Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИЛ"-"ФЛО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИЛ"-"ФЛО")

Филарет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филармония

ФИЛАРМО́НИЯ - 1) Название концертных орг-ций в нек-рых странах. Первонач. Ф. возникли в ряде городов Европы и Америки (Берлин, Лондон, Петербург, Москва, Нью-Йорк и др.) в недрах филармонич. об-в, ставивших своей задачей пропаганду произв. прежде всего симфонич. музыки. Сегодня Ф. - один из ведущих ин-тов культ, жизни об-ва, ориентирующихся на разнообразные виды художеств, деят-ности - муз. просвещение, пропаганду муз. творчества и исполнительства во всех областях иск-ва.

2) Здание со специальным помещением-залом, акустич. возможности к-рого рассчитаны на публичные концерты солистов и различных, в т. ч. больших, исполнительских коллективов (хоров, оркестров). Разные акустич. возможности филармонич. залов являются основанием их специализации для разных типов музыкально-исполнительской практики (напр., зал для симфонич. концертов - "большой" и для камерных - "малый" и т. д.).

Филатовы

ФИЛА́ТОВЫ - семья цирковых артистов, дрессировщиков.

Ив. Лаз. (1873-56) - дрессировщик. Был хозяином балаганов и передвижных цирков. Основатель системы передвижных цирков.

Вал. Ив. (1920-79) - его сын, дрессировщик. В цирке с 6 лет (акробат и эквилибрист). В 1935-41 работал асе. дрессировщика А. Корнилова. Впервые с номером "Дрессиров. медведи" выступил в 1941. Затем демонстрировал смешанные гр. животных (львы, тигры, гепарды, а также птицы разных видов). В 1949 выпустил аттракцион "Медвежий цирк" (реж. И. Немчинский). В. И. Ф. первым создал цирк в цирке, где почти все цирковые жанры представлены в исполнении медведей. Аттракцион открывал выезд "рус. тройки", запряж. тройкой медведей. Медведи выступают как акробаты, жонглеры, возд. гимнасты, эквилибристы, роликобежцы, велофигуристы, боксеры, мотоциклисты. "Медвежий цирк" имел триумф, успех во мн. странах мира. В 1975 В. И. Ф. выпустил тематич. представление "Цирк зверей".

С 1966 в цирке работает дочь В. И. Ф. Люд. Вал. (род. 1942). Вместе с мужем В. А. Дацюком (род. 1944) демонстрирует номера с экзотич. животными и аттракцион "Леопарды на свободе". С 1979 в номере "Экзотич. животные" работает их дочь Юл. Валер, (род. 1968).

С 1971 в цирке работает Тат. Вал. (род. 1949) - дочь Вал. Ив., дрессировщица, показывает номер "Дрессиров. индийский слон". После смерти отца вместе с мужем А. П. Гориным (род. 1951; в цирке с 1973) демонстрирует аттракцион "Медвежий цирк".

В 1990 имя Ф. присвоено Свердловскому (ныне Екатеринбургскому) цирку.

Соч.: Филатов В., Аронов А. Медвежий цирк. М.. 1962; Филатов В. Рассказы дрессировщика. М., 1980.

Лит.: Абрамова Д. Валентин Филатов. М., 1970; Дмитриев Ю. Ехали медведи на велосипеде. М., 1978.

Филби Ким

ФИ́ЛБИ КИМ (наст. имя Гарольд Андриан Рассел Филби) (1912-88) - крупнейший сов. разведчик, ген. КГБ СССР, Герой Сов. Союза. Играл важную роль в противоборстве спецслужб стран вост. блока и Запада в 1945-51, до 1963 являлся одним из ценнейших сов. агентов.

Отец Ф., Гарри Сент-Джон Бриджер Филби, был гражд. служащим в Индии. В 1919 семья переехала в Лондон. В 1924 Ф. с отличием окончил школу Алдро в Истборне, в 1929 - Вестминстерскую школу, в 1933 - Кембриджский ун-т. В юности придерживался лейборист. взглядов, но с ростом угрозы нацизма его взгляды становились все б. левыми. Был чл. молодежного коммунистич. клуба "Апостол". Летом 1933 был переброшен в Австрию на нелег. работу, заключавшуюся в создании вооруж. подполья и помощи левым радикалам. Летом 1934 был завербован одним из представителей сов. резидентуры в Лондоне. Вместе с Ф. были завербованы и др. крупные сов. агенты: Д. Маклин, Э. Блант, Г. Берджесс и др. С мая 1937 по авг. 1939 Ф. был корр. "Тайме" в войсках ген. Франко для прикрытия осн. деят-ности. В 1940 - журналист на франко-герм. фронте. В июле 1940 приглашен на службу в органы англ. разведки, занимался дешифровкой нем. радиограмм. Предлагал операцию по уничтожению шефа герм. воен. разведки В. Канариса в Испании в 1942. В янв. 1944 выполнил задание по осуществлению контактов с оппозицией полк. Штауффенберга. В 1943-44 вступил в контакты с офицерами Управления Стратегических Служб (УСС) США, прибывшими на учебу в Великобританию. Способствовал срыву ряда операций герман. разведки в Швейцарии, параллельно снабжая сов. рук-во ценной информацией о взаимоотношениях англ. и амер. разведок, планах, структуре и методах работы англ. разведки. В 1945 назначен нач. 9-го отдела англ. разведки, занимавшегося подрывной деят-ностью в странах сов. блока. В февр. 1947 направлен на работу в качестве резидента англ. разведки в Стамбул. В марте 1951 в связи с бегством ряда сов. агентов из англ. разведки отстранен от активной работы как подозреваемый. В нояб. 1955 реабилитирован, несмотря на протесты Центр. разведыват. управления США. В 1956-62 выполнял задания англ. разведки на Ближ. Востоке, снабжая КГБ СССР информацией о ближневосточном конфликте. В янв. 1963 под угрозой разоблачения бежал на пароходе "Долматов" в СССР. Был награжден мн. сов. наградами. Преподавал в разл. уч. структурах КГБ СССР. Автор кн. "Моя тайная война" (1968). Был резким противником вторжения в Афганистан в 1979. До кон. своих дней оставался убежд. коммунистом. Похоронен в Москве, на Новокунцевском кладбище.

