества. В период войны за Вел. княжество Московское только поддержка Бориса Александровича позволила Василию II Темному захватить престол. "Слово" посвящено восхвалению князя как создателя мощного богатого гос-ва, неоднократно он назван "царем". После падения Твери в кон. 15 в. произв. Фомы перестали переписывать. Изд. и лит.: Пам. лит-ры Др. Руси: Втор. пол. XV в. М., 1982; Лурье Я. С. Роль Твери в создании Рус. национального гос-ва // Учен. зап. ЛГУ. 1936. № 3. |
ФОМЕ́НКО Петр Наумович (род. 1932) - реж. Окончил заочное отд. Моск. пед. ин-та им. Ленина в 1955, реж. ф-т ГИТИС (кл. А. Лобанова) в 1951. Поставил в разных моск. т-рах: "Один год" Ю. Германа и Б. Реста (Т-р на Малой Бронной, 1962), поэтич. композицию "Антимиры" А. Вознесенского, "Павшие и живые" по стихам воен. лет (совм. с Ю. Любимовым; Т-р на Таганке, 1965), "Дознание" П. Вайса (там же, 1967), "Король Матиуш I" по Я. Корчаку (Центр, дет. т-р, 1965), "Смерть Тарелкина" А. Сухово-Кобылина (Т-р им. Маяковского, 1966). В 1972-75 работает в Ленингр. т-ре комедии. В лучших ленингр. спектаклях - "Этот милый старый дом" А. Арбузова (1972, 2-я ред. осуществлена во Вроцлав, т-ре польском, 1974), "Старый новый год" М. Рощина (1974), "Мизантроп" Ж. Б. Мольера (1975) проявились осн. качества театр, режиссуры Ф.: романтич. ирония, щедрость комедийной фантазии, музыкальность мышления, построение композиции по принципу сопоставления контраст, эпизодов. В 1977 создает новую версию (в т. ч. с новой ред. текста) "Любови Яровой" К. Тренева на сцене моек. Малого т-ра. За эту работу награжден золотой медалью им. А. Попова. В 1977 назначен гл. реж. Ленингр. т-ра Комедии. В спектаклях: "Лес" А. Островского (1978), "Пассаж в Пассаже" С. Михалкова по Ф. Достоевскому (1978), "Свадьба. Юбилей" А. Чехова (1979) - экспериментирует в жанре трагич. гротеска. Самая большая удача на этом пути - публицистич. страстный "Теркин-Теркин" А. Твардовского (1980). Вернувшись в Москву, Ф. занимается пед. деят-ностью в ГИТИСе, где является рук. актерско-реж. курса и ставит, в частности, "Бориса Годунова" (1984), работает над рус. классикой в Т-ре им. Маяковского ("Плоды просвещения" Л. Толстого, 1985) и в Т-ре им. Вахтангова ("Дело" Сухово-Кобылина, 1988). Интересует его и филос.-политич. драма 20 в.: "Калигула" А. Камю (Т-рим. Моссовета, 1990), "Государь ты наш, батюшка" Ф. Горенштейна (Т-р им. Вахтангова, 1991). Углубленный психологизм, историзм, точное следование авторской идее и стилю свойственны телевиз. пост, и ф. Ф.: "Семейное счастье" и "Детство. Отрочество. Юность" Толстого (1971 и 1973), "На всю оставшуюся жизнь" по В. Пановой (1975), "Выстрел" и "Метель" А. Пушкина (1982 и 1984). В 1991 получает звание засл. деятеля иск-в РСФСР. Др. постановки: "Микрорайон" по Л. Карелину (1963), "Дорога цветов" В. Катаева (1972), "Экзамены никогда не кончаются" Э. де Филиппо (1976), "Троянской войны не будет" Ж. Жироду (1973), "Добро, ладно, хорошо" по В. Белову (1981), "Измена" Л. Зорина (1980), "Сказки Арденнского леса" по У. Шекспиру (1981). |
