Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 14, "СТО"-"СТУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 14, "СТО"-"СТУ")

Столыпин Петр Арк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Столяров Сер. Дм

СТОЛЯРО́В Сер. Дм. (1911-69) - актер. Работал токарем в депо Киевской ж/д. По окончании т-ра-студии при "Пролеткульте" С. был принят в МХАТ. С 1932 творч. деят-ность протекала на сценах моск. т-ров: им. Моссовета, Красной армии. Дебют в кино - роль летчика Владимира в ф. А. Довженко "Аэроград" (1935). На след. год С. был приглашен без кинопробы на гл. рольвф. Г. Александрова "Цирк" (1936, реж. сов. цирка Мартынов). Внешние данные С. "создали" его прежде всего как актера типичного, его герои на экране - сильные, жизнерадостные и смелые люди. В связи с этим в творчестве актера отчетливо просматриваются две линии. Это, во-первых, былинные и сказочные образы: Руслан ("Руслан и Людмила", 1939), Иванушка ("Василиса Прекрасная", 1940), Никита ("Кащей Бессмертный", 1945), Садко ("Садко", 1953), Алеша Попович ("Илья Муромец", 1956) и, во-вторых, образы современников, преимуществ. героического плана: летчик Владимир ("Аэроград", 1935), водолаз Федор Чистяков ("Гибель "Орла"", 1941), нач. стройучастка Рогов ("Далеко от Москвы", 1950; Гос. премия СССР, 1951) и др.

Ф. "Когда расходится туман" (1970, по Анат. Клещенко, реж. Ю. Вышинский) был поставлен по сценарию С.

Среди др. ф.: "Космический рейс" (1936, нач. старта); "Старинный водевиль" (1947, Фаддей); "Повесть о первой любви" (1957, Бородин); "Лично известен" (1958, Василий); "Год как жизнь"(1965, Гелен); "Туманность Андромеды" (1967, эпизодическая роль).

Стопа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стопа монетная

СТОПА́ МОНЕ́ТНАЯ - кол-во монеты, выпускаемой из определ. веса металла (либры, марки, гривны, фунта и т. п.), или, иными словами, вес и кол-во драгоц. металла в монете. Увеличение кол-ва монет, чекан. из определ. весовой единицы металла, приводит к уменьшению веса ценного металла в монете. Отсюда С. М. можно либо повысить, т. е. чеканить из этого кол-ва металла меньше монет, либо понизить - чеканить больше монет из этого же кол-ва металла. С. М. выражается суммарной нарицат. ценой, на к-рую должны быть начеканены монеты разл. номиналов из определ. кол-ва металла, напр., "19 руб. 75 коп. из фунта легированного серебра" или "12 руб. 80 коп. из пуда меди". Для каждого нового вып. монет С. М. устанавливается спец. правительств. решением.

Стравинский Иг. Фед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стравинский Фед. Игн

СТРАВИ́НСКИЙ Фед. Игн. (1843-1902) - певец (бас). Отец композитора И. Ф. Стравинского. В 1869 окончил Нежинский юрид. лицей, в 1873 - Петерб. конс. (кл. К. Эверари). В 1873-76 пел на Киевской сцене. С 1876 солист петерб. Мариинского т-ра. Обладал достаточно сильным голосом, но тембр его был сухой. Диапазон чуть больше двух октав, т. е. наст. бас-кантанте. Блестящая школа позволяла ему справиться с любыми вок.-техн. трудностями. Уделял большое внимание драм. стороне исполнения (мимике, жесту, сценическому поведению, гриму, костюму). Мастерски исполнял характерные эпизодич. роли. Обладал талантом художника. Лучшие партии: Еремка, Олоферн ("Вражья сила", "Юдифь" А. И. Серова), Мельник ("Русалка" А. С. Даргомыжского), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М. И. Глинки). Постоянно выступал в концертах. Как актер-певец С. предвосхитил своим творчеством рус. оперных певцов "золотого века" рус. оперы и в первую очередь - гениального Ф. Шаляпина. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в в Пб.

Страстная неделя

СТРАСТНА́Я НЕДЕ́ЛЯ (Великие дни, в фольклоре Белая (чистая) неделя) - 7-я, последняя неделя Великого поста. Первое и второе наименования недели объясняются страстями Иисуса Христа, претерпеваемыми в эти дни. Два последних названия напоминают о нар. обычае наводить перед Пасхой чистоту в доме (белятся стены, моются попы, люди моются в банях, стирают). В слове "белый" по отношению к данной неделе, вероятно, проступают и значения высокой духовности, святости, чистоты, очищения, отсутствия (невозможности) смеха, близости смерти.

Понедельник - "Страшной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой метет".

Вторник - считается необходимым напоить на рассвете всех домашних животных соченым молоком (истолченные, льняные и конопляные семена с водой), чтобы уберечь их от болезней и напастей. Если животное отказывается пить соченое молоко, полагают, что либо оно больное, либо его сглазили. Важная деталь: мужчины не должны присутствовать при этой процедуре и даже знать о ней, иначе она потеряет силу.

Среда - обливают скот снеговой водой, в к-рой распускают прошлогоднюю четверговую соль. Снег растапливается в горшках, число к-рых равно количеству домашних животных.

Четверг - Великий, чистый четверг.