Филигрань

ФИЛИГРА́НЬ (от итал. filigrana) - один из видов ювелирной техники: из тонкой металлич. проволоки (золотой, серебряной или медной, гладкой или свитой из неск. нитей и иногда сплющенной) исполняются узоры - ажурные (отд. эл-ты соединяются пайкой) или напаянные на металлич. фон; часто сочетается с зернью или эмалью. Изв. на Др. Востоке, в Др. Греции и Риме, затем в Ср. Азии, на Кавказе, на Балканах, в Зап. Европе. На Руси - с 9 в.

Филипп

ФИЛИ́ПП (в миру Колычев Фед Степ.) (1507-69) - митр. Моск. и всея Руси, сын С. И. Колычева, дипломата и, возможно, опекуна слабоумного брата Ивана Грозного - Юрия Васильевича. Получил хорошее домашние образование, вместе с другими юношами-дворянами находился при великокняжеском дворе. В 1537 Ф., в связи с "поиманием" старицкого кн. Андрея (когда были арестованы и казнены многие родственники Ф.), был вынужден покинуть столицу и бежать на Север, где принял постриг в Соловецком монастыре, игуменом к-рого стал в 1547. Стараниями Ф. за 20 лет монастырь превратился в преуспевающий экономич. центр сев. Руси. В 1566 по инициативе Ивана Грозного Ф. был избран митр. Московским. С первых дней пребывания в митрополичьем сане Ф. начал активно выступать против политики царя, осуждать казни и опричнину. В 1566 против Ф. был возбужден процесс, итогом к-рого стало обвинение митрополита в "порочной жизни". Он был лишен сана и удален сначала в монастырь Николы Старого, а затем в Тверской Отрочь монастырь. Во время похода Ивана Грозного в Новгород Ф. был задушен Малютой Скуратовым подушкой в собств. келье.

В 1652 в период патриаршества Никона офиц. канонизирован. Мученический венец митрополита Ф. сделал его одним из самых почитаемых святителей Др. Руси.

-----------------------------------

ФИЛИ́ПП (? - 1473) - митр. Моск. и всея Руси. После отречения Феодосия избран на Соборе в нояб. 1464 (до этого - еп. Суздальский). Ф. поддерживал политич. курс Ивана III. Обращался с посланием к новгородцам, прося их подчиниться "государю всея Руси"; дал согласие на "византийский брак" вел. князя; был горячим сторонником стр-ва нового Успенского собора, для чего организовал сбор средств; боролся против пропаганды католицизма ("прение" его с папским легатом в нояб. 1472). Умер во время пожара в Кремле в апр. 1473. Ф., в сущности, последний митр., проводивший политику союза с вел. князем при сохранении внутр. самостоятельности церк. орг-ции.

Филиппов Мих. Мих.

ФИЛИ́ППОВ Мих. Мих. (1858-1903) - ученый, литератор, популяризатор науки. Род. в Киевской губ., учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та, затем на физ.-мат. ф-те Новороссийского ун-та (в Одессе). Лит. деят-ность начал в студенч. годы, в течение всей дальнейшей жизни публиковал ст. по вопр. социологии, математики, естеств. наук, публицистич. и критич. работы. В 1895-97 вышла 2-томная монография "Философия действительности: история и критический анализ научно-философских миросозерцании от древности до наших дней", позднее были написаны кн. "Судьбы русской философии" (1906), "История философии с древнейших времен" (незаверш., 1-й том вышел в 1903). Наиб, значит, беллетристич. произв. Ф. - ром. "Осажденный Севастополь" (1888). В 1894 Ф. начал издавать ж. "Научное обозрение", на страницах к-рого печатались крупнейшие ученые и известнейшие публицисты: Д. Менделеев, О. Хвольсон, М. Ковалевский, Ф. Эрисман, С. Глазенап, П. Струве, Н. Ильин (псевд. В. Ульянова-Ленина), Г. Плеханов, А. Богданов и мн. др. В 1901 в качестве приложения к ж. "Природа и люди" вышел под ред. Ф. 3-томный "Энциклопедический словарь", мн. ст. в к-ром были написаны редактором.

11 июня 1903 Ф. писал в газ. "Русские ведомости" об изобретенном им способе "электрической передачи на расстояние волны взрыва... так, чтобы, сделав взрыв в Петербурге, можно будет передать его действие в Константинополь". В ту же ночь Ф. умер в своей домашней лаборатории. Все бумаги и приборы Ф. были изъяты Охранным отделением.

Соч.: Этюды прошлого: Избр. очерки, науч. работы, худож. проза, лит.-критич. статьи. М., 1963; Мысли о русской литературе: Сб. избр. лит.-критич. работ. М., 1965.

Лит.: Филиппов Б. М. Тернистый путь. М., 1969. Краткий перечень основных работ М. М. Филиппова (1881-1903). С. 178-187.

Филиппов Тертий Ив

ФИЛИ́ППОВ Тертий Ив. (1825-99) - критик, публицист, обществ. деятель. Окончил Моск. ун-т, до 1856 - учитель рус. языка в 1-й моек, г-зии, затем чиновник Св. Синода. С 1864 - на службе в гос. контроле. Эволюционировал от радик. увлечений юности к консервативным убеждениям славянофильской ориентации. Чл. т. н. "молодой редакции" "Москвитянина" (в 1850-53), в 1856-57 - один из изд. "Русской беседы". В своей лит.-критич. деят-ности был защитником офиц. православия, в отличие от славянофилов большое значение придавал форм, законам православ. церкви (ст.-рецензия на пьесу А. Островского "Не так живи, как хочется", 1856). В программной речи "О началах русского воспитания" (1854) выступил в поддержку формулы "православие, самодержавие и народность". В дальнейшем печатал ст. ист. и церковно-ист. характера. Один из инициаторов собирания рус. нар. песен с напевами.

