Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕР"-"ТИХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕР"-"ТИХ")

Терменвокс

ТЕРМЕНВО́КС (от имени изобретателя и лат. vox - голос) - первый сов. эл.-муз. инструмент. Изобретен Л. Терме-ном в 1920. Первонач. одноголосный, Т. имеет два генератора высокой частоты, из них один работает на фиксиров. частоте, а частота второго зависит от расстояния между правой рукой музыканта и небольшой вертик. штыревой антенной, подключ. к его колебат. контуру. Тембр звука Т. может напоминать тембр певч. голоса, скрипки, виолончели, флейты, трубы, разл. щипковых и ударных инструментов и т. д. и устанавливается переключением соотв. регистров. Динамич. оттенки регулируются движением левой руки над левой антенной.

Термин

ТЕ́РМИН (от позднелат. terminus - термин, от лат. terminus - предел, граница) - слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определенного понятия в области науки, техники, иск-ва, обществ. жизни. Т. входит в состав терминологии. В терминологиях имеются как узкоспециальные Т. (дактиль, аффриката, неметаллы и др.), так и известные широкому кругу (футбол, хоккей, пешка, король, шах, лифт и др.). Т. может быть словом непроизводным (аут, барельеф, ушу, бионика, докер, дуэт, сольфеджио, хит и др.), производным (тюремный, швартовка, углевой и др.), сложным (автозаправщик, брусцепка, брызгоотражатель, хитпарад и др.), аббревиатурой (АЭС, ДСК, ЖСК, МЖК, ОРВИ, СПИД, ВИЧ и др.), предложением (у моряков: Так держать! Вперед смотреть! Отдать носовой! Суши весла!; у летчиков: От винта!; у военных: На плечо! К ноге! Шагом марш! и т. п.), сочетанием из двух и более слов (атомная бомба, космическая медицина, квадрант межотраслевого баланса, ударный слог, холостой стих и др.), сочетанием слова (слов) и букв, символов; сочетанием слова (слов) и цифр, символов; сочетанием аббревиатуры (аббревиатур) и цифр и т. д. Т. может иметь одно или неск. значений (напр., муз. термины адажио, аллегро, анданте используются для обозначения муз. темпа и для обозначения муз. произведения или его части в таком темпе), одно и то же слово в качестве Т. может использоваться в разных терминологиях (грануляция - в медицине, в сел. х-ве, в астрономии, в технике; ассимиляция - в биологии, в этнографии, в лингвистике). Т. подчиняется словообразоват., грамматич. и фонетич. правилам данного яз. Т. образуется посредством терминологизации слов общенар. яз., заимствования или калькирования иноязычных терминоэлементов. Т. в худож. лит-ре используется в качестве изобразит.-выразит. средства. Для ввода Т. в текст (в зависимости от известности его широкому кругу неспециалистов) писатель использует целый комплекс приемов: объясняет значение Т., вводит синонимы и т. д. Т. являются одним из источников пополнения словарного состава рус. лит. языка.

Лит.: Реформатский А. А. Что такое термин и терминология // Вопросы терминологии. М., 1961; Толикина Е. И. Термин в лит. языке // Нормы совр. рус. лит. словоупотребления. М.; Л., 1966; Проблематика определений терминов в словарях разных типов. Л., 1976; Лейчик В. М. Новое в советской науке о терминах // Вопр. языкознания. 1983. № 5; Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистич. основы учения о терминах. М., 1987.

Терминография

ТЕРМИНОГРА́ФИЯ - раздел лексикографии. Предметом Т. является разработка методологии и конкретных приемов составления спец. словарей. В задачи Т. входят разработка принципов классификации и типологии терминологич. словарей, выработка науч. обоснованных принципов отбора спец. лексики, а также установление единых принципов орг-ции и подачи (толкования, перевода, описания и т. п.) терминов, номенов и др. спец. лексики в спец. словарях.

Лит.: Хаютин А. Д. Теоретич. проблемы и практич. задачи термино-графии // Проблемы общей и терминологич. лексикографии. Баку, 1978; Шайкевич А. Я. Проблемы терминологич. лексикографии. М., 1983; Герд А. С. Основы научно-технич. лексикографии. Л., 1986; Гринев С. В. Введение в терминологич. лексикографию. М., 1986.

Терминология

ТЕРМИНОЛО́ГИЯ - 1) Состав терминов к.-л. определ. обл. науки, техники, произ-ва, иск-ва и т. д. Например, в Т. математики входят аксиома, аксиоматич. метод, алгоритм, математич. анализ, парабола, пропорция, радикал; в Т. астрономии - долгота дня, галактики, затмения солнца (луны), космическая геодезия, метеориты, позиционный угол.

2) Прикладная область яз.-знания, изучающая спец. лексику в ее совр. состоянии и ист. развитии. Специалистов, занимающихся изучением Т., интересуют вопросы формирования Т., функционирования терминов, их упорядочение, стандартизация, перевод с одного яз. на другой, правильность употребления ст. зр. норм совр. языка и т. д. Т. остается такой обл. языка, в к-рой проявляются и остро сталкиваются интересы профессионалов-специалистов, яз.-ведов-исследователей Т. (терминологов) и рядовых ревнителей чистоты и точности словоупотребления. Значит. вклад в изуч. Т. внесли сотрудники К-та науч.-техн. терминологии, Всесоюзного ин-та науч. и технич. информации, Ин-та рус. языка АН СССР, Гос. комитета стандартов, Ун-та им. Н. И. Лобачевского (Ниж. Новгород) и др. Большой вклад в Т. сделали Д. С. Лотте, Г. О. Винокур, А. А. Реформатский, Ф. П. Филин, О. Н. Трубачев, Ф. П. Сороколетов, О. С. Ахманова, Л. Л. Кутина, А. С. Герд, Б. Н. Головин, Л. А. Шкатова, Л. И. Скворцов, В. П. Даниленко и др.

Лит.: Иссл. по рус. терминологии: Сб. статей. М., 1971; Даниленко В. П. Рус. терминология: Опыт лингвист. описания. М., 1977; Терминология и культура речи. М., 1981; Реформатский А. А. Мысли о терминологии // Совр. проблемы рус. терминологии. М., 1986.

Термы

ТЕ́РМЫ (лат. thermae) - бани Др. Рима. Включали разнообр. мыльни, купальни, а также гимнастич., спортивные и театр. помещения, галереи и залы для прогулок и бесед, б-ки. Особенное развитие получили в имп. период, строились с исключительной роскошью, подобно дворцам, были главным местом общественной жизни. В России в 1780-87 арх. Ч. Камерон построил в Царском Селе комплекс Т. по антич. образцу.

Терновец Бор. Ник

ТЕРНОВЕ́Ц Бор. Ник. (1884-1941) - живописец, скульптор, историк иск-ва, критик, музейный работник. Учился на юрид. ф-те Моск. ун-та (1904-08), в школе К. Юона (1907-08), худож. школе Киша в Москве (1909-10), в школе Холоши в Мюнхене (1911-12), у Э. Бурделяв Париже (1913-14). Действ. чл. Акад. худож. наук (1923). В живописи неизменно стремился к передаче живого ощущения природы, писал гл. обр. пейзажи. В скульптуре испытал прямое воздействие франц. мастеров (Бурдель, Ш. Деспио). Участвовал в реализации плана монумент. пропаганды (пам. А. Скрябину, 1918; конкурсн. проект пам. "Освобожденный труд", 1910-е гг.). Как иск.-вед и худож. критик посвятил ряд статей актуальным явлениям худож. жизни страны, пропагандировал творчество отд. мастеров (напр., В. Мухиной), создал обобщающие тр. об отд. видах отеч. иск-ва (гл. обр. о скульптуре). В оценках исходил из проф. понимания специфики выразит. средств вида иск-ва и его образного яз. Будучи дир. Музея нового зап. иск-ва в Москве, серьезно занимался комплектованием коллекции. Богатое эпистолярное наследие и дневники Т. являются ценным материалом ист. культуры 20 в.

Соч.: Э. Бурдель. М.; Л., 1935; Теодор Жерико. М.; Л., 1945; Избр. статьи. М., 1963; Письма. Дневники. Статьи. М., 1977.

Тер-Ованесян Иг. Арамович

ТЕР-ОВАНЕСЯ́Н Иг. Арамович (род. 1938) - легкоатлет, з. м. с. СССР. Лучший сов. прыгун в длину. Чемпион Европы 1958, 1962, 1969. Бронзовый призер Олимпийских игр 1960 и 1964. 15-кратный чемпион СССР в прыжках в длину и эстафетном беге 4×100 м в 1957-71. Установил мировые рекорды - 8,31 м (1962) и 8,35 м (1967).

Терпигорев Сер. Ник

ТЕРПИГО́РЕВ Сер. Ник. (1841-95) - писатель. Из старин. дворян. семьи. Окончил Петерб. ун-тский пансион и Тамбов. г-зию (1860); поступил на ист.-филол. отд. Петерб. ун-та, но подал прошение о выходе из числа студентов в связи со студенч. волнениями 1861. Начал лит. деят-ность в 1862. Известность ему принес цикл очерков о жизни мелкопоместного дворянства в пореформенную эпоху "Оскудение. Очерки, заметки, размышления тамбовского помещика" (1881). Опубликовано в "Отеч. записках" под псевд. С. Атава. Это сочинение дало повод к догадкам о том, что под псевд. скрывается М. Е. Салтыков-Щедрин, и долгое время Т. воспринимался как "маленький Щедрин". С 1881 стал постоянным сотрудником "Нового времени", где печатал продолжение "Оскудения" - "Пять глупых дев" (1881), к-рое не имело успеха, и вел на протяжении почти 20 лет популярный у читателей фельетон. Много печатался Т. и в др. периодич. изд., в частности в "Ист. вестнике", где опубликовал дополнение к "Оскудению" - цикл "Потревоженные тени" (1887). На петерб. даче у Строганова моста, где жил Т., образовался своеобразный салон - собрания литераторов на обильные обеды, хорошо описанные в книге А. Н. Лескова "Жизнь Николая Лескова" (М., 1984. Т. 2).

С. Н. Терпигорев. Худ. П. Соколов. 1889

С. Н. Терпигорев. Худ. П. Соколов. 1889

Терракота

ТЕРРАКО́ТА (ит. terra cotta - обожженная земля) - изделия из обожженной неглазуров. керамики. Т. известна с эпохи неолита; повсеместное распространение получила в античном мире, где она использовалась в качестве акротериев, плит для отделки фризов, черепицы, посуды, вотивных статуэток, игрушек, фигурок для украшения интерьеров и др. Особенно известны др.-греч. терракотовые статуэтки из Танагры. Использовалась для орнаментальных рельефов и бюстов мастерами итал. Ренессанса и барокко (автопортрет Л. Бернини), для мелкой пластики - во Франции эпохи рококо. В рус. архитектуре применялась в Киев. Руси. Начиная с 15 в. из Т. делались фризы и балясины кирпичных построек Москвы, с 16 в. Т. применялась для рельефных печных изразцов, в эпоху классицизма из Т. выполнялись бюсты, статуэтки, также скульптурные эскизы (М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. П. Толстой и др.). Вновь получила распространение в архитектуре кирпичного стиля, протомодерна и модерна, широко применялась в 1950-х гг. (напр., скульптурный декор жилого дома на Котельнической наб. в Москве, 1952). Остается одним из популярнейших материалов мелкой пластики.

Терцет

ТЕРЦЕ́Т (итал. terzetto, от лат. tertius - третий) - 3-стишие, строфа из 3 строк. Обычно употребляется в соединении с др., часто входя в состав более сложных строф; в качестве одиночной строфы в рус. поэзии практически не встречается. Т. может иметь 3 вида:

1) все 3 стиха на одну рифму (а а а);

2) два стиха рифмуются, 3-й остается холостым (напр., в ритурнели);

3) 2 стиха (обычно 1-й и 3-й) рифмуются, 3-й имеет рифму в смежной строфе (напр., терцины). Т. входят в состав ряда тв. и полутв. стихотв. форм (сонет, рондо, виланель и др.), в обычных строфич. произв. используется редко; в последнем случае для обозначения таких строф чаще используется термин "трехстишие". Пример Т. (К. Бальмонт):

В лесу безмолвие возникло от луны,

Но внятно чудится дрожание струны,

И свет властительный нисходит с вышины.

Терцины

ТЕРЦИ́НЫ (итал., ед. ч. terzina, от terza rima - 3-я рифма) - ряд 3-стиший, связ. рифмовкой по схеме aba bcb cdc ded... В последнем 3-стишии ср. стих рифмуется с дополнит. замыкающим стихом. Т. сложились в кон. 13 в. в Италии, где были затем канонизированы Данте в "Божественной комедии". Многочисл. подражания Данте распространили Т. в др. европ. лит-рах. В России первые опыты Т. появились в 20-30-е гг. 19 в Первые рус. пер. (из "Ада") были сделаны А. Норовым (1822) и П. Катениным (1827), первые оригинальные Т. принадлежат А. Плетневу ("Судьба", 1823). В этот же период к Т. обращаются А. Пушкин, В. Кюхельбекер. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 в. интерес к Т. возрастает. А. Майков и А. Толстой пользуются Т. в стилизациях, К. Фофанов пишет Т. "Герцога Магнуса"; многочисл. имитации классич. эпич. строфики в нач. 20 в. вызывают появление целого ряда оригинальных Т. у К. Бальмонта, В. Иванова, В. Брюсова. В. Хлебников использовал Т. для поэмы "Змей поезда" (1910). Обычными для рус. Т. размерами были 5-стопный и 6-стопный ямб (имитация итал. 11-сложника), др. размеры использовались для Т. лишь в качестве метрич. эксперимента (акцентный стих В. Хлебникова). Пример Т. (Бальмонт):

Красивы сочетания светил,

Пленительна зеленая планета,

Где человек свой первый миг вкусил.

В пространстве много воздуха и света,

И каждый день, в определенный час,

Земля огнем рубиновым одета.

Источник новых мыслей не погас,

Источник новых чувств горит всечасно,

И тот, кто любит, любит в первый раз.

<...>

И так как жизнь не понял ни один,

И так как смысла я ее не знаю,

Всю смену дней, всю красочность картин,

Всю роскошь солнц и лун - я проклинаю!

Тесто

ТЕ́СТО - 1) Густая масса из муки, замешенной на воде или молоке. По способу приготовления различают кислое и пресное Т. Кислое Т. (сдобное, хлебное) - Т. на опаре, дрожжах или закваске (кусок старого бродившего хлеба). Пресное Т. готовится без опары. Т. для хлеба готовят следующим образом: муку разводят на воде, делают тягучее Т., через час опускают сито в воду, кладут на сито Т. и слегка давят рукой, пока вода, стекающая с сита, не станет чистой. Затем к Т. прибавляют закваску (пивные дрожжи) и ставят в квашне в теплое место, через нек-рое время Т. опаривают - обдают кипятком. Когда опара поднимается, Т. надо вымесить и снова поставить в теплое место. Замешивали Т. вечером, ночью оно "бродило", а утром пекли хлеб.

В представлениях народа приготовление Т. отождествляется с подготовкой земли к посеву. Перемешивание Т. рукой сравнивается со вспахиванием земли сохой. Землю перемешивают, как и Т., она также бродит, раздувается, поднимается и зеленеет. Плодородную силу Т. можно было передать больному ребенку. Для этого ребенка клали в квашню сверху Т. после замеса и, закрыв крышкой, держали его там около получаса. Хозяйка, месившая Т. для обрядового хлеба, старалась руками прикоснуться к скотине, плодовым деревьям, детям. Во время свадьбы приготовление Т. и выпечка хлеба обеспечивали плодовитость молодой и урожайность полевых культур. В свадьбе отмечается параллелизм между превращением сырого Т. в выпеченный каравай и переходом невесты в положение молодой женщины.

2) Обычно праздничное, обрядовое угощение, готовившееся зимой в постные дни. Др. названия - "кулага", "сладкое". Просеянную овсяную или ржаную муку густо замешивали и заквашивали, получалось "соложеное" (кислое) тесто. Через 2 дня блюдо было готово. На стол такое угощение часто подавали с толокном, с толченой брусникой или черемухой. На С. России на 2-й неделе Великого поста теща приезжала к молодым есть "тесто", или "сладкое", к-рое варила молодая.

Тибетоведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тиблен Ник. Львович

ТИ́БЛЕН Ник. Львович (1825 - ?) - издатель и типограф. В кон. 1850-х гг. открыл в Пб. типографию и изд-во. В типографии Т., по данным 3-го Отделения, печатались рев. прокламации. Изд-во Т. выпустило соч. зап.-европ. мыслителей, историков, философов, социологов. Т. пропагандировал рус. лит-ру и обществ. мысль, выпустил первое полн. изд. "Горя от ума" А. С. Грибоедова (1862). В 1868 Т. предпринял изд. периодич. "Сборников произв. новых писателей" и ж. "Совр. обозрение", в к-ром сотрудничали изв. рус. писатели, ученые и публицисты. В результате цензурных и суд. преследований Т. разорился и в 1868 вынужден был "бежать" от долгов за границу. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Тиверцы

ТИ́ВЕРЦЫ - ср.-век. слав. нас. Вост. Европы. В "Повести временных лет" при описании расселения вост. славян сказано, что "уличи и Т. сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне". В 885 с ними воевал киев. кн. Олег, а в 907 Т. - "яже суть толковины" участвуют в походе Олега на Византию. Слово "толковины" обычно связывают с глаголами "толковать", "объяснять". Видимо, Т. в войске Олега были людьми, знавшими греч. язык, и могли служить переводчиками. Последний раз Т. упомянуты в летописи как участники похода киев. кн. Игоря на Византию в 944. Этноним Т. мог быть производным от назв. реки (напр., Тираса - антич. назв. Днестра) или восходить к тюркскому tiv-ar - "переводчик" (ср. др.-рус. тълковинъ). Считается, что предки летописных Т. в 6-7 вв. входили в состав антской группировки др. славянства и обитали в междуречье Днестра и ср. теч. Юж. Буга, доходя на Ю. до Черного м. С появлением в сев.-причерноморских степях в кон. 1 - нач. 2 тысячелетия воинствующих кочевников - печенегов и половцев Т. вынуждены были покинуть свои места обитания и отступить в сев. р-ны Поднестровья, где проживали хорваты, а в кон. 11 в. образуется сильное Галицкое княжество.

Тиме Елиз. Ив

ТИ́МЕ Елиз. Ив. (1884-1968) - актриса. Родилась в Пб., в семье горного инж., крупного ученого И. А. Тиме и певицы - актрисы Мариинского т-ра В. В. Тиме. В 1903-06 училась в конс. по классу пения, одновременно с 1904 - на ист.-филол. отд. Бестужевских курсов и с 1905 по 1908 в Петербург. театр. уч-ще (класс Ю. Озаровского). В 1908 принята в труппу Александринского т-ра, где работала до своей кончины. Однако в силу разносторонности образования и дарования параллельно с драматич. сценой выступала в балете (пантомимическая роль Клеопатры в балете М. Фокина "Египетские ночи" на муз. А. Аренского, Мариинский т-р, 1908), в оперетте. Разносторонность дарования сказалась и в обширном диапазоне актерских возможностей Т. Принятая на амплуа гранд-кокет, она дебютировала ролью Эммы Розенблат в шутке Л. Добржанского "Золотой телец", а затем в совр. репертуаре из пьес Г. Зудермана, П. Невежина и др. сыграла много ролей "роковых", "загадочных" женщин. Случайно полученные роли Елены Андреевны ("Дядя Ваня" А. Чехова) и Дианы ("Умная для себя, дура для других" Лопе де Вега) изменили представление о масштабе ее дарования. На Александринской сцене Т. справлялась с ролями самого разнообр. характера, ей были подвластны и драма, и трагедия, и водевиль. Жанровое разнообразие ролей будет сопровождать всю творч. биографию Т. Среди ее ролей: герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Э. Скриба), Глафира ("Волки и овцы"), Юлия Тугина ("Последняя жертва" А. Островского), графиня Юлия ("Заговор Фиеско" Ф. Шиллера), Ирина ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого), Мирандолина ("Трактирщица" К. Гольдони), Настасья Филипповна ("Идиот" по Ф. Достоевскому). Творч. гибкость позволила Т. перешагнуть рубеж, непреодолимый для большинства актрис Александринского т-ра, включив в свой репертуар роли в совр. сов. пьесах. В 1924-25 она сыграла Устинью в "Пугачевщине" К. Тренева, Виринею в "Виринее" Л. Сейфуллиной, позже - Марфу Коврову в "Ярости" Е. Яновского. Только с начала 1930-х гг. репертуар Т. приобретает нек-рую определенность, замыкаясь в рамках амплуа: Эмилия ("Отелло" У. Шекспира), Вышневская ("Доходное место"), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Клеопатра ("Враги" М. Горького), Анна Андреевна ("Ревизор" Н. Гоголя). После возвращения т-ра из эвакуации Т. играет роли Хлестовой ("Горе от ума" А. Грибоедова), Гурмыжской ("Лес" Островского) и др. Тогда же Т. играет Змеюкину в "Свадьбе" Чехова и миссис Уоррен в "Профессии миссис Уоррен" Б. Шоу. Самой значит. ролью, завершившей творч. путь Т., была Бабушка в "Игроке" Ф. Достоевского. Т. рано начала концертную деят-ность, была известна как мастер худож. слова. Программы ее были отмечены высоким худож. вкусом. Рано занялась она и педагогич. работой. Уже в 1913 преподавала в школе сценич. иск-в А. Петровского, где вела класс водевиля. С 1919 Т. преподает в Ин-те живого слова, затем в Ин-те сценич. иск-в (ныне Ин-т т-ра, музыки и кинематографии им. И. Черкасова). В 1951 получила звание проф.

Тимирязев Клим. Арк

ТИМИРЯЗЕВ Клим. Арк. (1843-1920) - естествоиспытатель, создатель рус. школы физиологов растений, основоположник совр. учения о фотосинтезе. Род. в Пб., в дворян. семье. Окончил естеств. отд. Петерб. ун-та в 1866 вольнослушателем, т. к. был исключен из ун-та за участие в студенч. волнениях. С 1870 преподавал в Петр.-Разумовской с.-х. акад. до 1892, когда она была закрыта. С 1877 - проф. Моск. ун-та. В 1911 вышел в отставку. Т. разработал широкую биол. концепцию, давшую возможность значит. глубже понять процесс фотосинтеза. Доказал связь фотосинтеза с хлорофиллом и с энергией поглощаемых им лучей; впервые доказал, что зеленая окраска хлорофилла спец. приспособлена для поглощения солн. энергии, необходимой для разложения углекислоты; впервые развил представление о механизме участия хлорофилла в фотосинтезе. Показал, что хлорофилл представляет смесь двух тел - зеленого (хлорофиллина, позднее назв. хлоро-филлиновой к-той) и желтого (ксантофилла). Гл. физиол. роль принадлежит хлорофиллину. Показал, что хлорофилл можно рассматривать как наиб. соверш. сенсибилизатор, т. к. он поглощает и превращает в хим. работу солн. лучи, обладающие наиб. энергией. Дал трактовку осн. понятия в биологии - понятия о виде, проблемы органич. целесообразности, анализа форм и характера действия естеств. отбора. Т. - один из крупнейших историографов науки о жизни.

Соч.: Сочинения: В 10 т. М., 1937-40.

Тимм Вас. Фед

ТИММ Вас. Фед. (1820-95) - график, живописец, рисовальщик, баталист, жанрист. Род. в местечке Зоргеннфрей ок. Риги. Сын рижского бургомистра. Нач. худож. образование получил дома. В 1834-36 учился в АХ у А. И. Зауервейда. В 1844-48 совершил две поездки за границу. В Париже работал под рук. О. Берне. Побывал в Алжире. Получил известность в париж. худож. салонах благодаря батальным картинам, реалистич. этюдам и акварелям ("Русский фельдъегерь", "Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни, в Алжире"). С 1851 по 1862 издавал в Пб. "Рус. худож. листок", для к-рого выполнял портреты и литографии, повествующие о воен. событиях (напр., оборона Севастополя) и явлениях обществ. жизни России. В 1855 получил звание акад. батальной живописи. Прославился как иллюстратор-жанрист академич. направления. Автор илл. к произв. рус. писателей (напр., И. П. Мятлева). Работы Т. были высоко оценены В. Г. Белинским.

Т. много путешествовал по России, посетил Кавказ. Последние годы жизни провел в Берлине, где заведовал частным керамич. заведением.

Лит.: В. Ф. Тимм: Альбом / Сост. А. Эглит. М.; Л., 1962.

Дом Главнокомандующего Отдельным кавказским корпусом в Тифлисе. Худ. В. Ф. Тимм. 1851

Дом Главнокомандующего Отдельным кавказским корпусом в Тифлисе. Худ. В. Ф. Тимм. 1851

Тимофеев Ал. Вас.

ТИМОФЕ́ЕВ Ал. Вас. (1812-83) - поэт, прозаик, драматург. Окончил Казан. ун-т (1830). Переехав в Пб., приобрел известность драматич. фантазиями "Поэт" (1834) и "Елисавета Кульман" (1835), пов. "Художник" (1834). Тогда же создаются ставшие популярными песнями стихотв. "Свадьба" ("Нас венчали не в церкви"), "Тоска" ("Оседлаю коня, коня быстрого") и др. Т. становится одним из основных сотрудников наиб. распростран. ж. эпохи - "Б-ки для чтения". Первые шаги Т. на писат. поприще благосклонно встречены литераторами разной ориентации, а О. И. Сенковский в 1837 даже провозглашает его преемником А. С. Пушкина. Представитель "низового" романтизма, Т. адресовался прееимущ. к массовому читателю, в среде к-рого повышенная экспрессивность, резкие эффекты, мелодраматизм его соч. имели значит. успех. В 1837 вышли трехтомные "Опыты" Т., объединившие ранее изданные произв. С нач. 1840-х гг. он перестал выступать в печати, посвятив себя служебной деят-ности, но, выйдя в 1870 в отставку (в чине действит. статского советника), попытался вернуться на лит. арену поэмой "Микула Селянинович, представитель земли" (1876) и стихотворениями.

Тимофеева Нина Вл

ТИМОФЕ́ЕВА Нина Вл. (род. 1935) - артистка балета и педагог. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1953 (кл. Н. Камковой) и балетмейст. ф-т ГИТИСа в 1980. В 1953-55 артистка Т-ра им. Кирова. В 1956-88 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Девушка ("Ночной город"), Асель ("Асель"), Эгина ("Спартак"), Беатриче ("Любовью за любовь"), Леди Макбет ("Макбет"). Среди др. ее ролей: Маша ("Щелкунчик"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот"), Лауренсия ("Лауренсия"), Гаянэ ("Гаянэ"), Раймонда ("Раймонда"), Аврора, Фея Сирени ("Спящая красавица"), Жизель ("Жизель"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"). Исполнила гл. роли в ориг. телебалетах "Федра", "Белые ночи", "Моск. фантазия", "Три карты"; в т/ф.-концертах "Как сердцу высказать себя?", "Классич. дуэты", "Солисты Большого балета", "Импровизации", "Аллегро"; в телеспектакле "Гран-па", в к/ф.-балете "Спартак" и др. Т. - одна из крупнейших трагич. актрис совр. т-ра. Обладала большим шагом, высоким, сильным прыжком, стремительностью вращений, но всегда подчиняла технику выявлению сути и смысла образа. Ее виртуозный, академически строгий танец сочетал "лед и пламень", внутр. экспрессию и внешний лаконизм выразит. средств. Героини Т. - женщины волевые, умные и гордые, одержимые одной страстью: будь то сила поглощающей их любви или неистовая жажда власти. Т. поставила хореогр. миниатюры на муз. Г. Альбинонии А. Адана для т/ф-концерта "Солисты Большого балета" (1978). В 1989-91 репетитор Большого т-ра. С 1991 работает педагогом балета в Израиле.

Соч.: Мир балета. М., 1993.

Н. В. Тимофеева в балете «Спартак»

Н. В. Тимофеева в балете «Спартак»

Тимпан

ТИМПА́Н (от др.-греч. τύμπανον - бубен, барабан) - 1) Древний ударный муз. инструмент в виде широкого барабана, обтянутого с обеих сторон кожей. В Др. Греции Т. - непременный атрибут оргиастического ритуала в честь Диониса.

2) Внутр. треугольное поле фронтона, как правило, заполняемое скульптурным рельефом, воплощающим основное значение данной постройки. Напр., герб России в Т. фронтона Смольного ин-та, где находится администрация СПб.; увенчание славой рус. армии и флота, земледелия и ремесел - в Т. фронтонов портиков гл. фасада Адмиралтейства; атрибуты, обозначающие названные области, - в Т. боковых фронтонов того же здания.

Тимуровцы

ТИМУ́РОВЦЫ - участники обществ. движения в рамках Всес. пионерской орг-ции им. В. И. Ленина, в первую очередь в 1940-е гг. В 1940 была опубл. пов. А. П. Гайдара "Тимур и его команда", в к-рой был подан пример самоорг-ции дет. коллектива без контроля и вмешательства взрослых, нацел. на социальную активность, помощь нуждающимся и борьбу с хулиганами. Уже в течение 1940 в среде пионеров стали возникать самостоят. тимуровские команды, в первую очередь помогавшие семьям погибших и раненых на сов.-фин. фронте 1939-40 бойцов и командиров. После нападения Германии на СССР тимуровское движение приняло массовый характер. Т. помогали семьям военнослужащих, престарелым, детским садам, участвовали в благоустройстве насел. пунктов, сельхозработах. Особую ценность приобрел сбор тимуровцами и пионерами дикорастущих лекарств. растений, к-рых в 1941-44 было собрано более 240000 т. В кон. 40-х гг. взрослым и штатным функционерам удалось полностью захватить контроль над тимуровским движением, уничтожив его романтичность, таинственность и добровольность. К кон. 60-х гг. тимуровское движение окончательно потеряло свой смысл и суть, превратившись в бюрократич. мероприятие, что было связано с общим кризисом пионерской орг-ции. Эл-ты первонач. тимуровского движения отчасти сохранились в независимых от пионерской орг-ции коммунарских отр. и коллективах (Коммуна Юных Фрунзенцев И. П. Иванова и др.). Формально тимуровское движение просуществовало до кон. 80-х гг.

Тиняков Ал-др Ив

ТИНЯКО́В Ал-др Ив. (псевд. Одинокий) (1886-1934) - поэт, критик. Происходил из сибирских крестьян. Начал печататься в 1906 в ж. "Весы" и "Золотое руно". Сильное влияние на Т. оказала поэзия В. Я. Брюсова, к-рый стал его лит. кумиром. Долгое время Т. был тесно связан с Б. А. Садовским. В 1910-е гг. Т. играл заметную роль в лит. жизни Пг., в 1911 был близок к "Цеху поэтов", был завсегдатаем кабаре "Бродячая собака", посещал лит. салоны. "Прославился" Т. и мно-гочисл. скандалами, аморализмом, запоями, после к-рых не раз попадал в больницы, демонстративной беспринципностью. В 1905 он примыкал к эсерам, в 1913 сотрудничал в черносот. изданиях, после, в 1916, - в кадетских. В период рев-ции Т. жил в провинции, где, по слухам, сотрудничал с ЧК. Последние годы жизни Т. провел в ужасающей бедности, был проф. нищим. Личность Т. в полной мере отразилась в его поэзии (книга стихов "Navis nigra", 1912; "Треугольник", 1922; "Ego sum qui sum", 1924). Тем не менее эпатирующая "аморальность" Т., его пристрастие к "низменным" темам не могут заслонить его оригин. и парадокс. образа мыслей.

Типограф

ТИПО́ГРАФ - печатник эпохи старопечатной книги, владелец типографии и специалист в обл. полиграфии (книгопечатания). Для 16-18 вв. характерна фигура типографа-издателя и типографии как единого предприятия, осуществлявшего и подготовку книги к печати, и изготовление тиража. Таковыми были как европ., так и рус. первопечатники и их типографии. Лишь в 19 в. в ходе специализации произошло разделение функций изд-в и типографий.

Типографская школа

ТИПОГРА́ФСКАЯ ШКО́ЛА - среднее учеб. заведение в Москве, существовало в 1681-87 при Печатном дворе (Моск. типографии), готовило гл. обр. работников для Печатного двора, образование носило преим. церк. характер. Школа делилась на младший класс с изучением рус. яз. и старший класс, в к-ром обучали греч. яз. Т. Ш. явилась предшественницей первого рус. высш. учеб. заведения, Славяно-греко-лат. академии, куда после создания (1687) и были переведены все ее ученики.

Типология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тиссэ Эд. Казимирович

ТИССЭ́ Эд. Казимирович (1897-1961) - кинооператор. Учился в Студии фото и живописи в Лиепае. Был оператором-хроникером на фронтах 1-й мир. и гражд. войн. Постоянно работал с С. Эйзенштейном.

В первых ф. Эйзенштейна "Стачка", "Броненосец "Потемкин"" (оба - 1925) проявил документалистское умение охватывать главное и на основе подлинного мат-ла создавать образы пафосного звучания. Операт. манера Т. сочетала приверженность к подлинным объектам с активностью операт. воздействия на мат-л. "Монтажность" мышления, лаконизм, графичность рисунка, выстроенность комп. кадра, четкость распределения света и тени, скульптурная лепка формы - черты стиля Т. Он предпочитал снимать натурные объекты, подлинные интерьеры, места воспроизведенных в ф. событий. В ф. Эйзенштейна 20-х гг. снимал в осн. непроф. исполнителей, схватывая соц. и психол. сущность персонажа, придавая его облику остроту, эмоциональность, монумент. мощь. Снятые Т. сцены расстрела на одес. лестнице ("Броненосец "Потемкин""), грандиозные массовки "Октября" (1927), батальные эпизоды "Александра Невского" (1938) стали классикой сов. и мир. кино.

В нач. 30-х гг. снимал в Мексике смонтир. и выпущ. на экраны лишь в 1979 ф. "Да здравствует Мексика!" В 1935-37 снимал так и не вышедший на экраны ф. "Бежин луг".

Снимал натурные объекты в ф. "Иван Грозный" (1-я сер. - 1945, 2-я сер. - 1958).

Среди др. его фильм ов: "Старое и новое" (1929), "Аэроград" (1935), "В горах Югославии" (1946), "Бессмертный гарнизон" (1956, поставил и снял совм. с М. Аграненко).

Лит.: Симонов А. Э. К. Тиссэ // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.

Кадр из фильма «Бессмертный гарнизон». Режиссеры Э. Тиссэ, З. Аграненко. Оператор Э. Тиссэ. В роли Кухарькова - Н. Крючков. 1956

Кадр из фильма «Бессмертный гарнизон». Режиссеры Э. Тиссэ, З. Аграненко. Оператор Э. Тиссэ. В роли Кухарькова - Н. Крючков. 1956

Титло

ТИ́ТЛО (от греч. τίτλος - надпись, лат. titulus - надпись) - в древних и ср.-век. лат., греч. и слав. письменностях надстрочный знак, указывающий на сокращение написанных под ним слов или числовое значение букв. Возникло в лат. письменности в 1 в. до н. э. Нашло применение в криптографии и стенографии. Графич. варианты Т. служат палеографич. приметой, позволяющей уточнить датировку рукописей.

Титов Вас. Поликарпович

ТИТО́В Вас. Поликарпович (ок. 1650 - ок. 1715) - духовный композитор, государев певчий дьяк. Т. упоминается в числе государевых певчих дьяков царя Федора Алексеевича с 1678. После раздела хора при вступлении на престол малолетних Петра и Иоанна Т. находился в составе хора последнего (до 1698 включительно).

11 авг. 1687 Т. получает особое вознаграждение: "иным ево брате невобразец". Это связывают с сочинением Т. музыки к "Рифмотворной псалтири" Симеона Полоцкого, поднесенной регентше царевне Софье.

Из обширного творчества Т. в настоящее время известны более 200 сочинений: "Службы Божий" - циклы на канонич. тексты литургии Иоанна Златоуста, циклы вечерни и всенощной, отдельные из них песнопения, циклы годового круга, концерты на 3, 4, 8, 12 и 24 голоса, музыка к сборнику С. Полоцкого "Месяцеслов" и др. Наиболее известен концерт Т. "Рцы нам ныне" на Полтавскую победу (из стихиры "На хвалитех", 1-я ред. "Службы благодарственной"). Ощущение жизненной полноты в творениях Т. возникает от сочетания гармонического охвата с полифонической насыщенностью фактуры.

Титов Вл. Пав

ТИТО́В Вл. Пав. (1807-91) - писатель, переводчик, дипломат. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона и Моск. ун-та. Чиновник Моск. архива Мин-ва ин. дел (1823-28) и Азиатского деп. того же мин-ва, впоследствии ген. консул в дунайских княжествах, посланник в Константинополе и Штутгарте, пред. Археограф. комиссии (с 1873), чл. Гос. совета (1865). Участник кружка "любомудров", сотрудник "Моск. вестника", "Сев. цветов" и др. Вместе с Н. А. Мельгуновым и СП. Шевыревым перевел книгу В. Г. Вакенродера и Л. Тика "Об иск-ве и художниках" (1826). Лит. известность Т. связана гл. обр. с пов. "Уединенный домик на Васильевском" (1828; псевд. "Тит Космократов"), представляющей собой обработку устного рассказа А. С. Пушкина.

Титов Юр. Евлампиевич

ТИТО́В Юр. Евлампиевич (род. 1935) - гимнаст, з. м. с. СССР (1957). Олимп. чемпион 1956 в командном первенстве. Абсолютный чемпион мира 1962. Абсолютный чемпион Европы 1959. Неоднократный чемпион мира и Европы 1958-61 в отдельных видах гимнастич. многоборья. Чемпион СССР в многоборье 1958, 1961, в вольных упражнениях 1959, на кольцах и перекладине 1961, в опорных прыжках 1958, 1960. Награжден орденами Трудового Кр. знамени, "Знак Почета" и Олимпийским орд. (1991). През. Междунар. федерации гимнастики. Автор кн. "Сумма баллов".

Титовы

ТИТО́ВЫ - семья музыкантов-любителей.

Ник. Сер. (18 в.) - поэт, драматург и сочинитель музыки. Любитель т-ра, антрепренер театр. труппы в Москве (1766-69), автор комедий: "Обманутый опекун" (1767), "Чему быть, тому не миновать, или Тщетная предосторожность" (1788), "Наследники" (1799).

Ал. Ник. (1769-1827) - ген.-майор, служил в кон. гвардии, скрипач, музыкант-любитель, сын Н. С. Титова. А. Н. был просвещенным чел., обладавшим даром красноречия, отличным скрипачом. Дом Т. в Пб. был одним из притягат. центров худож. культуры. Т. посещали бр. Дубенские, Карнеевы, актеры В. Самойлов, Н. Семенова, Е. Сандунова и др. В домашнем квартете принимали участие П. Роде, Ш. Лафон, Б. Ромберг, Д. Штейбельт. Т. написал большое кол-во опер и музыки к спектаклям. Успехом пользовалась трилогия: "Ям, или Почтовая станция" (1805), "Посиделки, или Следствие Яма" (1807), "Де-вишник, или Филаткина свадьба" (1808), а также "Легковерные" (1811), "Солдат и пастух", "Минутное заблуждение" (1809). Более удавалась Т. музыка к спектаклям: "Поликсена" (В. Озеров, 1809), "Суд царя Соломона" (1803), "Наталья, боярская дочь" (1805), "Кирилловцы" (1813), "Цирцея и Улисс" (1802), "Андромеда и Персей" (1802). Оркестровка Т. несет печать любительства.

Сер. Ник. (1770-1825) - ген.-лейт., музыкант-любитель, виолончелист, сын Н. С. Титова. После отставки в 1811 поступил на гражд. службу. Участник квартетов на муз. вечерах в доме брата А. Н. Считается автором музыки бал. "Новый Вертер" (балетмейстер И. Вальберх, Большой кам. т-р (1799). Пользовалась успехом оп.-водевиль Т. "Крестьяне, или Встреча незваных" (А. Шаховской, 1813).

Ник. Сер. (1798-1843) - офицер Семенов. полка, музыкант-любитель, сын С. Н. Титова. Автор многочисл. романсов, в т. ч. на стихи Пушкина: "Не пой, красавица, при мне", "Талисман", "Под вечер, осенью ненастной", "Зимний вечер", "Ночной зефир", "Фонтану Бахчисарайского дворца", "Я помню чудное мгновенье", "Что в имени тебе моем" и др.

Ник. Ал. (1800-75) - ген.-майор, музыкант-любитель, сын А. Н. Титова. "Дедушка рус. романса". В кругах любителей музыки были популярны романсы "Уединенная сосна" (сл. М. Офросимова), "Лампада", "Ветка", также "Птичка", "К Морфею" - на стихи А. Пушкина. Т. приписывается романс "Ах, когда б я прежде знала". Из фп. сочинений широко изв. была кадриль "Грехи молодости" (или "Старые грехи"). Т. оставил интересные воспоминания об отце и круге его худ. общения (Рус. старина. 1870. Т. 1).

Титул

ТИ́ТУЛ (от лат. titulus - заглавие, надпись) - титульный, заглавный лист издания, к-рый предваряет текст произведения и содержит сведения об авторе и заглавии, выходные данные и иную библ. информацию о данной книге, брошюре, периодич. или продолжающемся издании. До появления книгопечатания (в кон. 15 в.) роль Т. выполняли начальные слова или заключит. строки рукописной и первопечатной книги. В дешевых изд. Т. может быть заменен заголовком на первой странице текста. Ординарный Т. занимает первую стр. книжного блока (нек-рые доп. библ. сведения могут быть помещены на обороте первого листа книги). Разворотный Т. включает в себя авантитул на первой стр., контртитул или фронтиспис на второй стр. и осн. титул на третьей стр. книж. блока. Распашной Т. отличается тем, что занятый им первый разворот изд. представляет собой в графич. отношении единую плоскость, на к-рой сочетаются шрифтовые, орнамент. и изобразит. эл-ты.

Титульный лист издания Т-ва И. Т. Сытина. 1911

Титульный лист издания Т-ва И. Т. Сытина. 1911

Титюс

ТИТЮ́С (Доши) Антуан (1-я пол. 19 в.) - фр. балетмейстер и педагог. В 1824-32 работал в Берлине, в 1832-47 гл. балетмейстер и инспектор петерб. балет. труппы. Поставил балеты "Натали, или Швейцарская молочница" (по Ф. Тальони), "Восстание в серале" (того же балетм.), "Киа-Кинг", "Кесарь в Египте", "Дикий остров", "Две волшебницы" К. Лядова, "Талисман и танцовщица" и др. Постановки Т. отличались зрелищностью, развлекательностью, но страдали бессодержательностью и невысоким худож. качествами. Был первым постановщиком танцев в операх М. Глинки "Жизнь за царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842), однако не смог оценить и отразить в хореографии блестящий опыт симфонизации танц. музыки. Т. перенес на петерб. сцену фр. балеты эпохи романтизма: "Сильфида" Ж. Шнейгоффера и "Восстание в серале" Т. Лабара (по Ф. Тальони, оба в 1836), "Хромой бес" К. Жида (1839), "Жизель" А. Адана (1842 по Ж. Ко-ралли). Преподавал в Петерб. театр. уч-ще, ставил для воспитанников балеты. Уволен в 1849.

Тиун

ТИУ́Н - точная этимология слова неизвестна. В качестве номинального значения принимают слово "слуга". Нек-рые исследователи придерживались мнения о его герм. происхождении, связывая с готскими формами; другие выводили из др.-исл. или др.-швед. В последнее время ученые выделяют ряд моментов в эволюции данного термина. До конца 11 в. он существовал в нерасчлененной форме, объединяя значения адм.-хоз., адм.-суд. и опекунской деят-ности княж. Т. В 12-13 вв. функции Т. разветвляются, свидетельством чего служит появление терминов "Т. конюший", "Т. огнищный" и др. В этот период наблюдается тенденция к расширению суд.-адм. значения деят-ности Т. В отеч. историографии преобладает мнение о несвободном положении Т., происхождении его из холопов. Впрочем, "Русская правда" предполагает вариант сохранения свободы человеку, идущему в Т. Т. были не только у князей, но и у бояр и даже в мон. Т. известны и в Вел. княжестве Литовском, унаследовавшем почти всю соц. терминологию Киев. Руси. Они наблюдали за великокняж. х-вом, сбором дани, участвовали в суде над местным населением. Должность Т., назначавшегося здесь чаще всего из свободных людей и ведавшего местами хран. хлеба и хоз. строениями, дожила в Белоруссии до 19 в. В Сев.-Вост. Руси эта должность также долго продолжала существовать, но назначались Т. преимущ. из холопов. В 17 в. это управляющие в крест. боярщинах. "Тиунство без ряда" на протяжении столетий - один из серьезных источников холопства.

Лит.: Зимин А. А. Холопы на Руси (с древнейших времен до конца 15 в.). М., 1973. С. 83-84; Завадская С. В. О значении термина "княж тиун" в 11-13 вв. // Древнейшие государства на терр. СССР. М., 1976. С. 157-164.

Тифлопедагогика

ТИФЛОПЕДАГО́ГИКА (от греч. τυφλός - слепой) - отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения, образования и воспитания лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих).

Тихомиров Вас. Дм

ТИХОМИ́РОВ Вас. Дм. (1876-1956) - артист балета и педагог, балетмейстер. Начал учиться в Моск. театр. уч-ще (МТУ), в 1891 был переведен в Петербург., к-рое и окончил в 1893 (кл. П. Гердта). В 1893-1935 артист, с 1913 балетмейстер, в 1925-30 рук. балета Большого т-ра. Среди его ролей: Марио ("Волшебный башмачок"), Франк ("Коппелия"), Таор ("Дочь фараона"), Пьер ("Привал кавалерии"), Арлекин ("Арлекинада"), Королевич ("Аленький цветок"), Феб ("Эсмеральда"), Капитан ("Красный мак"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Голубая птица, Дезире ("Спящая красавица"), Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Солор ("Баядерка"), Конрад ("Корсар"). Помимо обновления классич. спектаклей, Т. поставлены балеты "Эсмеральда" (1926, Ц. Пуни), "Красный мак" (1927, совм. с Л. Лащилиным). В молодые годы виртуозный танцовщик, Т. до зрелых лет сохранил мужеств. статность и монумент. мощь. Постоянный партнер Е. Гельцер. Ярый приверженец акад. традиций в хореогр. иск-ве, Т. принципиально не принимал новаторства А. Горского и тем более К. Голейзовского. Строгие нормы классич. танца передавал своим многочисл. ученикам и ученицам в МТУ (1896-1935, в 1917-31 рук. балет. отделения). Среди них не одно поколение премьеров моск. балета: Ф. Козлов, М. Мордкин, А. Волинин, Л. Новиков, А. Балашова, М. Рейзен, В. Кригер, М. Фроман, М. Кандаурова, А. Абрамова.

В. Д. Тихомиров в балете «Танцевальные грезы»

В. Д. Тихомиров в балете «Танцевальные грезы»

Тихомиров Лев Ал-др.

ТИХОМИ́РОВ Лев Ал-др. (1852-1923) - историк, правовед, рев. деятель. Из дворян. Учился в Моск. ун-те. Чл. об-ва "чайковцев" (1872-73). Автор пропагандист. брошюр ("Сказка о четырех братьях", "Е. И. Пугачев, или Бунт 1773 г." и др.). Судился по процессу "193-х". С 1878 - чл. центра и ред. ж. "Земля и воля", с 1879 - чл. Исполкома, Распорядит. комиссии и ред. "Народной воли". В 1882 эмигрировал; издавал вместе с П. Л. Лавровым "Вестник "Нар. воли"". В 1888 отрекся от своей деят-ности и написал брошюру "Почему я перестал быть революционером?", помилован и вернулся в Россию (1889). Став с этого момента убежденным монархистом, он все последующее время посвящает анализу преимуществ монархич. формы правления вообще и применительно к России особенно. Результатом этой длит. работы становится фундам. иссл. "Монархич. государственность", опубл. в 1905, переизд. в 1923 и вновь возвращенная читателю в 1992. В период, когда П. А. Столыпин возглавлял Мин-во внутр. дел, Т. был высочайше пожалован чин статского советника и он назначается чл. Совета мин. внутр. дел. В 1909-13 - ред. "Моск. ведомостей", в к-рых публ. ряд статей, констатирующих сползание России к катастрофе. В 1912 они входят в отд. сб. "К реформе обновленной России". С 1917 прекращает полит. деят-ность и обращается к мемуарному творчеству.

Предыдущая страница Следующая страница