Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Суженый

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Суженый

СУ́ЖЕНЫЙ, СУ́ЖЕНАЯ (от "судить", "суждено", т. е. определено судьбой) - употребляется как название жениха и невесты (т. е. обрученных), но внутренняя форма скрывает более специфич. смысл: представление о том, что каждому человеку заранее предопределен супруг(а), суженый ему (ср. у В. Даля: "Суженый - роковой, все, что делается судьбою, по судьбе, что суждено или сужено провидением" и затем уже - "жених, невеста, будущие супруги"). Представление о суженом, суженой отражено во многих текстах - от пословиц (Суженого и конем не объедешь) до сложных сюжетных построений; например, былина о женитьбе Святогора (богатырь Святогор встречает кузнеца, к-рый сковывает вместе 2 волоса, т. е. судьбу его самого и его суженой; Святогор отправляется ее искать, находит спящую деву, покрытую коростой, и ударяет ее мечом в грудь; уезжает, уверенный, что сумел побороть судьбу; в действительности же удар будит девицу от многолетнего сна, короста с нее спадает, она отправляется в путь, встречается со Святогором; он женится на ней и узнает по шраму от меча). Сказочная сюжетная разработка этой темы: богатый (знатный и т. п.) отец хочет уйти от судьбы и не выдать дочь за того, с кем предсказано; все его усилия приводят к обратному результату и только способствуют браку. Характерно, как охотно сюжетный текст воплощает идею торжества судьбы и тщетности попыток ей противиться именно в мотиве С. жениха или С. невесты (другие проявления этой темы тоже носят "семейный" характер: предсказанное отцеубийство и - часто в сочетании с женитьбой на собственной матери - трагический вариант темы С. или, в смягченном варианте, - оскорбление отца; все попытки избежать предсказанного как раз и приводят к исполнению предсказания).

Мотив С. отражен в ряде фольклорных фразеологизмов, пословиц, напр. у Даля: "Много женихов (здесь в смысле "претендентов", "сватающихся", да С. нет" - видимо, перекличка и с евангельским: "много званых, да мало избранных"). Наиболее распространено фразеологизиро-ванное сопоставление С.-ряженый. Внутренняя форма сочетания видна из пословицы "Суженому - ряженое", т. е. "жениху - невеста"; Суженые яства ряжному ясти, не суженый кус изо рта валится, однако более точный смысл - тому, кто судьбой назначен в женихи, и должна достаться просватанная невеста, т. е. первое слово относится к уровню мифологическому, метафизическому, связано с судьбой, второе же говорит о чисто обрядовой реальности, о том, что брак уже сряжен, т. е. сговорен, слажен. Когда девица гадает и говорит: "С.-ряженый, приходи коня поить" или "рожь жать" и т. п., то она характерным образом забегает вперед: он уже является С. и был таковым с самого рождения, но ряженым ему еще только предстоит стать. Заметим, что в негативной форме формула гадания (приводимая, в частности, Далем) "С.-ряженый, приходи ко мне ужинать" отразилась в "Заклинании" А. Ахматовой: "Незваный, несуженый, приходит ко мне ужинать" - здесь позитивная формула превращена в "негативную", как в "черном" заговоре, а к этому жанру как раз и принадлежит "Заклинание", представляющее собой вызывание с того света мертвого мужа (ср. мотив гадания и появления Мертвого жениха, например, в "Леноре" Г. Бюргера и восходящей к ней "Светлане" В. Жуковского).

Мотив С. / суженой общераспространен, он есть едва ли не всюду, где существуют представления о судьбе, и лежит в основе многих сюжетов о браке (где нужно найти, выбрать, узнать "правильную" невесту). Первым философским ее оформлением, видимо, был миф, отраженный у Платона: об андрогинах, двуполых существах, расколотых пополам и ищущих по всему свету свою недостающую половину (вероятно, отсюда и мещанское наименование "половина" - "жена"). Однако в рус. традиции мы находим, видимо, особо тесную лексическую связь С. и судьбы, откуда уже вторичная, вероятно, ассоциация с судом: названная формула отражается в "судить-рядить" (в смысле "рассуждать", "обсуждать", даже "сплетничать"), к-рая может входить и в контекст "суда" в терминологическом смысле, ср. пародийную и фольклоризованную (стилизованную под раешник) формулу приговора в пьесе поэта-обэриута А. Введенского "Елка у Ивановых": "сужу-ряжу, сужу-ряжу, решаю, нет, не погрешаю".

В начало словаря