Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕД")

Фаберже

ФАБЕРЖЕ́ (Фаберге) - династия ювелиров-художников родом из Франции (17 в.). В России собств. дело Ф. было открыто в С.-Петербурге в 1842 (Густав Ф.). Успех фирмы относится ко 2-й пол. 19 - нач. 20 в. и связан с именем Карла Густава Ф. (1846-1920). Гл. ювелир фирмы - Август Хольстрем (с 1857 по 1903). Фирму отличали проф.-худож. уровень и высокая техн. оснащенность. Одной из важных особенностей фирмы было умение находить яркие дарования, создавая условия для их раскрытия и развития. К 1914 в Петербурге и в Москве в мастерских Ф. работали свыше 500 рабочих и рисовальщиков, изделия Ф. поставлялись во мн. страны мира. Произв. обычно украшались эмалями глубоких насыщ. тонов или тонких переливов разл. оттенков. Ассортимент включал: ювелирные изделия, предметы бытового назначения (вазы, ковши, чаши, табакерки, спичечницы, разного рода рамки, переплеты и т. п.). Особую славу составили пасхальные яйца.

Мастерская Фаберже. Пасхальное яйцо-часы. Мастер М. Перчин. 1900

Мастерская Фаберже. Пасхальное яйцо-часы. Мастер М. Перчин. 1900

Фаворит

ФАВОРИ́Т (фаворитка) (от лат. - favor благосклонность) - персона, офиц. пользующаяся монаршими милостями. В России 18 в. называют "веком фаворитизма", поскольку императрицы открыто требовали оказания почестей своим возлюбленным, награждали их титулами, званиями, поместьями, деньгами и т. п. В переносном смысле Ф. называют вообще всех пользующихся милостями великих мира сего, независимо от наличия любовной связи или офиц. признания таковой: Ф. имп. Павла I называют и фрейлину Е. И. Нелидову, с к-рой у него была платоническая дружба, и кн. А. П. Гагарину, связь с к-рой была объявлена офиц. В 19 в. Ф. Александра I была М. А. Нарышкина, а Ф. Александра II - кн. Е. М. Долгорукая, офиц. родившая императору 4-х детей, жившая в Зимнем дворце и затем вышедшая за него замуж.

Фаворский Ал. Евграфович

ФАВО́РСКИЙ Ал. Евграфович (1860-1945) - химик-органик, основатель Ленинград, школы химиков-органиков. Род. в с. Павлово Нижегор. губ., в семье священника. Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Петерб. ун-та в 1882, был оставлен на кафедре А. Бутлерова лаборантом. С 1886 - проф. ун-та. Руководил кафедрами органич. химии в Химико-техноло-гич. ин-те (1899-1945), ун-те (1902-45) и Высших жен. курсах (1902-18). Основатель и первый дир. (1934-38) Ин-та органич. химии. Акад. АН СССР (с 1929), Герой соц. труда (1945). Гос. премия СССР (1941).

Ф. - один из основателей химии ацетилена, основоположник химии соединений; выявил закономерности внутримолекуляр. перегруппировок непредельных соединений, синтезировал ряд углеводородов с тройной связью, открыл изомеризацию несим-метрич. дихлоркетонов в кислоты акрилового ряда. Сформулировал закономерности протекания процессов изомеризации от строения реагентов и условий реакции (правило Ф.). Открыл и разработал простой метод (1905) синтеза третичных ацетиленовых спиртов (реакция Ф.). Доказал возможность существования циклич. углеводородов с тройной связью в кольце, при этом установил т. н. "запрет Ф". Разработал методы получения пластич. масс, новых синтетич. мат-лов, клеящих, лекарств., душистых веществ. Работы Ф. сталитеоретич. осн. пром. синтеза каучука в СССР.

С 1900 Ф. - бессменный ред. "Ж. Рус. физико-химич. об-ва" (впоследствии "Ж. общей химии").

Фаворский Вл. Анд

ФАВО́РСКИЙ Вл. Анд. (1886-1964) - график, живописец (станковист, монументалист), художник т-ра; создал неск. скульптур и произв. декор.-прикладного иск-ва; историк и теоретик иск-ва; нар. худож. СССР (1963), действ, чл. АХ СССР (1962). Учился в Строгановском уч-ще, в частной студии К. Юона (Москва, 1903-04), в худож. частной школе Ш. Холлоши и Мюнхенском ун-те (1906-07), на иск-ведч. отделении Моск. ун-та (1907-12); чл. об-ва "Четыре иск-ва" (1924-28). Сыграл важную роль в развитии отеч. графики. Ф. принадлежит заслуга возрождения в России торцовой гравюры. Работал гл. обр. в книж. графике, разработал систему оформления книги как единого целостного организма. К 1920-м гг. сформировались осн. черты иск-ва Ф.: мастерское владение техникой штрихового рисунка, гармоничность и изысканность композиц. решений, гуманистич. характер постижения мира (илл. ккн. "Фамарь" А. Глобы, 1923; "Книга Руфи", 1924; "Домик в Коломне" А. Пушкина, 1929 и др.) - Подчеркнутая пластичность изображений, игра света и тени, глубина или плоскостность пространства создаются Ф. сначала черным, а с сер. 30-х гг. чаще белым штрихом. Шедевры графики Ф.: оформление кн. "Сонеты" У. Шекспира (1948), "Роберт Бернс в переводах С. Маршака" (1950) и илл. к кн. "Слово о полку Игореве" (1954), "Борис Годунов" (1956) и "Маленькие трагедии" Пушкина (1961); все - Ленинская премия, 1962. В станковых гравюрах особое место принадлежит портретам ("Ф. Достоевский", 1929; "Пушкин-лицеист", 1935; сер. "Великие русские полководцы", 1945-47). Прекрасный рисовальщик, Ф. на протяжении всего творчества много работал в карандаше, создавая строгие, пластически ясные, психологически глубокие и тонкие рис. (сер. парных портретов, 1938-61), с 1942 обращается к технике линогравюры (сер. "Самарканд", 1942-44). Ф. успешно работал и в монумент. живописи (роспись Музея охраны материнства и младенчества, Москва, 1933; Дома моделей, 1937, обе не сохранились; мозаики для сов. посольства, Варшава, 1955; мозаика "1905", 1958 и др.), а также принимал участие в оформлении спектаклей ("Двенадцатая ночь" Шекспира, МХАТ, 1934 и др.). Важный аспект деят-ности Ф. - лит.-теоретич. работы, посв. теории худож. формообразования (теория графич. иск-ва как спец. раздела в теории композиции, проблемы монумент, живописи, театр.-декор. иск-ва и т. п.). В период культа личности (кон. 30-х - нач. 50-х гг.) творчество и теоретич. иссл. Ф. подвергались критике, а сам он обвинялся в формализме. Пед. деят-ность Ф. началась с 1918 в двух Гос. свободных худож. мастерских (Москва). Позднее Ф. преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-29), в Полиграфич. ин-те (Москва, 1930-34), Ин-те изобразит, иск-ва (1934-38), Ин-те прикладного и декор, иск-ва (1943-48).