Филонов Пав. Ник

ФИЛО́НОВ Пав. Ник. (1883-1941) - живописец, график, худож. т-ра, поэт, теоретик иск-ва, педагог. Учился в живописно-малярных мастерских в Петербурге, в школе живописи и рисования Л. Дмитриева-Кавказского (1903-08), в рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1893-1901), в Высшем худож. уч-ще АХ (1908-10) у Г. Залемана, В. Савинского, Я. Ционглинского и др. Чл.-учредитель объединения "Внепартийного об-ва художников" (1913), "Союза молодежи" (1910-14, 1917-19), "Об-ва художников" (1921-22, 24), организатор коллектива "Мастера аналитич. искусства" (1925-32, неофиц. до 1941). Автор жанровых и тематич. картин, портретов, натюрмортов, абстрактных композиций; прекрасный рисовальщик, иллюстратор книг. Самобытный яз. Ф. ставит его произв. в один ряд с такими европ. художниками, как П. Сезанн, П. Пикассо и др. Принципы своего аналитич. иск-ва Ф. изложил в манифесте "Сделанные картины" (1914), "Декларации мирового расцвета" (1923). Произв. Ф. "Коровницы" (1914), "Крестьянская семья" (Святое семейство) (1914), "Цветы мирового расцвета" (1915), "Формула космоса" (1918-19), "Формула весны" (1928-29) и др. раскрывают стремление художника в синтетич. худож. "формулах" выразить проблемы современности и свое видение будущего. Композиции Ф. состоят из сложного переплетения дробящихся, наслаивающихся друг на друга первоэлементов, представляют своеобразный бесконечно меняющийся калейдоскоп.

Ф. сотрудничал с поэтами-футуристами (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др.), участвовал в изд. литографич. сб-ков (1910-е гг.), декораций для нового т-ра "Будетлянин". В 1923 Ф. - сотр. отд. общей идеологии в Музее худож. культуры, работал над уставом Ин-та худож. культуры. С кон. 20-х гг. испытывает трудности, связ. с общим кризисом развития культуры в тоталитарном гос-ве. Интерес к иск-ву Ф. возрождается в 60-х, затем в 80-х гг.

Лит.: Павел Николаевич Филонов: Каталог выст. Л., 1988.

П. Н. Филонов. Яблочко. 1925

П. Н. Филонов. Яблочко. 1925

Философов Дм. Вл

ФИЛОСО́ФОВ Дм. Вл. (1872-1940) - критик, публицист. Участник "дягилевского кружка", ратовавшего за возрождение отеч. иск-ва и за свободные эстетич. искания; один из организаторов ж. "Мир иск-ва" (заведовал его лит.-крит. отд.). Увлечение идеями ре лиг. эстетики сблизило Ф. в 1901-02 с Д. Мережковским и З. Гиппиус, с к-рыми он был теснейшим образом, лично и идейно, связан вплоть до 1920. Ф. - активный чл. Религ.-филос. собр., с июня 1904 - один из ред. ж. "Новый путь". Соавтор Мережковского и Гиппиус по опубл. в Париже кн. публицистики "Le Tzar et la Revolution" (1907), пьесе "Маков цвет" (1908). Ф. - ведущий публицист газ. "Речь", пред. совета Петерб. Религ.-филос. об-ва, автор кн. статей по церк. и религ. вопросам "Неугасимая лампада" (1912), двух сб. статей о лит-ре и иск-ве: "Слова и Жизнь" (1909) и "Старое и новое" (1912). Эмигрировал с Мережковским и Гиппиус в нач. 1920. Пути их за границей разошлись. Ф. жил в Варшаве; редактировал эмигрантскую газ. "Свобода" ("За свободу"), сотрудничал в таких изд., как газ. "Молва", ж. "Меч".

Д. В. Философов. Худ. В. А. Серов. 1899

Д. В. Философов. Худ. В. А. Серов. 1899

Финн Пав. Конст.

ФИ́НН (Финн-Хальфин) Пав. Конст. (род. 1940) - кинодраматург, по сценариям к-рого поставлено много худож. и док. фильмов на разных студиях страны. В 1962 окончил сценарный ф-т ВГИКа. В студенч. годы выступал в моск. газ. как очеркист, начал работу проф. сценариста и литератора, сотрудничал с Центр. студией док. ф. (ЦСДФ), студией телевидения, киноотд. АПН. По сценариям Ф. на ЦСДФ снято неск. короткометр. док. ф.

С 1968 Ф. работает в худож. кино. Совм. с В. Владимировым (псевд. реж. В. Вайнштока) пишет сценарии неск. приключенч. ф. Это "Миссия в Кабуле" (1970, реж. Л. Квинихидзе), "Заблудшие" (1971, реж. К. Комиссаров), "Всадник без головы" (1973, по ром. Майн Рида, сов.-кубин., реж. Вайншток), "Сломанная подкова" (1973, по мотивам ром. Жюля Верна "Драма в Лифляндии", реж. С. Аранович), "Вооружен и очень опасен" ("Время и герои Фрэнсиса Брет Гарта", 1977, реж. В. Вайншток). Совм. с Владимировым написан и сценарий ф. "26 дней из жизни Достоевского" (1980, реж. А. Зархи).

По автобиогр. кн. Е. Габриловича "Четыре четверти" Ф. пишет сценарий ф. "Объяснение в любви" (1978, реж. И. Авербах). Этотф. оставил заметный след в сов. кино кон. 70-х гг., и с этого времени Ф. делается одним из ведущих сценаристов страны. В 80-90-е гг. его творч. деят-ность развивается особенно интенсивно. Среди его работ: "День свадьбы придется уточнить" (совм. с В. Туром, реж. С. Пучикян, 1980), "Чужие здесь не ходят" (совм. с В. Валуцким, по пов. А. Ромова "Соучастник", реж. А. Вехотко и Р. Ершов, 1986), "Детская площадка" (реж. С. Проскурина, 1987), "Случайный вальс" (реж. С. Проскурина, 1989), "Леди Макбет Мценского уезда" (по Н. Лескову, совм. с реж. Р. Балаяном, 1989), "Закат" (фантазия на темы И. Бабеля, реж. Н. Зельдович, 1990), "Я служил в аппарате Сталина, или Песни олигархов", "Большой концерт народов, или Дыхание Чейн-Стокса" (оба - совм. с С. Арановичем, реж. Аранович, 1990-91), "Миф о Леониде" (реж. В. Долинин, 1991).

Соч.: Заблудшие: (Сценарий). М., 1974 (совм. с В. Владимировым); Вооружен и очень опасен // Киносценарий - 1976; Объяснение в любви: (Сценарий). М., 1979.

Фиоль Швайпольт

ФИО́ЛЬ Швайпольт (? - после 1525) - слав. первопечатник, создатель первой в мире типографии кириллич. шрифта. Род. в г. Нойштадте в Германии. По профессии Ф. - мастер худож. вышивки на тканях, золотошвей; вместе с тем был известен как искусный ремесленник и механик-изобретатель. По поручению польского короля Казимира осушил свинцовые рудники и получил королевскую привилегию на изобрет. им водоотливную установку для шахт. В 1479 приехал в Краков. В нач. 1490-х гг. на средства Я. Турзона Ф. основал типографию. В 1491 выпустил две кн. - "Осмогласник", или "Октоих", и "Часослов", имевшие полные выходные сведения и типограф, марку. Книги Ф. напечатаны крупным шрифтом очень характерного рисунка. Шрифт, к-рым Ф. печатал кн., заказывался словолитчику Р. Борсдорфу. После их выпуска в нояб. 1491 Ф. арестовала краковская дух. инквизиция. Он был освобожден лишь в марте 1492. Нек-рая часть изд. Ф. была уничтожена, а у самого печатника взяли присягу в верности католич. церкви и обязательство не распространять мнений, не угодных католицизму. После этого Ф. не мог продолжать типограф, деят-ность. До наст. времени сохранилось 79 изданий Ф.

Лит.: Кацпржак Е. И. История книги. М., 1964; Немировский Е. Л. Начало славянского книгопечатания. М., 1971.

Фиораванти Аристотель

ФИОРАВА́НТИ Аристотель (ок. 1420 - ок. 1486) - болонский арх. и инж., прозв. "Аристотелем". В 1455 с помощью изобрет. им механизмов передвинули на 10 м колокольню в Болонье. Ф. работал в Милане и Риме, строил укрепления против турок в Венгрии. В 1475 прибыл в Москву для сооружения Успенского собора (1475-79); обрушил остатки рухнувшего до того собора и заложил новые глубокие фундаменты; организовал кирп. з-д и ввел новый размер кирпича. Был послан во Владимир для знакомства с архитектурой Успенского собора, по образцу к-рого должен был быть построен собор в Москве. Моск. Успенский собор - это 6-столпный, 5-главый храм, но без выделения средокрестья и без хоров, что придает целостность интерьеру. Устойчивость собора подчеркнута щелевидными окнами и приставл. к стенам лопатками, напоминающими пилястры. Успенский собор возводили рус. мастера, к-рых Ф. ознакомил с б. соверш. инж.-строит. техникой Зап. Европы: летописец отметил, что Ф. строил по "правилам и кружалам", т. е. по линейке и циркулю, показал, как надо выкладывать тонкие кирпич, своды, подымать тяжести с помощью усовер-шенств. рычагов и блоков, применять вместо дерев, железные связи. Успенский собор занял главенств. положение на Соборной пл., став собират. образом общерус. храма.

Ф. в 1477-78 участвовал в походах Ивана III на Новгород, в 1482 - на Казань и в 1485 - на Тверь как воен. инж. и нач. артиллерии, где имел возможность познакомиться с архитектурой Севера. Возможно, принимал участие в разработке общей идеи перестройки Моск. Кремля и его фортификац. системы.

А. Фиораванти руководит закладкой фундамента Успенского собора в Москве. Миниатюра. 1475

А. Фиораванти руководит закладкой фундамента Успенского собора в Москве. Миниатюра. 1475

Фирсов Анат. Вас.

ФИ́РСОВ Анат. Вас. (1941-2000) - хоккеист, з. м. с. СССР (1964). Один из лучших нападающих сов. хоккея с шайбой. Олимп. чемпион (1964, 1968, 1972). Чемпион мира (1964-71), Европы (1964-70). Чемпион СССР (1963-66, 1968, 1970-73). На Олимп. турнире 1968 и первенствах мира 1967 и 1971 был признан лучшим нападающим. Один из наиб. результативных форвардов чемпионатов мира (в 61 матче забросил 61 шайбу). Автор кн. "Зажечь победы свет" (1973).

Фирсов Ив. Ив

ФИ́РСОВ Ив. Ив. (ок 1733 после 1785) - живописец, декоратор. Работал в Канцелярии от строений в С.-Петербурге. С кон. 1750-х гг. один из придворных живописцев. Выполнял декорат. работы в церквах и соборах С.-Петербурга, писал иконы, разрабатывал модели театр. декораций и т. д. Один из первых представителей жанровой живописи в рус. изобразит. иск-ве ("Юный живописец", 2-я пол. 1760-х гг.).

Фисгармония

ФИСГАРМО́НИЯ - клавишный пневматич. муз. инструмент. Имеет свободно проскакивающие металлич. язычки, к-рые приводятся в движение воздушной струей, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель нажимает 2 широкие педали в нижней части фисгармонии. Впервые этот способ звукоизвлечения (по образцу китайской губной гармошки) применил органный мастер Ф. Киршник, работавший в Петербурге в 1784 на инструменте собств. изготовления. В 1790 ученик Киршника Ракниц (Раквиц) применил проскакивающие язычки в оркестрионе Г. Фоллера. Вслед за ним подобные инструменты, действие к-рых основано навоздухонагнетат. принципе, создали Н. Мельцель в Вене (1804), Л. Зауэр в Праге (1805). Создателем Ф. считается Г. Гренье, сконструировавший в 1810 т. н. "орган с выражением", в к-ром применен набор планок с металлич. головками. Его усовершенствовали И. Бушман в Берлине (1816) и А. Хекль в Вене (1818). Последнему и принадлежит название "Ф.". В 1848 А. Дебен изготовил Ф. в форме пианино, к-рая сохранилась и поныне.

Ф. имеет 1-2 мануала, 6-20 регистров. Клавиатура делится на левую и правую, т. е. внутри находятся 2 самостоятельно действующих "набора" планок, имеющих свои регистры. На протяжении 19 в. в конструкцию Ф. были введены разл. усовершенствования. Во 2-й пол. 19 в. произ-во Ф. осваивается в Америке. В амер. Ф. использовался противоположный ев-роп. принцип - воздуховсасывающая система.

В кон. 19 - нач. 20 в. Ф. получила широкое распространение в быту: оригин. лит-ры для инструмента не было создано и на нем исполнялись переложения, транскрипции. Со 2-й трети 20 в. популярность Ф. падает.

Фискал

ФИСКА́Л - должностное лицо в гос. аппарате России 18 в. Термин происходит от лат. fiscus - гос. казна. Ин-т Ф. был создан Петром I в 1711. В обязанности Ф. входило осуществление тайного адм.-финанс. и судеб. надзора; непосредств. рук-во их деят-ностью осуществлял обер-Ф. (с 1723 - ген.-Ф.), к-рый состоял при Правительствующем Сенате. С 1722 ин-т Ф. был подчинен ген.-прокурору. Сложившаяся при Петре I система фискал. надзора пронизывала весь гос. аппарат. Должности Ф. были учреждены при коллегиях, Синоде, а также при соотв. звеньях местной администрации. Параллельно существовала и система воен. Ф. Ф. развернули активную деят-ность, выявляя случаи хищения казны, взяточничества, нарушения указов. Вместе с тем мн. Ф. были сами повинны в крупных злоупотреблениях. После смерти Петра I ин-т Ф. был постепенно ликвидирован.

Фиш Ген. Сем

ФИШ Ген. Сем. (1903-71) - прозаик. Род. в Одессе, в семье инж.-строителя. В 1904 семья переехала в Петербург. В 1918 оказался у родственников в Херсоне, где участвовал в местной подпольной молодежной орг-ции. Летом 1918 - в Новороссийске, где напечатал свои первые стихи. Окончил ин-т истории иск-в (1924), ф-т обществ. наук Ленингр. ун-та (1925). Одновременно был репортером, организатором рабкоров "Красной газеты", секр. ж. "Новый Робинзон" (1925). Первый стихотв. сб. - "На Неве" (1926), затем "Разведка" (1927). Во 2-й пол. 1920-х гг. писал очерки, стихотв. и прозаич. кн. преимущ. "производств." тематики: "Контрольные цифры" (1926), "Дело за мной" (1931), "Уральский блокнот" (1931), "Веснав термической" (1932), "Ребята с Тракторного" (1932). Начиная с док. пов. "Падение Кимас-озера" (1933), все значит. произв. Ф. написаны на карело-финском мат-ле: "Мы вернемся, Суоми" (1933-34), пов. "Третий поезд" (1935), кн. рассказов "Ялгуба" (1936), ром. "Клятва". С нач. Отеч. войны Ф. - в частях 7-й отд. армии, действующей в Карелии, работает в газ. "Во славу Родины", "В бой за Родину". Помимо множества заметок, статей, очерков, рассказов были написаны пов.: "Контрудар" (1942), "День рождения" (1944). Окончил войну на Д. Востоке во фронт, газ. "Сталинский воин". Автор кн. "По дороге к Себежу" (1945), "Здравствуй, Дания!" (1959), "Встречи в Суоми" (1960), "Отшельник Атлантики" (1963), "Норвегия рядом" (1963), "У Шведов" (1966), "После июля в семнадцатом" (1970), "Снова в Скандинавии" (1972, не оконч.).

Фишер Карл Анд

ФИ́ШЕР Карл Анд. (1850-е гг. - после 1920) - моск. фотограф. Начинал свою деят-ность фотографа в Самаре, Оренбурге и др. городах. В 1882 купил в Москве ателье И. Дьяговченко, находившееся на Кузнецком мосту. Творческий расцвет пришелся на 1890-е - 1900-е гг. Снимал портреты изв. лиц: М. Савиной (1902-04), И. Бунина (1906-09), В. Короленко (1913), вел. кн. Константина Константиновича; сцены из спектаклей имп. т-ров с участием звезд балета А. Павловой, М. Кшесинской. Участник почти всех моек, и петерб. фотовыставок. Снимал картины рус. худож. и издавал каталоги и альбомы: "Альбом картин явления Христа народу А. А. Иванова", "Академик живописи Н. К. Пимоненко", (1910), "Академик живописи А. А. Киселев" (1913). В теч. 14 лет издавал иллюстриров. каталоги "Т-ва передвижных худож. выставок". В 1899 издал юбилейный "Альбом 25-летия Т-ва передвижных худож. выставок". В 1897 издал альбом "Виды Москвы, Московского Имп. ун-та, его кабинетов и клиник". В 1900-е гг. выпускал фотооткрытки с видами городов и типажами народов России. После смерти Л. Толстого издал альбом с лучшими снимками великого рус. писателя. Ф. продолжал работать в своем ателье и после 1917. Последнее свидетельство о нем относится к 1920.

Лит.: Шипова Т. Из истории одной фирмы. Прусский подданный Карл Фишер // Советское фото. 1991. № 1.С. 38-39.

Фишман Ольга Лаз

ФИ́ШМАН Ольга Лаз. (1919-86) - китаевед-филолог. Род. в семье адвоката. В 1941 окончила филол. ф-т ЛГУ. Ее учителем был синолог акад. В. Алексеев; позже Ф. считала себя ученицей и последовательницей Н. Конрада. В 1946 защитила канд. дисс. "Ли Бо в европейской науке". До 1949 преподавала на восточном ф-те ЛГУ, откуда была уволена в связи с арестом ее мужа, лит.-веда А. Левинтона. До поступления в 1958 на работу в Ленингр. отделение Ин-та востоковедения АН СССР занималась преподаванием рус. яз. китайским стажерам, делала подстрочники китайской поэзии, переводила совр. и классич. китайскую лит-ру (кн. "Танские новеллы", 1955). В 1965 защитила докт. дисс. "Китайский сатирический роман эпохи Просвещения". Осн. сферами ее науч. интересов были сравнит. изучение китайской и европ. лит-ры, история китайского Просвещения, теоретич. лит.-ведение. Много занималась пер. и изучением особенностей творчества китайских писателей 17-18 вв. За опубл. ею иссл. и пер. сб. Цзи Юня "Заметки из хижины "Великое в малом"" была удостоена в 1976 от Франц. Акад. премии Ст. Жюльена. В последние годы жизни много занималась изучением восприятия Китая в Европе; завершенное ею фундамент. 2-томное иссл. "Китай в Европе: мифы и действительность" по сей день не опубл.

Соч.: Ли Бо: Жизнь и творчество. М., 1958; Китайский сатирический роман: (Эпоха Просвещения). М., 1966; Цзи Юнь. Заметки из хижины "Великое в малом" / Пер. с кит., предисл., коммент. и прилож. О. Фишман. М., 1974; Юань Мэй. Новые Записи Ци Се, или о чем не говорил Конфуций / Пер. с кит., предисл., коммент. и прилож. О. Фишман. М., 1977; Три китайских новеллиста XVII-XVIII вв.: Пу Сун-лин. Цэи Юнь. Юань Мэй. М., 1980.

Флавицкий Конст. Дм

ФЛАВИ́ЦКИЙ Конст. Дм. (1830-66) - ист. живописец, предст. академич. направления. Учился в АХ (ок. 1855) у Ф. Бруни. Был удостоен Большой золотой медали за картину "Дети Иакова продают брата своего Иосифа" (1855). Пенсионер АХ за границей. В Риме создал полотно "Христианские мученики в Колизее" (1862), в основу сюжета к-рого положена идея борьбы и гибели во имя убеждений. Выражающая сильные эмоции драм. коллизия свидетельствует о новом понимании задач ист. живописи. По возвращении из Италии обратился к мотивам нац. истории. В полотне "Княжна Тараканова" (1863-64) проявились реалистич. тенденции в творчестве художника.

К. Д. Флавицкий. Дети Иакова продают брата своего Иосифа. 1855

К. Д. Флавицкий. Дети Иакова продают брата своего Иосифа. 1855

Флаг

ФЛАГ - полотнище установл. цвета, формы, размера с соответств. эмблематикой или надписями, представляющее собой символ объединения или власти. Различают флаги гос., нац., мор., разл. орг-ций, учреждений, ведомств, флаги городов и терр.-адм. объединений.

Расцветка рос. флага появилась в кон. 60-х гг. 17 в. в связи с постройкой "воинского корабля" "Орел". В 1693 появляется "Флаг царя Московского", полотнище к-рого разделялось на 3 горизонт, полосы: верх, белая, ср. синяя и ниж. красная. В полотнище был вшит желтый двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, со скипетром и державой, на груди его находился красный щит с изображением Св. Георгия, колющего копьем зеленого змия. В то время это был только корабельный штандарт Петра, но уже в 1697 на флоте был введен бело-сине-красный флаг без нашивного орла. Он утвердился в качестве флага торг. флота, что во всех странах соответствовало гос. флагу.

В 1858 в качестве рос. гос. флага был принят флаг, состоявший из трех полос: верх, черная, ср. желтая и ниж. белая. В 1883 по указу имп. Александра III для украшения зданий в торжеств, случаях предписывалось использовать "исключительно рус. флаг", т. е. бело-сине-красный. Особое совещание адмирала К. Посьета окончательно обосновало правомерность существования этого флага в качестве российского.

В наст. время в соответствии с Указом През. Рос. Федерации от 11 дек. 1993 № 2126 он восстановлен в качестве Гос. флага Рос. Федерации и представляет собой прямоуг. полотнище из трех равновеликих горизонт, полос: верх, белого, ср. синего и ниж. красного цветов. Отношение ширины к длине 2:3.

Флагман

ФЛА́ГМАН (голл. vlagman) - 1) - Командующий флотом, эскадрой, флотилией или отрядом кораблей.

2) Корабль, на к-ром находится командующий и на к-ром поднимается флаг.

3) Воинское звание лиц высшего начальствующего состава в ВМФ СССР в 1935-40 до введения адмиральских званий (Ф. флота 1-го и 2-го рангов).

Флажолет

ФЛАЖОЛЕ́Т (франц. flageolet) - 1) Духовой муз. инструмент, предшественник флейты-пикколо. По устройству близок свирели. Впервые сконструирован франц. мастером В. Жювиньи в Париже около 1581. Имел клювообразную головку и свистковое устройство, 4 отверстия на лицевой и 2 - на тыльной стороне трубки сцилиндрич. каналом. Обладает тихим, нежным, звенящим звуком. Применялся гл. обр. при исполнении танц. музыки в любительском музицировании.

2) Флейтовый регистр органа (22, 12) и фисгармонии - яркий и пронзительный.

3) Изолиров. звучание к.-л. гармонич. призвука на струнных инструментах. Обладает особым тембром: на смычковых инструментах - свистящий, напоминающий тембр флейты (отсюда назв.); на щипковых - звенящий, холодно-прозрачный. Ф. извлекается касанием струны в точке ее точного деления на 2, 3 или 4 ч.

Флейта

ФЛЕ́ЙТА (от лат. flatus - ветер, дуновение) - деревянный духовой инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрическим или обратно-коническим каналом. Ф. относятся к лабиальным (губным) инструментам, т. е. звук возникает при рассечении струи воздуха на крае отверстия в корпусе инструмента. Ф. - один из древнейших муз. инструментов. Среди огромного количества различных Ф. - простейшие свистульки, охотничьи манки, тростниковые Ф., Ф., изготовленные из дерева, скорлупы крупных орехов, раковин, из глины (окарины), кости, фарфора, янтаря, стекла, хрусталя, металла, в т. ч. и золота (последние были в ходу в придворном музицировании в 17-18 вв.). Совр. Ф. изготавливаются в основном из металла.

Два основных вида Ф. различаются по положению инструмента при игре: продольная (прямая) держится исполнителем вертикально, поперечная (косая) - горизонтально. К продольным Ф. относятся старинные блокфлейта, флажолет, двойная (аккордовая) Ф., Ф. Пана и др. Для их строения характерны цилиндрический канал и клювообразный мундштук, они особенно были распространены до 18 в. Поперечные Ф. впервые упоминаются еще до нашей эры. Они были известны в Китае, Индии, Византии и у славянских народов. В страны Центр. Европы поперечная Ф. проникла ок. 10 в., позднее она стала называться "немецкой" Ф. Первоначально она изготавливалась из одного куска дерева, имела отверстие для вдувания воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровых отверстий, расположенных в один ряд. Позднее у нее появились отверстия для хроматических звуков, расположенные сбоку и закрывающиеся клапанами. В 30-е гг. 19 в. Ф. подверглась коренной реконструкции флейтистом и инструмент, мастером Т. Бемом, придавшим инструменту его совр. вид. Реконструкция была столь значительной, что еще долгое время новая Ф. называлась Ф. Бема. Мастер изменил в ней конический канал на цилиндрический, величина и расположение звуковых отверстий определялись не аппликатурными удобствами, а акустическими принципами, была разработана единая система клапанов, закрывающих все отверстия (диатонические и хроматические), что значит, облегчило игру на Ф., обеспечило чистое и полноценное звучание. С 18 в. Ф. становится концертным инструментом. Среди авторов первых концертных произведений для Ф. - Г. Перселл, А. Скарлатти, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель.

Флейта Пана

ФЛЕ́ЙТА ПА́НА - нар. дух. лабиальный муз. инструмент, изв. с глубокой древности, многоствольная продольная флейта. Назв. восходит к др.-греч. мифу о боге лесов и полей Пане. Состоит из набора открытых с одной стороны трубочек разной длины (реже разных диаметров), изготовл. из камыша, тростника, бамбука, древесины, кости, металла, скрепл. тростниковыми планками и жгутом из коры вишневого дерева. Каждая трубка издает один осн. звук, высота к-рого зависит от ее длины и диаметра. Диапазон инструмента определяется кол-вом и величиной трубочек. На Ф. П. играют соло и в ансамбле с др. инструментами. Ее использовал Н. Римский-Корсаков в опере "Млада". Под разл. назв. существует у мн. народов мира. Среди разновидностей: рус. цевница, кугиклы; укр. свыриль; азерб. мусигар, менгрельская ларчеми и гурийская соинари; литовская скудучай, скаудамас; рум. мускал, молд. най.

Флёрдоранж

ФЛЁРДОРА́НЖ (франц. fleur d’orange - цветок апельсина) - в городском быту 19 - нач. 20 в. принадлежность свадебного костюма невесты: белые цветы, обычно искусств. Городской (под европейским влиянием) обряд в этом смысле резко отличался от сельского, где невинность, девственность символизировалась красным цветом (см. Красо́та) и, наоборот, замужний статус мог обозначаться через белый.

Флёров Георг. Ник

ФЛЁРОВ Георг. Ник. (1913-90) - физик, акад. АН СССР (1968). Окончил Ленингр. политехнич. ин-т в 1938, до 1941 работал в Физ.-технич. ин-те под рук-вом И. Курчатова, в 1941-43 воевал. В 1940 Ф. совм. с К. Петржаком сделал фундамент. открытие: им впервые удалось наблюдать спонтанное деление тяжелых ядер. С 1943 Ф. среди физиков, с к-рыми Курчатов начинает работы по развитию атомной науки и техники. С 1960 Ф. - дир. лаборатории ядерных реакций Объедин. ин-та ядерных иссл. в Дубне. Много внимания Ф. уделял вопросам, связ. с возможностью существования сверхтяжелых эл-тов. Эти иссл. он проводил в двух направлениях: широкий поиск сверхтяжелых эл-тов в природе; синтез сверхтяжелых эл-тов в реакциях с тяжелыми ионами. В лаб. Ф. были синтезированы изотопы новых трансфермиевых эл-тов с порядковыми номерами 102-106, а также сделаны открытия спонтанно делящихся изомеров, испускания запаздывающих протонов. Ф. был одним из инициаторов развития в СССР ядерно-физич. методов иссл. для решения задач разведки нефти и наиб. рациональной разработки нефт. месторождений.

Флетчер Джайлс

ФЛЕ́ТЧЕР Джайлс (ок. 1549-1611) - англ. юрист и дипломат, автор соч. о России. Получил образование в Кембриджском ун-те. В 1588 с дипл. миссией Ф. приехал в Москву. Его целью было убедить рус. пр-во передать права на монопольную торговлю с сев. рус. портами англ. "Московской компании", а также уладить инцидент с представителем этой компании А. Мершем, обвинявшимся Моск. пр-вом в мошенничестве. Однако за время своего кратковрем. визита Ф. не удалось добиться желаемого результата. В 1591 Ф. возвратился в Англию, где издал свое изв. соч. о России "О государстве Русском". В нем он подверг суровой критике русских, их религию, нравы, обычаи и государственность, вследствие чего труд Ф. был запрещен королевой Елизаветой I.

Флигель-адъютант

ФЛИ́ГЕЛЬ-АДЪЮТА́НТ (нем Fluegel-adjutant) - первоначально лицо, выполнявшее адъютантские обязанности при царе или ген.-фельдмаршале. Должность Ф. А. была учреждена Петром I в 1711. С нач. 19 в. Ф. А. - поч. звание, обладатель к-рого входил в состав свиты Е. И. В. Звание Ф.-А. присваивалось императором в знак особого отличия штаб- и обер-офицерам армии и флота и было самым младшим из всех существовавших в 19 - нач. 20 в. светских званий. В обязанности Ф.-А. входило выполнение спец. поручений царя, дежурство при Дворе.

Флиттнер Нат. Дав

ФЛИ́ТТНЕР Нат. Дав. (1879-1957) - востоковед, историк иск-ва. Род. в Петербурге, в семье врача. В 1904 окончила ист.-филол. отделение Высших жен. курсов, преподавала в г-зии. В 1913 заочно окончила Петерб. ун-т. Науч. интересы Ф. окончательно сформировались в результате занятий с Б. Тураевым, под рук-вом к-рого она изучала др.-египет. яз., историю и культуру Месопотамии. Углубила образование в Германии, пройдя курсы у А. Эрмана (филология и история) и Г. Шефера (египет. иск-во). В 1917 защитила магистерскую дисс. В 1919 поступает на работу в Эрмитаж. Здесь в нач. 20-х гг. вместе с акад. А. Ферсманом занимается изучением худож. и ювелирных фондов, что в дальнейшем помогло ей стать одним из ведущих специалистов в обл. др.-вост. глиптики. В 30-е гг. начала глубокое изучение культуры и иск-ва Передней Азии. Вершиной ее науч. деят-ности стала монография о культуре Месопотамии, до сих пор остающаяся единственной в своем роде. Ф. была одним из организаторов лекторской деят-ности в Эрмитаже; писала популярные книги. Имела многочисл. учеников в ЛГУ. В 1937 ей без защиты было присвоено звание канд. ист. наук, в 1940 по совокупности работ присвоена степень д-ра ист. наук. Во время блокады Ленинграда осталась в городе и работала в Эрмитаже. После войны перешла на преподават. работу в АХ, но связей с Эрмитажем не прерывала.

Соч.: Стекольно-керамические мастерские Тель-Амарны // Ежегод. Рос. ин-та истории искусств. Пг., 1922. Т. 1. С. 137-164; Охота и борьба с животными в искусстве Передней Азии и Золотой перстень № 6652 Гос. Эрмитажа // Тр. Отд. истории культуры и искусства Востока Гос. Эрмитажа. Л., 1940. Т. 3. С. 49-69; В стране пирамид. М.; Л., 1936; Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.; М., 1958.

Флоренский Пав. Ал-др.

ФЛОРЕ́НСКИЙ Пав. Ал-др. (1882-1937) - философ, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист, математик, физик, инж., педагог, иск-вед, историк. Разнообразные науч., эстетич. и богословские интересы Ф. получили яркое отражение в его наиб, известном соч. "Столп и утверждение истины" (1914), представляющем собой оригин. опыт правосл. теодицеи. Следующий и завершающий этап развития взглядов Ф. отражен в его второй итоговой кн. "У водоразделов мысли", в осн. написанной в 1922.

Свое мировоззрение Ф. считал родств. по духу рус. средневековью 14-15 вв. Он признавал первичность идеального начала по отношению к окружающему нас миру конкретных эмпирич. предметов и явлений, к-рая проявляется в сходстве, обнаруживаемом нами в вещах. За физич. и психофизич. видимостью мира (эмпирией) лежит его дух. основа (иной мир, эмпирей), постигаемая в мистич. взаимоотношении Бога и человека. Эмпирея дает смысл эмпирии. Отсюда - понимание науки как символич. описания мира. Платонизм Ф. есть своеобразный символизм, причем символ он понимает как сочетание свободного творчества нашего духа и нашей реальности. Мировоззрение, по Ф., должно корениться в реальной жизнии завершаться жизненным воплощением в технике, искусстве и т. п., отсюда - стремление к созданию "конкретной метафизики", задачей к-рой является изучение первичных символов, из к-рых слагаются разл. сферы реальности.

Ф. отрицал как непрерывность развития культуры, так и ее прогресс. С его т. зр., "единой культуры", развивающейся от низшего к высшему, не существует, есть лишь ритмич. смена двух осн. типов культур - "средневековой", для к-рой характерны органичность, объективность, конкретность и самособранность, и "возрожденческой", характериз. раздробленностью, субъективностью, отвлеченностью. Культура (прежде всего средневековая) - это сознательная борьба Логоса с Хаосом, когда Логос является организующим, упорядочивающим и гармонизирующим началом мира, а Хаос - дезорганизующим началом, энтропией, всемирным "уравниванием". В наиб. степени культуро-творч. деят-ность человека противостоит Хаосу в религ. храмовом иск-ве.

Взгляды Ф. на церк. иск-во изложены в его работах "Храмовое действо как синтез искусств" (1918), "Обратная перспектива" (1919), "Иконостас" (1922, не завершена) и др. Ф. показывает, что существует лишь 2 типа опыта: науч. (кантовский) и общечеловеч. Если первый есть результат внешнего отношения к жизни, находящего выражение в хищнически-механистич. "возрожденческой" культуре с ее перспективизмом в живописи, то общечеловеч. опыт является результатом внутр. отношения к жизни, находящего выражение в созерцательно-творч. "средневековой" культуре, для к-рой характерна т. н. "обратная перспектива" в живописи и особенно в иконописи.

После 1917 Ф. активно занимается исследоват. работой в системе Глав-электро ВСНХ, преподает во ВХУТЕМАСе, редактирует технич. энциклопедию, пишет для нее б. 100 ст. и т. д. Репрессирован в 1933, расстрелян в 1937. Реабилитирован в 1958.

П. А. Флоренский

П. А. Флоренский

Флорин

ФЛОРИ́Н (итал. floren) - назв. высокопробной золотой монеты, чеканенной с 1252 во Флоренции и имевшей на аверсе изображение цветка лилии как символа города, а на реверсе - изображение Иоанна Крестителя, святого покровителя города. Вскоре ряд гос-в начал чеканить по флорентийскому образцу собств. "Ф.", так что это назв. распространилось и на такие зол. монеты, к-рые не имели на своей поверхности изображения цветка. Венг. Ф. были распространены в Польше, а также на укр. и белорус. землях в 16-17 вв.

Флоровский Георг. Вас.

ФЛОРО́ВСКИЙ Георг. Вас. (1893-1974) - философ, богослов. Из семьи священника. Окончил ист.-филол. ф-т Новороссийского ун-та в Одессе. Был оставлен при ун-те для подготовки к преподават. деят-ности. В 1919 - приват-доцент Новороссийского ун-та. В том же году эмигрировал из России, поселился в Софии. Вскоре перебрался в Прагу, где занялся преподават. и писат. деят-ностью, стал одним из идеологов евразийства. В 1923 защитил докт. Дисс., начал публиковаться в известных эмигрантских изданиях - "Русской мысли", "Современных записках" и др. Выступил с критикой "национал-большевистских" тенденций в обществ, жизни Рус. зарубежья. Сблизился с С. Н. Булгаковым, к-рый стал его духовным отцом. С 1926 жил и работал в Париже, был проф. патрологии в Православном богословском ин-те. В 1937 увидела свет едва ли не самая известная его книга "Пути русского богословия". Активно участвовал в экуменич. движении, играл заметную роль в Рус. студенч. христ. движении. С 1932 - в сане священника. В годы 2-й мир. войны жил в Белграде, нек-рое время в Праге. С 1945 - в Париже, в 1948 переехал в США, где преподавал богословие и церк. историю в Колумбийском и Гарвардском ун-тах, в богословских уч. заведениях. Опубликовал большое количество науч. работ. С 1964 - на пенсии, последние годы жизни провел в Принстоне.

Г. В. Флоровский

Г. В. Флоровский

Флот

ФЛОТ (из франц. flotte, голл. vlot) - 1) Совокупность судов определ. назначения (промысловый Ф., трансп. Ф., воен.-пром. Ф., исследоват. Ф.), типа (гребной Ф., парусный Ф., броненосный Ф.), р-на дислокации (напр., Балт. Ф., Черномор. Ф.), принадлежности (страна), находящихся в определ. состоянии (действующий Ф., прикольный Ф.).

2) Крупное соединение воен. или торг. судов.

Предыдущая страница Следующая страница