Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 7, "РУД"-"РУС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 7, "РУД"-"РУС")

Рудзутак Ян Эрнестович

РУДЗУТА́К Ян Эрнестович (1887-1938) - гос. и парт. деятель. Родился в семье батрака на хуторе Цауни Курляндекой губ. Учился в приходской шк., окончил 2 класса. С раннего возраста стал заниматься рев. деят-ностью, в 1905 вступил в чл. РСДРП. В 1909 воен. суд приговорил его к 15 годам каторги, срок к-рой был уменьшен до 10 лет. В первые годы сов. власти возглавлял Моск. СНХ, являлся чл. ВСНХ (Высш. Совета Нар. Х-ва). С 1920 по 1922 - пред. ЦК профсоюза рабочих транспорта, ген. секр. ВЦСПС (Всес. Центр. Сов. Професс. Союзов). В 1923-24 секр. ЦК РКП(б). С 1926 по 1930 нарком путей сообщения СССР, в 1926-37 зам. пред. Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР, одноврем. с 1931 по 34 исполнял обязанности пред. Центр. Контр. Комиссии (ЦКК) ВКП(б) и наркома Рабоче-крест. Инспекции (РКИ) СССР. В 20-30-е гг. Р. избирался канд. и чл. Политбюро РКП(б) - ВКП(б), чл. ВЦИК и ЦИК СССР. Будучи чл. высшего полит. рук-ва страны, Р. активно участвовал в развитии сов. экономики, в складывании командно-адм. системы, закономерно приведшей страну к тоталит. режиму. Возглавляя в 1-й пол. 30-х гг. ЦКК, Р. не смог пресечь начавшиеся репрессии по отношению к тем членам партии, к-рые высказывались против сталинской политики, а в 1937 сам стал ее жертвой: его необоснованно обвинили в участии в т. н. "троцкистско-право-заговорщическом блоке и шпионской работе против СССР в пользу фашистской Германии". В мае того же года Р. был исключен из состава ЦК, рядов ВКП(б) и арестован. На суде он не признал себя виновным и настаивал на том, чтобы ЦК ВКП(б) был информирован о незаконной деят-ности НКВД, подверг. репрессиям ни в чем не повинных сов. граждан. 28 июля 1938 Воен. коллегия Верх. суда СССР приговорила Р. к расстрелу, а 29 июля приговор был приведен в исполнение. В 1956 Р. был посмертно реабилитирован.

Я. Э. Рудзутак

Я. Э. Рудзутак

"Рудин"

"РУ́ДИН" - обществ.-полит. и лит.-худ. ж. левой ориентации, издававшийся в Петербурге с нояб. 1915 по май 1916 Л. М. Рейснер при непосредств. участии М. А. Рейснера. Всего вышло 8 номеров. Помимо издателей, выступавших на страницах ж. с публицист. и лит. ст., в "Р." публиковались О. Э. Мандельштам, Вс. А. Рождественский, Б. А. Садовский, Г. В. Маслов и др. В худ. оформлении принимали участие Е. И. Праведников (автор обложки и многочисл. Полит. карикатур), С. Н. Грузенберг, Н. Н. Купреянов. Публицистика "Р." носила острокритический характер.

Рудин Сем. Герм

РУ́ДИН Сем. Герм. (1929-73) - индолог-лингвист, один из основоположников отеч. дравидологии. Окончил в 1952 индо-тибетское отделение Вост. ф-та ЛГУ. В 1955-1973 - преподаватель каф. инд. филологии Вост. ф-та, в 1968 защитил канд. дисс, с 1969 - доц. Одаренный природными способностями полиглота (Р. знал ок. 30 европ. и вост. яз.) и редким талантом фонетиста, он отличался также ясностью и широтою мышления, позволявшей ему обнаруживать в каждом конкретном явлении элементы некой общей системы. Поэтому все работы Р. в момент их появления расценивались коллегами как событие в индологич. науке и не утратили значения до сих пор. Р. удалось создать первый систематич. "Очерк фонетики языка хинди" (см. "Русско-хинди словарь". М., 1957. С. 1255-1276). Одноврем. им был разработан для студентов вводный фонет. курс хиндустани (издан в 1990), а позднее - аналогичный курс для бенгальского яз. Р. ввел также новые курсы по истории и диалектологии хинди. С сер. 50-х гг. Р. начинает самостоят. изучать тамильский яз. Совместно с А. М. Пятигорским он работает над "Тамильско-рус. словарем" (издан в 1960; по оценке индийских дравидологов, "один из лучших словарей, опубликов. в нашем столетии"). В 1965-66 Р. стажировался в Мадрасском ун-те; за это время он не только значит. расширил познания в лит. и разг. тамильском, но и сумел найти время для изуч. яз. малаялам и сбора этнограф. мат-лов, касающихся бесписьменных дравид. народностей гор Нильгири. Р. удалось создать не только для дравид. языков, но и для др. языков Инд. ареала оригин. схему классификации СГС (т. н. "специализир. глагольных сочетаний"). Многообещающие работы в этой обл. были прерваны трагич. гибелью ученого. Предварит. результаты были опубликованы посмертно (1974, 1975).

Руднев Дм. Дм

РУ́ДНЕВ Дм. Дм. (1879-1932) - географ, картограф, исследователь Крайнего Севера европ. части СССР. Родился в Петерб. Окончил Петерб. ун-т. В студ. годы участвовал в эксп. (1904) под рук. Ф. Н. Чернышова в Большеземельскую тундру. В 1905 слушал летний семестр геогр. отделения Берлинского ун-та. После 1905 принимал участие в обработке науч. мат-лов А. В. Журавского по Печорскому кр. Составил "Список флоры Большеземельской тундры", обработал ежегод. станционарные и экспедиц. метеорологич. наблюдения по всем пунктам с 1903 по 1909; составил большинство карт к первым отчетам и статьям А. В. Журавского (1903-10). В 1906 организовал Петерб. геогр. кружок. В 1907 Р. поступил лаборантом в Пед. музей воен.-уч. заведений, где организовал Геогр. кабинет и собрал большую коллекцию диапозитивов для сопровождения лекций и докладов. Выступил инициатором орг-ции Геогр. бюро с отделами: справочным, лекционным и экскурсионным. В деят-ности бюро в качеств електоров и консультантов принимали участие А. И. Воейков, В. Л. Комаров, Л. С. Берг, К. Д. Глинка, В. А. Дубянский, Ф. Д. Левинсон-Лессинг, С. С. Неустроев, Ю. М. Шокальский и др. С сер. 1912 среди чл. бюро возникают и обсуждаются проекты уч. планов и программ будущего высш. геогр. уч. заведения - Геогр. ин-та; основаны: в 1916 - Высшие геогр. курсы; в 1918 - Геогр. ин-т; в 1925 - Геофак ЛГУ. В 1912 Р. участвовал в эксп. на судне "Нимрод" в Карское и Баренцево м. для установки радиостанций в трех точках на зап. участке Сев. мор. пути, собрав по своей инициативе статистич. и науч. мат-лы о результативности всех плаваний на отрезке Сев. мор. пути от Архангельска до устья Енисея за время от 1553 до 1912. Автор кн. "Материалы к изучению Северного мор. пути из Европы в Обь и Енисей" (Пг., 1915. Совм. с Н. А. Куликом). В 1914 был мобилизован, в армии находился до 1918. Вернувшись в Петроград в 1917, работал в ряде комиссий АН, в т. ч. в Полярной комиссии (1918-19) и Геогр. ин-те (в должности секр. Ученого совета). С 1924 перешел на пед. работу, читал курс лекций по разработ. им оригин. тематике - "Техника путешествий". В 1931 перешел на работу в Геогр. музей. Действит. чл. ГО (с 1911), награжден в 1904 серебр. медалью Рус. геогр. об-ва.

