Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "У" (часть 2, "УРВ"-"УШК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 2, "УРВ"-"УШК")

Урванцев Ник. Ник

УРВА́НЦЕВ Ник. Ник. (1893-1985) - геолог и географ, полярный исследователь, засл. деят. науки и техники России (1974). Окончил Томский технол. ин-т (1918). С 1919 проводил геол. иссл. на Таймырском п-ове. В 1920 открыл Норильское месторождение медно-никелевых руд. Эксп. У. в 1929 дала новые сведения по орографии и гидрографии Таймырского п-ова, выяснила особенности его геол. строения, обнаружила следы древ, оледенения. Возглавлял эксп. на Сев. Землю (1930-32), во время к-рой были иссл. природ, условия и впервые нанесены на карту о-ва архипелага. Д-р геолого-минералогич. наук (1935), проф. Науч.-иссл. ин-та геологии Арктики (НИИ ГА). Зам. дир. Арктич. ин-та (1932-38). Дважды был арестован (1937, 1940). Руководил геол. службой при Норильском комбинате. Реабилитирован в 1954. В последующие годы работал в НИИ ГА. Действ, чл. Геогр. об-ва (с 1920), удостоен серебр. медали им. Н. М. Пржевальского (1924) и Большой зол. медали Геол. об-ва (1958). Осн. тр.: "Норильский каменноугольный район" (1921), "Таймырская геологическая экспедиция 1929" (1931), "Северная Земля" (1933), "Енисейское рудное поле" (1959), "На Северной Земле" (1969) и др. С 1950 - сост. и ред. монографии по геологии и полезным ископаемым и геол. карт Норильского р-на и сев.-зап. части Сиб. платформы.

Урочище

УРО́ЧИЩЕ - участок местности, отличающийся по природ, условиям от окруж. терр. и потому служащий ландш. границей, природной межой. Не вызывает сомнений связь с др.-рус. ел. "урочный" - определ., назнач., условленный. В совр. геогр. лит-ре термин, обознач. низш. таксономич. единицу при классификации ландшафтов.

Урусевский Сер. Пав

УРУСЕ́ВСКИЙ Сер. Пав. (1908-74) - кинооператор и реж., засл. деят. иск-в России (1951). Окончил ВХУТЕИН. В кино с 1935. Был асс. А. Головни. Первый самост. ф. - "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1941). В 1942-43 был фронтовым кинооператором. Первый успех - "Сельская учительница" (1947, реж. М. Донской), снятый лирично, мягко, отмеч. богатством светотональной гаммы, интересным использованием бликов. У. разрешил сложную задачу, с помощью "светового грима" снимая портреты В. Марецкой в роли Вари, к-рая "жила" от 17 до 70 лет. В ф. "Кавалер Золотой Звезды" (1951), "Возвращение Василия Борт-никова" (1950), "Урок жизни" (1955), "Сорок первый" (1956), активно воздействуя с помощью сеток, светофильтров, цветного света на естеств. цвет, У. добивался изысканных колористич. решений.

Триумфом У. стал ф. "Летят журавли" (1957, реж. М. Калатозов). У. первым в мире широко использовал в игровом ф. ручную камеру с короткофокусной оптикой. Камера как бы слилась с оператором, стала "субъективной". У. добился небывалого приобщения зрителей к собств. художнич. видению. Еще шире камера со сверхкороткофокусной оптикой была использована У. в ф. "Неотправленное письмо" (1960), "Я - Куба" (1964) реж. М. Калатозова. У. - представитель операторского кино, где изображение становится гл. средством выражения, подчиняя себе драматургию, актерскую игру и пр. В поел, годы жизни У. снял и поставил ф. "Бег иноходца" (1969), "Пой песню, поэт" (1972).

Среди ф.: "Поединок" (1945), "Синегория" (1946), "Алитет уходит в горы" (1950), "Первый эшелон" (1956, совм. с Ю. Екельчиком).

Лит.: Меркель М. Угол зрения. М., 1980.

Кадр из фильма «Я - Куба». Оператор С. Урусевский. Режиссер М. Калатозов

Кадр из фильма «Я - Куба». Оператор С. Урусевский. Режиссер М. Калатозов

Урусовы

УРУ́СОВЫ - княж. род, основателем к-рого считается Урус-хан (2-я пол. 14 - нач. 15 в.). Мн. из его детей приняли православие и получили княж. титул и фамилию У. Князья У. занимали высокое положение в Моск. гос-ве. При Алексее Михайловиче они в числе 16-ти знатнейших фамилий жаловались прямо в бояре, минуя чин окольничего. Наиб. известны: Петр, убивший в 1610 Лжедмитрия II; Сем. Анд. - Новгород. воевода, разбивший поляков при Верховицах; Сер. Ник. (1816-83) - статс-секр., чл. Гос. совета и управляющий II отд. Собств. Е. И. В. канцелярии; Мих. Ал-др. (ум. 1883) - ген. от инфантерии и сенатор; Ал-др Ив. (1843-1900) адвокат и театр. критик. В кон. 19 - нач. 20 в. были известны писательницы и переводчицы - Елиз. Петр. (род. 1845), по мужу Платонова; Мария Петр. (род. 1852); София Петр. (род. 1856), по мужу Верман.

Урядник

УРЯ́ДНИК - 1) Мл. воин. звание в рус. армии. В 18 в. так называли всех унтер-офицеров в солдатских и драгунских полках; позднее - звание мл. командиров в казачьих войсках. Старший У., - как правило, помощник ком. взвода, а мл. - ком. отделения.

2) С 1878 - мл. полиц. чин, подчинялся становому приставу и осуществлял надзор за выборными десятскими и сотскими.

Ус Вас. Род

УС Вас. Род. (? - 1671) - донской казак, один из сподвижников С. Т. Разина во время крест, войны 1667-71. В мае - авг. 1666 возглавил движение казаков с Дона в центр, р-ны страны, основал лагерь на р. Упе (8 км от Тулы), в к-рый стекались беглые крестьяне и холопы. Когда против восставших были направлены царские войска, У. отвел свои отряды на Дон. В 1670 руководил взятием Царицына, а затем был поставлен Разиным во главе восставших в Астрахани, где совм. с Ф. Шелудяком ведал управлением города.

Усадьба дворянская

УСА́ДЬБА ДВОРЯ́НСКАЯ - комплекс жилых, хоз., парковых и др. построек, составляющих одно хоз. и архит. целое; феномен рус. бытовой культуры 18 - 1-й пол. 19 в. Чтобы создать усадеб, ансамбль, требовались специалисты в архитектуре и садовом иск-ве, часто это были специально обученные крепостные (напр., Аргуновы). Наряду с сельск. усадьбами существовали городские, строящиеся для высшей столичной аристократии и в провинциальных городах. В нач. 18 в. Д. Трезини были разработаны образцовые проекты регулярной усадьбы. Расцвет У. Д. начался с Манифеста о вольности дворянства (1785). К этому времени регулярные проекты уже устарели, и для классич. рус. У. Д. характерны англ. парки и усадебные дома в стиле классицизма, затем сменившиеся романтическими. Гостеприимство рус. дворянства привело к появлению в У. Д. мн. флигелей для размещения гостей. В гор. усадьбах флигели иногда сдавались; во флигелях хоз. дворов жила дворня. Т. к. население У. Д. достигало 200 и более чел., обеспеченные хозяева строили при доме церковь. Посвящение храма обычно было связано с патрональными святыми хозяев или с особо чтимыми семьей праздниками. Штат священнослужителей был близок дворян, семье - священник учил детей, в храме пел крепостной хор.

