Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 6, "РОС"-"РУД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 6, "РОС"-"РУД")

Российская национальная библиотека

РОССИ́ЙСКАЯ НАЦИОНА́ЛЬНАЯ БИБЛИОТЕ́КА - старейшая гос. общедоступная б-ка России. Основана 16 (27) мая 1795 Екатериной II как Имп. Публичная б-ка и нац. книгохранилище. Открыта для всеобщего пользования в янв. 1814 в специально построенном для нее здании (арх. Е. Т. Соколов). В 1828-34 по проекту К. И. Росси было воздвигнуто новое здание. В 1859-62 во дворе Б-ки арх. был построен новый читальный зал, ныне известный как Ленинский, а в 1896-1901 - еще одно здание для читального зала. В основу книгохранилища легла богатейшая колл. книг польских аристократов Залусских, прибывшая летом 1795 из Варшавы. Ее гордость - рус. фонд. Здесь хранятся две трети всех известных кн. кириллической печати 16 в.; самая большая колл. кн. петровской эпохи, напечатанных гражд. шрифтом; колл. "Вольная русская печать" и мн. др. Основой формирования кн. фонда стал обязат. экз. всех изданий, выходящих в России (с 1810). Б-ка располагает большим кол-вом редких изд., уникальных карт и атласов 15-18 вв., эстампов, нот; ценными колл. рус. лубка 17-18 вв. В рукопис. фондах ок. 400 тыс. пам. письменности, в т. ч. ок. 40 тыс. рукопис. кн., первая датированная древнерус. рукопис. кн. "Остромирово Евангелие" (1056-57), большое кол-во древних рус. грамот и актов. Среди арх. фондов - личные фонды Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского и др. В РНБ хранится единственная по полноте колл. "Россика" (зарубеж. изд. о России, вышедшие до 1917), собрание инкунабул, б-ка Вольтера. Сотрудниками Б-ки были известные ученые, писатели, общественные и политические деятели: И. А. Бычков, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, И. А. Крылов, Н. П. Лихачев, В. В. Стасов, В. Ф. Шишмарев. В 1992 ГПБ преобразована в Рос. нац. (РНБ) и отнесена к особо ценным объектам культурного наследия РФ.

Лит.: Императорская Публичная библиотека за сто лет, 1714-1914. СПб., 1914; Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина: Библиогр. указ.: В З вып. Л., 1987-1989; Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. Т. 1: Императорская Публичная библиотека, 1795-1917. СПб., 1995; Российская национальная библиотека (Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина): Указ. лит. о Б-ке за 1987-1994 гг. СПб., 1996.

Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург

Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург

Российский государственный архив Военно-Морского Флота

РОССИ́ЙСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ВОЕ́ННО-МОРСКО́ГО ФЛО́ТА - основан в 1718 в СПб. как архив Адмиралтейств-коллегии; с 1827 - Архив Мор. мин-ва. В 1918 его мат-лы были включены в состав воен.-мор. секции Единого гос. архивного фонда. Как самостоят., архив существует с 1934. Совр. назв. (с 1992) Российский гос. архив Воен.-Мор. Флота (РГАВМФ). В нем собрано более 1 млн дел по истории отеч. флота до 1940: фонды высших и центральных управлений, управлений флотов и флотилий, соединений и отдельных кораблей, военно-морских заведений, военных портов и военно-морских баз, а также собр. из личных фондов.

Российский государственный архив древних актов

РОССИ́ЙСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ДРЕ́ВНИХ А́КТОВ - образован из крупных дорев. архивов России: Моск. Гл. архива М-ва иностр. дел (существовал с 1724 как Моск. архив Коллегии иностр. дел), Гос. архива (образован в 1834), Моск. отделения Общего архива МИДа (основан в 1869), Межевого архива (образован в 1768), а также архивов монастырей и церковных учреждений. В 1925 они были объединены в Древлехранилище Моск. отделения Центр. ист. архива РСФСР ("за исключением Межевого арх., к-рый был присоединен к Архиву в 1939). С 1931 имел наименование Гос. архив феодально-крепостнической эпохи. В 1941 переименован в Центр. гос. архив древних актов, в 1992 - в Рос. гос. архив древних актов (РГАДА). В нем хранится около 3,5 млн дел по истории рус. гос-ва и Рос. империи 11-18 вв.; фонды учреждений верховного и центрального управления кон. 18 - нач. 19 в., учреждений местного управления 16-18 вв. и межевых учреждений России 18 - нач. 20 в., поместно-вотчинных, родовых и монастырских архивов, фонды личного происхождения.

Российский государственный архив литературы и искусства

РОССИ́ЙСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ЛИТЕРАТУ́РЫ И ИСКУ́ССТВА - образован в 1941 на базе док. Гос. лит. музея, с 1992 - Рос. гос. архив лит-ры и искусства (РГАЛИ). Находится в Москве.

В архиве хранится около 1 млн дел по истории отеч. культуры: фонды Мин-ва культуры СССР, К-та по делам иск-в, К-та по делам кинематографии, профессиональных творческих союзов, специализиров. уч. заведений, т-ров, киностудий, личные фонды деятелей лит-ры, т-ра, кино.

К. Д. Бальмонт с дочерью Ниной. Фото 1914. Из собрания РГАЛИ

К. Д. Бальмонт с дочерью Ниной. Фото 1914. Из собрания РГАЛИ

Российский государственный архив экономики

РОССИ́ЙСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ЭКОНО́МИКИ - образован в 1961 из док., выделенных из ЦГАОР СССР (Центр. гос. арх. Окт. рев-ции) и архивов народохоз. мин-в, упразднен ных в 1957, и получил наименование Центр. гос. архива нар. х-ва. С 1992 - Рос. гос. архив экономики. Находится в Москве. В архиве хранится около 3,5 млн дел по истории нар. х-ва сов. периода: фонды центр. органов СССР (наркоматов, министерств, гос. комитетов) и аналогичных по компетенции органов СССР; производственно-хозяйственных организаций, центр. органов кооперативных организаций СССР, фонды личного происхождения.

Российский государственный военно-исторический архив

РОССИ́ЙСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ ВОЕ́ННО-ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ АРХИ́В - образован в 1819 в Москве из трех крупнейших воен. архивов дорев. России: Военно-ученого, Моск. отделения Общего архива Главного штаба (т. н. "Лефортовский архив"), Моск. военно-окружного архива, а также большого комплекса док. периода 1-й мир. войны. Военно-ученый архив возник в 1797 как "Собственное Е. И. В. Депо карт", к-рое в 1812 было включено в состав архива Военно-топографического депо Воен. мин-ва. В 1867 поступил в ведение Военно-ученого к-та Главного штаба, а с 1906 - соотв. службы Ген. штаба. "Лефортовский архив" был образован в 1819 как Моск. отделение архива Инспекторского департамента Главного штаба Е. И. В. и реорганизован в 1865 в Моск. отделение Общего архива Главного штаба. Моск. военно-окружной архив был образован в 60-е гг. 19 в. при Штабе Моск. Военного округа.

В 1925 архив получил наименование Военно-исторического архива РСФСР. Впоследствии наименование неоднократно изменялось; совр. назв. - Рос. гос. военно-ист. архив (РГВИА).

В архиве хранится около 3,5 млн дел по истории вооруженных сил России до 1918: фонды центральных и местных управлений и учреждений рус. армии, полевых учреждений, штабов соединений и частей всех родов сухопутных войск и военно-воздушных сил, военно-учебных заведений, а также фонды личного происхождения.

Российский государственный военный архив

РОССИ́ЙСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ ВОЕ́ННЫЙ АРХИ́В - образован в Москве в 1919 как отделение Военно-ист. комиссии Народного комиссариата по военным делам. С 1925 существует как самостоятельное учреждение - Архив Красной армии. Впоследствии наименование неоднократно изменялось, с 1992 - Рос. гос. военный архив (РГВА).

В архиве хранится более 1,5 млн дел с 1917 по 1941 по истории Советских Вооруженных Сил: фонды центральных и окружных органов, военных управлений, учреждений, войсковых объединений, соединений и частей, а также фонды личного происхождения.

Российский государственный исторический архив

РОССИ́ЙСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ АРХИ́В - образование архива связано с созданием в 1918 Единого гос. архивного фонда (ЕГАФ). Док., составляющие его фонды, вошли в состав Ленингр. секций ЕГАФ. После реорганизаций в 1920-30-е гг. Ленингр. отделения Центрального ист. архива (ЛОЦИА) в 1941 был образован Центральный гос. ист. архив в Ленинграде; совр. назв. - Рос. гос. ист. архив (РГИА).

В архиве хранится более 6,5 млн дел по истории России 19 - нач. 20 в.: фонды высших и центральных органов гос. власти, различных мин-в и ведомств, общественных и частных организаций и учреждений, а также фонды личного происхождения.

"Российско-американская компания"

"РОССИ́ЙСКО-АМЕРИКА́НСКАЯ КОМПА́НИЯ" - торговое объединение, созд. на базе неск. промысл. компаний, занятых освоением т. н. "Русской Америки" (Аляска, часть Сев. Калифорнии, Алеутские о-ва), на осн. указа Павла I (1799). Идея была выдвинута Г. И. Шелиховым - рос. купцом, созд. в 1775 г. компанию для пушного и зверобойного промысла на Аляске и сев. о-вах Тихого ок. и осн. там первые рус. поселения. Реализована благодаря Н. П. Резанову, усилиями к-рого "Р.-А. К." была предоставлена 20-летняя монополия (трижды продлевавшаяся) на все промыслы на осваиваемых ею террит., право занимать вновь открытые земли и вести торговлю с сосед. странами. Резанов был назначен "уполномоченным корреспондентом" "Р.-А. К." при пр-ве; первым гл. правителем "Русской Америки" был А. А. Баранов. Правление первоначально размещалось в Иркутске, в 1800 перенесено в СПб. В 1806 "Р.-А. К." получила право на собственный флаг (с изобр. черного двуглавого орла на трехцветном рос. торговом флаге). Монетным двором для "Р.-А. К." были выпущены спец. ден. знаки. В 1803 при участии "Р.-А. К." была организована первая кругосветная экспедиция, рук. ею Резанов в 1805-06 предпринял шаги по укреплению позиций компании (всего до 1841 состоялось 25 экспедиций, в т. ч. 15 кругосв., внесших большой вклад в изучение сев. части Тихого океана).

В 1821, при утверждении нов. устава, "Р.-А. К." добилась от Александра I издания указа, запрещавшего иностр. торговлю во владениях компании и расширявшего их пределы в направлении Орегона, что осложнило отношения с Америкой и Англией. В 1824-25 планы усиления гос. поддержки "Р.-А. К." выдвигал декабрист К. Ф. Рылеев, бывший в то время управляющим делами ее правления. Отказ пр-ва России поддержать территор. претензии "Р.-А. К." ценой междунар. осложнений, усиление иностр. конкуренции, упадок традиц. морских промыслов, трудности сообщения с дальними колониями обусловили постепен. упадок компании. Со временем она все более теряла предпринимат. характер, превращаясь в полугосударственную бюрокр. контору по управлению "Рус. Америкой". Ослаблению позиций "Р.-А. К." способствовал также быстрый рост амер. предпринимательства в сев. части Тихого ок. в 1830-50; прибреж. воды ее владений превратились в центр амер. китобойного промысла. Во время Крымской войны (1853-56) "Р. А. К." заключила соглашение о нейтралитете с брит. "Кº Гудзонова залива" и фиктив. договор о продаже своего имущества созданной в Сан-Франциско "Американо-Русской Кº" (1854), что обезопасило ее от угрозы англ. вмешательства. К моменту истечения 1 янв. 1862 срока привилегий "Р. А. К." Морское мин-во России, опасаясь усиления брит. влияния в этом регионе, выступило с инициативой продажи Соед. Штатам рус. владений в Сев. Америке в целях укрепления фактич. союза с ней. В 1867 эти владения были ей проданы, в связи с чем в 1868 "Р.-А. К." прекратила свое существование.

"Россика"

"РО́ССИКА" - лит-ра, издан. за пределами России, но содержательно относящаяся к стране и русским. В более узком, первонач. значении - иностран. лит-ра о России. Именно так употребляли термин И. Бантыш-Каменский и составители каталогов отд. "Россика" Имп. Публ. б-ки. В ряде случаев к "Р." относят также лит-ру рус. эмиграции и иную лит-ру на рус. яз., изд. за рубежом. Библ. "Россики" - неотъемлемая часть нац. библиографии России.

Россия

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Россия. Полное географическое описание нашего Отечества"

"РОССИ́Я. ПО́ЛНОЕ ГЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ ОПИСА́НИЕ НА́ШЕГО ОТЕ́ЧЕСТВА" - многотомное издание, выходившее под общим рук-вом П. П. Семенова-Тян-Шанского и акад. В. И. Ламанского. Изд. не было закончено, вышло в свет 11 т. 1-й т. опубл. в 1899, последний в 1914.

Роста

РО́СТА (Российское Телеграфное Агентство) - центр. информац. орган сов. гос-ва в 1918-25. Образовано 7 окт. 1918 по пост. ВЦИК. Его орг-ция явилась следствием невозможности созд. Удовлетворит. информац.-пропаганд. аппарата на осн. Бюро печати при ВЦИК и Петрогр. Телеграфного Агентства вследствие массового саботажа сотрудников ПТА. Техн. базу РОСТА составили структуры ПТА и частных информац. агентств. По пост. СНК всем средствам масс. информации вменялось в обязанность перепечатывать по каналам РОСТА декреты Сов. пр-ва и текущую информацию. Вся работа агентства была сосредоточена в семи отделах: лит.-агитац., иностр., телегр., инструкторском, иногороднем, худож.-фотогр., моск. хроники; было создано также бюро газетных вырезок. Информац.-пропагандистская деят-ность РОСТА в 1918-20 осуществлялась в двух осн. направлениях: распространение печатной продукции и орг-ция наглядной агитации. Для обеспечения первого из них издавались и распространялись центр. издания РОСТА - газ. "АгитРОСТА", ж. "Красная звезда", "Красный журналист", выходившие один-два раза в неделю, и многотиражные "стенные газеты". Наглядная агитация осуществлялась в форме остросатирич. политич. плакатов ("Окна РОСТА"), расклеивавшихся на вокзалах, площадях, в витринах магазинов, в учреждениях и т. д.; ими снабжались "военно-передвижные фронтовые лит. поезда" и "агитац. пароходы". С 12 нояб. 1920 РОСТА - в подчинении Главполит-просвета при Наркомате просвещения. После созд. Телегр. агентства Сов. Союза (ТАСС) (1925) деят-ность РОСТА была ограничена пределами РСФСР. В марте 1935 пост. ВЦИК и СНК РСФСР РОСТА было ликвидировано и его функции переданы ТАСС.

Ростов

РОСТО́В (в 12-17 вв. Ростов Великий) - древний рус. город на берегу оз. Неро. Впервые упомянут в летописи под 862. В 10 в. первая столица Ростово-Суздальского княжества. В 11 - нач. 13 в. Р. находился в составе Владимиро-Суздальского княжества, с 1207 - столица удельного Ростовского княжества, охватывавшего Ярославль, Белоозеро и Устюг. В 1216 ростовский кн. Константин Всеволодович получил вел. княжение Владимирское. В 1238 Р. захвачен и разорен ханом Батыем. С 14 в. ростовские князья на службе у вел. моск. князей. В 1474 вошел в состав Моск. гос-ва. С 15 в. Р. - один из церк. центров Руси. В 1589-1788 - резиденция митрополита. Во время Смуты захвачен и разграблен польск. отрядами. С 18 в. - один из крупнейших торг. центров: возникшая в 18 в. ростовская ярмарка стала третьей по величине в России. В Р. развивались худож. промыслы (в первую очередь ростовская финифть). В 19 в. был центром рус. огородничества. Во 2-й пол. 19 в. основаны льнопрядильная, кофе-цикорная фабрики, паточный завод.

Среди многочисл. арх. пам. Р. выделяется огражденный стенами с башнями (17-18 вв.) ансамбль митрополичьей резиденции - Архиерейского дома, с 19 в. называемый "Кремлем" (1670-83), - арх. доминанта города. В Кремле вокруг площади находятся церкви Спаса на Сенях (1675, с фресками), Григория Богослова (1680) и Одигитрии (1698), палаты Красная, Белая (с залом площадью 300 кв. м) и Иераршая (все - 1670-х гг.); врата ансамбля отмечены надвратными церквами - Воскресения, расположенной меж двух мощных башен стены (1670, фрески 1675) и Иоанна Богослова (1683, фрески того же года). К Кремлю примыкает также обнесенный стеною ансамбль главного Успенского собора (ок. 1589, фрески 1659-70) с отдельно стоящей звонницей с 13-ю колоколами (1680-е гг.). Напротив Успенского собора на площади - торговые ряды вклассич. стиле (1830, арх. А. И. Мельников). В городе - церкви Вознесения (Исидора Блаженного, 1556, арх. Андрей Малой), Спаса на Торгу (1685-90); на окраинах Р. - ансамбли Авраамиева, Рождественского, Яковлевского мон. и др. (16-19 вв.). В 1779 Р. получил регулярный план радиально-полукольцевой системы, ориентированный на Кремль. Сохранилось много каменных домов классич. стиля по образцовым проектам.

Архитектура древнего Р. оказала сильное влияние на неорус. стиль, особенно отчетливо проявившийся в ансамбле Федоровского городка. В 1950-60 - крупный центр между-нар. туризма. В 1970 объявлен городом-заповедником.

Лит.: Титов А. А. Ростов Великий Ярославской губернии и его святыни. М., 1909; Тюнина М. Н. Ростов Великий: путеводитель по городу и его окрестностям. Ярославль, 1969.

Ростов. Успенский собор 15-16 вв.

Ростов. Успенский собор 15-16 вв.

Ростовская финифть

РОСТО́ВСКАЯ ФИНИ́ФТЬ - нар. худож промысел - выполнение прозрачными огнеупорными красками миниатюрных изображений на медных посеребренных изделиях, покрытых эмалью. Существует с 18 в. в г. Ростове Великом (Ярославская обл.). Первоначально Р. Ф. исполнялись образа святых, оклады икон, с 1840-х гг. появились миниатюрные портреты, пейзажи; в наст. время - гл. обр. цветы на сувенирах.

Ростовцев Мих. Ив

РОСТО́ВЦЕВ Мих. Ив. (1870-1952) - ученый-антиковед, ученик Ф. Ф. Зелинского, окончил СПб. ун-т и был его проф. Акад. Рос. АН (1917) и АН СССР (1925). В 1918, не приняв Окт. рев-цию, эмигрировал в Англию, а затем в США, где в течение мн. лет был проф. Йельского ун-та, став одним из крупнейших предст. зап. антиковедения.

На первом этапе науч. деят-ности Р. разрабатывал проблемы истории и культуры Сев. Причерноморья (осн. работы - "Античная декоративная живопись на юге России", 1914; "Эллинство и иранство на юге России", 1918) и значит. обогатил отеч. антико-ведение и археологию. Параллельно с этим в тр. Р. прослеживается интерес к соц.-экон. проблематике эллинистич. и римской истории. В работе "Исследования по истории римского колоната" (1910) Р. рассмотрел проблемы генезиса этой экон. системы и ее эллинистич. корней. В 1918 выходит его монография "Рождение Римской Империи", в к-рой Р. проводит параллель между событиями гражд. войн в Риме 1 в. до н. э. и совр. ему ситуацией в России. В эмиграции гл. направлением иссл. Р. стала соц.-экон. история антич. об-ва, а также конкретные иссл. в обл. антич. эпиграфики, нумизматики и папирологии. Центр. место среди его работ этого периода занимают две капитальные монографии: "Social and Economic History of Roman Empire" (1926) и "Social and Economic History of Hellinistic World" (1941), напис. на англ. яз. и не перевед. до сих пор. Обе работы сохраняют свою актуальность и по сей день. В работах Р. глубокий анализ источников и конкретно-ист. материала и интерес к глобальным проблемам антич. истории сочетаются с попытками сближения ист. процессов древности, нового и новейшего времени. Марксистская историография 30-50-х гг. относилась к Р. крайне тенденциозно, и только с 70-х гг. начинается постепенное офиц. признание науч. заслуг Р. Весьма значит. было влияние Р. и на развитие зап. историографии античности, считающей ученого крупнейшим своим представителем.

Ростопчин Фед. Вас.

РОСТОПЧИ́Н Фед. Вас. (1763-1826) - гос. деятель, граф (1799), ген. от инфантерии (1812). Родился в имении Ливны Орловской губ. Будучи в чине подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка, решил оставить службу и в 1786-88 совершил путешествие по Европе с целью получения образования. Слушал лекции в ун-тах Берлина, Лейпцига, Парижа, Лондона. Во время рус.-тур. войны 1787-91 участвовал в штурме Очакова, в 1791 вместе с А. А. Безбородко вел в Турции переговоры о мире. В царствование Екатерины II не смог добиться высокого положения, зато был по-царски обласкан Павлом I. В течение 3-х лет (1798-1800) он стал кабинет-мин. по иностр. делам, третьим присутствующим в Коллегии иностр. дел., вел. канцлером орд. св. Иоанна Иерусалимского, дир. Почтового деп., первоприсутствующим в коллегии иностр. дел, чл. совета императора; ему был присвоен графский титул. Павел I щедро одаривал своего фаворита деньгами и имениями. С выдвижением нового фаворита императора, графа П. А. Палена, Р. впал в немилость: был отстранен со всех постов и сослан в подмоск. имение. В царствование Александра I назначен обер-камергером (1810), в 1812 произведен в ген. и назначен главнокоманд. войсками, дислоц. в Москве. Во время Отеч. войны 1812 прославился как сочинитель т. н. "летучих листков". Напис. псевдонар. яз. в ура-патриотич. тоне, они насмехались над франц. армией и приукрашивали успехи рус. войск; вошли в историю под назв. "ростопчинские афишки". Р. считался инициатором моск. пожара, хотя сам этого так и не признал. В 1814 был уволен с воен. поста и назначен чл. Гос. совета; жил преимущ. в Париже. В 1823 вышел в отставку, поселился в Москве, работал над воспоминаниями.

