Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Филарет

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Филарет

ФИЛАРЕ́Т (в миру Романов Фед. Никитич) (1554-1633) - 4-й патриарх Моск. и всея Руси (1619-33), гос. деятель, фактич. правитель гос-ва, отец первого из династии Романовых - царя Михаила. Был старшим сыном боярина Никиты Романовича Юрьева, брата первой жены царя Ивана Грозного - Анастасии. При Б. Годунове "попал в опалу", был пострижен в монахи, получил имя Ф. При Лжедмитрии I, В. Шуйском - митр. Ростовский и Ярославский, при Лжедмитрии II поставлен "нареченным" патриархом, управлял церковью на всей территории, подчиненной "тушинскому вору". После гибели Лжедмитрия II присягнул польскому королевичу Владиславу, претенденту на рус. престол. В 1610 с моск. посольством уехал под Смоленск, где вскоре был задержан и в качестве пленного увезен в Польшу. Вернулся в Москву в 1619, стал соправителем сына. Ф., будучи убежденным сторонником самодержавия, поддерживал тенденции развивающегося на Руси абсолютизма. Много делал для распространения книжной культуры, способствовал книгопечатанию, организовал в Москве Типографскую б-ку рукописей.

Филарет. Неизв. худ. Кон. 17 в.

Филарет. Неизв. худ. Кон. 17 в.

-----------------------------------

ФИЛАРЕ́Т (в миру Гумилевский Дм. Григ.) (1805-66) - церк. деятель и писатель. Сын священника. Учился в Моск. дух. академии (1826-30), принял монашество в 1830. В 1830-41 - преподаватель Моск. дух. академии. Хиротонисан во еп. в 1848, архиеп. с 1857, архиеп. Черниговский с 1859. Отличаясь способностью к ясному и лит. изложению мат-ла, обращался к теологич. и ист.-церк. темам. В богословских соч. ("Православное догматическое богословие", 1864) Ф. стремился показать религ. догматы как истину разума, существующую в истории. В своих многочисл. ист. работах ("Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви", 1860; "Русские святые, чтимые всею церквью или местно", 1861-65; "Святые южных славян", 1865 и др.), часто написанных в виде словарей, опирался на разнообразные источники, не проявляя, однако, должной критичности в их использовании. Его "История русской церкви" (1847-49, изложение доведено до 1826), при нек-ром схематизме структуры и официозной т. зр., явилась важным шагом в ист. церк. иссл., представляя собой связный и всегда сохраняющий ист. перспективу рассказ об истории рус. церкви как живом и цельном явлении.

-----------------------------------

ФИЛАРЕ́Т (в миру Дроздов Вас. Мих.) (1782-1867) - крупнейший деятель правосл. церкви 19 в. Род. в Коломне, в семье дьякона. Учился в Коломенской дух. семинарии (1791-99), Троице-Сергиевой дух. семинарии (1800-03), Моск. Дух. академии (1803-08). В 1808 принял монашество, в 1809 был вызван в Петербург. Большие способности, глубокие знания, энергия, близость к кн. А. Голицыну помогли Ф. совершить стремит. восхождение по иерархич. лестнице. Он работал в духовно-уч. заведениях, в частности, был ректором Петерб. дух. академии (1812-16), приобрел популярность как проповедник. В 1811 получил сан архимандрита. Являлся ревностным чл. Библейского об-ва; в коллективном тр. по переводу Библии на рус. яз. Ф. принадлежит перевод Евангелия от Иоанна. В 1817-20 - еп. Ревельский, викарий Петерб. епархии, архиеп. Тверской (1819-21), затем Ярославский. С 1819 - чл. Синода. В 1821 переведен в Москву и возглавлял Моск. епархию более 45 лет. По поручению Синода составил катехизис с текстами на рус. яз., к-рый в 19 - нач. 20 в. был положен в осн. учебников закона Божия. В 1824, во время гонений на Библейское об-во, попал в опалу, а его катехизис был запрещен. Но в 1826, в день своей коронации, Николай I возвел Ф. в сан митрополита. Он был призн. главой правосл. иерархов России. Ни одно серьезное церк.-администрат. дело, ни один запутанный богословский вопрос не решались без Ф. С его мнением считались цари. Ф. так упорно отстаивал суверенные права церкви и интересы дух. сословия, что вступил в конфликт с обер-прокурором Синода гр. Н. Протасовым. В 1840-х гг. покинул Синод, но по-прежнему оставался в центре церк. политики. С его именем связана ликвидация униатской церкви в Белоруссии и на Украине, непримиримая борьба с расколом. Ф. поручалось сочинение важнейших гос. док-тов - акта о передаче престола Николаю I, Манифеста 19 февр. 1861 об освобождении крестьян. Состоял чл. мн. научных об-в и уч. заведений; автор стихотворного ответа на стих. А. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный" ("Не напрасно, не случайно"). Способствовал усилению церк. влияния на нар. образование, выступал против отмены телесных наказаний. При его участии дух. цензура запретила публикацию мн. науч.-популярных и худож. изданий. Ф. - автор св. 700 произв. Не раз издавались собрания его "слов и речей" (М., 1873-85. Т. 1-5), опубл. также 6 т. его "мнений и отзывов" (М., 1885-87), многотомная переписка. Тщательно продуманные проповеди Ф. служили образцом для выступлений рядового духовенства. Правосл. церковь чтит Ф. как ученого-богослова, проповедника, защитника интересов духовенства. Канонизирован Рус. Правосл. церковью.

В начало словаря