Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 3, "СВЕ"-"СЕК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СВЕ"-"СЕК")

Светлов Мих. Арк

СВЕТЛО́В Мих. Арк. (1903-64) - поэт, драматург. Род. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в семье ремесленника. В 1917 окончил нач. гор. уч-ще. Работал на товарной бирже и в частной фотографии. В 1919 заведовал отделом печ. Екатерино-славского губкома комсомола и был ред. первого на Украине комс. ж. "Южный пролетарий". В 1920 добровольцем вступил в Кр. армию. В 1922 после демобилизации переехал в Харьков, где работал сотрудником отдела печ. ЦК комсомола Украины. Учился на рабфаке, в 1927-28 - на ф-те лит-ры и иск-ва Моск. ун-та. Начал печататься в 1917. В первых сб. "Рельсы" (1923), "Стихи" (1924), "Корни" (1925), наряду с отвлеченными стих. в духе "Пролеткульта" и "Кузницы" ("Промышленность", "Песня о городе и железе" и др.), есть и лирические. Романтич. природа таланта С. - в стихах о гражд. войне, о ее чистых сердцем героях ("Рабфаковка", "В разведке"). "Днем рождения" поэта стало 26 авг. 1926, когда в "Комс. правде" была напечатана "Гренада" - на протяжении неск. десятилетий стихотв. воспринималось как самое сильное выражение интер-нац. духа сов. поэзии, обошло весь мир, было переведено на мн. языки (появились и пародии на "Гренаду"). С. связан с плеядой комс. поэтов, входил в группу "Молодая гвардия" (вместе с А. Безыменским, А. Жаровым, М. Голодным и др.). Автор кн. "Ночные встречи" (1927). Шир. популярностью пользовалась "Песня о Каховке" (1935, муз. И. Дунаевского). Среди поэтич. произв. С. военных лет (поэма "Двадцать восемь", цикл стих. о Лизе Чайкиной, "Песня о фонариках") наиболее известен "Итальянец" (1942). В посл. годы жизни выпустил сб. "Горизонт" (1959), "Охотничий домик" (опубл. посмертно, 1964). Им написаны пьесы: "Глубокая провинция" (пост. 1935), "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя" (1940), "Бранденбургские ворота" (1946), "С новым счастьем" (1956), пьеса-фантазия по мотивам К. Гоцци "Любовь к трем апельсинам" (1964). Автор эпиграмм, веселых острот (напр., И. Игин, М. Светлов. Музей друзей. 1962).

Светотень

СВЕТОТЕ́НЬ - прием изобр. иск-ва, выражающийся в распределении, градации светлых и темных тонов, а также разл. по степени яркости цветов и оттенков одного цвета. С. придает предмету объемность, позволяет включить его в световозд. среду. Градации С. соотносятся с освещением, формой предмета, фактурой. Характер С. выявляет выразительность произв.

Свеча

СВЕЧА́ - светильник из воска, жира, стеарина или др. горючего материала. Сальные С. использовались гл. обр. для освещения, восковые - для богослужения. На Руси особенно ценились С. из ярого (ярового) воска. В кон. 19 в. широкое распространение получили стеариновые С.

О домашней С. говорилось: зажечь, засветить, погасить, о церковной - затеплить, сократить. По поверьям, особой силой обладали С., использ. в родильной обрядности, на свадьбе, похоронах, в Великий четверг. В честь избавления от мора, падежа скота и др. событий изгот. обетные С. до пуда весом. По тому, как горят С., гадали о будущем.

Приметы: три С. на столе - к покойнику, нечаянно погасить С. - к гостям, под венцом С. потухнет - скорая смерть.

Свешников Ал-др Вас.

СВЕ́ШНИКОВ Ал-др Вас. (1890-1980) - хоровой дирижер. Окончил муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (1913), занимался в Моск. народной конс. Хоровое пение преподавал с 1909. Руководил хоровой капеллой в Полтаве (1921-23), участвовал в орг-ции детской хоровой самодеят-ности. В 1923-28 заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТ, в 1928-36 руководил организованным им вокальным ансамблем (позднее хором) Всесоюзного радиокомитета. В 1936-37 - худ. рук. Гос. хора СССР, в 1937-41 - Ленинградской академич. капеллы, с 1941 - Гос. хора рус. песни (позднее переименованного в Гос. академич. рус. хор СССР). С 1944 руководил организованным им Моск. хоровым уч-щем. Преподавал в Моск. конс. (1944-74), проф. (1946), ректор (1948-74). Пред. Всерос. хорового об-ва. С. - большой мастер хорового исполнительства, постоянно добивался от коллектива убедительной интерпретации муз. образа. В творчестве С. в равной степени представлена музыка зарубеж. и отечеств. композиторов, но основой всегда была рус. музыка, в частности, им сделаны обработки многих нар. песен. С. принадлежало важное место в пропаганде сов. музыки. Он был первым исполнителем многих совр. произв., в т. ч. 10 поэм для хора Д. Д. Шостаковича. Нар. артист СССР (1956). Лауреат Гос. премии (1946, 1967). Почетный член Королевской академии музыки (Великобритания, 1967).

