Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Стефан

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Стефан

СТЕФА́Н (ок. 1340-96) - епископ Пермский, создатель пермской письменности, переводчик. Род. в Вел. Устюге, в семье клирика собора Богородицы. Постригся в монахи в ранней юности, сохранив крестильное имя. В Симеоновской летописи приводится его родовое прозвище - Храп. Первонач. монашествовал в мон. Григория Богослова в Ростове, известном книжном центре. Уже тогда он прославился своей ученостью (свободно владел греч. яз.) и умением толковать Св. Писание. Решив проповедовать христ-во в Перми, составил спец. азбуку для зырянского яз. и начал перевод богослужебных книг. В 1379 С. был рукоположен в священники в Котласе (Пырее). С. не только проповедовал христ-во, но и учил новопросвещенных грамоте, руководил переводч. работой, к-рую вели уже его ученики из местного населения. Вскоре он стал ставить пермяков в священники, дьяконы, чтецы, смотря по их способностям и знаниям. Зимой 1383 у митрополита Моск. С. просил епископа для Перми, и, несмотря на молодость, Пимен рукоположил в епископы его самого, а вел. кн. Дм. Донской даровал лично С. и новой епископии ряд льгот в Пермской земле. Уже как епископ С. организовал ряд школ и мон., ставших религ. и культ. центрами новой земли. С. также много заботился о благосостоянии своей паствы.

В 1386 он посетил Новгород. Предполагается, что в это время им было написано поучение против ереси стригольников, однако авторство С. не доказано окончательно. В 1391 был на Соборе епископов в Москве, тогда же посетил Сергия Радонежского. В 1396 последний раз поехал в Москву, где и скончался. Похоронен в кремлевском соборе Спаса на Бору. Вскоре после смерти С. Епифаний Премудрый написал его житие. Правосл. церковь празднует память С. Пермского 26 апр. (9 мая).

Изд. и лит.: Рус. ист. б-ка. СПб., 1880. Т. 6; Макарий (Булгаков). История рус. церкви. СПб., 1886. Т. 5.

-----------------------------------

СТЕФА́Н (в миру Симеон Ив. Яворский) (1658-1722) - иерарх Рус. правосл. церкви петровской эпохи, публицист, проповедник. Из семьи небогатых шляхтичей. В 1684 окончил Киево-Могилянскую коллегию. Приняв униатство, учился в католич. уч. заведениях Вильно, Львова, Люблина и Познани. В 1687 вернулся в Россию, возвратился в православие и в 1689 постригся в монахи. Преподавал в Киево-Могилянской коллегии, стал ее проф. и префектом. В 1697 - игумен Св.-Никольского Пустынного мон. близ Киева. В 1700, находясь в Москве, на похоронах А. Шеина произнес проповедь, понравившуюся Петру I. Царь приказал посвятить С. в архиереи в великорус. епархию, "где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы". Так он стал Рязанским митр. (апр. 1700), в конце того же года после смерти Патриарха Адриана - Местоблюстителем патриаршего престола, през. Славяно-греко-лат. акад. Петр рассчитывал на поддержку С., человека европ. образованности, свободного от старых моск. традиций. С. действительно сочувствовал полит. и воен. деят-ности Петра, славил его в проповедях. Однако разошелся с царем в понимании роли и места церкви и духовенства в России. Его раздражало ограничение власти Местоблюстителя. Рассчитывая, вероятно, получить высш. церк. сан, С. намекал Петру на необходимость восстановления патриаршества. Осознав, что царь стремился полностью подчинить церковь гос-ву, С. постепенно и осторожно начал превращаться из "Петра Великого дел славных проповедника" в его обличителя. В сочинениях С. появились скрытые намеки на то, что реформы Петра противоречат православию. Недовольство вылилось наружу в проповеди о фискалах 17 марта 1712, в день именин царевича Алексея, "единой надежды страны", по словам С. Он препятствовал посвящению Ф. Прокоповича в епископы, написал "Камень веры" (1718, опубл. в 1728), где изложил правосл. вероучение, доказывал, что церк. власть выше светской, а сторонников церк. преобразований обвинял в протестантизме. Подготовка осн. док-тов церк. реформы прошла мимо С. Будучи противником Дух. Регламента, он тем не менее был назначен през. Синода. В работе Синода участия почти не принимал. В последние годы жизни находился под следствием по подозрению в сочувствии противникам Петра. Талантливый проповедник; его сочинения написаны изысканным, витиеватым языком, полным иносказаний и символов.

В начало словаря