Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 12, "СПА"-"СТА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 12, "СПА"-"СТА")

Спасский Мих. Фед

СПА́ССКИЙ Мих. Фед. (1809-59) - физик и метеоролог. Род. в с. Захарково Ливенского у. Орловской губ., в семье сел. дьякона. По окончании дух. семинарии был направлен учиться в Гл. пед. ин-т в Пб., затем продолжил образование в Кенигсбергском и Берлинском ун-тах (1836-38). С 1839 - адъюнкт Моск. ун-та, с 1848 - д-р физики и химии, проф., а с 1853 - декан физ.-мат. ф-та.

Особенно велики заслуги С. как климатолога. Он является создателем совр. методики обработки климатолог. данных. Явления, происходящие в атмосфере, он рассматривал с физ. точки зрения, ввел термин "физика атмосферы", сформулировал осн. физ. законы, определяющие процессы, из к-рых складывается климатем. Первые 6 законов относятся к тепловому балансу атмосферы с подстилающей поверхностью. В них учитывается роль альбедо, теплоемкости и теплопроводности подстилающей поверхности, что особенно важно для объяснения различия климатов моря и суши. В др. законах С. рассматривает взаимодействие двух смежных воздушных масс разной температуры, возникающую при том циркуляцию, испарение и конденсацию, таяние и замерзание. Наиболее интересен закон, характеризующий адиабатическое изменение температуры. С. применяет этот закон к восходящим и нисходящим потокам воздуха. Физ. законы, сформулир. С., поставили климатологию на рацион. основу и положены в основу колич. теории климата. В числе учеников С. - крупнейшие рус. ученые А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, Ф. А. Бредихин, Н. В. Маневский.

Спасское-Лутовиново

СПА́ССКОЕ-ЛУТОВИ́НОВО - имение семьи Тургеневых в Орловской губ. В С.-Л. И. С. Тургенев провел детство (до 9-летнего возраста), и впечатления его отразились в его ранних произведениях - более всего в "Записках охотника". Там же он жил в ссылке после публикации в 1852 запрещенного некролога Гоголю. С.-Л. - рядовая дворянская усадьба лесостепной полосы, с парком, переходящим в поля, господским домом и службами. Облик С.-Л. неразрывно связан с творчеством одного из крупнейших рус. писателей - певцов усадебной жизни, и в этом качестве воспринимается как мемориальное урочище, а после гибели тысяч рус. усадеб - как эталон помещичьего быта сер. 19 в. Ныне - музей-заповедник; в сов. время его стремились сделать полным музеем Тургенева, напр., сюда были переданы из Саратова личные вещи писателя, полученные художником А. П. Боголюбовым от П. Виардо для устроенного им в Саратове худ.-историч. музея.

Спафарий Ник. Гавр.

СПАФА́РИЙ (Милеску) Ник. Гавр. (1636-1708) - молд. и рус. ученый и гос. деятель. Образование получил в Славяно-греко-лат. акад. в Яссах, затем в Константинополе. В 1653-71 - на службе у молд. и валашских господарей. Занимал пост "великого спафария" - командующего наемными войсками. В 1671 переселился в Россию, где стал переводчиком Посольского приказа. В 1675-78 возглавил рус. посольство в Китай. О поездке в Китай представил подробный отчет, в к-ром содержались сведения о природе Китая, быте и нравах китайского народа. Во время поездки С. провел маршрутную опись Зап. Сибири, Вост. Сибири, Дальн. Востока, путь в Маньчжурию и Китай. Участник Азовского похода 1695.

Соч.: Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границу Китая в 1675 году. СПб., 1882 ("Записки РГО по отделению этнографии", т. 10, вып. 1).

Спенсерова строфа

СПЕ́НСЕРОВА СТРО́ФА - 9-стишие со схемой рифмовки: ababbcbcc, 8 стихов 5-стопного ямба, последний стих - удлиненный, 6-стопного. Создана в 16 в. Э. Спенсером для поэмы "Королева фей". Первые попытки воспроизвести С. С. на рус. яз. были предприняты в нач. 19 в., первонач. - в пер. англ. романтиков (так, И. Козлов перевел 2 строфы из Байрона "При гробнице Цецилии", 1828). Вариантом С. С. является 10-стишие М. Лермонтова ("Блистая, пробегают облака...", 1831). В оригин. поэзии С. С. употреблялась в нач. 20 в. (напр., М. Кузминым, "Всадник", "Чужая поэма").

В осеннем сне то слово прозвучало:

"Луна взошла, а донны Анны нет!"

Сулишь ты мне конец или начало,

Далекий и таинственный привет?

Я долго ждал, я ждал так много лет,

Чтоб предо мной мелькнула беглой тенью,

Как на воде, меж веток бледный свет,

Как отзвук заблудившемуся пенью,

И предан вновь любви и странному волненью.

Сперанский Мих. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спесивцева Ольга Ал-др.

СПЕСИ́ВЦЕВА Ольга Ал-др. (1895-1991) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1913 (кл. К. Куличевской), позднее совершенствовалась у Е. Вазем, А. Вагановой. В 1913-24 артистка Мариинского т-ра / Гос. т-ра оперы и балета, с 1920 балерина. Среди ее ролей: Пьеретта ("Арлекинада"), мазурка, 7-й вальс ("Шопениана"), Фея Драже ("Щелкунчик"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Никия ("Баядерка"), Жизель ("Жизель"). В 1924-32 балерина в Гранд-опера (Париж). В ее репертуаре "Жизель", "Встречи", "Трагедия Саломеи", "Творения Прометея" и др. Одноврем. (частично под фамилией Спесива) выступала в "Рус. балете Дягилева": в 1916-17 партнерша В. Нижинского в "Сильфидах", "Видении розы", в 1921-22 - Аврора, в 1927 - Кошка ("Кошка"), в 1929 - Одетта. Гастролировала в Аргентине, Австралии, европ. городах, танцевала в Опера Комик (Париж) балеты М. Фокина "Психея", "Мефисто-вальс" (1935). В 1943-63 находилась на излечении в санатории для нервнобольных. С 1963 жила в Нью-Йорке на ферме фонда Л. Толстого. "Природа щедро одарила С. - великолепная фигура, нежная пластика рук, идеальная форма ног, лицо камеи с большими пылающими глазами, красивый прыжок с элевацией и баллоном. Что бы она ни танцевала, зритель воспринимал ее как воплощение красоты на сцене, как носительницу идеала, иногда поруганного, но остающегося идеалом" (Ф. Лопухов). Неотрывна от творч. биографии С. Жизель, ее она танцевала почти 20 лет. С годами трактовка образа становилась все острее и трагичнее, говорили уже об экспрессионизме ее танца.

О. А. Спесивцева

О. А. Спесивцева

Специальная Лексика

СПЕЦИА́ЛЬНАЯ ЛЕ́КСИКА - слова и словосочетания, к-рые называют предметы и понятия, относящиеся к разл. сферам трудовой деят-ности человека. В состав С. Л. входят термины и номены, профессионализмы и проф. жаргонизмы, к-рые, как правило, не являются общеупотребительными. С. Л. является источником пополнения словарного состава лит. яз.

Лит.: Терехова В. С. Специальная лексика в языке газеты. Л., 1982; Шелов С. Д. Терминология, профессиональная лексика и профессионализмы: (К пробл. классификации спец. лексики) // Вопр. языкознания. 1984. № 5.

Спешнев Ник. Ал-др.

СПЕ́ШНЕВ Ник. Ал-др. (1821-82) - один из первых рус. утопич. коммунистов. Происходил из богатой дворян. семьи. Учился в Александр. лицее и на вост. ф-те Петербург. ун-та. В 1842 уехал за границу, где сблизился с радикальными кругами и принимал участие в гражд. войне в Швейцарии на стороне либеральных сил. За границей началось увлечение С. коммунистич. идеями В. Вейтлинга и Т. Дезами. По возвращении в Россию (1846) он вошел в кружок М. В. Петрашевского, где занял наиб. радикальную позицию. С. старался направить кружок на путь активной полит. борьбы, создать тайное об-во, что вызвало неприятие у большинства петрашевцев. С. оставил "Проект обязательной подписки для членов тайного об-ва", первый пункт к-рого требовал обязательного участия в восстании. Он был сторонником рев. выступления крестьян, убеждал в его постоянной готовности, оправдывал необходимость террора. Вместе с др. петрашевцами в 1849 был приговорен к смертной казни, замененной 10 годами каторги. Там он познакомился с ссыльным М. А. Бакуниным. После возвращенияв Центр. Россию (1860) С. передал крестьянам большую часть своего имения, с 1861 он - мировой посредник в Псковской губ., защищал интересы крестьян. С. - один из прототипов образа Николая Ставрогина в романе Ф. М. Достоевского "Бесы". Идейное наследие С. невелико, судить о нем чрезвычайно трудно, т. к. он не публиковал своих тр., а почти все рукописи исчезли вместе с его следственным делом.

Лит.: Семеновский В. И. М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы. М., 1922; Дело петрашевцев: З т. М.; Л., 1937-51; Егоров Б. Ф. Петрашевцы. Л., 1988.

Спиваков Вл. Теодорович

СПИВАКО́В Вл. Теодорович (род. 1944) - скрипач, дирижер, обществ. деятель. Учился у Б. Э. Крюгера, Л. М. Сигал, в 1956-60 у В. И. Шера. Окончил Центр. муз. школу, Моск. конс. (1970) и аспирантуру у Ю. И. Янкелевича. Лауреат Междунар. конкурсов им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965, 3-я премия), им. Н. Паганини в Генуе (1967, 2-я премия), в Монреале (1969, 1-я премия), им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 2-я премия). С 1965 началась концертная деят-ность в стране и за рубежом. В 1975-90 преподавал в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. В 1979 организовал и возглавил камерный оркестр "Виртуозы Москвы". Брал уроки дирижирования у Л. Маазеля, И. Гусмана, консультировался у Л. Бернстайна, в наст. время выступает и как сим-фонич. дирижер с оркестрами Чикаго, Сан-Франциско, Лондона, "Санта-Чечилия", "Монте-Карло филармоник", "Радио-Франс". С. - музыкант широкого диапазона, обладающий ярким артистизмом, высочайшим профессионализмом. Руководимый им коллектив достиг высочайшего мастерства, ставшего мировым эталоном. С 1990 С. вместе с оркестром жил и работал в Испании. С. - худ. руководитель муз. фестиваля в Коль-маре (Франция), является основателем, инициатором, соучастником "Междунар. благотворительного фонда Владимира Спивакова" в Москве с филиалом в Кольмаре; фонда "Children in crisis"; Европейского фонда Сахарова "Демократия и Свобода"; фонда "Новые имена" в России.

Спиридов Григ. Анд

СПИРИ́ДОВ Григ. Анд. (1713-90) - воен.-мор. деятель, адмирал (1768). С 10 лет плавал на кораблях. Участвовал в Семилетней войне (1756-63) и отличился при осаде Кольберга в 1761, командуя кораблем "Андрей Первозванный" и десантным отрядом. С 1764 - ком. Ревельского, с 1765 - Кронштадтского портов, в 1769 - нач. эскадры, посланной из Балтики в Греч. Архипелаг. 24 июня 1770. С. командовал авангардом рус. флота в бою при Хиосе и фактич. решил исход боя, несмотря на гибель своего флагманского корабля "Евстафий Плакида". В ночь с 25 на 26 июня под рук. С. рус. брандеры полностью уничтожили тур. флот в Чесменской бухте. В 1771-73 командовал рус. флотом в водах Архипелага, Средиземном м., вел успешную борьбу с мор. торговлей противника, высаживал десанты в Сирии и Египте для поддержки повстанцев против Османской империи. Имя С., героя крупнейшей победы рус. флота, стоит в ряду наиб. славных адмиралов России; именем С. назван атолл в группе о-вов Россиян (Тихий ок.).