Соч.: Соч. СПб., 1853; Ростопчинские афиши. СПб., 1904.

Ростопчина Евдокия Петр.

РОСТОПЧИНА́ Евдокия Петр. (1811/12-58) - поэт, прозаик, драматург. Графиня (урожд. Сушкова). Получила домашнее образование. С нач. 1830-х гг. публикует в разл. изд. ("Северные цветы", "Московский наблюдатель", "Б-ка для чтения", "Современник" и т. д.) вначале стихи, а затем и прозу; в 1830-40-е гг. пользуется значит. известностью. Поселившись в 1836 в Петерб., становится хозяйкой лит. салона. В 1845-47 - за границей. По возвращении поселяется в Москве (после публикации баллады "Насильный брак", 1845, в иносказат. форме осужд. угнетение Польши, Р. было запрещено проживание в Петерб.); организует у себя лит. "субботы", собирающие крупных деятелей лит-ры и иск-ва. Однако, осознавая себя хранительницей традиций пушкинской эпохи, Р. с годами все более ощущает дистанцию между собой и новыми лит.-обществ. группами. В равной мере она не принимает и западников, и славянофилов, и круг некрасовского "Современника" (комедия "Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки", 1856; стихотв. сатира "Дом сумасшедших в Москве в 1858 г."). Итоги писат. деят-ности Р. подводит выпуском в свет четырехтомника "Стихотворения" (1856-59). И стихотв. Р. ("На прощанье", 1835; "Разговор во время мазурки", 1837; "Цирк девятнадцатого века", 1850 и др.), и прозаич. соч. (пов. "Чины и деньги", "Поединок", обе 1838; ром. "Счастливая женщина", 1852 и др.), как правило, строятся на биограф. основе, в их центре - женские судьбы, конфликт личности и об-ва, разрешаемый в духе романтич. традиции.

Е. П. Ростопчина. Акварель П. Ф. Соколова

Е. П. Ростопчина. Акварель П. Ф. Соколова

Ростоцкий Стан. Иос.

РОСТО́ЦКИЙ Стан. Иос. (1922-2001) - кинорежиссер. В кино с 1946, работу начинал как реж.-практикант на к/ст "Ленфильм". Окончил ВГИК в 1952 (маст. О. М. Эйзенштейна, Г. М. Козинцева). Дебютировал ф. "Земля и люди" (1956) о советской деревне. Дальнейшее раскрытие этой же темы - в ф. Р. "Дело было в Пенькове" (1958, по С. П. Антонову, в этом ф. Р. выступил как сценарист), повествующем о сложных нравств. проблемах, данных через призму человеч. взаимоотношений. Др. тема творчества Р. - Вел. Отеч. война: ф. "Майские звезды" (1959, совм. с Чехословакией), "На семи ветрах" (1962) - в них обыгрывается вечная тема соотношения войны и человеч. характера, поставленного в экстремальные условия. В этом ряду явился своего рода завершающим аккордом большой лирико-эпической силы ф. "А зори здесь тихие..." (по Б. Васильеву, 1972, премия Ленинского комсомола, 1973). В ф. "Доживем до понедельника" (1968, Гл. приз МКФ в Москве, 1969, Гос. премия СССР, 1970) лейтмотивом звучит непростая тема взаимоотношений между поколениями. В 1977 последовал новый ф. - "Белый Бим, Черное ухо" (по Г. Троепольскому, Гл. приз МКФ в Карлови-Вари, 1978, Лен. премия, 1980, номинация на "Оскар"), пронизанный пафосом противостояния злу во всех его обличиях.

Среди др. ф.: "Герой нашего времени" (по Ю. М. Лермонтову, 1957), "Эскадрон гусар летучих" (1981, совм. с Н. Х. удобиным), "Из жизни Федора Кузькина" (1989).

Лит.: Зоркий А. С. Ростоцкий. Портрет режиссера. М., 1982.

Ростральные колонны

РОСТРА́ЛЬНЫЕ КОЛО́ННЫ (от лат. rostrum - нос корабля) - колонны, стволы к-рых украшены носами кораблей или их скульпт. изображениями. Традиция воздвигать ростры в честь мор. побед восходит к Др. Риму. В 1771-78 в Царском Селе в память побед в рус.-тур. войне 1768-74 сооружены ростральные Морейская и Чесменская колонны. Р. К. входят в арх. ансамбль Стрелки Васильевского о-ва (1805-10, арх. Т. де Томон). Две колонны выс. 32 м, воздв. симметрично по сторонам здания Биржи, первонач. служили маяками Петерб. мор. порта. Представляют собой полые, с внутр. винтовой лестницей, сооружения из кирпича, облицов. камнем, со штукатур. стволами. На каждой - по три пары декоративных металлич. ростр. На верхней площадке - чаши факелов (в 1957 к ним подведен газ, факелы зажигаются в праздничные дни). У подножия Р. К. монумент. изваяния (скульпторы Ж. Тибо, Ж. Камберлен), символизирующие реки: у сев. колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов. Скульптуры вырублены из пудостского камня артелью С. К. Суханова, реставрированы в 1929 (скульптор И. В. Крестовский).

Ростральная колонна. Санкт-Петербург

Ростральная колонна. Санкт-Петербург

Ростропович Мстислав Леопольдович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рота

РО́ТА (от нем. Rotte - отряд, толпа) - мелкое тактич. подразделение в вооруж. силах. Впервые Р. появились в наемных армиях Европы в 15 в. В России были введены в полках "нового строя" в 17 в. во всех родах войск. В 18 в. в рус. кавалерии Р. были заменены эскадронами, а в артиллерии (в 19 в.) - батареями. Остались только в пехоте. Насчитывали 100-150 чел. в мирное и до 200 в воен. время. В разное время имели разл. орг. структуру, но всегда были (остаются и сейчас) осн. боевыми подразделениями в составе батальона.

Ротари Пьетро

РОТА́РИ Пьетро (1707-62) - итал. живописец и гравер, ученик А. Балестра, Ф. Тревизании Ф. Солимена, граф; работал в Италии (до 1750), в Вене при дворе Марии-Терезии (1750-54), в Дрездене при дворе Августа III (1754-56) и в Санкт-Петербурге (1756-62) - в портретном и ист. жанрах. В Вене и в Дрездене он начал серию, живописующую лица девушек и юношей, с выражением на них чувств и состояний души, к-рую продолжил в России. Персонажи Р. - это как бы действующие персонажи спектаклей в домашних т-рах вельмож, старательные в изображении определ. чувства, но не способные донести это чувство до зрителя, к-рому худож. дает возможность наслаждаться изысканными цветовыми сочетаниями и красивыми лицами, не вызывающими, однако, сопереживания. Размещение их (числом до неск. сотен) в шпалерной развеске "Кабинета мод и граций" в Большом Петергофском дворце обнаружило преим. декор. достоинства этой серии. "Головки" Ротари - уникальное явление, один из самых ярких примеров рококо в европ. живописи сер. 18 в. Сохранились три больших собрания такого рода картин - в Большом Петергофском дворце, в Китайском дворце в Ораниенбауме и во дворце в Архангельском. Совр. высоко ценили Р. как портретиста; по их мнению, его работы являли собой редкое сочетание тщательно выписанных деталей и неподдельной экспрессии. Сохранившиеся портреты А. А. Голицыной, арх. Ф. Растрелли, автопортреты подтверждают справедливость этого мнения.

П. Ротари. Худ. Ф. М. Санди

П. Ротари. Худ. Ф. М. Санди

Ротмистр

РО́ТМИСТР (нем. Rittmeister, от Ritt - кавалерийский отряд и Meister - начальник) - офицерское звание в рус. кавалерии; соответствовало чину капитана в пехоте. Введено впервые в кон. полках "иноземного строя" в 30-х гг. 17 в. В 18-19 вв. присваивалось командирам эскадронов в гусарских, уланских и кирасирских полках. В казачьих частях ему соответствовал чин есаула. В 1882 введено в драгунских полках, а также в отд. корпусе жандармов и в погран. страже. Упразднено в дек. 1917.

Ротонда

РОТО́НДА (от лат. rotundus - круглый) - центрическая, круглая в плане постройка, часто увенчанная куполом, или круглый интерьер; иногда Р. наз. также полуротонды и др. архитект. формы с закругленной частью. В виде Р. делают храмы (Пантеон в Риме; многие рус. церкви классицизма), садовые павильоны (Храм Дружбы в Павловске), залы (часто центральные во дворце, напр. Итальянский зал в Павловске). Форма Р. воплощает идеи гармонии, совершенства, вечности.

Ротонда в Зимнем дворце. 1834

Ротонда в Зимнем дворце. 1834

Рошфор Конст. Ник

РОШФО́Р Конст. Ник. (1875-1961) - архитектор, деятель культуры, граф. Сын Н. И. Рошфора. Окончил 1-й Кадет. корпус и Ин-т гражд. инженеров. Работал с отцом в Беловежской пуще, Ксениинском и Александровском дворцах, др. сооруж. С 1900 построил или реконструировал в Петербурге не менее 14 доходных домов в стиле модерн, с эл-тами неоклассицизма. В 1905-07 совм. с арх. В. А. Липским построил в Петербурге первый в России многоэтажный универмаг. С 1921 - в эмиграции во Франции. Построил лабораторию для Мориса де Бройля (специалиста по ядерной физике и рентг. спектроскопии). Читал лекции по арх. Древней Руси и др.; один из основателей прихода храма св. Александра Невского (1923) в Париже. Собрал архив (док. свед. о рус. истории 18-19 вв.), единственную в зарубежье коллекцию рус. народ. костюма.

Лит.: Архитекторы Николай и Константин де Рошфор: Новые материалы из архивов Парижа и Петербурга: Междунар. благотв. выставка. СПб., 1995.

Рошфор Ник. Ив

РОШФО́Р Ник. Ив. (1846-1905) - архитектор, граф. Окончил Николаевское инж. уч-ще, экстерном Строительное уч-ще (Ин-т гражд. инженеров) в СПб. Автор многократно издававшегося вплоть до 1920-х гг. "Урочного положения" - свода строительных правил. Строил железные дороги и стратегич. шоссе. Здания, постр. по его проектам, есть в Москве, Самаре, Калуге, Петербурге.

Самое известное среди осуществл. проектов Р. - императорская охотничья резиденция, построенная в 1889-94 по заказу Александра III в Беловежской Пуще. Дворец представлял собой замок с двумя высокими башнями и расположением частей единого здания на разных уровнях. Фасады были облицованы полосками кирпича разных тонов; в интерьерах применены высокие деревянные панели с полочками, декорированные тонкопрофилир. резьбой, выжиганием, полосками керам. плиток. Потолки расчленены мощными деревянными балками и иногда декорированы в кессонах (углублениях) теми же материалами, что и обивка стен выше панелей. Отделку комнат дополняли керамич. печи, облицов. изразцами разнообр. форм и рисунков. Близкие мотивы присутствуют и во дворце вел. кн. Ксении Александровны и вел. кн. Александра Михайловича (1894) в Петерб. В одной из комнат потолки декорированы полосками с изображением ветвей и фруктов, выжженными и раскрашенными акварелью; так же оформлены ее двери и орнаментальным декором в той же технике - балки потолка; на одной из панелей есть подпись художника (Ясинского). В другой комнате - фриз из плетеной мадагаскарской соломки, расписанной хризантемами и букетами цветов в голубых бантах. Ванная комната с бассейном, устроенная в 1895 в Беловежском замке, была повторена в 1896 на половине Николая II в Александровском дворце Царского Села.

Беловежский замок был хорошо известен современникам, повторения и вариации его отделки свидетельствуют о высокой оценке работ Р. К сожалению, замок не сохранился. Интерьеры Ксениинского дворца долгое время оставались неизвестны историкам иск-ва и открыты Е. И. Жерихиной и В. Н. Яранцевым как художественный пам. только в 1995. Работы Р. отличаются применением уникальных декоративных материалов и приемов ручной худож. обработки, напоминающих иск-во Дальнего Востока и европ. старину. Они заполняют возникший провал в эволюции иск-ва и позволяют отнести рождение нового стиля к концу 1880-х гг. - на 10 лет раньше традиционной датировки. Творчество Р. по сути открывает собой эпоху модерна в рус. архитектуре.

Лит.: Архитекторы Николай и Константин де Рошфор: Новые материалы из архивов Парижа и Петербурга: Междунар. благотворительная выставка. СПб., 1995; Жерихина Е. И., Яранцев В. Н. Забытый дворец // Санкт-Петербургский университет. 1996. № 2; Жерихина Е. И., Яранцев В. Н. Протомодерн в России // Штакеншнейдеровские чтения: Тез. докл. науч. конф. Петергоф, 1998.

Рощина-Инсарова Ек. Ник

РО́ЩИНА-ИНСА́РОВА (Пашенная) Ек. Ник. (1883-1970) - драм. актриса. На провинц. сцене с 1897. В 1905-13 работает в т-ре Лит.-худож. об-ва (Суворинском), т-ре Незлобина и Малом т-ре. С 1913 в Александринском т-ре, где стала актрисой Вс. Э. Мейерхольда. Актриса создавала образы нервных, надломленных, экзальтиров. женщин, играла яркие индивидуальности. После 1917, следуя за мужем, белым офицером графом С. А. Игнатьевым (братом ген. А. А. Игнатьева, автора кн. "50 лет в строю"), покинула Россию. В нач. 20-х гг. организовала Камерный т-р в Риге, позднее жила в Париже. Роли: Нина ("Маскарад" М. Ю. Лермонтова), Катерина ("Гроза" А. Н. Островского), Анфиса ("Анфиса" (Л. Н. Андреева), Анна ("Цена жизни" В. И. Немировича-Данченко), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" А. Дюма-сына), Магда ("Родина" К. Зудермана), Нора ("Кукольный дом" Г. Ибсена), Элиза ("Пигмалион" Б. Шоу).

Р.-И. была актрисой модерна, что выражалось и в утонченной женственности, и в утонченной стильности. На сцене и в жизни она представляла модный тип женщины, светские дамы подражали ее манерам и костюмам. Иск-во актрисы, по мнению известного критика В. А. Чудовского, сводилось к талантливо и разнообразно разработанному кокетству.

Р.-И. выступала на эмигрантской рус. сцене очень долго, до 1957, но успех имела только в старых ролях. Юбилей - 25-летие творческой деят-ности Р.-И. праздновал весь рус. Париж, был выпущен посвященный этому торжеству сборник. Актриса переписывалась с сестрой, В. Н. Пашенной, которая звала ее вернуться в СССР. Но, несмотря на тоску по родине, ненависть Р.-И. к сов. власти была столь велика, что о возвращении не могло быть и речи. Умерла в рус. доме для престарелых и похоронена в Сент-Женевьев-де Буа.

Рощин-Инсаров Ник. Петр.

РО́ЩИН-ИНСА́РОВ Ник. Петр. (1861-99) - драм. актер (наст. фам. Пашенный). Был офицером; начав с выступлений на любит. сцене, с 1883 работал в труппах знаменитых провинц. и моск. антрепренеров (Медведева, Абрамовой, Синельникова, Соловцова и Корша). В первые годы сдержанный, холодноватый, с блестящими манерами, Р. И. занимал амплуа "фата", но прославился в Москве и провинции в роли Чацкого. Позднее проявился как лирич. актер, равно успешно выступая в ролях героев и "неврастеников". Сценич. обаяние Р. И. сделало его популярным гастролером. Жуир и ловелас, Р. И. в 1899 был убит из ревности мужем актрисы А. А. Пасхаловой. Отец изв. актрис Е. Н. Рощиной-Инсаровой и В. Н. Пашенной. Роли: Чацкий ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Кречинский ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского), Борис ("Царь Борис" А. К. Толстого), Никита ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого), Иванов ("Иванов") и Тригорин ("Чайка" А. П. Чехова).

Рояль

РОЯ́ЛЬ (от франц. royal - королевский, царственный) - струнный ударно-клавишный муз. инстр-т, разновидность фортепьяно. Дека, механика и струны у совр. роялей расположены горизонтально. Корпус имеет крыловидную форму. Рояли различаются размерами и объемом клавиатуры: диапазон рояля "миньон" и кабинетного - 7 октав, салонных и концертных 7 и 1/4 октавы. Впервые эпитет "рояльный" был применен к инстр-ту, созданному дрезденским мастером И. Вагнером в 1774. Наиб. известные фирмы роялей в 20 в. - "Стенвей и сыновья" (США), "Бехштейн" (Зап. Берлин), "Безендорфер" (Австрия), "Ямаха" (Япония). В СССР лучшими считались рояли фирм "Эстония" и "Красный Октябрь" (Ленинград).

Рубаи

РУБАИ́ - одна из самых распростр. форм лирич. поэзии народов Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юго-Вост. Азии. В письм. лит-ре появляется в 10 в. Р. представляет собой 4-стишие, в к-ром 1-я, 2-я и 4-я строки зарифмованы, а 3-я остается незарифмованной. Иногда в Р. после рифм следует редиф. В России Р. традиционно воспринимается как экзотич. форма, используемая гл. обр. для переводов. Образцы Р. в нач. 20 в. дал В. Брюсов:

Не мудрецов ли прахом земля везде полна?

Так пусть меня поглотит земная глубина

И прах певца, что славил вино, смешавшись с глиной,

Предстанет вам кувшином для пьяного вина.

Рубакин Ник. Ал-др.

РУБА́КИН Ник. Ал-др. (1862-1946) - библиограф и книговед. Родился в Ораниенбауме, в купеч. семье. Окончил физ.-матем. ф-т Петерб. ун-та, параллельно прослушал курсы юридич. и ист. ф-тов. Участвовал в рев. движении, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1907 эмигрировал в Швейцарию, в г. Кларен, где и прожил оставшуюся жизнь. С 1930 получал пенсию от пр-ва СССР. Написал ок. 300 попул. книг для народа по всем отраслям знания. В кн. "Этюды о русской читающей публике" (1895) обобщил свой опыт изуч. читательских интересов. Разработал теорию библио-психологии (изучение автора, произв. и читателя как звеньев единого процесса общения), осн. к-рой изложил в раб. "Психология читателя и книги" (1929). Занимался изд. деят-ностью. Осн. библ. труд - пособие "Среди книг" (1-е изд. 1906 - в 1 т.; 2-е изд. 1911-15 - в 2 т., т. 3 остался незаверш.). "Среди книг" до сих пор остается непревзойд. образцом универс. рекомендательного библ. пособия.

Лит.: Мавричева К. Г. Н. А. Рубакин. М., 1972; Рубакин А. Н. Рубакин. М., 1979.

Рубан Вас. Григ

РУ́БАН Вас. Григ. (1742-95) - писатель. Выходец из духовной среды. Учился в Киевской, затем в Моск. дух. академиях. Служил в Коллегии иностр. дел, с 1774 был секретарем у Г. Потемкина. Издавал ж.: "Ни то ни се", "Трудолюбивый муравей". Сотрудничал в "Добром намерении", "Санкт-Петербургском вестнике" и др. Был известен как автор тяжеловесных подносных од и похвальных стихов. Ему принадлежит одно из первых в рус. лит-ре стихотворений о рабочих.

В. Г. Рубан. Гравюра. 18 в.

В. Г. Рубан. Гравюра. 18 в.

Рубаха

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рубинштейн Ант. Григ

РУБИНШТЕ́ЙН Ант. Григ. (1829-94) - пианист, композитор, дирижер, муз.-обществ. деятель. Первые уроки музыки получил от матери, затем учился у Алдра Ив. Виллуана (1804-78). С 9-летнего возраста концертировал. Во время концертных поездок по Зап. Европе (1840-43) обратил на себя внимание крупнейших музыкантов. Игрой Р. восхищались Д. Обер, Ф. Шопен, Ф. Лист (последний назвал его наследником своей игры). В 1844-49 завершил муз. образование, занимаясь у крупнейшего специалиста в обл. контрапункта З. Дена и композитора Дж. Мейербера.

Вернувшись в Петерб., Р. получил должность "заведующего музыкой" при дворе вел. кн. Елены Павловны. К этому времени им была написана серия фп. пьес и опера "Дмитрий Донской" (1852). В 1859 при содействии друзей и под покровительством вел. княгини он основал Рус. муз. об-во, а в 1862 - Муз. школу, впоследствии назв. Петербург. Конс. (первой в России). Назначенный дир. консерватории, Р. пожелал держать экзамен на диплом своб. художника и первым получил такой диплом.

В 1867, оставив консерваторию, Р. полностью отдался концертной деят-ности и соч. собств. музыки. Особенно блестящим успехом сопровождалась гастрольная поездка и Америку (1872), закрепившая его славу как одного из величайших пианистов мира. До 1887 жил то за границей, то в России. Концерты 1885-86, данные Р. в Петербурге, Москве и зап.-европ. столицах, современники назвали историческими. В 1887-91 Р. снова дир. Петерб. конс. ее проф. и дирижер. В этот период он выступает с публ. лекциями (изд. по записям С. Кавос-Дехтеревой и Ц. Кюи), организует общедоступные концерты.

Творческое наследие Р. обширно и разнообразно: 50 произв. для фп., 13 опер ("Фераморс" - 1863; "Демон" 1875; "Нерон" 1879; "Купец Калашников" - 1880 и др.), 4 духовные оперы ("Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос") и библейская сценав пяти картинах "Суламит", 6 симфоний, камерные произв. (среди них - "Перс. песни") и пр. Опера "Демон" и по сей день входит в основной репертуар отеч. муз. театров. Либретто по знаменитой поэме М. Лермонтова написал изв. иссл. творчества поэта П. Висковатов. Текст этого автора - более чем скромных поэтических достоинств. Это, однако, компенсируется использованием лермонтовских текстов и музыкой, принадлежащей к лучшим образцам рус. оперной лирики. Первая постановка - в Мариинском т-ре 13 янв. 1875, подупр. Э. Направника. Среди исполните лей заглавной партии - П. Хохлов, Ф. Шаляпин, Г. Бакланов, Т. Руффо, Г. Отс, Д. Гнатюк, Б. Штоколов. Самым выдающимся исполнителем теноровой партии (Синодала) был Л. Собинов.

Лит.: Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Т. 1-2. Л., 1957-62.

А. Г. Рубинштейн. Худ. И. Е. Репин. 1881

А. Г. Рубинштейн. Худ. И. Е. Репин. 1881

Рубинштейн Ида Львовна

РУБИНШТЕ́ЙН Ида Львовна (1883-1960) - актриса, танцовщица. Профессион. образование Р. ограничилось частными уроками танца у М. Фокина (1907-08). Дебют Р. - исполнение танца Саломеи (1908, на муз. А. Глазунова, балетм. М. Фокин) на сценах Петербурга, Парижа и Лондона. Слава пришла к Р. после исполнения ею в "Рус. сезонах" специально для нее созд. партий Клеопатры ("Клеопатра") и Зобеиды ("Шехеразада"). Утонченно-угловатая пластика и продуманно скупая жестикуляция этой красивой, высокого роста артистки завораживали публику и критику. Писали о "гибкости змеи и пластичности женщины", о "сладострастно окаменелой грации" Р. Этот уникальный образ артистка развивала и в своих дальнейших работах. В 1911-12 Р. выступает в Париже в мимодрамах Г. Д’Аннунцио "Страдания св. Себастьяна" и "Пизанелла". В 1928-35 имеет собств. балет. труппу (балетм. Б. Нижинская, Л. Мясин, М. Фокин, К. Йосс, худ. А. Бенуа; партнер Р. - А. Вильтзак), где ставятся сочин. по спец. заказу произв. И. Стравинского ("Поцелуй феи", 1928; "Персефона", 1934), М. Равеля ("Болеро", 1928), А. Онеггера ("Амфион", 1929; "Семирамида", 1934) и др. Великолепные худож. портреты Р. создали В. Серов и Л. Бакст.

Рубинштейн Ник. Гр.

РУБИНШТЕ́ЙН Ник. Гр. (1835-81) - пианист-виртуоз, муз.-обществ. деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. Концертировал вместе с братом с 7 лет. Основал Моск. отделение Рус. муз. об-ва (1860) и Моск. консерваторию (1866), проф. и дирижером к-рой был до конца жизни. Прославился исполн. произв. Ф. Шопена. Автор фп. пьес. Пропагандировал соч. рус. композиторов, гл. обр. П. И. Чайковского.

Рублёв Андрей

РУБЛЁВ АНДРЕ́Й (ок. 1370-1427/30) - др.-рус. живописец, крупнейший мастер Моск. школы живописи. Во 2-й пол. жизни принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре или в Андрониковом мон. Его творчество сформировалось в период высшего нац. подъема 2-й пол. 14 - нач. 15 в. С 16 в. (после Стоглавого собора 1551) его имя стало синонимом идеального "изографа". В 1989 Рус. Правосл. церковью проведена канонизация св. Андрея Рублева.

Ранние из известных работ - т. н. звенигородский чин (в Успенском соборе в Звенигороде): "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел" (кон. 14 - нач. 15 в.). Нек-рые иссл. приписывают ему и фрески этого собора (сохр. фрагментарно). Первое летописное упоминание о Р. А. (1405) связано с его работой в Благовещенском соборе Моск. Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Р. А. приписывается часть икон праздничного чина (фрески не сохранились). Нек-рые иссл. авторство Р. А. ставят под сомнение.

В 1408 Р. А. вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире и пишет иконы для иконостаса. Из фресок фрагментарно сохранились сцены "Страшного суда", трактуем. как торжество справедливости, победа духа. В таких сценах, как "Трубящий ангел", в изображениях "Праведных жен", ангелов и апостолов Р. А. отличает гармоничность композиции, классически строгий рисунок, высочайший артистизм в передаче легких вытянутых фигур, утонченный красочный строй, чистота и просветленность образов.

Эти черты в полной мере явлены в шедевре Р. А. - иконе "Троица", напис. для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в память Сергия Радонежского, - произв. глубокого религ.-филос. содержания. Изображение трех ангелов, воплощающих триединую сущность Бога, вписано в круг, идеальная центрич. уравновешенность создает настроение торжеств. покоя и возвышенной одухотворенности. Чистые, прозрачные краски, особый васильково-голубой цвет (знаменитый рублевский "голубец"), неск. раз повторяемый в фигурах, усиливает впечатление гармоничности. "Троица" Р. А. - это выражение акта любви и послушания, готовности к величайшей жертвенности.

В 1425-27 Р. А. вместе с Даниилом Черным и артелью расписал Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (не сохр.) и написал неск. икон для иконостаса ("Апостол Павел", "Архангел Гавриил"). Нек-рые источники называют последней работой Р. А. роспись Спасского собора Андроникова мон. (ок. 1427, сохр. фрагменты орнаментов). Р. А. приписывается еще неск. икон ("Спас в силах"), нек-рые миниатюры "Евангелия Хитрово" (Центр. Рос. б-ка).

А. Рублев. Благовещение. 1408

А. Рублев. Благовещение. 1408

Преподобный Андрей Рублев. Икона 20 в.

Преподобный Андрей Рублев. Икона 20 в.

