Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 5, "РОЖ"-"РОС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 5, "РОЖ"-"РОС")

Рождество Иоанна Предтечи

РОЖДЕСТВО́ ИОА́ННА ПРЕДТЕ́ЧИ - великий недвунадесятый праздник православной церкви, отмечаемый 24 июня (7 июля). Древние христиане почитали этот праздник уже в 3 в., называя его "светлым торжеством", "денницей Солнца Правды". Церковно праздник Р. И. П. введен в кон. 3 - нач. 4 в.

На Руси праздник Р. И. П. слился с языческим праздником славян Купало, знаменующим летний солнцеворот, и стал отмечаться в народе как день Ивана Купалы.

Рождество Христово

РОЖДЕСТВО́ ХРИСТО́ВО - один из главных христ. праздников, отмечаемый 25 дек. (7 янв.). Католическая церковь считает этот праздник главнейшим, православная церковь - вторым после Пасхи.

В основе праздника лежит евангельское сказание о рождении Сына Божьего Девой Марией. Первонач. на Востоке праздник Р. Х. отмечался 6 янв. Зап. церковь изначально стала отмечать Р. Х. 25 дек., исходя из того факта, что в этот день исполняется 9 месяцев со дня Благовещения (25 марта). Дата установления праздника, возможно, обусловлена и тем, что христ. церковь на Западе стремилась вытеснить широко распространенный в Римской империи культ древнеиранского бога Митры, рождение к-рого как раз приходилось на 25 дек. В 4 в. Восток также стал отмечать Р. Х. 25 дек.

В РПЦ Р. Х. - двунадесятый праздник, он имеет 5 дней предпразднества и 6 дней попразднества. Празднику Р. Х. предшествует 40-дневный пост, называемый Рождественским, или Филипповым (т. к. начинается после дня памяти апостола Филиппа). Канун праздника проводится в особо строгом посте, к-рый называется сочельником или сочевником, т. к. по церк. уставу в этот день полагается употреблять в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). Рождественский пост хранится до первой вечерней звезды. С сочельником связан народный обычай колядования, восходящий к славянским языч. верованиям.

12 дней после Р. Х. называются святками, т. е. святыми днями, освященными Р. Х. и Богоявлением. С этими днями исконно связаны народные полуязыческие святочные забавы и увеселения, среди к-рых основные - ряжение и гадания.

Рожественский Зиновий Петр.

РОЖЕ́СТВЕНСКИЙ Зиновий Петр. (1848-1909) - воен.-мор. деятель, вице-адмирал (1904). Окончил Морской корпус (1870), Михайл. арт. академию (1873). Участвовал в рус-тур. войне 1877-78, был ст. офицером на вооруж. пароходе "Веста" во время боя с тур. броненосцем "Фетхи-Буленд". После войны служил на болг. флоте и командовал флотилией княжества. После возвращения на рус. службу был мор. агентом в Англии (1890-94), в 1899-1901 - нач. Уч.-арт. отряда, в 1902-04 - нач. Гл. мор. штаба. С июня 1904 - командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой. Под флагом Р. эскадра с окт. 1904 по май 1905 совершила беспримерный по трудности поход через три океана, не имея ни одной промежуточной базы. При попытке прорыва во Владивосток в сражении при Цусиме 14-15 мая эскадра была почти полностью уничтожена япон. флотом; Р., тяжело раненный, оказался в плену. По возвращении в Россию предан суду, оправдан, уволен в отставку. Степень вины Р. за пораж. при Цусиме расценивается по-разному. По-видимому, Р., обладая незаурядными волевыми качествами и организаторскими способностями, не проявил в полной мере данных наст. флотоводца - не уделил должного вним. боевой и тактич. подготовке эскадры (в части., не разработал плана боя, в начале боя неудачно маневрировал и т. д.).

Рожков Ник. Ал-др.

РОЖКО́В Ник. Ал-др. (1868-1927) историк и социолог. Учился в Екатеринбургской г-зии (1886-90), на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та. С 1891 работал преп. др. языков в Пермской г-зии (1891-97), в Моск. ун-те (с 1898), в др. высших и средних уч. заведениях. В 1899 защитил дисс. "Сельское хозяйство Московской Руси 16 в.", сотрудничал в ряде марксистских ж. С 1905 - чл. РСДРП(б). После ареста и ссылки на вечное поселение в Сибирь (1908) постепенно отходит от большевизма. В 1917 переезжает в Москву и примыкает к меньшевикам (до 1922). В дальнейшем ведет науч. и пед. работу в Ленингр. и Москве. Автор более чем 400 науч. работ. Наиб. ценные среди них - тр. по истории с. х-ва, гос. аппарата 16-17 вв., развития капитализма в России и проблемам социологии. Ранний период науч. деят-ности Р. характеризуется влиянием психологии позитивизма и историч. школы Ключевского. Позднее Р. при рассмотрении соц. и полит. явлений исходит из решающей роли экон. фактора. По Р., основа развития ист. процесса - изменения хоз. форм в виде чередования отраслей произ-ва. В целом попытка Р. соединить марксизм с позитивизмом и идеями Ключевского привела его к ряду противоречий.

Соч.: Исторические и социологические очерки. М., 1906; Основы научной философии. СПб., 1911; Русская история в сравнительно-историческом освещении. Т. 1-12. М., 1918-26.

Роза ветров

РО́ЗА ВЕТРО́В - графич. метод изображения режима ветров в определенной местности для месяца, сезона, года и т. п. Р. В. учитывают при планировке насел. мест (целесообр. ориентации зданий).

Многолучевая эмблема Р. В. присутствует почти на всех старинных картах; ее рисунок выложен паркетом в одной из комнат Китайского дворца в Ораниенбауме, где на плафоне изображена аллегория Географии.

Розай Георг. Альфредович

РОЗА́Й Георг. Альфредович (Торкватович) (1887-1917) - танцовщик. Окончил Петерб. театр, уч-ще в 1907. В 1907-15 артист Мариинского т-ра. Среди его ролей: Кузнечик ("Капризы бабочки"), Сатир ("Времена года"), Негр ("Эвника"), Половчанин ("Половецкие пляски"), Буффон ("Павильон Армиды"). В 1909-11 участвовал в спектаклях "Рус. сезонов", гастролировал во мн. странах. Необыкнов. успех в балете "Павильон Армиды" в первом "Рус. сезоне" сделал знаменитым имя Р., виртуозно исполнявшего уникальные комбинации, сочин. М. Фокиным. Артиста нарасхват приглашали на разл. европ. эстрады. К сож., осуществить др. партии, достойные дарования гротескового танцовщика, Р. было не суждено, и он остался в истории балета виртуозом одного номера.

Розанов Вас. Вас.

РО́ЗАНОВ Вас. Вас. (1856-1919) - писатель, критик, публицист, философ. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1882). В течение мн. лет учительствовал в провинции (Брянск, Елец). С 1893 служил в Петербурге, с 1899 - проф. литератор, постоянный сотр. газ. "Новое время", публиковался также в газ. "Русское слово", ж. "Мир иск-ва", "Вопросы философии и психологии", "Новый путь" и др. Наследие Р. чрезвычайно многообразно. Он автор филос. трактата "О понимании" (1886), ист.-лит. иссл. о Ф. М. Достоевском "Легенда о Великом инквизиторе" (1891), многочисл. критич. статей о Н. В. Гоголе, А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, писателях-славянофилах, символистах и др., ст. на филос.-религ. (сб. "Религия и культура", 1899; "Около церковных стен", 1906), пед. (сб. "Сумерки просвещения", 1899) темы, путевых очерков ("Русский Нил", 1907; "Итальянские впечатления", 1909), полит. публицистики ("Когда начальство ушло", 1910). Наиб. известной и оригин. частью его наследия стала своеобразная трилогия: "Уединенное" (1912), "Опавшие листья", короб 1 и 2 (1913-15), в к-рой разрабатывается жанр фрагмента, короткой дневниковой записи, фиксирующей мгновенное, сиюминутное состояние сознания - мысль, эмоцию, ситуацию. Этот жанр Р. продолжает культивировать в кн. "Сахарна" (1913, при жизни не публ.) и в цикле статей "Апокалипсис нашего времени" (1917-18), где отражено его восприятие рев-ции как вселенской катастрофы. "Провокационность" лит. поведения Р. (он одноврем. публиковался в изд. прямо противоположной общест. ориентации), резкость и даже скандальность его критич. оценок вызывали не менее резкое противодействие, упреки в беспринципности и цинизме. В то же время многие, даже полемизирующие с Р. писатели отмечали его "огромнейший талант" (М. Горький), "самый большой дар в русской прозе" (Н. А. Бердяев).

