Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 7, "СКА"-"СЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СКА"-"СЛЕ")

Скатка

СКА́ТКА - верхн. воен. форм. одежда - плащ, епанча, шинель, пальто и т. п., свернутая, скатанная в рулон для удобства ношения в тех случаях, когда они не надеты в рукава или внакидку. Наиб. распространенный способ ношения С. - через плечо, но в Красной армии и Сов. вооруж. силах практиковалась носка С. на снаряжении - ранце, вещмешке и т. д.

Скаутизм

СКАУТИ́ЗМ (от англ. scout - разведчик) - соц.-пед. система, основанная на воспитании в человеке религиозности, патриотизма, любви и сочувствия к ближнему, любви к труду и творч. восприятия окружающего мира. Основателем мирового скаутизма является полк. сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл. Летом 1907 на о-ве Браунси (Великобритания) он провел первый скаутский лагерь с 22 мальчиками. Обобщив собств. опыт войны в англ. колониях в Африке, опыт Р. Киплинга и Э. Сетон-Томпсона, он разработал игровую воспитат. систему для детей и взрослых. Целью скаутской педагогики в нач. 20 в. являлось объединение молодежи каждой нации на основе традиц. этич. ценностей, выраженных в общем Скаутском законе ("Скаут верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам", "Скаут друг всем и брат всякому другому скауту" и т. д.). К 1914 скаутское движение возникло в США, Франции, Германии и т. д. К кон. 20 в. Всемирное Скаутское Движение, объединившее более 20 млн чел., приняло интернац. характер и контролируется Всемирной Организацией Скаутского Движения (ВОСД) со штаб-квартирой в Женеве. В России интернац. орг-ции представлены Федерацией Скаутов России (ФСР), нац. - Организацией Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), в рус. зарубежье - Национальной Организацией Русских Разведчиков (НОРР). В ОРЮР традиц. скаутизм нач. 20 в. трансформировался в рус. разведчество, для к-рого характерны правосл. мировосприятие, прямая преемственность с рус. скаутизмом, глубокий интерес к рус. истории и культуре, а также нек-рый консерватизм и идеологизация воспитат. работы. Полит. деят-ность в скаутских и разведческих орг-циях запрещена.

Скафтымов Ал-др Пав

СКАФТЫ́МОВ Ал-др Пав. (1890-1968) - лит-вед. Род. в с. Столыпино Вольского у. Саратовской губ. Вопреки воле родителей, к-рые хотели, чтобы он стал священником, поступил в Варшавский ун-т. Преподавал словесность в Астраханской и Саратовской г-зиях. Первая печатная работа - "Лермонтов и Достоевский" (1916). С 1923 - проф. Саратовского ун-та. Засл. деятель науки РСФСР (1947). В кн. С. "Поэтика и генезис былин" впервые описана худож. структура рус. былины. С. рассматривал лит. произв. с т. зр. соотношения его отд. компонентов и основной худож. задачи, провозгласил принцип целостной интерпретации текста, метод "параллельных рассмотрений родственных явлений и фактов", противопоставив такой способ изучения подходу формальной школы. Обосновал правомерность психологич. метода в лит-ведении - "К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы" (1923). Особое внимание уделял лит.-филос. проблемам: Толстой и Гегель, Чехов и Шопенгауэр. Для С. характерно стремление определить индивид. своеобразие писателя, специфику его творч. исканий. В статьях о Чехове - "О единстве формы и содержания в "Вишневом саде" Чехова" (1946), "Пьеса Чехова "Иванов" в ранних редакциях" (1948), "К вопросу о принципах построения пьес Чехова" (1948) - С. рассматривает принципиально новую природу драм. конфликта, истоки к-рого лежат в бытовой повседневности, а не в нарушающем ход жизни событии.

Соч.: Статьи о русской литературе. Саратов, 1958; Нравственные искания русских писателей: Ст. и исслед. о рус. классиках. М., 1972.

Лит.: Список печатных работ А. П. Скафтымова // Учен. зап. Саратовского гос. ун-та. 1957. Т. 56; Жук А., Покусаев Е. Александр Павлович Скафтымов // Вопр. лит. 1970. № 9.

Скипетр

СКИ́ПЕТР (от греч. σκήπτρον - посох, жезл) - почетный знак, символизирующий владычество. С давних времен является атрибутом верховной власти. Прообраз С. - пастушеский посох. С. был изв. у др. греков и римлян, римские императоры и полководцы традиционно украшали один конец посоха орлом. Утвердившись в качестве символа в христ. ц., С. становится почетной регалией и у представителей светской власти средневековья. Он представлял собой короткий жезл, наклонение к-рого означало дарование монаршей милости, а целование - принятие подданства.

В России С. в качестве царской регалии впервые был использован во время венчания Федора Иоанновича, хотя, возможно, был известен на Руси и раньше. По традиции при церемонии венчания на царство и др. больших торжествах царь должен был держать С. в правой руке, при выходах С. несли перед царем специальные люди - стряпчие. Использовался в этом качестве до окончания монархии в России.

Скипетр, держава и венец Большого наряда царя Михаила Федоровича. 1627-28

Скипетр, держава и венец Большого наряда царя Михаила Федоровича. 1627-28

Скирмунт Сер. Аполлонович

СКИ́РМУНТ Сер. Аполлонович (1862-1932) - книгоиздатель. Род. в Курске, в семье военного, выходца из обедневших дворян Екатериносл. губ. Окончил 3-е Воен. Александровское уч-ще (1880), служил в армии. В 1897 вышел в отставку. Был одним из учредителей моск. "Об-ва содействия устройству общедоступных народных развлечений", просуществовавшего с 1897 до 1910. В него входили предст. творч. интеллигенции - деятели иск-ва и лит-ры: К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. А. Гиляровский; издатели: М. И. Водовозова, М. В. и С. В. Сабашниковы и др. На паях с изв. публицистом В. А. Крандиевским С. открыл в Москве изд-во "Труд" (1899). Первыми его изданиями были переводные работы обществ.-полит. тематики по ист., философии, праву, экономике. Так, в 1900 была выпущена фундам. работа проф. Дерптского ун-та И. Энгельмана "История крепостного права в России". Большой успех изд-ву принес вып. в 1900-02 переводов совр. сканд. лит-ры. Дом С. был постоянной нелег. квартирой, где останавливались чл. соц.-демократич. партии, и передаточным пунктом запрещенных изд., за что 8 мая 1902 С. был арестован. В 1903 сослан на 5 лет в Олонецкую губ., однако 20 окт. 1904 ему была объявлена амнистия. Начинаяс 1905 С. продолжает свою изд. деят-ность. Он практически отказывается от крупных фундам. изданий и выпускает тиражом в 1-2 тыс. экз. "Дешевую б-ку". Брошюры выходили в 4-х сериях этой б-ки: "Научно-социальной", "Научно-философской", "Социал-демократической" и "Беллетристической". Одноврем. с ростом изд. деят-ности широкий размах приобрела и кн. торговля С. Он был владельцем "Труда" - одного из крупнейших кн. магазинов Москвы, а в мае 1905 получил разрешение открыть еще один магазин, в С.-Петербурге. В период реакции книгоиз-дат. деят-ность С. была практически прекращена, а сам он в 1907 выехал за границу. Окончательно на родину вернулся в 1926. В последние годы жизни С. работал в Наркомтруде, Госторге и др.

Лит.: Азов В. Смотр печати // Речь. 1911. 21 мая; Умер С. А. Скирмунт // Известия. 1932. 5 окт.; ИоффеА. М. Издательская деятельность большевиков в 1905-1907 гг. М., 1971; Кваше Е. В. Издательская и книготорговая деятельность С. А. Скирмунта // Книга: Исслед. и материалы. М., 1979. Сб. 38.

Скиталец Степ. Гаврилович

СКИТА́ЛЕЦ Степ. Гаврилович (наст. фам. Петров) (1869-1941) - писатель. Род. в семье столяра. Исключен из Самарской учит. семинарии за "политическую неблагонадежность", подвергался арестам. Определяющее влияние на жизнь и творчество С. оказала дружба с М. Горьким. Писатель был чл. изд-ва "Знание", в сб. к-рого публиковались основные его произв. В годы рус. рев-ции в поэзию и прозу С. входят мотивы социального бунта и протеста, героями становятся "выламывающиеся" из своей среды одиночки. В стилистике произв. преобладает субъективно-оценочная, лирико-поэтич. струя, неск. лубочная романтика ("Икар", "Октава", "За тюремной стеной"). Лучшее произв. С. - повесть "Огарки" (1906), герой к-рой отвергает порочное об-во, стыдясь своей бесплодной "люмпенской" жизни. С 1922 С. жил в Харбине. Вернувшись в 1934, создал ряд социально-ист. ром. ("Дом Черновых", "Кандалы", "Этапы").

Складень

СКЛА́ДЕНЬ - складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или неск. (полиптих) частей.

Икона-складень «Предстоящие у креста и праздники». 17 в.

Икона-складень «Предстоящие у креста и праздники». 17 в.

Склянки

СКЛЯ́НКИ - песочные часы на судне. Использовались 4-часовые, часовые, получасовые, минутные, полуминутные и 15-секундные в соотв. с необходимым использованием (напр., для счета времени вахт. при измерении скорости судна ручным лагом и т. д.), наиб. распространена была получасовая С.: каждые 30 мин вахтенный переворачивал С. и бил в колокол (выражение "бить С."): 1 удар в 0,30 мин, 2 удара в 1 ч. 00 мин и т. д. до 8 ударов, после чего начинали вновь счет. В полдень били рынду.

Скобелев Мих. Дм

СКО́БЕЛЕВ Мих. Дм. (1843-82) - ген. от инфантерии (1881). Окончил Академию Генштаба (1868). Участвовал в Хивинском походе (1873). В янв. - февр. 1876 войска под команд. С. нанесли поражение восставшим под Андижаном и Асаке, что привело к прекращению Кокандского восст. С 1876 - воен. губернатор и команд. войсками Ферганской обл. В рус.-тур. войну 1877-78 вначале состоял при штабе главнокоманд., затем был нач. штаба и фактически команд. Кавк. казачьей бригадой во время 2-го штурма Плевны (Плевен), а в авг. - отд. отрядом при овладении Ловчей (Ловеч). Во время 3-го штурма Плевны (авг. 1877) руководил левофланговым отр., к-рый прорвался к Плевне. Командуя 16-й пех. дивизией, участвовал в блокаде Плевны в зимнем переходе через Имитлийский перевал (на Балканах); див. сыграла решающую роль в сражении под Шейново. В февр. 1878 войска С. заняли Сан-Стефано под Стамбулом. Успешные действия войск под команд. С. в ходе борьбы за свободу болг. народа создали ему большую популярность в России и Болгарии. В 1878-80 - ком. корпусом. В 1880-81 руководил 2-й Ахалтекинской эксп. Будучи талантливым военачальником, человеком благородным и отважным, С. пользовался большой популярностью у солдат. Еще в период службы в Ср. Азии получил прозвище "Белый генерал" (за белый цвет обмундирования и бурки).

Скобельцын Дм. Вл

СКОБЕЛЬЦЫ́Н Дм. Вл. (1892-1990) - физик, акад. АН СССР (1946), Герой соц. труда (1969). Окончил Петерб. ун-т (физ.-мат. ф-т) в 1915, занимался науч. и пед. деят-ностью в вузах Ленинграда, с 1928 по 1931 работал в Париже в лаб. Кюри; в 1948 создал НИИ ядерной физики в Моск. ун-те и 14 лет был его дир., с 1952 по 1972 - дир. Физ. ин-та им. П. Н. Лебедева.

Выполняя обширные иссл. методом камеры Вильсона по изучению комп-тон-эффекта и спектроскопии - лучей в магн. поле, заложил эксперим. основы квант. эл.-динамики. Открытие заряженных частиц высокой энергии (1927) в космич. лучах и образования ливней этих лучей стало отправным пунктом новых магистр. путей, приведших к совр. физике высоких энергий. Продолжая развивать каскадную теорию ливней, образуемых в земной атмосфере электронами и фотонами сверхвысоких энергий, С. пришел к выводу о ядерном взаимодействии, лежащем в основе процесса развития ливней, установил ряд закономерностей, к-рые спустя несколько десятилетий были подтверждены эксперим. опытами, проведенными на ускорителях. Занимался также вопросами теории относительности, фундамент., но нерешенными проблемами клас-сич. эл.-динамики - проблемами пондермоторных сил эл.-магнитного поля в среде.

Соч.: Проблемы космических лучей // Атомное ядро. Л.; М., 1934. С. 65-112; Космические лучи. Л.; М., 1936; Природа космического излучения // Успехи физ. наук. 1950. Т. 41, вып. 3; Парадокс близнецов в теории относительности. М., 1966.

Скобки

СКО́БКИ - парный выделительный знак препинания, имеющий различное начертание: (), [], <>, {}, //. С. употребляются для выделения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания и пояснения к осн. части текста. Квадратные, ломаные и косые С. используются также как знаки транскрипции, квадратные и фигурные - как знаки спец. матем. записи. С. встречаются в текстах еще в пам. 16 в., окончательно функция С. определилась в 18 в. в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова.

Скоблин Ник. Вл

СКО́БЛИН Ник. Вл. (1894-1938?) - активный участник Белого движения на юге России, сов. агент в Рус. Обще-Воинском Союзе (РОВС). Окончил Чугуевское воен. уч-ще в 1914, участник 1-й мир. войны. В мае 1917 в чине штабс-капитана вступил в 1-й ударный отр. 8-й армии Юго-Зап. фр. В июне 1917 принял должность ком. 2-го батальона Корниловского ударного полка. В дек. 1917 с частью полка прибыл на Дон и вступил в Добровольч. армию. С 1918 - ком. 2-й бригады 1-й пех. див. В 1919 назначен нач. Корниловской ударной див. Пользовался репутацией одного из самых храбрых офицеров. В 1920 произведен в чин ген.-майора. С нояб. 1920 - в эмиграции. Был женат на изв. певице Н. В. Плевицкой. С 1930 - агент Иностр. отд. ОГПУ под псевд. "Фермер". Занимая ряд ответств. должностей в РОВС и будучи одним из ближайших пом. ген.-лейт. Е. К. Миллера, активно занимался деят-ностью по разложению рус. эмиграции, предотвращению ее консолидации для борьбы против сов. власти, сбору секр. воен. информации. Организатор похищения ген.-лейт. Е. К. Миллера в Париже 2 сент. 1937. После операции уехал в Испанию, будучи разобл. как агент НКВД. По одной из версий, был уничтожен в ходе чистки сов. агентуры в Испании, по др. - погиб при бомбардировке франкистской авиацией Барселоны.

Сковорода

СКОВОРОДА́ - кухонная посуда для жаренья и пряженья. С. были глиняные и металлич. Глиняная С. напоминала кастрюлю, несколько расширяющуюся кверху, имевшую полую глиняную ручку, в отверстие к-рой вставлялась деревянная. В богатых домах были и металлич. (жел. или чугунные) С., к-рые сажали и доставали из печи сковородником. Сковородник считался орудием баб: "Сковородником хвачу!" Широко были распространены С. большого диам. На стол С. подавалась только с яичницей. На свадьбе совершали обычай, по к-рому жених, невеста или поезжане должны были становиться на С. - остаток первобытной формы присяги, когда в подтверждение своих слов клянущиеся должны стать на раскаленную С. или камень. В Твер. губ. так поступает жених, отправляясь в дом невесты. В Пенз. губ. С. брала сваха, когда ехала в дом невесты. Обрядовое битье в сковороды, чтобы отогнать грозу, отразилось в стихах Б. Пастернака "Бабочка-буря": "Напрасно в сковороды били".

Сковорода Григ. Саввич

СКОВОРОДА́ Григ. Саввич (1722-94) - рус.-укр. философ и религ. мыслитель. Писал по-русски. Род. в Полтавской губ., в семье казака. Учился в Киевской акад., по окончании ее три года странствовал по Европе (Венгрия, Австрия, Польша, Германия, Италия), посещал лекции в ун-тах. Изучал нем., греч., лат. и др.-евр. языки, хорошо знал античных авторов и Отцов Ц. По возвращении на родину неск. лет служил учителем у богатого помещика, в основном в это время создал свои философско-поэтич. произв. ("Сад божественных песней"). С 1759 - учитель в Харьковском Коллегиуме. В 1765 из-за неортодоксальности взглядов подвергается преследованиям, вынужден оставить службу и принять до конца своих дней образ жизни странника, пользующегося гостеприимством своих многочисл. друзей и почитателей. В этот период создал все свои прозаич. филос. диалоги. Мистич. опыт диктует С. идею гносеологического дуализма: познанию, скользящему по поверхности бытия, противостоит познание "в Боге". В антропологии у С. соответственно двойст. оказывается и чел. природа: за "внешней наружностью", "телом земляным" скрыто "тело духовное", "истинный человек. один из всех нас и в каждом целый", тождественный Логосу-Христу. Метафизич. воззрения С. порой приближаются к пантеизму ("две натуры во всем - божественная и телесная"). Этика, занимающая важное место в творчестве О, направлена прежде всего на освобождение от лжи эмпирич. бытия и преображение души, переход ее "от тленного мира в мир первородный". Основываясь наличном мистич. опыте и символической интерпретации Библии, С. определенно испытал и нек-рые внеш. филос. влияния - прежде всего неоплатонизма (Филон, Отцы Ц.) и нем. мистиков 16-17 вв.

Скоморохи

СКОМОРО́ХИ - др.-рус. артисты, как проф., так и непроф., оседлые и странствующие, сел. и гор., со значением "шут", "певец", "смешной человек". С. упоминаются в рус. источниках с 11 в., но в пам. Др. Руси преобладают назв. "глумцы", "гусельники", "игрецы", "плясцы". С. были носителями синтетич. форм нар. иск-ва, соединявших пение, игру на муз. инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. С. были пост. участниками нар. празднеств, игрищ, гуляний, разл. обрядов, в т. ч. свадебных и похоронных. В их творчестве была значит. доля сатиры, юмора, шутовства. С. приписывается участие в сложении былин ("Вавило и скоморохи"), баллад сатирич. и комич. характера ("Гость Терентище"), сказок, пословиц. Иск-во С., будучи связано с др. язычеством, свободное от церк. влияния, проникнутое "мирским" духом, веселое и озорное, с эл-тами "непристойности", подвергалось постоянным гонениям со стороны Ц., запретам и публ. осуждению. В 17 в. к преследованию С. подключилось гос-во: С. нанес чувствит. удар указ царя Алексея Михайловича (1648). Под влиянием гонений, но также и значит. перемен в жизни, быту, культуре скоморошество угасло, оставив разнообразные следы в традициях и в фольклоре 18-19 вв. Впрочем, нужно учитывать, что далеко не все эти "следы" возводятся к традиции С. достоверно. Об этой традиции нам, к сожалению, известно гораздо меньше, чем иногда утверждают иссл. или энтузиасты.

Лит.: Белкин А. А. Рус. скоморохи. М., 1975.

Скоморохи. Рисунок с фрески Софийского собора в Киеве

Скоморохи. Рисунок с фрески Софийского собора в Киеве

Скоморошины

СКОМОРО́ШИНЫ - термин без точных границ, к-рым пользуются для определения разл. видов рус. песенного (стихотворного) фольклора с явно выраженным сатирич., комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В своеобразных сюжетных формах С. преобладают неправдоподобные ситуации и "вывернутые" образы. К С. относят былины-пародии ("Агафонушка", "Старина о большом быке"), сатирич. баллады ("Гость Терентище", "Травник"), сатирич. и комич. песенки ("Фома и Ерема", "Сергей хорош"), небылицы, "тутовые старины" ("Ловля фазана"), ист. песни с эл-тами пародии ("Кострюк") и др.

Лит.: Ивлева Л. М. Скоморошины: (Общие проблемы изучения) // Славянский фольклор. М., 1972. С. 110-124.

Скопин-Шуйский Мих. Вас.

СКОПИ́Н-ШУ́ЙСКИЙ Мих. Вас. (1586-1610) - князь, полководец. Сын В. Ф. Скопина-Шуйского, одного из героев обороны Пскова в 1581. Принимал участие в подавлении восст. И. И. Болотникова. В 1608 ведет переговоры со шведами о союзе. В 1609 во главе рус.-швед. войск одерживает ряд побед над войсками Лжедмитрия II, освобождает поволжские города, в янв. 1610 заставляет Лисовского и Сапегу снять осаду с Троицкого мон., освобождает Москву от блокады тушинцев. Блестящие победы С.-Ш., несмотря на все свое значение в борьбе с Лжедмитрием II и его сторонниками, не создали коренного перелома в развитии Смуты. Польша официально объявила войну России. Среди моск. боярства росло движение в пользу приглашения на рус. престол королевича Владислава. Популярность С.-Ш. вызывала опасения в ближайшем окружении царя Василия Шуйского. Молодой талантливый полководец скоропостижно скончался вскоре после торжеств. вступления в Москву, по распростр. версии - отравлен.

Скопкарь

СКОПКА́РЬ - дерев. (иногда металлич.) ковш в форме ладьи с двумя рукоятками в виде головы и хвоста птицы. Был распространен на Руси с древности вплоть до сер. 19 в. В наст. время используется в декорат. целях.

Скороговорки

СКОРОГОВО́РКИ - специфич. фольклорные выражения-формулы, построенные на особенных аллитерациях - нарочито сложных звуковых сочетаниях, трудных для произнесения, особенно быстрого (типа "На дворе трава, на траве дрова"). Задание произнести без ошибок С. на одном дыхании составляет предмет своеобразной игры: при неудаче говорящий сбивается на фонетически неправильный вариант, искажая форму, лишая слова их смысла, что производит комич. эффект. По Далю, С. слагались "для упражнения в скорости и чистом произношении". Наряду со О, содержание к-рых полностью подчинялось заданной звук. орг-ции, есть С., в содержании к-рых можно усмотреть следы др. верований и обрядов, сжатые формулировки бытовых ситуаций. Отдельные С. имели характер пословиц, заключая в себе переносный смысл ("Нашего пономаря не перепономаривать стать", т. е. этого человека не переделать).

Скородумов Гаврила Ив

СКОРОДУ́МОВ Гаврила Ив. (1755-92) - рус. гравер, миниатюрист. Худож. образование получил в Имп. АХ в С.-Петербурге (1764-73). Продолжил образование в кач. пенсионера акад. в Лондоне (1773-82). Родоначальник гравюры пунктирной манерой в рус. иск-ве. Манера С. отличается изяществом, продуманностью, тонкостью технич. приемов гравюры. Оставил образцы портретной миниатюры (акварель) и множество рис. пером.

Г. И. Скородумов. Кончина князя Г. А. Потемкина-Таврического

Г. И. Скородумов. Кончина князя Г. А. Потемкина-Таврического

Скоромное

СКОРО́МНОЕ - понятие, противоположное постному, - пища (молочная, мясная), употребление к-рой запрещено религией в пост (скоромный стол). В зависимости от характера поста к С. пище относятся разл. продукты. Так, в Великий пост едят рыбу, но по средам и пятницам она считается скоромной.

Скоропись

СКО́РОПИСЬ - 3-й по времени появления почерк (вид) кириллического письма, к-рый в 15 в. пришел на смену уставу и полууставу. С. представляет собой еще более быстрое и значительно менее отчетливое письмо, чем полуустав. По сравнению с последним в С. увеличивается количество выносных букв и слитных написаний, появляются многообразные начертания одной и той же буквы в зависимости от удобства пера. Отличается от полуустава и устава не только начертанием букв, но также составом букв и орфографией. С. как особый тип письма, характерный в первую очередь для приказного языка, противопоставленного церковно-славянскому, появляется одновременно и в связи с вторым юж.-слав. влиянием. С. начала 18 в. в несколько переработанном виде была положена при Петре I в основу рус. гражд. шрифта.

Лит.: Щепкин В. Н. Учебник русской палеографии. М., 1918; 2-е изд., М., 1967; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928; 2-е изд. М., 1979; Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956; Тихомиров М. Н., Муравьев А. В. Русская палеография. 2-е изд. М., 1982.

"Скорпион"

"СКОРПИО́Н" - символист. изд-во, существовавшее в Москве в 1899-1916. Основателем и владельцем его был С. А. Поляков (1874-1942), сын богатого фабриканта, меценат, человек разностор. знаний и интересов, переводчик. Издат. политику "С." во мн. определял В. Брюсов, один из его организаторов и руководителей, стоявший у истоков таких "скорпионов-ских" изданий, как альм. "Северные цветы", ж. "Весы". В нач. века изд-во сделалось центром, объединившим всех деятелей "нового иск-ва" (моск. и петерб. модернистов). Ему принадлежит видная роль в становлении и развитии рус. символизма. Кроме того, оно широко знакомило рус. читателя с произв. зап. писателей-модернистов (П. Верлена, Э. Верхарна, К. Гамсуна, С. Пшибышевского и др.). В оформлении кн., выпускавшихся "С.", активное участие принимали художники "Мира иск-ва" (К. Сомов, Л. Бакст, С. Судейкин и др.).

Скотоводство

СКОТОВО́ДСТВО - одна из форм хоз. деят-ности, основ. на содержании и разведении домашних животных. Входит, наряду с птицеводством, собаководством, кролиководством, пчеловодством, шелководством и др., в комплекс жив-ва. Большинство специалистов связывают С. с содержанием стадных копыт. животных, особенно круп. и мел. рогатого скота, с целью получения мяса и молока для питания, шерсти и кожи для промыслов. С. вместе с земледелием входит в комплекс производящего х-ва. Приручение копытных животных, в отличие от одомашнивания первых доместицированных животных (свиньи и собаки), произошло позднее и потребовало от человека больших усилий. Отделение С. от земледелия и превращение его в ведущую отрасль х-ва произошло ок. 3-2 тыс. до н. э. при сложении кочевничества, открывшего эпоху дальних миграций в степях Евразии. Существует большое разнообразие классификаций С., его типов и видов. В обобщенном виде выделяются формы: стационарная (пастушеская), подвижная (отгонно-пастбищная и др.), полукочевая и кочевая. В стац. форме С., как правило, подчинено земледелию. Для кочевого С. наиболее благоприятна зона степей (цикличные перекочевки), пустынь (кочевание между колодцами), гор. Кочевое С. предполагает быт с переносными жилищами, мясной и молочной пищей, с приготовлением алкогольных напитков мол. происхождения, изготовлением из шерсти войлочных и ковровых изделий, утвари из кожи и т. п. С. способно обеспечить быстрый рост прибав. продукта, не случайно в ряде яз. совпадают термины, обознач. скот и богатство. Занятие кочевым С. требует больших площадей и невысокой плотности населения. В нек-рых видах С. уходом за скотом занималось все население, но чаще скот пасли мужчины, а женщины занимались доением и заботой о скоте.

С. у русских имело преимущественно стац. характер, будучи стойлово-пастбищным. Крестьяне разводили коров, коз, овец. Лошадь в рус. деревне была тягловым животным, крайне необходимым в крестьянском х-ве. О значении лошади можно судить по ее многочисл. изображениям в декорат.-прикладном иск-ве и на бытовых предметах. Пастух не был уважаемым лицом, поэтому скот пасли либо подростки, либо крестьяне-аутсайдеры, принятые на период выпаса на содержание общины. Наблюдение за поведением животных отразилось в нар. фенологии. Слав. язычество было богато разл. скотоводч. культами, частично отразившимися в православии; так, покровителями скота были св. Флор и Лавр, а также Власий. Этногенез рус. в период монг. нашествия проходил в обстановке навязывания населению лесной зоны, пашенным земледельцам образа жизни, присущего скотоводам (кочевого типа).

Скрипка

СКРИ́ПКА - струнный смычковый инструмент, важнейший представитель группы струнных муз. инструментов. Прототипами С. были народные инструменты, такие, как кротта и фидель. К кон. 16 в. С. распространилась по Европе, а к 18 в. вытеснила ручные виолы благодаря превосходству в силе и качестве звучания. Окончательно конструкция С. оформилась в 17 - нач. 18 в. в Италии, где работали целые школы мастеров, передававшие свое иск-во по наследству. До сих пор непревзойденными по качеству звука являются инструменты, созданные мастерами Н. Амати, А. Страдивари, А. Гварнери. В этот же период форма корпуса, выпуклые деки и др. особенности С. были перенесены на инструменты более низких регистров, в результате чего образовалось семейство скрипичных струнных инструментов, в к-рое входят альт - "альтовая скрипка" и виолончель - "теноровая скрипка". Многие конструктивные особенности С. были перенесены и на контрабас, хотя он и сохранил существенные признаки виолы.

Корпус С. имеет овальную форму с крутыми плечами и выемками по бокам. В верхней деке имеются звуковые прорези - эфы. Гриф имеет один порожек в верхней части, к-рый является границей звучащей части струн. Второй границей является подставка на верхней деке, расположенная в районе прорезей. Исполнитель удерживает С. подбородком и левым плечом, при этом левая рука свободно движется вдоль грифа. В правой руке исполнителя находится смычок.

С. является едва ли не самым выразительным и виртуозным муз. инструментом. Различным штрихам, способам артикуляции, аппликатуре посвящаются целые книги. С. доступны стремительные пассажи, арпеджио, игра двойными нотами (интервалами) и 3-4-звучными аккордами, флажолеты, пиццикато (щипок струны пальцем) и т. д. В подавляющем большинстве муз. произведений С. отводится главенствующая роль, как наиболее выразительному и технически разностороннему инструменту. Объем муз. лит-ры для сольной С. превосходит все оркестровые инструменты и может сравниться только с фортепиано. С. непременный участник множества камерных ансамблей - трио, квартет, квинтет и т. д. Отд. раздел муз. лит-ры составляют сочинения для С. и фортепиано. В последнее время С. все чаще используется и в др. муз. жанрах, напр. в рок-музыке, в связи с чем появилась т. н. "электроскрипка" - С. с адаптером для усиления звука.

Скрипка

Скрипка

Скрипторий

СКРИПТО́РИЙ (от лат. scribo писать) - в древности спец. помещение, где писцы (обычно рабы, обладающие необх. квалификацией) изготавливали копии кн. Копирование кн. производилось переписчиком индивидуально; иногда (при выпуске массового тиража) писцы работали одноврем. под диктовку. В С. средневековых монастырей созданием рукописных кн. занимались, как правило, монахи под рук. библиотекаря. В России аналогичные мастерские возникли неск. позже, чем на Западе, и получили меньшее распространение, однако просуществовали значит. дольше - вплоть до 18 в.

Скрябин Ал-др Ник

СКРЯ́БИН Ал-др Ник. (1871-1915) - композитор, пианист. Учился в Моск. конс. у В. И. Сафонова, С. И. Танеева, А. С. Аренского, к-рую окончил с золотой медалью как пианист (1893). Гастролировал в России, Зап. Европе как солист и с симфонич. оркестром под управлением С. Кусевицкого, преимущественно с исполнением собственных произведений. Фортепианная манера С., по воспоминаниям современников, отличалась импровизацион-ностью и ритмической свободой, красотой и изысканностью звука, виртуозной техникой.

Начало творческой деят-ности С. относится к 2-й пол. 1880-х гг. В нач. 1890-х были опубликованы первые произв., сделавшие имя С. известным. Большую поддержку С. оказали выдающиеся деятели музыки В. В. Стасов, А. К. Лядов и особенно М. П. Беляев. В дальнейшем творчество С. стремительно эволюционировало. Произв. первого этапа (до кон. 1890-х гг.), сохраняя преемственную связь с произв. Ф. Шопена, Ф. Листа и др., уже поражают новаторскими чертами, проявляющимися в трактовке жанров, содержании пьес, музыкально-выразительных средствах (1-3 сонаты, циклы прелюдий оп. 11,16, фп. концерт и др.). Второй этап (кон. 1890-х - нач. 1900-х гг.) отличается заметным стремлением С. расширить концепцию произв., придать им новое направление. Центр. сочинения данного этапа - 1, 2 и особенно 3-я симфония ("Божественная поэма"), ставшая, по мысли автора, "биографией духа", фп. соната № 4 - свидетельствуют о преодолении С. традиционного взгляда на содержание музыки, о стремлении отразить в произв. поиск высшего смысла. Третий этап (1904-10) отмечен созданием целого ряда выдающихся произв. Центр. сочинения С. этих лет - "Поэма экстаза" (1907), ставшая кульминацией всего творчества С., и "Прометей" ("Поэма огня", 1910) - одно из самых новаторских произв. С. Для воплощения своего замысла композитор, наряду с оркестром, использует рояль, хор, поющий без текста, и новый элемент - свет. Своеобразными параллелями оркестр. сочинениям С. становятся созданные в те же годы фп. произв.: 5-я и 6-я сонаты, поэмы, циклы миниатюр. Четвертый этап творчества С. (1910-15) отмечен усилением усложненных, подчас мистических образов. Это проявляется в последних сонатах (7-10) и особенно в "Мистерии" - неосуществленном замысле С., предполагавшем многодневное "действо", сочетающее все виды муз., театр., архитект. выразительности.

Количество написанных произв. С. сравнительно невелико (74 опуса). Композитор обращался почти исключительно к фп. (10 сонат, 91 прелюдия, 20 поэм, 23 этюда, 21 мазурка и др.) и оркестровым жанрам (3 симфонии, оркестр. поэмы и др.). Ряд произв. С. сопровождал пространными комментариями, ремарками, уточняющими авторский замысел и позволяющими рассматривать их как проявление программной музыки - "сверхмузыки" (Б. Л. Пастернак). Однако муз. содержание произв. С. оказывается несравненно богаче его теоретич. программы: мастерство драматурга, поразительное интонационное и гармоническое мышление, насыщенная фп. и оркестр. палитра свидетельствуют о самостоятельной муз. значимости сочинений композитора.

Лит.: Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. М., 1989.

А. Н. Скрябин

А. Н. Скрябин

Скульптура

СКУЛЬПТУ́РА (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю; ваяние, пластика - греч. πλαστική от πλάσσω - леплю) - вид изобр. иск-ва, дающий объемно-пространств., трехмерное изображение предметов, как правило, людей, реже животных (анималистич. жанр), природы (пейзаж), вещей (натюрморт). Основное худож. средство С. - осязательный, реальный объем; цвет применяется ограниченно и условно. Существуют две разновидности С: круглая (полнообъемное изобр., обозримое со всех сторон) - статуя, скульп. группа, бюст и т. д. - и рельеф (форма, частично выступ. над поверхностью). По содерж. и функциям С. делится на монумент., монументально-декорат. (к этим видам относятся пам., мемориальные сооружения и др., т. е. С, предназначенная для установки на площадях и улицах, на фасадах зданий, в садах или оформляющая интерьер, как его неотъемлемая часть), станковую (С. для размещения в интерьере, существующая независимо от него: портреты, произв. бытового или анималистич. жанра, ню) и С. малых форм (произв. медальерного иск-ва, глиптики). С. выполняется из твердых и пластич. мат-лов (металл, камень, глина, дерево, гипс, стекло, фарфор и др.); их обработка - лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др. В России С. до нач. 18 в. была развита слабо, т. к. веками преследовалась Ц. как изображение идолов, тем не менее существовала гл. обр. в форме именно религ. произв, затем органично включилась в общеев-роп. русло. Среди наиб. изв. рус. скульпторов: гр. Б. де Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос, В. И. Де-мут-Малиновский, гр. Ф. П. Толстой, С. С. Пименов, И. П. Витали, бар. П. К. Клодт фон Юргенсбург, кн. П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, А. Т. Матвеев, Эрьзя, М. М. Антокольский, С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер, А. П. Архипенко, В. И. Мухина, Л. В. Шервуд, И. С. Ефимов и др.

Лит.: Кепинов Г. И. Технология скульптуры. М., 1936; Аркин Д. Е. Образы скульптуры. М., 1961; Либман М. Я. О скульптуре. М., 1962; Шмидт И. М. Беседы о скульптуре. М., 1963.

Скуфья

СКУФЬЯ́ - головной убор правосл. духовенства, мягкая шапка в форме чаши или кораблика. В Др. Руси С. носили архиереи, священники и дьяконы. С. прикрывала небольшой круг (гуменце), к-рый выстригался на макушке священнослужителя. Считалась принадлежностью его сана. Духовенство в 17 в. "боялось снятия С.", т. е. лишения сана. По указу Петра I от 18 дек. 1797 барх. фиолетовая С. стала почетной наградой священников. Они носят С. как во время богослужения, так и вне его, снимая только в наиб. важные моменты священнодействия. Дьяконы могут носить черную барх. шапочку типа С. при богослужениях на открытом воздухе, напр. во время крестных ходов.

Славкин Вик. Иос.

СЛА́ВКИН Вик. Иос. (род. 1935) - прозаик, драматург. Род. в Москве, в семье служащих. Окончил Моск. ин-т ж.-д. транспорта (1958). Писал интермедии и скетчи для ин-тской самодеятности. Был одним из создателей и авторов Эстрадной студии МГУ "Наш дом" (1960-е гг.). Работал в ж. "Юность" (в т. ч. вместе с др. выступал под именем "Галки Галкиной" - ведущей юмористич. отдела). Наиболее известны пьеса "Взрослая дочь молодого человека" (пост. 1979, Моск. т-р им. К. С. Станиславского, реж. А. Васильев) и "Серсо" (пост. 1985, Моск. т-р "Школа драматич. иск-ва", реж. А. Васильев). Обе они посвящены мучительной попытке интеллигентов (разных возрастов) осмыслить причины постигшего их жизненного краха, найти выход из житейского тупика. Эти пьесы стали широко известны благодаря реж. исканиям А. Васильева и тесно связаны с его творч. коллективом. С. - автор одноактных пьес "Оркестр", "Плохая квартира", "Мороз", "Картина", "Стрижка", "Поезд на Чаттанугу", пьесы "Попугай Жако", напис. в 1960-70-е гг., а также многочисленных юмористич. рассказов.

Славянизм

СЛАВЯНИ́ЗМ - слово или выражение, генетически восходящее к старослав. (или церк.-слав.) яз., обладающее определ. фонетич., словообразоват. и морфологич. признаками. Среди отличит. признаков С. А. А. Шахматов выделял следующие: неполногласие (Владимир, глас, плен, преграда); начальное а-, е- (агнец - рус. ягненок, единый - рус. один); сочетания ра-, ла- в нач. слова (расту - рус. рос, растение - рус. поросль); сочетание -жд / ← dj / (гражданин - рус. горожанин, чуждый - рус. чужой) и т. д. Позднее В. В. Виноградов углубляет характеристику С. введением семантич. критерия, также вводит термин "славянорусизм" для обозначения новообразований по слав. словообразоват. моделям или включающим старослав. морфемы.

Осн. масса С. проникла в рус. яз. с принятием христ-ва (кон. 10-11 в.) и в период т. н. второго юж.-слав. влияния (кон. 14-15 в.).

Г. О. Винокур впервые четко противопоставил генетич. и стилистич. С. (по происхождению и употреблению). Согласно классификации Г. О. Винокура, в совр. рус. лит. яз. функционируют три типа С: 1) С., выполняющие в совр. рус. яз. функцию основ. нейтральных наименований (безэквивалентная лексика): время, жизнь, праздник, надежда. 2) С., семантич. размежевавшиеся со своими рус. эквивалентами: прах - порох, страна - сторона, хранить - хоронить. Как правило, значение С. имеет более отвлеч. характер, значение рус. слова более конкретно. 3) Стили-стич. маркиров. С., связанные отношениями стилистич. синонимии с рус. словами: воздвигать - строить, возвещать - объявлять, искус - испытание. До сер. 19 в. такие С. использовались для создания высокого стиля, вносили в контекст специфич. формы экспрес. оценки (возвышенность, торжественность, поэтичность); со 2-й пол. 19 в. - также как средство пародирования напыщенного или официозного слога, в 20 в. - как средство создания истор. колорита, речевой характеристики персонажей или версификац. средства в поэтич. речи.

Лит.: Шахматов А. А. Введение в курс истории русского языка. Ч. 1: Исторический процесс образования русских племен и наречий. Пг., 1916.; Виноградов В. В. К истории лексики русского литературного языка // Русская речь. Л., 1927 (Новая сер.; Т. 1); Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка. М., 1941; Винокур Г. О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

Славянов Ник. Гаврилович

СЛАВЯ́НОВ Ник. Гаврилович (1854-97) - изобретатель, технолог. Род. в с. Никольское Липецкой губ. В 1877 окончил Горн. ин-т в С.-Петербурге, самост. изучил электротехнику, жил и работал на Урале. В 1888-90 предложил способ использования электрич. дуги для сварки металлов, применяя электрод из того же металла, из к-рого состояло обрабатываемое изделие. Электрод плавился под действием электрич. дуги, и металл стекал в виде жидкой массы на обрабатываемый предмет, являющийся вторым электродом, или в спец. подставленную форму. Т. о. способ С. представляет собой метод электрич. пайки и электрич. отливки. Он предложил также метод подогрева электрич. дугой формы, в к-рой идет отливка, а затем остывание металлич. предметов, во избежание преждеврем. затвердения верхних слоев металла и образования под коркой металла вредных пустых пространств в толще отливаемого предмета. При помощи этого метода удавалось получать доброкачествен. отливки весом до 700 пудов. Замечат. технолог, С. добивался исключит. высокого кач-ва работ, подвергая сварке не только железо и сталь, но и чугун, бронзу, латунь. В 90-х гг. 19 в. на пермских пушечных з-дах была создана "Фабрика электрич. отливки по способу горного инженера С.", объединенная со станцией электрич. освещения. В 1892 С. опубл. инструкцию по устройству "электролитейной фабрики", широко рекламировал на выставках свои изделия. С. впервые использовал электрич. генераторы и "электроплавильники", ставшие прообразом автоматич. сварочных головок. Работы рус. новатора имели мировое признание (патенты на его изобретения получены в Германии, Франции, Англии, Бельгии и Австро-Венгрии).

Соч.: Труды и изобретения. Пермь, 1988.

Лит.: Чеканов А. А. Н. Г. Славянов. М., 1977.

Славяно-греко-латинская академия

СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ - первое высш. общеобразов. уч. завед. в Москве. Основана в 1687 по иниц. Симеона Полоцкого под назв. "Эллино-греческая академия при Богоявленском мон." В 17 в. в акад. преподавали греч., лат. и слав. языки, "семь свободных искусств", богословие. В нач. 18 в. в курс обучения вошли нем. и франц. яз., физика, философия, медицина и нек-рые др. дисциплины. Акад. готовила образованных людей для гос. службы и Ц., преподавателей уч. заведений, слушателей для мед. школ, ун-тов, осуществляла цензуру кн. дух. содержания. С 1701 - Славянолатинская, ас 1775 - С.-Г.-Л. А. Во 2-й пол. 18 в. акад. начала терять свое значение как общеобразов. уч. заведение, в 1814 преобразована в Моск. дух. акад. и переведена в Троице-Сергиеву лавру. Акад. оставила заметный след в обществ. развитии России. Из нее наряду с крупнейшими руководителями правосл. ц. вышли многие видные деятели рус. культуры 17-18 вв.: Карион Истомин, В. К. Тредиаковский, П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, И. И. Поповский, А. А. Барсов. В 1731-35 в акад. учился М. В. Ломоносов.

Здание Славяно-греко-латинской академии

Здание Славяно-греко-латинской академии

Сладкопевцев Вл. Вл

СЛАДКОПЕ́ВЦЕВ Вл. Вл. (1876-1957) - актер, педагог, рассказчик-импровизатор. Род. в семье мелк. чиновника. Еще будучи студентом Моск. ун-та (сначала филол., затем юрид. ф-та) дебютировал ролью Хлестакова в спектакле Об-ва иск-ва и лит-ры в Москве. В 1898-1903 играет на сценах Об-ва и т-ра Нар. развлечений. Сцена принесла ему популярность. После 6-мес. тюремного заключения за участие в студенч. беспорядках 1902 переезжает в Одессу (1904-05), поступает в антрепризу А. И. Сибирякова (среди ролей - Шмага, "Без вины виноватые" А. Островского). После краха т-ра Сибирякова зачислен мл. канд. на судебные должности в Одес. окружной суд. В 1906 - пом. присяжного поверенного. В 1907-15 - арт. Петерб. Малого (Суворинского) т-ра. Актер характерного плана, С. отличался предельной серьезностью в исполнении самых буффонных ролей. В эпизоде часто выстраивал образ трогательного и беззащитного человека. Среди ролей: сэр Эгьючик в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира (реж. Н. Арбатов, 1908), Дрозд в "Шантеклере" Э. Ростана (реж. Б. Глаголин, 1910), Тусик в "Дачных барышнях" К. Острожского (реж. Арбатов, 1910), горничная Палаша в водевиле Б. Глаголина "На автомобиле" (реж. Глаголин, 1912). После 1912 в репертуаре т-ра чаще занят только как рассказчик.

Рос. известность и славу "современного Горбунова" С. принесли его рассказы, с к-рыми он выступал в т-ре после спектакля. С. написано более 300 рассказов. По своей природе они продолжают традиции корот. рассказа ран. А. Чехова. Огранич. рамками купеч. или чинов. быта, близкие к анекдоту, они полны смешных и острых подробностей, точных наблюдений. В С.-рассказчике с полной силой проявилась способность одним штрихом, интонацией заявить характер своего персонажа.

Покинул сцену в 1918, до конца жизни оставаясь театр. педагогом, исследователем техники сценич. речи. Преподавал в уч-ще при Малом (Суворинском) т-ре (1908-15), в Киев. муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко (1918-23), в рус. и тюрк. трудовом техникуме в Баку (1923-27), в Ленингр. техникуме сценич. иск-ве (позже Ленингр. театр. ин-те) с 1927. Среди учеников С. - М. Чехов, Г. Артоболевский, В. Куза, А. Перегонец, В. Софронов, Г. Ярон, В. Строева, А. Каплер, Н. Татищев, Е. Финкельштейн. Снимался в кино ("Чапаев", 1934; "Горячие денечки", 1935; "Юность Максима", 1935; "Возвращение Максима", 1937; "Депутат Балтики", 1937; "Оборона Царицына", 1941 и др.).

Соч.: Мои рассказы: В 2 т. СПб., 1912-14; Искусство декламации // Театр и искусство. Пг., 1918; Вступ до мімодрами // Театральный порадник. Киев, 1920. Кн. 2.

Слащёв-Крымский Яков Ал-др.

СЛАЩЁВ-КРЫ́МСКИЙ (Слащёв) Яков Ал-др. (1886-1929) - ген.-лейтенант, один из активных участников Белого движения на юге России, организатор успешной обороны Крыма в янв. - марте 1920.

Окончил реальное уч-ще, Павловское воен. уч-ще, 2 кл. Имп. Николаевский воен. академии. В 1905 выпущен в лейб-гвардии Финляндский полк в чине подпоручика, затем преподавал тактику в Пажеском корпусе. С 1915 - в действующей армии, имел 5 ранений, в 1915-17 награжден всеми боевыми наградами и Георгиевским оружием. В янв. 1918 вступил в Добровольч. армию. В 1919 произведен в чин ген.-майора. В янв. - марте 1920 с малыми силами умело организовал оборону Крыма, обеспечив эвакуацию остатков Белой армии из Новороссийска. За боевые заслуги произведен в чин ген.-лейт., награжден титулом "Крымский". В Рус. армии ген.-лейт. П. Н. Врангеля - ком. 2-го армейского корпуса. Из-за личного конфликта с Главнокоманд. в авг. 1920 вышел в отставку, нек-рое время жил в Ливадии, работая над воен.-ист. мат-лами. В нояб. 1920 эвакуировался в Константинополь. После декрета ВЦИК об амнистии от 3 нояб. 1921 вернулся в сов. Россию, неоднократно выступал в печати с призывами прекратить борьбу против сов. власти и возвратиться на Родину. С 1922 преподавал тактику в стрелк.-тактич. школе комсостава РККА ("Выстрел"), писал статьи для периодич. печати. Автор тр. мемуарного и воен.-теоретич. характера. В 1925 акционерным об-вом "Пролетарское кино" приглашен участвовать в съемках фильма "Врангель" в качестве консультанта и актера на роль ген. Слащева-Крымского. 11 янв. 1929 убит в своей комнате неким Коленбергом, якобы отомстившим за брата, казненного по распоряжению С.-К. в период гражд. войны. Впрочем, есть и иные версии гибели С.

След

СЛЕД - отпечаток к.-л. части человеч. тела, преимущ. ноги или руки, либо всего тела целиком. В нар. верованиях является ритуальным заместителем человека: действия, произведенные над С., отражаются на самом человеке. Выделяются представления о "своем" и "чужом" С. Свой С. используется при излечении от болезней, при передаче предметам или живым существам свойств освоенности, принадлежности своему миру, своему дому, при перемене статуса с чужого на свой (напр., при покупке нового скота или увеличении его приплода). В отношении к чужому следу превалируют деструктивные, разрушит. тенденции. Наиболее распростр. способы использования чужого С. - разнообразные виды "порчи", наказания преступников и "присушки", к-рые производились путем уничтожения С. преступника или того человека, к-рого хотели "испортить" или "присушить". Наступление на чужой след чревато резким изменением статуса человека - случайное влечет за собой смерть; намеренное наступление на О, оставленный к.-л. сверхъестеств. существами, способствует выздоровлению от болезней.

Слёзка Мих.

СЛЁЗКА Мих. (ум. 1667) - укр. мастер-типограф, переплетчик. В 1633 принят в чл. Львовского Ставропигийского братства. В 1633-37 и в 1643-51 руководил Львовской братской типографией, в к-рой выпустил Псалтирь (1634), Евангелие (1636) и др. В 1638 приобрел собств. типографию. В ней выпустил ок. 50 кн. на лат., церк.-слав., укр. и польск. яз. С. был мастером переплетного дела и значит. часть тиража своих кн. выпускал в переплете. Будучи знатоком книж. дела, С. осуществлял лишь общее рук-во предприятием, а б. ч. времени посв. торг. операциям. Печатая как кириллицей, так и лат. шрифтом, он содействовал укреплению связей укр. и польск. книгопечатания. Кириллич. изд. С. распространялись на Украине, в Белоруссии и России, нек-рые из них были известны на Балканах. После смерти С. его типография перешла к наследникам, а в марте 1670 была продана.

Лит.: Исаевич Я. Д. Типография Михаила Слезки и ее роль в межславянских культурных связях // Федоровские чтения, 1973. М., 1976.

"Слёзная" комедия

"СЛЁЗНАЯ" КОМЕ́ДИЯ - драматич. жанр, возникший в результате проникновения в Россию новых эстетич. идей, связанных с развитием зап.-евр. (особенно франц.) драмы ("серьезной" комедии, "мещанской" драмы К. Бомарше, Ф.-Н. Детуша, Д. Дидро). Культивировался чл. "елагинского" кружка в 1760-е гг., что вызвано их пониманием т-ра как воспитательного учреждения. Для "С." К. характерны отсутствие четкого разграничения комического и трагического, проникновение в комедию серьезной проблематики, соединение нравоучительности и сатиры, попытка создать образ положительного героя. Многие "С." К. являются "переложениями на русские нравы" зап.-евр. пьес. Примерами "С." К. могут быть "Мот, любовию исправленный" В. И. Лукина (1765), "Наказанная вертопрашка" Б. Е. Ельчанинова (1767), "Корион" Д. И. Фонвизина (1764).

Сленин Ив. Вас.

СЛЕ́НИН Ив. Вас. (1789-1836) - издатель и книгопродавец, поэт-дилетант. Издавал в основном произв. соврем. ему рус. писателей и поэтов: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова и др. Изд. альманахи "Полярная звезда" на 1823 и 1824, "Северные цветы" на 1825 и 1826. Частым посетителем книж. лавки С. был Пушкин, многократно упоминавший С. в переписке. Стихотв. Пушкина "Мадонна" написано под впечатлением увиденной в лавке С. старинной копии "бриджуотеровской мадонны" Рафаэля. Вершина книгоиздат. деят-ности С. - "История Государства Российского" Н. М. Карамзина (два издания).

Слепок

СЛЕ́ПОК - точное воспроизведение, копия произв. иск-ва, имеющего объемный характер, гл. обр. скульптуры. С. является формой (твердой или мягкой), снятой с оригинала, в к-рую заливаются гипсовый раствор, синтетич. массы и т. п.

Слепушкин Фед. Никиф.

СЛЕПУ́ШКИН Фед. Никиф. (1783-1848) - поэт. Из крепостных оброчных крестьян. Был сидельцем в лавке, работал на мельнице, торговал. В 1826, уже получив лит. известность, при содействии ряда писателей выкупился на волю; приписался к 3-й гильдии петерб. купцов, владел кирпичным заводом. Первое завершенное стихотв. С. относится к 1821 ("Похороны жены поселянина"). В 1823 опубликовал в "Отечеств. записках" три басни. В дальнейшем связал свое творчество гл. обр. с изображением крест. быта, рисовал патриарх. идеал нар. жизни. Поэзия С. ориентирована в основном на книж. образцы (сентиментализм, ранний романтизм и т. д.). Как самоучка, он был сочувственно встречен в лит. и офиц. кругах. Автор стих. сб. "Досуги сельского жителя" (1826; доп. изд. 1828), "Новые досуги сельского жителя" (1834), "Новые досуги" (1840), описат. поэмы "Четыре времени года русского поселянина" (1830).

Ф. Н. Слепушкин

Ф. Н. Слепушкин

Предыдущая страница Следующая страница