Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САМ")
САБАНЕ́ЕВ Леон. Пав. (1844-98) - зоолог, писатель и организатор охотн. Дела в России, воспитанник Моск. ун-та. Написал большое кол-во ст. по охотн. делу, с 1873 издавал ж. "Природа", в к-ром участвовали изв. ученые. Автор классич. тр. "Рыбы России. Жизнь и ловля (уженье) наших пресноводных рыб". Также редактировал "Журнал охоты". В 1877 оба ж. объединены в один - "Природа и охота", к-рый выходилс 1878 по 1912. С 1888 С. издавал "Охотничью газету" - еженед. приложение к ж. "Природа и охота". С. опубл. яркие монографии по соболю, глухарю, тетереву и рябчику, а также "Легавые собаки" и знаменитый "Охотничий календарь", обобщивший знания того времени по охотн. фауне, оружию, собаководству и видам охот с рядом др. практически важных сведений. |
СА́БЛИН Вал. Мих. (1939-76) - кап. 3-го ранга, орг. и рук. восстания на большом противолодочном корабле (БПК) "Сторожевой" 8-9 ноября 1975. Род. в семье морского офицера. После окончания воен.-морск. уч-ща (ВВМКУ) им. М. В. Фрунзе в Ленинграде в 1960 направлен на Сев. флот. Служил на разл. эсминцах по арт. специальности. По окончании Военно-полит. акад. им. Ленина был 9 авг. 1973 зачислен на БПК "Сторожевой" зам. ком. корабля по политчасти. Еще в период учебы в акад. пришел к выводу о несоответствии сов. гос-ва соц. и ком. идеям. Разработал 28 пунктов-предложений: реальное обеспечение прав и свобод, изменение системы выборов, замена диктатуры КПСС властью нар. Советов, отмена привилегий и восстановление соц. справедливости и пр. В момент нахождения БПК в Риге 8 нояб. 1975 арестовал ком. корабля, привлек на свою сторону команду и, объявив территорию БПК свободной от сов. и парт. органов, хотел привести корабль в Ленинград, где обратиться с изложением своей программы по телевидению к гражданам СССР. Связавшись с Пред. Сов. обороны, Генсеком ЦК КПСС Л. И. Брежневым, Гл. командный пункт Сов. армии получил приказ 1-го зам. команд. ВВС ПрибВО ген. В. И. Гвоздикова: "Корабль разбомбить и потопить". После бомбардировки "Сторожевой" потерял ход и был захвачен. Воен. Коллегией Верх. суда СССР от 13 июля 1976 С. был признан виновным в вынашивании и осуществлении замысла по изменению гос. строя Сов. Союза. Лишен всех наград, воинского звания. Виновным себя не признал. Расстрелян З авг. 1976. |
СА́БЛИН Вл. Мих. (1872-1916) - издатель, переводчик, редактор, журналист, врач. В 1897 начал выступать в рус. периодич. печати в качестве корр. и переводчика. В 1901 С. основал в Москве собств. изд-во, где вначале выпускал свои пер. пьес Г. Гауптмана, Г. Ибсена, Г. Зундермана. С 1903 С. начал издавать "Библиотеку классиков современной мысли" (Б. Шоу, А. Франс, О. Уайльд, А. Стриндберг, М. Метерлинк, К. Гамсун, А. Шницлер и др.) - всего выпущено 244 т. Из 23 собр. соч., вошедших в "Библиотеку", 17 впервые опубликованы на рус. яз. Дополнением к "Библиотеке" явилась сер. брошюр "Современная библиотека". В 1905-07 С. издал собр. соч. А. И. Радищева в 2 т.; "Декабристы и тайные общества в России в начале 19 века"; "Петрашевцы", тр. А. И. Герцена "К развитию революционных идей в России"; "Процесс 50-ти"; "Процесс 193-х", а также работы участников рев. движения 1870-80-х гг. (И. А. Морозова, В. Г. Богораз-Тана, И. И. Попова и др.). С. широко издавал также дет. лит-ру (сказки народов мира, кн. Г. Х. Андерсена, бр. Гримм, Ш. Перро и др., поэтичные сказки О. Уайльда, с особым изяществом изданные С. произв. Э. Сетон-Томпсона, В. Лонга, Д. Лондона, Р. Киплинга и др.), кн. для ср. школьного возраста, редактированные самим С. Тяжело заболев, С. в 1913 ликвидировал изд-во, уступил все нераспроданные изд. книготорговому т-ву "Культура". Лит.: Каталог изданий книгоиздательства В. М. Саблина. М., 1908; Юнивер Л., Юнивер Р. Издательство В. М. Саблина // Памятные книжные даты. 1981. М., 1981. |
САБУ́РОВ Симон Фед. (1868-1929) - театр. деятель, актер, антрепренер. Сценич. карьеру начал в провинции, выступая в салонных комедиях и фарсах. Его исполнению были свойственны легкость, изящество, непринужденность. В 1890-93 - управляющий труппой и актер моск. т-ра "Эрмитаж". С 1895 занялся антрепренерской деят-ностью. Вместе с актером А. М. Горин-Горяйновым в 1896 организовал т-р "Фарс" в С.-Петербурге. В 1904-08 играл в т-ре "Эрмитаж", в 1913-17 был актером и владельцем Петербург. т-ра "Пассаж", преобразованного в 1925 в т-р "Комедия". В антрепризах С. выступали извест. актеры, в т. ч. Е. М. Грановская, С. И. Надеждин. |
СА́ВВИНА КНИ́ГА - кириллич. пам. 11 в. (129 л.), т. н. апракос - служебное Евангелие, в к-ром отрывки текста расположены в порядке недельных (богослужебных) чтений. Назван по им. писца, попа Саввы. Ряд недостающих мест дополнен рус. переписчиками в 14 в. Пам. был найден И. И. Срезневским в Типографской б-ке в Москве. Отражает особенности вост.-болг. типа слав. лит. яз. 10-11 вв. Нек-рые данные позволяют предполагать, что С. К. - не список более раннего евангелического текста, а оригинал пер. Пам. издан В. Н. Щепкиным в 1904 в С.-Петербурге. Фототипически переиздан в 1959 в Граце (Австрия). |
СА́ВИН (САВЕ́ЛЬЕВ) Сила (2-я пол. 17 в.) - живописец. Участвовал в росписях Архангельского соб. Моск. Кремля (1652-66), ц. Григория Неокессарийского в Москве, Троицкого соб. Данилова мон. в Переславле-Залесском (оба - 1668), ц. Ильи Пророка в Ярославле (1680), Ростовского Кремля (ок. 1670). Вместе с Г. Никитиным был во главе артели костромских и ярославских художников, создававших фресковые циклы повествовательно-декор. характера. Лит.: Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме // Вестник археологии и истории. СПб., 1909. Т. 19. С. 15; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в.: Словарь. М., 1910.С. 232. |
СА́ВИНА Мария Гавриловна (1854-1915) - драм. актриса, театр. деятель. Начала выступать на сцене в детском возрасте. С 1869 - проф. актриса в провинц. труппах П. М. Медведева, М. В. Лентовского и др. С 1874 и до конца жизни - в Александринском т-ре, в к-ром сыграла огромное кол-во ролей во всех театр. жанрах. Осн. темой актрисы стало иссл. жен. натуры во всех сложностях ее проявления. Начав с ролей грациозных, наивных и в то же время настойчивых и волевых девушек, вступающих во "взрослую" жизнь, актриса позднее перешла на роли зрелых женщин, с психолог. тонкостью анализируя особенности своих современниц. С. особенно удавались роли уверенных в себе свет. дам, расчетливых и циничных хищниц, именно поэтому актрису называли "прокурором" своих героинь. Актерское мастерство С. было безупречным, ум, аналитичность, жен. обаяние сделали ее ведущей актрисой рос. т-ра рубежа 19-20 вв. С. вела обширную обществ. деят-ность, была организатором и пред. Рус. театр. об-ва, находилась в числе инициаторов 1-го Всерос. съезда сценич. деятелей (1897), создала Убежище для престарелых артистов (Дом ветеранов сцены). Актриса оставила кн. воспоминаний "Горести и скитания". Роли: Мария Антоновна ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Верочка и Наталья Петровна ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева), Наташа ("Трудовой хлеб"), Лариса ("Бесприданница"), Юлия ("Последняя жертва"), Негина ("Таланты и поклонники"), Катерина ("Гроза") А. Н. Островского, Акулина ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого), Сарра и Саша ("Иванов"), Аркадина ("Чайка") А. П. Чехова, Настасья ("Чародейка" Н. В. Шпажинского), Люба ("Сорванец" В. А. Крылова), Волынцева ("Цепи" А. И. Сумбатова), Елена - Елена Ивановна ("Зеленое кольцо" З. Н. Гиппиус), Катерина ("Укрощение строптивой" У. Шекспира), Мирандолина ("Трактирщица" К. Гольдони), Нора ("Кукольный дом" Г. Ибсена), миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу) и др. |
САВИ́ЦКИЙ Конст. Аполлонович (1844-1905) - живописец, передвижник. Род. в семье врача. Учился в АХ (1862-73) и в рисовальной школе на Бирже. Получил признание после создания картины "Ремонтные работы на железной дороге" (1874), где показал тяж. жизнь беззем. крестьян, обреченных на поденный труд. Впечатление тональной целостности полотна создано с помощью высветл. красочной гаммы. К лучшим образцам рус. пленэрной живописи 1870-х гг. относится эскиз "Отдых землекопов" (1873). В 1875-76 жил во Франции, где работал над этюдами в окрестностях Парижа и в Нормандии ("Путешественники в Оверни", 1876). Понимание психологии рус. народа, его веры, горя, нужды и сомнений нашло выражение в работе "Встреча иконы" (1878). Связь чел. фигур с пейзажем достигнута здесь средствами тон. живописи, тонкой передачей световозд. среды. В картине "На войну" (первый вариант, впоследствии уничтоженный, - 1880, второй - 1888) дана широк. и многообр. галерея нар. образов. Осн. принципы реалистич. построения монумент. картин, впоследствии развитые В. И. Суриковым, выразились в четком делении на планы, основанном на сочетании син. и красн. тонов колористич. решении (при общей холодн. гамме красок), компоновке фигур в три симметрично расположенные группы. С. преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1891-97) и Пензенском худож. уч-ще (с 1897). Среди учеников - его сын Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон. |
САДКО́ - герой двух Новгород. былин. В первой - он бедный гусляр, к-рого не зовут на пиры; подводный царь, покоренный иск-вом его игры на гуслях, помогает ему чудесным образом обогатиться; С. становится купцом ("богатым гостем"), вызывается скупить все товары новгород. (согласно одним версиям былины, попытки его успешны, согласно др. - кончаются неудачей: Новгород слишком богат). Во второй былине С. отправляется с товарами за море, вынужден в качестве жертвы спуститься в подводное царство, здесь играет на гуслях Морского царя, тот пляшет, вызывая бурю на море; по совету св. Николы, С. ломает гусли. С. должен, по предложению Морского царя, выбрать себе невесту в подводном царстве; благодаря Николе он делает выбор, позволяющий ему благополучно вернуться домой. В образе С. и в мотивах былин о нем причудливо сочетаются эл-ты др. мифологии, ср.-век. Новгород. верований (жертвы, к-рые должны приносить мореплаватели Морскому царю, культ. св. Николы) и Новгород. быта (прославление богатств торг. Новгорода). На сюжеты о С. написаны одноим. опера Н. А. Римского-Корсакова и поэма А. К. Толстого. И. Е. Репин в своей картине "Садко" нарисовал эпизод выбора невесты. Сюжет и имя Садко иногда появляются в рус. поэзии (напр., в стих. О. Э. Мандельштама "Из-за домов, из-за лесов" - здесь с Садко сравнивается заводской и паровоз. гудок: "Гуди, старик, дыши сладко; / Как новгородский гость Садко". Основание метафоры, видимо, в потрясении этимологии слова гусли - от корня гуд). |
САДО́ВНИКОВ Вас. Сем. (1800-79) - худ.-акварелист. Крепостной кн. Н. П. Голицыной (получил вольную в 1838). С 1813 работал по заказам Об-ва поощрения художеств. Гл. работа С. - акварельная "Панорама Невского проспекта" (изд. А. М. Прево, литогр. И. и П. Ивановы, 1830-35). С. выполнил более 900 рис. и аквар. с видами Петербурга, Москвы, др. рус. городов, дворцовых интерьеров. Работы С. - важнейший источник в изучении архитектуры стар. Петербурга, в т. ч. утраченных его достопримечательностей. |
САДО́ВНИКОВ Дм. Ник. (1847-83) - фольклорист, этнограф, историк-краевед, поэт, переводчик, литератор. Окончил Пед. ин-т при Петерб. ун-те. По особенностям биографии, по направленности творчества - типичный разночинец. Деят-ность С. связана в осн. с Волгой. Как фольклорист, известен в первую очередь изд.: "Загадки русского народа", 1876 (до сих пор остается основным сб. загадок, переиздан А. С. Сувориным в 1901: сокращ., с цензурными изъятиями переизд. в 1959), "Сказки и предания Самарского края" (1884), "Народные рассказы про старину" (1876). Много занимался этнографией и историей рус. нас. Поволжья ("Жигули и Усолье на Волге", 1872; "Языческие сны русского народа", 1882). Автор многочисл. очерков о Волге, создатель поэтич. цикла о волжской вольнице: одно из произв. этого цикла - "Из-за острова на стрежень" (о Степане Разине) - стало нар. песней. Переехав в последние годы жизни в С.-Петербург, С. занимался пер. (Г. У. Лонгфелло, А. Теннисон, Э. По и др.); оставил интер. восп. о "пятницах" Я. П. Полонского. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
САДО́ВСКИЙ Бор. Ал-др. (Садовской) (1881-1952) - поэт, прозаик, критик, лит.-вед. Род. в г. Ардатове Нижегородской губ., в семье историка А. Я. Садовского. Учился в Нижегород. дворян. ин-те, на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та (1902-1911). В 1901 впервые выступил в печати. С этого времени принимал акт. участие в лит. жизни Москвы, сотрудничал в ж. "Золотое руно", "Весы", "Труды и дни", в альм. "Гриф". В своем поэт. творчестве (сб. стихотв. "Позднее утро", 1909; "Пятьдесят лебедей", 1913; "Самовар", 1914; "Полдень", 1915) С. пытался выявить глубин. символич. смысл в реалиях быта патриарх. России. Известностью пользовались ист. расск. и пов. С., его работы о рус. поэзии 18-19 вв. (сб. "Узор чугунный", 1911; "Адмиралтейская игла", 1915 и др.). После переезда в С.-Петербург (1912) С. вел лит. отделы во многих петерб. газ. и ж. В годы 1-й мир. войны С. сотрудничал в ж. "Лукоморье", был близок к крайне прав. кругам. В сб. стих. этих лет "Обитель смерти" (1917) преобладают апокалиптич. настроения; в 1921 С. безуспешно пытался покинуть Россию. В дальнейшем его выступления в печати носили эпизо-дич. характер (сб. "Морозные узоры", 1922; ром. "Приключения Карла Вебера", 1928). Осн. источником его существования была пенсия. Умер С. в Новодевичьем мон., где с 1927 жил в комнате, бывшей, по преданию, монаст. склепом. |
САЖЕ́НЬ - мера дл. в рус. метролог. системе, использовавшаяся до 20 в. Термин обычно производят от корня сяг- со знач. "протянуть руку вперед; протянув вперед руку, коснуться ч.-л.; дотянуться до ч.-л." (ср. недосягаемый). Знач. корня сяг- легло в основу первич. Метролог. знач. - "мера, равная длине вытян. руки" или (позже) "расстояние, на к-рое можно шануть". Последнее знач. меры более удобно для нек-рых линейн. измерений (расстояний). В Др. Руси С., равн. двум шагам, называлась тмутараканской: ею в 1068 кн. Глеб измерял шир. Керчен. прол. ("от Корчева до Тмутаракани"). К раннему времени относятся свед. о С., равн. дл. размаха рук (то же удвоение дл. вытянутой руки). В 16-17 вв. термин "С." мог уточняться более чем 30 разл. определениями - прилагательными, к-рые указывали как на разное реальное метролог. содерж. термина, так и на сферу его приложения, а возможно, и обл. особенности (дворовая, земляная, писцовая, городовая, аршинная, государева, косая и т. д.). В Соборном уложении 1649 С., состоящая из 3 аршин, упомянута как единств. офиц. мера. В пересчете на метрич. меру равна примерно 216 см. |
САЗО́НОВ Ник. Фед. (1843-1902) - актер. Дебютировал в 1863 после окончания Петерб. театр. уч-ща в Александринском т-ре, где играл до конца своей жизни. Обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, пластичностью. Фарсово-буффонная манера С. принесла ему популярность в оперетте: Парис ("Прекрасная Елена"), Пикилло ("Птички певчие" Ж. Оффенбаха), Фауст ("Фауст "наизнанку" Эрве) и др. Играл в многоч. пьесах В. Крылова, И. Шпажинского, Н. Потехина роли любовников и простаков. Успешно выступал в пьесах А. Н. Островского: Платон Зыбкий ("Правда хорошо, а счастье лучше"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Дергачев ("Последняя жертва"), наиболее удачно Андрей Белугин ("Женитьба Белугина"), а также в пьесах А. С. Грибоедова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. В. Сухово-Кобылина, А. П. Чехова. В 1890-е гг. перешел на амплуа "пожилых резонеров полукомич. характера" и играл Кочкарева ("Женитьба" Н. В. Гоголя), Репетилова ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Хлынова ("Горячее сердце" А. Н. Островского), Первого мужика ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого). Будучи премьером, значительно влиял, вместе с М. Г. Савиной, на репертуар театра. Выступал также как чтец-декламатор на разл. сценах и режиссировал спектакли Клуба художников с участием проф. актеров. Именно С. открыл для петерб. зрителя таланты П. Стрепетовой и К. Варламова. Автор комедии "Своя рубашка к телу ближе" (1875). |
САЗО́НОВ Сер. Дм. (1860-1927) - гос. деятель, дипломат. Род. в дворян семье, в Рязанской губ. На дипл. службе с 1883. Начал службу в канц. Мин-ва иностр. дел, затем секр. (1890-94), поверенный в делах рус. посольства в Лондоне (1904-06), посланник России в Ватикане (1906-09). В 1909 - тов. мин. иностр. дел, в 1910 - управляющий мин-вом, а затем с сент. 1910 - мин. иностр. дел, сменив на этом посту А. П. Извольского. Вел переговоры с герм. канцлером Т. Бетман-Гольвегом и статс-секр. иностр. дел А. Кидерлен-Вехтером, закончившиеся подписанием Потсдамского согл. (1911). Заключил согл. с Японией в 1912 и 1916. Заботился о консолид. Антанты. Во время австр.-серб. конфликта (1914) пытался добиться компромисса, чтобы избежать столкновения, но, видя тщетность своих усилий и решительность Германии и Австро-Венгрии, убедил Николая II издать указ о всеоб. мобилизации 30 июля 1914. В 1914-16 С. вел переговоры с Англией и Францией о сотрудничестве в ходе войны, об условиях будущего мира. В ноте, переданной послам Англии и Франции, С. сформулировал условия буд. мира с Германией и Австро-Венгрией, впоследствии принятые союзниками с нек-рыми оговорками. В 1915 С. подписал обращение мин-в к царю с треб. ряда перемен, что послужило причиной негат. отношения к нему придворн. кругов. В июле 1916, после того как выявилось стремление царя и его придворн. к заключ. сепарат. мира с Германией, С. подал в отставку. В 1916-17 - пред. Англо-рус. торг. палаты, почет. пред. Об-ва сближения. В 1918-20 - предст. пр-в Колчака и Деникина в Париже. После поражения белогвардейских армий остался в эмиграции. Соч.: Воспоминания. Париж - Берлин, 1927. |
САКСОФО́Н - муз. инструмент, по своей конструкции и звукоизвлечению принадлежит к семейству деревянных духовых, хотя изготавливается всегда из металла. Сконструирован в 40-х гг. 19 в. изв. бельгийским мастером А. Саксом. Имеет трость и мундштук, сходные с кларнетовыми (поэтому многие кларнетисты играют также и на С.), трубку конич. сечения, систему клапанов и аппликатуру, похожую на гобойную. Сильный и сочный звук С. напоминает одноврем. звучание кларнета и трубы и очень близок к тембру человеческого голоса. Прекрасно звучит соло и хорошо сочетается с др. инструментами, придавая звучанию характерную окраску. С. не стал постоянным участником симфонич. оркестра, хотя включается в него довольно часто - напр., "Арлезианка" Ж. Бизе, "Картинки с выставки" М. Мусоргского и др. Основная сфера использования С. - джаз, рок и поп-музыка. Группа С. является основой джаз-оркестра, С. входят в эстрадные и эстрадно-симфонич. оркестры, нек-рые рок-группы имеют С. в своем составе. |
САЛА́ЕВЫ, братья Ив. Григ. (? - 1858), Аф. Григ. (? - 1854) - издатели и книгопродавцы. В 1828 основали фирму в Москве с филиалом в С.-Петербурге. После смерти Ив. Григ. фирму возглавил его старший сын Фед. Ив. (1829-79). В 1879 изд-во и кн. торговлю С. наследовали племянницы Фед. Ив., одна из к-рых вышла замуж за Влад. Вас. Думнова (1854 - ?), ставшего в 1885 руководителем фирмы "Наследники братьев Салаевых". Изд-во сыграло большую роль в выпуске уч.-пед. лит-ры и в пропаганде рус. классиков, прежде всего произв. И. С. Тургенева. В издат. ассортименте фирмы важен выпуск уч.-пед. тр. крупных рус. ученых и худож.: Ф. И. Буслаева, В. В. Пукирева, А. К. Саврасова и др. |
САЛИА́С-ДЕ-ТУРНЕМИ́Р Евг. Анд. (1840-1908) - граф, писатель, печатавшийся под фам. Салис. Получил дом. образование. За участие в студенч. демонстрациях 1861 был исключен из Петерб. ун-та. В 1862-69 жил за границей, гл. обр. в Испании (см. его "Путевые очерки Испании", 1864). Начал лит. деят-ность в 1863 ("Ксаня чудная" и др. пов.) как подражатель И. С. Тургенева. Известность С. принес ром. "Пугачевцы" (1874), для создания к-рого он совершил путешествие на места событий, изучал архивы. Критика отметила влияние на С. Л. Н. Толстого и антинигилистич. ром. (польская интрига). Др. многочисл. ист. ром. С. ("Петербургское детство", "Братья Орловы", "Аракчеевский сынок", "Поэт Державин" и др.) успеха не имели. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
САЛО́ПНИЦА - нищенка, просящая в богатых домах и носящая поношенный салоп (длинную широкую накидку с пелериной и небольшими рукавами), как бы намекающий на известное "благородство" происх. Понятие введено Ф. В. Булгариным в очерке "Салопница" (1832). |
САЛЫ́НСКИЙ Аф. Дм. (1920-93) - драматург. Род в Смоленске. Работал на заводе, на шахте, на стройке. Лит. деят-ность начал журналистом смол. газ. "Большевистская молодежь" (1939). Окончил Высшие лит. курсы при Лит. ин-те (1956). Вступает в драматургию в 1947 - "Дорога первых" (перераб. "Братья", 1951). Среди др. пьес - "Опасный спутник" (1952), "Забытый друг" (1955), "Хлеб и розы" (1957), "Ложь для узкого круга" (1963), "Долгожданный" (1975), "Сладкая собачка, или Ошибка Великого Васи Осокина" - комедия для детей (1982), "Переход на летнее время" (1983). Гл. направление творчества С. - исследование "простого сов. чел." (определение С). Показательна четкая расстановка сил в конфликте: противостояние гуманизма - пошлости, эгоизму, мещанским притязаниям. Любимый тип героя - подвижник, преданный идее служения народу. Наиболее полно эти черты выразились в самой репертуарной и цельной по худож. достоинствам пьесе С. "Барабанщица" (1958), а также в драмах "Мария" (1969) и "Молва" (1980, Гос. премия СССР 1984), где, несмотря на декларирование сложности и неоднозначности нравств. природы сов. чел., мораль автора оказалась весьма прямолинейной. В течение мн. лет С. возглавлял ж. "Театр". |
СА́ЛЬНИКОВ Вл. Валер. (род. 1960) - пловец, з. м. с. СССР (1978). Чемпион Олимп. игр. (1980) в плавании вольным стилем на дистанции 400 м, 1500 м и в эстафете 4 х 200 м. Чемпион Олимп. игр (1988) на дистанции 1500 м. Чемпион мира (1978, 1982), Европы (1977, 1981, 1983) и СССР (1978-1987) на разл. дистанциях. |
САМА́РИН Ив. Вас. (1817-85) - актер, педагог. Род. в семье крепостного. В нач. 1830-х гг. поступил в Моск. театр. уч-ще на балетное отделение, откуда М. С. Щепкин забрал его в свой драм. класс. В 1833, еще будучи воспитанником уч-ща, дебютировал на сцене Малого т-ра ролью Феликса в мелодраме Дюканжа "16 лет, или Зажигатели". В 1837 был зачислен в труппу Малого т-ра на амплуа первого любовника. В 1830-40-х гг. выступал в ролях классич. репертуара. Его исполнение роли Чацкого стало образцом для послед. поколений актеров. У С.-Чацкого личная драма оказывалась неразрывно связанной с драмой общественной. Следующее десятилетие отмечено в творчестве С. в основном исполнением ролей в водевилях и мелодрамах. Последователь Щепкина, он вносил в свое исполнение не только высокое мастерство, но и глубок. задушевность, теплоту, человечность. Роли: Симон-Сиротинка (одноименная пьеса С. Соловьева), Дон Цезарь де Базан ("Испанский дворянин" Дюманаура и Деннери), Робен ("Записки демона" Араго и Вермона) и др. В 1857 С. сыграл Гамлета как слабовольного, неспособного к действиям человека, что вызвало неодобрение критики. С кон. 50-х гг. С. постепенно переходит от героико-романтических ролей к характерным: Окалов ("Однодворец" Боборыкина), Курчаев ("Испорченная жизнь" Чернышева), Болотов ("История" Ладыженского) и др. Выдающимся успехом С. было исполнение роли Фамусова. Сохранив трактовку Щепкина, С. дополнил образ новыми красками. По словам В. Н. Давыдова, он играл "...просто, тонко, правдиво, изящной, главное, совершенно свободно, с исключительным умом, большим искусством, с какою-то округленностью поз, жестов и благородством дикции..." Под рук-вом С. в Малом т-ре были поставлены комедии Шекспира "Много шума из ничего", "Укрощение строптивой", где он исполнил роли Бенедикта и Петруччо, а также "Виндзорские проказницы" и "Конец - делу венец". Среди ролей последних лет - Телятьев ("Бешеные деньги"), Милонов ("Лес"), Берендей ("Снегурочка"), Кнуров ("Бесприданница") в пьесах А. Н. Островского, Мошкин в "Холостяке" И. С. Тургенева, Муромский в "Свадьбе Кречинско-го" А. В. Сухово-Кобылина, Тартюф в одноименной пьесе Ж. Б. Мольера и др. С 1862 С. преподавал в Моск. театр. уч-ще, с 1874 руководил драм. классом Моск. конс. Среди его учеников - Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина и др. С. - автор пьес, широко шедших в провинции: "Самозванец Луба", "Перемелется - мука будет" и др. |
СА́МБО (САМозащита Без Оружия) - вид спорт. борьбы. С. было создано в СССР в 1930-е гг. благодаря подвижнич. работе тренеров А. Харлампиева, В. Спиридонова, И. Васильева, В. Маслова и др. В основу арсенала С. положены приемы разл. видов нац. единоборств народов СССР. Отличит. особенностью С. является то, что схватка проводится в спец. одежде (куртка из плотн. мат-ла, пояс, ботинки с мяг. подошвой); при борьбе в стойке разрешены подножки, подсечки, обвивы, захваты ног руками, зацепы, разл. виды бросков; при борьбе применяются болевые приемы на суставы рук и ног. В 1939 (Ленинград) было проведено первое личное первенство СССР по С. Чемпионами стали Н. Куликов, В. Питкевич, Е. Чумаков, А. Будзинский, К. Накельский, И. Пономаренко, К. Коберидзе, Г. Иванов. В 1950-70-е гг. С. получает распространение в Монголии, Югославии, Болгарии, Великобритании, Иране, Испании, Италии, США, Японии. В 1966 в составе ФИАЛ (Междунар. любит. федерации борьбы) была организована самост. комиссия С. С 1972 начинают проводиться чемпионаты Европы и мира. На первом чемпионате мира (Тегеран, 1972) высш. титулов удостоены сов. спортсмены Г. Георгадзе, Д. Рудман, М. Юнак, А. Шор, А. Федоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко. С 1977 проводятся соревнования на Кубок мира по С. Поскольку С. изначально создавалось как прикладной вид спорта, то наряду со спорт. С. существует и боевой раздел. Он делится на приемы защиты от вооруж. и невооруж. противника, приемы нападения, а также методы конвоирования, связывания, использования подручных средств. От др. видов боев. иск-в (каратэ, джиу-джитсу и пр.) этот раздел С. отличается методикой подготовки: не используются медитационные комплексы; осн. внимание направлено на отработку действий в конкр. ситуациях. |
САМИЗДА́Т - термин, обр. по аналогии с офиц. сокращениями - Госиздат, Политиздат и т. п. Понятие "С." возникло в нач. 1960 для обознач. неподцензурной лит-ры и публиц., изготовлявшейся и распространявшейся в СССР нелегально. Распространение в России неподцензурных произв. известно с 18 в., когда в списках ходило "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радищева, после 1917 - пьесы М. Булгакова, стихи Д. Хармса и т. п. Большой размах это явление приняло с 1959. Оригиналы текстов перепечатывались на пиш. машинках, фотографировались, при этом исполнялось как можно большее кол-во копий. Др. форма С. возникла с распространением магнитоф. техники (это касается в первую очередь стих. и песен авт.-исполн.). Увеличению потока С. способствовал его вывоз за границу, где многие вещи С. перепечатывались и передавались радиостанциями, вещавшими на СССР, т. о. С. возвращался на Родину. В понятие С. входила как худож., так и док.-полит. лит-ра, опубл. и неопубл. оригиналы и пер. Публ. в С. осуществлялись как с согласия, так и без согласия авторов. Начиная с 1959 появился ряд С. ж., таких, как "Синтаксис" (изд. А. Гинзбург), "Бумеранг" (изд. В. Осипов), "Феникс" (изд. Ю. Галансков), "Часы" (изд. Б. Иванов) и др. В С. распространялись стихи О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Коржавина, романы А. Солженицына, В. Гроссмана, В. Максимова, автобиогр. и публицистич. соч. Амальрика, записи судеб. процессов против И. Бродского, А. Синявского, Ю. Даниэля и др. Органами сов. власти составители и распространители С. преследовались по ст. УК РСФСР 70 и 1901. За пределами СССР имеется множество собраний публ. С. - "Архив Самиздата" (радио "Свобода"), "Вольное слово" (НТС - "Посев"), "Библиотека Самиздата" (фонд А. Герцена) и др. |
САМОВА́Р - сосуд с подогревательным устройством. Приборы такого типа давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая. С. делали из красной меди. Из листа меди паяли шир. цилиндр для стенок - "кувшин" и два меньших - для внутр. труб, затем молотками "наводили", т. е. придавали С. нужную форму. Отдушины, поддоны и конфорки пробивали прессом, мелкие детали (краны и ручки) отливали. На Руси С. появились в сер. 18 в. Прототипом С. были старин. сосуды с подогревательным устройством в виде полой трубы в центре, куда закладывали тлеющие уголья, - "сбитенники" и "сосуды-кухни" (кухни-С.). Производство С. было налажено в Москве, Петербурге, Ярославле и Архангельске, но центром С. была Тула. Во 2-й пол. 19 в. выделяются самоварные фабриканты Баташовы, Воронцовы, Ванькины. Каждая мастерская старалась создать свой вид С. На форму С. влияла и мода. Для 18 в. характерны С., напомин. чайник и братину. В нач. 19 в. делали С.-бочонки на поддоне с носиком или в виде амфоры. В 1830-40-х гг. появились цилиндр. С. - граненые и вазообразные. В 1850-60 гг. бытуют С.-шары и С. в виде прямоуг. ящика (дорожные). |
САМО́ЙЛОВ Вас. Мих. (1782-1839) - певец (драм. тенор). Род. в купеческой семье. Ученик И. А. Дмитревского и А. М. Крутицкого, совершенствовался под рук-вом К. А. Кавоса. С 1803 - солист петерб. Каменного (Большого) т-ра. Среди лучш. партий - Ромео ("Ромео и Юлия" Штнибельта), Симеон ("Иосиф" Мегюля). Первый исполнитель партий Матвея, Владисила, Всеслава в операх К. А. Кавоса "Иван Сусанин", "Илья-богатырь", "Князь-невидимка". Специально для С. и его женыС. В. Самойловой (урожд. Черниковой) К. А. Кавос написал оперу "Три брата горбуна". Родоначальник актерской семьи: сын С. - изв. драм. артист Вас. Вас. С. (1813-87), дочери Вера Вас С. (1824-80) и Над. Вас. (1818-99) - актрисы Александринского т-ра. |
САМО́ЙЛОВ Дав. Сам. (наст. фам. Кауфман) (1920-90) - поэт. Род. в Москве, в семье врача. Учился в ИФЛИ (1938-41). С началом Вел. Отеч. войны ушел на фронт добровольцем, был ряд. бойцом, разведчиком. Начал писать стихи во 2-й пол. 1930-х гг. Печатался с 1941. Первая кн. стих. - "Ближние страны" (1958). В последующие годы вышли сб.: "Второй перевал" (1963), "Дни" (1970), "Волна и камень" (1974), "Весть" (1978), "Залив" (1981), "Голоса за холмами" (1984), "Горсть" (1989) и др. В лирике 1950-70-х гг. сильны отзвуки войны (широко изв. стих. "Сороковые", "Перебирая наши даты") и интерес к современнику, к-рый реализуется не как злободн., а преимущественно "вечная" лирич. тема - любовь, жизнь и смерть, природа, творчество. Для поэзии С. характерно обращение к прошлому - живущему в "снах" ("Сон о Ганнибале"), "видениях" ("Анна Ярославна", "Пестель, поэт и Анна"), воспоминаниях ("Заболоцкий в Тарусе"). Это прошлое - в его балладах ("Убиение углицкое", "Смотрины"), драматич. поэмах ("Сухое пламя" и др.), театрализов. диалогах ("Солдат и Марта"). Лит. память позволяет С. "повторять" созданные другими образы, строки, т. е. пользоваться знаковыми системами культуры, это одна из форм сохранения уже созданной однажды красоты как непреходящей ценности. С. числил себя в "поздней пушкинской плеяде"; у него своб. отношение к традиции, при этом отчетливое чувство дистанции между классиками далекого (Г. Державин, А. Пушкин, Ф. Тютчев) и недавнего (Б. Пастернак, А. Ахматова) прошлого и современниками. В стих. 1980-х гг. (сб. "Голоса за холмами", "Горсть") усилилось рационалистич. начало. С. писал воспоминания о современниках (П. Антокольском, Н. Заболоцком, В. Высоцком, Вс. Иванове и др.). Автор "Книги о русской рифме" (1973). Переводил стихи лит., эст., польск., чешск. поэтов. |
САМО́ЙЛОВ Пав. Вас. (1866-1931) - драм. актер. Сын В. В. Самойлова. Сценич. выступления начал в 1888 в С.-Петербурге, после чего играл в провинции и в Москве (1891-93). В 1900-04 - актер Александринского т-ра, в 1904-05 - т-ра В. Ф. Ко-миссаржевской. Интеллигентность, порывистость, обаяние отличали утверждаемое С. амплуа "неврастеника". Современники отмечали актуальность создаваемого С. типа, к-рый проявлялся и в ролях классич. репертуара. С 1920 по 1924 С. вновь в Александринском т-ре (Т-ре Госдрамы). Роли: Чацкий ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Карандышев, Незнамов ("Бесприданница", "Без вины виноватые" А. Н. Островского), Астров ("Дядя Ваня" А. П. Чехова), Сторицын ("Профессор Сторицын" Л. Н. Андреева), Федоров ("№ 13" С. И. Найденова), Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира), Фердинанд ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Освальд ("Привидения" Г. Ибсена). |
САМО́ЙЛОВА Вера Вас. (1824-80) - драм. актриса. Дочь В. М. Самойлова, дебютировала на сцене в 1841 после дом. подготовки. С 1842 - в труппе Александринского т-ра. Выступала в мелодрам. ролях, создавая образы наивных и простых девушек. Отличалась "теплотой чувств" и точностью характеров. Роли: Марианна, Эльмира ("Скупой", "Тартюф" Ж. Б. Мольера), Дездемона ("Отелло" У. Шекспира), донна Анна ("Каменный гость" А. С. Пушкина), Татьяна Ларина (инсценировка пушкинского "Евгения Онегина"), Ольга ("Владимир Заревский" К. Д. Ефимовича), Вельская ("Поездка за границу" М. Н. Загоскина) и др. Тонкий психологизм, благородство и грациозность С. проявились в пьесах И. С. Тургенева "Где тонко, там и рвется" и "Провинциалка", написанных спец. для актрисы. В 1853 покинула сцену и нек-рое время преподавала в Петерб. театр. уч-ще. |
САМО́ЙЛОВА Над. Вас. (1818-99) - актриса Александринского т-ра. Дочь В. М. Самойлова. Училась в Петерб. театр. уч-ще, на сцене с 1838. Естественность, веселость, живой темперамент, вок. данные позволяли С. с блеском выступать в водевилях и в ролях наивн. девочек простого звания, в к-рых она была особенно хороша (Белинский): Вера ("Матушкина дочка" П. И. Григорьева), Любаша ("Царская невеста" Л. А. Мея). Прекрасные имитат. способности определили ее успех в водевилях "с переодеванием", в к-рых она пародировала манеры изв. оперн., балет. и драм. актрис: "Мнимая Фанни Эльслер" П. И. Григорьева, "Бедовая девушка", "Цыганка" Н. И. Куликова. Но в ролях, требующих глубины, С. терпела неудачу, как это было с ролью Офелии. Покинула сцену в 1859. |
САМО́ЙЛОВА Тат. Евг. (род. 1934) - актриса. Училась в Театр. уч-ще им. Щукина (1953-56), закончила ГИТИС (1962). В кино с 1956. Дебютировала в ф. "Мексиканец" (1956, Мария). С 1965 в Т-ре-студии киноактера. Широкая известность пришла к актрисе с исполнением роли Вероники в ф. "Летят журавли" (1957, реж. Мих. Калатозов, спец. диплом жюри и приз на 11-м МКФ в Каннах), полной драматизма и глубокого психологич. чувства. Сыграла заглавную роль в ф. "Анна Каренина" (1968), где ей удалось передать глубину внутр. мира героини. Среди др. ролей: Таня ("Неотправленное письмо", 1960), Альба ("Альба-Регия", 1961, ВНР), Соня ("Они шли на Восток", 1964, Италия - СССР). Лит.: Смолянская Е. Т. Самойлова. М., 1970. |
САМОЙЛО́ВИЧ Ал-др Ник. (1880-1938) - востоковед-тюрколог. Акад. АН СССР (1929). Труды С., являясь по преимуществу, ст. небольш. объема, охватывают, однако, самые разнообр. области тюркологии - от др.-тюрк. пам. до совр. лит. яз. Пост. внимание уделял лексикограф. работе: с В. В. Радловым сотрудничал в изд. "Опыта словаря тюркских наречий", с Э. К. Пекарским - в изд. "Словаря якутского языка". С. принадлежит ряд иссл. по лит-ведению, этнографии, истории. С. был чл. Рус. археол. об-ва (вост. отд.) и Рус. геогр. об-ва (этногр. отд.), принимал участие в редактировании ж. "Живая старина". С 1922 - ректор Петрогр. ин-та живых вост. яз. Важную роль в подготовке науч. кадров сыграл Тюркологич. семинарий, орга-низов. С. в 1924. В 1934-38 - дир. Ин-та востоковедения АН СССР. 30 лет жизни (1907-37) С. отдал препод. тюркологич. дисциплин в Петерб. (Ленингр.) ун-те. Участвовал в создании письменности для языков народов СССР. Чл. партии, С., более чем кто-либо другой из современных ему академиков-востоковедов, был вовлечен в политич. и гос. деят-ность. В 1921-22 активно участвовал в советизации Ср. Азии. Впоследствии постоянно ориентировал деят-ность возглавлявшихся им учр. на поддержку социалистич. преобразований в республиках Сов. Востока. Расстрелян 13 февр. 1938 в Москве. Посмертно реабилитирован. |