Руднова Зоя Ник

РУДНО́ВА Зоя Ник. (род. 1946) - сов. спортсменка (настольный теннис), з. м. с. СССР (1970). Лучшая теннисистка в истории сов. настольного тенниса. Чемпионка мира 1969 в командных и женских парных соревнованиях. Абс. чемп. Европы 1970 (4 золотые медали). Чемп. Европы (1968) в смешанных парных встречах, в 1972 в одиночных и смешанных парных встречах, в 1974 в командных и смешанных парных встречах. Чемп. СССР 1963, 1965, 1967, 1968, 1971-74 в одиночных соревнованиях. Неоднократная чемпионка СССР (1962-74) в женских парных и смешанных соревнованиях. Победительница и призер открытых первенств Англии, Австрии, Венгрии, ГДР, КНДР, Скандинавских стран, Северной Ирландии, ФРГ, Уэльса, Чехословакии, Югославии, Нидерландов. Была признана лучшей теннисисткой Европы (1971 и 1974).

Ружьё

РУЖЬЁ - вид ручного огнестрельного или пневматич. индивид. длинноствольного оружия. Появилось как тип в 14-15 вв. (пищаль, аркебуза, кулеврина). В 16 в. широкое распространение имел фитильный мушкет. С 17 в. утвердился тип кремневого дульнозарядного Р., просуществовавший на вооружении до 19 в. Тогда же произошло разделение на воен. и охот. Р. Дальнейшее совершенствование боевого Р. было связано сначала с ударным замком, а затем с распространением нарезных Р., за к-рыми утвердилось назв. винтовка.

Охотн. Р. до 1738 были одноствольными, а после - и двуствольными. До 30-х гг. 19 в. охотн. Р. были дульнозарядными и назывались шомпольными. В 30-х гг. было запатентовано первое казнозарядное охотн. Р. под унитарный патрон. К нач. 20 в. оно вытеснило шомпольное. Наряду с гладкоствольными охотн. Р. существуют также охотн. винтовки (спец. конструкций и передел. из воен. образцов), часто называемые штуцерами, и комбиниров. - 1 (или 2) гладкий и 1 нарезной ствол.

Спорт. Р. применяются для спорт. стрельбы на стенде и отличаются от охотничьих более высоким качеством изготовления и отделки.

Охотничье ружье Н. А. Некрасова

Охотничье ружье Н. А. Некрасова

Рузиматов Фарух Садуллаевич

РУЗИМА́ТОВ Фарух Садуллаевич (род. 1963) - артист балета. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1981. С 1981 артист т-ра им. Кирова. Среди его ролей: Юноша ("Асият"), Юноша ("Шопениана"), Тариэл ("Витязь в тигровой шкуре"), Али ("Корсар"), Джеймс ("Сильфида"), Хесус ("Проба"), Базиль ("Дон Кихот"), Солор ("Баядерка"), Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), а также ведущие партии в бал. "Тема с вариациями", "Видение розы", "Странствия". В 1990 выступал в труппе "Амер. т-ра балета". Классич. танцовщик, не столько партнер, сколько яркий солист-виртуоз.

Руина

РУИ́НА (лат. ruina - обвал, развалины) - развалины. Искусств. Р. украшали англ. парки 18-19 в. Напр., искусств. Башня-Р. (Ю. М. Фельтен, 1770-е гг.) в виде остатков разрушенного замка, Кухня Р. (Дж. Кваренги, 1780-е гг.) из обломков антич. сооруж. в Царском Селе. Эстетич. и ист. ценность могут приобретать и естеств. Р. Р. антич. зданий, Р. недостроенного ансамбля в парке Царицыно под Москвой (В. И. Баженов, затем М. Ф. Казаков, 2-я пол. 18 в.), Р. крепости Бип в Павловске (постройка 1795, разрушена в 1940-х гг.), Р. дворца в Ропше (постройка 1780-х гг., разрушен в 1990-х гг.).

Рукава

РУКАВА́ (этн.) - часть одежды, покрывающая руку до кисти или до локтя. По крою Р. были прямые, с ластовицами и без них; с клиньями, суживающимися к кисти; пышные, собр. в сборку. В старинных рубахах Р. с клиньями шили длиннее рук. Они собирались на руке горизонт. сборками или имели прорези для продевания руки, остальная часть Р. свободно свисала. Рубахи-долгорукавки были широко распространены и сохранились до кон. 19 в. в праздн. и свад. одежде. Рубаху с длинными узкими Р., доходившими до подола, шили для невесты. В Архангельской губ. такая рубаха называлась убивальница, маховка, в ней невеста причитала, взмахивая Р. Спущенные Р. играли определ. роль и в рисунке танца. По обычаю на свадьбе кисти рук невесты должны были быть закрыты, для чего использовали удлиненный Р. Символика Р. неразрывно связана с символикой рук. Наиб. значение придавалось правому Р., как и правой руке. Невесте специально шили шубу с длинным правым Р., так как именно им невеста соединялась с женихом. По традиции женщина должна была находиться слева от мужчины. Часто из правого рукава невесты или жениха спускался один конец богато украшенного полотенца. Узоры на женской рубахе размещались на плечах, Р. и подоле. Р. праздн. рубах молодых женщин украшались вышивкой полностью. Такие рубахи называлась порукавными. На Севере в праздн. женский комплект входили шелковые Р., носившиеся поверх холщовой рубахи с парчовым или шелковым сарафаном.

Рукавицы

РУКАВИ́ЦЫ (этн.) - перчатки с одним напалком (для большого пальца); кожаные (голицы), вязаные шерстяные (варежки), меховые, шерстью наружу (мохнатки). Большей частью их носили в 2 слоя. Еще в 18 в. в кожаные длинные, до локтя, рукавицы были вложены варежки или валяные рукавицы. Варежки, вязанки вяжут из овечьей или коровьей шерсти, иногда с узором. Варежки со своеобразным геометрическим многоцветным узором изготовляют на С.

Перчатки стали носить с 17 в. В рус. деревне они назывались персчатки, перчанки, перстанницы. Перчатки вязали из овечьей, козьей шерсти или шили на меху кожаные. В Вологодской обл. перчатки шили из сукна или сафьяна и расшивали сверху серебряной или золотой нитью. Их надевали на Пасху (звонить на колокольне).

Варежки, рукавицы, перчатки изготавливали сами или покупали на базарах и ярмарках. Произ-во их было сосредоточено преимущ. в городах и селах нечерноземных губерний.

Р. широко использовались в обрядовых ситуациях. Соблюдался обычай обязательного покрывания рук жениха и невесты, чтобы не касаться др. друга голыми руками. Р. или перчатки нередко дарились невесте, жениху, родителям. В нек-рых местностях жених обязательно даже в теплое время года надевал на свадьбу шерстяные белые перчатки. На С. он ехал к невесте в Р., сделанных из шкуры животного. Невеста надевала Р., когда потчевала гостей. Считалось, что прикосновением можно вылечить, а с др. стороны, передать болезнь, нанести порчу. Известны примеры, когда колдун, желая испортить свадьбу, бросал Р. поперек свадебного поезда. Р. надевали также, когда мыли или обряжали умершего.

Рукавишников Ив. Сер.

