Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕР"-"СИЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕР"-"СИЛ")

Сергеев Конст. Мих.

СЕРГЕ́ЕВ Конст. Мих. (1910-92) - артист балета, балетмейстер. Окончил Ленингр. хореогр. техн. в 1930 (кл. В. Пономарева). Артист т-ра им. Кирова (1930-61). Первый исполнитель партий: Актер ("Пламя Парижа"), Люсьен ("Утраченные иллюзии"), Коломан ("Раймонда"), Андрий ("Тарас Бульба"), Армен ("Гаянэ"), Добрый молодец ("Весенняя сказка"), Принц ("Золушка"), Евгений ("Медный всадник"), Али-Батыр ("Шурале"), Андрей ("Родные поля"), Ленни ("Тропою грома"), Арбенин ("Маскарад"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Ромео ("Ромео и Джульетта"). Среди др. его ролей: Антеон ("Эсмеральда"), Фрондосо ("Лауренсия"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Юноша ("Шопениана"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Голубая птица и Дезире ("Спящая красавица"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Базиль ("Дон Кихот"). Критика именовала этого лирич. танцовщика "лучшим тенором сов. балета", "поэтом мужского танца". В довоенные годы вместе с Г. Улановой, помимо ролей традиц. романтич. репертуара, С. исполнил немало новых ролей, вершиной к-рых стал образ Ромео. Позже его артистич. диапазон расширился - С. стал ироничным и насмешливым Принцем, драматичным Евгением, мужественным Батыром, трагичным Ленни. В 1946-77 - балетмейстер, в 1951-55, 1961-70 - гл. балетмейстер т-ра им. Кирова. Здесь им поставлены балеты: "Золушка" (1946), "Тропою грома" (1957), "Далекая планета" (1964), "Гамлет" (1970), "Левша" (1976). Созданные в т-ре новые редакции классич. спектаклей "Раймонда" (1947), "Лебединое озеро" (1950), "Спящая красавица" (1952), "Корсар" (1973) были впоследствии перенесены С. совм. с Н. Дудинской в др. отеч. и заруб. труппы. В 1980 в Моск. Муз. т-ре С. поставил балет "Легенда о Жанне д’Арк" (Н. Пейко). В 1938-40 и с 1973 - худ. рук. Ленингр. хореогр. уч-ща. Здесь им поставлены балеты "Времена года" (1974), "Аппассионата" (1978) и др. С 1991 С. - през. Акад. рус. балета.

К. М. Сергеев в роли Принца из балета «Золушка»

К. М. Сергеев в роли Принца из балета «Золушка»

Сергеев Ник. Григ

СЕРГЕ́ЕВ Ник. Григ. (1876-1951) - артист и реж. балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1894 (кл. М. Петипа). С 1896 - артист Мариинского т-ра, с 1901 - реж., в 1914-17 - гл. реж. балета. Одним из первых оценил и добился признания записи танца по сист. В. Степанова. Вел занятия по этой методике в Петерб. театр. уч-ще (1897-1917), пользуясь ею, возобновил в т-ре ряд балетов М. Петипа. Деят-ность С. как реж.. балета отличалась мелочными придирками, интригами, фискальством, в связи с чем он пользовался у своих коллег весьма дурной репутацией. В 1918 С. эмигрировал, забрав из сейфа т-ра сделанные под его руководством многочисл. записи классич. балетов. По ним С. ставит "Спящую красавицу" в "Русском балете Дягилева" (1921), балеты "Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик", "Коппелия" в англ. т-ре Сэдлерс Уэллс и др. труппах. За границей С. считался крупнейшим знатоком рус. балета, его деят-ность способствовала всемирному распространению шедевров отеч. хореографии.

Сергеев-Ценский Сер. Ник

СЕРГЕ́ЕВ-ЦЕ́НСКИЙ Сер. Ник. (наст. фам. Сергеев) (1875-1958) - писатель. Род. в с. Преображенском Тамбовской губ., в семье земского учителя. Родители умерли рано. Тамбов. г-зию не кончил по бедности. В 1895, после оконч. Глуховского учит. ин-та, поступил вольноопределяющимся в пехотн. полк. Сдав экзамены на чин прапорщика запаса, через год вышел в отставку и в течение 7 лет учительствовал в разных городах России. Печатался с 1898. В 1901 издал сб. стихов "Думы и грезы". С 1902 в столич. ж. стали появляться его рассказы, этюды, стихотв. в прозе: "Тундра", "Погост" (обе - 1903), пов. "Сад" (1905) и др. Сам С.-Ц. назвал свой повествовательный стиль "заре-вомметафор". Ром. "Валя" (1923) стал началом работы над многотомной эпопеей "Преображение России". Годы войны и рев-ции внесли существ. изменения в ее замысел и сказались на втором ром. эпопеи - "Обреченные на гибель" (1927). В 1920-30-е гг. С.-Ц. обращается к ист. жанру: "Поэт и поэт" (1927), "Поэт и поэтесса" (1928), "Гоголь уходит в ночь" (1933), "Невеста Пушкина" (1934), ром о 1-й мир. войне "Зауряд-полк" (1934) и "Лютая зима" (1935) - и работает над ром. о Крымской войне "Севастопольская страда" (1937-39). Нек-рые ч. ром. в 1940 легли в основу пьес "Вице-адмирал Корнилов" и "Малахов курган". Во время Вел. Отеч. войны С.-Ц. жил в Куйбышеве, затем в Алма-Ате, продолжал работу над "Преображением России": "Бурная весна" (1942), "Горячее лето" (1943), изд. под общим заглавием "Брусиловский прорыв". Событиям 1-й мир. войны посв. и ром. "Пушки выдвигают" (1944), "Утренний взрыв" (1951) и "Пушки заговорили" (1956), в перераб. виде прежние работы ("Пристав Дерябин", "Наклонная Елена", "Искать, всегда искать" и др.). Многотомная эпопея, по замыслу С.-Ц., должна была дать соц. срез России в ее движении к рев-ции. В посл. годы жизни С.-Ц. возвращался к поэзии ("Живая вода", "Повести и рассказы"). С.-Ц. также автор воспоминаний о М. Горьком, И. Репине и др.; ст. о лит-ре, о Пушкине, Лермонтове, о мастерстве Гоголя собр. в кн. "О художественном мастерстве" (1956). В 1943 избран действ. чл. АН СССР. Умер в Алуште.

Сергей Александрович

СЕРГЕ́Й АЛЕКСА́НДРОВИЧ (1857-1905) - вел. кн., 5-й сын имп. Александра II, ген. от инфантерии, ген.-адъютант, член Гос. совета. Участвовал в рус.-тур. войне 1877-78, награжден орденом св. Георгия. Основал Имп. Палестинское об-во (1882) и рус. церковь в Палестине, на горе Елеонской, посвятив ее памяти матери - имп. Марии Александровны. В 1884 женился на принцессе Гессен-Дарм-штадтской, получившей в православном крещении имя Елизаветы Федоровны, - старшей сестре будущей имп. Александры Федоровны. В 1887-91 командир Преображенского полка, с 1891 - моск. ген.-губернатор и, одновременно, с 1896 командующий войсками Моск. военного округа. Последнее назначение вызвало недовольство общества, т. к. С. А. считали виновным в трагедии на Ходынском поле. Имп. Николай II находился под влиянием С. А. в проведении внутренней политики. С. А. убит взрывом бомбы, брошенной эсером И. П. Каляевым 4 февр. 1905 у Никольских ворот Моск. Кремля.

Сергей Михайлович

СЕРГЕ́Й МИХА́ЙЛОВИЧ (1869-1918) - вел. князь, внук имп. Николая I, дядя Николая II Ген.-адъютант, ген. от артиллерии. Существ. роли при дворе не играл, однако, в отличие от своих братьев Михайловичей, поддерживал с Николаем II хорошие отношения, выступая его советником по мн. вопросам. В 1905 С. М. занимает должность ген.-инспектора артил., подвергаясь пост. критике за неудовлетворит. рук-во Гл. артил. управлением. В 1915 - февр. 1917 - полевой ген.-инспектор артил. при Верх. главнокоманд. Постоянно находился на фронте и не участвовал в придв. интригах вел. князей против Николая II. На С. М. возлагалась вина за выявившийся вскоре после нач. 1-й мир. войны недостаток снарядов и амуниции. В янв. - февр. 1917 в составе рус. части присутствовал на Петрогр. межсоюзнической конф. В дни Февр. рев-ции, как и др. вел. князья, прежде отличавшиеся "либерализмом", поддержал отречение Николая II Участия в полит. жизни не принимал, до мая 1918 находился в Екатеринбурге, затем вместе с др. вел. князьями был переведен в Алапаевск. Был размещен в здании "Напольной школы"; пользуясь до сер. июня 1918 относит. свободой, передвигался по городу, вел переписку. 18 июня, по офиц. версии, вместе с ост. арестованными, воспользовался нападением на школу "бандитов" и бежал в неизв. направлении. По сведениям, получ. после падения больш. власти в Алапаевске следств. комиссией, нападение было инсценировано сотрудниками ЧК, а все жители школы расстреляны. Трупы С. М. и вел. князей были обнаружены в окт. 1918 в заброшенной шахте.

Сергиевский богословский институт

СЕ́РГИЕВСКИЙ БОГОСЛО́ВСКИЙ ИНСТИТУ́Т - высшее духовное уч. заведение в Париже (с 1930 в юрисдикции Константинопольской патриархии). Осн. в 1925 оказавшимися в эмиграции предст. академич. и университетской науки (митр. Евлогий, ректоры С. П. Булгаков, В. В. Зеньковский, А. В. Карташов, С. С. Безобразов - впоследствии еп. Кассиан, В. Н. Ильин и др.) при помощи разл. экуменических орг-ций. Расцвет деят-ности ин-та относится к 1930-м гг. когда в его корпорацию входили видные предст. "религиозного возрождения": Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский, Л. А. Зандер, Н. Н. Афанасьев, Киприан (Керн), Б. П. Вышеславцев, К. В. Мочульский, В. В. Вейдле и др. Периодически лекции читали Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, Н. Н. Глубоковский. Печ. орг. ин-та стал ж. "Правосл. мысль" (в 1960-70-х гг. вышло неск. номеров на франц. яз.). Чл. корпорации участвовали в многочисл. междунар. конференциях и съездах. При ин-те было основано братство Св. Сергия, мн. преподаватели и студенты были связаны с Рус. студенч. христ. движением. Широкую известность получил хор ин-та под упр. М. М. Осоргина.

После 2-й мир. войны в ин-те преподавали П. Н. Евдокимов, О. Клеман, выпускники ин-та С. С. Верховский, А. Д. Шмеман, К. А. Ельчанинов, И. Ф. Мейендорф, А. П. Князев (ректор в 1965-91), К. Андронников, Б. Бобринской. Отд. курсы и лекции читали Х. Яннарас, Афанасий (Евтич) и др. С 1960 ч. лекций читается на франц. яз. В связи с изменением религ. положения в Зап Европе С. Б. И. превратился из рус. в общеправосл. богосл. ин-т. С 1993 ректором ин-та является архиеп. Сергий (Коновалов). В 1949-62 при ин-те существовали Высшие женские богословские курсы.

Лит.: Озолин Н. К семидесятилетию рус. православного богословского ин-та преп. Сергия Радонежского в Париже // Вестник РХД. 1997. № 174.С. 258-272.

Сергий

СЕ́РГИЙ (в миру Ив. Ник. Страгородский) (1867-1944) - патриарх Московский и всея Руси (с 1943). Род в Арзамасском у. Нижегородской губ., в семье протоиерея. Окончил Арзамасскую дух. семинарию и Петерб. дух. академию (1890) со степенью канд. богословия, на последнем курсе к-рой принял монашеский постриг. В 1901-05 - ректор Петерб. дух. академии. В 1905 назначен на самостоятельную и очень престижную Финляндскую кафедру. С этого времени и вплоть до рев-ции 1917 принимал непосредств. участие в управлении РПЦ, в 1906 - чл. Св. Синода, с 1911 - пост. чл. Св. Синода. В 1912 назначен пред. Предсоборного Совещания, с 1913 - пред. Миссионерского совета (до 1915), и. о. пред. Учеб. комитета. Один из наиб. влиятельных архиереев последних предрев. лет синодальной церкви. После Февр. рев-ции 1917 остался единственным "царским" членом в Св. Синоде. Баллотировался на Петрогр. кафедру, но набрал недостаточно голосов; был избран архиеп. Владимирским. Участник Поместного Собора 1917-18, возведен Патриархом Тихоном (Белавиным) в сан митрополита. В изменившихся условиях, однако, прежнее влияние на церк. дела утратил. В 1922 одним из первых уклонился в обновленч. раскол, в к-ром пробыл 14 мес. Покаялся перед Патриархом Тихоном и был принят обратно в сущем сане. С 1924 митр. Нижегородский (Горьковский). После ареста митр. Петра (дек. 1925) исполнял обязанности фактического главы РПЦ. В 1926 путем сбора подписей епископата попытался организовать избрание Патриарха, но большинство голосов тогда было подано за митр. Кирилла (Смирнова). После того как ОГПУ узнало об этом, С. был арестован. Неоднократно пытался найти компромисс с сов. властью. Стремился всеми силами получить офиц. регистрацию РПЦ. Вновь вступив в управление РПЦ в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя в марте 1927, 29 июля 1927 С., совместно с состоявшим при нем врем. патр. Св. Синодом, выпустил известное послание ("Декларацию"), в к-рой заявлялось о безусловной лояльности церкви по отношению к гос-ву. Однако этот компромисс не улучшил положения РПЦ. Только 2-й мир. война заставила Сталина пересмотреть гос. политику по отношению к церкви. Однако контроль за кадрами с тех пор так и остался прерогативой офиц. властей. С 1934 С. - митр. Моск. и Коломенский, с 1936 - Патриарший Местоблюститель. С 1943 - Патриарх Московский и всея Руси.

