Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 8, "РУС"-"РЯС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 8, "РУС"-"РЯС")

Русский язык

РУ́ССКИЙ ЯЗЫ́К - яз., относящийся к слав. гр. индоевроп. семьи языков. Р. Я. принадлежит к числу наиб. распростр. яз. мира (после китайского, английского, хинди с близким к нему урду и испанского); общее число говорящих на Р. Я. - 250 млн чел. (1990). Один из шести офиц. языков ООН.

Р. Я. выделился из распавшегося в 14-15 вв. древнерус. яз. - общего яз. вост. славян, из него происходят также укр. и белорус. яз. Слав. языки в целом и вост.-слав. языки в особенности сохраняют значит. сходство.

Для звук. состава Р. Я. характерно значит. (в неск. раз) преобладание согласных над гласными в системе яз. Согласные различаются по твердости / мягкости (ср.: угол - уголь) и звонкости / глухости (ср.: дом - том). Ударение является свободным и подвижным, т. е. может падать на любой слог в слове и не обязательно совпадает у разных форм слова; (рука́ - ру́ки). Безударные гласные подвергаются качеств. редукции, сочетающей а́канье и и́канье: ударным звукам о и а в безударных слогах после твердых согласных соотв. звук, близкий к а (ср.: сома и сама), а ударным гласным е, и, а в безударных слогах после мягких согласных - звук, близкий к и (ср.: леса, лиса, пятак). В морфолог. отношении Р. Я. - преим. синтетич. и флективный. Как и в др. синтетич. яз., большая часть грамматич. значений выражается в Р. Я. в пределах самого слова - с помощью окончаний и формообразующих суффиксов. Это отличает Р. Я. от таких яз., как англ. или франц., в к-рых грамм. значения выражаются в осн. с помощью служебных слов (вспомогат. глаголов, предлогов и др.) или порядка слов, т. е. аналитически. Вместе с тем и в Р. Я. в ряде случаев аналитич. выражение грамматич. значений является единственно возможным: таковы, напр., формы буд. времени несов. вида (ср.: буду читать) и сослаг. наклонение (ср.: читал бы).

Принадлежность Р. Я. к флективным яз. проявляется в способности большинства окончаний выражать одноврем. неск. грамм. значений (так, в словоформе синюю окончание -юю указывает на жен. род, ед. число и вин. падеж), широком распространении омонимии окончаний (ср.: пришл-а - ед. ч. жен. род и стол-а - ед. ч. род. пад.), многочисл. чередованиях на границах морфем при словоизменении и словообразовании (ср.: искать - ищут, резать - режут, река - речник). В этом отношении Р. Я. противостоит агглютинативным яз. (в частности, тюркским), в к-рых аффиксы, присоединяясь к словам, обычно не вызывают чередований и каждое грамматич. значение, как правило, выражается одним и тем же спец. аффиксом. В Р. Я. чертами агглютинативности обладает глагольный возвратный постфикс -ся/сь (ср.: пишет - пишется).

Синтаксис Р. Я. характеризуется многообразием и широкой употребительностью односоставных предложений в сочетании с относительно свободным порядком слов.

В развитии Р. Я. большую роль сыграл церк.-слав. яз., откуда были заимствованы мн. слова, словообразоват. модели и синтаксич. обороты.

Лит.: Исаченко А. В. Опыт типологического анализа славянских языков // Новое в лингвистике. М., 1963. Вып. 3; Караулов Ю. Н. Эволюция, система и общерусский языковой тип // Русистика сегодня. М., 1988; Гак В. Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1989.

"Русским духом пахнет"

"РУ́ССКИМ ДУ́ХОМ ПА́ХНЕТ" - формула волшебной сказки: ее произносит обычно Баба-яга при появлении в избушке неизвестного ей человека ("фу-фу! Русским духом пахнет, русская костка на двор пришла"; "Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится"). В сказках "рус. дух" входит в традиц. характеристику героя, бесстрашно и последовательно осуществляющего назначенный ему подвиг. В мифол. истоках формула означает реакцию Бабы-яги, представляющей мир Смерти, на появление живого человека.

Русско-византийский стиль

РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ - традиционное обозначение худож. течения в России 19 в.; в посл. годы чаще употребляются более точные определения: "тоновский русский стиль", "московский стиль 17 в.", "болгарско-византийский стиль" и т. д.

В России во время войны в Наполеоном возрос интерес к нац. культуре и иск-ву. Начался период нац. романтизма. През. АХ А. Оленин предложил, основываясь на изучении др.-рус. памятников, начать поиск нового нац. архит. стиля. Первыми арх. этого направления были выпускники Академии К. Тон и Н. Ефимов. Прежде всего предполагалось строить в нац. стиле храмы и монастыри. Первой постройкой Р.-В. С. была тоновская ц. св. Екатерины в Малой Коломне (в С.-Петерб.), начатаяв 1831. Затем он построил в С.-Петерб. еще шесть полковых и приходских церквей. Крупнейшей постройкой этого напр. явился храм Христа Спасителя в Москве. К. Тон получил в свое распоряжение в 1834 составленные Синодом обмеры рус. церквей, постоянно изучал рус. архитектуру в Москве, Ярославле, Костроме, Пскове. По словам А. Оленина, он "в совершенстве узнал характеристику старинного русского зодчества и едва ли кто-либо с ним в этом деле поспорит". К. Тон в 1830-е гг. разработал образцовые проекты приходских церквей в Р.-В. С., по к-рым строили до начала 20 в. За образец были приняты формы моск. соборов 16 в., а затем и формы шатровых храмов, распростран. в Поволжье и конструктивно переработанные К. Тоном. Это направление нац. арх. было правительств. заказом и отвечало офиц. принципу царствования Николая I: "православие, самодержавие, народность". Церкви в "тоновском" стиле, построенные по всей Рос. империи, стали одним из средств консолидации рус. нац. самосознания, а церкви при посольствах в Париже, Афинах, Карлсбаде ("московский стиль 17 в.") и др. европ. городах знакомили мир с рус. культурой. В этом же стиле работали одновременно с К. Тоном Н. Ефимов (Новодевичий монастырь в С.-Петербурге), А. Горностаев (Троице-Сергиева пустынь в С.-Петербурге), Р. Кузьмин (церкви в Париже, Афинах, Гатчине).

Во 2-й пол. 19 в. церкви, построенные в "русском стиле", стали разнообразнее - за образец чаще принимались храмы поволжских городов и Москвы 17 в., ярчайший пример этого напр. - сохранившийся "Спас на крови" в С.-Петербурге (А. Парланд и И. Малышев, проект 1882). За пределами культового зодчества "русский стиль" встречался крайне редко (Политехнический - арх. И. Монигетти и Исторический - арх. В. Шервуд - музеи в Москве).

В кон. 20 в., уже в эпоху модерна, возродился интерес к романо-византийскому стилю и к неорусскому стилю в духе новгородских и владимирских церквей.

