Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 10, "СОК"-"СОП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 10, "СОК"-"СОП")

Соколов Саша

СОКОЛО́В Саша (полное имя Ал-др Вс.) (род. 1943) - прозаик. Из семьи дипломата. Учился в Военном ин-те иностр. яз., окончил ф-т журналистики Моск. ун-та Писал для газ. "Лит. Россия", жил в Москве и в городах Поволжья. С 1975 - в эмиграции (Канада). Отбросив "взрослый" взгляд на мир, С. хочет заставить читателя увидеть его "детскими" глазами или глазами "юродивого", "идиота", что в сущности одно и то же. Его герои притворяются не понимающими взрослой систематики мира, шаблонных жестких категорий времени (и истории), должностного здравого смысла. Смешивая времена, героев, сюжеты, реальное с фантастическим и сверхреальным, С. хочет открыть потаенное в человеке, земле, мире. Такая манера сближает его с т. зр. сюрреалистов. Ром. "Школа для дураков" (1976) посвящен столкновению "детского" и "взрослого" сознаний; в ром. "Между собакой и волком" (1980) сталкиваются "естественное" и "цивилизованное", в "Палисанд-рии" (1985) - прошедшее, настоящее и будущее мнимого мира с вечным, абсолютным.

Соколов Сер. Ник

СОКОЛО́В Сер. Ник. (1923-85) - филолог, иранист, специалист в обл. сравнит.-ист. иранского яз.-знания (авестийских и среднеперсидских текстов). В 1953 окончил Вост. фак. ЛГУ. В студенч. годы под рук-вом И. И. Зарубина С. написал первую науч. работу "Грамматич. очерк яз. белуджей Сов. Союза", к-рая считается непревзойденной до сих пор. В 1958 С. защитил канд. дисс. "Ист. развитие каузатива в зап.-иранских языках", отличающуюся богатством содержащихся в ней плодотворных идей. Гл. науч. труды С. посвящены авестийскому яз., он сделал решительный шаг в разработке авестийской грамматики, издал хрестоматию, сопровождающуюся детальным язык. и отчасти реальным комментарием, глоссарием и указателями. Оставленный в аспирантуре ЛГУ, он с 1956 стал преподавать, в 1964 ему было присвоено звание доц. каф. иранской филологии. Преподавание было вторым его призванием. За 30 лет педагогич. деят-ности С. воспитал много учеников. Количество опубл. им работ сравнительно невелико, но даже самые небольшие его статьи отличаются основательностью и надолго сохранят свое значение в науке. В последние годы жизни С. занимался немусульманскими (христианскими) персидскими текстами и ирано-славянскими язык. связями.

Соч.: Грамматич. очерк языка белуджей Советского Союза // Тр. Ин-та языкознания АН СССР. М., 1956. Т. 6; Авестийский язык. М., 1961; Изучение мертвых иранских языков в России и СССР // Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962; Сред-неперсидский пассив и второобразные основы прошедшего времени // Краткие сообщ. Ин-та народов Азии. Т. 67: Иранская филология. М., 1963; Язык Авесты: Учеб. пособие. Л., 1964.

Лит.: Стеблин-Каменский И. М. Памяти любимого учителя // Народы Азии и Африки. 1985. № 6.

Соколов Сер. Петр.

СОКОЛО́В Сер. Петр. (1830-93) - артист балета и педагог. Окончил Моск. театр. уч-ще (МТУ) в 1850 (ученик Ф. Манохина). В 1850-83 артист Большого т-ра, первый исполнитель партий: Базиль ("Дон Кихот"), Степан ("Папоротник"), Ротбард ("Лебединое озеро"). Среди др. его партий: Джемс ("Сильфида"), Матео ("Наяда и рыбак"), Дьяволино ("Катарина"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Мутча ("Конек-Горбунок"), Джон ("Метеора"), Гигес ("Царь Кандавл"), Таор ("Дочь фараона"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт ("Жизель"), Фауст ("Фауст"). В 1866 возобновил "Сильфиду", в 1867 поставил многоактный балет "Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу" (комп. Ю. Гербер), в 1868 одноактные балеты "Цыганский табор" и "Последний день жатвы" (Гербер). Виртуозный танцовщик, одаренный артист и превосходный партнер, одним из первых использовавший полуакробат. поддержки балерины. В 1874-83 преподавал в МТУ и Большом т-ре.

Соколова Алла Ник

СОКОЛО́ВА Алла Ник. (род. 1944) - драматург. Родилась в г. Коврове, спустя 4 года семья перебралась в Киев. После школы работала на телеграфе, затем поступила на актерский ф-т Киевского театр. н-та (кл. проф. В. Нелли), окончила заочное отделение ГИТИСа им. А. Луначарского (1966). С 1965 работала актрисой в т-рах Лиепаи, Риги, Ленинграда. В 1976 оставила сцену ради лит. работы. Автор пьес "Кто этот Диззи Гиллеспи?" (1967, опубл. 1978), "Эльдорадо" (1970, пост. 1978, МХАТ), "Дом, наполовину мой", "Аплебука", "Небылицы в лицах" (1983), "Люди, звери и бананы" (семь коротких пьес, нанизанных, как бусы, на одну нить, 1984), телепьесы "Оливия", киносценария "Мой папа - идеалист", инсценировки ром. И. С. Тургенева "Отцы и дети". Центр. место в творч. С. занимает трагикомедия "Фантазии Фарятьева" (1974, пост. 1976, Малая сцена БДТ, реж. С. Юрский) - история внезапной и безответной любви зубного врача к учительнице музыки, подчеркнуто камерная и внесоциальная. Она отличалась остротой и свежестью взгляда, новой речевой стихией, свободой в решении конфликта и оценок героев и стала первой пьесой "новой волны", пробившейся на подмостки 70-х гг.

Соколова Евг. Пав

СОКОЛО́ВА Евг. Пав. (1850-1925) - артистка балета и педагог. Окончила Петерб. уч-ще в 1869 (ученица М. Петипа, Х. Иогансона). В 1869-86 артистка петерб. Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Галатея ("Кипрская статуя"), Фетида ("Приключения Пелея"), Титания ("Сон в летнюю ночь"), Млада ("Млада"), среди др. ее ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Маргарита ("Фауст"), Медора ("Корсар"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Фиаметта ("Фиаметта"), Пакеретта ("Пакеретта"), Китри ("Дон Кихот"). В 1870-80-х гг. С. былаодной из ведущих балерин петерб. балета. Более других ей удавались партии лирич. и комедийного плана. Ее мимика была выразительной, танец не отличался самодовлеющей виртуозностью - в нем ценили грациозность и истинно рус. пластич. кантилену. После окончания сценич. карьеры С. много лет давала частные уроки танца, у нее совершенствовались М. Кшесинская, А. Павлова, Т. Карсавина и др. В 1902-04 С. - гл. репетитор классич. балетов Мариинского т-ра, в 1920-23 педагог-репетитор Гос. акад. т-ра оперы и балета.

Соколов-Микитов Ив. Сер.

СОКОЛО́В-МИКИ́ТОВ Ив. Сер. (1892-1975) - прозаик. Род. в урочище Осеки близ Калуги, в семье управляющего лесным имением (добавка к фам.: Микитов - от имени деда). Учился в сел. школе, потом в реальном уч-ще в Смоленске. В 1910 приехал в Пб., поступил на частные с.-х. курсы, но вскоре их оставил. Работал в газ. "Ревельский листок", плавал матросом на судах торг. флота. Во время 1-й мир. войны был добровольцем-медбратом. Первое опубликованное произв. С.-М. - сказка "Соль земли" (1916). Демобилизовавшись, учительствовал в г. Дорогобуже (1918), потом опять отправился в плавание, был интернирован в Англии; год провел в ночлежках Гулля. Об этом пов. "Чижикова лавра" (1926). Возвращаясь из Англии, в 1921 оказался в Берлине, печатался в эмигрантских рус. изданиях (газ. "Руль" и др.), писал "Письма из деревни" - о том, что увидел и пережил на родной Смоленщине в первые послерев. годы ("Письма" пока не собраны и почти не опубл.), встретился с М. Горьким. По возвращении на родину, в кон. 20-х и в 30-е гг. создает произв. в традициях рус. реалистич. прозы (сб-ки рассказов "На речке Невестнице", 1928; "Голубые огни", 1928; "Рассказы", 1930 и др.). Жизнь предрев. крестьянства и воспоминания детства - в основе пов. "Елена" (1929) и "Детство" (1931-53). В 1933 участвует в эксп. по спасению ледокола "Малыгин" (о гибели спасат. судна "Руслан" - в эпопее "Спасение корабля"). Многочисл. путешествия по стране описаны в книгах С.-М. "Ленкорань", "Пути кораблей" (обе - 1934), "Летят лебеди" (1936) "Северные рассказы" (1939), "На пробужденной земле" (1941, 1951), "Рассказы о Родине" (1947), "По лесам и горам" (1949). В нач. 60-х гг. возвращается к теме послерев. крестьянства ("На своей земле", 1969; сб. "Былицы", 1962). До 1930 С.-М. жил в Смоленской губ., с 1930 - в Гатчине, в 1933 переехал в Ленинград. В 1952 поселяется в Карачарове (Калинской обл.), к-рое становится местом паломничества к С.-М. мн. писателей (К. Федин, А. Твардовский и др.). Здесь в 50-60-е гг. С.-М. вел записные книжки, в к-рых привлекает полная независимость суждений (выборочно включены в кн. "Давние встречи", опубл. 1976; см. также "Из карачаров ских записей". Публ. Г. Горышина - "Новый мир", 1991, № 12). Стиль прозы С.-М. ориентирован на фольклор (кн. "Засупоня", 1918; "Гольперекатная", 1927; "Лисьи увертки", 1956 и др.).

Соколовский Мих. Матв

СОКОЛО́ВСКИЙ Мих. Матв. (ок. 1756 - кон. 18 - нач. 19 в.) - комп., скрипач оркестра Петровского т-ра в Москве, автор музыки к оп. А. Аблесимова "Мельник, колдун, обманщик и сват" (М., 1779). О жизни и творчестве С. сведений почти не сохранилось. С сер. 1770 С. служил в т-ре Меддокса и учителем музыки в муз. кл. при Моск. ун-те.

Имя С. как сочинителя оп. "Мельник, колдун..." названо в "Драм. словаре" (1787). Считается, что С. подобрал и оркестровал указанные в либ. напевы. Первонач. партитура оп. неизвестна, сохранился комплект оркестровых партий, датир. 1806, а также отличная от него по содержанию поздняя партитура. Спектакль "Мельник, колдун..." возобновлялся на сцене Александрийского т-ра (1852-53) для С. Гулак-Артемовско-го с новой аранжировкой (В. Кажиньского).

В предисловии к печатному клавиру (М., 1884) оп. приписана Е. Фомину.

Соколовы - отец и сын

СОКОЛО́ВЫ - отец и сын.

Петр Фед. (1791-1848) - живописец-акварелист. Учился в АХ (1800-10) в кл. ист. живописи. С 1839 - акад. Рано обратился к карандашному и акварельному портрету. Первые произв. по худож. манере близки работам О. А. Кипренского ("Портрет молодой дамы", 1817). В дальнейшем отказался от традиц. в миниатюрном портрете декоративности цветовой гаммы и смешивания акварели с белилами, начав работать чистой краской, сквозь тонкий слой к-рой просвечивает бумага. Воссоздавая реальное разнообразие и богатство игры света и тени, избегал нарочитой условности худож. яз. Разработка нового типа акварельного портрета С. внесла большой вклад в развитие портретной живописи. Портреты, в к-рых С. обращался к внутр. миру человека, его духовному богатству, выразили искания ранней реалистич. живописи 19 в. С. создал портреты мн. деятелей культуры своего времени ("П. А. Вяземский", нач. 1820-х гг.). Работал преимущ. в Пб., часто посещал Москву.

Петр Петр. (1821-99) - живописец и график. Учился в АХ (1840-43). Работал в Пб. и Москве. Путешествовал по России. Был воен. корр. на рус.-тур. войне 1877-78. Внес большой вклад в развитие техники акварельной живописи. Создавал произв. из крест. жизни, а также композиции на темы охоты ("Потрава", 60-70-е гг.). Автор станковых илл. к произв. рус. писателей ("Мертвые души" Н. В. Гоголя, 80-90-е гг., акварель).

Лит.: П. П. Соколов: Альбом / Сост. О. Подобедов. М., 1959.

П. Ф. Соколов

П. Ф. Соколов

Сокольник

СОКО́ЛЬНИК - герой былины, рус. варианта представл. едва ли не во всех индоевроп. эпич. традициях сюжета Бой отца с сыном, сын Ильи Муромца (обычно от девы-воительницы Латы-горки), "нахвалыцик" (т. е. хвастун), нападающий на Русь (на богатырскую заставу). С. он именуется в былине, т. к. его атрибуты - сокол и конь (иногда еще и охотничий пес). Илья вступает с ним в бой, происходит узнавание, после к-рого С., оскорбленный тем, что узнал о своем незаконном происхождении, пытается убить Илью во сне. Илья спасается от покушения и убивает сына.

-----------------------------------

СОКО́ЛЬНИК - соколиный охотник, занимавшийся уходом за ловчими птицами и их обучением; действующие лица великокняж. и царской (имп.) соколиной охоты. Согласно "Уложению о соколиной охоте" царя Алексея Михайловича сокольники делились на пять статей и в завис. от этого владели поместьями тех или иных размеров и определ. кол-вом крестьян.

Сокольство

СОКО́ЛЬСТВО - спорт.-гимнастическое движение в слав. странах. Основано в 1862 в Праге Мирославом Тыршем для противостояния культурному влиянию Австро-Венгрии. Созданное по примеру нем. гимнастических об-в, С. выработало свой особый вид вольной гимнастики и терминологии. Первые сокольские об-ва в России были основаны в 70-е гг. 19 в. чехами. Нац. Рус. Сокол возник в 1907-12 под девизами: "В мышцах - сила, в сердце - отвага, в мыслях - Родина" и т. д. Во время войны 1914-18 соколы, в массе своей добровольцами, пошли на фронт, где понесли тяжелейшие потери. В 1918, после создания Всеобуча, деятели сокольских об-в были освобождены из ЧК, к-рой они арестовывались "за контррев. деятельность", и приняли активное участие в допризывной подготовке молодежи. В 1922 ОГПУ разгромило все сокольнические об-ва, а их старост репрессировало. В 1920 в Трентоне (США) состоялся 1-й слет Рус. Сокола с участием неск. тыс. соколов и соколок. В янв. 1921 Рус. Сокол возник в Праге во главе со старостой проф. Н. В. Ястребовым и начальником Р. И. Тодтом. В июле 1920 рус. соколы возникли в Подкарпатской Руси благодаря визиту из США группы карпато-рус. соколов. В июне 1922 в Земуне (Королевство Сербия, Хорватия, Словения) образовалось об-во Рус. Сокол, а в авг. 1922 рус. соколы приняли участие в 1-м слете Югославского Сокольского Союза. В дек. 1923 в Праге был учрежден Союз Рус. Сокольства за границей. С 1932 Всезарубежный Рус. Сокол возглавлял Ген. шт. полк. Р. Н. Дрейлинг, арестованный "СМЕРШем" в 1944 в Белграде и погибший в 1954 в ГУЛАГе. В рез. тяжелых потерь, к-рые понесли соколы в рядах Рус. Корпуса, Рус. освободит. армии и т. д., сокольская работа практически сошла на нет. После 1945 осталось 3 рус. сокольских об-ва: в США, Австралии и во Франции. В Нью-Йорке выходил "Вестник Рус. С.", редактируемый Р. В. Полчаниновым. В 1992 С. вернулось в Россию, сокольнические об-ва существуют в Москве и в Сибири.

Сокуров Ал-др Ник

СОКУ́РОВ Ал-др Ник. (род. 1951) - кинорежиссер. В 1973 окончил ист. ф-т Горьковского ун-та и поступил во ВГИК (мастерская режиссеров науч.-поп. кино, рук. А. М. Згуриди), во время учебы в к-ром поставил док. фильм на горьковском телевидении. Окончил ВГИК в 1978. Дипломная работа - ф. "Одинокий голос человека" (по мотивам рассказа А. Платонова "Река Потудань") на "Ленфильме" (1978). С тех пор работает одноврем. на "Ленфильме" и на Ленингр. студии док. фильмов (ЛСДФ).

В кон. 1970-х гг. оригинальная, своеобразная творч. манера С. не была понята начальством "Ленфильма" и в Госкино, ф. "Одинокий голос человека" не допустили в прокат. Тяжелым было прохождение через бюрократич. преграды и следующего ф. С. - "Скорбное бесчувствие" (1983), представляющего собой авторскую интерпретацию пьесы Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Неоконч. ф. был обвинен в формализме, работу над ним пришлось прекратить. Тогда же не вышли на экран док. ф. С. "И ничего больше" ("Союзники", 1982) и "Жертва вечерняя" (1984). Все они вышли на экран только после 1985.

В 80-90-х гг. С. продолжает работать в игровом и док. кино. В его худ. лентах часто используется метод док. съемок, а док. фильмы отличаются необычными для этого вида кинолиризмом, недаром мн. док. ф. С. называются "элегиями".

Фильм "Элегия" (1986) - рассказ о годах эмиграции Ф. Шаляпина - вырастает в грустное размышление о судьбе русских за границей.

На творчество С. несомненное влияние оказал кинематограф А. Тарковского (о нем - фильм-воспоминание С. "Московская элегия", 1987). Очевидна глубинная связь ф. Тарковского "Сталкер" с ф. С. "Дни затмения" (1988). Оба реж., оттолкнувшись от фантастич. пов. бр. Стругацких, обратились в своих ф. к филос. и религ. проблемам.

Почти все ф. С. - экранизации лит. произв., к-рые, однако, иногда являются только стимулом для творч. воображения реж. Так, ф. "Спаси и сохрани" (1989, пр. ФИПРЕССИ на 13-м МКФ в Монреале) - это вольное, расширит. и соврем. толкование ром. Флобера "Мадам Бовари". В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. С. поставил на ЛСДФ ряд полит. док. фильмов: "Простая элегия" (1990) - рассказ о Литве и Ландсбергисе, "К событиям в Закавказье" (1990) и два док. фильма о Борисе Ельцине: "Советская элегия" (1989) и "Пример интонации" (1991).

С. работает с начинающими реж., возглавляя на "Ленфильме" мастерскую "первого фильма".

Среди др. фильмов: "Соната для Гитлера" (1979), "Мария" (1988), "Круг второй" (1990), "Камень", "Тихие страницы" (1993), "Духовные голоса" (1995), "Мать и сын" (1997).

Лит.: Одинокий голос человека: Беседа с А. Сокуровым / Зап. И. Морозова // Огонек. 1989. № 31; Я снимаю фильмы с доверием к зрителю.: Беседа с А. Сокуровым / Зап. Э. Лындина // Театр. 1990. № 11; Листов В. Документальный Сокуров // Искусство кино. 1991. № 9.

Солари Пьетро Антонио

СОЛА́РИ Пьетро Антонио (Петр Фрязин) (после 1450-93) - миланский арх. из известной семьи зодчих Солари. Учился у своего отца - арх. и скульптора Гуинифорте С. и помогал ему при сооружении Миланского собора; был строителем др. построек в Милане. С 1490 работал в России, где принимал участие в возведении башен Моск. Кремля, Боровицких и Константино-Еленинских ворот, совм. с М. Фрязином - Спасской, Никольской и Арсенальной башен. С. создана Грановитая палата (окончена в 1491), названная так по отделке ее фасадов крупным "бриллиантовым" рустом, свойственным ренессанской архитектуре тогдашней Италии, - здание с залом для торжеств. приемов, образцом для нее послужили также палаты Владычного двора в Новгороде (1433) и монастырских трапезных (напр., аналогичная одностолпная палата в Симоновом мон., построенная на два года раньше Грановитой). Работы С. и его соотечественников, принесших в Россию архитектуру итал. Возрождения, сформировали образ Моск. Кремля, в дальнейшем воспринимавшийся как чисто национальный.

Солдатёнков Козьма Терентьевич

СОЛДАТЁНКОВ Козьма Терентьевич (1818-1901) - деятель культуры, коммерсант-миллионер, меценат, книгоиздатель. Род. в семье купца-старообрядца. С течением времени стал крупным текстильным фабрикантом. Не получив систематич. образования, С. отличался незаурядным природным умом и большим уважением к наукам и иск-вам. С 30-летнего возраста начал коллекционировать картины рус. художников, став после смерти Третьякова первым и желанным гостем художников. С. не только покупал картины, но и поддерживал мн. начинающих художников, нек-рых даже посылая за свой счет для усовершенствования в Италию. В нач. 1850-х гг. сблизился с кругом Т. Н. Грановского, а с 1856 начал изд. деят-ность, основав с Н. М. Щепкиным совм. изд-во, выпустившее 12-томное собр. соч. В. Г. Белинского, "Народные рус. сказки" и "Народные рус. легенды" А. А. Афанасьева, книги Н. А. Некрасова, Д. В. Григоровича, А. И. Полежаева, А. В. Кольцова и др. В 1862 С. разошелся с Щепкиным, но издат. деят-ность продолжил. Важными чертами этой деят-ности были, с одной стороны, очень высокий научный и издат. уровень, а с другой - ее некоммерческий характер. С. издал множество фундамент. трудов зап. авторов - историков, географов, экономистов, филологов (среди них, напр., "История упадка Римской империи" Э. Гиббона, "Римская история" Т. Моммзена, "Иск-во в связи с развитием культуры" М. Каррьера, "Всеобщая история" Г. Вебера в пер. Н. Г. Чернышевского, "Всеобщая история" под ред. А. Лависса и Э. Рамбо), пам. мировой классики ("Илиада", "Гюлистан" Саади, 9-томное собр. соч. У. Шекспира и др.), произв. рус. писателей. С. завещал свою картинную гал., нераспроданные изд. и право на переиздания - Москве, б-ку - Румянцевскому музею. На средства С. построена в Москве "Солдатенковская" больница, известная ныне как Боткинская. В моск. доме С. на Мясницкой, 37 размещается приемная Мин-ва обороны РФ.

Солея

СОЛЕЯ́ (от греч. σολέα - возвышение) - возвышенное место в вост. части христианского храма, простирающееся во всю его ширину перед и за иконостасом. На высоте С. находится алтарь, нижняя часть иконостаса и примыкающий к ней предалтарный амвон (полукруглый выступ в сторону средней части храма). На юж. и сев. стороне С. размещаются церк. хоры (клиросы). Определенные части богослужений совершаются на С.: чтение священником входных молитв, входы на Литургии (малый, с Евангелием, и великий, со Св. Дарами), чтение Евангелия, возглашение ектений, нек-рые возгласы, благословения архиерея и священника народу, чтение молитвы Ефрема Сирина в Великом посту, отпуст народа. Молящиеся в храме находятся как бы под С. и поднимаются на нее по ступенькам только для принятия Св. Тайн (причащения) или в случае совершения определенных частных богослужений (таинств). Согласно литургическому толкованию св. Софрония Иерусалимского "С. изображает огненную реку, отделяющую грешников от праведников". Часто ограждается от средней части храма невысокой решеткой.

Солженицын Ал-др Исаевич

СОЛЖЕНИ́ЦЫН Ал-др Исаевич (род. 1918) - прозаик, драматург, публицист. Род. в Кисловодске, в семье выходцев из крестьян. Окончил физ.-мат. ф-т Ростовского ун-та. Перед войной поступил на заоч. отд. Моск. ин-та ист., филос. и лит-ры. Участник Вел. Отеч. войны, кавалер многих боевых наград, С. в чине капитана был арестован в фев. 1945 за критику Сталина в частной переписке. Приговорен к 8 годам и последующей ссылке. Работал в тюремном НИИ ("шарашке"), был в Особлаге. После реабилитации в 1957 учительствовал в школе в Рязани. В нояб. 1962 в "Новом мире" была напечатана пов. С. "Один день Ивана Денисовича", принесшая автору общесоюзную и мировую известность, подкрепл. рассказами "Матренин двор" и "Случай на станции Кречетовка" ("Новый мир", 1963, № 1). Романы С. "Раковый корпус" и "В круге первом" напечатаны не были и распространялись "самиздатом". В 1969 С. был исключен из Союза писателей СССР, в 1974 после изд. за границей 1-го тома "Архипелага ГУЛАГ" был насильственно выслан на Запад (С. рассказал об этих событиях в кн. "Бодался теленок с дубом"). До 1976 жил в Цюрихе, затем переехал в США (штат Вермонт). Произв. С. стали вновь публиковаться на родине с 1989. В 1994 писатель вернулся в Россию.

Большинство рассказов и ром. С. основаны на личном драматич. опыте, что придает его прозе ярко выраженный автобиографизм. Вместе с тем она несет значительное социальное, нравственное, худож. обобщение, обращена к проблематике, связанной с историей нашего об-ва в 20 столетии, трагедией массовых репрессий, с нац. самобытностью отеч. культуры. "Архипелаг ГУЛАГ" создан как "опыт худож. исследования" многочисл. документов, позволивших восстановить полную картину существования узников советского режима. В 90-е гг. С. работает над завершением цикла ист. повествований ("узлов") "Красное Колесо", посвященных истории рус. рев-ции. Публицистич. работа С. "Как нам обустроить Россию. Посильные соображения" (1990) вызвала широкий отклик и дискуссию на родине писателя. Творчество С. оказало значит. воздействие на худож. процесс, развитие ист.-публицистич. мысли 60-80-х гг.

А. И. Солженицын

А. И. Солженицын

Солид

СО́ЛИД (от лат. solidus - крепкий, прочный, массивный) - 1) Золотая монета Рим. империи, Византии, ранне-феод. гос-в эпохи Вел. переселения народов, Франкского гос-ва весом от 3,88 до 4,55 г, начала чеканиться с 309.

2) В 1759-61 серебр. С. чеканились сначала в Кенигсберге, а затем в Москве для нужд рус. войск, располагавшихся на терр. занятой ими Вост. Пруссии. На аверсе С. помещался вензель Елизаветы Петровны под короной в венке; на реверсе - дата чеканки и надпись "солид королевства Пруссии" на нем. яз. Кроме С., которые равнялись 1/3 гроша, для этих нужд чеканились серебр. монеты достоинством в 1, 2, 3, 6, 18 грошей, а также 1/3 з и 1/6 талера.

Соллогуб Вл. Ал-др.

СОЛЛОГУ́Б Вл. Ал-др. (1813-82) - граф. Прозаик, драматург, поэт, мемуарист. Потомок обрусевшего рода литовских магнатов. Получил дом. образование. В 1829-34 студент Дерптского ун-та. С 1835 на службе (Мин-ва внутр. дел и двора, Гос. канцелярия; 1852 - статский советник). Дебютировал в печати рассказом "Три жениха" (1837). Первый успех принесла ему пов. "История двух калош" (1839). Беллетристика С. близка и к романтизму, и к формирующейся "натуральной школе"; тематически она связана гл. обр. с изображением двух сфер - жизни провинции ("Собачка", 1845 и др.) и высшего круга ("Большой свет", 1840; "Лев", 1841 и т. д.). "Светские повести" С. относятся к вершинам этого жанра. Гл. кн. писателя - знаменитый "Тарантас" (частично опубл. 1840, полностью 1845), в к-ром подробное бытописательство сочетается с постановкой вопроса об историч. путях России. Апогей лит. славы С. - сер. 1840-х гг. Его петерб. салон становится в то время одним из центров культурной жизни столицы. Со 2-й пол. десятилетия С. все реже выступает в печати. Ведущее положение в его творчестве занимает драматургия - имевшие успех водевили ("Беда от нежного сердца", 1850 и др.), ист. драма "Местничество" (1849), обличит. комедия "Чиновник" (1856), комедия "Доказательство дружбы" (пост. в Париже в 1859). В лит-ре 1850-70-х гг. С. уже не занимает ск.-н. видного места. Его политич. и лит. консерватизм (антинигилистич. поэма "Нигилист", 1866), его придворная карьера (с 1856 камергер; офиц. историограф рус.-турец. войны - "Дневник высочайшего пребывания за Дунаем в 1877 г.", 1878) отталкивают от С. представителей нового поколения. Тем не менее в последние годы жизни С. создал одно из наиболее значит. своих произведений - "Воспоминания" (опубл. 1886), в к-рых рассказал о знакомстве с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, М. Ю. Лермонтовым и др., дал картину рус. жизни своей эпохи. Лит. деят-ность завершил автобиографич. романом "Через край", опубликов. посмертно (1885).

"Солнечные" рубли

"СО́ЛНЕЧНЫЕ" РУБЛИ́ (разг.) - серебр. монеты достоинством в 1 руб., чеканившиеся на Петерб. монетном дворе в 1724 и 1725. СР. характерны тем, что в центре монограммы Петра I на них помещалось изображение солнца или креста, окруж. сиянием (лучами).

Соловей-Разбойник

СОЛОВЕ́Й-РАЗБО́ЙНИК - персонаж былины о первом подвиге Ильи Муромца. В образе С.-Р. соединяются черты человека, фантастич. птицы, чудовища. Сидит на семи дубах, преграждая дорогу из Чернигова в Киев. Оружие его - могучий свист, от к-рого потрясается окружающая природа, а люди "все мертвы лежат". Он глава эндогамной семьи, род к-рой воспроизводится через внутрисемейные браки ("сына за дочь отдам, дочь за сына"). Истоки образа С.-Р. уходят в мифологию и архаический эпос: это страж, охраняющий вход в "иной" мир; в нем есть также черты "хозяина" леса. В былине С.-Р. выступает врагом Киева, он препятствует установлению связей между рус. землями. Победа Ильи Муромца над С.-Р. одновременно созвучна подвигу мифол. культурного героя или героя архаич. эпоса (уничтожение чудовища, враждебного этнич. коллективу, и установление "нормальных" экзогамных отношений) и заключает отчетливый государств. смысл (освобождение дороги к Киеву, казнь С.-Р. в присутствии Владимира-кн.). Загадочно тождество имени С.-Р. и былинного жениха Соловья Будимировича. Имя С.-Р. предлагали объяснять и как инверсию имени Волос (битва Ильи с Соловьем, сидящим на дереве, как трансформация основного мифа о борьбе громовержца с его противником).

Соловецкий монастырь

СОЛОВЕ́ЦКИЙ МОНАСТЫ́РЬ - расположен в Белом м., на Соловецком о-ве одноименного архипелага; на др. ос-вах также находятся принадлежащие ему скиты, храмы, хоз. и жил. постройки. Основан в 20-30-х гг. 15 в. монахами Кирилло-Белозерского мон. Зосимой и Савватием. В 1584-99 под рук. монаха Трифона вокруг С. М. сооружаются стены с башнями из валунов весом до 8 т, дл. до 5 м, сделавшие С. М. почти неприступной крепостью. В ансамбль С. М. входят: Успенский собор (1552-57) с трапезной, Преображенский собор (1556-64) - 3-ярусный с 4 приделами по углам; ц. Благовещенья (1596-1601), кам. палаты (1615), колокольня (1777), ц. Николая (1834). С. М. имел знаменитые сады, в к-рых монахи в суровом климате Белого м. выращивали диковинные юж. плоды.

С. М. был крупнейшим религ. центром Рус. Севера, весьма почитаемым в стране. В 17 в. стал одним из главнейших центров раскола. В 1668-76 не принявшие реформ иноки, крестьяне, посадские, беглые стрельцы и др., бежавшие от религ. преследований в С. М., выдержали 8-летнюю осаду правит. войск ("Соловецкое осадное сидение"), завершившуюся жестокой расправой над обитателями С. М.

С. М. неоднократно служил местом ссылки и заключения "на покаяние". В сов. период - печально знаменитый один из первых лагерей особого назначения (СЛОН).

Лит.: СкопинВ. В., ЩенниковаЛ. А. Арх.-худож. ансамбль Соловецкого мон. М., 1982.

Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Соловцов Ник. Ник

СОЛОВЦО́В Ник. Ник. (наст. фам. Федоров) (1857-1902) - атрепренер, актер, режиссер. Род. в дворян. семье. Сценич. карьеру начал в 1875 в Орле. Играл в провинции. В 1882-83 - в Александровском т-ре, в 1883-84 в антрепризе М. В. Лентовского в Ниж. Новгороде и в Москве. Впервые выступил как реж. в Немецком клубе в Москве. В 1887-89 был актером и реж. в Т-ре Корша, затем в Т-ре Абрамовой в Москве. В 1884-91 организовал актерские т-ва, к-рые совершали весенние и летние турне по России. В 1891 в Киеве вместе с Е. Я. Неделиным, Т. А. Чужбиновым и Н. С. Песоцким создает "Т-во драма-тич. артистов", где через два года становится единоличным антрепренером. Здесь с наиб. полнотой раскрылось реж. дарование С. Его постановки отличались ист. и бытовой точностью, сценич. культурой, высоким актерским мастерством. Т-р Соловцова стал одним из лучших провинц. т-ров России. Здесь ставились классич. пьесы - "Ревизор", трилогия А. К. Толстого, "Маскарад", лучшие пьесы совр. репертуара. Велика заслуга С. как постановщика пьес А. П. Чехова. С. огромное внимание уделял работе с актером, всячески способствовал развитию таланта. С ним работали И. П. Киселевский, Г. И. Матковский, Н. П. Рощин-Инсаров, М. И. Велизарий и др.

С. - автор пьес "Евлампия Рамина", "В дали".

Соловьёв Вл. Сер.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соловьёв Вс. Сер.

СОЛОВЬЁВ Вс. Сер. (1849-1903) - писатель, ст. сын С. М. Соловьева. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1870). Служил во 2-м отд. Собств. Е. И. В. Канц. Известность приобрел как плодовитый автор ист. романов, публиковавшихся в большинстве своем в массовых иллюстр. изд. Наиб. изв. 2 сер. таких романов. Одна связана с рус. историей 17-18 вв.: "Юный император" (1877), "Капитал гренадерской роты", "Царь-девица" (оба - 1878), "Касимовская невеста" (1879). Другая - с рус. историей кон. 18 - нач. 19 в., изобр. через судьбу рода Горбатовых ("Сергей Горбатов", 1881; "Вольтерьянец", 1882; "Старый дом", 1883; "Изгнанник", 1885; "Последние Горбатовы", 1886; "Великий Розенкрейцер", 1889). М Скабичевский достаточно точно определил С. как авора "шаблонного ист. романа", "лубочного историографа мелкой прессы".

Соловьёв Ник. Як

СОЛОВЬЁВ Ник. Як. (1845-98) - драматург. Окончил г-зию в Калуге (1861) и там же преподавал в гимназич. пансионе. Был вольнослушателем Моск. ун-та; в 1869-73 учительствовал в г. Мосальске Калуж. губ., в 1874-76 - послушник Николо-Угрешскго мон. В 1876 началось содружество С. с А. Н. Островским, к-рый, познакомившись с его пьесами (этому способствовал К. Н. Леонтьев), предложил свою помощь. Итогом сотрудничества стали 4 пьесы: "Счастливый день" (1877), "Женитьба Белугина" (1878), "Дикарка" (1880), "Светит, да не греет" (1881). В нач. 1880-х гг. С. отказался от сотрудничества с Островским, но его самостоят. пьесы успеха не имели.

Соловьёв Сер. Ал-др.

СОЛОВЬЁВ Сер. Ал-др. (род. 1944) - кинорежиссер, сценарист. С 1960 - на Ленингр. телевидении. По окончании ВГИКав 1969 (мастерская М. И. Ромма и А. Б. Столпера) работает на к/ст "Мосфильм". В 1966 выступил как сценарист док. ф. "Взгляните на лицо". Реж. дебют состоялся в 1970 двумя новеллами по рассказам А. П. Чехова "От нечего делать" и "Предложение" в ф. "Семейное счастье". Экранизация пьесы А. М. Горького "Егор Булычов и другие" последовала в 1971 (вып. 1973). В 1972 поставил ф. "Станционный смотритель" (по А. С. Пушкину), в к-ром уделил преобладающее внимание изобразит. ряду ф. и воспроизведению атмосферы прошлого. Ф. "Сто дней после детства" (1975, пр. МКФ в Зап. Берлине, 1976; Гос. премия СССР, 1977) анализирует взаимоотношения иск-ва и жизни средствами кино, подчеркивая поэтич. мир юности. Продолжение этой темы в ф. "Спасатель" (1980) и "Наследница по прямой" (1982), составившие кинематографич. триптих о воспитании человека, о неизбежно возникающем драматич. противоречии между нравств. принципами и жизненными конфликтами. Ф. "Мелодия белой ночи" (1977, Япония, при участии К. Насимура) - о романтич. любви пианистки из Киото и сов. композитора. В 1983 пост. ф. "Избранные". Со 2-й пол. 1980-х гг. творческий почерк реж. резко меняется. Фильмы "Чужая Белая и Рябой" (1986), "Асса" (1988) "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1990) и "Дом под звездным небом" (1991) с их новой поэтикой, не оглядывающейся на партийно-государств. редактуру и цензуру, во многом определили содержание и направление развития постсоветского кинематографа.

В 1990-е гг. С. активно работает в театре - поставил чеховские пьесы: "Чайку" в Т-ре содружества актеров Таганки и "Дядю Ваню" в Малом т-ре. В 1993 экранизировал "Три сестры".

Соловьёв Сер. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соловьёв Юр. Вл

СОЛОВЬЁВ Юр. Вл. (1940-77) - артист балета. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1958 (кл. Б. Шаврова). В 1958-77 артист т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Юноша ("Ленинградская симфония"), Ясный Сокол ("Страна чудес"), Кино ("Жемчужина"), Бог ("Сотворение мира"), Человек ("Далекая планета"), Эгист ("Орестея"), Икар ("Икар"). Среди др. его ролей: Принц ("Золушка"), Ферхад ("Легенда о любви"), Рыбак ("Берег надежды"), Данила ("Каменный цветок"), Фрондосо ("Лауренсия"), Юноша ("Шопениана"), Арлекин ("Карнавал"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Голубая птица и Дезире ("Спящая красавица"), Солор ("Баядерка"), Альберт ("Жизель"). Классич. танцовщик с феномен. прыжком и мягким приземлением (амер. пресса назвала С. "космическим Юрием"), академически чистым рисунком танца, стремительным вращением и музыкальностью. Безукоризн. виртуозность Голубой птицы, негромкий лиризм мужской партии в "Шопениане", динамизм и мощь героя "Ленингр. симфонии", острая характерность псевдовсемогущего Бога - таким был артистич. диапазон этого безвременно ушедшего из жизни таланта.

Соловьёва Поликсена Сер.

СОЛОВЬЁВА (псевд. Allegro) Поликсена Сер. (1867-1924) - поэт. Дочь историка С. М. Соловьева, сестра философа Вл. Соловьева. Занималась в Школе живописи, ваяния и зодчества, посещала "Пятницы" К. Случевского, была издателем детского ж. "Тропинка" (совм. с И. Манасеиной). Как поэт выступала в печати с 1885. Ей принадлежат сб-ки "Стихотворения" (1899), "Иней" (1903), "Плакун-трава" (1909), "Вечер" (1914), "Последние стихи" (1923). В поэзии С. стремится к религ.-филос. осмыслению мироздания, противопоставляет теургич. любовь плотской, призывая отдать все силы служению Всевышнему. С. принадлежат также повесть в стихах "Перекресток" (1913), в к-рой поднимаются вопросы жен. эмансипации, пьеса в стихах "Свадьба Солнца и Весны" (1909), стихи для детей.

Соловьёв-Седой Вас. Пав

СОЛОВЬЁВ-СЕДО́Й (Соловьев) Вас. Пав. (1907-79) - композитор, один из ведущих мастеров сов. песни. Музыке обучался самостоятельно, работал пианистом-импровизатором на радио. Окончил Ленинград. конс. по композиции у П. Б. Рязанова (1936). Расцвет песенного творчества связан с периодом Вел. Отеч. войны, когда С.-С. создает яркие образцы песенной лирики ("Вечер на рейде", 1941; "Соловьи", 1944; "Не тревожь ты себя, не тревожь", 1944), тонкого юмора ("На солнечной поляночке", 1943), зажигательного марша ("Вася Крючкин", 1943; "Пора в путь-дорогу" из к/ф "Небесный тихоход", 1945). Яркий мелодизм, опора на фольклорные интонации, использование приемов народного музицирования определили широкую известность песен послевоенных лет: "В путь" (к/ф "Максим Перепелица", 1955), "Вечерней порой" (к/ф "Город над вольной Невой...", 1957). Песня "Подмосковные вечера" (к/ф "В дни спартакиады", 1956) приобрела и мировую популярность. Активно сотрудничал со мн. поэтами, в том числе А. Д. Чуркиным, А. И. Фатьяновым, М. Л. Матусовским и др. Автор нескольких муз.-театр. произв. - балетов, оперетт и пр. Нар. артист СССР (1967). Герой соц. труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1959), Гос. премии СССР (1943, 1947). Пред. Ленингр. отд. Союза композиторов СССР (1948-64), секретарь Союза композиторов СССР (1957-74).

Соч.: Статьи, заметки, выступления. Л.; М., 1972.

Лит.: Кремлев Ю. А. В. П. Соловьев-Седой. Очерк жизни и творчества. Л., 1960.

Сологуб Фед

СОЛОГУ́Б Фед. (наст. фам. и имя Тетерников Федор Кузьмич) (1863-1927) - писатель, переводчик. Род. в Пб., в семье портного; в раннем детстве потерял отца, воспитывался в доме, в к-ром мать работала прислугой. Учился в городском уч-ще, в Петерб. учит. ин-те, из к-рого вышел преподавателем математики (1882); в течение 25 лет служил учителем и инспектором городских уч-щ. В 1882-92 жил в провинции (Крестцы Новгородской губ., Великие Луки, Вытегра), к-рая дала ему богатый материал для прозы. С 1892 - в Пб., сблизился с группой писателей ж. "Сев. Вестник", в к-ром в 1895 был напечатан автобиогр. роман "Тяжелые сны" и др. его произв. Признание пришло после выхода сб. "Тени. Рассказы и стихи" (1895). В последующие 10 лет "кривая" славы С. неуклонно росла, увидели свет наиболее значит. его произв.: ром. "Мелкий бес" (1902), сб. рассказов "Жало смерти" (1904), "Истлевающие личины" (1907), драмы "Победа смерти", "Дар мудрых пчел", сб. лирики "Пламенный круг" (1908), ром.-трилогия "Навьи чары" (позднее название - "Творимая легенда", 1907-13). В 1910-е гг. С. стал одним из наиб. читаемых писателей России; вышли три собр. его соч. (в 12 т. СПб., 1909-12; 2-е изд. в 12 т. СПб., 1913; 3-е изд. в 20 т. СПб., 1913-14; изд. не окончено). Творч. манера С. развивалась в русле ранней фазы символизма; отличительные черты - автобиографизм, психологизм, филос. проблематика, сквозная система мифологем и образов (смерть-утешительница, дебелая бабища-жизнь, злой Дракон, Дон Кихот, Альдонас, Дульцинея Ананке, Айса, земля Ойле, звезда Маир и др.).

Окт. рев-цию С. встретил враждебно, в публицистике тех лет постоянно высказывал недоверие новой власти и скепсис по отношению к социальным преобразованиям. В 1919 С. решает оставить родину, но этому помешала тяжелая болезнь и самоубийство жены (1921) - А. И. Чеботаревской, писательницы-переводчицы. 20-е гг. - период высшей дух. зрелости поэта, подлинного расцвета достигает его филос. лирика (сб.: "Одна любовь", 1921; "Соборный благовест", 1921; "Фимиамы", 1921; "Костер дорожный", 1922; "Свирель", 1922; "Чародейная чаша", 1922; "Великий благовест", 1923).

Ф. М. Сологуб

Ф. М. Сологуб

Соломаткин Леон. Ив

СОЛОМА́ТКИН Леон. Ив. (1837-83) - живописец. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1855-60) и АХ (1861-66). Работал в Пб. Значит. влияние на творчество С. оказали жанристы 1850-х гг. и В. Г. Перов, а также изучение "малых" голландцев из коллекции Эрмитажа. В своих произв. часто обращался к уличным сценам и эпизодам из жизни ремесленников, чиновников, торговцев, быта гор. низов, используя в характеристике персонажей эл-ты гротеска, лубка, шаржированный рисунок ("Именины дьячка", 1862; "Свадьба", 1872; "Питейный дом", 1870-е гг.; "Славилыцицы", 1868). В нек-рых произв. С. присутствуют поэтич. мотивы ("Артисты на привале", 1869). Теплый, насыщенный колорит полотен С. часто переходит в яркую, напоминающую нар. картинку живопись.

Лит.: Л. И. Соломаткин: Альбом // Вступ. ст. И. И. Пружан. М., 1961; Тарасов Л. М. Л. И. Соломаткин. М., 1968.

Солоницын Анат. Ал

СОЛОНИ́ЦЫН Анат. Ал. (1934-82) - актер. В 1960 окончил студию при Свердловском драм. т-ре, дальнейшая работа протекала в Свердловске на телестудии, в т-ре. В кино с 1964. Первая значит. роль - Андрей Рублев в ф. "Андрей Рублев" (1966). Роли глубоко психол. плана отчетливо прозвучали в ф. реж. Г. Панфилова - "В огне брода нет", 1968 (комиссар Евстрюков), А. Тарковского - упомянутый "Андрей Рублев", "Солярис", 1972 (Сарториус), "Зеркало", 1974 (эпизодич. роль), А. Германа - "Операция "С новым Годом"", 1971 (в прокате - "Проверка на дорогах"), А. Зархи - "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", 1980, приз за лучшую муж. роль на МКФ в Зап. Берлине (1982), Л. Шепитько - "Восхождение", 1976 (Портнов), Н. Михалкова - "Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974 (Сарычев).

Среди др. ф.: "Зарубки на память" (1972), "Последний день зимы" (1974), "Из жизни отдыхающих" (1980) и др.

Соль

СОЛЬ - всем известная приправа к кушаньям, а также оберег, средство против колдовства. Для хранения С. использовали солонки. Солонка с С., как и хлеб, обязательная принадлежность стола: "Без С. стол кривой" (неправильный). В солонке с С. воплощалась идея благополучия семьи. Солонка всегда должна быть полной, как и дом - полный добра, благополучия. Во мн. традициях солонка, наряду с др. утварью, входила в состав девичьего приданого. Существовали определ. правила (запреты и предписания) в использовании С.: солить еду за столом мог только хозяин, нехорошо подавать (передавать) С., нельзя обмакивать в солонку кусок хлеба (в х-ве спорости не будет); нельзя двум участникам застолья солить вместе кушанье, иначе они поссорятся. Если просыпать соль, то в этот день в доме будет ссора. Соль не рекомендовали давать в долг чужим людям, но если это случалось, давали днем, а не вечером, в четные дни недели. В то же время, посолив какой-то продукт (молоко, хлеб), его могли уже давать в долг. Особенно соблюдались запреты связанные с культом предков на передачу соли в праздничные дни; в нач. к.-л. работы, дела; при рождении ребенка; во время свадьбы - в дни, когда отдача вообще ч.-л. была невозможна.

Широко известно применение С. в обрядах, связанных с рождением ребенка, чтобы охранить мать и новорожденного от колдовства. С. использовали в привораживающей и любовной магии. Значительное место в обрядах, магии и лечении отводилось четверговой С., к-рую готовили особым образом в доме или освящали в церкви в день Великого, или Чистого, четверга - последнего четверга перед Пасхой. Особая роль четверговой С. отводилась в обрядах Егорьевского дня, во время выгона и обхода скотины. С., и особенно четверговую или освященную, использовали и при лечении всевозможных болезней. Широко известен в слав. фольклорных традициях сюжет (близкий к "Королю Лиру" У. Шекспира): на вопрос царя ко всем дочерям, как именно они любят отца, младшая отвечает, что любит его, как соль. Впоследствии он убеждается, что не может обойтись без соли, и прощает дочь.

Сольфеджио

СОЛЬФЕ́ДЖИО - 1) Учебная дисциплина по развитию муз. слуха и способности к чистому выразительному интонированию (пению). Основными формами работы в С. являются сольмизация (пение мелодий с синхронным названием звуков по мере их пропевания) в ее разных видах, в т. ч. пение по нотам незнакомых мелодий (т. н. "пение с листа"), и слуховой анализ, в т. ч. муз. диктант.

2) Сборники муз. примеров, специально предназначенных для приобретения навыка читать муз. текст.

Лит.: Карасева М. В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. М., 1999.

Сомов Конст. Анд

СО́МОВ Конст. Анд. (1869-1939) - живописец, график. Худож. образование получил в Имп. АХ в СПб. (1888-97). С 1925 постоянно жил в Париже. Один из основателей и деятельных участников худож. объединения "Мир иск-ва". Для манеры С. характерны обращения к ирреальному миру, сотканному из мотивов воспоминаний дворян. культуры, субъективная инсценировка прошлого, тоска по его невозвратимости, отказ от изображения совр. быта, мечтательность, чувственность, поэтизация хрупкой жен. красоты, затаенные тоска и одиночество, своеобразная игра в веселье, подчеркнутая театральность образов, легкая ирония, графичность изображений. Писал портреты - живописные ("Дама в голубом", 1897-1900; "Эхо прошедшего времени", 1903) и графические (В. Иванова, А. Блока, Е. Лансере и др.), картины, символически интерпретирующие придворную культуру 18 в. ("Конфиденции", 1897), галантные сцены в духе рокайльных композиций 18 в. ("Осмеянный поцелуй", 1908; "Прогулка маркизы", 1909), создавал модели галантных скульптур для Имп. фарфорового з-да. Работал как книжный график (оформление ж. "Мир иск-ва", "Золотое руно" - "Арлекин и смерть", 1903: "Золотое руно". 1903. № 11-12).

Лит.: Пружан И. Н. Конст. Сомов: Альбом. М., 1972; Конст. Анд. Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979; Журавлева Е. В. К. А. Сомов. М., 1980.

К. А. Сомов

К. А. Сомов

Сомов Орест Мих.

СО́МОВ Орест Мих. (псевд. "Порфирий Байский", "Житель Галерной гавани") (1793-1833) - прозаик, поэт, переводчик, критик, журналист. Из старинного, но обедневшего дворян. рода. С 1809 учился в Харьк. ун-те; в 1816 дебютировал как поэт в ж. "Украинский вестник". В 1817 переехал в Пб., в 1818 принят в Вольное об-во любителей словесности, наук и художеств и Вольное об-во любителей рос. словесности. Примыкая вначале к кругу А. Е. Измайлова, сблизился затем с К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым и др. писателями-декабристами, участвовал в "Полярной звезде", "Сыне отечества", "Соревнователе просвещения и благотворения". В трактате "О романтич. поэзии" (1823) выступил поборником романтич. народности, идей гражданского романтизма. В русле этого течения развивалось и поэтич. творчество С. "Песнь о Богдане Хмельницком - освободителе Малороссии", 1821; "Греция (Подражание Ардану)", 1822. Арестованный по делу декабристов, С. вскоре был освобожден за отсутствием улик, однако лишился при этом места столоначальника в правлении Рос.-америк. торговой компании, к-рое занимал в 1824-25. С этого времени становится професс. литератором - одним из первых в России: в 1826-29 сотрудничает в "Сев. пчеле", с 1827 - ближайший помощник А. А. Дельвига в издании "Сев. цветов", а в 1830-31 - и "Лит. газеты". Один из ведущих прозаиков своей эпохи, С. выступил с ист.-бытовыми, светскими и фантастич. повестями, основанными на укр. ("Малороссийская быль", "Гайдамак", 1826; "Киевские ведьмы", 1833 и др.), рус. ("Кикимора", 1829; "Роман в двух письмах", 1832 и др.) и зап.-европ. ("Почтовый дом в Шато-Тьерри", 1830 и др.) материале. В разработке укр. темы явился одним из непосредственных предшественников Н. В. Гоголя.

Сомов Осип. Ив

СО́МОВ Осип. Ив. (1815-76) - математик и механик, акад. Петерб. АН (1862). Род. в с. Отрада Клинского у. Моск. губ., в дворян. семье. Окончил в 1835 физ.-матем. ф-т Моск. ун-та со степенью канд. Преподавал в Петерб. ун-те.

Наиб. интересные результаты С. получил, развивая теорию эллиптич. функций (дал полное и строгое изложение свойств эллиптич. функций, методов их вычисления и приложений к геометрии и механике); в работах, посвящ. взаимным приложениям геометрии и механики, исследуя вопросы об ускорениях различных порядков в абсолютном и относит. движениях материальной точки, к-рые в наст. время приобретают интерес в связи с развитием теории автоматич. управления, а также вопросы, относящиеся к теории криволинейной системы координат, комбинаторной топологии (теории комплексов), геометрии масс. Ряд работ С. связан с развитием вариац. принципов механики, аналитич. механики и матем. физики, алгебры. Трижды работы С. (его магистер. и доктор. дисс. и кн. "Основания теории эллиптич. функций") удостаивались Демидовской пр. Его руководство "Теоретич. механика" являлось лучшим учебником своего времени и долгое время служило основой в преподавании теоретич. механики также и в европ. ун-тах.

Лит.: Никифорова Т. Р. О. И. Сомов. М.; Л., 1964.

Соната

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сонет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сонин Ал. Анат.

СО́НИН Ал. Анат. (род. 1935) - реж. цирка. С 1968 - гл. реж. Ленингр. цирка. Постановщик тематич. парадов-прологов и елочных представлений. Среди крупных работ: обозрение в 3-х ч. "Парад-алле" (к 100-летию Ленингр. цирка), пантомима "Руслан и Людмила" (совм. с А. Шагом, по мотивам поэмы А. С. Пушкина, 1979), цирк. спектакль "Самый радостный день" (по мотивам рассказа А. П. Чехова "Каштанка", 1984).

Сопиков Вас. Степ

СО́ПИКОВ Вас. Степ. (1765-1818) - один из основоположников рус. библиографии. Род. в г. Суздале, в купеч. семье. В юности служил приказчиком в книж. лавках моск. книгопродавцев Н. И. Полежаева и Н. И. Кольчугина. В 1788 открыл в Пб. собств. книж. торговлю, при к-рой организовал публ. "б-ку для чтения", издал ее каталог в 1800. В нач. 1790-х гг. книж. лавка С. по своим ассортименту не уступала книж. торговле И. Глазунова. С. занимался также изд. и перевод. деят-ностью. Им были изданы "Летописец" Дмитрия Ростовского (1796, в собств. пер.), "Философическая и политич. переписка рос. императрицы Екатерины II с Вольтером" (1802), "О существе знаков" Ш. Монтескье (1809) и др. В 1811 С. ликвидировал свою книж. торговлю и по предложению А. Оленина поступил в Публ. б-ку пом. библиотекаря по части рус. словесности, прослужив в этой должности до кон. жизни. Осенью 1812, когда в связи с занятием Москвы войсками Наполеона I началась эвакуация Пб., С. было поручено сохранить фонды Публ. б-ки. Более 3 тыс. пудов драгоц. книг и рукописей были сопровождены им в Петрозаводск и в полной сохранности доставлены обратно с полпути, когда для Пб. миновала опасность. С. вошел в историю рус. библиографии своим знаменитым "Опытом рос. библиографии" (1813-21. Ч. 1-5), в к-ром он впервые реализовал идею создания репертуара рус. книг. В труде С. описано 13249 книг и журналов, изд. на рус. и церк.-слав. яз. в России и за границей со времени возникновения книгопечатания до 1813, а также частично и за период с 1813 по 1818. Над этим трудом С. работал ок. 12 лет при активном содействии Евг. Болховитинова, К. Калайдовичка и В. Анастасевича, к-рые снабжали его мат-лами. С. сочетал в "Опыте" науч.-библ. задачи с воспитат.-образовательными. Он раскрывал псевдонимы и анонимы, устанавливал яз. оригинала переводных книг, отмечал рецензии на книги, давал критич. аннотации, иногда сопровождая их пространными выписками из книг.

Лит.: Берков П. Н. Идеологическая позиция В. С. Сопикова в "Опыте российской библиографии" // Сов. библ. 1933. Вып. 1-3; Сокурова М. В. Общие библиографии русских книг гражданской печати, 1708-1955. Л., 1956; Неопубликованные материалы, связанные с жизнью и деятельностью (основоположника русской библиографии) В. С. Сопикова / Публ. В. П. Козлова, А. Д. Эйхенгольца // Сов. библ. 1973. № 60.

Предыдущая страница Следующая страница