Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Соловьёв Сер. Мих.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Соловьёв Сер. Мих.

СОЛОВЬЁВ Сер. Мих. (1820-79) - историк. Род в семье священника. В 1838 окончил 1-ю моск. г-зию. В 1842 - ист.-филол. отделение филос. ф-та Моск. ун-та. Учился у М. П. Погодина, Т. Н. Грановского, Д. Л. Крюкова, С. Л. Шевырева. Испытал влияние философии Г. Гегеля, книги И. Г. Эверса "Древнейшее право руссов". В 1842-44 находился за границей в качестве домашнего учителя детей графа А. П. Строганова. Слушал лекции Ф. Гизо и Ж. Мишле в Париже, Л. Ранке и К. Риттера в Берлине, познакомился с чешскими славистами П. Шафариком, В. Ганкой, Ф. Палацким. В 1845 после возвращения в Россию занял освободившуюся с уходом М. П. Погодина кафедру рус. истории Моск. ун-та. В 1845 защитил магистер. дисс. "Об отношении Новгорода к великим князьям", а в 1847 - доктор. дисс. "История отношений между рус. князьями Рюрикова дома".

В 1855-79 С. - декан ист.-филол. ф-та, а в 1871-77 ректор Моск. ун-та, с 1870 одноврем. дир. Оружейной палаты, в последние годы жизни пред. Об-ва истории и древностей рос. Был преподавателем рус. истории у наследника престола Николая Александровича (в 1859-61 и в 1862-63), затем у будущего имп. Александра III (в 1866) и вел. кн. Сергея Александровича (в 1879). Участвовал в создании ун-тского устава 1863. Был (с 1872) пред. преподават. совета Высш. жен. курсов. С 1872 - акад.

По своим полит. взглядам С. был умеренным либералом, сторонником конституц. монархии и "правового государства". Выступал за ун-тскую автономию, вследствие чего в 1877 из-за конфликта с Мин-вом нар. просвещения демонстративно ушел в отставку. В ранней молодости увлекался славянофильскими идеями. После возвращения в Россию примкнул к западникам.

С. - крупнейший и наиб. плодовитый рус. историк 19 в. Общий объем его науч. тр. составляет более 1 тыс. печатных листов. Гл. трудом С. является его "История России с древнейших времен". При его жизни ежегодно с 1851 по 1879 выходил один том; последний, 29-й том опубл. посм. До сих пор "История" С. - крупнейший труд такого рода. Кроме того, перу С. принадлежат монографии "История падения Польши" (1863), "Публичные чтения о Петре Великом" (1872), "Император Александр I. Политика. Дипломатия" (1877), огромное число статей и рецензий.

"История России с древнейших времен" доведена автором до 1775. Первые 12 т. охватывают историю России до Петра I, 6 следующих т. посв. правлению Петра I, а последние 11 - полувековому периоду истории России после смерти Петра I.

С. был сторонником сравнит.-ист. метода, указывал на общие черты развития России и Запада. Вместе с тем отмечал своеобразие России, заключавшееся прежде всего, по его мнению, в промежуточном положении России между Европой и Азией. Важной стороной ист. мировоззрения С. был его историзм. Принцип историзма получает у него конкретную реализацию в представлениях об органич. единстве ист. развития, в признании принципа закономерности ист. процесса. С. требовал "не делить, не дробить рус. историю на отд. части, периоды, но соединить их, следить преим. за связью явлений.", стараться объяснить каждое явление из внутр. причин. "История России" базируется на огромном фактич. материале. В результате пост. работы в архивах С. удалось ввести в науч. оборот огромное число ранее не использовавшихся историками источников. С. сумел нарисовать исключит. по силе и выразительности картину рус. истории на протяжении мн. веков.

Соч.: История России с древнейших времен. М., 1959-66; кн. 1-15; Избр. труды. Записки. М., 1983.

Лит.: Очерки истории ист. науки в СССР. М., 1955; Т. 1; Цамутали С. Н. Борьба течений в рус. историографии во 2-й пол. 19 в. Л., 1977; Цимбаев Н. И. Серг. Мих. Соловьев. М., 1990.

С. М. Соловьев

С. М. Соловьев

-----------------------------------

СОЛОВЬЁВ Сер. Мих. (1885-1941) - поэт, критик, религ. деятель. Племянник философа Вл. Соловьева. Друг юности А. Белого, участник кружка "аргонавтов" - мистически настроенной молодежи, исповедовавшей трансформир. в символист. духе идеи Вл. Соловьева и Ф. Ницше. С кон. 1890-х гг. до 1905 - один из самых близких друзей и почитателей поэзии своего троюродного брата А. Блока. В кн. "Стихи о Прекрасной Даме" С. видел воплощение подлинно соловьевского мистич. миросозерцания. В 1904-11 С. - студент классич. отделения ист.-филол. ф-та Моск. ун-та. После 1906 С. разошелся с Блоком, восприняв новый период его творчества как измену символизму. Поэзия самого С. подражательна, ориентирована на доромантич. поэтику, эпична (в ней преобладают библейские и антич. сюжеты), находится под влиянием поэзии Вл. Соловьева. Первая кн. стихов С. "Цветы и ладан" (1907) вызвала отрицат. рецензию Блока, отметившего рационалистичность поэзии С. В символистической полемике по поводу "мистического анархизма" С. находится в лагере критиков ж. "Весы". Во второй кн. стихов С. "Апрель" (1910) доминировали гедонистич. темы. В последующих книгах стихов С. ("Цветник царевны", 1913; "Возвращение в дом отчий", 1916) все более доминируют религ. темы. С. окончил Троице-Сергиевскую дух. акад., в 1915 принял дух. сан. После рев-ции 1917 С. занимался переводами, написал кн. "Жизнь и творч. эволюция Владимира Соловьева" (1923), до сих пор остающуюся лучшей биографией философа (издана в Брюсселе, 1977). В нач. 20-х гг. С. перешел в католицизм, стал епископом, вице-экзархом католиков греко-рос. обряда. В ночь с 15 на 16 февр. 1931 арестован, допросами доведен до психической болезни. Умер в спецпсихбольнице в Казани.

В начало словаря