Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 13, "СТА"-"СТО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 13, "СТА"-"СТО")

Старчество

СТА́РЧЕСТВО - в узком смысле - разновидность монаш. устава, предполагающего тесную внутр. связь между старцем-наставником и его учеником-послушником. В б. шир. смысле - особые взаимоотношения христианина со своим дух. рук. (старцем), основывающиеся на полных откровенности и послушании (даже в мелочах). По представлению церкви, старец должен обладать: 1) даром молитвы; 2) даром различения помыслов; 3) даром прозорливости; 4) даром учительства; 5) даром исцеления дух. и телесных болезней. Как ин-т рус. церк. жизни особое значение С. приобрело в 19 в., на его развитие определяющее влияние оказал Паисий Величковский, среди предшественников С. надо назвать и Тихона Задонского. Важную роль в его распространении сыграл митр. Гавриил (Петров). Со С. в той или др. степени связана деят-ность Серафима Саровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского и др. оптин. старцев. Крупнейшим центром движения была в 19 в. Оптина пустынь, также С. имело место во мн. др. мон., в т. ч. на Соловках, на Валааме, в Александро-Невской лавре, моск. Симоновом мон. и др.

С. опиралось на аскетич. традиции вост. правосл. церквей и на дух. опыт рус. церкви 14-15 вв., прежде всего на Нила Сорского и др. "заволжских старцев". Определ. аналогом С. в Др. Руси был ин-т "покаянных" семей.

В 19 в. к старцам в поисках ответов на религ.-нравств. вопросы обращались предст. разных соц. гр., в частности интеллигенция, что определило заметное воздействие С. на рус. культуру в целом. Особую роль сыграла в этом отношении Оптина пустынь, с к-рой связано творчество мн. писателей. С. способствовало появлению в творчестве ряда авторов религ. мотивов, а также обращению литераторов (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев) к опыту рус. церкви. Кроме того, оно явилось одной из причин, обусловивших модальность определяющего писат. типа 19 в. (писатель-учитель, стремящийся воздейстовать на реальность и определяющий жизненное поведение читателей; отношение к книге как к учебнику жизни и т. д.), к к-рому принадлежат не только религ. настроенные писатели (Гоголь, Достоевский, Л. Н. Толстой), но и авторы, далекие от церкви и даже от религии (Н. Г. Чернышевский).

Старшинов Вяч. Ив

СТАРШИ́НОВ Вяч. Ив. (род. 1940) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963), канд. пед. наук. Один из лучших нападающих в истории сов. хоккея с шайбой. Олимп. чемпион 1964, 1968. 9-кратный чемпион мира 1963-71, 8-кратный чемпион мира 1963-71, 8-кратный чемпион Европы 1963-70. Был признан лучшим нападающим чемпионата мира 1965. Чемпион СССР 1962, 1967, 1969. Один из самых результативных нападающих сов. хоккея - 405 шайб в чемпионатах СССР. Автор кн. "Я - центрфорвард", "Хоккейная школа".

"Старые годы"

"СТА́РЫЕ ГО́ДЫ" - худож. иллюстр. ж. "для любителей иск-ва и старины". Выходил в 1907 - 16 в. СПб. Издатель - П. Вейнер, ред. - В. Верещагин. Посв. вопросам ист. рус. иск-ва 18 - нач. 19 в. Характер изд. во многом определялся близостью мн. членов редакции и авторов статей к идеям, выдвигавшимся в недалеком прошлом ж. "Мир иск-ва" (в 1910), худож. об-вом под тем же назв. - ретроспективно-символич. взгляд на придворную дворянскую культуру России (преимущ. 18 в.). Играл большую роль в "открытии" в нач. 20 в. барочного и классицистич. иск-ва в России. В ж. сотрудничали А. Бенуа, И. Врангель, Н. Рерих и др.

Стасов Вас. Петр.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стасов Вл. Вас.

СТА́СОВ Вл. Вас. (1824-1906) - муз. и худож. критик, археолог, фольклорист. Сын арх. В. П. Стасова. Окончил уч-ще правоведения (1836-43), в 1851 ушел в отставку с гос. службы. С 1856 по 1863 написал ряд ист. трудов, гл. обр. о периоде царствования Николая I, для личной б-ки Александра П. С того же времени сотрудничает в Публичной б-ке. С нач. 1860-х гг. - редактор "Известий имп. археолог. об-ва", секретарь этнограф. отд-ния географ. музея. Автор многочисл. работ по рус. и европ. археологии, ист. иск-ва, лит-ры, биографий мн. худож.-передвижников. Был близок к композиторам "Могучей кучки", худож.-передвижникам, полемизировал с худож.-академистами и "консервативной партией" А. Рубинштейна в музыке. В своих статьях о рус. иск-ве С. уделял гл. внимание не технич. или эстетич. стороне, а содержанию, нац. особенностям произв. Выступал против офиц.-народнич. направления, публицистов консерват. направления, а в последний период жизни - и против декадентства. В фольклористике гл. работа С. - о происхождении былин (1868), в к-рой он критиковал сентиментально-аллегорич. и мистич. толкования, выдвигал идею о позднем (не ранее 13-14 вв.) и неисконном происх. былин; по его мнению, рус. былины были заимствованы при посредстве тюрков с Востока. С. ставил под вопрос различие между былиной и сказкой, оспаривал факт отражения в былинах реалий др.-рус. об-ва. Эта работа С. вызвала резкую критику современных ему фольклористов, но в конечном счете дала большой положит. эффект, способствовала преодолению увлечений мифол. школы, усилению иссл. связей рус. фольклора с фольклором Востока, а с др. стороны - интенсификации изучений историч. основ былинного эпоса. С 1890-х гг. роль С. как провозвестника новых течений в иск-ве стала уменьшаться в связи с переходом инициативы к декадентам и модернистам.

Стасюлевич Мих. Матв

СТАСЮЛЕ́ВИЧ Мих. Матв. (1826-1911) - историк, журналист и обществ. деятель. Род. в семье штаб-лекаря. Окончил Петерб. ун-т (1848); доц. и проф. Петерб. ун-та (с 1852). Подал в отставку в знак протеста против репрессий после студенч. волнений 1861. Ученик М. С. Куторги, С. занимался ист. Др. Греции и европ. средневековья ("История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых", 3 т., 1863-65; "Опыт ист. обзора главных систем философии истории", 1866 и др.). Активный деятель петерб. самоуправления: был гласным петерб. думы (с 1889), пред. водопроводной комиссии, пред. комиссии по нар. образованию. Изд. ж. "Вестник Европы" (1866-1908). С. был одним из последоват. деятелей рус. либерализма, пользовавшимся прочным авторитетом в различных обществ. кругах за честность своих убеждений.

Статуя

СТА́ТУЯ (лат. statua) - один из осн. видов скульптуры: отдельное трехмерное изображение человека или животного. Ставится перед фасадом здания или в специально предназначенных нишах, как правило, на постаменте, а также на карнизах (напр., по углам фронтона) или на вершине кровли; в садах - на постаменте, часто в специальных павильонах; в интерьере - обычно в нишах или в центре на постаменте. Небольшие по размерам С., размещаемые на предметах убранства интерьера или внутри их, называются статуэтками.

Стаффаж

СТАФФА́Ж (псевдофранц., от нем. staffieren - украшать, отделывать) - второстеп. эл-ты живоп. композиции, напр. чел. фигуры или животные в пейзаже, бытовая обстановка в жанр. картине. Иногда выполнялся не автором произв., а др. худож. Получил широкое распространение с 17 в.

Стаханов Ал. Григ

СТАХА́НОВ Ал. Григ. (1905/06-77) - инициатор движения новаторов про-из-ва, Герой соц. труда (1970), чл. Ком. партии с 1936. Род. в семье крестьянина д. Луговой Орловской губ., с 1914 по 1926 работал батраком, с 1927 на шахте "Центральная Ирмино" (Донбасс) коногоном, крепильщиком, с 1933 забойщиком. С. по-новому организовал работу в угольном забое (разделение трудовых операций забойщика и крепильщика, использование техники) и 31 авг. 1935 установил рекорд добычи угля за смену (102 т), 19 сент. 1935 установил новый рекорд - 227 т. С. положил начало движению рабочих и колхозников за повышение производительности труда, получившему назв. "стахановское движение". С апр. 1936 работал инструктором треста "Кадиев-уголь" по внедрению передовых методов труда. В 1936-41 учился в Пром. академии в Москве, затем работал на разл. руководящих должностях в угольной пром-сти. С 1937 по 1940 являлся деп. Верх. Совета 1-го созыва. Им написаны кн.: "Рассказ о моей жизни" (1938), "Возродим родной Донбасс" (1944).

Стеблин-Каменский Мих. Ив

СТЕБЛИ́Н-КАМЕ́НСКИЙ Мих. Ив. (1903-81) - выдающийся филолог, лингвист и историк лит-ры. Учился в Петрогр. ун-те, откуда был отчислен за непролетарское происхождение в 1924. В 1939 сдал экстерном экзамены за курс. ун-та. Когда С.-К. находился в осажденном Ленинграде, в Ташкенте в 1943 по представлению В. Ф. Шишмарева состоялась его заочная канд. защита; в 1949 в Ленинграде им была защищена докт. дисс. Автор 10 книг, мн. из к-рых переведены на иностр. яз. Почетный д-р Стокгольмского (1969) и Рейкьявикского (1971) ун-тов. Организовал в Ленингр. ун-те первое в нашей стране сканд. отд-ние, преобразованное в 1958 в каф. сканд. филологии. Создал рус. традицию перевода др.-исл. лит-ры. Обл. основных науч. интересов С.-К. - др.-исл. лит-ра, ист. сканд. яз., проблемы общей грамматики и ист. фонологии. На основе изучения др.-исл. лит-ры создал концепцию лит. эволюции, связанную с развитием авторского самосознания. Исполнитель родовых саг и эпич. произв. не сознает свое авторство ни в отношении содержания, ни в отношении формы; поэзия - первый шаг на пути к индивид. авторству; скальд считает себя творцом формы, но не содержания, отсюда вычурность формы скальдической поэзии. В своих лингв. работах обращался к спорным вопросам общей теории (проблема частной речи, предикативности, фонемы и различит. признаков). Был основателем школы ист. фонологии в нашей стране, развивающей идеи пражских фонологов.

Соч.: История скандинавских языков. М.; Л., 1953; Грамматика норв. языка. М.; Л., 1957; Очерки по диахронической фонологии скандинавских языков. Л., 1966; Культура Исландии. Л., 1967; Мир саги. Л., 1971; Спорное в языкознании. Л., 1974; Миф. Л., 1976; Древнескандинавская литература. М., 1979; Ист. поэтика. Л., 1978; Мир саги: Становление лит-ры. Л., 1984.

Стекло

СТЕКЛО́ (художественное) - аморфная, обычно прозрачная, хрупкая, не растворимая в воде и кислотах масса (по хим. составу - смесь разл. силикатов, реже боратов и фосфатов), в расплавленном состоянии легко поддается формовке. В спец. значении - термин, объединяющий худож. изделия из стекла (витражи, смальтовые мозаики, сосуды, композиции декорат.-прикладного иск-ва, пластика, искусств. драгоценности, светильники и др.). Рус. худож. С. имеет давнюю традицию. Как отрасль прикладного иск-ва существовало уже в Киев. Руси (изготовление украшений, сосудов, мозаик). В 1635 был основан первый стекольный з-д, выпускавший изделия из черного С., украшенные цв. эмалями (Духанинский з-д под Москвой). Осн. з-дами по изготовлению С. также являлись: Измайловский з-д под Москвой (осн. в 1668), Усть-Рудицкая стек. ф-ка (создана М. В. Ломоносовым в 1753, после его смерти вскоре прекратила существование), Имп. хрустальный и стек. з-д в СПб. (создан в сер. 18 в. на основе Моск. стек. з-да и Ямбургских стек. з-дов, основанных А. Д. Меншиковым), Гусевский з-д (осн. в 1756 в г. Гусь-Хрустальный), Дятьковский хрустальный з-д (осн. в 1790). В 18 в. осн. видами худож. С. являлись гутное С. (часто расписывалось эмалевыми красками) и прозрачное С. (обычно декорировалось гравировкой). В эпоху классицизма люстры, детали мебели, посуда создавались по эскизам арх. (А. Н. Воронихина, М. Ф. Казакова, К. И. Росси, Н. А. Львова и др.; уникальными произв. были созданные Ч. Камероном Опочивальня и Будуар Екатерины II в Царском Селе, где из синего и молочного С. были панели, декорирующие стены, и колонны). В 19 в. шир. распространение получил рисунок "русский камень", а также цв. многослойное (по образцам ф-ки Галлэ в Нанси, Франция) - до 4 слоев - и шлифованное С. С сер. 19 в. в России появляются витражи (ф-ки в СПб., Риге), возрождается мозаичное иск-во, получившее чрезвычайно шир. распространение в эпоху модерна. После рев. 1917 в технике С. работали: скульптор В. И. Мухина, Г. А. Антонова, А. Г. Балабин, С. М. Бескинская, В. П. Жохов, А. М. Остроумов, Л. О. Юрген, В. А. Филатов, Б. А. Смирнов и др.

Стекло. Худ. В. А. Филатов. Десертный набор «Кружево мая». 1971

Стекло. Худ. В. А. Филатов. Десертный набор «Кружево мая». 1971

Стела

СТЕ́ЛА - в Др. Греции - специально обработанная кам. плита (известняк, реже мрамор) прямоугольной или трапециевидной формы, часто украшенная наверху фронтоном или разным орнаментом. С. могла служить пограничным столбом, межевым знаком или надгробным пам. В греч. городах существовал обычай заносить на С. тексты важных законов, договоров, пост. и выставлять их для всеобщего обозрения на площадях, около храмов и т. п.

В б. шир. смысле С. наз. широко распространенные в древности у мн. народов пам. (чаще всего каменные) в виде поставленных вертикальных плит с изображением и надписями культового, мемориального или информационного характера. Древнейшие С. относятся к эпохе бронзы и содержат антропоморфные или геометрич. изображения. Такие С., напр., найдены на Алтае и в Сибири (оставлены племенами карасукской культуры). С. также имелись у мн. др. народов Востока (Китай, Индия, Месопотамия), а также у римлян. Форма С. используется в последующем иск-ве вплоть до нашего времени. В рус. иск-ве С. традиционно используется в качестве надгробия и городской монументальной формы.

Стелловский Фед. Тим

СТЕЛЛО́ВСКИЙ Фед. Тим. (1826-75) - издатель, книгопродавец, типограф. В 1830 осн. в Пб. муз. изд-во и в 1850-е гг. становится крупнейшим муз. издателем России. Изд-во С. впервые напечатало партитуры лучших рус. опер ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" М. И. Глинки и др.); в 1861 С. приобрел права собственности на все соч. Глинки, выпустил множество романсов и песен рус. композиторов и популярных произв. заруб. композиторов: В. А. Моцарта, Дж. Верди, К. Вебера и др. В 1858-60 С. издавал ж. "Музыкальный и теоретич. вестник", в 1860-62 - газ. "Русский мир", в 1863-65 - еженедельник "Якорь". В 1860-е гг. изд-во С. расширило профиль, выпустив сер. "Собр. соч. рус. авторов". С. нередко выпускал соч. рус. писателей и композиторов на весьма невыгодных для них условиях, подстерегая их в тяжелые минуты жизни, когда они были согласны на любые условия. Именно так С. выпустил произв. А. Ф. Писемского, В. В. Крестовского, Ф. М. Достоевского, а соч. Глинки купил в 1861 всего за 25 руб. у его сестры Л. И. Шестаковой, с к-рой у С. начался долгий суд. процесс по вопросу о выполнении договора. По этому поводу Достоевский писал о С. 19 марта (1 апр.) 1871 А. Н. Майкову: "Денег у него столько, что он купит всю рус. литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1986. Т. 29, кн. 1.С. 190).

Стенные росписи

СТЕННЫ́Е РО́СПИСИ - один из видов монумент. иск-ва. Непоср. связаны с архитектурой. С. Р. - обычно арх. и ландшафтные пейзажи, фигурные композиции или орнаменты, исполн. красками непоср. на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закрепл. на стенах и др. поверхностях арх. сооружений; выполняются средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи (по функции иногда сюда относят мозаику и сграффито). К ранним образцам С. Р. относятся фрески 10-12 вв. (церкви Киева, Новгорода, Владимира). Динамизм, точность рисунка, глубина дух. содержания отличают СР. 14-16 вв. (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Для фресок 17 в. характерны декоративность, четкость и ясность композиции (церкви Москвы, Ярославля, Костромы). От эпохи барокко сохранились С. Р.-"обманки" с изображением ветвей деревьев на садовых фасадах люстгаузов петровского Монплезира и С. Р. Парадной (Купеческой) лестницы Большого дворца в Петергофе (арх. В. В. де Растрелли). С. Р. широко применялись в иск-ве классицизма и ампира (интерьеры дворцов Павловска, Гатчины, Царского Села, Михайловского и Елагина дворцов в СПб., дома Кологривовых в Калуге и мн. др.), легендой стали фресковые С. Р. П. Гонзаго на фасадах дворца в Павловске. Для композиций периода возвращения к нац. истокам (в неоромантич. духе) свойственно ритмизов., подчеркнутое колористич. решение (работы М. А. Врубеля, В. М. Васнецова). В 20-40-е гг. 20 в. к технике СР. обращались А. А. Дейнека, П. Д. Корин, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере; в 50-70-е гг. - Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, Б. А. Тальберг и др.