Творч. и теоретич. деят-ность Ф. оказала влияние на неск. поколений отеч. художников (А. Дейнека, А. Гончаров, В. Эльконин и мн. др.).

Соч.: Литературно-теоретическое наследие. М., 1988.

В. А. Фаворский

В. А. Фаворский

Фагот

ФАГО́Т (от ит. fagotto, букв. - узел, связка) - деревянный духовой инструмент с двойной тростью (язычком). Состоит из ствола (длинная трубка в форме склеенной буквы U), на к-ром расположена система клапанов, небольшого раструба и эса - металлич. трубочки в форме буквы S, соединяющей трость с корпусом инструмента. Изготавливается из дерева, а совр. инструменты иногда из пластмассы. Тембр Ф. певучий, сочный, напоминающий человеческий голос. Самые нижние ноты - хрипловаты, самые верхние - сдавленно напряженные (ср. А. С. Грибоедов: "Хрипун, удавленник фагот"). Очень эффектно на Ф. звучит стаккато - отчетливо и остро. Техника Ф. свободна и разнообразна.

Ф. появился в 16 в. Его предки - ср.-век. крумхорны и бомбарды. Постоянно используется в симфонич. оркестре с кон. 17 в. Ф. часто звучит в камерных, духовых, эстрадных оркестрах, в различных ансамблях, а также используется как сольный инструмент.

Разновидность Ф. - контрафагот, звучащий на октаву ниже. Он встречается в симфонич. партитурах со времен И. Гайдна, но особенно часто использовался в кон. 19 в. в связи с общей тенденцией позднего романтизма - использовать сильный и низкий гармонический бас.

Фадеев Ал-др Ал-др.

ФАДЕ́ЕВ Ал-др Ал-др. (1901-56) -- прозаик. Род. в семье проф. революционеров. Учился во Владивостокском коммерч. уч-ще (1912-19) и в Моск. горной академии (1921-24). Участник гражд. войны (1918-20) и подавления Кронштадтского мятежа. Печатался с нач. 20-х гг. (пов. "Разлив", рассказ "Против течения"). Был на партийной работе в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Широкую известность получил ром. "Разгром" (1927), посв. событиям гражд. войны на Д. Востоке. Обостренное внимание к психологии, внутр. переживаниям персонажей позволило Ф. создать запоминающиеся образы партизан и их руководителей. В довоен. годы Ф. начал работу над ром. "Последний из удэге", к-рый также был посв. гражд. войне (остался незаверш.). В годы Вел. Отеч. войны выступал как публицист, работал над ром. "Молодая гвардия" (1945) - о борьбе Краснодонской подпольной молодежной орг-ции с захватчиками. Ром. был раскритикован за недостаточное освещение роли партии, но тем не менее принес своему автору множество почестей и наград. В 1951 вышла новая ред., созданная с учетом парт, критики. Незаверш. осталась работа над ром. "Черная металлургия" из-за опоры на фальсифициров. жизненные факты. В 1926-32 Ф. был одним из рук. РАПП, затем секр., ген. секр., пред. правления Союза писателей СССР. Офиц. доктрина, утверждавшаяся Ф., оценки лит. явлений часто приходили в противоречие с его личными вкусами и пристрастиями. В 1956 после 20-го съезда КПСС Ф. покончил жизнь самоубийством.

А. А. Фадеев

А. А. Фадеев

Фадеечев Ник. Бор.

ФАДЕ́ЕЧЕВ Ник. Бор. (род. 1933) - артист балета и педагог. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1952 (кл. А. Руденко). В 1952-74 солист Большого т-ра. Первый исполнитель партий Гармодия ("Спартак"), Данилы ("Каменный цветок"), Ильяса ("Асель"), Хозе ("Кармен-сюита"). Среди др. его ролей: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Юноша ("Шопениа на"), Фрондосо ("Лауренсия"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"). Танцу Ф. были присущи строгая классич. форма, музыкальность, скульптурная красота линий, мягкость исполнит. манеры. Созд. им характеры лирич. героев отличались сдержанностью и благородством. Ф. был партнером Г. Улановой, М. Плисецкой, Н. Тимофеевой и др. С 1976 балетмейстер-репетитор Большого т-ра.

Файко Ал. Мих.

ФАЙКО́ Ал. Мих. (1893-1978) - драматург. Род. в семье служащего. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1917). В 1921-24 совм. с реж. В. Мчеделовым руководил в Москве "Студией импровизации". Первая пьеса Ф. "Дилемма" (1921) была одобрена К. Станиславским. Настоящую известность принесли Ф. пьесы, поставл. Вс. Мейерхольдом: "Озеро Люль" (1923, т-р Рев-ции), "Учитель Бубус" (1925, т-р Рев-ции), наглядно демонстрировавшие неизбежный крах капитализма и моральную ущербность его приверженцев. В поэтике этих произв. ощутимо влияние нем. экспрессионизма (условный характер событий и места действия, индивидуалистич. бунт героя), но при этом их этич. решение сугубо рос. Драма "Человек с портфелем" (1928, т-р Рев-ции) ознаменовала переход Ф. к реалистич. манере и была посвящена проблеме взаимоотношений интеллигенции и рев-ции. Мелодраматизм, социальная острота и динамизм действия обеспечивали пьесам Ф. успех у зрителя. Перу Ф. также принадлежат пьесы "Карьера Пирпойнта Блэка" (1922), "Евграф - искатель приключений" (1926), "Неблагодарная роль" (1932), "Концерт" (1936), "Капитан Костров" (1946), "Пять подруг" (совм. с Ц. Солодарем, 1949), "Не сотвори себе кумира" (1956), киносценарии "Сердца четырех", либретто опер Т. Хренникова "В бурю" и "Мать", мемуары "Записки старого театральщика" (М., 1978).

"Факелы"

"ФА́КЕЛЫ" - петерб. альм., выходивший в изд-ве того же назв. в 1906-08 (всего вышло 3 кн.). Составителем и ред. его был Г. Чулков. "Ф." призваны были объединить интеллигентов, творящих "во имя утверждения личности и во имя свободного союза людей, осн. на любви к будущему преображ. миру". Среди авторов альм. - Вяч. Иванов, А. Блок, С. Городецкий, Л. Андреев, Ф. Сологуб. В 1906 в кружке Вяч. Иванова возник замысел создания нового т-ра под назв. "Ф.", в к-ром предполагалось воплотить в формах модернизиров. мистерий идеи "соборности", "мистич. анархизма" (именно для этого т-ра предназначался поначалу блоковский "Балаганчик"). Инициаторами проекта выступили Г. Чулков, Вяч. Иванов, Вс. Мейерхольд. Замысел реализовать не удалось.

Факсимильное издание

ФАКСИМИ́ЛЬНОЕ ИЗДА́НИЕ - переизд., в точности воспроизводящее не только содержание, но и внеш. вид, особенности оформления оригинала. Факсимильному копированию подвергаются в осн. редкие и антикварные кн. (в т. ч. уник. изд.), ценные и малодоступные изд. Если при переизд. не воспроизводится оформление книги, то это уже не Ф. И., а репринтное изд. Не считаются Ф. И. и стереотипные изд., хотя в последнем случае воспроизводится и внеш. вид кн. В Европе, в т. ч. и в России, нач. изготовления Ф. И. (старопечатных и рукописных кн.) приходится на 1-ю пол. 19 в.

Фалеристика

ФАЛЕРИ́СТИКА (от лат. falerae, phalerae - металлич. украшения, служившие воинскими знаками отличия) - самостоят. ист. дисциплина, изучающая историю формирования и развития наградного дела по наградным знакам отличия (ордена, медали и пр.) и др. связ. с ними источникам. Фалеры, большие медали, бляхи, изготовл. из разл. металлов со всевозможными изображениями, носили на груди рим. легионеры как знак личного мужества и отваги. Кроме того, фалеры украшали знамена и штандарты наиб. отличившихся легионов и когорт: эти фалеры являются своеобразными предшественниками совр. знаков отличия. Именно поэтому науч. дисциплина о наградных знаках отличия была назв. Ф. Термин "Ф." появился в 1937 в Чехословакии (О. Пильц). Своеобразной колыбелью Ф. стала нумизматика, ибо именно в рамках нумизматич. коллекций стали формироваться первые частные и гос. собрания наградных знаков отличия. Монеты и знаки отличия генетич. близки друг другу: с кон. 15 - нач. 16 в. монета на Руси кроме денежной функции стала выполнять и функцию наградного знака отличия (княж. пожалования "золотыми" за ратные подвиги). Мат-лы Ф. и нумизматики объединяют место изготовления (монетный двор) и технология произ-ва монет и знаков отличия (особенно в отношении чеканки монет и наградных медалей); штемпели монет и медалей часто вырезали одни и те же мастера. Превращение Ф. в самостоят, отрасль науч. знания началось в 60-70-е гг. 20 в. Как вид коллекционирования нагрудных значков и знаков, а также жетонов Ф. стала популярной в 1-й пол. 20 в. (в СССР - с кон. 50-х гг.) в связи с массовым выпуском разл. сувенирных, памятных и др. значков. Обычно имеет тематич. характер (геральдика, спорт, история и т. д.).

Фальк Роберт Рафаилович

ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886-1958) - художник, учился в моск. студиях К. Юона, И. Дудина, И. Машкова (1904-05), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1905-12) у В. Серова, К. Коровина; чл. объединений "Бубновый валет" (1910), "Мир иск-ва" (1917), Ассоциации художников рев. России (АХРР) (1926-28), в 1929-38 работает в Париже, автор портретов современников, театр. декораций, натюрмортов, пейзажей. Ранний период характеризуется попытками соединить живописную систему Сезанна с традициями рус. нар. примитива (лубка, вывески), использованием приемов деформации форм натуры ("Пейзаж с парусом", 1912; "Крым. Пирамидальный тополь", 1915; портрет Мидхада Рефатова, 1915 и т. п.). Зрелостью творчества отмечены произв. 1930-50-х гг., в к-рых ясно проявляется стремление к гармонии образно-пластич. решения ("Красная мебель", 1930). С особой силой лирич. природа таланта Ф. раскрылась в его излюбл. жанрах - портрете, пейзаже и натюрморте. Живописная манера Ф., его своеобразный "пуантилизм", лишь внешне сближает его с импрессионистами. Темы произв. и проблемы, к-рые волнуют художника, - вечные, непреходящие. Тонкие цветовые решения, закономерность и конструктивность пластич. форм рождают поэтич. образы человека и мира, часто возвыш., неск. элегичные ("Дама в синем", 1936; "В белой шали (А. Щекин-Кротова)", 1946-47 и др.). С кон. 1930-х гг. неоднократно оформлял спектакли разл. т-ров страны в постановках С. Михоэлса, А. Таирова и др. В 1940-50-е гг. подвергался серьезной критике, обвинялся в "формализме".

Лит.: Р. Фальк: Выст. произведений: Каталог. М., 1966; Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1981.

Р. Р. Фальк. В черной шали. 1948

Р. Р. Фальк. В черной шали. 1948

Фальконе Этьенн Морис

ФАЛЬКОНЕ́ Этьенн Морис (1716-91) - франц. скульптор, ученик Ж. Б. Лемуана, прославился скульптур. группой "Милон Кротонский", выставл. в Салоне (1745), в к-рой показал себя знатоком анатомии и мастером композиции. За нее он был избран чл. Королевской академии живописи и скульптуры. Всеобщее признание получили его скульптуры "Амур" и "Купальщица" (1757). С 1757 Ф. руководил скульптур, мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Он занимался теорией иск-ва, написал трактаты "Размышление о скульптуре" (1760) и "Наблюдения над статуей Марка Аврелия" (1770). В окт. 1766 Ф. приехал по контракту в С.-Петербург для создания монумента Петра I. Идею композиции пам. - Петр I как творец, законодатель и благодетель своей страны - скульптор сформулировал еще в Париже и там же создал первонач. эскиз. Завершая работу над композицией, он решил поместить под копытами коня змею как аллегорию зла, с к-рым боролся Петр I. Змея играла и скрытую конструктивную роль как 3-я точка опоры коня. Пьедестал был вырублен из найденной гранитной скалы, т. н. "Гром-камня". Отливка монумента производилась в 2 этапа в 1775 и 1777. По окончании работы над статуей Ф. в сент. 1778 вернулся в Париж. Установка и открытие памятника 7 авг. 1782 происходили без его автора. Спустя полвека монумент был воспет А. Пушкиным в поэме "Медный всадник" и с тех пор изв. во всем мире под этим назв. Он стал одним из символов Петербурга.

Э. Фальконе. Памятник Петру I

Э. Фальконе. Памятник Петру I

Фальцет

ФАЛЬЦЕ́Т (от итал. falso - ложный) - особый прием извлечения высоких звуков мужским голосом, при к-ром вибрируют только края голосовых связок. Это дает возможность, выходя за пределы естеств. звучания, извлекать более высокие звуки, не свойств, мужскому голосу. Звуки Ф. отличаются меньшей силой, мягкостью, обедненным тембром. Лишенный естеств. вибрации, Ф. может быть сравнен со звучанием флажолетов на струнных муз. инструментах.

Фаля

ФА́ЛЯ, ФАЛАЛЕ́Й - дурачок, простак. Отсюда часто встречающееся в рус. лит-ре 18 в. имя "Фалалей", к-рое в зависимости от культ. контекста может обозначать глупого или простодушного чел.

Фамусов

ФА́МУСОВ - персонаж комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), патриархальный барин, безразличный к делу важный чиновник, исповедующий принцип личной выгоды человек, робеющий перед мнением света, консерватор. Его имя используется как нарицательное.

Фантазия

ФАНТА́ЗИЯ - инструмент. пьеса, иногда романс или хор в своеобразной, отклоняющейся от устоявшихся структурных типов форме, либо с необычной, причудливой образностью. Ф. относится к наиб. старым инструмент. жанрам, сохранившимся в совр. композиторской практике. Зародилась в нач. 16 в. в Испании и Италии в творчестве лютнистов (Л. Милан, Ф. да Милано). Среди первых авторов Ф. в России в нач. 19 в. - И. В. Геслер (для фп.) и М. Т. Высоцкий (для гитары). Вокальные Ф. принадлежат М. И. Глинке. Ф. для фп. сочиняли А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов, А. И. Скрябин, Б. В. Асафьев, С. М. Слонимский. А. К. Глазунов создал Ф. для 2-х фп. и для органа, В. Ф. Одоевский - "Перезвон" для фп. в 4 руки и органа. С эстетикой романтизма связана программная Ф. для симфонич. оркестра - специфич. рус. разновидность жанра, представленная в творчестве А. К. Лядова ("Баба-Яга"), А. Г. Рубинштейна ("Героическая Ф."), П. И. Чайковского ("Буря", "Франческа да Римини"), Глазунова ("Лес", "Море", "От мрака к свету"), Рахманинова ("Утес"), И. Ф. Стравинского ("Фейерверк"). В 19-20 вв. Ф. нередко соединяется с др. инструмент. жанрами: форте пианной сонатой (№ 14 "Лунная" Л. Бетховена - "наподобие Ф.", Соната-Ф. Скрябина, Соната фа диез минор Н. К. Метнера), ансамблевой сонатой (Соната-Ф. для струнного квартета М. Ф. Гнесина или для виолончели и фп. Ю. Г. Крейна), симфонией ("Фантастическая" Г. Берлиоза, Симфония-Ф. для оркестра нар. инструментов Р. М. Глиэра), увертюрой ("Ромео и Джульетта" и "Гамлет" Чайковского), танцевальными и импровизационными сочинениями (Вальс-Ф. для оркестра Глинки, Ф.-экспромт и Полонез-Ф. для фп. Ф. Шопена), сюитой (Ф. "Бал" для фп. А. Г. Рубинштейна), концертом (Ф. для виолончели с оркестром А. Т. Гречанинова).

Одна из частей (чаще вступительная) инструмент, цикла, отличающаяся импровизационностью, причудливостью смен настроения, риторико-драматич. патетикой. В 17-18 вв. Ф., подобно прелюдии, открывала сюиту, предшествовала фуге (Бах) и сонате (Моцарт). Ф. может присутствовать в сонате (для скрипки и фп. К. А. Караева, финал), концерте (для органа Ю. Юзелюнаса).

Инструмент, или - реже - хоровой, инструмент.-хоровой жанр, основанный на свободной обработке заимствованных тем и преимуществ, вариационном развитии. Используются темы народные, принадлежащие другим композиторам, собств. из других сочинений (2 Концертные Ф. для фп. А. Л. Гурилева - на темы из опер "Лукреция Борджиа" Г. Доницетти и "Жизнь за царя" Глинки, Ф. "Воспоминание об опере "Жизнь за Царя" Глинки" для фп. в 4 руки Балакирева, Ф. на мотив И. Н. Гуммеля дляфп. А. П. Бородина). Ф. назывались хоральные обработки (С. Шейдт, И. С. Бах - для органа). В 19 в. Ф. сблизилась с рапсодией, парафразой (Ф. на темы рус. нар. песен для фп. А. Г. Рубинштейна). Для рус. музыки характерны Ф. для оркестра: Ф. на темы двух рус. песен "Камаринская" Глинки, большая Ф. на рус. нац. напевы (для фп. с оркестром) Балакирева, "Чухонская Ф." Даргомыжского, "Ф. на рус. темы" (с солирующей скрипкой) и "Сербская Ф." Н. А. Римского-Корсакова, "Ф. на тему Рябинина" (с солирующим фп.) А. С. Аренского, "Русская Ф." Глазунова, "Русская Ф." А. И. Хачатуряна. Для флейты и арфы предназначена Ф. "Башкирия" Гречанинова; Г. И. Ломакин создал Ф. на рус. нар. песни для хора, а К. Н. Лядов - Ф. на рус. тему для хора и оркестра.

Фармацевты

ФАРМАЦЕ́ВТЫ - прозвище (придумано В. Мейерхольдом) богатых посетителей "Бродячей собаки", не имевших отношения к лит-ре; "эстетствующие" буржуа-нувориши.

Фарфор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фасмер Макс

ФА́СМЕР Макс (1886-1962) - нем. славист. Род. в Петербурге. Учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (у И. Бодуэна де Куртенэ, А. Шахматова и др.), затем в Кракове, Вене и Граце. Преподавал в Петерб. ун-те, на Высших Бестужевских курсах. В 1915 возглавил каф. яз.-знания в Саратовском ун-те. С 1917 - проф. Тартуского ун-та, в 1921 уехал в Германию. В дальнейшем работал гл. обр. в Берлине (с 1949 - в Свободном нем. ун-те Зап. Берлина). Гл. труд жизни Ф. - "Этимологический словарь русского языка". Картотека словаря погибла в одной из бомбардировок Берлина в кон. 2-й мир. войны. Ф. восстановил ее и в 1950-58 выпустил 4 тома словаря, ставшего с течением времени наиб. популярным рус. этимологич. словарем, сочетающим в себе научность, полноту и удобство пользования. В течение мн. лет Ф. работал также над словарем рус. фамилий и гидронимов (не завершен), был гл. ред. гейдельбергского славистич. ж. "Zeitschrift fuer Slavische Philologie".

Соч.: Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем и доп. О. Н. Трубачева.; Под ред. испредисл. Б. А. Ларина. М., 1986-87. Т. 1-4.

Фасмер Ром. Ром

ФА́СМЕР Ром. Ром. (Ричард Ричардович) (1888-1938) - нумизмат, востоковед-арабист. Окончил Петерб. ун-т (1910) и сразу приступил к работе в отделе нумизматики Эрмитажа. С 1920 - хранитель восточных монет Эрмитажа. В 1919-29 являлся чл. Академии ист. матер. культуры и секр. постоянной комиссии (потом секции) нумизматики и глиптики. В сов. и зарубежн. печати им опубл. б. 50 работ по вопросам вост. нумизматики. Разработ. им периодизация обращения в Вост. Европе куфических дирхемов с нек-рыми уточнениями принята в науке и сейчас. Арестован в янв. 1934 по фальсифициров. делу "Рос. нац. партии", осужден на 10 лет, умер в лагере в Узбекистане.

Соч.: Два клада куфических монет. Л., 1927. (Гос. Акад. истории материальной культуры. Тр. нумизмат. комис; VI); О монетах саджидов // Изв. Об-ва обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1927. Вып. 5; Об издании новой топографии находок куфических монет в Восточной Европе // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд-ние обществ, наук. 1933. № 6/7.

Фата

ФАТА́ - большой шелковый плат, обычно 2 неразрывных платка, к-рым женщины покрывают голову и часть стана. "Канаватная Ф." - золотоцветная, полупрозрачная. Ф. (платком) покрывалась невеста до венца и после. Венчальная Ф. делается на белой фабричной ткани (мадаполаме, батисте, тюле). Передний край обшивают шелковыми лентами, золотым кружевом, блестками, шелковой вышивкой. Концы и середину полотнища украшают шелковыми лентами и вышивкой.

В диалектах Ф. - шерстяная юбка, понева.

Фатер Иоганн Северин

ФА́ТЕР Иоганн Северин (1771-1826) - нем. лингвист и теолог. Автор многочисл. работ по классич. филологии, универс. грамматике, яз. мира. После смерти И. Аделунга (1806) редактировал "Митридат" - лингвистич. энциклопедию нач. 19 в. Выпустил ряд пособий по слав. яз., в т. ч. "Практическую рус. грамматику" (1808), "Книгу для чтения по рус. яз." (1817). Ф. первым рассмотрел систему рус. глагола с последовательно морфологич. позиций и указал на видовое противопоставление как на важнейшее для слав, и, в частности, для рус. глагольной морфологии. Работы Ф. по рус. яз. высоко оценивали И. Греч, В. Белинский и др.

Фатьянов Ал. Ив

ФАТЬЯ́НОВ Ал. Ив. (1919-59) - поэт Род. на Владимирщине в с. Малое Петрино. Писать стихи и печататься начал рано. Учился в Лит. ин-те им. Горького. Окончил ГИТ И С (1938). Во время Вел. Отеч. войны - рядовой солдат, потом сотр. воен. газет. Получил известность как поэт-песенник после того, как вместе с В. П. Соловьевым - Седым создал популярные песни "Соловьи", "На солнечной поляночке". Музыку на стихи Ф. писали Б. Мокроусов, М. Блантер, А. Новиков, Ю. Милютин, Н. Богословский и др. Широко изв. стали песни "Давно мы дома не были", "Где же ты, мой сад?", "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", "Три года ты мне снилась", "В городском саду". Ф. принадлежит 200 песен. Ф. - автор поэмы "Наследник" (1951) и оды "Хлеб" (опубл. 1960). В последние годы на родине Ф. проходят праздники его поэзии.

Фаянс

ФАЯ́НС (франц. faience, от назв. итал. города Faenza, одного из центров керамич. произ-ва) - изделия тонкой керамики, плотные, непрозрачные, мелкопористые, обычно белые, покрытые глазурью. Для Ф. используется то же сырье, что и для фарфора, но его рецептура и технология изготовления иные. В отличие от фарфора, глазурь на Ф. из-за его пористой фактуры обязательна. У изделий из Ф. в сравнении с фарфоровыми формы мягче и обобщеннее, способы декора и цвета росписей разнообразнее, характерны нежные оттенки подглазурных красок. Напоминающие Ф. изделия известны со времен Др. Египта. Большое распространение Ф. получил в Китае (с 4-5 вв.), Корее (с 11 в.) и Японии (с 16 в.), с 12 в. подобие Ф. ("кашин") производилось в мусульм. странах. С 16 в. Ф. производили в Турции (панно, тарелки, вазы). В Европе его начали делать примерно в сер. 16 в. в Сен-Поршере во Франции (вазы, солонки, фляжки). Тогда же Б. Палисси прославился "сельскими глинами", из к-рых делал покрытые разноцветными глазурями блюда с рельефами. В 1680-1740 прославился голландский делфтскии Ф., созданный в подражание китайскому фарфору, с многоцветной или синей росписью. Ф. был усовершенствован в Англии в 18 в. (Дж. Уэджвуд и др.), вытеснив более хрупкую и тяжелую майолику. Эксперименты Уэджвуда привели к открытию разнообразных "каменных масс", близких Ф., и к расцвету худож. Ф. В 18 в. Ф. ценился почти так же высоко, как фарфор. В эпохи сентиментализма и романтизма особенно любили простые строгие фаянсовые сервизы для парковых павильонов, воплощавшие идиллич. сельскую жизнь.

Первый в России фаянсовый з-д (1724-73) основан А. Гребенщиковым, он выпускал подражавший голландским образцам т. н. полуфаянс (грубый Ф., обычно с синей росписью или с росписью золотистым люстром); продолжением гребенщиковского стало получившее всемирную известность произ-во в Гжели. В 1799 основан Имп. Киево-Межигорский з-д - гл. казенный фаянсовый з-д России, исполнявший все заказы имп. Двора. Изделия из Ф. производились на з-де А. Ауэрбаха в с. Домкино (с 1809; с 1839 в с. Кузнецове Тверской губ.; в 1870 з-д стал собственностью М. Кузнецова, ныне это Конаковский з-д им. Калинина - осн. центр совр. рус. Ф.). Ф. делали и на фарфоровых з-дах. В 19 в. и в наст. время выпускается разнообр. Ф.: белый, с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, лиловый, серый и др., с разнообразными способами декорировки, видами глазури.

Лит.: Салтыков А. Б. Русская керамика. М., 1952; Бубнова Е. Старый русский фаянс. М., 1973.

Федин Конст. Ал-др.

ФЕ́ДИН Конст. Ал-др. (1892-1977) - прозаик. Род. в Саратове, в семье торговца; учился в коммерч. уч-ще, Моск. коммерч. ин-те. В 1914-18 находился в Германии в качестве гражд. пленного. По возвращении в Россию работал в армейской печати. В 1919 вступил в Рос. коммунистич. партию большевиков, в 1921 вышел из партии. В 1921 стал чл. петрогр. лит. группировки "Серапионовы братья". В 20-е гг. входил в правление ленингр. отделения Всерос. союза писателей. С 1934 чл. правления Союза писателей СССР, в 1959-71 1-й секр., а в 1971-77 пред. правления. Конформистская позиция, занятая Ф. как руководителем писательского союза критиковалась А. Твардовским, А. Солженицыным, В. Кавериным. Акад. АН СССР (1958), чл.-корр. Германской академии иск-в (1958), Герой соц. труда (1967).

Печатался с 1913. Созданные Ф. в 20-е гг. рассказ "Сад", пов. "Анна Тимофеевна", "Трансвааль", ром. "Города и годы" (1924) привлекли внимание читателя, высокую оценку им дали Е. Замятин, М. Горький, к-рый пристально и доброжелательно следил за работой писателя. Положительно откликались на кн. Ф. Р. Роллан, С. Цвейг. В ром. "Города и годы" (1924), "Братья" (1927-28), "Похищение Европы" (1933-35), "Санаторий "Арктур"" (1940) центр. место занимает тема интеллигенции и рев-ции. С сер. 40-х гг. Ф. работает над трилогией "Первые радости" (1945), "Необыкновенное лето" (1947-48), "Костер" (неокон.), охватившей большой отрезок времени от нач. века до Вел. Отеч. войны. Ф. принадлежит мемуарно-автобиограф. кн. "Горький среди нас" (1941-68), сб. ст. о творчестве "Писатель, искусство, время" (1957, доп. 1961).

Федичева Калерия Ив

ФЕ́ДИЧЕВА Калерия Ив. (род. 1936) - артистка балета. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1955 (кл. Л. Тюнтиной). В 1955-74 артистка Т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Девушка ("Ленинградская симфония"), Отчаяние ("Берег надежды"), Хуана ("Жемчужина"), Каролина ("В порт вошла "Россия""), Гертруда ("Гамлет"), принцесса Колючка ("Зачарованный принц"), Клитемнестра ("Орестея"). Среди др. ее ролей: Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Эгина ("Спартак"), Асият ("Горянка"), Чертовка ("Сотворение мира"), Злюка ("Золушка"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Береника ("Египетские ночи"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Лауренсия ("Лауренсия"), Фея Сирени ("Спящая красавица"), Никия ("Баядерка"), Китри ("Дон Кихот"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"). Классич. балерина героико-драм. плана. Ее танцу были свойственны экспрессия, широта и энергия, в ее героинях, отличавшихся цельностью характера, превалировало активное, волевое начало. С 1975 Ф. живет в США, преподает в Нью-Йорке.

Фёдор Алексеевич

ФЁДОР АЛЕКСЕ́ЕВИЧ (1661-82) - царь, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. Был воспитанником Симеона Полоцкого, знал польский яз. и латынь, увлекался музыкой, певческим иск-вом. Стал одним из инициаторов создания Моск. Славяно-греко-латинской академии. При Ф. А. было введено подворное обложение, уничтожено местничество, была осуществлена нек-рая централизация гос. управления. В 1876-81 пр-во Ф. А. вело войну с Турцией, к-рая окончилась признанием Турцией перехода Левобережной Украины к России.

От рождения Ф. А. был болезненным, слабым. Дважды вступал в брак. Его первая жена, Агафья Грушецкая, через год после замужества умерла вместе с новорожд. сыном Ильей. Со второй женой, Марфой Апраксиной, так и оставшейся бездетной, Ф. А. прожил немногим б. двух месяцев.

Царь Федор Алексеевич. Миниатюра из «Титулярника». 1672

Царь Федор Алексеевич. Миниатюра из «Титулярника». 1672

Фёдор Борисович

ФЁДОР БОРИ́СОВИЧ (1589-1605) - царь и вел. князь, сын Бориса Годунова. Отец объявил его своим соправителем, царевичем "всея Руси". После смерти Б. Годунова боярами и духовенством был возведен на престол; подданные были приведены к присяге новому царю. В результате переворота в Москве был низложен, а 10 июня 1605 по приказу Лжедмитрия I убит на подворье Годуновых. Первоначально был погребен на погосте жен. Варсонофьева монастыря на Сретенке. Впоследствии, в царствование В. Шуйского, перезахоронен вместе с отцом и матерью в Троице-Сергиевом монастыре.

Фёдор Иоаннович

ФЁДОР ИОА́ННОВИЧ (1557-98) - царь, сын Ивана IV Грозного от первой жены, Анастасии Захарьиной-Кошкиной. В 1584 венчан на царство, однако первоначально страной фактически правил Регентский совет, а с 1587 - его шурин Борис Годунов. По мнению Н. Карамзина, Ф. И. боялся власти как опасного повода к грехам. Среди наиб. важных событий, произошедших в его царствование: начало стр-ва Архангельска (1585), учреждение в России патриаршества (1589), война со Швецией, в результате к-рой к России были присоединены Иван-город и Копорье (1589-90), окончательное присоединение Зап. Сибири, успешное освоение юж. пограничных р-нов в Поволжье. Умер Ф. И. бездетным (от брака с Ириной Годуновой имел дочь, умершую в 2-летнем возрасте).

Царь Федор Иоаннович. Парсуна 17 в.

Царь Федор Иоаннович. Парсуна 17 в.

Фёдор Крестьянин

ФЁДОР КРЕСТЬЯ́НИН (Христианин) (2-я пол. 1530-х гг. - 1607(?)) - знаменитый распевщик, "мастер" знаменного пения, авторитет к-рого был необычайно высок. Ученик Новгород, мастера Саввы Рогова. Работал у царя Ивана IV Грозного в Александровской слободе, в государевом хоре в Москве. Имел многочисл. учеников, в т. ч. своих сыновей Фед. и Ив.

Выявлены произв. Ф. К.: распевы стихир Введению во храм Богородицы "Давыдово провозгласи", Рождества Христова "Во вертепо вселися", Рождеству Богородицы, Борису и Глебу "Придите новокрещении рустии собори", цикл "Стихиры евангельские" и мн. др. песнопения (ок. 30 распевов). В мелодич. стиле Ф. К. ярко проявляется нар.-песен, основа, одухотвор. высш. лирич. светом. Напевы Ф. К. по красоте и совершенству представляют вершину монодич. рус. иск-ва.

Фёдор Кузьмич

ФЁДОР КУЗЬМИ́Ч (Козьмич) (? - 1864) - старец, человек-легенда. Первые сведения о нем появились в 1836, когда он был задержан в Красноуфимске (Пермская губ.) как не помнящий родства бродяга. Несмотря на увещевания полиции и суда, он отказывался назвать себя, был наказан плетьми и сослан в Томскую губ. 8 апр. 1837 вместе с остальными ссыльными прибыл в д. Зерцалы Боготеньской волости Ачинского (впоследствии Марлинского) у. Его внешность (высокий рост - 2 аршина 6,5 вершка, стройный, голубые глаза, светло-русые волосы), манеры, знание иностр. яз., любовь к чистоте и порядку, а также совершенно неясное прошлое породили легенду, что он - имп. Александр I, к-рый инсценировал свою физич. смерть и отдалился от людей. Старец вел отшельнич. образ жизни, хотя и не отказывался лечить людей и учить крестьянских детей грамоте, иногда рассказывал (и довольно подробно) о войне 1812, Наполеоне, Париже, рус. сановниках, что укрепляло веру в то, что он - Александр I. Говорили, что старца посещали нек-рые представители царской фамилии и что он вел переписку с ними. В кон. 50-х гг. его посетил Л. Толстой; результатом этой встречи стала пов. "Записки Федора Кузьмича". Умер Ф. К. в Томске, на его могиле на частные средства выстроена часовня. В нач. 20 в. появилось мн. лит-ры, посв. легендарному старцу.

Лит.: Николай Михайлович, вел. кн. Легенда о кончине Александра I в Сибири в образе старца Феодора Козьмича. СПб., 1907; Василич Г. Император Александр I и старец Феодор Кузьмич: По воспоминаниям и документам. М., 1911; Романов Д. Г. Старец Феодор Козьмич. Томск, 1912; Николаев Вс. Александр Первый - старец Феодор Кузьмич (Козьмич). Сан-Франциско, 1984.

Фёдора Стратилата церковь "на Ручью" в Новгороде

ФЁДОРА СТРАТИЛА́ТА ЦЕ́РКОВЬ "на Ручью" В Новгороде - заложена в 1360 новгородским посадником Семеном Андреевичем, закончена в 1361. Кубич. объема, 4-столпная, 4-главая с 3-лопастным завершением фасадов и большим хором, с пышным архит. декором (маленькие ниши, арочки, треугольные впадины, вертик. тяги и др.). Сохранились фрески 2-й пол. 14 в. Колокольня и трапезная построены в 1697-98.

Фёдоров Вас. Дм

ФЁДОРОВ Вас. Дм. (1918-84) - поэт Род. в многодетной крестьянской семье. Окончил 6 классов школы колхозной молодежи и Новосибирский авиатехникум (1936). Работал в Иркутске на з-де мастером, потом технологом-экспериментатором (1936-43). С переездом в Новосибирск (1943) вошел в лит. среду города, поместил цикл стихов в коллективном сб. "Родина". Первый сб. стихов - "Лирическая трилогия" (1947). Окончил Лит. ин-тим. М. Горького (1950). Ф. - автор сб. "Лесные родники" (1955), "Дикий мед", "Белая роща" (оба - 1958), "Лирика" (1961), "Книга любви" (1964), "Третьи петухи" (1966) и др. В стихах Ф. - судьба России, изломы ее истории, рус. природа, тревога о разрушении ее красоты, обеднении человеч. духа. Из поэм Ф. наиб, известны "Проданная Венера" (1956), "Седьмое небо" (1967), "Женитьба Дон Жуана" (1977). В разные годы писал прозу: две кн. очерков о сибирских колхозниках (1947), пов. "Зрелость" (1953), "Добровольцы" (1955); наиб, значительны новеллы, составившие большой цикл "Сны поэта" (публиковались частями в 1979, 1982, 1985). Гос. премия СССР (1979).

Фёдоров Вл. Григ

ФЁДОРОВ Вл. Григ. (1874-1966) - ученый и конструктор автоматич. стрелкового оружия, основоположник рус. школы автоматики, ген.-лейтенант инж. службы, д-р техн. наук, проф., действ. чл. Академии артиллерийских наук. Окончил Михайловское артиллер. уч-ще в 1895 и Михайловскую академию в 1900. После окончания уч-ща служил в войсках, а после окончания академии в Гл. артиллер. управлении. После рус.-япон. войны начинает самостоят. работы в обл. конструирования автоматич. винтовок. В этой работе опирался на практич. деят-ность В. Дегтярева сначала в мастерских Ораниенбаумской высшей стрелковой школы, а затем на Сестрорецком оружейном з-де. В 1907 начинает разрабатывать теоретич. осн. конструирования автоматич. оружия. С тех пор его кн. "Автоматическое оружие" служит теоретич. осн. конструктор, деят-ности не только самого Ф., но и др. конструкторов. К 1915 Ф. обосновал необходимость принятия на вооружение нового патрона уменын. калибра для будущего автоматич. оружия рус. армии и унификации систем стрелкового оружия на базе единого образца, что было реализовано лишь в 60-70-х гг. После рев-ции был нач. пулеметного завода в г. Коврове, возглавлял КБ там же. С 1931 работал в центр, воен. орг-циях в Москве. Опубликовал св. 30 науч. тр. по устройству и проектированию автоматич. оружия.

Предыдущая страница Следующая страница