Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 9, "СМО"-"СОК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 9, "СМО"-"СОК")

Смоленский Степ. Вас.

СМОЛЕ́НСКИЙ Степ. Вас. (1848-1909) - знаток, исследователь рус. церк. пения, др.-рус. певч. иск-ва, хоровой дирижер. Окончил юрид. и филол. ф-ты Казанского ун-та. С 1889 - в Москве, проф. по истории церк. пения Моск. конс. и дирижер Синодального уч-ща. В 1901-03 - управляющий придворной певч. капеллой в Пб. В 1907 основал в Пб. регентское уч-ще. Осн. тр.: Азбука знаменитого пения старца Александра Мезенца. Казань, 1888; О рус. церковном пении. М., 1895; О собрании рус. древне-певческих рукописей в Моск. Синодальном уч-ще церк. пения. М., 1899; О др.-рус. певческих нотациях. СПб., 1901; О колокольном звоне в России. СПб., 1907.

Смольный монастырь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смольцов Викт. Вас.

СМОЛЬЦО́В Викт. Вас. (1900-76) - артист балета, педагог. Окончил Моск. театр. уч-ще (МТУ) в 1918 (кл. В. Тихомирова). В 1918-60 артист Большого т-ра. Среди его партий: Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Конрад ("Корсар"), Дезире ("Спящая красавица"), Солор ("Баядерка"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Базиль ("Дон Кихот"), Петрушка ("Петрушка"), Футболист ("Футболист"), позже Иван ("Конек-Горбунок"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Парис, Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Босс ("Красный мак"). В 1922 С. был партнером А. Павловой в Париже. Высокий, превосходно сложенный классич. танцовщик акад. направления, С. обладал соверш. техникой, легким прыжком и выразительностью движений. С 1925 преподавал в МТУ / Моск. хореогр. уч-ще, в 1931-32 также в моск. Худож. балете. В 1934-35 С. руководил балетной труппой в Баку.

Смотрины

СМОТРИ́НЫ - смотр невесты будущим женихом или его родней (сватами и т. п.). Иногда это же слово, во всяком случае глагол смотреть, применяют и к встречному обряду: смотр дома жениха родней невесты.

Смыслов Вас. Вас.

СМЫСЛО́В Вас. Вас. (род. 1921) - шахматист, 7-й в истории шахмат чемпион мира (1957-58), междунар. гроссмейстер (1950), з. м. с. СССР (1948), шахм. теоретик. Участник 18 чемпионатов СССР (с 1940). Чемпион СССР 1949 (1-2 место с Д. Бронштейном). Победитель турнира претендентов (1953, 1956). В 1954 сыграл матч на первенство мира с М. Ботвинником (ничья). В 1957 выиграл матч у Ботвинника и завоевал звание чемпиона мира. В 1958 проиграл матч-реванш Ботвиннику. В составе сборной команды СССР победитель 10 Всемирных шахмат. олимпиад (1952-64, 1968-72), 5 командных чемпионатов Европы (1957-73), командного чемпионата мира (1985). Участник свыше 70 междунар. соревнований, победитель многих междунар. турниров. Автор книг и статей по разл. вопросам шахм. иск-ва. Шахматист гармоничного стиля, мастер позиционного маневрирования, особенное мастерство проявлял в защите сложных позиций и в эндшпиле.

Смычок

СМЫЧО́К - приспособление для извлечения звука на струнных смычковых инструментах (скрипке, альте, виолончели, контрабасе), состоящее из деревянной эластичной трости и натянутых на нее конских волос, которые перед игрой натирают канифолью. Применяется также при игре на фиделе, лире, кеманче и др.

Снегирёв Ив. Мих.

СНЕГИШВ Ив. Мих. (1793-1868) - исследователь рус. фольклора, этнограф и археолог. В 1826-36 - проф. романской каф. Моск. ун-та. После написания неск. трудов по рим. словесности занялся изучением рус. древностей, особо уделяя внимание нар. словесности и церк. культуре. Стоял на позициях "офиц. народности". Первым поставил на науч. основу изучение рус. пословиц, впервые исследовал лубочные картинки. Опубликовал описание почти всех церквей и мон. Москвы и Подмосковья.

Соч.: Рус. простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837-1839. Вып. 1-4.

Лит.: Пыпин А. Н. История рус. этнографии. СПб., 1890. Т. 1. С. 314-329.

Снеткова Фанни Ал-др.

СНЕТКО́ВА Фанни (Феодосья) Ал-др. (1838-1929) - драм. актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1858, на сцене Александринского т-ра начала выступать, еще будучи воспитанницей уч-ща, с 1856. Обладала качествами для исполнения ролей лирич. героинь в мелодраме и комедии: грациозностью, естественностью и эмоциональностью. В первой постановке "Грозы" А. Н. Островского на Александрин. сцене (1859) сыграла женств. и поэтичную Катерину. Оставила т-р в 1863. Роли: Ольга ("Владимир Заревский" К. Д. Ефимовича), Машенька ("Машенька, или Еще отец и дочь" А. Н. Толченкова), Курчаева ("Испорченная жизнь" И. Е. Чернышева), Софья ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Ольга ("Нахлебник"), Маша ("Холостяк" И. С. Тургенева), Корделия ("Король Лир"), Дездемона ("Отелло" У. Шекспира), Серафина ("Серафина Лафайль" А. Ониса-Буржуа и Г. Лемуана).

Снование

СНОВА́НИЕ - процесс создания основы ткани для навивки на ткацкий стан. У русских чаще всего сновали на стене, втыкая в нее колышки. Использовалась и переносная рамочная сновалка, (реже) вертящаяся сновалка. В традиц. вост.-слав. мировоззрении процесс С. считался связанным с глубинными свойствами мировоззрения ("свет сновался", "паук свет сновал") и с потусторонним миром, обставлен многочисл. запретами и магическими действиями. Так, в Полесье нельзя сновать на Благовещение, Рождество и Новый год, на мужские праздники и др.; неблагоприятна для С. суббота, благоприятны пятница и вторник; благоприятно полнолуние и неблагоприятно новолуние. Нельзя сновать ночью, нельзя оставлять навитую основу на стене на ночь. При С. в чужом доме готовую основу полагается уносить только на следующий день, благодаря хозяйку "за стену". Процессу С. может легко навредить дурной глаз, поэтому при С. нежелательно, чтобы кто-то входил в дом. В предохранит. целях используют обереги - хлеб, соль, уголек, произносят охранит. формулы, а после окончания работы основу снимают с колышков и садятся на нее, "чтобы гладкая была". С. в определенной мере обладает функциями, противоположными завязыванию узлов (при С. переплетения нитей быть не должно): через готовую основу не должны переступать женщина детородного возраста, скот, т. к. это может вызвать бесплодие; по тем же соображениям существуют определ. запреты на занятие С. для молодых женщин.

Лит.: Владимирская Н. Г. Мат-лы к описанию полесских нар. представлений, связанных с ткачеством. Снование // Полесский этнолингвистич. сборник. М., 1983; Павлова М. Р. Полесские обряды и поверья, связанные с ткачеством // Полесье и этногенез славян: Предвар. мат-лы и тез. конф. М., 1983.

Сноп

СНОП - охапки сжатых колосьев, связанные жгутом и поставл. вверх колосьями на обрез. концы. "Зажинок" - первый сжатый С. Нажавши первый С., зажинщики садятся на него и поют песню, затем отдыхают, закусывают, после чего продолжают работу. В нек-рых местах России первый С. уносили в дом хозяина и ставили в красный угол, а зерна использовали при первом севе. "Обжинок", "Дожинок" - последний сжатый С., его украшают полевыми цветами и последним уносят с поля. "Дожинок" ставят в передний угол избы хозяина. В нек-рых районах России последний С. оставляли в поле и называли его "именинником", в др. - "обжинок" приносили домой, чтобы на Покров накормить им скотину, заколдовать от болезней на всю зиму. Зерном из дожиночного С. начинали сев. Иногда последний С. одевали "бабой" - в поневу, кичку и платок. Хозяин, разводя огонь в овине, бросал С. ржи в печку, как жертву огню.

Сноска

СНО́СКА - дополнит. текст, помещенный в самом низу страницы под основным текстом и обычно отделенный от него прямой горизонт. чертой.

Собакевич

СОБАКЕ́ВИЧ - персонаж поэмы Н. Гоголя "Мертвые души", невежеств. и грубый помещик, упрямый ретроград и стяжатель, недоброжелательно относящийся ко всему; перен. о косном скряге, грубом и озлобл. человеке.

Собещанская Анна Иос.

СОБЕЩА́НСКАЯ Анна Иос. (1842-1917) - артистка балета и педагог. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1862 (кл. К. Блазиса). В 1859-79 артистка Большого т-ра. Среди ее партий: Маргарита ("Фауст"), Галатея ("Пигмалион"), Гений папоротника ("Папоротник"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Низия ("Царь Кандавал"), Сандрильона ("Волшебный башмачок"), Пери ("Пери"), Гитана ("Гитана"), Жизель ("Жизель"), Сатанилла ("Сатанилла"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот"). Выдвинувшись в первые танцовщицы еще в школьные годы в романтич. репертуаре, С. в дальнейшем успешно танцевала в балетах А. Сен-Леона и в ранних спектаклях М. Петипа. До глубокой старости преподавала, в т. ч. в частной школе Л. Нелидовой.

Собинов Леон. Вит.

СО́БИНОВ Леон. Вит. (1872-1934) - певец (лирич. тенор). Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1894). В 1892-97 занимался в Моск. филармонич. уч-ще (кл. А. М. Додонова, А. А. Сантагано-Горчаковой). Дебютировал в Большом т-ре в партии Синодала (1897). Гастролировал во многих т-рах, в том числе регулярно в Петербурге (гл. обр. в Мариинском т-ре), в 1904-10 - в Милане (Ла Скала), Мадриде, Монте-Карло и др. В 1909-10 С. выступал с концертами в Лондоне, Берлине, Париже, завоевав мировую известность. Первый выборный директор Большого т-ра (1917-18 и 1921). Зам. рук. худож. частью Оперной студии К. С. Станиславского (1934). Спел свыше 40 партий тенорового репертуара в операх рус. и заруб. композиторов. С. - один из ярких представителей рус. классич. вокальной школы. Его отличали артистизм, драматический талант, высокая культура и неповторимо пленительный голос. Он по-новому интерпретировал многие оперные партии, глубоко проникая в духовный мир героев, поэтизируя муз. образ. Одно из лучших творений С. - образ Ленского, считающийся непревзойденным образцом данной партии. С. существенно изменил и сценическую трактовку Лоэнгрина, отказавшись от традиционного для немецких певцов акцентирования мужественности и выдвинув на первый план гуманистическое начало. Мастер камерно-вокального жанра, тонкий интерпретатор романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Нар. артист Респ. (1923). Имя С. присвоено Саратовской конс. и Ярославскому муз. уч-щу.

Лит.: Л. В. Собинов. В 2-х тт. М., 1976. Владыкина-Бачинская Н. М. Л. В. Собинов. М., 1972.

Л. В. Собинов

Л. В. Собинов

Собко Ник. Петр.

СОБКО́ Ник. Петр. (1851-1906) - искусствовед, библиограф. Окончил Ин-т гражд. инж. Ред. ж. "Иск-во и худож. промышленность" (1898-1902). Один из первых в России составителей и изд. иллюстр. каталогов худож. выставок. Каталоги С. имели прочную док. базу, содержали сведения, провер. по мн. источникам. Сохранился богатый рукописный архив С. в ГПБ. Гл. труд жизни С. - "Словарь рус. художников" (изд. т. 1-3, буквы "А", "И", "П", 1893-99), он участвовал в создании библ. справочников Г. Н. Геннади и В. И. Межова, издал 8 каталогов Т-ва передвижных худож. выставок, каталоги персон. выставок В. Г. Перова (1892), И. Н. Крамского (1887), В. Г. Шварца (1888) и др.

Соболевский Сер. Ал-др.

СОБОЛЕ́ВСКИЙ Сер. Ал-др. (1803-70) - библиограф, библиофил, поэт. Воспитанник петерб. Благородного пансиона при Гл. пед. ин-те (1818-21), чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел (1822-28). Широко известный эпиграмматист и острослов. Близкий друг А. С. Пушкина; в разные годы был также тесно связан с "любомудрами", кругом "Моск. телеграфа", П. Мериме, М. Ю. Лермонтовым и др. деятелями лит-ры. С. собрал большую б-ку, составлявшую к кон. 1860-х гг. ок. 25 тыс. тт. (гл. обр. описания путешествий и тр. по библиографии и книговедению). Большая ее часть хранится в б-ках Британского музея и Лейпциг. ун-та. С. принадлежит ряд ценных публ. по проблемам библиографии в ж. "Рус. архив".

Собольщиков-Самарин Ник. Ив

СОБОЛЬЩИКО́В-САМА́РИН (наст. фам. Собольщиков) Ник. Ив. (1868-1945) - актер, режиссер, педагог, театр. деятель. Родился в крестьянской семье. Выступал в любит. спектаклях. С 1883 реж. и актер на клубных сценах Пб. и его пригородов. Работал в провинции. В 1892 был актером и режиссером петерб. Василеостровского т-ра для рабочих, где поставил "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Женитьбу Белугина" А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева, сыграл Андрея Белугина, Несчастливцева ("Лес" Островского) и др. В 1892 уехал в Ниж. Новгород, где спустя год организовал "т-во на паях". В 1897 арендовал новое театр. здание и стал антрепренером. С.-С. стремился поднять уровень театр. культуры провинции. Обращался преимущественно к классич. произв. и лучшим пьесам совр. репертуара. Много занимался просветительской деят-ностью, пытаясь привлечь к театру самые широкие круги публики. С этой целью устраивал спектакли по сниженным ценам или бесплатно. Держал антрепризу в Астрахани, потом в Казани и Саратове, Ростове. Как реж. поставил почти все пьесы А. П. Чехова, 15 пьес Островского, "Отелло" У. Шекспира, "Живой труп" Л. Н. Толстого, "Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому. Много работал как актер. В 1917-24 работал в театрах Одессы, в 1924 вернулся в Ниж. Новгород, где до конца жизни работал как актер, реж., худож. рук. и консультант. Продолжал ставить классику ("Горе от ума"; "Гамлет" и "Зимняя сказка" Шекспира) и совр. пьесы ("Таня" А. Н. Арбузова, "Страх" А. Н. Афиногенова и др.). Его постановки отличала яркость театр. языка, романтическая приподнятость, тщательность разработки характеров, психологич. достоверность образов, ансамблевость исполнения. С.-С. - автор многочисленных сказочных феерий и пьес для детей.

Собор

СОБО́Р - гл. храм города или мон., а также гл. храм ведомства, где может совершать богослужение высокое дух. лицо - патриарх, митр., архиеп., епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства. Примеры гл. храмов: Софийский С. в Киеве, Исаакиевский С. в СПб.; Спасо-Преображенский С. Мирожского мон. в Пскове, Георгиевский С. Юрьева мон., Благовещенский С. Антониева мон. в Новгороде; Спасо-Преображенский всей гвардии С. в СПб. С. ставились для хранения гл. гор. святынь: Успенский С. Моск. Кремля, Казанский С. в СПб. Небольшие мон. могли не иметь С. (напр., нек-рые мон. в Новгороде). В больших городах С. строились в каждой из адм. частей города: в Новгороде - Софийский С. в Детинце и Никольский С. на Торгу (первонач. "Княжий"); в СПб. - Андреевский С. на Васильевском о-ве, Князь-Владимир. С. на Петроград. стороне и др. Особое положение занимали придворные С: древнейший из С. Моск. Кремля Спасо-Преображенский ("Спас на Бору"), Кремлевские Архангельский и Благовещенский "Е. И. В. на сенях", Петропавловский в СПб. С 18 в. в столице появляются разл. ведомств. С. Кроме того, в полках, имеющих долгую историю в России, появляются полковые С. Характернейшим в этом отношении городом является СПб.: в нем кроме гл. кафедрального С. и С. гл. город. частей было 2 придворных С., 2 морских, 4 военных, Собор всех уч. заведений, а также 2 мемориальных: Сампсониевский и "Спас на крови". Традиция мемор. С. восходит к Др. Руси: мемориальным являлся С. Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) в Москве.

Для положения С. в городе характерно наличие соборной площади для общих собраний паствы. Кроме того, во всех С. были кафедры. Исключение составляли мемориальные С., когда к памятным датам церкви объявлялись С.: С. Введения во храм при Семеновском полку в честь петровских войн и С. св. Сампсония в память Полтавской победы; а также нек-рые полковые храмы, получившие звание С. чисто исторически: Измайловский полк получил С., потому что его начальником был имп. Николай I; Гусарскому полку был приписан Софийский С. упраздненного города Софии. По С. назывались части города, посвящение монастырей; посвящение полк. С. связано с памятными датами их истории.

Нек-рые город. церкви исторически назывались в народе С., не будучи таковыми; обычно это были старые величественные церкви, центральные в своих районах. Количество престолов не влияет на отнесение храма к С. Особое место занимают домовые С, как то: придворный С. Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце и С. св. Спиридония Тримифунтского в Гл. Адмиралтействе (видимо, имевший этот статус в связи с пребыванием в нем с 1818 по 1858 кафедрального престола св. Исаакия Далматского). Положение домовых С. - уникально.

Лит.: Большой Кремлевский дворец, Дворцовые церкви и Придворные соборы. М., Синодальная тип., 1916; Берташ А. В., Жерихина Е. И., Талалай М. Г. Храмы Петербурга. СПб., 1992.

Исаакиевский собор. Худ. Р. де Монферран

Исаакиевский собор. Худ. Р. де Монферран

Соборы церковные

СОБО́РЫ ЦЕРКО́ВНЫЕ - собрания епископов, клириков и иногда мирян (состав определяется церк. правом, соотв. конкретной конфессиональной традиции) для решения насущных церк. вопросов. Первый в истории - Апостольский С. (Иерусалим, 48/49; Деян 15), последующие - поместные С. (как правило, С. иерархов соседних епархий); нек-рые из последних приобрели всецерк. авторитет. С прекращением гонений появилась возможность собрать всецерк. С. (Вселенские С). В рус. церк. истории примечателен С. 1551 (Стоглав). Значимость С. определяется их церк. рецепцией. Имели место и разрушительные для Ц. соборы - напр., Брестский С. (1596), утвердивший унию, но не признанный Рус. Церковью. При Петре I вместо временных поместных С. учрежден постоянный "освященный" О, а в 1721 - Святейший Правительствующий Синод. Принципиально важен С. 1917/18, восстановивший патриаршество. Менее представительные, чем поместные С., - архиерейские, к-рые могут играть также принципиальную роль, напр. С. 1943, избравший Патриархом митр. Сергия и положивший начало возрождению РПЦ. Последний архиерейский С. РПЦ - 1997 (Москва).

Собрание сочинений

СОБРА́НИЕ СОЧИНЕНИЙ - вид изда-ния, включающий все или осн. часть произв. автора. Как правило, это многотомное изд., в к-ром произв. располагаются в хронологич. порядке или систематизируются. Обязат. условие изд. С. С. - науч. подготовка текста и обширный справочный аппарат, особенно в случае академич. изд. С. С. Первыми С. С. совр. вида были изд. античных авторов (15 в.). В России С. С. издавались с сер. 18 в., широко - с сер. 19 в.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

СО́БСТВЕННАЯ ЕГО́ ИМПЕРА́ТОРСКОГО ВЕЛИ́ЧЕСТВА КАНЦЕЛЯ́РИЯ - гос. учреждение Рос. империи 19 - нач. 20 в. Оформилось в 1812 в связи с Отеч. войной как личная канцелярия императора. Во 2-й четв. 19 в. распалась на ряд отделений, каждое из к-рых являлось по существу самостоят. учреждением. 1-е отд., осн. в 1826, выполняло функции секретариата монарха, осуществляло проверку исполнения царских распоряжений должностными лицами и учреждениями. В 1846-58 при 1-м отд. состоял Инспекторский деп., заведовавший кадрами гражд. бюрократии. В 1882 - 1-е отд. было преобразовано в С. Е. И. В. К., к-рая прекратила свое существование после Февр. рев-ции. 2-е отд. возникло в 1826. В задачи 2-го отд. входила работа по кодификации действовавшего законодательства. Упразднено в 1882. 3-е отд. было образовано в 1826 в качестве высш. органа полит. полиции. На протяжении всего своего функционирования руководило работой репрессивного аппарата самодержавия, вело работу с оппозиционным и рев. движением. Исполнит. органом 3-го отд. являлся с 1827 Корпус жандармов. Ликвидировано в 1880. 4-е отд. было образовано в 1828 для заведования уч. и благотворит. заведениями. В 1880 преобразовано в Канцелярию по учреждениям имп. Марии. Ликвидировано после Февр. рев-ции. 5-е отд. возникло в 1836 в связи с составлением Положения о новом управлении гос. крестьянами и имуществом. Ликвидировано в 1856. 6-е отд. было образовано в 1842 для разработки проекта реорганизации управления Кавказом. Ликвидировано в 1845.

Собственные существительные

СО́БСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ (имена собственные) - лексико-грамматич. разряд слов (иногда словосочетаний), включающий в себя индивидуальные обозначения лиц, животных, геогр. объектов, учреждений, печатных органов и др. предметов: Иван, Тургенев, Тамбов, Великие Луки, Буцефал (конь Александра Македонского), завод "Позитрон", об-во "Мемориал", планета Меркурий, ледокол "Ермак" автомобиль "Антилопа-Гну" (в ром. И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок"), Дюрандаль (меч Роланда). С. С. обозначают непосредственно предмет, а не понятие, служат для выделения обозначаемого объекта среди других. Семантика С. С. делает почти невозможным их изменение по числам, препятствует сочетанию с количественными словами (множество Сергеев объединяется только именем, а не какими-то общими чертами). Изучением С. С. занимается спец. раздел яз.-знания - ономастика. В качестве синонима термина С. С. в ономастике используется также термин "оним", объединяющий отдельные разряды С. С: антропонимы (имена людей), топонимы (геогр. названия), зоонимы (клички животных), астронимы (названия небесных тел) и т. п. Для обозначения нек-рых разрядов С. С. общеупотребительные термины еще не выработаны. Так, по-разному называют в лит-ре С. С., обозначающие товарные знаки (телевизор "Рубин", вино "Алиготе", автомобиль "Нива" и т. п.), отдельные предметы (алмаз "Шах", "Царь-колокол", Шапка Мономаха), корабли ("Теодор Нетте", космический корабль "Восток-2" и пр.). Для этих и др. случаев спорадически используются термины, образованные от греческого обозначения класса с добавлением элемента "оним": прагмоним (pragma - дело, изделие), порейоним (poreion - средство передвижения, машина, повозка), хрематоним (chre-ma - вещь, предмет, дело), потамоним (potamos - река) и т. п.

Совет Министров

СОВЕ́Т МИНИ́СТРОВ - высш. гос. учреждение Рос. империи 2-й пол. 19 - нач. 20 в. Создан в 1857 для обеспечения согласованности действий руководителей отд. ведомств. Офиц. конституирован в 1861. Членами С. М. являлись министры, равные им по статусу высш. должностные лица и лица, спец. назначаемые императором. В С. М. обсуждались важнейшие мероприятия общегос. характера. Председательствовал на заседаниях С. М. лично император. Расцвет деят-ности С. М. приходился на 1857-62. Впоследствии заседания С. М. собирались все реже, а с 1882 по 1905 С. М. вообще не функционировал. В 1905 в обстановке остро обозначающейся в условиях 1-й рус. рев-ции потребности объединить деят-ность центр. звеньев аппарата власти С. М. был реформирован и превратился в постоянно действующий высш. Правительств. орган, напоминавший по своим функциям кабинеты министров в странах с парламентским режимом. Непосредственное рук-во работой С. М. стало осуществлять особое должностное лицо - пред. С. М. Членами реформированного С. М. являлись министры, главноуправляющий землеустройством и земледелием, гос. контролер и обер-прокурор Синода. Осн. законы 1906 предоставили С. М. право в перерывах между сессиями Гос. думы принимать в чрезвыч. ситуациях с санкции царя меры законодат. характера с последующим внесением их на обсуждение Думы и Гос. совета. С 1905 вплоть до Февр. рев-ции С. М. выступал в роли офиц. пр-ва Рос. империи, рассматривал наиб. существенные вопросы гос. жизни и координировал деят-ность центр. администрации.

Совет старейшин

СОВЕ́Т СТАРЕ́ЙШИН (совет старейших, совет стариков, совет старцев, совет старшин и т. п.) - 1) Первобытный орган власти, коллегиальный орган управления и социального контроля в племени, общине, родов. орг-ции. Состоял из старейшин, возглавлявших основные подразделения социально-потестарного организма (напр., в состав С. С. племени входили старейшины родов). Институирование С. С. обычно связывают с появлением ин-та вождя.

2) Орган, к-рый создавался в каждой из палат Верх. Совета СССР, а также в Верх. советах союзных и автономных республик для предварит. обсуждения повестки дня сессии, порядка работы и др. вопросов, связанных с орг-цией проведения сессии. Такие С. С. состояли из представителей разл. групп депутатов, делегирование к-рых и выполняемые ими функции определялись соответствующими регламентами Верх, советов.

Лит.: История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986; Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.

Совнархоз

СОВНАРХО́З (Совет народного хозяйства) - гос. орган терр. управления пром-стью и стр-вом в СССР. С. стали создаваться на местах после орг-ции Высшего Совета народного х-ва (ВСНХ) в дек. 1917 и нач. 1918. С. подразделялись на районные (областные), губернские и уездные. Они создавались гл. обр. в пром. регионах для налаживания работы фабрик, заводов, обеспечения их сырьем, рабочей силой, осуществления учета и контроля, распределения продукции и т. д. В связи с форсированной индустриализацией и созданием новых отраслей пром-сти в 1932 ВСНХ был преобразован в общесоюзный нар. комиссариат тяж. машиностроения, С. упразднялись и управление стало осуществляться при помощи отраслевых мин-в. Однако в 1957 парт. и гос. рук-во страны приняло решение вновь вернуться к управлению пром-стью, стр-вом по терр.-производственному принципу, признав, что рук-во через отраслевые мин-ва тормозит развитие нар. х-ва. На основе решений февр. (1957) Пленума ЦК КПСС в СССР создавались С., ликвидировались мин-ва. Рук. страны рассчитывали при помощи такой реорг-ции существенно увеличить рост пром. произ-ва, повысить качество выпускаемой продукции. Но этого не случилось, радикального улучшения в пром-сти и стр-ве не произошло. Поэтому в 1965 сент. Пленум ЦК КПСС признал ошибочным ранее принятое решение. Были упразднены С. и восстановлены отраслевые мин-ва "в целях повышения эффективности обществ. производства, ускорения прогресса в пром-сти". Однако и эта реорганизация не принесла желаемых результатов, поскольку она не затрагивала самой командно-административной системы - главного тормоза роста производительности труда в нар. хозяйстве.

"Современник"

"СОВРЕМЕ́ННИК" - ж., осн. А. С. Пушкиным (СПб., 1836-66). После смерти Пушкина издавался (в 1837) В. А. Жуковским в пользу семьи поэта (ред. были П. А. Плетнев, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский). В 1838 изд. перешло к П. А. Плетневу, при к-ром потеряло и авторов, и подписчиков, и в 1846 право на изд. "С." было продано Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву (офиц. ред. А. В. Никитенко). С № 1 за 1847 направление "С." определялось деят-ностью писателей "натуральной школы" (И. С. Тургенев, Н. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Некрасов и др.); в 1847-48 вед. роль в "С." играл В. Г. Белинский, к нач. 1850-х гг. - А. В. Дружинин. В сер. 1850-х гг. в ж. приходят Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, к-рые с 1858 становятся соредакторами "С.". С этого времени "С." становится органом рев. демократии. Из ж. уходят мн. его сотрудники (Дружинин, Л. Н. Толстой, Тургенев, Григорович, А. Н. Островский), их место заняли писатели-шестидесятники Н. Г. Помяловский, В. А. Слепцов и др. В 1862 ж. был приостановлен на 8 мес., арестован Чернышевский. После возобновления изд. в его ред. вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (с 1864 его заменил Ю. Г. Жуковский), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев и А. Н. Пыпин. После покушения Каракозова на Ал-дра II "С." был закрыт.

Обложка журнала «Современник». 1836

Обложка журнала «Современник». 1836

"Современный мир"

"СОВРЕ́МЕННЫЙ МИР" - ежемес. лит., науч. и полит. ж. демократич. направления. Издавался в Пб. (1906-18). Явился продолжением запрещ. ж. "Мир Божий". С 1906 по 1907 ред. - А. Богданович, после его смерти - В. Кранихфельд, с 1909 - Н. Иорданский, видный деятель меньшевистской фракции РСДРП. Задачей "С. М." стало распространение идей демократизма и освобождения личности, борьба за республику и переход власти в руки народа. В 1900-е гг. "С. М." - один из популярных рус. ж. В соответствии с установкой на "внефракционность" в "С. М." печатались публицисты разных течений рус. социал-демократии. Активный и постоянный сотрудник "С. М." - Г. Плеханов. "С. М." принял участие в соц.-дем. филос. дискуссии 1908-11. После сближения в 1908 плехановской группы с большевистским крылом РСДРП в "С. М." появились публикации В. Ленина, В. Воровского, М. Ольминского. Между 1906 и 1914 одну из осн. обществ.-идеологич. позиций "С. М." определяет полемика с идеологией "веховства". Ведущие лит. критики - Богданович, затем Кранихфельд, М. Неведомский, В. Львов-Рогачевский. Эстетич. принципы критики "С. М." основаны на признании обществ. роли иск-ва и определяющем значении реализма как худож. метода. В критич. отделе выступали лит-веды "социологич." школы (В. Фриче, В. Переверзев). "С. М." имел устойчивый круг своих авторов: Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, С. Юшкевич, Е. Чириков, С. Сергеев-Ценский, В. Муйжель, И. Шмелев, И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький. В 1907 в "С. М." напечатан роман М. Арцыбашева "Санин", что было расценено как отступление "С. М." от своей платформы. В 1914 ж. занял "оборонческую" позицию. После Февр. рев-ции 1917 - орган возглавляемой Плехановым соц.-дем. группы "Единство". Закрыт в янв. 1918.

Совхоз

СОВХО́З (советское хозяйство) - гос. с.-х. предприятие, одна из гл. форм социалистич. земледелия в СССР наряду с колхозом. Первые С. появились в Сов. России в 1917-18 на базе помещичьих имений, их организаторами выступали местные советы. Рабочими С. были вчерашние батраки и деревенская беднота. В нач. 20-х гг. с переходом к нэпу С. переживали кризис, мн. из них не сумели приспособиться к рыночным отношениям, наладить произ-во и распадались. Во 2-й пол. 20-х гг. С. давали ок. 1,5% всей с.-х. продукции. На протяжении 50-70-х гг. шел процесс активного преобразования многих экон. слабых колхозов в С., число к-рых возрастало. В кон. 70-х гг. насчитывалось 23-303 С., в них работало 11,2 млн чел. Они производили примерно такое же кол-во с.-х. продукции, как колхозы.

Жатва в совхозе «Мичуринский» Ростовской обл. 1972

Жатва в совхозе «Мичуринский» Ростовской обл. 1972

Согласие

СОГЛА́СИЕ (соглас) - ветвь старообрядчества. Обычно под С. понимают крупное течение в старообрядчестве, в отличие от более мелких подразделений (толков), хотя практика речевого употребления этих слов как в старообрядческой среде, так и за ее пределами крайне противоречива. Согласиями принято считать беглопоповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, но применительно к беспоповцам говорят об отдельных согласиях: поморском, федосеевском, филипповском и др. Последние, в свою очередь, могут делиться на толки. Так, в рамках филипповского согласия выделяются толки филипповцев чадородных и нечадородных и т. п. С другой стороны, применительно к наиб. крупному разделению старообрядцев часто говорят о толках поповцев и беспоповцев. Отдельные толки и согласия различаются как по вероучительным признакам, так и по различиям в практике богослужения, порой незначительным. Терминология, связанная с понятиями толка и согласия, носит по преимуществу бытовой (и отчасти внешний) характер, поскольку каждое течение считает именно своих сторонников членами истинной Церкви Христовой. В связи с этим каждое согласие имеет еще официальное торжеств. название. Так, поповцы, приемлющие Белокриницкую иерархию, объединяются в Рус. Православной Старообрядческой Церкви (под этим назв. с 1988), а официальное название брачного поморского согласия беспоповцев - Древлеправославная поморская церковь.

Согласные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Согласование

СОГЛАСОВА́НИЕ - одна из трех основных разновидностей синтаксической связи, наряду с управлением и примыканием, заключающаяся в уподоблении зависимого компонента господствующему в одноименных (сопряженных) категориях рода, числа, падежа. Т. о., при изменении господствующего слова соответств. изменяется и зависимое слово; ср.: зеленое дерево, зеленому дереву, зеленые деревья, зеленым деревьям и т. д. В словосочетании в качестве гл. чл. при С. выступают существит. или его функциональные аналоги: местоименные существит., субстантивированные прилагательные и др., а зависимыми компонентами служат прилагательные в шир. смысле слова: собственно прилагательные, местоименные прилагательные, причастия, порядковые числительные; ср.: морозные дни, что-то необычное, эта ночь, третий этаж, поющий человек. С. м. б. полным и неполным. При неполном С. зависимое слово уподобляется гл. не во всех имеющихся у них одноименных категориях. Так, в сочетаниях с количественными числительными типа Два больших стола или Две больших книги прилагательное больших согласуется с существительными стол и книга только в падеже, но не в числе, а числительное два согласуется с существительными в роде, но не в падеже. В выделительных оборотах типа старший из мальчиков, старшая из девочек имеет место С. только в роде, но не в падеже или числе.

В б. широком смысле можно говорить о С. (как полном, так и - чаще - неполном) и за пределами словосочетаний. Так, союзное слово который согласуется в роде и числе (но не в падеже) с определяемым словом гл. предложения; ср.: Дом, в котором я живу - Деревня, в которой я живу. С. в роде и числе, но не обязательно в падеже свойственно предикативному определению; ср.: Я нахожу это решение справедливым - Я нахожу эту просьбу справедливой; Он спал одетый - Он спал одетым. Особая проблема - С. сказуемого с подлежащим в числе (или числе и роде). По общему правилу сказуемое уподобляется в числе и роде подлежащему; ср.: Мальчик гуляет - Мальчики гуляют; Мальчик гулял - Девочка гуляла. Вместе с тем форма рода в сказуемом в нек-рых случаях выбирается по смыслу (семантическое С.) - в соответствии с полом лица, обозначаемого подлежащим; ср.: Ты сказал - Ты сказала; Врач ушел - Врач ушла. При подлежащем, выраженном количественным сочетанием, возможно и семантическое С. - выбор формы множеств. числа, и условный выбор формы среднего рода единств. числа; ср.: Пришли два мальчика - Пришло два мальчика. В конечном счете, выбор формы сказуемого (и предикативного определения) зависит от целого ряда многообразных факторов.

Лит.: Скобликова Е. С. Согласование и управление в рус. языке. М., 1971; Иомдин Л. Л. Еще раз о синтаксическом согласовании в рус. языке // Предварительные публикации Ин-та рус. языка АН СССР. М., 1979. Вып. 122; Никольс Дж. Падежные варианты предикативных имен и их отражение в рус. грамматике // Новое в заруб. лингвистике. М., 1985. Вып. 15.

Соглашатель

СОГЛАША́ТЕЛЬ - язык. клише социолекта революционности, выражающее экспрессивную оценку стиля политич. поведения лица или какой-либо партии, проводящей политику "соглашательства". Клише С. получило наибольшее распространение в политич. психологии леворадикальных политич. течений - большевиков, меньшевиков-интернационалистов, левых эсеров в 1917. В межпартийном взаимодействии "соглашательством" называлась политика, направленная на достижение союза в рамках коалиционного Врем. пр-ва с представителями буржуазных либеральных партий и, как считалось, стоящими за ними "цензовыми" слоями об-ва. В "соглашательстве" обвинялись лидеры Петроград. совета, выражавшие позицию руководящего большинства партий меньшевиков и эсеров. В большевистской партии во внутрипартийных отношениях также использовалось в качестве политич. ярлыка клише С. В качестве С. или "капитулянта" рассматривались, например, накануне Окт. рев-ции несогласные с политикой ЦК Г. Зиновьев и Л. Каменев, а после захвата власти - выступавшие за создание "однородного социалистич. правительства" ряд членов ЦК, народных комиссаров (А. Рыков, В. Ногин, А. Луначарский, В. Милютин, А. Шляпников, Д. Рязанов и др.). В последующие годы, особенно в период наиб. активной внутрипартийной борьбы во 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг., клише С. употреблялось для обозначения прежней "ошибочной" позиции участников "оппозиции". Во 2-й пол. 30-х гг. в официальной пропаганде "соглашательской" называлась политика т. н. "умиротворения" фашистской Германии, проводившаяся лидерами "зап. демократий".

Сойкин Петр. Петр.

СО́ЙКИН Петр. Петр. (1862-1938) - издатель, типограф, книгопродавец. В 1889 основал в Пб. изд-во и выпускал популярный естеств.-науч. еженедельник "Природа и люди" (1889-1918), ж. "Научное обозрение" (1898-1902), "Сельский хозяин" (1899-1918), "Книжный мир" (1902-11), "Мир приключений" (1910-18), "Знание для всех" (1913-17; каждый номер представляет собой ежемес. монографию по разл. отраслям знаний) и др. В 1905-07 С. выпускал газ. "Обновленная Россия" и "Современная жизнь", запрещенные цензурой. В приложении к ж. "Природа и люди" и "Мир приключений" С. выпустил собр. соч. Н. А. Добролюбова, Ж. Верна, Ф. Мариетта, Ч. Диккенса, А. Дюма, Ф. Купера, Г. Р. Хаггарда, М. Твена, Э. Золя, Г. Уэллса и др. С маркой изд-ва С. вышли также тр. Ч. Дарвина, К. Э. Циолковского, К. Фламмариона, А. Э. Брема, большое кол-во с.-х. лит-ры, книги по иск-ву, "Запрещенные произв. рус. писателей" в 4-х выпусках (1918) и др. После Окт. 1917 изд-во С. было национализировано, а С. работал в различных сов. учреждениях. В 1922 С. возобновил издат. деят-ность. Выпустил св. 100 кн. в сер. "Классика мировой науки", "Итоги науки", "Вселенная и человечество", "Б-ка знания", "История иск-в всех времен и народов", в т. ч. тр. В. М. Бехтерева, Н. А. Морозова, Ф. Ламарка, И. Ньютона и др. В 1920-е гг. изд-во С. выпускает ж.: "Мир приключений" (1922-30), "Журнал для усовершенствования врачей" (1922-29), "Вестник знания" (1925-30), "Природа и люди" (1927-29); в 1926-27 издал 12 вып. "Новейшего энциклопедич. словаря". В 1930 изд-во С. влилось в Леноблиздат. Последние годы жизни С. работал корректором в типографии г. Детское Село (Царское Село). В 1937 был дважды арестован.

Лит.: Адмиральский А. М., Белов С. В. Рыцарь книги. Л., 1970.

Соймонов Фед

СО́ЙМОНОВ Фед. Ив. (1692-1780) - гос. деятель, гидрограф и картограф, вице-адмирал (1766), сенатор (1763), действ. тайный советник (1766). Окончил Навигацкую школу в Москве (1715) и практиковался в мор. деле в Голландии. В 1719-20 участвовал в эксп., описавшей юж. и зап. берега Каспийского м. для составления карты Каспийского м., на к-рой впервые даны относительно правильные очертания береговой линии. В 1722-23 участвовал в Персидском походе. В 1727 переведен на Балтийский флот. В 1731 издал атлас Каспийского м. с текстом, в 1734 - атлас Балтийского м. В 1737 был с дипл. миссией у хана Калмыцкой орды, с 1738 - обер-прокурор Сената, ген.-кригс-комиссар и вице-през. Адмиралтейств-коллегии. В 1740 по делу А. П. Волынского обвинен в заговоре против Э. Бирона и сослан на каторгу в Сибирь, освобожден в 1742. С 1753 - рук. Нерчинский эксп., в 1757 назначен ген.-губернатором Сибири. Инициатор ряда эксп. поиссл. Сев. Ледовитого и Тихого ок. Автор тр. по экономике, географии Сибири и ист. соч. (в том числе "Истории Петра Великого"). Именем С. названы бухта и гора Красноводского зал. (Каспийское м.) и мыс в зал. Терпения (о-в Сахалин).

Лит.: Гольденберг Л. А. Ф. И. Соймонов. М., 1966.

Соколов Бор. Матв

СОКОЛО́ВЫ Бор. Матв. (1889-1930), Юр. Матв. (1889-1941) - фольклористы, этнографы, краеведы, историки лит-ры. Братья-близнецы. Провели 2 крупные эксп.: в Кирилло-Белозерский кр. (1908-09) с последующим изданием сб-ков "Сказки и песни Белозерского края" (1915, один из первых сб., осторожно допустивших в печать эротический фольклор) и "По следам Рыбникова и Гильфердинга" (1926-28). С. записали ок. 400 былин от 135 сказителей и собрали значит. материал о судьбе эпич. поэзии на Рус. Севере (сб. "Онежские былины". М., 1948). С. проявили себя последователями "рус. школы" в фольклористике, обратив особое внимание на выявление типов сказочников, их личного творч. вклада в сказку и на изучение бытовой и соц. обстановки жизни фольклора. С. Б. М. - автор исслед. по ист. рус. эпоса, поэтике фольклора, курса лекций "Рус. фольклор" (2 вып., 1929-30). Одна из наиб. интересных его работ - сравнит. небольшая статья "Экскурсы в область поэтики рус. фольклора" (Худож. фольклор, [вып.] 1. М., 1926. С. 30-53), особенно ее 3-й раздел, посвященный композиции лирич. песен (прежде всего обрядовых), где описан и впервые назв. прием "ступенчатого сужения образов" (описание строится по принципу матрешки, каждое следующее название места или деталь описания "меньше" предыдущей, входит в нее или является ее частью: сад - лужок - дерево - персонаж под деревом, терем - горница - кровать - персонаж, девушка - голова - коса - лента). С. Ю. М. - в 1930-е гг. один из ведущих сов. фольклористов, зав. каф. фольклора Моск. ун-та. Автор ряда статей, выступлений, к-рые способстовали включению фольклористики в систему обществ. наук, полностью подчин. марксистско-ленинской методологии и идеологич. задачам партии. Был последовательным сторонником ограничения предметного поля фольклора рамками устного худож. слова и снятия принципиальных различий между фольклором и лит-рой. Итоговый труд - учебник для вузов "Рус. фольклор" (1938).

Соколов Влад. Ник

СОКОЛО́В Влад. Ник. (1928-97) - поэт. Род. в Лихославле (ныне Тверской обл.). Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1952). Начал печататься в 1948. Основные поэтические сб. О: "Утро в пути" (1953), "Трава под снегом" (1958), "На солнечной стороне" (1961), "Смена дней" (1965), "Разные годы" (1966), "Снег в сентябре" (1968), "Вторая молодость" (1971), "Городские стихи" (1977), "Сюжет" (1980). Критика отнесла творчество С. к разряду т. н. "тихой" лирики. Преобладающая тема лирики С. - любовь, связанные с нею разные психологич. состояния (встречи, разлуки, свидания, воспоминания о пережитом, соотношение сна и яви). С. тесно связан с классич. традицией рус. поэзии; в стихах есть мотивы из А. С. Пушкина (встречаются даже намеренные перепевы пушкинских строк), есть стихи о М. Ю. Лермонтове и т. д. Оказал влияние на Е. Евтушенко, А. Вознесенского и др. С. переводил стихи груз. поэтов.

Соколов Ив. Ал

СОКОЛО́В Ив. Ал. (1717-57) - гравер. Худож. образование получил в гравиров. палате Имп. АН в СПб. (1731-37). Работал в технике резцовой гравюры и офорта. Основатель школы рус. граверов. Манера С. отличается точностью в передаче изображения, внимательным отношением к пластич. особенностям оригин. произв. Среди работ С. - "Императрица Елизавета Петровна" (1746, с оригинала Л. Каравака) "Петр III" (1748, с оригинала Г. Гроота).

Соколов Мих. Ник

СОКОЛО́В Мих. Ник. (1890-1937) - семитолог (гебраист и арабист). По окончании Моск. дух. акад. учился в СПб. ун-те у П. К. Коковцова и И. Ю. Крачковского. Сотрудник Ин-та сравнит. изучения языков и литератур Востока и Запада им. А. Н. Веселовского (с 1921), Азиатского музея - Ин-та востоковедения АН СССР (с 1924), преподаватель Богословского ин-та и ПГУ-ЛГУ (с 1918). Опубл. работы С. немногочисл., но практически каждая из них несет в себе эл-т открытия. Содержание их варьируется от темы евр. мистики в рус. культуре пушкинской эпохи - до источниковедч. проблем караимской и евр.-арабской литератур. В 1933 С. арестован, осужден по ложному обвинению на 5 лет; в лагере пытался продолжать науч. занятия. Расстрелян по приговору местной "тройки" 10 окт. 1937.

Соч.: Один гадательный документ начала прошлого столетия // Зап. Коллегии востоковедов при Азиат. музее Рос АН. Л., 1925. Т. 1.С. 375-380; Фрагмент "Книги Законов" Анана га-Наси // Изв. АН СССР. 1928. С. 243-253; Арабский оригинал сочинения "Мибхар ха-пениним", приписываемого Соломону Ибн-Гебиролю // Изв. АН СССР. 1929. С. 287-300.

Лит.: Старкова К. Б. Гебраистика // Азиатский музей - Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 548-550.

Соколов Никита Петр.

СОКОЛО́В Никита Петр. (1748-95) - акад. (с 1787, с 1792 - поч. акад.). - Принимал участие в путешествии П. С. Палласа по России (1768-74). Вел путевые записки, вошедшие в кн. "Петра Симона Палласа путешествие по разным местам Рос. государства." (1786-88). Автор работ по отд. вопросам химии, минералогии и др. В 1787-92 читал в хим. лаборатории АН публичные лекции по химии. С 1784 - чл. Рос. Акад.

Соколов Пав. Петр.

СОКОЛО́В Пав. Петр. (1764-1835) - скульптор. В 1785 окончил Петерб. АХ. Мастер декорат. скульптуры. Наиб. известна статуя "Молочница" (на сюжет басни А. Лафонтена), созданная в 1807-10 и установленная в Екатерининском парке в Царском Селе как украшение фонтана. Это изваяние воспето А. С. Пушкиным в стихах "Царскосельская статуя", А. А. Ахматовой (под тем же названием). С. работал над монумент. декорат. оформлением цепных мостов в СПб., сооруженных в 1825-26 по проектам инж. А. Треттера: грифоны на Банковском мосту, львы на Львином мосту - оба на Екатерининском канале; сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку.

Соколов Петр. Ив

СОКОЛО́В Петр. Ив. (1753-91) - живописец. Предст. классицизма. Мастер ист. жанра. Худож. образование получил в Петерб. АХ (1763-70, проф. с 1785). Продолжил обучение в Италии в качестве пенсионера Акад. (1773-78). Творчеству С. свойственны темы самопожертвования, дружбы, гражданственности, служения отечеству (характерные черты рус. ист. живописи эпохи Просвещения). Среди произв. С. - "Дедал привязывает крылья Икару" (1777), "Венера и Адонис" (1782).

П. И. Соколов. Меркурий и Аргус

П. И. Соколов. Меркурий и Аргус

Предыдущая страница Следующая страница