Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕК"-"СЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕК"-"СЕР")

Секстина

СЕКСТИ́НА (итал. sestina, позднелат. sextina, от лат. sex - шесть) - 1) Всякая 6-стишная строфа (терминологически неверно, но широко распространено).

2) 6-стишие с рифмовой ababab.

3) Твердая стихотв. форма, к-рую для отличия от обычной С. часто называют "большой С". Классич. С. состоит из шести 6-стиший, как правило, нерифмованных, и заключительного 3-стишия ("посылки"); слова, заканчивающие строки 1-й строфы, заканчивают строки и во всех последующих строфах, при этом каждая следующая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы в последовательности: 6-1-5-2-4-3. В "посылке" повторяются те же самые слова, в той же последовательности, но по одному на полустишие. Т. о. каждое из опорных слов должно повториться в разных контекстах 7 раз, каждый раз звуча по-новому. С. развилась из канцоны в 12-13 вв., была введена в итал. поэзию Данте и Петраркой, затем перешла в др. лит-ры эпохи Возрождения, но широкого распространения не получила, считаясь одной из труднейших твердых форм. Первый образец рус. С. (без "посылки", с рифмующимися опорными словами) дал в 1851 Л. Мей ("Опять, опять звучит в душе моей унылой..."), затем его образец повторил в 1898 Л. Трефолев ("Набат"). Рус. поэты нач. 20 в. либо ориентировались на канонич. С. (переводные и оригин. С. К. Бальмонта и М. Кузмина), либо повторяли С. Л. Мея, но чаще всего, сохраняя строфич. структуру С, рифмовали опорные слова (В. Брюсов, Б. Лившиц). Пример С. (Б. Лившиц "Сентиментальная секстина").

Мечты, мечты!... Как рыбарь сказки, он

Проспал улов, и разорвались сети,

И он глядит: идет ко дну виссон

Златых чешуй, и тает, тает сон

В безжалостном янтарно-ярком свете:

Проклятье дня почиет на поэте.

Увы, нельзя все время о поэте

Грустить и ждать: когда, когда же он

Поймет тебя?... Нельзя в вечернем свете,

Сквозь тонкие, как паутина, сети

Глядеться вечно в свой заветный сон,

Где ложе страсти, пурпур и виссон.

Шурши, осенний царственный виссон,

Нашептывай секстину о поэте,

Ушедшем в свой любимый давний сон,

В забытый сад, где грустно бродит он,

Больной поэт, где чуть трепещут сети

Плакучих ив, застывших в сером свете.

При свете дня и пепел, и виссон,

И сети ив, и строфы о поэте

Смешны, как он, но это вещий сон.

Он угасал в янтарно-ярком свете.

Дневное небо, солнечный виссон,

Земля в цвету, властительные сети

Земной весны в мечтательном поэте

Не пробуждали песен. Бледный, он

Всегда был замкнут в свой любимый сон.

Когда-то близкий, невозвратный сон:

В колеблющемся сумеречном свете

Заглохший сад, скамья, она и он.

Молчание. Предчувствия. Виссон

Поблекших трав. На ней и на поэте

Плакучей ивы пепельные сети.

И чьи-то руки - сладостные сети

Его влекут в любовный тихий сон.

Старинная легенда о поэте

И девушке, забывших все на свете,

Отвергнувших в пурпур и виссон!

Безмолвный сад, где лишь она и он!

Секта

СЕ́КТА (лат. sekta - школа, учение, направление) - термин, первоначально употреблявшийся для образования философ. школ. С. первых веков н. э. - название религ. гр. и общин, отколовшихся от господств. ц. в иудаизме, христ-ве, др. религиях, а также их учения. С. имеют определенные, но исторически подвижные границы. Сначала это гр. верующих, объединенных общностью взглядов и лишенных церк. иерархии, общеобязательных обрядов и догматов. Со временем мн. С. превращаются в церк. организованные религии. Христ. ц. сформировалась из распростран. в Римской империи мессианских общин и С., а в 4 в. н. э. стала госп. религией. В С. объединялись последователи еретич. учений первых веков христ-ва и раннего средневековья (арианские, несторианские, монофизитские С., павликиане, богомилы и др.). В период Реформации христ. С. слились с нар. движением. Безраздельное господство католицизма в Зап. Европе кончилось. Возник ряд протест. ц. Находясь в оппозиции к офиц. ц., С. нередко приобретали социальную окраску, противостояли гос-ву. Появлению С. в России предшествовали ереси 14-16 вв. и раскол во 2-й пол. 17 в. С кон. 17 в. возникают С, порвавшие с основами православия: хлысты (христоваверы), скопцы, духоборы, молокане и др. Во 2-й пол 19 в. в Россию в форме С. проникают баптизм, адвентизм и т. п. Христ. С. различаются по отношению к Ветхому и Новому Завету: а) библейские (жидовствующие и др. "субботники"), б) евангелические (евангелисты, молокане), в) имеющие свое тайное писание (мормоны). В зависимости от взглядов на то, каким путем верующий усваивает религ. истину, С. разделяются на рационалистич. (их последователи считают разум единств. посредником между Богом и челов. сознанием - баптисты, молокане и др.) и мистич. (их участники верят, что божеств. откровение сообщается человеку и помимо разума, путем экстатич. видений и пророчеств - квакеры, хлысты и др.). С. сыграли большую роль в формировании ислама, иудаизма, буддизма и ламаизма.

Секуляризация

СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ (фр. secularisation, от лат. saecularis - мирской, светский) - 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. Впервые термин употреблен на переговорах по заключ. Вестфальского мира (1648). В ран. средневековье использовалась гос-вом для раздачи земель свет. феодалам (С., проведенная в 8 в. во франкском гос-ве Карлом Мартеллом и др.). В период образования централизов. гос-в являлась одним из способов укрепления монарх. власти. Широкий размах приобрела во время Реформации, подорвав могущество катол. ц. - тогда опоры феодализма. Требование С. выдвигали Д. Уиклиф, Я. Гус, М. Лютер (14-16 вв.), их поддерживали нек-рые феод. государи и свет. феодалы. После подавления Крестьянской войны (1525) С. в свою пользу провели присоединившиеся к Реформации нем. князья. В 16 в. С. была осуществлена в Швейцарии, Швеции, Дании, Норвегии, Нидерландах, Англии. В 18 в. в Европе возобновлению С. способствовала политика абсолютизма (С. Иосифа II в Австрии и др.). Новый период С. открыла Вел. франц. революция. С. проводилась при объединении Италии (сер. 19 в.), включая ликвидацию Папской обл., в Испании, в странах Востока и Лат. Америки. С. усиливала пр-ва, создавала слои защитников новых порядков. В период Реформации церк. земли перешли в осн. к дворянам, в эпоху бурж. рев-ций - отчасти к буржуазии, отчасти к крестьянам. Менялся характер собственности - дробились круп. участки, ликвидировалась феод. система х-ва. В России стремление к С. наблюдалось со времени образования централизов. гос-ва. Церк. землевладение было ограничено в 16-17 вв. С 1701 пр-во Петра I проводило времен. и частичную С. с целью пополнения казны и ослабления влияния ц. После создания Синода (1721) значит. часть вотчин вернули ц. с условием передачи определ. доли доходов в казну. Во 2-й четв. 18 в. тенденция к С. была непоследовательной. С кон. 1750-х гг. для ослабления восстаний монаст. крестьян началась подготовка к С. Указ о С. издан Петром I в 1762. Екатерина II приостановила его, но уже в 1764 подписала свой указ: все вотчины ц. и монаст. передавались гос-ву. Монаст. крестьяне (ок. 1 млн душ муж. пола) перешли под управление Коллегии экономии (в 19 в. влились в разряд гос. крестьян). В 1786 С. была распространена на Украину. В кон. 18 - нач. 20 в. монаст. и сельские ц. обеспечивались землей из рук гос-ва. По декрету о земле 1917 сов. власть национализировала все церк. и монаст. земли (ок. 3 млн дес). Декретом 20 янв. (2 февр.) 1918 ц. отделилась от гос-ва; в ее пользовании оставались лишь молитвенные здания.

2. В Зап. Европе - переход лица из духовного состояния в свет. с утратой соответствующих прав и обязанностей.

3. Всякая эмансипация (высвобождение) от религ. и церк. ин-тов и влияния. В этом смысле можно говорить о С. философии и др. наук, лит-ры, иск-ва, гос-ва, права, школы и вообще всей жизни. Начало С. положила эпоха Возрождения. Гл. противником С. является клерикализм.

Селивановский Сем. Иоанникиевич

СЕЛИВА́НОВСКИЙ Сем. Иоанникиевич (1772-1835) - книгоиздатель. Род. в с. Деднево Рязанской губ. Происходил из крепост. Крест. рода. Свою деят-ность начал в моск. типографии своего дяди М. П. Пономарева, где неск. лет проработал наборщиком. В 1793 арендовал "вольную" моск. типографию. За три года ее существования (1793-96) было напечатано более 60 кн. После указа Екатерины II от 16 сент. 1796, запрещавшего деят-ность частных типографий, был вынужден уехать в Николаев, где организовал Черноморскую адмиралтейскую типографию. В 1800 вернулся в Москву и возобновил свое дело. В 1-й четв. 19 в. типография С. занимала одно из первых мест среди частных типографий России по кол-ву произв. печатной продукции. По содержанию кн., выпускавшиеся С., были разнообразны: беллетрист. произв., ист., соч., словари, спец. тр. и руководства - мед., с.-х., по домоводству и пр., религ.-филос. лит-ра. Число названий лит. изд. превышало 130, а ист. тр. и публикаций - более 70. С. печатал произв. как отеч., так и иностр. авторов. Среди них: Н. М. Карамзин, В. М. Протопопов, Е. А. Болховитинов, В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, Ф. Н. Глинка, П. Л. Яковлев, В. Скотт, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер и мн. др. Под рук. С. были напечатаны пять из семи печатных листов "Слова о полку Игореве" (1, 3, 5-7) и "Поколенная роспись князей". В 1804 он напечатал "Древние русские стихотворения" - первую подлинную запись рус. былин и ист. песен, а в 1819 издал 2-ю ч. "Собрания Государственных грамот и договоров". В 1822-25 С. начал выпуск оригинального "Энциклопедич. словаря". Он намеревался издать 40-45 т., однако отпечатал лишь три из них, а затем работа была прекращена из-за цензурных гонений. После смерти С. типография перешла к его сыну Николаю и просуществовала до 1859.

Лит.: Селивановский Н. С. Записки // Библ. записки. 1856. № 17; Остроглазов И. Словарь С. А. Селивановского // Рус. архив. 1890. № 11; Гурьянов В. П. Радищев и Селивановский // От "Слова о полку Игореве" до "Тихого Дона". Л., 1969; Кононович С. С. Типографщик Селивановский /Книга: Исслед. и материалы. М., 1972. Сб. 23.

Селище

СЕ́ЛИЩЕ - открытое, неукрепленное поселение (в отличие от городища - укрепленного поселения). Как археол. термин чаще употребляется для обозначения типа поселения жел. века. Топография, размеры и планировка С. зависели от видов хоз. деят-ности и соц. связей древних коллективов. Часто С. располагались вблизи укрепленных поселений, обеспечивавших безопасность жителей при появлении неприятеля. Рядом с С. возникали кладбища - курганные и бескурганные могильники. С - наиб. распростр. тип поселения у славян 6-7 вв. и позже - в эпоху Др. Руси. Как правило, соответствует понятию "деревня". Иногда такие поселения, располож. на речных торг. путях, могли перерастать в крупные торжища с признаками раннегор. развития.

Селищев Аф. Матв

СЕЛИ́ЩЕВ Аф. Матв. (1886-1942) - языковед, славист, занимавшийся проблемами сравнит.-ист. грамматики слав. яз., диалектологии, балкан. яз.-знания. Род. в крест. семье. Окончил в 1911 ист.-филол. ф-т Казан. ун-та и был оставлен там работать. Читал лекции по старослав. и зап.-слав. яз., по сравнит. грамматике слав. яз. Летом 1914 по направлению Казан. ун-та С. совершил поездку на Балканы, результатом к-рой была публ. мат-лов в "Ученых записках Казан. ун-та" и его тр. "Очерки по македонской диалектологии" (Казань, 1918).

В 1918-20 С. работает в Иркутском ун-те, изучает говоры Сибири ("Диалектологический очерк Сибири". Иркутск, 1921). В 1920 избирается проф. Казанского ун-та, а в 1921 принимает приглашение заведовать каф. славистики в Моск. ун-те (после смерти В. М. Щепкина).

Разносторонняя науч.-иссл. и пед. деят-ность С. отмечена его избранием в 1926 чл.-кор. Акад. Угро-финского об-ва в Хельсинки, в 1929 - чл.-корр. АН СССР, в 1930 - чл.-корр. Болг. А. Н. С. - чл. ряда зарубежных науч. об-в. В февр. 1934 арестован по делу славистов, осужден на 5 лет лагерей, отбывал срок заключения в Карлаге. В янв. 1937 освобожден, был прописан в Калинине, но работал в Москве, в апреле 1939 получил разрешение жить в столице.

Соч.: Введение в сравнительную грамматику славянских языков. Вып. 1. Казань, 1914; Полог и его болгарское население: Ист., этнографич. и диалек-тологич. очерки Северо-зап. Македонии. София, 1929; Славянское население в Албании. София, 1931; Македонские кодики XVI-XVIII веков: Очерки по ист. этнографии и диалектологии Македонии. София, 1933; Славянское языкознание. М., 1941. Т. 1. Старославянский язык: В 2 ч. М., 1951 - 1952; Избр. труды. М., 1968.

Лит.: Бернштейн С. Б. А. М. Селищев - славист-балканист. М., 1987.

А. М. Селищев

А. М. Селищев

Село

СЕЛО́ - тип крест. поселения (наряду с деревней); древнейший рус. термин, обозначающий поселение, населенное место. В пам. ст.-слав. письменности термином "С." обозначались "обрабатываемое поле" или "дом", "обитель" и лишь затем появилось значение - "населенный пункт". Именно в этом значении оно встречается уже в "Повести временных лет": "И есть село ее Ольжичи и доселе" (т. е. Ольги, 947). С. отличается от деревни гл. обр. большими размерами. В период феодализма С. было адм. и хоз. центром феод. владения (С. с деревнями), где находился господский ("большой") двор. Наличие при большинстве таких дворов ц. обусловило позднейшее (19 в.) определение С. как круп. Крест. поселения с ц., хоз. и адм. центра близлежащих деревень.

Сельвинский Илья Львович

СЕЛЬВИ́НСКИЙ Илья (Карл) Львович (1899-1968) - поэт, драматург. Род. в Симферополе, в семье скорняка. Писать стихи начал в г-зии. В юности в поисках заработка переменил мн. профессий: был актером, борцом в цирке, портовым грузчиком и т. д. Участвовал в гражд. войне на юге России. В 1923 окончил ф-т обществ. наук 1-го Моск. гос. ун-та. Несколько лет был разъездным инструктором Центрсоюза по заготовке пушнины. Как корр. "Правды" участвовал в арк-тич. рейсе "Челюскина". В 1920-х гг. - один из лидеров Лит. центра конструктивистов, в русле к-рого новаторские черты его поэзии: свободное соединение фантазии и реальности, парадоксальная образность, ориентация на жаргон изображаемой среды, фонетич. письмо, рационализм композиции. Впоследствии "исправлял" нек-рые свои произв. 20-х гг., в значит. степени лишая их своеобразия. В 1928 написана трагедия "Командарм-2" (поставлена Вс. Мейерхольдом в 1929), в 1933 - пьеса "Умка - белый медведь" (пост. Т-ром рев-ции в 1935), за ней - ист. трагедии: "Рыцарь Иоанн" (1937-38), "Бабек, или Орла на плече носящий" (1940), драматич. трилогия "Россия" (1944); "От Полтавы до Гангута" (1949); "Большой Кирилл" (1951-54). Во время Вел. Отеч. войны С. находился в действ. армии (сб. "Крым, Кавказ, Кубань", 1947; трагедия "Читая Фауста", 1947). В последние годы преимущественные темы лирики С. - любовь и счастье, старость и мужество жить, смерть и бессмертие (сб. "Давайте помечтаем о бессмертье", 1969). С. - автор автобиогр. ром. "О, юность моя!" (1966), лирич. трагедии "Царевна-Лебедь" (опубл. посмертно) и кн. "Студия стиха" (1962), в к-рой отразилась многолетняя работа с поэтич. молодежью в Лит. ин-те, итог стиховедческих изысканий, в частности обоснование тактовой просодии.

И. Л. Сельвинский

И. Л. Сельвинский

Семантическое поле

СЕМАНТИ́ЧЕСКОЕ ПО́ЛЕ - обширное объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга. С. П. отражает связи и зависимости между эл-тами действительности - объектами, процессами, свойствами, поэтому естественно включает в себя лексику значимых частей речи - имен существит., прилагат., глаголов. Каждое С. П. имеет семантич. ядро - определенное понятие, выраженное словом, называемым "архилексемой поля", вокруг к-рого группируется лексика, формирующая центр и периферию поля. Так, вокруг архилексемы вода формируется С. П., отражающее такие системноорганизов. фрагменты действительности, как "Водоемы и их части" (море, ручей, река, омут, приток, исток...); "Формы существования воды, определяемые характером и способом ее движения" (водопад, водоворот, каскад, всплеск, волна...); "Характер и особенности движения воды" (литься, течь, струиться, плескаться, брызнуть...); "Характерные движения, производимые в воде, связанные с водой" (купаться, плавать, нырять, наводнять, обливать...) и др. С. П. обладает сдвоенной структурой: на первичное поле (денотативное, исходное), отражающее реальные связи и зависимости между эл-тами действительности (течет вода, всплеск воды, утонуть в воде, капля жидкости, кипит вода, плывет лодка), налагается поле вторичное (метафорич.), отражающее метафорич. связи и социальные, интеллектуальные и духовные сферы (течет толпа, мысль, всплеск огня, негодования, утонуть в делах, плывут воспоминания, море радости, кипит работа, капля жалости).

Каждое С. П. м. б. представлено как относительно замкнутая и единая система, единство к-рой создается и поддерживается системными отношениями, свойств. лексической системе. В то же время каждое С. П. как единица лексич. системы яз. связано с др. полями и проницаемо для их эл-тов (Ю. Н. Караулов). Идея пересечения С. П., их открытости и взаимодействия привела к концепции семантич. непрерывности лексики, согласно к-рой в лексич. системе яз. все эл-ты связаны непосредственно или опо-средов. связями (Ю. Д. Апресян, Ю. Н. Караулов).

Лит.: Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973; Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимич. средства языка. М., 1974; Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. М., 1976; Скляревская Г. Н. Языковая метафора как объект лексикологии и лексикографии: Автореф. Дисс... д-ра филол. наук. Л., 1989.

Семевский Вас. Ив

СЕМЕ́ВСКИЙ Вас. Ив. (1848/49-1916) - историк. Закончил в 1872 ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. Брат М. И. Семевского. В 1882 издал и представил к защите магист. дисс. "Крестьяне в царствование Екатерины II" (т. 1). Однако в Петерб. ун-те дисс. не была принята к защите из-за сопротивления К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый отд. места в ней считал политически вредными. Защита состоялась в том же году в Моск. ун-те. В 1889 опубликовал и защитил в качестве докт. дисс. в Моск. ун-те двухтомную монографию "Крестьянский вопрос в России в 18 и первой пол. 19 в.". В 1882-84 в качестве приват-доц. читал лекции в Петерб. ун-те. В 1886 ему было запрещено преподавать. Мн. годы вел занятия со студентами на дому. Принадлежал к народническому направлению в рус. историографии. Занимался в осн. изучением соц. истории, истории освободит. движения, истории обществ. мысли. Осн. тр. С.: "Рабочие на Сибирских золотых приисках" (1898) - первое крупное иссл. о рабочих; "Крестьяне в царствование Екатерины II" (т. 2), "Политические и общественные идеи декабристов" (1909), "Кирилло-Мефодиевское общество, 1846-1847 гг." (1911), "М. И. Буташевич-Петрашевский" (1912). Занимался изданием ист. док-тов. Участвовал в создании и был одним из ред. ж. "Голос минувшего" (1913). Был участником протестов петерб. интеллигенции против репрессивных мер пр-ва. В 1905 пред. Комитета по оказанию помощи полит. ссыльным. В янв. 1905 был подвергнут кратковрем. аресту. В 1906 - один из основателей и чл. ЦК партии народных социалистов. Много занимался просветит. деят-ностью: организовывал изд. кн. для народа, программ для самообразования, часто выступал с публ. лекциями.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1960. Т. 2; Шапиро А. Л. Русская историография в период империализма. Л., 1962.

Семевский Мих. Ив

СЕМЕ́ВСКИЙ Мих. Ив. (1837-92) - писатель, журналист, издатель, обществ. деятель. Брат В. И. Семевского. В 1855 в составе лейб-гвардии Павловского полка был переведен в Москву, где вошел в круг моск. литераторов, в частности познакомился с А. Н. Островским. В Моск. ун-те посещал лекции С. М. Соловьева, Ф. И. Буслаева, С. П. Шевырева. Первая печатная работа С. - ист. разыскание о предках А. С. Грибоедова (Москвитянин, 1856, июль № 12), а также этногр. иссл. родного ему Великолуцкого уезда (последнее знаменито прежде всего тем, что заслужило резко отрицат. отзыв Н. А. Добролюбова). С 1860 по приглашению К. Д. Ушинского преподавал историю в ст. классах Александровской половины Смольного ин-та. Выйдя в отставку (1861), служил в Гос. канцелярии (1863-82); был товарищем гор. головы (1884-1885). Работал в гор. училищной комиссии, боролся за увеличение гос. ассигнований на нар. образование. В 1861 С. напечатал неск. рассказов из рус. истории ("Слово и дело" // Светоч, 1861, № 3, 4). С нач. 1860-х гг. С. регулярно печатает в различных ж. ст. по рус. истории. В своих ист. работах С. стремился к занимательности повествования в сочетании с фактич. точностью. Наиб. значит. были им объединены в "Очерки и рассказы из русской истории 18 в." (СПб., 1883-1884. Кн. 1-3). Соч. С. были популярны и зачастую использовались в качестве уч. пособия.

В 1870 С. предпринял изд. ж. "Русская старина", в к-ром предполагалось печатание "сырого", а не переработ. и пересказанного мат-ла: воспоминаний, дневников, док-тов из разл. архивов. С. составлял коммент. и вступит. ст. к публ., проводил разыскания в архивах, вел переписку с корр. и даже иногда побуждал их к написанию мемуаров (пример с Т. П. Пассек). По числу подписчиков "Русская старина" находилась в первых рядах, нек-рые выпуски выдержали по неск. изд. Мн. мат-лы издавались отдельно. Особ. интерес в этом отношении представляет архив Куракиных (1891-1892), обнаруженный С. во время одной из эксп. в провинцию. С. впервые в рус. журналистике ввел практику помещения в ж. портретов авторов и различных гравюр на ист. темы. Впоследствии С. издал пять альбомов "Рус. деятели в портретах" (1882-1891). Мн. изд. С. до сих пор являются наиб. авторитетными для специалистов.

Семейно-обрядовый фольклор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семейные обряды

СЕМЕ́ЙНЫЕ ОБРЯ́ДЫ - группа обрядов, отмечающихся в кругу семьи, не обязательно только чл. одной семьи, участвовать могут и соседи или вся деревня (даже две в случае свадьбы), но в центре обряда стоит конкретная семья (или две), выполняющая роль хозяев праздника, в отличие от календарных обрядов, исполняемых всей общиной. Сюда относятся родины и крестины, свадьба и похороны. С. О. отмечают основные изменения в жизни человека, меняется при этом и статус остальных чл. семьи: роды превращают молодых в отца и мать, смерть одного из супругов - во вдову или вдовца и т. д. Последовательность этих обрядов составляет ритуальную биографию человека, или жизненный цикл. С др. стороны, все эти обряды принадлежат к одному типу - переходных или инициационных обрядов. Особенность их также в нек-рой спонтанности, роды и смерти происходят не по расписанию, в отличие от них свадьба может быть календарно приурочена.

Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. Б. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.

Семён Иванович Гордый

СЕМЁН (СИМЕО́Н) ИВАНО́ВИЧ (ГО́РДЫЙ) (ок. 1316-53) - кн. московский (1340), вел. кн. владимирский (1341). Ст. сын Ивана Калиты и кн. Елены. По духовной отца ему назначались в удел Можайск и Коломна и старейшинство над братьями. Получив ярлык на вел. княжение от хана Узбека, С. И. успешно продолжал политику отца, сохраняя мирные отношения с Ордой и укрепляя свою власть над рус. князьями. С. И. вел борьбу с литов. экспансией (поход на Смоленск в 1351) и попытками союза Литвы и Орды; противостоял оппозиции нек-рых бояр (опала на Ал. Петр. Хвоста). С. И. был женат три раза - на Анастасии (ум. 1345), дочери Гедимина Литовского, Евпраксии Смоленской (развод 1346), Марии Тверской (с 1347). С. И. умер во время эпидемии чумы, пережив малолетних сыновей. Земли и имущество С. завещал своей жене; полит. власть и вел. княжение перешли к его брату, кн. Ивану Звенигородскому.

Семёнов Викт. Ал-др.

СЕМЁНОВ Викт. Ал-др. (Ефимович) - (1888-1944) - артист балета, педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1912 (кл. М. Обухова). В 1912-29 - артист Мариинского т-ра. Засл. артист РСФСР (1939). Среди его ролей: Таор ("Дочь фараона"), Арлекин ("Арлекинада"), Роман ("Крепостная балерина"), Феб ("Эсмеральда"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Солор ("Баядерка"), Базиль ("Дон Кихот"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Голубая птица ("Спящая красавица"). Верный канонам петерб. академизма, С. в совершенстве владел формой классич. танца, обладал мягким и плавным прыжком с редким баллоном. "Артист вращается с такой прекрасной размеренностью, что глаз легко отмечает все фазы полета. С. делает из туров в воздухе медленно произносимую поэтическую фразу" (Ю. Слонимский). Не обладая актерским талантом, С. был надежным партнером - последним на родине для О. Спесивцевой и первым для М. Семеновой. Успешной была пед. деят-ность С: в Петрогр. театр. уч-ще (1913-29), в Моск. хореогр. уч-ще, худ. рук. к-рого он был в 1931-36, и в Большом т-ре (1931-36). В 1936-39 С. преподавал в Моск. Муз. т-ре, в 1939-44 в Ансамбле песни и пляски Сов. Армии.

Семёнов Владилен Григ

СЕМЁНОВ Владилен Григ. (род. в 1932) - артист балета, педагог. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1950 (кл. В. Пономарева). В 1950-72 - артист т-ра им. Кирова. Среднего партий: Принц ("Золушка"), Арбенин ("Маскарад"), Юноша ("Шопениана"), Евгений ("Медный всадник"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Голубая птица и Дезире ("Спящая красавица"). Классич. танцовщик статной внешности, с элегантной манерой танца и мягким, легким прыжком. Особенно близки С. были поэтические образы в традиц. балетах. В 1970-72 С. возглавлял худ. коллегию балета т-ра им. Кирова, с 1972 - педагог и репетитор этого т-ра. С 1962 преподает классич. танец в Ленингр. хореогр. уч-ще.

В. Г. Семенов в роли Дезире из балета «Спящая красавица»

В. Г. Семенов в роли Дезире из балета «Спящая красавица»

Семёнов Глеб. Сер.

СЕМЁНОВ Глеб. Сер. (1918-82) - поэт. Род. в Петрограде. Окончил хим. ф-т Ленингр. ун-та (1941). Первая публ. стихов - в газ. "Пролет. правда" (1935). Началом лит. деят-ности считал 1940 (цикл лирики в "Звезде"). Первый сб. лирич. стихотв. "Свет в окнах" (1947) был раскритикован за "аполитичность". При жизни С. вышло еще три кн. лирики: "Отпуск в сентябре" (1964), "Сосны" (1972), "Стихотворения" (1979). После смерти - "Прощание с осенним садом" (1986). Но большая ч. стихов осталась неопубликованной. С 1939 до конца дней С. руководил лит. объединением и кружками, в к-рых выросли А. Кушнер, Г. Горбовский, В. Британишский, Т. Галушко, В. Халупович и др. Много переводил из слав. поэзии (чешских, словацких, болгарских, белорусских поэтов), из поэзии народов Крайнего Севера. Особое место занимают пер. из Омара Хайяма.

Семёнов Григ. Мих.

СЕМЁНОВ Григ. Мих. (1890-1946) - походный атаман Амурского, Уссурийского и Забайкальского казачьих войск. Войсковой атаман Забайкальского казачьего войска, один из рук. Белого движения на Дальнем Востоке в 1917-21.

Окончил Оренбургское казачье уч-ще. В 1-ю мир. войну воевал в рядах 1-го Нерчинского казачьего полка, совершил ряд боевых подвигов. В 1914 награжден орд. св. Георгия 4-й ст. и зол. Георгиевским оружием. В июне 1917 в чине есаула назначен комиссаром Врем. пр-ва и формировал добровольч. часть из рус., китайцев, бурят, монголов, сербов в Забайкалье. В нояб. 1917 во главе сформиров. им Особого маньчжур. отряда вступил в борьбу с большевиками.

В окт. 1918 решением совещания ст. начальников антибольшевистской борьбы в Забайкалье удостоен атаманских званий дальневосточ. каз. войск. С 1918 - ком. 5-го Приамурского корпуса в чине полк. В результате самовольных распоряжений и интриг против Верх. правителя России адм. А. В. Колчака отстранен от всех занимаемых должностей, однако приказу не подчинился. В 1919 произведен в чин ген.-лейт. и назначен пом. команд. войсками Приамурского края. В 1920 принял всю полноту верх. власти на терр. "Рос. восточ. окраины". В нояб. 1920 с остатками своих частей отступил в Маньчжурию. Проживал в Кахакаши под Дайреном. С 1934 сотрудничал с Рос. Фашист. партией К. В. Родзаевского, однако критиковал ее программные установки. Практич. сотрудничество с япон. воен. кругами не получило развития. 19 авг. 1945 арестован сотрудниками "СМЕРШ". 29 авг. 1946 приговорен к смертной казни через повешение Воен. коллегией Верх. суда СССР. Автор мемуаров "О себе" (Дайрен, 1938).

Семёнов Ник. Ник

СЕМЁНОВ Ник. Ник. (1896-1986) - один из основоположников хим. физики, акад. АН СССР (1932). Род. в Саратове, в семье служащего. Окончил Петерб. ун-т в 1917. Организатор и первый дир. Ин-та хим. физики АН СССР, отделившегося от Ленингр. физ.-техн. ин-та в 1931. С 1944 С. - зав. кафедрой хим. кинетики в МГУ, основатель Физ.-тех. ин-та в Москве; акад.-секр. Отделения хим. наук (1958-63), вице-през. АН СССР (1963-71), а с 1971 - чл. През. АН СССР; первый из сов. ученых удостоившийся Нобелевской пр. по химии; гл. ред. ж. "Химическая физика".

Делом жизни С. стало открытие и теоретич. обоснование разветвленных цепных хим. реакций. В дальнейшем он создал общую теорию, охватывающую как разветвленные, так и неразветвленные цепные реакции, работал над расширением теории, наполнением ее конкретным хим. содержанием. Открытие разветвленных цепных хим. реакций положило начало развитию новой области науки - хим. физики. Разработанная С. теория справедлива и для описания кинетич. закономерностей, присущих ядерным разветвленным цепным реакциям и процессам стимулир. излучения в лазерах. (Впервые расчет цепной реакции деления урана был осуществлен учениками С. - Ю. Б. Харитоном, Я. Б. Зельдовичем.) За создание теории разветвленных хим. реакций С. совм. с Хиншельвудом (Англия) был удостоен Нобелевской пр. (1956). Из др. фундамент. результатов С. следует отметить создание цепной теории горения, теории теплового взрыва (сформулированы критич. условия теплового взрыва, рассчитан предварит. разогрев). Создана наука о горении и взрыве - распространение пламени, детонация, горение взрывчатых веществ и порохов. Кроме того, С. разрабатывал вопросы стабилизации полимеров, получения жаропрочных мат-лов, окисления углеводородов.

Лит.: Николай Николаевич Семенов: [Биобиблиогр. указ.] / Сост. Л. В. Шутько, А. Ф. Абашкина. М., 1990; Воспоминания об академике Николае Николаевиче Семенове. М., 1993.

Н. Н. Семёнов

Н. Н. Семёнов

Семёнов Сер. Тер.

СЕМЁНОВ Сер. Тер. (1868-1922) - писатель. Род. в бедной крест. семье. Грамоте выучился самостоятельно. В поисках заработка скитался по России и переменил мн. профессий. Писать начал под влиянием "Народных рассказов" Л. Толстого. В 1886, встретив его в Москве, отдал Толстому рассказ "Два брата" (опубл. в "Посреднике" в 1887). В 1887 вернулся в деревню. Первый сб. рассказов С. ("Крестьянские рассказы", 1894) вышел с предисл. Толстого. В 1904-05 жил в Англии у толстовца В. Г. Черткова. В 1908 был выслан за границу ("По чужим землям", 1910). Собр. соч. С. ("Крестьянские рассказы". В 6 т., 1909-13) было удостоено премии АН (1912). Убит в родной дер. Андреевской Волоколамского у. Моск. губ.

Семёнова Ек. Сем

СЕМЁНОВА Ек. Сем. (1786-1849) - драм. актриса. Дочь крепости. крестьянки. С 1796 по 1804 обучалась в Петерб. театр. уч-ще. Ученица И. А. Дмитревского. Впервые вышла на сцену в 1802 в школьном т-ре (Наталья - "Корсиканцы" и Софья - "Примирение двух братьев" А. Коцебу), с 1803 - на большой сцене. В труппе Петерб. т-ра - с 1805. Огромное значение для развития таланта актрисы имели ее занятия с А. А. Шаховским, а затем с Н. И. Гнедичем. Если первый вырабатывал у своих учеников естественность и сценич. органичность, то второй помог С. в поиске выразит. средств и отточенности роли. В тв-ве С. сплелись достижения классицистич. т-ра в обл. формы и влияния сентиментализма - в открытости чувств. Героини С. были современны и индивидуальны, актриса с помощью "просвещенных театралов" Н. И. Гнедича, А. Н. Оленина достигала цельности и достоверности образов. Наивысшие свершения С. связаны с трагич. репертуаром. "Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный, и часты порывы истинного вдохновения, все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано", - писал об артистке А. С. Пушкин, назвавший ее "единодержавной царицей трагич. сцены". В 1820 С. покинула т-р, но в 1822 вновь вернулась на сцену. Окончат. оставила актерское поприще в 1826. Осн. роли: Антигона ("Эдип в Афинах"), Моина ("Фингал"), Ксения ("Дмитрий Донской" В. А. Озерова), Нанина ("Нанина, или Побежденный предрассудок"), Аменаида ("Танкред"), Заира ("Заира" Вольтера), Офелия ("Гамлет" С. Висковатова, по Шекспиру), Корделия ("Король Лир" Н. Гнедича, по Шекспиру), Гермиона ("Адромаха"), Клитемнестра ("Ифигения в Авлиде"), Федра ("Федра" Расина), Медея ("Медея" Лонжпьера), Амалия ("Сын любви" А. Коцебу), Клоренс ("Влюбленный Шекспир" А. Дюваля), Эльмира ("Молодые супруги" А. С. Грибоедова).

Е. С. Семенова. Рисунок с гравированного портрета Н. И. Уткина

Е. С. Семенова. Рисунок с гравированного портрета Н. И. Уткина

Семёнова Марина Тим

СЕМЁНОВА Марина (Мария) Тим. (род. 1908) - балерина, педагог. Окончила Ленингр. театр. уч-ще в 1925 (кл. А. Вагановой). В 1925-29 артистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди ее партий: Аспиччия ("Дочь фараона"), мазурка, 7-й вальс ("Шопениана"), Душенька ("Крепостная балерина"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Никия ("Баядерка"). В 1930-52 балерина, с 1953 педагог-репетитор моск. Большого т-ра. Здесь среди ее новых ролей Маша ("Щелкунчик"), Лиза ("Барышня-служанка"), Китри ("Дон Кихот"), Золушка, Жизель, Эсмераль-да в одноименных балетах. В сезоне 1935/36 выступала в Париже, в т. ч. в Опере в "Жизели" с С. Лифарем. Педагог Моск. хореогр. уч-ща (1954-60) и ГИТИСа (с 1960). С первых выступлений С. поражала широтой движений, скульптурностью поз, властной мощью виртуозного танца, поисками своего, героич. стиля. В дальнейшем личная и сценич. судьба С. была непроста. Не создав новых значит. ролей, С. внесла много нового в интерпретацию партий классич. Ее Никия и Одетта были личностями столь же значительными, сколь и трагич. Традиции иск-ва С. неотрывны от рус. балета.

Лит.: Иванова С. Г. Марина Семенова. М., 1965.

Семёнова Нимфодора Сем

СЕМЁНОВА Нимфодора Сем. (1787/88-1876) - опер. и драм. актриса; мл. сестра Е. С. Семеновой. Начала выступления на сцене, будучи воспитанницей Петерб. театр. уч-ща (1807), к-рое закончила в 1809. Ученица А. А. Шахновского. Позднее обучалась у К. А. Кавоса и Я. Воробьева и перешла на оперную сцену. Красота, грациозность, обаяние, драм. способности, несмотря на отсутствие большого вок. дарования, сделали актрису популярной. Выйдя в 1831 замуж, С. оставила сцену. Среди драм. ролей: Анюта ("Рассудительный дурак" А. Н. Клушина), Федра ("Ариадна" Расина). Оперные партии: Софья ("Хижина, спасенная казаками, или Признательность" К. А. Ватация), Адита ("Сомнамбула" В. Беллини), Сервилия ("Титово милосердие" В. А. Моцарта), Анета ("Сорока-воровка"), Розина ("Севильский цирюльник" Д. Россини), Каролина ("Тайный брак" Д. Чимарозы).

Семеняка Люд. Ив

СЕМЕНЯ́КА Люд. Ив. (род. 1952) - артистка балета. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1970 (кл. Н. Беликовой). В 1970-72 - в т-ре им. Кирова. С 1972 - ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партии Роксаны ("Сирано де Бержерак"). Среди др. ее ролей: Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Маша ("Щелкунчик"), Аврора ("Спящая красавица"), Ширин ("Легенда о любви"), Китри ("Дон Кихот"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Раймонда, Жизель в одноим. балетах, Фригия ("Спартак"), Валентина ("Ангара"), Анастасия ("Иван Грозный"), Катерина ("Каменный цветок"), Леди Макбет ("Макбет"), Рита ("Золотой век"), Балерина ("Петрушка"), Беатриче ("Любовью за любовь"). Виртуозная, изящная балерина, верная акад. традиции ленингр. школы, С. соединяет в своем танце безупречную чистоту классики и артистич. экспрессию, завершенную красоту линий и ломкость хореогр. Рисунка совр. балетмейстеров. Ей подвластны лирич., драма-тич. и комедийные партии. Снималась в ТВ фильмах-концертах "Хореогр. новеллы", "Танцует Людмила Семеняка" и др.

Семизорова Нина Львовна

СЕМИЗО́РОВА Нина Львовна (род. 1956) - артистка балета. Окончила Киев. хореогр. уч-ще в 1975 (кл. Г. Кирилловой). В 1975-78 - артистка Киев. т-ра оперы и балета им. Т. Шевченко. С 1978 солистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий Феи ("Деревянный принц"), Дульцинеи ("Рыцарь печального образа"), Розы ("Маленький принц"). Среди др. ее ролей: Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Леди Макбет ("Макбет"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Фригия, Эгина ("Спартак"), Люська ("Золотой век"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Жизель, Жар-птица, Раймонда в одноименных балетах. С. обладает удлиненными линиями, большим шагом, сильным прыжком, динамикой вращений. Ее уверенный танец отличается классич. четкостью, внутренней энергией, масштабностью движений.

Н. Л. Семизорова

Н. Л. Семизорова

Семинарий

СЕМИНА́РИЙ - 1) Форма филол. ун-тских занятий, написание и обсуждение студенч. науч. работ под рук. проф. Нек-рые С. в Петерб. ун-те (С. А. Венгерова, В. Н. Перетца) имели существ. культурное значение, сыграли большую роль в подготовке науч. кадров.

2) Науч.-библ. пособие, предназнач. для студенч. занятий в С.; обычно представляет собой перечень тем, список лит-ры по ним и тезисную их разработку. Жанр С. был создан Н. К. Пиксановым (С. по рус. лит-ре, 1909) и имеет проблемно-тематич. (Нечкина М. В., Сказкин Е. В. Семинарий по декабризму, 1925) и персональную (Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому, 1922) разновидности. В лит-ведении 1920-60-х гг. созданы С. по творчеству практически всех рус. писателей-классиков и мн. сов. писателей.

Семинария

СЕМИНА́РИЯ (лат. seminarium - рассадник) - ср. спец. уч. заведение. Духовная С. - ср. уч. заведение для подготовки служителей культа у христиан. Появились в Зап. Европе во 2-й пол. 16 в. Первой в России была Александро-Невская С. в С.-Петербурге (1725). В С. были преобразованы Моск. славяно-греко-лат. и Киев. академии. В 1730-40-е гг. мн. школы при архиерейских домах (созданы по требованию Дух. регламента 1721) выросли до ср. уч. заведений, получили название духовных С. и стали сословными. В преподавании преобладала схоластика, не хватало денег и хороших учителей, но в 18 в. в России семинаристы были единств. категорией уч-ся, получавших ср. образование и пополнявших ряды студентов ун-тов. В результате реформы 1809 С. стали звеном системы сосл. духовного образования, готовили священников и поставляли кадры для духовных академий. Это были закрытые уч. заведения с 6-летним сроком обучения, к-рые давали ср. образование в объеме классич. г-зии; дополнительно преподавались психология, педагогика, логика, философия, в старших классах изучался курс богословия. Во 2-й пол. 19 в. С. стали общесословными. Выпускники С. могли преподавать в нач. школах, поступать в ун-ты (до 1884). В 1913 в России было 57 С. (по одной в каждой епархии). В наст. время духовные С. - уч. заведения, к-рые готовят священнослужителей рус. правосл., катол., армяно-григор. церквей.

Учительские С. - пед. ср. уч. заведения по подготовке учителей нач. школ. Возникли в кон. 17 в. во Франции и Германии, позднее и в др. европ. странах. Число их в Германии резко возросло в 19 в. под влиянием пед. идей И. Г. Песталоцци. В России первая учительская С. действовала в 1779-84 при Моск. ун-те. С. в С.-Петербурге в 1786-1804 выпустила более 400 учителей. Бурное развитие С. началось с 60-х гг. 19 в. План их устройства разработал К. Д. Ушинский в статье "Проект учительских С." (1861), по к-рому работали все С., открываемые земствами. Мин-во нар. просвещения стремилось им противопоставить правительственные, осн. на "Инструкции для учительских С. Мин-ва нар. просвещения" (1875, действ. до 1917). В учительские С. принимали лиц не моложе 16 лет всех сословий правосл. исповедания, выдержавших приемные экзамены в объеме программы 2-классных уч-щ с 5-6-летним сроком обучения. Уч.-ся получали стипендию (с условием отработать в школе не менее 4-х лет) и общежитие. Срок обучения - 3-4 года, в нек-рых земских С. - до 5 лет. Преподавали Закон Божий, церк.-слав. язык, широкий круг общеобразоват. предметов, основы педагогики. Хорошо была организована пед. практика - сначала в опытных школах учительских С., затем в массовых. К 1917 в России была 171 муж. и жен. учительские С. Учительские С. сыграли большую роль в развитии просвещения. После Окт. рев-ции их преобразовали в трехлетние пед. курсы, затем в педтехникумы (пед. уч-ща).

Семиотика

СЕМИО́ТИКА (от греч. σημείον - знак) - наука о знаках, рассматривающая разного рода явления природы и человеч. культуры как взаимодействия, опосредованные знаками; исследует структуру и функционирование знак. систем. В связи с тем, что С. опирается на смежные науки - прежде всего на логику и лингвистику (ср. две ветви современной С., идущие от амер. логика Ч. Пирса и швейц. лингвиста Ф. де Соссюра ("семиология"), - оначастично заимствует из др. областей знания концептуальный аппарат и методы, а также неизбежно затрагивает филос. проблемы знака, значения и яз. Предыстория С. как науч. дисциплины включает в себя идеи мн. мыслителей - от стоиков до Ч. Дарвина и З. Фрейда.

В русле пирсовского направления в сферу внимания С. попадает соотношение знак. и незнак. взаимодействий, классификация знаков, функционирование отд. знака, его структура и сочетание с др. знаками (синтактика), его значение (семантика) и его отношение к условиям использования и адресату (прагматика). Соссюровское направление в С. преимущественно обращается к системам знаков (кодам) в человеч. культуре, соотносимым с естеств. яз., причем содержательная сторона знаков трактуется как их внутрисистемная структурная значимость. По отношению к абстрактной системе (языку) разнообразные формы человеч. деят-ности и ее результаты (т. е. тексты культуры) в понимании тартуско-моск. семиотической школы выступают как реализация системы (речь); будучи сочетаниями знаков-эл-тов кода, они, в свою очередь, м. б. рассмотрены как самостоятельные знаки.

Наряду с теоретической С., тяготеющей к формальным построениям логико-матем. толка, во 2-й пол. 20 в. развернулись семиотич. иссл. в различных областях естественно-научного и гуманитарного знания (ср., напр., зоо-С. и - шире - био-С., в т. ч. эндо-С, изучающая процессы внутри организма), однако наибольшее распространение методы С. получили в изучении конкретных "яз. культур" (ср., напр., С. кино, С. рекламы, С. моды, С. повседневного поведения и т. п.), тем самым предоставив новые инструменты в распоряжение социологии, этнологии, психологии, иск-ведения и др. дисциплин.

Лит.: Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1971; Семиотика и информатика. М., 1971-1993. Вып. 1-33; Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976; Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. М., 1983; ЛотманЮ. М. Избранные статьи. Таллин, 1992-93. Т. 1-3; Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994; Библиогр. указ. изд. по семиотике Тартуского ун-та (1964-1992). С. 496-537.

Семирадский Хенрык

СЕМИРА́ДСКИЙ Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) - живописец, представитель академич. направления. Учился в Петерб. АХ (1864-70). Работал в Польше и России. Получил 1-ю зол. медаль за картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" (1870). Пенсионер АХ в Мюнхене (1871) и Риме (1872-77). По мотивам стих. А. К. Толстого создал картину "Грешница" (1873). Получил 1-ю зол. медаль на Всемирной выставке в Париже (1878) за картину "Светочи христианства" (1876). Эклектич., театр. черты тв-ва С. вызвали резкое осуждение критиков демократ. направления. Картина "Фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевсине" (1889) по своему линейно-рисуночному построению и разработке эффектов солнечного освещения является лучшей в его тв-ве, хотя ее композиция создана по традиц. барельефному принципу, а в пластике фигур ощущаются привычные академич. каноны. В колористич. отношении, несмотря на пленэрную задачу, картина выполнена по принципу раскраски, исключающему цветовое единство. С. создал для зала Ист. музея в Москве картины "Тризна воинов Святослава" и "Сожжение русса". С 1877 - проф. Петерб. АХ.

Семитка

СЕМИ́ТКА (семишник, семёшник, семак) - устаревшее назв. рус. монеты достоинством в 2 коп. Назв. возникло после ден. реформы, к-рую провел в нач. 40-х гг. 19 в. мин. финансов Е. Ф. Канкрин. Привычка народа к счету на ассигнации и на старые медяки породила в связи с реформой ряд интересных перемещений старых назв. медных монет и возникновение новых. Так, 3-копеечная монета, равная по ценности приблизительно 10 коп. в старой монете, получила нар. назв. "гривенный", сохранившееся местами до нач. 20 в. (наряду с назв. "гривенник" для монеты из серебра). Новую копейку стали кое-где называть "алтыном" (напр., в Сибири) и "трынкой" (в губ. Сред. России). 2-копеечная монета - грош, к-рая равнялась 7 коп. в дореформ. монете, надолго получила в народе назв. "С.". Назв. "грош" было перенесено на новую полукопеечную монету, а прежняя монета стала называться "грошиком".

Семитология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семь Симеонов

СЕМЬ СИМЕО́НОВ - персонажи волш. сказок, из ряда чудесных помощников: родные братья (иногда близнецы), "все один в одного и лицом, и статями", но каждый обладает своим особенным искусством (умением), полученным от рождения или приобретенным через ученье. Имя носит каламбурный характер: Симеон как бы этимологизируется от числит. "семь". В характеристике способностей С. С. в сказках присутствует доля иронии. Благодаря последоват. использованию своего мастерства С. С. добывают из-за моря невесту своему царю; иногда она становится женой одного из С. С. - вора.

Сенат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сенковский Осип Ив

СЕНКО́ВСКИЙ Осип (Иосиф-Юлиан) Ив. (1800-58) - писатель, журналист; востоковед. Польский дворянин, уроженец Виленского у. Учился в Виленском ун-те. В 18-19 лет опубликовал ряд переводов с араб. и персид. В 1819-21 путешествует по Египту, Сирии, Турции. В 1821 приглашен в С.-Петербург на службу в Коллегии иностр. дел. В 1822 назначен проф. Петерб. ун-та по араб. и турецкой кафедрам. Активно преподавал около 10 лет, опубликовав за это время ряд иссл. по истории, филологии, этнографии мусульман и переводов с араб. Мн. ученики С. (П. С. Савельев, В. В. Григорьев, В. Г. Тизенгаузен) внесли большой вклад в развитие рус. востоковедения. В 1847 скандально порвал с науч. средой, представив для прочтения на торж. акте ун-та "диссертацию" "О древности имени русского", оказавшуюся веселой мистификацией. Как писатель С. дебютировал в "Полярной звезде" циклом "Восточных повестей" ("Бедуин", 1823; "Витязь буланого коня", 1824 и др.), представлявших собой лит. обработку вост. сюжетов. В 1833 скандальный успех имели лит. фельетоны С. "Большой вход у Сатаны" и "Незнакомка", опубл. в альманахе "Новоселье" под псевд. Барон Брамбеус. В том же году С. становится ред. ж. "Библиотека для чтения", рассчитанного на массового читателя, энциклопедич. по содержанию, но скрепленного единым стилем. Вмешательство С.-ред. в авторские тексты явилось причиной враждебн. отношения к нему значит. части рус. писателей. Ж., однако, добился рекордного числа подписчиков (до 5000) и исключит. популярности, особенно в провинции. С. - автор "восточных" и "светских" повестей, фантастич. романов, фельетонов, пародий и т. п. Годы 1833-36 были временем высшего взлета С., когда выходят лучшие его произведения: "Фантастические путешествия барона Брамбеуса" (СПб., 1833), цикл очерков "Петербургские нравы" ("Сев. пчела", 1833-34), пов. "Вся женская жизнь в нескольких часах" ("Библ. для чтения", 1834), "Похождения одной ревижской души" ("Новоселье", 1834), "Турецкая цыганка", "Записки домового" ("Библ. для чтения", 1835). В кон. 1840-х гг. в обстановке конфликта с лит. общественностью и цензурных преследований С. прекращает лит. и журналист. деят-ность. Занимается астрономией, химией, садоводством, изобретательством (в частности, конструирует "оркестрион" - инструмент, призванный заменить собой целый оркестр и занявший два этажа в доме С). Со временем, растратив свои немалые сбережения, С. был вынужден вновь обратиться к журналистике. С 1856 начал печатать в "Сыне Отечества" еженед. фельетоны "Листки барона Брамбеуса", имевшие неожиданно громкий успех. Человек блестящих дарований, не сумевший, однако, полностью реализовать себя ни в науке, ни в лит-ре, подтачиваемый во всех своих начинаниях скептицизмом, презиравший всяческие убеждения и теории и за улыбкой презрения, возможно, скрывавший, как полагал А. И. Герцен, угрызения совести, - С. представлял в жизни тип "лишнего человека", известный по литре той эпохи, тип, сформированный гнетущей общественной атмосферой николаевского царствования.

Соч.: Собрание сочинений Сенковского (Барона Брамбеуса): В 9 т. СПб., 1858-1859; Сенковский О. И. Сочинения барона Брамбеуса. М., 1989.

Лит.: Каверин В. Барон Брамбеус: История О. Сенковского, журналиста, редактора "Библиотеки для чтения". 2-е изд. М., 1966; Кошелев В. А., Новиков А. Е. "...Закусившая удила насмешка..." // Сенковский О. И. Сочинения барона Брамбеуса... М., 1989. С. 3-22.

Сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimentalisme - чувствительность) - направление в европ. худож. культуре 2-й пол. 18 в. Является составной ч. эпохи Просвещения. Наиб. характерные образцы С. созданы в лит-ре и живописи. Рус. С. носит подчеркнуто утонченный, аристократич. характер: В. Капнист, Н. Карамзин, А. Радищев - в лит-ре, В. Боровиковский (творчество 1790-х гг.) - в живописи. С. противопоставляет излишне логич. рассуждению о природе эмоц. восприятие последней; выдвигает значение нравств. нач. в человеке как присущего самой его природе (представления о врожденном нравств. инстинкте); подчеркивает интуитивный характер восприятия, признавая при этом бессилие ума проникнуть в сверхчувств. сферу; выступает за своб. выбор как осн. и неотъемлемое право личности; защищает ценность каждой личности; признает индивид. склад души человека. Нравств. импульс С. - сострадание к ближнему, естеств. чувства к-рого не должны подчиняться ложным требованиям формального этикета. Нек-рые положения С. были впоследствии восприняты романтизмом. В частности, приверженцы С. (Ж. Ж. Руссо, А. Э. М. Гретри, К. Ф. Д. Шубарт) предвосхитили романтич. представление об особ. роли музыки как подлинном "языке души". С С. в муз. иск-во вошли новые темы и жанры - "слезные" мотивы в комич. опере ("Добрая дочка" Н. Пиччини, "Дезертир" П. А. Монсиньи, "Люсиль" А. Э. М. Гретри, "Несчастье от кареты" В. А. Пашкевича), сольная вок. лирика любовного содержания ("российская песня"), мелодрама ("Пигмалион" И. А. Бенды по Ж.-Ж. Руссо). Не без влияния С. формируется новый тип муз. мелодики, динамики и агогики (чувствит. секундовые задержания - "вздохи", длит. оркестровые нарастания звучности и столь же эффектные затухания, характерные для композиторов мангеймской школы). Отд. эл-ты сентименталистского муз. яз., ощутимые в иск-ве венских классиков (Моцарта, Бетховена), были восприняты романтиками, включившими их в новую образную систему.

Сентиментализм. Портрет С. А. Раевской. Худ. В. Л. Боровиковский.

Сентиментализм. Портрет С. А. Раевской. Худ. В. Л. Боровиковский.

Сенявины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сепия

СЕ́ПИЯ (лат. sepia - каракатица) - 1) Светло-коричневое красящее вещество, получаемое из чернильного мешка мор. моллюска-сепии.

2) Техника рисунка, выполняемого сепией, мягкой кистью с применением воды.

Серапион

СЕРАПИО́Н (ум. 1516) - церк. деятель. В 1495-1505 - игумен Троице-Сергиева мон. По нек-рым источникам, возглавил оппозицию на соборе 1503, что привело к отклонению проекта секуляризации церк. земель. В 1506-09 - архиеп. Новгородский, в результате острого конфликта с Иосифом Волоцким сведен с кафедры, предан отлучению и заточен в Андрониковом мон. в Москве. В 1512 отпущен в Троицкий мон., где и умер. Причисленк лику святых.

Серапион Владимирский

СЕРАПИО́Н ВЛАДИ́МИРСКИЙ (ум. 1275) - писатель, архимандрит Печерского мон. в Киеве (1249-74). В 1274 поставлен митр. Кириллом II во гл. Владимиро-Суздальской епархии. Похоронен в Успенском соб. во Владимире.

С. приписывается пять "Слов". Четыре читаются под его именем в сб. 16 в. "Златая цепь". Пятое известно лишь в сост. Паисиевского сб. 15 в. В. А. Клебанов приписывал С. "Поучение к попам", входящее в состав Кормчих книг. "Слова" С. постоянно включались в Измарагды, часто в Златоусты и др. сб. пост. состава, но тогда они обычно надписывались именами др. авторитетных церк. авторов.

Точной датировки написания "Слов" С. нет. В первом упоминается землетрясение в Киеве. Одно из них было в 1230, др. - в 1258. Скорее всего, в "Слове" С. имеется в виду последнее.

Произв. С. появились в эпоху тат.-монг. нашествия. В них отразилась глубина того полит. и нравств. кризиса, к-рый переживала в то время Русь. В первом "Слове" С. призывает своих слушателей обратить внимание на знамения, к-рые показывает Бог, и покаяться. Второе и третье тоже посвящены теме покаяния. Здесь С. уже не говорит о землетрясениях и городе, а рисует картину запустения Руси, разоренной монголами. Тат. нашествие С. в соответствии с давней трад-ей воспринимает как кару за грехи. Он сурово обличает пороки своих сограждан, жадность, жестокость, утверждая, что даже язычники лучше относятся друг к другу, чем христиане. В четвертом и пятом "Словах" С. обличает языч. обычаи.

"Слова" С. отличаются большой эмоциональностью, прозрачностью и ясностью яз., к-рые создают впечатление безыскусно построенной фразы, подражающей устной речи. На самом деле внутр. структура "Слов" сложна, изысканна и построена по сложным риторич. правилам. Такое сочетание создает характерный худож. облик произв. С.

Лит.: Петухов Е. Серапион Владимирский, рус. проповедник 13 в. СПб., 1888; Памятники лит-ры Др. Руси 12 в. М., 1981; Клебанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе "Поучения попам" // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры / Ин-т рус. лит-ры АН СССР. Л., 1958. Т. 14.

Серафимович Ал-др Сераф.

СЕРАФИМО́ВИЧ Ал-др Сераф. (наст. фам. Попов) (1863-1949) - писатель. Род. в казачьей семье. Учился на физ.-мат. ф-те Петерб. ун-та. Участвовал в студенч. движении, ссылался. Ранние произв. С. обусловлены традициями демократич. лит-ры. В период обществ. подъема нач. 20 в. С. был участником "Среды", членом изд-ва "Знание", близким другом М. Горького. В годы первой рус. рев-ции им написаны рассказы "Бомбы", "Похоронный марш", "На Пресне", насыщенные рев. патетикой. Губительной власти собственничества посвящена одна из лучших пов. С. "Пески" (1908). Этапом в творчестве писателя явился ром. "Город в степи" (1912), в к-ром, по сл. А. В. Луначарского, показан "процесс капиталистич. набухания, процесс расслоения его на классы". Новый творч. подъем писателя связан с периодом рев-ции и гражд. войны, когда был создан гл. ром. С. "Железный поток" (1924), героем к-рого стала народная масса, прошедшая через рев-цию.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

СЕРАФИ́МО-ДИВЕ́ЕВСКИЙ ЖЕ́НСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ - См. монастыри в России.

Предыдущая страница Следующая страница