Пятница - Великая, Страстная. Соблюдается строгий пост. Нек-рые люди, прикладываясь к плащанице, кладут под нее ладан, к-рый становится целебным средством от зубной боли и сглаза, а также предохраняет от грома. Приметы: если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб уродится с бурьяном; если заряно - пшеница будет зернистая.

Суббота - Страстная, Великая, красильная. Именно в субботу принято красить яйца. Перед сумерками заклинают мороз, чтобы он не губил посевов: старый мужчина, взяв ложку овсяного киселя, влезает на печь, просовывает голову в волоковое окошко и кричит: "Мороз, мороз! Приходи кисель есть! Мороз, мороз! Не бей наш овес. Лен да конопли в землю вколоти!" Когда старик спускается с печи, старшая женщина обливает его водой. По мнению крестьян, в Великую субботу солнце встречается с месяцем. Приметы: ясная, солнечная суббота означает доброе лето, туманная и пасмурная - обещает плохое лето; если накануне Пасхи тихо - хорошо уродится горох; темная ночь под Пасху - к урожайному лету.

Страстотерпцы

СТРАСТОТЕ́РПЦЫ - наименование мучеников в Православной церкви. Как правило, С. - это христиане, пострадавшие Христа ради из-за клеветы и ненависти своих ближних и при этом встретившие смерть со смирением, простив собственных гонителей и убийц (напр., свв. Борис и Глеб).

Страхов Ник. Ник

СТРА́ХОВ Ник. Ник. (1828-96) - философ, публицист, лит. критик. Сын священника. Учился в Костромской дух. семинарии, затем на юрид. и матем. ф-тах Петерб. ун-та, в 1851 окончил естеств. ф-т Гл. пед. ин-та. В 1851-62 - учитель в г-зиях (Одесса, Пб.), с 1873 служит в публ. б-ке, чл.-кор. АН.

С. - автор мн. филос. соч. Виднейший теоретик почвенничества, он испытал сильное влияние "органич." критики А. А. Григорьева. Полагая, что мир представляет единое целое и сущность вещей состоит в разл. степенях воплощающегося духа, С. следовал этим взглядам и в лит.-критич. статьях, к-рые помещал в ж. "Время", "Эпоха", "Заря" и др. Утверждая своеобразие ист. пути рус. культуры, он полемизировал с рев. демократами ("Из истории лит. нигилизма", 1890). С. был близок с Ф. М. Достоевским, написал его первую биографию. Писал также о рус. поэтах, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом ("Критич. статьи о И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом", 1885). С последним С. связывала многолетняя дружба. В 1890-х гг. С. оказал влияние на Ю. Н. Говоруху-Отрока, Б. В. Никольского, В. В. Розанова и др.

Страшилки

СТРАШИ́ЛКИ - жанр совр. детского фольклора (термин предложен М. В. Осориной в 1960-е гг.). По-видимому, "страшные рассказы" бытовали в детской среде еще с прошлого века. В наше время С. более всего распространены среди детей 8-12 лет. Рассказываются они в компаниях, что создает опред. эмоц. обстановку, позволяет слушателям пережить страх. В совр. С., в осн. своей массе принадлежащих гор. фольклору, быт. и соц. ситуации и мотивы неизменно осложнены элементами фантастики и мифологии. Однако нек-рые фольклористы склонны переоценивать ми-фологичность С. - не на уровне отдельных мотивов, часто вполне традиционных, а в аспекте функцион. подобия С. у детей мифам, бытующим в традиц. об-вах. Содержанием С. являются драм. происшествия в семье, таинств. случаи, предзнаменования, влекущие беду, наказания за нарушение запретов, встречи с мертвецами, непонятными существами, похищения и т. д. С. исполняются в соотв. обстановке (нередко - в темноте, в укромных местах), эффект их усиливается выразительной интонацией, жестами, внезапным криком и т. д.

Лит.: Гречнева О. Н., Осорина М. В. Совр. фольклорная проза детей // Рус. фольклор. Л., 1981. Вып. 20; Школьный быт и фольклор / Сост. А. Ф. Белоусов. Таллинн, 1992. Т. 1-2; Лойтер С. М., Неелов Е. М. Совр. школьный фольклор. Петрозаводск, 1995.

"Стрекоза"

"СТРЕКОЗА́" - еженед. ж. юмора и сатиры, выходивший в Пб. в 1875-1908. Основан Г. К. Корнфельдом. В первые годы в "С." сотрудничали И. Ф. Василевский, И. Ф. Горбунов, Н. А. Лейкин, позже А. Т. Аверченко, Ре-Ми (Н. В. Ремизов) и др. В начале своего существования "С." носила чисто развлекат. характер, целью редакции было "хронически поддерживать благодушное настроение в об-ве путем юморист. рассказов, шуток и пикантных эпизодов, чередующихся с художественно исполненными иллюстрациями". В 1908 ред. предприняла реформу, стремясь к тому, чтобы обновленное изд. заняло "по художественности, интересному содерж. и изяществу. первое место в ряду рус. ж. этого типа". Часть молодых сотрудников "С." под рук-вом М. Г. Корнфельда создали ж. "Сатирикон", сразу завоевавший симпатии широкой читательской аудитории. Оба ж. издавались параллельно с апр. по июль 1908, а затем слились в единый ж., к-рый до конца года выходил под двойным назв. - "Сатирикон" - "С." и с двойной нумерацией выпусков. С 1909 второе назв. было снято.

Стрела

СТРЕЛА́ - снаряд, используемый при стрельбе из лука или самострела. В др. слав. яз. термин "С." наряду с аналогичным русскому имеет также значения "игла, молния, луч"; родств. лат. - "С., метательный снаряд, полоса, порыв ветра, струя". На терр. Вост. Европы С. появились в эпоху мезолита и использовались вплоть до нач. 19 в. Составные части С. - древко, наконечник и оперение. Наконечники самых древних С. изготавливались из кремня. Изображения охотников, воо-руж. луком и С., имеются на беломорских петроглифах 3 тыс. до н. э. В Др. Руси лук и С. были осн. оружием дальнего боя и промысл. охоты. Древко С. обычно делали из сосны, ели, березы, а наконечник - из железа. Устойчивость С. в полете придавало оперение, для к-рого использовали перья с крыльев разл. птиц. Длина др.-рус. С. от 75 до 90 см, толщина от 7 до 10 мм, вес до 50-60 г. С. хранились в колчанах вместимостью до 20 шт. Характер использования С. обусловливал форму наконечника: для пробивания защитных доспехов - бронебойные с граненой головкой, узкие долотовидные или шиловидные, для поражения незащищенного доспехами врага - трехлопастные и плоские широкие, для стрельбы по водоплавающей птице - двурогие и т. д.

"Стрелец"

"СТРЕЛЕ́Ц" - лит. ж., ежемесячник, выходящий с янв. 1984 во Франции и США. Основатель ж. - А. Глейзер, известный своими выступлениями в защиту совр. рус. иск-ва. "С." - ж. антитоталитарный, ориентиров. на современность и традиционность, плюралистичный по своей сути. Осн. принцип ж. - показать в единстве рус. культуру и лит-ру, иск-во независимо от места проживания тех, кто ее творит, отсюда - широкое представительство "С.". На его страницах представлено более ста разл. авторов. В разделе "Лит. архив" публиковались произв. А. Аверченко, З. Гиппиус, А. Платонова, А. Белого и др., из совр. поэтов и прозаиков в "С." ыли представлены Ю. Алешковский, И. Ратушинская, Ю. Кублано-вский, В. Максимов, Л. Лосев, Д. Савицкий, К. Померанцев и др.

Стрелец

СТРЕЛЕ́Ц - военнослужащий особого пост. войска в Рус. гос-ве 16-17 вв. С. представляли собой первое пост. войско в России. Оно комплектовалось из свободного гор. и сел. нетяглового (не облагавшегося налогами) нас., имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Стрелецкое войско организационно состояло из "приборов" (отрядов), затем приказов (по 500-1000 чел.), с 1681 - полков и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х гг. 17 в. стрелецкое войско было реорганизовано по образцу полков "нового строя". В 1698 стрельцы (ок. 4000 чел.) восстали против усилившихся служебных тягот и притеснений, намереваясь возвести на престол царевну Софью. Стрелецкое восст. было жестоко подавлено (казнены 1182 чел.). По указу Петра I стрелецкое войско было расформировано в нач. 18 в.

Стрелец, прощающийся с народом. Худ. В. И. Суриков. 1879

Стрелец, прощающийся с народом. Худ. В. И. Суриков. 1879

Стрелка

СТРЕ́ЛКА - узкий и длинный мыс при слиянии двух рек, а также коса, намытая прибоем на мелководье. Понятие отражено в ряде топонимов, наиб. изв. из к-рых - С. Васильевского о-ва в Пб., расположенная между двумя осн. рукавами Невской дельты - Б. и М. Невой.

Стрельна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стрельская Варвара Вас.

СТРЕ́ЛЬСКАЯ Варвара Вас. (1838-1915) - актриса. Дочь оперного певца В. И. Стрельского и драм. актрисы С. И. Виноградовой. Училась у П. И. Григорьева в Петерб. театр. уч-ще. В 1857 вступила в труппу Александринского т-ра, где проработала до конца жизни. Обратила на себя внимание исполнением роли Лизы в "Горе от ума" А. С. Грибоедова. Играла в комедиях Ж. Б. Мольера, в водевилях с пением. Успеху способствовали природное обаяние, грация, изящество. Переход на характерные роли способствовал расцвету комедийного дарования. Блестяще исполняла в пьесах А. И. Островского роли купчих, мещанок, свах. Для актерской манеры С. характерны естественность, органичность, тщательная работа над речью.

Роли: Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники"), Кукушкина ("Доходное место"), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Фекла Ивановна ("Женитьба" Н. В. Гоголя), Простакова ("Недоросль" Д. И. Фонвизина), Бессеменова ("Мещане" М. Горького), Адуева ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина).

Стрельцов Эд. Анат.

СТРЕЛЬЦО́В Эд. Анат. (1937-90) - спортсмен, футболист, з. м. с. СССР (1967). Один из лучших центр. нападающих 50-60-х гг. Чемпион СССР (1965). Чемпион Олимп. игр (1956). В 39 матчах за сборную СССР (1955-58, 1966-68) забил 25 мячей. В 1967 и 1968 признан лучшим футболистом СССР. Сочетал в себе качества тарана с диспетчерскими способностями, обладал сильнейшим ударом и филигранной техникой.