Спиридонова Мария Ал-др.

СПИРИДО́НОВА Мария Ал-др. (1884-1941) - полит. деятель, один из лидеров партии левых эсеров. Род. в Тамбове, в семье служащего. В 1901 окончила тамбовскую жен. г-зию, училась в 8 доп. классе г-зии, но не закончила его, работала конторщицей в губ. дворянском собрании. В 1900-01 примкнула к эсеровской орг-ции, затем стала чл. боевой дружины. В марте 1905 за участие в демонстрации впервые подверглась аресту, но вскоре была освобождена. В янв. 1906 по решению Тамбовской орг-ции эсеров застрелила в Борисоглебске губ. советника Г. Н. Луженовского, виновного в жестоком подавлении крест. выступлений и орг-ции "черной сотни". После жестоких избиений, издевательств и надругательств С. была приговорена к смертной казни, замененной через 16 дней на бессрочную каторгу. В мае 1906 она была отправлена из Москвы (Бутырская тюрьма) на Нерчинскую каторгу, где находилась до Февр. рев-ции 1917, освобождена 3 марта 1917. В мае 1917 уезжает в Москву как делегат 3-го съезда партии эсеров, затем в Пг., где играет видную роль в лев. крыле партии. В сент. 1917 избирается деп. Петрогр. совета. После Окт. рев-ции была чл. Всерос. Центр. Исполнит. К-та - ВЦИК и его Президиума, делегатом 3-5-го Всерос. съездов Советов, чл. ЦК партии лев. эсеров. С. как один из организаторов левоэсеровского мятежа в Москве в июле 1918 приговорена Ревтрибуналом к году заключения, через 2 дня после приговора 29 нояб. 1918 амнистирована Президиумом ВЦИК. В окт. 1920 вновь арестована, находилась в разл. леч. учреждениях, освобождена в сент. 1921. С 1921 по 1923 жила в Малаховке под Москвой под надзором ВЧК. В 1923 за попытку бежать за границу осуждена на 3 года ссылки, к-рую отбывала в калужском совхозе-колонии, затем в Самарканде до 1928 и до 1929 в Ташкенте. Внач. 1930 С. возвращается в Москву, но затем уезжает на лечение в Крым, в Ялтинский туберкулезный ин-т. В кон. 1930 ее отзывают в Москву и арестовывают. 3 янв. 1931 Особое совещание коллегии ОГПУ приговорило ее к 3 годам ссылки. Этот срок отбывала в Уфе, позднее он был продлен еще на 5 лет, работала экономистом в кредитно-плановом отд. Башкирской конторы Госбанка. В февр. 1937 вновь арестована и 7 янв. 1938 приговорена Воен. коллегией Верх. суда СССР к 25 годам тюремного заключения. Отбывала этот срок в Орловской тюрьме; 8 сент. 1941 приговор был изменен на высш. меру наказания, и 11 сент. 1941 С. была расстреляна вместе с гр. полит. заключенных, незадолго до оккупации Орла нем. войсками. С. была блестящим оратором и публицистом. Яркий образец ее творчества - "Открытое письмо ЦК партии большевиков".

М. А. Спиридонова

М. А. Спиридонова

Спондей

СПОНДЕ́Й (греч. σπονδει̃ος, букв. - употребляющийся при возлиянии) - 1) Вметрич. системе стихосложения - вспомогат. 4-мерная стопа, состоящая из двух долгих слогов (-), употреблявшаяся как замена стоп дактиля и анапеста, а также убыстренных ямба и хорея.

2) В рус. силлаботонич. стихосложении - условное назв. сверхсхемного ударения в 2-сложных: ямбе ("Шве́д, ру́сский ко́лет, ру́бит, ре́жет", А. С. Пушкин) и хорее ("Днём све́т бо́жий затмева́ет", он же). Традиция такого употребления термина (в 18-19 вв.) восходит к стопной теории В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова, в соответствии с к-рой 2-сложная стопа С. может заменять стопы ямба и хорея (отсюда выражение "замена ямба С." и т. п.). Как правило, сверхсхемное ударение бывает выражено односложным словом. В рус. классич. стихе С. встречаются преимущ. в ямбе, обычно после сильной паузы (стихораздела, цезуры, синтаксич. паузы). С. как средству ритмич. выразительности стиха особое внимание уделяли поэты 18 в. (В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. И. Радищев, Н. М. Карамзин) и нач. 20 в. (В. Брюсов и др.).

Сравнительно-историческое языкознание

СРАВНИ́ТЕЛЬНО-ИСТОРИ́ЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНА́НИЕ (компаративистика) - лингв. дисциплина, изучающая языки с т. зр. их родства друг с другом. С.-И. Я. возникло в нач. 19 в. на базе изучения индоевроп. языков. Весь 19 в. С.-И. Я. сохраняло положение лидирующей и наиб. научно разработанной области яз.-знания, практически представляя научн. яз.-знание вообще. В основе понятийного аппарата С.-И. Я. лежит понятие язык. (или генетич.) родства. Родственными называются яз., между морфемами (обладающими определ. единством плана содержания) к-рых можно установить регулярные звуковые соответствия (для сопоставления используется исконная лексика сравниваемых яз.). Благодаря тому, что основным принципом С.-И. Я. является окончательно сформулированный младограмматиками постулат о непреложности фонетических законов (т. е. о регулярности звуковых изменений), возникает возможность считать корреспондирующие морфемы двух (или более) яз. продуктом независимого развития одного предшествующего состояния. Сами эти яз. признаются результатом дивергенции некоего исходного язык. состояния - праязыка (или языка-основы). Дальнейшая задача С.-И. Я. - реконструкция праязыка. Процедуры установления язык. родства и реконструкции праязыка составляют в совокупности сравнительно-ист. метод. Мн. исследователи предлагают видеть в реконструкции всего лишь способ записи соответствий между яз., тем самым лишая ее статуса самостоят. задачи С.-И. Я. (А. Мейе и др.). При таком подходе праязык понимается лишь как конструкт, представляющий собой такое язык. состояние, из к-рого можно вывести исторически засвидетельствов. яз. При этом переход от праязыка к исторически засвидетельствов. яз. рассматривается как чисто дивергентный процесс. Согласно др. подходу праязыку должно соответствовать вполне конкретное язык. состояние, существовавшее в ист. времени и реальном геогр. пространстве и подчиняющееся типол. закономерностям (Вяч. Вс. Иванов). Сравнительно-ист. (внешней) реконструкции поддаются прежде всего уровень морфем и слов (т. е. единиц с двухсторонней структурой) и, как следствие, фонологич. уровень (инвентарь фонем и правила их сочетаемости). Синтаксич. уровень реконструируется с большим трудом (в основном реконструируются его "материально" выраженные эл-ты - синтаксис частиц и т. п., - а также порядок слов, восстанавлив. через устойчивые словосочетания). Существует и б. широкий подход к С.-И. Я., при к-ром в него включаются штудии, посвященные язык. ист. конкретных яз. и язык. групп, лишь частично ориентиров. на внешнее сравнение. При таком подходе С.-И. Я. перестает быть особой лингв. дисциплиной со своим науч. аппаратом и практически не отделяется от диахронического яз.-знания.

Лит.: Мейе А. Введение в сравнит, изучение индоевроп. языков. М.; Л., 1938; Макаев Э. А. Общая теория сравнит. языкознания. М., 1977; Семереньи О. Введение в сравнит. языкознание. М., 1980; Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевроп. язык и индоевропейцы: В 2 ч. Тбилиси, 1984; Климов Г. А. Основы лингвистич. компаративистики. М., 1990.

"Сравнительные словари всех языков и наречий"

"СРАВНИ́ТЕЛЬНЫЕ СЛОВАРИ́ ВСЕХ ЯЗЫКО́В И НАРЕ́ЧИЙ" - титульное назв. словаря, известного в истории яз.-знания также под краткими назв. "Словарь Екатерины II" и "Словарь Палласа". Полное назв.: "С. С. В. Я. И. Н., собранные десницею Всевысочайшей особы". В 1787-89 вышли 2 тома "первого отделения", в к-рых был представлен 201 язык народов Европы и Азии. Выходу книги предшествовала работа, организованная с поистине гос. размахом. Подготовка издания универсального глоссария осуществлялась при не-посредств. участии Екатерины II, к-рая, еще будучи вел. княгиней, разослала в разные концы Рос. империи и в др. страны мира инструкции по сбору язык. мат-ла, включающие в себя список слов, к-рые предполагалось отразить в словаре. За 30 лет, прошедших до выхода словаря, был собран огромный материал, нашедший лишь частичное отражение в словаре. В наст. время этот мат-л хранится в архиве РАН и регулярно используется исследователями. Особенно ценны для науки содержащиеся в архиве сведения о бесписьм. языках. В целом ряде случаев этот архивный фонд является единств. источником информации о словарном составе языков в 18 в.

В сборе мат-лов принимали участие мн. должностные лица Рос. империи, в т. ч. дипломаты, аккредитованные в разных странах. Первый президент Соединенных Штатов Дж. Вашингтон по просьбе Екатерины разослал списки слов губернаторам штатов и нек-рым генералам. Активную роль в подготовке издания сыграли петерб. историк и библиограф Г. Л. Х. Бакмейстер и берлинский филолог, издатель и писатель Ф. Николаи. В 1785 императрица поручила составление словаря известному путешественнику и естествоиспытателю П. С. Палласу (1741-1811), к-рый и подготовил к изданию названные 2 тома.

В словаре для 285 рус. слов, выписанных в заголовки, приводятся словарные соответствия на других яз., каждый из к-рых имеет в словаре постоянный номер. Все слова даны в рус. графике. В расположении языков можно заметить не всегда последовательное стремление сгруппировать вместе языки близкие друг другу.

2-е изд., включавшее в себя также яз. Америки и Африки, подготовлено Янковичем де Мириево (1790-91). В этом изд. слова расположены в общем алфавите, что делает их сопоставление затруднительным.

Сребреник

СРЕ́БРЕНИК - первая рус. серебр. монета собств. чеканки. Выпускалась в кон. 10 - нач. 11 в. Известно неск. типов С. Первые повторяли комп. визант. монет: аверс - изображение князя, реверс - Христа. Вокруг портрета князя помещалась легенда: "Владимир на столе (престоле), а се его сребро". В 11 в. изображение Христа заменяется большим родовым знаком Рюриковичей (заменял герб гос-ва). Монеты Ярослава Мудрого вместо изображения Христа несут изображения св. Георгия и надпись "Ярославле серебро". Монеты тмутараканского кн. Олега-Михайлы (ок. 1070) несут изображение архангела Михаила на одной стороне и надпись "Господи, помози Михаилу" - на др. Кружки С. были литыми, изготовлялись из араб. дирхемов. Выпуск С. не имел большого значения для ден. обращения Киевской Руси, он преследовал цели прославления Киевского гос-ва и утверждение его суверенитета.

"Среда заела"

"СРЕДА́ ЗАЕ́ЛА" - выражение из пов. И. С. Тургенева "Переписка", означающее трагич. подчинение человека лежащим вне его обстоятельствам жизни. Во 2-й пол. 19 в. употреблялось для характеристики определ. мировоззренч. позиции, исходящей из убеждения о детерминированности чел. жизни законами земного бытия.

"Среди коллекционеров"

"СРЕДИ́ КОЛЛЕКЦИОНЕ́РОВ" - худож. ж., посв. истории пластич. иск-в, коллекционированию иск-ва, библиофильству. Выходил в 1921-24 (Москва). Изд. (также ред.) - И. Лазаревский. "С. К." носил знаточеский характер; эстетич. направленность ж. определялась особым вниманием к ценности старинного (одна из осн. эстетич. категорий худож. процесса в России в нач. 20 в.). В изд. сотрудничали крупные историки иск-ва и худож. критики: А. Бенуа, Б. Виппер, И. Грабарь, В. Лазарев, А. Сидоров.

«Среди коллекционеров». 1922. № 10

«Среди коллекционеров». 1922. № 10

Среднерусские говоры

СРЕДНЕРУ́ССКИЕ ГО́ВОРЫ - одна из осн. единиц терр. диалектного членения в рус. яз. (наряду с сев. и юж. наречиями). С. Г. расположены на терр. неравномерного совмещения окраинных частей ареалов явлений, характерных порознь для сев. и юж. наречий рус. яз. Включают в себя: зап. С. Г. (новгородская, гдовская, псковская и селигеро-торжковская группы говоров), сформировавшиеся на основе диалектов Новгородской и Псковской земель феод. периода, и вост. С. Г. (владимиро-поволжская группа говоров и вост. среднерус. акающие говоры), сформировавшиеся на осн. диалектов Ростово-Суздальской, Муромской и Рязанской земель. С. Г. выделяются по отношению к юж. нар. за счет следующих изоглосс: / г / взрывного образования в чередовании с / к / в конце слова, наличие / мм / в соответствии с "бм" (о / мм / ан); формы тв. п. мн. ч., совпадающие с формами дат. п. (рука́м, нога́м); по отношению к сев. наречию - за счет отсутствия последовательного различения гласных во 2-м предударном слоге и в заударных слогах, отсутствия произношения /и/ на месте этимологического / е / между мягкими согласными (витер) и т. д. Отличие зап. С. Г. от вост. в основном заключается в том, что в них по-разному сочетается разный круг черт сев. и юж. наречий и диалектных зон.

Лит.: Захаров К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение рус. яз. М., 1970; Образование севернорус. наречия и среднерус. говоров: (По мат-лам лингв. географии). М., 1970.

Срезневский Бор. Измайлович

СРЕЗНЕ́ВСКИЙ Бор. Измайлович (1857-1934) - метеоролог и климатолог, акад. АН УССР (1920). Род. в Пб. Окончил Петерб. ун-т (1879). В 1882 -92 работал в Гл. физ. обсерватории. В 1894-1918 - проф. Юрьевского (ныне Тартуский) ун-та, одновр. (с 1900) руководил Прибалтийской метеорологич. сетью. С 1919 - дир. Киевской метеорол. обсерватории. Науч. иссл. в области синоптич. метеорологии, гидрологии и с.-х. метеорологии. С целью изучения атмосферы совершил (1889) подъем на аэростате. Одним из первых определил (1899) характер волн холода. Изучал влияние погоды на чел. Разработал теорию признаков засухи. Написал работу "О бурях на Черном и Азовском м." (1899). Предложил схему климатич. районирования Украины. Сконструировал ряд метеорологич. приборов.

Чл. РГО (1876), удостоен серебр. медали (1887) и малой зол. медали (1893) РГО.

Срезневский Вс. Измайлович

СРЕЗНЕ́ВСКИЙ Вс. Измайлович (1869-1936) - филолог, специалист в обл. рукоп. книги. Род. в Пб. Сын И. И. Срезневского. С 1893 по 1931 работал в Б-ке АН, где руководил вначале Журнальным отд., а затем Рукоп. отд. (принимал участие в их орг-ции). Чл.-кор. Петерб. АН (1906). С. много сделал для приобретения и науч. описания рукописей б-ки. В 1901-05 он был организатором и участником ряда археограф. эксп., в результате к-рых собр. б-ки было пополнено многими ценнейшими рукописями. Новые рукоп. поступления в б-ку описывались в соответств. вып. "Сведений", издаваемых ею (1900-04. Вып. 1-4). Все выпуски составили ок. 74 п. л., что свидетельствует об огромном объеме работы по описанию, проводившейся С. Особое изд. посвятил С. описанию рукописей, собр. им в 1903 и 1905 в Олонецком крае. Оно вышло в 1913. Описания С. отличались тщательностью и методич. выдержанностью, рукописи описывались подробно, с указанием всех статей, во мн. случаях указывались водяные знаки, важные для датировки рукописи. Наряду с рукоп. мат-лами С. собирал в фонд Рукоп. отделения и печатные, относящ. к истории рев. движения в России, в т. ч. запрещ. лит-ру. Итогом деят-ности С. стало составленное им совм. с Ф. И. Покровским "Описание Рукоп. отделения Б-ки АН" (1910-30. Т. 1-3).

Срезневский Вяч. Измайлович

СРЕЗНЕ́ВСКИЙ Вяч. Измайлович (1849-1937) - ученый в обл. науч.-техн. фотографии, педагог, обществ. деятель рус. и междунар. спорт. движения. Сын И. И. Срезневского. Окончил Петерб. ун-т (1870). Работал преподавателем в разл. учеб. заведениях Пб., в т. ч. приват-доц. в Петерб. ун-те (1878-81), дир. Александринского Сиротского жен. проф. уч-ща, преподавателем Елизаветинского ин-та и пр. Создал ряд спец. фотоаппаратов, в т. ч. для эксп. Н. М. Пржевальского (1882). Один из учредителей (1877) и бессменный пред. (до 1923) Об-ва любителей бега на коньках в Пб. Непременный участник междунар. конгрессов конькобежцев, один из организаторов 1-го чемпионата мира по фигурному катанию на коньках в Пб. (1896). С 1911 - пред. Рос. Олимп. к-та, с 1914 - пом. Главнонаблюдающего за физ. развитием народонаселения Рос. империи. После 1917 работал в Ин-те фотографии и фототехники в Ленинграде (проф.). Похоронен на Смоленском кладбище.

Срезневский Ив. Евсеевич

СРЕЗНЕ́ВСКИЙ Ив. Евсеевич (1770-1819) - поэт, переводчик. Отец И. И. Срезневского. Род. в семье бедного священника. С 1789 по 1792 учился в губ. семинарии, учебу проложил в Моск. ун-те. После его окончания С. поступил бакалавром в Учит. ин-т при ун-те, а в 1798 стал преподавать в ун-тской г-зии. В 1804 занял каф. словесности и др. яз. в Ярославском Демидовском уч-ще. В 1811 С. был избран honoris causa на должность проф. рос. красноречия и поэзии Харьк. ун-та, к-рую занимал до конца жизни.

Активная лит. деят-ность С. началась с момента его приезда в Харьков. Просветитель по убеждениям, он немало способствовал лит. движению. Был одним из первых членов "Об-ва наук" при ун-те, почетный член Об-ва любителей словесности в Ярославле и Казанском ун-те, инициатор изд. первого в Харькове лит. ж. "Украинский вестник". Активно участвовал в харьк. периодич. изд. Поэзия его жанрово разнообразна: патриотич. оды, басни, сатиры, переложения псалмов и др. Подавляющая часть их написана тяжелым, напыщ. яз.

Кроме Овидия С. переводил Горация, Феокрита, Вергилия; характерная особенность его переводов - традиц. стремление к рифмовке, несмотря на нерифмов. стих подлинника.

Соч.: [Стихотворения] // Сборник любовной лирики 18 в. СПб., 1910. С. 135-140.

Лит.: Срезневский В. И. Ив. Евс. Срезневский. СПб., 1989.

Срезневский Измаил Ив

СРЕЗНЕ́ВСКИЙ Измаил Ив. (1812-80) - славист, филолог, этнограф, палеограф. Сын И. Е. Срезневского. Окончил филос. ф-т Харьковского ун-та (1829), в 30-е гг. был депутатом Харьк. дворянск. собрания, совестного суда и т. п., в 1833-38 издавал сб-ки ист. песен и документов, связ. с бытом Запорожья ("Запорожская старина"). Проф. кафедры полит. экон. и статистики (1837), в 1846 защитил докт. дисс. "Святилища и обряды языческого богослужения славян, по свидетельствам современным и преданиям", первый в России д-р славяно-рус. филологии, с 1847 препод. в Петерб. ун-те и Пед. ин-те. Основатель отд. рус. яз. и словесности АН, основоположник школы петерб. славистов. Учениками С. были Н. С. Тихонравов, А. П. Пыпин, В. Я. Стоюнин. У С. учились Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Инициатор изд. и ред. "Известий" (1852-63) и "Уч. Зап." (1854-63) ОРЯС АН. Обл. науч. интересов С. - история рус. яз., основы ун-тского преподавания к-рой заложил цикл лекций "Мысли об истории рус. языка" (1849), диалектология (с целью изучения нар. говоров и слав. фольклора путешествовал по Чехии, Моравии, Хорватии и др.), палеография ("Славяно-рус. палеография 11-14 вв.", изд. 1885), методика преподавания яз., др.-рус. лит-ра. На протяжении всей научной деят-ности С. собирал "Мат-лы для словаря др.-рус. яз. по письм. памятникам" (изд. посмертно, 1893-1912).

Сретение

СРЕ́ТЕНИЕ - двунадесятый праздник правосл. церкви. Отмечается 2(15) февр. Установлен в память о встрече старца Симеона с Девой Марией, принесшей в храм на 40-й день после рождения младенца Иисуса, и предсказании старца о том, что младенец посвятит себя служению людям и их спасению. Согласно ветхозаветному закону на 40-й день после рождения первенца муж. пола мать приносила его в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, поскольку, по закону Моисея, каждый первенец принадлежал Богу. Мария принесла в храм младенца Иисуса и двух горлиц в жертву очищения. При входе в храм ее встретили Симеон и обитавшая при храме старица Анна. Св. Симеон, к-рому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа, взял младенца на руки и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк 2, 29-31). Упоминания о празднике С. относятся к 3-4 вв., этому посвящены и беседы на С. Господне Григория Нисского. Сохранились нек-рые церк. песнопения, посв. этому дню. В 6 в. С. стало широко праздноваться в христ. мире. Песнопения и молитвы, составленные правосл. церковью к этому празднику, посв. Пресвятой Деве Марии, св. Симеону и Анне-пророчице. Праздник с пред-празднеством и послепразднеством длится 9 дней - с 1 по 9 февр. Если же на эти дни приходится начало поста, то он празднуется столько дней, ск. остается до поста. Если праздник С. Господнего совпадает с постом, то он празднуется в воскресный день, предшествующий четыре десятнице.

Сретение Господне. Худ. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастера. 20-е гг. 15 в.

Сретение Господне. Худ. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастера. 20-е гг. 15 в.

Ссылка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сталин Иос. Виссарионович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стан

СТАН - 1) Место временной остановки, стоянка, лагерь; почт. или трансп. станция.

2) Терр.-адм. единица Др. Руси и затем дорев. России: подразделение уезда, находящееся под полиц. ведомством станового пристава. Глубокий след в топонимике: р-н новостроек в Москве Теплый С.; о-в Веселый С. на р. Чулым в Новосибирской обл.; С. в Калужской обл. и т. п. Известны также ист. названия: Рязанский Окологородный С., Тягловый и Оброчный С.

Станиславский Конст. Сер.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Станкевич Ник. Вл

СТАНКЕ́ВИЧ Ник. Вл. (1813-40) - философ, эстетик, писатель. С 1829 выступал в печати. Автор стихотв. трагедии "Василий Шуйский" (1830), пов. "Несколько мгновений из жизни графа Т." (1834), лирики, филос. соч. ("Моя метафизика", 1840 и др.). В ист. культуры С. вошел прежде всего как глава моск лит.-филос. кружка, сыгравшего важную роль в интеллектуальной и дух. жизни России (существовал с 1831 по 1839, в разные годы входили К. С. Аксаков, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, М. Н. Катков, В. И. Красов, Я. М. Неверов и др.).

Станковое искусство

СТАНКО́ВОЕ ИСКУ́ССТВО - раздел изобр. иск-ва, включающий произв., имеющие самостоят. характер и значение, не связанные с к.-л. худож. ансамблем или с утилитарными функциями. Термин "С. И." связан со станком, на к-ром создаются мн. произв. иск-ва (напр., мольберт). С. И. зарождается в эпоху Возрождения, когда шел процесс ориентации на более интимное, индивид. общение человека с произв. иск-ва. Однако и тогда, и позднее подавляющее большинство произв. создавалось для конкретного интерьера или заказчика. Эпохи барокко и особенно рококо в действит. не знали С. И., обращая любое произведение в декоративное. Зарождение станковых форм иск-ва дало толчок развитию историч. и бытового жанров, портрета, пейзажа, натюрморта, совр. худож.-техн. средств этих видов иск-ва (напр. техника масляной живописи). Распространение станковые формы получили в 19-20 вв.

Станюкович Конст. Мих.

СТАНЮКО́ВИЧ Конст. Мих. (1843-1903) - писатель, лейтенант (1864). Род. в семье адм. М. Н. Станюковича. Окончил Морской корпус (1860), совершил кругосветное плавание (1860-63), в 1864 вышел в отставку, работал сел. учителем, служил в акционерных об-вах, в сер. 1870-х гг. полностью отдался лит. труду, в 1883-85 редактировал демокр. ж. "Дело", в 1885 за связи с рев. эмиграцией арестован и выслан в Сибирь. Умер в Неаполе, куда уехал на лечение.

В историю лит-ры С. вошел прежде всего как писатель-маринист, автор очерковой кн. "Из кругосветного плавания" (1867), многочисл. "морских" пов. и рассказов ("Человек за бортом!", "Беглец", "Максимка" и др.). С. также автор проблемных ром. из совр. жизни, продолжающих традицию романистики о "новых людях" ("Без исхода", 1873; "Два брата", 1879), сатирико-бытовых ром. ("Омут", 1881; "Жрецы", 1897), фельетонно-сатирич. циклов ("Картинки обществ. жизни", "Письма знатного иностранца") и др.

Станюкович Мих. Ник

СТАНЮКО́ВИЧ Мих. Ник. (1786-1869) - мореплаватель, адмирал (1856). Окончил Морской корпус (1801). Служил волонтером на англ. флоте (1803-09), участвовал в сражениях против французов (1813). В 1826-29, командуя шлюпом "Моллер", совершил кругосветное плавание (Кронштадт - мыс Горн - Петропавловск - Зондский пролив - мыс Доброй Надежды - Кронштадт) с заходом на Камчатку и Рус. Америку. Во время плавания (в 1828) обследовал Алеутские о-ва и произвел съемку сев. берега п-ова Аляска и близлежащих о-вов. С 1852 - ком. Севастоп. порта и исполняющий обязанности воен. губернатора Севастополя, с 1855 чл. Адмиралтейств-совета. Именем С. названы мыс в Тауйской губе Охотского м. и гора в Бристольском зал. (Берингово м.).

Старевич Влад. Ал-др.

СТАРЕ́ВИЧ Влад. Ал-др. (1882-1965) - реж., оператор, худ. Создатель объемной мультипликации. Зачинатель мультипликации в России. Был мелким чиновником в Ковно, фотографом-любителем, газетным карикатуристом, увлекался энтомологией. В 1911 А. Ханжонков пригласил его работать на своей кинофирме в Москве. Неудачная попытка С. произвести покадровую съемку фаз развития головастиков навела его на мысль заменить живые объекты искусственно сделанными. В 1912 он поставил мультфильм "Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей". В этом ф., как и в большинстве мультфильмов С., были использованы объемные фигурки насекомых. В технике объемной мультипликации С. в России были поставлены: "Месть кинематографического оператора", "Авиационная неделя насекомых" (оба - 1912), "Стрекоза и муравей", "Четыре черта" (оба - 1913) и др. Первым в России занимался рисов. мультипликацией - "Петух и Пегас" (1914) и др. Ставил игровые ф., в осн. экранизации лит. классики ("Ночь перед Рождеством", "Страшная месть", оба - 1913; "Руслан и Людмила", 1915 и др.). Экспериментировал в обл. трюковых съемок. С. был не только смелым изобретателем, но и оригинальным художником.

В 1919 уехал сначала в Польшу, потом во Францию, где продолжал ставить объемные мультфильмы. Самый значит. "Рейнеке-Лис" (1937). В 1949 получил приз МКФ детских фильмов в Венеции за мультфильм "Занзибель в Париже".

Среди др. фильмов: "Рождество обитателей леса", "Веселые сценки из жизни животных" (оба - 1912), "Портрет" (1914), "Вий" (1918), "Лягушки, требующие короля" (1922), "Голос соловья" (1923), "Королева мотыльков" (1927), "Маленький парад" (1939), "Газуйи, маленькая птичка" (1953), "Воскресенье Газуйи" (1955) и др.

Лит.: Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. М., 1957; Асенин С. Волшебники экрана. М., 1974.

Старец

СТА́РЕЦ - 1) В соц. смысле С. - старейшина, наиб. уважаемый член об-ва - "С. градские" как советники Владимира Святого ("Повесть Временных лет"). Ст. дружина князя - бояре (11 в.); кн. Всеволод Ярославич заслужил упрек летописца за то, что "возлюбил смысл уных" (совет юных) и недооценивал старейших. "Старый" посадник (и тысяцкий) в Новгороде 12-15 вв. - посадник, уже "слезший со степени" (кончивший посадничество), но остающийся членом господы. 2) В 14 в. и позднее С. - член монастыр. капитула (в противоположность чернецу - рядовому иноку); посельский С. - управляющий х-вом монастыря в уезде или волости.

Старик сам с ноготь, борода с локоть

СТАРИ́К САМ С НО́ГОТЬ, БОРОДА́ С ЛО́КОТЬ - персонаж волшебных сказок. При встречах с героем дает ему полезные советы: как вернуться домой, как добыть предназнач. коня и др. Гл. роль старика - хозяин подземного царства (трех царств - медного, серебряного, золотого): спит в море на камне, "от него дух очень тяжелый несет". Отец трех дочерей (или хозяин трех сестер, обитательниц царств). Пытается помешать герою попасть в свои владения; ему удается одолеть спутников героя (старших братьев или богатырей Усынко, Горыню, Дубыню), но сам герой одерживает над ним верх, получает от него согласие на брак с любой из дочерей. В др. версиях герой бьется со стариком под землей, побеждает, переставив по совету девушек чаши с "сильной" и "пустой" водой. Во многих текстах называется просто "старик".

Старица

СТА́РИЦА - участок прежнего русла р., отделившейся полностью или частично. Обычно заполняется водой при высоком уровне р., образуя пойменное оз. С теч. времени в результате зарастания переходит в болото и сырой луг. Термин широко распространен в топонимике (только в басс. Оки изв. 9 р. с назв. С., где зачастую утрачивается его внутр. форма и становятся возможными такие гидронимы, как Старая С., Новая С. и т. п.).

Старов Ив. Ег

СТАРО́В Ив. Ег. (1745-1808) - архитектор. Учился в г-зии при Моск. ун-те, продолжил худож. образование в Петерб. АХ (1758-62), затем пенсионер АХ в Париже и Риме (1762-68). Учителя С.: Ш. де Вайи, Ж.-Б. Валлен-Деламот, С. И. Чевакинский. В 1769-72 С. преподавал в АХ в Пб. В 1772-74 гл. арх. Комиссии о каменном строении СПб. и Москвы. Много работал для Демидовых, с к-рыми был в свойстве, и для кн. Г. А. Потемкина, очень его ценившего и поручавшего С. строить свои усадьбы и города в Новороссии. Основные работы С. в Пб.: Свято-Троицкий собор Алек-сандро-Невской лавры (1778-90) и Таврич. дворец кн. Потемкина (1783-89). В них проявилась свойств. раннему классицизму строгость и рациональность образного решения фасадов и планов зданий в сочетании с изысканной роскошью и утонченностью декорировки интерьеров.

С. создал ряд усадебных комплексов, на многие годы определивших тип рус. усадьбы эпохи классицизма: демидовские Тайцы и Сиворицы под Пб. (1770-е гг.), с обширными англ. парками и павильонами, в т. ч. в готическом стиле, Никольское-Гагарино под Москвой (1773-77), грандиозная имп. резиденция на Неве Пелла (1785-89; не сохр.), своими масштабами долженствовавшая превзойти прежние резиденции Екатерины и стать памятником ее великих дел. Как и все крупные совр. ему зодчие, С. строил также преромантические замки - усадьбу Потемкина в Островках на Неве, с асимметр. планом и тремя башенками, напоминавшую старинный замок (не сохр.). С. разрабатывал проекты планировки Пскова, Воронежа (1774), Екатеринослава, Николаева (1790), строил соборы в Херсоне (1778) и Николаеве (1790).

Лит.: Белехов Н. Н., Петров А. Н. Иван Старов. М., 1950; Кючарианц Д. А. Иван Старов. Л., 1982.

И. Е. Старов. Троицкий собор Александре Невской лавры

И. Е. Старов. Троицкий собор Александре Невской лавры

Старообрядчество

СТАРООБРЯ́ДЧЕСТВО - См. Раскол.

Старопечатная книга

СТАРОПЕЧА́ТНАЯ КНИ́ГА - достаточно неопредел. и усл. наименование книж. продукции, выпущ. в период, непосредственно следующий за началом книгопечатания. Предполагается, что технология полиграфич. произ-ва и внешний вид С. К. существенно отличаются от более поздних изд. К рус. С. К. относят изд. др.-рус. шрифта 16-17 вв., в т. ч. печатную книгу 16 в. Менее обоснованным представляется отнесение к С. К. изданий гражд. шрифта 18 в. История рус. С. К. связана с деят-ностью Моск. печатного двора. Для С. К. характерно сходство с рукописной кн. (начертание шрифта, иллюстрации, заставки). Рус. С. К. - это по преим. дух. лит-ра, изд. церковно-служебного назначения, тексты Св. Писания, азбуки, буквари, грамматики и др. Для издат. дела этого периода рус. книги характерен его государств., официальный характер.

Лит.: Родосский А. Описание старопечатных и церк.-слав. книг. СПб., 1891-98; Книга в России. Ч. 1: Рус. книга от начала письменности до 1800. М., 1924.

Старославянский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старостины, братья

СТА́РОСТИНЫ бр. - футболисты.

Ал-др Петр. (1903-81) - правый защитник, з. м. с. СССР (1936). Чемпион СССР 1928, 1931, 1932, 1935, 1936 (осень). Играл за сборные команды Москвы, РСФСР, СССР. Вошел в символич. сборную СССР за 50 лет.

Анд. Петр. (1906-87) - центр. полузащитник и центр. защитник, з. м. с. СССР (1940). Чемпион СССР 1935, 1936 (осень), 1938, 1939. Обладатель Кубка СССР 1938, 1939. Включен в символич. сборную СССР за 50 лет. Автор кн. "Большой футбол".

Ник. Петр. (1902-96) - правый крайний нападающий, з. м. с. СССР (1934), Герой соц. труда (1990). Чемпион РСФСР 1922, 1923, чемпион СССР 1928, 1931, 1932. Играл за сборные команды Москвы, РСФСР, СССР. Был капитаном всех этих команд. Автор кн. "Звезды большого футбола".

Предыдущая страница Следующая страница