Соч.: Хоровое пение - искусство истинно народное. М., 1962.

Лит.: Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998.

Свивальник

СВИВА́ЛЬНИК (свивалка) - длинная и узкая полоса ткани, к-рой свивают ребенка, заматывая его в пеленки. Для С. употребляли старые, поношенные рубахи или др. части одежды взрослых. По поверью, с одеждой взрослых передавались положит. качества родных.

Специальным С. пеленали умершего по савану. Свивали так, чтобы тесьма скрещивалась спереди.

Свиньин Пав. Петр.

СВИНЬИ́Н Пав. Петр. (1787-1839) - писатель, журналист, художник, историк, географ, этнограф, коллекционер, дипломат. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те и в АХ. С 1806 - на службе в Мин-ве иностр. дел, много путешествовал. Автор кн.: "Опыт живописного путешествия по Северной Америке" (1815), "Ежедневные записки в Лондоне" (1817), "Воспоминания на флоте" (1818). С 1811 действ. чл. АХ, с 1833 - Рос. академии. Известен поддержкой нар. талантов (И. С. Сибиряков, Ф. Н. Слепушкин и др.). Автор ряда тр. по истории и этнографии: "Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей" (1816-28, на рус. и франц. яз.), "Извлечения из археологического путешествия по России в 1825 г.", "Картины России и быт разноплеменных ея народов" (1839, с собственными рис. и гравюрами). В 1818-23 издавал ж. "Отечественные записки", содержание к-рого во многом составляли ст. самого С. (по истории, географии, иск-ву и т. п.), а также собранные им док. Историч. ром. С. ("Шемякин суд", "Ермак, или Покорение Сибири") успеха не имели. С. собрал богатую коллекцию древностей и произв. иск-ва (в их число входили картины А. Г. Венецианова, М. Н. Воробьева, А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, мозаика М. В. Ломоносова, скульпт. работы Э. М. Фальконе, И. П. Мартоса и др.). С 1830 жил преимущ. в деревне, в Костромской губ. В 1834 продал большую ч. своих собр. с аукциона. Рукописи из коллекции С. поступили в Рос. акад. Современники относились с недоверием к соч. С. и его сенсац. рассказам, отличавшимся неточностями.

П. П. Свиньин. Вид города Ярославля

П. П. Свиньин. Вид города Ярославля

Свиридов Георг. Вас.

СВИРИ́ДОВ Георг. (Юрий) Вас. (1915-98) - композитор, пианист. Учился в Ленингр. конс. у П. Б. Рязанова, Д. Д. Шостаковича, окончил в 1941. Центр. место в творчестве С. занимают жанры оратории, кантаты, романса, песни. Дебютировал в 1935 циклом романсов на слова А. С. Пушкина. Унаследовав многовековые традиции рус. певческой культуры - как профессиональной, так и фольклорной, С. органически сочетал их с достижениями музыки 20 в. Наиб. известностью пользуются вокально-симфонич. поэма "Памяти Сергея Есенина" (1959), Патетическая оратория (1959), "Курские песни" (1965), "Пушкинский венок" (1979), хоровой концерт "Памяти А. А. Юрлова" (1973) и др. Им написан целый ряд симфонич., камерно-инструментальных и фп. сочинений. Автор музыки к спектаклям и кинофильмам (в т. ч. "Царь Федор Иоаннович"; "Время, вперед!", "Метель"). Нар. артист СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1960), Гос. премии СССР (1946, 1968, 1980, 1995), Гос. премии Москвы (1992).

Лит.: Сохор А. Н. Г. В. Свиридов. Л., 1956; Музыкальный мир Свиридова. Статьи и исследования / Сост. А. С. Белоненко. М., 1984.

"Свисток"

"СВИСТО́К" - сатирич. прилож. к ж. "Современник" (1859-63), в к-ром принимали участие Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, создатели Козьмы Пруткова и нек-рые др. сотрудники ж. Играл большую роль в лит.-полит. борьбе 1860-х гг. и ассоциировался с идеями радикальной части рус. интеллигенции в целом. Когда публицисты тех лет писали о "свисте", "свистунах", "свистопляске" и т. д., они имели в виду не только сотрудников "Современника", но и авторов "Искры" и публицистов "Русского слова".

Свита

СВИ́ТА (СВИТА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА) - один из важных ин-тов самодержавия 18 - нач. 20 в. Окончат. оформилась в качестве особой системы званий в первые десятилетия 19 в. В состав С. входили ген.-адъютанты свиты Его Величества, ген.-майоры или контр-адм., флигель-адъютанты. Свитские звания жаловались не-посредств. имп. в качестве особого отличия офицерам армии и флота. В обязанности носителей свитских званий входило дежурство при Дворе, выполнение разл. поручений по усмотрению монарха.