Русско-византийский стиль Исторический музей на Красной площади в Москве. Арх. В. Шервуд. 1884

Русско-византийский стиль Исторический музей на Красной площади в Москве. Арх. В. Шервуд. 1884

"Русское богатство"

"РУ́ССКОЕ БОГА́ТСТВО"- ежемес. обществ.-полит., лит.-худ. и науч. ж. народнич. направления. Издавался в Петербурге (1875-1918). Начал выходить как двухнедельный ж. С 1878 преобразован в ежемес. изд. В издательское т-во "Р. Б." в это время входили Н. Ф. Анненский, В. М. Гаршин, А. Н. Плещеев, Г. И. Успенский и др. Направление "Р. Б." было оппозиц. и радикальным. В лит. отделе печатались произв. В. М. Гаршина, Г. И. Успенского, А. И. Эртеля, П. Ф. Якубовича и др. С 1892 ред. стал Н. К. Михайловский, видный социолог и публицист, один из теоретиков крест. социализма. "Р. Б." вело активную теор. полемику с марксистами по ряду актуальных для того времени проблем: о путях соц.-ист. развития России, о роли личности в истории, о целях и ср-вах полит. борьбы. Важное место занимала в "Р. Б." публицистика В. Г. Короленко и ст. Н. К. Михайловского. Здесь печатались произв. К. М. Станюковича, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Вересаева, А. И. Куприна, М. Горького, Д. Н. Мамина-Сибиряка. "Р. Б." остро полемизировало с нарождающимся рус. декадентством. Благодаря своей демократ. общ. позиции и высокому лит.-крит. уровню "Р. Б." занимало видное место в рус. журналистике кон. 19 - нач. 20 в.

Русское географическое общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русское историческое общество

РУ́ССКОЕ ИСТОРИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО (1866-1917) - основано в Петербурге; находилось в ведении Мин-ва иностр. дел; состояло под личным почетным председательством императора. Задача Р. И. О. согласно уставу - "собирать, обрабатывать и распространять в России материалы и документы, до отечественной истории относящиеся, как хранящиеся в правительственных и частных архивах, и библиотеках, так равно и находящиеся у частных людей". Для выполнения этой задачи с 1867 Р. И. О. выпускало "Сборники" (всего было издано 148 сб.). Большинство публиковавшихся мат-лов касалось рус. истории 18 в. В работе Р. И. О. принимали участие многие известные отеч. иссл. - С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. Н. Костомаров и др.

Серьезная работа была проведена об-вом по изучению дипл. истории России: при помощи мин. иностр. дел и рус. дипл. представительств в Лондоне, Берлине, Дрездене, Париже и Вене оно собрало обширные материалы (донесения послов, различные диплом. документы и др.), относящиеся к 17-18 вв.

В кон. 19 в. Р. И. О. начало издавать "Русский Биографический Словарь" (вышло 25 томов, последний - в 1918). По инициативе об-ва в 1914 был созван съезд губернских ученых архивных комиссий. Отчеты Р. И. О., в основном касавшиеся его изд. деят-ности, регулярно публиковались в "Правительственном вестнике". Рук-во Р. И. О. осуществлял специальный Совет, первым пред. к-рого был избран кн. П. А. Вяземский, а секретарем - А. А. Половцов, организатор Р. И. О., с 1879 по 1909 состоявший его председателем.

Русское море

РУ́ССКОЕ МО́РЕ - ист. назв. Черного м., встречающееся в рус. летописях (858-1485) и в араб. источниках. Араб. и др. вост. географы именовали Р. М. также и Азовское м. В Софийской первой летописи (1471) Р. М. обозначено оз. Ильмень.

Русское музыкальное общество

РУ́ССКОЕ МУЗЫКА́ЛЬНОЕ О́БЩЕСТВО (РМО, с 1869 - Императорское РМО, ИРМО) - об-во, созданное в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна с целью "развития музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". В 1860 Н. Г. Рубинштейн возглавил Р. М. О. в Москве. С 1865 работу местных отделений, создававшихся во многих городах России, координировала Гл. дирекция Р. М. О. Формально возглавляли Р. М. О. члены императорской фамилии.

Р. М. О. изначально решало две взаимосвязанные задачи: организацию концертной деят-ности и проф. муз. образования. Первый симфонический концерт (собрание) состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 нояб. 1859 в зале Благородного собрания (ныне Большой зал Петербургской филармонии). Оркестрами Р. М. О. дирижировали М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, СИ. Танеев, Л. Ауэр, В. И. Сафонов, из зарубежных музыкантов - Г. Берлиоз, Г. Бюлов, Г. Малер, Р. Штраус, солистами выступали крупнейшие отечеств. и мировые исполнители. В симфонических и камерных, "регулярных" (абонементных) и "экстренных" концертах исполнялась преимущественно классическая музыка от И. С. Баха до Л. Бетховена, сочинения Ф. Мендельсона, Р. Шумана; впервые в России прозвучали произведения современных композиторов - Ф. Листа, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, позднее И. Брамса, Р. Штрауса, К. Дебюсси. Большое внимание уделялось рус. музыке, начиная с М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.

Историч. значение имела пед. деят-ность РМО. Создание - на базе открытых в 1860 в Петербурге и Москве муз. классов - Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий не только резко повысило уровень муз. образования, но и полностью изменило соц. статус музыканта в России, т. к. дало право получить диплом "свободного художника" (первый такой диплом был присужден самому А. Г. Рубинштейну). Муз. классы, созданные при многих отделенияхР. М. О., часто перерастали в училища, в ряде случаев - консерватории. Мощный расцвет муз. культуры России связан с деят-ностью не только столичных, но и провинциальных отделений Р. М. О.

Несмотря на определенный консерватизм Гл. дирекции, зависимость от двора, появление новых, более демократич. муз. орг-ций, Р. М. О. до конца своего существования (1917) играло ведущую роль в муз. жизни России.

"Русское слово"

"РУ́ССКОЕ СЛО́ВО" - ежемес. ж. (Петербург, 1859-66); основан гр. Г. А. Кушелевым-Безбородко. В 1859-60 - умеренно-либеральное изд., редактировавшееся Я. П. Полонским и А. А. Григорьевым; в нем печатались А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. В. Шелгунов, В. В. Крестовский, Л. А. Мей, М. Л. Михайлов и др. С переходом ред. к Г. Е. Благосветлову (июль 1860) "Р. С." становится радикальным изд. Направление его в этот период определялось разоблачит. статьями Д. И. Писарева. В беллетристич. отд. ж. помещались гл. обр. произв. писателей-разночинцев (Ф. М. Решетникова, Н. Ф. Бажина, А. К. Шеллер-Михайлова и др.). После покушения Д. В. Каракозова на имп. Александра II ж. был закрыт.

Журнал «Русское слово»

Журнал «Русское слово»

Русское студенческое христианское движение

РУ́ССКОЕ СТУДЕ́НЧЕСКОЕ ХРИСТИА́НСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ - просветительское движение. Развилось из органи-зов. в 1900 в СПб. "Комитета для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития" (об-во "Маяк"). Работу Комитета финансировал гражд. США Д. Стокс, чл. Христианского Союза Молодых Людей (ХСМЛ или ИМКА). Устав об-ва "Маяк" был утвержден в 1903. Гл. формами деят-ности "Маяка" стали орг-ция лекций, клубов для молодежи и развитие нек-рых видов спорта, особенно футбола и баскетбола. После рев-ции РСХД было упразднено.

Американцы, входившие в правление "Маяка", в 1920-22 активно вели работу в зарубежье. В 1921 при "Маяке" в Константинополе был организован отряд рус. скаутов. На средства, поступающие из США, "Маяк" финансировал скаутские лагеря Старшего Русского Скаута полковника О. Пантюхова на Принцевых о-вах. Секретарь ХСМЛ в Таллинне Н. Федоров основал рус. таллиннскую скаутскую дружину. На те же средства существовала рус. г-зия в Харбине, а при доме ХСМЛ там же работали два рус. скаутских отряда. В 1923 в Пшерове (Чехословакия) основной контингент студентов-эмигрантов, с к-рыми ИМКА вела работу, вновь объединились в РСХД. От рус. студенческих кружков прислали своих делегатов Белград, Берлин, Париж и т. д. В 1921 в Праге чл. ИМКА было основано знаменитое изд-во "ИМКА-ПРЕСС", переехавшее в 1923 в Берлин, а затем в Париж. В конце 20-х гг. центр РСХД из Праги был переведен в Париж, а сама орг-ция объединилась с американским ХСМЛ. В Париже при РСХД активно работал юношеский отдел. Нацисты в 1940 запретили РСХД, но четыре т. н. дружины витязей РСХД продолжали свою деят-ность нелегально. В 1945-46 РСХД начала активную работу в лагерях "Ди-Пи" по орг-ции досуга их обитателей. В лагерях чл. РСХД - ИМКА создавали клубы, курсы яз. и т. п. Осенью 1948 в Гибельштадте (Германия) рус. служащими ИМКА было решено официально создать рус. отдел ХСМЛ. В авг. 1949 в Прине (Германия) состоялась учредительная конференция. Председателем рус. ХСМЛ избрали Н. Арцюк-Гончарова. Деят-ность РСХД поддерживалась митр. Анастасием, перво-иерархом РПЦ за границей.

В наст. время РСХД работает с молодежью только в Париже при храме Введения Пресвятой Богородицы, устраивая летние и зимние лагеря.

Русское хоровое общество

РУ́ССКОЕ ХОРО́ВОЕ О́БЩЕСТВО - объединение любителей хорового пения (1878-1917). Организовано в Москве К. К. Альбрехтом и И. П. Поповым. Первоначально хор был мужским, в 1887-88 введены женские голоса. Численность хора доходила до 150 и более чел. Наряду с самостоят. концертами хор участвовал в концертах Рус. муз. об-ва (РМО). Деят-ность об-ва благодаря высокому профессионализму коллектива - дирижеры К. К. Альбрехт (1878-88), А. С. Аренский (1888-95), М. М. Ипполитов-Иванов (1895-1901), В. И. Сафонов (1901-05), вновь Ипполитов-Иванов (1905-15), П. Г. Чесноков (1915-17) - и популяризации новых хоровых соч. отеч. авторов и рус. хоровой классики способствовала оживлению интереса к традициям рус. хоровой культуры. С 1881 при Р. Х. О. существовали классы хорового пения, в 1882-88 - духовная капелла (регенты В. С. Орлов и Ф. А. Иванов).

Русско-инородческие школы

РУ́ССКО-ИНОРО́ДЧЕСКИЕ ШКО́ЛЫ - нач. школы для детей нерус. народов Поволжья и Приуралья, возникшие в 70- гг. 19 в. на основе "Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев" (1870). Школы преследовали миссионерские цели правосл. церкви. Имели трехгодичный срок обучения, давали основы перво-нач. грамоты. Обучение велось на родном яз., но со 2-го года обучения осуществлялся последоват. переход к преподаванию на рус. яз.

Русско-китайский пиджин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русско-татарские школы

РУ́ССКО-ТАТА́РСКИЕ ШКО́ЛЫ - нач. школы, возникшие среди татар в 70- гг. 19 в. согласно "Правилам о мерах к образованию населяющих Россию инородцев" (1870). Срок обучения составлял 3 года. Осн. предметы изуч. - рус. яз., арифметика, география, история, природоведение. Обучение велось преим. на рус. яз.

Русско-туземные школы

РУ́ССКО-ТУЗЕ́МНЫЕ ШКОЛЫ - нач. школы в дорев. России для детей нерус. ("туземного") насел. Ср. Азии. Срок обучения составлял 4 года, возраст учащихся - от 7 до 17 лет. Изучались рус. яз., чтение, письменность, счет, основы грамоты на родном яз. Обучение рус. яз. начиналось с 1-го года пребывания в школе.

Рустика

РУ́СТИКА (от лат. rusticus - простой, грубый, деревенский) - рельефная кладка или облицовка стен из тесаных камней с выпуклой или грубо околотой лицевой поверхностью, как бы вышедших из каменоломни в необработ. виде. Р. придает строению массивный вид с помощью эффектов светотени. Иногда Р. имитируется на фасаде разбивкой стены на прямоугольники и полосы. На языке рус. строителей Р. наз. углубленный желоб, вытесанный по контуру лицевой поверхности камня.

"Русь"

"РУСЬ" - газета (Москва, 1880-86), изд. И. С. Аксаковым. Одно из самых изв. славянофильских изд. Печатались в "Р." Д. Ф. Самарин, Н. Н. Страхов, Н. С. Лесков и др. Здесь была напечатана серия статей В. С. Соловьева "Великий спор и христианская политика", к-рые послужили причиной полемики В. С. Соловьева с И. С. Аксаковым по нац. вопросу, занимавшему значит. место на страницах "Р.".

Ручьёв Бор. Ал-др.

РУЧЬЁВ Бор. Ал-др. (1913-73) - поэт. Родился в станице Еткульской Челяб. обл., в семье учителя. По окончании девятилетки в Кургане завербовался на Магнитострой, где с 1930 работал землекопом, плотником, бетонщиком. Стихи начал писать еще в школе (первая публ. - в газ. "Красный Курган", 1928). Р. - активный участник лит. гр. "Буксир", печатался в ж. этой гр., а также в газ. "Магнитогорский рабочий", "Магнитогорский комсомолец". Первый сб. стихотв. Р. - "Вторая родина" (1933, почти одноврем. в Свердловске и в Москве, ред. Э. Багрицкий и А. Сурков). С 1936 заочно учился в Лит. ин-те им. М. Горького. В 1937 незаконно репрессирован, отбывал ссылку в сиб. тайге, на Крайнем Севере, был забойщиком на зол. приисках, дорожным строителем, с 1950 - на юге Киргизии (бухг. МТС). После реабилитации вернулся в Магнитогорск (1957); в дни празднования 40-летия города стал его поч. гражданином. За исключ. небольшого цикла о войне ("Стихи о далеких битвах"), написанного в янв.-февр. 1942, и поэмы "Невидимка" на ту же тему, все творчество Р. посвящено стройке первой пятилетки и людям Магнитки. Стихи 30-х гг. и цикл "Красное солнышко" (писался в 1943-56 на Колыме) продолжаются в поэмах "Прощание с юностью" (1944-59) и "Любава" (1958-62). Поэзия Р. передает героич. и оптимистич. пафос рядовых тружеников, переделывающих на новый лад жизнь, быт, человеч. отношения и самих себя.

Рыбаков Анат. Наумович

РЫБАКО́В Анат. Наумович (1911-98) - писатель (наст. фамилия Аронов). Родился в семье инж. С 1918 в Москве. Окончил моск. Ин-т инж. транспорта (1934), работал на авто-трансп. предприятиях Уфы (1934-36), Калинина (1937-38), Рязани (1938-41). Участник Вел. Отеч. войны (нач. автослужбы гвард. стрелкового корпуса, 1941-45). Первое худ. произв. - пов. для детей и юношества "Кортик" (1948, экранизирована в 1954), начало трилогии (продолж. - "Бронзовая птица" и "Выстрел", кон. 1950-х гг.), посв. эпохе рев-ции, гражд. войны и нэпа. Последующая трилогия - "Приключения Кроша" (1960, экранизирована в 1962), "Каникулы Кроша" (1966, т/ф в 1980) и "Неизвестный солдат", с к-рой Р. прочно вошел в лит-ру как писатель 1960-х гг. Романы "Водители" (1950) и "Екатерина Воронина" (1955, экранизирована в 1957) - типич. образцы т. н. "производственного романа"; тема получила развитие в ром. "Лето в Сосняках" (1964). Остро и неожиданно прозвучала повесть Р. "Тяжелый песок" (1979) - история гетто в небольшом городке на юге России. "Дети Арбата" (М., 1987), "Тридцать пятый и другие годы" (М., 1989) и завершающий трилогию "Прах и пепел" (М., 1994) - соц.-психол. и во многом автобиогр. романы о 1930-х гг., времени сталинских репрессий и шире - о самом феномене сталинской диктатуры.

