Русский стиль
РУ́ССКИЙ СТИЛЬ - историко-культ. и идеологич. феномен в рус. иск-ве 1830-1910-х гг., проявившийся как одно из направлений историзма. Нац. искания проявились в живописи, декор.-прикладном иск-ве, музыке и др., но наиболее яркое выражение они нашли в архитектуре, прежде всего - церковной. Церк. стр-во, начиная с царствования имп. Николая I, считалось важнейшим направлением архитектуры, именно в нем нашла отражение связь гос. идеологии и нац. начала, выразившаяся в формуле "православие, самодержавие, народность". Предпосылкой для становления Р. С. явилось возрастание в России во время войны с Наполеоном интереса к нац. культуре и иск-ву. Начался период нац. романтизма. През. АХ А. Оленин предложил, основываясь на изучении др.-рус. пам., начать поиск нового нац. архит. стиля. Первые опыты в этом направлении относятся к 1810-20-м гг.: в 1825 Ф. Солнцев занялся "худож. археологией", В. П. Стасов реконструировал
История Р. С. неразрывно связана с коллекционированием изделий нар. кустарных промыслов, заботой об их развитии, открытием многочисл. школ ремесел и нар. иск-ва, существовавших под патронажем видных меценатов и коллекционеров, в т. ч. членов имп. фамилии. Наибольшую роль в этом сыграли худож. кружки Абрамцева и Талашкина, стремившиеся внести сказочную красоту в мир повседневности, создать единый стиль на основе др.-рус. и нар. иск-ва.
Р. С. был попыткой образованного рус. об-ва найти худож. формы нац. самоидентификации после реформ Петра I. Первые опыты создания нац. архитектуры были предприняты задолго до эпохи романтизма. Еще Елизавета I предписала возводить храмы пятиглавыми, что привело к своеобразной композиции храмов елизаветинского барокко, купола к-рых, кроме того, обычно увенчивались рус. луковицами. Во 2-й пол. 18 в. рус. мотивы проявились в псевдоготике В. Баженова, М. Казакова и их последователей. Тогда же при дворе Екатерины II были введены новые платья, считавшиеся "русскими", в кон. 18 в. началось собирание фольклора. В эпоху романтизма проблема самоидентификации получила филос. осмысление в славянофильстве, с Р. С. связаны ношение бороды, "русские завтраки" с водкой и кислой капустой у К. Рылеева, придворные сарафаны николаевского двора, изучение А. Востоковым рус. нар. стихосложения и разработка на этой основе новых стихотворных размеров. Новая военная форма, разработанная в 1-ю мир. войну А. Васнецовым (введена большевиками), сюжеты из фольклора и эпоса и обращение к иконописным технич. приемам в живописи бр. Васнецовых, М. Нестерова, А. Рябушкина, Н. Рериха, музыка Н. Римского-Корсакова, поэзия Н. Клюева и мн. др. худож. и бытовые процессы 19-20 вв. связаны с этой проблемой, не получившей доныне целостного историко-культурного осмысления и описания.