С усадеб. жизнью связан расцвет парковой арх., во многом обязанный А. Т. Болотову, публиковавшему советы по созданию англ. парков в попул. ж. "Экономический магазин, или Собрание всяких экономических известий, опытов, открытий". В парках ставились многочисл. беседки и павильоны, часто экзотической арх.

Кон. 18 в. - время расцвета любительского т-ра. Просвещенные вельможи строили спец. помещения для театр. представлений (Архангельское, Останкино).

Для этой эпохи характерно худож. оформление ч. интерьеров и фасадов хоз. построек, связанное с увлечением идеями Ж.-Ж. Руссо. Этим они вводились в эстетич. пространство. Но, как правило, хоз. постройки (конюшни, скотные дворы, кузницы, амбары и даже мелкие произв-ва) располагались на черном дворе.

Русская У. Д. была местом, где формировались личности мн. поколений, воспитывалась "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам". Она была источником достоинства, родовой гордости и "самостоянья человека". С разорением двор, родов и с отменой крепостного права У. Д. приходят в упадок, хотя известны отд. случаи создания классических усадеб и в позднейшее время. У. Д. описана во мн. произв. классической лит-ры: "Жизнь Званская" Г. Державина, "Евгений Онегин", "Граф Нулин", "Повести Белкина" А. Пушкина, "Мертвые души" Н. Гоголя, в романах И. Тургенева, "Войне и мире" Л. Толстого, "Обрыве" и "Обломове" И. Гончарова. Рус. У. Д. стала к нач. 20 в. символом "золотого века" отечественной культуры, и ностальгия по ней ощущается в живописи В. Борисова-Мусатова, рассказах И. Бунина, в "Вишневом саде" А. Чехова.

Главный дом дворянской усадьбы в Середниково под Москвой, где некоторое время жил М. Ю. Лермонтов

Главный дом дворянской усадьбы в Середниково под Москвой, где некоторое время жил М. Ю. Лермонтов

Усадьба крестьянская

УСА́ДЬБА КРЕСТЬЯ́НСКАЯ - деревенский дом для одной семьи, обычно с огражденным двором, включает жилище, место для скота, для хранения инвентаря, огород, иногда сад. По типу У. К. строились и дворы мелких городских обывателей. У. К. организуется двором, где держали скот, хранили с.-х. орудия и транспортные средства, зерно и др.

На севере, при домах на высоком подклете, двор был крытый и, как правило, 2-ярусный: на нижнем этаже держали скот, а на верхнем (повети) хранили сено, утварь, устраивали клети и горницы. В такой двор обычно можно было пройти из избы, не выходя на улицу. Связь двора с избой была очень разнообразной. Однорядной называется система У. К., в к-рой двор примыкал к избе по оси постройки и был накрыт общей крышей; часто на севере такой двор разделял летнюю избу, обращенную окнами к улице - "перед", и зимнюю избу с сенями - озадок (вход в сев.-рус. жилище и печь всегда находятся на сев. стороне). Относным ("двором на отставе") называется двор, появившийся в 19 в. в Поволжье и на Псковщине: он ставился перпендикулярно оси дома в неск. метрах от него, соединяясь с ним крытым узким переходом.

В средней полосе двор делали полузакрытым. Напр., в Моск. губ. был распространен двор-каре, образуемый с одной стороны 3-камерной связью, а с трех сторон - надворными строениями и навесами; открытую часть двора ("проглею") закрывали на зиму щитом ("крышкой-полоскушкой"). В центре и на востоке преобладал покоеобразный (буквой П - "покоем") двор: стоявшие отдельно изба и ряд хоз. построек (клеть, амбар, хлев, конюшня и др.) связывались спереди воротами с калиткой, а сзади - навесом ("поветь", "поднавес"). Хоз. постройки и навесы крылись общей крышей; небольшое открытое пространство посередине закрывали на зиму временной крышей, или "плоскушею". Вход в дом был всегда со двора, т. е. сбоку.

На юге двор был открытым. Таков, напр., замкнутый "круглый двор", по 4-угольному периметру к-рого стояли дом с амбаром, выходившие на улицу, и хоз. постройки, соединенные между собой сплошной оградой с навесом, открытым внутрь двора. Разновидность круглого двора - "двор-крепость", появившийся в 15-17 вв. в степной зоне, где была велика опасность нападения татар: изба стояла посреди открытого 4-угольного пространства, образуемого надворными строениями и навесами; ограду делали из толстых дубовых бревен, вбитых стоймя. В юж. части степной зоны открытый двор часто был незамкнутым - хоз. постройки располагались без особого порядка и не были связаны между собой.

Лит.: Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этногр. сб. М., 1956. (Тр. Ин-та этногр. Новая сер. Т. 31); Русские: Ист.-этногр. атлас. М., 1970.

Усков Вл. Вик

УСКО́В Вл. Вик. (1907-80) - актер. Нар. арт. РСФСР (1950). В 1930, после окончания Ленингр. техникумасценич. иск-ва (кл. Л. С. Вивьена и В. В. Сладкопевцева), принят в БДТ. Здесь сыграл Граммофонова ("Мой друг" Н. Погодина), Мокроусова ("Егор Булычев и др." М. Горького), Фильку-анархиста ("Интервенция" Л. Славина). В 1937 переходит в Новый ТЮЗ. Среди ролей, исполн. в этом т-ре, критика отмечала Варлаама ("Борис Годунов" А. Пушкина). В 1942-43 участвует в концертах на Ленингр. фронте, играет в первых воен. пьесах А. Корнейчука (Горлов, "Фронт"), К. Симонова (Глоба, "Русские люди"). Роль военфельдшера Глобы принесла артисту огромный успех. С 1943 по 1948 играет в Ленингр. гор. (блокадном) т-ре. Наиб. интерес из его работ в этом т-ре вызвал Петруччио в шекспировском "Укрощении строптивой" (1947). В 1948 У. был приглашен в Т-р комедии, где использовались в осн. типажные данные артиста: импозантная фигура, густой, с хрипотцой бас. Лишь с возвращением в т-р Н. Акимова У. получает возможность продемонстрировать разные грани своего дарования, острохарактерного комедийного актера: умный, хитрый чиновник с обольстит., вальяжными манерами - городничий в "Ревизоре" Н. Гоголя (1958), порхающий мотылек граф Зефиров из водевиля Д. Ленского - А. Бонди "Лев Гурыч Синичкин" (1962), непреклонный маразматик - важное лицо в "Деле" (1964), наивный, искренний борец за правду Муромский в "Свадьбе Кречинского" (1966), жизнелюб, любитель розыгрышей сэр Тоби в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира (1964). Всего У. сыграл св. 100 ролей. Пробовал себя в режиссуре: в 1943 поставил "Братишку" В. Дыховичного, в 1960 - вечер чеховских рассказов "И смешно, и грустно".

Успение Богородицы

УСПЕ́НИЕ БОГО́РОДИЦЫ - один из двунадесятых праздников православной церкви. Отмечается 15(28) день кончины Божьей Матери, к-рый был открыт ей Господом. В этот день апостолы были перенесены из разных мест в Иерусалим. Согласно ее воле тело погребли в Гефсимании рядом с могилами ее родителей. На 3-й день не присутствовавший при кончине апостол Фома, придя ко гробнице, не обнаружил там тела. Это считается свидетельством того, что оно было "взято на небо".

Праздник возник не ранее 5-6 вв., после завершения богословских споров о божественной сущности Божьей Матери. Последний период ее земной жизни описан в соч. "Об успении Богородицы" - единств. источнике, на к-рый опирается церковь.

В РПЦ празднеству предшествует двухнедельный Успенский пост.

Успенский Глеб Ив

УСПЕ́НСКИЙ Глеб Ив. (1843-1902) - писатель. Род. в семье чиновника. Учился в Тульск. и Черниг. г-зиях (1853-61), Петерб. (1861) и Моск. (1862) ун-тах. Известность. У. принесли "Нравы Растеряевой улицы" (1866-67) - цикл очерков, в к-ром с глубоким знанием действительности рассказано о горестной жизни тульских ремесленников и рабочих, уродливом быте чиновников, мещан, лавочников. С 1868 У. становится постоянным сотр. ж. "Отечественные записки". Крупнейшее произв., опубл. здесь, "Разоренье" (1869-71), в к-ром У. старается понять тенденции обществ. прогресса, но разорившаяся рус. жизнь дает ему мало оснований для оптимизма. Большую роль в развитии связей У. с рев.-народниками сыграли его поездки за границу (1872 и 1875-76). Наблюдения над рус. жизнью, в к-рую вторглись капиталистич. отношения, отражены У. в цикле "Новые времена, новые заботы" (1873-78). Следуя народническим доктринам, У. едет в Новгород, губ. (1877), затем в Самарскую, где служит письмоводителем ссудно-сберегат. т-ва (1878); в 1880 поселяется в дер. близ ст. Чудово Новгород. губ. (там сейчас находится мемор. музей У.). Итоги его изучений отразились в циклах "Из деревенского дневника" (1877-80), "Крестьянин и крестьянский труд" (1880) и "Власть земли" (1882). В них показана широкая картина диких дер. нравов, процесс "раскрестьянивания" под влиянием проникающего в крест. жизнь и разобщающего ее "кредитного купона" и высказана утопич. идея "власти земли". Для У. крестьянин - высш. человеч. тип, а крест. жизнь, подчин. земле, - благо, к к-рому должно стремиться человечество. Однако у крестьянина нет защитников; его жизнь уходит из-под власти земли и разрушается от наступления "власти капитала" (так хотел назвать У. новый цикл очерков). С нач. 1890-х гг. обострилась тяжелая душевная болезнь У., и он не мог продолжать свою лит. деят-ность.

Г. И. Успенский

Г. И. Успенский

Успенский Лев Вас.

УСПЕ́НСКИЙ Лев Вас. (1900-78) - прозаик. Род. в Петербурге, в семье инж.-геодезиста. Учился в Лесном ин-те, был землемером в Псковской губ. (1918-23). В 1920 мобилизован в Кр. армию. После демобилизации сменил мн. профессий (тов. лесничего, лектор по биологии, преподаватель черчения, рус. яз. и др.). Окончил Высшие гос. курсы иск-воведения при Ин-те истории иск-в (1929). Занимался в аспирантуре Гос. ин-та речевой культуры (1930-32). Писать начал, еще будучи гимназистом. Дебюты в печати (оба 1928): ст. "Язык революции" (в сб. "Пять искусств") и детекивный ром. "Запах лимона" (в соавт. с Л. Рубиновым, под общим псевд. Лев Рубус). В 30-е гг. публикует рассказы в ж. "Чиж" и "Еж"; один из организаторов Дома занимат. науки в Ленинграде. Переработал для детей мифы Др. Греции: "Двенадцать подвигов Геракла" (1938), "Золотое руно" (1941, в соавт. с В. В. Успенским). В годы Вел. Отеч. войны - воен. корр. Балтфлота. Картины этого времени отражены в ром. "60-я параллель" (1955, в соавт. с Г. Н. Караевым). Осн. обл. работы У., писателя-филолога, - популяризация яз.-знания ("Слово о словах", 1954; "Ты и твое имя", 1960; этимологич. словарик школьника "Почему не иначе?", 1967; очерки по топонимике "Имя дома твоего", 1967; "По закону буквы", 1973 и др.). У. опубликовал ряд кн. по истории Ленинграда: "На 101 острове. Рассказы о Ленинграде" (1957, в соавт. с К. Н. Шнейдер), "Ленинград. Из истории города" (1957, в соавт. с В. В. Успенским), "Записки старого петербуржца" (1970). В последние годы жизни У. работал над кн. рассказов "Записки старого скобаря".

Успенский Ник. Вас.

УСПЕ́НСКИЙ Ник. Вас. (1837-89) - писатель. Род. в семье дер. священника. Двоюродный брат Г. И. Успенского. Учился в духовной семинарии, затем - в Медико-хирург. академии, на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та. Печататься начал в 1857, а с 1858 - постоянный сотр. ж. "Современник". Сб. "Рассказы" У. (1861) позволил Н. Г. Чернышевскому высказать мысль о новом качестве лит-ры о народе (по ср. с И. С. Тургеневым, Д. В. Григоровичем и др.), ясно обозначившемся в очерках и рассказах писателей-разночинцев: они сказали полную и трезвую правду о нар. жизни. В этом качестве произв. У. явились как бы образцом такой лит-ры. Но имя У. очень скоро было забыто. Отчасти причиной тому был он сам. В 1861 он решительно разорвал с "Современником" и, получив диплом учителя, преподавал в Яснополянской школе; потом поссорился с Л. Толстым и уехал по приглашению И. С. Тургенева в Спасское-Лутовиново. С Тургеневым он тоже повздорил и в 1864-75 служил в различных уч-щах и г-зиях. Неудачная женитьба, пьянство и, как следствие, нужда обрекают У. на скитания: ночует в ночлежках и рассказывает в трактирах биографии рус. писателей. В 1888 У. опубликовал о них воспоминания ("Из прошлого"), вызвавшие скандал. Покончил жизнь самоубийством, и редкие периодич. изд. откликнулись на эту тему.

Успенский собор в Московском Кремле

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р В МОСКО́ВСКОМ КРЕМЛЕ́ - гл. храм Моск. гос-ва, место венчания на царство князей, царей и императоров России, поставления митрополитов и патриархов, усыпальница высш. церк. иерархов.

Первый белокаменный собор заложен в 1326. При раскопках выявлены небольшие фрагменты его нижних ч. В 1472 моск. мастера Кривцов и Мышкин начали возведение нового храма по образцу Успенского собора во Владимире, но почти завершенный храм обрушился. Приглашенный из Италии арх. и инж. Аристотель Фиораванти начал постройку по собственному плану и довел стр-во до завершения (1475-79). Внутр. структура и внешний облик храма традиционны. 6-столпный в плане компактный объем здания перекрыт по закомарам и увенчан величавым пятиглавием. Почерк итал. зодчего проявился в регулярности форм (разбивка плана, членение фасадов), зальном характере интерьера, использовании в качестве опор колонн, а не пилонов, применении крестовых сводов. Аркатурно-коленчатый пояс, перспективные порталы, узкие проемы окон подчеркивают внушительную мощь и торжественную красоту целого.

Архитектура У. С. послужила образцом для стр-ва гор. и монаст. соборов 16-17 вв. Интерьер сохранил фрагменты росписи 1481-82, выполненной под рук-вом Дионисия. Заново собор был расписан в 1642-43 артелью художников во гл. с Иваном Паисеиным. В иконостасе собора находилась чудотворная икона Владимирской Богоматери (нач. 12 в). Среди др. шедевров иконописи - "Устюжское Благовещение" (нач. 12 в.) и икона Спаса (12 в.), вывезенные из Новгорода, "Петр и Павел" работы Феофана Грека, "Спас Ярое Око" (14 в.), житийные иконы митр. Петра и Алексея кисти Дионисия и др. Уникальными произв. являются собранные в соборе предметы прикл. иск-ва (юж. врата, царское и патриаршее места, шатровая сень и др.) Иосиф Волоцкий сравнивал У. С. с солнцем, сияющим "посреди Русской земли".

Успенский собор Московского Кремля.

Успенский собор Московского Кремля.

Успенский собор во Владимире

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р ВО ВЛАДИ́МИРЕ - осн. при Андрее Боголюбском (1158-60, перестроен в 1185-89), гл. храм Владимиро-Суздальского княж-ва. Белокаменный 6-столпный, 5-нефный собор с 3-мя аспидами и 5-ю главами, с хорами, превосходивший по высоте Софию Киевскую. Рядом с осн. объемом - 3 притвора, со стороны зап. фасада - кам. здания епископского двора.

Собор, построенный для знаменитой иконы Владимирской Богоматери, символизировал покровительство Богоматери Владимиро-Суздальской земле. На фрагментах ранних фасадов (заключ. после пожара как бы в "футляр" расшир. здания) сохранились фигуры пророков между колонками аркатуры. В интерьере уцелели фрагменты фресок 12-13 вв. и фресок 1408, исполн. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Успенский Фед. Ив

УСПЕ́НСКИЙ Фед. Ив. (1845-1928) - историк, византиновед и славист. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1872). До 1894 работал в Новорос. ун-те (Одесса), содействовал учреждению и стал пред. ун-тского ист.-филол. об-ва, создав при нем византийскую секцию. С 1893 - чл.-кор. АН, с 1900 - акад. В 1894-1914 - дир. открытого его усилиями Рус. археол. ин-та в Константинополе. Настаивал на неразрывности византиноведения и славистики. Весьма значителен его вклад в изучение истории Болгарии: работы об отношениях ее с Византией, докт. дисс. "Образование Второго Болгарского царства" (1879), орг-ция и проведение раскопок в Абобе - Плиске, первое изд. протоболгарских надписей и др. Соц.-экон. история также занимала одно из гл. мест в его творчестве (генезис феодализма и крест, община в Византии и т. д.), им введено в науч. оборот мн. важнейших документ, источников. Одна из лучших работ У. по истории культуры - "Очерки по истории византийской образованности" (1891). Неоценимы заслуги У. по спасению рос. византиноведения в первое десятилетие сов. власти.

Лит.: Памяти академика Ф. И. Успенского. Л., 1929. Библиогр.; Ершов С. А. и др. Русский археологический институт в Константинополе // Палестин. сб. 1987. Вып. 29 (92). С. 3-12.

Успенский Эд. Ник

УСПЕ́НСКИЙ Эд. Ник. (род. 1937) - поэт, прозаик. Окончил Моск. авиац. ин-т (1961). Печатается с 1960. Кн. "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Чебурашка и его друзья" (1970) принесли У. широкую известность. У. работает в жанре комедийно-поэтич. сказки для детей, обращается к игровым и условным сюжетам, опираясь на традиции нар. творчества, создавая картины будничного и в то же время необычного мира, в к-ром живут его герои. У. склонен к гротеску, буффонаде ("Дядя Федор, пес и кот", 1974; "Школа клоунов", 1983 и др.). Автор стихов для детей: "Смешной слоненок" (1965), "Воздушные шары" (1971), "Академик Иванов" (1974) и др. Им написаны сценарии для мультф. Переводил и пересказывал произв. А. А. Милна ("Винни-Пух"), П. Трэверс ("Мэри Поппинс"), Л. Кэрролла ("Алиса в стране чудес").

Устав

УСТА́В - 1) Древнейший из трех последовательно сменявших друг друга почерков (полуустав, скоропись) или видов килиллического письма. У. 11-13 вв., представленный в пергаментных рукописях, - это медленное, торжественное письмо в границах двух параллельных линеек, причем буквы писались прямо, перпендикулярно строке. В 11 в. буквы У. более квадратные, чем в 13 в., когда они вытягиваются вверх. Кириллический У. восходит к греч. унциальному письму, а со 2-й пол. 14 в. сменяется полууставом, сохраняясь, однако, до 16 в. в торжественно оформленных богослужебных рукописях.

2) Свод правил и норм, регулирующих деят-ность орг-ций, учреждений, полит. партий, обществ, движений, религ, объединений и т. д. У. воинский - нормативный док., определяющий осн. положения воинской службы. В России первый У. составлен в нач. 17 в. дьяком Онисимом Михайловым. Первый офиц. воинский У. утвержден Петром I в 1716. В наст. время в Вооруж. силах России действуют У. внутр. службы, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный, корабельный строевой и др.

Лит.: Щепкин В. И. Учебник русской палеографии. М., 1918; 2-е изд. М., 1967; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928; 2-е изд. М., 1979; Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956; Тихомиров М. И., Муравьев А. В. Русская палеография. 2-е изд. М., 1982.

Устаревшие слова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Устрялов Ник. Гер.

УСТРЯ́ЛОВ Ник. Гер. (1805-70) - историк. Окончил Петерб. ун-т, где с 1834, будучи проф., возглавлял кафедру рус. истории. С 1837 - акад. Имп. АН.

В 1837-41 издал первый в России ун-тский курс по отеч. истории - "Русская история", доп. "Историческим обозрением царствования государя императора Николая I" (1842). Являлся сторонником теории офиц. народности. Вместе с тем У. в докт. дисс. "О системе прагматической русской истории" (1863) выступил с критикой ист. концепции Н. М. Карамзина.

Большое обществ, и научн. значение имела публикаторская деят-ность У. В 1830-х гг. он впервые напечатал повествования иностранцев о Смутном времени в России, а также эпохе, ему предшествовавшей ("Состояние Российской державы" Маржорета, 1830), "Сказания современников о Дмитрии Самозванце" (1831-34); к ним примыкало и изд. "Сказаний кн. Курбского" (1833). Новаторство У. заключалось в том, что это были темы и авторы, запретные тогда для ист. науки. В нач. 1840-х гг. У., получив доступ к секретным док. рус. архивов, приступил к работе над 10-томной "Историей царствования Петра Великого" (вышли: тт. 1-3. СПб., 1858; т. 4. СПб., 1863; т. 6. СПб., 1859) - самый важный его тр., высоко оценен, современниками.

У. был также автором учебников по рус. и всеобщей истории, предназначенных для г-зий и реальных уч-щ, оставшихся единств, до 60-х гг. 19 в.

Усыня

УСЫ́НЯ - богатырь из сказ, триады - Дубыня, Горыня, У., выступающей как страшная деструктивная сила, но в позднейших переосмыслениях - помощники героя. У. в этой троице занимает особое место. Он, во-первых, не изменил своего места в распределении стихийных сфер, несмотря на переосмысление имени, и остался связан с водой. Во-вторых, любопытен характер переосмысления его имени: в сказке он - в соответствии с именем - обладает огромными усами, к-рыми запруживает реку. Однако славянское "ус" восходит к индо-европ. слову, обозначавшему "плечо" (это во всяком случае так для имени У.; О. Н. Трубачев вслед за этимологией этого имени, предложенной В. Н. Топоровым, предположил, что и слово "усы" могло персоначально обозначать волосы, вместе с бородой и усами доходящие до плеч), т. е. в У. (а он в сказке яснее других обнаруживает свою змеиную природу) отразился древний мифологический образ змея, запирающего "плечами" воду, - одного из персонажей т. н. основного мифа индоевроп. мифологии: мифа, в к-ром громовержец побеждает подобное существо и освобождает потоки вод или спрятанный скот. В индийской традиции таковы Индра и змей Вритра (в его имени присутствует и название "плеча" - он "безплечий"). Т. о., в сказке об У. сохраняется очень архаическое индоевропейское наследие.

Лит.: Топоров В. Н. Из наблюдений над этимологией слов мифологического характера // Этимология. 1967. М., 1969; Трубачев О. Н Заметки по этимологии и сравнительной грамматике // Этимология. 1970. М., 1972.

Утварь домашняя

У́ТВАРЬ ДОМА́ШНЯЯ - совокупность предметов домашнего обихода: кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноски вещей и продуктов питания и т. д. У. Д. различается по функционально-бытовому назначению (для выпечки хлеба, для молочного х-ва и т. п.), по материалу и технике изготовления. До 20 в., а у мн. народов и до сих пор, У. Д. отличалась ярко выраж. этнич. спецификой, к-рая отчасти объяснялась различиями природно-климатич. условий, образа жизни и хоз. занятий, наличия того или иного сырья. С развитием промышл. произ-ва происходит вытеснение мест. У. Д. и утрата ее специфики.

У вост. славян к У. Д. для приготовления хлеба относятся ступа с пестом, ручная мельница, дежа (кадка, в к-рой месят тесто, а также квасят капусту, свеклу и т. д.), хлебная лопата, сито, помело (длинная палка с прикрепленными на конце ветками или ветошью для выметания из печи углей перед тем, как положить в нее хлеб).

Посуда у вост. славян была в осн. глиняная, дерев. и плетеная, меньше была распространена металлич. (медная, чугунная); стеклянная посуда появилась поздно. Глиняная посуда была овальной, цилиндрич. или конусовидной формы. В овальной в основном варили пищу, в больших корчагах пиво и квас, в кашниках кашу и т. д.

Дерев. посуда была долбленая и точеная, бондарная (склепанная из дощечек и схвач. обручами) и плетеная из коры или тонких лучин. Долбили небольшие ковшики и корытца для рубки сечкой, а также большие корыта, тарелки, миски, солонки, чарки. Пиво гостям на Рус. Сев. подавали в скобкаре - березовом ковше с двумя ручками, одна - в виде гусиной головы, другая - гусиного хвоста. Старинная бра́тина имела ручки в форме утиного клюва; из нее пили пиво по очереди, передавая по кругу. Этот вид посуды вытачивали из одного куска дерева, часто из наплыва (кап). На Рус. Сев. делали выдолбленные из куска дерева кадки с вставным дном (ли́повка, ка́долбь). Но чаще кадки делали из отдельных дощечек, скрепл. ореховыми, еловыми, дубовыми или ивовыми, реже - железными обручами.

Утёсов Леон. Осипович

УТЁСОВ Леон. Осипович (1895-1982) - артист эстрады, вокалист, рук. оркестра. С 1911 на эстраде, с 1921 - в оперетте. В 1929 в Ленинграде организовал Теа-джаз, с которым выступал в программах Ленингр. и Моск. мюзик-холлов. Самая яркая театрализованная программа "Музыкальный магазин" (1932) легла в основу к/ф "Веселые ребята" (1934). В дальнейшем У. добился всенародного признания как исполнитель песен и худож. рук. джаз-оркестра (с 1948 эстрадного оркестра РСФСР). Автор книг "С песней по жизни" (1961), "Спасибо, сердце!" (1976). Нар. артист СССР (1965).

Лит.: Ревельс А. С. Рядом с Утесовым. М., 1995.

Уткин Иос. Пав

У́ТКИН Иос. Пав. (1903-44) - поэт. Род. в Хингане Хабаровского края, в семье ж.-д. служащего. Участник гражд. войны (1920-22). Окончил Моск. ин-т журналистики (1927). Печатался с 1922. Успех У. принесла "Повесть о рыжем Мотэле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох" (1925) - о перевороте в быту провинциального еврейства под влиянием рев-ции. Произв. 1923-26 составили содержание сб. "Первая книга стихов" (1927). Лирика 1920-30-х гг. посвящена внутр. миру человека, любви, верности, силе и красоте чувств. Поэма "Милое детство" (1933) во многом автобиографична, воссоздает путь подростка в ряды революц. молодежи. Один из наиб. известных комсомольских поэтов. Во время Отеч. войны работал во фронт, печати. Осенью 1941 был ранен. Лирика воен. лет вошла в сб-ки: "Стихи о героях", "Фронтовые стихи", "Я видел сам" (все - 1942). Последняя поэтич. книга У. - "О родине. О дружбе. О любви" (1944). Погиб в авиационной катастрофе под Москвой, возвращаясь с Зап. фронта.

И. П. Уткин

И. П. Уткин

Уточкин Сер. Исаевич

У́ТОЧКИН Сер. Исаевич (1876-1916) - летчик, одним из первых (наряду с М. Н. Ефимовым) совершивший полеты на аэроплане в России. В марте 1910 в Одессе он поднял в воздух аппарат Фармана. Впоследствии демонстрировал полеты более чем в 70 городах России, способствовал развитию и популяризации отеч. авиации. В 1911, совершая полет по маршруту С.-Петербург - Москва, потерпел аварию; долго лечился. Умер в безвестности.

"Утра"

"У́ТРА" - еженед. петерб. ж., выпускавшийся П. А. Плавилыциковым. Выходил с мая по сент. 1782. Все произв. в "У.", печатались анонимно, однако установлено, что в нем были опубликованы ст. Плавилыцикова, стих. И. И. Дмитриева, А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, В. И. Майкова и др. В отборе публикуемых произв. сказались сентименталистские пристрастия издателя.

"Утренние часы"

"У́ТРЕННИЕ ЧАСЫ́" - еженед ж. (С.-Петербург, апр. 1788 - апр. 1789) - издавался литераторами круга И. Г. Рахманинова, страстного вольтерьянца. Основное место в ж. занимали отрывки из нравоучит. произв. европ. писателей и оригин. произв. собличительно-сатирич. оттенком. Подавляющее большинство мат-лов публ. анонимно, за исключением произв. И. А. Крылова, А. Ф. Лабзина и В. С. Подшивалова. Между тем известно, что в ж. печатались стих. И. И. Дмитриева и Г. Р. Державина. В целом ж. был ориентирован на проповедь масонских идеалов и был тесно связан с "Об-вом друзей словесных наук", к-рое имело скорее обществ., филос. и моральные направл. "У. Ч." расходились вяло. Постоянных подписчиков было только 105 чел. Ж. скорее послужил основой для возникновения "Беседующего гражданина", в орг. к-рого принял активное участие П. А. Озеров, и знаменитой крыловской "Почты духов". Издатель "У. Ч." Рахманинов фактически являлся ред., предоставляя управление ж. Озерову, Лабзину, Подшивалову и др.

"Утренний свет"

"У́ТРЕННИЙ СВЕ́Т" - ежемес. издание, выходившее сначала в Петербурге, а затем в Москве с сент. 1777 по сент. 1780. "У. С." издавался "Об-вом, старающимся о спомоществовании заведению училищ", организов. Н. И. Новиковым. Издатели отдавали весь доход от ж. на нужды благотворительности и вели при его помощи сбор пожертвований. Сотр. ж. были А. М. Кутузов, М. Н. Муравьев, И. П. Тургенев и М. М. Херасков. Все они, за исключ. Муравьева, печатались в изд. анонимно. Подавляющее число сотр. "У. С." были масонами высоких рангов. Отбор оригин. и переводного мат-ла, способ его помещения обусловливался их идеологич. установками. Очень важным являлся для масонов мотив нравств. совершенствования человека, философичность того или иного произв. была для них безусловным его достоинством. В этом смысле тональность журн. публикациям задавала вступит, ст. Новикова к первому номеру "У. О", где без труда обнаруживаются и масонская символика, обращ. к "посвященным", и рассуждение о человеке как явлении космич., и призыв к познанию самого себя, т. к., только усовершенствовавшись в знании, человек может вступить в гармонич. отношения с действительностью. Среди пер., опубликов. в изд., мы обнаруживаем произв. Ф. Бэкона, К. М. Виланда, С. Геснера, Б. Паскаля, Платона, Плутарха, Э. Юнга и др. С 1782 выходил под назв. "Вечерняя заря"; в 1784-85 - "Покоящийся Трудолюбец".

Уха

УХА́ - в совр. знач. - суп из рыбы с луком, картофелем, специями. У. бывает рыбацкая, бурлацкая, тройная (из разных сортов рыб). В лексиконе Поликарпова (1904) У. - подливка, жижа. В 16-17 вв. слово имело мн. ч. - ухи (куриные, мясные, рыбные). От У. произошло слово "ушное", т. е. жидкое блюдо.

Ухват

УХВА́Т (сев.-рус), рогач (юж.-рус.) - род железных вил, к-рыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Обычно У. стоит у печи "рогами" вниз. В народе считали, что если У. поставить рогами вверх, то ведьма не сможет выйти из дома. У. выставляли на двор, чтобы предотвратить грозу, тучу, дождь, град. Стучали У. в потолок, на свадьбе клали под постель новобрачным. Переворачивали У. при проводах в армию.

Ухтомский Ал. Ал

УХТО́МСКИЙ Ал. Ал. (1875-1942) - естествоиспытатель, князь, единоверческий церк.-обществ, деятель. Род. в с. Вослома Ярослав, губ. Окончил Петерб. ун-т, с 1902 работал в физиол. лаб. Н. Е. Введенского, с 1912 преподавал в ун-те, с 1924 - зав. кафедрой физиологии Ленингр. ун-та, один из создателей школы Введенского - У., чл.-корр. РАН (1922), акад. АН СССР (1935). В период "военного коммунизма" неоднократно подвергался арестам, причиной одного из к-рых, по-видимому, было активное сопротивление У. конфискации церк. ценностей. В 1919 был депутатом Петроградского совета. Староста петроградского единоверческого храма во имя святителя Николы вплоть до его закрытия в 1932.

Осн. работы У. посв. физиологии нервно-мышечного двигат. аппарата и деят-ности нерв, центров. Им создано учение о доминанте, являющейся одним из осн. законов деят-ности нерв, системы. Учение о доминанте вскрывает законы поведения организма в окруж. среде. Под доминантой У. понимал временно господствующий в центр. нерв. системе рефлекс или рефлекторное поведение. У. глубоко обосновал происхождение торможения из возбуждения в любой ч. нерв. системы. Создал учение об усвоении ритма возбуждений живыми тканями, к-рое вскрывает механизм эволюц. преобразования живых систем в микроинтервалах времени, предпринял глубокую разработку проблемы физиологич. лабильности, сформулировал проблему биологич. равновесия.

Соч.: Собр. соч. В 6 т. Л., 1950-62; Доминанта. М.; Л., 1966.

Лит.: Меркулов В. Л. А. А. Ухтомский. М.; Л., 1960; А. А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах. СПб., 1992.

Ухтомский Дм. Вас.

УХТО́МСКИЙ Дм. Вас. (1719-74) - архитектор, педагог. Образование получил в Школе матем. и навигацких наукв Москве. В 1730-40-х гг. работал у арх. И. Ф. Мичурина и И. К. Коробова. Манера У. представляет собой вариант стиля барокко; для У. характерны укрупненность архит. эл-тов, полихромность фасадов зданий, влияние традиций рус. зодчества 17 в., сдержанность в использовании декора. Создатель первой в России архит. школы, где учились М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и др.

Осн. произв.: Триумфальные Красные ворота в Москве (1753-57, не сохр.), Сенатский дом в Лефортово (Москва, перестр.), колокольня в Троице-Сергиевой лавре (вместе с И. Шумахером и И. Мичуриным, 1740-70).

Красные ворота в Москве. Арх. Д. В. Ухтомский

Красные ворота в Москве. Арх. Д. В. Ухтомский

Училище

УЧИ́ЛИЩЕ - в дорев. России назв. нек-рых общеобразоват. уч. заведений - реальные У., уездные У. После 1917 - назв. уч.-воспитат. учреждений разл. уровня и профиля - проф.-техн., ср. специальных, реже - высших (высш. воен. У.).

Учительские институты

УЧИ́ТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУ́ТЫ - 1) В дорев. России муж. пед. уч. заведения для подготовки учителей уездных, гор., высших уч-щ. Первый 4-годичный У. И. при Гл. пед. ин-те в Петербурге работал в 1817-22 и в 1838-46. С 1872 были открыты 3-одичные У. И. закрытого типа для подготовки учителей гор. уч-щ. В нач. 20 в. они стали открытыми уч. заведениями, в к-рые принимали лиц муж. пола всех званий и сословий. После рев-ции 1917 преобразованы в пед. ин-ты и ин-ты нар. образования.

2) С 1934 - 2-годичные пед. уч. заведения для подготовки учителей 5-7-х кл.; в 50-е гг. реорганизованы в пед. ин-ты и пед. уч-ща.

Учительские семинарии

УЧИ́ТЕЛЬСКИЕ СЕМИНА́РИИ - пед уч. заведения для подготовки учителей нач. школы. Появились в Германии в кон. 17 в. Первые семинарии в России осн. в 1779 в Москве и в 1786 в Петербурге. С 60-х гг. 19 в. получили распространение земские У. С., где обучались лица всех сословий правосл. вероисповедания с 16 лет. Обучение длилось 3-4 года: изучались закон Божий, рус. яз., церк.-слав. яз., арифметика, рус. и всеобщая история, геометрия, география, чистописание, рисование, естествознание, основы педагогики, пение, гимнастика. После 1917 преобразованы в 3-летние пед. курсы, затем в пед. техникумы.

Учредительное собрание

УЧРЕДИ́ТЕЛЬНОЕ СОБРА́НИЕ - представит. учреждение, созд. на основе всеобщего избират. права для установления формы правления и выработки конституции. Требование созыва У. С. входило в программные док-ты декабристов, рев. демократов, народовольцев, а в 20 в. - мн. полит, партий, от соц.-демократов до либералов. Врем. пр-во в своей декларации от 2(15) марта 1917 назвало созыв У. С. своей гл. задачей. Первонач. выборы в У. С. были назначены на 17 сент. 1917, но затем Врем, пр-во перенесло их на 12 нояб. 1917. Всего было представлено св. 200 избират. списков от партий, Советов, проф., религ., нац. и др. орг-ций. После Окт. рев-ции СНК РСФСР своим декретом от 27 окт. 1917 подтвердил назнач. ранее дату выборов в У. С. - 12 нояб. Однако из-за плохой подготовки, саботажа и начавшейся гражд. войны выборы в У. С. проходили до кон. 1917. В выборах приняли участие 45,5 млн чел., или 60% занес. в списки избирателей. Среди 50 полит, партий, участвовавших в выборах, наиб. число голосов получили эсеры - 55%; большевики - 22,5%; кадеты - 4,7%; меньшевики - 2,3% и т. д. Было избрано 715 чел., из них 370 эсеров, 40 левых эсеров, 175 большевиков, 17 кадетов, 15 меньшевиков, 2 нар. социалиста, 86 от нац. групп. 20 дек. 1917 СНК РСФСР постановил открыть У. С. 5(18) янв. 1918 при наличии кворума. На открытие У. С. в Таврический дворец явилось 410 его чл. Пред. был избран лидер эсеров В. М. Чернов. С самого нач. работы У. С. обнаружились глубокие разногласия между эсерами, отказавшимися обсуждать "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", и большевиками, провозгласившими "смертельную войну буржуазно-парламентарной республике". В результате большевистская фракция во гл. с В. И. Лениным покинула заседание У. С., а вслед за ней ушли и левые эсеры. Оставшиеся чл. У. С. в спешном порядке приняли первые ст. Закона о земле, Обращение к союзным державам, отвергающее сепаратные переговоры с Германией, и постановление о федеративном устройстве рос. демокр. респ. Ок. 5 ч. утра 6(19) янв. 1918 заседание У. С. было закрыто по требованию нач. караула дворца А. Г. Железнякова. Пришедшие 6 янв. 1918 на второе заседание У. С. нашли Таврический дворец закрытым, а в ночь с 6 на 7 янв. 1918 ВЦИК по докладу Ленина принял декрет о роспуске У. С., одобр. 3-м Всерос. съездом Советов.

Ушаков Вас. Аполлонович

УШАКО́В Вас. Аполлонович (1789-1838) - писатель, критик. Воспитанник Пажеского корпуса. Участник Отеч. войны и заграничных походов; с 1819 в отставке. С 1820-х гг. начал выступления в печати ("Московский телеграф", "Сын отечества" и др.). Был дружен с А. С. Грибоедовым. Прославился "светской" пов. "Киргиз-кайсак" (1830), содержавшей протест против сословных и нац. предрассудков. Автор пов. "Премьер-майор" (1834), "Матушка-мадам" (1832), написанных на основе ист. анекдотов. Тема бедного чиновника прозвучала в пов. "Иона Фаддеевич" (1832). Веер. 30-х гг. сблизился с Ф. В. Булгариным. В "Библ. для чтения" опубл. пов. "Пиюша" (1835), направл. против В. Белинского.

Ушаков Ник. Ник

УША́КОВ Ник. Ник. (1899-1973) - поэт. Род. в семье артил. офицера. Окончил Первую киевскую г-зию и юрид. ф-т Ин-та народного х-ва (1924). Дебютировал в киевской "Пролетарской правде" (1923), при к-рой посещал лит. объединение "Майна". С 1926 - публикации стихов в "Мол. гвардии", "Красной нови", "Новом мире", "Новом ЛЕФе", "Комсом. правде". Примыкал то к конструктивистам, то к ЛЕФу. Первая кн. - "Весна Республики" (1927, предисл. Н. Асеева), поев. рев. боям и мирному стр-ву, человеку нов. мира. Затем вышли сб. "30 стихотворений" (1931), "Горячий цех", "Календарь" (оба - 1933) и др. В стих. У. - пристрастие к прозаизмам и "поэтичностям" будничного. Гл. темы последних кн. У. ("Я рифмы не боюсь глагольной", 1970; "Мой век", 1973; "Якоря земли", опубл. в 1974) - ощущение времени, к-рое истекло, драматизм разлуки с жизнью и космич. тема. Мн. переводил с укр. (считал укр. яз. второй лексич. средой творч.), узб., нем. и др. Автор "Повести быстротекущих лет" (1960), ром. "Вдоль горячего асфальта" (1965). Писал о поэзии, об иск-ве перевода.

Лит.: О Николае Ушакове. Киев, 1977.

Ушаков Симон Фед

УШАКО́В Симон (Пимен) Фед. (1626-86) - живописец, теоретик, педагог. Более 30 лет по сути возглавлял всю рус. худ. жизнь сер. и 2-й пол. 17 в., ни один большой заказ Оружейной палаты не обходился без У. Веер. 1660-х гг. слава и благополучие сменяются не-жид. опалой и ссылкой на 2 года в мон., затем снова в Оружейной палате, где он с 1648 был сначала знаменщиком, затем "жалованным иконописцем", руководителем ее иконописной мастерской на протяжении 22-х лет. Глава "фряжской школы"; писал иконы, миниатюры, осуществлял надзор за росписями в Архангельском и Успенском соб. Моск. Кремля (1660) и в Грановитой палате (1668), исполнял иконы для ц. Троицы в Никитниках, работал в гравюре, в осн. в офорте ("Семь смертных грехов", 1665), исполнял рисунки для граверов ("Повесть о Варлааме и Иоасафе"), чертил геогр. карты, писал теоретич. соч. ("Слово к люботщательному иконного писания", ок. 1666), готовил "Алфавит художников". Характерные приемы У. - светотеневая лепка, объемная моделировка мелкими мазками по форме, усложнение техники иконописи (многослойная плавь в ликах), тонкая нюансировка, стремление к передаче ощущения живой плоти, реальных предметов. Излюбленная тема - "Спас Нерукотворный". Иконы "Владимирская Богоматерь (Дерево государства Российского)", 1668; "Богоматерь Киевская", 1668 - по сути груп. портрет-картина, изображающая рус. правителей; "Троица", 1671; "Благовещение", 1673; "Архангел Михаил", 1676 и др. Творчество У. совпало по времени с периодом трансформации всей системы др.-рус. иск-ва. В его иконах нет напряж. жизни новгородских икон 14-15 в., нет рублевской одухотворенности, на смену им пришло стремление к передаче реальности мира, чел. тела, интерес к портретности персонажей, к пейзажу (изображение царя Алексея Михайловича с семьей, портреты заказчиков во мн. иконах, "нутровые палаты" в рис. к "Повести о Варлааме и Иосафе"). Преодоление плоскостности и светотеневая моделировка формы - приемы, противоречащие природе иконы в целом.

Лит.: С. Ф. Ушаков: Альбом / Сост. Т. Ананьева. Л., 1971; Бекенева Н. Г. Симон Ушаков. Л., 1984; Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984.

Ушаков Фед. Фед

УШАКО́В Фед. Фед. (1744-1817) - флотоводец, адмирал. Окончил Морской корпус, служил на Балтийском и Азовском морях. Участвовал в рус.-тур. войне 1768-74, командовал разными кораблями рус. военно-морского флота. С 1783 служил на Черноморском флоте, был одним из его создателей, непосредств. участвовал в стр-ве военно-морской базы в Севастополе. Во время рус.-тур. войны 1787-91 командовал авангардом рус. эскадры, в сражении у о-ва Фидониси (1788) нанес поражение туркам. С 1790 - командующий Черноморским флотом, одержал ряд побед в морских сражениях, в частности у мыса Калиакрия (1791), что ускорило заключение Ясского мирного договора. В 1798-1800 командовал эскадрой во время Средиземноморского похода, зарекомендовал себя искушенным дипломатом и политиком (эти его качества отчетливо проявились в ходе создания греч. Республики Семи Островов). У. вошел в историю военного иск-ва как основоположник маневренной тактики парусного флота. В 1800 продолжил службу на Балтике, с 1807 - в отставке. В годы Вел. Отеч. войны в СССР были учреждены: военный орден Ушакова 2-х степеней и медаль Ушакова. В 2000 канонизирован РПЦ.

Ушинский Конст. Дм

УШИ́НСКИЙ Конст. Дм. (1824-70/71) - основоположник науч. педагогики в России. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1844). В 1846-49 - проф. Ярославского Демидовского лицея. Преподаватель рус. словестности и юрид. предметов Гатчинского сиротского ин-та, инспектор его классов (1854-59), инспектор классов Смольного ин-та (1859-62). В 1860 - ред. "Журнала Министерства народного просвещения". У. разработал целостную дидактич. систему, раскрыв принципы отбора мат-ла, его приспособления к особенностям дет. возраста. Мн. внимания уделял анализу особенностей умств. развития ребенка, исследовал психофиз. природу обучения. Дидактика У. представляет собой теорию орг-ции учителем познават. деят-нос-ти детей, развивающей трудолюбие, интерес к науке и труду, стремящейся к развитию самостоятельности ребенка. Центр. место в образовании У. отводил родному яз., был против одностороннего, классич. образования, большое знач. придавал естественно-науч. знаниям. Оказал огромное воздействие на развитие педагогики народов России и слав, стран. Его пед. идеи отражены в кн. для первонач. классного чтения "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864), фундам. тр. "Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии" (1868-69. Т. 1-2) и др. пед. работах.

К. Д. Ушинский

К. Д. Ушинский

Ушкуй

УШКУ́Й - легкое речное плоскодонное гребное судно с парусом, нередко украшенное резьбой. Др.-рус. слово "У." происходит от назв. р. Аскуй - прав. притока Волхова близ Новгорода, где новгородские умельцы строили лодки "оскуй", или "ушкуй". От У. образовано слово "ушкуйники" - новгородская вольница (отряды до неск. тыс. человек), совершающая на У. походы за добычей; новгородское вече не посылало их в поход и не несло ответственности за их действия. Ушкуйники грабили купеч. караваны и прибрежные города. В моск. летописях они упоминаются как разбойники. Ушкуйники появились в 20-х гг. 14 в., соц. состав их был весьма сложным. Походы ушкуйников подрывали экон. ресурсы Зол. Орды, но вместе с тем наносили ущерб городам и мешали развитию торговли по Волге и Каме. В 1366 они совершили один из самых крупных походов: на 150 У. во главе с боярами сначала прошлись по Волге, грабя караваны вост. купцов (татар, армян, арабов), затем, напав на Ниж. Новгород, разграбили его. После этого направились на Каму и "повоевали" города Волжской Булгарии. Совершали набеги на Кострому, Ярославль и др., в 1375 разбили войско костромичей, разграбили Кострому, Ниж. Новгород и дошли до Астрахани, где были разгромлены татарами. В нач. 15 в. в связи с усилением Моск. вел. княж-ва походы ушкуйников прекратились (последний поход летопись зафиксировала под 1409).

Предыдущая страница Следующая страница