Рубль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рубо Франц Ал

РУБО́ Франц Ал. (1856-1928) - живописец-баталист, создатель жанра панорамы в рус. иск-ве. Сын франц. коммерсанта, учился в мюнхенской АХ. Автор многих батальных картин. В 1885-95 по заказу Тифлисского военно-историч. музея объехал Кавказ, изучая места сражений, и исполнил 19 картин, посвященных рус. войнам на Кавказе, начиная с 1720-х гг. Позднее написал еще около 200 батальных и жанровых картин на тему Кавказа. Проф.-рук. Высш. худ. уч-ща при Петерб. АХ (1904-12). Действ. чл. АХ (1910). Осн. работы Р. - панорамы. В 1890 исполнил панораму "Штурм аула Ахульго" (100×16 м), выставленную впервые на Нижегородской ярмарке 1896. Приобретенная императором, она была передана Кавказ. Военному округу, экспонировалась в Севастополе и СПб. в спец. павильоне на Марсовом поле. Вторая панорама Р. - "Оборона Севастополя", 115×14 м (1902-04, открыта в Севастополе в 1905) и третья - "Бородинская битва", 115×15 м, написанная при участии брата - Ж. Р. и др. рус. и нем. художников (1911, открыта в Москве в 1912).

С 1890 подолгу жил в Германии, где писал панорамы и выполнял поручения АХ по устройству выставок. Франц. подданный, Р. с 1912 постоянно жил и работал в Германии. В 1914 квасные патриоты предлагали изгнать великого рус. баталиста из членов АХ как "немца". В Германии Р. признания не получил и скончался всеми забытый. Панорама "Штурм аула Ахульго" была утрачена в сов. период, во 2-й пол. 20 в. ее разрозненные фрагменты были обнаружены в Центр. краеведч. музее Дагестана (Махачкала). Севастопольскую панораму разрезали на части в 1942 в целях эвакуации из осажденного Севастополя. Восстановлена и открыта в 1954. Бородинская панорама снята с экспозиции в 1918 из-за плохого состояния здания и хранилась рулоном, дойдя до невосстановимого состояния в 1939 (комиссия во главе с И. Грабарем). В 1948 начата ее реставрация под рук-вом П. Корина, и с 1962 она экспонируется в спец. новом здании в Москве на Кутузовском просп.

Лит.: Федорова О. В. Франц Рубо. М., 1982.

Рубцов Ник. Мих.

РУБЦО́В Ник. Мих. (1936-71) - поэт. Родился в пос. Емецк Архангельской обл. (на Сев. Двине), в семье кадрового военного. Рано осиротел, воспитывался в детском доме в с. Никольское Вологодской обл. (1943-50), это село - "малая родина" поэта ("тихая моя родина"). После окончания семилетки поступил в лесотехн. техникум, скитался, устроился кочегаром на рыболовецкое судно и более 2-х лет провел в море. В нач. 1955 приехал в Ленинград, работал на заводе, был призван в армию (4 года служил на эсминце Сев. флота). Первые публикации стихов - в газ. "На страже Заполярья" и альм. "Полярное сияние" (1957). После демобилизации вернулся в Ленинград, работал на Кировском з-де, участвовал в лит. объединениях - при заводской газ. и "Нарвская застава" (в эти годы связан с молодыми поэтами Ленинграда). Учился в Лит. ин-те им. М. Горького. Обосновался в Вологде. Здесь небольшим тиражом был издан первый сб. стихотв. "Лирика" (1965). Второй - "Звезда полей" (1967) - в Москве. При жизни Р. вышли еще две кн.: "Душа хранит" (1969) и "Сосен шум" (1970). Кн. стихотв. "Зеленые цветы" была подготовлена самим Р., но опубл. после его трагич. гибели в 1971. В лирике Р. ощутимо влияние С. Есенина. Самобытность лирики Р. неотрывна от судьбы поэта, к-рый писал "о жизни грустные стихи". В них печаль одиночества, потребность покоя, почти недоступного уюта, чувство утраты молодости, неудовлетворенность своей жизнью, ощущение близкой смерти. Нравств. опорой Р. остается любовь к Руси, к родной природе, к простым людям светлой души с их естественной, непоказной человечностью. Мн. стихи Р. положены на музыку.

Рубцова Ольга Ник

РУБЦО́ВА Ольга Ник. (род. 1909) - четвертая в истории шахмат чемпионка мира (1956-58), междунар. гроссмейстер (1976), з. м. с. СССР (1952). Победительница 1-го чемпионата СССР среди женщин (1927). На протяжении 40 лет (1927-67) участвовала в 20 чемпионатах СССР. Чемпионка СССР (1935, победила О. Семенову-Тян-Шанскую). В 1956 в матче-турнире опередила Е. Быкову и Л. Руденко и завоевала звание чемпионки мира. Шахматистка острокомбинац. стиля, обладающая хорошим позиц. чутьем.

Руда

РУДА́ (нар.) - неглубокая залитая водой старица; заболоченная низина; ржавое болото. Нар. геогр. термин. Соответствия в др. слав. языках, а также топонимич. ареал дают основание считать термин слав. (несмотря на наличие в иран. яз. слова "руда" - река). На терр. Вост. Европы термин чрезвычайно активен в образовании топонимов, подавляющее большинство к-рых - гидронимы.

Рудаков Конст. Ив

РУДАКО́В Конст. Ив. (1881-1949) - график, живописец, худож. т-ра, педагог. Учился в частной студии В. Е. Савинского (1910-12): брал уроки у Б. М. Кустодиева, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, в Высш. худож. уч-ще АХ (1912-22) на архит., позднее на живописном ф-те у Д. Н. Кардовского. Участник выставок объединений "Община художников" (1922-25), "Шестнадцать" (1924) и др. Гл. место в творчестве Р. занимает книжная графика, иллюстрирование произв. рус. и заруб. классики. Несомненным достижением явились илл. к произв. Г. Мопассана, Э. Золя (1931-37), получившие признание и во Франции. Не менее удачны илл. к произв. А. Пушкина, Л. Толстого, И. Тургенева. Р. создает галерею психол. тонко разработ. и емких образов, нац. характеров и типов. Почти все илл. выполнены акварелью и гуашью, виртуозны по технике, привлекают грамотностью колорита, тонким, изысканным тональным решением, гуманистич. видением мира.

Преподават. деят-ность Р. (1929-49) оказала значит. влияние на развитие отеч. изобр. иск-ва.

Руденко Бэла Анд

РУДЕ́НКО Бэла Анд. (род. 1933) - певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1960). В 1956 окончила Одесскую конс. Ученица О. Н. Благовидовой. В 1955 - дебют в Одесском т-ре оперы и балета, с 1956 - солистка Укр. т-ра оперы и балета, в 1973-88 - Большого т-ра. Обладает сильным, гибким и красивым голосом и отличной вокальной школой. Пела многие ведущие партии в Большом т-ре, выступала с концертами в СССР и за границей. 1-я премия на междунар. конкурсе вокалистов в Тулузе (1957). Гос. премия СССР (1971). С 1977 преподает в Моск. конс. (с 1984 - доцент).

Лит.: Архимович Л. Бэла Руденко // МЖ. 1967. № 9; Швачко Т. Б. Руденко. Творческий портрет. М., 1982.

Руденко Люд. Вл

РУДЕ́НКО Люд. Вл. (1904-81) - междунар. гроссмейстер (1976), з. м. с. СССР (1953). Вторая в истории шахмат и первая среди сов. шахматисток чемпионка мира (1950-53). Чемпионка СССР (1952). Завоевала звание чемпионки мира в турнире на первенство мира 1949/50. В 1953 проиграла матч на первенство мира Е. Б. ыковой. Шахматистка комбинац. стиля игры. Участница ряда междунар. матчей. С 1987 в СПб. проводятся мемориалы, посв. Р.

Предыдущая страница Следующая страница