Свободин Пав. Матв

СВОБО́ДИН Пав. Матв. (наст. фам. Козиенко) (1850-92) - актер. Окончил Петербург. Театр. уч-ще. До 1884 выступал под фамилией Матюшин. В 1871-77 и 1884-92 - актер Александринского т-ра. В 1871-84 играл в провинции и в Москве в Пушкинском т-ре Бренко и т-ре Корша. Исполнял преимуществ. характерные роли, умело сочетая остроту внешнего рис. роли с психол. разработкой характера. Роли: Прибытков ("Последняя жертва" А. Н. Островского), Репетилов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Оргон ("Тартюф" Ж. Б. Мольера), Муромский ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Плюшкин ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Звездинцев ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого) и др. Дружил с Чеховым. Автор рассказов, стихов, пьес. В очерках "Лицедеи" рассказал о положении рус. провинц. актеров.

"Свободные часы"

"СВОБО́ДНЫЕ ЧАСЫ́" - ежемес. моск лит. ж., выходивший с янв. по дек. 1763. Издатель-ред. - М. М. Херасков. Был "продолжением" "Полезного увеселения". В ж. печатались С. Г. Домашнев, А. Г. Майков, А. А. Ржевский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков и др. Публиковались преимущ. оригин. соч. Исключение сделано для произв. Ф. М. Вольтера "Обращение света, или Видение Бабука, писанное им самим", а также для "стихотворного переложения с российской прозы" "Метаморфоз" Овидия.

Свободный стих

СВОБО́ДНЫЙ СТИХ (верлибр) - стих без метра и рифмы, с единственным признаком стихотв. текста - графич. разбивкой на строчки. В С. С. стихотв. членение может совпадать с синтаксич. и поддерживаться им (синтаксич. верлибр) либо противоречить ему (антисинтаксич. верлибр). С. С. близок к ритмич. прозе, отличаясь от последней заданностью пауз и интонац. обособленностью стихов, ограничивая произвол читательского восприятия. Для С. С. характерна астрофичность, отступления от нее редки. Известен в ср.-век. литургич. поэзии; постепенно возрождается в европ. лит-рах: в нем. - во 2-й пол. 18 в., в англ. - во 2-й пол. 19 в., во франц. - на рубеже 19-20 вв.; в этих нац. вариантах передан в рус. пер. поэзии. С сер. 20 в. С. С. получил широкое распространение во всей мир. поэзии. В России первые образцы С. С. дал А. П. Сумароков в переложении Псалтири, но они остались незамеченными. Следующая попытка создания рус. С. С. была предпринята В. Жуковским в пер. "Слова о полку Игореве" (1817-19) без ритма и рифмы, но с разбивкой на строки. Активное освоение верлибра рус. поэзией начинается в сер. 19 в. с ориентацией на нем. верлибры (Я. Полонский, А. Фет, М. Михайлов), звучащие в рус. имитациях вольным белым дольником. Новое открытие С. С. происходит в нач. 20 в., синтезирующего опыт рус. верлибра 19 в. и верлибра франц. символистив; тогда же В. Брюсов впервые вводит в рус. стиховедение термин "С. С.". Им пишут А. Блок, В. Брюсов, М. Кузмин, С. Нельдихен, В. Хлебников, С. Есенин и др. Наст. популярность в рус. поэзии С. С. начал приобретать с 1960-х гг., утратив свою экзотич. окраску и став равноправной формой рус. стиха (В. Солоухин, Е. Винокуров и мн. др.). Пример С. С. (А. Блок):

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней. <...>

Свод

СВОД - архит. пространств. конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геом. форму выпуклой криволинейной поверхности. Осн. виды С.: цилиндрич. (1), крестовый (2), сомкнутый (3), зеркальный (4), купольный (парусный) (5). Известен с глубокой древности, но широкое распространение получил в римской арх. Сводчатые системы во многом определили облик визант. и зап.-европ. зодчества. В составе крестово-купольной системы С. с кон. 10 в. используется мастерами др.-рус. каменной арх.

Свод

Свод

Своекоштный студент

СВОЕКО́ШТНЫЙ СТУДЕ́НТ (от польск. koszt - расходы по содержанию) - студент ун-та (воспитанник нек-рых закрытых уч. заведений), обучающийся за собственный счет и живущий на вольной квартире.

Свойство

СВОЙСТВО́ (свойственное родство, родство по браку) - связь между людьми (свойственниками), основанная на отношениях между одним из супругов и родственниками др., а также между родственниками супругов. Для обозначения таких отношений в рус. яз. существуют особые термины С. - тесть, теща, свекровь, зять, невестка, шурин, свояк, свояченица, деверь.

Святки

СВЯ́ТКИ - святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) с 25 дек. (7 янв.) по 6 (19) янв., отмечаются правосл. в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церк. преданию, вечером или ночью. С. имеют др. происхождение: о них упоминают произв. Отцов Церкви и церк. уставы 6 в., запрещавшие в дни С. пост, коленопреклонение и таинство брака. На С. (время зимнего солнцеворота) у языч. народов, в т. ч. и у др. славян, приходились обряды-заклинания об урожае, приплоде скота, гадания, переряживания. Ц. постаралась ассимилировать их, придав им характер прославления Христа, однако к гаданиям, "переодеваниям в шутовские костюмы, пляскам и пению" относилась неодобрительно. Против этого были направлены и др. церк. правила, и законы Рос. империи, запрещавшие "производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни" в дни С. Между тем мн. святочные обряды целиком относились к язычеству, напр., сохранившееся и сегодня на рус. Севере одаривание друг друга печеными фигурками животных (козулями), а особенно колядование - хождение молодежи по улицам и домам, исполнение песен-колядок, одаривание певцов, ряжение, полуночные гадания и мн. др.

Свято-Владимирская духовная семинария

СВЯ́ТО-ВЛАДИ́МИРСКАЯ ДУХО́ВНАЯ СЕМИНА́РИЯ - высшее богословское уч. завед. Американской правосл. Ц. В 1905 была основана дух. семинария в Миннеаполисе (с 1913 - в Теналфи), просуществовавшая до 1923. В 1938 семинария была открыта вновь в Нью-Йорке. После 2-й мир. войны в состав ее корпорации вошли Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский (декан в 1949-56), Н. С. Арсеньев, Е. В. Спекторский, Н. О. Лосский, О. С. Верховский и др., высокий уровень преподавания к-рых позволил превратить ее в высшее уч. завед. В последующее время здесь преподавали А. Шмеман (декан в 1962-83), И. Мейендорф (декан в 1984-92). На страницах выпускаемого семинарией ежеквартальника "St. Vladimir’s Theological Seminary Quarterly" публикуется немало ценных богосл. ст.

Святогор

СВЯТОГО́Р - герой нар. эпоса, богатырь старшего поколения. Обладатель огромной, но неподвижной, не находящей применения силы; его "не носит мать сыра земля"; он принадлежит эпохе догосударств., и его гибель означает конец этой эпохи. Гл. сюжеты: "Святогор и тяга земная", "Святогор примеряет гроб". В обеих былинах С. оказывается жертвой противостоящих таинств. сил: пытаясь поднять суму переметную, С. уходит по колено в землю; примеряя гроб, он не может выйти из него; Илья Муромец, стремясь ударами меча разрушить крышку, лишь укрепляет ее. С. перед смертью хочет передать Илье свою силу, но тот уклоняется, чтобы не стать вторым С. Др. сюжеты о С. вторичны и включают мотивы библейско-легендарного характера, в них С. сближается и даже идентифицируется с Самсоном ("Женитьба Святогора", "Святогор и неверная жена"). Образ С. в своих истоках м. б. сопоставлен с персонажами мифологич. и архаич. эпоса (библейский Аарон, эст. Калевипоэг).

Лит.: Топоров В. И. Русский Святогор: Свое и чужое // Славянское и балканское языкознание: Проблемы языковых контактов. М., 1983.

Святополк Изяславич

СВЯТОПО́ЛК ИЗЯСЛА́ВИЧ (1050-1113) - князь полоцкий (1069-71), новгородский (1078-88), туровский (1088-93), вел. князь киевский (с 1093). Сын вел. князя Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Как вел. князь киевский С. И. вел непрекращающиеся войны с половцами. Успех походов (1095, 1101, 1111) во многом определялся Владимиром Мономахом, к-рый фактически и организовывал их.

Великое княжение С. И. ознаменовалось офиц. закреплением новой удельной политич. системы Руси. Это произошло на Любичевском (1097) и подтверждено на Вятичевском (1100) княжеских съездах, где за князьями были закреплены их "отчины". Несмотря на эти решения, княжеские междоусобицы разгорелись с новой силой, разжигаемые во многом самим С. И. К концу его княжения внутреннее разделение гос-ва не только уменьшило власть вел. князя, но и ослабило могущество и обороноспособность страны.

Святополк Окаянный

СВЯТОПО́ЛК ОКАЯ́ННЫЙ (ок. 980-1019) - кн. туровский (988-1015) и вел. кн. киевский (1015-19), сын Ярополка, усыновленный Владимиром Святославичем. После смерти отца в 1015 овладел великокняж. столом, подослав убийц к своим братьям Борису, Глебу и Святославу и присвоив себе их уделы. За это он получил прозвище Окаянный (т. е. Окаиненный), восходящее к библейскому сюжету об убийстве Каином Авеля. Против С. выступил его брат, новгородский кн. Ярослав, один из сильнейших удельных князей. После поражения при Любече (1016) С. бежал в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму, к-рый хотел вернуть города, отнятые Владимиром. Вернувшись в 1018 с польск. войском, С. разбил Ярослава на р. Буг и изгнал его из Киева. В скором времени Болеслав ушел из Руси, оставив за собой червенские города в Галиции. Воспользовавшись этим, Ярослав вновь выступил против С., к-рый был вынужден уйти к печенегам. В битвенар. Альте (1019) С. был разбит Ярославом и бежал в Польшу, затем в Чехию. Умер во время бегства.

Святослав Игоревич

СВЯТОСЛА́В И́ГОРЕВИЧ (942-72) - вел. кн. киевский, сын Игоря и Ольги, в значит. мере правившей при сыне гос-вом (до своей смерти в 969). Летописная хронология событий 9-10 вв. сбивчива и зачастую неточна. В 946 малолетний Святослав участвовал в походе на древлян. 964-66 - первый самостоят. крупн. поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Сев. Кавказ, разгром Хазарского каганата. В 967 С. вторгся в Дунайскую Болгарию и обосновался там в Переяславце. В 969 был вынужден вернуться в осажд. печенегами Киев. В 971 вновь начинает войну с болгарами и Византией, закончившуюся заключением мирн. договора 14 июля 971. На обратном пути в Киев С. погиб в бою с печенегами. С. вошел в историю Др. Руси как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом - свидетельство высокого понимания знач. воинской чести в др.-рус. об-ве. В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, С. был первым, по преим. слав. рус. кн. (что отразилось и в его имени).

Священнодействие

СВЯЩЕННОДЕ́ЙСТВИЕ - отправление богослужения, совершение церк. обрядов и таинств; само богослужение, обряд. таинство. Право священнодействовать в правосл. ц. предоставлено только возведенным в одну из двух высших степеней священства - епископам и иереям. В переносном смысле - исполнение к.-л. дела с серьезностью и важностью, присущим совершение церк. обряда (обычно имеет шутливый или ироничный оттенок).

Сговор

СГО́ВОР - один из этапов сватовства и свадьбы: формальный договор о будущем браке, часто при этом невеста дарит жениху платок или др. собственноручно изготовленную вещь, служащую залогом ее согласия.

Сговорёнка

СГОВОШНКА - название невесты после сговора.

Сдоба

СДО́БА - добавки к тесту, улучшате-ли и обогатители: масло, яйца, сахар, молоко, сливки. Слово доба некогда обозначало "пора, время", затем - нечто своеврем., подходящее и, наконец, - вкусное. Сдобный - улучш., сдобренный.

"Северная пчела"

"СЕ́ВЕРНАЯ ПЧЕЛА́" - полит. и лит. газ. Выходила в С.-Петербурге (1825-64), до 1831 трижды в неделю, а затем ежедневно. Издатели Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч. До восстания декабристов имела умеренно-либеральное направление, позднее приобрела официозный характер. Долгое время оставалась единств. частной газ., обладавшей правом печатать политические известия, что обеспечивало ей привилегированное положение среди период. изд. Пользуясь расположением властей, преследовала и коммерческие цели, что обусловило ориентацию на полуобразованную публику, широкое обращение к жанрам фельетона, анекдота, публикацию рекламы и т. д. В 1820-30-х гг. широко популярна (тираж до 10 тыс. экз.). Если вначале среди авторов "С. П." были А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, Н. М. Языков и др., то впоследствии их сменяют второстепенные литераторы и журналисты, активно печатаются сами издатели. С кон. 1820-х гг. ведет полемику с "Московским вестником", "Литературной газетой", позднее - с "Современником", "Московским наблюдателем", "Отечественными записками". В 1860 переходит в руки П. С. Усова, приобретает либеральную ориентацию, публикует соч. писателей-демократов (А. И. Левитов, В. А. Слепцов и др.).

Северное наречие

СЕ́ВЕРНОЕ НАРЕ́ЧИЕ (иначе северно-великорусское) - одна из основных единиц терр. диалектного членения рус. яз., наряду с южным наречием и среднерус. говорами, характеризуется рядом важнейших язык. особенностей: оканьем, отсутствием звука j между гласными ("он делат"), сочетанием мм в соответствии с бм ("омман", "оммерял"), склонением существ. с суфф. -ушк, -ишк по типу слов муж. рода: дедушко, дедушка, дедушку и т. д., распространением слов, не свойственных говорам и др. Основные группы говоров сев. наречия: ладого-тихвинская, вологодская, костромская.

Северное сияние

СЕ́ВЕРНОЕ СИЯ́НИЕ (полярное сияние) - наблюдаемое в приполярных обл. свечение верх. слоев атмосферы, к-рое вызывается действием потоков частиц, вторгающихся в атмосферу из космоса.

В сев.-рус. говорах известны многочисл. наименования разл. степеней свечения: бель, о́тбель - слабый белесоватый свет; зо́ри, ночные зо́ри, па́зори, зо́рники, зимние зорни́цы, багрецы - багровый отсвет, сменяющийся радужным; лучи и столбы - яркое свечение; спо́лохи, снопы - свечение, сопровождающееся громом.

Северные письма

СЕ́ВЕРНЫЕ ПИ́СЬМА - усл. термин, обозначающий опередел. круг пам. др.-рус. иконописи Рус. Севера, преимущ. 14-15 вв., сюда же относятся и сев. иконы 18 в., стилистич. близкие более раннему периоду.

В 15 в. в иконописи сев. земель наиболее ощутимо влияние Новгорода - домнирующего на этих терр. (яркость цвета, характерное сочетание красок, четкость контуров, энергичная характеристика образов). Но новг. худож. влияние было не единственным - в творчестве сев. мастеров также прослеживается влияние Пскова, Ростова, Москвы.

С 16 в. с потерей Новгородом самостоятельности, усилением роли Москвы в формировании общенац. иск-ва новгородское влияние ослабевает, а в С. П. отчетливее начинают прослеживаться местные худ. черты и традиции: так, можно выделить иконы Обонежья, Карелии, Устюга, Каргополя и др.

Для С. П. характерны демократичность образов, нек-рая наивность и упрощенность в их трактовке, яркая красочность, декоративность, порой, неуверенная манера письма и упрощенная техника, но всегда ярко выраженное индивид. творч. начало.

Лит.: Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV-XVI веков. М., 1967; Смирнова Э., Ямщиков С. Древнерус. живопись: Новые открытия: Живопись Обонежья XIV-XVI веков. Л., 1974; Реформатская М. А. "Северные письма". М., 1968.

Северные письма. Антоний Сийский с житием. Икона. 16 в.

Северные письма. Антоний Сийский с житием. Икона. 16 в.

"Северные цветы"

"СЕ́ВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ́" - лит.-худ. альм., издававшийся в Москве в модернистском изд-ве "Скорпион". Фактическим состав. и ред. его был В. Брюсов. Всего вышло пять выпусков (1901-03, 1905, 1911). Учредители "С. Ц." считали его преемственным по отношению к "С. Ц." пушкинской поры, издававшимся А. Дельвигом. Они стремились придерживаться их духа, быть "вне существующих лит. партий, принимать в свой сборник все, где есть поэзия, к какой бы школе ни принадлежал их автор". Кроме того, была заимствована и структура изд. (проза, поэзия, лит. документы). Альманах содействовал объединению обеих линий рус. символизма (петербург. и моск.). В "С. Ц." печатались произв. бывших сотрудников "Северного вестника" З. Гиппиус, Н. Минского, Ф. Сологуба, К. Фофанова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока и др. В первом сб. приняли участие А. Чехов и И. Бунин. В ист.-лит. отделе публиковались не изв. письма и произв. А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Я. Полонского, Вл. Соловьева и др. Худ. оформление альманаха осуществлялось "мирискусниками" К. Сомовым, Л. Бакстом и др.

-----------------------------------

"СЕ́ВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ́" - ежегодный илл. лит. альманах. Издавался в С.-Петербурге (1825-31) А. А. Дельвигом при участии О. М. Сомова. Принадлежал к числу лучших рус. альманахов. Среди сотрудников: Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнев, А. С. Пушкин, Н. М. Языков и др. Последний выпуск был издан А. С. Пушкиным в пользу семьи скончавшегося А. А. Дельвига.

"Северный вестник"

"СЕ́ВЕРНЫЙ ВЕ́СТНИК" - ежемес. лит., науч. и полит. ж. Основан в С.-Петербурге в 1885 А. М. Евреиновой, к-рая была ред. издания до 1889. В эти годы "С. В." имел гл. обр. народнич. ориентацию. В нем печатались авторы закрытых в 1884 "Отечественных записок": В. Короленко, Г. Успенский, Н. Михайловский и др. В 1890 "С. В." перешел в руки Л. Гуревич, а факт. ред., ведущим критиком и теоретиком его стал А. Волынский. Под их руководством "С. В." значительно обновился. В 1890-е гг. он был единств. в России органом, способств. становлению рус. модернизма, поддерживавшим новаторские искания писателей-символистов. Здесь были опубликованы ром. "Отверженный", "Юлиан Отступник" Д. Мережковского, "Тяжелые сны" Ф. Сологуба, рассказы и стихи З. Гиппиус, стихи К. Бальмонта, Н. Минского и др. Предпочтение отдавалось тем авторам, к-рые стремились выразить вневременные, вечн. ценности мира, религии, иск-ва. Идейную позицию ж. определяли статьи А. Волынского. "С. В." вел акт. борьбу против позитивизма, утилитаризма и узкой тенденциозности в иск-ве. "С. В." был присущ нек-рый эклектизм. Наряду с модернистами в нем печатались Л. Толстой, Н. Лесков, П. Боборыкин, Д. Мамин-Сибиряк, М. Горький и др. Прекратил существование в 1898.

Северный модерн

СЕ́ВЕРНЫЙ МОДЕ́РН - направление арх. кон. 19 - нач. 20 в., распр. в Скандинавии и прибалт. обл. Российской имп. (Финляндия, Лифляндия, Эстляндия), очень характерно для Петербурга. Ведущими мастерами С. М. в Петербурге были Ф. Лидваль, А. Бубырь, Н. Васильев; дань этому направлению отдали мн. столичные мастера.

Здания С. М. часто являются акцентными в гор. среде. Угловые здания всегда асимметричны, что вообще характерно для С. М., одухотворенного реминисценциями крепостного зодчества. Поэтому так часто встречаются романтические башни и башнеобразные эркеры со шлемовидными завершениями. Кровли и откосы покрывают черепицей. Фасады зданий часто отделаны "шубой" из грубо околотого камня, чаще серого гранита. Порталы часто оформляются как входы в каменные пещеры. Грубой "шубой" накладывается и штукатурка. Отделка фасадов, лестниц, печей часто дополняется керамикой скупых тонов. Окна часто суживаются, остекляются толстым хрусталем или рифленым стеклом. Витражи и подцвеченное стекло придают интерьеру таинственность. В декоре - изображения диких лесных растений, животных и насекомых, пейзажи Рус. Севера, таежные чащи.

Характ. примерами С. М. в С.-Петербурге являются: дом страхового об-ва "Россия" (арх. П. Гимпель, худ. рук. Н. Рерих) с замечат. лестницей, фриз которой демонстрирует все разнообразие рус. природы; дом семьи Лидваль; доходные дома, построенные А. Бубырем; дачи на Каменном о-ве, детские и парад. кабинет Николая II в Александровском дворце, созданные Р. Мельцером. Почти целиком в стиле С. М. создан г. Выборг.

Арх. С. М. созвучны живопись Н. Рериха, К. Коровина, раннего К. Петрова-Водкина. Подобные мотивы мы слышим у П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова; встречаем в поэзии А. Блока и К. Бальмонта. К С. М. очень близко подходит арх. неорусских построек: Ярославский вокзал (Ф. Шехтель, Москва), ц. Св. Духа в Талашкине (С. Малютин, В. Суслов), Федоровский городок (С. Кричинский, Царское Село), Марфо-Мариинская обитель (А. Щусев).

Северный морской путь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Североведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Северцов Ник. Ал

СЕ́ВЕРЦОВ Ник. Ал. (1827-85) - зоолог, зоогеограф и путешественник, исследователь Ср. Азии. Исследовал взаимодействие животного мира и географич. среды. На основании установленных им закономерностей и расселения животных выделил для европ. части России и Зап. Сибири три геогр. зоны (полосы) - тундровую, лесную и степную. В 1857-79 совершил неск. путешествий по Ср. Азии. Предложил деление Палеарктики, к-рое легло в осн. дальнейших иссл. этой обл. Автор тр. "Орнитология и орнитологическая география Европейской и Азиатской России" (1867), "Архары" (1873), "Путешествие по Туркестанскому краю и исследование горной страны Тянь-Шаня" (1873), "Орографический очерк Памирской горной системы" (1886).

Чл. Моск. об-ва испытателей природы (с 1850), чл. Рус. геогр. об-ва (РГО, 1857), награжден медалью им. Ф. П. Литке РГО (1878) и Константиновской медалью РГО (1883). Его именем назв. пик на Памиро-Алае, а также ледники на Памире и Заилийском Алатау. Погиб при переправе по льду через один из притоков Дона.

Лит.: Берг Л. С. Памяти Николая Алексеевича Северцова // Изв. Всесоюз. геогр. об-ва. 1940. Т. 72. Вып. 1; Золотницкая Р. Л. Н. А. Северцов - географ и путешественник. М., 1953.

Северяне

СЕВЕРЯ́НЕ - союз вост.-слав. племен в 8-10 вв. В "Повести временных лет" при описании слав. расселения отмечено: "А другие сели по Лесне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами". Как этнографич. группа вост. славянства С. сформировались в 8-9 вв. Происхождение этнонима не совсем ясно. Возможно, до появления на Днепровском левобережье эта группа занимала сев. области слав. прародины. Однако высказывались и др. версии. В этом случае пришедшие славяне ассимилировали какие-то группы ираноязыч. населения, восприняв от последнего его наименование. Терр. С. на западе граничила с полянами, на сев.-западе - с радимичами, сев.-востоке - с вятичами, на юго-востоке - с кочевыми племенами.

В сер. 9 в. С. находились в даннической зависимости от хазар и были освобождены от нее в 884 киевским кн. Олегом. С ним же принимали участие в походе на Византию в 907. В 1024 С. в составе войска Мстислава Владимировича Тмутараканского участвовали в битве у Листвена с Ярославом Владимировичем. В 12 в. формируется Северное княжество со столицей в Новгород-Северском. Термины "Северские города", "Северская земля" удерживаются вплоть до 17 в.

Северянин Иг

СЕВЕРЯ́НИН Иг. (наст. имя и фам. Иг. Вас. Лотарев) (1887-1941) - поэт. Род. в дворянской семье. Образование получил в Череповецком реальном уч-ще. Первое выступление в печати - публ. в ж. "Досуг и дело" (1905, № 2). Раннее творчество характеризуют настроения мечтательности и тоски, порою - смутное гражданское негодование, восхоящее к традиции С. Я. Надсона. Своими учителями считал К. К. Фофанова и М. Лохвицкую. Собственный поэтический голос С. обретает в начале 1910-х гг., когда он возглавляет, а во многом и олицетворяет собой, группу эгофутуристов (К. Олимпов и др.). В 1912 он порывает с созданной им группой. К этому времени С. уже обретает всерос. известность. В 1913 выходит в свет с предисловием Ф. Сологуба первая кн. стихов С. "Громокипящий кубок" (выдержала 10 изд.). Кн. вызвала сочувств. отклик В. Я. Брюсова, признавшего С. "настоящим поэтом". За ней последовали "Златолира" (1914, 6 изд.), "Ананасы с шампанским" (1915, 4 изд.), "Victoria Regia" (1915, 3 изд.). С. стал самым модным поэтом 1910-х гг. В 1918 на одном из поэтических вечеров С. был избран "королем поэтов", опередив В. В. Маяковского и К. Д. Бальмонта. Успех творчества С. определялся выработанной им самобытной поэтической манерой, эстетски изысканной, с легким налетом иронии и "позы". Язык поэзии С. отличает игра со словом, призванная увлечь читателя худож. "изыском".

В 1918 С., отдыхавший в Эстонии, стал эмигрантом (эст. граница отрезала его от России). Его эмигрант. творчество, обретая естественность интонации, в то же время несколько блекнет в плане поэтич. своеобразия. В эмигрант. поэзии С. преобладают ностальгич. ноты и попытки обрести связь с утраченной родиной (автобиогр. ром. в стихах "Колокола собора чувств", 1925; сб. сонетов "Медальоны", 1934).

И. Северянин. Портрет Л. Голубева-Багрянородного

И. Северянин. Портрет Л. Голубева-Багрянородного

Седов Георг. Як

СЕДО́В Георг. Як. (1877-1914) - полярный исследователь и гидрограф. Род. в семье рыбака на хуторе Кривая Коса (ныне пос. Седово Донецкой обл.). Окончил мореходные классы в Ростове-на-Дону (1898). Плавал на Черном море штурманом и капитаном. В 1901 сдал экстерном экзамены за курс Морского корпуса и был прикомандирован к Гл. гидрогр. управлению Мор. мин-ва. С 1902 участвовал в гидрогр. работах в Сев. Ледовитом океане и на Каспийском море. В 1905, во время рус.-япон. войны, командовал миноноской в Амурской флотилии. В 1909 возглавлял эксп. по описи устья р. Колымы для выяснения возможности захода в него мор. судов. Летом 1910 производил опись Крестовой Губы (у зап. берегов Новой Земли). В 1912 выступил с проектом санной эксп. к Сев. полюсу, не встретившим поддержки пр-ва. Эксп. была организована на частные пожертвования. В авг. 1912 эксп. на судне "Св. Фока" вышла из Архангельска, взяв курс к Земле Франца-Иосифа, однако у берегов Новой Земли вынуждена была зазимовать. К Земле Франца-Иосифа подошла 31 авг. 1913 и стала на вторую зимовку в бухте Тихой о-ва Гукера. 2 февр. 1914 С. в сопровождении матросов Г. В. Линника и А. М. Пустотного на трех собачьих упряжках покинул зимовку и двинулся к Сев. полюсу. В пути С. умер от цинги, погребен на мысе Аук о-ва Рудольфа. Эксп. проводила метеорол. и магнитные наблюдения; положила на карту сев.-зап. побережье Новой Земли. Именем С. назван залив у сев.-зап. берега и пик на Новой Земле, арх. у Сев. Земли, мыс на Земле Франца-Иосифа, арх. в Карском море, мыс в Антарктиде, пос. на Украине.

Соч.: Путешествие в Колыму и на "Новую Землю" в 1909-1910 гг. Пг., 1917.

Лит.: Пинегин Н. В. Георгий Седов (1877-1914). 2-е изд. М.; Л., 1953.

Седова Юл. Ник

СЕДО́ВА Юл. Ник. (1880-1969) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1898 (кл. Э. Чеккети), позднее совершенствовалась у Е. Соколовой. В 1898-1904, 1905-11, 1914-16 артистка Мариинского т-ра, с 1916 - балерина. Среди ее ролей: Тереза, Мария ("Привал кавалерии"), Заэль ("Ручей"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Пахита ("Дон Кихот"). В сезоне 1904/05 танцевала в Большом т-ре (Одетта - Одиллия, Царь-девица и др.). В 1911-14 С. возглавляла небольшую труппу, гастролировавшую по городам Европы и США. С 1918 С. жила во Франции, имела в Ницце школу балета. При неск. сухой, недостаточно выразительной манере исполнения С. была виртуозной танцовщицей - уверенная, хотя и резковато-силовая техника и широкий, свободный прыжок-полет с редким баллоном. Недаром С. называли "царицей хореогр. воздухоплавания".

Сезон театральный

СЕЗО́Н ТЕАТРА́ЛЬНЫЙ - время, в течение к-рого т-р регулярно играет свои спектакли для публики, как правило, с осени до весны следующего года.

Секира

СЕКИ́РА - древнее рубящее холодное оружие. Слово "С." является общеслав., производным от "сечь" (слав. сикира, сокира - топор). С. представляет собой топор с широким и длинным (до 30 см) металлич. лезвием в виде полумесяца и обухом для насадки на древо (до 1 м) - топорище. Иногда на обухе находился крючок для стаскивания всадника с лошади. На Руси 16 в. С. стала вытесняться бердышом (в Зап. Европе - алебардой).

Предыдущая страница Следующая страница