А. Н. Рыбаков

А. Н. Рыбаков

Рыбаков Конст. Ник

РЫБАКО́В Конст. Ник. (1856-1916) - актер. Сын Н. Х. Рыбакова. Сценич. деят-ность начал во Владикавказе в 1871. Вместе с отцом играл во мн. городах провинции и в Москве. С 1881 - актер Малого т-ра. Первонач. выступал в героико-романтич. репертуаре, но в сер. 80-х гг. перешел на бытовые роли рус. репертуара. Большое влияние на формирование Р.-актера оказала совместная работа с отцом, советы А. Н. Островского, в пьесах к-рого он был занят, помощь талантливой партнерши и друга Г. Н. Федотовой. Творч. манера Р. отличалась простотой и естественностью. Специально для него Островский написал роль Незнамова. Р. сыграл также Кудряша ("Гроза"), Буланова, Несчастливцева ("Лес"), Василькова ("Бешеные деньги"), Юсова ("Доходное место"), Кнурова ("Бесприданница"). Был типичным актером Малого т-ра эпохи критич. реализма. Его Фамусов и Городничий были прежде всего сатирой на чиновничество. Сторонник традиций, Р. не принял новаторское иск-во 20 в.

Рыбаков Ник. Хрисанфович

РЫБАКО́В Ник. Хрисанфович (1811-76) - актер. Мелкий курский чиновник, Р. в 1826 дебютировал на сцене Курского т-ра, потом играл в Харькове, после 1841 работал в основном в т-рах Поволжья и юж. губ. России. Принимал участие в гастрольных спектаклях М. С. Щепкина и П. С. Мочалова, к-рые оказали огромное влияние на творчество Р. Под влиянием Мочалова Р. в 1839 сыграл Гамлета, одну из лучших своих ролей этого периода. Вслед за Мочаловым Р. показал Гамлета благородным человеком, столкнувшимся с несправедливостью, однако, в отличие от своего предшественника, подчеркивал в образе Гамлета не активное начало, а страдательное, рефлективное. Р. играл Отелло, Кориолана, Карла Моора, Фердинанда, позднее - Лира и Шейлока. Значит. место в его репертуаре занимала мелодрама - он с успехом играл Нино в "Уголино" Н. А. Полевого и Кина в "Кин, или Беспутство и гений" А. Дюма. В 1852 Р. дебютировал в Малом, в 1854 - в Александринском т-ре, однако в императорскую труппу принят не был. Почти вся его дальнейшая творч. жизнь прошла в провинции. Он играл рус. классич. репертуар, больше всего пьесы А. Н. Островского, прославился исполнением ролей купцов-самодуров - Ахов ("Не все коту масленица"), Курослепов ("Горячее сердце") и др. Большой обществ. резонанс получил в его исполнении образ Несчастливцева ("Лес"). (Р. послужил прототипом для этой роли.) Р. был известен в театр. мире как человек независимых взглядов, стремившийся привнести на провинц. сцену дух подлинного иск-ва. Он способствовал выдвижению молодых актеров - В. Н. Давыдова, М. Т. Иванова-Козельского.

Рыбник

РЫ́БНИК - пирог, начиненный рыбой. На С., в сев. губерниях ср. полосы России и в Сибири - праздничное блюдо. На нижний слой теста помещалась целая разделанная рыба или крупные куски рыбы. Иногда на рыбу укладывались ломтики сырого лука, картофеля. Затем пирог закрывался тестом и выпекался. Р. обычно придавалась треугольная форма. На С. это было самое почетное угощение. Во мн. р-нах праздничные столы открывались пирогом с рыбой, в др. - его подавали в конце застолья, "на верхосытье".

Крестьянин, отправляясь в дальний путь, обязательно брал с собой Р. Считалось, что это позволит ему благополучно завершить дорогу и оградить себя от возможных неприятностей.

Рыба в быт. созн. воспринималась как символ пост. возрождения жизни, поэтому рыбные пироги были обязат. угощением на свадьбах. Р. готовились и в доме жениха, и в доме невесты. Жених и невеста брали по Р., отправляясь в церковь. После венчания они кормили друг друга пирогами.

Рыбников Ник. Ник

РЫ́БНИКОВ Ник. Ник. (1930-90) - киноактер. В 1953 окончил актерский ф-т ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). В кино с 1954. Пик актерской популярности Р. пришелся на 2-ю пол. 50-х - нач. 60-х гг. и связан с ролями сталевара Саши Савченко ("Весна на Заречной улице", 1956), тракториста Федора Соловейкова ("Чужая родня", 1956), монтажника Пасечника ("Высота", 1957), лесоруба Ильи Ковригина ("Девчата", 1962). Все эти образы объединены темой воспитания чувств простого человека, рабочего парня, переживающего сильную и чистую любовь. В дальнейшем исполнял разноплановые роли, среди к-рых шахтер Мазаев ("Седьмое небо", 1972) и сталевар Иванов ("Семья Ивановых", 1975), Денисов ("Война и мир", 1967) и Кондратий Петрович ("Выйти замуж за капитана", 1986) - образы психол., романтич. и гротескно-комич. рисунка.

Др. ф. "Тревожная молодость" (1955), "Рядом с нами", "Девушка без адреса" (1958), "Нормандия - Неман" (1960), "Две жизни" (1961), "Дядюшкин сон" (1967), "Развлечение для старичков", "Вторая попытка Виктора Крохина" (1977), "Освобождение" (ф. 3-й), "Последняя охота" (1979), "Уходя - уходи", "Вторая весна" (1980), "Преступник и адвокаты" (1981) и др.

Лит.: Розен С. Г. 11 ролей Н. Рыбникова. М., 1963; Коноплева А. Н. Рыбников. М., 1965.

Рыбников Пав. Ник

РЫ́БНИКОВ Пав. Ник. (1831-85) - выдающийся собиратель рус. фольклора, этнограф, публицист, участник демокр. движения 1860-х гг. Окончил филол. ф-т Моск. ун-та. Обществ. взгляды и фольклористские интересы Р. сформировались под влиянием идей Чернышевского и Добролюбова. По окончании ун-та осуществил ряд поездок "в народ" для изуч. нар. быта, экономики, старообрядчества и для записей нар. поэзии. В 1859 был арестован как "смутьян" и сослан. Провел ссылку (до 1886) в Петрозаводске. В эти годы развернулась деят-ность Р. как фольклориста и этнографа. Его ист. заслуга - открытие богатейшей живой эпич. традиции в Прионежье, положившее начало открытию Рус. Севера как уник. хранилища былинного эпоса. Р. обнаружил десятки сказителей, записал от них ок. 150 былин и произв. др. жанров, к-рые составили знаменитый сб. "Песни, собранные П. Н. Рыбниковым" (1-е изд. - М., 1861-67. Т. 1-4; новейшее науч. изд. - Петрозаводск, 1989-91. Т. 1-3). Р. первым обратил внимание на роль личности сказителя в сохр. и разв. былинной традиции.

Рыболовство

РЫБОЛО́ВСТВО - форма хоз. деят-ности, распростр. вид присваивающего х-ва. Возможно выделение в специализиров. занятие при переходе чел. к производящему х-ву. Наиб. ранними орудиями Р. были гарпуны, рыболовные крючки, позднее появились более сложные снасти. Р. исторически стало характерной чертой хоз.-культурных типов нас. периферийных р-нов земного шара: береговых собирателей и рыболовов жаркого и умеренного поясов, басс. больших рек и морских берегов умеренного пояса, рыболовов и охотников на мор. зверя Арктич. зоны.

