Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 8, "СЛЕ"-"СМО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СЛЕ"-"СМО")

Слепцов Вас. Ал

СЛЕПЦО́В Вас. Ал. (1836-78) - писатель. Из родовитой дворян. семьи. Учился в Пензенском дворянском ин-те, на медиц. ф-те Моск. ун-та, но не окончил их. Путевые очерки "Владимирка и Клязьма" (1861) посвящены жизни и быту крестьян, фабр. рабочих, строителей жел. дороги. Осенью 1861 С. приезжает в С.-Петербург, сближается с писателями-демократами из круга ж. "Современник", публикует в нем "Письма об Осташкове" (1861-63), очерковое иссл. провинц. города. В сент. под влиянием социалистич. идей только что опубл. ром. Н. Г. Чернышевского "Что делать?" С. организует Знаменскую коммуну, призванную стать образцом нового быта (нек-рые ее черты в карикатурном виде изобразил Н. С. Лесков в ром. "Некуда"); в июне коммуна распалась из-за внутр. противоречий.

Лучшее произв. С., пов. "Трудное время" (1865), также написанная под влиянием Чернышевского, повествует о судьбе "новых людей" в эпоху наступившей в России обществ. реакции. В апр. 1866 С. был арестован по делу Каракозова, но через неск. месяцев освобожден. В 1866-67 участвовал в издании ж. "Женский вестник". В 1870-е гг. по-прежнему активно занимался обществ. деят-ностью, тяжело болел, многие его творческие замыслы остались неосуществленными. Пропагандистом и исследователем жизни и творчества С. был К. И. Чуковский ("Тайнопись "трудного времени"" и др.).

Сличенко Ник. Ал

СЛИЧЕ́НКО Ник. Ал. (род. 1934) - певец, артист, режиссер. Выдающийся исполнитель цыганских песен и романсов. С 1951 в т-ре "Ромэн", с 1977 - гл. реж. т-ра. Автор книги "Родился в таборе" (1987). Нар. артист СССР (1981).

"Слова-паразиты"

"СЛОВА́-ПАРАЗИ́ТЫ" - асемантические единицы речи, к-рые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, немотивированность, несовпадение со словарным значением, повышенная частотность в тексте, интонационное выделение, сочетание с паузами, сочетание с затруднением в речи, сочетание с "отстранением" говорящего, его отношением к коду, "неучастие" в предложении.

"С.-П." полифункциональны: с их помощью выражается хезитация, ретардация, смягчение, извинение за форму речи, подчеркивание, моделирование устного текста. Основная функция - контактоустанавливающая.

Область существования "С.-П." - проявление устной формы яз., когда говорящий исправляет сказанное, изменяет конструкцию, испытывает трудности при выражении своей мысли, использует к.-л. штамп, объясняет значение слова или разъясняет свою мысль. "С.-П.", к-рые встречаются наиболее часто в совр. рус. лит. яз.: в общем, в общем-то, вообще, вот, в принципе, знаешь / ты знаешь / знаете / вы знаете, значит, как бы, ну, понимаешь / понимаете, такой, так сказать, там, это, это самое, этот, этот самый; э...э, м...м.

Морфологически выделяются 4 группы: парафоны (э...э, м...м), частицы, местоимения, вводные слова.

"С.-П." являются чертой, присущей язык. индивидуальности.

Словарь крылатых слов

СЛОВА́РЬ КРЫЛА́ТЫХ СЛОВ - тип словаря, в к-ром собраны и объяснены крылатые слова. В истории рус. лексикографии отд. крылатые слова включались в толковые словари, во фразеологич. словари, в словари и сб. пословиц и поговорок. Наиб. известными С. К. С. являются справочники, сост. С. М. Максимовым ("Крылатые слова". М., 1890; 3-е изд. М., 1955), М. И. Михельсоном ("Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний". СПб., 1902-1903. Т. 1-2), С. Г. Займовским ("Крылатое слово: Справ. цитаты и афоризмы". М.; Л., 1930), В. З. Овсянниковым ("Литературная речь". М., 1933), Н. С. Ашукиным и М. Г. Ашукиным ("Крылатые слова". 4-е изд. М., 1987), М. А. Булатовым ("Крылатые слова". М., 1958), Ю. Е. Прохоровым (В. П. Фелицына, Ю. Е. Прохоров. "Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедч. словарь". 2-е изд. М., 1988). Крылатые слова в справочнике располагаются по алфавиту. В С. К. С. дается объяснение значения крылатого слова, приводятся сведения о его происхождении, уместности употребления, цитаты из лит. источников. Помимо одноязычных С. К. С., существуют двуязычные, написанные Н. О. Овруцким ("Крылатые латинские изречения в литературе". 2-е изд. М., 1969), В. П. Берковым ("Русско-норвежский словарь крылатых слов". М., 1980), М. И. Уолш и В. П. Берковым ("Русско-английский словарь крылатых слов". М., 1984), Ю. Н. Афонькиным ("Русско-немецкий словарь крылатых слов". М., 1985), А. М. Бабкиным и В. В. Шендецовым ("Словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода". 2-е изд. Л., 1981-1987. Кн. 1-2), Н. Т. Батчевым и Я. М. Боровским ("Словарь латинский крылатых слов". 2-е изд. М., 1986) и др. В двуязычных С. К. С. каждому крылатому слову дается иноязычный эквивалент или описат. перевод, указывается их происхождение и употребление, приводятся иллюстрат. цитаты из разных яз.

Лит.: Будагов Р. А. Культурно-историческое значение "Словаря иноязычных выражений и слов" // Изв. АН СССР. Сер. лит. ияз. 1967. Т. 26. Вып. 1; Ожегов С. И. О крылатых словах: (По поводу кн. Н. С. и М. Г. Ашукиных "Крылатые слова") // Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

Словарь пословиц и поговорок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Словарь синонимов

СЛОВА́РЬ СИНО́НИМОВ - см. Синонимия.

Словарь специальный

СЛОВА́РЬ СПЕЦИА́ЛЬНЫЙ - вид справочника, в к-ром собраны и объясняются термины, номены, профессионализмы и др. спец. лексика. К С. С. относятся терминологич. словари, информац.-поисковые тезаурусы, классификаторы, рубрикаторы и др. С. С. бывают одноязычными, дву- и многоязычными.

Лит.: Герд А. С. Специальные словари и их источники // Современная русская лексикография, 1981. Л., 1983; Его же. Основы научно-технической лексикографии. Л., 1986; Комарова З. И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание. Свердловск, 1991.

Словене

СЛОВЕ́НЕ - слав. племена 2-й пол. 1 - нач. 2 тыс. н. э. В др.-рус. яз. - словъне, в греко-лат. источниках начиная с 6 в. - sclaveni, sclavini (склавены). Достоверное самоназвание славян. Существует большое кол-во более или менее вероятных толкований имени С., связывающих его либо со словами "слава", "слово", либо с назв. местности (Slovy) или реки (Словутич - Днепр), либо с соц. образованиями (народ, община, слобода). Ок. 8 в. греко-рим. форма (sclavus) получает также и значение "раб". Довольно часто упоминаются в зап.-европ. и визант. хрониках 6-7 вв. (Иордан, Прокопий, Маврикий, Менандр и др.) вместе с др. слав. группировками - антами и венетами, едиными по языку и происхождению. В это время С. находились на стадии обществ. развития, соответствующей воен. демократии, имели своих вождей. Древнейшее упоминание склавенов, обитавших в верховьях Вислы, относится к 512. По данным письм. источников сер. 6 в., "склавены живут от города Новиетуна (по-видимому, Невиодун на прав. берегу Савы) и озера, именуемого Мурсианским (озеро Балатон?), до Данастра (Днестра), а на севере - до Висклы (Вислы)" (Иордан). На протяжении 6 - нач. 7 в. С. постоянно участвуют в воен. действиях против Византии. Прорвав дунайскую границу империи, частично переселяются на Балканы. После успешных походов визант. армии в нач. 7 в. значит. часть С. вынуждена была покинуть Дунай и вернуться в свои древние "прародины" - в Понисленье, а также лесные области Вост. Европы, где вместе с группами антов и венетов сформировали вост. славянство.

По представлению авторов "Повести Временных лет", С. 8-9 вв. являлись не носителями вообще слав. яз. В совр. знач. этого понятия, а только прямыми потомками дунайско-прикарпатских склавенов-славян. Среди славян заселивших Вост.-Европ. равнину, лишь одна часть сохранила исконное собирательное имя. Согласно летописи, "Словъне же съдоша около езера Илмеря, и прозвашася своимъ имянемъ..." Продвинувшись при расселении дальше всех на север - на берега Ильменя и верх. Волхова, С. закрепили свое пребывание здесь стр-вом у истоков Волхова опорного центра - Новгорода, ставшего одним из крупнейших городов на пути "из варяг в греки" и в целом Др. Руси. В сер. 9 в. С. вместе с чудью, мерей и кривичами составили федерацию сев. племен и участвовали в "призвании" варяжских князей. Будучи активными создателями единого др.-рус. гос-ва, С. долгое время находились в подчинении Киева. В 12 в. терр. С. стала ядром обособившегося самостоят. крупного соц.-полит. образования - Новгородской земли.

Словник

СЛО́ВНИК - перечень слов (терминов), к-рые предполагается включить в энциклопедию или словарь. С., в к-ром могут указываться нек-рые сведения о будущих ст. (в т. ч. их объем), служит планом-проспектом изд. и позволяет судить о его замысле и перспективах. Работа над С. осуществляется сначала в пределах тематич. гнезд и отраслевых разделов, к-рые далее сводятся в единый алфавитный ряд. Редактирование С., т. е. включение и исключение терминов, продолжается на протяжении всей работы над изд.

"Слово"

"СЛО́ВО" - ежедн. газ. Издавалась в С.-Петербурге (изд. Н. Перцов, ред. И. В. Быков) в 1904-09 и выражала полит. взгляды октябристов. В июле 1905 выпуск ее прекратился. Газ. была возобновлена в нояб. 1906 как орган партии "новообновленцев" под ред. М. М. Федорова. В газ. принимали участие К. К. Арсеньев, А. Н. Бенуа, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. Д. Кузьмин-Караваев, В. А. Маклаков, П. Б. Струве, В. Г. Богораз-Тан, кн. Е. Н. Трубецкой и др.

"Слово о казнях Божиих"

"СЛО́ВО О КА́ЗНЯХ БО́ЖИИХ" - поучение, сохранившееся в составе "Повести Временных лет" по 1068. В нем поражение князей Ярославичей в битве с печенегами расценивается как Божья кара за грехи, предостережение и указание на необходимость покаяния. Текст такого же содержания, приписываемый сост. Начального свода, датирован 1096. Оба текста тесно связаны со "Словом о ведре и о князях Божиих", сохранившимся в списке 12 в. В этих произв. нашла свое отражение философия провиденциализма, широко распространенная в ср. века в Европе и в Византии. В соответствии с ней поражения в войнах, эпидемии, стихийные бедствия, голод, пожары расценивались как Божественное возмездие за грехи (несоблюдение христианских заповедей, нарушение законов) или предостережение, напоминание о необходимости покаяния. Так понимает татаро-монгольское нашествие Серапион Владимирский, так понимали причину мн. ист. событий летописцы от 11 в. вплоть до кон. др.-рус. периода.

Лит.: Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Т. 2.

"Слово о погибели земли русской"

"СЛО́ВО О ПОГИ́БЕЛИ ЗЕМЛИ́ РУ́ССКОЙ" - отрывок из несохранившегося полностью пам. лит-ры 13 в., повествующего о разорении рус. земель татаро-монголами. Известно в 2-х списках 15 и 16 вв., где оно выполняет функцию введения к первоначальной ред. "Жития Александра Невского". Отсутствие отд. полного списка пам. вызвало предположения об изнач. связи этого фрагмента с "Житием Александра". Т. к. стилистически "С." очень сильно от него отличается, то в наст. время общепринятой считается т. зр. о самостоятельности "С." по отношению к "Житию". Сохранившийся фрагмент - похвала былой красоте и могуществу Рус. земли. Ритмический строй текста, синтаксические параллелизмы, широкий географический охват, как и трактовка ист. героев - Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо, Владимира Мономаха, сближает "С." со "Словом о полку Игореве". Последняя сохранившаяся фраза фрагмента позволяет датировать "С". Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского, ставший кн. Владимирским после гибели своего брата Юрия на Сити) назван "нынешним", следовательно, "С." написано до его смерти в 1246. Если кн. Юрия автор, как можно предположить, считает еще живым, то "С." было написано до 1238. "С." является поэтич. откликом на события 1237-38, когда была захвачена и разорена Юж. Русь и началось наступление на Владимиро-Суздальские земли. Это событие автор воспринимает как конец, погибель всей Рус. земли, не разделяя ее на отд. княжества и территории.

"С." является одним из редких сохранившихся образцов др.-рус. лит-ры эпохи татаро-монгольского нашествия, показывающего ее высокий уровень. "С." отразилось во мн. пам. лит-ры последующего периода.

Изд. и лит.: Памятники литературы Древней Руси. 13 в. М., 1981; Бегунов Ю. К. Памятники литературы 13 в. "Слово о погибели Русской земли". М.; Л., 1965.

"Слово о полку Игореве"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Словоизменение

СЛОВОИЗМЕ́НЕНИЕ - образование форм одного слова (словоформ), т. е. такие регулярные видоизменения слова, к-рые различаются морфологич. значениями, но не затрагивают его лексич. значения и принадлежности к определенной части речи. Основным средством С. в рус. яз. являются формообразующие аффиксы - окончания и суффиксы, присоединяемые к основе слова - его неизменяемой части (ср.: стен-а - стен-е, интересный - интересн-ее). Аффиксация может сопровождаться чередованием фонем (ср.: богатый - богаче) и перемещением ударения (ср.: труб-а́ - тру́б-ам). Нек-рые формы образуются аналитически - с помощью служеб. слов (ср.: будет читать, читал бы, более сильный). Встречается и образование форм одного и того же слова от разных корней, называемое супплетивизмом (ср.: иду - шел, я - мне, хороший - лучше). Совокупность форм слова составляет его парадигму.

Слова с неск. формами являются изменяемыми, а слова с одной формой - неизменяемыми. Изменение по падежам, свойственное именам (существит., прилагат., числит. и местоимениям), называют склонением, а изменение по лицам (в более широком смысле - также и по наклонениям и временам), характерное для личных форм глагола, - спряжением.

Для дифференциации разл. видов С. иногда проводится различие между С. и формообразованием. В этом случае к собственно С. относят С. с помощью окончаний, а к формообразованию - С. с помощью суффиксов, использующихся, в частности, для образования причастий и деепричастий (ср.: чита-вш-ий, вид-я), а также с участием служебных слов. Предлагались и др. трактовки соотношения этих понятий.

С. обычно так или иначе отграничивается от словообразования, в к-ром участвуют самостоят. однокоренные слова (ср.: дом - домик, учить - учитель). Поскольку словообразование использует в целом те же средства, что и С., границы между ними подвижны и не всегда ясны.

Лит.: Винокур Г. О. Форма слова и части речи в русском языке // Г. О. Винокур. Избранные работы по русскому языку. М., 1959; Кузнецов П. С. О принципах изучения грамматики. М., 1961; Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976; Хабургаев Г. А. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена. М., 1990.

Словообразование

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ (дериватология) - лингвистич. дисциплина, изучающая формальные и семантические связи между однокоренными словами яз.: прежде всего отношения деривации. Рус. С. традиционно включалось в морфологию, а выделилось в отд. науч. дисциплину лишь в 1940-50-х гг. после публ. работ Г. О. Винокура и А. И. Смирницкого. Совр. С. исследует отношения производности основ, описывает систему способов С. и словообразоват. типов. Наиболее подробное описание рус. словообразоват. системы дано в "Русской грамматике" (М., 1980. Т. 1).

Словообразовательный тип

СЛОВООБРАЗО́ВАТЕЛЬНЫЙ ТИП - класс производных основ (слов), образ. по одной схеме. Эта схема учитывает: 1) частеречную принадлежность производящей и производной основы, 2) способ и средство словообразования, 3) словообразовательное (деривационное) значение. Так, С. Т., к к-рому относятся слова учитель, водитель, строитель, м. б. определен след. обр.: отглагольные существительные, образованные суффиксальным способом при помощи суффикса -телъ с деривационным значением "производитель действия, названного мотивирующим глаголом".

Словораздел

СЛОВОРАЗДЕ́Л - в стихосложении граница между словами. Наиб. сильные С. поэтич. текста приходятся на строфоразделы, затем - по степени убывания - на стихоразделы, цезуру, нач., конечную части стиха. Для ритмико-фонетич. орг-ции стихотв. речи особое знач. имеет взаимосвязь С. со стопоразделами, их совпадение придает стиху большую монотонность. Если слово, стоящее перед С., оканчивается на ударный слог, то С. называют мужским, на один безударный - женским, на два безударных - дактилическим, на три безударных и более гипердактилическим. Каждая ритмич. вариация стихотв. размера имеет по неск. словоразд. вариаций, к-рые определяются положением С. между входящими в стихотв. словами (ср., напр., две словораздельные вариации одной ритмич. вариации 4-стопного ямба: "Февраль. Достать чернил и плакать!" и "Весенний грунт мечтать не смеет" (обе - Б. Пастернака); их разл. звучание обусловлено тем, что в первом случае С. подчеркивают стопоразделы, во втором - "разрезают" ямбич. стопу; различие усилено и нетождеств. словораздельными окончаниями).

Слог

СЛОГ - сочетание слогообразующего элемента, обычно - гласного (вершина С.) с одним или неск. не слогообразующими эл-тами - согласными. При фонетич. интерпретации этого определения С. понимается как миним. единица речевого потока. С т. зр. артикуляции С. определяется как миним. произносит. единица, т. е. такая последовательность речевых движений, к-рая образуется единым дыхательным толчком (Р. Стетсон), единым импульсом мускульного напряжения (А. В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л. А. Чистович и др.). При акустич. подходе С. определяют как волну нарастания и ослабления звучности (О. Есперсен, Р. П. Аванесов). Статус слога в фонологич. теории отличается неопределенностью: слог трактуется как сфера реализации ударения, элементарная модель дистрибуции фонем и т. д. Несмотря на то, что это понятие фигурирует в филол. тр. с древнейш. времен, существуют целые направления, к-рые не пользуются понятием "С." (напр., дескриптивизм). Понимание С. как сочетания гласн. с одним или неск. согласн. широко распространено в фонетич. лит-ре, что отражается и в существующей терминологии: говорят об открытом С., т. е. кончающемся гласн., закрытом С., т. е. кончающемся согласи., прикрытом С., т. е. начинающемся с согласи., и неприкрытом, т. е. начинающемся с гласн. Фонетич. эксп. на мат-ле рус. яз. показывают, что в пределах открытого С. реализуются такие свойства входящих в него эл-тов, к-рые отличают их друг от друга (слоговые контрасты) и тем самым являются как бы дополнит. признаками, позволяющими при восприятии идентифицировать фонемный состав С. даже при значит. изменениях собств. фонетич. характеристик его компонентов. Статистич. иссл. обнаруживают абс. преобладание открытых С. в речи. В большинстве яз. мира С., даже если он имеет определен. структуру, остается фонетич. единицей, не связ. с планом содержания. Иначе обстоит дело в яз. слогового типа (китайский, вьетнамский, бирманский и мн. др.), в к-рых миним. единицей, способной сформировать означающие морфемы, является не фонема, а С.

Лит.: Аванесов Р. И. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопр. языкознания. 1954. № 6; Щерба Л. В. Фонетика французского языка. М., 1963; Бондарко Л. В. Структура слога и характеристика фонем // Вопр. языкознания. 1967. № 1;

Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979; Касевич В. Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.

Слогораздел

СЛОГОРАЗДЕ́Л - граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи. В большинстве лингв. работ проблема слога практически сводится к определению слог. границ. Проблема установления С. возникает в случаях, когда в слове имеется стык согласных. В античн. яз.-знании граница слога устанавливалась всегда после гласного. М. В. Ломоносов сформулировал правило, согласно к-рому в нач. слога м. б. только такое сочетание согласных, какое возможно в начале слова (о-МРачать, но АЛ-Тай, т. к. сочетание лт в нач. слова в рус. яз. невозможно). Согласно теории Л. В. Щербы, С. проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, к-рое в последовательностях типа СГССГ (где С - согласный, Г - гласный) зависит от ударения: если ударным явл. первый гласный, то следующий за ним согласный примыкает к этому гласному (пап-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к ударному слогу (ка-пкан). Сонанты, однако, примыкают всегда к предшеств. гласному, даже если он безударный (па́л-ка, Пол-ка́н). Р. И. Аванесов, понимавший слог как волну сонорности, утверждал, что в нач. слога согласные могут располагаться лишь по принципу возрастающей звучности. Если же первый согласный более звучен, чем второй, то он отходит к предыдущему слогу (су-КНо, но суМ-Ка). Изучение артикуляционно-акустич. характеристик речевых последовательностей показывает, что в рус. яз. фонетич. связь между нач. согласным и последующ. гласным существенно теснее, чем связь между гласным и последующ. согласным (теория слог. контрастов). Соответственно любое высказывание распадается на цепь откр. слогов независимо от качества сочетающихся согласных, места ударения, а также морфологич. и межсловных границ (Л. В. Бондарко). Согласные, находящиеся в абс. кон. слова перед паузой, приобретают характеристики, сближающие их с целым слогом: в фразе "кот убежит" (ко-ту-бе-жи-т) конечный /т/ произносится с сильным придыханием, позволяющим допустить здесь наличие глух. гласного.

Лит.: Бондарко Л. В., Павлова Л. П. О фонетических критериях при определении места слоговой границы // Рус. яз. за рубежом. 1967. № 4. С. 11-20; Бондарко Л. В. Слог: правила, интуиция, механизмы (функциональная просодия текста) // Сб. науч. тр. МГИИЯ им. М. Тореза. М., 1982. Вып. 201. С. 62-71.

Слонимский Людвиг Зиновьевич

СЛОНИ́МСКИЙ Людвиг Зиновьевич (1850-1918) - социолог-юрист, публицист. Учился сначала в Варшавской, затем в Житомирской г-зиях. В 1872 окончил юрид. ф-т Киевского ун-та, с этого же времени - сотрудник целого ряда ж. и газ., иногда печатался за подписью "Z" и "L". В 1879 выходит его первая кн. "Умственное расстройство, его значение в праве гражданском и уголовном". С 1881 - зав. полит. отделом в газ. "Порядок", а с кон. 1882 - пост. сотр. "Вестника Европы", где и публикует большую ч. своих ст. ист., полит., экон. и юрид. характера. Сотрудничал в "Вестнике психиатрии", редактировал вместе с В. А. Фаусеком "Малый энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона (12 вып. 1898-1902). С. одним из первых в России обратил внимание на применение матем. методов в соц.-экон. иссл., в частности, на работы А. О. Курно (Франция) и И. Г. Тютена (Германия). Будучи приверженцем крест. общины, С. в то же время вел активную полемику с представителями либерального народничества, в т. ч. с И. К. Михайловским, субъективный метод к-рого полностью отвергал. С. отстаивал необходимость просвещения широких крест. масс и выдвинул целый ряд предложений, практически связ. с поднятием нар. благосостояния. Осн. надежды возлагал при этом на развитие обществ. самодеят-ности, поскольку был принципиальным противником гос. опеки. С. посвятил ряд работ критике марксизма (ст. в "Вестнике Европы", 1896-97; кн. "Экономическое учение К. Маркса"). По С., Маркс возводит "на степень обязательного общеисторич. закона то, что проповедовалось другими во имя отвлеченной справедливости", в связи с чем С. считает его концепцию логически противоречивой и утопичной.

Соч.: Основные вопросы политики. СПб., 1889; Охрана крестьянского землевладения и необходимые законодательные реформы. СПб., 1892; Экономическое учение К. Маркса. СПб., 1898.

Слонимский Мих. Леон

СЛОНИ́МСКИЙ Мих. Леон. (1897-1972) - прозаик. Род. в С.-Петербурге, в семье литератора, мать - сестра С. А. Венгерова. Учился в Четвертой классич. петерб. г-зии. С 14 лет репетиторствовал. В янв. 1915, закончив ускор. вып. г-зию, ушел добровольцем на фр. 1-й мир. войны, был санитаром, солдатом, получил тяж. контузию. Первые лит. опыты (1917) - во фронт. газ. В 1918 служил в Наркомпросе. В 1919 приглашен М. Горьким на работу в изд-во "Всемирная лит-ра". В нач. 1920-х гг. входил в гр. "Серапионовы братья". Первый рассказ опубл. в 1922. Первая кн. рассказов "Шестой стрелковый" (1922) - о распаде царской армии и разложении офиц. корпуса. Критика упрекала С. за фатализм ром. "Лавровы" (1926; 2-я ред. - 1953) - о молодом вольноопределяющемся, к-рый переходит в стан рев-ции. Ром. "Средний проспект" (1927) - о времени нэпа, ром. "Фома Клешнев" (1930) - о клас. борьбе в науке. С. - автор серии очерков "Предгитлеровская Германия" (1932) и "Повести о Левинэ" (1935). В годы Вел. Отеч. войны С. выпускает сб-ки "Родной дом" (1942), "Председатель горсовета" (1943), пишет пов. "Стрела" (1945). Самое круп. произв. С. - трилогия "Инженеры" (1950), "Друзья" (1954), "Ровесники века" (1959), своего рода "генеалогия рус. технической интеллигенции". К ней примыкает ром. "Семь лет спустя" (1963). Большой успех С. принесла "Книга воспоминаний" (1966). В теч. мн. лет занимался ред. работой, был ред. ж. "Забой" (1923, совм. с В. Валем), ж. "Ленинград" (1924-25). Вел. лит. объединения (помощью, советами С. пользовались А. Битов, Г. Горышин, В. Конецкий, С. Тхоржевский и др.).

М. Л. Слонимский

М. Л. Слонимский

Слонимский Юр. Иос.

СЛОНИ́МСКИЙ Юр. Иос. (1902-78) - критик, историк и сценарист балета. В 1924 окончил юрид. ф-т Петрогр. ун-та, однако большую часть жизни посвятил балету. С 1922 по 1961 (с перерывами) - науч. сотр. Ин-та ист. иск-ва. Обществ. темперамент - гл. черта С. В своих ист. трудах "Жизель" (1926, 1969), "Сильфида" (1927), "Мастера балета" (1937), "Чайковский и балетный театр его времени" (1956), "Дидло" (1958, за эту книгу С. удостоен Парижским ун-том звания почет. д-ра) он подчеркивал, что знание пройденного отеч. балетом пути помогает строить его будущее. В своих критич. ст. (всего начиная с 1919 более 400, часть вошла в сб. "В честь танца") С. утверждал танец как решающее выразит. средство балета, его язык и способ мышления авторов. Активно поддерживал первые работы балетмейстеров Г. Баланчивадзе (Баланчина), А. Ермолаева, Ю. Григоровича, И. Вельского, О. Виноградова. Автор сценариев балетов "Весенняя сказка", "Юность", "Семь красавиц", "Тропою грома", "Берег надежды", "Лейли и Меджнун", "Икар" и др. Свой опыт сценариста-практика обобщил в кн. "Семь балетных историй" (1967). В "Драматургии балетного театра 20 в." (1977) проанализировал "неразрывное единство трех ветвей драматургии балет. спектакля: сценарной, музыкальной и хореографической". Интересны и воспоминания С. о петрогр. балете 1920-х гг. "Чудесное было рядом с нами" (1984).

Служебные слова

СЛУЖЕ́БНЫЕ СЛОВА́ - слова, используемые для выражения грамматич. отношений и выполняющие служеб. вспомогат. функции. К С. С. относятся прежде всего служеб. части речи - предлоги, частицы и союзы. Они характеризуются неизменяемостью, отсутствием морфологич. категорий, а также семантич. и синтаксич. несамостоятельностью: предлог вокруг употребляется только в сочетании с существительным (обежать вокруг дом), а наречие вокруг в таком семантическом дополнении не нуждается. В этом отношении С. С. напоминают служеб. морфемы - приставки, суффиксы, окончания. В отд. случаях между ними наблюдается матер. тождество: в, до, за, из, на, с м. б. и предлогами и приставками, не и ни - частицами и приставками. Показательно также, что эл-ты, служащие для образования неопредел. местоимений и наречий (-то, -либо, -нибудь, -кое), а также возвратную морфему -ся называют и частицами, и постфиксами.

С. С. делятся на первообразные (непроизводные) и непервообразные (производные). С. С. - предлоги (в, до, за, к, на, при, у), союзы (а, и, но, или), частицы (бы, де, же, ну, уж) - не соотносятся в совр. яз. со знаменат. словами; они нечленимы на морфемы, обычно безударны, односложны и могут состоять из одного-двух звуков. Производные С. С. - предлоги (по направлению к, в течение), союзы (что, чем, несмотря на то что), частицы (пускай, давай) - представляют собой бывшие знаменат. слова, к-рые в результате функционально-семантич. переосмысления утратили номинат. знач., синтаксич. свойства, характерные для соответств. части речи, и обособились от др. форм дан. слова.

Функции С. С. в определ. синтксич. условиях могут выполнять и нек-рые слова знаменат. частей речи: местоимения и наречия, использующиеся в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях; глаголы, выступающие в роли связок в сост. имен. сказ. (быть, стать, казаться и др.): вспом. глагол быть в составе аналитич. формы буд. вр.: буду читать. Однако союз. слова сохраняют синтаксич. самостоятельность и остаются чл. предложения, а связочные и вспомогат. глаголы сохраняют (полностью или частично) глагольное сопряжение: будешь читать, будет читать.

Служилые люди

СЛУЖИ́ЛЫЕ ЛЮ́ДИ - 1) С 15 в. - обобщенное назв. всех несущих личную службу в пользу гос-ва, в отличие от тягловых людей, несущих гос. повинность (тягло). В 16-17 вв. делятся на С. Л. "по отечеству" и "по прибору". К первым относятся феодалы-землевладельцы, обязанные личной воен. службой со своей земли, ко второй - выходцы из тягловых сословий, получавшие с переходом на службу особое устройство и определ. льготы (стрельцы, городовые казаки, в 17 в. - рядовые драгунских и солдатских полков и др.). В 18 в. в связи с реформами Петра Великого термин С. Л. выходит из употребления.

2) В духовных грамотах феодалов 15-16 вв. С. Л. наз. иногда холопы.

Слуцкий Бор. Абр.

СЛУ́ЦКИЙ Бор. Абр. (1919-86) - поэт. Род. в Славянске (Донбасс), в семье служащего. В 1937-41 училсяв Моск. юрид. ин-те и одновременно в Лит. ин-те им. М. Горького. Начал печататься в 1941. В июне 1941 добровольцем ушел на фронт. Постоянно чувствовал принадлежность к поколению поэтов, вступавших в лит-ру накануне и во время войны (М. Кульчицкий, П. Коган, М. Луконин, С. Наровчатов, С. Гудзенко, Д. Самойлов). В 1948-52 С. работал для Всесоюзного радио. После большого перерыва, в 1953, в печати появилось стихотв. "Памятник". Трагической теме войны посв. и первая кн. стихов "Память" (1957). Память у С. лишена громкого пафоса, сдержанна по тону, пряма и жестока. В сб. "Сегодня и вчера" (1961), "Работа" (1964), "Годовая стрелка" (1971), "Доброта дня" (1973), "Неоконченные споры" (1978), вплоть до последнего прижизненного "Сроки" (1984) - расширение круга духовных интересов поэта, обращение к событиям истории и современности. С. - поэт долга, одна из его любимых формул: "надо - значит, надо", из этого выводятся понятия чести, совести, гордости, высшего права. Для С. "поэзия не телефонный, а телеграфный провод. Событье - вот законный для телеграммы повод". Такие события названы - восстания и войны, рождения и гибель. По отношению к слову у С. суровый режим экономии. Его стих прост, безыскусен, тяготеет к ясной и емкой формуле. Нередко стих. С. строится на повторении близких по смыслу слов, они, как синонимы, в совокупности доводят мысль до предельной точности ("Счастье", "Скамейка на десятом этаже", "Составные слова", "Непривычка к созерцанию" и др.). С. много переводил польск., нем., англ. поэтов. Мн. стихи С. увидели свет после его смерти. В 1988 вышла кн. "Стихи разных лет. Из неизданного" (сост. Ю. Л. Болдырев), в к-рую включены, в частности, распространявшиеся в списках во 2-й пол. 50-х гг. "Современные размышления", "Бог", "Хозяин", "Прозаики", "Про евреев" и др.

Б. А. Слуцкий

Б. А. Слуцкий

Случевскии Конст. Конст.

СЛУЧЕ́ВСКИИ Конст. Конст. (1837-1904) - поэт и прозаик. Род. в семье круп. чиновника. Окончил кадетский корпус (1855); находился на военной службе, в 1860 вышел в отставку, учился в ун-тах Франции и Германии, в Гейдельберге получил степень д-ра философии. С 1866 - на гос. службе, редактировал газ. "Правительственный вестник" (1891-1902). Первые публ. стихотв. С. в кон. 1850-х гг. заслужили как восторженные отзывы (И. С. Тургенев и А. А. Григорьева), так и резкие крит. нападки и пародии (в т. ч. Н. А. Добролюбов). После этого С. надолго замолчал, новые его публ. появились лишь в нач. 1870-х гг. Итоговым стал сб. "Песни из Уголка" (1902). Для лирики С. характерен глубокий пессимизм, тяготение к стилист. диссонансам и прозаизации худож. речи; популярность к С. пришла во 2-й пол. 1890-х гг.: его поэзию высоко ценили символисты; "поэтом противоречий" назвал его В. Я. Брюсов. Интерес представляет проза С., разнообразная по жанрам и тематике (кн. оч. "По северу России", 1888; "По северо-западу России", 1897; мистическая пов. "Профессор бессмертия", 1892; цикл "Исторические картинки", 1894; автобиографич. рассказы-миниатюры, стилизации в духе Ж. Верна и Сервантеса, вольные интерпретации библейских сюжетов). С 1898 в доме С. устраивались лит. вечера, т. н. "Пятницы С.", имевшие существенное культ. значение и посещавшиеся мн. изв. поэтами нач. 20 в. (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.).

К. К. Случевский

К. К. Случевский

Слэнг

СЛЭНГ (англ. slang) - разговорная некодифициров. лексика, использ. по преимуществу в устном общении; то же, что жаргон. В англо-амер. лингвис-тич. традиции под С. часто понимаются все некодифициров. разновидности разговорной речи, включая ненормативную лексику, жаргоны, арго, профессионализмы. Соответственно выделяются разновидности С. В отеч. яз.-знании С. подразделяется иногда на общий (характеризующийся общедоступностью, экспрессивно-оценочным характером, относительной устойчивостью, неоднородностью происхождения лексики) и специальный (включающий в себя специфич. соц. диалекты); это разделение используется, впрочем, в основном при описании функционирования разл. форм англ. яз. В отеч. традиции основную проблему представляет разграничение понятий "С." и "просторечия", важным компонентом к-рых, по-видимому, является С. Частично к С. приближается понятие "интержаргон", обозначающее совокупность жаргонной лексики, общей для мн. жаргонов данного яз., понятной большой ч. населения и проникающей постепенно в общенародный яз. Общий С. (или интержаргон) является, т. о., промежут. звеном, через к-рое арготическая и жаргонная лексика проникает сперва в разг. речь, а затем и в письменную форму лит. яз. При этом лексич. единицы часто достаточно сильно изменяют свое значение (напр., такие вошедшие в общенародный яз. через посредство С. слова воровского арго, как "блат", "жулик" и др.). В С. широко используются иноязычные заимствования (напр., "флэт" - квартира, из англ. flat) и семантическая номинация (напр., "тачка" - машина).

Лит.: Гальперин И. Р. О термине "слэнг" // Вопр. языкознания. 1956. № 6; Хомяков В. А. Введение в изучение слэнга - основного компонента английского просторечия. Вологда, 1971.

Смеляков Яр. Вас.

СМЕЛЯКО́В Яр. Вас. (1912/13-72) - поэт. Род. в семье железнодорожного рабочего. После окончания семилетки в Москве (1928) работал дворником, истопником, был репортером. В нач. 1930-х гг. посещал лит. кружки при "Комс. правде" и "Огоньке", был замечен М. Светловым и Э. Багрицким. Окончил полиграфич. школу ФЗУ (1931), стал наборщиком в типографии. Первый сб. - "Работа и любовь" (1932). Стихи молодого поэта-рабочего, воспевающие ударный труд, новый быт, отмечены комсомольским пафосом пятилетки. С. чувствовал общность своих стихов с поэзией В. Корнилова и П. Васильева. В 1934-37 по сфабриков. обвинению С. репрессирован. В первые месяцы Вел. Отеч. войны рядовым воевал в Карелии, попал в окружение, до 1944 был в финском плену. После выхода сб. "Кремлевские ели" (1948), в к-рый вошли лучшие стихи О, был вновь репрессирован. Стихи, написанные в лагере в Инте, опубликованы посмертно. Широкую известность получила автобиогр. поэма С. "Строгая любовь" (1956). Др. сб.: "Разговор о главном" (1959), "День России" (1967), "Декабрь" (1970), "Служба времени" (опубл. 1975). Переводил с укр., белорус. и др. яз. народов СССР.

"Смена вех"

"СМЕ́НА ВЕХ" - под таким назв. в июле 1921 в Праге вышел сб. статей Ю. В. Ключникова, Н. В. Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобрищева-Пушкина, О. С. Чахотина, Ю. Н. Потехина. Был перепечатан в Твери (10 тыс. экз.), в 1922 - в Смоленске (7500 экз.). Авторы "С. В." порицали интеллигенцию за то, что она не пошла вовремя по пути, предложенному "Вехами", и встала на дорогу рев. максимализма, этич. нигилизма - большевизма. Нэп породил у идеологов-"сменовеховцев" надежду на возможность смягчения и эволюцию большевист. режима. "Сменовеховцы" - видные проф., деятели культ., политики и публицисты надеялись, что "НЭП является ликвидацией большевизма, примирением власти с населением и переходом России к формам трудовой демократии", поскольку "коммунизм не удался" (Р. Гуль).

В 1921-22 в Париже вышло 20 номеров еженед. ж. "С. В." Основные его участники - те же литераторы-эмигранты, что и в сб. "С. В.". Их позиция: "Русский народ преклонился перед советской властью. Перед фактом этого преклонения мы преклонились" (№ 1. С. 19). Здесь печатались также и мат-лы из России (А. Блок, С. Городецкий, В. Дорошевич, И. Кузьмин, В. Муйжель и др.).

Смерд

СМЕРД - в Киевской Руси 11-12 вв. сел. житель, по мнению нек-рых историков, зависимый (в отличие от свободного "людина"). В Новгородской и Псковской землях 13-15 вв. - сел. житель, живущий в погосте и несущий повинности в пользу города. С кон. 15 в. в связи с ликвидацией боярских республик термин "С." теряет соц. смысл, сохраняясь в обыденной речи как уничижит. назв.

"Смерш"

"СМЕРШ" (вероятно, сокращение от "смерть шпионам") - офиц. наименование органов сов. воен. контрразведки в 1943-46. Постановлением Гос. Комитета Обороны (ГКО) СССР от 14 апр. 1943 на базе Гл. управления особых отделов НКВД СССР были образованы Гл. управление контрразведки "С." Наркомата обороны (НКО) СССР и Управление контрразведки "С." Наркомата воен.-мор. флота (НКВМФ) СССР, причем начальники этих управлений были по должности и заместителями наркомов соотв. наркоматов. Управления и отделы "С." были образованы на фронтах, в соединениях, в воинских частях. Они обязаны были заниматься выявлением агентов врага в р-нах боевых действий, на воен. объектах, обнаружением диверсантов, получением информации о разведыват. и контрразведыват. органах противника. "Смершевцы" имели особые знаки отличия. В своей практич. деят-ности были независимы как от соотв. армейского или флотского командования, так и от терр. органов внутр. дел и гос. безопасности. Выделение воен. контрразведки из структуры НКВД СССР, а также проведенное в апр. 1943 восстановление союзно-респ. Наркомата гос. безопасности НКГБ СССР несколько ограничило властные полномочия наркома внутр. дел СССР Л. П. Берия, к-рый, правда, продолжал курировать все виды органов охраны правопорядка и госбезопасности в качестве чл. ГКО СССР. В мае 1946 органы "С." были преобразованы в особые отделы, подчиненные Гл. управлению особых отделов Мин-ва гос. безопасности СССР, причем бывший начальник Гл. управления контрразведки "С." НКО СССР ген.-полк. В. С. Абакумов возглавил это мин-во.

Сметанина Раиса Петр.

СМЕТА́НИНА Раиса Петр. (род. 1952) - лыжница, з. м. с. СССР (1976). Одна из сильнейших гонщиц 2-й пол. 1970-80-х гг. Олимп. чемп. в гонке на 10 км и в эстафете 4×5 км (1976), в гонке на 5 км (1980), в эстафете 4×5 км (1992). Участница Олимпиад (1976-92), на к-рых завоевала 10 медалей (4 зол. и 6 серебр.). Семикратная чемпионка мира. В чемпионатах СССР одержала 21 победу в разл. видах лыжных гонок.

Смирдин Ал-др Фил

СМИРДИ́Н Ал-др Фил. (1795-1857) - издатель и книгопродавец. Служа приказчиком у крупного издателя и книгопродавца В. А. Плавильщикова, после смерти последнего (1823) продолжал его дело, став наследником книж. магазина, б-ки и типографии. С. расширил книготорг. дело предшественника и приступил к издат. деят-ности. Издавал соч. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Н. И. Гнедича, В. Ф. Одоевского, И. А. Крылова и др. писателей-современников. В изд. С. принимали участие изв. художники и граверы (А. П. Брюллов, С. Ф. Галактионов, К. А. Зеленцов и др.), что обеспечивало С. доп. успех. Выпустил новые изд. соч. М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, три сб-ка "Сто русских литераторов" (1839-45) и мн. др. Впервые в рус. печати ввел авторский гонорар, издавал кн. большими тиражами и продавал их по невысоким ценам. В ист. рус. лит-ры 30-е гг. 19 в. получили назв. смирдинского периода. Его б-ка представляла собой обширное собр. произв. рус. лит-ры. В 1828 он выпустил систематич. "Роспись российским книгам для чтения, из библиотеки А. Смирдина", содержащую ок. 10 тыс. назв. Б-ка и кн. лавка С. были своего рода клубом петерб. литераторов; в связи с переводом лавки и б-ки в новое помещение (на Невском просп.) они преподнесли в дар С свои произв., к-рые были изданы как альм. "Новоселье" (2 кн., 1833 и 1834). В 1834-48 издавал ж. "Библиотека для чтения". В 1846 предпринял мае. изд. "Полного собрания сочинений русских авторов".

А. Ф. Смирдин

А. Ф. Смирдин

Смирнов Анд. Сер.

СМИРНО́В Анд. Сер. (род. 1941) - кинорежиссер, актер. Сын писателя С. С. Смирнова. В 1962 окончил ВГИК (маст. М. И. Ромма). Дипломная работа - короткометраж. ф. "Эй, кто-нибудь!" (по У. Сарояну, 1963). Первая самостоят. работа - ф. "Ангел" (1967, по Ю. Олеше), пролежавший "на полке" 21 год. В картине показана гражд. война не как подвиг пролетариата, а как трагедия нации (в ф. состоялся актерский дебют Г. Буркова, с блеском провел свою роль Н. Губенко). Событием в кинематографе стал ф. "Белорусский вокзал" (1971). В нем 30-летний реж. сумел - вплоть до нюансов - точно воссоздать психологич. портрет людей, прошедших войну, их место и поведение в совр. жизни. Ф. повествовал о чудовищном несовпадении проповедуемых идеалов и реальности, о неблагодарности правящего в то время режима к поколению, выигравшему войну ценой своей потерянной, оборванной жизни. В лирич. ф. "Осень" (1975) реж. точными и яркими худож. средствами передал ощущение психологич. неустроенности своего поколения.

Среди др. ф.: "Верой и правдой" (1979); "Чернов/Chernov" (1990); "Мечты идиота" (1993); "Мания Жизели" (1995). Осуществил театр. постановки во МХАТе и в "Комеди Франсез".

Смирнов Ив. Ив

СМИРНО́В Ив. Ив. (1909-65) - историк. Первая монография - о восст. крестьян, казаков и холопов в период Смутного времени ("Восстание Болотникова", 1949). Иссл. по полит. истории 16 в. ("Очерки полит. истории Рус. государства 30-50-х гг. 16 в.", 1958) и соц.-экон. отношениям домонг. Руси ("Очерки социально-экономич. отношений Руси 12-13 вв.", 1963). С. - один из создателей концепции Рус. централиз. гос-ва, господствовавшей в сов. лит-ре в 30-50-х гг. 20 в.: централизов. гос-во с сильной царской властью в 16 в. борется против реакц. боярства, опираясь на прогресс. слои кл. феодалов (дворянство); в то же время ухудшается положение крестьян в силу роста крепостных отношений. Осн. содержание соц.-экон. истории России до 16 в. - развитие феод. землевладения за счет земель крест. общин (черные земли), сохраняющих остатки прежней свободы, на этом фоне развивается борьба феодалов и крестьян за землю. С. выступал против концепции "государств. феодализма", стиравшей разницу между владельческими и черносошными крестьянами ("Заметки о феодальной Руси", 1962).

Смирнова Ел. Ал-др.

СМИРНО́ВА Ел. Ал-др. (1888-1934) - балерина. Оконч. Петерб. театр. уч-ще в 1906 (кл. М. Фокина). В 1906-20 артистка Мариинского т-ра/Гос. акад. т-ра оперы и балета, с 1916 балерина. Первая исполнительница партий Мерседес ("Андалузиана"), Роза ("Роман бутона розы"), среди др. ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Армида ("Павильон Армиды"), Изора ("Синяя борода"), Наила ("Ручей"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Никия ("Баядерка"), Раймонда ("Раймонда"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон Кихот"). В 1909 участвовалав "Рус. сезоне", позже гастролировала в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, 1916 в Одессе, Киеве, Харькове и др. Снялась в к/ф "Роман балерины" (1913) вместе с К. Варламовым. В 1922-26 прима-балерина "Рус. романтич. балета", основанного в Берлине мужем С. - Б. Романовым. Среди ее ролей здесь: Жизель ("Жизель"), Коломбина ("Карнавал"). В 1928-34 преподавала в Буэнос-Айресе. С. - последняя балерина петерб. имп. балета. Ее виртуозный танец отличался темпераментом, редкой выносливостью, законченностью каждого движения и позы, однако ему порой не хватало одухотворенности и артистизма.

Смирнова Свет. Ив

СМИРНО́ВА Свет. Ив. (род. 1958) - артистка балета. Окончила Перм. хореогр. уч-ще в 1977 (кл. Л. Сахаровой). В 1977-82 солистка Перм. т-ра оперы и балета им. Чайковского. В 1983-90 ведущая балерина Моск. Муз. театра. Первая исполнительница партий: Балерина ("Девять танго и. Бах"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). Среди др. ее ролей: Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот"), Золушка ("Золушка"), Жизель ("Жизель"), Сильфида ("Сильфида"), Франческа да Римини ("Франческа да Римини"), Ассоль ("Алые паруса"), Розина ("Браво, Фигаро!"), Девица-Краса ("Конек-Горбунок"), Солистка ("Вечерние танцы"). Снималась в ТВ ф.-балетах: "Маскарад" (Нина), "Шекспириана" (Дездемона, Офелия, Джульетта). Балерина лирико-романтич. плана, наделенная выигрышными внешними данными, удлиненными пропорциями тела, сценич. обаянием. Классически четкий танец С. отличают изящество, женственность, музыкальность. Одна из ее лучших ролей - Сильфида. С 1990 работает по контракту в т-ре Сан-Карлос в Лиссабоне (Португалия).

С. И. Смирнова

С. И. Смирнова

Смирнов-Голованов Викт. Викт.

СМИРНО́В-ГОЛОВА́НОВ Викт. Викт. (род. 1934) - артист балета и балетмейстер. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1953 (кл. Н. Тарасова). В 1953-74 артист Большого т-ра. Среди его ролей: Вакх ("Вальпургиева ночь"), Актер ("Пламя Парижа"), Ведущий ("Сказка о Солдате и Черте"). Снимался в телебалете "Трапеция". В 1969-72 на Моск. ТВ поставил (совм. с Н. Рыженко) 6 ориг. телебалетов, а также спектакли в т-ре: "Анна Каренина" (совм. с М. Плисецкой, 1972, комп. Р. Щедрин, Большой т-р), "Озаренность" (1973, А. Пахмутова, там же), "Любовь и Смерть" (1974, А. Скрябин), "Шутка" (1974, В. Артемов), "Мечтатели" (1975, Д. Шостакович) - все в Моск. Муз. т-ре. В 1976-88 гл. балетмейстер Одес. т-ра оперы и балета. Совм. с Рыженко возобновил "Лебединое озеро" (1978), "Спящую красавицу" (1979), "Жизель" (1979) и поставил балеты "Симфония революции" (1977, Шостакович), "Конек-Горбунок" (1980, Щедрин), "Маскарад" (1982, А. Хачатурян). Самостоят. постановки: "Вий" (1983, В. Губаренко), "Коммунист" (1985, Губаренко), "Война и мир" (1987, В. Овчинников). С 1988 директор и худ. рук. труппы "Моск. городской балет". Возобновил фрагменты спектаклей классич. наследия, поставил одноактные балеты "Любовь и смерть Анны Карениной", "Ромео и Джульетта" на муз. П. Чайковского. Коллектив гастролирует по стране и за рубежом. Спектакли С.-Г. тяготеют к хореогр. раскрытию лит. первоосновы, отличаются дра-матич. и режиссерской выстроенностью.

Смирнов-Сокольский Ник. Пав

СМИРНО́В-СОКО́ЛЬСКИЙ Ник. Пав. (наст. фамилия Смирнов) (1898-1962) - артист эстрады, библиофил, библиограф, историк книги. Род. в Москве, в семье типографа и театр. портнихи. Окончил Александровское коммерч. уч-ще в 1913. Был газетным репортером, автором текстов для артистов эстрады. С 1915 стал исполнять собств. куплеты, а позднее фельетоны. С.-С. - создатель жанра устного сатирич., публицистич. эстрадного фельетона. Его выступления носили импровизац. форму. Сильный голос, эмоциональность, выразительность мимики и жеста были характерными чертами его творч. облика. Круг тем был достаточно широк: от вопросов морали до проблем иск-ва и лит-ры. Принимал деятельное участие в создании т-ра Эстрады в Москве, Всесоюз. студии эстрадного иск-ва. С.-С. обладал уникальной б-кой, к-рая включала многие прижизненные изд. рус. классиков 18-20 вв., лит. альманахи, книги, уничтожавшиеся дорев. цензурой. В 1974 они были приобретены Гос. б-кой СССР им. В. И. Ленина. Наиб. ранняя работа С.-С. как книговеда - ст. "Моя библиотека", в ней автор впервые высказал свой взгляд на редкие книги и их судьбу. С этого времени, приобретая все большее науч. значение, развертывается книговедческо-библиофильская деят-ность С.-С: статьи об автографах и изданиях А. Н. Радищева, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, очерки о рус. миниатюрных изд. ("Книги-малютки", 1957), о листовке периода гражд. войны со стихами Д. Бедного ("Грозное оружие", 1957) и др. С. С. принадлежат работы о книгоиздателях и книгопродавцах: А. Ф. Смирдине, И. С. Наумове, Ф. Ф. Павленкове и И. Д. Сытине. С. С. составил сохраняющий до наст. времени справочное и науч. значение библ. указатель "Рус. лит. альманахи и сборники 18-19 вв." (1965). Более 25 лет он работал над кн. "Моя библиотека" (1969).

Смоктуновский Инн. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смоленск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница