Статьи на букву "С" (часть 13, "СТА"-"СТО")
СТА́РЧЕСТВО - в узком смысле - разновидность монаш. устава, предполагающего тесную внутр. связь между старцем-наставником и его учеником-послушником. В б. шир. смысле - особые взаимоотношения христианина со своим дух. рук. (старцем), основывающиеся на полных откровенности и послушании (даже в мелочах). По представлению церкви, старец должен обладать: 1) даром молитвы; 2) даром различения помыслов; 3) даром прозорливости; 4) даром учительства; 5) даром исцеления дух. и телесных болезней. Как ин-т рус. церк. жизни особое значение С. приобрело в 19 в., на его развитие определяющее влияние оказал Паисий Величковский, среди предшественников С. надо назвать и Тихона Задонского. Важную роль в его распространении сыграл митр. Гавриил (Петров). Со С. в той или др. степени связана деят-ность Серафима Саровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского и др. оптин. старцев. Крупнейшим центром движения была в 19 в. Оптина пустынь, также С. имело место во мн. др. мон., в т. ч. на Соловках, на Валааме, в Александро-Невской лавре, моск. Симоновом мон. и др. С. опиралось на аскетич. традиции вост. правосл. церквей и на дух. опыт рус. церкви 14-15 вв., прежде всего на Нила Сорского и др. "заволжских старцев". Определ. аналогом С. в Др. Руси был ин-т "покаянных" семей. В 19 в. к старцам в поисках ответов на религ.-нравств. вопросы обращались предст. разных соц. гр., в частности интеллигенция, что определило заметное воздействие С. на рус. культуру в целом. Особую роль сыграла в этом отношении Оптина пустынь, с к-рой связано творчество мн. писателей. С. способствовало появлению в творчестве ряда авторов религ. мотивов, а также обращению литераторов (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев) к опыту рус. церкви. Кроме того, оно явилось одной из причин, обусловивших модальность определяющего писат. типа 19 в. (писатель-учитель, стремящийся воздейстовать на реальность и определяющий жизненное поведение читателей; отношение к книге как к учебнику жизни и т. д.), к к-рому принадлежат не только религ. настроенные писатели (Гоголь, Достоевский, Л. Н. Толстой), но и авторы, далекие от церкви и даже от религии (Н. Г. Чернышевский). |
СТАРШИ́НОВ Вяч. Ив. (род. 1940) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963), канд. пед. наук. Один из лучших нападающих в истории сов. хоккея с шайбой. Олимп. чемпион 1964, 1968. 9-кратный чемпион мира 1963-71, 8-кратный чемпион мира 1963-71, 8-кратный чемпион Европы 1963-70. Был признан лучшим нападающим чемпионата мира 1965. Чемпион СССР 1962, 1967, 1969. Один из самых результативных нападающих сов. хоккея - 405 шайб в чемпионатах СССР. Автор кн. "Я - центрфорвард", "Хоккейная школа". |
"СТА́РЫЕ ГО́ДЫ" - худож. иллюстр. ж. "для любителей иск-ва и старины". Выходил в 1907 - 16 в. СПб. Издатель - П. Вейнер, ред. - В. Верещагин. Посв. вопросам ист. рус. иск-ва 18 - нач. 19 в. Характер изд. во многом определялся близостью мн. членов редакции и авторов статей к идеям, выдвигавшимся в недалеком прошлом ж. "Мир иск-ва" (в 1910), худож. об-вом под тем же назв. - ретроспективно-символич. взгляд на придворную дворянскую культуру России (преимущ. 18 в.). Играл большую роль в "открытии" в нач. 20 в. барочного и классицистич. иск-ва в России. В ж. сотрудничали А. Бенуа, И. Врангель, Н. Рерих и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СТА́СОВ Вл. Вас. (1824-1906) - муз. и худож. критик, археолог, фольклорист. Сын арх. В. П. Стасова. Окончил уч-ще правоведения (1836-43), в 1851 ушел в отставку с гос. службы. С 1856 по 1863 написал ряд ист. трудов, гл. обр. о периоде царствования Николая I, для личной б-ки Александра П. С того же времени сотрудничает в Публичной б-ке. С нач. 1860-х гг. - редактор "Известий имп. археолог. об-ва", секретарь этнограф. отд-ния географ. музея. Автор многочисл. работ по рус. и европ. археологии, ист. иск-ва, лит-ры, биографий мн. худож.-передвижников. Был близок к композиторам "Могучей кучки", худож.-передвижникам, полемизировал с худож.-академистами и "консервативной партией" А. Рубинштейна в музыке. В своих статьях о рус. иск-ве С. уделял гл. внимание не технич. или эстетич. стороне, а содержанию, нац. особенностям произв. Выступал против офиц.-народнич. направления, публицистов консерват. направления, а в последний период жизни - и против декадентства. В фольклористике гл. работа С. - о происхождении былин (1868), в к-рой он критиковал сентиментально-аллегорич. и мистич. толкования, выдвигал идею о позднем (не ранее 13-14 вв.) и неисконном происх. былин; по его мнению, рус. былины были заимствованы при посредстве тюрков с Востока. С. ставил под вопрос различие между былиной и сказкой, оспаривал факт отражения в былинах реалий др.-рус. об-ва. Эта работа С. вызвала резкую критику современных ему фольклористов, но в конечном счете дала большой положит. эффект, способствовала преодолению увлечений мифол. школы, усилению иссл. связей рус. фольклора с фольклором Востока, а с др. стороны - интенсификации изучений историч. основ былинного эпоса. С 1890-х гг. роль С. как провозвестника новых течений в иск-ве стала уменьшаться в связи с переходом инициативы к декадентам и модернистам. |
СТАСЮЛЕ́ВИЧ Мих. Матв. (1826-1911) - историк, журналист и обществ. деятель. Род. в семье штаб-лекаря. Окончил Петерб. ун-т (1848); доц. и проф. Петерб. ун-та (с 1852). Подал в отставку в знак протеста против репрессий после студенч. волнений 1861. Ученик М. С. Куторги, С. занимался ист. Др. Греции и европ. средневековья ("История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых", 3 т., 1863-65; "Опыт ист. обзора главных систем философии истории", 1866 и др.). Активный деятель петерб. самоуправления: был гласным петерб. думы (с 1889), пред. водопроводной комиссии, пред. комиссии по нар. образованию. Изд. ж. "Вестник Европы" (1866-1908). С. был одним из последоват. деятелей рус. либерализма, пользовавшимся прочным авторитетом в различных обществ. кругах за честность своих убеждений. |
СТА́ТУЯ (лат. statua) - один из осн. видов скульптуры: отдельное трехмерное изображение человека или животного. Ставится перед фасадом здания или в специально предназначенных нишах, как правило, на постаменте, а также на карнизах (напр., по углам фронтона) или на вершине кровли; в садах - на постаменте, часто в специальных павильонах; в интерьере - обычно в нишах или в центре на постаменте. Небольшие по размерам С., размещаемые на предметах убранства интерьера или внутри их, называются статуэтками. |
СТАФФА́Ж (псевдофранц., от нем. staffieren - украшать, отделывать) - второстеп. эл-ты живоп. композиции, напр. чел. фигуры или животные в пейзаже, бытовая обстановка в жанр. картине. Иногда выполнялся не автором произв., а др. худож. Получил широкое распространение с 17 в. |
СТАХА́НОВ Ал. Григ. (1905/06-77) - инициатор движения новаторов про-из-ва, Герой соц. труда (1970), чл. Ком. партии с 1936. Род. в семье крестьянина д. Луговой Орловской губ., с 1914 по 1926 работал батраком, с 1927 на шахте "Центральная Ирмино" (Донбасс) коногоном, крепильщиком, с 1933 забойщиком. С. по-новому организовал работу в угольном забое (разделение трудовых операций забойщика и крепильщика, использование техники) и 31 авг. 1935 установил рекорд добычи угля за смену (102 т), 19 сент. 1935 установил новый рекорд - 227 т. С. положил начало движению рабочих и колхозников за повышение производительности труда, получившему назв. "стахановское движение". С апр. 1936 работал инструктором треста "Кадиев-уголь" по внедрению передовых методов труда. В 1936-41 учился в Пром. академии в Москве, затем работал на разл. руководящих должностях в угольной пром-сти. С 1937 по 1940 являлся деп. Верх. Совета 1-го созыва. Им написаны кн.: "Рассказ о моей жизни" (1938), "Возродим родной Донбасс" (1944). |
СТЕБЛИ́Н-КАМЕ́НСКИЙ Мих. Ив. (1903-81) - выдающийся филолог, лингвист и историк лит-ры. Учился в Петрогр. ун-те, откуда был отчислен за непролетарское происхождение в 1924. В 1939 сдал экстерном экзамены за курс. ун-та. Когда С.-К. находился в осажденном Ленинграде, в Ташкенте в 1943 по представлению В. Ф. Шишмарева состоялась его заочная канд. защита; в 1949 в Ленинграде им была защищена докт. дисс. Автор 10 книг, мн. из к-рых переведены на иностр. яз. Почетный д-р Стокгольмского (1969) и Рейкьявикского (1971) ун-тов. Организовал в Ленингр. ун-те первое в нашей стране сканд. отд-ние, преобразованное в 1958 в каф. сканд. филологии. Создал рус. традицию перевода др.-исл. лит-ры. Обл. основных науч. интересов С.-К. - др.-исл. лит-ра, ист. сканд. яз., проблемы общей грамматики и ист. фонологии. На основе изучения др.-исл. лит-ры создал концепцию лит. эволюции, связанную с развитием авторского самосознания. Исполнитель родовых саг и эпич. произв. не сознает свое авторство ни в отношении содержания, ни в отношении формы; поэзия - первый шаг на пути к индивид. авторству; скальд считает себя творцом формы, но не содержания, отсюда вычурность формы скальдической поэзии. В своих лингв. работах обращался к спорным вопросам общей теории (проблема частной речи, предикативности, фонемы и различит. признаков). Был основателем школы ист. фонологии в нашей стране, развивающей идеи пражских фонологов. Соч.: История скандинавских языков. М.; Л., 1953; Грамматика норв. языка. М.; Л., 1957; Очерки по диахронической фонологии скандинавских языков. Л., 1966; Культура Исландии. Л., 1967; Мир саги. Л., 1971; Спорное в языкознании. Л., 1974; Миф. Л., 1976; Древнескандинавская литература. М., 1979; Ист. поэтика. Л., 1978; Мир саги: Становление лит-ры. Л., 1984. |
СТЕ́ЛА - в Др. Греции - специально обработанная кам. плита (известняк, реже мрамор) прямоугольной или трапециевидной формы, часто украшенная наверху фронтоном или разным орнаментом. С. могла служить пограничным столбом, межевым знаком или надгробным пам. В греч. городах существовал обычай заносить на С. тексты важных законов, договоров, пост. и выставлять их для всеобщего обозрения на площадях, около храмов и т. п. В б. шир. смысле С. наз. широко распространенные в древности у мн. народов пам. (чаще всего каменные) в виде поставленных вертикальных плит с изображением и надписями культового, мемориального или информационного характера. Древнейшие С. относятся к эпохе бронзы и содержат антропоморфные или геометрич. изображения. Такие С., напр., найдены на Алтае и в Сибири (оставлены племенами карасукской культуры). С. также имелись у мн. др. народов Востока (Китай, Индия, Месопотамия), а также у римлян. Форма С. используется в последующем иск-ве вплоть до нашего времени. В рус. иск-ве С. традиционно используется в качестве надгробия и городской монументальной формы. |
СТЕЛЛО́ВСКИЙ Фед. Тим. (1826-75) - издатель, книгопродавец, типограф. В 1830 осн. в Пб. муз. изд-во и в 1850-е гг. становится крупнейшим муз. издателем России. Изд-во С. впервые напечатало партитуры лучших рус. опер ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" М. И. Глинки и др.); в 1861 С. приобрел права собственности на все соч. Глинки, выпустил множество романсов и песен рус. композиторов и популярных произв. заруб. композиторов: В. А. Моцарта, Дж. Верди, К. Вебера и др. В 1858-60 С. издавал ж. "Музыкальный и теоретич. вестник", в 1860-62 - газ. "Русский мир", в 1863-65 - еженедельник "Якорь". В 1860-е гг. изд-во С. расширило профиль, выпустив сер. "Собр. соч. рус. авторов". С. нередко выпускал соч. рус. писателей и композиторов на весьма невыгодных для них условиях, подстерегая их в тяжелые минуты жизни, когда они были согласны на любые условия. Именно так С. выпустил произв. А. Ф. Писемского, В. В. Крестовского, Ф. М. Достоевского, а соч. Глинки купил в 1861 всего за 25 руб. у его сестры Л. И. Шестаковой, с к-рой у С. начался долгий суд. процесс по вопросу о выполнении договора. По этому поводу Достоевский писал о С. 19 марта (1 апр.) 1871 А. Н. Майкову: "Денег у него столько, что он купит всю рус. литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1986. Т. 29, кн. 1.С. 190). |
СТЕП (от англ. step - шаг, делать па), или теп, тепданс (от англ. tep, tepdance - легкий стук или удар), или чечетка, - направление в эстрадном танце, ставящее во главу угла ритмич. рисунок звуков, возникающий от удара стопы об пол. Для усиления звука и придания ему тембра к носкам и каблукам башмаков прикрепляются металлич. пластинки. Истоки С. коренятся в характерных разновидностях народных танцев: в исп. сапатеадо, ирланд. джиге, рус. дробушках, афр. и амер. плясках. Неоспоримо и влияние на него музыки свинга и джаза. С. возник в США из слияния афр. и европ. нац. культур, но и сегодня различают С. белый и черный, или англ. и амер. Золотым веком С. были 1930-40-е гг., его выдающимися представителями - Ф. Астер, Д. Роджерс, Д. Келли. Гастроли в России негритянских танцоров, демонстрация муз. фильмов сделали "амер. чечетку" одним из самых популярных жанров рус. эстрады. Ее приемы использовались в разл. танцах, в т. ч. в матлоте - матросской чечетке. Среди сов. чечеточников наиболее известны Б. и Ю. Гусаковы, семья Зерновых, В. Кирсанов. |
СТЕПА́НОВ Ал. Степ. (1858-1923) - живописец. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1880-84), там же в 1899-1918 руководил анималистич. кл. В 1891-1903 - чл. Т-ва передвижных худож. выставок. Чл.-учредитель Союза рус. художников. Для произв. С., продолжающих традиции рус. пленэрной живописи, характерен глубокий лиризм восприятия природы. В охот. и жанровых работах чувствуется влияние В. Г. Перова и И. М. Прянишникова, но внимание худож. сосредоточено на раскрытии поэтич. образа охоты ("Лоси", 1889). Сложная, насыщ. рефлексами и оттенками живопись ранних картин позднее уступила место более мягкой, обобщ. манере ("Ранняя весна", 1900-е гг.). Лит.: Лаврова О. И. А. С. Степанов. М., 1973; Холодовская М. З. А. С. Степанов. Л., 1981. |
СТЕПА́НОВ Вл. Ив. (1866-96) - артист балета и педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще (ПТУ) в 1885 (ученик П. Гердта). В 1885-95 артист Мариинского т-ра. Автор первой в России системы записи танца. В 1889-91 учился анатомии в Петерб. ун-те, в 1891 был послан усовершенствовать свой метод в Париж. Там в 1892 С. опубликовал "Алфавит движений человеч. тела". Преподавал свою систему в ПТУ (1892-95), знакомил с ней моск. коллег (1895). Умер от туберкулеза. Последователями С. были А. Горский и Н. Сергеев. |
СТЕПА́НОВ Георг. Вл. (1919-86) - филолог, специалист в обл. романск. яз.-знания, крупнейший испанист, действ. чл. АН СССР (1981), Иностр. чл. Испанской королевской академии (1978), Лиссабонской и Саксонской АН (1978 и 1982). Большая часть жизни С. прошла в Ленинграде и связана с Ленингр. (ныне вновь СПб.) ун-том. "Студенч. годы" для него, как и для многих его сокурсников, растянулись на 10 лет (1937-47). После 1-го курса С. принял участие в гражд. войне в Испании, после 3-го курса - в Вел. Отеч. войне. После ун-та окончил аспирантуру по программе, значительно превышавшей офиц. "кандидатский минимум" (изучал ист. испанск. и португ. яз. и лит-р, галисийск., старофранц., про-вансальск., староитал., румынск., арабск. языки). Почти четверть века С. преподавал в ЛГУ (начав еще в аспирантуре и став проф. в 1969), был автором многократно переизд. учебников - практич. и теоретич. грамматики испанск. яз. (совм. с О. К. Васильевой-Шведе). В 1971 переехал в Москву, где стал зав. сектором романск. языков Ин-та яз.-знания АН СССР, а с 1977 - дир. этого ин-та, гл. ред. ж. "Известия АН СССР. Сер. лит. и яз." (1976-82), "Вопросы языкознания" (с 1982); входил в состав мн. комиссий и редколлегий (в т. ч. серии "Лит. памятники"). Воспитанник Петерб. филол. школы, С. сочетал лингвистич. и лит.-ведч. интересы. Ему принадлежат ист.-лит. эссе о М. Сервантесе, М. Унамуно, Р. Валье-Инклане и др. и ряд теоретич. работ по методологии анализа и толкования худож. текста, о границах лингвистич. и лит.-ведч. анализа, много пер. с исп. На латиноамер. материале была разработана теория язык. вариативности и сформулированы общие принципы исп. яз. вне ареалов их первонач. распространения. Соч.: Исп. яз. в странах Лат. Америки. М., 1963; Типология язык. состояний и ситуаций в странах романской речи. М., 1976; К проблеме язык. варьирования. М., 1979. Лит.: Г. В. Степанов. М., 1984: (Мат-лы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. лит. и яз.; Вып. 16); Лихачев Д. С. О Г. В. Степанове // Степанов Г. В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988; Виппер Ю. Б. Последняя книга выдающегося филолога // Там же; Res philological Сб. ст. памяти акад. Г. В. Степанова. М., 1990. |
СТЕПА́НОВ Юр. Ник. (1932-63) - спортсмен, легкоатлет, з. м. с. СССР. С. первым из европ. прыгунов в высоту установил мировой рекорд - 2,16 м (1957). Чемпион СССР 1954 и 1958. Рекордсмен мира по прыжкам в высоту в 1957-60. Одержал победу в очном поединке на "Матче века" (сборные команды по легкой атлетике СССР - США в 1958) над олимп. чемпионом америк. прыгуном Ч. Дюмасом. Первым был награжден памятной медалью "За выдающееся спорт. достижение СССР" и орденом "Знак Почета". |
СТЕПЕ́ННАЯ КНИ́ГА - ист. памятник Др. Руси. В отличие от летописей, мат-л в С. К. распределен не по годам, а по поколениям князей правящего дома Рюриковичей - степенями (гранями). Хронологически охватывает события с 9 в. по 1560 с добавлением двух событий 1562 и 1563. Разбита на 17 граней (последняя - Иван IV Грозный), а внутри граней на главы. Начиная с возвышения Москвы в кон. 13 в., грани образуются не по вел. княжениям, а по удельным московским. Многие княж. биографии приближены к житийному типу. Жития переработаны, образуя т. н. "степенные" особые редакции. Включены также биографии митрополитов и наиболее чтимых рус. святых соотв. периодов. Особое внимание уделено теории о преемственности власти вел. князей Московских от Римских императоров через Рюрика, соответственно используются как источник не только летописи и жития, но и полемические произв. ("Сказание о князьях Владимирских"). С. К. сохранилась в 74 списках основной ред. В наст. время ее автором считается митр. Афанасий. Изд. и лит.: Полн. собр. рус. летописей. 1908-1921. Т. 21, ч. 1-2; Василенко П. Г. "Книга Степенная царского родословия" и ее значение в древней ист. письменности. СПб., 1904; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи. М., 1980. |
СТЕПУ́Н Фед. Августович (1884-1965) - философ, историк и социолог культуры; прозаик; лит. и театр. критик; деятель рус. религ. возрождения. Род. в Москве. Окончил в 1910 Гейдельбергский ун-т. Член редколлегии изд-ва "Мусагет" и рус. выпуска междунар. филос. ж. "Логос" (1910-14). Пропагандировал в России неокантианство баденской школы. При "Мусагете" вел филос. семинар (один из участников - молодой Б. Л. Пастернак). В 1917 - комиссар Врем. пр-ва на фронте, затем нач. полит. управления в воен. мин-ве Савинкова. В окт. арестован, но вскоре освобожден; вернулся в Москву. Дир. показат. т-ра (1920-22). Выслан из России в 1922. Проф. ун-та в Дрездене (1926-37); уволен нацистами. Один из ред. нерегулярно выходившего в Париже с 1931 по 1939 ж. "Новый град", в к-ром развивались идеи "социального христианства". С 1947 - проф. ун-та в Мюнхене. Соч.: Жизнь и творчество // Логос. 1991. № 1. 1993. № 4; Бывшее и несбывшееся. Т. 1-2. Нью-Йорк, 1956 (СПб., 1995); см. также вступит. Статью В. Борисова - Новый мир. 1991. № 6. С. 200-204. |
СТЕПЬ - открытое безлесное и обычно безводное пространство с ровной поверхностью, покрытое травянистой растительностью. Этимология термина пока не получила удовлетворит. объяснения. В рус. ист. лексикрографии термин зафиксирован относит. поздно (нач. 17 в.), однако мн. косв. данные свидетельствуют о том, что он является древним элементом вост.-слав. словаря. (Интересно отметить, что слово steppe употреблено Шекспиром в тексте, напис. до 1600, - "Сон в летнюю ночь".) Возможно происхождение из общеиндоевроп. (s)tep - "быть плоским, ровным, низким". Однако в укр. яз. и рус. диалектах широко представлены иные значения термина: холка и спина лошади; обрыв, скала; водораздел; безлесная возв.; гора, поросшая травой. Возможно, что в прошлом термин был не ландшафтным, а орфографич., но со временем утратил значение "возвышенность", сохранив характерный признак - открытое безлесное пространство. |
СТЕРЕОТИ́ПНОЕ ИЗДА́НИЕ - разновидность репринтного изд., переизд., выполненное с тех же печатных форм, что и первое изд., или с их копий - стереотипов. При С. И. остается неизменным не только содержание текста, но и его размещение, оформление книги. Т. о. осуществляется, напр. ежегод. изготовление необходимого дополнит. кол-ва школьных учебников. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СТЕФА́Н ДЕМЕ́СТВЕНИК, ДОМЕ́СТИК ВЛАДИ́МИРСКИЙ (ум. 1094) - руководитель хора Киево-Печерского мон. - до 1074, "взрос под рукою" Феодосия Печерского. При кончине Феодосия избран игуменом Киево-Печерского мон., на этом посту продолжил стр-во ц. Успения Богородицы, начатое Фео-досием. Спустя три года "сотона крамолу сотворил", и братия прогнала С. из мон. В 1091 С. участвовал в обряде перенесения мощей Феодосия Печерского в новую Успенскую ц., освящение к-рой состоялось в 1089. В установлении празднования памяти Феодосия Печерского С. упоминается как епископ Владимирский (на Волыни). Киево-Печерский патерик наз. его "Досточюдный, именитый С.", "деме-стик". Правосл. церковь празднует память С. Демественика, еп. Владимирского, 27 апр. (10 мая). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СТИХА́РЬ (от греч. στίχος - строка, прямая линия) - входящее в число священных одежд длинное платье с шир. рукавами, церк. парчовое облачение дьяконов и дьячков, ниж. облачение священников и архиереев. С. ведет свою историю от одеяния ветхозаветных священников - хитона, к-рый, в свою очередь, происходит от древней муж. и жен. одежды. В древности С. священнослужителя изготовлялся из льна и был белого цвета, что знаменовало чистоту и непорочность, в к-рой следовало проводить церк. службу. Эти идеи выражает и молитва, читаемая при облачении в С. С. - ниж. одежда всех трех степеней священства (дьяконов, иереев, епископов), т. к. от всех них церковь требует чистоты жизни. На С. могут быть нашиты ленты, а также полосы др. тканей - символы уз, к-рыми был связан Иисус Христос перед Пилатом, и его ран. |
СТИХИ́ ПОКАЯ́ННЫЕ - жанр др.-рус. внебогослужебной лирики, сложившийся на основе взаимодействия проф. певч. гимногр. иск-ва и нар.-песенного творчества. Источники С. П. - песнопения Стихирарей триодного и минейного, стихиры покаянного и погребального чина, Богородичны, нек-рые песнопения Псалтири, фрагменты произв. церк.-учительной лит-ры, а также оригин. произв. авторов из среды клирошан-профессионалов. Ранние образцы С. П. получили письм. фиксацию в рукописях посл. трети 15 в. Распевались С. П. в системе осмогласия знаменного распева, единичные, напр. "Плач Адама" распева Кирила Гомулина, - в путевом. Ряд напевов приближается к стилю рус. нар. протяжной песни ("Преидох лета моя", "Егда родихся, не вем" и др.). На рубеже 15-16 вв. в рукописной традиции складываются краткие С. П., в сер. 16 в. появляются первые пространные подборки, сформир. в гласовой последовательности (1-й, 2-й и т. д. до 8-го). Кол-во С. П. в 16-17 вв. постоянно увеличивается, достигая к концу этого периода до 100 и более текстов. Всего выявлено С. П. ок. 200. Ряд текстов имеет две, реже три и более певч. интерпретации. До сер. 17 в. СП. содержатся в нотир. певч. рукописных сб-ках наряду с богослужебными певч. книгами (Обиход, Стихирари Постный и Минейный, Ирмологий, Октоих), но не в составе этих книг, а на погран. участках. Со 2-й пол. 17 в. С. П. нередко составляют отд. рукописные книжечки небольшого формата, предвосхищая альбомы стихов и романсов 18-19 вв., либо выписываются в составе сб-ков светского содержания (в сб-ках повестей, загадок и др.). Среди С. П. - и произв. "личного" пения, обращ. к "человеку внутреннему", и масштабные памятники эпико-ист. плана, посв. кризисным моментам нар. жизни (напр., "О, злое дело ненависть и неправда", "Плачется земля Российская страна"). Самоназв. сб-ков С. П.: "Покаялны на 8 гласов" (сер. 16 - нач. 17 в.), "Покаялны на осмь гласов слезни и умиленны, чтобы душа пришла к покаянию"; "Изложение на научение и совести нашей на обличение, душевное умиление и слезное призывание, сердечнаго ожесточения и душевнаго окаменения на искоренение" (сер. 17 в.). На более позднем этапе развития жанра С. П. и его фольклоризации возникает его поздняя модификация - стихи духовные (18-19 вв.). Лит.: Ранняя рус. лирика // Репертуарный справочник музыкаль-но-поэтич. текстов 15-17 вв. / Сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л., 1988. |
СТИХИ́РА (греч. στιχηρά, букв. "многостишие") - в православном богослужении песнопение, написанное стихотворным размером или присоединяемое к стихам псалмов (откуда и название). Каждая С. характеризуется двумя признаками: 1) местом в структуре определенного богослужения суточного круга и 2) содержанием или к.-л. внешним признаком (именем автора, местом происхождения). По первому признаку С. делятся на четыре группы: 1) С. на Го́споди воззва́х (Κύριε εκέραξα); 2) С. литийные (т. е. исполняемые на литии); 3) С. на стихо́вне (εις τόν στίχον); 4) С. на хвали́те, или на хвали́тех (εἰς τούς αίνους). По второму признаку С. делятся на: 1) С. по алфавиту (κατ’ ἀλφάβητον); 2) С. аморрее́вы - С., прославляющие Богородицу (Θεοτοκία), автором к-рых считается Павел Аморрейский, игумен Эвергетидского мон. (ум. 1054); 3) С. воскресные (ἀναστάσιμα), прославляющие Христа; из них выделяется группа С. крестовоскресных, т. е. прославляющих не только Воскресение, но и спасительный Крест Христов; 4) С. восточные, или анатолиевы; 5) С. догматики (δογματικά); 6) С. евангельские (εὐαγγελικά), или утренние (ἐωθινά); 7) С. из Минеи (του̃ μηναίου); 8) С. из Триоди (του̃ τριωδίου). |
СТИХИРА́РЬ МИНЕ́ЙНЫЙ (месячный) - нотир. певч. сборник (книга), содержащий циклы стихир на календарные (по дням месяцев) праздники года от 1 сент. по 31 авг., посв. воспоминаниями о событиях жизни Христа, Богородицы, апостолов и св. мучеников. С. М. вошел в певч. практику Руси с момента принятия христ-ва и постоянно развивался на основе произв. слав. и рус. гимнографов, посв. событиям отеч. истории (песнопений рус. святым и иконам Богоматери). В др.-рус. певч. практике сложились 3 осн. типа С. М.: древнейший (краткий) - до 1-й пол. 15 в.; основной полный - 2-я пол. 15 - сер. 17 в.; поздний, избр. состава - 2-я пол. 17 в. Процесс расширения С. М. за счет новых произв. привел к формированию корпуса полных певч. служб, посв. более чем 170 рус. праздникам. Поэтой причине С. М. разделили на 2 певч. кн. в нач. 17 в.: стихиры Христу, Богородице, апостолам (двунадесятым праздникам) стали содержанием кн. "Праздники", стихиры святым и иконам Богородицы вошли в кн. "Трезвоны". Стихири рус. святым и двунадесятым праздникам в списках 12-17 вв. имеют по две и более певч. интерпретаций на один текст. С сер. 16 в. это фиксируется в рукописях последоват. записью неск. напевов на один текст с ремарками "ино знамене", "ин роспев", "инперевод". В кон. 16-17 в. в С. М. появляются ремарки авторской атрибуции - распевы "Крестьянинов", "Логгина", "Лукошков", "Варлаамово", "Фаддея Суботина" и др. В 18-20 вв. С. М. краткой редакции бытует в старообрядч. традиции. Сокращ. ред. "Праздников" вошла в Синодальное изд. 1772, в "Круг церк. древнего знаменного пения" (СПб., 1884); избр. стихири святым изданы в кн. "Трезвоны". Собр. песнопений с крюковыми нотами - по рукописи из б-ки Рогожского кладбища (М., 1914); Стихиры отд. службам: Леонид, архим. 1) Житие Сергия чюдотворца. СПб., 1885; 2) Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна деспота Российского. СПб., 1886. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СТИХОРАЗДЕ́Л - граница стиховых отрезков. Заданные графически (на письме) и (или) интонационно (в уст. поэзии), С. определяют осн. систему пауз в стихотв. тексте. Обычно стиховое членение стремится совпадать с синтаксич., концы предложений и синтагм совпадают с концами стихов, но это не обязательно. Как правило, слова, находящиеся на месте С., благодаря своей позиции оказываются как бы выделенными интонац. курсивом, повышенно значимыми ("Уж десять лет ушло с тех пор и много / Переменилось в жизни для меня", А. Пушкин). С. как самое важное место стиха в новоевроп. поэзии преимущ. отмечается рифмой. В рус. стихе С. всегда совпадает со словоразделом и ударной константой, поэтому нарушение этих правил осознается как нарочитая неправильность стиха (напр.: "Вы играли уж при мер- / цаньи утра бледной лампе / Танцы нежные Химер", И. Анненский; "Где истаял громный век / В легкий лепет ласточек", А. Белый). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СТОЛБЕ́Ц - в делопроиз-ве 16-17 вв. совокупность напис. на одной стороне листа док-тов одного учреждения, объединенных по определ. признаку, последоват. подклеенных друг к другу и свернутых в рулон. |
СТОЛЕ́ТОВ Ал-др Григ. (1839-96) - физик. Род. в купеч. семье во Владимире. Получил образование в Моск. ун-те, совершенствовал его в Берлин. ун-те у Г. Магнуса и в ун-те Гейдельберга у Р. Кирхгофа. В 1872 защитил докт. дисс. на тему "Исследование о функции намагничивания мягкого железа", эксперим. часть к-рой была выполнена в лаб. Р. Кирхгофа. С. разработал новый метод измерения магн. свойств вещества на образцах, имеющих форму кольца (т. н. баллистич. метод, получивший большое распространение в практике магн. измерений). Проф. математики, а затем и эксперим. физики, С. создал первую в России ун-тскую науч.-иссл. лаб. При иссл. несамостоят. газового разряда С. установил, что напряженность электрич. поля к давлению газа при максим. токе есть величина постоянная (константа). Им был предложен новый метод определения отношения электростатич. и магн. единиц, позволявший получать значение скорости света (метод абсолютного конденсатора). С 1888 начал первые опыты по изучению фотоэффекта, результаты к-рых изложил в фундамент. тр. "Актино-электрические иссл.", дав феноменологич. описание закономерностей фотоэффекта (закон С.), не зная даже о существовании электронов (это было доказано только в 1900, а объяснение фотоэффекта дано Эйнштейном с позиций квантовой теории лишь в 1906, уже после смерти С.). |
"СТОЛИ́ЦА И УСА́ДЬБА" - илл. ж. - Выходил в 1913-16/17 в СПб. Ред. и изд. - В. Крылов. Ж. носил светский характер. Знакомил читателя с гор. и загородными резиденциями представителей высш. об-ва СПб. Отличался изысканным исполнением. |
СТОЛИ́ЦА Люб. Никитична (урожд. Ершова) (1884-1934) - поэт. Окончила ист.-фил. отд. Моск. высш. жен. курсов. Выступила в печати в 1906. Публиковала стихи и статьи в ж. "Золотое руно", "Совр. мир", "Новое вино", "Совр. женщина" и др. Автор поэтич. сборников "Раиня" (1908), "Лада" (1912), "Русь" (1915). Осн. тема поэзии С. - языч. Русь, ее поверия и обряды. Теме жен. эмансипации посв. поэма "Елена Деева" (1916), написанная онегинской строфой. С. принадлежит также ряд пьес, ставившихся в Камерном т-ре и "Летучей мыши" И. Балиева, критич. статьи о поэзии. С 1920 С. поселилась в Болгарии. |
СТОЛПЯ́НСКИЙ Петр. Ник. (1872-1938) - деятель культуры, исследователь истории СПб. Род. в Пб., в семье крупного деятеля нар. просвещения Н. П. Столпянского, автора "Солдатской азбуки", "Народной азбуки", выдержавших более 20 изд. Демократич. убеждения С. не дали ему возможности закончить образование в столице, он был исключен из г-зии и из Имп. Технологич. ин-та, выслан в Смоленск, учился в Харьков. ун-те, затем работал в провинц. газетах, с 1905 редактор "Оренбургского листка". В 1908 С. приглашен на должность библиотекаря худож. отд. б-ки Музея Александра III. С этого времени он стал собирать и систематизировать данные по истории СПб. Его статьи печатались в ж. "Старые годы", "Зодчий", издавались отд. монографии, посвященные арх. сооружениям и городским кварталам. С. сотрудничает с гр. художников и арх., организовавших "Музей Старого Пб." (П. Ю. Сюзор, А. Н. Бенуа, А. Ф. Гауш и др.). В 1918 опубликован основной труд С. "Петербург". После рев-ции С. работает лектором, экскурсоводом, пом. дир. "Музея Города", в Публичной б-ке. Круг возможностей для получения работы сужается, работы печатаются под псевдонимами. С 1928 начинаются гонения на Ленингр. краеведческую школу. С. погребен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Памятник на могиле установлен в 1962. Картотека, сформированная С., после его смерти поступила в Гос. публ. б-ку и была разделена между тремя отделами. С. впервые систематизировал факты истории СПб. В его трудах выведены причинно-следственные связи, определившие развитие гор. среды. |