Стенные росписи. Фреска сев.-зап. свода собора Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1500-03

Стенные росписи. Фреска сев.-зап. свода собора Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1500-03

Степ

СТЕП (от англ. step - шаг, делать па), или теп, тепданс (от англ. tep, tepdance - легкий стук или удар), или чечетка, - направление в эстрадном танце, ставящее во главу угла ритмич. рисунок звуков, возникающий от удара стопы об пол. Для усиления звука и придания ему тембра к носкам и каблукам башмаков прикрепляются металлич. пластинки. Истоки С. коренятся в характерных разновидностях народных танцев: в исп. сапатеадо, ирланд. джиге, рус. дробушках, афр. и амер. плясках. Неоспоримо и влияние на него музыки свинга и джаза. С. возник в США из слияния афр. и европ. нац. культур, но и сегодня различают С. белый и черный, или англ. и амер. Золотым веком С. были 1930-40-е гг., его выдающимися представителями - Ф. Астер, Д. Роджерс, Д. Келли. Гастроли в России негритянских танцоров, демонстрация муз. фильмов сделали "амер. чечетку" одним из самых популярных жанров рус. эстрады. Ее приемы использовались в разл. танцах, в т. ч. в матлоте - матросской чечетке. Среди сов. чечеточников наиболее известны Б. и Ю. Гусаковы, семья Зерновых, В. Кирсанов.

Степанов Ал. Степ

СТЕПА́НОВ Ал. Степ. (1858-1923) - живописец. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1880-84), там же в 1899-1918 руководил анималистич. кл. В 1891-1903 - чл. Т-ва передвижных худож. выставок. Чл.-учредитель Союза рус. художников. Для произв. С., продолжающих традиции рус. пленэрной живописи, характерен глубокий лиризм восприятия природы. В охот. и жанровых работах чувствуется влияние В. Г. Перова и И. М. Прянишникова, но внимание худож. сосредоточено на раскрытии поэтич. образа охоты ("Лоси", 1889). Сложная, насыщ. рефлексами и оттенками живопись ранних картин позднее уступила место более мягкой, обобщ. манере ("Ранняя весна", 1900-е гг.).

Лит.: Лаврова О. И. А. С. Степанов. М., 1973; Холодовская М. З. А. С. Степанов. Л., 1981.

Степанов Вл. Ив

СТЕПА́НОВ Вл. Ив. (1866-96) - артист балета и педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще (ПТУ) в 1885 (ученик П. Гердта). В 1885-95 артист Мариинского т-ра. Автор первой в России системы записи танца. В 1889-91 учился анатомии в Петерб. ун-те, в 1891 был послан усовершенствовать свой метод в Париж. Там в 1892 С. опубликовал "Алфавит движений человеч. тела". Преподавал свою систему в ПТУ (1892-95), знакомил с ней моск. коллег (1895). Умер от туберкулеза. Последователями С. были А. Горский и Н. Сергеев.

Степанов Георг. Вл

СТЕПА́НОВ Георг. Вл. (1919-86) - филолог, специалист в обл. романск. яз.-знания, крупнейший испанист, действ. чл. АН СССР (1981), Иностр. чл. Испанской королевской академии (1978), Лиссабонской и Саксонской АН (1978 и 1982). Большая часть жизни С. прошла в Ленинграде и связана с Ленингр. (ныне вновь СПб.) ун-том. "Студенч. годы" для него, как и для многих его сокурсников, растянулись на 10 лет (1937-47). После 1-го курса С. принял участие в гражд. войне в Испании, после 3-го курса - в Вел. Отеч. войне. После ун-та окончил аспирантуру по программе, значительно превышавшей офиц. "кандидатский минимум" (изучал ист. испанск. и португ. яз. и лит-р, галисийск., старофранц., про-вансальск., староитал., румынск., арабск. языки).

Почти четверть века С. преподавал в ЛГУ (начав еще в аспирантуре и став проф. в 1969), был автором многократно переизд. учебников - практич. и теоретич. грамматики испанск. яз. (совм. с О. К. Васильевой-Шведе). В 1971 переехал в Москву, где стал зав. сектором романск. языков Ин-та яз.-знания АН СССР, а с 1977 - дир. этого ин-та, гл. ред. ж. "Известия АН СССР. Сер. лит. и яз." (1976-82), "Вопросы языкознания" (с 1982); входил в состав мн. комиссий и редколлегий (в т. ч. серии "Лит. памятники").

Воспитанник Петерб. филол. школы, С. сочетал лингвистич. и лит.-ведч. интересы. Ему принадлежат ист.-лит. эссе о М. Сервантесе, М. Унамуно, Р. Валье-Инклане и др. и ряд теоретич. работ по методологии анализа и толкования худож. текста, о границах лингвистич. и лит.-ведч. анализа, много пер. с исп. На латиноамер. материале была разработана теория язык. вариативности и сформулированы общие принципы исп. яз. вне ареалов их первонач. распространения.

Соч.: Исп. яз. в странах Лат. Америки. М., 1963; Типология язык. состояний и ситуаций в странах романской речи. М., 1976; К проблеме язык. варьирования. М., 1979.

Лит.: Г. В. Степанов. М., 1984: (Мат-лы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. лит. и яз.; Вып. 16); Лихачев Д. С. О Г. В. Степанове // Степанов Г. В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988; Виппер Ю. Б. Последняя книга выдающегося филолога // Там же; Res philological Сб. ст. памяти акад. Г. В. Степанова. М., 1990.

Степанов Юр. Ник

СТЕПА́НОВ Юр. Ник. (1932-63) - спортсмен, легкоатлет, з. м. с. СССР. С. первым из европ. прыгунов в высоту установил мировой рекорд - 2,16 м (1957). Чемпион СССР 1954 и 1958. Рекордсмен мира по прыжкам в высоту в 1957-60. Одержал победу в очном поединке на "Матче века" (сборные команды по легкой атлетике СССР - США в 1958) над олимп. чемпионом америк. прыгуном Ч. Дюмасом. Первым был награжден памятной медалью "За выдающееся спорт. достижение СССР" и орденом "Знак Почета".

Степенная книга

СТЕПЕ́ННАЯ КНИ́ГА - ист. памятник Др. Руси. В отличие от летописей, мат-л в С. К. распределен не по годам, а по поколениям князей правящего дома Рюриковичей - степенями (гранями). Хронологически охватывает события с 9 в. по 1560 с добавлением двух событий 1562 и 1563. Разбита на 17 граней (последняя - Иван IV Грозный), а внутри граней на главы. Начиная с возвышения Москвы в кон. 13 в., грани образуются не по вел. княжениям, а по удельным московским. Многие княж. биографии приближены к житийному типу. Жития переработаны, образуя т. н. "степенные" особые редакции. Включены также биографии митрополитов и наиболее чтимых рус. святых соотв. периодов. Особое внимание уделено теории о преемственности власти вел. князей Московских от Римских императоров через Рюрика, соответственно используются как источник не только летописи и жития, но и полемические произв. ("Сказание о князьях Владимирских"). С. К. сохранилась в 74 списках основной ред. В наст. время ее автором считается митр. Афанасий.

Изд. и лит.: Полн. собр. рус. летописей. 1908-1921. Т. 21, ч. 1-2; Василенко П. Г. "Книга Степенная царского родословия" и ее значение в древней ист. письменности. СПб., 1904; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи. М., 1980.

Степун Фед. Августович

СТЕПУ́Н Фед. Августович (1884-1965) - философ, историк и социолог культуры; прозаик; лит. и театр. критик; деятель рус. религ. возрождения. Род. в Москве. Окончил в 1910 Гейдельбергский ун-т. Член редколлегии изд-ва "Мусагет" и рус. выпуска междунар. филос. ж. "Логос" (1910-14). Пропагандировал в России неокантианство баденской школы. При "Мусагете" вел филос. семинар (один из участников - молодой Б. Л. Пастернак). В 1917 - комиссар Врем. пр-ва на фронте, затем нач. полит. управления в воен. мин-ве Савинкова. В окт. арестован, но вскоре освобожден; вернулся в Москву. Дир. показат. т-ра (1920-22). Выслан из России в 1922. Проф. ун-та в Дрездене (1926-37); уволен нацистами. Один из ред. нерегулярно выходившего в Париже с 1931 по 1939 ж. "Новый град", в к-ром развивались идеи "социального христианства". С 1947 - проф. ун-та в Мюнхене.

Соч.: Жизнь и творчество // Логос. 1991. № 1. 1993. № 4; Бывшее и несбывшееся. Т. 1-2. Нью-Йорк, 1956 (СПб., 1995); см. также вступит. Статью В. Борисова - Новый мир. 1991. № 6. С. 200-204.

Степь

СТЕПЬ - открытое безлесное и обычно безводное пространство с ровной поверхностью, покрытое травянистой растительностью. Этимология термина пока не получила удовлетворит. объяснения. В рус. ист. лексикрографии термин зафиксирован относит. поздно (нач. 17 в.), однако мн. косв. данные свидетельствуют о том, что он является древним элементом вост.-слав. словаря. (Интересно отметить, что слово steppe употреблено Шекспиром в тексте, напис. до 1600, - "Сон в летнюю ночь".) Возможно происхождение из общеиндоевроп. (s)tep - "быть плоским, ровным, низким". Однако в укр. яз. и рус. диалектах широко представлены иные значения термина: холка и спина лошади; обрыв, скала; водораздел; безлесная возв.; гора, поросшая травой. Возможно, что в прошлом термин был не ландшафтным, а орфографич., но со временем утратил значение "возвышенность", сохранив характерный признак - открытое безлесное пространство.

"Стерегущий"

"СТЕРЕГУ́ЩИЙ" - миноносец Тихоокеанской эскадры, участник рус.-япон. войны 1904-05. Заложен на Невском з-де в Пб. под назв. "Кулик", а затем по частям перевезен на Д. Восток. Введен в строй в авг. 1903. В февр. 1904 вместе с миноносцем "Решительный" вышел в море на разведку возможного вражеского десанта, встретил минный отряд японцев и принял бой. "Решительному" удалось прорваться в Порт-Артур, а "С.", получив попадание в котельное отделение, продолжал бой и неск. часов отбивался от шестикратно превосходящего противника. Когда все офицеры и большинство чл. команды погибли, японцы попытались захватить искореженный миноносец в качестве трофея. Тогда, по существующей легенде, два моряка, закрывшись в машинном отделении, открыли кингстоны и затопили корабль. В память подвига в Пб., в 1911 был поставлен пам. (скульптор К. В. Изенберг). В честь "С." были назв. минный крейсер (1906), эсминец (1939), противолодочный корабль (1966), остров в гр. о-вов Сев. Земля, село в Крыму, в память погибших на "С." офицерах два миноносца были назв. "Лейт. Сергеев" и "Инж.-механик Анастасов".

Памятник героям корабля «Стерегущий»

Памятник героям корабля «Стерегущий»

Стереотипное издание

СТЕРЕОТИ́ПНОЕ ИЗДА́НИЕ - разновидность репринтного изд., переизд., выполненное с тех же печатных форм, что и первое изд., или с их копий - стереотипов. При С. И. остается неизменным не только содержание текста, но и его размещение, оформление книги. Т. о. осуществляется, напр. ежегод. изготовление необходимого дополнит. кол-ва школьных учебников.

Стефан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стефан Демественик

СТЕФА́Н ДЕМЕ́СТВЕНИК, ДОМЕ́СТИК ВЛАДИ́МИРСКИЙ (ум. 1094) - руководитель хора Киево-Печерского мон. - до 1074, "взрос под рукою" Феодосия Печерского. При кончине Феодосия избран игуменом Киево-Печерского мон., на этом посту продолжил стр-во ц. Успения Богородицы, начатое Фео-досием. Спустя три года "сотона крамолу сотворил", и братия прогнала С. из мон. В 1091 С. участвовал в обряде перенесения мощей Феодосия Печерского в новую Успенскую ц., освящение к-рой состоялось в 1089. В установлении празднования памяти Феодосия Печерского С. упоминается как епископ Владимирский (на Волыни). Киево-Печерский патерик наз. его "Досточюдный, именитый С.", "деме-стик". Правосл. церковь празднует память С. Демественика, еп. Владимирского, 27 апр. (10 мая).

Стилизация

СТИЛИЗА́ЦИЯ (от франц. stylisation, от style - стиль) - использование, имитация форм. признаков и образной системы к.-л. стиля, выявляющая в новом худож. контексте новые возможности и идейное содержание этого стиля. В рус. изобр. иск-ве С. использовалась наиб. последовательно худож. объединениями "Мир иск-ва", "Бубновый валет", "Ослиный хвост". В архитектуре С. связана с переработкой и новым восприятием наследия прошлого (творчество А. В. Щусева, В. А. Покровского). В станковом иск-ве С. связана с усилением эл-тов декоративности. В изобр. иск-вах термин С. используется также в ином смысле - декор. обобщения изображаемых фигур и предметов с помощью усл. приемов.

Стилизация. Шкатулка «Сельскохозяйственные работы». Палех. Худ. И. В. Маркичев

Стилизация. Шкатулка «Сельскохозяйственные работы». Палех. Худ. И. В. Маркичев

Стих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стихарь

СТИХА́РЬ (от греч. στίχος - строка, прямая линия) - входящее в число священных одежд длинное платье с шир. рукавами, церк. парчовое облачение дьяконов и дьячков, ниж. облачение священников и архиереев. С. ведет свою историю от одеяния ветхозаветных священников - хитона, к-рый, в свою очередь, происходит от древней муж. и жен. одежды. В древности С. священнослужителя изготовлялся из льна и был белого цвета, что знаменовало чистоту и непорочность, в к-рой следовало проводить церк. службу. Эти идеи выражает и молитва, читаемая при облачении в С. С. - ниж. одежда всех трех степеней священства (дьяконов, иереев, епископов), т. к. от всех них церковь требует чистоты жизни. На С. могут быть нашиты ленты, а также полосы др. тканей - символы уз, к-рыми был связан Иисус Христос перед Пилатом, и его ран.

Стихи покаянные

СТИХИ́ ПОКАЯ́ННЫЕ - жанр др.-рус. внебогослужебной лирики, сложившийся на основе взаимодействия проф. певч. гимногр. иск-ва и нар.-песенного творчества. Источники С. П. - песнопения Стихирарей триодного и минейного, стихиры покаянного и погребального чина, Богородичны, нек-рые песнопения Псалтири, фрагменты произв. церк.-учительной лит-ры, а также оригин. произв. авторов из среды клирошан-профессионалов. Ранние образцы С. П. получили письм. фиксацию в рукописях посл. трети 15 в. Распевались С. П. в системе осмогласия знаменного распева, единичные, напр. "Плач Адама" распева Кирила Гомулина, - в путевом. Ряд напевов приближается к стилю рус. нар. протяжной песни ("Преидох лета моя", "Егда родихся, не вем" и др.). На рубеже 15-16 вв. в рукописной традиции складываются краткие С. П., в сер. 16 в. появляются первые пространные подборки, сформир. в гласовой последовательности (1-й, 2-й и т. д. до 8-го). Кол-во С. П. в 16-17 вв. постоянно увеличивается, достигая к концу этого периода до 100 и более текстов. Всего выявлено С. П. ок. 200. Ряд текстов имеет две, реже три и более певч. интерпретации. До сер. 17 в. СП. содержатся в нотир. певч. рукописных сб-ках наряду с богослужебными певч. книгами (Обиход, Стихирари Постный и Минейный, Ирмологий, Октоих), но не в составе этих книг, а на погран. участках. Со 2-й пол. 17 в. С. П. нередко составляют отд. рукописные книжечки небольшого формата, предвосхищая альбомы стихов и романсов 18-19 вв., либо выписываются в составе сб-ков светского содержания (в сб-ках повестей, загадок и др.). Среди С. П. - и произв. "личного" пения, обращ. к "человеку внутреннему", и масштабные памятники эпико-ист. плана, посв. кризисным моментам нар. жизни (напр., "О, злое дело ненависть и неправда", "Плачется земля Российская страна"). Самоназв. сб-ков С. П.: "Покаялны на 8 гласов" (сер. 16 - нач. 17 в.), "Покаялны на осмь гласов слезни и умиленны, чтобы душа пришла к покаянию"; "Изложение на научение и совести нашей на обличение, душевное умиление и слезное призывание, сердечнаго ожесточения и душевнаго окаменения на искоренение" (сер. 17 в.). На более позднем этапе развития жанра С. П. и его фольклоризации возникает его поздняя модификация - стихи духовные (18-19 вв.).

Лит.: Ранняя рус. лирика // Репертуарный справочник музыкаль-но-поэтич. текстов 15-17 вв. / Сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л., 1988.

Стихира

СТИХИ́РА (греч. στιχηρά, букв. "многостишие") - в православном богослужении песнопение, написанное стихотворным размером или присоединяемое к стихам псалмов (откуда и название). Каждая С. характеризуется двумя признаками: 1) местом в структуре определенного богослужения суточного круга и 2) содержанием или к.-л. внешним признаком (именем автора, местом происхождения). По первому признаку С. делятся на четыре группы: 1) С. на Го́споди воззва́х (Κύριε εκέραξα); 2) С. литийные (т. е. исполняемые на литии); 3) С. на стихо́вне (εις τόν στίχον); 4) С. на хвали́те, или на хвали́тех (εἰς τούς αίνους). По второму признаку С. делятся на: 1) С. по алфавиту (κατ’ ἀλφάβητον); 2) С. аморрее́вы - С., прославляющие Богородицу (Θεοτοκία), автором к-рых считается Павел Аморрейский, игумен Эвергетидского мон. (ум. 1054); 3) С. воскресные (ἀναστάσιμα), прославляющие Христа; из них выделяется группа С. крестовоскресных, т. е. прославляющих не только Воскресение, но и спасительный Крест Христов; 4) С. восточные, или анатолиевы; 5) С. догматики (δογματικά); 6) С. евангельские (εὐαγγελικά), или утренние (ἐωθινά); 7) С. из Минеи (του̃ μηναίου); 8) С. из Триоди (του̃ τριωδίου).

Стихирарь минейный

СТИХИРА́РЬ МИНЕ́ЙНЫЙ (месячный) - нотир. певч. сборник (книга), содержащий циклы стихир на календарные (по дням месяцев) праздники года от 1 сент. по 31 авг., посв. воспоминаниями о событиях жизни Христа, Богородицы, апостолов и св. мучеников. С. М. вошел в певч. практику Руси с момента принятия христ-ва и постоянно развивался на основе произв. слав. и рус. гимнографов, посв. событиям отеч. истории (песнопений рус. святым и иконам Богоматери). В др.-рус. певч. практике сложились 3 осн. типа С. М.: древнейший (краткий) - до 1-й пол. 15 в.; основной полный - 2-я пол. 15 - сер. 17 в.; поздний, избр. состава - 2-я пол. 17 в. Процесс расширения С. М. за счет новых произв. привел к формированию корпуса полных певч. служб, посв. более чем 170 рус. праздникам. Поэтой причине С. М. разделили на 2 певч. кн. в нач. 17 в.: стихиры Христу, Богородице, апостолам (двунадесятым праздникам) стали содержанием кн. "Праздники", стихиры святым и иконам Богородицы вошли в кн. "Трезвоны".

Стихири рус. святым и двунадесятым праздникам в списках 12-17 вв. имеют по две и более певч. интерпретаций на один текст. С сер. 16 в. это фиксируется в рукописях последоват. записью неск. напевов на один текст с ремарками "ино знамене", "ин роспев", "инперевод". В кон. 16-17 в. в С. М. появляются ремарки авторской атрибуции - распевы "Крестьянинов", "Логгина", "Лукошков", "Варлаамово", "Фаддея Суботина" и др. В 18-20 вв. С. М. краткой редакции бытует в старообрядч. традиции. Сокращ. ред. "Праздников" вошла в Синодальное изд. 1772, в "Круг церк. древнего знаменного пения" (СПб., 1884); избр. стихири святым изданы в кн. "Трезвоны". Собр. песнопений с крюковыми нотами - по рукописи из б-ки Рогожского кладбища (М., 1914); Стихиры отд. службам: Леонид, архим. 1) Житие Сергия чюдотворца. СПб., 1885; 2) Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна деспота Российского. СПб., 1886.

Стиховедение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стихораздел

СТИХОРАЗДЕ́Л - граница стиховых отрезков. Заданные графически (на письме) и (или) интонационно (в уст. поэзии), С. определяют осн. систему пауз в стихотв. тексте. Обычно стиховое членение стремится совпадать с синтаксич., концы предложений и синтагм совпадают с концами стихов, но это не обязательно. Как правило, слова, находящиеся на месте С., благодаря своей позиции оказываются как бы выделенными интонац. курсивом, повышенно значимыми ("Уж десять лет ушло с тех пор и много / Переменилось в жизни для меня", А. Пушкин). С. как самое важное место стиха в новоевроп. поэзии преимущ. отмечается рифмой. В рус. стихе С. всегда совпадает со словоразделом и ударной константой, поэтому нарушение этих правил осознается как нарочитая неправильность стиха (напр.: "Вы играли уж при мер- / цаньи утра бледной лампе / Танцы нежные Химер", И. Анненский; "Где истаял громный век / В легкий лепет ласточек", А. Белый).

Стихосложение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стол

СТОЛ - предмет мебели, состоящий из столешницы (верхней доски) и подстолья (ножек или козлов, иногда обвязки). С. может быть на одной, трех, четырех и более ножках (чаще всего на четырех), на тумбах, с выдвижными ящиками; столешница может быть по форме круглой, 4-угольной (квадратной, прямоугольной), многоугольной и т. д. По функциям С. бывают обеденными, письменными, кухонными, чайными, журнальными, подзеркальными, бильярдными и т. д.

Рус. традиц. этикет и стереотипы бытового поведения ориентированы на разделение вертикального пространства на верхнюю и нижнюю части поверхностью С., к-рая определяет культурный горизонт жилища, середину (по вертикали) жилого пространства дома: сидение на полу (ниже стола) - признак социальной неполноценности (дети, нищие); класть ноги на стол - оскорбление дому и его обитателям; не дозволялось поднимать при подметании веник выше уровня С. В традиц. рус. жилище обеденный С. занимал центр. место, будучи символом благосостояния семьи; у славян было принято, чтобы на столе всегда стоял хлеб. Запрещалось стучать по С. ("С. - это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям"). С., как сакральный центр жилища, является нач. и конечной точкой любого пути. Со С. у вост. славян связаны обрядовые действия христиан. характера; при обрядах языч. происхождения полагалось есть на полу, на могиле и т. д., тогда как трапеза за высоким С. рассматривалась как черта правильного христиан. поведения. Характерно отождествление "Стол - престол (церковный)", ср. употребление прилагательного стольный в значении престольный, столичный. У вост. славян Ю. (Кубань, Дон, Украина) культурный горизонт определял более низкий, чем на Рус. Севере, "земляной С." (25-30 см высотой), вокруг к-рого сидели на низких стульчиках.

Лит.: Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990.

Стол раскладной. Сер. 17 в.

Стол раскладной. Сер. 17 в.

Столбец

СТОЛБЕ́Ц - в делопроиз-ве 16-17 вв. совокупность напис. на одной стороне листа док-тов одного учреждения, объединенных по определ. признаку, последоват. подклеенных друг к другу и свернутых в рулон.

Столетов Ал-др Григ

СТОЛЕ́ТОВ Ал-др Григ. (1839-96) - физик. Род. в купеч. семье во Владимире. Получил образование в Моск. ун-те, совершенствовал его в Берлин. ун-те у Г. Магнуса и в ун-те Гейдельберга у Р. Кирхгофа. В 1872 защитил докт. дисс. на тему "Исследование о функции намагничивания мягкого железа", эксперим. часть к-рой была выполнена в лаб. Р. Кирхгофа. С. разработал новый метод измерения магн. свойств вещества на образцах, имеющих форму кольца (т. н. баллистич. метод, получивший большое распространение в практике магн. измерений). Проф. математики, а затем и эксперим. физики, С. создал первую в России ун-тскую науч.-иссл. лаб. При иссл. несамостоят. газового разряда С. установил, что напряженность электрич. поля к давлению газа при максим. токе есть величина постоянная (константа). Им был предложен новый метод определения отношения электростатич. и магн. единиц, позволявший получать значение скорости света (метод абсолютного конденсатора). С 1888 начал первые опыты по изучению фотоэффекта, результаты к-рых изложил в фундамент. тр. "Актино-электрические иссл.", дав феноменологич. описание закономерностей фотоэффекта (закон С.), не зная даже о существовании электронов (это было доказано только в 1900, а объяснение фотоэффекта дано Эйнштейном с позиций квантовой теории лишь в 1906, уже после смерти С.).

"Столица и усадьба"

"СТОЛИ́ЦА И УСА́ДЬБА" - илл. ж. - Выходил в 1913-16/17 в СПб. Ред. и изд. - В. Крылов. Ж. носил светский характер. Знакомил читателя с гор. и загородными резиденциями представителей высш. об-ва СПб. Отличался изысканным исполнением.

Столица Люб. Никитична

СТОЛИ́ЦА Люб. Никитична (урожд. Ершова) (1884-1934) - поэт. Окончила ист.-фил. отд. Моск. высш. жен. курсов. Выступила в печати в 1906. Публиковала стихи и статьи в ж. "Золотое руно", "Совр. мир", "Новое вино", "Совр. женщина" и др. Автор поэтич. сборников "Раиня" (1908), "Лада" (1912), "Русь" (1915). Осн. тема поэзии С. - языч. Русь, ее поверия и обряды. Теме жен. эмансипации посв. поэма "Елена Деева" (1916), написанная онегинской строфой. С. принадлежит также ряд пьес, ставившихся в Камерном т-ре и "Летучей мыши" И. Балиева, критич. статьи о поэзии. С 1920 С. поселилась в Болгарии.

Столпянский Петр. Ник

СТОЛПЯ́НСКИЙ Петр. Ник. (1872-1938) - деятель культуры, исследователь истории СПб. Род. в Пб., в семье крупного деятеля нар. просвещения Н. П. Столпянского, автора "Солдатской азбуки", "Народной азбуки", выдержавших более 20 изд.

Демократич. убеждения С. не дали ему возможности закончить образование в столице, он был исключен из г-зии и из Имп. Технологич. ин-та, выслан в Смоленск, учился в Харьков. ун-те, затем работал в провинц. газетах, с 1905 редактор "Оренбургского листка".

В 1908 С. приглашен на должность библиотекаря худож. отд. б-ки Музея Александра III. С этого времени он стал собирать и систематизировать данные по истории СПб. Его статьи печатались в ж. "Старые годы", "Зодчий", издавались отд. монографии, посвященные арх. сооружениям и городским кварталам. С. сотрудничает с гр. художников и арх., организовавших "Музей Старого Пб." (П. Ю. Сюзор, А. Н. Бенуа, А. Ф. Гауш и др.). В 1918 опубликован основной труд С. "Петербург". После рев-ции С. работает лектором, экскурсоводом, пом. дир. "Музея Города", в Публичной б-ке. Круг возможностей для получения работы сужается, работы печатаются под псевдонимами. С 1928 начинаются гонения на Ленингр. краеведческую школу.

С. погребен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Памятник на могиле установлен в 1962. Картотека, сформированная С., после его смерти поступила в Гос. публ. б-ку и была разделена между тремя отделами. С. впервые систематизировал факты истории СПб. В его трудах выведены причинно-следственные связи, определившие развитие гор. среды.

Предыдущая страница Следующая страница