В. В. Розанов. Худ. Л. Бакст

В. В. Розанов. Худ. Л. Бакст

Розанов Ив. Никанор.

РО́ЗАНОВ Ив. Никанор. (1874-1959) - книговед, библиофил, лит.-вед. Родился в г. Моршанске Тамбовской губ. С 1918 проф. Моск. ун-та. В 1919-41 Р. заведовал отд. истории книги в б-ке Ист. музея в Москве. В 1945-53 работал в Ин-те мир. лит-ры им. А. М. Горького, в 1941-59 возглавлял секцию фольклора СП СССР. Начал печататься с 1900. Автор более 300 работ о творчестве рус. поэтов с 18 в. до наст. времени. Наиб. крупные его тр.: "Русская лирика" (1914), "Песни русских поэтов" (1936), "Русские песни 19 в." (1944). Р. принадлежит и ряд книговедч. работ: "Книга и люди в 19 в." (1925), "О редкой книге: (По материалам личной библиотеки автора)" (1959); им составлено неск. заметных рекомендат. библ. пособий, в т. ч. "Путеводитель по русской литературе 19 века" (1927) и "Путеводитель по современной русской литературе" (1929). Р. собрал уникальную б-ку рус. поэзии 18-20 вв., к-рая после смерти собирателя была передана его женой К. А. Марцишевской в дар Гос. музею А. С. Пушкина в Москве.

Розанов Матв. Никанор.

РО́ЗАНОВ Матв. Никанор. (1858-1936) - лит.-вед. Брат И. Н. Розанова. Академик (с 1921). Представитель культурно-ист. школы в лит.-ведении. Окончил Моск. ун-т (1883). Первую науч. работу опубл. в 1884 - ""Гамлет" Шекспира и его истолкователи". Для науч. специализации и работы над дисс. темой был послан за границу: Гейдельберг, Страсбург, Париж. Слушал лекции Куно Фишера, Гастона Пайса, Эмиля Фагэ и др., работал в архивах Лондона, Берлина, Цюриха. С 1900 по 1929 преподает в разл. вузах (Моск. ун-т, Высшие жен. курсы и др.), защищает магистерскую дисс. "Поэт периода "бурных стремлений" Якоб Ленц. Его жизнь и произведения" (1901), через 10 лет докт. - "Жан-Жак Руссо и лит. движение к 18 в." (1910). С 1911 проф. Моск. ун-та. Основал романо-германское отд. ист.-филологич. ф-та Моск. ун-та по образцу аналогичного в Пб. ун-те, осн. А. Н. Веселовским. Один из организаторов Ин-та новых языков в Москве, чл. лит.-театр. комитета Моск. гос. Малого т-ра, чл. ред. совета изд-ва "Academia", для к-рого выполнил ряд стихотв. переводов (Данте, Гете и др.). Тр. Р. отличаются глубоким анализом соц. основы лит. явлений.

Соч.: Байронические мотивы в творчестве Лермонтова // Венок Лермонтову. М.; Пг., 1914; Очерки истории английской литературы. М., 1915; История французской литературы эпохи Просвещения. М., 1916; Пушкин и Данте // Пушкин и его современники. Л., 1928. Вып. 37; Об источниках стихотворения Пушкина "Из Пиндемонти" // Пушкинский сборник. М., 1930. Вып. 2; Пушкин и Петрарка // Московский пушкинист. М., 1930. Вып. 2.

Лит.: Жирмунский В. М. Академик М. Н. Розанов // Изв. АН СССР. Отд. Обществ. наук. 1937. № 4.

Розен Викт. Ром

РО́ЗЕН Викт. Ром. (1849-1908) - востоковед-арабист, акад. АН (1901), барон. В 1866-70 студент Вост. ф-та Петерб. ун-та. После его окончания стажировался в Германии (1870-73): в Лейпциге под рук-вом арабиста-филолога проф. Г. Л. Флейшера и в Грейфсвальде у крупнейшего знатока арабской поэзии В. Альвардта. В 1872 Р. защитил магистерскую дисс. по теме: "Древнеарабская поэзия и ее критика". С 1872 - приват-доц., с 1885 проф. по кафедре арабской словесности, в 1893-1902 декан ф-та вост. яз. Петерб. ун-та. Занимаясь реорг-цией преподавания, Р., в частности, подготовил "арабскую хрестоматию" для 1-го курса (совместно с В. Гиргасом), к-рая до сих пор остается незаменимым пособием для студентов.

В круг науч. интересов Р. входили арабская поэзия и лит-ра, культура ислама периода расцвета. Систематич. внимание Р. уделял разработке рукописных сокровищ. Ему принадлежит (совм. с А. А. Куником) издание текста и пер. сообщений арабского географа 11 в. ал-Бекри о славянах, хазарах, печенегах и др., иссл. записки Ибн Фадлана. Оба иссл. остаются непревзойденными. Сохраняет науч. ценность докт. дисс. Р.: "Император Василий Болгаробойца. Извлечения из Летописи Яхъи Антиохийского". Р., довольно быстро ставший европейски известным арабистом, был приглашен для участия в междунар. изд. знаменитой истории ат-Табари: в 1883-84 вышла в свет подготовл. Р. часть этого тр., охватывающая события 836-869. В 1885 начался новый этап в жизни Р.: он возглавил Вост. отд. Рос. Археол. об-ва (РАО). Уже в 1886 выходит 1-й том созд. им науч. Востоковед. ж. "Записки Восточ. отд. РАО"; всего при жизни Р. вышло 17 томов. Очень быстро Вост. отделение РАО выдвинулось в первый ряд европ. востоковед. центров, а "Записки" получили мировое признание. Многие зап. ориенталисты стали изучать рус. яз., чтобы читать этот журнал. И Вост. ф-т, и Вост. отд. РАО, и "Записки" помогли Р. объединить значит. силы рус. ориенталистов и создать новую школу подготовл. специалистов как для преподавания, так и для поддерж. самостоят. науч. традиции. Этот период в истории отеч. арабистики и саму школу его ученик И. Ю. Крачковский назвал именем барона Р. В этот период рус. арабистика догнала зап. науку, а ее лидер был избран поч. чл. Королевского Азиатского об-ва (Лондон), чл.-корр. Королевской Прусской АН и Королевской АН в Амстердаме, чл.-корр. Франц. Академии надписей и изящной словесности. Его учениками были знаменитые востоковеды: Н. Я. Марр, П. В. Коковцов, И. Ю. Крачковский, В. В. Бартольд и др.

Соч.: Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878-1903; Яхъя Антиохийский. Император Василий Болгаробойца // Публ., пер. и коммент. В. Р. Розена. СПб., 1883; Пролегомена к новому изданию Ибн-Фадлана // ЗВОРАО. 1902. Т. 15.

Розен Егор Фед

РО́ЗЕН Егор (Георг.) Фед. (1800-60) - барон; поэт, драматург, критик, прозаик, мемуарист, переводчик. Получил домашнее образование. Служил в Елизаветградском гусарском полку (1819-28), при Ген. штабе (1831-34), с 1835 по 1840 - личный секр. наследника престола. В 1-й пол. 1820-х гг. начал переводить рус. поэтов нанем. яз., а затем выступил и с оригин. рус. стих. Сотрудничал в "Дамском журнале", "Московском телеграфе", "Московском вестнике", "Северных цветах", "Литературной газете". Приобрел известность прежде всего как автор ист. драм ("Россия и Баторий", 1833, новая сценич. ред. - "Осада Пскова", 1834; "Петр Басманов", 1835; "Дочь Иоанна III", 1836; либретто оп. М. И. Глинки "Жизнь за царя" / "Иван Сусанин", 1836), по своей концепции близких доктрине "офиц. народности". Выступал прозаик (пов. "Зеркало старушки", 1833 и др.). Издатель альманахов "Царское Село" (1830; совм. с Н. М. Кошкиным) и "Альциона" (1831-33). Сотрудничая в 1840-х гг. в "Сыне отечества", критически, с консервативных позиций, оценивает новые тенденции в лит-ре (В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь и др.). Полемич. цели преследовали и восп. Р. "Ссылка на мертвых" (1847), посвящ. его взаимоотношениям с А. С. Пушкиным.

Розенберг Оттон Оттонович

РОЗЕНБЕ́РГ Оттон Оттонович (1888-1919) - японовед; исследователь буддийской философии. Ученик Ф. И. Щербатского. В 1912-16 изучал буддийскую догматику и философию в Японии. С 1917 - преподаватель Петрогр. ун-та, с 1918 - сотр. Азиат. музея АН и Этногр. отд. Рус. музея. У м. в Ревеле (Таллинн), уйдя в Эстонию вместе с отступ. частями Юденича. В своей осн. работе - "Проблемы буддийской философии" выдвинул ряд методол. принципов иссл., ставших впосл. общепринятыми в науч. буддологии. Ядром будд, филос. учения Р. считал теорию "элементов бытия" - дхарм. С нек-рыми идеями Р. ознакомил зап. науку в своих трудах Ф. И. Щербатской.

Соч.: Труды по буддизму. М., 1991.

Лит.: Михайлова Ю. Д. Выдающийся буддолог О. О. Розенберг // Проблемы Дальнего Востока. 1987. № 3. С. 87-95.

Розенберг Фед. Ал-др.

РОЗЕНБЕ́РГ Фед. (Фридрих) Ал-др. (1867-1934) - иранист, специалист по мусульм. иск-ву, чл.-корр. Рос. АН (1923), чл.-корр. АН СССР (1925). Род. в г. Феллин (Вильянди) быв. Лифляндской губ. В 1889 окончил ф-т вост. яз. Петерб. ун-та. После окончания ун-та Р. по состоянию здоровья почти 10 лет провел за границей. По возвращении в Россию в 1902 поступает на работу в Азиат. музей, где и проработал почти всю жизнь, получив в 1912 должность "старшего ученого хранителя". Никогда не занимая уч. каф., Р. сумел в АМ создать школу высококлассных специалистов, сотрудников (впоследствии) Ин-та востоковедения. Когда заглохла деят-ность Вост. отделения Арх. об-ва, бывшего со времен барона Розена осн. объединением ориенталистов, эта роль перешла к Коллегии востоковедов при АН, и во многом этому способствовал науч. авторитет Р. Хотя круг науч. интересов Р. был очень широк, неск. направлений в нем доминировали. На протяжении всей жизни Р. обращался к поэме Фирдоуси "Шахнаме". Труд, посвящ. "Шахнаме", целиком не увидел света, но, напр., остроумное иссл. "О вине и пирах..." свидет. о том, насколько своб. Р. владел этим трудным мат-лом. Предметом пристальн. вним. Р. была лит-ра парсов. Его пер. "Книги Зороастра", напис. последователем Зороастра в 1278, и до сих пор остается образцом блестящего перевода и понимания пам. Если интерес к "Шахнаме" и лит-ре парсов можно объяснить отчасти ун-тской трад., то интерес к согдийцам (иран. народность в Ср. Азии) - это мгновенная реакция на открытие их письм. в нач. 20 в. Уже к кон. 20-х гг. Р. стал призн. авторитетом в этой обл. на междунар. уровне. В лице Р. наука имела также и крупного специалиста иранского иск-ва. В обл. изуч. перс. миниатюры в России у него не было предшественников, и он не только возбудил интерес к ней в уч. кругах, но и подготовил неск. специалистов в этой обл. Даже на фоне еще сохранявшейся в пору его жизни гуманистич. культуры Р. представлял явление единичное. Он занял, как писал И. Ю. Крачковский, "достойное место в общечеловеческой культуре", а "это удел не многих ученых". На протяжении мн. лет Р. фактически ведал всеми делами Азиат. музея. После "орабочения" науч. учреждений АН, реорг-ции Азиат. музея в большой Ин-т востоковедения АН СССР Р. был вынужден выйти на пенсию и вскоре умер; по мнению современников - прежде всего в результате насильств. отторжения от родной науч. среды.

Соч.: О вине и пирах в персидской национальной эпопее // Сб. Музея антропологии и этнографии при РАН. 1918. Т. V. С. 375-394; Об индоперсидской и ново-индийской живописи // "Восток". 1923. Кн. 2. С. 83-91; Согдийские старые письма. К ранней истории согдийских колоний в Центральной Азии // Изв. АН. Серия VII. 1932. № 5. С. 445-469.

Розенгейм Мих. Пав

РОЗЕНГЕ́ЙМ Мих. Пав. (1820-87) - поэт, юрист. Из старинного дворянского рода. Окончил Кадетский корпус (1838), служил в кон. артиллерии; окончил Военно-юрид. академию (1868) и служил судьей Киевского и Петерб. воен.-окружных судов. Автор кн. "О военно-судных учреждениях в России до кончины Петра Великого" (1878). Поэт-эклектик (многие стих. Р. приписывались М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову, А. К. Толстому). Приобрел известность на поприще обличит. поэзии в 1860-е гг., почти единодушно осужд. рус. критикой (напр., пародии на стихотв. Р. Н. А. Добролюбова, к-рый писал их как бы от имени некоего Конрада Лилиеншвагера - фам. придумана по аналогии с фам. Р.: "дядя розы" - "зять лилии"). Печатался в самых разнообр. изд. и издавал юморист. ж. "Заноза" (1863-65), пользов. успехом. Нек-рые лирич. произв. Р. вошли в культурный обиход: стали романсами и нар. песнями ("Далеко, далеко степь за Волгу ушла", "Соседка" и др.).

М. П. Розенгейм

М. П. Розенгейм

Розенкрейцерство

РОЗЕНКРЕ́ЙЦЕРСТВО - система тайных (преим. религ.-мистич.) об-в высокого ранга (назв. по имени легенд. основателя об-ва Х. Розенкрейца, якобы живш. в 14-15 вв., или по эмблеме Р. - розе и кресту). Близко к масонству. Масонская легенда отодвигает начало Р. в даль веков, но тот круг, в к-рый вошли моск. масоны, возник во 2-й пол. 18 столетия. В Европе орден розенкрейцеров заявил о себе впервые в 1757 во Франкфуртена-Майне; в Праге Р. появилось в 1761, в 1775 - в Вене, откуда вновь проникло в Германию, где его центром стал Берлин. Розенкрейцеры утверждали, что только они одни обладают познанием истины, могут любой металл превращать в золото, изготовлять универсальные лекарства, ловить на лету ядро после выстрела из пушки и т. д. Одной из гл. целей Р. была борьба с "ложным просвещением", центром к-рого считалась Франция. Целью истинного просвещения, полагали розенкрейцеры, должно быть не изменение мира внешнего, но познание его и усовершенствование самого человека. В России Р. появилось в 1782 благодаря И. Г. Шварцу, к-рый привлек к своим работам Н. И. Новикова, М. М. Хераскова, Н. Н. Трубецкого, И. П. Тургенева, И. В. Лопухина и др. Как и у немецких собратьев, "библией" рус. Р. были труды Я. Бёме и Л. Сен-Мартена, отчего розенкрейцеров часто именовали "мартинистами". В 1790-е гг. рус. Р. было разгромлено Екатериной II, к-рая видела в Р. и близких ему масонских ложах, быть может, и не оппозиционные, но независимые, неподконтрольные структуры, чего допустить было нельзя. Тем более это касалось Р., к-рое окружало свои труды сугубой тайной и в распоряжении к-рого была Типографическая компания.

Розенфельд Анна Зиновьевна

РОЗЕНФЕ́ЛЬД Анна Зиновьевна (1910-90) - таджиковед, иранист. Д-р филол. наук, проф. Осн. направления науч. работы: диалектология, лексикография тадж. яз., тадж. и перс. фольклор, тадж. топонимика, этнография, мифология; перс. яз., совр. перс. лит-ра, рус.-перс. и рус.-тадж. лит. связи; творчество С. Айни; худ. пер. В 1932 окончила Ленингр. Ин-т философии, лингвистики и истории (ЛИФЛИ), в 1934-37 - аспир. Ин-та яз.-знания при ЛГУ. В нач. 30-х гг. Р. работала в Таджикистане учетчиком во время сельхозпереписи, затем журналистом местных газ. В 1932 - сотр. Таджикской комплексной эксп. АН СССР, в 1932-34 - шк. учитель в кишлаке, в 1934-37 - науч. сотр. Тадж. базы АН СССР, в 1941-43 (и в 1951-55) - в Ин-те яз. и лит-ры АН Тадж. ССР. В 1943-45 работала в Посольстве СССР в Иране. С 1947 преп. каф. иранской филологии Вост. ф-та ЛГУ. С 1937 по 1941 и с 1945 по 1950 работала в Ин-те востоковедения АН СССР. Начиная с 1936 и вплоть до начала 70-х гг. участвовала в различных диалектолог., лингв., фольклорных эксп. в Таджикистане. Автор более 150 науч. работ.

Соч.: Таджикско-русский словарь: Т. 1 (буквы Г, И, К, Л, М, Н). Ташкент; Сталинабад, 1946; Русско-таджикский словарь (буквы С-Я). М., 1949; Таджикско-русский словарь (буквы Г, 3, Н, X). М., 1954; Говоры Каратегина // Тр. АН ТаджССР. Сталинабад, 1960. Т. 93; Ванджские говоры таджикского языка. Л., 1964; Бадахшанские говоры таджикского языка. Л., 1971. Таджикско-русский диалектный словарь: (Говоры Юго-Вост. Таджикистана). Л., 1982.

Лит.: А. З. Розенфельд: (К 60-летию со дня рождения) // Вестн. ЛГУ. Сер. История, язык, литература. 1970. № 14; Бозорбаева М. М., Кокоришвили Л. Красные учителя. Душанбе, 1978.

Розинг Бор. Львович

РО́ЗИНГ Бор. Львович (1869-1933) - физик, изобретатель. Оконч. Петерб. ун-т. Преподавал в Петерб. технол. ин-те и на Высших политехнич. жен. курсах. Разработал первую электронную систему воспроизведения телевизионного изображения с помощью электронно-лучевой трубки (1907). В разработанной Р. системе "электрической телескопии" использовалась механич. система развертки для передачи изображений и электронная - для приема. В 1911 Р. демонстрировал первый опыт приема простейших геометрич. фигур с помощью электронно-лучевой трубки. Труды Р. оказали существенное влияние на развитие телевизионной техники в 20 в. Учеником Р. был В. К. Зворыкин.

Рознер Эдди Игн

РО́ЗНЕР Эдди (Адольф) Игн. (1910-76) - трубач, руководитель джаз-оркестра. Родился в Германии, в 1936 организовал джаз-оркестр в Варшаве, с к-рым в 1939 переехал в Белосток, чтобы оказаться на территории СССР. В 1939-46 - худ. рук. Эстрадного оркестра БССР. В 1946 репрессирован. После реабилитации в 1956 руководил джаз-оркестром в Москве. В 1971 эмигрировал. Вошел в историю джаза как выдающийся трубач и автор популярных мелодий ("Парень-паренек", "Зачем"). Нар. арт. БССР (1944).

Рок-музыка (в СССР)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рококо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рокоссовский Конст. Конст.

РОКОССО́ВСКИЙ Конст. Конст. (1896-1968) - воен. деятель, Маршал СССР (1944), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Родился в Варшаве, в семье рабочего, окончил 4-классное гор. уч-ще. С 1909 по 1914 работал на ф-ке в Варшаве, был каменотесом в г. Гройцы Варшавской губ. Участник 1-й мир. войны, служил в 5-м драгунском Каргопольском полку, мл. унтер-офицер. В дек. 1917 вступил в Каргопольский красногвард. кав. отряд, к-рый в янв. 1918 влился в регул. Кр. армию, помощник ком. отряда. После переформирования отр. в 1-й Уральский кав. полк участвовал (на разн. командных должн., вплоть до командира бригады) в боевых действиях против чехословацкого корпуса, войск Колчака, отрядов бар. Унгерна - в Сибири, на Урале, в Монголии. В 1919 вступил в РКП(б). С 1926 по 1928 служил в Улан-Баторе инструктором Монгольской кав. див. В 1929 окончил курсы усоверш. высшего начсостава при Воен. академии им. М. В. Фрунзе. Командуя 5-й Отд. Кубанской кав. бригадой, в 1929 участвовал в боях на сов.-кит. границе. В авг. 1937 был репрессирован и вплоть до марта 1940 находился под следствием как "враг народа". Испытал на себе всю беспощадность и жестокость сталинско-бериевской карат. машины. Освобожден с формулировкой "в связи с прекращением дела". В начале Вел. Отеч. войны Р. было присвоено зв. ген.-майора. Начав войну командиром корпуса, закончил ее командующим одним из главных фр. - 2-м Белор. Войска под ком. Р. отличились в Смоленском сражении, Московской, Сталинградской, Курской битвах, Белорус, Вост.-Прус. Берлинской операциях. 24 июня 1945 командовал Парадом Победы в Москве. В 1945-49 - командующий Сев. гр. войск. В окт. 1949 по просьбе пр-ва Польши был назначен мин. нац. обороны и зам. пред. Сов. мин. ПНР, избирался чл. Политбюро ЦК ПОРП, депутатом сейма, ему присвоено звание Маршала Польши. В 1956-57 и 1958-62 зам. мин. обороны СССР. С апр. 1962 - в Группе ген. инспекторов Мин-ва обороны СССР. Награжден самым высшим воин. орденом - орд. "Победа", семью орд. Ленина, орд. Окт. рев-ции, шестью орд. Боевого Кр. Знамени, орд. Суворова Кутузова I степени. Похоронен в Кремлевской стене на Красной пл.

Рокотов Фед. Степ

РО́КОТОВ Фед. Степ. (1735?-1808) - живописец, один из крупнейших мастеров портретного жанра в рус. иск-ве нового времени. Худож. образование получил в имп. АХ в Петербурге (1760-е гг.). Работы раннего Р. выполнены в стилистике рококо ("Екатерина II", 1763), однако в них сохранены и продолжены лучшие традиции рус нац. школы живописи 1-й пол. 18 в. ("И. Голенищев-Кутузов", 1760-е гг.). В период зрелого творчества (с 1765) Р. вырабатывает сугубо индивид. манеру, к-рой свойственны приглушенность общего настроения, искренность и одухотворенность образов, эмоц. сдержанность, нек-рая таинственность (портреты В. Майкова, 1765(?); А. Струйской, 1772; "Неизвестной в розовом платье", 1770-е гг.). В позднем творчестве Р. начинают превалировать классицистич. тенденции - отчетливые красочные тона, более определ. объемы (портреты В. Новосильцева, 1780; Е. Санти, 1785).

Ф. С. Рокотов. Портрет неизвестной

Ф. С. Рокотов. Портрет неизвестной

Роксоланы

РОКСОЛА́НЫ - одно из сарматских скотоводч. племен, пришедших в Сев. Причерноморье с вост. (из-за Дона) в 3 в. до н. э.; известны своей воинственностью и иск-вом ведения конного боя. В кон. 2 в. дон. э. Р. оказали поддержку царю крымских скифов Палаку во время его войны с Херсонесом. Позднее Р. продвинулись на запад, достигнув низовья Дуная, где они жили вплоть до 4 в. н. э. Покорены гуннами. В 18-19 вв. в лит. неоднократно высказывалось мнение, что Р. - этнич. предки русских (это "подтверждалось" созвучием имен). В рус. традиции часто отождествлялись со скифами.

Ромадин Ник. Мих.

РОМА́ДИН Ник. Мих. (1903-87) - живописец, нар. худож. СССР (1971), действ. чл. АХ СССР (1967). Лаур. Ленинской премии (1980). Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в Москве у И. И. Машкова, П. П. Кончаловского, Р. Р. Фалька. Автор поэтич. пейзажей преимущ. ср. полосы России (сер. "Волга - русская река", 1944-45) с тонкой и точной передачей разл. состояний природы в разное время года. Ряд произв. носит романтич. характер ("Кудиновское озеро", 1974-78; "Берендеев лес", 1963 и др.). Непоср. восприятие природы сочетается в работах Р. с филос. глубиной обобщений.

Романистика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Романов Бор. Ал-др.

РОМА́НОВ Бор. Ал-др. (1889-1957) - историк, архивист, автор ряда работ по истории России 11-20 вв. В 1912 окончил Петерб. ун-т; в 1918-29 работал в Центр. архиве, а с сер. 30-х гг. в учреждениях АН СССР, в 1944-57 в Ленингр. отделении ин-та истории АН СССР. Одноврем. преподавал в Ленингр. гос. ун-те. В 1941 защитил докт. дисс, с 1947 проф. Р. как лектора и ученого отличала всесторонняя эрудиция в сочет. со строгой документальностью и широтой охвата при рассмотрении тех или иных ист. реалий - начиная с раннего средневековья и кончая внешней политикой или финансами России в нач. 20 в. К решению важных науч. проблем Р. подходил исключительно оригинально, подтверждая правоту своих взглядов убедительными аргументами.

Соч.: Россия в Маньчжурии (1892-1906). Л., 1928; Очерки дипломатической истории русско-японской войны 1895-1907 гг. М.; Л., 1955; Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966.

Лит.: Проблемы социально-экономической истории России: К 100-летию со дня рождения Б. А. Романова. СПб., 1991.

Романов Бор. Георг

РОМА́НОВ Бор. Георг. (1891-1957) - артист бал., балетм. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1909. В 1909-20 артист Мариинского т-ра, с 1914 балетм., с 1919 рук. бал. Среди его ролей: Шут ("Щелкунчик"), Лучник ("Половецкие пляски"), Раб ("Корсар"), Ротмистр ("Привал кавалерии"), Пьеро ("Карнавал"), Матадор ("Андалузиана"), солист ("Арагонская хота"), характ. танцы в операх и бал. С 1913 ставил танцы в операх "Кармен", "Алеко", "Демон" и др. С 1912 на разл. сценах Петерб. осуществляет постановки ряда бал. и миниатюр. Р. танцует в "Русском балете Дягилева" и ставит там бал. "Трагедия Саломеи" и танцы в опере И. Стравинского "Соловей". Р. был первоклассным характ. и гротеск танцовщиком. В 1922-25 организатор и балетм. "Рус. романтич. балета" (Берлин); там поставил "Безделушки", "Трапецию", возобновил "Жизель", "Арлекинаду", "Андалузиану" и др. С 1925 Р. ставит балеты в труппе А. Павловой, в т-рах Милана, Буэнос-Айреса, Риги, Монте-Карло. В 1938-42, 1945-52 гл. балетм. "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк).

Романович Серг. Мих.

РОМАНО́ВИЧ Серг. Мих. (1894-1968) - художник. В 1918 закончил живописное отд. Моск. уч-ща живоп., ваяния и зодч. (с 1920 - ВХУТЕМАС), где учился у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина, П. Кузнецова, Л. Пастернака и др. В 1912-14 - чл. худож. объединения "Лучисты и будушники". С этого врем. Р. становится участн. многочисл. выставок. С 1920-х гг. на протяж. мн. лет занимался препод. деят-ностью. Преподавал рисунок и живопись в изостудии моск. Пролеткульта, в воронежском и моск. ВХУТЕМАСЕ, на рабфаке иск-в в Москве, в моск. Арх.-строит. ин-те, на декоративном отд. Моск. высшего худож.-пром. уч-ща.

Ближайший друг и сподвижник М. Ларионова, Р. был яркой фигурой в ларионовском окружении. Активно приняв идеи авангарда, Р. сочетал их с силой и серьезностью традиц. классич. иск-ва. Футуризм мыслился им как будущее свободное иск-во, проникнутое философией духа.

Позже, уйдя из офиц. сферы иск-ва, Р. отстаивал суверенность своего творчества. Как в манере, так и в тематике он оставался свободным от внешнего давления. Одна из гл. тем его творчества - библейская, в к-рой художнику удалось соединить живописные достиж. кон. 19 и нач. 20 в. с глубоким проникновением в духовные основы совр. жизни.

Р. оставил не только живописное наследие. Им были написаны эссе о Феофане Греке, Н. Ге, М. Ларионове.

Романовы (бояре)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Романс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Романский стиль (в России)

РОМА́НСКИЙ СТИЛЬ (в России) (от лат. romanus - римский) - стиль зап.-европ. иск-ва раннего средневековья (10-12 вв., в ряде стран также и 13 в.). Возник в Италии в 9 в.; одним из его источников было иск-во Византии. С принятием Русью христианства визант. зодчие привезли на Киевскую Русь осн. арх. технологии визант. зодчества (София Киевская, с визант. столпообраз. членением и мозаикой). В 10-12 вв. визант. арх. распространяется по всей Руси, захватив даже Север (Новгород). Андрей Боголюбский в 1203 попросил у герм. императора зодчих для постр. Успенского собора во Владимире и Боголюбове, и имп. прислал ему итал. зодчих, работавших в Р. С. Так появляется Владимирское, а затем Владимиро-Суздальское иск-во, оказавшее влияние на строит. технологии и худож. формы рус. иск-ва в последующие эпохи. Романо-визант. истоки рус. каменной арх. обусловили органичность вхождения ренессансной арх. итал. мастеров 15 в., работавших в Москве, в рус. культ. пространство.

В 18 в., во времена барокко, византийскими считались любые пяти- и многоглавые храмы. В 19 в. Р. С. зап.-европ. типа встречается крайне редко, чаще в отдельных декорат. деталях (портал Петрикирхе в Петербурге, арх. А. П. Брюллов); визант.-рус. тип используется в осн. в церк. арх. Значительнейший пам. романо-визант. стиля - Греческая церк. в Петерб. (арх. Р. И. Кузьмин). Самое широкое распространение Р. С. имел в 1870-х гг., но сохранял свое знач. и в дальнейшем (Иоанновский монастырь в Петерб., арх. Н. Никонов, 1897-1910). Практически все храмы этого стиля разрушены сов. властями. Эл-ты Р. С. присутствуют в Северном модерне и неорус. стиле.

Романтизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ромм Мих. Ил

РОММ Мих. Ил. (1910-71) - кинорежиссер, сценарист, педагог. В 1925 окончил Высший худ.-техн. ин-т (ВХУТЕИН), ф-т скульптуры. В кон. 20-х гг. изучал дет. кино в Ин-те методов внешкольной работы. Начал писать сценарии, стал ассистентом реж. Уже в первой самост. реж. работе - немом ф. "Пышка" (экранизация новеллы Г. де Мопассана, 1934) показал себя как талантливый кинематографист, чуткий к пластич. культуре ф. В 1937 снял приключ. ф. "Тринадцать" (о борьбе с басмачеством), в 1937-39 - дилогию "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".

В годы Вел. Отеч. войны и в последующее десятилетие в ф. Р. усиливается публицистич. начало ("Мечта", 1943; "Человек № 217"; 1945, "Русский вопрос", 1948; "Убийство на улице Данте", 1956). К этому времени Р. раскрылся как мастер точных соц. характеристик, тонкого анализа психологии героев ("Пышка", "Мечта").

Новый период в творч. Р. начался с ф. "9 дней одного года" (1962). В картине-размышлении о молодых ученых-атомщиках ярко проявилась нравств. позиция реж. (дилемма: науч. поиск ученого и мера его ответственности за судьбы мира), нашел эмоц. воплощение гражд. пафос, свойств. всем его работам.

В 1966 Р. снял авторский док. ф. "Обыкновенный фашизм", ставший заметным явлением в мир. документалистике. Сочетание кадров архивной кинохроники, небольшого кол-ва совр. досъемок и своеобразного авторского комментария придало ф. новаторский характер. Острый публицистич. пафос соединился с глубокими раздумьями о соц. природе фашизма, его ист. корнях, о будущем человечества. Последний, также док., ф. Р. "И все-таки я верю" - о судьбах молодежи в совр. мире - был закончен в 1976 М. М. Хуциевым, Э. Г. Климовым и Г. Н. Лавровым.

Др. ф.: из ист.-героич. следует назвать: "Адмирал Ушаков" (1953) и "Корабли штурмуют бастионы" (1953).

Соч.: Избр. произведения: В 3 т. М., 1980-82.

Лит.: Зельдович Г. Михаил Ромм. М., 1939; Зоркая Н. Портреты. М., 1966; Зак М. Михаил Ромм и его фильмы. М., 1988; Мой режиссер Ромм. М., 1993.

М. И. Ромм. Шарж Кукрыниксов

М. И. Ромм. Шарж Кукрыниксов

Ромодановский Фед. Юр.

РОМОДА́НОВСКИЙ Фед. Юр. (ок. 1640-1717) - полит. деятель, кн., "князь-кесарь", один из ближайших сподвижников Петра I. Был стольником при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, спальник Петра I. Активный участник воен. забав Петра, "генералиссимус" потешных войск. Во время загран. путешествий Петра в 1697-98 управлял столицей и возглавлял пр-во. С 1686 нач. Преображенского приказа; вел розыски по делам о гос. и полит. преступлениях. Руководил следствием и расправой над участниками стрелецкого бунта 1698 и астраханского восст. 1705-06. Пользовался неогранич. доверием Петра.

Рондель

РОНДЕ́ЛЬ (франц. rondel, от rond - круг) - твердая стихотв. форма, попул. во франц. поэзии 14-15 вв. По своему строению близка к триолету. Классич. Р. состоит из 13 или 14 стихов на две рифмы. Первые две строки повторяются как 7-я и 8-я, 1-я строка (иногда 1-я и 2-я) завершает стих. Композиционно Р. распадается на три строфы (два 4-стишия и заключительное 5-или 6-стишие). В России Р. был менее популярен, чем рондо, и не получил широкого распространения. К этой форме обращались В. Иванов и И. Северянин. Пример Р. (И. Северянин):

Сегодня волны не звучат,

И облако как белолилия.

Вот аглийская эскадрилия

Плывет из Ревеля в Кронштадт.

Ты на балконе шоколад

Кусаешь, кутаясь в мантилии.

Сегодня волны не звучат,

И облака как белолилии.

Я у забора. Горный скат.

Ах, ленно сделать мне усилия

Сбежать к воде: вот если б крылия!

Я странной немотой объят

И жутью: волны не звучат.

Рондо

РОНДО́ в стихосл. (франц. rondeau, от rond - круг) - твердая стихотв. форма, сложившаяся к кон. 14 в. как один из вариантов ронделя путем сокращения припева до полустишия. Классич. Р. состоит из 13 стихов на две рифмы, композиционно распадающихся на два 5-стишия и 3-стишие между ними; после 3-стишия и заключит. 5-стишия следует рефрен, повторяющий нач. слова 1-й строфы. Схема Р.: аабба abbR aabbaR (R - нерифмующийся рефрен). Обычный для Р. размер - 10-сложник с 4-сложным рефреном (в рус. имитации - 5-стопный ямб и 2-стопный ямб в рефрене). Первое рус. Р. появилось в "Новом и кратком способе..." В. К. Тредиаковского (1735), вслед за ним Р. пишет А. П. Сумароков, но уже во 2-й пол. 18 в. "рус. Р." перестает быть твердой формой. Рус. поэты (А. А. Ржевский и др.) называют "Р." стихотв. любого объема на две рифмы с рефреном. В нач. 19 в. Р. практически выходит из употр. и вновь возрождается в стилизациях лишь в нач. 20 в., когда к этой форме обращаются М. Кузмин, Б. Лившиц, И. Северянин. Пример классич. Р. (Б. Лившиц):

Печальный лик былой любви возник

В моей душе: вечерняя неистовая

Фантазия влечет меня в тайник

Минувшего, и, тихо перелистывая

Страница за страницею дневник,

Я вновь, любовь, твой робкий ученик,

Я вновь тебе подвластен, аметистовая

Звезда любви, явившая на миг

Печальный лик...

И вновь легки неверные пути к

Былому, в сад, где соловей, насвистывая,

Узорит тишь, где занавесь батистовая

Дрожит в окне и, при луне, в цветник

Склоняется в простом венке гвоздик

Печальный лик...

Ронсарова строфа

РОНСА́РОВА СТРОФА́ - 6-стишие на три рифмы с укороченными 2-й и 5-й строками. Культивировалась во франц. поэзии 16 в. П. Ронсаром и др. поэтами "Плеяды" - франц. поэтич. школы эпохи Возрождения. В России Р. С. впервые воспроизвел в 1907 С. Соловьев:

Как весенний цвет листвы,

Так и Вы

Нежным веете апрелем

В дни, когда в тени ветвей

Соловей

Предается сладким трелям.

Роом Абр. Матв

РО́ОМ Абр. Матв. (1894-1976) - кинорежиссер. Учился в Петрогр. психоневрол. ин-те, в гражд. войну служил врачом в Кр. армии. С 1919 - реж. в т-рах Саратова, с 1923 - в Т-ре им. Мейерхольда. В кино с 1924. Наиб. плодотворной для Р. была 2-я пол. 20-х гг. Снимал острую психол. драму (драму личности) на ист.-рев. мат-ле ("Бухта смерти", 1926; "Предатель", 1929; "Привидение, которое не возвращается", 1930, по новелле А. Барбюса "Свидание, которое не состоялось"). Последний из назв. ф. признан одной из вершин сов. немого кино. Принципиально важным было обращение Р. к перипетиям частной жизни маленького человека (ф. "Третья Мещанская" и "Ухабы", 1927, по сценариям В. Шкловского и Р.).

Р. сотрудничал с лучшими сценаристами немого кино - Б. Леонидовым, Н. Агаджановой, Л. Никулиным, В. Туркиным, В. Шкловским (с ним Р. работал в пяти ф.). Один из самых актерских реж. позднего немого кинематографа, Р. не терпел актерского штампа. В его ф. по-новому раскрылось дарование О. Жизневой, Н. Охлопкова, В. Фогеля, Н. Баталова, Б. Фердинандова, М. Штрауха. Как мн. реж. его поколения, на рубеже 30-х гг. Р. экспериментировал на грани игрового и док. кино. Но эти опыты 1930-31 (полуигровые ф. "Манометр-1" и "Манометр-2", док. "План великих работ") не имели выхода в живой кинопроцесс.

В дальнейшем Р. работал неровно, с большими перерывами. В 1944 он снял ф. "Нашествие" по пьесе Л. Леонова с прекрасным актерским составом (О. Жаков, В. Ванин, О. Жизнева). В этом полулит., полутеатр. ф. ощущалась сила традиции немого кино. Последние постановки Р. связаны с экранизацией рус. классики ("Гранатовый браслет", 1964, по А. Куприну; "Цветы запоздалые", 1970, по А. Чехову; "Преждевременный человек", 1972, по пьесе М. Горького "Яков Богомолов").

Соч.: Как я стал режиссером. М., 1946.

Лит.: Гращенкова И. Абрам Роом. М., 1977; Шкловский В. Роом: Жизнь и работа // Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. М., 1985.

Ропет Ив. Пав

РОПЕ́Т Ив. Пав. (1845-1908) - архитектор, предст. т. н. "рус. стиля". Наст. фам. и имя - Ив. Ник. Петров. Ученик А. М. Горностаева. В работах Р. были творчески переосмыслены мотивы и формы дер. рус. архитектуры 17 в. Постройки: "Терем" в Абрамцеве (1873), рус. павильоны на выст. в Париже (1878) и Чикаго (1893), рус. посольство в Токио (1890-е гг., совм. с В. Ф. Харламовым).

Ропша

РО́ПША - имп. резиденция, в к-рой был убит Петр III. Находится к югу от Петергофа и Ораниенбаума, в центре Ижорской возвышенности; в окрестностях Р. - истоки Петергофской водной системы. Ныне пос. в Ломоносовском р-не Ленингр. обл.

Селение (с. Храпша) упоминается в писцовых книгах 16 в. После основания СПб. в Р. строится царская усадьба с дер. дворцом в голл. вкусе, куда Петр I приезжал отдыхать и лечиться водами. Усадьба в 1715 была пожалована главе Преображенского приказа кн. Ф. Ю. Ромодановскому, по смерти к-рого в 1717 перешла вместе с титулом его сыну Ивану. Рядом в Р. с 1710 находилось имение канцлера империи Г. И. Головкина. В 1721 здесь царь в присутствии жениха своей дочери Анны герцога Голштинского пустил воду в Петергофский водовод. В 1722 сын Г. Головкина Михаил женился на дочери И. Ромодановского Екатерине, получив его усадьбу в приданое. С этого времени дальнейшая история Р. связана с усадьбой Головкиных; для них крепостной арх. И. Андреев построил каменный дом, к-рый после многократных перестроек приобрел вид дворца.

Для имп. Елизаветы Петровны, выезжавшей в Р. на охоту и рыбную ловлю, в ропшинских прудах стали разводить форель, карпов и карасей. В 1752 В. В. Растрелли перестроил дворец, создав тройное каре служб и обширный дворцово-парковый ансамбль. Сюда после отречения от престола был привезен Петр III, через несколько дней убитый заговорщиками.

С 1764 Р. - владение фаворита Екатерины II гр. Г. Г. Орлова, который здесь никогда не появлялся. После его смерти в 1785 Р. была куплена армянским негоциантом И. Л. Лазаревым - одним из богатейших людей своего времени. Дворец был вдвое увеличен, фасады и интерьеры получили новую отделку в стиле классицизма (1785-1801), построены многочисл. служеб. корпуса, образующие с дворцом единый ансамбль, а сад переделан в англ. парк. По воцарении Павла I И. Л. Лазарев, в память о его отце, продал усадьбу императору. Павел в благодарность произвел Лазарева в действ. стат. советники и мальтийские кавалеры и пожаловал армянам, искавшим в России защиту от Турции и Персии, земли на Дону, где возник армянский город Нахичевань. С тех пор Р. находилась в дворцовом ведомстве. Небольшие переделки интерьеров велись в сер. 19 в. и в 1881.

Пейзажный парк в Р. - замечат. пам. парк. иск-ва 18 в., художественно подобный знаменитому парку в Гатчине. Р. - это единственная дворцовая усадьба, в к-рую более столетия ездили охотиться, ловить рыбу и отдыхать императоры и великие князья.

Ансамбль практически не пострадал в годы Вел. Отеч. войны, дворец, занятый в 1950-е гг. воинскими частями, еще долго сохранял в своих интерьерах живописные плафоны, лепные фризы, зеркала, кафельные печи с рельефными аллегорическими фигурами, наборный паркет. В 1960-е гг. дворец стал бесхозным и пришел в полное запустение; в 1992 - сгорел. Сохранились лишь его руины и служебные постройки (также почти полностью в руинах). Запущенный англ. парк по-прежнему прекрасен. В путеводителях разрушение Р. приписывается гитлеровским оккупантам.

В Р. находятся также древняя каменная базиликальная церковь и комплекс быв. бумажной ф-ки (кон. 18 в.).

Рославлева Люб. Анд

РО́СЛАВЛЕВА Люб. Анд. (1874-1904) - балерина. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1892. С 1892 солистка, с 1900 балерина Большого т-ра. Среди ее ролей: Сванильда ("Коппелия"), Лиза ("Волшебная флейта"), Сандрильона ("Волшебный башмачок"), Тереза ("Привал кавалерии"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"). С 1895 в петерб. Мариинском т-ре (гл. партии в бал. "Коппелия", "Капризы бабочки", "Ацис и Галатея", "Корсар" и др.). Р. - самобытная рус. балерина, редкого сценич. обаяния. Современники, сравнивая Р. с М. Кшесинской и О. Преображенской, наз. ее "светлым талантом русского балета". В 1902 Р. с шумным успехом выступила в Монте-Карло и Варшаве. В 30 лет ум. после неудачи. операции.

"Роспись царским кушаньям"

"РО́СПИСЬ ЦАРСКИМ КУШАНЬЯМ" - письменный пам. 17 в. (1610-13), содерж. перечень блюд стола моск. государей. Написана была Р. Ц. К. для претенд. на моск. престол польск. королевича Владислава с тем, чтобы научить иноземца-католика обычаям рус. земли. Р. Ц. К. содержит большой перечень закусок, супов (уха, щи, калья, тавранчук), мясных и рыбных блюд, хлебных изделий (калачи, пироги, пирожки, караваи, караси - пирожные из пресного теста, блины, оладьи, котломы - соленые лепешки и др.), сведения о продуктах и способах их консервирования (рыба рассольная, пряная, живопросоленная и др., оленина, дичь, дом. птица и пр.) и приготовления. Р. Ц. К. свидетельствует о выс. уровне кулин. техники (сложные соусы, разл. способы тепловой обработки), шир. использовании привозных пряностей (шафран, корица, гвоздика), лимонов и др. продуктов. Прослеживается влияние на формир. рус. кухни культурного общения с др. народами, в частности тюрк. (котломы - соленые лепешки, манты - крупные изд. типа пельменей, кундюбки - ушки, юрма - колбаса с бараниной, тавранчук - похлебка и т. д.). Опубл. была Р. Ц. К. в 19 в. ("Акты исторические". СПб., 1841. Т. 2).

Росси Джованни Джоакино

РОССИ Джованни Джоакино (1704-68) и Игнатио Людовико (1705-80) (братья) - сыновья "первого штукатурного художества мастера" в России Джованни Франческо Росси из Тессина; обучались "штукатурному художеству" у своего отца и в "чужестранных государствах". С 1725 оба служили штукатурными мастерами в Канц. от строений и трудились над отделкой интерьеров царских дворцов в Петербурге и загор. резиденциях, Петропавловского собора, Исаакиевской и Симеоновской ц., здания Гос. коллегий. С 1740-х гг. Джованни Р. "всегда был употребляем ко всем великим и строго "поспешающим строениям": с 1747 руководил перестр. Б. Петергофского дворца по проекту Ф. Растрелли, а после успеш. завершения работ в 1754 был назначен рук. Конторы строения гл. объекта - возводившегося по проекту Ф. Растрелли нового кам. Зимнего дворца, где работало ок. 5 тыс. чел. В 1764, по оконч. стр-ва, он по собств. просьбе был уволен в отставку (по слабости здоровья) с чином стат. советника.

Игнатио Р. на протяжении 15 лет возглавлял Контору строения Александро-Невского мон. В 1762 он представил в Канц. от строений собств. проект и модель кам. наб. Невы, по к-рым началось ее стр-во. В том же году Игнатио Р. был назначен рук. "Конторы строения по Неве реке каменного берега", одноврем. продолжая выполнять все прежние обязанности. Под его рук. был построен участок наб. от Эрмитажного т-ра до Литейного просп. В 1772 он был, также по собств. просьбе, уволен в отставку "по слабости в зрении" и тоже с чином стат. советника.

Построенные под рук. бр. Р. наб. Невы и Зимний дворец уже более двух веков остаются украшением и гордостью Петербурга.

Росси Карл Ив

РО́ССИ Карл Ив. (1775-1849) - арх., крупнейший мастер рус. ампира. Родился в СПб., сын придворной танцовщицы. В творчестве Р. отразился пафос имперской государственности. Созданные им арх. ансамбли напоминают о победах России в Отеч. войне 1812. Градостроит. мышлению Р. присущи размах, крупный масштаб, комплексное решение арх. объемов и пространств площадей и улиц. В его постройках применялись оригин. конструктивные приемы, при значит. роли монумент. скульпт. декора (скульпт. О. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.). В интерьерах - живопись (П. Скотти и др.), оригин. гарнитуры мебели и произв. декор.-прикладного иск-ва.

Р. - ученик В. Бренны, его помощник на стр-ве Михайловского замка (1797-1801), затем учился в Италии. Работал в Твери, где перестроил ими. Путевой дворец, с 1816 гл. арх. "Комитета строений и гидравлических работ", тогда же начал работы в Павловске для вдовств. ими. Марии Федоровны, создав последние интерьеры дворца - Угловую гостиную и Большую б-ку, а также ряд парковых сооружений.

Первая крупная работа - арх.-парковый ансамбль на Елагином о-ве, в новой резиденции Марии Федоровны (1818-22). В 1818-27 занимался отделкой интерьеров Зимнего дворца ("Военная галерея 1812 года", 1826). Гл. заслуга Р. - создание грандиозных арх. ансамблей центра Петерб., завершивших формиров. парадной гор. среды: Михайловской пл. (пл. Искусств) с Михайловским дворцом (1819-25), вновь пролож. Михайловской ул. и садом; Александринской и Чернышева пл. (пл. Ломоносова), соединенных Театральной ул. (ул. Зодчего Росси), в ансамбль к-рых включены павильоны Аничкова сада (1817-18), корпус Публ. б-ки и Александринский т-р (1828-32), быв. министерские корпуса и театр. уч-ще (1828-34); этот грандиозный ансамбль, охватывающий пространство между Фонтанкой, Невским просп. и Чернышевым пер., благодаря М. Садовой ул. соединен с Манежной пл., где по проектам Р. сооружен декор. портик, перестроен Михайловский манеж (1823-24). Ансамбль Дворцовой пл. включает построенные по проекту Р. в 1819-25 корпуса Мин-ва иностр. дел, Воен. мин-ва и Главного штаба, соедин. Триумфальной аркой. На зап. стороне Сенатской пл. по проекту Р. арх. А. Е. Штауберт построил в 1829-34 здания Сената и Синода с аркой над Галерной ул. Многие анс. Р. являются своего рода арх. декорациями, скрывающими старые здания.

Р. умер. в СПб. Похоронен на Волковском лютеранском кл.; в 1930-е гг. прах перенесен в музейный некрополь Александро-Невской лавры.

К. И. Росси. Арка Главного штаба. Санкт-Петербург. 1819-29

К. И. Росси. Арка Главного штаба. Санкт-Петербург. 1819-29

Российская академия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Российская государственная библиотека

РОССИ́ЙСКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕ́КА - основана в 1862 как первая публ. б-ка Москвы. Первоначальное назв. - "Московский публичный музеум и Румянцевский музеум". Разместилась в т. н. Пашковом доме - пам. архитектуры кон. 18 в., построенном по проекту В. И. Баженова. Основа кн. фонда и музейного собр. - богатейшие коллекции книг, рукописей и произв. иск-ва, принадлежавших гр. Н. П. Румянцеву. Открытый в Петерб., Румянцевский музей в 1861 переводится в Москву. С 1862 Б-ка получает собств. обязат. бесплатный экземпляр всех выходивших в России произв. печати. До 1917 фонд в значит. степени пополнялся также за счет частных книжных пожертвований. Среди наиболее ценных собраний - б-ка мин. нар. просвещения, путешественника и ученого А. С. Норова (исключительную ценность представляют прижизн. издания произв. Дж. Бруно), б-ки М. Ю. Виельгорского, П. Я. Чаадаева, В. Ф. Одоевского и др. Постановление Совнаркома от 12 дек. 1921 о Гос. Румянцевском музее возложило на Б-ку функции гос. книгохранилища. 24 янв. 1924 Б-ке присваивается имя В. И. Ленина. 6 февр. 1925, согласно постановлению Президиума ЦИК СССР, Б-ка становится гос. б-кой всесоюзного значения; одна из главных ее задач - собирание всех произведений печати народов СССР. Б-ка получает название - Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ). Одновременно принимается решение о ликвидации Румянцевского музея. В 1930 рядом со старым началось стр-во нового здания Б-ки (арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх), завершившееся в 1957-58. В 1950-60-е гг. Б-ка становится ведущим центром в области научно-методической работы в помощь б-кам союзных республик и центром в области рекомендательной библиографии. С 1992 преобразована в Рос. гос. б-ку (РГБ).

Отдел рукописей РГБ хранит коллекции гос. учреждений и обществ. организаций, фонды деятелей культуры. Среди них архивы В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, С. А. Есенина, К. И. Чуковского и др.

Лит.: Клевенский М. М. История Библиотеки Московского публичного Румянцевского музея, 1862-1917 гг. М., 1953; История Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В. И. Ленина за сто лет, 1862-1962. М., 1962; Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в системе библиотек: 60-80-е гг. ХХв. М., 1989.

Предыдущая страница Следующая страница