Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕД"-"ФИЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕД"-"ФИЗ")

Фёдоров Ив

ФЁДОРОВ Ив. (? - 1733) - мореплаватель. Весной 1731 в составе эксп. на судне "Св. Гавриил" под командой штурмана Я. Генса перешел из Большерецка в Нижне-Камчатск. В 1732 в связи с болезнью Генса принял командование судном и вместе с геодезистом М. Гвоздевым и мореходом К. Мошковым достиг р-на мыса Дежнева, иссл. о-ва Ратмановаи Крузенштерна, вплотную подошел к сев.-зап. берегу Америки. Умер в Нижне-Камчатске. На осн. журналов плавания Ф. в 1743 Гвоздевым были составлены карты побережий Берингова пролива.

-----------------------------------

ФЁДОРОВ Ив. (Ив. Фед. Москвитин) (ок. 1510-83) - основатель книгопечатания в России и на Украине. По нек-рым сведениям, учился в Краков. ун-те, где в 1532 получил степень бакалавра. В 1550-х гг. работал скорее всего типографом в Москве (в т. н. анонимной типографии), в 1564 совм. с П. Мстиславцем издал первую датир. рус. печатную кн. "Апостол". Изд. является образцом высокого полиграфич. иск-ва и худож. мастерства. Сохранилось ок. 50 экз. "Апостола" 1564, с к-рого берет начало т. н. старопечатный стиль в худож. оформлении печатных и рукопис. кн., созд. Ф. Затем Ф. напечатал в Москве два изд. "Часовника" (сохранилось 7 экз.). Вторую типографию Ф. основал в Заблудове (ныне - Польша) и напечатал в ней в 1569 совм. с Мстиславцем "Учительное евангелие" (сохранилось ок. 30 экз.). После отъезда Мстиславца в Вильно (Вильнюс) Ф. в 1570 напечатал в Заблудове "Псалтырь с Часословцем" (сохранилось 3 экз.). В 1573 Ф. основал во Львове первую на Украине типографию, в к-рой отпечатал в 1574 первую слав. "Азбуку" (это первый печатный учебник - единств, экз. имеется в б-ке Гарвардского ун-та в США). Четвертую типографию Ф. основал в 1578 в Остроге и в том же году напечатал в ней новое изд. "Азбуки", а в 1580 - Новый Завет с "Псалтырью". В 1580-81 Ф. печатает в Остроге первую полную слав. Библию ("Острожская Библия"; сохранилось не менее 250 экз.). В 1582 Ф. пытался организовать во Львове новую типографию. Помимо книгопечатания Ф. владел мн. ремеслами (отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру).

Лит.: Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964; Его же. Начало книгопечатания на Украине: Иван Федоров. М., 1974; Его же. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979; Его же. По следам первопечатника. М., 1983; Великий русский просветитель Иван Федоров: (Материалы науч. сессии, поев. 400-летию со дня смерти Ивана Федорова). М., 1987.

Фёдоров Ник. Фед

ФЁДОРОВ Ник. Фед. (1828-1903) - философ, религ. мыслитель, один из основателей рус. космизма. Учился в одесском Ришельевском лицее, работал библиотекарем в Румянцевской б-ке в Москве, был "идеальным библиографом" и эрудитом, вел аскетич. образ жизни (никогда не имел даже теплого пальто), считал славу и популярность проявлениями бесстыдства, вследствие чего никогда не стремился к публикации своих произв. Опубл. только неск. ст. Под псевдонимом сб. его произв. "Философия общего дела" был опубл. после смерти Ф. его друзьями. Одним из первых Ф. стал утверждать, чточеловеч. разум порождается эволюцией как сознательное орудие для ее дальнейшего развития. Он поставил вопрос о необходимости сознательно-управляемого этапа эволюции. Кратко федоровскую программу можно выразить следующим образом: осуществление регуляции природы человеком с послед, воскрешением предков, т. к. в противном случае человеч. жизнь не будет иметь смысла. Этот императив должен быть осуществлен путем превращения слепых, разрушит, смертоносных сил природы в созидат. и живописные орудия человечества, ведущие к общему братству.

В концепции Ф. содержится своеобразное "психоаналитич." обоснование его воскресительного проекта. В онтологич. глубине человека имеется фундамент, первокомплекс, слагающийся из двух тесно связ. эл-тов: стыд "начала" (сфера пола) и страх "конца" (смерти). Именно энергия этого первокомплекса, по мнению Ф., обеспечивает действие воскресительного императива, представляющего собой первичный нравств. импульс человека. Ф. связывал свое учение с христ-вом, особенно с православием как религией, придающей особое значение идее воскресения и вечной жизни. Осуждая пассивное стремление к потусторон. (трансцендентному) бытию, к-рое он считал господствующим в среде верующих христиан, и желая подчеркнуть свою к нему непричастность, Ф. называл свое учение активным христ-вом. Он считал, что Евангелие имеет космич. смысл, представляя собой призыв к активному преображению мира, заключающего в своей сердцевине смерть, в мир божественно-бессмертный (Царство Небесное). По мнению Ф., Божеств, воля, направл. на преображение мира, действует через человека, к-рый должен стать ее разумным и свободным носителем.

Ф. считал условными апокалиптич. пророчества. По его мнению, они должны были осуществиться в том случае, если люди не опомнятся и не объединятся для выполнения воскресит. проекта. Задуманное им воскрешение он называл имманентным, в противоположность ожидаемому христианами трансцендентному воскресению в результате второго пришествия Христа.

Соч.: Философия общего дела: В 2 т Верный; М., 1906-1913. (Соч. М., 1982).

Лит.: Флоровский Г. Пути русского богословия... Вильнюс, 1991. С. 322-331.

Фёдорова Зоя Ал

ФЁДОРОВА Зоя Ал. (1909-81) - актриса, одна из самых популярных в 30-40-е гг. В 1934 окончила Моск. театр. уч-ще. В кино с 1932. Первая значит. роль - Марусенька в ф. "Гармонь" (1934); славу принесла ей роль медсестры Зои в ф. "Подруги" (1936). Ф. создала образ простой молодой девушки, озорной, смелой, преданной родине. В ней зрители видели свою современницу, понятную и близкую им. Ее героинь отличали обаяние и лиричность, привлекат. женственность и душевное мужество, чувство юмора. Среди лучших ролей 30-40-х гг.: шахтерка Галя ("Шахтеры", 1937), Дуня ("Ночь в сентябре"), комсомолка, работница Надя ("Великий гражданин", 1-2 сер., 1938-39). Особый успех принесла ей роль Клавы Белкиной в ф. "Музыкальная история" (1940), где ее партнером был С. Лемешев.

