Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАТ"-"ТЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАТ"-"ТЕР")

Татуировка

ТАТУИРО́ВКА - несмываемые и невыводимые рисунки на теле, нанесенные путем введения под кожу красящих веществ накалыванием или надрезанием. Нанесение Т. распространено у светлокожих народов, тогда как у этносов с более темной пигментацией кожи (Африка, Австралия, Меланезия и др.) вместо Т. чаще наносят на тело рубцы и насечки, к-рые нередко также относят к Т. Т. наносят острым инструментом (шип колючки, острый обломок раковины, игла, заостр. кость) и в свеженаколотое место втирают краску рукой; очень часто применяется и другой способ - наконечник перед нанесением надреза обмакивают в краску. Краску для Т. чаще всего изготовляют, разводя в воде угольный порошок, сажу или порох; у нек-рых этносов принято наносить разноцветную Т., для чего применяют синюю тушь, киноварь и др. Близок к этому способ клеймения - нанесения рисунков на тело раскаленным металлом. Рис. на кожу наносят также прошиванием кожи: нитки предварительно обмакивают в краску.

То, какие части тела покрывают Т., зависит, в частности, от одежды, принятой у данного этноса. Так, на Маркизских островах, жители к-рых одежды не носили, Т. покрывали все тело. В Европе, где Т. сохранилась лишь в остаточных формах, ее часто наносят на места, обычно скрытые одеждой.

В традиц. об-вах нанесение Т. выполняло три осн. функции: функцию оберега, функцию маркера этнич. принадлежности и функцию инициационного знака; дополнит. функцией была эстетическая. Часто характер Т. различался в зависимости от пола, иногда Т. носили представители только одного пола (женщины у айнов).

В антич. об-ве Т. была знаком, к-рым метили рабов, пленных; для знати татуирование было унижением. Отголоском обычая нанесения Т. с изображением тотема можно считать принятую у ранних христиан практику татуирования изображения креста, символизировавшую близость к Богу. В европ. об-вах нового и новейшего времени Т. продолжает существовать, сохраняя свои функции (инициационную, демаркативную, отчасти обереговую) в относительно изолиров. от остального об-ва соц. группах, как правило - однополых по составу: у моряков, у преступников и др.; до 19 в. нередко Т. наносили на тело ремесленники для обозначения своей принадлежности к цеху; изображения сладострастных сцен татуировали у себя на теле профес. проститутки. У современных вост. славян Т. сохраняется фактически только у моряков (якоря, надписи "Не забуду мать родную", инициалы) и в преступном мире, где Т. маркирует, в каком-то смысле, и социальный статус: нек-рые воровские "авторитеты" имеют Т. по всему телу. Большое распространение получило татуирование во время Вел. Отеч. войны; и сейчас многие мужчины делают себе Т. во время службы в армии. Сейчас у русских, украинцев и белорусов Т. встречается значительно чаще у мужчин; среди женщин имеют Т. представительницы преступного мира ("блатные"). В самое последнее время Т. переживает "второе рождение" и распространена среди молодежи.

Татьянин день

ТАТЬЯ́НИН ДЕНЬ - день св. мученицы Татианы (12 янв. по ст. стилю - 25 янв. по нов.), неофиц. праздник студентов и преподавателей вузов России. Возник в память о дне подписания имп. Елизаветой I Указа об основании Моск. ун-та, подготовленного И. И. Шуваловым, - на этот день приходились именины его матери Тат. Родионовны.

Твардовский Ал-др Триф.

ТВАРДО́ВСКИЙ Ал-др Триф. (1910-71) - поэт. Род. на хуторе Загорье Смоленской губ., в семье сельского кузнеца, репрессиров. в годы коллективизации и сосланной на С. Окончил Смоленский пед. ин-т и Моск. ин-т истории, философии и лит-ры (1939). Раннее творчество Т. (сб. "Дорога", 1938; "Сельская хроника", 1939; поэмы "Путь к социализму", 1931; "Вступление", 1932; "Страна Муравия", 1936; Сталинская премия, 1941) посвящено переменам в рос. деревне, коллективизации. Для поэзии Т. характерна опора на традиции нар. творчества и рус. классики. Член КПСС с 1940. В кач. фронтового корреспондента Т. участвовал в финской кампании 1939-40 и в Вел. Отеч. войне, во время к-рой он создает поэму "Василий Теркин" (1941-45), одно из самых значит. произв. в лит-ре тех лет. В центре произв. - образ солдата, отмеч. ярко выраженными чертами нац. характера. В эти же годы создает поэму "Дом у дороги" (1942-46; Сталинская премия, 1947). В послевоенные годы выходит в свет проза Т. "Родина и чужбина", ряд значительных стих. ("Я убит подо Ржевом.", "В тот день, когда окончилась война."). В 1950-60-х гг. Т. избирался депутатом Верх. Совета СССР, членом Центр. ревиз. комиссии 19-го съезда КПСС, чл. ЦК КПСС - на 22-м съезде. Но позже Т. становится все более оппозиционным. Поэмы "За далью - даль" (1950-60), "Теркин на том свете" (1954-63), сб. "Из лирики этих лет" (1959-67) - произв., подтверждающие свойств. Т. крупномасштабность, эпичность худож. мышления. Вместе с тем в произв. этих лет усиливается исповедальное начало, достигающее кульминации в стих. 60-х гг. и поэме "По праву памяти" (1967-69, опубл. в 1987), где вершится суд над временем, выражен протест против насильств. насаждения беспамятства, сильно звучат ноты покаяния. Эстетич. взгляды Т., выраженные в лит.-крит. работах, письмах ("О литературе", 1973; "Письма о литературе", 1985) отчетливо проявились в деят-ности поэта на посту гл. ред. "Нового мира" (1950-54, 1958-70), журнала, во многом определившего уровень духовной, худож. жизни 50-60-х гг.

А. Т. Твардовский

А. Т. Твардовский

Твёрдые стихотворные формы

ТВЁРДЫЕ СТИХОТВО́РНЫЕ ФО́РМЫ - ист. сложившиеся типы стихотв. форм, в к-рых б. или менее строго определено кол-во стихов, способ рифмовки и строфич. построение, иногда - правила повтора стихов, периодов или их частей на определ. месте. В стиховедении Т. С. Ф. традиц. рассматриваются в разделе "строфика". Подобно строфам, Т. С. Ф. основаны на заданной предсказуемости формальных эл-тов, но, в отличие от строф, к-рые актуализируют внутристиховую связь гр. стихов, соотнося их друг с другом, Т. С. Ф. ориентируют на установление межтекстовых связей, соотнося структуру данного текста с др. текстами аналогичной структуры. Четкой границы между строфами и Т. С. Ф. нет, в стиховедении различают и переходные формы, в к-рых степень строгости орг-ции стихотв. текста не дает достаточных оснований для отнесения их к той или иной категории. В подобных случаях их описание как особых строфич. форм или как Т. С. Ф. объясняется устоявшейся науч. традицией (иногда восходящей к нормативным поэтикам). По строгости орг-ции Т. С. Ф. принято разделять на неск. гр.: 1) Т. С. Ф., в к-рых объем текста, способ рифмовки и строф, построение канонизированы (сонет, венок сонетов, триолет, рондо, рондель, секстина); 2) Т. С. Ф., в к-рых объем канонизирован, строфы - не вполне (баллада); 3) Т. С. Ф., в к-рых объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель); 4) Т. С. Ф., в к-рых объем и строфика строго не фиксированы (канцона). Большинство Т. С. Ф. европ. поэзии формируется в ср. века и окончат. канонизируется в эпоху Возрождения. Нек-рые - заимствуются с Бл. (газель, рубаи) или Дальнего (танка, хокку) Востока. Освоение рус. поэзией европ. Т. С. Ф. начинается в эпоху классицизма; одними из первых были заимствованы Т. С. Ф. с давно устоявшимся каноном и допущенные в систему классицизма (прежде всего франц.), хотя и на правах поэтич. мелочей. В сер. 18 в. почти одноврем. в России появляются сначала переводные, а следом и оригин. сонеты, триолеты и рондо, причем, быстро осваивая европ. канон, рус. поэты уже во 2-й пол. 18 в. активно экспериментируют с этими формами. Новый этап освоения европ. Т. С. Ф. связан с романтизмом; интерес рус. романтиков к итал. Возрождению вызывает появление в России первых терцин и неизвестных ранее итал. и англ. сонетов. Наст. расцвет Т. С. Ф. приходится на нач. 20 в., когда не только возрождаются уже известные рус. лит-ре сонет, рондо, триолет, терцины, секстина, но и осваиваются др. европ. Т. С. Ф. - баллада, вилланель, канцона, венок сонетов. Этот период отмечен и обращением рус. поэтов к Т. С. Ф. вост. поэзии, воспринятым гл. обр. через европ. посредничество, - газель, пантум, рубаи, танка, хокку. Освоенные формы нередко становятся объектами многочисл. поэтич. экспериментов; необычайный интерес к ним выливается и в попытки создания оригинальных Т. С. Ф., большинство из к-рых принадлежат И. Северянину ("миньонет", "дизель", "кензель" и др.). В сов. период лишь сонет остается образцом для оригин. произведений, др. Т. С. Ф. - за редчайшими исключениями - используются в переводах и стилизациях.

Тверь

ТВЕРЬ - древний рус. город. Первые надежные летописные упоминания относятся к 1208/09, хотя город, вероятно, существовал уже в 12 в. Расположен на правом берегу Волги при впадении в нее р. Тьмаки. В 1237/38 разорен во время нашествия татаро-монголов. Столицей самостоят. княжества Тверь становится с 1247 при князе Ярославе Ярославиче. Длит. период политич. и военного противоборства с Москвой завершился в 1485 присоединением Тверского княжества к Моск. гос-ву. В 13-15 вв. своеобразный облик обретают культура и иск-во Т., в к-ром органично сплавляются домонгольские владимиро-суздальские, новгородские и раннемоск. черты. Древние крепостные сооружения не сохранились. Городской Спасо-Преображенский собор (1285-90) - первая каменная постройка Сев.-Вост. Руси после монг. периода. Храм неоднократно перестраивался и к 20 в. сохранился в формах кон. 17 в. Взорван в 1935. В 1992 произведено археологич. зондирование его остатков. В 20 в. утрачены древние постройки Успенского Отроча мон. Сохранился лишь собор 1722, внутри к-рого раскопками раскрыты остатки белокаменного храма, датируемого 70-ми гг. 13 в. К 1563 относится ц. "Белой Троицы". Тверь была крупным центром летописания. В 14-15 вв. сложилось в особое худож. направление тверское иконописание. Представление о ранней тверской живописи дают миниатюры "Хроники Георгия Амартола" (кон. 13 в.).

Для формирования совр. облика города существенное значение имела его перепланировка и застройка по регулярному плану, начатая в 60-е гг. 18 в. под рук. П. Никитина, в к-рой участвовали М. Казаков и К. Росси.

Твист

ТВИСТ (англ. twist, букв. - кручение) - танец. Введен около 1960 в США певцом, автором песен и руководителем бэнда Х. Баллардом. Приобрел известность в 1961 благодаря американскому певцу и танцору негру Ч. Чекеру, популярному исполнителю танца. Первонач. исполнялся в ночных клубах. К нач. 70-х гг. получил распространение во многих странах мира. Отличается быстрым темпом, четким ритмом. Относится к танцам группы рок-н-ролла, в сравнении с ним более статичен хореографически. Муз. размер 4/4, четные доли акцентированы. Ритм Т. использовался в эстрадных песнях многих стран.

Творческая история лит. произведения

ТВО́РЧЕСКАЯ ИСТО́РИЯ лит. произведения - тип лит.-ведч. иссл., в к-ром подвергается анализу весь комплекс данных, относящихся к истории текста произв. (от данных о возникновении замысла и черновых набросков до изменений текста в процессе его переизданий, переписывания и т. д.). Термин введен Н. К. Пиксановым ("Творч. история "Горя от ума"", 1923) и ныне широко принят в практике лит.-ведения.

Театр им. Е. Б. Вахтангова

ТЕА́ТР ИМ. Е. Б. ВАХТА́НГОВА - основан в 1921 как 3-я студия МХАТ. Открылся спектаклем "Чудо св. Антония" в пост. Е. Б. Вахтангова. С 1926 носит его имя. Т-р отличали яркая и острая театр. форма, поиск новых средств выразительности для каждого нового мат-ла. Знаменитый спектакль "Принцесса Турандот" по сказке К. Гоцци позволил говорить о существовании "системы Вахтангова". Игровое начало, гротескно заостренная форма соединялись с психологич. мотивировкой действий и поступков персонажей. В 1932 Н. Акимов поставил "Гамлета", скандальный спектакль, резко раскритикованный парт. рук-вом. В 1937 сыграна премьера "Человека с ружьем" Н. Погодина. В роли Ленина выступил Б. Щукин, положивший нач. многолетней сценич. лениниане. С т-ром сотрудничали реж. Б. Захава, А. Дикий, Н. Охлопков. Во гл. т-ра после смерти Вахтангова встал его ученик Р. Симонов, старавшийся следовать традициям учителя, продолжать его поиски в обл. сценич. яз. В 1963 была возобновлена "Принцесса Турандот" с новым составом труппы. Т-р традиционно отличается сильной актерской труппой. В разные годы здесь работали и работают Ц. Мансурова, Н. Плотников, Н. Гриценко, Ю. Борисова, Ю. Яковлев и др. В наст. время т-р возглавляет М. Ульянов.

Театр им. Моссовета

ТЕА́ТР ИМ. МОССОВЕ́ТА - создан при культотделе Моск. гор. совета проф. союзов. Нынешнее назв. носит с 1938. Задуман как лаб. сов. спектакля, пропагандист новой сов. драматургии. С 1925 т-ром руководил Е. О. Любимов-Ланской. Первые пост. - "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского (1925), "Ярость" Ю. И. Яновского (1929). В спектаклях преобладал пафос рев. героики, эпич. размах, сложные массовые сцены.

В 1940 т-р возглавил Ю. А. Завадский. Линия т-ра меняется, начинается увлечение психол. нюансировкой, поэтичностью, комедийной легкостью. В репертуаре появляются классич. пьесы: "Трактирщица" К. Гольдони, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, "Отелло" и "Король Лир" У. Шекспира. Наряду с ними - совр. драматургия: "Машенька" А. Н. Афиногенова, "Фронт" А. Е. Корнейчука. В 50-х гг. т-р возвращается к эпичности, создает цикл спектаклей о современниках. Стремление к условному решению, театральности формы сочетается с психол. углубленностью внутр. рисунка ролей. Заметный вклад в историю т-ра внесли актеры В. П. Марецкая, Л. П. Орлова, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, Ф. Г. Раневская, Л. П. Марков, С. Г. Бирман и др. В наст. время т-р возглавляет П. О. Хомский.

Театр "Ленком"

ТЕА́ТР "ЛЕНКО́М" - создан на основе Центр. Моск. т-ра рабочей молодежи. До 1938 наз. ТРАМ. Осн. направлением был агитац.-полит, спектакль. В 30-х гг. труппу возглавил И. Судаков, реж. МХАТ. В труппу влились выпускники студии Р. Симонова. С этого момента происходит поворот в жизни т-ра. В 1938-51 т-ром руководил И. Берсенев. Он уделял большое внимание профессионализму, стремился к простоте и ясности выразит. средств. В т-ре стал формироваться классич. репертуар: "Нора" Г. Ибсена, "Живой труп" Л. Толстого, "Сирано де Бержерак" Э. Ростана и др. В разные годы т-р возглавляли также С. Гиацинтова, Б. Толмазов.

Огромное значение имел период работы в т-ре А. Эфроса (1964-67). Эфрос привнес в т-р совр. драматургию, свободную от патетики. На сцене появились пьесы В. Розова ("В день свадьбы"), А. Арбузова ("Мой бедный Марат"), Э. Радзинского ("104 страницы про любовь" и "Снимается кино").

С 1973 т-р возглавляет М. Захаров. Одна из первых его пост. - "Тиль" по Ш. де Костеру. Инсценировка осуществлена Г. Гориным, постоянным соавтором Захарова. Захаров стремится к красочности, театральности, эффектности зрелища, ищет нестандартные формы сценич. выразительности. С ним постоянно сотрудничает худож. О. Шейнис. Состав труппы позволяет делать ставку на "звезд": И. Чурикова, О. Янковский, А. Абдулов и др. В 90-х гг. в спектаклях Захарова стал ощущаться крен в сторону развлекательности и чрезмерной пышности ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Королевские игры").

Театр Санкт-Петербургский академический комедии им. Н. П. Акимова

ТЕА́ТР Санкт-Петербургский АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ КОМЕ́ДИИ ИМ. Н. П. АКИ́МОВА - образован в 1931 при объединении Ленингр. т-ра сатиры (гл. реж. Д. Гутман) и Т-ра комедии. В 1935 рук-во т-ром принимает Н. Акимов. В 1930-е гг. пользовались большим успехом спектакли: "Собака на сене" и "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1936 и 1939), "Двенадцатая ночь" У. Шекспира (1938), "Школа злословия" Р. Шеридана (1937). Заметное место в репертуаре т-ра занимает заруб. драматургия 20 в. Из сов. авторов определяющим для Акимова было творческое содружество с В. Шкваркиным ("Весенний смотр" - 1937, "Простая девушка" - 1938, "Страшный суд" - 1939) и Е. Шварцем ("Тень" - 1940). Как художник и как реж. Акимов создал на сцене особый фантастич. мир, праздничный, полный света и ярких красок. В годы войны т-р работает до конца 1941 в осажд. Ленинграде, затем эвакуируется сначала в Сочи, позже в Тбилиси и Сталинабад. В 1945 т-р возвращается в Ленинград. В 1949 обвиненного в легковесности репертуара, формализме Акимова снимают с поста гл. реж. (возвращают в 1956). Лучшие спектакли 1960-х гг.: "Пестрые рассказы" Чехова (1960) и "Дело" А. Сухово-Кобылина (1964). Подлинно новаторскими стали оригин. воплощения поэмы Д. Г. Байрона "Дон Жуан" (1963) и эпистолярной драмы Д. Килти "Милый лжец" (1961). В 1967 т-ру присвоено звание академического. В 1968 после смерти Акимова худож. рук. т-ра избран В. Усков, а в 1970 в театр приходит реж. В. Голиков. В 1977 Голикова на посту гл. реж. сменяет П. Фоменко. Наиб. характер ные постановки Фоменко: "Этот милый, старый дом" А. Арбузова (1972), "Старый Новый год" М. Рощина (1974), "Мизантроп" Ж. Б. Мольера (1975), "Теркин-Теркин" А. Твардовского (1980). Спектакли Фоменко отмечены яркой театр. выдумкой, гротескностью, парадоксальностью, музыкальностью реж. мышления. В 1984 гл. реж. назначен Ю. Аксенов. С 1991 т-ром руководит Д. Астрахан.

Московский театр «Ленком». Е. Леонов в спектакле «Иванов» по А. Чехову

Московский театр «Ленком». Е. Леонов в спектакле «Иванов» по А. Чехову

Театр "Современник"

ТЕА́ТР "СОВРЕМЕ́ННИК" - открылся в 1957 спектаклем "Вечно живые" по пьесе В. Розова, ставшего в т-ре пост. автором. Осн. труппы составила гр. выпускников Школы-студии им. В. Немировича-Данченко во гл. с О. Ефремовым. Осн. принципы работы, декларируемые т-ром в те годы, - нравств. максимализм и студийность. Ставились преим. пьесы совр. отеч. драматургов - А. Володина, Розова, А. Зака и И. Кузнецова. Считая себя наследниками МХАТовских традиций, актеры сторонились открытой театральности и уделяли большое внимание психол. достоверности и конкретности отд. деталей. Большую роль в становлении и формировании т-ра сыграла драматургия Володина. Его пьесы "Пять вечеров", "Моя старшая сестра", "Назначение" были этапными для "Современника". Т-р сформировал таких актеров, как О. Табаков, Е. Евстигнеев, Н. Дорошина, Л. Толмачева и др. В 1972 после ухода Ефремова в МХАТ т-р возглавила Г. Волчек, проявившая себя как талантливый реж. Т-р сотрудничает с известными реж. В. Фокиным, Р. Виктюком и др.

Тезоименитство

ТЕЗОИМЕНИ́ТСТВО - именины, день ангела вообще и к.-л. высокопоставленного лица в особенности. Т. императора, императрицы и наследника престола считались табельными, или царскими, днями и отмечались как гос. светские и церк. праздники. В 18 в. повсеместно, а в 19 - в кафедральных соборах богослужение в эти дни сопровождалось особыми молебнами.

Текст

ТЕКСТ (от лат. textus - ткань, сплетение) - в лингвистике понимается как продукт речевой деят-ности, относящийся к "речи" в ее противопоставлении "языку". Т. обладает определенной прагматической установкой, жанровой и стилистич. принадлежностью, специфическими внутренними и внешними связями, характеризуется связностью и цельностью. Представляет собой предмет изучения ряда спец. дисциплин (лингвистика Т., психолингвистика; применительно к письменным худож. текстам - текстология, поэтика, риторика, герменевтика и др.), исследующих различные аспекты структуры и функционирования Т.

В общесемиотическом понимании, термин "Т." применяется к любой знаковой последовательности, способной выступать как самостоятельный знак. Семиотика культуры в русле тартуско-моск. семиотич. школы (представления о Т. разрабатывали преимущественно Ю. М. Лотман и А М. Пятигорский) рассматривает как Т. разнообразные явления культуры (напр., ритуал, танец, произведение иск-ва и т. д.), полагая культуру совокупностью Т., обеспечивающих адекватную передачу значений и порождение новых смыслов. Первая функция наилучшим образом осуществляется гомогенными Т. и мета-Т. на искусств. языках, вторая - Т. гетерогенными и гетероструктурными, закодированными одновременно несколькими кодами ("языками") культуры. Выполняя, помимо коммуникативной, смыслообразующую функцию, Т. выступает как генератор смыслов, что происходит благодаря взаимодействию Т. с контекстом - другими Т. и семиотич. средой. Особенно явно это в худож. Т., обнаруживающих свойства интеллектуальных устройств (память, переработка и порождение информации), в свете чего представление об общении с Т. оказывается более точным, чем понятие дешифровки Т. (напр., общение пользователя и Т., общение между Т. и культурным контекстом).

Лит.: Пятигорский А. М. Нек-рые общие замечания относит. текста как разновидности сигнала // Структурно-типологич. иссл. М., 1962; Лотман Ю. М. Структура худож. текста. М., 1970; Мельчук И. А. Опыт теории лингвистич. моделей "Смысл - Текст". М., 1974; Новое в заруб. лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. М., 1978; Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Труды по знаковым системам. Вып. 12. Тарту, 1981; Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.

"Телескоп"

"ТЕЛЕСКО́П" - лит.-обществ. ж. Издавался в Москве (1831-36) Н. И. Надеждиным вначале раз в две недели, а с 1834 еженедельно. Во 2-й пол. 1835 временно выходил под ред. В. Г. Белинского. Вел полемику с изданиями Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча, "Моск. телеграфом", а позднее и с "Моск. наблюдателем". Выступая с критикой, выдвигая идею соединения иск-ва и жизни, "Т." закладывал основы реалист. эстетики. В "Т." печатались К. С. Аксаков, М. А. Бакунин, А. И. Герцен, А. В. Кольцов, И. И. Лажечников, А. С. Пушкин, Н. В. Станкевич и др. В первые годы сотрудниками являлись И. В. Киреевский, Н. А. Мельгунов, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков и др. Публиковались переводы произв. О. Бальзака, О. Барьбе, Г. Гейне, А. Дюма, Э. Сю и др. Закрыт за помещение первого из "Философич. писем" П. Я. Чаадаева. В качестве приложения имел газ. "Молва", задуманную как издание "мод и новостей", но приобретшую затем характер критико-библиогр. отдела "Т."

Телешов Ник. Дм

ТЕЛЕШО́В Ник. Дм. (1867-1957) - писатель, лит. и обществ. деятель. Род. в купеч. семье. Окончил Моск. коммерч. акад. В ранних рассказах ощущалось влияние А. П. Чехова. Циклы рассказов "По Сибири" и "Переселенцы", написанные в традициях реалистич. прозы, были отмечены читателями и критикой. Значит. влияние на жизнь и творчество Т. оказало сближение с М. Горьким. В творчестве писателя 1900-х гг. звучат мотивы социального протеста, появляются новые жанры - сказка и легенда, использующие иносказания, символику, фантастику ("Черною ночью", "Цветок папоротника"). В ист. рус. культуры нач. 20 в. Т. вошел как основатель лит. кружка "Среда", собиравшегося в его гостеприимном доме. После Окт. рев-ции гл. кн. Т. стала кн. воспоминаний "Записки писателя", живо воспроизводящая атмосферу лит. жизни кон. 19 - нач. 20 в.

Телешова Ек. Ал-др.

ТЕЛЕШО́ВА (Телешева) Ек. Ал-др. (1804-57) - танцовщица. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1824 (кл. Ш. Дидло). Дебютировала на петерб. сцене еще ученицей в 1819 в роли Гименея ("Зефир и Флора"). С 1824 до 1842 в труппе имп. т-ров. Среди ее партий: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Луиза ("Дезертир"), Фенелла (оп. "Немая из Портичи"), Волшебница ("Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника"), Федра ("Федра и Ипполит"). Т. отличалась танц. выразительностью и актерским дарованием в пантомиме. Ее запечатлели художники К. Брюллов в картине "Итальянка у фонтана" и О. Кипренский в роли Зелии из балета "Приключение на охоте". Ее поэтический портрет создал А. Грибоедов в стих. "Телешовой" (1825).

Е. А. Телешова. Худ. О. Кипренский. 1828

Е. А. Телешова. Худ. О. Кипренский. 1828

Тельняшка

ТЕЛЬНЯ́ШКА - матросские форменные нательные рубахи с бело-синими поперечными полосами. Впервые введены на голл. флоте; в России появились в 1862, офиц. - в 1874. До 1912 синие полосы имели размер четверть вершка, белые - вершок, с этого времени размеры полос уравнялись. В СССР также - предмет одежды возд.-десантных войск.

Теляковский Арк. Зах.

ТЕЛЯКО́ВСКИЙ Арк. Зах. (1806-91) - воен. инженер, ген.-лейтенант (1864). В рус.-тур. войне 1828-29 участвовал в осаде крепостей Браилов, Сливно, Адрианополь. В 1830 - 60-х гг. преподавал курс фортификации в престижных военно-учеб. заведениях. В 1863-65 исполнял обязанности пред. Техн. К-та Гл. инж. управления. С 1865 в запасе. Автор первого рус. оригин. труда "Фортификация" (Ч. 1-2. 1839-46), удостоенного Демидовской премии и получившего признание за рубежом. В своем труде Т. "раскрыл связь фортификации с тактикой и стратегией". На идеях Т. воспитывались многие изв. рус. воен. инженеры.

Теляковский Вл. Арк

ТЕЛЯКО́ВСКИЙ Вл. Арк. (1861-1924) - театр. деятель. Окончил Пажеский корпус Акад. Ген. штаба. В 1898-01 - управляющий Моск. имп. т-рами, в 1901-17 - дир. имп. т-ров Москвы и Пб. Обладал талантом организатора и администратора, интуицией и вкусом, знанием театр. иск-ва. Многое сделал для обновления сцены, приглашая на работу в имп. т-ры Ф. И. Шаляпина, В. Э. Мейерхольда, Л. В. Собинова, К. А. Коровина, А. Я. Головина и др. видных худож. На основе собств. дневников написал в последние годы жизни "Воспоминания", где продемонстрировал незаурядный дар мемуариста.

Тематическая группа

ТЕМАТИ́ЧЕСКАЯ ГРУППА - выделенная в пределах семантич. поля или независимо от него лексич. группировка, в к-рой лексика объединена по денотативному признаку, т. е. по обозначению реалий действительности. Т. Г. классифицируют все эл-ты действительности - от предметов домашнего обихода до небесных тел, с одной стороны, и мыслительных процессов, с др. стороны. Примеры Т. Г.: "Птицы", "Мебель", "Водоемы", "Глаголы движения", "Обозначения цвета" и т. п. Т. Г., отражая фрагмент действительности, легко поддаются структурированию и дальнейшему членению. Так, в пределах Т. Г. "Птицы" выделяются рубрики: "Водоплавающие", "Певчие", "Перелетные", "Домашние", "Лесные" и т. д. Т. Г. "Мебель" входит в более общее лексич. объединение "Предметы быта" в одном ряду с такими Т. Г., как "Пища", "Одежда", "Постель", "Домашняя утварь" и т. д.; в то же время может быть расчленена на б. мелкие и частные группировки по назначению и функциям (мебель для работы, отдыха, еды, сна и т. д.), по материалу (деревянная, металлическая, пластиковая и т. д.), по времени изготовления и использования (старинная, совр.) и т. п. Т. Г. может быть либо относительно замкнутой и ограниченной ("Обозначения родства"), либо открытой, проницаемой для эл-тов др. Т. Г. и постоянно пополняющейся новыми эл-тами ("Приборы и устройства", "Развлечения").

Т. Г., в отличие от семантич. поля, объединяет обычно лексику одной части речи и вычленяется как рубри-каидеографич. словаря. Четкая денотативная отнесенность и удобство классификации сделали Т. Г. популярным объектом лексикологич. иссл.

Темляк

ТЕМЛЯ́К (от тур. temlik, польск. temblak) - ременная или тесьмяная петля, крепящаяся к эфесу холодного оружия и надеваемая на кисть руки для предотвращения его потери в бою. В рус. армии Т. разделялись по внеш. виду и мат-лу изготовления на офицерские и солдатские, пехотные и кавалерийские. По цвету деталей кисти Т. ниж. чинов в составе части различались по подразделениям (поротно и поэскадронно). Офицерские Т. на наградном оружии (т. н. аннинском и золотом - георгиевском) имели с 1855 петлю из орденской ленты - ленты орд. св. Анны и орд. св. Георгия; со времен Павла I кисти офицерских Т., так же, как и офицерские шарфы, были т. н. гос. цветов: из нитей серебр., черных и оранжевых. Офицерский Т. навязывался также и на зачехленное знамя (штандарт), при расчехленном знамени (штандарте) он носился на эфесе оружия знаменщика (штандартного унтер-офицера).

"Тёмное царство"

"ТЁМНОЕ ЦА́РСТВО" - выражение, получившее широкое распростр. после появления статей Н. А. Добролюбова "Темное царство" и "Луч света в темном царстве" (1859-60), посвященных раннему творчеству А. Н. Островского. Стало употребляться как обознач. самодурного купеческого и чиновничьего быта.

Темп речи

ТЕМП РЕ́ЧИ - скорость произнесения речевых эл-тов разной протяженности. Т. Р. измеряют двумя способами: как число звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (напр., в сек), или как среднюю длительность звука (слога). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды - миллисекундах (мс). Т. Р. каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах - от 60-70 мс при быстрой речи до 150-200 мс при медленной. Существует также и зависимость Т. Р. от индивидуальных особенностей говорящего. С лингв. т. зр. интересны изменения Т. Р., связанные с двумя обстоятельствами - с числом звуков (слогов) в слове или синтагме и с интонационным оформлением высказывания. Зависимость Т. Р. от числа звуков (слогов) в слове такова: чем больше звуков (слогов) в слове, тем меньше средняя длительность звука (слога). Эта зависимость является следствием стремления к изохронности произнесения слова или синтагмы. С т. зр. интонац. оформления для рус. яз. обязательным является замедление Т. Р. к концу завершенной синтагмы и отсутствие такого замедления в неконечной повествоват. и в конечной вопросит. синтагме. Важно также, что интонационное противопоставление важного/неважного может реализоваться изменениями в Т. Р.: при произнесении синтагмы, содержащей несущественную, дополнит. информацию, Т. Р. чаще всего убыстряется.

Убыстрение Т. Р. (по сравнению с нормальным, естеств. для данного индивидуума) связано с сокращением длительности гласных и согласных, а замедление - с преимущ. увеличением длительности гласных.

Т. Р. характеризует и произносит. стили: торжеств., публичная речь отличается б. медленным темпом, тогда как разговорная речь и особенно просторечие характеризуются быстрым темпом, что приводит к значит. изменениям фонетич. облика слов.

Темпера

ТЕ́МПЕРА (от итал. temperare - смешивать краски) - живопись красками, в к-рой связующее вещество - эмульсия из воды и яичного желтка или разведенного на воде растит. или животного клея (казеин, гуммиарабик), смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Т. имеет бархатистую матовую фактуру, допускает письмо alla prima, лессировки, многослойную живопись, долго сохраняет первозданную свежесть красок; она не требует покрытия лаком, а под ним выглядит внешне как масляная живопись. Т. известна уже в Др. Египте, в Ср. века стала осн. техникой живописи (особ. станковой; применялась и для монумент. росписей), в т. ч. иконописи в Др. Руси. Рус. мастера ввели новые материалы, усовершенствовали технику. Традиционной техникой рус. иконописи была яичная Т. на желтке, наносившаяся по левкасу; сверху ее крыли олифой или масляным лаком. В Зап. Европе с 15 в., а в России с нач. в. Т. вытесняется масляной живописью (в т. ч. и в иконописи). С кон. в. вновь применяется для станковых и декор.-прикладных работ. В Т. нередко работали мастера рус. модерна (напр., портрет Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова, написанный А. Я. Головиным в 1912; большинство картин Н. К. Рериха).

Тенишева Мария Кл

ТЕ́НИШЕВА Мария Кл. (1867-1928) - меценат, коллекционер, худож., исследователь иск-ва. Создатель крупнейшего культурного центра России рубежа 19-20 вв. - Талашкино. Основатель неск. учеб. заведений в СПб. и Смоленске разных профилей (напр., рисовальные, с.-х. и муз. школы, курсы по подготовке учителей и т. д.). Собиратель коллекций произв. иск-ва (акварелей, рус. древностей, эмалей и т. п.), переданных в дар и заложивших основу разл. худож. собраний России. Способствовала возрождению и развитию кустарных промыслов страны, решению проблем синтеза иск-ва на уровне совр. худож. исканий (стиль модерн), поддерживала и субсидировала творч. деят-ность мн. художников, музыкантов (А. Бенуа, С. Дягилев и др.), ряд худож. изданий (в т. ч. ж. "Мир иск-ва" совм. с С. Мамонтовым). Мастер-эмальер, автор уникальных произв. (напрестольный крест, золоченое блюдо и др.), как исследователь иск-ва и деятель культуры - чл. неск. европ. акад.

Соч.: Впечатления моей жизни. Л., 1991.

Лит.: Сазонова К. К. М. К. Тенишева // Рус. и советское иск-во: (Вопр. истории и пробл. развития). Л., 1989. С. 23-32; Журавлева Л. С. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск, 1992.

Тенор

ТЕ́НОР (итал. tenore, от лат. tenere - держать, направлять) - 1) Высокий мужской голос. Различают лирич. и драматич. Т. Для лирич. Т. созданы партии Альмавивы, Ленского, Левко, Берендея; для драматич. - Отелло, Германа, Гришки Кутерьмы. При исполнении нек-рых партий Т. используются специфич. - "характерные" - тембры (партия "лукавого царедворца" Шуйского или Юродивого). Самая высокая в оперном репертуаре партия Звездочета исполняется Т.-альтино. В историю муз. иск-ва вошли многие блестящие певцы-Т.: драматические - Э. Карузо, И. В. Ершов, М. дель Монако, Л. Паваротти; лирические - Л. В. Собинов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев; лирико-драматические - Н. Н. Фигнер, Н. Г. Печковский, Г. Н. Нэлепп, П. Доминго.

2) В григорианском пении - один из важнейших звуков песнопения, определяющих вместе с заключит. звуком ладовую принадлежность напева.

3) В ср.-век. многоголосии (12-16 вв.) - название партии, в к-рой излагается ведущая мелодия.

4) Название хоровой партии, исполняемой Т.

5) Широкомензурный медный духовой инструмент из семейства саксгорнов, употребляемый в духовом оркестре.

Тенякова Нат. Макс.

ТЕНЯКО́ВА Нат. Макс. (род. 1944) - актриса. Окончила в 1965 Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии (кл. Б. Зона). В том же году дебютировала на сцене Т-ра им. Лен. Комсомола в роли Полли Пичем ("Трехгрошовая опера" Б. Брехта). После успешного дебюта приглашена в труппу БДТ. Фактически ее появление на сцене т-ра обозначило смену героинь, обусл. обстоятельствами времени. На смену цельным, волевым натурам пришли натуры раздвоенные, неуловимо изменчивые, порой апатичные в своем разочаровании. Среди ролей, сыгранных в БДТ: Клея ("Лиса и виноград" Г. Фигейредо, 1967), Марья Антоновна ("Ревизор" Н. Гоголя, 1972), Вера ("Три мешка сорной пшеницы" В. Тендрякова, 1973), Маша ("Жестокие игры" А. Арбузова, 1978), Арманда ("Мольер" М. Булгакова, 1973), Александра ("Фантазии Фарятьева" А. Соколовой, 1976), Юлия ("Дачники" М. Горького, 1976). С 1978 работает в Т-ре им. Моссовета. На моск. сцене Т. исполнены роли: Любы ("Тема с вариациями" С. Алешина, 1979), жены А. Блока ("Версия" А. Штейна, 1980), "Поликсены" ("Правда хорошо, а счастье лучше" А. Островского, 1980), Софьи Андреевны ("Если буду жив" С. Коковкина, 1980), Фросик ("Печка на колесе" Н. Семеновой, 1983), Гедды ("Гедда Габлер" Г. Ибсена, 1983), Сюпо ("Орнифль, или Сквозной ветерок" Ж. Ануя, 1987). В 1989 становится актрисой МХАТ им. А. Чехова. Здесь она сыграла Мадлену ("Кабала святош" Булгакова, 1989), Катю ("Моск. хор" Л. Петрушевской, 1989), Раневскую ("Вишневый сад" Чехова, 1990), Ирину ("Трагики и комедианты" В. Арро, 1991). Т. много работает на телевидении: Марья Александровна ("Дядюшкин сон" по Ф. Достоевскому, 1981), Наталья Гавриловна ("Жена" по Чехову, 1983) и др. Снимается вкино: Лида ("Старшая сестра", 1967), Асенкова ("Зеленая карета", 1967), баба Шура ("Любовь и голуби", 1983). Играла на концертной эстраде одноактные пьесы, сцены вместе с С. Юрским: "Избранник судьбы" Б. Шоу, "В сторону солнца" А. Володина и др. Творч. диапазон актрисы широк. В ее репертуаре образы женщин изысканно-нервных, капризных, жестоких и женщин открытых, простых, деревенских. Обладая тонким чувством жанра, Т. одинаково уверенно выступает в комедии-лубке и психол. драме. Игре Т., построенной на контрастах, свойственны подчеркнутая страстность, неожиданность и пластич. отточенность.

Н. Тенякова и С. Юрский

Н. Тенякова и С. Юрский

Теплов Григ. Ник

ТЕПЛО́В Григ. Ник. (1717-79) - гос. деятель, писатель. Род. в семье истопника. Первонач. образование получил в школе, учрежд. в Пб. Феофаном Прокоповичем, затем был послан доучиваться в Германию. Вернувшись, в 1736 поступил в студенты ун-та при АН и год спустя стал переводчиком при ней. С 1741 - адъюнкт АН. В 1743 как воспитатель К. Г. Разумовского, младшего брата фаворита Елизаветы Петровны, уезжает за границу "для дальнейшего и совершенного обучения". По возвращении в 1746 Разумовского назначают президентом, а Т. - асессором Акад. С этого момента Т. начинает фактически управлять Акад. Его деспотическую руку ощутили ее члены. Т. остановил печатание труда Г. Ф. Миллера, а его самого разжаловал из акад. в адъюнкты, запрещал являться в академич. собрания М. В. Ломоносову, к-рый ратовал за ограничение власти президента, а значит, и Т., В. К. Тредиаковского, по свидетельству поэта, "ругал как хотел и грозил шпагою заколоть". В 1750 Разумовского назначают гетманом Малороссии, вместе с ним отправляется "гетманствовать" и Т. При Петре III он попадает в немилость. Приходится уйти в отставку, но царская опала приближает Т. к кружку Екатерины. С. И. Соловьев, всегда осторожный в оценках, называет Т. "безнравственным, смелым, умным, ловким, способным хорошо говорить и писать". Именно поэтому все важнейшие акты, изданные в первые годы царствования Екатерины II, принадлежат перу Т. Участие в перевороте сблизило его с Орловыми и особенно тесно с графом Паниным и Е. Р. Дашковой, что в конечном итоге привело к охлаждению со стороны императрицы. Тем не менее почти до конца жизни Т. получает награждения и чины. Умирает он сенатором. Лит. занятия имели для Т. третьестепенное значение. Он гораздо более администратор. Известно, однако, одно уникальное издание - первый по времени печатный сборник рус. романсов на слова отеч. авторов (А. П. Сумарокова и др.) - "Между делом безделье". К сборнику прилагались ноты. Автором их был Т.

Тепляков Вик. Григ

ТЕПЛЯ́КОВ Вик. Григ. (1804-42) - поэт, прозаик, археолог. Из дворян. Воспитанник Моск. ун-тского Благород. пансиона. В 1820-25 служил в Павлоград. гусарском полку. В 1826 вследствие уклонения от присяги Николаю I заключен в Петропавл. крепость, а затем выслан в Херсон. В 1828-29 - чиновник канц. М. С. Воронцова в Одессе. Вел археол. разыскания на юге России и на Балканах (итогом пребывания здесь стала кн. очерков "Письма из Болгарии", 1833). Лит. деят-ность начал в пансионские годы. В раннем творчестве отдал дань гражд. поэзии (поэма "Бонифаций", 1823). В целом стихотв. Т. тяготеют к поэтич. системе послепушкинской эпохи, отличаются резкими эффектами, эмоц. гиперболизацией ("Любовь и ненависть", 1832). Для них характерны мотивы изгнанничества (цикл "Фракийские элегии", 1829), демонизма ("Два ангела", 1833), поздние произв. своеобр. окрашиваются романтич. иронией ("Вакхическая песня", 1836; "Слезы и хохот", 1836). Т. сотрудничал в "Сев. цветах", "Лит. газете" и др.

Теребенёвы

ТЕРЕБЕНЁВЫ - семья художников: Ив. Ив. (1780-1815) - скульптор-монументалист, график, рисовальщик-карикатурист. Предст. рус. классицизма. Учился в АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Член об-ва "остенекистов", возглавл. А. Х. Востоковым. Создал рельеф "Полтавская баталия" для пьедестала памятника Петру I работы Б. Растрелли (1743-44), установленного в 1800 ок. Михайловского замка. Для ранних работ Т. характерны острота рисунка, выразительность в передаче движения. Участвовал в работе над созданием фигур для Петергофского Большого каскада. Обращался к декор. пластике, выполнял скульптуру для построек Д. Кваренги. Исполнил ряд скульпт. работ для здания Адмиралтейства (напр., рельефы на фасадах "Восстановление флота в России" и др., гипс, 1812-13). Автор полит. карикатур, посв. Отеч. войне 1812, отразивших подъем нац. самосознания рус. народа. Для карикатур Т. характерны четкость контура рисунка, тщательность прорисовки фигур, выразительность композиции, эмоц. приподнятость. Долгое время Т. был учителем рисования в тверской г-зии. После переезда в Пб. участвовал в деят-ности Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств.

Ал.-др Ив. (1815-59) - скульптор. Сын И. И. Теребенева. Учился в АХ (1824-36) у В. И. Демут-Малиновско-го. Много работая в области декор, скульптуры, участвовал в оформлении обществ. зданий в Пб., восстановлении после пожара интерьеров Зимнего дворца. В монументальной скульптуре следовал классицизму (атланты портика Нового Эрмитажа, гранит, 1844-49). Автор скульпт. портретов ("А. С. Пушкин", 1837).

Терем

ТЕ́РЕМ - в др.-рус. зодчестве - верх. светлое помещение (жилой ярус) в больших домах (над сенями) или отд. высокая жилая постройка на подклете, часто имевшая башнеобразную форму с шатровым покрытием и богатой отделкой. Т. предназначались обычно для женщин. В 1635-36 зодчие А. Константинов, Б. Огурцов, Л. Ушаков и Т. Шарутин построили в Моск. Кремле 5-этажный Теремной дворец; нижние этажи были служебными, в 4-м - 4 царских покоя: сени, передняя (приемная), престольная и "почивальня". Светлый просторный 5-й этаж окружен гульбищем. Теремной дворец богато отделан белым камнем, цветными изразцами, росписями стен и сводчатых потолков. Здание является уникальным памятником рус. светской архитектуры допетровского времени.

Теремной дворец в Кремле. Москва

Теремной дворец в Кремле. Москва

Теретьев Игн. Гер.

ТЕРЕ́ТЬЕВ Игн. Гер. (1892-1937) - поэт, драматург. Род. в Павлодаре, окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1916-22 жил в Тифлисе, где сблизился с А. Крученых и И. Зданевичем, совместно с к-рыми организовал группу футуристов-заумников "41°". Стихи Т. впервые опубликованы в кн. А. Крученых "Ожирение роз" (1918). В поэтич. сб-ках "Херувимы свистят" и "Факт" (оба 1919) представлены образцы "оркестровой поэзии" Т., в к-рых нормативный язык сочетается с заумным, а также абсурдистских стихов, сближающих Т. с дадаистами. В теоретич. книгах "17 ерундовых орудий" (1919) Т. формулирует "закон поэтич. речи", согл. к-рому слова, похожие по звуку, имеют в поэзии "похожий смысл", восходящий к паронимической теории ранних формалистов. В кн. "Трактат о сплошном неприличии" (1920) в ернической манере излагается история рус. футуризма и содержится призыв к социальной власти художника. Т. принадлежат также брошюры "А. Крученых - Грандиозарь" (1919) и "Рекорд нежности. Житие Ильи Зданевича" (1919). Во всех работах тифлис. периода Т. уделяет повыш. внимание типогр. оформлению текста, игре с различ. шрифтами. В 1923 Т. сотрудничал в ЛЕФе, работал в фонолог. отделе петроградского Гос. ин-та худож. культуры. С 1924 выступал как драматург и театр. реж. Наибольшую известность получили его эксперим. постановки пьес "Джон Рид" в ленингр. Красном т-ре (1924) и "Ревизор" в Т-ре Дома печати (1927). В 1931 Т. был арестован, отбывал 5-летний срок на Беломорканале, где организовал театр. труппу. После выхода из заключения пробовал свои силы как киносценарист. В 1937 повторно арестован и расстрелян.

Терешкова Вал. Вл

ТЕРЕШКО́ВА Вал. Вл. (род. 1937) - летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт, обществ. деятель. Родилась в д. Масленниково Тутаевского р-на Ярославской обл., в семье крестьянина. В 1960 окончила техникум легкой пром-сти. Работала ткачихой в г. Ярославле на комбинате техн. тканей. Занималась парашютным спортом. В 1962 зачислена в отр. космонавтов. 16-19 июня 1963 совершила полет в космос вокруг Земли на корабле "Восток-6". 22 июня 1963 ей было присвоено звание Героя Сов. Союза. В 1969 окончила Военно-воздушную академию. С 1970 - полк.-инж., канд. техн. наук. В 1968-87 была пред. К-та сов. женщин. С 1969 - вице-през. Междунар. демокр. Федерации женщин. С 1987 - пред. През. Союза сов. об-в дружбы и культурных связей с заруб. странами. Деп. Верх. Совета СССР 7-11-го созывов, с 1974 чл. През. Верх. Совета СССР, состояла чл. ЦК КПСС. Имеет ряд отеч. наград и наград быв. социалистич. стран. Именем Т. назв. кратер на Луне.

Терещенко Ал-др Власьевич

ТЕРЕ́ЩЕНКО Ал-др Власьевич (1806-65) - этнограф и археолог. Активный сотрудник археографич. комиссии. Наиб. известный труд Т. - "Быт рус. народа" (1848), явился одной из первых попыток монографич. описания нар. культуры. Поначалу завоевав большую популярность, позднее эта работа подверглась сильной критике за имевшиеся в ней недостатки и сильную идеологизированность. Др. работы Т. - "Опыт обозрения жизни сановников, управлявших иностр. делами в России" (1837), "Очерки Новороссийского края" (1854), публикации материалов раскопок курганов в Саратовской губ.

Лит.: Токарев С. А. История рус. этнографии. М., 1966. С. 203-205.

Терещенко Мих. Ив

ТЕРЕ́ЩЕНКО Мих. Ив. (1886-1956) - предприниматель, полит. деятель. Род. в Киеве, в семье сахарозаводчика, выходца из казаков. Окончил Киевскую г-зию и Лейпцигский ун-т. В 26 лет был избран деп. 4-й Гос. думы. Будучи предст. рус. предпринимательства новой формации, человеком высокой культуры и образованности, Т. понимал насущную необходимость для прогресса России полит. реформ, способствующих созданию подлинной представит. власти и ответственности перед нею власти исполнительной. В Думе примкнул к фракции "прогрессистов", был сторонником решит. действий (от блокирования бюджета до взаимодействия с революционерами, 1914) для осуществления программы реформ. Во время 1-й мир. войны Т. активно содействовал снабжению армии и орг-ции пром-сти для работы на оборону через альтернативные гос. структурам Военно-пром. к-ты (созданы летом 1915 на осн. частной инициативы прогрес. рус. промышленников и политиков). В 1915-17 (до Февр. рев-ции) возглавлял Киевский обл. Военно-пром. к-т. Значит. известность получила деят-ность Т. по организации госпиталей Кр. Креста, на к-рые он расходовал личные средства. После Февр. рев-ции Т. занял пост мин. финансов Врем. пр-ва. В осн. его программы лежала идея преемственности финанс. обязательств и расчет на помощь союзников. После Апр. кризиса он сменил П. Милюкова на посту мин. иностр. дел (5 мая 1917). Т. выступал за достижение почетного для России мира и макс. сближение с союзными демокр. державами. При его участии Врем. пр-во декларировало фактическое принятие лозунгов рев. оборончества, выдвигавшихся умеренными социалистами. Т. сохранил свой пост в составе всех коалиций, входил в Директорию (Совет пяти; сент. 1917). Во время Окт. переворота оставался до конца в Зимнем дворце. Арестован. После побега через Скандинавию эмигрировал во Францию. Активно добивался участия союзников в свержении большевистского режима. После окончат. утверждения сов. власти в России занялся предпринимат. деят-ностью во Франции. Достиг положения крупного финансиста. Скончался в Монако.

М. И. Терещенко. Петроград. 1917

М. И. Терещенко. Петроград. 1917

Тёркин

ТЁРКИН - герой книги про бойца А. Т. Твардовского "Василий Теркин" (1942-45) и поэмы "Теркин на том свете" (1954-63). Как персонаж агитац. поэзии Т. появился и получил широкое распространение в армейской печати во время финской кампании 1939-40 и в годы Вел. Отеч. войны. Однако всенародную известность образ обрел после публикации поэмы Твардовского, став символом рус. солдата, умелого, находчивого, неунывающего в безвыходных ситуациях, бросившего вызов самой смерти.

Термен Лев Серг

ТЕРМЕ́Н Лев Серг. (1896-1990) - изобретатель. Известен тем, что в 1921, работая в Физ.-техн. ин-те (Петроград), создал первый в мире электромузыкальный инструмент - термен-вокс, звуки из кот. извлекались посредством приближения к нему на различные расстояния человеч. руки. В 1922 демонстрировал терменвокс Ленину (к-рого инструмент, правда, интересовал прежде всего как возможное средство сигнализации для охраны Кремля, Гохрана и Госбанка). Последующая триумфальная серия концертов Т. с терменвоксом по стране призвана была служить "пропаганде электрификации". В 1921-26 Т. изготавливает несколько вариантов действующих приборов беспроволочного "дальновидения" (телевидение). В 1927 гастролирует с терменвоксом в Зап. Европе, в 1928 отправлен в США, где также имеет огромный успех, организует муз.-танцевальную студию и корпорацию по производству электромуз. техники, создает новый инструмент - терпситон. В 1938 отозван в СССР, арестован, в 1939 - на Колыме, затем в Москве, в "закрытом КБ", где и работает до 1958. В 1947 удостоен (оставаясь заключенным!) Сталинской премии 1-й степени. После реабилитации работал в Моск. консерватории, а затем, до конца жизни, - на каф. акустики Моск. ун-та, где создал новые варианты электромуз. инструментов, провел много иссл. в обл. муз. акустики и светомузыки.

Предыдущая страница Следующая страница