РУКАВИ́ШНИКОВ Ив. Сер. (1877-1930) - поэт, прозаик. Из семьи нижегородских купцов-миллионеров. Окончил Петерб. археологич. ин-т. Порвал с семьей, недовольный "богемной" жизнью отца. Начал печататься с 1896. С 1901 по 1915 издал 10 сб. стихотв., пер. и рассказов. В прозе Р. наиб. значит. произв. - автобиогр. трехтомный ром. "Проклятый род" (1912): история вырождения купеч. семьи, для к-рой деньги стали мистич. проклятием. В ром. трактованная в реалистич. духе соц. проблематика соединена с расхожими модернистскими темами (апологией индивидуализма, эстетизацией патологического и т. п.). Автор историко-бытового ром. "Аркадьевна" (1914). После Октября 1917 Р. участвовал в спасении культурных ценностей в Нижегородской губ. и основал там два музея; преподавал стиховедение в Моск. высшем лит.-худ. ин-те им. В. Брюсова. Занимался воссозданием редких стихотв. форм: триолета, сказа ("Триолеты любви и вечности", 1917; "Триолеты. Вторая книга", 1922; "Сказ скомороший про Степана Разина, про Мухоярова князя, про дочку Катерину да про стремянного Васюту. Стих напевный", 1925 и др.).

Рукобитие

РУКО́БИТИЕ - старинный обычай "бить по рукам" в знак совершения сделки, в т. ч. и брачного договора. В последнем случае Р. происходило между отцом жениха и отцом невесты и было частью свадебного обряда.

Рукопись

РУ́КОПИСЬ - текст, написанный от руки. В издат. практике Р. принято называть текст, представляемый автором, независимо от техники его исполнения (машинопись, компьютерная распечатка и т. п.) Текст Р. должен быть в любом случае подписан автором собственноручно.

Рукописное посвящение к поэме М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи». 1832

Рукописное посвящение к поэме М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи». 1832

Рулада

РУЛА́ДА (франц. rulade, от ruillere - кидать взад и вперед) - быстрые нисходящ. и восходящ. вок. пассажи, гаммообразные на арпеджио. Прием был отработан в технике итал. бельканто.

Румянцев Вас. Ег

РУМЯ́НЦЕВ Вас. Ег. (1822-97) - историк книгопечатания. Родился в Москве. Был секр. Моск. археол. об-ва и инспектором Моск. Синодальной типографии. В противоположность мн. старым историкам книгопечатания Р. хорошо знал полигр. технику и сущность типогр. процессов, применявшихся первопечатниками. В одной из первых своих работ - "Древние здания Московского Печатного двора" (1869) Р. впервые широко использовал мат-лы типогр. архива. В 1870 в прил. к изв. труду Д. А. Ровинского "Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств" были опубликованы составл. Р. "Сведения о гравировании и граверах при Московском Печатном дворе в 16 и 17 столетиях". В 1872 вышел в свет осн. труд Р. "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России" - атлас превосходно воспроизвед. репродукций, гравюр, орнаментики и шрифтов первопечатных изд. Атласу предпослана ст., подробно излагающая обст-ва возникновения книгопечатания на Руси. Впервые в отеч. историографии Р. попытался дать анализ соц.-полит. условий, в к-рых возникло книгопечатание в Москве. Р. явился родонач. теории итал. происхождения нашего книгопечатания, выдвинутой им в противовес "немецкой теории", адептом к-рой был В. В. Стасов. Несомненный интерес представляет осуществл. Р. описание "Апостола" 1564, оно до сего времени считается образцовым. Особенно ценен сравнит. текстолог. анализ рукописных и печатных "Апостолов" 16-17 столетий. Подробно описаны типографич. мат-лы первопечатника, особое внимание уделено шрифту.

Румянцев Ник. Петр.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Румянцев-Задунайский Петр Ал-др.

РУМЯ́НЦЕВ-ЗАДУНА́ЙСКИЙ Петр Ал-др. (1725-96) - выдающ. полководец, ген.-фельдм.; граф. Род. в семье А. И. Румянцева, одного из сподвижников Петра I. В 1740 принимал участие в войне со Швецией, в 1743 - ком. Воронежского пех. полка. Во время Семилетней войны командовал бригадой и див., отличился в сражениях под Гросс-Егерсдорфом и Кунерсдорфом, в 1761 во главе корпуса овладел крепостью Кольберг.

При Екатерине II в 1764 назначен през. Малорос. коллегии и ген.-губернатором Малороссии. Провел перепись укр. населения, ликвидировал остатки укр. автономии, в 1783 установил подушную подать. Во время рус.-тур. войны 1768-74 командовал армией, разгромил тур. силы в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. За одержанные победы получил чин ген.-фельдм. и титул графа с добавлением "Задунайский". Принимал участие в рус-тур. войне 1787-91, но из-за интриг Г. А. Потемкина был отозван; в 1794 командовал войсками, действовавшими в Польше.

Р. З. внес значит. вклад в развитие рус. воен. иск-ва; он автор "Обряда службы", "Мыслей" и др. произв., где развивает свои оригин. взгляды по вопросам, связ. с построением и действиями армии в бою и в походе. Положил начало новой тактике колонн и рассыпного строя (активно стали привлекаться егеря), а также подвижных каре. Принимал участие во всех изменениях и реоргциях рус. армии во 2-й пол. 18 в., был инициатором мн. из них.

Румянцевскии музей

РУМЯ́НЦЕВСКИИ МУЗЕ́Й - собр. коллекций книг, рукописей, монет, произв. живописи, прикладного иск-ва и др. графа Н. П. Румянцева, переданное в 1826 гос-ву и ставшее основой "Московского публичного музеума" и "Румянцевского музеума" (в 1862 в этом музее была создана б-ка). В Петерб. Р. М. находился в особняке Н. М. Румянцева на Английской наб. После переезда из Петерб. в Москву (1861) Р. М. разместился в доме Пашкова (1780-е гг., арх. В. И. Баженов). К колл. живописи Н. П. Румянцева впоследствии были присоединены колл. Д. В. Дашкова (портреты знаменитых рус. людей с 16 в.), И. М. Прянишникова, Н. А. Львова (коллекции картин). Отд. изящных иск-в Р. М. включал кабинет гравюр и картинную галерею, где находились произв. рус. худож. 18-19 вв. (В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, П. А. Федотова, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, И. Е. Репина), работы зап.-европ. мастеров. В 1921 отд. древностей и нумизматич. отд. были переданы Гос. ист. музею в Москве, зап.-европ. живопись и гравюрный кабинет (включая его б-ку) вошли в собр. Гос. музея изобр. иск-в им. А. С. Пушкина, часть колл. рус. живописи, а также все эскизы и альбомы А. А. Иванова были переданы Гос. Третьяковской галерее.

Лит.: Отчет Московского публичного и Румянцевского музея... СПб.; М., 1864-1917; Кестнер К. П. Материалы для исторического описания Румянцевского музеума. М., 1882; Стасов В. В. Румянцевский музей: История его перевода из Петербурга в Москву в 1860-1861 гг. // Рус. старина. 1883. Т. 36; Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912. М., 1913.

Здание Румянцевского музея

Здание Румянцевского музея

Румянцевский кружок

РУМЯ́НЦЕВСКИЙ КРУЖО́К - содружество историков, археографов, филологов, объединившихся вокруг мецената, любителя древностей, собирателя книг и рукописей графа Н. П. Румянцева. Ввиду неформ. характера Р. К. его состав и временные рамки деят-ности могут быть обозначены с известной долей условности. Сюда входили Н. Н. Бантыш-Каменский, А. Ф. Малиновский, митр. Евгений (Болховитинов), П. М. Строев, К. Ф. Калайдович, А. Х. Востоков, П. П. Кеппен. В той или иной степени близки Р. К. были М. Т. Каченовский, А. И. Сленин, А. И. Ермолаев и нек-рые др. Направления деят-ности Р. К. во многом определялись интересами и финансовыми возможностями его основателя, к-рый стоял у истоков большинства начинаний кружка и принимал самое заинтерес. участие в их осуществлении. Наиб. интенсивно деят-ность Р. К. протекала с 1813 (выход Н. П. Румянцева в отставку) по 1826 (год его смерти). В этот период в науч. и общекультурный оборот усилиями участников Р. К. было введено множество ист. документов и пам. др.-рус. словесности ("Собрание Государственных Грамот и Договоров" в четырех т. под ред. Н. Н. Бантыш-Каменского и А. Ф. Малиновского, "Древние российские стихотворения" под ред. П. М. Строева, "Памятники российской словесности XII в." под ред. К. Ф. Калайдовича и др. изд.). Постоянно пополнялась новыми находками богатейшая румянцевская библиотека, на средства графа организ. экспедиции по монастырям Московской епархии, где участникам поисков порой сопутствовала редкая удача (так, летом 1817 удалось извлечь из книжных завалов Новоиерусалимского монастыря ценнейший Изборник 1073). С течением времени круг иссл. расширяется и захватывает славянскую филол. в целом. "Рассуждение о славянском языке" А. Х. Востокова (1820) закладывает науч. основы сравнит. изучения слав. языков. Труд К. Ф. Калайдовича "Иоанн Экзарх Болгарский" (1824) обнажает пласт древнейшей слав. лит-ры. Предприимчивый П. П. Кеппен колесит по Европе, знакомя крупных ученых-славистов с результатами работы рос. исследователей. Издаваемые им "Библиографические листы" (1825-26) на нек-рое время становятся центром притяжения филологов слав. мира. Живо интересовались члены Р. К. проблемами палеографии. Большие надежды возлагались здесь на А. И. Ермолаева (к сожалению, рано умершего) и А. Х. Востокова, действительно давшего блестящие для своего времени образцы палеографич. описания и науч. издания памятников. Жизненные обстоятельства не позволили осуществиться многим проектам И. П. Румянцева и его сотрудников. Болезнь и смерть К. Ф. Калайдовича прервали его работу над описанием рукописей Моск. Синодальной б-ки, "Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума" и Остромирово евангелие были изданы А. Х. Востоковым намного позже; не удалось издать Изборник 1073. Тем не менее деят-ность Р. К. создала прочную базу для дальнейшего развития истории и филол., а главное - послужила утверждению историзма и фактической достоверности как основных принципов гуманитарных исследований 19 в.

Лит.: Коцубинский А. А. Адмирал Шишков и канцлер граф Румянцев. Начальные годы русского славяноведения. Одесса, 1887-1888; Ягич И. В. История славянской филологии. СПб., 1910.

Рунич Дм. Пав

РУ́НИЧ Дм. Пав. (1778-1860) - гос. деятель. Сын сенатора. С 1797 в Коллегии иностр. дел, с 1805 - в Почтовом департаменте; действ. статский советник (1816). С 1819 - чл. Гл. правления уч-щ. Увлекался мистицизмом, был сторонником изоляции России от чужеземных влияний. С 1821 исполнял должность попечителя Петерб. ун-та и учеб. округа. Инициатор гонений против ряда проф. (А. П. Куницын, К. И. Арсеньев, А. И. Галич, К. Ф. Герман, Э. В. С. Раупах), обвин. в религ. и полит. вольномыслии; добился увольн. их из Петерб. ун-та. В 1826 уволен со службы и отдан под суд за служебные злоупотребления. Вместе с М. Л. Магницким был автором т. н. "чугунного" цензурного устава 1826. "Записки" Р. охватывают период с 1797 по 1825 (Рус. обозрение. 1890. Т. 4, № 8. С. 653-685; Т. 5, № 9. С. 186-256; № 10. С. 794-809).

Рупрехт Франц Ив

РУ́ПРЕХТ Франц Ив. (1814-70) - ботаник-систематик, акад. (с 1853), пом. дир. Петерб. Ботанич. сада (1851), с 1855 - дир. Ботанич. музея АН, проф. Петерб. пед. ин-та (1854-59). Родился во Фрайбурге. Окончил г-зию в Праге (1830). Учился на мед. ф-те Пражского ун-та. С 1838 - д-р медицины. В 1839 переехал в Петерб. (приглашен на должность консерватора Ботанич. музея АН). Автор работ по систематике злаков и водорослей; дал описание водорослей, собр. во время кругосветной эксп. Ф. П. Литке в сев. части Тихого ок. (удостоен Демидовской премии АН). Предпринял эксп. на север России в р-ны малоземельской тундры. Автортр. "Flores Samojedorum Cisura lensium" (1845) и "Флора Северного Урала" (1854) - долгое время они были единств. сводками по флоре Рус. Севера. Предпринял ряд поездок по Петерб. губ. (1853), совершил путешествие на Кавказ (1860-62). Выпустил труд "Флора Кавказа" (1869). Впервые в истории науки указал на зависимость почвы от характера растит. покрова, дал классификацию местных флор по их относит. (геологич.) древности. В честь Р. назван ряд растений.

Рус

РУС - намечавшееся назв. новой рус. ден. единицы, к-рую предполагалось выпустить в 1895 на осн. зол. рубля. Были выпущены пробные монеты достоинством в 15, 10 и 5 руб., соответствовавшие 1, 2/3 и 1/3 империала. Их вес - 12,9; 8,6; 4,3 г соотв. Изображение: аверс - портрет царя, реверс - орел и номинал. Монеты были отчеканены по проекту, предусматривавшему снижение в полтора раза лигатурной массы зол. монеты без изменения пробы сплава. Проект был реализован в 1897, но без переименования рубля в Р.

Русалки

РУСА́ЛКИ - в нар. верованиях в Р. (водяниц) превращаются утопленницы, подмененные или некрещеные дети. Р. принимают облик красивых обнаженных девушек, к-рые сидят на берегу реки и расчесывают длинные волосы (иногда зеленые) гребнем. В описаниях подчеркивается их множественность. Постоянно живут не только в воде, но и в лесу (где качаются на ветвях), в ржаном поле. Те Р., к-рые живут в воде, в русальную неделю обязательно выходят из воды, бегают по полям и в лесу, хохотом заводят человека в воду, могут защекотать до смерти. Особенно опасны в четверг русальной недели. Мстят тем, кто не соблюдает запрет работать в русальную неделю. В это время полагалось петь русальные песни, оставлять для Р. на деревьях пряжу, холст, нитки (Р. "на одежду"). В воскресенье устраивали "проводы Р.": наряжали девушку (распускали ей волосы, надевали венок) и провожали ее за околицу деревни, в ржаное поле. В нек-рых местах делали чучело Р., к-рое тоже выносили в поле и либо разрывали и разбрасывали, либо оставляли на меже.

Поэтич. образ Р. и представления о них широко отразились в повествоват. фольклоре, в нар. иск-ве (деревянные резные изображения Р. в деталях построек 19 в.), в лит-ре (драм. поэма А. С. Пушкина "Русалка", стихотв. М. Ю. Лермонтова "Русалка", пов. Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница", стихи из цикла А. Блока "Пузыри земли" и др.), муз. (опера А. С. Даргомыжского "Русалка").

Руска Луиджи

РУ́СКА Луиджи (Алоизий Ив.) (1762-1822) - архитектор, швейц., приехал в С.-Петербург в 1783 и поступил на службу - кам. дел мастером в Придворное ведомство, где в теч. 20 лет работал под рук. Дж. Кваренги, В. Бренна и Ф. Волкова на стр-ве крупнейших петерб. построек того времени - Эрмитажного т-ра, Исаакиевской ц., Михайловского замка, Мор. кадетского корпуса. Ему поручалась гл. обр. отделка интерьеров. В 1790-х гг. начал работать по частным заказам и построил неск. домов, в частности особняк Мятлевых - изумительный образец итал. виллы с украшенными скульптурой портиками и обширным садом, обнес. высокой глухой оградой, по верху к-рой он расставил мраморные бюсты. В 1802, после отъезда В. Бренны, стал придворным арх. Он строит дом ордена иезуитов на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы (1801-04), портик Перинного ряда на Невском проспекте (1806), дом "с четырьмя колоннадами" на углу Садовой и Итальянской улиц (1809-11), комплексы казарм Кавалергардского (1803-05) и Гренадерского (1805-08) полков. Р. как общепризн. мастеру интерьера поручалась перестройка и отделка заново помещений в крупнейших дворцах столицы - Таврическом (1801-02), Аничковом (1809-11), Зимнем (1801-16), Стрельнинском (1804). Помимо С.-Петербурга, по проектам Р. строились комплекс казарм Астраханского полка в Москве (1807-09), соборы в Симферополе, Гомеле, Ревеле, Гостиный двор в Киеве, церковь в Преображенском мон. в Саратове, застраивался центр основанного в 1804 Новочеркасска.

В России Р. прожил 35 лет. Его последней значительной работой в С.-Петербурге была постройка ц. "Всех скорбящих" Кавалергардского полка (1817-18). В 1818 по собственному прошению он был уволен в отставку в чине статского советника и навсегда покинул Россию. Созданные Р. комплексы зданий и постройки различного назначения, а также идеи, заложенные в его проектах, сыграли важную роль в формировании ансамблевой застройки столицы и подготовили появление блестящих ансамблей К. Росси.

Русланова Лидия Анд

РУСЛА́НОВА Лидия Анд. (1900-73) - эстрадная певица. Дебютировала в 1917, первая исполнительница рус. нар. песен на эстраде. В 1933-48 активно гастролировала, в 1948 репрессирована. Возобновила концертную деят-ность в 1953. Засл. арт. РСФСР (1942).

Лит.: Лидия Русланова в воспоминаниях современников. М., 1981.

Руссенорск

РУССЕНО́РСК - пиджин, использовавшийся при общении торговцев, рыбаков и моряков в бассейне Баренцева и Белого морей. Сложился в 18 в. как яз. меновой торговли между рус. поморами и норвежцами Варангерфьорда, вышел из употребления в 1920-е гг. В силу функцион. ограниченности был лексически беден. Известно ок. 300 лексич. единиц (из к-рых более пол. - норв. происхождения, ок. трети - рус). Для неск. десятков значений существовали как рус. так и норв. дублеты. Отд. слова восходили к англ., голл., нем. яз. Наличие саамской лексики (наименования нек-рых видов рыб) указывает на участие этого народа в формировании Р. В процессе коммуникации норвежцы старались по возможности использовать рус. лексику (ср.: Kak tvaja niet kopom - sa prosjai "Если не покупаешь, тогда прощай"), а русские - норв. лексику (ср.: Моя икке лигом "Я не обманываю").

Лит.: Перехвальская Е. В. Руссенорск как пример начального этапа формирования пиджина // Возникновение и функционирование контактных языков: Материалы рабочего совещ. М., 1987.

"Русская Америка"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Русская беседа"

"РУ́ССКАЯ БЕСЕ́ДА" - славянофильский ж., выходил в Москве (в 1856-58 - 4 раза в год, с 1859 - 6 раз). Издателями были А. И. Кошелев и Т. Н. Филиппов, с 1858 - А. И. Кошелев. С 1859 ред. фактически заведовал И. С. Аксаков. Цель изд. заключалась в изучении рус. жизни и нар. быта, распространении "русского воззрения", возрождении рус. нравов и обычаев. Большинство сотр. "Р. Б." разделяло славянофильские взгляды; в ж. сотрудничали виднейшие деятели славянофильства - И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.

"Русская мысль"

"РУ́ССКАЯ МЫ́СЛЬ" - рус. еженед. газета, единств. в европ. зарубежье. Основана в 1946 в Париже. В разное время газ. редактировали З. Шаховская, ред. колл. в сост. В. Допера, С. Милорадовича, К. Померанцева и В. Рыбакова. С нач. 80-х гг. гл. ред. - И. А. Илловайская. "Р. М." с сугубо антисов. позиций освещала полит. события в СССР и мире, популяризировала диссидентское и правозащитное движение в СССР, приветствовала победу демократов в авг. 1991 и распад Сов. Союза. В "Р. М." активно сотрудничают бывшие диссиденты А. Гинзбург (зам. гл. ред.), В. Сендеров, Н. Горбаневская, Е. Боннер и др. "Р. М." уделяет большое внимание реформированию Русской Правосл. церкви, солидаризуясь с учением о. Александра Меня. В "Р. М." постоянно освещаются страницы истории рус. лит-ры и культуры, особенно рус. зарубежья. Целые полосы посвящаются жизни и наследию М. Цветаевой, Н. Оцупа, В. Ходасевича и др. В "Р. М." сотрудничали историки А. Некрич, М. Геллер, Н. Рутыч; в 1985-92 газ. опубликовала отрывки из "Ледокола" В. Суворова. "Р. М." постоянно полемизирует с рус. газ. "Наша страна" (Аргентина) и "Рус. жизнь" (США), не во всем разделяющими ее позиции. С 1991-92 "Р. М." свободно продается в Москве и Петербурге.

-----------------------------------

"РУ́ССКАЯ МЫ́СЛЬ" - ежемес. науч., лит. и полит. ж. либерального направления, издававшийся в Москве с 1880 по 1918. Гл. ред. с 1881 по 1906 был В. А. Гольцев. Роль "Р. М." в обществ.-лит. жизни России определилась в 1884, когда ж. были переданы подписчики закрытых в этот год "Отечественных записок", а в ред. перешли мн. сотр. этого популярного изд. В "Р. М." печаталась публицистика Гл. Успенского и Н. К. Михайловского, среди писателей, выступавших на страницах ж., были В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. Н. Островский, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, в начале 20 в. - И. А. Бунин, М. Горький, Е. Н. Чириков. "Р. М." ориентировалась на публикацию реалистических произв. демократ. направления. Для обществ, позиции "Р. М." характерно отстаивание эволюц. процесса преображения России. С сер. 1890-х гг. ж. вел полемику с марксизмом как полит. и идейным противником. Эстетич. позиция ж. выражала взгляды либеральной интеллигенции рубежа веков, развивавшей идеи шестидесятников: культ реалистич. иск-ва, отрицание "чистого иск-ва", признание идеи прогресса в качестве руководящей для передовой лит-ры. Среди произв., опубликованных в "Р. М.", особое место занимает проза А. П. Чехова. Здесь были впервые опубликованы "Палата № 6", "Рассказ неизвестного человека", "Остров Сахалин", "Чайка", "Три сестры" и др. В 1910-х гг. литературным отделом заведовал В. Я. Брюсов, критическим - З. Н. Гиппиус. После 1905 - орган кадетов (П. Б. Струве, А. А. Кизеветтер). В ж. печатались Н. А. Бердяев, М. О. Гершензон и др. В 1920-х гг. издавался за границей.

Русская правда

РУ́ССКАЯ ПРА́ВДА - памятник др.-рус обычного права, созданный в 11 в. на основе существовавших в устной форме норм, дополнявшийся и перерабатывавшийся в течение 12 в. Различают три ред.: краткую, пространную и сокращ. Взаимоотношение между ними осложнено многочисл. перекрестными влияниями в поздних списках 13-15 вв. и потому не вполне ясно. Древнейшая "Правда", записанная при Ярославе Мудром (1016-54), дошла в составе краткой ред. в соединении с "Правдой" Ярославичей (1072) и "Поконом вирным" (роспись ставок денежных штрафов при разл. преступлениях, совершенных коллективно). Она содержится в Новгородской летописи младшего извода (15 в.). В составе Кормчих и Мерила праведного (13 в.) сохранилась пространная "Правда". По сравнению с краткой ред. туда включен ряд дополнит. статей и Устав Владимира Мономаха о резах (ростовщических процентах). Особенностью, сближающей Р. П. с др. "Правдами" и отличающей ее от соврем. ей византийского законодательства, является применение только денежных штрафов как меры наказания и отсутствие членовредительских наказаний.

Р. П. не содержит норм семейного права, выведенных из-под юрисдикции князя и переданных епископам и митрополитам. Эти нормы регулировались особыми "церковными княжескими уставами", включавшимися в летописи, Кормчие книги и юрид. сборники.

Изд. и лит.: Правда Русская. М.; Л., 1940-1963. Т. 1-3; Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. М.; Л., 1941; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси 11-14 вв. М., 1972.

Русская православная церковь

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Русская школа" фольклористики

"РУ́ССКАЯ ШКО́ЛА" ФОЛЬКЛОРИ́СТИКИ - термином "Р. Ш." принято обозначать направление в науке, с особенной интенсивностью проявившее себя во 2-й пол. 19 - 1-й трети 20 в.: устная словесность (фольклор) для "Р. Ш." представляла первостеп. интерес, и не только как пам. старины, но прежде всего как живое явление совр. нар. (преим. крест.) культуры, погруженное в быт. Ученые "Р. Ш." вели широкую работу по собиранию произв. нар. словесности, добиваясь возможно более точной записи текстов (этому правилу следовали и при их издании). Такой подход обеспечил появление большого числа первоклассных фольклорных изд., вошедших в зол. фонд рус. и европ. науки. Др. важное достижение "Р. Ш." заключалось в систематич. собирании данных об условиях и обстановке бытования фольклора, его исполнения и восприятия, о процессах обучения, о связях фольклорной культуры с бытом, трудом, обрядами, соц. аспектами. Наблюдения "Р. Ш.", обобщенные в многочисл. статьях, коммент., в спец. иссл., по-новому представили место фольклора в текущей нар. жизни и раскрыли мн. особенности его содержания и живого функционирования. Наконец, подлинным открытием "Р. Ш." явился новый взгляд на носителей фольклорной традиции: в массе знатоков, исполнителей, передатчиков этой традиции ученые выделили мастеров фольклора, одаренных сказителей, сказочников, воплениц, не только обладавших превосходным знанием текстов (и шире - фольклорной культуры в ее отдельных составляющих) и владевших особенным иск-вом их исполнения, но и вносивших в усвоенную ими традицию нечто свое, обогащавших ее своим опытом и творч. подходом. Повышенное внимание к личностному началу нашло свою реализацию в изд. практике ученых "Р. Ш.": тексты былин и сказок в сб. группировались по исполнителям, публ. сопровождались биографич. сведениями и характеристиками творч. облика исполнителей.

Дорев. традиции "Р. Ш." получили развитие в сов. фольклористике 20-30-х гг., когда на первый план выдвинулись две науч. задачи: поиски выдающихся мастеров фольклора, исчерпывающая фиксация их репертуара с последующим, возможно более полным, изд. тр., посвящ. их индивидуальному творч. вкладу в традицию, связи их творчества с биографией, средой и т. д.; изучение классич. фольклора в его соц., бытовых, регион. связях.

К сож., в разработке этих проблем фольклористика не избежала преувеличений, натяжек и вульгаризации.

"Русские записки"

"РУ́ССКИЕ ЗАПИ́СКИ" - обществ.-полит. и лит. ж. (Париж, 1937-39, 21 номер). Задуманный как продолжение ж. "Современные записки", он стал по сути параллельным изд. Ж. был основан по инициативе группы Н. Д. Авксентьева (И. И. Бунаков, М. В. Вишняк, З. В. Руднев). С 1938 по 1939 "Р. З." возглавлял П. Н. Милюков. Кроме восп. Милюкова, ж. содержит массу публикаций известных авторов рус. зарубежья: Д. Кнута, И. Кнорринга, М. Цветаевой, И. Бунина, З. Гиппиус, Д. Мережковского, В. Набокова, А. Ремизова и др.

"Русские сезоны"

"РУ́ССКИЕ СЕЗО́НЫ" - выступления рус. оперных и бал. трупп за границей, организ. С. П. Дягилевым. Состоялись в 1908-14 в Париже и Лондоне. В "Р. С." участвовали: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, виднейшие солисты бал. Поставл. оперы: "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, балеты "Шехеразада", "Жар-птица" и др. В 1911-13 на осн. "Р. С." была создана пост. труппа "Русский балет Дягилева".

Самим своим появлением, ставшим вскоре заметным культ.-худож. событием, "Р. С." обязаны группе участников объединения "Мир иск-ва". Ведущими деятелями "Р. С." были С. П. Дягилев - адм. дир., А. Н. Бенуа - худож. дир., М. М. Фокин - балетмейстер, комп. Н. Н. Черепнин, И. Ф. Стравинский, худож.-декоратор Л. С. Бакст и др.

"Р. С." - это знакомство Зап. Европы с рус. худож. культурой нач. 20 в. Первыми его вехами были выставка рус. иск-ва (1906, Осенний Салон, Париж) и 5 концертов рус. музыки (от Глинки до Скрябина) в Париже (1907).

Бал. цикл начался 18 мая 1909 в Т-ре Шатле́ (Париж). Первый сезон состоял из след. спектаклей: "Павильон Армиды" (декорации А. Н. Бенуа), "Половецкие пляски" (декорации Н. К. Рериха), "Сильфида" (декорации К. А. Коровина).

Сценические работы художников совершили подлинный переворот в театр.-декорац. живописи европ. т-ра и оказали большое влияние на ее последующее развитие. Созданные постановки принадлежат к лучшим театр. спектаклям 20 в. Решающее место в пост. каждого спектакля занимал поиск живописно-пластич. начала, балетная режиссура в значит. мере опиралась на замыслы худож.-декораторов и изобр. иск-во в целом. Худ. "главой" "Р. С." был А. Н. Бенуа, что во многом обусловило соединение мечты о прошлом и реальности, столь характ. для творчества самого Бенуа и всего объединения "Мир иск-ва".

Прерванные 1-й мир. войной, "Р. С." возобновляются в 1917, во многом утратив прежний дух и непосредственную связь с рус. почвой, что в немалой степени было вызвано прекращением участия ряда прежних художников и постановщиков в создании спектаклей. По имени С. Дягилева "Р. С." часто именуются "Дягилевской антрепризой".

"Русские симфонические концерты"

"РУ́ССКИЕ СИМФОНИ́ЧЕСКИЕ КОНЦЕ́РТЫ" - общедоступные концерты, проводившиеся в 1885-1918 в Петербурге (Петрограде) по инициативе М. П. Беляева. Способствовали пропаганде симфонических и камерно-инструментальных соч. отеч. авторов, гл. обр. близких к Беляевскому кружку. В качестве дирижеров выступали Н. А. Римский-Корсаков, П. Н. Чайковский, А. К. Глазунов и др.

"Русский архив"

"РУ́ССКИЙ АРХИ́В" - ежемес. ист. ж (четыре мес. вып. сост. одну кн.). Изд. в Москве в 1863-1917 П. И. Бартеневым по мысли А. С. Хомякова и на средства А. Г. Черткова. Предназначался для публ. мат-лов по ист. России и рус. лит-ры в основном 18-19 вв. В числе источников: мемуары, письма, дневники П. Б. Мертваго, И. М. Долгорукова, С. П. Жихарева, Н. Н. Муравьева-Карского, Ф. Ф. Вигеля, сенатора К. Н. Лебедева, Ипполита Оже, гр. М. В. Толстого и мн. др.; печатались очерки о жизни и деят-ности госуд. и воен. деятелей, дипломатов: А. А. Аракчеева, М. Н. Сперанского, А. П. Ермолова и др.; мат-лы о писателях - А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, П. А. Вяземском, В. А. Жуковском, Н. М. Карамзине, В. Ф. Одоевском и др. Темы публ. по ист. внешней политики России 19 в. - Отеч. война 1812, Кавказские войны, рус.-турецкие войны и др.; помещались мат-лы о реформе 1861, декабристах, ист. церкви, офиц. документы, вновь найденные лит. произв. и мн. др. Часть публ. была издана в виде отд. сб., прил. к "Р. А.": "Осьмнадцатый век" (М., 1863-69. Кн. 1-4); "Девятнадцатый век" (М., 1872. Кн. 1-2); "Архив кн. Воронцова" (Т. 1-40. М., 1870-95) и др. Был выпущен указ. к ж.: Русский архив, изд. П. И. Бартеневым, 1863-1908: Содержание его книг и предметная роспись с азбучным указателем". М., 1908.

Лит.: Рудаков В. Е. П. И. Бартенев // Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1912. № 12.

«Русский Архив». Страница журнала

«Русский Архив». Страница журнала

"Русский балет Дягилева"

"РУ́ССКИЙ БАЛЕ́Т ДЯ́ГИЛЕВА" - труппа, организованная во Франции С. Дягилевым в 1911-13 на основе колл. "Русских сезонов" и просуществовавшая до 1929. Война 1914-18 и рус. рев-ция 1917 затруднили связь "Р. Б. Д." с Россией. С труппой все чаще сотрудничают иностр. артисты, а также комп. К. Дебюсси, М. Равель, Э. Сати, Ф. Пуленк, Ж. Орик и художники П. Пикассо, А. Матисс, Ж. Брак, Ж. Руо и др. Однако центр. место в "Р. Б. Д." всегда занимали предст. рус. культуры: комп. И. Стравинский, С. Прокофьев, худ. Л. Бакст, А. Бенуа, Н. Рерих, Н. Гончарова, М. Ларионов, балетмейстеры М. Фокин, В. Нижинский, Л. Мясин, Б. Нижинская, Д. Баланчин, артисты Т. Карсавина, Л. Шоллар, Л. Лопухова, Л. Чернышева, О. Спесивцева, А. Данилова, А. Больм, А. Вильтзак, С. Лифарь. За почти 20 лет существования труппа создала и показала в городах Европы, Сев. и Юж. Америки ок. 60 балетных и неск. оперных постановок. Лучшие из них досих пор сохраняются на разл. сценах мира: "Петрушка", "Видение розы" (1911), "Золотой петушок" (1914) - балетм. М. Фокин; "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Весна священная" (1913) - балетм. В. Нижинский; "Парад" (1917), "Треуголка" (1919) - балетм. Л. Мясин; "Свадебка" (1923), "Голубой поезд" (1924) - балетм. Б. Нижинская; "Аполлон Мусагет" (1928), "Блудный сын" (1929) балетм. Д. Баланчин. Огромное значение для воскрешения классич. балета на Западе имела постановка "Спящей красавицы" (1922, Лондон). В целом "Р. Б. Д." составил эпоху в развитии иск-ва хореографии и оказал длительное воздействие на развитие заруб балет. т-ра.

Русский биографический словарь

РУ́ССКИЙ БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - самое крупное изд. рус. словарно-биографич. лит-ры. Субсидировал РБС А. А. Половцев, издавался Рус. ист. об-вом. Включал ст. о лицах, умерших не позднее 1892 (с нек-рыми искл.): биографии полит., госуд., обществ. и воен. деятелей, а также деятелей науки, культуры и иск-ва России с древнейших времен до нач. 90-х гг. 19 в., вкл. и иностр., так или иначе связ. с Россией. Вышло 25 т. Изд. не завершено, не появились тома на буквы В, Г (в границах Гогенлоэ - Гя), Е, М, Н, О (в границах Николай - Об), Т, У (в границах Ткачев - Фабер). В ГИМ’е хранится корректурный экз. одного из невышедших томов (Вавила - Веселовский). Рукопись тома с окончанием буквы Т хранится в б-ке ИМЛИ РАН. В 1887-88 изд. "Азбучный указатель имен рус. деятелей для Русского биографического словаря" (в 2 ч.) со значит. дополнениями по кругу учтенных лиц. В наст. время предпринято переиздание РБС с включением невышедших томов.

Лит.: Императорское Рус. историческое об-во, 1866-1916. Пг., 1916 // И. М. Кауфман. Русские биографические и библиографические словари. М., 1955.

"Русский Бог"

"РУ́ССКИЙ БО́Г" - выражение, восходящее к древности и передающее представление патриотически настроенного религ. рус. человека об особом покровительстве, оказываемом Творцом его народу. Согласно легенде величие Р. Б. было признано ханом Мамаем после его поражения в Куликовской битве. Как патриотич. формула, идиома "Р. Б." получила распространение в лит-ре рубежа 18-19 вв. (Н. М. Карамзин, Н. А. Львов, В. А. Озеров) и особенно в поэзии и офиц. док-тах периода Отеч. войны 1812 (В. В. Капнист, С. Н. Марин, М. И. Кутузов и др.). Сходным образом использовалась она и позднее (В. К. Кюхельбекер, Н. М. Языков и т. д.). Вместе с тем постепенно утвердившийся официозный характер выражения вызвал многочисл. случаи его иронич. употребления (А. А. Бестужев и К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, П. И. Якушкин, П. В. Шумахер и пр.).

"Русский вестник"

"РУ́ССКИЙ ВЕ́СТНИК" - 1) Ежемес. моск. ж. (1808-24), изд.-ред. С. Н. Глинка, к-рый был почти единств. его автором. Офиц.-патриотич. изд. Основанный почти сразу после Тильзитского мира, "Р. В." ставил своей целью "возбуждение нар. духа и вызов к новой и неизбежной борьбе" (против Франции) и укрепление основ рус. самодержавия. В ж. печатались только мат-лы о России; все относящееся к настоящему или прошлому европ. стран С. Н. Глинка считал проявлением неуважения к отечеству.

2) Ежемес. ж. (Петерб., 1841-44), основан Н. И. Гречем при участии Н. А. Полевого (в 1842-44 он был изд.-ред. "Р. В.") для противодействия "Отечественным запискам". Сотрудниками ж. были Н. В. Кукольник, С. Н. Глинка и Ф. Н. Глинка и др. "Р. В." активно выступал против "натуральной школы", Белинского и Гоголя.

3) Лит. и полит. ж. (Москва, 1856-1906); ред.-изд. М. Н. Катков (до 1887) и др. В 1856-61 - умеренно-либеральный ж., ратовавший за конституц.-монарх. строй и поддерживавший идею реформ. После 1861 - одно из самых реакц. изд., решительно требовавшее репрессий против нигилистов, крайне враждебное "Колоколу". В "Р. В." были напечатаны мн. выдающ. произв. рус. лит-ры ("Накануне", "Отцы и дети", "Дым" И. С. Тургенева; "Война и мир" Л. Толстого; все романы Ф. М. Достоевского, кроме "Подростка"; большинство произв. Н. С. Лескова и т. д.). Впрочем, Тургенев порвал с Катковым в кон. 1860-х гг., а Л. Толстой - в кон. 1870-х гг. После смерти Каткова "Р. В." перестал быть авторитетным изданием.

"Русский инвалид"

"РУ́ССКИЙ ИНВАЛИ́Д" - воен. газета, издавалась в Петербурге (Петрограде) в 1813-1917. Основана чиновником П. П. Пезаровиусом в благотворит. целях - большая часть дохода от изд. деят-ности шла на нужды инвалидов Отеч. войны 1812. Соответствующей была и подборка публикаций. С 1862 "Р. И." - офиц. газ. воен. ведомства. В связи с тем что с 1869 "Р. И.", став газ. Генштаба, начала выходить под единой ред. с ж. "Военный сборник", статей по теории и практике воен. иск-ва больше не публиковалось. В газ. сохр. офиц. разд. (приказы по воен. ведомству), хроника событий с т-ра боевых действий. В годы 1-й мир. войны ред. "Р. И." был воен. мин., ген. от инфантерии А. А. Поливанов. Последний номер газ. под назв. "Армия и Флот свободной России" вышел 27 окт. 1917.

Лит.: Левашева З. П., Синицына К. В. Русская военная периодическая печать (1702-1916): Библиогр. указатель. М., 1959.

Русский корпус

РУ́ССКИЙ КО́РПУС - вооруж. формирование, действовавшее на стороне Германии во время 2-й мир. войны. Сформирован 12 сент. 1945 в Сербии из рус. эмигрантов - бывших воен., учащихся, гражд. служащих, мечтавших продолжить т. н. Белое дело. Однако использование Р. К. на сов. терр. противоречило гитлеровской политике, поэтому его чины несли охранную службу в Сербии, действовали против партизан Тито и лишь в 1944 столкнулись с вступившей в Югославию Кр. армией. В Р. К. служили добровольцы - наряду с эмигрантами жители Бессарабии, а также сов. военнопленные. Осенью 1943 численность Р. К. - 16 тыс. чел.; собств. офицерские кадры готовились в 1-м Русском им. вел. кн. Константина Константиновича кадетском корпусе и юнкерских ротах. Р. К., отличавшийся высокой боеспособностью и упорством в боях, понес значит. потери. Осенью 1944 остатки Р. К. (4000 чел.) прорвались из Сербии в Хорватию. 12 мая 1945 войска Р. К. в Клагенфурте (Австрия) сдались в плен англичанам. Первонач. Р. К. воевал в рус. обмундировании, затем - в немецком. В наст. время существует Объединение чинов Р. К. с центром в Сан-Франциско (пред. - поручик В. В. Гранитов), издается ежекварт. ж. "Наши вести".

Русский музей в С.-Петербурге

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русский Север

РУ́ССКИЙ СЕ́ВЕР - ист. наименование С. европ. части России. К Р. С. чаще всего относят терр. Архангельской, Мурманской и Вологодской обл., а также терр. Коми. Этот крупнейший регион простирается в своей материковой части примерно на 1500 км с З. на В. и на 1200 км с С. на Ю. Ок. 90% всего нас. этого региона - русские. Рус. нас. появилось здесь с нач. 11 в. В состав раннего рус. нас. С. постепенно вошла значит. часть еще более древнего местного нас. - вост. финнов (заволоцкой чуди и др.), когда-то населявших Онего-Двинско-Мезенскую обл. В 11 в. вся эта обл. была подчинена Вел. Новгороду. В 13 в. часть Кольского п-ова (Терский берег) была уступлена новгородцами владимиро-суздальскому вел. кн. Новгородская колонизация была боярской и монастырской. Она организовывалась боярами или "житными" людьми, снаряжавшими отряды ушкуйников для создания наместе промысл. зимовок. Ушкуйников интересовали пушные богатства, рыбные промыслы, китовое и тюленье сало, моржовые кожи и "зубы", соляные варницы, поимка ловчих птиц - кречетов и соколов и т. д. Они ставили укрепленные городки, облагали данью местное нас. За ушкуйниками двигались земледельцы, занимавшие удобные для пахоты земли по берегам рек под защитою небольших городков. Мн. сев. земли оказались под властью монастырей. В кон. 15 в. весь С. становится частью Моск. гос-ва. Москва ликвидировала на С. боярское землевладение, превратив его в р-н черносошного крест-ва. За исключением р-на верх. Сухоны крепост. право Р. С. не коснулось. В 16 в. на Р. С. возникают два важных центра внеш. торговли - Архангельск в дельте Сев. Двины и Печенга на Мурмане (последняя быстро пришла в упадок). Архангельск до основания Петербурга монополизировал внеш. торговлю Моск. гос-ва. В 18-19 вв. расширение терр. России на Ю. и В. сопровождалось прекращением колонизационного потока на С.

"Русский современник"

"РУ́ССКИЙ СОВРЕМЕ́ННИК" - лит.-худ. ж. Издавался в Ленинграде в 1924 (№ 1-4). Ред. - А. Н. Тихонов, изд. - Н. И. Магарам. Ближайшими сотр. ж. были М. Горький, Е. И. Замятин, К. И. Чуковский, А. М. Эфрос. В "Р. С." были напечатаны "Воздушные пути" Б. Л. Пастернака, "Похождения Невзорова, или Ибикус" А. Н. Толстого, "Владимир Ленин" М. Горького, проза Л. М. Леонова, И. Э. Бабеля, Л. И. Добычина, Б. А. Пильняка, стих. Ф. К. Сологуба, А. А. Ахматовой, С. Есенина, О. Э. Мандельштама, Н. А. Клюева, В. Ф. Ходасевича, М. И. Цветаевой, В. Хлебникова, Н. С. Тихонова. Лит.-крит. часть ж. была представлена именами К. И. Чуковского, Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума и др. Одним из создателей и осн. автором сатир. отд. "Паноптикум" был Е. И. Замятин.

Высокий профессионализм и худ. достоинства публиковавшихся в "Р. С." мат-лов создали ж. серьезную лит. репутацию. Критики "Р. С." выступали против получивших широкое распространение в худ. лит-ре 20-х гг. явлений легковесности, угодничества, боязни правды, остро полемизировали с вульгарно-социолог., узкоклассовым взглядом на природу и назначение иск-ва и лит-ры.

Хотя ж. принципиально избегал актуальн. Полит. полемики, на страницах парт. изд. он был обвинен в "глубочайшей нутряной антиреволюционности", "великорусском шовинизме" (Большевик. 1924. № 5-6) и враждебности рабочему классу. После 4-го номера ж. закрыли.

Русский стиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница