Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Строфа

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Строфа

СТРОФА́ (от греч. στροφή, букв. - поворот) - в стихосложении группа стихов, объединенная к.-л. формальным признаком (или признаками), периодич. повторяющимися в аналогичных группах. Применит. к рус. стиху гл. признакам С. являются: количество стихов, характер чередования рифм и окончаний, метрич. строение и графич. оформленность. Традиц. описание всех изв. С. дается, как правило, с учетом этих признаков. Деление стихов на С. значительно усиливает мерность стиха, добавляя соотнесенность стиховых групп к ритмич. соотнесенности стихов. Длина С. в рус. поэзии невелика - от 2 до 16 стихов (хотя известны и эксперименты со сверхдлинными С., напр., 17-стишия "Кубка" Н. Языкова). Роль С. в ритмико-интонац. строении стихотв. текста аналогична роли предложения или абзаца в тексте прозаич., поэтому С. тяготеют к синтаксич. завершенности. С. также является и композиц. единицей, она обычно тематич. закончена, что позволяет ей нередко объединять в себе стиховые группы меньшего объема (напр., три 4-стишия и 2-стишие в онегинской С). Строфич. орг-ция текста может быть более или менее отчетливой. По характеру С., степени ее выделенности и взаимной соотнесенности С. внутри стихотв. текста обычно выделяют произв.: однострофич., равнострофич., состоящие из нетождеств. С., произв. парной рифмовки, произв. вольной рифмовки и астрофич. не-рифмов. стихи. Строфич. организов. тексты противопоставляются астро-фическим, в к-рых группировка стихов определяется только синтаксисом и смыслом, но границы между ними размыты рядом переходных форм (одиночная С., строфоиды и пр.). Осн. модели С. характеризуются количеством объединяемых стихов (двустишие, трехстишие, четверостишие и т. д.). В рус. поэтич. практике модели нечетного состава были менее популярны и чаще обновлялись, чем модели четного состава. Большинство моделей С. представлено многочисл. разновидностями, имеющими особую структуру (определенный порядок чередования рифм и окончаний, мет-рич. состав и синтаксич. строение), нек-рые из них были канонизированы и имели особое название. Так, среди 6-стиший разной структуры традиционно выделяют секстину и ронсарову С.; среди 8-стиший - октаву и сицилиану; среди 9-стиший - нону и спенсерову С.; среди 10-стиший - дециму и одическую С.; среди 14-стиший - онегинскую С. В России первые попытки формирования специфич. книжной строфики связаны с именами Ф. Прокоповича и А. Кантемира (до этого в книжных виршах использовались лишь ровные двустишия). История рус. строфики начинается с утверждения силлабо-тоники. Само слово "С." вошло в языковую практику лишь в сер. 18 в. (в "Способе к сложению рос. стихов.", 1752, В. К. Тредиаковского). Стих 18 в. - рифмованный, поэтому в основе строения С. лежала система рифмовки. Число строк в С. было четным, число рифменных цепей предпочиталось минимальное. Самой популярной С. стало 4-стишие; более сложные С. (6-, 8- и 10-стишия) возникли путем расширения, удвоения и т. д. исходного 4-стишия. Все С. требовали соблюдения правила альтернанса, причем предпочиталось начинать С. строкой с жен. окончанием, а кончать - строкой с муж. окончанием. Более или менее отчетливо проявлялось жанровое тяготение С, из к-рых наиб. семантически окрашенная - одическая С. Специфич. особенностью строфики 18 в. были нерифмованные концовки рифмованных С. (напр., AbAbXX); зарифмованные между собой концовки двух С. нередко образовывали объемную "суперстрофу" (сдвоенные 10-стишия Тредиаковского и Г. Державина). Активное утверждение строфич. стиха уже на первом этапе вызвало появление большого количества авторских С. (А. Сумарокова, Державина и др.). В нач. 19 в. размывание границ между лирич. жанрами приводит к упрощению С., хотя популярность строфич. стиха возрастает. Изменяется рифмовка изв. С., происходит усвоение удлиненных рифменных цепей, строфич. моделей нечетного состава (Ф. Тютчев, М. Лермонтов, А. Полежаев и др.). Расцвета достигает вольная рифмовка, распространяющаяся на 4-стопный ямб. На смену суперстрофам 18 в. приходят строфоиды (П. Вяземского, В. Жуковского, А. Пушкина и др.). Формирование строфич. эпоса утвердило в рус. стихе октаву (в 5-стопном ямбе) и вызвало рождение онегинской С. (в 4-стопном ямбе). В сер. 19 в. усиливается наметившаяся тенденция к упрощению строфики. В лирике становится господствующим 4-стишие с перекрестной рифмовкой; в эпич. стихе старые размеры используют утвердившиеся С., новые 3-сложные - лишь простейшие 2-стишия и 4-стишия. Широкое распространение получают куплетные формы. Одним из немногих открытий этого времени были "вольные С." (18-стишия разл. рифмовки поэмы А. Григорьева "Встреча"). Эксперименты в обл. строфики (Григорьева, А. Фета, Я. Полонского) не нашли продолжателей. В нач. 20 в. внимание к строфич. орг-ции стиха резко возрастает, проявляясь, с одной стороны, в попытках возрождения забытых С. (одическая С, онегинская С. и др.), с др. - в создании новых (М. Кузмин, В. Иванов и др.) или усвоении еще неизв. рус. поэзии С. (ронсарова С., нона и др.). Первое десятилетие 20 в. дает своеобразный каталог рус. поэтич. строфики. Начавшиеся в 1910-е гг. эксперименты с чистой тоникой вновь упрощают С., и в сов. период в рус. стихе утверждается нейтральная строфика.

В начало словаря