Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 11, "СОП"-"СПА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 11, "СОП"-"СПА")

Сопрано

СОПРА́НО (от итал. sopra - над, сверху) - самый высокий женский голос. Среди выдающихся обладательниц С. - А. Патти, А. В. Нежданова, Н. И. Забела-Врубель, В. В. Барсова, М. Каллас, Э. К. Павловская, Г. П. Вишневская. В редчайших случаях С. встречается и у мужчин - не кастратов (О. Рябец).

Сор

СОР - в нар. представлениях является одним из воплощений идеи жизни, важнейшей характеристикой человеч. мира, в отличие от потустороннего. Непосредств. связан с представлениями об индивид. и коллективной доле. Этим обусловлены особые правила обращения с С.: мести С. следовало от дверей к красному углу; для его захоронения отводилось спец. место, куда не могла ступить нога чел. или животного. Наряду, напр., с огнем очага, С. - символ дома. Поэтому при переходе в новый дом брали с собой горсть С. из старого жилища. В нек-рых р-нах России обряд "переселения домового" состоял в том, что насыпали в лапоть С. прежнего дома и перевозили его в новый.

Сорока

СОРО́КА - праздничный жен. головной убор, особо выкроенный, обязательно украш. вышивкою ткани, к-рый надевался поверх рогатой кибалки. Состоит из большого кол-ва (8-14) отдельных частей, достаточно тяжелый. С. называли весь головной убор или только его верхнюю часть. Сначала надевается кичка, или рожки (т. е. кибалка), к-рая кладется на косы, после кички надевается увязка - "коса" из толстых шелковых нитей, с кистями на концах, спускающаяся на спину. Сзади надевается позатылень, а затем собственно С. (вроде шапки). Затем надевали макушки - короткие и широкие ленты, пришиваемые к узенькой ленточке (планочке). Все перечисл. части головного убора укреплялись красным шелковым платком, свитым в виде жгута. Справа под платок затыкают цветок (из гаруса, шелка и перьев), а на щеки спускают кольцеобразные утиные перья (косицы, пейсики), заткнутые под головной убор. В разных местностях степень сшитости частей С. не одинакова. Они колеблются от совершенно развернутого покроя до полной шапочки, к-рую обычно называют уже кокошником. С., имевшая широкое распространение, дольше сохранилась на Ю. России, на Сев. же она была заменена кокошником. Впервые С. надевали на женщину во время свадьбы, после венчания. Свадебную С. молодая женщина носила лишь 2-3 года, надевая в самые большие календарные и семейные праздники. Кол-во украшений, качество материала, узор очелья менялись в завис. от того, предназначалась ли С. для большого праздника или для будней, для ношения в Великий пост, для послеродового периода. Кол-во украшений на С. уменьшалось соответственно возрасту. Горевые С. вышивали белым цветом. Их носили вдовы в период траура. Очелья старушечьих С. вышивали косым стежком без просветов фона.

Сорока Григ. Вас.

СОРО́КА Григ. Вас. (1823-64) - живописец, предст. венециановской школы. Род. в д. Покровское Вышневолоцкого у. Тверской губ., в семье крепостных. В 1841 был переведен помещиком Н. П. Милюковым в имение Островки. Работал садовником. В 1842-47 учился у А. Г. Венецианова. В 1843-44 создал сер. пейзажей имения Спасское-Лепехино Тамбовской губ. В пейзажах худож. тяготеет к ритмич., спокойным, почти классич. повторам, изображает красоту умиротвор., дружеств. человеку природы, передает атмосферу затаенной тишины. Портретам и жанровым сценам присуще пристальное внимание к деталям, индивидуализация персонажа, а также замкнутость, статичность композиции. Золотисто-коричневые тона подчеркивают скрытую меланхолию, пронизывающую полотна С. ("Рыбаки. Вид на озеро Молдино", портрет Е. Н. Милюковой, оба - 40-е гг.; "Кабинет в Островках", 1844). Получил свободу во время реформы 1861. В результате конфликта с помещиком был арестован, вероятно, присужден к телесному наказанию. Покончил с собой.

Лит.: Г. Сорока: Альбом. М., 1970; Обухов В. М. Григорий Сорока. М., 1982; Островский Г. С. Григорий Сорока. СПб., 1993.

Сорокина Мария Сер.

СОРО́КИНА Мария Сер. (1911-48) - артистка балета. В 1923-25 училась в Моск. хореогр. уч-ще, в 1925-29 на хореогр. отд. Техникума им. Луначарского (кл. А. Мессерера). В 1929-32 артистка Моск. драм. балета под рук-вом Н. Греминой. С 1932 в труппе Моск. худож. балета под рук-вом В. Кригер, в 1939 вошедшего в состав Моск. Муз. т-ра. Первая исполнительница партий Земфиры ("Цыганы"), Солохи ("Ночь перед Рождеством"), Мельничихи ("Треуголка"), Анны Пейдж ("Виндзорские проказницы"), Франчески ("Франческа да Римини"), Лолы ("Лола"). Среди др. ее ролей: Тао Хоа ("Красный мак"), Медора ("Корсар"), Лиза ("Соперницы"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"). Наделенная большим драм. талантом, сценич. обаянием, виртуозной техникой, С. сформировалась в актрису трагич. мироощущения. Вершиной ее творчества стал образ свободолюбивой испанки Лолы, воплощенный балериной во время войны.

