Статьи на букву "С" (часть 2, "САМ"-"СВЕ")
САМОЙЛО́ВИЧ Рудольф (Рувим) Лаз. (1881-1940) - геолог, географ, полярн. исследователь. Д-р геогр. наук, проф., поч. чл. геогр. об-в США, Швеции, Австрии. Окончил Королевскую Саксонскую горную акад. во Фрейберге (1904). До рев-ции - активный чл. РСДРП, подвергался арестам, сослан на Пинегу, где увлекся геол. иссл. на Шпицбергене (1912-13). Основатель и дир. Ин-та по изучению Севера (1925-30), зам. дир. Всес. арктич. ин-та (1932-38). Участник и руков. более двух десятков эксп., в т. ч. похода на ледоколе "Красин" для спасения экс. Нобиле (1928). Руководил науч. частью эксп. на дирижабле "Граф Цеппелин" (1931). Вскоре после возвращения из 21-й эксп., где был нач. зимовки "Лагерь трех кораблей" в дрейфующих льдах, арестован и расстрелян (1939). Реабилитирован в 1957. Имя С. увековечено на картах Арктики и Антарктики. |
САМО́КИШ Ник. Сем. (1860-1944) - живописец и рисовальщик. Род. в г. Нежине Черниг. губ., в семье почтальона. Начал заниматься живописью еще в гимназии. Учился в АХ (1879-85) у П. П. Чистякова, В. И. Якоби и в мастерской батальной живописи Б. П. Виллевальде. В период обучения работал над произв. батального и бытового Испытал влияние В. В. Верещагина. Стремясь преодолеть консерватизм акад. традиции с условной, уравновешенно-центрич. композицией, искал решение композиции в самой натуре. Для изучения новейших достижений батальной живописи был направлен в Париж (1886-89), работал в мастерской Детайля. В 1888 посетил Кавказ, где выполнил ряд заказов для воен.-ист. музея в Тифлисе ("Сражение при Авлиаре. Из русско-турецкой войны 1877 года"). Для батальных сцен С. характерны своеобразие композиции, экспрессия, локальность цвет. решения. В графич. работах следовал реалистич. принципу изобр. В рис. Орнамент. характера добился конструк. легкости и простоты. Создал илл. к произв. рус. писателей (напр., "Холстомер" Л. Н. Толстого). Преподавал в Рисовальной школе (1894-1917), написал рук-во "Рисование пером". С 1912 - проф. батальной живописи АХ. Учитель М. И. Авилова, П. И. Котова, П. Д. Покаржевского и др. После рев-ции 1917 занимался культ.-просвет. деят-ностью, создал ряд полотен, посв. событиям гражд. войны ("Переход Красной Армии через Сиваш", 1935). Гос. премия СССР (1941). Лит.: ЯценкоВ. Ф. Н. Самокиш: Альбом. Киев, 1979. |
САМОХО́ДКА - свадьба, венчание (тайное, "самоходкой", "самокруткой", "убегом", "уводом") против воли родителей, с похищением, как правило, имитируемым. Утверждают, что бывают и наст. похищения, т. е. против воли самой невесты. Но это случай весьма редкий, и его нужно рассматривать либо как преступление, не санкционируемое коллективом, либо как вторичную форму, возникшую на осн. обряда, описываемого ниже. Как правило, "похищение" происходит с согласия невесты. Она отдает жениху ч. приданого или делает ему какой-то подарок в качестве залога своего согласия. В этом случае может разыгрываться псевдопохищение (обычно в тех случаях, когда девушку держат в строгости и не выпускают одну, это происходит на людях) или же молодые встречаются в условл. месте и едут в ц., иногда - в дом жениха. Наконец, невеста может и сама прийти к жениху со своими вещами. Если есть опасность преследования со стороны семьи невесты или возражают родители жениха, то они прячутся у родственников. И. Д. Фридрихом записан даже случай (у старожильческого населения Латвии), когда невеста во время свадьбы с нелюбимым женихом послала за своим избранником, и тот похитил ее прямо со свадебного пира из дома жениха. Примечательно, что новый жених с братом и друзьями дождались пока гости съедят приготовленное первым женихом угощение, чтобы не возмещать расходов сопернику, причем мировой судья согласился с их резонами и освободил от платы ("оправдал"). Это показывает, что такие бракосочетания были приемлемыми. На то же указывает и соотношение терминов: если сочетание "свадьба уводом" еще можно понять как насильственное похищение, то "свадьба уходом", "убегом" явно означает согласие обеих сторон (ср. характерное различие, скажем, в англ. яз.: "похищение" женщины описывается глаг. и сущ. rape, к-рое также обозначает "изнасилование", а совместное бегство, "убегом" - гл. elope). Если "убег" невесты с женихом может имитировать похищение, то едва ли не шире распространен случай, когда имитируется сам "убег", иными словами - когда это происходит с тайного согласия родителей. Это имеет место в двух случаях: когда ни одна из семей не способна выдержать расходы, необходимые для свадьбы ("насильственное" похищение или бегство и венчание против воли родителей исключают празднование свадьбы) или такой способ практикуется у чл. сект, считающих брак грехом, особенно у старообрядцев-беспоповцев, к-рые "не признают брака", т. е. не признают право мирян без священников совершать таинство бракосочетания; для них любой брак является "блудным сожитием". Похищение или бегство имитируется для того, чтобы снять с родителей грех, в к-рый они впали бы, разрешив незаконный союз. По рассказам старообрядческого наставника И. Н. Заволоко, такие похищения были нормой в беспоповской среде. Характерно, что и остальные виды "похищений", судя по ряду описаний, чаще всего встречались у старообрядцев (в частности, цитированный выше пример из Латвии). Лит.: Штернберг Л. Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. Л., 1933; Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. 2. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
САМУСЕ́НКО (Петренко) Тат. Дм. (род. в 1938) - фехтовальщица, з. м. с. СССР (1960). Олимп. чемпионка 1960, 1968, 1972 в командных соревнованиях. Чемпионка мира 1966 в личных соревнованиях, 1963-67, 1970 в командном первенстве. |
САНГИ́НА (от лат. sanguineus - кроваво-красный) - 1) Карандаш без оправы разл. красно-коричневых тонов из каолина и окислов. 2) Техника рис. с помощью С. Известна с эпохи Возрождения. |
СА́НДРИК - декор.-архит. деталь в виде небольшого карниза над проемом окна или двери. С. иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.
Сандрик |
САНЕ́ЕВ Викт. Дан. (род. в 1945) - легкоатлет, з. м. с. СССР (1968). Олимп. чемпион 1968, 1972, 1976. Рекордсмен мира 1968 - 1971, 1972-1975, чемпион Европы 1969, 1974, неоднократный чемпион СССР (1968-78) в тройном прыжке. Автор кн. "Ступени к пьедесталу". |
СА́НИН Ал-др Акимович (наст. фам. Шенберг) (1869-1956) - актер, реж. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. Выступал в любительских кружках, участвовал в спект. Об-ва иск-ва и лит., ставил массовые сцены в спект. "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Горькая судьбина" и "Самоуправцы" Писемского. Со дня основания МХТ - в его труппе. Играл небольшие роли, был сопостановщиком К. С. Станиславского в спект. "Царь Федор Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, "Потонувший колокол" Г. Гауптмана и др. Поставил "Антигону" Софокла. Совместная работа со Станиславским определила направление его дальнейшей деят-ности. В 1902-07 С. работал как реж. и актер в Александринском т-ре, стремясь перенести на имп. сцену творч. принципы МХТ. Постановки: "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Не в свои сани не садись", "Горячее сердце" А. Н. Островского и др. Как реж. был особенно силен в постановке масс. сцен. В 1907 С. работал в Старинном т-ре, затем перешел в зарубежную антрепризу С. П. Дягилева, посвятив себя преимущественно оперному т-ру. В 1908 поставил на сцене Гранд-опера в Париже "Бориса Годунова" М. Мусоргского, "Псковитянку" Н. Римского-Корсакова, "Соловья" И. Стравинского, в Петерб. на сцене Нар. дома - "Бориса Годунова", "Князя Игоря" А. Бородина и др. В 1913 С. поставил в марджановском Свободном театре "Сорочинскую ярмарку" М. Мусоргского. В 1914-15 - реж. Моск. драм. т-ра, ставил спектакли в Малом и Большом т-рах. Реж. фильма "Поликушка". С 1922 жил за границей. Ставил оперы рус. композиторов в крупнейших т-рах мира. |
САНКО́ВСКАЯ Ек. Ал-др. (1816-78) - балерина. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1836 (ученица Ф. Гюллень-Сор). Выступала в Большом т-ре с 1826, в 1837-54 - первая его танцовщица. Среди ее ролей: Ундина ("Дева Дуная"), Елена ("Заколдованная скрипка"), Зюльма ("Восстание в серале"), Енджелла ("Тень"), Мария ("Морской разбойник"), Катарина ("Катарина, дочь разбойника"), Жизель ("Жизель") и мн. др. Романтич. балерину С. называли "душой московского балета". В сказочных персонажах она искала и находила борение человеч. страстей, одноврем. обновляя стиль и выразит. средства танца. С. пользовалась популярностью у демократич. публики, о ней с теплотой вспоминали В. Белинский, А. Герцен, С. Аксаков, М. Салтыков-Щедрин, А. Фет. В свои бенефисы С. поставила балеты "Сумбурщица" (1846, А. Дан) и "Мечта художника" (1849, Ц. Пуни), исполнив в них гл. партии. После ухода со сцены С. преподавала бальные танцы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКИЙ МЕРКУРИЙ" - ежемесячное изд., выходившее в течение 1793. Последние два номера из-за ценз. проволочек вышли в свет только в марте, апр. 1794. Издатели-сост. - А. И. Клушин и И. А. Крылов. Ведущая роль в ж. принадлежала Клушину. Его произв. печатались в ж. на первом месте, ему принадлежат примеч. к соч. др. авторов. Он же, как полагают, был автором вступит. заметки к разделу "Российские анекдоты". В ж. сотрудничали: Д. П. Горчаков, П. М. Карабанов, В. П. Мещерский, Н. П. Николев, А. С. Струговщиков и др. Здесь впервые опубликовались А. Я. Княжнин и В. Л. Пушкин. Из переводных произв. в ж. были представлены соч. Ф. М. Вольтера, С. Геснера, Ж. Д’Алам-бера, Г. Т. Ф. Рейналя, А. Л. Тома и др. В кон. дек. номера ж. было помещено за подписью Крылова и Клушина сообщение о том, что "год Меркурия кончился - и за отлучкою издателей продолжаться не будет". |
САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКИЙ ТЕА́ТР БАЛЕ́ТА - был создан в 1977 и носил разл. имена, в т. ч. Ленинградский ансамбль балета, Ленинградский театр современного балета. Практически весь репертуар коллектива сочинен и поставлен его бессменным худ. руко-вод. и балетмейстером Б. Эйфманом. Первоначально труппа ориентировалась на молодежную аудиторию, в балетах "Прерванная песня", "Двухголосие", "Бумеранг" использовалась рок-музыка. Принципиальным стал успех балета "Идиот" (1980, по роману Ф. Достоевского, на музыку 6-й симфонии П. Чайковского). После этого в пестром калейдоскопе хореогр. сочинений Эйфмана все явственнее виден интерес к вечным темам и сюжетам, проблемам добра и зла, жизни и смерти: "Легенда о царе Соломоне" (1982, комп. Т. Коган), "Мастер и Маргарита" (1987, А. Петров), "Тереза Ракен" (1991, И. Бах, А. Шнитке), "Реквием" (1991, В. Моцарт). В репертуаре есть и комедийные, даже буффонадные балеты - "Безумный день" (1982, по П. Бомарше, на муз. Д. Россини), "Двенадцатая ночь" (1984, по У. Шекспиру, на муз. Г. Доницетти). В период становления коллектива в нем работали А. Осипенко и Д. Марковский, позднее появились свои лидеры - В. Морозов и В. Михайловский. Труппа не имеет пост. сцены и показывает свои спектакли в С.-Петербурге, Москве и др. городах Европы, Азии и Америки. |
СА́ННИКОВ Яков (18-19 вв. - якутский промышленник, исследователь Новосибирских о-вов. В 1800 открыл и описал о-в Столбовой, в 1805 открыл о-в Фаддевский. В 1808-10 принимал участие в эксп. М. М. Геденштрома по съемке и исследованию Новосибирских о-вов; в 1810 пересек о-в Новая Сибирь с юга на север. В 1811 вместе с землемером Пшеницыным обошел о-в Фаддеевский и установил, что он соединяется с о-вом Котельным низменным песчаным пространством, позднее названным Землей Бунге. С. высказал мнение о существовании обширной земли к северу от Новосибирских о-вов, т. н. Земли Санникова (позже было доказано, что ее не существует). Именем С. назван пролив между о-вами М. Ляховский и Котельный и река на Новосибирских о-вах. |
САПЁР - военнослужащий инж. частей рус. армии. Они возникли в России в 16 в. и имели цеховую орг-цию. Регулярные инж. войска были учреждены в 1712 Петром I. В 1797-1816 осн. единицей этих войск была саперная рота. До 2-й пол. 19 в. эти части назывались "пионерными", после этого "инженерными". Назв. "саперные" оставалось только за ротами, придававшимися в воен. время дивизиям. В дальнейшем орг-ция инж. войск усложнялась и совершенствовалась. Само название С. произошло от сл. сапа - траншея, скрытно отрытая в зоне действия огня противника для приближения к его позициям. |
САПО́ЖНИКОВ Вас. Вас. (1861-1924) - ботаник и географ. С 1893 - проф. Томского ун-та. Исследовал природу Алтая, Монгольского Алтая, Саура. В результате эксп. собрал обширный гербарий, описал растительность и флору, рельеф и ледники посещенных им мест. За исследование Алтая в 1900 ему присуждена Рус. геогр. об-вом медаль им. Н. М. Пржевальского. Удостоен также серебр. медали (1897) и медали им. П. П. Семенова Тян-Шанского (1911) РГО. Именем С. назван пик в горах Тянь-Шаня, один из ледников Юж. Алтая. |
САПУНО́В Ник. Ник. (1880-1912) - живописец, художник т-ра. Ученик И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. А. Серова по Моск. уч-щу живописи, ваяния и зодчества (1898-1904). В 1904-11 - учеба в АХ. Признанный лидер мл. поколения "мирискусников". Начинает как художник-станковист (выставки "Алая роза", 1904, Саратов; "Голубая роза", 1907, Москва), одноврем. худ. исполнитель театр. декораций по эскизам В. А. Симова (МХТ, 1901) и К. А. Коровина (Большой т-р, 1901-02). Самостоят. деят-ность в качестве сценографа начинает в Т-ре-студии на Поварской, организов. К. С. Станиславским и руководимой В. Э. Мейерхольдом, где С. вместе с С. Ю. Судейкиным оформил спектакль "Смерть Тентажиля" М. Метерлинка (1905). С. постоянно сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом в т-ре В. Ф. Комиссаржевской и т-рах "малых форм" (т-р-кабаре "Бродячая собака", Дом интермедий): "Гедда Габлер" Г. Ибсена (1906, т-р В. Ф. Комиссаржевской), трагич. пантомима "Шарф Коломбины" А. Шницлера (1910, Дом интермедий), пастораль М. Кузмина "Голландка Лиза" (1911, там же, совм. с А. Араповым), "Балаганчик" А. Блока (1906, т-р В. Ф. Комиссаржевской) - "идеальной постановкой маленькой феерии" автор считал себя обязанным в равной мере В. Э. Мейерхольду, комп. М. А. Кузмину и худож. С. Одной из последних театр. работ С. стало оформление "Мещанина-дворянина" Ж. Б. Мольера в моск. т-ре К. Н. Незлобина в пост. Ф. Ф. Комиссаржевского. С. отличали пристрастие к стилизации "театр. т-ра" (будь то обнаженная механика "Балаганчика" или лубочные "барашки" облаков и нарумяненные пейзажи "Голландки Лизы"), изысканные цветовые контрасты, романтич. ирония. |
САРБЕ́ВСКИЙ Матфей (Матвей) Казимир (1595-1640) - теоретик барокко, польский поэт. Учился в Виленской иезуитской акад., где начал писать стихи на лат. яз. В 1612 вступил в орден иезуитов. По окончании акад. преподавал риторику и поэтику. С 1922 продолжал образование в Риме, где папа Урбан VIII, заинтересовавшийся стих. С., увенчал поэта лавр. венком. С 1627 преподавал в Виленской акад. риторику, богословие, философию. В 1632 стал проповедником при дворе короля Владислава IV. В историю рус. культуры С. вошел как автор трактата "De Acuto et Arguto", написанного в 1619-20. |
СА́РТИ Джузеппе (1729-1802) - итал. композитор. Обучался в церк. певч. школе в Фаэнце, затем в Падуе и Болонье (у падре Мартини). В 1742-50 - органист соб., с 1752 - в оперном т-ре в Фаэнце (первая опера "Помпеи в Арминии"). С 1753 по 1775 - в Копенгагене, капельмейстер итал. оперы (1755-65) и рук. капеллы (1768-75). Писал оперы сериа и буффа на дат. языке, явившись родонач. жанра в Дании. В 1775-79 возглавлял консерваторию ("Санти-Джованни э Паоло") в Венеции. В 1779-84 - капельмейстер соб. св. Марка. Наиб. успех имели оперы: "Ахилл на Скиросе", "Деревенская ревность", "Двое ссорятся - третий радуется", шедшие затем в С.-Петербурге. С 1784 - капельмейстер итал. т-ра при рус. Дворе. В 1785 С. написал и исполнил ораторию "Господи, воззвах к тебе" (2 хора, симф. и роговой оркестры), "Тебе, Бога, хвалим" по случаю взятия Ясс (1789), где участв. ок. 300 исполн., "Te Deum" - навзятие крепости Килия (1790), "Слава в вышних Богу" - на оконч. рус.-тур. войны (1792). С 1786 по 1791 С. - на службе у Потемкина. Возглавил организуемую в Екатеринославле Муз. акад. После смерти князя поселяется в С.-Петербурге. С. написал музыку для ист. представления "Начальное управление Олега" (на текст Екатерины II, 1790). Руководил муз. частью Потемкинского праздника в Таврич. дворце (1791). Сочинял торжеств. кантаты: "Царица Севера, мать русского народа", "Гимн Церере" (на бракосочетание вел. кн. Александра Павловича, 1793), реквием памяти Людовика XVI (на стихи Державина, 1793) "II Genio della Rossia" (к торжествам по случаю коронации Павла I, 1797) и др. Для служб в ц. св. Екатерины С. написаны мессы, мотеты, Мизерере и др.; на рус. тексты - "Отче наш" (из Полной обедни), "Ныне силы небесные". С. поднял на большую высоту исполнит. мастерство оперн. артистов и дал неск. даровитых учеников: Л. Гурилева, Л. Кашина, С. Дегтярева, С. Давыдова. |
СА́РЫЧЕВ Гавриил Анд. (1763-1831) - мореплаватель, гидрограф, адм. (1829), основоположник полярной археологии, поч. чл. Петерб. АН (с 1809). Окончил Морской корпус (1781). Плавал в Средиземном и Балтийском морях (1781-83). В 1784 С. проводил гидрографич. работы на р. Днепре и его притоке Соже. В 1785-93 С. участвовал в Сев.-вост. эксп. под начальством И. Биллингса, отправл. для иссл. и составления карт сев.-вост. побережья Сибири и Сев. Америки; кроме того, надлежало обследовать Алеутские о-ва и побережье п-ова Аляска. Эксп. сделала неск. неудачных попыток пробиться во льдах на север и на восток от устья Колымы и вернулась в Охотск. Перезимовав в Петропавловске, эксп. на корабле "Слава России" вышла для описи Алеутских о-вов. За 1790-92 эксп. были осмотрены и описаны часть Алеутских (особенно подробно о. Уналашка) о-вов, Командорские о-ва, о-ва Прибылова, Св. Матвея и Св. Лаврентия, Гвоздева (Диомида) и оба берега Берингова пролива, мыс Аляска. В 1802 изданы две ч. составл. им тр. "Путешествие флота капитана Сарычева.", с атласом карт и рис. (все карты выполнены самим С., видимо, и рис. тоже). В 1802-17 проводил гидрографич. работы по составл. морских карт, атласа и лоций Балтийского моря и Финского зал. С 1803 - чл. Адмиралтейств-коллегий, в 1808 С. в качестве ген.-гидрографа возглавил рус. гидрографию. С 1827 - гл. командир Кронштадтского порта. Именем С. названы мн. геогр. объекты: пролив между о-вами Св. Матвея и Галла, пик на Алеутских о-вах, вулкан и поселок на о-ве Матуа (Курильские о-ва), сопка на Новой Земле, о-в у побережья Сев. Америки в Чукотском море и др. Лит.: Алексеев А. И. Гавриил Андреевич Сарычев. М., 1966. |
"САТИРИКО́Н" - еженедельный сатирический ж. (1908-14), издавался с 3 июня 1908 М. Г. Корнфельдом на базе реорганизованного юмористич. ж. "Стрекоза"; глав. ред. - А. А. Радаков, с № 9 - А. Т. Аверченко. В результате разногласий между издателем и редакцией в 1913 в "С." произошел раскол, вследствие к-рого возник ж. "Новый Сатирикон" (1913-18) под ред. А. Т. Аверченко. Постоянными сотрудниками "С." и "Н. С." были карикатуристы А. Радаков, Н. Ремизов-Васильев (Ре-Ми), А. Яковлев, А. Юнгер, поэты Саша Черный (А. Гликберг), П. Потемкин, В. Горянский (В. Иванов), В. Князев, А. Бухов, В. Маяковский (1915-17), А. Аверченко, Тэффи (Н. Бучинская), О. Л. д’Ор (Н. Оршер) и др. К изданию ж. были привлечены Л. Андреев, А. Толстой, А. Куприн, А. Грин, И. Бабель, О. Мандельштам, И. Эренбург; в иллюстрировании участвовали А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Б. Кустодиев, К. Коровин и др. Возникший в период политич. реакции, "С." в первые годы издания отличался относительно радикальными устремлениями, благодаря чему стал самым популярным сатирич. ж. Особый успех имели тематические номера: "О пошлости", "О глупости", "Пьяный", "Провинциальный", "Экзаменационный", "Интендантский", а также юбилейные - толстовский, гоголевский, чеховский. Наряду со злободневной сатирой, "С." и "Н. С." широко использовали материалы ев-роп. сатирич. ж. (напр., немец. "Simlicissimus"). "Н. С." был прекращен по постановлению сов. пр-ва. В 1931 в Париже "С." был возобновлен, вышло несколько номеров при участии Саши Черного, И. Бунина, В. Горянского, А. Куприна, Дон-Аминадо (А. Шполянского); прекращен в том же году. |
САХАЛИ́Н - о-в в Тихом океане между Охотским и Японским м. Административно принадлежит Сахалинской обл. России, гл. г. - Южно-Сахалинск. Эксп. Г. И. Невельского (1849-55) установила островное положение С. На о-ве издавна селились русские и японцы. По договору 1875 признан полностью принадлежащим России. После поражения России в рус.-япон. войне (Портсмутский договор, 1905) юж. часть о-ва отошла Японии. После 2-й мир. войны (Крымская конференция, 1945) весь о-в возвращен СССР. Со 2-й пол. 19 в. С. был местом каторги и ссылки. Общественное внимание к сахалинской каторге привлекли кн. А. П. Чехова, посетившего о-в в 1890 ("Остров Сахалин", 1894), и В. М. Дорошевича после поездки 1897 ("Как я попал на Сахалин", "Сахалин (Каторга)", 1903). |
САХАРНО́В Свят. Влад. (род. 1923) - прозаик. Род. в семье служащего. В 1944 окончил Высшее воен.-мор. уч-ще им. Фрунзе. Участник Вел. Отеч. войны. Служил во флоте до 1954, был переведен на науч. и преподават. работу. Канд. воен.-мор. наук. Участник эксп. в Арктику, на Командорские и Курильские о-ва, на Кубу. Печатается с 1954. В 1973-88 - редактор ж. "Костер". Первая кн. для детей - "Морские сказки" (1958). В результате путешествий, преимущественно по морям, написал много науч.-худ. произведений. Основные кн. "Много разных кораблей" (1965), "Детская морская энциклопедия" (1972), "Слоны на асфальте" (1978), "Как открывали Землю" (1984), "Почему у кита большой рот" (1987) и др. Написал пародийно-приключенч. ром. для взрослых "Лошадь над городом" (1990). |
СА́ХАРОВ Ив. Петр. (1807-63) - фольклорист, этнограф, историк кн., библиограф. Врач по образованию, он увлекся собиранием и изданием мат-лов по рус. истории, этнографии и нар. словесности, проявив недюжинную энергию, предприимчивость и целеустремленность. Его справедливо называли энтузиастом-фанатиком родной старины. Пропаганда рус. нац. богатства сочеталась в нем с решит. отрицанием чужеземных влияний и активной защитой консервативно-охранит. позиций в полит. и культ. сферах. Исключит. популярностью в свое время пользовалась кн. "Сказания русского народа о семейной жизни своих предков". 3-е, самое полное ее изд. (1841-49) включает заговоры, гадания, загадки, песни, присловья, описания нар. обрядов, игр, нар. календаря. С. принадлежат также: "Песни русского народа" (1838-39), "Русские народные сказки" (1841), "Путешествия русских людей в чужие земли" (1837) и др. Ценность этих изд. существенно снижается тем, что С. нередко прибегал к разного рода фальсификациям, выдавая за нов. записи прежде опубл. тексты, сам сочинял "под народную словесность", допускал разного рода исправления и т. д. Замыслы С. всегда были грандиозны и превосходили его физ. возможности. Так, им был задуман многотомный тр. по истории рус. иск-ва, из к-рого увидели свет лишь нек-рые фрагменты. Наиб. интерес из них представляют "Исследования о русском иконописании" (1849), составившее эпоху в историографии др.-рус. иск-ва. Перу С. принадлежит первая работа по истории рус. гравюры - "Летопись русского гравирования", опубл. в 1841 в газ. "Сев. пчела". Не менее грандиозен был и др. замысел С. - "Обозрение славяно-русской библиографии". Изд. предполагалось в 3-х томах, разделенных на 6 кн. или 10 вып. В полном объеме и этот труд не увидел света, однако отд. его части были опубл. Прежде всего это "Хронологическая роспись славяно-русской библиографии" (1849), содержащая описание печатных книг с 1491 по 1656. В рукописи сохранилось продолжение этой работы до 1730. Особ. интерес представляют приведенные в этом тр. сведения о местоположении всех изв. автору экз. старопечатных изданий. С. впервые в отеч. лит-ре описал "Часовник" (1565) И. Федорова и П. Мстиславца, а также "Хронологию" А. Рымши. После смерти С. петерб. книгопродавец Н. А. Шагин приобрел у его наследников оттиски 2-го тома "Обозрения", переплел их и выпустил в продажу в виде двух альбомов - "Образцы древней письменности" и "Образцы славяно-русского книгопечатания с 1491 года" (1891). С. был создателем нов. типа науч. публикации - альбома лицевой гравюры, орнаментики и шрифтов. Его преемниками в этой обл. были В. Е. Румянцев, С. Л. Пташницкий и А. С. Зернова. С. составил одну из первых отеч. библиографий - "Летопись русской литературы", помещ. в кн. "Русские древние памятники" (1842. Вып. 1). Книгу С. "Русское народное чернокнижие" Р. О. Якобсон, по его воспоминаниям, показал В. Хлебникову, откуда в пьесе "Поэт" возникла ремарка "Русалки поют по учебнику Сахарова". |
СБИ́ТЕНЬ - старинный рус. нац. напиток, приготовляемый кипячением растворов меда и патоки (а позднее и сахара) с хмелем и разл. пряностями: гвоздикой, корицей, имбирем, мускатным орехом, перцем, лавровым листом. С. готовили безалкогольные и хмельные (с добавлением вина). Пили их горячими. Приготовлением и торговлей С. занимались особ. ремесленники - сбитенщики. До появления чая С. был осн. горячим напитком в быту рус. людей. Начиная с 17 в. его стал вытеснять чай, но еще в 19 в. уличная торговля С. была широко распространена в России. Как традиц. признак города выступает, напр., в "Петербургских строфах" О. Мандельштама: "Где, продавая сбитень или сайки, Лишь оперные бродят мужики". |
СБО́РНИК КЛО́ЦА - глаголический пам. 11 в. (14 листов), представляющий собой отрывки из сб. поучений. Часть пам. (12 листов) была найдена словенским славистом И. Копитаром в б-ке австр. графа Клоца, по чьему имени и назван сб.; издан в 1836. В наст. время хранится в банке г. Тренто (Тридентум) в Италии. Часть пам. (2 листа) хранится в музее Фердинандеум г. Инсбрука (Австрия), где была найдена словен. славистом Ф. Миклошичем и издана им в 1860. Одно из лучших изд. с передачей текста кириллицей осуществлено чешским ученым А. Досталом в Праге в 1959, с фотокопиями всех листов и с полным индексом слов. |
СБРА́ЖИВАНИЕ - приготовление пищевых продуктов и напитков с использованием хим. процессов брожения - ферментативного расщепления углеводов без доступа кислорода. При помощи С. славяне изготавливали разл. напитки - меды, брагу, пиво. Для приготовления хмельных медов мед варили в котле с добавлением хмеля и пряностей, затем заквашивали куском ржаного хлеба, смазанного сахарным сиропом, и дрожжами. Сорта меда - обварный (обваренный), простой, пресный, белый, красный, боярский, ягодный и др. - различались по соотношению воды и меда, способу заквашивания, приправам. Основой пива, браги, солодового кваса является солод, приготовляемый из ячменя и ржи: зерно вымачивали в течение 2-х недель в кадках или опускали мешки с ним в реку, затем рассыпали на соломе в темноте для проращивания. Проросшее зерно сгребали в кучу и клали на него груз - гнет; затем сушили на печи или в риге, а высушенное зерно мололи грубым помолом, иногда добавляя высушенный овес. На рус. Севере брагу варили из овсяной муки с небольшим кол-вом солода (белая брага, бражка) и пили чаще горячей, чтобы быстрее захмелеть. Кое-где брагой называли хмельной напиток, приготовленный без солода. Брагу (по сравнению с пивом) считали более грубым, "дурным" напитком из-за содержащихся в ней сивушных масел: брага сразу ударяет в голову, тогда как алкогольное воздействие пива более мягкое и постепенное. Приготовление пива - процесс значительно более сложный. Его варили из растворенного солода в дерев. бочках, опуская в них раскаленные камни, или в глин. корчагах (корчажное пиво), к-рые ставили в горячую печь на сутки, после чего устье печи тщательно замазывали глиной. Затем солодовый раствор (затор) фильтровали через солому или сурпу (фильтр из тонких деревянных палочек), для чего в дне бочки имелось отверстие, затыкавшееся пробкой. Из бочки вытекало сусло. Первый слив сусла (самый густой) называли первак, или клек; затем в бочку с солодом снова заливали горячую воду, и такое сусло называли друган, другодан, полосканец, брюходуй. Сусло варили с хмелем, затем заквашивали и оставляли бродить. Хорошее пиво должно быть крепким, сладким и хмельным. В Сибири варили пиво и без солода - на квасниках: квасники из ржаной муки трижды пекли, затем размачивали в горячей воде, перемешивали дерев. мешалкой и сливали в бочку, где кипятили вместе с ржаной мукой, после чего оставляли бродить. Пиво обычно готовили всего несколько раз в году - к деревенским праздникам, свадьбам и т. п. Молочнокислым С. готовят многие молочные продукты - простоквашу, творог, сметану, кефир, ряженку и др. |
"СВ. А́ННА" - паровая яхта, построенная с учетом возможностей плавания во льдах. Бывшее англ. воен. судно "Newport" (постр. в 1867) было в 1912 приобретено для эксп. Г. Л. Брусилова, поставившей целью пройти из Атлантич. в Тихий океан по Сев. мор. пути. В окт. 1912 в Полярном басс. "Св. А." попала в ледовый дрейф. В апр. 1914 штурман В. И. Альбанов, вместе с неск. матросами, по льду достиг Земли Франца-Иосифа, где был спасен эксп. Г. Я. Седова. Судьба судна и оставшихся на ней 13 чл. экипажа осталась неизвестной. |
"СВ. ВЕЛИКОМУ́ЧЕНИК ФО́КА" ("Святой Фока") - дерев. зверобойное судно, построенное в 1870 в Норвегии. Во-доизмещ. 273 т, машина мощностью 100 л. с., парусное вооружение, скорость 7 узлов. В 1912 "С. В. Ф." под командов. кап. Захарова направился из Архангельска в Баренцево море, имея на борту полюсную эксп. Г. Я. Седова. За время первой зимовки у сев.-зап. побережья Н. Земли была составлена подробная опись Крестовых о-вов и сев.-зап. побережья Сев. о-ва. В 1913 "С. В. Ф." зимовал в бухте Тихой на о-ве Гукера в архип. Земля Франца-Иосифа. Оттуда 15 февр. 1914 был предпринят неудачный санный поход к Сев. полюсу, окончившийся гибелью Г. Я. Седова. Летом 1914 "С. В. Ф." отправился к Мурманскому берегу, а затем вернулся в Архангельск. Остов "С. В. Ф." сохранился на одном из о-вов двинской дельты. Плавание судна и ход эксп. освещены в кн. ее участников: П. Г. Кушакова "Два года во льдах на пути к Северному полюсу с экспедицией Г. Я. Седова" и И. В. Пинегина "В ледяных просторах". |
СВА́ДЕБНЫЕ НЕДЕ́ЛИ - от Крещения до Масленицы и от Симеона (1/14 сент.) до Гурия (14/28 нояб.) - предпочтительные, традиционные сроки, когда игрались свадьбы в большинстве рус. губерний. |
СВАТ, СВА́ХА - тот, кто сватает. Это может быть один свадеб. чин или все участники сватовства. В городском быту свахи (часто профессиональные) - исключительно женщины. В сельском - больше мужчины (причем всегда женатые, нередко старшие родственники жениха). Традиционные герои корильных песен. ----------------------------------- СВАТ, СВА́ТЬЯ - термин свойства родителей молодых и их родственников по отношению друг к другу. Иногда, впрочем, сватьей уважительно именуют и сваху. |
СВАТОВСТВО́ - засылка сватов, первое формальное изъявление намерения вступить в брак (часто после неформального "спроса" или "засылки", когда стараются заранее узнать, будет ли принято С.). После С. на невесту накладываются особ. ограничения. |
СВЕНЕ́ЛЬД (? - после 977) - воевода киев. князей сер. - 2-й пол. 10 в. По происхождению варяг, С., как и мн. его соплеменники, остался на Руси, выдвинулся благодаря храбрости и полководч. талантам, став активным и влият. деятелем при кн. Ольге и ее сыне Святославе Игоревиче. В нач. 40-х гг. 10 в. участвовал в сборе дани с уличей и древлян. Не исключено, что в 943-44 находился в закавк. походах Руси, грабил крупный г. Бердаа (терр. совр. Азербайджана). В 944 с богатой добычей вернулся в Киев. Завидуя роскоши С. ("Отроки Свенельда изоделись оружием, а мы наги"), дружина Игоря Рюриковича побудила киевского кн. отправиться за данью в древлян. землю. Попытка Игоря собрать двойную дань окончилась его смертью в 945. В жестоком наказании древлян кн. Ольгой (женой Игоря) принимал участие и С. С вокняжением в Киеве Святослава С. становится его ближайшим сподвижником: договор Руси с греками в 971 заключается "...при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде..." Возвращаясь в Киев после неудачных воен. действий на Дунае, С. предупреждает Святослава о засаде печенежской на Днепр. порогах, но кн. пренебрегает советом и гибнет. В 975 брат киев. кн. Ярополка Святославича Олег убивает сына С. Люта. Возбудив вражду между братьями, С. провоцирует Ярополка на поход против Олега в древлянскую землю. В битве у г. Овруча (977) Олег погибает. Оплакивая смерть брата, Ярополк винит в содеянном С. На этом карьера воеводы заканчивается. |
СВЕРХСХЕ́МНОЕ УДАРЕ́НИЕ (внеметрическое ударение) - ударение на слабом месте стиха. В рус. силлабо-тонич. стихосложении слоговой объем слова, несущего С. У., не может выходить за пределы слабого места стопы, т. е. в двусложных размерах (ямбе и хорее) С. У. образуется, как правило, за счет односложных слов, в трехсложных размерах (дактиле, амфибрахии, анапесте) - за счет односложных и двусложных слов (фонологичность ударения при этом роли не играет). Это связано с "запретом переакцентуации" (одним из гл. законов рус. силлабо-тоники): если ударный слог слова приходится на слабое место, то безударные слоги не могут приходиться на смежное сильное место (так, в рус. ямбе допустим стих "Бра́т упроси́л награ́ду да́ть", но недопустим - "Бра́ту проси́л награ́ду да́ть"). В трехсложных размерах С. У. встречается чаще, чем в двусложных; в последних - преимущ. в ямбе, где принято различать два типа С. У.: 1) совпадение схемного и С. У. в пределах одной стопы - спондей ("Дым че́рный клу́бом вве́рх лети́т", Г. Р. Державин) и 2) сочетание С. У. с пропуском схемного ударения - хориямб ("Не́т, не те́бя так пы́лко я́ люблю́", М. Ю. Лермонтов). С. У. используются и в размерах, являющихся переходными между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик), расшатывая их основу (особенно в сочетании с пропусками ударений). |
СВЕТЛА́НОВ Евг. Фед. (род. 1928) - дирижер, композитор, пианист. Окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных по кл. фортепиано М. А. Гурвич и композиции М. Ф. Гнесина (1951) и Моск. конс. по кл. дирижирования А. В. Гаука и композиции Ю. А. Шапорина (1955). С 1955 дирижер (1963-65 гл. дирижер) Большого т-ра. В 1965-2000 - гл. дирижер Гос. симфонич. оркестра СССР. Активно гастролирует за рубежом, выступает с разл. оркестрами. Основой репертуара С. является отечеств. музыка, им сделаны записи почти всех значительных сочинений рус. и совр. симфонич. музыки, многих произв. зарубеж. композиторов (в т. ч. впервые прозвучавших в нашей стране творений О. Мессиана, А. Шенберга и др.). Исполнение С. отличается мощностью, огромной внутренней силой, масштабностью и драматургической отточенностью замысла, полифоничностью оркестрового звучания. Автор ряда симфонич., инструментальных и вокально-хоровых сочинений. Нар. артист СССР (1968). Лауреат Ленинской премии (1972), Гос. премии (1983), Премии Президента России в области лит-ры и иск-ва (1998). Соч.: Музыка сегодня. М., 1976. Лит.: Евгений Светланов. Дирижер, композитор, пианист. М., 1987. |
СВЕТЛО́В (Ивченко) Валериан Як. (1860-1934) - журналист, историк, балет. критик. В 1910-16 - ред. ж. "Нива". С 1890-х гг. в разл. периодич. изд. публиковал ст. об отеч. балете, часть из них вошла в сб. "Терпсихора" (1906). Активный сторонник иск-ва А. Дункан, новаторских исканий М. Фокина, участвовал в орг-ции первых "Русских сезонов". Этим вопросам посвящена кн. С. "Современный балет" (1911). После 1917, живя в Париже, опубликовал ряд тр. о рус. балете. |