Патриарх Сергий

Патриарх Сергий

Сергий Радонежский

СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321-91) - рус. святой, церк. и полит. деятель, основатель Троице-Сергиева мон. Происходил из семьи рост. боярина Кирилла, переселившегося на терр. Моск. княжества и поселившегося вблизи г. Радонежа. После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан, уже бывший к этому времени монахом, поселились в урочище Маковеи близ Радонежа и около 1337 основали Троицкий мон., где построили дерев. ц. Троицы. Постепенно распространяется слух о подвижнической жизни отшельника, к Варфоломею стали приходить монахи, мн. оставались с ним. В 1344 он был посвящен в сан игумена основанного им мон. По рекомендации патриарха Филофея С. Р. ввел в своем мон. общежительный устав, согласно к-рому монах не должен был иметь какого-либо личн. имущества, а трапеза в мон. должна быть общей. Мон. при С. Р. еще не был крупным землевладельцем, каким он стал в 15-17 вв. Сам Сергий выполнял самую черную работу в мон., прислуживал братии, соблюдал самый строгий пост, сам служил в мон. храме и ежедневно многократно молился. Он никому не отказывал в подаянии и духовном поучении. Благодаря своему подвижничеству С. Р. приобрел на Руси исключит. духовно-нравств. авторитет. За советом к С. Р. шли как простые люди, так и правители гос-ва. Последнее обстоятельство делало его заметной фигурой в полит. жизни об-ва, тесно связанной с начинающей возрождаться нац. идеей. С. Р. был близок к Дмитрию Донскому, став крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. Накануне Куликовской битвы (1380) он поддержал объединение рус. сил против татар и, согласно преданию, благословил Дмитрия Донского на решительное сражение. В 1385 уладил конфликт между Дмитрием Донским и рязанским кн. Олегом. Сам С. Р. и особенно его ученики основали немало новых мон., основанных на общежительном уставе (так, ученик и племянник Сергия, Федор, основал Симонов мон. ок. 1370, а еще раньше др. ученик, Андроник, основал в Москве Спасо-Андроников монастырь, 1360). С. Р. стал фактическим основателем на Руси нов. культа св. Троицы, священного первообраза любви и согласия. Вскоре после смерти СР. стал почитаться монахами Троице-Сергиевого мон. как святой. 5 июля 1422 состоялось открытие мощей Сергия, в 1422-23 над его могилой был выстроен сохранившийся Троицкий собор. С сер. 14 в. С. Р. почитается как общерос. св. Память св. празднуется 12(25) сент. и 23 июня (5 июля).

Сергий Радонежский. Шитье. Кон. 16 в.

Сергий Радонежский. Шитье. Кон. 16 в.

Сердюки

СЕРДЮКИ́ ("сердитые", "злые") - на Левобережной Украине казаки наемных пех. полков, составлявшие с 70-х гг. 17 в. личную гвардию гетмана. Упразднены в 1726.

Серебрякова Зин. Евг

СЕРЕБРЯКО́ВА Зин. Евг. (1884-1967) - живописец. Дочь скульптора Е. А. Лансере, племянница театр. художника А. Н. Бенуа, оказавшего заметное влияние на ее творчество. Училась в петерб. школе-мастерской кн. М. К. Тенишевой (с 1901) и в мастерской О. Э. Браза (1903-05). В Париже посещала Academie de la grande Chaumiere (1905-06). Много работала в дер. Нескучное (ныне Курской обл.). В ранний период создала ряд интересных автопортретов ("За туалетом", 1909; "Девушка со свечой", 1911), пейзажей ("Зеленя. Осенью", 1908), ню ("Купальщица", 1911), композиций из крест. жизни ("Крестьяне. Обед", 1914; "Жатва", 1915). С 1910 участвовала в выставках объединения "Мир иск-ва". Создала эскизы нек-рых росписей Казанского вокзала (арх. А. В. Щусев) в Москве (не осущ.). Мн. работы этого времени связаны с т-ром ("Балетная уборная. Снежинки (балет "Щелкунчик")", 1923). С 1924 жила в Париже. Работала над бытовыми композициями, портретами, пейзажами, сценами из жизни франц. деревни. Дважды посетила Марокко. Значит. воздействие на творчество С. оказали старые итал. мастера, а также А. Г. Венецианов. Ориентируясь на традиции неоклассицизма, С. стремилась создать идеальный жен. образ. Для ее произв. характерны тонкое понимание пластики фигуры, четкость контуров, звучность и сила цветовых пятен, лаконизм худож. языка, а также тяготение к монумент.-декор. решениям.

З. Е. Серебрякова. Автопортрет

З. Е. Серебрякова. Автопортрет

Серебрянский Анд. Порфирьевич

СЕРЕБРЯ́НСКИЙ (Сребрянский) Анд. Порфирьевич (1810-38) - поэт. По окончании Воронежской семинарии учился на мед. ф-те Моск. ун-та и в Петерб. мед.-хирург. акад. Автор элегий, "русских песен", поэмы "Бессмертие". В воронежские годы сыграл значительную роль в лит. ориентации А. В. Кольцова. Из произв. С. известность приобрело стихотв. "Вино" ("Быстры, как волны, дни нашей жизни", нач. 1830-х гг.), ставшее популярной песней (особ. в студенч. среде).

Серебряный Век

СЕРЕ́БРЯНЫЙ ВЕК - период в истории рус культуры, хронологич. связываемый с нач. 20 в., совпавший с эпохой модерн. Выражение было впервые употреблено в 1928 Н. Оцупом, соотнесено с выражением "золотой век", к-рым часто называли пушкинскую эпоху, 1-ю треть 19 в. Чаще всего используется в сочетании "поэзия С. В." - понятие, охватывающее не только поэтов первой величины, но десятки и сотни любителей, к-рые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для С. В. характерно появление широкого слоя образованного об-ва, появление многочисл. просвещенных любителей иск-в. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию - были зрителями, слушателями, читателями, критиками. Широкое бытование выражение "С. В." получило в СССР после знакомства читателей с "Поэмой без героя" А. Ахматовой (первая сокр. публикация в сб. "Бег времени", 1965):

"На Галерной чернела арка,

В Летнем звонко пела флюгарка

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл..."

Серенада

СЕРЕНА́ДА (от итал. serenare - проводить ночь под открытым небом) - вечерняя или ночная приветственная песня, исполняемая под окном возлюбленной (или какого-либо др. конкретного лица) с сопровождением лютни, мандолины, гитары. Зародилась в ср.-век. Италии и распространилась среди романских народов. Используется в опере, но чаще как камерно-вокальный жанр для голоса и фортепиано (Ф. Шуберт). Название "С." не всегда ставится композитором ("Ночной зефир" в версиях М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского). А. П. Бородину принадлежит "С. четырех кавалеров одной даме" для мужского квартета. Традицию романса-С. продолжили А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, Н. Я. Мясковский, Н. К. Метнер, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский.

Инструмент. произв., аналогичное по настроению вокальной С., порой с юмористическим оттенком. С. для фортепиано создали А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Д. Д. Шостакович; для виолончели с оркестром - Н. А. Римский-Корсаков, для скрипки и фортепиано - А. С. Аренский, М. С. Вайнберг, А. Н. Черепнин; для кларнета и струнного оркестра - Гречанинов; для камерного состава - М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. М. Волконский.

Циклич. Инструмент. сочинение, родственное сюите, дивертисменту, кассации, ноктюрну. В 18 в. исполнялось на открытом воздухе с участием духовых. П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Н. Я. Мясковский предназначали С. для оркестра, И. Ф. Стравинский - для фортепиано, А. Г. Шнитке - для квинтета.

Часть инструмент. циклич. произв., воспроизводящая черты вокальной С. (Маленькая сюита для фортепиано А. П. Бородина, Квартет № 15 Д. Д. Шостаковича).

В 17-18 вв. в Зап. Европе - театрализованная кантата, подобная маленькой опере, приуроченная к придворному торжеству. С. "Сюрприз богов" (на итал. яз.) Дж. Паизиелло исполнялась в С.-Петербурге в 1777.

Сержант

СЕРЖА́НТ (франц. sergent, от лат. serviens - служащий) - воинское звание мл. командного (унтер-офицер) состава в армиях мн. гос-в. Звание С. появилось в 15 в. во франц., а затем в герм. и англ. армиях. В России чин С. существовал с 17 в. в полках нового строя и в рус. регулярной армии (1716-98). В Кр. армии звание С. введено 2 нояб. 1940. В России существуют звания: мл. С., С., ст. С. В Воен.-мор. флоте России званию С. соответствует звание "старшина первой статьи".

Серно-Соловьёвич Ник. Ал-др.

СЕ́РНО-СОЛОВЬЁВИЧ Ник. Ал-др. (1834-66) - революционер, публицист, книгоиздатель. Один из организаторов рев. об-ва "Земля и воля", ученик и соратник Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена. В 1861 (совм. с А. А. Слепцовым) открыл в С.-Петербурге кн. лавку и кн. магазин с избой-читальней, способствовавшей распространению запрещ. в России лит-ры. Одновременно с этим приступил к издат. деят-ности, стремясь распространять соц. и материалист. идеи. С.-С. были изданы: "Сатира в прозе" М. Е. Салтыкова-Щедрина (1863), "Сборник рассказов в прозе и стихах" (1863) из произв. Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, Ф. М. Достоевского и др. Ум. в ссылке в Иркутске.

Серов Ал-др Ник

СЕРО́В Ал-др Ник. (1820-71) - композитор и муз. критик. Отец художника В. А. Серова. Окончил Уч-ще правоведения (1840), работал в Мин-ве юстиции, Таврической уголовной палате и пр. Издавал газ. "Музыка и театр" (1867). Основная сфера муз. интересов - опера. С. написано неск. сочинений. Выделяются: "Юдифь" (1862) на библейский сюжет, "Рогнеда" (1865) на сюжет из рус. истории, "Вражья сила" (1871, закончена В. С. Серовой и Н. С. Соловьевым) по драме А. Н. Островского - наиболее значит. творение, в к-ром С. стремился к созданию бытовой психологич. драмы.

Музыкально-критич. наследие С. весьма обширно. В статьях и лекциях С. обсуждались вопросы муз. эстетики, истории и теории музыки ("Музыка, музыкальная наука и музыкальная педагогика", 1864), проблемы оперного ("Судьбы оперы в России", 1864), народного творчества ("Русская народная песня как предмет науки", 1871). Ряд статей посвящен музыке зап.-европ. композиторов ("Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл", 1868 и др.).

Лит.: Хубов Г. Н. Жизнь А. Н. Серова. М.; Л., 1950; Абрамовский Г. К. Оперное творчество А. Н. Серова. СПб., 1998.

Серов Вал. Ал-др.

СЕРО́В Вал. Ал-др. (1865-1911) - живописец, график. Сын композитора А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина, в Петерб. АХ у П. П. Чистякова (1880-85). Много путешествовал по Зап. Европе. В творчестве С. удачно соединилось демократич. начало реалистич. рус. школы живописи с глуб. изучением творчества старых европ. мастеров и совр. ему франц. и нем. живописи. В ранних работах С. ощущается влияние импрессионизма с его непосредственностью восприятия натуры, очищением палитры, звучностью цвета и света ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888). В пейзажах С. также уделяется большое внимание передаче световоздушной среды, лепке объемов цветовыми пятнами ("Осенний вечер. Домотканово", 1886). Большое знач. для творчества С. в ранний период имела его дружба с М. А. Врубелем, вхождение в абрамцевский кружок С. И. Мамонтова. 1890-1900-е гг. - время создания С. ряда портретов, привлекающих глубиной психологич. характеристики, смелостью выразит. формы: портрет А. Мазини (1890), К. А. Коровина (1891), Ф. Таманьо (1891-93), С. М. Драгомировой (1900) и др. Из заказных портретов выделяются выполненные по заказам царской семьи: портрет вел. кн. Павла Александровича (1897), Александра III "в красном мундире" (1899), Николая II "в тужурке" (1900). Известна серия блестящих по живописи портретов семьи кн. Юсуповых, написанных в Архангельском (1902-03). Для портретов, выполненных в 1900-10-е гг., характерно обращение к "большему стилю" с подчеркнуто монумент. пластикой, изысканностью цвет. решения: портреты М. А. Морозова (1902), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907), О. К. Орловой (1911). С. работал также в обл. театр.-декорат. и монумент. живописи. Для "рус. сезонов" С. П. Дягилева им исполнен портрет Анны Павловой (1909), ставший своего рода символом рус. балета. Замечательны произв. С. на ист. темы: от жанровых мотивов, создающих иллюзию непосредственно запечатленных с натуры ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900), до высокого символич. обобщения ("Петр I", 1907). Многочисленные рисунки, акварели, литографии С. - вершина рус. графики того времени. С. показывал свои произв. на вернисажах Т-ва передвижных худож. выставок, со времени образования об-ва "Мир иск-ва", одним из инициаторов создания к-рого (и одноименного ж.) он был, принимал участие в выставках этого объединения. Преподавал в Моск. уч-ще живоп., ваяния и зодчества в 1897-1909. Среди учеников С. - П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. П. Петров-Водкин и др.

В. А. Серов. Девушка с персиками

В. А. Серов. Девушка с персиками

Серов Вл. Ал-др.

СЕРО́В Вл. Ал-др. (1910-68) - живописец, график, педагог. Нар. худож. СССР (1958), действ. чл. АХ СССР (1954). Автор картин на ист.-рев. темы, портретов, пейзажей, натюрмортов ("Ходоки у В. И. Ленина", 1950; "Зимний взят", 1954; "Рабочий", 1960; "Сталевар", 1966 и др.), иллюстраций к произв. отеч. классики (Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо", 1948-49; Л. Н. Толстой "Война и мир", 1952 и др.). Во время 2-й мир. войны работал в осажденном Ленинграде, участвовал в работе "Боевого карандаша". В своей творч. и обществ. деят-ности являлся ярко выраженным представителем офиц. гос. идеологии, апологетом метода соц. реализма в его самом догматич. понимании. В нач. 1960-х гг., будучи през. АХ СССР (1964-68), сыграл неблаговидную роль, негативно оценивая произв. ряда художников "сурового стиля".

Серпянка

СЕРПЯ́НКА - редкая, неплотная ткань из льняной пряжи, изготавливалась кустарным способом и употреблялась в основном в деревне для пологов и занавесок. К нач. 20 в. С. полностью вышла из употребления.

Серьги

СЕ́РЬГИ - ушные украшения. В представлении людей С. обладали особой магич. силой, являясь защитниками человека от злых духов. Поэтому без С. не ходила ни одна рус. женщина. Как только девочка начинала ходить, ей прокалывали уши и вставляли С. или кольца. Существовали спец. типы С. для девочек, подростков-отроковиц, девушек и молодых женщин.

С. вдеваются в мочки ушей и представляют собой зол. или серебр. кольцо или крючок с привесками из металлич. бусин или чаще из драгоценных камней. По числу привесок С. назывались одинцы, двойни, тройни. Широко были распространены разнообразной формы литые серебр. С., иногда с орнаментом, выполненным насечкой, или филигранные с 4-мя или 5-ю подвесками из металлич. пластин со вставками из камня, стекла и бусин. На Севере металлич. С. с подвесками назывались чуски, колтуши, колтки, а С. из жемчуга - пясы (короткие) и петли (длинные). В Новгородской и Псковской губ. носили грушевидные С. или в виде винограда из граненого стекла или самоцветов. На юге России кроме С. фабричного и кустарного произ-ва носили самодельные С. - двойчатки из проволоки и бусин, к-рые делали деревенские мастерицы-сережницы. Там же получили распространение ушные украшения под назв. пушки - шарики из белого (черного) гусиного пуха или заячьих шкурок. Их имитацией были шарики или розетки из разноцветной шерсти. Девушки носили пушки с головной повязкой, а замужние женщины с головным убором - сорокой. Пушки прикреплялись к серьгам или к колечкам, продетым в ухо, иногда их надевали на ушную раковину при помощи ремешка. В зависимости от состоятельности женщины С. были золотые, серебряные, медные или оловянные.

В Др. Руси С. носили как женщины, так и мужчины. Традиция ношения мужчинами одной С. сохранилась у рус. в 16-17 вв. В нек-рых местностях и в нач. 20 в. молодые крестьяне считали ношение С. признаком щегольства.

Сеславин Ал-др Никитич

СЕСЛА́ВИН Ал-др Никитич (1780-1858) - ген.-лейт., один из наиб. изв. героев-партизан Отеч. войны 1812. Происходило из старин. тверского дворян. рода. Выпускник Инж.-кадетского корпуса, службу начал в конной артиллерии, активный участник кампаний 1805-07. За проявленную храбрость в сражениях при Гейсберге и Фридланде награжден зол. шпагой и орд. Владимира 4-й степ. За успешные действия при осаде Разграда в войне с Турцией (1810-12) получи л орд. Анны 2-й степ. В начале Отеч. войны 1812 С. состоял адъютантом Барклая-де-Толли и исполнял обязанности квартирмейстера, отличился в сражении при Бородино (получил орд. св. Георгия 4-й степ.). В сент. 1812 назначен ком. армейского партиз. отряда. При отступлении франц. армии из Москвы С. первым сообщил об этом Кутузову. Участвовал в сражениях при Вязьме, Борисове, Ляхове. За последнее получил чин подполк., а после Лейпцигского сражения ("Битва народов") произведен в ген.-майоры. Позже стал и ген.-лейт. После войны, побывав на лечении за границей, вернулся в свое имение в Ржевском у., где жил почти безвыездно.

Сестрорецкий рубль

СЕСТРОРЕ́ЦКИЙ РУБЛЬ - монета спец. вып., предназначавшаяся для обеспечения ассигнаций; чеканилась на Сестрорецком монетном дворе, на Сестрорецких оруж. з-дах. В качестве сырья для монетного произ-ва использовались в осн. пришедшие в негодность пушки. Изв. подлинные С. Р. чеканки 1770 и 1771. Они изготовлены из меди, имеют соотв.: массу 926 и 1049 г, диам. 72,5 и 101 мм, толщину 26 и 15 мм. Новодельные экз., датир. 1771, имеют массу 105 г, диам. 77 мм и толщину 26 мм (цифры средние). На аверсе монеты изображен двуглавый орел и дата, на реверсе - надпись "монета рубль", на гурте - надпись: "Сестрорецкий монетный двор". Вып. монет прекратился по техн. причинам, ибо в то время невозможно было изготовить необходимые медные кружки нужного качества, хотя в теч. еще неск. лет, вплоть до спец. указа 1770, з-д пытался наладить изготовление медных С. Р.

Сеченов Ив. Мих.

