Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Станиславский Конст. Сер.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Станиславский Конст. Сер.

СТАНИСЛА́ВСКИЙ Конст. Сер. (наст. фам. Алексеев) (1863-1938) - актер, реж., театр. деятель, педагог, теоретик т-ра. Род. в семье богатого промышленника, где ценили и понимали иск-во, увлекались т-ром. Еще мальчиком С. стал выступать на домашней любительской сцене. Постепенно составился т. н. Алексеевский кружок, в центре к-рого был С. Репертуар этого кружка состоял пре-им. из переводных водевилей и оперетт. На этих ролях С. оттачивал свое актерское мастерство, требуя при этом общей слаженности спектакля. В 80-е гг. С. стал выступать на любительских сценах Москвы. В 1885 взял псевдоним "С.". В 1888 вместе с реж. А. Ф. Федотовым, оперным певцом Ф. П. Комиссаржевским и худож. Ф. Л. Сологубом С. создал Об-во иск-ва и лит. с постоянной труппой актеров-любителей. Среди др. любительских коллективов труппу С. выделяли стремление к созданию ансамбля, высокохудож. репертуар, мастерство исполнителей. Об-во с первых шагов попало в поле зрения критики, его спектакли получали высокие оценки, рассматривались "на равных" с проф. труппами. С. сыграл в т-ре Об-ва множество разно-обр. ролей, практически уничтожив рамки амплуа: Барон, Дон Гуан ("Скупой рыцарь", "Каменный гость" А. С. Пушкина), Фердинанд ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Паратов ("Бесприданница" А. Н. Островского), Звездинцев ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Уриель Акоста ("Уриель Акоста" К. Гуцкова), Отелло ("Отелло" У. Шекспира), Сотанвиль ("Жорж Данден" Ж. Б. Мольера) и др. Одаренный помимо таланта блестящими внешними данными, сценическим обаянием и редкой трудоспособностью, С. вскоре завоевал славу одного из лучших актеров своего времени. К периоду работы в Об-ве относятся и первые реж. опыты С. Постановка "Плодов просвещения" стала событием для театр. Москвы. Особо отмечала критика исполнение роли Тани М. П. Лилиной. Уже в первых постановках ("Уриель Акоста", "Бесприданница", "Отелло") С. выступил как реж.-новатор, ищущий новые худож. средства для более полного воплощения на сцене психо-логич. мотивов поведения героев. В 1897 С. встретился с В. И. Немировичем-Данченко, драматургом, критиком, преподавателем драматич. классов Филармонич. общ-ва. Их взгляды на задачи иск-ва совпадали, и они решили создать принципиально новую модель т-ра. Основу труппы составили ученики Немировича-Данченко и актеры-любители Об-ва иск-ва и лит. Моск. Худож. (Общедоступный) т-р (МХТ) открылся 14(26) окт. 1898 историч. трагедией А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", долго находившейся под цензурным запретом. С. добился в этом спектакле большой ист. достоверности в изображении характеров и быта. Большое значение придавалось разработке массовых сцен. Ист. и бытовой достоверностью отличались и др. постановки этого периода, однако чрезмерное увлечение подобного рода подробностями неизбежно толкало т-р в сторону натурализма. Преодолеть кризис т-ру помогло обращение к драматургии А. П. Чехова, потребовавшее нового актерского существования, новых реж. идей. После триумфа "Чайки" (1898) на сцене МХТ с успехом шли "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). Качество спектаклей определялось прежде всего ансамблем, атмосферой, а не удачами отдельных исполнителей. С. стремился к единству всех сценич. компонентов - декораций, света, звукового оформления, что позволяло создать целостный худож. мир спектакля. Большое влияние на т-р оказала и совместная работа с М. Горьким, чьи пьесы шли на сцене МХТ. Особый успех имел сп. "На дне" (1902), поставленный С. совместно с Немировичем-Данченко. С. сыграл в нем Сатина, трактуя его как романтич. борца за право человека быть свободным. Тонкими, интеллигентными людьми, сохраняющими мужество и душевную стойкость, представали в исполнении С. чеховские герои Астров и Вершинин. Блестящим исполнителем характерных ролей проявил себя С. в образах Аргана ("Мнимый больной" Мольера), графа Любина ("Провинциалка" И. С. Тургенева), кавалера Ри-пафратты ("Хозяйка гостиницы"). Среди его ролей: Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Ракитин ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева), Гаев ("Вишневый сад" Чехова), князь Аб-резков ("Живой труп" Л. Н. Толстого) и мн. др. С 1900-х гг. С. начал работу над своей системой актерского творчества, известной под названием "система С.". Он разрабатывал новые приемы актерской техники, руководствуясь собств. актерским опытом и проверяя найденное на своих учениках. Изначально задуманная как практич. рук-во для актеров и реж., система в конечном итоге стала эстетич. основой совр. т-ра. После окт. 1917 С. переживал определенный творч. кризис. В нач. 1920-х гг. он совершил с частью труппы долгое турне по странам Европы и США, где игрались уже проверенные временем спектакли. После возвращения в Россию С. продолжал работу над классикой, вел поиски совр. репертуара, совершенствовал свою систему, экспериментировал в области муз. т-ра. Значит. явлением этого периода стал сп. "Горячее сердце" (1926). В 1928 С. по состоянию здоровья прекратил актерскую деят-ность, сосредоточив все свои силы на реж.-пед. деят-ности. Помимо работы с драм. актерами С. руководил Студией Большого т-ра, во многом способствуя реформе оперного т-ра. На его счету - неск. постановок оперных сп., в т. ч. "Евгений Онегин", "Севильский цирюльник", "Царская невеста".

К. С. Станиславский

К. С. Станиславский

В начало словаря