В наиб. степени специализиров. выглядит Р. в бассейнах больших рек, где рыба, будучи осн. пищей, заготавливалась на длит. время. Специализиров. добыча тихоокеанского лосося создала условия для оседлого образа жизни и появления избыточного продукта. Наличие большого кол-ва рыбы у рыболовов Арктич. зоны позволило развивать здесь упряжное собаководство. Сильным стимулом для развития Р. было изобретение плавательных средств, особенно парусных, способств. возникновению тралового Р. и коллективных форм добычи рыбы. Технология обработки рыбы постепенно совершенствовалась - от сушки и вяления до разл. способов копчения, засола и приготовления полуфабрикатов.

Орудия и приемы Р. разнообразны, так же как и принятые в науке виды их классификации. В наиб. упрощенном виде выделяются следующие способы Р.: простые, без применения орудий (ручной захват, оглушение с помощью ядов, ударов по воде и др.); с использованием ловчих птиц; ловля с орудиями индивид. лова (остроги, копья, стрелы, верши, сачки и др.); в стационарной форме (крючковые снасти, загоны, ловушки, сети и др.); с орудиями массового лова (неводы, тралы и т. д.). Существуют также классификации по видам используемых плавсредств или по месту добычи рыбы (Р. речное, морское и т. д.). Категории орудий труда Р. могут быть дополнены инструментами для изготовления орудий добычи рыбы, способами обработки, хранения, транспортировки рыбы, видами промысловой одежды и т. д.

Состояние Р. может зависеть от религ. представлений и запретов. Так, у христиан рыба - символ Христа, но и основа ритуальной пищи периода поста; у мусульман считается нечистым животным (особенно не имеющая чешуи); у ряда народов Востока является фаллич. символом.

В лесной и лесостепной зонах Вост. Европы Р. было одним из ведущих занятий нас. с эпохи неолита, постепенно перешедшим в подсобный промысел. Практиковалась ловля рыбы в реках и небольших озерах, а также ее добыча во время плавания по крупным озерам (напр., оз. Ильмень) и по Белому морю. Во времена феод. Руси и позднее большое кол-во рыбы добывалось монастырскими артелями. Среди разл. видов рыбы особо славились добываемые осетровые (и их икра) на Волге, треска и палтусовые в Беломорье, а также сиги и сазаны в реках и озерах Сев.-Вост. Руси. Следует упомянуть добычу в сев.-рус. реках речного жемчуга и перламутра, использовавшихся в украшениях. В крест. мифологии отмечается существование хозяина вод. стихии и повелителя рыб - водяного, покровительствовавшего рыбакам и мельникам. Рыбаки жертвовали ему часть улова. Мотивы дани водяному отразились в былинах о Садко - новгородском госте.

Рыженко Нат. Ив

РЫЖЕ́НКО Нат. Ив. (род. 1938) - артистка бал. и балетмейстер. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1956 (кл. С. Мессерер) и ГИТИС в 1987. В 1956-77 артистка Большого т-ра. Среди ее ролей: Фригия, Эгина ("Спартак"), Маша ("Щелкунчик"), Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Фея Карабос, Фея Сирени ("Спящая красавица"), Бетси ("Анна Каренина"). Снималась в телебалете "Лунный вальс". Поставила (совм. с В. Смирновым-Головановым): на Моск. ТВ - ориг. телебалеты "Ромео и Джульетта" (1969), "Трапеция" (1972, С. Прокофьев), "Озорные частушки" (1972, Р. Щедрин), "Белые ночи", "Федра", "Московская фантазия", все в 1972; в т-ре - "Анна Каренина" (1972, Большой т-р), "Озаренность" (1973, там же), "Мечтатели" (1975, Моск. Муз. т-р). В 1977-89 балетм. Одес. т-ра оперы и бал. Пост. (совм. с В. Смирновым-Головановым): "Симфония революции" (1977), "Конек-Горбунок" (1980), "Озорные частушки" (1981), "Маскарад" (1982). Самостоят. пост.: "Щелкунчик" (1985), "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Буря" (1986, Одес. т-р оперы и бал.), "Скрипач на крыше" (1987, мюзикл). Бал., поставленные Р., как правило, основаны на известном лит. мат-ле, отличаются четко выстроенной драматургией, зрелищной режиссурой, интересным использованием выразит. возможностей т-ра или техники съемки, если замысел осуществлен на ТВ.

Рыков Ал. Ив

РЫ́КОВ Ал. Ив. (1881-1938) - парт. и гос. деятель. Родился в Саратов. губ., в крест. семье. В 1892 поступил учиться в Саратовскую 1-ю классич. г-зию, в 1900 - на юрид. ф-т Казанского ун-та; вскоре был арестован за рев. деят-ность, а после тюремного заключения выслан в Саратов под гласный надзор полиции. Перейдя на лег. положение, Р. ведет парт. работу в Киеве, Ярославле, Костроме, Рыбинске, Сормове, Москве, Петербурге. В 1905-07 чл. ЦК РСДРП(б), неоднократно подвергался тюремному заключению; был сослан в Нарымский край, после побега задержан и снова возвращен в Нарым. После Февр. рев-ции вернулся в Москву, где стал одним из лидеров моск. большевиков. На 6-м съезде РСДРП(б) избран в состав ЦК. Один из рук. вооруженного восстания в Москве. Вошел в состав первого Сов. пр-ва в кач-тве наркома внутр. дел, вышел из него 4 нояб. 1917 в связи с разногласиями по вопросу о формировании коалиционного пр-ва; работал зам. пред. Моск. Совета. С апр. 1918 пред. ВСНХ и одновременно - чрезв. уполномоченный СТО по снабжению Кр. армии и Кр. флота, с мая 1921 - зам. Пред. СНК РСФСР и СТО. В 1924-30 Пред. СНК РСФСР и СССР. Находясь на этом посту, Р. внес существ. вклад в разр. экон. политики гос-ва в условиях нэпа. В сер. 20-х гг. Р. уделял большое внимание развитию всех форм кооперации в деревне, выступал за устранение военно-командных методов рук-ва крестьянством, за расширение товарно-денежных отношений, за эквивалентный обмен между городом и селом. В кон. 20-х гг. отстаивал умеренные методы стр-ва социализма и реалистич. пути развития экономики, в результате чего был причислен к сторонникам т. н. "правого уклона". В дек. 1930 выведен из состава Политбюро ЦК ВКП(б) и освобожден от должности Пред. СНК СССР и СТО. С 30 марта 1931 по 26 сент. 1936 работал наркомом почт и телеграфов (связи). В 1937 исключен из состава ЦК и из партии. По сфальсифицированному делу о т. н. "антисоветском правотроцкистском блоке" был осужден и приговорен к расстрелу. Расстрелян 15 марта 1938. 4 февр. 1988 пленум Верховного суда СССР отменил приговор и прекратил дело ввиду отсутствия в действиях А. Н. Рыкова состава преступления.

Рыков Пав. Сер.

РЫ́КОВ Пав. Сер. (1884 - ?) - выдающийся археолог и музейный работник, организатор археол. изучения Ниж. Поволжья, Юж. Приуралья, Калмыкии, Сев. Казахстана. Родился в Москве. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1905-10) и Моск. археол. ин-т (1907-10). Ученик В. А. Городцова. Преподавал и вел археол. работу в Курске, Вильно, Режице, в Рязанской губ.; с 1920 - в Саратове. Доц., зав. каф. археол., проф., декан пед. ф-та (1924-27), зам. ректора (до 1932) Саратовского ун-та. В 1931-37 - проф., зав. каф. всеобщей истории Сарат. пед. ин-та. Дир. (1922-37) Саратовского обл. музея краеведения. Создатель первого нац. музея Калмыкии (1931). На протяжении мн. лет - пред. Саратовского об-ва краеведения. Эксп. Р. раскопано множество пам. разл. периодов: от неолита до периода Зол. Орды. Особое значение имели его работы для археологии эпохи бронзы (в частности, срубной культуры) и раннего железа (сарматской культуры). Автор более 50 науч. работ. В 1937 арестован, погиб в заключении. Созданная Р. науч. школа (Н. К. Арзютов, Т. М. Минаева, П. Д. Рау, И. В. Синицын, П. Д. Степанов) после его ареста была почти полностью уничтожена репрессиями.

Соч.: Результаты археологич. исследований в Нижнем Поволжье летом 1923 г. Саратов, 1925; К вопросу о культурах эпохи бронзы в Нижнем Поволжье. Саратов, 1927; Культурно-исторические (археологические) экскурсии по Нижне-Волжскому краю. Саратов, 1928 (при участии Н. К. Арзютова и Т. М. Минаевой); Изучение скифо-сарматских культур в СССР // Изв. Сарат. Нижне-Волж. ин-та краеведения. 1931. Т. 4. С. 41-47; Очерк по истории мордвы: По археологич. данным. М., 1933; Очерки по истории Нижнего Поволжья: (По археологич. материалам). Саратов, 1936; Раскопки курганного могильника в районе Элисты // Изв. Сарат. Нижне-Волж. ин-та краеведения им. А. М. Горького. 1936. Т. 7.

Рылеев Конд. Фед

РЫЛЕ́ЕВ Конд. Фед. (1795-1826) - поэт, декабрист. Родился в дворянской семье. Воспитывался в Петерб. 1-м кадетском корпусе (1801-14), выпущен прапорщиком в артиллерию. Участник загран. походов 1814-15. В 1818 вышел в отставку в чине подпоручика. С 1819 в Петербурге; с 1821 - заседатель в палате уголовного суда, с 1824 - управляющий делами "Рос.-Амер. компании". Масон, мастер ложи "Пламенеющая звезда" (1820-21). Осенью 1823 принят в Сев. об-во, где примыкает к радикальному крылу декабристов и выдвигается в число их руководителей. Один из орг. восст. на Сенатской пл. Приговорен к повешению, казнен 13 июля 1826.

Лит. деят-ность начал еще в корпусе (1813-14). Широкую известность приобрел после опубл. смелой антиаракчеевской сатиры "К временщику" (1820). С этого момента подчиняет свое творч-во задачам полит. борьбы, центр. место занимает в нем проповедь идеалов гражд. доблести, патриотизма, борьбы за свободу. Р. осуществляет попытку воскрешения на новой психол. основе высоких жанров (оды "Видение", "Гражданское мужество", обе 1823). В целом произв. поэта характеризует сочетание черт просветит. классицизма и романтизма при общей эволюции в направлении к последнему (цикл сюжетных дидактич. стихотв. "Думы", 1821-23, отд. изд. 1825; полит. элегия "Я ль буду в роковое время..., 1824; поэмы "Войнаровский", 1823-24, отд. изд. 1825, "Наливайко" 1824-25, не оконч., и др.). Р. сотрудничал в ж. "Невский зритель", "Благонамеренный", "Сын отечества", "Соревнователь просвещения и благотворения". С 1821 чл. Вольного об-ва любителей российской словесности. В 1823-25 совм. с А. А. Бестужевым издавал альм. "Полярная звезда".

К. Ф. Рылеев. Худ. А. Д. Корин. 1949

К. Ф. Рылеев. Худ. А. Д. Корин. 1949

Рыленков Ник. Ив

РЫЛЕ́НКОВ Ник. Ив. (1909-69) - поэт. Родился в дер. Алексеевка Смоленской губ., в крест. семье. По окончании ср. школы (1926) работал сельским учителем. Во время коллективизации был пред. сельсовета. Окончил ф-т яз. и лит-ры Смоленского пед. ин-та (1933). Работал в ред. смоленской обл. газ. "Рабочий путь", затем в обл. изд-ве. Начал печататься в сер. 20-х гг. Первая кн. стихотв. - "Мои герои" (1933). Перед войной выпустил сб. стихотв. "Березовый перелесок" (1940) и поэму "Скоморох Овсей Колобок". Участник Вел. Отеч. войны, был командиром саперного взвода, работал в ред. ж. "Фронтовой юмор", в 1943 - в штабе партиз. движения Зап. фронта. В лирике Р. (сб. "Книга полей", 1950; "Корни и листья", 1960; "Жажда", 1961; "Рябиновый свет", 1962 и др.) - образы родной земли и человека на ней - труженика, творца. Лирика Р. тяготеет к фольклорной традиции и связана со "Смоленской поэтической школой" (М. Исаковский, А. Твардовский). В 40-50-е гг. написал пов. о детстве, о деревенском быте ("Сказка моего детства", "Волшебная книга"), о людях Смоленщины в годы войны ("Великая Росстань"), ист. повесть "На старой Смоленской дороге". Писал песни ("Ходит по полю девчонка" и др.). Автор стихотв. пересказа "Слова о полку Игореве" (1966).

Рылов Арк. Ал-др.

РЫ́ЛОВ Арк. Ал-др. (1870-1939) - живописец, педагог; акад. живописи (с 1915), засл. деятель иск-в РСФСР (1935); учился в УТР (Уч-ще технического рисования) барона Штиглица в Петербурге, в школе Об-ва поощрения художеств (1888-91) у В. Е. Савинского, в АХ (1894-97) у А. И. Куинджи; чл. объединений СРХ (Союз рус. художников) (1903), "Мир иск-ва"; пред. Об-ва им. А. И. Куинджи (1925-30). Автор эпич. и лирич. пейзажей, мажорных по звучанию. Следовал традициям рус. реалистич. иск-ва 2-й пол. 19 в., в своем творчестве исходил из познания гармонии и ритмов, заключ. в природе; большое внимание уделял содержат. стороне произв.; с годами возрастает сложность мотивов, мастерство рисовальщика, усиливается роль деталей в раскрытии темы. К лучшим произв. относятся "Зеленый шум" (1904), "В голубом просторе" (1918). В 30-е гг. создал ряд картин на ист.-рев. тему, в к-рых роль пейзажа остается решающей ("Ленин в Разливе", 1934 и др.). Преподавал в школе Об-ва поощрения художеств (1902-18), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в Ленинграде (1918-29).

Соч.: Воспоминания. Л., 1977.

А. А. Рылов. В голубом просторе. 1918

А. А. Рылов. В голубом просторе. 1918

Рында

РЫ́НДА - особый звон (три удара) судового колокола в полдень. До 1856 означал наступление новых суток. Р. иногда называют и сам колокол. В настоящее время Р. используется на флоте судами, оказавшимися на мели.

-----------------------------------

РЫ́НДА - телохранитель, воин придворной охраны вел. князей и царей в 16-17 вв. Р. упразднены в 1698.

Рындин Вад. Фед

РЫ́НДИН Вад. Фед. (1902-74) художник т-ра. Нар. худож. СССР (1962), действ. чл. АХ СССР (1964), чл. объединений "Маковец", ОМХ (Об-во моск. художников), "Четыре искусства" (все - в 20-е гг.). Автор худож. оформления драм., оп. и бал. спектаклей. Для Р. характерны продуманность конструктивного решения, гармония живописи, романтич. трактовка образов. Осн. произв.: эскизы декораций к "Гамлету" В. Шекспира (Моск. т-р им. В. В. Маяковского, 1954), к оп. "Война и мир" С. С. Прокофьева (ГАБТ СССР, 1959), коп. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. А. Римского-Корсакова (ГАБТ СССР, 1966).

Соч.: Художник и театр. М., 1966.

Рычков Петр.

РЫЧКО́В Петр. Ив. (1712-77) - историк, экономист. Первый чл.-корр. Петерб. АН (с 1759), чл. Вольного экон. об-ва в Петербурге (с 1765). В 1734-37 участвовал в эксп., целью к-рой было создание города на р. Орь. С 1744 работал в Оренбургской губ. канцелярии, затем возглавлял Оренбургские соляные промыслы. Автор ряда соч. по истории, экономике и географии края ("Топография Оренбургская...", 2 ч., 1762; "История Оренбургская...", 1759; "Опыт Казанской истории древних и средних времян", 1767; "Осада Оренбурга" ["Летопись Рычкова", опубл. в 11-м томе соч. А. С. Пушкина], изд. Академии наук, 1914 и др.).

"Рюрик"

"РЮ́РИК" - 1) Бриг, совершивший кругосветное плавание в 1815-18. Впоследствии стал собственностью "Рос.-Амер. компании", доставлял грузы в "Русскую Америку". В честь "Р." названы: атолл в Тихом океане, гавань в зал. Аляска, пролив в Беринговом море.

2) Крупнейший в мире для своего времени броненосный крейсер. Построен в 1890-95 на Балт. з-де в Петербурге. Имел большой радиус действия и мощное вооружение. Участвовал в рус.-япон. войне 1904-05, входил в состав Тихоокеанской эскадры. В авг. 1904 "Р." и еще два крейсера в неравном бою с шестью япон. крейсерами получил серьезные повреждения и по приказу принявшего командование (после гибели командира и старшего офицера) лейт. К. П. Иванова открыл кингстоны и затонул, не спустив Андреевского флага.

Рюрик

РЮ́РИК (?-879) - варяг, основатель рус. княж. династии Рюриковичей. Впервые упомянут в рус. летописи под 862. Не исключается отождествление Р. с Хрериком Ютландским, одним из изв. по зап.-европ. письм. источникам предводителей датских викингов. До 850-х гг. владел крупным торг. центром во Фрисландии - Дорестадом, затем обосновался в Ютландии, участвовал в воен.-полит. событиях Швеции. По летописи, в 862 Р. вместе с братьями Трувором и Синеусом был приглашен на княжение конфедерацией сев. вост.-европ. племен ("Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами"). Р. обосновался в Ладоге, Трувор - в Изборске, Синеус - "на Белоозере". После смерти Трувора и Синеуса вся власть сосредоточиласть в руках Р. Он строит Новгород и раздает своим мужам волости и города (Полоцк, Ростов, Муром). В 870 возвращается на З. для урегулирования отношений с франк и нем. королями, а около 874 вновь появляется в Новгороде, где подпаляет сопротивление оппозоции во главе с Вадимом Храбрым и вступает в брак с Ефандой - дочерью одного из знатных новгородцев. После смерти Р. его сын Игорь в 882 утверждается в Киеве. Имя Р. носили мн. Представители княж. Рода. В микротопономии окрестностей Новгорода его имя закрепилось за назв. поселения 9 в. у истоков Волхова - Рюриково городище.

Рюрик. Миниатюра из «Титулярника». 17 в.

Рюрик. Миниатюра из «Титулярника». 17 в.

Рюриковичи

РЮ́РИКОВИЧИ - династия рус. князей, в т. ч. вел. кн. киевских, владимирских, московских, и дворян, ведущих свою родословную от легендарного первого рус. князя Рюрика и его потомков. В Др. Руси Р. стояли во главе гос-ва и отд. его княжеств эпохи феодальной раздробленности. Уже со времен Владимира Святого началось разделение Р. на множество линий. От потомков внука Владимира - Всеволода произошли т. н. Мономаховичи - волынские, затем галицко-волынские и суздальско-владимирские князья. Эти последние в дальнейшем стали вел. князьями и царями московскими (царь Федор Иоаннович, ум. в 1598, был последним царем из фам. Р.). Рос. родословная книга исчисляла 41 фамилию князей Р. (среди них - кн. Одоевские, Щербатовы, Горчаковы, Львовы, Прозоровские, Вяземские, Святополк-Мирские, Козловские, Ухтомские, Шуйские, Гагарины, Барятинские, Оболенские, Волконские, Лобановы-Ростовские и др.). 21 дворянская фамилия, не имея княжеского титула, также считала своим предком Рюрика (Татищевы, Заболоцкие, Мусоргские и др.).

Рютин Мартемьян Никит.

РЮ́ТИН Мартемьян Никит. (1890-1937, по др. сведениям - 1938) - гос. и полит. деятель, один из наиболее ярких представителей антисталинской оппозиции. В 1917 - пред. Харбинского Совета рабочих и солдатских депутатов, с 1918 - команд. войсками Иркутского воен. округа, с 1920 - пред. президиума Иркутского обкома РКП(б). В 1922-24 отв. секретарь обкома партии в Дагестане. Во 2-й пол. 20-х гг. - секр. Краснопресненского РК ВКП(б) (Москва), канд. в члены ЦК ВКП(б). В 1929-30 - отв. ред. газ. "Красная Звезда". Выступал против сталинского курса на т. н. "сплошную коллективизацию". В 1930 по инициативе Сталина исключен из партии. Неоднократно арестовывался. Был одним из авторов программного док-та "Союза марксистов-ленинцев"; в рукописном обращении "Ко всем членам ВКП(б)" обвинил Сталина в извращении ленинизма, узурпации власти. Репрессирован, погиб в заключении. Реабилитирован в 1988.

Рябинины

РЯБИ́НИНЫ - неск. поколений сев.-рус. былинных сказителей. Первый по старшинству Р., основоположник семейной сказительской традиции - Трофим Григ. Р. (1790?-1885), родом из д. Гарницы Петрозаводского у. (ныне Заонежского р-на Карелии) Его открыл П. И. Рыбников во время поездки в Кижи в 1860. В облике Т. Г. Р. собиратель выделил суровость, спокойную силу, деликатность и чувство достоинства. От него записывал былины также А. Ф. Гильфердинг. Т. Г. Р. владел большим репертуаром (более 25 сюжетов), был выдающимся мастером-исполнителем, мн. его тексты по праву считаются классич. образцами рус. эпоса. Традицию сказительства перенял от отца Ив. Трофим. Р. (1845 - ?). Неоднократно выступал с исполнением былин в Петербурге, Москве, в юж.-слав землях, городах Австро-Венгрии (1902). Напевы от него записывали музыковеды и композиторы; А. Аренский сочинил свою "Фантазию на темы Рябинина". Наследником рябининской традиции затем стал пасынок И. Т. Р. - Ив. Герасимовича Рябинин-Андреев (1873-1926). Его сын Петр Ив. Рябинин-Андреев (1905-53) не только сохранял семейную былинную традицию, но и предпринимал попытки создания новых былин - о героях гражд. войны, о Сталине.

Рябининское былинное иск-во, фиксируемое на протяжении 80 лет, характеризовалось исключит. устойчивостью: от старых сказителей к молодым переходил осн. фонд сюжетов, тексты почти не подвергались изменениям, поддерживались классич. традиции в сохранении былинной поэтики и в особенностях исполнения.

Рябинкина Ел. Львовна

РЯБИ́НКИНА Ел. Львовна (род. 1941) - артистка и педагог бал. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1959 (кл. В. Васильевой). В 1959-81 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Кадича ("Асель"), Ванина Ванини. Среди др. ее ролей: Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Мирта ("Жизель"), Фея Сирени ("Спящая красавица"), Китри, Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Эгина ("Спартак"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Раймонда ("Раймонда"); К. Голейзовский специально для Р. поставил неск. хореогр. миниатюр. Снималась в киноф.-бал. "Хрустальный башмачок" (по "Золушке") и телеф.-концерте "Хореогр. симфония". Танцу Р. присуща плавность, широта движений, эффектная законченность поз. Своих горделиво-статных героинь она наделяет внутр. значительностью, величавостью, обаятельной женственностью. В 1981-83 Р. - педагог-репетитор ансамбля "Моск. камерный балет", с 1984 педагог классич. танца в Моск. хореогр. уч-ще.

Рябушинские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рябушкин Анд. Петр.

РЯБУШКИН Анд. Петр. (1861-1904) - живописец. Родился в крест. семье. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в Петерб. АХ (1882-90). Мастер ист.-бытового жанра, Р. постоянно обращался к теме допетровской Руси, старинного рус. быта, обрядам. Большое внимание уделял изображению костюма, обстановки ("Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии", 1880; "Свадебный поезд в Москве (17 столетие)", 1901; "Русские женщины 17 столетия в церкви", 1899). Следуя традициям рус. реалистич. живописи 2-й пол. 19 в., Р. стремился создать самобытный нац. стиль. Для его творч. характерна поэтизация жизни, праздничное восприятие мира. Автор мн. илл.

А. П. Рябушкин. Новгородское вече

А. П. Рябушкин. Новгородское вече

Рябцев Вл. Ал-др.

РЯБЦЕВ Вл. Ал-др. (1880-1945) - артист бал., педагог, балетм. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1898 (кл. В. Тихомирова). В 1898-1945 артист Большого т-ра. Среди его партий: Фея Карабос ("Спящая красавица"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Бертрам ("Роберт и Бертрам"), Иван ("Конек-Горбунок"), Исаак ("Корсар"), Санчо Панса ("Дон Кихот"), Коппелиус ("Коппелия"), Арап ("Петрушка"), Гаспар ("Пламя Парижа"), Ли Шанфу ("Красный мак"), Тарас ("Тарас Бульба"), Отец ("Золушка"). Там же поставил "Петрушку" (1921), возобновил "Карнавал" (1924), "Арлекинаду" (1924). Одноврем. выступал в Малом т-ре, был реж. в кабаре "Летучая мышь" (1908), в нач. 1920-х гг. создал Т-р старинного водевиля, где играл, режиссировал и ставил танцы. Был педагогом мимики и характерного танца в Моск. театр. уч-ще (1920-30). Р. - первоклассный характерный и мимический артист, обладавший редкой способностью к перевоплощению. Особенно удавались ему комедийные роли, в к-рых ярко проявлялась игровая, импровизац. стихия его таланта. Р. умер на сцене во время представления "Ивана Сусанина".

Рядовой

РЯДОВО́Й - воинское звание, установл. в вооруж. силах мн. гос-в для солдат. В рус. армии - в посл. трети 16 в. - нач. 20 в. В вооруж. силах СССР было введено в 1943 вместо существовавшего в Кр. армии звания "красноармеец". Сохр. в Воор. Силах Российской Федерации.

Рязанов Эльдар Ал-др.

РЯЗА́НОВ Эльдар Ал-др. (род. 1927) - кинореж., драматург, нар. арт. СССР (1984). В 1950 окончил ВГИК (мастерская Г. М. Козинцева). Начинал работу на Центр. студии док. фильмов (ЦСДФ). Снял док. ф. "Твои книжки" (с З. Фоминой, 1953) и "Остров Сахалин" (с В. Катаняном, 1954). Первый же игровой ф. Р. - муз. комедия-обозрение "Карнавальная ночь" (1956) - имел большой успех. Образ тупого бюрократа-руководителя создал в ф. И. Ильинский. В гл. жен. роли снялась Л. Гурченко (это ее первая роль в кино). И в дальнейшем своем творчестве Р. по преимуществу обращается к кинокомедии. Реж. экспериментирует, используя самые разные жанровые сочетания: он ставит лирич. комедию ("Девушка без адреса", 1958), фантастич. эксцентрич. комедию ("Человек ниоткуда", 1961), героич. комедию в стихах "Гусарская баллада" (1962, по пьесе А. К. Гладкова "Давным-давно").

С 1962 Р. работает над сценариями своих ф. вместе с Э. В. Брагинским. Р. - приверженец сюжетного кинематографа. В центре каждого его ф. - занимательная история, событийная интрига, фабула, характеры. Комедии Р. социальны, глубоки, проблемны. Они близки к реальному течению жизни, отражают дела и заботы по-вседн. существования людей. Юмор рождается из жизн. ситуаций, из конкретных характеров. Эксцентрич., насыщенные неожиданными поворотами сюжеты изобилуют достоверными подробностями, точными наблюдениями, психол. тонко разработ. характерами, правдой чел. отношений. Таковы ф. "Берегись автомобиля" (1966), "Зигзаг удачи" (1968), "Старики-разбойники" (1972), "Ирония судьбы, или С легким паром" (т/ф, 1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж" (1980). Мн. ф. Р. по существу трагикомедии. В них Р. довел принцип совмещения разных жанров до максимума: "Вокзал для двоих" (1982) - трагикомедия с элементами детектива и мелодрамы, "Небеса обетованные" (1991) - трагикомедия с примесью фантастики. Ф. Р. полны доброжелательности, сочувствия и любви к людям. Умные, тонкие и во многом новаторские - и по реж., и по операт. иск-ву (а большинство своих лент Р. поставил в содружестве с талантливейшим кинооператором П. Лебешевым) - такие, как "О бедном гусаре замолвите слово" (1980), "Жестокий романс" (1984), "Забытая мелодия для флейты" (1987) и др., - по праву вошли в золотой фонд отеч. киноискусства.

Соч.: Эти несерьезные, несерьезные фильмы. М., 1977; Неподведенные итоги. М., 1995.

Лит.: Эльдар Рязанов: Сб. М., 1974; Громов Е. С. Комедии и не только комедии: Кинорежиссер Э. Рязанов. М., 1989.

Рязанцев Вас. Ив

РЯЗА́НЦЕВ Вас. Ив. (1800-31) - драм. актер. Окончил в 1824 Моск. театр. уч-ще. Занимал на моск. сцене амплуа "первого буффа". Выделялся органичной комичностью, естественностью, веселостью, а также вокальными данными, что позволяло ему с успехом выступать в водевиле: Шумский ("Актеры между собой, или Первый дебют актрисы Троепольской"), Мишо ("Новый Парис"). В 1828 по настоянию И. И. Сосницкого переведен в Петерб. т-р. В премьере "Горя от ума" (1831) играет Фамусова, в к-ром, по замечанию современников, было мало барственности и вальяжности. Среди ролей: Машурин ("Тереза, или Женевская сирота"), Богатонов ("Господин Богатонов, или Провинциал в столице"), Антонио ("Свадьба Фигаро") и др.

Ряса

РЯ́СА - верхнее одеяние христ. священнослужителей, к-рое они носят вне богослужения; это широкая прямая одежда, покрывающая все тело от шеи до пят, с большими рукавами, расширяющимися от половины руки. Белое духовенство носило белые, а монашество - черные Р.

Предыдущая страница Следующая страница