СЕ́ЧЕНОВ Ив. Мих. (1829-1905) - естествоиспытатель, "отец русской физиологии", основатель отеч. психологии. Почет. акад. Петерб. АН (1904; с 1869 - член-корр.). Род в дворянской семье. В 1848 окончил Главное инж. уч-ще в С.-Петербурге, в 1858 - мед. ф-т Моск. ун-та. В 1856-59 работал за границей в лабораториях И. Миллера, Э. Дюбуа-Реймона (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людвига (Вена), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). В 1860 в Мед.-хирург. акад. С.-Петербурга защитил докт. дисс. "Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения". В том же году назначен на должность адъюнкт-проф. этой акад., где организовал физиологич. лаб. В 1863 за курс лекций "О животном электричестве" был удостоен Демидовской премии Петерб. АН. В 1871-76 - зав. каф. физиологии в Новороссийском ун-те г. Одессы. В 1876-88 - проф. физиологии Петерб. ун-та. Одновременно читал лекции на Бестужевских женских курсах, одним из основателей к-рых являлся. С 1889 - приват-доцент, с 1891 - проф. Моск. ун-та. В 1901 вышел в отставку. В 1903-04 читал лекции по анатомии и физиологии на Пречистенских курсах для рабочих. Умер в Москве. С. положил начало эксперимент. физиологич. иссл. центр. нервной системы и, в частности, головного мозга. Им открыты явление центр. торможения (сеченовское торможение) и свойства инертности нервной ткани. С. распространил рефлекторный принцип на деят-ность головного мозга ("Рефлексы головного мозга", 1863; "Кому и как разрабатывать психологию", 1873); положил начало рефлекторной теории психич. деят-ности человека и животных; ввел понятие анализатора, приобретенных рефлексов и др. С. внес большой вклад в решение проблем чувственного отражения, мышления, роли практич. деят-ности в формировании образа, психич. способностей и др. проблем.

Соч.: Физиология нервной системы: Избр. тр.: В 4 вып. М., 1952; Рефлексы головного мозга. М., 1961.

И. М. Сеченов

И. М. Сеченов

Сибирка

СИБИ́РКА - короткий приталенный оборчатый кафтан с частыми застежками спереди. Обычно украшался меховой опушкой с невысоким стоячим воротником.

Сибирские монеты

СИБИ́РСКИЕ МОНЕ́ТЫ - выпускались в Сибири Колыванским (Нижне-Сузунским) монетным двором в 1763-81, достоинством от 10 коп. до полушки. Перевозка медных монет в Сибирь обходилась так дорого, что выгоднее было чеканить монеты на месте. С. М. весили меньше, чем соотв. общегос. находившиеся в обращении только к западу от Урала, т. к. медь Колыванских рудников содержала примеси серебра и золота, трудно отделимые по тем временам и увеличивавшие стоимость металла. Монетная стопа С. М., т. о., была поднята до 25 руб. из пуда меди (общегос. монеты - 16 руб. из пуда меди). С. М. имели хождение только на терр. Сибири до 30 июля 1802, когда вышел указ "О свободном обращении монеты сибирского чекана во всех губерниях". После этого С. М. были в обращении еще св. 20 лет, а с 1824 началось их постеп. изъятие. По своему внеш. виду С. М. также отличались от общегос. На аверсе в обрамлении лавровой и пальмовой ветвей помещался вензель Екатерины II, на реверсе монет всех номиналов, кроме полушки, без изображен герб царства Сиб. - два соболя, поддерживающие передними лапками увенчанный короной овальный щит, на к-ром обозначался номинал монеты. Всю эту композицию охватывает круговая надпись: "Сибирская монета". На полушке изображение соболей отсутствовало и номинал помещался на картуше. Были попытки выпустить для Сибири и серебр. монеты, однако в обращении они не были.

Сибирцев Ник. Мих.

СИБИ́РЦЕВ Ник. Мих. (1860-1900) - почвовед. Ученик В. В. Докучаева. Род. в Архангельске. Окончил Петерб. ун-т (1882). С 1894 - проф. Ново-Александрийского ин-та с. хоз-ва и лесоводства (ныне Харьковский с.-х. ин-т). Провел обследования почвы в Нижегородской, Владимирской, Рязанской, Костромской губ., в 1892 принимал участие в эксп. Докучаева, задачей к-рой было выяснить условия улучшения водного режима почв юж. степей России. Разработал учение о почв. зонах и генетич. классификацию почв. Принимал участие в составлении почв. карты европ. ч. России, удостоенной зол. медали Парижской выставки (1900). Автор учебника "Почвоведение" (1899; 3-е изд. - 1914).

Лит.: Крупеников И. А. Н. М. Сибирцев. М., 1979.

Сиверс Ал-др Ал-др.

СИ́ВЕРС Ал-др Ал-др. (1866-1954) - нумизмат. В 1923-29 работал в Отд. нумизматики Гос. Эрмитажа, где много сделал для систематизации и приведения в порядок собр. медалей. Позже, перейдя в Отд. нумизматики Гос. Ист. музея в Москве, возглавлял его до конца своей жизни. Перу С. принадлежат рецензии на нумизматич. издания, работа "Топография кладов с пражскими грошами" (Пг., 1922).

Сивко-Бурко

СИ́ВКО-БУ́РКО - чудесный конь в волшебных сказках. Герой (Иван-дурак, младший сын) получает его в дар от умершего отца ("служи ему, как мне служил"). В нужный момент герой вызывает коня с помощью магич. формулы: "Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой"; войдя в одно ухо коня и выйдя в другое, герой преображается ("молодец такой стал"): С.-Б. обеспечивает ему выполнение трудной задачи (достать портрет царевны "через три бревна"; поцеловать царевну, сидящую во дворце "о двенадцати столбов, с двенадцать венцов"). Очевидны мифологич. корни образа С.-Б. (связь с культом предков, эпитет "вещая", магические функции, фантастич. внешность: "Сивка бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом"). Форма на -о в заглавии ст. - вокатив (звательный падеж).

Сигла

СИ́ГЛА (лат. siglum) - условное букв.-цифр. обозначение или аббревиатура назв. б-к, фонды к-рых раскрываются в сводном каталоге. С., проставленная после библ. описания, указывает, в каких именно б-ках имеется в наличии описанное изд.

"Сигнал"

"СИГНА́Л" - сатир. ж., издававшийся в С.-Петербурге К. И. Чуковским с нояб. 1905 по март 1906; вышло четыре номера. С ж. сотрудничали Н. А. Тэффи, П. П. Потемкин, Н. М. Минский и др. Не имея четкой политич. программы, ж. тем не менее резко критиковал деят-ность царск. пр-ва, избирая своей мишенью как конкр. сановников, так и особ царствующей фамилии. После выхода "С." К. И. Чуковский был привлечен к судебной ответственности, однако выиграл процесс благодаря остроумной защите О. О. Грузенберга, к-рый предложил суду определить, возможно ли угадать в "идиоте и кретине", изображенном в карикатурах и фельетонах "С." (без указания адресата, но весьма прозрачных), государя-императора. Дело Чуковского, как и дела по аналогичным обвинениям изд. ж. "Пулемет" и "Зритель", имело широкий обществ. резонанс. На четвертом номере изд. "С." было приостановлено, а Чуковский вторично привлечен к судебной ответственности. "С." продолжилж. "Сигналы", не оставивший, однако, заметного следа в ист. лит-ры.

Сигнальный экземпляр

СИГНА́ЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯ́Р - пробный оттиск изд., поступающий на утверждение из типографии в изд-во. После одобрения С. Э. он выступает в качестве эталона для последующего тиражирования.

Сидоров Ал. Ал

СИ́ДОРОВ Ал. Ал. (1891-1978) - книговед, иск-вед, библиофил, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончил Моск. ун-т (1913) и продолжил образование в ун-тах Европы. С 1916 по 1964 преподавал в разл. высш. уч. заведениях Москвы. В 1921 опубликовал большую ст. "Искусство книги" в первых трех номерах ж. "Печать и революция" (отд. изд. - 1922; 1979), начав тем самым многолетнюю разработку этой дисциплины книговедения. В 2-томнике "Книга в России", вышедшем в 1924-25 по инициативе С., появилась его ст. "Искусство русской книги 19-20 вв.", в послевоен. время С. создал спец. уч. курс для студентов полиграф. ин-тов "История оформления русской книги" (2-е изд. - 1964). Перу С. принадлежит целый ряд монографий об известных худож. и мастерах кн.: О. Бердсли (1917), А. Дюрер (1918, 1937), К. Кольвиц (1931, 1962), Х. Хольбейн Мл. (1933), Е. С. Кругликова (1936), И. Ф. Рерберг (1947), В. Н. Яковлев (1950), А. Д. Гончаров (1960). В 1965 С., много сделавший для теоретич. обоснования книговедения как комплексной науки о кн. и кн. деле, стал пред. Комиссии комплекс. изучения кн. в составе Науч. совета по ист. мир. культуры АН СССР. С деят-ностью С. связан ренессанс отеч. книговедч. науки в кон. 1950-70-х гг., когда при его непоср. участии появляются коллект. монографии: "У истоков русского книгопечатания" (1959), "400 лет русского книгопечатания" (1964), "Пятьсот лет после Гутенберга" (1968), "Рукописная и печатная книга" (1975); проходят Всес. науч. конф. по проблемам книговедения (1971, 1974, 1977). Ему обязаны своей науч. карьерой мн. совр. книговеды. Как и нек-рые др. отеч. ученые, работавшие в обл. гуманитарных наук в 1920-40-е гг., С. прошел сложный путь, порой менял свои взгляды в зависимости от той или иной обществ. атмосферы в стране и наряду с замечат. науч. тр. создавал проходные, конъюнктурные работы (напр., в 1924 С. опубл. В сб. "Великий вождь" первую ст. об образе В. И. Ленина в иск-ве). Собрал большую коллекцию рус. и заруб. графики.

Соч.: Древнерусская книжная гравюра. М., 1951; Рисунок старых русских мастеров. М., 1956; Рисунок русских мастеров: (Вторая половина 19 в.). М., 1960; Русская графика начала 20 в. М., 1969; Записки собирателя: Книга о рисунках старых и новых. Л., 1969; Книга и жизнь. М., 1972; Из воспоминаний книговеда // Альманах библиофила. 1976. Вып. 3.

Лит.: Немировский Е. Л. Ученый и книга // Книга: Исслед. и материалы. М., 1966; Алексей Алексеевич Сидоров. 2-е изд. М., 1974.

Сидоров Ив. Ем

СИ́ДОРОВ Ив. Ем. (1872-1944) - артист балета. После оконч. Моск. хореогр. уч-ща артист (1891-1930), помощник балетмейстера (1910-17) Большого т-ра. Среди его партий: Хан ("Конек-Горбунок"), Бирбанто ("Корсар"), Рамзес ("Дочь фараона"), Эспада ("Дон Кихот"), Мато ("Саламбо"), Ганс ("Жизель"), Мишо ("Тщетная предосторожность"), Абдерахман ("Раймонда"), Король ("Волшебное зеркало"), Фокусник ("Красный мак"), Флорестан ("Спящая красавица"), Владыка ("Смерч"). В 1930-34 солист Моск. худож. балета, в к-ром исполнял партии Коппелиуса ("Коппелия"), сэра Хипса ("Красный мак") и др. Мастер балет. пантомимы, артист шир. диапазона - от торжественно-величеств. королей в классич. спектаклях до психологически сложного образа Ганса ("Жизель").

Сидоров Мих. Конст.

СИ́ДОРОВ Мих. Конст. (1823-87) - сиб. купец, зоолог-практик. Вместе с В. Н. Латковым под маркой фирмы "Печорская компания" открыл для мореходства устье р. Печоры. Чл. "Об-ва для содействия рус. торговому мореходству", присудившего С. Большую зол. медаль "за многолетние неустанные труды и пожертвования на иссл. сиб. мор. пути и за опыты морского судостроения на Енисее, а также за снаряжение в эксп. шхуны "Утренняя Заря", пришедшей из Енисея сев. морями..." Автор соч. по прикл. зоологии и географии в России, в т. ч. "О китоловстве и звериных промыслах в Северном океане и на Новой Земле" (в "Трудах Вольного экономич. об-ва"), "О ловле трески и сельдей в Норвегии" (в "Трудах Техн. об-ва") и др.; кроме того, напечатал "Труды для ознакомления с Севером России" (СПб., 1882), "Об открытиях путей сообщения, морского и сухопутного на оленях из Турухан-ского края за границу" ("Зап. Имп. Рус. геогр. об-ва". 1863. Кн. 2), "Проект о заселении севера Сибири путем промышленности и торговли и о развитии внешней торговли Сибири" (Тобольск, 1864), "Север России" (СПб., 1870) и др. Удостоен серебр. медали Рус. геогр. об-ва (1866). Самая высокая гора Шпицбергена назв. именем С.

Лит.: Королев В. Н. России беспокойный гражданин. Сыктывкар, 1987.

Сидур Вад. Абр.

СИДУ́Р Вад. Абр. (1924-86) - скульптор (станковист, монументалист), график, живописец, поэт. Автор скульпт. композиций и портретов, лаконичных по форме, символич. по содержанию, соотнес. с вечными темами - Рождение и Смерть, Любовь и Страдание и т. д., выполненных в разл. материалах (камень, дерево, металл). Один из предст. неформального иск-ва 1960-70-х гг., получил офиц. признание во 2-й пол. 1980-х гг. Осн. произведения: цикл "Инвалиды" (60-е гг.), портрет Альберта Эйнштейна (1967), "Взывающий" (1985). Автор первого в России памятника евреям - жертвам фашист. геноцида "Формула скорби", поставленного в Царском Селе. Отмечены чертами авангардизма стихи (сб. "Самая счастливая осень", 1990) и автобиогр. проза ("Памятники современному состоянию", 1992).

Лит.: Вадим Сидур: Скульптура. Живопись. Графика: Каталог выст. М., 1988; Маркин Ю. Проблема Сиду-ра // Декор. искусство. 1988. № 12. С. 18-21; Айермахер К., Рифф Г. Неудобный современник - скульптор Вадим Сидур // Искусство. 1989. № 12. С. 24-28.

Сидяк Викт. Ал-др.

СИДЯ́К Викт. Ал-др. (род. 1943) - фехтовальщик, з. м. с. СССР (1968). Первый сов. спортсмен, ставший олимпийским чемпионом в личных соревнованиях по фехтованию на саблях. Олимп. чемпион в личных (1972) и командных (1968, 1976, 1980) соревнованиях. Чемпион мира в личных соревнованиях (1969), неоднократный чемпион мира в командных соревнованиях (1969-79). Чемпион СССР в личных соревнованиях (1973, 1978). В 1973 Междунар. федерацией фехтования признан лучшим фехтовальщиком мира.

Сизова Алла Ив

СИЗО́ВА Алла Ив. (род. 1939) - артистка балета, педагог. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1958 (кл. Н. Камковой). В 1958-89 артистка т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Девушка ("Ленингр. симфония"), Роза ("Зачарованный принц"), Офелия ("Гамлет"). Среди др. ее ролей: Катерина ("Каменный цветок", Фея ("Фея Рондских гор"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Параша ("Медный всадник"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Жизель ("Жизель") и др. Классич. балерина лирич. плана со строгой акад. манерой танца, высоким прыжком с элевацией. Созданные С. сценич. образы отличались непосредственностью и искренностью чувств. В 1989-91 преподавала в Ленингр. хореогр. уч-ще, с 1991 - в Вашингтонской акад. танца.

Сикорский Иг. Ив

СИКО́РСКИЙ Иг. Ив. (1889-1972) - ученый, конструктор самолетов и вертолетов. Род. в Киеве, в семье психиатра. Окончил в С.-Петербурге Морской Кадетский корпус (1906), вернулся в Киев. Поскольку во время рев-ции 1905 С. не имел возможности продолжить образование, уехал во Францию, где учился в технической школе. В 1907 возвратился в Россию, некоторое время учился в Киевском политех. ин-те, к-рый, впрочем, окончить не удалось. В 1909 построил первый в России вертолет; в 1910 им был сконструирован второй вертолет, однако, сознавая, что время вертолетов в России еще не пришло, С. занялся постройкой самолетов. Начиная с 1910, он сконструировал и построил неск. моделей самолетов (совместно с Ф. Былинкиным). На своем аппарате С-5 сдал экзамен на звание пилота и установил четыре всерос. рекорда. На самолете С-6 с двумя пассажирами на борту установил мировой рекорд скорости. На моск. воздухоплавательной выставке 1912 за свой самолет С-6 А удостоился Большой зол. медали. С 1912 С. - гл. конструктор авиац. отд. Русско-балтийского вагон. завода. Самолеты С. побеждали на конкурсах военных аэропланов. В 1911 разработал концепцию многомоторного тяжелого самолета, к-рый мог бы выполнять функции пассажирского лайнера. Таким самолетом стал испытанный в 1913 биплан, названный вскоре "Русским витязем". В декабре 1913 совершил первые полеты "Илья Муромец" - модификация "Русского витязя". В 1914 на этом самолете был предпринят успешный перелет по маршруту Петербург - Киев и обратно. В годы 1-й мир. войны С. неоднократно выезжал на. фронт, занимался разработкой тактики применения своих самолетов, вносил в их конструкции необходимые изменения. Одновременно С. начал разрабатывать истребители, в частности, им был создан самолет С-20, превосходивший по своим тактико-техническим характеристикам иностр. аналоги. После событий 1917 С. переехал во Францию, откуда в 1919 перебрался в США, где сначала не имел работы по специальности и преподавал в вечерней школе. В 1923 при поддержке С. В. Рахманинова создал фирму "Sikorsky Air Engineering", к-рая занималась постройкой легких самолетов. Всеобщее признание получил самолет S-38, являвший собой двухмоторную амфибию. Вскоре фирма С. вошла в состав американск. авиац. корпорации "United and Transport Corp." Созданный С. 4-моторный самолет S-40 стал первым серийным пассажирским авиалайнером, использовавшимся на маршрутах большой протяженности. В конце 1930-х гг. С. занялся созданием вертолета. В 1939 его эксперим. модель была поднята самим конструктором. Вертолет S-47 стал единств. интокрылым аппаратом стран антигитлеровской коалиции, использовавшимся во 2-й мир. войне. В дальнейшем С. продолжал разработку моделей вертолетов и занимался этим вплоть до своего ухода на пенсию в 1957. Впрочем, он остался советником собств. фирмы "Sikorsky Aircraft". За свою долгую жизнь С. создал 17 типов самолетов и 18 - вертолетов, внес весомый вклад в науку, способствовал популяризации рус. культуры.

Лит.: Катышев Г. И., Михеев В. Р. Крылья Сикорского. М., 1992.

И. И. Сикорский

И. И. Сикорский

Силантьев Анат. Ал

СИ́ЛАНТЬЕВ Анат. Ал. (1868-1918) - зоолог-охотовед, воспитанник Петерб. лесного ин-та. Наблюдая хищнич. истребление охотн. фауны в России, С. пытался в какой-то мере упорядочить охотн. дело, безвозмездно исполнял обязанности ст. специалиста Департамента земледелия по прикл. зоологии и промысл. охоте. В 1897 описал состояние мараловодства на Алтае, в 1898 издал обобщ. тр. по состоянию охотн. дела в России - "Обзор промысловых охот в России", положив в основу анкетные опросные данные, собр. от лесничих и губернаторов всей страны. С 1905 С. читал курс лекций "Биология и экон. значение лесных зверей и птиц". За счет личных средств создал при Лесном ин-те зоол. музей (ок. 6000 экспонатов).

Лит.: Егоров О. А. А. А. Силантьев. М., 1990.

Силлабическое стихосложение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силлабо-тоническое стихосложение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница