Статьи на букву "С" (часть 15, "СУБ"-"СЯЩ")
СУБАЛТЕ́РН - общее наименование младших в роте (батарее, эскадроне) офицеров в рус. армии со 2-й пол. 18 в. |
СУБСТАНТИВА́ЦИЯ (от лат substantivum - имя существительное) - переход разл. частей речи в класс существительных без использования спец. словообразоват. аффиксов. Признаком С. является употребление этих слов в синтаксич. позициях, характерных для существительного; ср.: ухаживать за больным, прекрасное рядом, повторять пройденное, дорога в никуда. С. наиб. характерна для полных прилагательных и причастий, к-рые в этом случае теряют способность изменяться по родам при сохранении свойств. им падежно-числ. окончаний. Тем самым они образуют особый словоизменительный подкласс существительных адъективного (прилагательного) склонения; ср.: больного, больному и т. д. Фиксиров. форма рода субстантиватов (существительных, образованных с помощью С.) имеет определ. семантич. значимость. Для форм муж. рода характерно обозначение лиц - носителей соответств. признака (ср.: военный, дежурный, заведующий). Формы жен. рода часто служат наименованиями помещений, где что-либо находится или происходит (ср.: ванная, приемная, операционная). Формы ср. рода могут использоваться для обозначения отвлеченных понятий (ср.: Сейте разумное, доброе, вечное - И. А. Некрасов), видов и классов животных (ср.: млекопитающее, земноводное), а также кушаний и лекарств (ср.: заливное, мороженое, снотворное). Субстантиваты pluralia tantum (употребляющиеся только в форме множ. числа) называют гл. обр. разл. денежные выплаты (ср.: суточные, премиальные, отпускные). Слова др. частей речи при С. употребляются как неизменяемые существительные ср. рода; ср.: наше завтра, Далече грянуло ура (Пушкин). Различаются 3 осн. типа С: 1) полная С, когда слово, восходящее к др. части речи, употребляется только как существительное; ср.: пирожное, леший, портной; 2) неполная С., когда слово сохраняет способность употребляться в качестве той части речи, к к-рой оно относилось до С.; ср.: ухаживать за больным ребенком (больной - прилагат.), но больной поправляется (больной - сущ.); 3) окказиональная С., когда слово употребляется как существительное только в конкретном контексте или в конкретной ситуации; ср.: пойти в Политехнический (ин-т, музей). Лит.: Лопатин В. В. Субстантивация как способ словообразования в совр. рус. языке // Рус. язык: Грамматич. исследования. М., 1967; Яцкевич Л. Г. О субстантивной транспозиции рус. прилагательных в речи // Филол. науки. 1977. № 4; Кузнецов В. Я. Переход к кругу частей речи в рус. языке. Калинин, 1983. |
СУБСТРА́Т (от лат. sub - под и stratum - слой) - те особенности яз. местного населения, перешедшего на яз. пришельцев, к-рые отражаются в этом последнем; яз., исчезнувший вообще или на какой-нибудь определенной терр. вследствие перехода его носителей на яз. пришельцев. Как термин противопоставляется суперстрату - тем язык. чертам пришельцев, к-рые оставили определ. следы в яз. местного населения, или самому этому яз. пришельцев. Теория С. была подробно обоснована Г. И. Асколи, термин "суперстрат" введен В. фон Вартбургом. Невзирая на историч. различия, в обоих случаях речь идет о принципиально однородных явлениях - последствиях язык. контактов, при к-рых в условиях интенсивного двуязычия происходит смена язык. доминации и как следствие - исчезновение первонач. доминировавшего яз. При этом предполагается этнич. смешение населения. По-видимому, интерференционные изменения во втором яз. происходят еще в эпоху доминации первого (впоследствии исчезнувшего) яз. Как специфич. лингвистич. дисциплина теория С. активно разрабатывалась во 2-й пол. 19 в. учеными, в той или иной степени отталкивающимися от канонич. младограмматич. представлений, в первую очередь Асколи и Г. Шухардтом. В России проблематика С. занимала прежде всего И. А. Бодуэна де Куртенэ. В 20 в. адептами теории С. были Ю. Покорный, фон Вартбург, Я. ван Гиннекен, итал. неолингвисты. Несомненно, теория С. была важным шагом вперед в деле изучения язык. контактов. Однако ее гл. особенность - постулирование влияния со стороны яз., как правило, исчезнувшего вообще, - приводила зачастую к натянутым и неубедительным выводам (см., напр., многочисл. попытки объяснить явления в индоевроп. языках, не выводимые непосредств. из индоевроп. реконструкции или из контактов индоевроп. языков друг с другом, с помощью исчезнувших неиндоевроп. языков неизвестной гене-тич. принадлежности и типологич. строя). Вместе с тем многие субстратные объяснения являются вполне убедительными. После оформления теории язык. контактов как самостоят. лингв. дисциплины понятия, связанные с С. и суперстратом, органически вошли в круг ее проблем. В истории рус. яз. субстратные влияния постулируются в основном для объяснения нек-рых диалектных особенностей преимущ. в обл. фонетики. См., напр., объяснение с помощью финно-угорского субстратного влияния специфич. особенностей функционирования корреляции согласных по глухости / звонкости, цоканья, чоканья и нек-рых др. фонетич. черт сев. рус. диалектов. Лит.: ШухардГ. Избр. статьи по языкознанию. М., 1950; Пизани В. Общее и индоевроп. языкознание // Общее и индоевропейское языкознание. М., 1956; Перехвальская Е. В. Сравнит. Сопоставит. анализ синтаксич. параллелей: (На материале кельт. и западно-герм. языков). М., 1985; Востриков О. В. Финно-угорский субстрат в рус. языке. Свердловск, 1990. |
СУВО́РИН Ал. Сер. (псевд. Незнакомец) (1834-1912) - писатель, журналист, издатель. Род. в семье гос. крестьянина, выслужившегося в офицеры. Получил воен. образование, служил учителем в провинции. В 60-е гг. был близок к демократич. лагерю (сб. "Всякие", 1866). В 1876 стал издателем газ. "Новое время", к-рая постепенно сделалась одним из консерватив. органов, отличалась антисемитизмом, шовинизмом, заигрыванием с властями ("Чего изволите?" - иронически называл ее М. Е. Салтыков-Щедрин). Однако в лит. отделе газ. сотрудничал А. П. Чехов и др. крупные писатели. С 1891 печаталось "Иллюстр. приложение" к газ. С. издавал и науч.-попул. журнал "Ист. вестник" (под ред. С. Н. Шубинского). "Новое время" принесло С. большой капитал, к-рый он помещал в изд. книг (ок. 1000 назв.). К 1911 фирмой С. были изданы полностью либо в отд. соч. более 400 авторов. Первым из рус. издателей С. начал факсимильно воспроизводить изд., ставшие библиогр. редкостью: первое подцензурное изд. "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, "Драматический словарь, или Показания по алфавиту всех российских театр. сочинений и переводов, с обозначением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки." (точная копия изд. 1787), "Опыт российской библиографии" В. С. Сопикова и др. С. выпустил массу книг по истории, лит.-ведению, соч. мемуарного характера, книги по естествознанию, физике, географии, философии, знаменитые справочники "Вся Россия", "Весь Петербург", "Вся Москва" и др. Однако настоящую славу С. как книгоиздателю принес выпуск в 1879 общедоступной серии "Дешевая б-ка", цель к-рой - "знакомить с выдающимися произведениями древних и новых писателей русских и иностранных". В 1911 С. организовал акционерное издательское и книготорговое об-во "Новое время", просуществовавшее до конца 1917. С. - автор пьесы "Татьяна Репина" (1889), своеобразное продолжение к-рой под тем же названием написал Чехов, ром. "В конце века. Любовь" (1893), многочисл. статей и фельетонов. Серьезным репертуаром отличался т-р, владельцем к-рого был С. Посмертно изданный "Дневник" (1923) содержит резкие и весьма радикальные оценки обществ. жизни. Соч.: Дневник. М., 1992. Лит.: Краткий очерк издат. деят-ности А. С. Суворина и развития принадлежащей ему типографии "Нового времени". СПб., 1900; Глинский Б. Б. А. С. Суворин. СПб., 1912; Письма рус. писателей к А. С. Суворину. Л., 1927; Белов С. В. Буржуазно-просветительные изд-ва Петербурга и Москвы // Книгав России, 1861-81. М., 1990. Т. 2. |
СУВО́РОВ Ник. Георг. (1889-1972) - худож. кино. Учился в Саратовском худ. уч-ще. В кино с 1927. Первый ф. - "Знойный принц" (1928). В 1929 складывается творч. содружество С. с реж. В. Петровым и оператором В. Гордановым. В сер. 30-х гг. коллектив отходит от экспрессионистич. увлечений первых работ и обращается к материалу отеч. истории и рус. лит. классики: "Гроза" (1934), "Петр I" (1-2-я сер., 1937, 1939). Изобразит. ряд ф. "Гроза" С. строил на резком противопоставлении "света" и "тьмы", широко пользуясь сатирич. заострением. Образ петровской эпохи в ф. "Петр I" также строился на резком контрасте. С. продемонстрировал глубокое знание рус. материальной культуры, следование традициям рус. реа-листич. живописи. Работа С. в ф. "Депутат Балтики" (1937), "Великий гражданин" (1-2-я сер., 1937, 1939) отразила стилевые изменения, связ. с приходом звука, когда все внимание сосредоточилось на играющем актере (почти все действие ф. "Депутат Балтики" происходило в декорац. комплексе "Квартира Полежаева"). Психол. точностью и выразительностью отличались эскизы костюмов С. Очень интересные эскизы костюмов он выполнил для неосущ ф. Г. Козинцева и Л. Трауберга "Карл Маркс" (1939). Внес заметный вклад в освоение цвета в ф. "Мусоргский" (совм. с А. Векслером, 1950, приз на МКФ в Каннах "за декорацию", 1951). Вместе с Е. Енеем считается основателем "ленингр. школы художников кино". Среди фильмов: "Адрес Ленина" (1929), "Фриц Бауэр" (1930), "Златые горы" (1931), "Она защищает Родину" (1943), "Великий перелом" (1945), "Солдаты" (1957), "Поднятая целина" (1-3-я сер., 1961), "Республика ШКИД" (1966) и др. Лит.: Родионова Г. Николай Георгиевич Суворов. Л., 1968. |
СУДАКО́В Илья Як. (1890-1969) - актер и реж. Учился в Нар. ун-те А. Л. Шанявского в Москве. В 1916 поступил во 2-ю студию МХТ, где наряду с актерской деят-ностью состоялся его реж. дебют - постановка пьесы А. Островского "Гроза" (1916). С 1919 исполнял небольшие роли в спектаклях МХТ ("На дне" М. Горького, "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, "Синяя птица" М. Метерлинка, "Смерть Пазухина" М. Салтыкова-Щедрина и др.). В 1924 вместе с большей частью коллектива 2-й студии был приглашен в МХТ, где сразу вошел в "молодежное" рук-во т-ра. С. - творч. организатор и фактически создатель спектакля "Дни Турбиных" по пьесе М. Булгакова (1926). Ставил преим. совр. сов. драматургию: "Бронепоезд 14-69" В. Иванова (1927, совм. с Н. Литовцевой), "Растратчики" В. Катаева (1928), "Блокада" Иванова (1929, совм. с В. Немировичем-Данченко), "Страх" А. Афиногенова (1931), "Платон Кречет" А. Корнейчука (1935), "Любовь Яровая" К. Тренева (1936, совм. с Немировичем-Данченко). С 1933 возглавлял Моск. т-р рабочей молодежи (ТРАМ). В 1937-44 - гл. реж. и худож. руководитель Малого т-ра: "Горе от ума" А. Грибоедова (1938, совм. с П. Садовским), "Уриель Акоста" К. Гуцкова (1940), "Варвары" Горького (1941, совм. с К. Зубовым), "Отечественная война 1812 года" по Л. Толстому (1942) и др. В 1946 вернулся во МХАТ ("Дядя Ваня" А. Чехова, 1947, совм. с М. Кедровым и Литовцевой), в 1948-52 возглавлял Центр. т-р транспорта, в 1952-53 - Т-р им. Янки Купалы в Минске. В 1930-56 преподавал в ГИТИСе, руководил театр. уч-щем им. М. С. Щепкина. В т-ре сыграл более 50 ролей, много снимался в кино. |
СУДА́РЬ (сокр. от государь) - принятое в разг. языке 18 - нач. 20 в. почтительно-фамильярное обращение, обычно к равному, в частности к незнакомому, человеку. Попытка восстановить обращение "С." была предпринята в 1960-е гг. писателем В. Солоухиным. Женский вариант обращения - сударыня. |
СУДЕ́БНИК - 1) С. 1497 - первый свод законов единого Рус. гос-ва. Был принят в сент. 1497 Иваном III "с детьми своими и с бояры"; сохранился в единственном списке 16 в., раздел. киноварными заголовками на 36 глав, включающих 94 статьи, выделенные киноварными инициалами. Впервые издан в 1819 К. Ф. Калайдовичем и Н. М. Строевым. М. Ф. Вла-димирский-Буданов, издавая С. в 1873, разделил его на 68 статей, что воспроизводится во всех последующих публикациях. Осн. внимание в С. уделено орг-ции суда: высшего (вел. князь), центрального (бояре и окольничие) и местного (наместники и волостели). В суде бояр и окольничих С. устанавливает обязательное участие дьяков; в суде наместников и волостей - представителей местного населения. С. определяет размер судебных пошлин, устанавливает процессуальные нормы уголов. И гражд. суда и т. п. С. впервые точно фиксирует право крест. "отказа" (перехода от одного владельца к др. и из волости в волость) в Юрьев день осенний (26 нояб.), устанавливает размер "пожилого", выплачиваемого крестьянином при "отказе". С. впервые в законодательстве говорит о поместье как об особой форме владения "землей великого князя" (т. е. государственной). С. провозглашает свободу холопа, бежавшего из вражеского плена, свободу службы "по городскому ключу" (в городском х-ве). В целом С. отражает существ. изменения в праве и соц. отношениях в период образования Рус. гос-ва. 2) С. 1550 - осн. законодательный кодекс Рус. гос-ва до сер. 17 в. Впервые издан в 1768 по рукописи, найденной В. Н. Татищевым. Всего известно более 40 списков С. со стойким делением на 99 статей (в нек-рых списках добавлена статья 100). С. принят в июне 1550 Иваном IV на заседании Боярской думы. В основе С. - С. 1497, ряд положений к-рого подверглись уточнению и переработке. С. значит. расширяет и подробно регламентирует ведомств. начало в судопроиз-ве, что отражает развитие приказной системы управления в Рус. гос-ве, усиливает контроль над судом наместников и волостелей, вводит ряд новых процессуальных норм, существ. уточняет мн. процедурные вопросы, а также вопросы материального права, устанавливает важный принцип обязательной кодификации новых законов. С. впервые упоминает службу по кабале, содержит ряд положений земельного права, уточняет правило крест. отказа в Юрьев день (не внося в него существ. изменений). С. 1550 в целом является важным этапом в становлении сослов но-представит. монархии в России. 3) С. 1589 - памятник права, возникший на черносошном Севере и получивший признание Моск. пр-ва. Первонач. краткая ред. (56 статей), посвящ. практике волостного крест. суда (сохранилась в двух списках), в дальнейшем переработана в пространную (231 статья, в трех списках). Источниками С. послужили С. 1550, отдельные царские указы и обычное крест. право. С. 1589 отражает право отношения в черносошной волости в широком спектре уголов. и гражд. права, вопросы судебного процесса, сельского быта и т. п., является одним из осн. источников по истории незакрепощенного рус. крестьянства. Впервые издан в 1900 С. К. Богоявленским. Наиб. содержательное иссл. С. принадлежит А. И. Копаневу. 4) "Сводный" С. - попытка кодификации и систематизации рус. права, предпринятая в нач. 17 в. Сохранился в неск. списках. В основе "Сводного" С. - С. 1550 и последующие указы; был разделен на 25 "граней", в свою очередь, делившихся на "главы"; офиц. значения не получил. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУ́ЛИЦА - метательное копье. Назв. происходит от глаголов "сунуть", "совать", "сулить" в значении "толкать". Термин существовал до 17-18 вв., постепенно вытесняясь др. - "дротик". Известна мн. народам ср.-век. Европы. Довольно часто встречается в археол. памятниках Др. Руси. По своей форме копирует копье и напоминает стрелу, но по размерам обычно меньше первого и больше второй. Древко С. более тонкое и короткое, чем копейное, длиной 1,2-1,5 м. С. использовалась как для охоты, так и для воен. целей. Часто упоминается в отеч. памятниках письменности: метание С. - "мечуще", поражение противника - "прободе", потеря во время паники войска - "повергоша"; в битвах использовалась как оружие первого натиска. В 17 в. С. определялась как "копие пешее малое". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУМАРО́КОВ Панкратий Платонович (1765-1814) - поэт, журналист. Внучатый племянник А. П. Сумарокова. Начал службу в Преображенском полку, где познакомился с Н. М. Карамзиным. В 1787 за изготовление фальшивой ассигнации С. был предан суду и на 20 лет сослан в Тобольск с лишением чинов и дворянства. Полагают, что С. был инициатором изд. и фактич. ред. первого сибирского ежемес. ж. "Иртыш, превращающийся в Ипокрену". В 1791 С. встречался в Тобольске с отправленным в Илимский острог А. Н. Радищевым. Не исключено, что ссыльный писатель сотрудничал в журнале. В 1793-94 С. выпускает 12 книг "Библиотеки ученой, экономической, исторической и увеселительной.", публикует свои произв. в "Аонидах" Карамзина. В 1799, после возвращения из ссылки, выпускает сб. своих соч. Через год писатель выпускает одну из первых рус. книг по диетологии - "Источник здравия, или Словарь всех употребительных снедей, приправ и напитков, из трех царств природы извлекаемых, с подробным описанием их лекарственных сил и полезных или вредных действий в теле человеческом". В 1804 С. редактировал "Вестник Европы". Последние годы жизни писатель посвящает переводам романов, составлению эконом. и врачебных книг. |
СУМБА́ТОВ-Ю́ЖИН (кн. Сумбатов) Ал-др Ив. (1857-1927) - актер, драматург, театр. деятель. В 1877 поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та. Участвовал в любительских спектаклях. В нач. 80-х гг. начал публиковать в петерб. газетах статьи и театр. репортажи, к тем же годам относится начало драматургич. деят-ности. В 1881 пьеса "Листья шумят" была поставлена в Малом т-ре в Москве. В 1882 вступил в труппу Малого т-ра. Начал выступать гл. обр. в героико-романтич. репертуаре. Исполнительская манера Ю. отличалась большой эмоциональностью, героич. пафосом, стремлением к психол. достоверности. Был партнером Ермоловой в "Орлеанской деве" Ф. Шиллера (Дюнуа), "Эгмонте" И. В. Гете (Эгмонт), "Эрнани" В. Гюго (Дон Карлос). Много играл в пьесах У. Шекспира - Яго, Отелло, Гамлет, Цезарь ("Антоний и Клеопатра"), Макбет, Эдмунд ("Король Лир") и др. Успешно выступал в рус. классич. репертуаре - Чацкий и Фамусов ("Горе от ума" А. Грибоедова), Бакин, Пьер, Агишин, Городулин, Беркутов ("Таланты и поклонники", "Красавец-мужчина", "Женитьба Белугина", "На всякого мудреца довольно простоты", "Волки и овцы" А. Островского) и др. Создал множество образов в пьесах совр. драматургов - Сабинин ("Татьяна Репина" А. Суворина), Ладогин ("Симфония" М. Чайковского) и др. Лит. способности нашли выражение в драматургии и публицистике. Им написано 16 пьес, в т. ч. "Закон жизни", "Дочь века", "Муж знаменитости", "Цепи", "Измена", к-рые шли на сцене Малого т-ра, Александринского, а также в Тбилиси и Ереване. В пьесах ставились важные моральные и социальные проблемы времени. С.-Ю. был членом Театр.-лит. комитета, пред. Моск. лит.-худож. кружка. В 1902 вошел в реж. совет при Малом т-ре, в 1908 стал гл. реж. После декрета о национализации т-ров в 1920 продолжал худож. и адм. рук-во, в 1923 по ходатайству труппы стал дир. Малого т-ра. В 1925 по состоянию здоровья оставил т-р. |
СУПРА́СЛЬСКАЯ РУ́КОПИСЬ - кириллич. пам. 11 в. самого большого объема из всех сохранившихся рукописей (285 пергамент. листов). Найдена в мон. Св. Василия в с. Супрасль под Белостоком (Польша). Содержит мартовскую минею, т. е. церк. чтения на все дни марта - жития святых, беседы, слова, поучения. Первая часть рукописи (118 л.) хранится в Лицейской б-ке в Любляне. Вторая и самая большая часть рукописи (151 л.) находилась в Варшаве в б-ке графов Замойских, откуда исчезла во время 2-й мир. войны. В 1967 была найдена в США и в 1968 передана в Варшавскую нар. б-ку. Третья часть (16 л.), когда-то принадлежавшая слависту И. Бычкову, сейчас хранится в Гос. публичной б-ке. Пам. был издан С. Северьяновым в 1904 в Пб. Указатель к нему опубликован К. Майер в 1935. СР. переиздана фототипически в 1956 в Граце. |
СУПРЯ́ДКИ - подвид посиделок или беседы - совм. работа девушек, в данном случае совм. прядение. |
СУРГУЧЁВ Илья Дм. (1881-1956) - писатель, драматург. Окончил ф-т вост. яз. Петерб. ун-та. Самое крупное прозаич. произв. С., опубликованное в сб. "Знания", - повесть "Губернатор" (1912), герой к-рой, пережив нравств. кризис, отрекался от сословного взгляда на мир; конфликт из сферы полит. переносился в сферу психологич. Отмеченные влиянием чеховской поэтики, пьесы С. "Торговый дом" (1913) и "Осенние скрипки" (1915) с успехом шли на сцене МХТ, Александринского и Малого т-ров. После Окт. рев-ции С. эмигрировал. В Праге и Париже им были написаны пов. "Ротонда", этюды о творчестве И. С. Тургенева и Г. Флобера, а также пьеса "Реки Вавилонские", ставившаяся на сценах зап.-европ. т-ров. |
СУРДОПЕДАГО́ГИКА (от лат. surdus глухой) - направление в дефектологии, занимающееся разработкой проблем воспитания, обучения и образования детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, поздно оглохших). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУ́РИКОВ Ив. Зах. (1841-80) - поэт-самоучка. Род. в крест. семье. В 1849 привезен в Москву, где у отца была мелочная лавка; помогал отцу, потом был младшим приказчиком в лавке дяди. Стихи начал писать рано. В литру его ввел А. Н. Плещеев (1860). Печатался в ж. "Дело", "Отечеств. записки" и др. Первый сб. стихов вышел в 1871. В нач. 1870-х гг. ведет переписку с поэтами из народа ив 1872 издает сб. "Рассвет", положивший начало "Суриковскому лит.-муз. кружку", просуществовавшему до 1933. Начав с перепевов нар. песен и подражаний Кольцову, С. создает затем оригин. поэзию, основу к-рой составляет повествование о нар. жизни, о житейских историях бедняков. Явился одним из создателей "городского романса". На стихи С. писали музыку А. П. Бородин, А. Т. Гречанинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский ("Я ли в поле да не травушкой была."). Многие его стихотв. стали нар. песнями ("Рябина", "Степь да степь кругом."). |
СУРОВЩИКО́ВА-ПЕТИПА́ Мария Сер. (1836-82) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1854, в 1854-69 артистка петерб. Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Матильда ("Брак во время Регентства"), Альма ("Путешествующая танцовщица"), Лизетта ("Парижский рынок"), Мирама ("Ливанская красавица"), Голубая георгина ("Голубая георгина"), Флорида ("Флорида"). Среди др. ее ролей: Аспиччия ("Дочь фараона"), Маргарита ("Фауст"), Эолина ("Дриада, или Эолина"), Паке-ретта ("Пакеретта"), Катарина ("Катарина"), Медора ("Корсар"). В 1861-62 С.-П. вместе со своим мужем М. Петипа гастролировала в Париже, Берлине и Риге. Благодаря своей привлекат. внешности, грациозной пластичности, живой, не без кокетства мимике и выразит. жестикуляции балерина имела шумный успех у отеч. и зарубеж. зрителя. Ряд ранних балетов Петипа был создан для С.-П. |
СУРО́ВЫЙ СТИЛЬ - направление в сов. изобр. иск-ве кон. 1950 - нач. 60-х гг.; возник в рамках офиц. иск-ва как реакция на полит. "оттепель" в стране, проявился в творчестве мн. художников. Характеризуется преобладанием гражд. мотивов, диалектич. осмыслением жизни об-ва, часто нелицеприятной, подчеркнуто драматич. трактовкой жизненных ситуаций, образов, характеров, нередко их героизацией. В качестве худож. средств использовались: монументализация форм, фрагментарность композиций, сложные ракурсы, усиление декор. цвет. звучания и т. д., преим. ориентация на традиции ОСТА - Об-ва художников-станковистов (1925-31). Впервые термин С. С. введен иск-ведом А. Каменским. Представители С. С. - П. Никонов, Н. Андронов, А. Васнецов, В. Иванов, Г. Коржев, Т. Салахов, В. Попков и др. Проявления С. С. коснулись всех видов и жанров изобр. иск-ва, а также др. видов иск-ва - лит-ры, т-ра, кино (напр., В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Дудинцев и др.). |
СУ́СЛОВ Мих. Анд. (1902-1982) - деятель КПСС. Род. в с. Шаховском Саратовской губ., в семье крестьянина. В 1918 вступил в комсомол, в 1921 - в РКП(б). Не имея сред. образования, закончил в 1924 Пречистенский рабфак в Москве. В 1928 окончил Ин-т нар. х-ва им Г. В. Плеханова. Учился в экон. Ин-те красной профессуры. Одноврем. преподавал политэкономию в МГУ и Пром. академии. С 1931 на парт. работе. Работал инспектором ЦК ВКП(б) и наркомата РКИ. Занимался парт. чистками и рассмотрением перс. дел. В 1937-39 - зав. отд. Ростовского обкома ВКП(б). С 1939 - 1-й секр. Ставропольского крайкома. На 18-м съезде избран чл. Центр. ревиз. комиссии. На 18-й конференции (1941) - чл. ЦК ВКП(б). В годы Вел. Отеч. войны возглавлял ставропольский краевой штаб партиз. отрядов, входил в Воен. совет Сев. группы войск Закавк. фронта. С 1944 - пред. Бюро ЦК ВКП(б) по Литовской ССР. Руководил подавлением антисов. сопротивления в Литве и Прибалтике. С 1947 - секр. ЦК ВКП(б), зав. отд. пропаганды и агитации. В 1949-50 - гл. ред. "Правды". На 19-м съезде (1952) С. избран в Президиум ЦК. При сокращении Президиума после смерти И. В. Сталина С. выведен из его состава (1953). Вновь избран в През. в 1955. Поддерживал Н. С. Хрущева в борьбе с группировкой во главе с В. М. Молотовым, Л. М. Кагановичем и Г. М. Маленковым. Был на его стороне при подготовке и проведении 20-го съезда (1956) и июньского (1957) Пленума ЦК. Активно участвовал в подавлении восстания в Венгрии (1956). Играл существ. роль в развитии конфликта с Китаем (1962-64), приведшего к полному разрыву парт. и резкому обострению гос. отношений. В 1964 примкнул к заговору против Хрущева, возглавл. Л. И. Брежневым и Н. В. Подгорным. На окт. (1964) Пленуме ЦК, приведшем к отставке Хрущева, С. выступил с осн. докладом. В годы брежневского рук-ва С. постепенно занял положение 2-го человека в партии и гос-ве. После неудачного для С. конфликта 1969-70 никогда не выступал против Брежнева. Возглавляя контроль над идеологией, культурой, наукой и образованием, С. не поощрял откровенную ресталинизацию, но тщательно подавлял любые проявления неортодоксальных по отношению к господств. идеологии и офиц. доктрине взглядов. Был инициатором и руководителем кампании репрессий против инакомыслящей интеллигенции в кон. 60-х - нач. 80-х гг. Активно выступал за интервенцию в Чехословакии (1968), решительно боролся против концепций еврокоммунизма. |
СУХА́НОВ Мих. Дм. (1801(02?)-43) - поэт-самоучка. Из гос. крестьян. Занимался торговлей, служил поверенным по откупам, составлял песенники и сонники. Собиратель фольклора (сб. "Древние рус. стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову", 1840). С 1826 печатался в периодич. изд. (песни, басни и др.). Автор трех стихотв. книг. Опирающееся на мотивы нар. поэзии творчество С. носило, однако, подражательный характер. |
СУХА́Я ИГЛА́ - вид углубленной гравюры на металле, процарапывание штрихов иглой. Приближает гравюру к рис., придавая ей выразительность благодаря бархатистости оставляемых иглой заусенцев (барб). С. И. часто является дополнением к технике офорта. |
СУХОВО́-КОБЫ́ЛИН Ал-др Вас. (1817-1903) - драматург и философ. Принадлежал к одному из древнейших рус. дворянских родов, из к-рого происходит и династия Романовых. Окончил Моск. ун-т по физ.-матем. отделению филос. ф-та (1838), затем продолжил образование в Гейдельберг. и Берлин. ун-тах. С 1838 пишет стихи, не дошедшие до нас водевили для дом. т-ра, с 1850 переводит филос. труды Г. Гегеля, в 1852 из шуточной импровизации за столом рождается будущая "Свадьба Кречинского". В 1854 заканчивает одноврем. комедию и пер. гегелевской философии истории. Работа над пьесой совпадает с трагич. событием, наложившим отпечаток на всю дальнейшую жизнь и творчество писателя: в 1850 убита его возлюбленная Л. Симон-Деманш. С.-К. был арестован по подозрению в убийстве и после освобождения из-под стражи в течение 7 лет состоял под следствием. В своей трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" драматург показал унижение и уничтожение частного человека с помощью преступной чиновничьей и полицейской системы. В плане филос. идей автор трилогии рассматривает борьбу хаоса и рационального начала, борьбу человека со Случаем. Мироощущение автора глубоко трагично, он видит и отображает иссякание жизни и возрастание абсурда. Своими произв. он хочет вызвать в публике "нравств. содрогание". В то же время писатель верит в высш. разум, к-рый приведет мир к Справедливости и Гармонии. Несмотря на общую тематику, общие сюжетные мотивы с Д. И. Фонвизиным, Н. В. Гоголем, А. Н. Островским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, С.-К. выбрал особый путь в рус. лит-ре. Его полит., эстетич., филос. взгляды не укладывались в русло осн. идейных и эстетич. течений России 19 в. Драматург в своем творчестве совместил традиции франц. "хорошо сделанной пьесы", рус. обличит. сатиры и нар. фольклора. Все три пьесы, составляющие трилогию, написаны в разных жанрах: комедии, драм. сатиры, гротеск. фарса. Язык трилогии представляет собой синтез афористич. лит. речи, просторечия, фольклорных оборотов и библеизмов. Театр. судьба трилогии оказалась драматичной. Только "Свадьбу Кречинского" удалось провести на сцену достаточно быстро, хотя и эта относительно удачливая комедия лишь со 2-го раза прошла через цензуру и не сразу была оценена критикой, актерами. Премьера "Свадьбы Кречинского" состоялась 28 нояб. 1855 в Малом т-ре. "Дело", написанное в 1861 и опубл. в составе трилогии "Картины прошедшего" (1869), запрещалось для исполнения вплоть до 1882. В искаж. виде под названием "Отжитое время" показано впервые в Малом т-ре (4 апр. 1882, бенефис пом. реж. А.. М. Кондратьева). 3-ю пьесу, комедию-шутку "Смерть Тарелкина", держали под спудом 31 год (с 1869 по 1900). Цензура разрешила комедию в сильно купированном виде под назв. "Расплюевские веселые дни" (премьера 15 сент. 1900 в петерб. т-ре Лит.-худ. об-ва). В 1902 С.-К. избран поч. акад. по разряду изящной словесности Рос. АН, а спустя год умер в Болье, около Ниццы. |
СУХОМЛИ́НСКИЙ Вас. Ал-др. (1918-70) - педагог, засл. учитель школы УССР (1969), чл.-корр. АПН СССР (1968), Герой соц. труда (1978). Окончил Полтавский пед. ин-т. С 1947 и до конца жизни - директор Павлышской ср. школы. Разрабатывал проблемы теории и методики воспитания в школьном и семейном коллективах, всестороннего развития личности учащихся. |
СУШКЕ́ВИЧ Бор. Мих. (1887-1946) - реж., актер, педагог. Учился на ист. ф-те Моск. ун-та. Участвовал в студенч. любительских спектаклях, где познакомился с Е. Вахтанговым: в горьков-ских "Дачниках" тот играл Власа, а С. - Суслова. В 1908-12 С. сначала сотрудник, а затем актер МХТ. Один из инициаторов создания 1-й студии МХТ. В 1912-33 - чл. правления 1-й студии (с 1924 - МХАТ 2-й). Поставил: "Сверчок на печи" по Диккенсу, "Двенадцатую ночь" У. Шекспира (рук. постановки К. С. Станиславский), "Эрик IV" А. Стриндберга (совм. с Вахтанговым), "Дело" А. Сухово-Кобылина, "Закат" И. Бабеля, "Петр I" А. Толстого и др. Выступал как актер. В 1933-36 - худож. рук. Ленингр. академич. т-ра драмы, где поставил "Враги" М. Горького, "Борис Годунов" А. Пушкина, "Столпы общества" Г. Ибсена, "Ревизор" Н. Гоголя и др. В 1937-46 возглавлял Ленингр. Новый т-р. Постановки: "Дети Ванюшина" С. Найденова, "Беспокойная старость" Л. Рахманова, "Скупой" Ж. Б. Мольера, "Фельдмаршал Кутузов" В. Соловьева, "Профессор Мамлок" Ф. Вольфа, "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана и др. В нек-рых спектаклях выступал и как актер. Стремился к формированию единого по творч. принципам театр. коллектива, творчески развивал идеи Станиславского, занимался пед. деятностью - в 1933-41 С. проф. Ленингр. гос. театр. ин-та, с 1936 - его директор. Автор ряда статей о работе актера. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЧИТА́ЛКИ - вид рус. игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения к-рых проводится жеребьевка в играх детей. С. исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на к-рого пришелся заключит. слог, выбывает из жеребьевки ("Родион, поди вон!"); С. произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре ("Ну-ка, Мишенька, води!"). Фольклористами записаны сотни С. во множестве вариантов (Г. Виноградов. Рус. детский фольклор. Иркутск, 1930. Кн. 1). Среди них могут быть выделены С. с незамысловатыми сюжетами (типа "Катилось яблочко...", "Ехал Ваня из Казани..."), С. с преобладанием счетных слов и заменителей числительных ("Раз, два, Голова, Три, четыре, Прицепили..."), С.-диалоги ("Заяц белый, Где ты был? - В лесе..."). Значит. часть С. составляют стихи, скомпонованные из набора слов, отсутствующих в языке или выступающих в искаж. формах словесных образований, не поддающихся логич. объяснению ("Перводан, другодан, на четыре угадал..." или еще более непонятное: "Эники-беники Си колесо, Эники-беники Клоп..."; "Ана-руна-жесь, Кинда-ринда-резь..."). Часто подобная заумь объясняется искажением иноязычных слов, прежде всего числительных ("Эна, бена, рее, унтер, квинтер, жес" - где узнаваемы следы не то лат., не то франц. счета). В С. закрепились следы язык. архаики и мифол. связей. Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным. |
"СЫН ОТЕ́ЧЕСТВА" - ист., полит. и лит. ж. Основан Н. И. Гречем. Выходил в Пб. в 1812-44 и 1847-52 (до 1825 еженедельно, затем с менявшейся периодичностью). В 1820-21 близкое участие в изд. принимал А. В. Воейков, с 1825 соредактором Греча стал Ф. В. Булгарин, чей ж. "Северный архив" в 1829 слился с "С. О.". До сер. 1820-х гг. "С. О." - наиб. влиятельный рус. ж., рупор передовых лит. направлений. Среди его участников К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, А. С. Грибоедов, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. П. Куницын, А. С. Пушкин, О. М. Сомов и др. В 1818-25 близок к декабристским кругам (сотрудничали Ф. Н. Глинка, П. А. Катенин, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев и др.). После 1825 "С. О." постепенно приобретает консервативный характер, хотя и не порывает полностью прежних связей. С 1830 постепенно пришел в упадок и в 1838 был продан А. Ф. Смирдину, в 1840 поручившему редакцию И. А. Полевому и А. В. Никитенко. В 1841 ред. стал О. И. Сенковский, а в 1842-44 - К. П. Масальский. Он же редактировал "С. О." и в 1847-52 уже при новых владельцах издания. |
СЫР - продукт, получаемый путем свертывания молока сычужной закваской, отделения сгустка, его обработки, посола и созревания (до неск. лет). На Руси слово С. (укр. сир) существовало с глубокой древности, но С. назыв. творог. До 2-й пол. 19 в. сыроварения в России не было и сычужные С. привозили из-за границы. Так, в списке товаров, ввозившихся в Россию в 1790-95 значился С. на сумму 788 руб. В кон. 19 в. в крестьянских х-вах Беларуси и др. р-нов умели делать творог, близкий по свойствам к С. Первый сыроваренный завод был построен в 1795 в имении кн. Мещерского в Тверской губ. Существовали и др. мелкие сыроварни, на к-рых иностр. мастера вырабатывали "губчатые" С, но началом отеч. сыроварения надо считать 1866, когда в с. Отроковичи Тверской губ. видным обществ. деятелем Н. В. Верещагиным (братом художника) была основана первая артель сыроваров. Благодаря участию Д. И. Менделеева и др. деятелей Вольного эконом. об-ва было открыто еще 10 артельных сыроварен, организована школа молочного дела и сыроварения. Однако к 1880 сыроварение в России пришло в упадок, но затем опять получило развитие и к 1913 достигло наивысш. уровня. |
СЫ́ТО (СЫТЬ) - др.-слав. напиток из разведенного водой меда, к-рый обычно пили после обеда ("Наелся до сыта"). Готовили с С. жидкую кашу, овсяный кисель и др. блюда. |
СЫЧЁВ Ник. Петр. (1883-1964) - историк иск-ва, музейный работник, реставратор, художник, педагог. Ученик Д. Б. Айналова. Оказал значит. влияние на формирование коллекции Рус. музея, разработал его первые постоянные экспозиции, автор ряда капитальных науч. сб. и монографий о разл. периодах и художниках России. Преподавал в Ленингр. гос. ун-те. Соч.: Избр. труды. М., 1976; Новое произведение Симона Ушакова в Гос. Рус. музее // Материалы по рус. иск-ву. Л., 1928. Вып. 1.С. 103-107. Лит.: Лазарев В. Н. Николай Петрович Сычев // Византийский временник. М., 1965. Т. 26. С. 291-292. |
СЮЗЮ́МОВ Мих. Як. (1893-1982) - историк, основатель центра византиноведения в Свердловске. В 1916 окончил ист.-филол. ф-т Юрьевского ун-та, получив подготовку у ведущих ви-зантиноведов России В. Э. Регеля, М. Н. Крашенинникова и А. А. Васильева. С 1955 работал в Уральском гос. ун-те (Свердловск), с 1956 заведовал в нем каф. всеобщей истории. Гл. место в творчестве С. занимали традиционные для отеч. византиноведения проблемы генезиса и развития феодализма, решение к-рых он значит. продвинул вперед, создав собств. концепцию ист. развития Византии. В частности, новаторскими и породившими большую дискуссию являются работы о визант. городе и его специфике, первыми из к-рых были комментированный перевод "Книги эпарха" (1949, 2-е изд. - 1962) и докт. дисс. "Производственные отношения в византийском городе-эмпории в период генезиса феодализма" (1954). С. впервые правильно объяснил происхождение термина "Россия" (Вестн. древ. истории. 1940. № 2). С 1960 в Свердловске под его ред. выходит сер. изд. "Антич. древность и средние века". Науч. и организац. деят-ность С. сыграла огромную роль в возрождении отеч. византиноведения в послевоен. период. Лит.: Пихоя Р. Г. Михаил Яковлевич Сюзюмов: (к 80-летию со дня рожд.) // Антич. древность и средние века. Свердловск, 1973. Вып. 10. С. 4-20; М. Я. Сюзюмов: [Некролог] // Визант. временник. 1984. Т. 45. С. 285; Список трудов М. Я. Сюзюмова // Там же. С. 285-288; Поляковская М. А. Оценка периода генезиса византийского феодализма в трудах М. Я. Сюзюмова // Антич. древность и средние века. Свердловск, 1988. Вып. 24. С. 7-19. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЮИ́ТА БАЛЕ́ТНАЯ (от франц. suite ряд, последовательность) - последовательность танцевальных номеров, объединенных одной темой, но в то же время контрастирующих по темпу и характеру. С. Б. порой представляет собой дивертисмент, составленный из танцев виртуозного, национального или сюжетного характера, иногда в нем чередуются номера всех перечисленных характеров, как, напр., во 2-м акте балета Л. Минкуса "Баядерка" (постановка М. Петипа, В. Чабукиани). С. Б. может составлять целую картину балета, напр., сюита фей в "Спящей красавице" П. Чайковского (постановка Петипа, К. Сергеева) или 2-я и 4-я картины балета "Лебединое озеро" Чайковского (Л. Иванов, А. Ваганова, Сергеев). Опираясь на музыку симфонич. С., хореографы сочиняли одноактные балеты: "Шопениана", "Карнавал" Р. Шумана, "Шехерезада" Н. Римского-Корсакова, "Арагонская хота" М. Глинки (М. Фокин), "С. в белом" Э. Лало (С. Лифарь), "Эпизоды" А. Веберна (М. Грэм и Дж. Баланчин), "Кармен-С." Ж. Бизе - Р. Щедрина. |
СЯЩЕННОСЛУЖИ́ТЕЛЬ - 1) В правосл. и катол. ц. - служитель религ. культа, возведенный в одну из трех степеней священства (епископ, иерей, дьякон) и имеющий право совершать церк. обряды и таинства (кроме дьякона). Иерей может совершать все таинства, за искл. таинства священства, являющегося прерогативой епископа. 2) Вообще лицо, совершающее богослужение. |