Статьи на букву "Р" (часть 5, "РОЖ"-"РОС")
РОЖДЕСТВО́ ИОА́ННА ПРЕДТЕ́ЧИ - великий недвунадесятый праздник православной церкви, отмечаемый 24 июня (7 июля). Древние христиане почитали этот праздник уже в 3 в., называя его "светлым торжеством", "денницей Солнца Правды". Церковно праздник Р. И. П. введен в кон. 3 - нач. 4 в. На Руси праздник Р. И. П. слился с языческим праздником славян Купало, знаменующим летний солнцеворот, и стал отмечаться в народе как день Ивана Купалы. |
РОЖДЕСТВО́ ХРИСТО́ВО - один из главных христ. праздников, отмечаемый 25 дек. (7 янв.). Католическая церковь считает этот праздник главнейшим, православная церковь - вторым после Пасхи. В основе праздника лежит евангельское сказание о рождении Сына Божьего Девой Марией. Первонач. на Востоке праздник Р. Х. отмечался 6 янв. Зап. церковь изначально стала отмечать Р. Х. 25 дек., исходя из того факта, что в этот день исполняется 9 месяцев со дня Благовещения (25 марта). Дата установления праздника, возможно, обусловлена и тем, что христ. церковь на Западе стремилась вытеснить широко распространенный в Римской империи культ древнеиранского бога Митры, рождение к-рого как раз приходилось на 25 дек. В 4 в. Восток также стал отмечать Р. Х. 25 дек. В РПЦ Р. Х. - двунадесятый праздник, он имеет 5 дней предпразднества и 6 дней попразднества. Празднику Р. Х. предшествует 40-дневный пост, называемый Рождественским, или Филипповым (т. к. начинается после дня памяти апостола Филиппа). Канун праздника проводится в особо строгом посте, к-рый называется сочельником или сочевником, т. к. по церк. уставу в этот день полагается употреблять в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). Рождественский пост хранится до первой вечерней звезды. С сочельником связан народный обычай колядования, восходящий к славянским языч. верованиям. 12 дней после Р. Х. называются святками, т. е. святыми днями, освященными Р. Х. и Богоявлением. С этими днями исконно связаны народные полуязыческие святочные забавы и увеселения, среди к-рых основные - ряжение и гадания. |
РОЖЕ́СТВЕНСКИЙ Зиновий Петр. (1848-1909) - воен.-мор. деятель, вице-адмирал (1904). Окончил Морской корпус (1870), Михайл. арт. академию (1873). Участвовал в рус-тур. войне 1877-78, был ст. офицером на вооруж. пароходе "Веста" во время боя с тур. броненосцем "Фетхи-Буленд". После войны служил на болг. флоте и командовал флотилией княжества. После возвращения на рус. службу был мор. агентом в Англии (1890-94), в 1899-1901 - нач. Уч.-арт. отряда, в 1902-04 - нач. Гл. мор. штаба. С июня 1904 - командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой. Под флагом Р. эскадра с окт. 1904 по май 1905 совершила беспримерный по трудности поход через три океана, не имея ни одной промежуточной базы. При попытке прорыва во Владивосток в сражении при Цусиме 14-15 мая эскадра была почти полностью уничтожена япон. флотом; Р., тяжело раненный, оказался в плену. По возвращении в Россию предан суду, оправдан, уволен в отставку. Степень вины Р. за пораж. при Цусиме расценивается по-разному. По-видимому, Р., обладая незаурядными волевыми качествами и организаторскими способностями, не проявил в полной мере данных наст. флотоводца - не уделил должного вним. боевой и тактич. подготовке эскадры (в части., не разработал плана боя, в начале боя неудачно маневрировал и т. д.). |
РОЖКО́В Ник. Ал-др. (1868-1927) историк и социолог. Учился в Екатеринбургской г-зии (1886-90), на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та. С 1891 работал преп. др. языков в Пермской г-зии (1891-97), в Моск. ун-те (с 1898), в др. высших и средних уч. заведениях. В 1899 защитил дисс. "Сельское хозяйство Московской Руси 16 в.", сотрудничал в ряде марксистских ж. С 1905 - чл. РСДРП(б). После ареста и ссылки на вечное поселение в Сибирь (1908) постепенно отходит от большевизма. В 1917 переезжает в Москву и примыкает к меньшевикам (до 1922). В дальнейшем ведет науч. и пед. работу в Ленингр. и Москве. Автор более чем 400 науч. работ. Наиб. ценные среди них - тр. по истории с. х-ва, гос. аппарата 16-17 вв., развития капитализма в России и проблемам социологии. Ранний период науч. деят-ности Р. характеризуется влиянием психологии позитивизма и историч. школы Ключевского. Позднее Р. при рассмотрении соц. и полит. явлений исходит из решающей роли экон. фактора. По Р., основа развития ист. процесса - изменения хоз. форм в виде чередования отраслей произ-ва. В целом попытка Р. соединить марксизм с позитивизмом и идеями Ключевского привела его к ряду противоречий. Соч.: Исторические и социологические очерки. М., 1906; Основы научной философии. СПб., 1911; Русская история в сравнительно-историческом освещении. Т. 1-12. М., 1918-26. |
РО́ЗА ВЕТРО́В - графич. метод изображения режима ветров в определенной местности для месяца, сезона, года и т. п. Р. В. учитывают при планировке насел. мест (целесообр. ориентации зданий). Многолучевая эмблема Р. В. присутствует почти на всех старинных картах; ее рисунок выложен паркетом в одной из комнат Китайского дворца в Ораниенбауме, где на плафоне изображена аллегория Географии. |
РОЗА́Й Георг. Альфредович (Торкватович) (1887-1917) - танцовщик. Окончил Петерб. театр, уч-ще в 1907. В 1907-15 артист Мариинского т-ра. Среди его ролей: Кузнечик ("Капризы бабочки"), Сатир ("Времена года"), Негр ("Эвника"), Половчанин ("Половецкие пляски"), Буффон ("Павильон Армиды"). В 1909-11 участвовал в спектаклях "Рус. сезонов", гастролировал во мн. странах. Необыкнов. успех в балете "Павильон Армиды" в первом "Рус. сезоне" сделал знаменитым имя Р., виртуозно исполнявшего уникальные комбинации, сочин. М. Фокиным. Артиста нарасхват приглашали на разл. европ. эстрады. К сож., осуществить др. партии, достойные дарования гротескового танцовщика, Р. было не суждено, и он остался в истории балета виртуозом одного номера. |
РО́ЗАНОВ Ив. Никанор. (1874-1959) - книговед, библиофил, лит.-вед. Родился в г. Моршанске Тамбовской губ. С 1918 проф. Моск. ун-та. В 1919-41 Р. заведовал отд. истории книги в б-ке Ист. музея в Москве. В 1945-53 работал в Ин-те мир. лит-ры им. А. М. Горького, в 1941-59 возглавлял секцию фольклора СП СССР. Начал печататься с 1900. Автор более 300 работ о творчестве рус. поэтов с 18 в. до наст. времени. Наиб. крупные его тр.: "Русская лирика" (1914), "Песни русских поэтов" (1936), "Русские песни 19 в." (1944). Р. принадлежит и ряд книговедч. работ: "Книга и люди в 19 в." (1925), "О редкой книге: (По материалам личной библиотеки автора)" (1959); им составлено неск. заметных рекомендат. библ. пособий, в т. ч. "Путеводитель по русской литературе 19 века" (1927) и "Путеводитель по современной русской литературе" (1929). Р. собрал уникальную б-ку рус. поэзии 18-20 вв., к-рая после смерти собирателя была передана его женой К. А. Марцишевской в дар Гос. музею А. С. Пушкина в Москве. |
РО́ЗАНОВ Матв. Никанор. (1858-1936) - лит.-вед. Брат И. Н. Розанова. Академик (с 1921). Представитель культурно-ист. школы в лит.-ведении. Окончил Моск. ун-т (1883). Первую науч. работу опубл. в 1884 - ""Гамлет" Шекспира и его истолкователи". Для науч. специализации и работы над дисс. темой был послан за границу: Гейдельберг, Страсбург, Париж. Слушал лекции Куно Фишера, Гастона Пайса, Эмиля Фагэ и др., работал в архивах Лондона, Берлина, Цюриха. С 1900 по 1929 преподает в разл. вузах (Моск. ун-т, Высшие жен. курсы и др.), защищает магистерскую дисс. "Поэт периода "бурных стремлений" Якоб Ленц. Его жизнь и произведения" (1901), через 10 лет докт. - "Жан-Жак Руссо и лит. движение к 18 в." (1910). С 1911 проф. Моск. ун-та. Основал романо-германское отд. ист.-филологич. ф-та Моск. ун-та по образцу аналогичного в Пб. ун-те, осн. А. Н. Веселовским. Один из организаторов Ин-та новых языков в Москве, чл. лит.-театр. комитета Моск. гос. Малого т-ра, чл. ред. совета изд-ва "Academia", для к-рого выполнил ряд стихотв. переводов (Данте, Гете и др.). Тр. Р. отличаются глубоким анализом соц. основы лит. явлений. Соч.: Байронические мотивы в творчестве Лермонтова // Венок Лермонтову. М.; Пг., 1914; Очерки истории английской литературы. М., 1915; История французской литературы эпохи Просвещения. М., 1916; Пушкин и Данте // Пушкин и его современники. Л., 1928. Вып. 37; Об источниках стихотворения Пушкина "Из Пиндемонти" // Пушкинский сборник. М., 1930. Вып. 2; Пушкин и Петрарка // Московский пушкинист. М., 1930. Вып. 2. Лит.: Жирмунский В. М. Академик М. Н. Розанов // Изв. АН СССР. Отд. Обществ. наук. 1937. № 4. |
РО́ЗЕН Викт. Ром. (1849-1908) - востоковед-арабист, акад. АН (1901), барон. В 1866-70 студент Вост. ф-та Петерб. ун-та. После его окончания стажировался в Германии (1870-73): в Лейпциге под рук-вом арабиста-филолога проф. Г. Л. Флейшера и в Грейфсвальде у крупнейшего знатока арабской поэзии В. Альвардта. В 1872 Р. защитил магистерскую дисс. по теме: "Древнеарабская поэзия и ее критика". С 1872 - приват-доц., с 1885 проф. по кафедре арабской словесности, в 1893-1902 декан ф-та вост. яз. Петерб. ун-та. Занимаясь реорг-цией преподавания, Р., в частности, подготовил "арабскую хрестоматию" для 1-го курса (совместно с В. Гиргасом), к-рая до сих пор остается незаменимым пособием для студентов. В круг науч. интересов Р. входили арабская поэзия и лит-ра, культура ислама периода расцвета. Систематич. внимание Р. уделял разработке рукописных сокровищ. Ему принадлежит (совм. с А. А. Куником) издание текста и пер. сообщений арабского географа 11 в. ал-Бекри о славянах, хазарах, печенегах и др., иссл. записки Ибн Фадлана. Оба иссл. остаются непревзойденными. Сохраняет науч. ценность докт. дисс. Р.: "Император Василий Болгаробойца. Извлечения из Летописи Яхъи Антиохийского". Р., довольно быстро ставший европейски известным арабистом, был приглашен для участия в междунар. изд. знаменитой истории ат-Табари: в 1883-84 вышла в свет подготовл. Р. часть этого тр., охватывающая события 836-869. В 1885 начался новый этап в жизни Р.: он возглавил Вост. отд. Рос. Археол. об-ва (РАО). Уже в 1886 выходит 1-й том созд. им науч. Востоковед. ж. "Записки Восточ. отд. РАО"; всего при жизни Р. вышло 17 томов. Очень быстро Вост. отделение РАО выдвинулось в первый ряд европ. востоковед. центров, а "Записки" получили мировое признание. Многие зап. ориенталисты стали изучать рус. яз., чтобы читать этот журнал. И Вост. ф-т, и Вост. отд. РАО, и "Записки" помогли Р. объединить значит. силы рус. ориенталистов и создать новую школу подготовл. специалистов как для преподавания, так и для поддерж. самостоят. науч. традиции. Этот период в истории отеч. арабистики и саму школу его ученик И. Ю. Крачковский назвал именем барона Р. В этот период рус. арабистика догнала зап. науку, а ее лидер был избран поч. чл. Королевского Азиатского об-ва (Лондон), чл.-корр. Королевской Прусской АН и Королевской АН в Амстердаме, чл.-корр. Франц. Академии надписей и изящной словесности. Его учениками были знаменитые востоковеды: Н. Я. Марр, П. В. Коковцов, И. Ю. Крачковский, В. В. Бартольд и др. Соч.: Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878-1903; Яхъя Антиохийский. Император Василий Болгаробойца // Публ., пер. и коммент. В. Р. Розена. СПб., 1883; Пролегомена к новому изданию Ибн-Фадлана // ЗВОРАО. 1902. Т. 15. |
РО́ЗЕН Егор (Георг.) Фед. (1800-60) - барон; поэт, драматург, критик, прозаик, мемуарист, переводчик. Получил домашнее образование. Служил в Елизаветградском гусарском полку (1819-28), при Ген. штабе (1831-34), с 1835 по 1840 - личный секр. наследника престола. В 1-й пол. 1820-х гг. начал переводить рус. поэтов нанем. яз., а затем выступил и с оригин. рус. стих. Сотрудничал в "Дамском журнале", "Московском телеграфе", "Московском вестнике", "Северных цветах", "Литературной газете". Приобрел известность прежде всего как автор ист. драм ("Россия и Баторий", 1833, новая сценич. ред. - "Осада Пскова", 1834; "Петр Басманов", 1835; "Дочь Иоанна III", 1836; либретто оп. М. И. Глинки "Жизнь за царя" / "Иван Сусанин", 1836), по своей концепции близких доктрине "офиц. народности". Выступал прозаик (пов. "Зеркало старушки", 1833 и др.). Издатель альманахов "Царское Село" (1830; совм. с Н. М. Кошкиным) и "Альциона" (1831-33). Сотрудничая в 1840-х гг. в "Сыне отечества", критически, с консервативных позиций, оценивает новые тенденции в лит-ре (В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь и др.). Полемич. цели преследовали и восп. Р. "Ссылка на мертвых" (1847), посвящ. его взаимоотношениям с А. С. Пушкиным. |
РОЗЕНБЕ́РГ Оттон Оттонович (1888-1919) - японовед; исследователь буддийской философии. Ученик Ф. И. Щербатского. В 1912-16 изучал буддийскую догматику и философию в Японии. С 1917 - преподаватель Петрогр. ун-та, с 1918 - сотр. Азиат. музея АН и Этногр. отд. Рус. музея. У м. в Ревеле (Таллинн), уйдя в Эстонию вместе с отступ. частями Юденича. В своей осн. работе - "Проблемы буддийской философии" выдвинул ряд методол. принципов иссл., ставших впосл. общепринятыми в науч. буддологии. Ядром будд, филос. учения Р. считал теорию "элементов бытия" - дхарм. С нек-рыми идеями Р. ознакомил зап. науку в своих трудах Ф. И. Щербатской. Соч.: Труды по буддизму. М., 1991. Лит.: Михайлова Ю. Д. Выдающийся буддолог О. О. Розенберг // Проблемы Дальнего Востока. 1987. № 3. С. 87-95. |
РОЗЕНБЕ́РГ Фед. (Фридрих) Ал-др. (1867-1934) - иранист, специалист по мусульм. иск-ву, чл.-корр. Рос. АН (1923), чл.-корр. АН СССР (1925). Род. в г. Феллин (Вильянди) быв. Лифляндской губ. В 1889 окончил ф-т вост. яз. Петерб. ун-та. После окончания ун-та Р. по состоянию здоровья почти 10 лет провел за границей. По возвращении в Россию в 1902 поступает на работу в Азиат. музей, где и проработал почти всю жизнь, получив в 1912 должность "старшего ученого хранителя". Никогда не занимая уч. каф., Р. сумел в АМ создать школу высококлассных специалистов, сотрудников (впоследствии) Ин-та востоковедения. Когда заглохла деят-ность Вост. отделения Арх. об-ва, бывшего со времен барона Розена осн. объединением ориенталистов, эта роль перешла к Коллегии востоковедов при АН, и во многом этому способствовал науч. авторитет Р. Хотя круг науч. интересов Р. был очень широк, неск. направлений в нем доминировали. На протяжении всей жизни Р. обращался к поэме Фирдоуси "Шахнаме". Труд, посвящ. "Шахнаме", целиком не увидел света, но, напр., остроумное иссл. "О вине и пирах..." свидет. о том, насколько своб. Р. владел этим трудным мат-лом. Предметом пристальн. вним. Р. была лит-ра парсов. Его пер. "Книги Зороастра", напис. последователем Зороастра в 1278, и до сих пор остается образцом блестящего перевода и понимания пам. Если интерес к "Шахнаме" и лит-ре парсов можно объяснить отчасти ун-тской трад., то интерес к согдийцам (иран. народность в Ср. Азии) - это мгновенная реакция на открытие их письм. в нач. 20 в. Уже к кон. 20-х гг. Р. стал призн. авторитетом в этой обл. на междунар. уровне. В лице Р. наука имела также и крупного специалиста иранского иск-ва. В обл. изуч. перс. миниатюры в России у него не было предшественников, и он не только возбудил интерес к ней в уч. кругах, но и подготовил неск. специалистов в этой обл. Даже на фоне еще сохранявшейся в пору его жизни гуманистич. культуры Р. представлял явление единичное. Он занял, как писал И. Ю. Крачковский, "достойное место в общечеловеческой культуре", а "это удел не многих ученых". На протяжении мн. лет Р. фактически ведал всеми делами Азиат. музея. После "орабочения" науч. учреждений АН, реорг-ции Азиат. музея в большой Ин-т востоковедения АН СССР Р. был вынужден выйти на пенсию и вскоре умер; по мнению современников - прежде всего в результате насильств. отторжения от родной науч. среды. Соч.: О вине и пирах в персидской национальной эпопее // Сб. Музея антропологии и этнографии при РАН. 1918. Т. V. С. 375-394; Об индоперсидской и ново-индийской живописи // "Восток". 1923. Кн. 2. С. 83-91; Согдийские старые письма. К ранней истории согдийских колоний в Центральной Азии // Изв. АН. Серия VII. 1932. № 5. С. 445-469. |
РОЗЕНКРЕ́ЙЦЕРСТВО - система тайных (преим. религ.-мистич.) об-в высокого ранга (назв. по имени легенд. основателя об-ва Х. Розенкрейца, якобы живш. в 14-15 вв., или по эмблеме Р. - розе и кресту). Близко к масонству. Масонская легенда отодвигает начало Р. в даль веков, но тот круг, в к-рый вошли моск. масоны, возник во 2-й пол. 18 столетия. В Европе орден розенкрейцеров заявил о себе впервые в 1757 во Франкфуртена-Майне; в Праге Р. появилось в 1761, в 1775 - в Вене, откуда вновь проникло в Германию, где его центром стал Берлин. Розенкрейцеры утверждали, что только они одни обладают познанием истины, могут любой металл превращать в золото, изготовлять универсальные лекарства, ловить на лету ядро после выстрела из пушки и т. д. Одной из гл. целей Р. была борьба с "ложным просвещением", центром к-рого считалась Франция. Целью истинного просвещения, полагали розенкрейцеры, должно быть не изменение мира внешнего, но познание его и усовершенствование самого человека. В России Р. появилось в 1782 благодаря И. Г. Шварцу, к-рый привлек к своим работам Н. И. Новикова, М. М. Хераскова, Н. Н. Трубецкого, И. П. Тургенева, И. В. Лопухина и др. Как и у немецких собратьев, "библией" рус. Р. были труды Я. Бёме и Л. Сен-Мартена, отчего розенкрейцеров часто именовали "мартинистами". В 1790-е гг. рус. Р. было разгромлено Екатериной II, к-рая видела в Р. и близких ему масонских ложах, быть может, и не оппозиционные, но независимые, неподконтрольные структуры, чего допустить было нельзя. Тем более это касалось Р., к-рое окружало свои труды сугубой тайной и в распоряжении к-рого была Типографическая компания. |
РОЗЕНФЕ́ЛЬД Анна Зиновьевна (1910-90) - таджиковед, иранист. Д-р филол. наук, проф. Осн. направления науч. работы: диалектология, лексикография тадж. яз., тадж. и перс. фольклор, тадж. топонимика, этнография, мифология; перс. яз., совр. перс. лит-ра, рус.-перс. и рус.-тадж. лит. связи; творчество С. Айни; худ. пер. В 1932 окончила Ленингр. Ин-т философии, лингвистики и истории (ЛИФЛИ), в 1934-37 - аспир. Ин-та яз.-знания при ЛГУ. В нач. 30-х гг. Р. работала в Таджикистане учетчиком во время сельхозпереписи, затем журналистом местных газ. В 1932 - сотр. Таджикской комплексной эксп. АН СССР, в 1932-34 - шк. учитель в кишлаке, в 1934-37 - науч. сотр. Тадж. базы АН СССР, в 1941-43 (и в 1951-55) - в Ин-те яз. и лит-ры АН Тадж. ССР. В 1943-45 работала в Посольстве СССР в Иране. С 1947 преп. каф. иранской филологии Вост. ф-та ЛГУ. С 1937 по 1941 и с 1945 по 1950 работала в Ин-те востоковедения АН СССР. Начиная с 1936 и вплоть до начала 70-х гг. участвовала в различных диалектолог., лингв., фольклорных эксп. в Таджикистане. Автор более 150 науч. работ. Соч.: Таджикско-русский словарь: Т. 1 (буквы Г, И, К, Л, М, Н). Ташкент; Сталинабад, 1946; Русско-таджикский словарь (буквы С-Я). М., 1949; Таджикско-русский словарь (буквы Г, 3, Н, X). М., 1954; Говоры Каратегина // Тр. АН ТаджССР. Сталинабад, 1960. Т. 93; Ванджские говоры таджикского языка. Л., 1964; Бадахшанские говоры таджикского языка. Л., 1971. Таджикско-русский диалектный словарь: (Говоры Юго-Вост. Таджикистана). Л., 1982. Лит.: А. З. Розенфельд: (К 60-летию со дня рождения) // Вестн. ЛГУ. Сер. История, язык, литература. 1970. № 14; Бозорбаева М. М., Кокоришвили Л. Красные учителя. Душанбе, 1978. |
РО́ЗИНГ Бор. Львович (1869-1933) - физик, изобретатель. Оконч. Петерб. ун-т. Преподавал в Петерб. технол. ин-те и на Высших политехнич. жен. курсах. Разработал первую электронную систему воспроизведения телевизионного изображения с помощью электронно-лучевой трубки (1907). В разработанной Р. системе "электрической телескопии" использовалась механич. система развертки для передачи изображений и электронная - для приема. В 1911 Р. демонстрировал первый опыт приема простейших геометрич. фигур с помощью электронно-лучевой трубки. Труды Р. оказали существенное влияние на развитие телевизионной техники в 20 в. Учеником Р. был В. К. Зворыкин. |
РО́ЗНЕР Эдди (Адольф) Игн. (1910-76) - трубач, руководитель джаз-оркестра. Родился в Германии, в 1936 организовал джаз-оркестр в Варшаве, с к-рым в 1939 переехал в Белосток, чтобы оказаться на территории СССР. В 1939-46 - худ. рук. Эстрадного оркестра БССР. В 1946 репрессирован. После реабилитации в 1956 руководил джаз-оркестром в Москве. В 1971 эмигрировал. Вошел в историю джаза как выдающийся трубач и автор популярных мелодий ("Парень-паренек", "Зачем"). Нар. арт. БССР (1944). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОКОССО́ВСКИЙ Конст. Конст. (1896-1968) - воен. деятель, Маршал СССР (1944), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Родился в Варшаве, в семье рабочего, окончил 4-классное гор. уч-ще. С 1909 по 1914 работал на ф-ке в Варшаве, был каменотесом в г. Гройцы Варшавской губ. Участник 1-й мир. войны, служил в 5-м драгунском Каргопольском полку, мл. унтер-офицер. В дек. 1917 вступил в Каргопольский красногвард. кав. отряд, к-рый в янв. 1918 влился в регул. Кр. армию, помощник ком. отряда. После переформирования отр. в 1-й Уральский кав. полк участвовал (на разн. командных должн., вплоть до командира бригады) в боевых действиях против чехословацкого корпуса, войск Колчака, отрядов бар. Унгерна - в Сибири, на Урале, в Монголии. В 1919 вступил в РКП(б). С 1926 по 1928 служил в Улан-Баторе инструктором Монгольской кав. див. В 1929 окончил курсы усоверш. высшего начсостава при Воен. академии им. М. В. Фрунзе. Командуя 5-й Отд. Кубанской кав. бригадой, в 1929 участвовал в боях на сов.-кит. границе. В авг. 1937 был репрессирован и вплоть до марта 1940 находился под следствием как "враг народа". Испытал на себе всю беспощадность и жестокость сталинско-бериевской карат. машины. Освобожден с формулировкой "в связи с прекращением дела". В начале Вел. Отеч. войны Р. было присвоено зв. ген.-майора. Начав войну командиром корпуса, закончил ее командующим одним из главных фр. - 2-м Белор. Войска под ком. Р. отличились в Смоленском сражении, Московской, Сталинградской, Курской битвах, Белорус, Вост.-Прус. Берлинской операциях. 24 июня 1945 командовал Парадом Победы в Москве. В 1945-49 - командующий Сев. гр. войск. В окт. 1949 по просьбе пр-ва Польши был назначен мин. нац. обороны и зам. пред. Сов. мин. ПНР, избирался чл. Политбюро ЦК ПОРП, депутатом сейма, ему присвоено звание Маршала Польши. В 1956-57 и 1958-62 зам. мин. обороны СССР. С апр. 1962 - в Группе ген. инспекторов Мин-ва обороны СССР. Награжден самым высшим воин. орденом - орд. "Победа", семью орд. Ленина, орд. Окт. рев-ции, шестью орд. Боевого Кр. Знамени, орд. Суворова Кутузова I степени. Похоронен в Кремлевской стене на Красной пл. |
РОКСОЛА́НЫ - одно из сарматских скотоводч. племен, пришедших в Сев. Причерноморье с вост. (из-за Дона) в 3 в. до н. э.; известны своей воинственностью и иск-вом ведения конного боя. В кон. 2 в. дон. э. Р. оказали поддержку царю крымских скифов Палаку во время его войны с Херсонесом. Позднее Р. продвинулись на запад, достигнув низовья Дуная, где они жили вплоть до 4 в. н. э. Покорены гуннами. В 18-19 вв. в лит. неоднократно высказывалось мнение, что Р. - этнич. предки русских (это "подтверждалось" созвучием имен). В рус. традиции часто отождествлялись со скифами. |
РОМА́ДИН Ник. Мих. (1903-87) - живописец, нар. худож. СССР (1971), действ. чл. АХ СССР (1967). Лаур. Ленинской премии (1980). Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в Москве у И. И. Машкова, П. П. Кончаловского, Р. Р. Фалька. Автор поэтич. пейзажей преимущ. ср. полосы России (сер. "Волга - русская река", 1944-45) с тонкой и точной передачей разл. состояний природы в разное время года. Ряд произв. носит романтич. характер ("Кудиновское озеро", 1974-78; "Берендеев лес", 1963 и др.). Непоср. восприятие природы сочетается в работах Р. с филос. глубиной обобщений. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОМА́НОВ Бор. Ал-др. (1889-1957) - историк, архивист, автор ряда работ по истории России 11-20 вв. В 1912 окончил Петерб. ун-т; в 1918-29 работал в Центр. архиве, а с сер. 30-х гг. в учреждениях АН СССР, в 1944-57 в Ленингр. отделении ин-та истории АН СССР. Одноврем. преподавал в Ленингр. гос. ун-те. В 1941 защитил докт. дисс, с 1947 проф. Р. как лектора и ученого отличала всесторонняя эрудиция в сочет. со строгой документальностью и широтой охвата при рассмотрении тех или иных ист. реалий - начиная с раннего средневековья и кончая внешней политикой или финансами России в нач. 20 в. К решению важных науч. проблем Р. подходил исключительно оригинально, подтверждая правоту своих взглядов убедительными аргументами. Соч.: Россия в Маньчжурии (1892-1906). Л., 1928; Очерки дипломатической истории русско-японской войны 1895-1907 гг. М.; Л., 1955; Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966. Лит.: Проблемы социально-экономической истории России: К 100-летию со дня рождения Б. А. Романова. СПб., 1991. |
РОМА́НОВ Бор. Георг. (1891-1957) - артист бал., балетм. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1909. В 1909-20 артист Мариинского т-ра, с 1914 балетм., с 1919 рук. бал. Среди его ролей: Шут ("Щелкунчик"), Лучник ("Половецкие пляски"), Раб ("Корсар"), Ротмистр ("Привал кавалерии"), Пьеро ("Карнавал"), Матадор ("Андалузиана"), солист ("Арагонская хота"), характ. танцы в операх и бал. С 1913 ставил танцы в операх "Кармен", "Алеко", "Демон" и др. С 1912 на разл. сценах Петерб. осуществляет постановки ряда бал. и миниатюр. Р. танцует в "Русском балете Дягилева" и ставит там бал. "Трагедия Саломеи" и танцы в опере И. Стравинского "Соловей". Р. был первоклассным характ. и гротеск танцовщиком. В 1922-25 организатор и балетм. "Рус. романтич. балета" (Берлин); там поставил "Безделушки", "Трапецию", возобновил "Жизель", "Арлекинаду", "Андалузиану" и др. С 1925 Р. ставит балеты в труппе А. Павловой, в т-рах Милана, Буэнос-Айреса, Риги, Монте-Карло. В 1938-42, 1945-52 гл. балетм. "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). |
РОМАНО́ВИЧ Серг. Мих. (1894-1968) - художник. В 1918 закончил живописное отд. Моск. уч-ща живоп., ваяния и зодч. (с 1920 - ВХУТЕМАС), где учился у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина, П. Кузнецова, Л. Пастернака и др. В 1912-14 - чл. худож. объединения "Лучисты и будушники". С этого врем. Р. становится участн. многочисл. выставок. С 1920-х гг. на протяж. мн. лет занимался препод. деят-ностью. Преподавал рисунок и живопись в изостудии моск. Пролеткульта, в воронежском и моск. ВХУТЕМАСЕ, на рабфаке иск-в в Москве, в моск. Арх.-строит. ин-те, на декоративном отд. Моск. высшего худож.-пром. уч-ща. Ближайший друг и сподвижник М. Ларионова, Р. был яркой фигурой в ларионовском окружении. Активно приняв идеи авангарда, Р. сочетал их с силой и серьезностью традиц. классич. иск-ва. Футуризм мыслился им как будущее свободное иск-во, проникнутое философией духа. Позже, уйдя из офиц. сферы иск-ва, Р. отстаивал суверенность своего творчества. Как в манере, так и в тематике он оставался свободным от внешнего давления. Одна из гл. тем его творчества - библейская, в к-рой художнику удалось соединить живописные достиж. кон. 19 и нач. 20 в. с глубоким проникновением в духовные основы совр. жизни. Р. оставил не только живописное наследие. Им были написаны эссе о Феофане Греке, Н. Ге, М. Ларионове. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОМА́НСКИЙ СТИЛЬ (в России) (от лат. romanus - римский) - стиль зап.-европ. иск-ва раннего средневековья (10-12 вв., в ряде стран также и 13 в.). Возник в Италии в 9 в.; одним из его источников было иск-во Византии. С принятием Русью христианства визант. зодчие привезли на Киевскую Русь осн. арх. технологии визант. зодчества (София Киевская, с визант. столпообраз. членением и мозаикой). В 10-12 вв. визант. арх. распространяется по всей Руси, захватив даже Север (Новгород). Андрей Боголюбский в 1203 попросил у герм. императора зодчих для постр. Успенского собора во Владимире и Боголюбове, и имп. прислал ему итал. зодчих, работавших в Р. С. Так появляется Владимирское, а затем Владимиро-Суздальское иск-во, оказавшее влияние на строит. технологии и худож. формы рус. иск-ва в последующие эпохи. Романо-визант. истоки рус. каменной арх. обусловили органичность вхождения ренессансной арх. итал. мастеров 15 в., работавших в Москве, в рус. культ. пространство. В 18 в., во времена барокко, византийскими считались любые пяти- и многоглавые храмы. В 19 в. Р. С. зап.-европ. типа встречается крайне редко, чаще в отдельных декорат. деталях (портал Петрикирхе в Петербурге, арх. А. П. Брюллов); визант.-рус. тип используется в осн. в церк. арх. Значительнейший пам. романо-визант. стиля - Греческая церк. в Петерб. (арх. Р. И. Кузьмин). Самое широкое распространение Р. С. имел в 1870-х гг., но сохранял свое знач. и в дальнейшем (Иоанновский монастырь в Петерб., арх. Н. Никонов, 1897-1910). Практически все храмы этого стиля разрушены сов. властями. Эл-ты Р. С. присутствуют в Северном модерне и неорус. стиле. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОМОДА́НОВСКИЙ Фед. Юр. (ок. 1640-1717) - полит. деятель, кн., "князь-кесарь", один из ближайших сподвижников Петра I. Был стольником при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, спальник Петра I. Активный участник воен. забав Петра, "генералиссимус" потешных войск. Во время загран. путешествий Петра в 1697-98 управлял столицей и возглавлял пр-во. С 1686 нач. Преображенского приказа; вел розыски по делам о гос. и полит. преступлениях. Руководил следствием и расправой над участниками стрелецкого бунта 1698 и астраханского восст. 1705-06. Пользовался неогранич. доверием Петра. |
РОНДЕ́ЛЬ (франц. rondel, от rond - круг) - твердая стихотв. форма, попул. во франц. поэзии 14-15 вв. По своему строению близка к триолету. Классич. Р. состоит из 13 или 14 стихов на две рифмы. Первые две строки повторяются как 7-я и 8-я, 1-я строка (иногда 1-я и 2-я) завершает стих. Композиционно Р. распадается на три строфы (два 4-стишия и заключительное 5-или 6-стишие). В России Р. был менее популярен, чем рондо, и не получил широкого распространения. К этой форме обращались В. Иванов и И. Северянин. Пример Р. (И. Северянин): Сегодня волны не звучат, И облако как белолилия. Вот аглийская эскадрилия Плывет из Ревеля в Кронштадт. Ты на балконе шоколад Кусаешь, кутаясь в мантилии. Сегодня волны не звучат, И облака как белолилии. Я у забора. Горный скат. Ах, ленно сделать мне усилия Сбежать к воде: вот если б крылия! Я странной немотой объят И жутью: волны не звучат. |
РОНДО́ в стихосл. (франц. rondeau, от rond - круг) - твердая стихотв. форма, сложившаяся к кон. 14 в. как один из вариантов ронделя путем сокращения припева до полустишия. Классич. Р. состоит из 13 стихов на две рифмы, композиционно распадающихся на два 5-стишия и 3-стишие между ними; после 3-стишия и заключит. 5-стишия следует рефрен, повторяющий нач. слова 1-й строфы. Схема Р.: аабба abbR aabbaR (R - нерифмующийся рефрен). Обычный для Р. размер - 10-сложник с 4-сложным рефреном (в рус. имитации - 5-стопный ямб и 2-стопный ямб в рефрене). Первое рус. Р. появилось в "Новом и кратком способе..." В. К. Тредиаковского (1735), вслед за ним Р. пишет А. П. Сумароков, но уже во 2-й пол. 18 в. "рус. Р." перестает быть твердой формой. Рус. поэты (А. А. Ржевский и др.) называют "Р." стихотв. любого объема на две рифмы с рефреном. В нач. 19 в. Р. практически выходит из употр. и вновь возрождается в стилизациях лишь в нач. 20 в., когда к этой форме обращаются М. Кузмин, Б. Лившиц, И. Северянин. Пример классич. Р. (Б. Лившиц): Печальный лик былой любви возник В моей душе: вечерняя неистовая Фантазия влечет меня в тайник Минувшего, и, тихо перелистывая Страница за страницею дневник, Я вновь, любовь, твой робкий ученик, Я вновь тебе подвластен, аметистовая Звезда любви, явившая на миг Печальный лик... И вновь легки неверные пути к Былому, в сад, где соловей, насвистывая, Узорит тишь, где занавесь батистовая Дрожит в окне и, при луне, в цветник Склоняется в простом венке гвоздик Печальный лик... |
РОНСА́РОВА СТРОФА́ - 6-стишие на три рифмы с укороченными 2-й и 5-й строками. Культивировалась во франц. поэзии 16 в. П. Ронсаром и др. поэтами "Плеяды" - франц. поэтич. школы эпохи Возрождения. В России Р. С. впервые воспроизвел в 1907 С. Соловьев: Как весенний цвет листвы, Так и Вы Нежным веете апрелем В дни, когда в тени ветвей Соловей Предается сладким трелям. |
РО́ОМ Абр. Матв. (1894-1976) - кинорежиссер. Учился в Петрогр. психоневрол. ин-те, в гражд. войну служил врачом в Кр. армии. С 1919 - реж. в т-рах Саратова, с 1923 - в Т-ре им. Мейерхольда. В кино с 1924. Наиб. плодотворной для Р. была 2-я пол. 20-х гг. Снимал острую психол. драму (драму личности) на ист.-рев. мат-ле ("Бухта смерти", 1926; "Предатель", 1929; "Привидение, которое не возвращается", 1930, по новелле А. Барбюса "Свидание, которое не состоялось"). Последний из назв. ф. признан одной из вершин сов. немого кино. Принципиально важным было обращение Р. к перипетиям частной жизни маленького человека (ф. "Третья Мещанская" и "Ухабы", 1927, по сценариям В. Шкловского и Р.). Р. сотрудничал с лучшими сценаристами немого кино - Б. Леонидовым, Н. Агаджановой, Л. Никулиным, В. Туркиным, В. Шкловским (с ним Р. работал в пяти ф.). Один из самых актерских реж. позднего немого кинематографа, Р. не терпел актерского штампа. В его ф. по-новому раскрылось дарование О. Жизневой, Н. Охлопкова, В. Фогеля, Н. Баталова, Б. Фердинандова, М. Штрауха. Как мн. реж. его поколения, на рубеже 30-х гг. Р. экспериментировал на грани игрового и док. кино. Но эти опыты 1930-31 (полуигровые ф. "Манометр-1" и "Манометр-2", док. "План великих работ") не имели выхода в живой кинопроцесс. В дальнейшем Р. работал неровно, с большими перерывами. В 1944 он снял ф. "Нашествие" по пьесе Л. Леонова с прекрасным актерским составом (О. Жаков, В. Ванин, О. Жизнева). В этом полулит., полутеатр. ф. ощущалась сила традиции немого кино. Последние постановки Р. связаны с экранизацией рус. классики ("Гранатовый браслет", 1964, по А. Куприну; "Цветы запоздалые", 1970, по А. Чехову; "Преждевременный человек", 1972, по пьесе М. Горького "Яков Богомолов"). Соч.: Как я стал режиссером. М., 1946. Лит.: Гращенкова И. Абрам Роом. М., 1977; Шкловский В. Роом: Жизнь и работа // Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. М., 1985. |
РОПЕ́Т Ив. Пав. (1845-1908) - архитектор, предст. т. н. "рус. стиля". Наст. фам. и имя - Ив. Ник. Петров. Ученик А. М. Горностаева. В работах Р. были творчески переосмыслены мотивы и формы дер. рус. архитектуры 17 в. Постройки: "Терем" в Абрамцеве (1873), рус. павильоны на выст. в Париже (1878) и Чикаго (1893), рус. посольство в Токио (1890-е гг., совм. с В. Ф. Харламовым). |
РО́ПША - имп. резиденция, в к-рой был убит Петр III. Находится к югу от Петергофа и Ораниенбаума, в центре Ижорской возвышенности; в окрестностях Р. - истоки Петергофской водной системы. Ныне пос. в Ломоносовском р-не Ленингр. обл. Селение (с. Храпша) упоминается в писцовых книгах 16 в. После основания СПб. в Р. строится царская усадьба с дер. дворцом в голл. вкусе, куда Петр I приезжал отдыхать и лечиться водами. Усадьба в 1715 была пожалована главе Преображенского приказа кн. Ф. Ю. Ромодановскому, по смерти к-рого в 1717 перешла вместе с титулом его сыну Ивану. Рядом в Р. с 1710 находилось имение канцлера империи Г. И. Головкина. В 1721 здесь царь в присутствии жениха своей дочери Анны герцога Голштинского пустил воду в Петергофский водовод. В 1722 сын Г. Головкина Михаил женился на дочери И. Ромодановского Екатерине, получив его усадьбу в приданое. С этого времени дальнейшая история Р. связана с усадьбой Головкиных; для них крепостной арх. И. Андреев построил каменный дом, к-рый после многократных перестроек приобрел вид дворца. Для имп. Елизаветы Петровны, выезжавшей в Р. на охоту и рыбную ловлю, в ропшинских прудах стали разводить форель, карпов и карасей. В 1752 В. В. Растрелли перестроил дворец, создав тройное каре служб и обширный дворцово-парковый ансамбль. Сюда после отречения от престола был привезен Петр III, через несколько дней убитый заговорщиками. С 1764 Р. - владение фаворита Екатерины II гр. Г. Г. Орлова, который здесь никогда не появлялся. После его смерти в 1785 Р. была куплена армянским негоциантом И. Л. Лазаревым - одним из богатейших людей своего времени. Дворец был вдвое увеличен, фасады и интерьеры получили новую отделку в стиле классицизма (1785-1801), построены многочисл. служеб. корпуса, образующие с дворцом единый ансамбль, а сад переделан в англ. парк. По воцарении Павла I И. Л. Лазарев, в память о его отце, продал усадьбу императору. Павел в благодарность произвел Лазарева в действ. стат. советники и мальтийские кавалеры и пожаловал армянам, искавшим в России защиту от Турции и Персии, земли на Дону, где возник армянский город Нахичевань. С тех пор Р. находилась в дворцовом ведомстве. Небольшие переделки интерьеров велись в сер. 19 в. и в 1881. Пейзажный парк в Р. - замечат. пам. парк. иск-ва 18 в., художественно подобный знаменитому парку в Гатчине. Р. - это единственная дворцовая усадьба, в к-рую более столетия ездили охотиться, ловить рыбу и отдыхать императоры и великие князья. Ансамбль практически не пострадал в годы Вел. Отеч. войны, дворец, занятый в 1950-е гг. воинскими частями, еще долго сохранял в своих интерьерах живописные плафоны, лепные фризы, зеркала, кафельные печи с рельефными аллегорическими фигурами, наборный паркет. В 1960-е гг. дворец стал бесхозным и пришел в полное запустение; в 1992 - сгорел. Сохранились лишь его руины и служебные постройки (также почти полностью в руинах). Запущенный англ. парк по-прежнему прекрасен. В путеводителях разрушение Р. приписывается гитлеровским оккупантам. В Р. находятся также древняя каменная базиликальная церковь и комплекс быв. бумажной ф-ки (кон. 18 в.). |
РО́СЛАВЛЕВА Люб. Анд. (1874-1904) - балерина. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1892. С 1892 солистка, с 1900 балерина Большого т-ра. Среди ее ролей: Сванильда ("Коппелия"), Лиза ("Волшебная флейта"), Сандрильона ("Волшебный башмачок"), Тереза ("Привал кавалерии"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"). С 1895 в петерб. Мариинском т-ре (гл. партии в бал. "Коппелия", "Капризы бабочки", "Ацис и Галатея", "Корсар" и др.). Р. - самобытная рус. балерина, редкого сценич. обаяния. Современники, сравнивая Р. с М. Кшесинской и О. Преображенской, наз. ее "светлым талантом русского балета". В 1902 Р. с шумным успехом выступила в Монте-Карло и Варшаве. В 30 лет ум. после неудачи. операции. |
"РО́СПИСЬ ЦАРСКИМ КУШАНЬЯМ" - письменный пам. 17 в. (1610-13), содерж. перечень блюд стола моск. государей. Написана была Р. Ц. К. для претенд. на моск. престол польск. королевича Владислава с тем, чтобы научить иноземца-католика обычаям рус. земли. Р. Ц. К. содержит большой перечень закусок, супов (уха, щи, калья, тавранчук), мясных и рыбных блюд, хлебных изделий (калачи, пироги, пирожки, караваи, караси - пирожные из пресного теста, блины, оладьи, котломы - соленые лепешки и др.), сведения о продуктах и способах их консервирования (рыба рассольная, пряная, живопросоленная и др., оленина, дичь, дом. птица и пр.) и приготовления. Р. Ц. К. свидетельствует о выс. уровне кулин. техники (сложные соусы, разл. способы тепловой обработки), шир. использовании привозных пряностей (шафран, корица, гвоздика), лимонов и др. продуктов. Прослеживается влияние на формир. рус. кухни культурного общения с др. народами, в частности тюрк. (котломы - соленые лепешки, манты - крупные изд. типа пельменей, кундюбки - ушки, юрма - колбаса с бараниной, тавранчук - похлебка и т. д.). Опубл. была Р. Ц. К. в 19 в. ("Акты исторические". СПб., 1841. Т. 2). |
РОССИ Джованни Джоакино (1704-68) и Игнатио Людовико (1705-80) (братья) - сыновья "первого штукатурного художества мастера" в России Джованни Франческо Росси из Тессина; обучались "штукатурному художеству" у своего отца и в "чужестранных государствах". С 1725 оба служили штукатурными мастерами в Канц. от строений и трудились над отделкой интерьеров царских дворцов в Петербурге и загор. резиденциях, Петропавловского собора, Исаакиевской и Симеоновской ц., здания Гос. коллегий. С 1740-х гг. Джованни Р. "всегда был употребляем ко всем великим и строго "поспешающим строениям": с 1747 руководил перестр. Б. Петергофского дворца по проекту Ф. Растрелли, а после успеш. завершения работ в 1754 был назначен рук. Конторы строения гл. объекта - возводившегося по проекту Ф. Растрелли нового кам. Зимнего дворца, где работало ок. 5 тыс. чел. В 1764, по оконч. стр-ва, он по собств. просьбе был уволен в отставку (по слабости здоровья) с чином стат. советника. Игнатио Р. на протяжении 15 лет возглавлял Контору строения Александро-Невского мон. В 1762 он представил в Канц. от строений собств. проект и модель кам. наб. Невы, по к-рым началось ее стр-во. В том же году Игнатио Р. был назначен рук. "Конторы строения по Неве реке каменного берега", одноврем. продолжая выполнять все прежние обязанности. Под его рук. был построен участок наб. от Эрмитажного т-ра до Литейного просп. В 1772 он был, также по собств. просьбе, уволен в отставку "по слабости в зрении" и тоже с чином стат. советника. Построенные под рук. бр. Р. наб. Невы и Зимний дворец уже более двух веков остаются украшением и гордостью Петербурга. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОССИ́ЙСКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕ́КА - основана в 1862 как первая публ. б-ка Москвы. Первоначальное назв. - "Московский публичный музеум и Румянцевский музеум". Разместилась в т. н. Пашковом доме - пам. архитектуры кон. 18 в., построенном по проекту В. И. Баженова. Основа кн. фонда и музейного собр. - богатейшие коллекции книг, рукописей и произв. иск-ва, принадлежавших гр. Н. П. Румянцеву. Открытый в Петерб., Румянцевский музей в 1861 переводится в Москву. С 1862 Б-ка получает собств. обязат. бесплатный экземпляр всех выходивших в России произв. печати. До 1917 фонд в значит. степени пополнялся также за счет частных книжных пожертвований. Среди наиболее ценных собраний - б-ка мин. нар. просвещения, путешественника и ученого А. С. Норова (исключительную ценность представляют прижизн. издания произв. Дж. Бруно), б-ки М. Ю. Виельгорского, П. Я. Чаадаева, В. Ф. Одоевского и др. Постановление Совнаркома от 12 дек. 1921 о Гос. Румянцевском музее возложило на Б-ку функции гос. книгохранилища. 24 янв. 1924 Б-ке присваивается имя В. И. Ленина. 6 февр. 1925, согласно постановлению Президиума ЦИК СССР, Б-ка становится гос. б-кой всесоюзного значения; одна из главных ее задач - собирание всех произведений печати народов СССР. Б-ка получает название - Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ). Одновременно принимается решение о ликвидации Румянцевского музея. В 1930 рядом со старым началось стр-во нового здания Б-ки (арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх), завершившееся в 1957-58. В 1950-60-е гг. Б-ка становится ведущим центром в области научно-методической работы в помощь б-кам союзных республик и центром в области рекомендательной библиографии. С 1992 преобразована в Рос. гос. б-ку (РГБ). Отдел рукописей РГБ хранит коллекции гос. учреждений и обществ. организаций, фонды деятелей культуры. Среди них архивы В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, С. А. Есенина, К. И. Чуковского и др. Лит.: Клевенский М. М. История Библиотеки Московского публичного Румянцевского музея, 1862-1917 гг. М., 1953; История Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В. И. Ленина за сто лет, 1862-1962. М., 1962; Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в системе библиотек: 60-80-е гг. ХХв. М., 1989. |