Соч.: Вижу поле. М., 1991.

Стремена

СТРЕМЕНА́ - ножная опора всадника. Термин общеслав., первонач., по-видимому, обозначал - "веревка, ремень, т. е. то, что натягивается". Древнейшим деревянным С. с металлич. обкладками 4-5 вв. (Япония, Корея, Китай) предшествовало устройство для упора ног всадника из кожаных ременных петель. Металлич. С. появились на рубеже античности и средневековья, получили быстрое и широкое распространение у евразийских народов. Предполагается, что славяне могли узнать С. в 6-7 вв., участвуя вместе с аварами в балканских походах. Древнейшие находки С. на Руси относятся к 9 в. В их дальнейшем формообразовании существ. роль сыграли как непосредств. контакты рус. дружин с венграми, печенегами и др. степными народами юга Вост. Европы, так и развитие воен.-тактич. приемов ведения кавалерийского боя. Конструкция металлич. С. обязательно предусматривает ушко для путлища и подножку (округлую, угловатую или спрямленную). В 12 - 1-й пол. 13 в. на Руси входят в употребление С. с боковыми выступами - "кулачками", выполнявшими функцию шпор. Парадные С. выделяли феод. властителя среди окружающих его вассалов: "у С. течи", "подле С. ездити" означало следовать рядом с господином; "вступити в злата С." ("Слово о полку Игореве") понималось как начать воен. поход.

Стрепетова Пелагея Антипьевна

СТРЕ́ПЕТОВА Пелагея (Полина) Антипьевна (1850-1903) - выдающаяся драм. актриса. Воспитывалась в театр. семье, начала появляться на сцене еще в детском возрасте. С 1864 выступает в провинц. т-рах, а также в Пушкин. т-ре в Москве. С 1881 по 1890 - в Александринском т-ре. В 1895-97 - в Суворинском т-ре. В 1899 вновь возвращается в Александринский т-р, но через год вынуждена покинуть его. Выступала и на др. сценич. площадках. Связанная по мировоззрению и эстетич. взглядам с народничеством, С. обладала оригин. актерским дарованием, в к-ром соединялись иск-во перевоплощения и эмоц. мощь, отчаянный трагизм и глубина переживаний. Стихийный талант актрисы вызывал восторженное поклонение публики, но и приводил к односторонности образов, неровности исполнения. "Болезненная, бедная внешними силами, неправильно сложенная" актриса была символом обществ. устремлений 80-х гг. Но с изменением ист. ситуации стало сказываться отсутствие подлинной театр. школы, что привело к творч. кризису в последние годы ее сценич. деят-ности. Роли: Катерина ("Гроза"), Мария Андреевна ("Бедная невеста"), Ксения ("Не от мира сего", написана специально для С.), Евгения ("На бойком месте"), Кручинина ("Без вины виноватые" А. Н. Островского), Василиса Мелентьевна в одноименной пьесе Островского и С. А. Гедеонова, Анна Петровна ("Иванов" А. П. Чехова), Матрена ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого), Лизавета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского), Марьица ("Каширская старина" Д. В. Аверкиева), Готовцева ("Вторая молодость" П. М. Невежина), Степанида ("Около денег" В. А. Крылова), Чаврина ("Дело житейское" И. В. Шпажинского), Медея в одноименной пьесе А. С. Суворина и В. П. Буренина и др.

Стржельчик Влад. Игн

СТРЖЕ́ЛЬЧИК Влад. Игн. (1921-96) - артист т-ра и кино. Окончил студию при Ленингр. Большом драм. т-ре им. М. Горького (1947, педагог Б. А. Бабочкин). Студентом вступил во вспомогат. состав труппы т-ра (1940). В 1940-46 - в рядах Сов. армии. Ранние приподнято-романтич. герои С. (Лель, "Снегурочка" А. Н. Островского, 1951; Рюи Блаз, "Рюи Блаз" В. Гюго, 1952; Флориндо, "Слуга двух господ" К. Гольдони, 1953) были исполнены театр. грации и живописности, оттенены незаурядной сценич. красотой. С приходом в т-р Г. Товстоногова актерская природа С. претерпевает существ. изменения. Раскрывается способность к ярким сценич. метаморфозам в сочетании с тонким психологизмом, филигранной отделкой деталей, подвижностью сценич. формы. Среди ролей: Ганя и генерал Епанчин ("Идиот" по Ф. М. Достоевскому, 1957 и 1966), Цыганов ("Варвары" М. Горького, 1959), Он ("Четвертый" К. Симонова, 1961). Крупной удачей в творчестве явилось исполнение роли оценщика Грегори Соломона в спектакле "Цена" А. Миллера (1968). Изысканность актерского рисунка и живая чел. энергетика, тонкое балансирование на грани реального и выдуманного, музыкальность позволили С. максимально расширить жанровый диапазон ролей: от легкой комедии и водевиля (кн. Пантиашвили, "Ханума" А. Цагарели, 1972; Барни Кашмен, "Последний пылкий влюбленный" Н. Маймона) до полной психол. нюансов драмы (Адриан Фомич, "Три мешка сорной пшеницы" по В. Ф. Тендрякову, 1968; Сальери, "Амадеус" П. Шеффера, 1982).

Снимался в кино. Кинематограф щедро использовал эффектную внешность, музыкальность, живую органику и безупречное владение формой в ист. "костюмных" ролях (Наполеон, "Вой-наимир", 1966; Николай Рубинштейн, "Чайковский", 1972).

В 1959-66 преподавал в Ленингр. театр ин-те им. Островского. Среди др. ролей: Репетилов ("Горе от ума"

А. С. Грибоедова, 1962), Кулыгин ("Три сестры" А. П. Чехова, 1965), Шалимов ("Дачники" А. П. Чехова, 1976), Сэм Уэллер ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу, 1978), Родион Николаевич в спектакле-концерте "Старомодная комедия" А. Н. Арбузова в т-ре "Русская антреприза" (1992).

Лит.: Забозлаева Т. Б. Владислав Стржельчик. Л., 1979.

"Строгановская школа"

"СТРО́ГАНОВСКАЯ ШКО́ЛА" - усл. наименование одного из осн. направлений в рус. иконописи кон. 16 - нач. 17 в. Термин 19 в.; возник потому, что мн. иконы этого направления принадлежали сольвычегодским купцам Строгановым. Считалось, что их исполнители - мастера Строгановых. Однако большинство строгановских икон исполнено царскими "государевыми" иконописцами, работавшими также и по заказу Строгановых. Осн. особенности "С. Ш.": небольшие размеры иконы, чрезвычайно тонкое миниатюрное письмо, обилие настоящего растертого или листового золота и серебра, построение на полутонах, плотная цвет. гамма, при помощи к-рой создается иллюзия драгоценности материалов, подчеркнутое изящество поз, вытянутость хрупких фигур, сложные, скрупулезно разработанные пейзаж. фоны. "С. Ш." - подписная, что вообще необычно для др.-рус. иконописи. Иконы "С. Ш." не столько предмет молитвы, ск. драгоц. предмет религ. обихода, произв. иск-ва.

Осн. мастера: Фед. Назарий, Истома Никиф. Савин, Стефан Арефьев, Прокофий Чирин, Ив. Соболев (Собель), Сем. Бороздин, Емельян Москвитин. Лучшие из них - Прокопий Чирин и Никиф. Савин (осн. период их деят-ности - 1580-1620-е гг.). Напр., Прокопий Чирин. Никита. 1593 (в честь Никиты Строганова), триптих Деисус - совм. с Никиф. Савиным.

Строгановская школа. Святой великомученик Никита. Икона нач. 17 в.

Строгановская школа. Святой великомученик Никита. Икона нач. 17 в.

Строгановский дворец в СПб

СТРО́ГАНОВСКИЙ ДВОРЕ́Ц в СПб. - арх.-ист. памятник 18 в. Единственный частный дворец в Пб., построенный В. В. Растрелли (1752-54, с использованием стен более раннего дома) и не менявший своих владельцев. Это майорат графов Строгановых - рода, давшего России выдающихся гос. деятелей и меценатов. От первонач. отделки сохранился большой двусветный зал с последним сохранившимся в Пб. плафоном великого перспективиста Дж. Валериани и уникальной резьбой "singerie". В кон. 18 в. большинство интерьеров оформлено Ф. Демерцовым и А. Воронихиным. Они относятся к лучшим образцам классицизма. В их числе Минеральный кабинет в виде ротонды с хорами и встроенными шкафами для книг и минералов, Египетский кабинет, в к-ром собирались масоны, угловой зал с зеркальной стеной, иллюзорно удваивающей его пространство, и картинная галерея, в к-рой Строгановы собрали лучшую в России коллекцию франц. живописи 17 в. В 19 в. интерьеры перестраивали П. Садовников (галерея в духе лоджий Рафаэля) и др. После рев-ции дворец был музеем, в кон. 1920-х гг. коллекции и обстановка частично распроданы, частично переданы в Эрмитаж; неск. десятилетий был недоступен для осмотра. Сегодня дворец принадлежит Рус. музею.

Строев Пав. Мих.

СТРО́ЕВ Пав. Мих. (1796-1876) - библиограф, археограф, историк. Гл. заслуга С. перед рус. рукописной и печатной кн. заключается в том, что в 1829-34 он предпринял поездки по России, в результате к-рых разыскал ряд уник. рукописных и печатных кн., обнаружил древнейшие списки мн. пам. рус. лит-ры. Напр., обследуя архивы и б-ки монастырей Моск. губ. (совм. с археографом К. Ф. Калайдовичем), обнаружил "Изборник Святослава" 1073, "Судебник Ивана III", соч. Кирилла Туровского и др. Находкой "Изборника Святослава" 1073 С. способствовал развитию славяноведения. Всего С. обследовал ок. 200 б-к и архивов в 14 губ., где собрал ок. 3000 актов 14-18 вв. и множество др. источников. В 1825 совм. с Калайдовичем издал "Обстоятельное описание славяно-рос. рукописей" Ф. А. Толстого - первое в рус. археографии науч. описание коллекции рукописных кн., не потерявшее, как и публикации С. др.-рус. лит. памятников, науч. значения до наших дней. С. принадлежит "Библ. словарь и черновые к нему материалы" (1882), он автор описания рукописных монастырских собр. (1891), в 1820-21 издал "Софийский временник". С 1849 - чл. Петерб. АН.

Лит.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды П. М. Строева. СПб., 1878.

Строительные обряды

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стромилов Сем. Ив

СТРОМИ́ЛОВ Сем. Ив. (псевд. С. С) (1810 - после 1862) - поэт. Выпускник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1829); с 1831 служил в канцелярии моск. воен. ген.-губернатора. Участник лит. об-ва С. Е. Раича. Представитель романтич. лирики 1830-40-х гг., автор "рус. песен" ("Ожидание", 1839 и др.), в числе к-рых "То не ветер ветку клонит", приобретшая широкую известность и воспринимающаяся как народная.

Стронин Ал-др Ив

СТРО́НИН Ал-др Ив. (1826-89) - социолог, органицист. Выпускник ист.-филол. ф-та Киевского ун-та. За участие в народнич. движении был сослан на неск. лет в Сибирь, по возвращении служил в Мин-ве путей сообщения. Автор социол. трактатов, вызвавших острые нападки за механистичность и произвольность построений со стороны П. Лаврова, Н. Кареева, Н. Михайловского и мн. др. Гл. социол. методом С. считал аналогию и биол. редукционизм. Тождество об-ва и организма строилось на основе однопорядковости их морфологии, функционирования и развития. Об-во им изображалось в виде пирамиды, где верх. и меньшую части занимали: администрация, законодатели, ср. место - интеллигенция и промышленники, а обширное основание - крестьяне, ремесленники и рабочие. Каждая часть пирамиды обладала специфическим групповым сознанием и особыми функциями, к-рые имели эквивалент в психич. деят-ности человека и физиологич. деят-ности природного организма. Мн. проблемы обществ. состояния и развития России С. решал с позиции полит. консерватизма.

Соч.: История и метод. СПб., 1869; Политика как наука. СПб., 1872; История общественности. СПб., 1885.

Лит.: Спасович С. Опыт построения социологии // Вестн. Европы. 1873. № 4; Михайловский Н. К. Аналогический метод в обществ. науке // Собр. соч. СПб., 1896. Т. 1; Социологич. мысль в России. Л., 1978.

Строфа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Строфика

СТРО́ФИКА - 1) Один из разделов стиховедения, учение о сочетании стихов и объединении их в строфы. Являясь обл., лежащей на рубеже метрики и композиции, С. занимается изучением стихотв. размеров, тяготеющих к упорядоч. (строфич.) или неупорядоченной (астрофич.) группировке стихов; характера сочетания стихов (объем, способы рифмовки, синтаксич. завершенность, ритмич. композиция и пр.). Включает в себя обзор строф и твердых стихотв. форм, употребит. в поэтич. практике.

2) Совокупность строфич. форм произв. отдельного поэта ("С. Пушкина"), жанров ("эпическая С."), ист.-лит. периода ("С. конца 18 в."), нац. лит-ры ("рус. С.") и др.

Строфоид

СТРОФО́ИД (т. е. строфоподобный) - промежут. форма между строфич. и астрофич. стихом; в стихотв. произв. - метрич. или ритмич. замкнутые, но нетождеств. группы стихов (неравного объема, разл. расположения рифм и т. д.). С. используется как в рифмов. стихах (напр., поэма А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"), так и в белых (нерифмованных - напр., поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Единство С. поддерживается гл. обр. синтаксич. завершенностью. Объем его, как и объем строфы, колеблется от 2 до 16 стихов; наиб. распространенный - 4-стишие, хотя в рус. поэтич. практике встречаются и "супер С." (напр., 18-стишие П. А. Вяземского в послании к Д. В. Давыдову или 21-стишие Б. Л. Пастернака в "Высокой болезни"). Наиб. распространение С. получил в нач. 19 в. в жанре дружеских посланий, откуда затем перешел в романтич. поэму. Пример С. (А. А. Блок):

Я сегодня не помню, что было вчера,

По утрам забываю свои вечера,

В белый день забываю огни,

По ночам забываю дни.

Но все ночи и дни наплывают на нас

Перед смертью в торжественный час.

И тогда - в духоте, в тесноте

Слишком больно мечтать

О былой красоте

И не мочь: Хочешь встать

И ночь.

Струве Вас. Вас.

СТРУ́ВЕ Вас. Вас. (1889-1965) - востоковед, египтолог и ассириолог, историк Др. Востока. Ученик Б. А. Тураева и П. К. Коковцова. Окончил в 1911 Петерб. ун-т, с 1916 - преподаватель, затем проф. ПУ (ЛГУ). Состоял также преподавателем Ин-та высш. евр. знаний, сотрудником Гос. акад. истории матер. культуры, Ин-та ист. иск-в, хранителем Эрмитажа (1914-33). Начинал как египтолог, уникально владеющий всеми видами папирусных источников - от древнейших иероглифич. до средневек. коптских. Интерес к соц.-экон. проблемам древневост. об-в побуждает С. в 20-х гг. все чаще обращаться к шумерским материалам, более полно, чем египетские, отразившим обществ. и хоз. жизнь. С. явился основателем новой обл. ассириологии: изуч. соц.-экон. истории на базе богатейших клинописных архивов. После 1929 С. принял терминологию и метод "ист. материализма". К 1934 в дискуссии историков-материалистов о "способе производства" на Др. Востоке ("азиатский способ" или феодализм) С. занял третью, самобытную позицию (рабовладение). Созвучность этой идеи заветным мыслям и симпатиям Сталина обеспечила последовательный взлет карьеры С. В 1935 он избирается действ. чл. АН СССР. В 1937 С. становится дир. Ин-та яз. и мышления (до 1941) и Ин-та востоковедения (снят в 1938 в результате своего заступничества за преследуемых ученых; повторно директорствовал в 1941-50). В 1950-58 - науч. сотр. Ин-та истории, в 1958-65 - зав. отделом Др. Востока Ин-та востоковедения. До конца жизни не оставлял занятий египтологией; внес также вклад в изучение др. ист. Ирана, Палестины, Кавказа, Ср. Азии. Мн. нынешние рос. ученые, специализир. в изуч. разл. культур Др. Востока, являются учениками С.

Соч.: Манефон и его время // Зап. Коллегии востоковедов. 1928. Т. 3, вып. 1. С. 109-185; 1930. Т. 4. С. 148-159; Проблемы зарождения, развития и упадка рабовладельч. общ-в Др. Востока // Изв. Гос. акад. истории матер. культуры. М.; Л., 1934. Вып. 77. С. 32-111; История Др. Востока. М., 1941; Подлинный манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства // Учен. зап. ЛГУ. Сер. ист. наук. 1941. № 78, вып. 9. С. 63-81; Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов // Изв. АН СССР. Сер. истории и философии. 1944. № 3. С. 128-140; Государство Лагаш: Борьба за расширение гражд. права в Лагаше 25-24 вв. дон. э. М., 1961; Этюды по истории Сев. Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л., 1968; Ономастика раннединастического Лагаша: Избр. тр. М., 1984.

Струве Вас. Як

СТРУ́ВЕ Вас. Як. (1793-1864) - астроном, геодезист, акад. (с 1832). Род. в г. Альтоне (Германия). Окончил Дерптский (Тартуский) ун-т (1810). Дир. Дерптский обсерватории (1818-38). Первый дир. Пулковской обсерватории (1839-62). Разработал план работы и программу астрономич. наблюдений, изложенные вместе с описанием всех инструментов обсерватории в соч. "Описание Пулковской обсерватории" (1845). Провел иссл. двойных звезд. В 1827 опубл. каталог двойных и кратных звезд, в к-ром из 3112 объектов 2343 были открыты им самим в результате просмотра ок. 120000 звезд. В 1837 выпустил труд "Микроскопические измерения двойных звезд". В Пулковской обсерватории под рук-вом С. определена система т. н. астрономич. постоянных, получившая всемирное признание и пересмотренная лишь через 50 лет. Ряд иссл. по звездной астрономии изложены С. в соч. "Этюды звездной астрономии" (1847). В 1861 под общей ред. С. вышел двухтомный труд "Дуга меридиана в 25°20´ между Дунаем и Ледовитым морем...". Поч. чл. всех рус. ун-тов, мн. иностр. акад. и науч. об-в. Один из чл.-учредителей РГО (1845). Удостоен Константиновской медали (1862) РГО.

Струве Отто-Вильгельм

СТРУ́ВЕ Отто-Вильгельм (Оттон Вас.) (1819-1905) - астроном, акад. Петерб. АН (1852-89). Сын геодезиста и астронома, основателя Пулковской обсерватории В. Я. Струве. С 1839 - пом. директора Гл. астроном. обсерватории (Пулковской). В 1895 уехал в Германию. Гл. работы относятся к наблюдательной астрономии. С. открыл св. 500 двойных звезд, наблюдал планеты и их спутники, кометы и туманности. В 1842 С. подтвердил открытие У. Гершеля о движении Солнечной системы по направлению к созвездию Геркулеса. В 1862 С. стал вторым директором обсерватории, сменив на этом посту своего отца.

Струве Петр Бернгардович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Струг

СТРУГ - вид речного судна, легкая лодка с острыми концами. Происхождение назв., вероятно, связано с процессом изготовления (строгания) судна из "струженого" (очищ.) теса. В письм. источниках Др. Руси С. упоминается наряду с челном и ладьей. Оценивался в три раза дешевле большой мор. ладьи. Предполагается, что это было небольшое плоскодонное низкобортное судно с очень мелкой осадкой. В новое время С. широко использовался для перевозки грузов на многих реках России. Представлял сплавное плоскодонное судно без палубы и паруса, с заостренным носом и кормой. Длина 36-38 м, шир. 11 м, грузоподъемность до 150 т. При значит. осадке С. можно было использовать на небольших реках только весной с подъемом воды. Для сплава С. требовалось ок. 30 рабочих. Путь по Зап. Двине (с ее многочисл. порогами) от верховий (г. Белый) до Риги преодолевался С. за 15-20 дней. Постепенно выходит из употребления в связи с развитием парового, в т. ч. ж.-д., транспорта.

Струнников Ник. Вас.

СТРУ́ННИКОВ Ник. Вас. (правильно Василискович) (1886-1940) - спортсмен: конькобежец, велосипедист. Первый рус. чемпион мира и Европы по скоростному бегу на коньках (1910-11). Четырехкратный чемпион России (1908-10 - коньки; 1909 - велоспорт). Мир. рекордсмен в беге на 5000 м (улучшил рекорд 16-летней давности голландца Я. Эдена). В течение 1911 стартовал за границей на разл. дистанциях 13 раз и ни разу не проиграл. В историю мир. конькобежного спорта вошел как "рус. чудо". В 1912 прекратил выступления в знак протеста против нежелания клуба послать на очередное первенство мира своего представителя, к-рый отстаивал бы интересы рус. спортсмена. После 1917 (в 20-30-е гг.) занимался тренерской деят-ностью, затем работал техником-конструктором в строит. орг-циях Москвы.

Стручкова Раиса Степ

СТРУЧКО́ВА Раиса Степ. (род. 1925) - артистка балета, педагог. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1944 (кл. Е. Гердт). В 1944-78 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Мавка ("Лесная песня"), Фрейлина ("Подпоручик Ки-же"), Лейли ("Лейли и Меджнун"). Среди ее ролей: Золушка ("Золушка"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Фадетта ("Фадетта"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Жизель ("Жизель"), Гаянэ ("Гаянэ"), Миран-долина ("Мирандолина"), Китри ("Дон Кихот"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Параша ("Медный всадник"), Тао Хоа ("Красный мак"). Легкий танец С. был полон ясной гармонии. Подкупающая простота и неподдельная искренность стали неотъемлемым качеством сценич. облика балерины и свойством многих ее обаятельных героинь. С. обычно смягчала хореогр. рисунок своих партий, придавая им женственность и поэтичность. Снималась в киноф.-балете "Хрустальный башмачок" (по "Золушке"), в телеф.-балетах "Подпоручик Киже" и "Имя твое.". С 1978 балетмейстер-репетитор Большого т-ра. С 1981 гл. ред. ж. "Сов. балет".

Р. С. Стручкова

Р. С. Стручкова

Стукко

СТУ́ККО (итал. stucco) - искусств мрамор, по составу - измельченный и обожженный гипс с квасцами и клеем. Применяется для декор. отделки арх. деталей. В России широко использовался в 18 и особенно 19 в. в архитектуре рококо и классицизма.

Стуколкин Тим. Ал

СТУ́КОЛКИН Тим. Ал. (1829-94) - артист балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1848 (ученик Ф. Малаверня, Э. Гредлю). В 1848-94 - артист петерб. Большого (Мариинского) т-ра. За почти полвека сценич. деят-ности выступал более 2000 раз, исполнив множество мимич. и комедийных ролей. Среди них: Сотине ("Мельники"), Никез ("Тщетная предосторожность"), Гренгуар, Квазимодо ("Эсмеральда"), Иванушка ("Конек-Горбунок"), Джон Буль ("Дочь фараона"), Дроссельмейер ("Щелкунчик"), Дон Кихот ("Дон Кихот"). С. - популярный комич. артист, выступавший не только в балете, но и в драм. комедиях, водевилях, исполнявший на эстраде куплеты и монологи. Для сценич. манеры С. был характерен широкий диапазон выразит. средств, вплоть до чисто цирковых. С 1854 преподавал бальные танцы в Смольном, Екатерининском и др. ин-тах Пб.

Ступин Ал. Дм

СТУ́ПИН Ал. Дм. (1846-1915) - издатель и книгопродавец. В 1868 основал в Москве изд-во для выпуска лубочной и религ.-нравств. лит-ры. Постепенно профиль изд-ва расширился, и С. стал выпускать худож., справочную и уч.-пед. лит-ру (при участии писателей и педагогов В. П. Авенариуса, И. П. Деркачева, А. А. Федорова-Давыдова). Изд-во С. выпустило произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, А. В. Кольцова, И. А. Крылова, Д. И. Мамина-Сибиряка, Н. С. Лескова, сказки Г. Х. Андерсена, О. Уайльда, М. Метерлинка, рус. сказки и былины, эпос "Калевала" и др. Как правило, беллетристич. издания С., особенно детские книги, выходили в изящном оформлении, при участии изв. худож. и граверов М. В. Нестерова, И. И. Павлова, И. С. Панова, И. И. Каразина, В. В. Спасского, А. С. Яноваи др. С. выпускал также с 1889 ежегод. "Совр. календарь", серийное изд. "Общедоступная б-ка". Из всех изд. С. наиб. известность получила детская серия "Библиотечка С." (выходила с 1882), в к-рой вышло в отличном худож.-полиграф. исполнении 100 дет. книжек. В 1918 изд-во С. прекратило существование, выпустив всего за 50 лет св. 500 назв.

Лит.: Белоусов И. А. Лит. Москва: Писатели из народа, писатели-народники. М., 1929; Павлов И. И. Моя жизнь и встречи. М., 1949; Канаев А.: [100 лет со дня выхода книжной серии "Библиотечка Ступина"] // Памятные книжные даты, 1982. М., 1982.

Ступин Ал-др Вас.

СТУ́ПИН Ал-др Вас. (1776-1861) - живописец, основатель и руководитель первой рус. провинц. живоп. школы в Арзамасе. Учился иконописи, в 1800-02 занимался в Петерб. АХ у И. А. Акимова. Т. н. "арзамасская школа" существовала в 1802-62, распавшись после смерти основателя. Среди учеников С. - В. Г. Перов. В произв. "арзамасской школы" традиции академизма приобретают демократич. окраску, характерно внимание к быт. жанровым мотивам.

Предыдущая страница Следующая страница