Сорокина Нина Ив

СОРО́КИНА Нина Ив. (род. 1942) - артистка балета и педагог. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1961 (кл. С. Головкиной). В 1961-88 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Девушка ("Геологи"), Избранница ("Весна священная"), Китти ("Анна Каренина"), Девушка ("Икар"), Редисочка ("Чипполино"). Среди др. ее ролей: Жанна ("Пламя Парижа"), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Анастасия ("Иван Грозный"), Шура Азарова ("Гусарская баллада"), Геро ("Любовью за любовь"), Лауренсия ("Лауренсия"), Маша ("Щелкунчик"), Асель ("Асель"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"). Снималась в ориг. телебалете "Озорные частушки" и телефильме-концерте "Хореогр. новеллы". Индивидуальности С. был особенно близок язык совр. хореографии и образы, полные внутр. драматизма. Четкий рисунок ее виртуозного танца казался тревожным, заостренно-угловатым, лишенным полутонов и гармонич. спокойствия. Героини С. мужественно преодолевали все выпавшие на их долю испытания, но редко оказывались победительницами. С 1989 педагог-репетитор гастрольно-концертной труппы "Звезды Большого".

Н. И. Сорокина в роли Асель из одноименного балета

Н. И. Сорокина в роли Асель из одноименного балета

Сорочинские горы

СОРО́ЧИНСКИЕ ГО́РЫ - былинный топоним, не имеющий реальной геогр. привязки. В былинах фигурируют как находящиеся за пределами Рус. земли, в "чужом" мире, как места обитания фантастич. враждебных существ и заточения пленников (в С. Г. Добрыня бьется со Змеем, топчет "змеевичей" и освобождает из пещер людей), наделенные таинств. грозной силой (на С. Г. гибнет Василий Буслаев, нарушивший запреты). С. Г. связаны с общеслав. мифологич. представлениями о горах в "ином" мире. Эпитет "сорочинский", вероятно, искаж. "сарацинский". В обеих формах прилагается в былинах к разным предметам.

Сосины

СО́СИНЫ - семья цирковых артистов, акробатов. Иос. Ефр. (1867-1910) - акробат-прыгун, соло-клоун. С 6 лет - ученик в труппе акробатов из Италии, с к-рыми уехал за границу. Выступал под псевдонимом Алеша Сосин. Гастролировал во мн. странах Европы. Был победителем многочисл. конкурсов прыгунов, проводившихся в цирках. Исполнитель сложнейших комбинаций прыжковой акробатики. Первым в мире исполнил двойное сальто в партере. С конца 80-х гг. 19 в. выступал как соло-клоун. В цирке работали дети Иос. Ефр. С. - исполнители большого группового акробатич. номера "В ресторане" (1911). Затем работал с семьей и порознь.

Ал. Иос. (1893-1978) - сын И. Е. С., акробат-прыгун, клоун. В 1914 повторил рекордную прыжковую комбинацию отца: рондад - флик-фляк - двойное сальто. В 1925-28 выступал в крупнейших цирках Европы. По возвращении на родину работал как акробат-эксцентрик и клоун.

Сераф. Иос. (1895-1991) - акробатка. Считалась сильнейшим цирковым прыгуном-акробатом среди женщин. В течение ряда лет была преподавателем акробатики в Гос. уч-ще цирк. иск-ва.

Лит.: Сосин А., Лободин М. Люди-мячики. Л.; М., 1960.

Сословия

СОСЛО́ВИЯ - соц.-правовые группы подданных, своим юрид. положением к.-л. определенным образом отличающихся от остального нас.; при этом отличия передаются по наследству. В законодательстве Рос. империи кон. 19 - нач. 20 в. понятию С. соответствовал термин "состояние". Согласно одной из науч. гипотез, именно Судебник 1497 положил начало оформлению общерос. С., а в дальнейшем - и сословной монархии. Но, строго говоря, С. - это корпорации, имевшие свой собственный регламент, не дававшийся властью "сверху", а вырабатывавшийся самостоятельно самой группой на принципах согласия и самоуправления. Исходя из этой дефиниции, в 15-16 вв. в России С. не сложились (за исключением, вероятно, дух. С.). Собственно говоря, С. не сложились и в 17 в. - существовали лишь разл. категории свободного и зависимого населения, без различия состояний подчинявшегося формуле отношений, характеризуемой выражением "все подданные - государевы холопы". Только 18 в. стал в России временем окончательного оформления С. и сословной монархии. Постепенно стирались юрид. перегородки внутри каждой из категорий господствовавшей и зависимой частей нас. - феодалов и крестьян. Сословный строй покоился на реформах Екатерины II, закрепившей права С. в ряде законодат. актов (указы о подушной подати, жалованные грамоты дворянству и городам и т. п.). К "неподатным" привилегиров. С. были отнесены духовенство, дворянство, верх. слои купечества. К податным - мещане и крестьяне. Несмотря на эволюцию обществ. и экон. отношений в связи с развитием капитализма, С. в России сохранились до нач. 20 в. и были окончательно отменены декретом СНК от 10 нояб. 1917.

Сосницкий Ив. Ив

СОСНИ́ЦКИЙ Ив. Ив. (1794-1871/72) - актер и театр. деятель. Окончил в 1811 Петерб. театр. уч-ще, ученик Ш. Дидло и И. Дмитревского. Будучи воспитанником, выступал в балет. и драматич. спектаклях, с 1812 - в труппе Петерб., затем Александрин. т-ра (до 1867). Выступал также в "Молодой труппе", где готовил роли с А. Шаховским. Хорошие внеш. данные, великолепные манеры и декламац. иск-во проявились в ролях молодых любовников и светских франтов. Легкостью и веселостью отличаются комедийные роли С. Актер нередко пользовался имитацией и пародией для создания узнаваемых персонажей, прекрасно владел иск-вом грима. "Портретный" метод дал ему возможность органично воспринять как классицистскую драматургию, так и пьесы "натуральной школы". С. принадлежал к актерам, тонко чувствующим стиль пьесы и обладавшим высочайшим уровнем мастерства, что позволяло ему выступать в разнохаракт. и разножанровых ролях, среди к-рых: Чацкий, Загорецкий, Репетилов, Фамусов ("Горе от ума"), Арист ("Молодые супруги" А. С. Грибоедова), Ольгин ("Урок кокеткам, или Липецкие воды"), Радугин ("Пустодумы"), Вольтер ("Ты и Вы, Вольтерово послание, или Шестьдесят лет антракта" А. А. Шаховского), Звонов ("Говорун") и Альнаскаров ("Воздушные замки" Н. И. Хмельницкого), Ленский ("Притворная неверность" Грибоедова и А. А. Жандра), Любим ("Своя семья, или Замужняя невеста" Шаховского, Хмельницкого и Грибоедова), Городничий ("Ревизор") и Кочкарев ("Женитьба" Н. В. Гоголя), Тредиаков-ский ("Ломоносов") и Бранд ("Девушка русского флота" Н. А. Полевого), Лессинг ("Иоанн-Антон Лейзвиц" Н. В. Кукольника), Балагаев ("Завтрак у предводителя" И. С. Тургенева), Аксенов ("Кузьма Минин" А. Н. Островского), Полоний ("Гамлет" У. Шекспира), Дон Жуан ("Дон Жуан" Ж. Б. Мольера), Альмавива и Фигаро ("Свадьба Фигаро" П. Бомарше), Кальб ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Соломон ("Кин, или Гений и беспутство" А. Дюма) и др. Помимо актерской деят-ности С. был гл. реж. Петерб. драм. труппы (с 1837), занимался пед. деят-ностью, заметно влиял на репертуарную политику Александринского т-ра.

Софиевка

СОФИ́ЕВКА - дендрологич. парк, рас-полож. в г. Умань. Заложен гр. Ф. Потоцким и назван в честь его жены Софии. Стр-во велось с 1796 под рук-вом воен. инж. Л. Метцеля. Для создания живописных ландшафтов использованы как естеств. русло р. Каменка, так и искусственно сооруженные каналы, гроты, водопады. Торжественное открытие состоялось в мае 1802.

Пленительными парковыми ландшафтами и арх. сооружениями С. восхищались А. С. Пушкин и Т. Г. Шевченко, С. воспета в поэме С. Трембецкого (1806). И сейчас парк заслуженно называют "жемчужиной Украины". В 1832 имение передано в казну, затем переходит во владение жены Николая I Александры Федоровны, с 1836 - в ведении администрации Уманского воен. поселения, с 1859 становится базой Гл. уч-ща садоводства, когда парк стал расширяться и увеличилось число экзотич. растений. С 1929 объявлен гос. заповедником республ. значения, а с 1955 находится в ведении АН Украины. Парк сильно поврежден во время 2-й мир. войны. Сейчас восстановлены и зеленые насаждения, и парковые арх. сооружения. Пл. заповедника 152 га. В ботан. коллекциях насчитывается более тысячи таксономич. единиц. При заповеднике имеются гербарий и б-ка.

Софиология в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Софит

СОФИ́Т (от итал. soffitto - потолок) - видимая снизу поверхность арх. детали (арки, карниза, потолочной балки и др.), часто декоративно оформленная.

София

СОФИ́Я - город близ Царскосельской резиденции Екатерины II, основан в 1780 как программный идеальный город, что отразилось в его имени и посвящении городского собора во имя св. Софии Премудрости Божией. Воплощает идею просвещенной филос. монархии и одновременно соотносится с гл. храмами Константинополя и крупнейших культурных центров Др. Руси (Киев, Новгород и др.), культурно-исторически выражая по-литич. претензии России на Новорос-сию и Константинополь. Имя О, противопоставленное германоязычной петровской топонимике Ингерманландии, стоит в ряду подчеркнуто семиотичной греч. и слав. топонимики Новороссии (Екатеринослав, Херсон, Севастополь, Николаев и др.) - территории, некогда бывшей под властью крестителя Руси кн. Владимира Святого и возвращенной Екатериной II под скипетр рос. царей. Эта ист. связь отразилась в учреждении ею ордена св. кн. Владимира в 1782, в канун окончательного присоединения Тавриды к России; собор св. Софии был храмом этого ордена. Пространственно собор соотносится с памятниками побед в рус.-турецких войнах, поставленными в Екатерининском парке. С. оказалась своего рода "потемкинской деревней": были построены только величественный собор (арх. Ч. Камерон, 1782-88; архитектура отдаленно сходна с С. Константинопольской) и грандиозный скотный двор, в к-ром расположились присутственные места. В 1808 С. как город был упразднен и включен в г. Царское Село. Территория С. была занята военным полем и казармами, собор св. Софии с 1817 стал храмом Гусарского полка, в к-ром служил П. Я. Чаадаев.

София Вологодская

СОФИ́Я ВОЛОГО́ДСКАЯ - Софийский собор в Вологде (время постройки 1568-70), крестово-купольного типа, кубич. формы, 3-апсидный, 5-купольный. Строился по заказу Ивана Грозного в связи с его намерением перенести в Вологду столицу, как воплощение преемственности от Константинополя и Киева, противопоставленное Москве. В качестве образца был взят Успенский собор Моск. Кремля. Фасады храма лишены декора, кроме лопаток и закомар, соответствующих трехчастному делению храма; компактный объем выглядит сурово и внушительно. С. В. - характерный образец городского собора 16 в. Внутри расписан в 1686-88 ярослав. мастерами во главе с Д. Г. Плехановым. К Ю.-З. от собора расположена 8-гранная колокольня (1654-59, верх. часть - 2-я пол. 19 в., с эл-ми псевдоготики).

София Киевская

СОФИ́Я КИ́ЕВСКАЯ - Софийский собор в Киеве, созданный в правление кн. Ярослава Мудрого (впоследствии измененный), 5-нефный крестово-купольный храм (37×55 м), с 13-ю куполами (главный, с 12-оконным барабаном - над пересечением центр. нефов, и группы 12 малых куполов на углах храма, по четыре с З. и по 2 с В.), окруженный с 3., Ю. и С. галереями с открытыми аркадами, с двухцветным фасадом и многочисл. оконными проемами и арками, фланкированный с 3. двумя башнями с шатровыми позолоч. верхами. На хорах во время богослужения находился вел. князь с приближенными, в торжеств. случаях принимал здесь послов; у стен С. К. собиралось вече, а в храме проводилось "посажение на стол" князя. Посвящение храма Софии Премудрости Божией олицетворяло идею целесообразного жизнеустройства - от человеч. жилища до мироздания - в дух. смысле и подчеркивало значение Киева как соперника Константинополя - в политич. Идея иерархии выразилась как в соподчиненности объемов храма, нарастающих к центр. главе, так и в интерьере, где второстепенные ячейки подчинены подкупольному пространству, а также в расположении мозаик (в подкупольном пространстве и апсиде) и фресок (на стенах напротив центр. апсиды, на уровне хоров, сохранились частично). В апсиде мозаика "Богоматерь Оранта" олицетворяет "Церковь земную"; она господствует в церк. пространстве вместе с "Пантократором" в куполе, перед к-рым Богоматерь предстательствует за грехи человечества. Полуфигура Христа, заключенная в медальон, окружена свитой из 4-х архангелов. Между окнами барабана изображены апостолы (сохранилась полуфигура Павла), в парусах - евангелисты. Над триумф. аркой - "Деисус", на столбах, ее несущих, - архангел Гавриил и Богоматерь; в центр. апсиде - "Евхаристия", под ней - святительский чин, на подкупольных арках - 40 медальонов с мучениками (уцелело 15). В 17 в. С. К. приобрела внеш. облик, соответствующий стилю т. н. "украинского барокко". Арх.-археол. работы в соборе велись под рук-вом М. К. Каргера в 1940-50-е гг. С. К. - самый большой храм домонгольского времени. Под воздействием ее архитектуры строились в сер. 11 в. одноименные храмы Новгорода и Полоцка.

София Киевская

София Киевская

София Новгородская

СОФИ́Я НОВГОРО́ДСКАЯ - Софийский собор в Новгороде, сооруж. в 1045-50, в правление сына Ярослава Мудрого, кн. Владимира, 5-нефный крестово-купольный храм с широкими хорами и галереей, по плану схожий с Софией Киевской, но проще прототипа: 1 галерея и 1 башня, ветви "креста" заканчиваются двухпролетной аркадой, а не трехпролетной, 5 глав, а не 13. В то же время благодаря компактности расположения глав, большим плоскостям стен с сильно выступающими, наподобие контрфорсов, лопатками, небольшим узким проемам, замкнутости галерей архитектура храма несет печать чисто новгородского своеобразия. Собор сооружен при участии киевских мастеров в Детинце, вместо сгоревшей дубовой Софии (989), как княж. и общегор. храм. Интерьер С. Н. украшен фресками; сохранился фрагмент росписи сер. 11 в. (в Мартирьевской паперти) - изображение равноапостольных Константина и Елены. Купольная роспись "Вседержитель" погибла во время 2-й мир. войны. В центральном барабане сохранились изображения пророков (1108), иконостас выполнен по полному чину. Сохранились иконы праздничного ряда, написанные в 40-е гг. 14 в. Декорат.-прикладное иск-во представлено бронзовыми дверями 11, 12 и 14 вв., резными царскими и митрополичьими местами (16 в.), бронзовым паникадилом и т. д. С. Н. - гл. храм вечевой республики. Его архитектура оказала решающее влияние на формирование новгородской школы зодчества. Собор стал олицетворением и дух. средоточием города.

София Новгородская

София Новгородская

София Полоцкая

СОФИ́Я ПО́ЛОЦКАЯ - Софийский собор в Полоцке, построен при кн. Всеславе в сер. 11 в. вслед за одноименными храмами Киева и Новгорода. По структуре плана храм ближе Новгородскому собору, а по технике кладки - Киевскому. От древнего здания сохранилась вост. стена с тремя гранеными апсидами, часть зап. стены и нижние части стен и столбов, открытых при ремонте храма в нач. 20 в. Раскопки 1975-80 выявили остатки лестничной башни у сев.-зап. угла и зап. галереи. Основной объем храма был строго центричен, его внутр. пространство членилось кре-щатыми столбами на пять нефов, причем боковые нефы в вост. половине храма были отделены от центр. части глухими стенами, а со стороны подку-польного квадрата двойными арками. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами. Раскопками выявлены остатки княж. усыпальницы у юго-вост. угла основного объема и других пристроек домонг. времени. В центр. апсиде и др. местах сохранились фрагменты фресковой росписи. Мозаичного убранства храм не имел. Архитектура храма сыграла важную роль в становлении полоцкой школы зодчества 11-13 вв.

Софронов Анат. Вл

СОФРО́НОВ Анат. Вл. (1911-90) - драматург, поэт. Герой Соц. Труда (1981). Род. в Минске, был рабочим, закончил лит. ф-т Ростовского педагог. ин-та (1937). Лит. деят-ность начал как поэт (1934), является автором популярных песен "Шумел сурово брянский лес", "Расцвела сирень", "Как у дуба старого" и др. В годы Вел. Отеч. войны был фронтовым корр. "Известий".

В драматургии начинал как либреттист (в соавторстве) муз. комедий "Соловьиный сад", "Искатели сокровищ", "Девушки из Барселоны" и др. Первая пьеса С. - "В одном городе" (1948) - патетичное повествование о послевоенном восстановлении села. Прямолинейная назидательность присуща таким пьесам С., как "Московский характер" (1948), "Сердце не прощает" (1955), "Судьба-индейка" (1964), "Сын" (1965), "Ураган" (1972), "Катаракта" (1982), "Взятки не гладки" (1985) и др. В них возникали узнаваемые образцы "простых" тружеников, типические ситуации столкновения "отцов и детей", негодование по поводу мещанской идеологии отдельных граждан. Стремление идти в ногу с партийными установками, запрограммированность конфликта, тенденциозность и сглаживание жизненных противоречий - все это выразилось в комедиях С. "Миллион за улыбку" (1959), "Старым казачьим способом" (1974).

Широкой популярностью пользовалась комедия "Стряпуха" (1959); в ее продолжениях: "Стряпуха замужем" (1961), "Павлина" (1964) и "Стряпуха-бабушка" (1978) герои превратились в апологетов социалистич. строя и прекрасной жизни сов. крестьянства. В 1953-86 - ред. ж. "Огонек".

Софья Алексеевна

СО́ФЬЯ АЛЕКСЕ́ЕВНА (1657-1704) - царевна, 3-я дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской, сводная сестра Петра I. Отличалась умом, образованностью, красноречием, энергией и честолюбием. Ученица Симеона Полоцкого. В 1682 после смерти Федора Алексеевича царем стал Петр I. Партия Милославских во гл. с С. А., воспользовавшись стрелецким восст., разгромила приверженцев Нарышкиных и захватила власть. Царями провозгласили Ивана V Алексеевича ("первый царь") и Петра I, а С. А. объявили правительницей при малолетних государях. Осенью 1682 С. А. подавила выступление стрельцов, казнила их рук. кн. И. А. Хованского. Опираясь на своих фаворитов, кн. В. В. Голицына и Ф. Л. Шакловитого, она управляла "с прилежностью и правосудием" (Б. И. Куракин), стремилась к просвещению зап.-рус. (укр.) и польск. типа. Вступив в борьбу за власть с подраставшим Петром, С. А. стала именовать себя "государыней" и собиралась венчаться царским венцом, но не получила поддержки у стрельцов, дворян и патриарха. Осенью 1689 Петр и его сторонники одержали победу. С. А. заточили в Новодевичий мон. в Москве. В 1698 восставшие стрельцы вновь собирались звать ее на правление. После подавления стрелецкого восст. С. А. постригли в монахини под именем Сусанны. С. М. Соловьев назвал ее "богатырь-царевной", примером "ист. женщины, освободившейся из терема, но не вынесшей из него нравств. сдержек и не нашедшей их в об-ве".

Царевна Софья. Гравюра А. Афанасьева. 1777

Царевна Софья. Гравюра А. Афанасьева. 1777

Софья Фоминишна

СО́ФЬЯ ФОМИ́НИШНА (Зоя Палеолог) - (ум. 1503) - вел. княгиня, 2-я жена Ивана III (с 1472). Племянница последнего визант. имп. Константина XI, дочь деспота (правителя) Мореи, С. воспитывалась в Риме при папском дворе. Путем брака С. папская курия рассчитывала добиться церк.-полит. влияния на Руси, однако миссия кардинала Бонумбре, сопровождавшего С. в Москву, потерпела неудачу. С. имела 5 сыновей (ст. - будущий Василий III) и неск. дочерей (из них Елена выдана замуж за вел. кн. Александра Литовского, будущего короля Польши в 1501-06). Вопреки распространенному мнению, о влиянии ее на политику Рус. гос-ва нет достоверных данных. Гораздо большую роль она играла в династич. борьбе, поддерживая права своего сына против внука Ивана III от первого брака, за что временно подверглась опале. С. была непопулярна в консервативно настроенных кругах, обвинявших "римлянку" в введении новых порядков при Моск. дворе.

Социологический институт

СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т - первое проф. иссл. учреждение, возникшее в 1919 в Пг. из Социо-библиогр. ин-та, к-рый был нацелен на узко-библиогр. изыскания. Науч. планы С. И. стали более широкими и комплексными, охватывая след. разделы: 1) Изучение структуры об-ва. По инициативе и под рук-вом П. Сорокина были проведены анкетные иссл. "уровня жизни" и соц. перегруппировки населения Пг. за годы войны и рев-ции, им прочитан курс лекций "Социальная аналитика и механика". Позднее эти материалы были им использованы при создании теорий соц. стратификации и мобильности. 2) История социологич. мысли. Были прочитаны "циклы лекций для специалистов": Н. Гредескулом "История социологич. учений", А. Гризетти "История рус. социологии"; молодые ученые-марксисты П. Серебряков и С. Оранский выступили с лекциями о социол. взглядах В. Зомбарта и М. Вебера; Сорокиным был переведен и подготовлен к печати ряд социол. соч. (Э. Росс и др.), составлен сводный каталог мир. литры по социологии. 3) Информац. и методологич. обеспечение высокого качества проводимых в стране социол. иссл., проф. обучение. К. Тахтарев и Сорокин подготовили программу по социологии, в к-рой приводились планы их собств. курсов в сопоставлении с зап. курсами. Как представитель С. И. Сорокин пытался организовать летние курсы для социологов др. городов, для их обучения и обмена опытом, но власти его не поддержали. По мере политизации науч. деят-ности и введения гос. контроля над ней деят-ность учреждений типа С. И. сворачивалась. Вновь сходное по смыслу учреждение было создано в 1968 под назв. "Институт социологических исследований", в 1972 переименованное в Ин-т социологии АН СССР.

Социологическое общество имени М. М. Ковалевского

СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО И́МЕНИ М. М. КОВАЛЕ́ВСКОГО - добровольная науч. ассоциация, организ. в Пг. весной 1916 по аналогии с об-вами, уже созд. в Германии, Франции, США. Оно объединяло видных представителей как обществ. наук, так и смежных с ними - биологии, физиологии. Пред. был избран акад. А. Лаппо-Данилевский, чл. бюро - П. Сорокин и К. Тахтарев, индивидуальными чл. стали Л. Петражицкий, М. Туган-Барановский, П. Милюков, И. Карев, И. Павлов, В. Бехтерев и др., всего б. 70 чел. Согласно уставу об-во имело задачей разработку вопросов социологии, науч. их пропаганду, знакомство с социологией др. стран, в т. ч. участие в междунар. конгрессах. В дальнейшем предполагалось расширение орг. деят-ности на др. ун-тские гор., др. страны. Чл. об-ва связывали "тесные узы социологич. товарищества", науч. устремления, "долгое умственное общение и великодушие дружеского отношения" (Тахтарев). Но фактически, после неск. чисто орг. собраний, на к-рых был выслушан ряд докладов (самым значительным из к-рых был доклад Сорокина о совр. буржуазной социологии), оно перестало функционировать из-за неблагоприятных обстоятельств воен. и рев. времени, смертей, болезней и отъездов мн. ее чл. В 1958 идея подобного об-ва воскресла под др. названием - Сов. социологич. ассоциация.

Социология русская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сочельник

СОЧЕ́ЛЬНИК (сочевник) - канун церк. праздников Рождества Христова и Крещения. В С. принято особенно строго соблюдать пост. Существовал обычай употреблять в пищу в эти дни сочиво - зерна злаков, замоченные в воде.

Союз

СОЮ́З - служебная неизменяемая часть речи, выражающая синтаксич. отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями в тексте: Приду не завтра, а послезавтра; Я хочу, чтобы мне помогли. По синтаксич. свойствам С. делятся на сочинительные (и, а, но, или) и подчинительные (что, как, если, потому что). Сочинит. С. указывают на смысловую самостоятельность и однотипность связываемых компонентов. По значению они обычно подразделяются на соединит. (и, да, как... так и), противит. (а, но) и разделит. (или, либо, то ... то). Существуют б. дробные классификации сочинит. С Сочинит. С. с наиб. обобщенным значением часто употребляются в сочетании с наречиями, модальными словами и частицами, конкретизирующими выражаемые ими отношения: а потому, и поэтому, а следовательно, а значит, и тем не менее, но все же. Подчинит. С. используются для выражения зависимости одного связываемого компонента от другого. По значению они делятся на неск. групп: изъяснит. (что, чтобы), временные (когда, пока, после того как), сравнит. (чем, словно), причинные (потому что, так как), целевые (чтобы), условные (если), уступит. (хотя, несмотрянато что) и др.

По своему строению С. делятся на простые (однословные) и составные (неоднословные). Среди простых С различаются непроизводные, имеющие элементарную структуру и состоящие преим. из одного слога (а, и, но, или), и производные, сохраняющие слово-образоват. связи со словами знаменат. частей речи (как, что, потому, чем). Составные С. представляют собой сочетания простых С. с предлогами, наречиями, местоимениями и частицами: благодаря тому что, вместо того что, а то и, в то время как, тем более что, так что, прежде чем, тем не менее, до тех пор пока не и др.

В зависимости от числа занимаемых в предложении позиций различаются: одиночные (одноместные) С., употребляемые при одном из соединяемых компонентов: но, зато, тем не менее, вопреки тому что; двойные (парные) С., образуемые соединением двух несовпадающих элементов, один из к-рых располагается в первом связываемом компоненте, а другой - во втором: чем... тем, поскольку... постольку, как... так и, не только... но и; повторяющиеся С., если один и тот же С. воспроизводится при каждом из компонентов, представляющих собой открытый ряд: и... и... и, ли... ли... ли, то... то... то.

По функции в предложении к С. могут быть близки нек-рые наречия, частицы и модальные слова: вдобавок, ведь, следовательно, конечно. но, должно быть. если; ср.: То было, может быть, давно, А может быть, совсем недавно (И. Северянин).

Лит.: Прияткина А. Ф. Об отличии союза от других связующих слов // Рус. яз. в школе. 1977. № 4; Ширяев Е. Н. Дифференциация сочинительных и подчинительных союзов на синтаксич. основе // Филол. науки. 1980. № 2; Санников В. З. Рус. сочинительные конструкции: Семантика. Прагматика. Синтаксис. М., 1989.

"Союз молодежи"

"СОЮ́З МОЛОДЕ́ЖИ" - об-во художников, писателей, артистов разных направлений (сезаннисты, кубисты, футуристы, беспредметники), основано в 1910 в Пб., существовало до 1917. "С. М." не имел определ. программы, особое внимание уделялось разработке формальных основ живописи. В выставках "С. М." принимали участие чл. "Бубнового валета", "Ослиного хвоста". В 1913 в состав "С. М." вошла большая группа писателей и поэтов (В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро и др.). "С. М." издавал ж., организовал 7 выставок, осуществил театр. постановки: "Победа над солнцем" (музыка М. Матюшина, декорации К. Малевича, либр. А. Крученых и В. Хлебникова) и др. Члены об-ва - Ю. Анненков, В. Бурлюк, Д. Бурлюк, И. Клюн, Л. Жевержеев (пред.), Малевич, Матюшин, О. Розанова, Н. Тырса, В. Татлин, П. Филонов, М. Шагал и др.

Союз русских художников

СОЮ́З РУ́ССКИХ ХУДО́ЖНИКОВ - худож. объединение, существовало в 1903-23. Создано членами Т-ва передвижных худож. выставок и "Мира иск-ва", участниками 2 совм. выставок "36 художников" (1901-02). В деят-ности С. Р. Х. принимали участие моск. (А. Архипов, А. Васнецов, С. Иванов, К. Коровин, С. Малютин, А. Рылов, К. Юон и др.) и петерб. (А. Бенуа, М. Добужинский, К. Сомов и др.) живописцы. Худож., ориентировавшиеся на творчество В. Поленова, И. Левитана, В. Серова, внесли в рус. пейзажную живопись напряженную эмоциональность восприятия природы, а также жанровые черты. В произв. Архипова, Коровина, В. Пе-реплетчикова получила дальнейшее развитие тема рус. нац. пейзажа, рус. деревни. Ярко выраженным нац. характером отличаются ист. работы Васнецова, Иванова, А. Рябушкина, портреты Ф. Малявина. Рус. дерев. зодчеству посвящены произв. Н. Рериха, К. Юона. Для творчества большинства членов С. Р. Х. характерно светлое, жизнеутверждающее восприятие мира. Нек-рые работы отмечены определ. тяготением к импрессионизму, декоративностью живописной манеры. В 1910 из С. Р. Х. вышла группа петерб. художников. С. Р. Х. было организовано 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Казани; велась большая пед. деят-ность.

Союзные слова

СОЮ́ЗНЫЕ СЛОВА́ - относит. местоименные слова (собственно местоимения и местоименные наречия), служащие, подобно союзам, средством связи между частями сложноподчиненного предложения и одноврем. выполняющие роль члена предложения в придаточной части: Скажи, кто твой друг; Нет другой такой деревни, где бы так пели. Помимо этого, С. С. могут выполнять анафорич. (отсылочно-заместит.) функцию, отсылая к чему-то уже упоминавшемуся в гл. предложении: По пути он расхваливал город, в к-ром он теперь живет. В этом случае изменяемое С. С. имеет двойную - семантич. и синтаксич. связь: в числе и роде оно согласуется с определяемым существительным в гл. предложении, а форма падежа зависит от сказуемого придаточного предложения.

Некоторые С. С. (что, когда, как) омонимичны союзам. Их разграничение в этом случае основывается на различии синтаксич. свойств С. С. и союзов: Я не знаю, что (С. С. дополнение) он там делает - Я сказал ему, что (союз) он напрасно это делает; Никто не знает, когда (С. С. обстоятельство времени) мы увидимся - Мы обрадовались, когда (союз) начался лес.

По своим синтаксич. свойствам к С. С. близки соотносительные местоименные слова тот, такой, там, столько и др., к-рые, занимая место члена гл. предложения, указывают на то, что его конкретное содержание раскрывается в придаточном предложении: Он думал о том, что завтра будет хорошая погода.

Лит.: Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Совр. рус. язык: Синтаксис сложного предложения. М., 1977; Рус. грамматика: В 2 т. М., 1980; Юрченко В. С. Приемы разграничения омонимичных союзов и союзов слов // Рус. яз. в школе. 1988. № 2.

Спаса на Ильине церковь

СПАСА НА ИЛЬИНЕ́ ЦЕ́РКОВЬ - храм Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построен в 1374 и расписан "повелением боярина Василия Даниловича"; в плане прямоугольный, 4-столпный, одноапсидный и одноглавый; изначальное полопа-стное покрытие заменено в 16 в. 8-скатным. По решению напоминает ц. Федора Стратилата, но декорирован значительно разнообразнее: ниши с полукруглыми завершениями, розетки, резные кресты разнообр. форм и др. Частично сохранились фрески Феофана Грека (в барабане, куполе, Троицком приделе и др.), исполненные в 1378. В храме до сер. 15 в. хранилась чудотворная икона "Богоматерь-Знамение", по преданию спасшая город от нашествия суздальцев в 1170. Один из самых совершенных пам. новгородской школы архитектуры.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Спаса на Нередице церковь

СПА́СА НА НЕРЕ́ДИЦЕ ЦЕ́РКОВЬ - последний княж. храм в Новгороде, заложенный в 1198 на средства кн. Ярослава Владимировича в мон. близ его резиденции. Кубический крестово-купольный храм, 4-столпный, однокупольный, 3-апсидный, с хорами; толстые стены с неровными плоскостями, скошенные углы, простая объемно-пространств. структура придают церкви характерные для новгородской школы пластичность и монументальность. Храм был разрушен в 1941. При этом погиб уникальный фресковый ансамбль, созданный в 1199. Сохранились фрагменты первоначальной росписи в центр. апсиде, дьяконнике, на юж. стене и в др. местах.

Церковь Спаса на Нередице в Новго роде

Церковь Спаса на Нередице в Новго роде

Спасение

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Спас-на-Крови"

"СПАС-НА-КРОВИ́" - храм Воскресения Христова в СПб., памятник на месте убийства имп. Александра II 1 марта 1881. Через неск. дней была сооружена врем. часовня по проекту Л. И. Бенуа, и вскоре был объявлен конкурс на храм-памятник.

Победителем конкурса стала во 2-м туре совм. работа А. А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под СПб., выпускника АХ. Модель храма представляет собой традиц. для России 17 в. форму "Иерусалим". 9-главый однопрестольный храм, в стиле моск. зодчества, близкий арх. собора Василия Блаженного, был заложен 6 окт. 1883. На 20 гранитных досках на фасаде высечены гл. события царствования и указы Александра II. На фасадах - мозаики по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, созданные мастерской В. А. Фролова. Главы храма покрыты разноцветной эмалью.

Иконостас, выполненный в Италии из разноцв. мрамора, с иконами из серебра и мозаики, был увенчан тремя крестами из горного хрусталя. Гл. место в храме занимала сень на яшмовых колоннах, увенчанная топазовым крестом, над местом, где произошло цареубийство. Под сенью сохранялся фрагмент булыжной мостовой, на к-рую пролилась царская кровь. Освящение храма совершил 19 августа 1907 СПб. митр. Антоний. Храм, будучи мемориальным, не был приходским.

С 1923 по 1930 храм служил кафедральным собором С.-Петерб. епархии. Затем использовался как склад. В 1997, после 27-летней реставрации, открыт для обозрения как музей.

Храм Спаса-на-Крови

Храм Спаса-на-Крови

Спасо-Бородинский женский монастырь

СПА́СО-БОРОДИ́НСКИЙ ЖЕ́НСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ - См. Монастыри в России.

Спасович Вл. Дан

СПАСО́ВИЧ Вл. Дан. (1829-1906) - публицист, лит.-вед, юрист. Окончил г-зию в Минске и юридич. ф-т Петерб. ун-та (1849), проф. каф. уголовного права (1857-61); ушел в отставку в знак протеста против преследований студентов в 1861. Его "Учебник уголовного права" (1863) был запрещен Александром II. С введением новых судов стал одним из лучших адвокатов России; выступал на процессах нечаевцев, 50-ти, 193-х, 14-ти, 20-ти и др. Сотрудник "Вестника Европы". В 1876 основал в Варшаве ж. "Atheneum" и в Петербурге газ. "Kraj". Как лит.-вед принадлежал к культурно-историч. школе. Автор статей о польской лит-ре и польско-рус. лит. связях, "Обзора истории польской лит-ры" (вошла в "Обзор истории слав. лит-р", 1865, совм. с А. Н. Пыпиным).

Спасо-Евфимиевский монастырь

СПА́СО-ЕВФИ́МИЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ - См. Монастыри в России.

Спасо-Мирожский монастырь в Пскове

СПА́СО-МИ́РОЖСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ В ПСКОВЕ - расположен на левом берегу р. Великой. Кам. собор впервые упомянут в 1156 - как выстроенный по заказу архиеп. Нифонита. Предположительно храм возведен в сер. 12 в. Первоначальный собор сохранился полностью, но с добавлениями более позднего времени (паперть 17 в. с зап. стороны, звонница, луковичная глава вместо шлемовидной и т. д.). Боковые апсиды и зап. угловые части храма были резко понижены, что придавало зданию крестообразную форму. В этом заключалась гл. особенность изначальной композиции. Вскоре после возведения храм был расписан. Сохранившийся фресковый ансамбль принадлежит к лучшим образцам др.-рус. настенного письма. Остальные постройки монастыря (ворота с надвратной ц. Стефана, братский и настоятельский корпуса) относятся к 16-17 вв. Каменная ограда сооружена в 1805. Раскопками выявлен целый комплекс зданий, располагавшихся по берегу Великой к Ю. от собора.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

СПА́СО-ПРЕОБРАЖЕ́НСКИЙ СОБО́Р В ПЕРЕСЛА́ВЛЕ-ЗАЛЕ́ССКОМ - одна из первых построек владимиро-суздальской арх. школы (1152-57), монумент. 4-столпный одноглавый собор с 3 апсидами, полукруглой формы. Как и ц. Бориса и Глеба в Кидекше, сложен из отесанных блоков светлого известняка. Характерные для арх. времени Юрия Долгорукого мощные стены, разделенные на 3 широкие доли, массивный барабан, лишенные декора стены. Лишь аркатура с поребриком по карнизу апсиды и пояс барабана несколько смягчают суровый облик здания. Храм входил в состав дворцового комплекса, но к.-л. остатков его при раскопках не обнаружено. От росписи храма сохранились лишь незначит. фрагменты. При реставрации собора в 1891-94 найдены поливные плитки пола коричневого, желтого и зеленого цвета. Собор интересен как единств. хорошо сохранившийся памятник времени Юрия Долгорукого на Владимирской земле.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

СПА́СО-ПРЕОБРАЖЕ́НСКИЙ СОБО́Р В ЧЕРНИ́ГОВЕ - древнейший после Десятинной ц. кам. храм; заложен при кн. Мстиславе Владимировиче ок. 1036: 3-нефный, 5-купольный с 3 апсидами в алтарной части, позакомарным покрытием, с примыкающей к нартексу лестничной башней. Монументальность храма подчеркивалась окружавшими его в 11-12 вв. небольшими строениями (приделы, притворы, крещальня). Первонач. облик - соперника Софии Киевской по мощи и великолепию убранства - сильно изменен. Особую роль играла декор. кладка из кирпича и камня с большим кол-вом кирпичных орнамент. вставок. Хоры открывались в подкупольное пространство тройными арками, полы были покрыты резными шиферными плитами с мозаичной инкрустацией, нефы разделялись мрам. колоннами, стены были покрыты фресками (почти не сохранились).

Спасский Бор. Вас.

СПА́ССКИЙ Бор. Вас. (род. 1937) - 10-й в истории шахмат чемпион мира (1969-72), междунар. гроссмейстер (1955), з. м. с. СССР (1965). Чемпион СССР 1961, 1973. В составе команды СССР участник 7 Олимпиад (1962-70, 1974, 1978). В 1960-80-х гг. выступал в соревнованиях на первенства мира. В 1966 проиграл матч на первенство мира Т. Петросяну. В 1969 завоевал звание чемпиона мира, выиграв матч у Петросяна. В 1972 проиграл матч на первенство мира Р. Фишеру. Победитель св. 20 крупных междунар. турниров. С 1976 живет во Франции. Возглавлял команду Франции на Олимпиадах 1984, 1986 и на 1-м командном чемпионате мира (1985). Автор мн. статей о соревнованиях и по вопросам теории.

Спасский Ив. Георг

СПА́ССКИЙ Ив. Георг. (1904-90) - нумизмат, специалист в обл. рус. нумизматики. Окончил Ленингр. ун-т, работал в Гос. Эрмитаже. В 1946 возглавил в нем отд. рус. монет. В 1946-51 им была разработана новая классификация рус. монет 16 - нач. 17 в. В 1951 вышел его труд "Анализ технич. данных в нумизматике", где изложен новый для нумизматики метод - углубленное иссл. техники чеканки монет. С. дал фундам. обзор рус. ден. дела от возникновения на Руси ден. обращения и до наших дней, впервые показав, что десятичная монетная система была введена в России почти на столетие раньше, чем в США и во Франции.

Соч.: Очерки по истории рус. нумизматики // Нумизматический сборник Гос. ист. музея. М., 1955. Рус. монетная система. 4-е изд. Л., 1970; Тысячелетие древнейших монет в России. Сводный каталог рус. монет 10-11 вв. Л., 1983 (совм. с М. П. Сотниковой); Рус. ефимки. Новосибирск, 1988.

Предыдущая страница Следующая страница