ФОМИ́Н Ал-др Григ. (1887-1939) - книговед, библиограф. Род. в местечке Гусятино Подольск. губ. В 1911 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. За 5 университет. лет (1906-11) было напечатано 160 его работ: спец. библиографич. указателей, рецензий на ист.-лит. изд., ряд публицист. статей. В эти годы Ф. принимал участие в семинарах А. Бороздина, С. Венгерова. Впоследствии преподавал на Высш. курсах библиотековедения Гос. Публ. б-ки, Курсах книговедения Рос. книжной палаты, во мн. вузах Ленинграда. Вопросу о науч. природе книговедения, его содержания и совр. состояния посвящена спец. монография "Книговедение как наука" (1931). Большую роль в развитии методики библиографии сыграла др. кн. Ф. - "Аннотации: Теория и практика их составления" (1929). Библиографич. указатели, составл. Ф., по своему построению и по содержанию являются лучшими образцами этого рода лит-ры. Ф. принадлежат первые в СССР пособия, выполненные в жанре путеводителя: "Путеводитель по библиографии К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина" (1931) и "Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы" (1934), "Puschkiniana" за 1900-17 (1929-37. Т. 1-2). Лит.: Берков П. Н. А. Г. Фомин. М., 1949; Машкова М. В., Сокурова М. В. Библиографические материалы в архиве А. Г. Фомина // Сов. библ. 1959. № 6; Эльзон М. Д. "Puschkiniana" А. Г. Фомина (1929-37) // Тр. Ленингр. гос. ин-та культуры. Л., 1972. Т. 24; Его же. Теоретическое наследие А. Г. Фомина // Сб. аспирантских работ Ленингр. гос. ин-та культуры. Л., 1972. Вып. 2. Ч. 1. |
ФОМИ́Н (Ипатьев) Евст. Ипатович (1761-1800) - композитор. Сын канонира Тобольского пехотного полка, с 1767 обучался в Воспитат. кл. АХ, затем в кл. живописи (окончил в 1782). Одновременно занимался в муз. кл. у М. Буини, Г. Раупаха, А. Сартори (муз.-теоретич. предметы и композиция). С 1782 по 1785 совершенствовался в Италии под рук-вом аббата С. Маттеи. В 1785 избран поч. чл. Болонской филармонич. академии. По возвращении Ф. не нашел применения своим знаниям и, по-видимому, не имел определ. места службы. В 1797 Ф. был приглашен на должность репетитора для разучивания оперных партий в Большой каменный т-р. Осн. обл. творчества Ф. была театр, музыка: оперы, зингшпили, музыка к спектаклям. Бесспорно Ф. принадлежат оперы: "Новгородский богатырь Боеслаевич" (либретто Екатерины II, Эрмитажный т-р, 1786), "Ямщики на подставе. Игрище невзначай" (либретто Н. Львова, Большой каменный т-р, 1787), "Американцы" (либретто И. Крылова, Большой каменный т-р, 1788, ред. А. Клушина, 1800), "Золотое яблоко" (либретто И. Иванова, ок. 1800), "Клорида и Милон" (текст В. Капниста, Большой каменный т-р, 1800). Ф. приписывается авторство зингшпилей "Вечеринка, или Гадай, гадай девица" (1788), "Колдун, ворожея и сваха" (1791) и др., рукописи к-рых не найдены. Наиб. ярко талант Ф. проявился в музыке к мелодраме "Орфей и Эвридика" Я. Княжнина (1792) и к трагедии В. Озерова "Ярополк". О дух. соч. Ф. сохранились только сведения. |
ФОМИ́Н Ив. Ал-др. (1872-1936) - арх., историк архитектуры. С 1894 учился в Петерб. АХ. В 1897 был исключен из АХ за участие в студенч. волнениях. В 1905 продолжил занятия в АХ у Л. Бенуа. С 1915 - акад. С 1908 Ф. участвовал в подготовке многотомного изд. "Истории рус. иск-ва" под ред. И. Грабаря. Ф. переработал принципы рус. классич. архитектуры кон. 18 - нач. 19 в. Работы в Петербурге: дом Абамелек-Лазарева на набережной р. Мойки (1912-14); дача Половцова на Каменном о-ве (1911-13); интерьеры в доме княгини Шаховской на Фонтанке (1914) - демонстрируют разницу между классицизмом и неоклассицизмом 20 в. в России. В работах Ф. уже видна гигантомания, свойств, будущей тоталитарной эпохе. Еще сильнее это проявилось в проектах застройки о-ва Голодай - т. н. Новый Петербург (1912, построен один дом) - и Тучкова буяна (не осуществлен). С 1919 возглавлял "Бюро по урегулированию плана Петрограда", вел пед. деят-ность, выполнил планировку и озеленение Марсова поля (1920-23). В 1929 переехал в Москву, где создал ряд значит. произв. сов. архитектуры (дом об-ва "Динамо", 1928-39). Моск. работы отличаются еще большей брутальностью и гигантоманией форм и объемов. В Киеве совм. с П. А. Абросимовым построил здание Совета министров Украины (1934-39). Был мастером офорта. Умер в Москве. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФОНЕТИ́ЧЕСКИЕ ЗАКО́НЫ (звуковые законы) - 1) одно из осн. теоретич. понятий младограмматизма, позволяющее рассматривать звуковые изменения как регулярные и не имеющие исключений; 2) применительно к конкретному язык. мат-лу - регулярное звук. соответствие между родств. яз. или диалектами; регулярное звуковое изменение; фонотактич. или морфологич. правило. Практически термин употребляется только в сравнит.-ист. яз.-знании. Понятие Ф. З. было выдвинуто и разработано А. Шлейхером, окончат. его формулировка принадлежит младограмматикам. Являясь одним из краеугольных камней их лингв. теории, идея регулярности звук. изменений стала одноврем. фундаментом сравнит.-ист. яз.-знания. Действительно, отождествление морфем родств. яз., лежащее в осн. сравнительно-ист. метода, возможно только при признании регулярного характера звук. изменений. Для элиминирования звук, соответствий между родств. яз., не согласующихся с уже установл. Ф. З., младограмматики разработали спец. науч. аппарат (прежде всего такие отклонения объяснялись действием др., еще не известных Ф. З., аналогией, и язык. контактами). Развитие общелингв. представлений, и прежде всего возникновение фонологич. теории, с одной стороны, и углубление знаний о реальном протекании звуковых изменений в язык, коллективе, с др., позволяют уточнить представления младограмматиков о незыблемости Ф. З. Согласно совр. представлениям не знают исключений аллофонные изменения и позиционно необусловл. фонемные сдвиги, т. е. изменения, проходящие на чисто звук. уровне, практически независимо от др. язык. уровней. Изменения же, происходящие на фонологич. уровне (фонемные парадигматич. изменения, т. е. расщепление фонемы в определ. фонетич. позициях, и фонемные синтагматич. изменения, т. е. замена фонемы на др. фонему в определ. фонетич. позициях), характеризуются лишь тенденцией к регулярности. На их протекание оказывают влияние и противоположные тенденции как лингвистич., так и социолингвистич. характера. Тенденции эти часто нарушают регулярность звук. изменений подобного типа, что связано в первую очередь с конститутивными особенностями фонологич. уровня как уровня, связывающего относительно автономный звук, уровень с др. уровнями яз., прежде всего с лексиконом. Т. о., для большого числа звук. изменений регулярность остается лишь одним из возможных вариантов их осуществления. Однако, потеряв силу единого объяснит. принципа для всех типов звук, изменений, постулат о незыблемости Ф. З. продолжает оставаться базовым принципом сравнит.-ист. яз.-знания. При этом возможна альтернативная переформулировка постулата о незыблемости Ф. З.: сравнит.-ист. яз.-знание рассматривает только те из звук, соответствий между родств. яз., к-рые являются регулярными. Лит.: Стеблин-Каменский М. И. К теории звуковых изменений // Вопр. языкознания. 1966. № 1. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФОНОЛО́ГИЯ (от греч. φωνή - звук и λόγος - слово, знание) - раздел лингвистики, изучающий план выражения яз., реализуемый только в звуковой форме. Предметом Ф. является не звучащая речь, а ее язык, функции. В состав Ф. входят: изучение системных отношений фонем - дистинктивная Ф.; выделение значимых единиц - кульминативная Ф. и их разграничение - делимитативная Ф. К Ф. относится также изучение системы и функций интонационных единиц, т. е. фонологич. единиц, соотнес. не со словом, а с высказыванием или его компонентами. Все эти обл. вместе образуют экспликативную Ф., к-рой обычно и ограничивается самое широкое представление о Ф. Однако отец Ф., Н. Трубецкой, выделял также апеллятивную Ф., изучающую средства воздействия на слушающего, и экспрессивную Ф., изучающую средства выражения говорящего. Эти обл. объединяют под назв. фоностилистики, они остаются крайне малоизуч. Разделом Ф. часто считается морфонология. Наконец, к ведению Ф. относится изучение графич. перекодировки звукового яз. Иссл. эволюции фонологич. систем яз. называется диахронич., или ист., Ф. Ф. возникла как учение о фонеме и долгое время только им и ограничивалась, хотя все назв. аспекты так или иначе присутствуют в теоретич. трудах. |
ФОНТА́Н (итал. fontana) - сооружение, служащее осн. или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Сначала Ф. использовались как источники воды, затем стали частью садово-паркового иск-ва (напр., в дворцово-парковом комплексе в Петергофе под Петербургом), сооружались на гор. площадках как Востока, так и Европы. Совр. Ф. часто имеют сложный декор. характер, в темное время освещаются электрич. подсветкой (Б. Свиньин - Ф. в г. Навои; Г. Додонова - Ф. "Нева" в гостинице "Ленинград" в С.-Петербурге). |
ФОНТА́ННЫЙ ДОМ - здание в стиле барокко в С.-Петербурге, ставшее культ. символом. Майорат графов Шереметевых, усадьба на берегу Фонтанки, пожалов. Петром I фельдмаршалу Б. Шереметеву 7 июля 1712 в память Полтавской баталии и к свадьбе с А. Нарышкиной. На фасаде дома - герб рода с девизом "Deus conservat omnia" (Бог сохраняет все), ставшим эпиграфом "Поэмы без героя" А. Ахматовой. Существующий дворец был построен для графа П. Шереметева, коллекционера и мецената, по проекту С. Чевакинского и закончен в 1750. Парадная анфилада состояла из восьми покоев окнами в сад, в сев. флигеле располагался Танцевальный зал, а в юж. - домовая ц. св. Варвары. Фасады двухэтажного здания выполнены в формах пышного рус. барокко, барельефы представляют военные трофеи и цветочные гирлянды. В дальнейшем на протяжении полутора веков дворец расширялся, пристраивались флигеля, согласно моде переделывались интерьеры, неизменными остались лишь фасады. Здесь работали такие известные архитекторы, как Ф. Аргунов, И. Старов, Д. Кваренги, А. Воронихин, Н. Бенуа, И. Корсини и др. Огромна слава Ф. Д. как одного из культ. центров С.-Петербурга. Здесь были сосредоточены ценнейшие худож. и ист. коллекции Шереметевых. Здесь ставились спектакли крепостного театра Шереметевых, где блистала П. Ковалева-Жемчугова, затем ставшая хозяйкой дома и матерью Д. Н. Шереметева. Огромной славой пользовался хор, которым руководили такие мастера, как С. Дегтярев и Г. Ломакин. У гостеприимных хозяев бывали О. Кипренский, здесь написавший портреты Д. Шереметева и А. Пушкина, композиторы М. Глинка, Ф. Лист, Г. Берлиоз, певицы П. Виардо, Г. Зонтаг и др. Последний хозяин дома, известный историк, граф С. Шереметев, был организатором Об-ва любителей др. письменности (вместе с б-кой и музеем располагалось в Ф. Д.), Рус. генеалогич. об-ва, Об-ва ревнителей рус. ист. просвещения, К-та попечительства о древнерус. иконописи и др. 5 дек. 1917 А. Луначарский подписал документ о неприкосновенности Ф. Д. 28 янв. 1918 граф П. Шереметев передал Ф. Д. "комиссару дворца-музея" Н. Пиотровскому. Музей существовал до 7 нояб. 1929, когда его коллекции были расформированы и распылены по др. музейным собраниям. Затем здесь располагались многочисл. учреждения, а с 1945 - Арктич. ин-т. За эти годы были разгромлены почти все интерьеры уникального дворца, а под Белым танцевальным залом устроен ледовый бассейн для испытания моделей ледоколов. В Садовом флигеле Ф. Д. с 1924 до 1952 жила А. Ахматова. В ее квартире, где она пережила самые трагич. годы жизни, с 1989 - музей. Тогда же сам дворец был передан Музею театр. и муз. иск-ва. |
ФОРМА́Т КНИ́ГИ - линейные размеры страниц изд., их "высота" и "ширина". Измеряется в мм или долях печат. листа 1/2 - ин-фолио, 1/4 - ин-кварто, 1/8 - ин-октаво). Сначала указывается формат печат. листа и лишь потом его доля, приходящаяся на страницу. |
ФО́РМУЛА НЕВОЗМО́ЖНОГО - в рус. фольклоре (и в фольклоре др. слав. народов) - типовой мотив, выражающий идею: что-то может произойти лишь при условии, если осуществится нечто невозможное, т. е. фактически произойти не может. Ф. Н. встречается в заговорах (болезнь настигнет заговариваемого, только если сойдутся вместе месяц в небе, медведь в лесу, мертвец в гробу), в пословицах ("Когда рак свистнет и рыба запоет"). В песнях Ф. Н. выражает безысходность обстоятельств, предупреждает о трагич. исходе происходящего (солдат вернется домой, когда взойдет-вырастет песок, взятый из моря и посеянный в земле), говорит о неосуществимости желаемого (девица обещает прийти, когда "всплывет бел-горюч камень поверх воды"). Для сказок характерно своеобразное снятие Ф. Н.: на требование героя, высказ. через Ф. Н., героиня отвечает своим требованием, также содержащим Ф. Н., тем самым спор разрешается (девушке предлагается соткать из одной ниточки полотенце, она в ответ посылает прутик из веника, чтобы сделать кросны). |
ФОРТ (от лат. fortis - крепкий, сильный) - отд. укрепление, состоящее из одного или неск. фортификац. сооружений открытого или закрытого типа. Ф. стали создавать в 18 в. вначале как отд. укрепления впереди крепости, затем (18 - нач. 20 в.) как составную часть полевой укрепл. позиции. Первым Ф. в России был Кроншлот, созданный зимой 1703-04. Ф. открытого типа имели разл. конфигурацию, занимали пл. 4-5 га и приспосабливались к круговой обороне. По периметру укрепления возводились 1-2 земляных вала, прикрытых рвами и др. препятствиями. За валами устанавливались по 20-58 артиллер. орудий. Внутр. сторона вала оборудовалась как стрелковые позиции. Для обороны Ф. кроме расчетов артиллер. орудий назначался гарнизон из 2-4 стрелковых рот, размещавшихся в укрытиях. Ф. закрытого типа сооружались из камня, бетона, броневых конструкций и др. Вначале (18 в.) их строили в виде многоярусных каменных башен с амбразурами для орудий. В 19 в. стали создавать Ф. бастионной системы (франц. Ф. имел 4-5 бастионов на 40-58 артиллер. орудий), а затем капонирной системы (напр., герм. Ф. имел 20-30 артиллер. орудий, 2 фланговых капонира и 1 центр. редюит-капонир). После 1-й мир. войны Ф. применялись как часть укрепл. р-на. Крупнейшая в России система Ф. крепости Кронштадт, создававшаяся и совершенствовавшаяся в 18-19 вв. на о-вах Финского зал. и по его южному побережью, сыграла важную роль в обороне Ленинграда в период Вел. Отеч. войны. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФОРТИФИКА́ЦИЯ - отрасль воен. инж. науки, охватывающая теорию и практику укрепления местности. Делится на полевую (оборудование полевых укреплений, рубежей, полос и т. п.) и долговрем. (заблаговрем. стр-во укреплений, создание укрепл. р-нов и т. п.). Стр-во крепостей и др. укреплений известно с глубокой древности, но Ф. как наука стала развиваться после появления огнестрельного оружия. В 15-17 вв. совершенствуется форма долговрем. фортификац. сооружений. Толщина стен и диаметр башен увеличиваются за счет их высоты, появляются рандели, капониры и пр. Создается и развивается бастионная система. Ф. получает дальнейшее развитие в войнах 18-19 вв., когда появляется идея создания отд. фортов, небольших укреплений, связанных взаимной огневой поддержкой. Эта система позволила создавать обширные укрепл. лагеря на важнейших стратегич. направлениях. Их дальнейшим развитием стали укрепл. р-ны и оборонит. линии в войнах 20 в. (линии Мажино, Зигфрида, Маннергейма и др.). Во 2-й мир. войне наиб. широкое применение нашли долговрем. огневые точки (доты) и дерево-земляные огневые точки (дзоты). В России стр-во крепостей и укрепл. линий (против кочевников) изв. с древнейших времен. В 14-15 вв. сильнейшей крепостью страны был Моск. Кремль - сначала белокамен. (1367), затем кирпичный, построенный по правилам новейшей европ. Ф. С кон. 15 в. камен. крепости строятся на всех рубежах России (Иван-город, Копорье, Орешек и др.). Оборона от кочевников осуществляется путем создания засечных черт огромного протяжения. Примером бастионной крепости является Петропавловская (с 1703, С.-Петербург). Дальнейшее развитие рус. Ф. в 19-20 вв. связано с именами А. Теляковского, Э. Тотлебена, К. Величко и др. Примером крепости, игравшей важнейшую стратегич. роль в войне, является Севастополь (оборона его в 1854-55). С 1870-х гг. создается мощная система укреплений на Передовом театре на случай войны против Германии и Австро-Венгрии. Крепость Порт-Артур, хотя и не законч. постройкой по проекту Величко, сыграла крупнейшую роль в войне с Японией в 1904-05. Ликвидация системы укреплений Передового театра перед 1-й мир. войной была ошибочной, но крепость Осовец оказала упорное сопротивление герман. войскам (1915). В 30-х гг. 20 в. была создана система укрепрайонов вдоль западных, юж. и восточных границ СССР для прикрытия важнейших направлений в составе многочисл. дотов, эшелониров. в глубину и связ. системой огня. Несмотря на ошибочное разоружение большинства укрепрайонов перед самой войной 1941, на отд. направлениях они сыграли большую роль в оборонит, сражениях лета 1941. |
ФОРТУНА́ТОВ Фил. Фед. (1848-1914) - лингвист, внесший большой вклад в развитие общего и сравнит.-ист. яз.-знания, глава моек, лингв, школы. Окончил Моск. ун-т в 1868 и был оставлен при нем для подготовки к проф. званию. В 1871 предпринял поездку в Литву, где изучал литовские говоры, записывал песни, сказки и пословицы. Будучи за границей (Германия, Франция, Англия, 1871-73), изучал письм. пам. др.-инд. яз. В 1875 защитил магистер. дисс. (изд. и пер. одного из ведийских текстов, комментарии и приложение - "Неск. страниц из сравнит, грамматики индо-европ. яз."). Деят-ность Ф. в Моск. ун-те (1876-1902) привела к созданию науч. школы мир. значения. В 1902 Ф. был избран действ. чл. АН и переехал в Петербург. Возглавлял (с 1904) подкомиссию в АН по подготовке реформы рус. правописания. Был избран действ, чл. Сербской акад. (1907), Финно-Угорск. об-ва в Гельсингфорсе (1908), д-ром философии ун-та в Христиании (Осло; 1911). Сфера науч. интересов Ф. охватывала общую теорию яз.-знания, индоевропеистику, славистику, русистику, литуанистику, индологию, вопросы фонетики, акцентологии, грамматики. Одним из открытий Ф. был сформулиров. им в 90-х гг. 19 в. закон продвижения ударения в балтийских и слав. яз., изв. как "закон Ф. - де Соссюра". Тр. Ф. явились одним из оснований теории морфологии и синтаксиса, слав. сравнит. и ист. аспектологии, оказали значит, влияние на изучение грамматич. категорий, особенно категорий вида и залога в совр. яз. Развиваемые им идеи системности яз. нашли выражение в учении о форме слова и словосочетании, о формах словоизменения и словообразования, в истолковании частей речи как формальныхклассов слов. Ф. писал о недопустимости переноса представления о формах, существ, в данном яз., на др. яз., о необходимости строго отличать "существующее уже значение изв. формы от того значения, из к-рого оно могло образоваться". В трудах Ф. последовательно проводится принцип "от формы к значению". Соч.: Избр. труды: В 2 т. М., 1956-57. Лит.: Петерсон М. Н. Ф. Ф. Фортунатов и мокс. лингвистич. школа // Учен. зап. МГУ. 1946. Вып. 107. Т. 3. Кн. 2; Щерба Л. В. Ф. Ф. Фортунатов в истории науки о языке // Вопр. языкознания. 1963. № 5; Березин Ф. М. Рус. языкознание кон. XIX - нач. XX в. М., 1976. |
ФО́ТИЙ (? - 1431) - последний митр. Киевский и всея Руси. После его смерти митрополия окончательно разделилась на Моск. и Киевскую (Литовскую). По нац. грек. Род. в г. Монемвасии в Морее (Пелопоннес). 1 сент. 1408 был рукоположен патр. Матфеем, не удовлетворившим просьбу вел. кн. Литовского Витовта о поставлении отд. митрополита в Киев. Ф. многое сделал для сохранения единства митрополии, для упорядочения церк. жизни на Руси. Сохранились его послания к вел. кн. Василию Дмитриевичу о церк. имуществах, послания в Новгород и Псков о канонич. правилах и церк. дисциплине. Ф. пытался восстановить митрополичье право на апелляц. суд в Новгороде. В это время в Пскове была популярна ересь стригольников, и Ф. ответил целым рядом посланий и поучений. Требуя непримиримой борьбы с еретиками, Ф. отрицал смертную казнь для них. В 1415 митрополия вновь разделяется с избранием в Киеве Григория Цамблака. Ф. отвечает Окружным посланием, к-рое отличается особым стилистич. изяществом. Ф. принимал активное участие в политич. жизни Моск. Руси и Литвы, во многом следуя линии, намеч. еще митр. Киприаном. В 1411 с его помощью был заключен брак между дочерью вел. князя и виз ант. императором, в 1412 - союз моск., литов. и тверских князей. В 1419 удалось восстановить единство митрополии. В 1430 Ф. принимает участие в съезде, на к-ром Витовт пытался короноваться. Ок. этого времени была написана Дух. грамота Ф. В летописях рассказывается о видении, бывшем Ф. перед написанием грамоты. Всего от Ф. осталось 35 произв., в т. ч. поучения, толкующие праздники, посты и т. п. 16 из них и Дух. грамота были включены в Великие Четий Минеи. С именем Ф. связывается составление митрополичьего летописного свода и появление на Руси ряда греч. рукописей. |
ФО́ФАНОВ Аникита Фед. (? - после 1618) - печатный мастер. Род. в Пскове. Свою первую кн. Ф. напечатал на Моск. печатном дворе в 1609 ("Минея общая"). В марте 1611 во время восстания Печатный двор сгорел. После этого Ф. переехал в Ниж. Новгород, где на средства нижегород. ополчения организовал типографию. В 1613 в ней был напечатан "Нижегородский памятник", повествующий о событиях Смутного времени. Эта брошюра стала первой в стране печатной кн., имеющей политич. содержание. После ее напечатания Ф. возвратился в Москву и начал восстанавливать моек, типографию. Первой кн., напечат. Ф. в восстановл. типографии, был "Псалтырь" (1615). В конце кн. содержится обширное послесловие, в к-ром печатник сообщает о событиях, пережитых страной за последние годы. В 1618 Ф. напечатал "Октоих". Ф. изв. также тем, что изготовил "Никитский шрифт", широко применявшийся в 1-й пол. 17 в. Лит.: Киселев Н. П., Немировский Е. Л. Книгопечатание в Москве 17 в. // 400 лет русского книгопечатания. М., 1964. Т. 1. |
ФО́ФАНОВ Конст. Мих. (1862-1911) - поэт. Из крестьян. семьи. Учился в частных пансионах и петерб. гор. уч-ще, но учебу оставил. Ушел из дома и всю жизнь бедствовал. Публиковаться начал с 1881. Печатался в самых разл. изд. Сб.: "Стихотворения" (1887, 1889), "Тени и тайны" (1892), "Иллюзии" (1900). Поэзию Ф. высоко оценивали С. Надсон, А. Чехов, А. Майков, Я. Полонский, Л. Толстой, Д. Мережковский и др. П. Перцов считал, что после смерти Надсона в рус. поэзии наступил "фофановский период". В поэзии Ф. мир иск-ва как мир мечты, сказки, фантазии прямо противопоставлен реальности и прозе жизни. Ф. стремится уйти от "постылой действительности в мир мечты" и в "грезы фантазий", и в этом его стремлении символисты увидели больную психологию чел. нач. 20 в., остро ощущающего дисгармонию мироздания. Прямыми наследниками Ф. выступили эгофутуристы, особенно И. Северянин (см. их сб. "Оранжевая урна. Альманах памяти Фофанова", 1912). |
ФРА́ДКИН Марк Григ. (1914-90) - композитор, автор популярных песен, актер. Окончил Театр. ин-т в Ленинграде (1937), продолжил актерскую карьеру в Минске. Параллельно занимался в консерватории. Руководил армейским ансамблем песни (1941-43), тогда же начал писать песни. Сотрудничал с поэтами Е. Долматовским, М. Матусовским, Н. Доризо, Л. Ошаниным, М. Пляцковским. Среди лучших произведений Ф.: "Случайный вальс", "Мы жили по соседству", "За фабричной заставой" (из к/ф "Они были первыми"), "Комсомольская песня" (из к/ф "Добровольцы"), "Песня о любви" ("На тот большак..." - из к/ф "Простая история"), "Летите, голуби" (из одноименного к/ф), "Течет Волга" (из одноименного к/ф), "Морзянка", "Увезу тебя я в тундру". |
ФРАЗЕОГРА́ФИЯ (от греч. φράσις - выражение, оборот речи и γράφω - пишу) - раздел лексикографии. Предметом Ф. является разработка методологии и конкретных приемов составления фразеологич. словарей, выработка науч. обоснов. принципов отбора фразеологизмов для разных типов фразеологич. словарей, установление единых принципов лексикографич. разработки. Лит.: Бабкин А. М. Лексикографическая разработка русской фразеологии. М., Л., 1964; Фразеография в Машинном фонде русского языка. М., 1990; Фразеологические словари и компьютерная фразеология. Орел, 1990. |