Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАТ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ТАБА́ЧНЫЕ - См. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ТАЙГА́ - зона хвойных труднопроходимых лесов непоср. к Ю. от тундры. Слово, по-видимому, из якут. яз., где имело значение "всякая необжитая территория, заросшая обширными лесами; лесная глушь". Первонач. употреблялось для обозначения типа зональных ландшафтов Сибири, позже распространилось на сходные растит. ассоциации всей Евразии и Сев. Америки. Термин принят в междунар. геогр. и ботан. лит-ре (taiga). |
"ТАЙМЫ́Р" - одно из первых отеч. паровых ледокольных судов. Построен в 1909 на Невском судостроит. з-де в СПб. Водоизмещ. 1200 т. Имел яйцевидную форму корпуса, способствовавшую выжиманию судна вверх при сжатии льдами. Был снабжен радиотелеграфной установкой. Оставив Пб. в окт. 1909, "Т." и "Вайгач" через Средиземное м. и Индийский ок. достигли в авг. 1910 Владивостока, где вошли в состав судов гидрограф. эксп. для изучения сев. и сев.-вост. морей. В том же году "Т." совершил первое арктич. плавание, установив навигац. знак на мысе Дежнева. В 1911-12 "Т." под командой Б. В. Давыдова, а затем Б. А. Вилькицкого обследовал мор. путь с В. к устьям Колымы и Лены. Летом 1913 во главе эксп. стал Вилькицкий. В ходе плавания этого года к С. З. от о-ва Н. Сибирь был открыт остров, получивший имя Вилькицкого. Впервые в ист. полярного мореплавания, "Т." и "Вайгач" шли с С. на Новосибирские о-ва. Самым значит. достижением эксп. 1913 (и вообще последним крупным геогр. открытием в Сев. полушарии) явилось открытие арх. Сев. Земля. В 1914-15 "Т." и "Вайгач" впервые с одной зимовкой прошли Сев. мор. путь с В. на З., собрав при этом значит. мат-лы в обл. гидрографии и океанологии. В 1921 гидрограф. эксп. на "Т." положила на карту вост. берег Сев. о-ва Н. Земли, а в Карском м. была описана Байдарацкая губа. В 1938 принимал участие в снятии дрейфующей станции "Сев. полюс". |
ТА́ЙНЫЕ ЯЗЫКИ́ (секретные яз., условные яз.) - формы яз., используемые относительно обособл. группами населения и выполняющие специфич. тайную функцию, обеспечивающую возможность свободной коммуникации внутри язык. коллектива при отсутствии понимания со стороны остального населения. Т. Я. могут иметь разл. сферы применения. С одной стороны, они используются группами населения низкого соц. положения, особенно часто представителями преступного мира, у к-рых необходимость быть непонятыми объясняется особенностями их "профессион. деят-ности". С др. стороны, Т. Я. достаточно часто употребляются в "высоких" функциональных сферах, прежде всего религиозно-ритуальных. Здесь использование Т. Я. может определяться рядом моментов: тенденцией к отделению ритуальной сферы от обыденной жизни, стремлением отгородиться от непосвященных - представителей др. конфессий или сект, тенденцией к сохранению элитарного положения лиц, занятых в сакральной сфере (ср. в этой связи, напр., сохранение церк.-слав. яз. как яз. православной литургии). Особенно часты случаи использования Т. Я. в религ. традициях Черной Африки и Океании. Широко используются Т. Я. в общении детей, здесь они во многом приобретают характер язык. игры. Своеобразный тип Т. Я. представляют собой встречающиеся у разных народов "женские" и "мужские" яз. Чаще всего в качестве Т. Я. используются особые полуискусств. язык. формы, использующие фонетику и грамматику "общего" яз. и особые способы камуфлирования лексики. Сравнит. редко, но все же встречается использование в качестве Т. Я. родного яз. опред. этнической группы, потерявшего в результате интенсивного двуязычия свой доминирующий характер и вследствие этого резко сузившего свою функцион. сферу. Такую ситуацию мы имеем, напр., с нек-рыми диалектами цыганского языка, подвергшимися сильной интерференции (вплоть до практически полной потери собств. грамматического строя) и продолжающими функционировать именно как Т. Я. Иногда в качестве Т. Я. может выступать "чужой" яз., это имеет место, в частности, с нек-рыми сакральными Т. Я. Лит.: Жирмунский В. М. Нац. язык и социальные диалекты. Л., 1936; Калыгин В. П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986. |
ТАКТОВИ́К - рус. неклассич. стихотв. размер; занимает промежут. положение между б. строгим дольником и б. свободным акцентным стихом. Длина стиха в Т. измеряется кол-вом ударений (иктов), объем междуударных интервалов колеблется в диапазоне от 1 до 3 слогов (реже - от 0 до 2); пропуски ударений на сильных местах редки, зато часты сверхсхемные ударения. Схема Т.: 0/2 - 1/3 - 1/3 - ... или 0/2 - 0/2 - 0/2 - ... Из тактовиковых размеров наиб. употребительным в рус. поэзии является 4-иктный, неск. менее 3-иктный, редко встречается 2-иктный. К Т. близок по строению рус. нар. речитативный стих (былины, повествоват. песни). Впервые появляясь у А. Сумарокова в "Хоре к превратному свету" (1763), вплоть до 20 в. Т. существует в поэзии только в виде имитаций нар. стиха (напр., "Песни западных славян" А. Пушкина, лирика А. К. Толстого). Лит. Т. обособляется от нар. стиха лишь в нач. 20 в., на смену 3-иктному (народному) приходит 4-иктный. Открывателями совр. типа Т. в рус. поэзии были символисты (К. Бальмонт, А. Блок, В. Иванов), канонизаторами - в 20-е гг. - конструктивисты (И. Сельвинский, В. Луговской, А. Квятковский и др.). Ориг. тактовиковые формы, близкие к логаэдам, принадлежат М. Цветаевой и Н. Асееву. В совр. поэзии к Т. обращаются А. Вознесенский, Р. Рождественский и др. Пример Т. (4-иктного) (Н. Асеев): Раненым медведем мороз дерет. Санки по Фонтанке летят вперед. Полоз остер полосатит снег. Чьи это там голоса и смех? |
ТАЛА́ШКИНО - ист.-худож. заповедник в 18 км от Смоленска, худож. центр в 1893-1914, организованный в имении М. К. Тенишевой. В Т. работали М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. Е. Репин, Н. К. Рерих, С. В. Малютин и мн. др. Здесь был создан т-р. балалаечный оркестр, организованы худож. мастерские (резная, керамич., столярная, вышивальная), где вместе с нар. мастерами работали изв. художники (см., напр., расписанные Врубелем балалайки); изделия мастерских продавались в спец. созданном магазине "Родник", показывались на Всемирной выставке в Париже в 1900, где расписные балалайки получили зол. медаль, затем в 1907 в Париже, Праге, Лондоне. В Т. была собрана коллекция нар. иск-ва: вышивка, кружево, набойные доски, медная посуда, чернь, литье, коробы и пр.; организована школа с преподаванием игры на нар. инструментах, построены сказочный домик "Теремок" (1901) по проекту Малютина, ц. Св. Духа (1900-05) по проекту И. Ф. Барщевского, Тенишевой и Малютина в неорус. духе, в 1908-14 украшенная росписями и мозаикой Рериха (мозаика "Спас Нерукотворный", 1910-14). Усадьба пострадала в годы 2-й мир. войны и не сохранила первонач. облика. В 1946 Т., сыгравшее большую роль в возрождении и развитии рус. прикладного иск-ва, в становлении неорус. стиля, объявлено ист.-худож. заповедником. Лит.: Талашкино. СПб., 1905; Журавлева Л. С. Талашкино: Очерк-путеводитель. М., 1989; Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л., 1991. |
ТА́ЛЕР (нем. Taler) - большая серебр. монета, назв. к-рой происходит от второй части назв. г. Иоахимсталя в Богемии, где она была впервые в Европе выпущена в 1518. В связи с обесценением мелких серебр. денег возникла потребность создания полноценной большой монеты для обеспечения торг. операций. Первые такие монеты начал чеканить на монет. дворе в Халле в 1484-86 эрцгерцог Тирольский Сигизмунд. С 1518 граф Шликк в Иоахимстале начал систематич. выпускать серебр. гульдены, к-рые с той поры получили назв. "иоахимсталер", а позже просто Т. Т. очень скоро распространились по всей Германии, а также за ее пределами и стали образцом для чеканки монет в др. странах. Т. стал самой распространенной большой серебр. монетой в истории монет. дела. Т. имел сперва стоимость 60 крейцеров, а с 1580-90 крейцеров. Позднее, в результате ден. реформы 1871-73 Т. был приравнен к 3 зол. маркам. С тех пор началось его изъятие из обращения. Окончательная демонетизация Т. наступила в 1907. Назв. Т., несколько измененное, существовало в назв. многих ден. единиц мира: в Скандинавии - далер, в Голландии - даальдер, в Италии - таллеро, в англо-саксонских странах - доллар и т. д. В России Т. были известны как "ефимки" ("любские", от названия г. Любека; "крыжовые", т. е. крестовые и др.): за основу взяли не вторую, а первую пол. назв. г. Иоахимсталя. Т.-ефимки, являвшиеся сырьем для изготовления серебр. рус. монет и изделий, поступали в Россию в виде пошлины за ввозившиеся в Моск. гос-во товары. Ефимки привозились в Россию вместе с товарами, а также в виде товара до 80 тыс. штук в одной партии, причем и пошлина с них взималась как за товар. Лишь однажды, в 1655, Т. были пущены в обращение как "ефимки с признаком". В 1761 для нужд русских войск, расквартированных в Вост. Пруссии, были отчеканены серебр. монеты достоинством в 1/3 и 1/6 Т. На аверсе монет помещено погрудное изображение Елизаветы Петровны и надпись "Елизавета I Божьей милостью императрица всероссийская" на нем. языке. На реверсе - герб королевства Пруссии, дата чеканки и надпись "1/3 (или 1/6) рейхсталера куранта" на нем. яз. |
ТА́ЛИК - незамерший участок грунта между слоями сезонно промерзающего и вечно мерзлого грунта или внутри слоя вечной мерзлоты. Заметно отличается по растительности от мест, скованных многолетней мерзлотой, поэтому растительность может служить индикатором при картировании Т. Слово вошло в междунар. геогр. терминологию (talik). |
ТАЛЬ Мих. Нехемьевич (1936-92) - выдающийся шахматист, з. м. с. СССР (1960), междунар. гроссмейстер (1957), 8-й в истории шахмат чемпион мира (1960-1961). 6-кратный чемпион СССР (1957, 1958, 1972; 1-2 места в 1967, 1974 и 1978), 8-кратный победитель Всемирных шахм. олимпиад (в составе сборной команды СССР), 6-кратный чемпион Европы в командном зачете. Победитель 1-го неофиц. чемпионата мира по молниеносной игре (1988). Игру Т. отличали высокая результативность и необычайно агрессивный стиль игры, быстрота и точность расчета вариантов, риск, возведенный в принцип игры. В дальнейшем его шахм. творчество эволюционировало от острокомбинационного до универс. стиля. |
ТАЛЬО́НИ Мария (1804-84) - итал. танцовщица, балетмейстер и педагог. Училась у парижского педагога Ж. Кулона и у отца, Филиппа Тальони. Дебютировала в 1822 в Вене, а в 1828 стала ведущей балериной парижской Оперы, где первой исполнила гл. партии в балетах Ф. Тальони "Сильфида", "Натали, или Швейцарская молочница", "Восстание в серале", "Дева Дуная". Пять сезонов (1837-42) балерина выступала в Пб., оказав несомненное и длит. влияние на формирование рус. балета и на характер отношения к нему об-ва. Здесь репертуар Т. пополнился новыми спектаклями: "Гитана, или Испанская цыганка", "Тень", "Морской разбойник" и др. Позже гастролировала во мн. городах Европы, завоевав повсеместное признание. В 1847 оставила сцену, в 1859-70 преподавала в балетной школе парижской Акад. музыки и танца. Для своей ученицы Э. Ливри поставила балет "Бабочка" на муз. Ж. Оффенбаха. В 1870-82 преподавала танцы в лондонских аристократ. семьях. Т. - виднейшая представительница балетного романтизма. Высокая техника, красота позировок, легкость танца позволяли ей создавать образы неземных созданий, увлекающих героя в мир прекрасной мечты. Танцу Т. были свойственны поэтичность и высокая одухотворенность. Она широко использовала распростр. тогда прием подъема на кончики пальцев, создающий впечатление воздушности, хрупкости, ирреальности. Т. ввела и новый балетный костюм: белый облегающий лиф и многослойную длинную юбку из прозрачной ткани, ставший традиционным в романтич. балете. Т. оставила заметный след в иск-ве, вызвала множество откликов поэтов, музыкантов, художников, критиков. Поэтич. иск-вом Т. вдохновлялся М. Фокин в своей "Шопениане". |
ТАЛЬЯ́НКА (искаж. "итальянка") - обобщенное народное назв. вятских, вологодских, бологовских и новоржевских видов рус. гармонии. Их стали именовать Т. в кон. 19 в в Центр. России, вероятно, из-за сходства с инструментами, на к-рых играли уличные музыканты (гл. обр. итальянцы). Т. имели клавиатуры, содержащие 1-5 клавиш, сочный тембр. Внутри инструмента часто помещалось спец. акустическое шумовое устройство, усиливавшее звучание. Строй - натуральный мажор, аккомпанемент - тоника, субдоминанта, доминанта. В нач. 20 в. стали изготовляться Т. с дополнит. параллельным минорным аккордом. |
ТАМБУРМАЖО́Р (франц. tambourmajor, от tambour - барабан и major, здесь - старший или главный) - первоначально гл. барабанщик в полку, позднее - рук. (наряду с капельмейстером) музыкантского хора (воен. оркестра) на марше. Занимался также обучением оркестрантов. Должность Т. была учреждена во франц. армии в 1651, в рус. армии - в 1815 (упразднена в 1865 в армейских, в 1881 в гвард. полках). Т. выбирался из унтерофицеров, как правило, высокого роста, ему полагалось особое обмундирование. Т. отдавал разл. команды оркестру с помощью тамбурмажорского жезла (булавы, трости) с золотым набалдашником, перевитого тесьмой с большими кистями. В Сов. армии должность Т. не существовала. Тамбурмажорский жезл используется военным дирижером. |
ТАНЕ́ЕВ Сер. Ив. (1856-1915) - композитор, пианист, педагог, ученый. Родился во Владимире. Окончил Моск. конс. в 1875 по кл. свободного сочинения у П. И. Чайковского и кл. фортепиано у Н. Г. Рубинштейна. Проф. Моск. конс. (1878-1905). Среди учеников Т. - С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов и др. Участвовал в организации и преподавал в Нар. конс. Создал выдающиеся науч. труды в обл. полифонии - "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909) и "Учение о каноне" (не заверш.). Записывал и исследовал нар. песни ("О музыке горских татар", опубл. в 1886). Основной темой творчества Т. избирает воплощение духовного, гуманистического начала, истоком к-рого является вся история мировой цивилизации. Деят-ность Т.-ученого обусловила выявление им "конструктивных принципов, организующих музыкальное мышление" (Б. Л. Яворский), со всей очевидностью проявившихся в произв. композитора. Т. соединяет в них контрапунктические приемы, характерные для добаховской и баховской музыки, с принципами нац. многоголосия, формируя особый стиль рус. полифонии. Среди произв. Т. - оперная трилогия "Орестея" (по трагедии Эсхила, 1894); кантаты "Иоанн Дамаскин" (сл. А. К. Толстого, 1884), "По прочтении псалма" (сл. А. С. Хомякова, 1915), "Памятник" (сл. А. С. Пушкина); 4 симфонии (3-я - 1884, 4-я - 1898); струнные квартеты (в т. ч. № 5, 1903 и № 6, 1905); фп. квинтет (1911); хоровые сочинения (на стихи Я. П. Полонского, К. Бальмонта) и др. Лит.: Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. М., 1986. |
ТАНК (англ. tank - цистерна, резервуар) - гусеничная боевая машина, полностью брониров., с арт. и пулеметным вооружением. Первые в мире проекты Т. были предложены инж. В. Д. Менделеевым в 1911.В 1915 А. А. Пороховщиков построил и испытал боевую машину "Вездеход". Реальные образцы Т. были построены в Англии (Марка-1) и впервые применены 15 сент. 1916 на р. Сомме. В 1916 появились франц. Т. "Рено", "Шнейдер", "Сен-Самон", в 1918 - немецкие А-7-У и А-7-У И. В России до рев-ции свои Т. не производились. Первый сов. Т., выпущенный в Сормове в 1920, представлял собой копию франц. "Рено". Его развитием был первый сов. серийный Т. МС-1 (Т-18). Для накопления опыта было решено наладить произ-во закупленных за границей Т. "Виккерс" (Т-26) и "Кристи" (БТ-2). Они послужили базой, на к-рой развивалась сов. школа танкостроения, давшая к началу Вел. Отеч. войны лучшие в мире Т-34 и КВ. В годы войны эти Т., оставаясь осн. боевыми машинами Кр. армии, совершенствовались и улучшались от модели к модели. Т-34 образца 1940 модернизировался вначале в Т-34 образца 1941, затем в Т-34 - 85 и Т-44. КВ прошел следующую эволюцию: КВ-1, КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3. После войны эти Т. послужили основой для создания следующего поколения воен. техники. Линию Т-34 продолжили Т-54, Т-55. Линию КВ - Ис-4, Т-10. В 50-е гг. деление Т. на тяжелые и средние изжило себя и возобладала концепция осн. боевого Т. Такими стали Т-62, Т-70, Т-80. Линия легких Т., начавшаяся Т-26, также оставила заметный след в сов. танкостроении. В Вел. Отеч. войне принимали активное участие Т-40, Т-60, Т-70, Т-80. После войны эта линия не развивалась, но послужила базой для создания новой машины - боевой машины пехоты (БМП) и десанта (БМД). |
ТА́НКА - один из древнейших жанров япон. поэзии, изв. с 8 в., получивший распространение в европ. лит-ре в пер. и подражаниях. Классич. Т. представляет собой нерифмован. 5-стишие, состоящее из 31 слога, к-рые распределяются по строкам в следующем порядке: 5, 7, 5/7, 7. Композиция распадается на две части - в первых трех строках обычно выражена осн. мысль, две заключит. строки содержат вывод. Традиц. тематика Т. - любовь, разлука, рассуждения о бренности жизни, времена года. В России япон. Т. получила изв. в 10-х гг. 20 в Чаще всего рус. поэты рифмовали безрифменную Т., а также использовали для нее классич. размеры (обычно 3-4-стопный хорей или рус. вариант элегич. дистиха). Среди поэтов, обращавшихся к этой форме (В. Брюсов, В. Ковалевский и др.), особо выделяется О. Черемшанова, в своих подражаниях точно соблюдавшая все правила япон. классич. Т. Пример Т. (Брюсов): Вижу лик луны, Видишь лунный лик и ты, И томят мечты: Если б так из зеркала Ты взглянула с вышины. |
ТАННА́УЕР Иоганн Готфрид (1680-1737) - нем. живописец, в 1711 приехал по контракту в Россию, работал в СПб. в должности "придворного мастера живописной и часовой работы". Писал портреты - имп. Петра I, царевича Алексея Петровича, графа П. А. Толстого, историч. картины - "Петр I в Полтавской битве", миниатюры, делал рисунки тушью и ремонтировал часы членов царской семьи. В 1727 был отпущен в свое отечество, но по дороге, в Польше, его разбил паралич. Он вернулся в СПб., но не смог достигнуть прежнего уровня в своем иск-ве. Т. стал одним из основоположников светского портрета в России. |
ТАПЁР (фр. tapeur, от taper - хлопать, стучать, бренчать на рояле) - 1) Музыкант, преимущ. пианист, играющий за плату на танц. вечерах и балах, в танцклассах, гимнастич. залах и др. 2) В переносном смысле - механично играющий пианист. 3) Пианист, сопровождающий немые фильмы. По мере эволюции кинематографа усложнялись функции Т. Он уже должен был, помимо навыков сопровождения фильма, владеть иск-вом импровизации, умением расположить материал в соответствии с особенностями кинодействия. В нек-рых случаях Т. играл в сопровождении инструмент. ансамбля или оркестра под упр. кинодирижера. Создавались спецкурсы по подготовке Т. и оркестровых компиляторов, издавались спец. сборники небольших пьес, пригодных для иллюстрации отдельных фрагментов фильма. С развитием звукозаписи и появлением звукового кино профессия Т. практически исчезла, продолжая существовать лишь в танцклассах и гимнастич. залах. |
ТАРА́Н - 1) Древнее осадное орудие, предназначавшееся для разрушения крепостных стен и представлявшее собой подвешенное на цепях бревно с металлич. наконечником. 2) Выступ подводной части носовой оконечности корабля, предназначенный для нанесения удара по кораблю противника. 3) Боевой прием морского, воздушного или сухопутного боя. Заключается в нанесении удара корпусом корабля (самолета, танка или бронетранспортера) в борт корабля противника. Морские Т. применялись в гребном и парусном флоте, во 2-й пол. 19 в. - в броненосном. В 20 в. - надводными кораблями по подводным лодкам. Наиб. известны воздушные Т. Первым применил этот боевой прием рус. летчик П. Н. Нестеров 26 авг. 1914 в воздушном бою около местечка Жолквы на Украине. Широко применялся Т. сов. летчиками в Вел. Отеч. войне букв. с первых ее минут. В. В. Талалихин в ночь на 7 авг. 1941 совершил один из первых ночных таранов, сбив над Москвой бомбардировщик Хе-111. |
ТАРАНО́ВСКИЙ Кир. Фед. (1911-93) - лит.-вед. Родился в Юрьеве, семья эмигрировала в Югославию (1920), сербский стал вторым родным яз. Т.; закончил юрид. ф-т Белградского ун-та (1933). В молодости занимался лит. творчеством (стихи, переводы с рус. и польского, лит. и театр. критика). С 1931 изучал творчество О. Э. Мандельштама: первая статья - "О стихосложении Осипа Мандельштама" (1962), результат иссл. - монография "Essays on Mandelstam" (1976), в дополненном варианте издана на сербском яз. как "Книга о Мандельштаме" (1982). В 1958 переехал в Америку, преподавал в Гарвардском ун-те (1958-59, 1963-81) и Лос-Анджелесе (1959-63), вел семинар по Мандельштаму. Среди учеников Т. - О. Ронен, С. Бройд. Т. обнаружил регрессивную акцентную диссимиляцию в двусложных размерах ("Руски двудольни ритмови", 1953), занимался проблемами семантич. ореола стихотв. размера, интертекстуальности рус. поэзии, разрабатывал теорию подтекста (напр., "Пчелы и осы в поэзии О. Мандельштама", 1967). С т. зр. Т., метод "шифровки" характерен для всего европ. иск-ва 20 в (поэзии, живописи, музыки), т. е. к любому худож. произв. можно подобрать облегчающий понимание ключ (при этом произв. соотносится не только с предшеств. традицией, но и с генетич. неродств. явлениями культуры). Так, стихотв. Мандельштама "Грифельная ода" прочитано Т. через обращение к творчеству Г. Р. Державина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. |
ТАРАНТЕ́ЛЛА (итал. tarantella) - итал. танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), яркий, зажигательный. В 16 в. по Италии странствовали спец. оркестры, под импровизированные Т. к-рых танцевали больные тарантизмом - безумием, якобы вызываемым укусом тарантула, и излечивавшиеся при помощи танца. Впоследствии Т. стала обычным танцем, одиночным или парным, сохранив свой огненный, страстный характер. В 19-20 вв. Т. привлекла внимание как зап.-европ., так и рус. композиторов и была использована в музыке балетов, опер, симфоний, а также в инструментальных и вокально-инструмент. соч. виртуозного характера. |
ТАРАСЕ́НКОВ Анат. Куз. (1909-56) - лит. критик, библиограф, библиофил. Род. в Москве. Окончил лит. ф-т 1-го Моск. ун-та (1930). Участник Вел. Отеч. войны. Заведовал отд. критики и был отв. секр. ж. "Знамя" (1932-41; в 1944-47 - зам. гл. ред.), зам. гл. ред. ж. "Новый мир" (1950-53). Т. собрал уникальную б-ку книг рус. и сов. поэтов, из к-рых ок. 1000 - с дарств. надписями. На основе этой коллекции Т. подготовил библиографию "Рус. поэты 20 века, 1900-55" (1966). Этот труд включает описание мн. редких изданий, отсутствующих в фондах крупных б-к страны, в т. ч. вышедших подпольно в России большевистских изд. книг времен гражд. войны, фронтовых печатных мат-лов периода Вел. Отеч. войны. В 1974 более 7800 кн. и брошюр из собр. Т. поступило в Отд. редких книг Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина. Лит.: Белкина М. "Главная книга": История одной б-ки // Новый мир. 1966. № 11; Наркевич А. Ю. Библиография рус. поэтов 20 в. // Рус. лит. 1967. № 3; Берков П. Н. История советского библиофильства. М., 1971. |
ТАРА́СОВ Анат. Вл. (1918-95) - спортсмен, хоккеист, з. м. с. СССР (1949), один из основоположников сов. школы хоккея с шайбой, заслуженный тренер СССР (1957), канд. педагогич. наук. Чемпион СССР 1948-50. Тренер сборной команды СССР (1958-60, 1962-72) - чемпиона мира 1963-71, чемпиона Олимпийских игр 1964, 1968, 1972. Автор кн. "Тактика хоккея", "Совершеннолетие", "Хоккей грядущего" и др. |
ТАРА́СОВ Ник. Ив. (1902-75) - артист балета, педагог. Окончил Моск. театр. уч-ще (МТУ) в 1920 (кл. Н. Легата). В 1920-35 артист Большого т-ра. Среди его партий: Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Базиль ("Дон Кихот"), Жан де Бриен ("Раймонда"). Классич. танцовщик акад. направления, основное призвание к-рого - педагогика - определилось достаточно рано. Т. преподавал в МТУ / Моск. хореогр. уч-ще в 1923-60, в 1942-45, 1954-55 был его худож. рук. Среди его учеников: Ю. Жданов, А. Лапаури, М. Лавровский, М. Лиепа, Я. Сех. В 1933-37 Т. руководил эстрадно-хореогр. техникумом. С 1946 возглавлял пед.-балет-мейст. отд-ние ГИТИСа, здесь у него учились П. Пестов, А. Прокофьев и др. Свой опыт Т. обобщил в книгах "Методика классич. тренажа" (1940, совм. с А. Чекрыгиным) и "Классич. танец" (1971). |
ТАРИВЕРДИ́ЕВ Микаэл Леонович (1931-96) - композитор. Окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных по кл. композиции А. И. Хачатуряна (1958), вел курс муз. драматургии фильма во Всесоюзном ин-те кинематографии. Сочетал постоянную работу в жанре песни с работой в академич. жанрах, гл. обр. оперном и камерно-вокальном. Лучшие песни Т., в т. ч. "Ты не печалься" (1963), "Маленький принц" (1968, обе на стихи Н. Н. Добронравова), приближались к камерным миниатюрам, а оперы содержали песенные номера, написанные в характерном стиле Т. Особую популярность принесла композитору музыка к кино- и телефильмам: "Семнадцать мгновений весны" (1973, реж. Т. Н. Лиознова), "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975, реж. Э. А. Рязанов) и др. Автор камерно-вокальных циклов на стихи В. В. Маяковского (1958), А. А. Вознесенского (1979) и пр. В Моск. Камерном муз. т-ре поставлены его оперы "Кто ты? (Ожидание)" (1965), "Граф Калиостро" (1981). Т. автор органной симфонии "Чернобыль" (1988), концертов для скрипки (1982), органа "Кассандра" (1986) и др. Соч.: Я просто живу. М., 1997. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ТАРКО́ВСКИЙ Арсений Ал-др. (1907-89) - поэт, переводчик. Род. в семье народовольца, проведшего много лет в якут. ссылке, владевшего семью европ. и двумя древними языками. Первое стих. Т. появилось в 1919. В 1924-26 вел раздел стих. фельетона в газ. "Гудок". Учился на Высших гос. лит. курсах (1925-29). С 1932 начал систематич. заниматься переводами, гл. обр. с вост. языков. В годы Вел. Отеч. войны (1941-43) - в армейской газ. "Боевая тревога", на фронте был ранен. Имя Т. как автора оригин. стихов стало известно только с появлением книг: "Перед снегом" (1962), "Земле - земное" (1966), "Вестник" (1972; включены стихи с 1929). Сб. "Стихотворения" (1974), "Волшебные горы" (1979), "Зимний день" (1980) развивают идеи и настроения предшествующего творчества. Интонация лирики Т. напоминает одическую. Мысль Т. то поднимается к созвездиям, то вбирает в себя природную сферу, сращивается со всем, что есть в ней живого; то, наконец, обращается к древней истории, откуда тянутся нити в настоящее и грядущее, но "злоба дня" остается за пределами стиха. Т. постоянно возвращается к изначальной трагичности человеч. бытия, видит в миссии поэта способность запечатлеть навсегда мимолетность мгновений. У Т. много стихов о творчестве, он испытывает "родственную связь" с поэтами разных времен - от античности до современности (см. цикл "Пушкинские эпиграфы", стихи, посвященные А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаму, Н. Заболоцкому и др.). Переводил арабских, туркменских, арм., груз. поэтов. Стихи Т. звучат в чтении самого поэта в к/ф "Зеркало" (реж. Анд. Тарковский, сын поэта). |
ТАРСИ́Я Бартоломео (ок. 1690-1765) - первый итал. плафонный живописец в России. Приехал в СПб. в 1722. Написал плафоны для Меншиковского дворца, Итальянского дворца на Фонтанке, Летнего дворца Екатерины I в Летнем саду, Летнего дворца имп. Анны Иоанновны, нового Летнего дворца, Зимнего дворца Анны Иоанновны, Большого Петергофского дворца, Аничкова дворца, Зимнего деревянного дворца, дворца графа М. И. Воронцова, плафон для Большого зала "Верхних палат" в Петергофе. Т. были написаны также две картины для церкви Аничкова дворца. |
ТАРТАКО́В Иоаким Викт. (1860-1923) - певец (баритон). Засл. арт. Республики (1923). Род. в семье ремесленника-портного. В 1881 окончил Петерб. конс. (кл. К. Эверарди). В 1882-84 и с 1894 солист, с 1909 (одноврем.) гл. реж. Мариинского т-ра. Обладал голосом мягкого, бархатного тембра, но этот мягкий матовый голос отлично звучал в больших помещениях и соревновался с мощными оркестрами. В совершенстве владел вокальным иск-вом. Репертуар певца насчитывал 117 оперных партий. Лучшие партии: Онегин ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Риголетто, Яго ("Риголетто", "Отелло" Дж. Верди), Мазепа ("Мазепа" Чайковского). Был превосходным камерным певцом, одним из лучших исполнителей романсов Чайковского. Гастролировал по России и за рубежом. С 1920 - проф. Петрогр. конс. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в в Пг. |
ТАСС (Телеграфное Агентство Советского Союза) - центр. информационно-пропагандистский орган СССР, выполнявший функции, аналогичные функциям РОСТА. Создано 10 июля 1925 для координации деят-ности агентств союзных республик по распространению в СССР и за границей информации союзного значения. ТАСС возглавлялось ген. дир. и ген. секретариатом, состояло из 4-х функ-цион. подразделений - гл. редакций: союзной информации, иностр. информации, информации для заграницы, информации для местной печати; отделов полит. анализа, проверки док-тов, изданий и Гл. упр. связи. В соответствии с Положением о телеграфных агентствах, изданным в янв. 1935, была формально определена функция ТАСС, к-рую оно выполняло с момента своей организации - рук-во и контроль за деят-ностью союзных телеграфных агентств. В 1971 пост. Сов. Мин. СССР ТАСС было реорганизовано в союзно-респ. орган с предоставлением ему прав Гос. к-та при Сов. Мин., в подчинении к-рого находилось 14 союзных агентств - всех республик, кроме РСФСР, т. к. РОСТА было упразднено еще в марте 1935. В связи с распадом СССР и образованием Союза Независимых Государств 17 дек. 1991 состоялась встреча руководителей и представителей информац. агентств 14 суверенных гос-в (всех бывших союзных респ., за исключением Латвийской Респ.), на к-рой они высказались за эффективное использование информац. и техн. потенциала ТАСС для сохранения единого информац. пространства на терр. быв. СССР. В янв. 1992 на базе ТАСС создано межгос. агентство, обслуживающее все страны СНГ - "ИТАР-ТАСС" (Информационно-телеграфное агентство России - Телеграфное агентство стран Содружества). |
ТАТИ́ЩЕВ Вас. Никитич (1686-1750) - историк и гос. деятель. Происходил из рода смоленских князей, отец его был псковским помещиком. Будучи родственником жены Ивана V, царицы Прасковьи, Т. рано попал в окружение Петра I. 18-летним участвовал в осаде и взятии Нарвы, в др. воен. действиях Сев. войны, в т. ч. в Полтавской битве. Т. участвовал в Аланском конгрессе, выполнял др. дипл. поручения. Был активным участником петровских преобразований. В 1730 выступил в защиту самодержавия против "кондиций" Верх. тайного совета. В 1720-22 и в 1734-37 управлял казенными з-дами на Урале, основал Екатеринбург; в 1741-45 был астраханским губернатором. В 1745 отстранен от должности по обвинению в злоупотреблениях, жил до конца дней в своем имении Болдино Нижегородской губ., находясь под следствием. Лишь за день до смерти из Пб. пришло известие, что обвинения с Т. сняты. В 1719 по рекомендации Я. В. Брюса Петр I поручил Т. заняться геогр. описанием России. Для выполнения работы Т. потребовалось знание ист. источников. С этого времени он начал занятия рус. историей, к-рые не прекращал до конца жизни. Т. ввел в науч. оборот и подготовил к изд. такие ценные источники, как "Русская правда" и Судебник 1550 с подробным комментарием. Осн. ист. труд Т. - "История Российская с самых древних времен" состоит из 5 книг, впервые опубл. после смерти автора (кн. 1-4 - 1768, кн. 5 - 1848). Первая ред. закончена в 1739, вторая ред. создана в 1740-е гг. Изложение доведено до 1577. "История" Т. - первый в рус. науке обобщающий труд по истории России. Т. отказался от провиденциализма в объяснении ист. явлений и выступил с позиции рационализма. Он пытался установить закономерности развития человеч. об-ва, выяснить причины возникновения гос. власти. Он связывал развитие об-ва с развитием просвещения. Т. выступал как сторонник самодержавия, к-рое он считал лучшей формой правления для России. Исходя из своих представлений о характере гос. строя в разные эпохи, он построил (впервые в историографии) свою периодизацию истории страны: господство единовластия (862-1132), период удельный (1132-1462), восстановление единовластия после 1462. В труде Т. содержится немало известий об истории Руси, к-рых нет в сохранившихся источниках. Относительно достоверности этих известий в науке существуют разные точки зрения. Помимо "Истории" Т. занимался составлением первого рус. энциклопедич. словаря ("Лексикон Российской"), доведенного автором до буквы К. Из др. произв. следует назвать "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", "Сказание о звере мамонте", "Рассуждение о ревизии поголовной и касаюсчемся до оной". Соч.: История Российская. М.; Л., 1962-68. Т. 1-7; Избр. произв. Л., 1979. Лит.: Пештич С. Л. Рус. историография 18 в Л., 1961-65. Ч. 1-2; Юхт А. И. Государственная деятельность В. И. Татищевав 20 - нач. 30-х гг. 18 в. М., 1985; Шакинко В. И. В. И. Татищев. М., 1987. |