Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 6, "СИЛ"-"СКА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СИЛ"-"СКА")

Сильвестр

СИЛЬВЕ́СТР (в монашестве Спиридон) (? - ок. 1566) - священник Благовещенского соб. в Кремле, писатель. Родом из зажиточных новгородцев, был священником в Новгороде. С 1540-х гг. - в Москве. С. имел большое влияние на молодого Ивана IV (Грозного). В 1547 во время пожаров и нар. выступления в Москве против Глинских С. явился к Ивану на Воробьевы горы и произвел на него большое впечатление своими увещеваниями. Впоследствии он вошел в ближнее окружение царя вместе с Адашевыми и кн. Курбским. Расхождение Ивана IV с бывшими соратниками (т. н. избранной радой) изменило и отношение к С. Ок. 1560 С. уходит от двора и постригается. Курбский в своей "Истории о вел кн. Московском" утверждает, что С. был сослан на Соловки. Иван IV в послании к Курбскому, наоборот, ставит ему в пример С. как добровольно ушедшего от двора. Последнее более вероятно, Кирилло-Белозерском мон., близком царю, находилась личная б-ка С., а род его сына Анфима, дьяка, служившего в Смоленске, был занесен в Синодик Успенского соб. в Кремле. В 1577 в послании к Ивану IV Курбский называет С. уже умершим. Очевидно, он скончался в Кирилло-Белозерском мон., где, видимо, и постригся. С. был не только талантливым проповедником, но и ярким писателем. Несомненно ему принадлежат: "Послание казанскому наместнику кн. А. Б. Горбатому"; "Житие кн. Ольги", в переработанном виде вошедшее в "Степенную книгу"; "Послание и наказание от отца к сыну", входящее в "Домострой" как 64-я глава. В сб. личной келейной б-ки С. сохранились и др. послания к царю и вельможам. Возможно, что нек-рые из них написаны самим С. "Житие кн. Ольги" составлено на основании проложных житий, летописей и легенд, дополнено обширным предисловием, где С. рассуждает о божественной мудрости, вернувшей людям рай через женщину, Богородицу, подобно тому, как через женщину, Еву, Адам его потерял. Далее С. пишет о знаменитых святых женах, особенно о царице Елене, с к-рой постоянно сравнивали Ольгу. Многие исследователи считают С. и составителем всего "Домостроя", т. к. в "Послании к сыну" в крат. форме выражены те же принципы, что и в целой кн. Стилист. особенности текста не противоречат такой атрибуции. Богатейшая келейная б-ка С. после его смерти осталась в Кирилловском мон. (в осн. Софийское и Кирилло-Белозерское собр. Публ. б-ки в С.-Петербурге). С. иногда вместе с сыном делал богатые кн. вклады и в др. монастыри. Один из самых знаменитых его кодексов содержал копию с др. иллюстраций к анонимному "Сказанию о Борисе и Глебе" и древнейший список "Чтения о Борисе и Глебе" Нестора.

Изд. и лит.: Барсов Н. Из неизданных пам. др.-рус. лит-ры: Учительные послания. // Христианское чтение. 1871. № 3; Сильвестра послание и наказание отца к сыну. Пам. др.-рус. церковно-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3; Гробовский А. Н. Иван Грозный и Сильвестр. Лондон, 1987; Курукин И. В. Сильвестр и составление "Жития Ольги Степенной Книги" // Теория и практика источниковед. и археографии отеч. истории. М., 1978.

Сильвестр Медведев

СИЛЬВЕ́СТР МЕДВЕ́ДЕВ (1641-91) - поэт, просветитель, общ. деятель. С. М. был земляком и свойственником Кариона Истомина. До 1665 был подъячим в Курске, затем подъячим в Приказе тайных дел в Москве. В 1665 начал обучаться "по латыням и грамматике" в шк. Симеона Полоцкого, благодаря к-рому изучил лат., греч., польск. и нем. языки, воспринял идеи барочной поэтики в духе Киево-Могилянской и Виленской иезуитской академий. Недоброжелатели С. М. утверждали, что он стал "латинствующим" под влиянием Симеона Полоцкого. Сопровождал боярина А. Л. Ордина-Нащокина при заключении Андрусовского перемирия между Россией и Польшей в 1667. В 1675 принял монашество в Путивле, где, вероятно, познакомился с Карионом Истоминым, к-рый долгое время был его другом. С 1677/78 является справщиком Печатного двора. После смерти Симеона Полоцкого (1680) как любимый воспитанник и последователь придворного поэта унаследовал его рукоп. и кн. В 1681, когда в Москву прибыл Ян (Андрей) Белобоцкий, составил ответ на "Исповедание веры". В 1682 преподавал в школе при Заиконоспасском мон. латынь, собирался со временем создать на ее основе Академию, ориентированную на программы Киево-Могилянской академии. В 1684-85 была создана минейная комиссия (для правки Миней), но С. М. не был привлечен к этой работе, как латинствующий. В 1689 как сторонник царевны Софьи и участник заговора Шакловитого арестован в связи с делом Шакловитого, причем не последнюю роль в рассмотрении этого дела сыграл именно извет Кариона Истомина, несмотря на дружеские отношения С. М. с последним в конце 1670-х - нач. 1680-х гг. В 1691 казнен. Известен как общ.-полит. деятель зап. ориентации (в отличие от Кариона Истомина, снискавшего репутацию "пестрого" благодаря своей не явно выраженной позиции). Произведения С. М.: "Книга глаголемая хлеб животный", "Приветство брачное", "Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном." и др.

Лит.: Прозоровский А., Козловский И. Сильвестр Медведев. К., 1895.; Сильвестр Медведев (Его жизнь и деятельность) // ЧОИДР. 1896. Кн. 2. Отд. 4; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973; Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII - начало XVIII века). М., 1991; Юсим М. А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева // ТОДРЛ. Л., 1993. Т. 47. С. 312-328.

Символизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симеон Полоцкий

СИМЕО́Н ПО́ЛОЦКИЙ (1629-80) (Петровский-Ситнианович Сам. Ем., по др. данным Гаврилович) - белорус. и рус. обществ. и церк. деятель, поэт, переводчик, публицист, деятель рус. просвещения. Прозвание "Полоцкий" получил по месту рождения. В 1640-50 учился в Киево-Могилянской академии, окончив к-рую, стал преподавателем в Полоцкой Богоявленской братской школе. В 1658 принял монашество в Полоцком Богоявленском мон. В 1664, после возвращения в Полоцк поляков, переехал в Москву. В 1665 преподавал лат. грамматику, пиитику и риторику в Спасской школе, к-рая готовила переводчиков для Посольского приказа. С 1667 - учитель царевичей Алексея Алексеевича, Федора Алексеевича и царевны Софьи, с 1679 наблюдал за учителем Петра I (Никитой Зотовым), обучал также детей др. знатных лиц. Автор богословского трактата "Жезл правления" (1667), направл. против патриарха Никона и вождей раскола. В 1678 организовал в Кремле типографию. С 1648 начал писать стихи. Поэзия С. П. носит дидактич. характер. Автор многочисл. произведений: сб-ки проповедей "Обед душевный" (1681) и "Вечеря душевная" (1683), сб-ки стихов "Ветроград многоцветный" (не опубл.) и "Рифмологион" (также рукописный), стихотв. перевод Псалтири - "Псалтирь рифмотворная" (1680), стихотв. пьеса "Комедия притчи о блудном сыне" и трагедия "О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных", восхваляющая царя Алексея Михайловича и обличающая правителя - тирана (библейского царя Навуходоносора). Пользовался силлабич. стихом; явился основоположником в рус. лит-ре поэтич. и драм. жанров.

Симов Викт. Анд

СИ́МОВ Викт. Анд. (1858-1935) - живописец, художник т-ра. В 1882 С. окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества сразу по двум отделениям - зодчества и живописи. Начинает как художник-станковист. В 1885 товарищ С. по уч-щу И. И. Левитан привлек его к работе в Частной рус. опере С. И. Мамонтова. Одновременно С. сближается с мамонтовским кружком: увлекается иск-вом майолики, разрабатывает оригинальные проекты и руководит стр-вом дома изв. врача Уманского и неск. дач ("Ватрушка", "Чайка"). Результатом знакомства с актером и реж. любит. театр. кружка К. С. Алексеевым (Станиславским) стала совм. работа над спектаклем "Потонувший колокол" Г. Гауптмана (1897, Об-во иск-ва и лит-ры).

14 окт. 1898 спектаклем "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого в пост. К. С. Станиславского и декорациях С. открылся Моск. Худ. общедоступный т-р. С. оставался его гл. худож. на протяжении 15 лет. Им оформлены практически все постановки первого периода МХТ. С приглашением в МХТ молодых художников (Сапунова, Судейкина, Денисова и др.) С. постепенно теряет главенствующее положение. Он решительно не приемлет приемов "условного" т-ра. В 1913 С. уходит из МХТ. Недолгое сотрудничество связало худож. со "Свободным театром" и его реж. К. А. Марджановым: "Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха (1913), "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского (1913). В 1917 С. оформил пост. пьесы А. Островского "Шутники" в Малом т-ре. Позднее работал преимущ. для муз. сцены: "Вертер" Ж. Массне (1921, Большой т-р), "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова (1926, Оперная студия им. К. С. Станиславского), "Богема" Д. Пуччини (1927, там же).

В 1925-26 при репертуарно-ху-дож. коллегии МХТ создается эксперим. лаб., задача к-рой - разработка новых постановочных решений. Здесь под рук. К. С. Станиславского С. работал сначала с молодым худож. М. Д. Сенторовым, затем с М. Я. Гремыславским, изобрел и разработал проект бесколосниковой сцены.

В эти же годы в МХТ в его оформлении идут спектакли "Николай I и декабристы" А. Кугеля (1926), "Сестры Жерар" В. Масса (1927), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927), "Мертвые души" М. Булгакова по ром. Н. Гоголя (1932).

Симон

СИ́МОН (ум. 1511) - церк. деятель, 6-й автокефальный митр. Московский и всея Руси. В 1488-94 - игумен Троице-Сергиева мон. После низложения Зосимы избран митрополитом (1495). Годы пребывания С. на кафедре ознаменовались решительным столкновением между сторонниками и противниками монаст. имуществ ("осифляне" и "нестяжатели"), обострением борьбы против ереси т. н. жидовствующих. Сам С. в этой борьбе занимал скорее пас. позицию, будучи вынужден уступать давлению Ивана III, к-рый поддерживал "нестяжателей" и терпимо относился к еретикам. Уже с кон. 70-х гг. 15 в. началось наступление великокняж. власти на земли и привилегии монаст. корпораций (частичная секуляризация в Новгородской земле, ограничение иммунитетов и пересмотр владельч. прав монастырей в др. уездах Рус. гос-ва и т. п.). Однако на Соборе 1503 план полной секуляризации, предложенный Иваном III, был отвергнут большинством церк. иерархов, в числе к-рых оказался и С. Тяж. болезнь Ивана III, резко ограничившая возможности его фактич. управления, способствовала победе клерикалов и в вопросе о ереси. По пост. Собора 1504 в Москве и Новгороде запылали костры.

-----------------------------------

СИ́МОН (в миру Шлеев Симеон Ив.) (1873-1921) - первый единоверч. епископ. Окончил Казанскую дух. академию (1895), канд. богословия. С 1900 единоверч. священник в Казани, с 1905 - в Петербурге, с 1916 - протоиерей. Участник единоверч. съездов. В мае 1918 избран единоверческим еп. Охтенским в Петрогр. епархии, в июне рукоположен Патриархом Тихоном в Александро-Невской лавре по старопечатным кн. С 1920 - единоверческий еп. Уфимский, в том же году переведен на правосл. Уфимскую кафедру. Был убит. Причислен к местно чтимым святым в Уфимской епархии.

-----------------------------------

СИ́МОН (Тодорский Симеон) (1701-54) - религ. деятель, писатель, переводчик. Учился в Киево-Могилянской академии (1718-27), академич. г-зии (1727-29), в ун-те в Галле (1729-35). Перевел и опубликовал неск. кн. нем. пиетистов, в т. ч. "Четыре книги о истинном христианстве" И. Арндта (1735). В 1735-37 посещает католич. мон. Германии, а также сербские и укр. мон. в Польше, Венгрии и на Балканах. С 1738 - преподаватель др.-евр. и др.-греч. яз. в Киево-Могилевской акад. Как эллинист, С. в известной мере пытался противостоять латин. направлению духовного образования, противопоставляя ему греческое. С 1743 принимал активное участие в исправлении и редактировании слав. Библии (т. н. "елизаветинская Библия", опубл. в 1751). Пострижен в монахи в 1740, с 1742 - катехизатор, затем духовник вел. кн. Петра Федоровича, позднее вел. кн. Екатерины Алексеевны (будущих Петра III и Екатерины II). Хиротонисан в епископы в 1745, с 1748 - архиепископ Псковский.

Симон Владимирский

СИ́МОН ВЛАДИ́МИРСКИЙ (ум. 1226) - Владимиро-суздальский еп. Вначале монах Киево-Печерского мон., затем игумен Рождественского мон. во Владимире и духовник кн. Марии, жены Всеволода Большое Гнездо. Во время междоусобной войны сыновей Всеволода (1212-16) стал на сторону его 2-го сына Юрия, по завещанию Всеволода получившего Владимирский стол в ущерб правам своего старшего брата Константина. После изгнания еп. Иоанна и разделения епископии на две, Владимирскую и Ростовскую, С. стал еп. Владимирским. После поражения Юрия в битве на Липице ушел вместе с ним сначала в Городей Радилов, а потом в Суздаль, где князь получил удел. После смерти Константина возвращается вместе с Юрием во Владимир. В 1222-25 вместе с Юрием строит ц. Рождества Богородицы в Суздале. Похоронен в Успенском соборе во Владимире.

Произв. С. легли в основу Киево-Печерского патерика. Между 1222 и 1226 С. написал "Слово о создании церкви Печерской" - основанный на легендарном мат-ле рассказ о построении Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1073-79.

В 1225-26 С. написал послание монаху Киево-Печерского мон. Поликарпу, где резко выступает против продажи церк. должностей, с помощью к-рой Поликарп собирался стать епископом.

С. был образованным и начитанным человеком. В его сочинениях цитируется "Паренесис" Ефрема Сирина, "Лествица" Иоанна Синайского, имеются ссылки на "Отечьник" (один из переводных патериков). С. знал патерики Скитский и Синайский, под влиянием к-рых, как и монашеских житий Саввы Освещенного и Антония Великого, писал свои рассказы о монахах.

Произв. С. содержат много мелких бытовых подробностей из жизни монастыря и мирян, что делает их интересными историч. источниками.

Изд. и лит.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. Киев, 1931; Поп Р. Древнейший отрывок послания Симона Поликарпу // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры / Ин-т рус. лит. АН СССР. Л., 1969.

Симон Конст. Ром

СИ́МОН Конст. Ром. (1887-1966) - историк, книговед, библиограф, д-р ист. наук. Род. в Москве, в купеч. семье. В 1911 оконч. ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. В 1914-18 находился на фронте, исполняя разл. обязанности в Рос. об-ве Кр. Креста. В 1928-37 - сотр. библ. отд. Междунар. аграрного ин-та, Критико-библ. ин-та Объединения гос. изд-в, Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, а с 1939 до конца жизни работал в Фундамент. б-ке обществ. наук АН СССР. Библ. работу сочетал с препода-ват. деят-ностью в Моск. библиотечном ин-те, где читал курс иностр. библиографии. В 1940 вышел сост. им справочник "Иностранная универсальная библиография", а год спустя - уч. пособие для библ. вузов "Общая иностранная библиография". В 1963 издана фундамент. моногр. С. "История иностранной библиографии", в к-рой на огромном фактич. материале прослежено возникновение и развитие библиографии в странах Европы и Америки с древнейших времен до 1960-х гг. Важным направлением науч. деят-ности С. были его иссл. в обл. библ. и библиографоведч. терминологии. Итогом этой работы явился вышедший посм. словарь "Библиография: Основные понятия и термины" (1968); по каждому термину приводились сведения о его возникновении, бытовании и список лит-ры. Значит. внимание С. уделял проблемам теории библиографии. С. принимал активное участие в практич. работе по созданию и редактированию библ. науч.-вспомогат. пособий, гл. обр. ист. тематики. В чисто книговедч. плане он провел огромную работу по истории создания энциклопедий, готовил по этой теме большую монографию, фрагменты к-рой были опубл. в "Избранном".

Симони Пав. Конст.

СИМОНИ́ Пав. Конст. (1859-1939) - филолог-палеограф, источниковед, библиограф, книговед, педагог. С 1921 - чл.-корр. АН СССР. Род в С.-Петербурге, в семье сенатского чиновника, по происхождению венгр. Учился в г-зии при Ист.-филол. ин-те (окончил в 1881), затем на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та. Здесь, под рук-вом И. В. Ягича, начал свои занятия в обл. слав. и др.-рус. палеографии. К 1884-85 относятся его первые науч. тр. - словарь к "Служебным минеям" 11 в. и "О языке "Саввиной книги" 11 в. (не завершена). После окончания ун-та (1886) С. давал частные уроки и, работая в Публичной б-ке, изучал письмо и графические приемы др.-слав. писцов; участвовал в работе Отд. рус. яз. и словесности (ОРЯС) АН по подготовке издания лексикографич. тр. (академич. словаря рус. языка под ред. Я. К. Грота и сводного словаря рус. народных говоров под ред. А. Х. Востокова). С 1892 С. - в должности письмоводителя и заведующего канцелярией ОРЯС АН. В 1892-1926 принимает самое живое участие в деят-ности Отделения, сотрудничая с А. Ф. Бычковым, А. Н. Веселовским, М. И. Сухомлиновым, Ф. Ф. Фортунатовым, А. А. Шахматовым и др.

В широкий круг науч. интересов С. входят. ист. слав. и рус. письменности, язык др. рукописей, устное нар. творчество ("Старинные сборники пословиц 17-18 вв.", 1899), рус, белорус. и укр. диалектология, лексикография и ее история, история кн. и книж. дела. Представляют ценность его отзывы на лингв. и палеографич. труды, библиогр. очерки и обзоры иссл. рус. ученых: А. Н. Веселовского, А. А. Котляревского, Л. Н. Майкова, А. Н. Соболевского, М. И. Сухомлинова, И. В. Ягича и др. С. состоял чл. свыше 20-ти науч. об-в: Моск. археологического об-ва (с 1896), Об-ва любителей древней письменности и иск-ва (с 1897), Рус. геогр. об-ва (с 1898), Об-ва библиотековедения (с 1918) и мн. др. Работал в разных уч. заведениях и науч. учреждениях - Пед. академии, Ин-те внешк. образования, на Высших курсах библиотековедения (при Публичной б-ке в Ленинграде), был сотрудником Ин-та книги, документа и письма АН СССР (1919-28).

Фонд, содержащий арх. материалы С. (184 ед. хр.), № 696, хранится в рукописном отделе Российской нац. б-ки (бывш. Публичная б-ка) в С.-Петербурге.

Лит.: Симони Павел Константинович // Аннотированный указатель рукописных фондов ГПБ им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. Вып. 4. С. 50-52; Дорошевич А. В. П. К. Симони как историк книжной трговли // Книжная торговля: Опыт, пробл., ис-след. 1984. Вып. 13. С. 212-230.

Симонов Конст. Мих.

СИ́МОНОВ Конст. (Кирилл) Мих. (1915-79) - поэт, прозаик, журналист. Род. в Петрограде, в семье военного, погибшего в годы 1-й мир. войны. После окончания семилетки учился в фабр.-зав. уч-ще, работал токарем на авиазаводе. С 1934 учился в Лит. ин-те. В 1939 - воен. корр. на Халхин-Голе (Монголия). В годы Вел. Отеч. войны был корр. "Красной звезды", присутствовал при подписании акта капитуляции гитлер. Германии. В послевоенные годы - корр. "Правды". На протяжении мн. лет был одним из руководителей Союза писателей СССР, гл. ред. "Нового мира" (1946-50, 1954-58), "Литературной газеты" (1950-53). В конце жизни как пред. комиссий по лит. наследию М. А. Булгакова, А. Т. Твардовского много сделал для публикации их произв.

Первые стихотв. С. публикуются в 1936 в ж. и газ. Автор поэм "Победитель" (1937, посвящена Н. Островскому), "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939), "Пять страниц" (1938), "Первая любовь" (1936-41), цикл лирич. стихотв. "С тобой и без тебя" (1941-42, доп. до 1954) пользовался огромной популярностью в годы войны (особенно стихотв. "Жди меня"). Патриотич. мотивы нашли свое выражение в стихотв. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины." (1941). В послевоенные годы С. неск. раз обращался к поэзии: сб. "Друзья и враги" (1948), книга "Стихи 1954 года", цикл "Вьетнам. Зима семидесятого" (1970-71). С. созданы пьесы "История одной любви" (1940), "Парень из нашего города" (1940-41), в годы войны - драмы "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", в послевоенные годы - "Русский вопрос", "Чужая тень", "Четвертый". В 1943-44 пишет повесть "Дни и ночи", посвящ. участникам Сталинградской битвы. С. - автор ром. "Товарищи по оружию", трилогии "Живые и мертвые" (ром. "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются", "Последнее лето"). В 1956-70 С. создает цикл повестей "Из записок Лопатина", среди к-рых особым успехом пользовалась повесть "Двадцать дней без войны", экранизированная реж. А. Германом, инсценированная в т-рах.

В конце жизни С. создает ряд докум. произв. о войне: дневники "Разные дни войны" (1977), сценарии фильмов "Если дорог тебе твой дом.", "Шел солдат.", телевизионный сериал "Солдатские мемуары". После смерти С. были опубликованы его воспоминания о Сталине "Глазами человека моего поколения" (Знамя. 1988. № 3-5), вызвавшие разноречивые отклики критиков. Творч. взгляды С. отразились в его статьях, заметках, интервью, воспоминаниях, собранных в кн. "Сегодня и давно" (1980).

К. М. Симонов

К. М. Симонов

Симонов Успенский мужской монастырь

СИ́МОНОВ УСПЕ́НСКИЙ МУЖСКО́Й МОНАСТЫ́РЬ - См. Монастыри в России.

Синагога

СИНАГО́ГА (от греч. συναγωγή - собрание, калька с др.-евр. бет-кнесет - дом собрания) - еврейский молитв. дом. С. возникла в 1 в. н. э. Основная функция С. - не только служить домом молитв. собраний, но и быть местом общинного суда и совместной учебы. Во всех европ. языках, включая идиш и русский, С. называлась "школой".

В С. непременно должны находиться свитки Торы, как необходимая принадлежность публич. богослужения. Свиток Торы находится в спец. кивоте, называемом арон-кодеш (священный кивот). В С. должно быть также возвышение для рецитации Торы - "бима" или "алмемар" (в "восточных" общинах - "тева"). Особенности конструкции С. зависят от общины и эпохи. Синагогальное здание, как правило, символич. ориентировано на Иерусалим. Память о том, в какую сторону уходили предки из Иудеи, до сих пор проявляет себя в том, что в большинстве синагог арон-кодеш или, как он называется в восточных общинах, "гейхал" (дворец) находится у вост. или зап. стены в зависимости от первонач. направления миграции. Например, в Баку ашкеназская С. и С. горских евреев расположены на двух соседних улицах, при этом первая ориентирована строго на восток, а вторая - на запад, при том что Иерусалим относительно Баку расположен на юго-западе. В традиц. ашкеназских С. бима расположена в центре зала, а сиденья по всему периметру, что делает С. зданием с преимуществ. центральной симметрией. В больших С. у европ. евреев есть также спец. помещение для женщин, женская галерея (иногда расположенная на хорах), откуда можно видеть богослужение в основном молельном зале. В небольших молитв. домах и в С. "восточных" общин помещение для женщин отсутствует, т. к. женщины там не появляются. В Вост. Европе создан особый тип ренессансных и барочных синагогальных построек: каменные, так называемые фортификационные, С. (16-18 вв.) и деревянные С. (17-18 вв.). Изнутри О, особенно деревянные, были покрыты полихромными росписями. В 19 в. синагогальная архитектура испытала влияние церк. архитектуры (преобладание осевой симметрии над центральной). В стр-ве С. часто использовался "мавританский" стиль. Влияние зап.-европ. реформизма сказалось в появлении хоральной С., в к-рой кроме молельного зала и женской галереи было специальное место для хора.

Синонимия

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Синопсис"

"СИНО́ПСИС" - первое печатное рус. историч. соч. Полное название: "Синопсис, или Краткое описание о начале Славенского народа, о первых киевских князех, и о житии святаго, благовернаго и великаго князя всея России первейшаго самодержца, и о его наследниках, даже до благочестивейшаго государя и великаго князя Феодора Алексиевича самодержца всероссийскаго". Традиционно приписывается перу киево-печерского архимандрита Иннокентия Гизеля (ум. 1683), однако эта атрибуция оспаривается мн. учеными. В 17-18 вв. "С." выдержал ок. 30 изданий. Кн. была источником историч. сведений для большинства рус. писателей 18 в.

"Синтаксис"

"СИ́НТАКСИС" - критика, публицистика, полемика - в подзаголовке ж., выходящего в Париже с 1978 под ред. А. Синявского (А. Терца) и его жены М. Розановой. "С." выходит по два-три номера ежегодно. Название заимствовано у моск. ж. А. Гинзбурга, выходившего в Москве в "самиздате" в 1959-60. Именно А. Гинзбургу были посвящены первые четыре номера "С." Ж. высказывается по проблемам лит. жизни, часто полемизируя с "Континетом" В. Максимова. Большинство ст. принадлежит А. Синявскому и М. Розановой. Из др. авторов с ж. сотрудничали Е. Эткинд, И. Померанцев, А. Зиновьев, Л. Копелев, С. Довлатов и др. В "С." публикуются докл. отд. авторов, выступавших на конференциях писателей рус. зарубежья.

Синтаксис

СИ́НТАКСИС - раздел яз.-знания, в к-ром исследуются и формулируются средства и правила построения связной речи - того, без чего яз. не может нормально функционировать. В С. можно выделить два основных аспекта: конструктивный и коммуникативный. Конструктивный план С. включает установление правил, по к-рым сочетаются слова и формы слов; изучение средств выражения синтаксических связей; определение внутренней структуры, основных типов, свойств и отличительных особенностей тех единиц, к-рые по этим правилам образуются, - словосочетаний и предложений; выявление условий, делающих возможным либо невозможным преобразование одних единиц в другие: словосочетания в предложение, простого предложения в сложное и наоборот.

С коммуникативным аспектом С. связывается изучение механизмов и средств актуализации предложения - включения его в речевой акт и превращения в высказывание, а также тех преобразований, к-рые претерпевают единицы С. при их включении в текст или диалог. К ним относятся прежде всего порядок слов, интонация, возможность структурной неполноты предложения и др. явления, так и или иначе связанные с актуальным членением предложения. Речевое общение и вообще речевая деят-ность рассматривается в этом случае как один из видов целенаправленной деят-ности, предполагающей взаимодействие говорящего и адресата и подчиняющейся определенным правилам. В этой связи исследуются коммуникативные (иллокутивные) функции высказываний; прямые и косвенные эффекты речевых актов; условия, делающие речевой акт успешным. Выявляются и изучаются единицы (частицы, модальные слова и др.), регулирующие процесс общения, выражающие истинностные и этические оценки, характеризующие сообщаемые факты с т. зр. их важности, правдоподобности, непротиворечивости и т. п.

Лит.: Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1941; Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973; Арутюнова И. Д. Предложение и его смысл. М., 1976; Шмелев Д. И. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. М., 1976; Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985; Практическая грамматика русского языка. М., 1985; Ломов А. М. Типология русского предложения. Воронеж, 1994; Всеволодова М. В., Дементьева О. Ю. Проблемы синтаксической парадигматики: коммуникативная парадигма предложений. М., 1997.

Синявский Анд. Донатович

СИНЯ́ВСКИЙ Анд. Донатович (псевд. Абрам Терц) (1925-96) - писатель, лит-вед. Участник Вел. Отеч. войны. В 1949 оконч. филол. ф-т МГУ, в 1952 защитил канд. дисс. Работал в МГУ и ИМЛИ АН СССР, публикуя статьи по ист. лит-ры. Широко изв., в частности, его гл. в "Истории советской литературы", посв. лит-ре периода Вел. Отеч. войны, предисловие к тому Б. Пастернака в "Библиотеке поэта" и пр. В сер. 1950-х гг. начал писать худож. прозу, к-рая не могла быть опубликована в сов. печати (пов. "В цирке", "Суд идет", рассказы "Графоманы", "Любимов", "Пхенц"). С 1959 проза С. (под псевдонимом Абрам Терц) начинает печататься на Западе. В 1965 сов. органы идентифицировали Абрама Терца, и С. был арестован. Его судили вместе с Ю. Даниэлем (Ник. Аржаком) и приговорили к 7 годам заключения в лагере строгого режима. Процесс С. и Даниэля вызвал бурю протеста во всем мире (в т. ч. от зап. литераторов, к-рых привыкли считать "друзьями Советского Союза") и сыграл роль катализатора в развитии правозащитного (диссидентского) движения в СССР. В 1971 С. был освобожден, а в 1973 выехал за границу. Жил в Париже, активно участвуя в лит. и обществ. жизни эмиграции. В это время опубл. кн. "Голос из хора", "Прогулки с Пушкиным", "В тени Гоголя" и др. С наступлением "перестройки" произв. С. стали печататься на родине. Неоднократно приезжал в Россию, постепенно заняв критич. позицию по отношению к тому пути, по к-рому пошла страна.

А. Д. Синявский

А. Д. Синявский

Синявский Вад. Свят.

СИНЯ́ВСКИЙ Вад. Свят. (1906-72) - журналист, радиокомментатор, основоположник школы спорт. репортажа. В 1929 С. провел свой первый спорт. репортаж о футб. матче сборных РСФСР и Украины. Он прекрасно разбирался во мн. видах спорта - футболе, теннисе, баскетболе, шахматах, легкой атлетике, гимнастике - и умел увлекат. и темпераментно рассказывать о них радиослушателям. Но чаще всего С. рассказывал о футб. играх, в т. ч. и о памятных футб. матчах моск. динамовцев в Англии в 1945. В то время миллионы болельщиков узнавали о ходе игр по радио со слов С. У С. учились наши изв. комментаторы, в т. ч. Н. Н. Озеров. В годы Вел. Отеч. войны С., как и мн. журналисты, находится на фронте. Его воен. репортажи были страстными и волнующими. 7 нояб. 1941, когда враг был у ворот Москвы, на Красной площади проходил воен. парад. Репортаж о нем вел С., и вся страна слушала его, затаив дыхание. Он вел свои репортажи из атакующих танков на Курской дуге, рассказывал о боях на Малаховом кургане в осажд. Севастополе. За боевые заслуги С. награжден мн. орденами и медалями. К спорт. репортажам он вернулся летом 1944 и начал комментировать футб. матчи.

Синягин Ал. Арк

СИНЯ́ГИН Ал. Арк. (1905-38) - метеоролог, синоптик, геофизик; философ, историк, культуролог. В 1925 окончил матем. отд. физ.-мат. ф-та ЛГУ, затем аспирантуру. В студенч. годы возглавлял "Кружок трансцендентального этического дуализма"; играл значит. роль в идейном движении "анархо-мистиков". Историософская концепция С. предполагала извечную борьбу естеств., народной культуры и религии с извращенными, огосударствленными их формами; отсюда интерес к сектам, сказавшийся в многолетней работе С. над "Всемирной энциклопедией сект и ересей" (по-видимому, не сохранилась). Пропагандировал идеи нем. философа Г. Кайзерлинга. Работал в Ин-те теоретич. метеорологии, Главной геофизич. обсерватории (ГГО), Ленингр. Бюро погоды, Ин-те гражд. возд. флота, Путейском ин-те, Воен.-мор. академии им. Ворошилова. По свидетельствам современников, обладал исключительным талантом преподавателя. В 1935 выслан (как сын бывшего домовладельца) в Оренбург, затем переведен в Томск. Преподавал на физ-мат. ф-те Томского гос. ун-та, работал старшим науч. сотр. в местном матем. НИИ. За участие в Карской эксп. удостоен сереб. медали РГО. 13 авг. 1937 арестован, привлечен к фальсифицированному делу об "анархо-мистич. террористич. организации "Орден Тамплиеров"", по к-рому были арестованы мн. бывшие участники антропософских и анархо-мистич. кружков. Расстрелян.

Соч.: Основы синоптической метеорологии. Л., 1932; Синоптическая метеорология, ее современное состояние и перспективы развития. Л., 1932; Очерки русской истории (не изданы, за исключением гл.: Два христианства на Руси // Абаев В. И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. С. 575-637).

Сиповский Вас. Вас.

СИПО́ВСКИЙ Вас. Вас. (1872-1930) - лит-вед, чл.-корр. АН СССР (с 1921). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. В 1899 защитил магистерскую дисс. "Н. М. Карамзин, автор "Писем русского путешественника"". В 1901 составил библиогр. указатель работ о Пушкине, написанных со дня его смерти (Пушкинская юбилейная литература. 1901). С 1902 - приват-доц. Петерб. ун-та. Преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах. Доктор. дисс. (1909) посв. истории рус. ром. и является одной из наиб. авторитетных работ по этому вопросу. Монография насыщена статистич. мат-лом и содержит многочисл. параллели с зап.-европ. лит-рой. С 1922 С. - проф. Ленингр. ун-та. С. - автор учебника и составитель хрестоматии по истории рус. лит-ры (История русской словесности Т. 1-3. 1907), к-рые выходили большими тиражами и неоднократно переиздавались. В работах С. заметно влияние шк. А. Н. Веселовского. С. изв. также как автор нескольких авантюрных ром., к-рые публиковал под псевд. Новодворский ("Путешествие Эраста Крутолобова", 1929).

Соч.: Новый взгляд на историю рус. литературы (Брюнетьер) // Образование. 1894; Из истории рус. литературы 18 в. (Опыт статистических наблюдений). СПб., 1901; Влияние "Вертера" на рус. роман 18 столетия СПб., 1906; Рус. жизнь 18 века по романам и повестям // Рус. старина. 1906. № 5-6; Пушкин. Жизнь и творчество. СПб., 1907; Очерки из истории рус. романа. Т. 1. Вып. 1-2. СПб., 1909-1910; Поэзия народа. Пролетарская и крестьянская лирика наших дней. Пг., 1923.

Сипягин Дм. Сер.

СИПЯ́ГИН Дм. Сер. (1853-1902) - гос. деятель. Из старинного дворян. рода. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1874). Служил в Мин-ве внутр. дел и в органах, обеспечивающих дворянские и земские выборы в Волоколамском у. Моск. губ. В 1884-86 - моск. губернатор, предводитель дворянства. На этой должности привлек в себе внимание высш. начальства. С 1886 делает быструю карьеру: харьковский вице-губернатор (1886), курляндский губернатор (1888), моск. губернатор (1891), тов. (зам.) мин. гос. имуществ (1893), тов. мин. внутр. дел (1894), главноуправляющий Собств. Е. И. В. канц. по принятию прошений (1895). В 1899 С. назначен управляющим Мин-ва внутр. дел, а через год - мин. Назначение С. на этот пост совпало с резким оживлением антиправительств. выступлений в стране, что во мн. связано с пром. кризисом, прервавшим длит. подъем, и хлебными неурожаями. С., не выходя в попытках преодолеть объективные трудности за рамки частных мер (созыв "Особого совещания о нуждах с.-х. производства", пересмотр прод. устава, положения о крестьянах и т. п.), сделал ставку на подавление и пресечение обществ. волнений (циркуляр 12 марта 1901). Во мн. это спровоцировало новый виток терроризма. Первые выстрелы прозвучали стихийно (убийство мин. нар. просвещения Боголепова, покушение на виленского губернатора фон Валя). Но созданная в такой обстановке Г. Гершуни Боевая орг-ция партии социалистов-революционеров первым своим террористич. актом избрала убийство самого С. Покушение было осуществлено 2 апр. 1902 С. В. Балмашевым.

"Сирена"

"СИРЕ́НА" - лит.-худ. двухнедельник, изд. в Воронеже В. И. Нарбутом. С дек. 1918 поянв. 1919 вышло 5 номеров (2-3 и 4-5-сдвоенные). На страницах "С." был опубл. ряд произв. А. А. Блока, О. Э. Мандельштама, А. М. Ремизова, С. А. Есенина и др. Ж. выступал за сохранение культурного наследия, за продолжение традиций классич. рус. лит-ры; приверженцы пролеткульта подвергли "С." и его ред. резкой критике.

"Сириус"

"СИ́РИУС" - двухнедельный ж. иск-ва и лит-ры, изд. в 1907 в Париже Н. Гумилевым (он был основным автором "С."), М. Фармаковским и А. Божеря-новым. В первой пол. года вышло три номера. "С." послужил прообразом последующего издания "цеха поэтов" - ж. "Гиперборей".

Сиротская зима

СИРО́ТСКАЯ ЗИМА (устар.) - теплая, бесснежная погода, благоприятная для бездомных и обездоленных.

Сицилиана

СИЦИЛИА́НА (итал. siciliana, букв. - сицилийская) - "сицилианская октава" - строфа из 8 стихов на 2 рифмы (схема рифмовки: abababab). Оформилась в 13 в. в Италии, затем была освоена европ. поэзией. Рус. поэты редко обращались к С. и не соблюдали канонич. для С. размера: вместо 5-стопного или 6-стопного ямба, имитирующего итал. 11-сложник, использовали, напр., 4-стопный (Ф. Тютчев) или 5-стопный (А. Блок) хорей и т. д. Пример С. (Ф. Тютчев):

Вечер мглистый и ненастный...

Чу, не жаворонка ль глас?...

Ты ли, утра гость прекрасный,

В этот поздний, мертвый час?...

Гибкий, резвый, звучно-ясный,

В этот мертвый, поздний час,

Как безумья смех ужасный,

Он всю душу мне потряс!...

Скабичевский Ал-др Мих.

СКАБИЧЕ́ВСКИЙ Ал-др Мих. (1838-1910) - критик, историк лит-ры, мемуарист. Сын мелкого чиновника из дворян. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1861), где учился вместе с Д. И. Писаревым. Печатался в "Отечественных записках", "Неделе", "Русской мысли" и мн. др. изданиях. Приобрел репутацию одного из самых плодовитых народнических критиков. Автор известных в свое время "Истории новейшей русской литературы" (1891), "Очерков истории русской цензуры" (1882-84), обзоров "Сорок лет русской критики" и "Наш исторический роман в прошлом и настоящем", биографий А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. А. Некрасова, Н. А. Добролюбова (серия "Жизнь замечательных людей", изд. Ф. Ф. Павленкова), мн. критич. статей о писателях-современниках, воспоминаний об эпохе 60-х гг. 19 в.

"Сказание о Борисе и Глебе"

"СКАЗА́НИЕ О БОРИ́СЕ И ГЛЕ́БЕ" - пам. др.-рус. лит-ры, посвященный рассказу о трагической гибели двух мл. сыновей Владимира Святого - Бориса и Глеба. 24 июля Борис и 5 сент. Глеб были убиты своим старшим братом Святополком после смерти Владимира в том же 1015. В последовавшей затем войне победил Ярослав Мудрый. Очевидно, при нем была предпринята попытка канонизации братьев, сложилось их почитание в Вышгороде под Киевом, где Борис и Глеб были похоронены. В 1072 мощи братьев были торжественно перенесены в новую ц., построенную сыновьями Ярослава. С этого времени был установлен "новый праздник Русской земли" - память первых рус. нац. св. Бориса и Глеба. Их культ стал основным в Др. Руси. С ним была связана идея единства всей Руси, разделенной между многочисленными потомками Владимира Святого. После татаро-монг. нашествия Борис и Глеб становятся воинами-святыми, покровителями в бою. Их чудесное участие в битве описывается в "Житии Александра Невского" и в "Сказании о Мамаевом побоище".

В гр. многочисл. пам. Борисоглебского цикла "С." - самое совершенное в лит. отношении произв. Борьба идей разрешается через образы гл. героев, столкновение к-рых достигает трагической высоты. Плачи, молитвы превращаются во внутренние монологи, в к-рых автор мастерски раскрывает все оттенки душевного состояния своих героев. Высокие худож. достоинства "С." обусловили его неизменную популярность на протяжении всего др.-рус. периода. В отличие от др. пам. цикла, "С." не редактировалось. Автор и время написания произв. неизвестны. Гипотеза об авторстве Иакова монаха была отвергнута. В науч. лит-ре "С." часто называют Анонимным сказанием. В древнейшем списке (Успенский сб. 12-13 вв.) "С." соединено со "Сказанием чюдес святого страстотерпцю...". Однако стилистики этих произв. слишком отличаются, чтобы их можно было приписать одному и тому же лицу. Скорее всего "С." было написано непосредственно перед канонизацией (1072).

Из произведений Борисо-Глебско-го цикла наиболее близка к "С." "Летописная повесть об убиении Бориса и Глеба" из "Повести Временных лет".

Изд. и лит.: Успенский сб. XII-XIII вв. М., 1971; Памятники литературы Древней Руси. XI - нач. XII в. М., 1978; Сказание о Борисе и Глебе.

Факсим. воспроизв. повестей из Сильвестровского сборника. М., 1985; Лихачев Д. С. Некоторые особенности идеологии феодалов в литературе XI-XIII вв. // Труды Отд. др.-рус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры АН СССР. М.; Л., 1954. Т. 10.

"Сказание о Мамаевом побоище"

"СКАЗА́НИЕ О МАМА́ЕВОМ ПОБО́ИЩЕ" - пам. Куликовского цикла, наиболее полно повествующий о Куликовской битве (1380). "С." содержит ряд сведений, неизвестных по др. источникам (о подготовке к походу, о расстановке войск, о ходе сражения), что делает его ценным ист. источником и позволяет предположить в его авторе современника события.

Разделение "С." на ред. было уточнено Л. А. Дмитриевым: Основная (наиболее близка первонач. тексту); Летописная (в Вологодско-Пермской летописи кон. 15 - нач. 16 в.), написанная митр. Даниилом в 1526-30; Киприановская, наиб. распространенная, составленная в 17 в. Текст Основной ред. варьируется от списка к списку, все варианты обладают индивид. особенностями. Основная ред. возникла не позже кон. 15 в., т. к. она предшествовала датированной Летописной. Скорее всего "С." возникло еще раньше, в нач. 15 в.

Из всех произв. Куликовского цикла "С." самое увлекательное. Оно обладает четким сюжетом, кульминация к-рого - действия засадного полка под предводительством кн. Владимира Андреевича. Автор передает волнение воинов, ожидающих момента вступления в бой, драматизм ситуации, когда татары начинают побеждать. Воинская тема обусловила обращение к уст. преданиям, эпосу. Один из таких эпич. рассказов - "испытание примет", ворожба воеводы Дмитрия Волынца перед боем. По стилистике нек-рых фрагментов, отдельным оборотам речи, образам "С." совпадает с "Задонщиной", но в "Задонщине" преобладает устно-поэтич. традиция, тогда как в "С." даже эпические сюжеты излагаются в кн.-риторич. манере. "С." очень близка распространенная Летописная пов. о Куликовской битве, однако отсутствие прямых текстовых совпадений заставляет скорее предполагать общий источник. Таким А. А. Шахматов считал не дошедшее до нас поэтич. произведение "Слово о Мамаевом побоище".

Изд. и лит.: Памятники литературы древней Руси: XIV - сер. XV в. М., 1981; Араловец Н. А., Пронина П. В. Указатель литературы // Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980.

Сказание о Мамаевом побоище. Миниатюра 17 в.

Сказание о Мамаевом побоище. Миниатюра 17 в.

Сказания о русских богатырях

СКАЗА́НИЯ О РУ́ССКИХ БОГАТЫРЯ́Х - рукоп. тексты 17-18 вв., известные под назв. "сказания", "повести", "истории" ("гистории"). В рукописях 17-18 вв. ходили тексты, представлявшие собою записи (возможно, непосредственно от исполнителей), пересказы, лит. переделки и обработки былин, предназначавшиеся для занимат. чтения. Наиб. популярны были сказания (истории) "о славном могучем богатыре о Илье Муромце и о Соловье разбойнике". Сохранились также единичные тексты об Алеше Поповиче и Тугарине, "о киевском богатыре Михаиле сыне Даниловиче двенадцати лет", о Михаиле Попыке, Иване Годиновиче, Ставре Годиновиче. Особое место занимают "Сказание о киевских богатырях, какой ходили в Царьград.", являющееся лит. композицией, сложенной на былинной основе, и "Повесть о Сухане" - новый тип воин. повести, основ. на обработке сюжета былины о Сухане.

Будучи фактом лит. жизни 17-18 вв., сказания одновременно дают ценнейший материал для изучения раннего состояния былинной традиции, не зафиксир. в подлинных записях.

Науч. свод текстов, с богатыми примечаниями и статьей см.: Былины в записях и пересказах XVII-XVIII веков. Изд. подготовили А. М. Астахова, В. В. Митрофанова, М. О. Скрипиль. М.; Л., 1960.

Сказания об иконе Владимирской Богоматери

СКАЗА́НИЯ ОБ ИКО́НЕ ВЛАДИ́МИРСКОЙ БОГОМА́ТЕРИ - цикл пам. 12-13 вв., посвященных ист. иконы Владимирской Богоматери. Икона визант. происхождения была вывезена Андреем Боголюбским из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155 и стала гл. святыней княжества. Первые рассказы о чудесах иконы - "Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г." и "Слово вел. кн. Андрея о милости Божией" вошли в состав "Сказания о чудесах иконы Богоматери", очевидно, в кон. 15 в. Чудеса 12 в. связаны с проявлением воли Богородицы, не пожелавшей, чтобы ее икона была привезена в Ростов, и избравшей Владимир местом своего пребывания. С ним связан рассказ о явлении Богородицы Андрею во сне, сохранившийся в летописи Боголюбского мон. 18 в. Сохранилась и икона, изображающая это событие. 26 авг. 1395 "Владимирская Богоматерь" была торжественно перенесена в Москву митр. Киприаном. В этот день Тимур повернул со своими войсками, немного не дойдя до столицы. В соответствии с традицией 12 в., приписывавшей военные победы помощи Богоматери, отход Тимура был связан с появлением иконы в Москве. Так говорится в "Повести о Темир-Аксаке", входившей в состав летописей и встречающейся в отд. списках. Она возникла не позднее 40-х гг. 15 в. и первонач., очевидно, была написана для летописного свода (по инициативе митр. Фотия в 1418-23, по мнению А. А. Шахматова). Не до конца ясно, какая редакция "Повести" является первоначальной. Находившаяся под влиянием более ранних лит. произв. "Повесть" сама оказала существенное воздействие на последующую лит-ру. В 16 в. создается "Сказание об иконе Богоматери Владимирской", в основу к-рого была положена "Повесть". В нем автор развивает прежние идеи о божественном покровительстве рус. гос-ва и особо выделяет идею визант. наследия, акцентируя внимание на том факте, что икона была перенесена в Киевскую Русь из Царьграда. "Сказание" сохранилось в составе "Степенной книги", Никоновской летописи и в отдельных списках 16-19 вв. Визант. икона Богоматери-Одигитрии, привезенная в Киев вместе с "Владимирской Богоматерью", попала в 14 в. в Польшу, где также стала национальной святыней (Ченстоховская Богоматерь).

Изд. и лит.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской Богоматери. СПб., 1878; Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770. // чтения в Об-ве истории и древностей российских. 1878. Кн. 1; Повесть о Темир-Аксаке // Памятники литературы Древней Руси, XIV - сер. XV в. М., 1981; Полн. собр. рус. летописей. М., 1965. Т. 2; Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской борьбы XII в. // Визант. временник. М., 1965. Т. 26.

Сказитель

СКАЗИ́ТЕЛЬ - знаток, хранитель, исполнитель эпич. песен в рус. фольклоре - былин. Сказительное иск-во стало известно рус. науке и культуре благодаря собират. работе фольклористов 2-й пол. 19 - нач. 20 в. (П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. Д. Григорьев, Н. Е. Ончуков, Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. М. Астахова). Они выявили определяющую роль С, особенно одаренных (Рябинины, В. П. Щеголенок, Крюковы, М. Д. Кри-вополенова), в сохранении и развитии эпич. традиции, в передаче былин от поколения поколению, в поддержании интереса к ним в нар. среде. В этом интересе к С. и в системе публикации эпич. текстов по отдельным С. рус. фольклористика предвосхитила наиб. интересные достижения зап. эпосоведения, относящиеся уже к 30-50-м гг. 20 в. (т. н. устно-формульная теория М. Пэрри и А. Лорда). Как показали иссл., С. не заучивает тексты наизусть, но держит в памяти сюжеты и мотивы былин, характеристики персонажей, описания, картины, приемы композиции. Владея богатым набором былин. формул и иск-вом выстраивания - в процессе пропевания - былин. стихов, С. всякий раз как бы заново воссоздает текст. Степень варьирования текста зависит от способности С. к импровизации, от характера его эпической памяти. С. рус. Севера унаследовали былин. традицию др. рус. певцов. Иск-во их в крест. среде рус. Севера поддерживалось условиями местного быта, трудовой деят-ности, общей культуры. В наст. время сказит. иск-во угасло.

Лит.: Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948; Лорд А. Б. Сказитель. М., 1995.

Сказки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сказочник

СКА́ЗОЧНИК - термин, употребляемый рус. наукой: 1) для обозначения людей, просто знающих и рассказывающих сказки; 2) для обозначения одаренных знатоков и исполнителей сказок, мастеров жанра. В этом втором значении С. стали предметом особого внимания науки: собиратели фольклора стремились найти С.-мастеров, записать весь их репертуар, получить сведения о биографии, среде, учителях и т. д.; публ. текстов по С. вместе с краткими их характеристиками стала нормой науч. изданий (начало ей положил Н. Е. Ончуков - "Северные сказки", 1908); творчество С. подверглось специальным иссл. С.-мастер - художник слова, виртуозный рассказчик. В его сказках преломляются жизненный опыт, занятия (крестьянин, охотник, солдат, бурлак, бродягаит. п.), впечатления окружающей среды. Сказки мастера характеризуются определенными стилевыми качествами: преобладанием эпич. начала или шуточно-балагурного, сатирич., увлечением реально-бытовыми подробностями, вниманием к психологии и оттенкам поведения героев и др. С.-мастер - творец, по-своему формирующий сказку, но его творч. работа идет в рамках коллективной фольклорной традиции, законов жанра. Пристальное внимание к фигуре С. характерно для нек-рых школ фольклористики, особенно для М. К. Азадовского (проблема варьирования, индивид. мастерства С., поздние жанровые образования) и для А. И. Никифорова (соц. аспект сказительства, специфика отд. групп сказок, например солдатские, разные функции рассказывания сказок: для детей, "клубные" и т. п.).

Сказуемое

СКАЗУ́ЕМОЕ - гл. чл. двусоставного предложения, в к-ром выражается сообщаемое о подлежащем. Формально С. зависит от подлежащего, согласуясь с ним в числе (а в части форм - также в роде и лице). Однако в содержат. плане роль С. не менее существенна, чем роль подлежащего. Именно в формах С. выражаются в первую очередь предикат. значения наклонения (модальности) и времени. С. вместе с зависимыми словами образует как бы каркас предложения и к тому же чаще всего выражает тему предложения - его смысловой центр. Т. о., С. выполняет в составе предложения двоякого рода функции: с одной стороны, оно является носителем определенного лексич. значения и должно быть семантически полнозначным, а с др. стороны, оно характеризует выражаемый им признак в категориях наклонения и времени. В зависимости от того, как выражаются эти два типа значений С., выделяют три основных разновидности С: 1) простое глагольное; 2) составное глагольное и 3) составное именное. В любом случае обязательным компонентом С. является глагол в личной форме или его значимое отсутствие.

В роли прост. глаг. С. выступает полнозначный знаменательный глагол, лексическое значение к-рого в сочетании с формами словоизменения обеспечивают семантич. и грам. характеристику подлежащего; ср: На небе светят звезды; Приходи ко мне завтра. К этому типу С. относят и разнообразные конструкции с частицами, глагольными междометиями и несогласуемыми неизменяемыми формами глагола; ср.: А она как закричит на меня; Тут рыцарь прыг в седло; И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (И. Крылов).

В сост. глаг. С. основное вещественное содержание выражается инфинитивом знаменат. глагола, а грам. содержание - личной формой семантически недостаточного вспомогательного глагола. К последним относят прежде всего фазовые глаголы, обозначающие различные этапы ("фазы") прохождения действия, а также модальные глаголы, обозначающие желание, намерение, способность осуществить данное действие; ср.: Он начал уставать; Он продолжает работать; Я хочу поехать в Одессу; Ты не сможешь этого сделать.

Сост. имен. С. образуется из сочетания глагола-связки (в т. ч. и в нулевой форме) и именной части. К связкам относятся такие глаголы, как быть, стать, казаться, оказаться, считаться и т. п. Именную часть составляют имена сущ., прилагательные, многочисленные предложно-падежные конструкции с характеризующим значением; ср.: Он стал учителем; Мой отец был врачом; Дверь оказалась закрытой; Весь город на ногах; Это дерево считается священным.

И вспомогательный, и связочный компоненты сост. С. могут распространяться по образцу составного С, образуя осложненные формы С; ср.: Он хотел начать работать; Ребенок должен быть ребенком; Он мог стать сыном.

Лит.: Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976; Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988.

Скалка

СКА́ЛКА - деревянный валик для раскатывания теста при изготовлении разл. изделий или для катания белья. С. использовали ряженые как музыкальный инструмент на Святках.

Скалозуб

СКАЛОЗУ́Б - персонаж комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824). Имя этого грубого и самодовольного полковника, солдафона и карьериста, приобрело нариц. значение.

Скальковский Конст. Аполлонович

СКАЛЬКО́ВСКИЙ Конст. Аполлонович (1843-1906) - журналист, писатель, театр. и балет. критик. По образованию горный инж., был директором Горного департамента России. В 1860-х гг. в "С.-Петербургских ведомостях", затем в "Новом времени" выступал с яркими публицистич. статьями по широчайшему кругу проблем: международные и финансовые обзоры, рассказы о путешествиях, театр. рецензии. Среди многочисл. кн. С. "Балет, его история и место в ряду изящных искусств" (1882) - первый подобный труд на рус. яз., а также сб. воспоминаний "В театральном мире" (1899), в к-ром даны живые портреты всех итал. балерин, танцевавших в России.

Скандирование

СКАНДИ́РОВАНИЕ (скандовка) (от лат. scando - размеренно читаю, букв. - поднимать) - декламац. прием, особое размеренное чтение стиха, при к-ром произношение выделяет все метрич. признаки стихотв. строки, не ощутимые при обычном чтении. С. гл. обр., подчеркивает все метрич. сильные места - икты, а также внутристиховые (цезура) и межстиховые паузы, помогая определить на слух стихотворный размер. Напр., цезурованный 5-стопный ямб с пропусками метрич. ударений при С. обнаруживает свою метрич. структуру: "Безу́мных ле́т / уга́сшее́ весе́лье / Мне тя́жело́ / как сму́тное похме́лье" (А. С. Пушкин).

Скань

СКАНЬ (от др.-рус. "скать" - вить нить) - старинная рус. ювелирная техника. На металлическую основу напаиваются узоры из шариков или проволоки - гладкой, крученой, насечной.

Скарская Над. Фед

СКА́РСКАЯ Над. Фед. (1869-1958) - драм. актриса, театр. деятель, педагог. Дочь Ф. П. Комиссаржевского, сестра В. Ф. Комиссаржевской. В 1899 начинает выступать на любит. сцене и в МХТ. В 1900-03 играет в провинц. т-рах. В 1903 вместе с П. П. Гайдебуровым организует Общедоступный т-р при Литовском нар. доме (СПб.). В 1905-22 - рук. (с П. П. Гайдебуровым) и актриса Первого передвижного драм. т-ра, позднее занималась пед. деят-ностью. С. принадлежала к числу театр. подвижников, верящих в просветит. миссию т-ра, вместе с т-ром объехала мн. города России, стремясь познакомить зрителя с настоящей театр. культурой и худож. правдой. В актерском творчестве С. сильное лирич. начало подкреплялось продуманностью и проработанностью ролей. Ее героиням были свойственны взволнованность и душевная сложность: Антигона в трагедии Софокла; Офелия, Гертруда - "Гамлет" У. Шекспира; фру Альвинк - "Привидения" Г. Ибсена; Катерина - "Гроза" А. Н. Островского; Матрена - "Власть тьмы" Л. Н. Толстого; Сарра - "Иванов", Соня - "Дядя Ваня", Маша - "Три сестры", Раневская - "Вишневый сад" А. П. Чехова и др.

Скатерть

СКА́ТЕРТЬ - кусок ткани особой выработки, к-рым покрывают стол. Др. названия: столечник, плат, ширинка, скатереть, скатерка. С. на терр. Др. Руси известна с 11-13 вв. Называлась она "столешник" (рус.), "настольник" (белорус.), "настільник" (укр.). С. были продолговатой формы и делались довольно длинными. Для повседневных С. использовали грубую пряжу и ткали несложным способом. Праздничные С. изготавливали из тонкого белого льняного полотна, вытканного в многоремизной (браной) технике. С. сшивали из 2-3-х полотнищ ткани шириной в 35-40 см, длиною в 115-330 см. Полотнища соединялись вязаными или ткаными прошивами. Короткие концы С. украшались полосами цветного (красного) ажурного тканья, вышивкой или кружевами. В 19 в. лучшее полотно для С. производили кустари в Ярославской и Костромской губ. Ткач бранины, Камчатки назывался "скатерник".

Стол всегда был накрыт С. На ритуальных трапезах на стол расстилали по 2-3 С. С., используемой в обрядовой трапезе (Рождество, свадьба и др.), как бы передавались положит. свойства пищи, хлеба. В Рождество на С. или под нее рассыпали посевное зерно, затем этой С. накрывали больных людей, скот. С. покрывают тех, с кем бывают припадки. С. обязательно входили в состав девичьего приданого и расстилались по неск. штук в доме, где будут жить молодожены. С. покрывали плечи молодых. С., зеркало, гребень и мыло держала под мышкой невеста во время венчания. На сев. России свадебный хлеб ("банник") вместе с солонкой, ложкой и др. предметами заворачивали в С. Часто на похоронах С. заменяли полотенца. Ею покрывали гроб. На поминальные дни, посещая кладбище, родственники застилали могилу С. и расставляли принесенную еду. С. как полотно и полотенце, в давних пор являлась символом дороги, связи с домом, очагом, мира живых и мертвых. Отсюда и выражение "скатертью дорожка!" как пожелание удачной дороги. В сказках С.-"хлебосолка", "самобранка" - часто подарок бедняку, к-рый крадут в дороге.

Предыдущая страница Следующая страница