Актерская и личная биография Ф. были прерваны в годы войны. Она была репрессирована и вернулась к работе только в сер. 50-х гг. Ее человеч. обаяние, актерские возможности, наблюдательность, комедийное дарование ракрылись по-новому. На смену круглолицым, задорным героиням пришли повариха ("Медовый месяц", 1956), Надежда Федотовна ("Девочка и крокодил", 1957), тетка ("Пропало лето", 1964), Гапуся ("Свадьба в Малиновке", 1967). Но и в небольших эпизодич. ролях актриса запоминалась: Фенна Степановна ("Шельменко-денщик", 1971), бабушка ("Автомобиль, скрипка и собака Клякса", 1975), вахтерша ("Москва слезам не верит", 1980).

В 1981 жизнь Ф. трагически оборвалась, актриса погибла при невыясненных обстоятельствах.

Лит.: Блейман М. Зоя Федорова // Актеры сов. кино. М., 1966. Вып. 2.

З. А. Федорова в фильме «Свадьба в Малиновке»

З. А. Федорова в фильме «Свадьба в Малиновке»

Фёдорова Софья Вас.

ФЁДОРОВА Софья Вас. (1879-1963) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1899 (кл. В. Тихомирова). В 1899-1918 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Мерседес ("Дон Кихот"), Хита ("Дочь фараона"), Старуха ("Золотая рыбка"), Селестен ("Два вора"); среди др. ее ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Эсмеральда ("Дочь Гудулы"), Белая кошечка ("Спящая красавица"), Жизель ("Жизель"), а также исполнение характерных танцев в операх и балетах. В 1909-13, 1928 танцевала в "Русских сезонах". Одной из сенсаций 1-го сезона стала экстатичная интерпретация Ф. вакханалии в "Клеопатре"; кроме этого, исполняла роль Таор в том же балете, Половчанку ("Половецкие пляски"), Альмею ("Шехерезада") и др. Ф. - неординарнейшая личность в рус. балете. Ее талант не вмещался в характерные роли и танцы. Отсюда выступление Ф. в партиях классич. плана, в к-рые она вносила напряженность, доходившую порой до натурализма. Ф., долго мечтавшая о Жизели, станцевала ее в 1913, внеся в нее надрыв и пафос психолог, трагедии. Возможно, именно эта роль надломила хрупкую душевную организацию артистки. В 1918 Ф. была вынуждена прекратить выступления в родном т-ре и в 1922 с надеждой на исцеление уехала во Францию. Порой болезнь отступала, и Ф. танцевала в труппе А. Павловой (1925-26). Последнее выступление Ф. состоялось в 1928 в "Половецких плясках" - рядовом спектакле дягилевской труппы.

Фёдоров-Давыдов Ал. Ал-др.

ФЁДОРОВ-ДАВЫДОВ Ал. Ал-др. (1900-69) - историк иск-ва. Учился в Казанском ун-те (1919-23). Преподавал в Моск. гос. ун-те (1927-31 и с 1944). Зав. отделом нового рус. иск-ва Гос. Третьяковской галереи (1929-34). Чл.-корр. АХ СССР (1958). Тр. Ф.-Д. посвящены истории рус. иск-ва 18-20 вв. Один из крупнейших исследователей пейзажа как жанра изобразит. иск-ва.

Соч.: Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929; Русский пейзаж 18 - нач. 19 в. М., 1953; Русский пейзаж конца 19 - нач. 20 в. М., 1974; И. Левитан: Жизнь и творчество. М., 1976.

Фёдоровский городок в Царском Селе

ФЁДОРОВСКИЙ ГОРОДО́К в Царском Селе - арх. ансамбль в неорус. стиле, худож. манифест царствования Николая II, поев. 300-летию Дома Романовых. Находится недалеко от Александровского дворца; включает собственно Ф. Г. и ряд др. зданий.

Инициатор строительства - Д. Ломан, штаб-офицер для поручений при дворцовом коменданте. Замысел возник в 1908 после создания казарм Собств. Е. В. конвоя и Сводно-пехотного полка (арх. В. Максимов, 1895-96) - первой царскосельской постройки в рус. стиле.

Федоровский Государев собор был построен по образцу Благовещенского собора Моск. Кремля (1909-12, арх. В. Покровский).

Здание офицер. собрания (арх. Покровский, 1909) было построено по образцу Поганкиных палат в Пскове, дворца царевича Димитрия в Угличе, Теремного дворца в Моск. Кремле (не сохр.).

Вокзал собств. ж.-д. ветки (арх. Покровский, 1912) - небольшой асимметричный прямоугольный павильон. Парадное крыльцо увенчано 12-гранным шатром. На фасадах резные по белому камню двуглавые орлы и растит, орнамент. Внутри сводчатые потолки с росписями (худ. М. Курилко).

Ф. Г. (арх. С. Кричинский, 1913-14) расположен напротив дворца и представляет собой 5 зданий, обнесенных стеной; каждое в стиле определ. местности: трапезная - по мотивам трапезной Симонова мон., Крутицкого терема, Костромских палат; дома священников и дьяконов - по мотивам палат и теремов Ростова Великого; надзорные службы - по мотивам Псково-Новгородской архитектуры 16 в. и отчасти палат Ростова. Стена со сторожевыми башнями и бойницами, многочисл. крыльца, переходы, шатры; зеленые поливные черепичные и гонтовые кровли, белокам. резьба - все это создает образ сказочного древнерус, города. Ф. Г. был задуман как резиденция для причта собора, музей др.-рус. зодчества и место деят-ности Об-ва возрождения худож. Руси, созданного в 1915. В нач. 1-й мир. войны в части Ф. Г. располагался лазарет. В лазарете проводились концерты, лит. вечера, среди выступавших часто бывал С. Есенин, служивший здесь санитаром и живший в Городке.

Ратная палата (арх. С. Сидорчук, 1913-17) должна была стать музеем рус. военной славы, хранящим "историч. док., лит. и графич. произв., иллюстрирующие войны России с древнейших времен, и военные трофеи". Ратная палата представляет собой неправильный 5-угольник, огражд. стеной с башнями. В центр, двухэтажном корпусе был устроен двусветный зал для лекций и киносеансов на 400 мест, с изображениями гербов рус. губерний на стенах и потолке. К нему примыкает гл. 3-ярусная 8-гранная башня с лестницей, наверху к-рой должна была быть б-ка. С нач. 1-й мир. войны здесь решили собрать ее трофеи и галерею Георгиевских кавалеров.

Федоровский Фед. Фед

ФЕДОРО́ВСКИЙ Фед. Фед. (1883-1955) - художник т-ра, педагог; нар. худож. СССР (1951), действ, чл. АХ СССР (1947), окончил Строгановское центр, худож.-пром. уч-ще (1907), учился у К. Коровина. Участник антрепризы С. Дягилева в Париже и Лондоне. Автор худ. оформления муз. спектаклей, преим. рус. эпич. опер. Тяготел к динамичным цветовым решениям (оформление опер "Князь Игорь" А. Бородина, 1934; "Хованщина" М. Мусоргского, 1950 и др.). Участвовал в оформлении рев. празднеств и физкульт. парадов на Красной пл. Принимал участие в создании (1938) и реставрации (1946) рубиновых звезд на башнях Моск. Кремля. Преподавал в Строгановском центр. худож.-пром. уч-ще (1905-17), в Гос. свободных худож. мастерских - ВХУТЕМАСе (1918-23, Москва); с 1921 по 53 - гл. художник ГАБТа СССР.

Федоскино

ФЕДО́СКИНО - один из центров рус. лаковой миниатюры, подмоск. село, давшее название стилю промысла. В отличие от Палеха, Мстеры и Холуя, федоскинская миниатюра не опирается на традиции рус. иконописи и имеет светский характер. История собственно Ф. начинается в 1810, когда была организована в названном селе артель мастеров, перешедших сюда из фабрик Лукутина и Вишнякова. Фабрика Лукутина находилась в сельце Данилково и была основана П. Коробовым в 1798 по образцу брауншвейгских в Германии - первонач. для произ-ва из папье-маше козырьков для форменных фуражек. Наследник П. Коробова П. Лукутин наладил произ-во лаковых коробочек, маркировавшихся с 1828 гос. гербом и инициалами владельца. Стилем лукутинских изделий было упрощенное копирование в росписи популярных произв. рус. и зап.-европ. живописи. В 1860-70-х гг., в период увлечения рус. стилем, на шкатулках лукутинских мастеров стали массовыми сюжетами сцены из народной жизни. Особо популярными были изображения "троек" и сцен чаепития. Данные сюжеты были присущи и продукции фабрики братьев Вишняковых, мастера к-рой жили в неск. селах по соседству с Данилковым. Считается, что живопись вишняковских художников была более лаконична. Фабрики оказывали сильное влияние друг на друга, постепенно вырабатывая стилевое единство произв. К рубежу 19-20 вв. промысел постиг закономерный кризис, вызванный противоречием между его худож. и коммерч. функциями. Все большая переориентация на удовлетворение массового спроса оказалась губительной для промысла. Выходом из кризиса стало, после закрытия фабрики в Данилкове, формирование федоскинской артели живописцев. В силу особенностей эпохи Ф. как центр рус. лаковой миниатюры стал активно работать в сов. годы. В работах мастеров Ф. важное место отводится пейзажу, он может занимать главенствующую позицию в качестве сюжета. Для пейзажа характерна точная передача деталей. Распространено применение легких лессировочных мазков на черном или перламутровом фоне, что было характерно для росписи "по-сквозному", составляющей основной признак еще лукутинских мастеров. На втором месте находятся сюжеты из историч. прошлого и виды родного села. Как и у др. центров лаковой миниатюры, широко используются сказочные сюжеты. Наряду с пейзажной и жанровой живописью Ф. известно орнаментальной росписью мелких предметов обихода, среди к-рых большую традиционность можно отметить длят. н. "игольниц-шотландок", украшенных полихромными прямыми и косыми сеточками. Мн. художники Ф. были отмечены высокими званиями и премиями, а самому промыслу придано значение одного из видов нац.-рус. декор.-прикладного иск-ва.

Федосов Валер. Ив

ФЕДО́СОВ Валер. Ив. (1941-90) - оператор. В 1962 окончил ВГИК. Работал на киностудии "Ленфильм". Дипломная работа - ф. "Фро" (1965). Особых успехов добился, работая с реж. А. Германом. Для получения точной ист. атмосферы использовал разл. средства операторской выразительности - док. стилистику, съемки на черно-белой пленке в ф. "Двадцать дней без войны" (1977), тонирование пленки в ф. "Мой друг Иван Лапшин" (1984). Для достижения эффекта втягивания зрителя в кинематографич. действие удачно использовал съемку очень длинными кадрами - "исповедь летчика" ("Двадцать дней без войны"), арест банды ("Мой друг Иван Лапшин").

Работая с реж. С. Овчаровым в ф. "Небывальщина" (1984), "Левша" (1986), "Оно" (1989), способствовал созданию многозначного, ироничного образа России, переосмысливал традиции лубка.

Операторский почерк Ф. отличали глубокое эмоцион. вхождение в мат-л, точное понимание задач ф., сопричастность работе актера.

Среди ф.: "Секундомер" (1970), "Исполняющий обязанности" (1974), "Весенние перевертыши" (1975), "Ярославна, королева Франции" (1979), "Я - актриса" (1980), "Противостояние" (т/ф, 1985).

Федосова Ир. Анд

ФЕДО́СОВА Ир. Анд. (1831-99) - олонецкая крестьянка, сказительница и вопленица. В 1867 ее отыскал в Петрозаводске Е. Барсов, записавший от нее сначала дух. стихи, баллады и былину, а позднее похоронные, рекрутские и свадебные причитания. Тексты Ф. были изданы в 3-х т. (Причитания Северного края. М., 1872-85). Позднее от Ф. записывали и др. фольклористы. В 1895-96 она многократно выступала перед публикой, учеными и в частных домах Петербурга, Москвы, Петрозаводска с исполнением былин и причитаний, а затем - на Всерос. худож.-пром. выставке в Нижнем Новгороде (здесь ее слушал М. Горький, описавший ее выступление в очерке "С Всероссийской выставки" и в "Климе Самгине").

В историю рус. культуры Ф. вошла прежде всего своими причитаниями. Превосходно владея жанровой традицией, она значительно вышла за ее жесткие рамки, обнаружив необыкнов. импровизатор, дар и способность насыщать причитания богатым жизненным содержанием. Обрядовые плачи, к-рые Ф. складывала по вполне конкретным бытовым случаям, получили у нее характер поэм с развернутыми картинами тяжелых сторон крестьянского бытия, семейных отношений, социальных конфликтов ("О старосте", "О природе"), с глубоким проникновением в душевные состояния людей, потерявших близких ("Плач вдовы по мужу", "Плач по дочери"), с описанием трагич. положения солдат ("завоенные" плачи). Ф. справедливо называют истинно нар. поэтессой.

Соч.: Избранное / Сост., вступ. ст. икоммент. К. В. Чистова. Петрозаводск, 1981.

Федотов Григ. Ив

ФЕДО́ТОВ Григ. Ив. (1916-57) - футболист, з. м. с. СССР (1940). Выдающийся центр. нападающий сов. футбола. Чемпион СССР 1946-48. Обладатель Кубка СССР 1945, 1948. Первый футболист, забивший 100 мячей в чемпионатах страны (1948). Признан лучшим спортсменом СССР (1946). Вошел в символич. сборную СССР за 50 лет. Отличался виртуозной техникой, богатейшим тактич. репертуаром действий, точным и сильным ударом. Игрок практически без слабых мест. Автор кн. "Записки футболиста" (1958). В 1958 учрежден приз им. Ф., к-рым ежегодно награждается команда, забившая наибольшее кол-во мячей в чемпионате СССР.

Федотов Пав. Анд

ФЕДО́ТОВ Пав. Анд. (1815-52) - живописец и график. Родонач. критич. реализма в рус. изобразит. иск-ве. Род. в семье бывшего солдата. Получил образование в кадет. корпусе. Во время офицер. службы и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные кл. АХ (1834-45), занимался в батальном кл. А. Зауервейда. Решающее влияние на творчество Ф. оказал К. Брюллов. В первых произв. Ф. выступал как сатирич. бытописатель ("Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", 1844; "Свежий кавалер", 1846; "Смерть Фидельки", серия, 1844). Первонач. перегруженность деталями постепенно сменяется лаконизмом; основой худож. метода становится непосредств., конкретное наблюдение жизни; образ эволюционирует от карикатурного к трагич. Ф. первым ввел в рус. бытовой жанр драм, сюжетную коллизию и соц. заостренность ("Сватовство майора", 1848; "Завтрак аристократа", 1849-51). Портреты, созд. Ф., отличают живописное единство, глубина психологич. характеристики ("Е. Г. Флуг", ок. 1850; "Н. П. Жданович за клавесином", 1849). Создал ряд илл. кпроизв. Н. Гоголя, Ф. Достоевского и др. После кратковрем. признания Ф. оказался без средств к существованию, подвергался гонениям со стороны властей и прессы. Поздние произв. Ф. проникнуты чувством трагизма существования и состраданием человеч. горю ("Вдовушка", 1851-52; "Анкор, еще анкор!", 1851-52). Умер в сумасшедшем доме в возрасте 37 лет.

Лит.: Сомов А. И. П. А. Федотов. СПб., 1878; Булгаков Ф. И. Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные. СПб., 1893; Шкловский В. Повесть о художнике Федотове. М., 1965.

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846

Федченко Ал. Пав

ФЕ́ДЧЕНКО Ал. Пав. (1844-73) - естествоиспытатель и путешественник. Род. в Иркутске. Окончил Моск. ун-т (1864). Один из чл.-учредителей Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Занимался иссл. в обл. антропологии и зоологии. Собрал и определил большие коллекции двукрылых и перепончатокрылых Моск. и соседних губ. Опубликовал "Список двукрылых насекомых" (1863). Провел ряд путешествий (1868-69, 1870, 1871), собрав мат-л по физич. географии и геологии, флоре и фауне, антропологии и этнографии вост. части Туркестанского края. Исследовал Туркестанский и Алайский хребты, Алайскую и Ферганскую долины, открыл Заалайский хребет с высочайшей вершиной - 7134 м (позже назв. пиком Ленина). В 1873 отправился в Альпы с целью овладения методикой изучения оледенения. Погиб во время восхождения на Монблан. Дейст. чл. РГО (с 1868). Именем Ф. назван крупнейший ледник на Памире.

Фейерверк

ФЕЙЕРВЕ́РК (нем. Feuerwerk) - изделия горючих составов, создающие цветные огневые эффекты; увеселительное зрелище во время к-рого зажигаются эти изделия. Осн. особенности орг-ции Ф. связаны с пиротехникой, пороховым делом. Поэтому в России орг-ция Ф. в 18 в. находилась в ведении Канцелярии гл. артиллерии и фортификации, где существовала спец. лаборатория. В состав Ф. входили "верховые" - летящие, "водяные" - плавающие, "низовые" - наземные ракеты, колеса, шутихи, свечи, букеты и др.

В 18 в. Ф. сочетался с иллюминацией. Перед зрителями представали фигуры-фонари, обтянутые промасленным холстом с фигурами на стенках и источником света внутри, щиты-транспаранты с аллегорич. изображениями и девизами, исполненными горящими шнурами, беседки, арки, обелиски, статуи, украш. плошками с горящим салом. Во время Ф. фигуры сменялись, одна декорация следовала за другой. Действо сопровождалось музыкой, развивалось во времени и пространстве, специально для него сочинялись надписи, авторами к-рых были признанные стихотворцы. В самом действе участвовали иногда сотни людей. Устраивались Ф. преим. в Москве и Петербурге. В ясных аллегориях они сообщали о событиях войны и мира, знакомили с новым кругом идей и понятий, с распростран. в Зап. Европе символикой, с персонажами антич. мифологии и т. п. Ф. изъяснял зрителю сокровенный смысл событий гос. и ист. характера и, наконец, явлений космоса, представляя их "подобия". 28 нояб. 1734 в Петербурге был показан Ф., изображавший земной и небесный глобусы. В Ф. 28 янв. 1735 были представлены геоцентрич. и гелиоцентрич. модели Вселенной и т. д. Изобретателями и составителями описаний праздничных зрелищ были: академик, юрист Г. Ф. В. Юнкер, проф. "древностей и истории литературной" Х. Крузиус, адъюнкт В. Адодуров, проф. "элоквенции и поэзии" Я. Штелин, ординарный проф. М. Ломоносов и др.

Фейерверкер

ФЕЙЕРВЕ́РКЕР (нем. Feuerwerker) - воинское звание младшего командного состава в артиллерии рус. армии, введенное в нач. 18 в. и существовавшее до 1917. Присваивалось канонирам и бомбардирам, окончившим курс обучения в уч. командах. Ф. назначались на должности командиров артиллер. взводов и их помощников и др. соотв. должности. Звание Ф. соответствовало званию унтер-офицера в пехоте.

Фелонь

ФЕЛО́НЬ - мантия священника, часть его облачения, надеваемая поверх др. одежд. Ф. не имеет рукавов, спереди делается б. короткой, чтобы не стеснять движения рук. На груди сверх Ф. священник носит наперсный крест. По Симеону Фессалоникийскому, Ф. символизирует посылаемую свыше силу Св. Духа. Ф., украшенная крестами (полиставрий), как знак отличия появилась на Руси в сер. 14 в. (имп. Иоанн и патриарх Фотий прислали ее Новгород, архиепископу).

Фелонь (деталь). 1602

Фелонь (деталь). 1602

Фельдмаршал

ФЕЛЬДМА́РШАЛ - высш. воинское звание в сухопут. войсках нек-рых гос-в. В 14-16 вв. звание Ф. было титулом гл. военач. в воен.-феод. гос-ве, образованном Тевтонским орденом, позднее существовало в Пруссии. В 16 в в герм. гос-вах, а в 17 в в Австрии и России (в 1699) введено воинское звание ген. Ф. В Великобритании звание Ф. существует с 1736 до наст, времени. Во Франции и нек-рых др. гос-вах ген. Ф. соответствует воинское звание маршала. Всего в России было 64 ген. Ф., в т. ч. это звание имели Б. Шереметев, П. Салтыков, П. Румянцев, М. Кутузов, Д. Милютин и др.

Фельтен Юр. Матв

ФЕ́ЛЬТЕН Юр. Матв. (1730/32-1801) - архитектор. Образование получил в г-зии при Петерб. АН (1745), затем в Тюбингенском ун-те и др. городах Германии. С 1749 обучался в Академии наук и художеств в Петербурге у проф. Г. Рихмана, Я. Шумахера, Дж. Валериани. В 1760 Ф. был произведен в арх. и стал ближайшим сотрудником В. Растрелли, выполнял проекты по отделке комнат в юж. части Зимнего дворца, после отставки Расстрелли завершил отделку фасадов и достройку Смольного мон. После отъезда Растрелли Ф. был гл. арх. Канцелярии от строений (1760-70). Участвовал в создании гранитных наб. Невы с лестницами-пристанями; создал проект знаменитой решетки Летнего сада (1771). В 1773 Ф. помогал Э. Фальконе в возведении пам. Петру I (был автором проекта извлечения Гром-камня из болота, доставки его в Петербург и установки в качестве постамента "Медного всадника").

В 1770-х гг. Ф. построил Каменноостровский дворец для наследника престола Павла Петровича, с готической ц. Рождества св. Иоанна. В Царском Селе им был спроектирован т. н. Зубовский корпус для личных апартаментов Екатерины II и Башня-руина - первая худож. руина в России.

Построенный Ф. Чесменский дворец (1774-77) с церковью стал наиб. значит. постройкой в псевдо-готич. стиле в окрестностях Петербурга. Ф. построил здание Старого Эрмитажа (1770-е гг.) с аркой через Зимнюю канавку и создал проект дугообразной застройки Дворцовой пл. По проектам Ф. также построены здание Мещанского уч-ща в Смольном (впоследствии Александровский ин-т), лютеранские ц. св. Екатерины (1768-71) и св. Анны (1775-79), Армяно-григорианская ц. св. Екатерины (1771-80) и др. В последнюю четверть 18 в. Ф. был проф. и ректором арх. в АХ.

Фенология народная

ФЕНОЛО́ГИЯ НАРО́ДНАЯ - отрасль традиц. нар. знаний, относящихся к наблюдению за состоянием природы с целью предвидения ее дальнейших изменений и включающих метеорологич. (наблюдения за состоянием атмосферы) и фенологич., в узком смысле, наблюдения за сезонными явлениями природы по состоянию растений, животных, людей и др. природных объектов. Ф. Н. строится на приметах, т. е. зафиксиров. в ходе многолетней практики отношениях между двумя и б. явлениями, трактуемых истинно или ложно как проявления причинно-следств. связей. В рамках Ф. Н. приметы возникают как долгосрочные прогнозы сезонных явлений природных циклов и привязки к ним (иногда с точностью до одного дня) хоз. операций земледельч., животновод., охотничье-собирательской и пр. деят-ности, а также как краткосрочные прогнозы (и тогда являются результатом наблюдений за конкретным состоянием атмосферы, флоры и фауны). Отсчет фенологич. наблюдений, дающих основу долговременным прогнозам, соответствовал принятому на Руси юлианскому календарю, в к-ром каждый день обозначался именем христ. святого или праздника. При этом надо иметь в виду, что временем совпадения крестьян, природного календаря и церк. юлианского были 16-17 вв. В крестьян, календаре определ. дням приписывалось определ. состояние природы (17 марта - день Св. Алексея, время ростепели; 1 нояб. - день Св. Козьмы и Демьяна, появление льда на реках; в Ильин день 2 авг. обязательны грозы; морозы бывают на Рождество 25 дек., Крещение 6 янв., Афанасия Ломоноса 18 янв., Сретенье 2 февр., Власия 11 февр.). Предполагалось, что по первым дням года можно было судить о погоде всего года. Долгосрочные прогнозы обеспечивали хоз. цикл жизни крестьянина. Напр., существовала примета, что если 25 марта был солнечный день, то в этом году будет хороший урожай гречихи, а если был дождь, то предполагался хороший урожай ржи. Краткосрочные прогнозы осуществлялись по состоянию метеоусловий (цвет солнца, луны, радуга, облачность и др.), поведению животных (полет птиц, движение рыб, насекомых, повадки животных), самочувствию человека (звон в ушах, ломота в костях и т. д.), состоянию растений (таких, как ноготки, мальва, заячья капуста и др.), состоянию бытовых предметов (напр., отсырение соли, табака, шерсти). Индикаторами изменения погоды могли быть ок. 600 видов животных и 400 видов растений. Наблюдение за живыми индикаторами способствовало корректировке жизнедеятельности человека (напр., по одной из примет лещ плещет, когда колосится рожь; щука - когда цветет шиповник; судак - когда цветет липа).

Ф. Н. рус. народа сложилась в зоне лесов и лесостепей Евразии в условиях земледельч.-животноводч. крестьян, х-ва. С расселением рус. в др. природно-климатич. зоны происходит образование фенологич. шкалы применительно к местным условиям.

Фенстер Бор. Ал-др.

ФЕ́НСТЕР Бор. Ал-др. (1916-60) - балетмейстер. В 1936 окончил Ленингр. хореогр. техникум (кл. В. Пономарева); в 1940 - балетмейстер, курсы при Ленингр. хореогр. уч-ще (кл. Ф. Лопухова), дипломный спектакль - "Ашик-Кериб" (Б. Асафьев, 1940, Ленингр. Малый т-р). С 1936 артист, с 1941 реж., репетитор, с 1945 по 1956 гл. балетмейстер Ленингр. Малого т-ра. Среди поставл. здесь Ф. спектаклей - "Мнимый жених" (М. Чулаки, 1946), "Доктор Айболит" (И. Морозов, 1948), "Юность" (Чулаки, 1949), "Двенадцать месяцев" (Б. Битов, 1954), "Голубой Дунай" (намуз. И. Штрауса, 1956). В 1956-60 гл. балетмейстер т-ра им. Кирова, где поставил "Тараса Бульбу" (В. Соловьев-Седой, 1956) и "Маскарад" (Л. Лапутин, 1960). Ф. был убежденным сторонником драмбалета. Его не блещущие хореографич. изысками, крепко срежиссиров. спектакли нередко пользовались успехом у зрителя. Так, только "Голубой Дунай" выдержал 377 представлений.

Феогност

ФЕОГНО́СТ (? - 1353) - митр. Киевский и всея Руси с 1328. Последовав примеру своего предшественника митр. Петра, Ф. жил в Москве, а не во Владимире и поддерживал в общих чертах политику вел. князей Ивана Калиты и Симеона Гордого, продолжал каменное стр-во в Кремле, боролся за единство рус. митрополии, добился канонизации митр. Петра. Умер от чумы. Автор "Поучения".

Феодосий

ФЕОДО́СИЙ (? - 1475) - митр. Моск. и всея Руси (1461-64), до этого - архиеп. Ростовский. Избран собором еп. в мае 1461 после смерти митр. Ионы. Кратковр. пребывание Ф. на кафедре ознаменовалось острым конфликтом с белым духовенством и посадским населением Москвы - суровый аскет, Ф. стремился жестокими мерами поднять нравств. уровень приходского духовенства, но, не поддержанный вел. князем, был вынужден сложить с себя сан и удалиться в Чудов мон. Отречение Ф. - косв. свидетельство роста значения посадских людей столицы.

Феодосий Печерский

ФЕОДО́СИЙ ПЕЧЕ́РСКИЙ (ок. 1036-74) - церк. и политич. деятель Др. Руси, автор поучений и посланий. По его житию, написанному Нестором, известно, что он родился в состоят. семье в Васильеве под Киевом (совр. Васильков), а детство провел в Курске. Уже в отрочестве Ф. отличался экзальтиров. благочестием и смирением. Отец Ф. умер, когда тому было 13 лет, а мать его нетерпимо относилась к необычной религиозности сына, с чем связан его побег в 1055-56 в Киев. Ф. постригся в монахи и поселился в пещере. Ф. - отец рус. монашества. Он явился одним из создателей Киево-Печерского мон. и был его вторым (после Варлаама) игуменом (с 1062 до смерти). По его инициативе и под его рук-вом вначале были расширены кельи Дальних пещер, а затем уже на поверхности построены мн. монастыр. сооружения. Вместе с тем Ф. вводит монастыр. устав по греч. образцу ("Студийский устав"), внедрявший полное общежитие монахов: одинаковую одежду, общность имущества и т. д. Его идеалом монастыр. бытия являлось сочетание деят-ности (трудовой) и монастыр. жизни. Сам Ф. принимал активное участие в политич. жизни Киева, выступая против княж. усобиц 70-х гг. 11 в. С им. Ф. связана также борьба с католичеством и иудейством.

Ф. - один из самых чтимых святых рус. православ. церкви. В 1091 состоялось перенесение его мощей в Успенскую ц., а в 1108 совершена его торжеств, канонизация.

Ф. принадлежат 2 послания кн. Изяславу Ярославичу, восемь поучений, а также молитва "за вся крестьяны". Творчество Ф. было популярным в его время, о чем можно судить по большой распространенности его произведений.

Феофан Грек

ФЕОФА́Н ГРЕК (ок. 1340 - после 1405) - греч. живописец, монументалист, иконописец, миниатюрист. Работал в Византии и Др. Руси. Делал росписи для церквей в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе, Новгороде, Москве, Серпухове, Ниж. Новгороде, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. В Новгороде расписал ц. Спаса (единств, сохранившийся пам.) на Ильине улице, 1378; ц. Преображения в Москве; ц. Рождества Богоматери, 1395, совм. с С. Черным; Архангельский собор, 1399; Благовещенский собор, 1405, совм. с А. Рублевым и Прохором с Городца, все в Моск. Кремле. Из совр. иконостаса Благовещенского собора Ф. Г. приписывают иконы деисусного чина - "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст". Мастерской Ф. Г. приписываются иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380-92), "Преображение" из Переславля-Залесского и др., а также инициалы "Евангелия Кошки" (ок. 1392). Для творч. почерка Ф. Г. характерны стремит., полный внутр. движения ритм, динамичность композиции, сдержанность колорита, смелость и экспрессивность световых бликов, к-рыми он лепит форму. Бог предстает у Ф. Г. "в грозе и буре", а образам святых присуща особая драм, суровость, напряж. психологизм и глубокая одухотворенность. Творчество Ф. Г. оказало огромное влияние как на новгородскую школу (росписи ц. Федора Стратилата), так и на моек. О личности Ф. Г. сохранились сведения в письме Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.

Лит.: Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976; Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976; Алпатов М. Феофан Грек. М., 1979; Вздорнов Г. И. Феофан Грек: Творческое наследие. М., 1983.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. 1-я треть 14 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. 1-я треть 14 в.

Феофан Затворник

ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК (в миру Говоров Георг. Вас.) (1815-94) - религ. деятель, писатель, переводчик. Сын свящ. Учился в Орловской семинарии (1829-37) и Киевской дух. академии (1837-41). В 1841 постригся в монахи. Преподавал в Петерб. дух. академии (1844-46, 1853-55), читал лекции о религии (легли в осн. кн. "Путь ко спасению", 1868-69). В 1847-53 чл. Рус. Дух. миссии в Иерусалиме, с 1855 ректор Олонецкой дух. семинарии, в 1856-57 - настоятель посольской церкви в Константинополе. Интерес Ф. к вост. вопросу отразился в ст. "Три письма по восточному вопросу" (1877). С 1857 Ф. З. - ректор Петерб. дух. академии, в своих публицистич. соч. выступает критиком совр. об-ва, призывая к дух. самовоспитанию на осн. православия ("Предостережение от увлечения духом настоящего времени", 1858). В 1859 Ф. З. хиротонисан во еп. Тамбовского, с 1863 - еп. Владимирский и Суздальский. С 1866 - на покое, с 1872 живет в уединении, активно занимаясь лит. трудами, выступает с публицистич. ст. ("Истинная свобода", 1870). Ф. З. вел обширную переписку, из к-рой сложился ряд книг ("Письма о христианской жизни" и др.) - Много внимания уделял переводам. Соч. Ф. З. свойственны простота и образность стиля, атмосфера интимного общения с читателем. Не стремясь в них к построению догматич. системы, а лишь указывая путь ре лиг. совершенствования, Ф. З. тем не менее затрагивал ряд филос. вопросов, созвучных светской лит-ре и философии (Ф. Достоевскому, К. Леонтьеву и др.), в т. ч. о прогрессе, о конце истории и т. д. Ф. оказал большое влияние на развитие рус. церкви. Канонизирован ею в 1988.

Ферапонтов Монастырь

ФЕРАПО́НТОВ МОНАСТЫ́РЬ - расположен неподалеку от Кирилло-Белозерского мон. в составе совр. с. Ферапонтово Вологодской обл. Осн. монахом Симонова мон. в Москве Ферапонтом ок. 1398. С 16 в. важный религ.-худож. центр. В ансамбль мон. входят собор Рождества Богородицы (1490) - 4-столпный, изначально 2-главый, с фресками в интерьере и на западном фасаде, исполн. Дионисием с сыновьями (1502-03); церковь (1530-34), шатровая колокольня 17 в, шатровая ц. Мартиниана (1640-41), Св. ворота с 2 надвратными шатровыми церквами (1649). В наст, время Ф. М. - филиал-музей "Фрески Дионисия" Кирилло-Белозерского ист.-архитектур, и худож. музея-заповедника.

Лит.: Бочаров Г., Выголов В. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. 3-е изд. М., 1979.

Ферсман Ал-др Евг

ФЕ́РСМАН Ал-др Евг. (1883-1945) - минералог и геохимик, акад. (с 1919). Род. в Петербурге. Ученик В. Вернадского. В 1901-03 учился в Новорос. ун-те (в Одессе), в 1903-07 - в Моск. ун-те. По окончании ун-та работал (1907-09) в Париже у франц. минералога и петрографа А. Лакруа и в Гейдельберге в лаборатории нем. кристаллографа В. Гольдшмидта, вместе с к-рым в 1911 издал монографию об алмазах. С 1909 работал в Моск. ун-те, с 1910 проф. Народного ун-та им. Шанявского, где в 1912 прочитал первый курс геохимии. С 1912 - старший хранитель Минералогич. музея АН и проф. Высш. жен. курсов в Петербурге. Организатор и ред. науч.-популярного ж. "Природа" (1912). С целью изучения месторождений полезных ископаемых совершил ряд эксп. на Урал, Алтай, в Забайкалье, Сев. Монголию, Крым, Сев. Кавказ. Начиная с 1920 предпринял обширные работы по изучению Хибинских тундр, в результате к-рых было открыто (1926) первое крупное пром. месторождение апатитов и положено начало (1929) пром. освоению Кольского п-ова. В Ср. Азии исследовал месторождения радиевых руд, серы. Свыше 25 лет занимался изучением гранитных пегматитов; итоги работ опубликованы в монографии "Пегматиты" (1931). Наряду с Вернадским один из основателей геохимии. Фундамент, иссл. в этой обл. является 4-томный тр. Ф. "Геохимия" (1933-39). Заложил основы регион, геохимии и дал геохимич. описания Европ. России (1920) и Кольского п-ова (1941). Придавал большое значение теоретич. основам поисков месторождений и указывал, что они должны вестись на широкой минералого-геохимич. основе ("Геохимические и минералогические методы поисков полезных ископаемых", 1940). Один из инициаторов применения аэрофотосъемки для изучения природных ресурсов. Крупнейший знаток драгоценных и поделочных камней ("Драгоценные и цветные камни России", 1920-25; "Очерки по истории камня", 1954). Автор популярных книг и ст.: "Занимательная минералогия", "Занимательная геохимия" и др. В 1926 избран вице-през. АН, однако в нояб. 1929, после "чистки" АН и подчинения ее контролю компартии, вынужден уйти в отставку. В послед, годы подвергался критике, включавшей и политич. обвинения, но, несмотря на непрочность собств. положения, имел мужество ходатайствовать перед властями о смягчении участи репрессиров. ученых (напр., И. Башилова). Чл. мн. науч. об-в, отеч. и зарубежных. Удостоен медали им. У. Волластона Лондонского геологич. об-ва (1943). Его именем названы минералы ферсмит и ферсманит. АН СССР учредила премию им. Ф.

Фет Аф Аф.

ФЕТ Аф Аф. (1820-92) - поэт. Мать Ф., немка Каролина Шарлотта Фет уехала в Россию с помещиком А. Шеншиным. После рождения сына Шеншин усыновил его, но через нек-рое время выяснилось, что отец Ф. - судейский чиновник из Дармштадта Иоганн Фет. В 1835 Орловская дух. консистория отняла фам. Шеншину будущего поэта, и он стал гессендармштадским подданным. Лишившись привилегий, Ф. поставил перед собой цель вернуть дворян. фам. и обрести матер. благополучие. Учился он в нем. пансионе в г. Верро (ныне г. Выру, Эстония, 1834-37); окончил словесное отделение Моск. ун-та (1844) и поступил на воен. службу унтер-офицером (1845). В 1848 Ф. по матер. причинам отказывается от брака с М. Лазич и после ее загадочной смерти (1850) будет всю жизнь переживать свою любовь как трагедию. В 1858 Ф. вышел в отставку, а в 1860 купил имение в Мценском у. и стал помещиком, постепенно расширявшим свое х-во (в 1877 он купил еще одно имение в Курской губ., в 1884 - дом в Москве) и активно выступавшим в печати в защиту самых ретроградных идей (против отмены крепост. праваит. д.). Фам. Шеншин он вернул себе в 1873.

Ф. начал лит. деят-ность в нач. 1840-х гг. (сб. "Лирич. пантеон", 1840; стихотв. в "Москвитянине" и "Отечественных записках") и получил признание как талантливый поэт (с сочувствием отнеслись к нему С. Шевырев, А. Григорьев, М. Погодин, В. Белинский). Однако наст. признание приходит к Ф. в 1850-х гг. (сб. стихотворений 1850), когда он сближается с кругом "Современника". В лит. борьбе тех лет Ф. оказался среди наиб. последоват. сторонников "чистого иск-ва" и вскоре практически оставил поэтич. деят-ность, возобновив ее лишь в 1880-х гг. ("Вечерние огни", 1883-1891). Поэзия Ф. - наследница общеромантич. тем и мотивов: жизнь печальна, и выход из земных страданий - в погружении в мир красоты. Она разлита в природе, к-рая потому и есть объект поэтич. восторга и эстетич. наслаждения. Это чувство сопричастно вечному, но ощущение его мимолетно, смутно. Ф. оказал большое воздействие на поэзию символизма (А. Блок пережил в своем поэтич. развитии фетовский период). Был первым переводчиком трактата А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1881), антич. и вост. поэтов, У. Шекспира, И. В. Гете, Ф. Шиллера и мн. др.

А. А. Фет

А. А. Фет

Фибула

ФИ́БУЛА (лат. fibula) - металлич. застежка для одежды, одновременно служившая украшением. Ф. разнообразных форм появляются в эпоху бронзы и существуют до средневековья. Типология и развитие Ф. дают археологам ценные хронологич. данные о последовательности культур бронзовых и железных веков. Ф. из благородных металлов с инкрустацией драгоцен. камнями часто являются произв. ювелирного иск-ва.

Фигнер Ал-др Самойлович

ФИ́ГНЕР Ал-др Самойлович (1787 - 1813) - воен. деятель, один из рук. партизан. движения в Отеч. войне 1812; потомок древней нем. фамилии, представители к-рой приехали в Россию при Петре I. Успешно окончил 2-й кадет. корпус, в 1805 был выпущен подпоручиком в 6-й артиллер. полк и в том же году отправлен в англо-рус. эксп. на Средиземное м. В 1807 вернулся в Россию, произведен в поручики, затем переведен в 13-ю артиллер. бригаду. В 1810 поступил в молдавскую армию и участвовал в рус.-турецкой войне. В 1811 возвратился в Россию, был произведен в штабс-капитаны с переводом в 11-ю артиллер. бригаду, вскоре получил командование 3-й легкой ротой той же бригады. В нач. Отеч. войны 1812 Ф. сдал командование и занялся партизан. движением. По секретному предписанию М. Кутузова, переодевшись крестьянином, Ф. в сопровождении неск. казаков отправился в Москву, занятую французами, но исполнить наказ - добраться до Наполеона - ему не удалось, и он стал организовывать диверс. действия против французов. Зная в совершенстве франц., нем., итал. и польский яз., Ф. проникал в наполеоновскую армию и узнавал все планы французов. Вместе с Д. Давыдовым и А. Сеславиным Ф. стал организатором партизан. движения, наводившего ужас на франц. армию. Кутузов дал в его распоряжение 600 чел. регулярной кавалерии и казаков с офицерами по его выбору. Этот отряд неожиданно нападал на неприятеля, разбивал партии фуражиров, сжигал обозы, перехватывал курьеров, брал французов в плен. Восхищенный подвигами Ф., Александр I произвел его в подполковники. По заданию П. Витгенштейна Ф. под видом итальянца, ограбленного казаками, проник в крепость Дрезден, чтобы добыть сведения о численности гарнизона, кол-ве боевых и продовольств. запасов, но был схвачен и заточен в тюрьму. 2 мес. его допрашивали, но смекалка и отличное знание итал. яз. помогли ему, и он, заручившись доверием коменданта крепости ген. Ж. Раппа, был отправлен с депешами к Наполеону. Выбравшись из крепости, Ф. доставил депеши в гл. квартиру рус. войск. За это он был произведен в полковники. Ф. стал организатором создания на терр. Европы интернац. партизан, отряда. В сражении на берегу Эльбы захваченный врасплох неприятелем отряд Ф. был разбит, а сам он погиб.

Фигнер Вера Ник

ФИ́ГНЕР Вера Ник. (1852-1942) - деятель рев. движения в России. Род. в дворян. семье. В 1863-69 воспитывалась в Казани в Родионовском ин-те благородных девиц, к-рый окончила с золотым шифром - знаком фрейлинского звания. В 1870 вышла замуж за судебного следователя А. Филиппова, но брак был недолог. В 1872 Ф. с мужем и сестрой отправилась в Цюрих, где стала учиться на мед. ф-те ун-та, затем продолжила свое образование в Берне. В Швейцарии Ф. познакомилась с рус. революционерами П. Ткачевым, Н. Морозовым, П. Лавровым, повлиявшими на формирование ее рев. взглядов. В 1875, не доучившись один год, Ф. вернулась в Россию и занялась рев. деят-ностью. В 1876 участвовала в Казанской демонстрации в Петербурге, была арестована. С 1876 - чл. саратовской группы народников-"сепаратистов" под рук-вом Ю. Богдановича, примыкавшей к "Земле и воле". В 1877-79 работала фельдшером, вела пропаганду в Самарской и Саратовской губ. В 1879 участвовала в Воронежском съезде революционеров. С 1879 - чл. Исполкома "Нар. воли", участвовала в ряде покушений на Александра II, после 1 марта 1881 осталась единств, чл. Исполкома, находившимся на свободе. Отправилась на юг России, где в Одессе, Харькове, Киеве вела работу по возрождению "Нар. воли", нов 1883 в Харькове была арестована. 20 мес. провела в Петропавловской крепости в Петербурге в ожидании суда. По процессу "14-ти" была приговорена к смертной казни. По прошению ее матери казнь была заменена бессрочной каторгой, и с 1884 по 1904 Ф. отбывала одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости. В 1904-06 находилась в ссылке - в Архангельской, затем в Казанской губ. В 1906-15 в эмиграции. После Окт. рев-ции работала сначала в системе Нар. комиссариата социального обеспечения, а затем занялась лит. деят-ностью. Ф. занималась обществ. работой в секции Всесоюз. об-ва политкаторжан. В 20-х гг. активно сотрудничала в ж. "Каторга и ссылка". Наиб. изв. произв. Ф. является "Запечатленный труд".

Фигнер Ник. Ник

ФИ́ГНЕР Ник. Ник. (1857-1918) - певец (лирико-драм. тенор). Родился в дворян. семье. Брат В. Н. Фигнер. Учился в Казанской г-зии, не закончив курса, был отдан в петерб. Морской кадет. корпус, к-рый окончил в 1878. С 1881 в отставке в чине лейтенанта. В 1879 занимался в Петерб. конс., брал уроки у И. Прянишникова и Ж. Эверарди. Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти и Э. де Роксаса. Дебютировал в 1882 в Неаполе в опере Ш. Гуно "Филемон и Бавкида". Гастролировал в странах Европы и Южной Америки (1882-87). В 1887-1903 и в 1907 солист Мариинского т-ра, а затем в частных оперных т-рах. В 1910-1915 солист, худож. рук. и дир. оперной труппы Петерб. нар. дома. Благодаря вокальному мастерству (голос не отличался красотой тембра), сценич. темпераменту и выразит, игре Ф. создал яркие разнохарактерные образы: Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского, первый исполнитель), Водемон ("Иоланта" Чайковского, первый исполнитель), Ленский ("Евгений Онегин" Чайковского), Самозванец ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Владимир ("Дубровский" Э. Направника, первый исполнитель), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Хозе ("Кармен" Ж. Визе) и др. Ф., до появления Ф. Шаляпина, был одним из наиб. ярких выразителей понятия оперного актера нового типа. Чайковский, высоко ценивший иск-во Ф., посвятил ему цикл романсов ор. 73 ("Мы сидели с тобой", "Снова, как прежде, один" и др.). С 1915 преподавал, в 1918 - в Киевской конс. (оперный кл.). Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Лит.: Н. Н. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы. Л., 1968.

Фижмы

ФИ́ЖМЫ (от нем. Fischbein - китовый ус) - каркас для юбки в виде овала или круглого обруча, иногда с подушечками, изготовлявшийся из китового уса, проволоки или ивовых прутьев. "Веком Ф." наз. эпоху рококо - сер. 18 в. Русские дамы стали носить Ф. в виде офиц. придворного костюма с 1730-х гг., в царствование имп. Анны Иоанновны, и вплоть до сер. 1770-х гг. Затем имп. Екатерина II упразднила подобное придворное платье. В кон. 1796 платье с Ф. было офиц. утверждено имп. Павлом I как придворное, но после его смерти окончат. исчезло. Позднее платье с Ф. носили в виде историч. костюма, характеризующего эпоху.

"Физиолог"

"ФИЗИО́ЛОГ" - переводной сб., широко распростр. в Др. Руси. Содержит рассказы о свойствах животных, растений, камней, в т. ч. фантастич. Статьи снабжены аллегорич. назидат. толкованием в духе христ-ва. Впервые "Ф." появились в эллинистич. эпоху (2-3 вв.), скорее всего в Александрии. В ср. века "Ф." был распространен как на христ. Востоке, так и на Западе (европ. Bestiarium, от лат. bestia - зверь). Слав. перевод был осуществлен в Болгарии не раньше 12-13 вв., но на Руси "Ф." был изв. раньше, очевидно, через посредство "Шестодневов". Рукоп. традиция слав. "Ф." связана с "Палеей". Аллегории "Ф." на лит. стиль др.-рус. книжников повлияли незначительно, однако созд. на осн. аллегорий "Ф." система символов прочно вошла и в изобразит, иск-во, и в лит-ру.

Лит.: Карнеев А. Материалы и заметки по истории "Физиолога". СПб., 1890; Пам. лит-ры Др. Руси: XIII в. М., 1981; Сперанский М. Н. К истории "Физиолога" в стар, болгарской письменности // Из истории рус.-слав. лит. связей. М., 1960.

Физиологический очерк

ФИЗИОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ОЧЕРК - один из ведущих жанров натуральной школы; имел целью правдивое, "естеств." воспроизведение жизни гор. низов, типов и среды их обитания. Определ. воздействие на рус. Ф. О. имели франц. "физиологии". Одним из первых образцов этого жанра в России считается кн. А. П. Башуцкого "Наши, списанные с натуры" (1841-42). Наиб. изв. авторами Ф. О. были Я. П. Бутков, И. И. Панаев и др.

Предыдущая страница Следующая страница