Российский гуманитарный энциклопедический словарь
"Слово о полку Игореве"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"Слово о полку Игореве"

"СЛО́ВО О ПОЛКУ́ И́ГОРЕВЕ" - выдающийся пам. др.-рус. лит-ры. Существует обширная лит-ра, посвященная этому произведению. "С." дошло до 19 в. в единственном списке, судя по всему, 16 в. Как полагают, сб. хранился в б-ке Спасо-Ярославского мон. и в конце 18 в. попал в коллекцию гр. А. И. Мусина-Пушкина. Первое изд. вышло в 1800. Это изд., как и копия, сделанная для Екатерины II, являются ныне единственными источниками по изучению "С." после гибели рукописи в пожаре Москвы 1812. Тогда же вместе со "С." погибла др. замечат. рукопись - Троицкая летопись. Отсутствие рукописи, как и слабое знание др.-рус. лит-ры в нач. 19 в., привели к возникновению многочисл. теорий о подложности "С." Позже были обнаружены пам., испытавшие непосредственно влияние "С": "Задонщина", "Слово о погибели земли Русской". Параллели к "С." обнаружились в неизвестных тогда летописных текстах. Однако и теперь нек-рые ученые сомневаются в древности "С." (среди противников датировки 12 в. были чешский славист Я. Фрчек и выдающийся историк А. А. Зимин). Причина этого в том, что "С." слишком сильно отличается от всего пласта сохранившейся др.-рус. лит-ры, на к-рой лежит сильнейший церк., монашеский отпечаток. "С." относится к совершенно др. типу культуры - дружинному (иначе светскому, княжескому), к-рый хорошо известен по пам. матер. культуры: женским украшениям, украшениям на оружии, бытовым предметам из кости и дерева, отчасти по свет. росписям храмов (лестничные башни Софии Киевской). Общее состояние др.-рус. об-ва в кон. 12 в. как нельзя больше было способно произвести "С.". Одним из горячих сторонников подлинности пам. был А. С. Пушкин, посвятивший ему неск. заметок. Время и место написания "С.", как и его автор, неизвестны. Скорее всего оно было создано после 1185 (года похода) до 1194 в Юж. Руси, в непосред. окружении князей Ольговичей. Сравнение "С." с летописными пов. о походе Игоря, сохранившимися и в Киевской, и во Владимиро-Суздальской интерпретации, мн. объяснило в пам., помогло четче охарактеризовать его непосредственное лит. окружение. Лингвистические иссл. продвинулись очень далеко, дав новые аргументы в пользу ранней даты "С.". Наиболее сложным является вопрос о его жанр. принадлежности. "С." совмещает в себе черты, сближающие его с зап.-европ. эпосом, рус. и слав. фольклором. В нем есть широкие ист. обобщения, экскурсы в далекое прошлое Руси. Рассказ прерывается, как в летописи, - речами героев и диалогами. И. П. Еремин отнес "С." к пам. ораторского иск-ва, отмечая сходство стилистич. построений, ораторских приемов с пам. торж. красноречия. Д. С. Лихачев относит "С." к жанру "трудных повестей", к-рый стал формироваться в кон. 12 в. на основе прежних "плачей" и "слав", певшихся придворными певцами для князей. В "С." постоянно упоминаются языч. боги, к к-рым обращается не только автор, но и герои (плач Ярославны). Насколько осмысленными были эти пережитки языч. в полностью христианизированной Руси, сказать сложно. "С." является одним из выдающихся памятников не только др.-рус, но и мировой ср.-век. лит-ры.

Изд. и лит.: Слово о полку Игореве / Сост. и подгот. изд. Л. А. Дмитриев и Д. С. Лихачев // Памятники литературы Древней Руси, XII в. М., 1980; Словарь-справ. "Слово о полку Игореве". М., 1965-78. Вып. 1-5; "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. М.; Л., 1966; Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л., 1985.

Слово о полку Игореве. Худ. В. А. Фаворский

Слово о полку Игореве. Худ. В. А. Фаворский

В начало словаря