Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Щ"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Щ"

Щапов Аф. Прокофьевич

ЩА́ПОВ Аф. Прокофьевич (1831-76) - историк, принадлежал к демокр. направлению в ист. науке. Род. в семье дьячка сел. церкви в Иркутской губ. В 1840-52 учился в Иркутской дух. семинарии, а в 1852-56 в Казанской дух. академии, в 1860-61 - в Казанском ун-те. В 1856 получил степень магистра за дисс. "Рус. раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Рус. Церкви и гражданственности в 17 в. и в 1-й пол. 18 в.". В дисс. придерживался отрицат. оценки раскола, при этом впервые в историографии рассматривал старообрядство как нар. движение, вызванное соц. протестом низов против закрепощения крест-ва и ухудшавшей положение низов политики пр-ва. Позднее Щ. стал изучать роль мирской сходки, общины, сел. самоуправления. По Щ., естеств. жизнь и ист. природная потребность рус. народа заключались в принципах мирского экон. и юрид. самоуправления, а также в принципах мирской совещательности и выборного начала. За речь, произнесенную Щ. 16 апр. 1861 на панихиде по расстрелянным безоружным крестьянам в с. Бездне (крест. бунт был вызван недовольством половинчатым характером крест. реформы 1861), был недолго под арестом, затем лишен кафедры. В 1862-64 служил в Мин-ве внутр. дел, одноврем. сотрудничал в ж. "Современник", "Русское слово", "Река". Написал в 1862 работу "Земство и раскол". В 1864 был сослан на родину, в с. Анга, позднее ему было разрешено поселиться в Иркутске. В ссылке Щ. написал неск. иссл., в к-рых предпринял попытку изучения рус. истории с помощью методов, заимств. из естеств. наук ("Естественно-психологические условия умственного и социального развития русского народа", "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа" и др.). Занимался изучением Сибири. Умер в ссылке.

Соч.: Соч.: В 3 т. СПб. 1908.

Щеглов Марк Ал-др.

ЩЕГЛО́В Марк Ал-др (1925-56) - критик, лит.-вед. Род. в семье артистов провинциальных т-ров. В детстве заболел костным туберкулезом и значит. часть жизни был прикован к постели. Курс средн. школы проходил с вынужденными перерывами с 1935 по 1946. В 1946 поступил на филол. ф-т МГУ, к-рый окончил в 1953, учился в аспирантуре. Впервые выступил в печати со ст. "Особенности сатиры Л. Толстого" (1953, ж. "Новый мир"). Писал стихи, работал ретушером в фотографии, сотрудничал в Совинформбюро (1949-50) и Всесоюзн. об-ве культурных связей с заграницей, писал рецензии. За три последних года творч. деят-ности, вплоть до дня кончины, Щ.-критиком написаны статьи о совр. писателях Вс. Иванове, В. Некрасове, Л. Леонове и др., работы о классич. наследии (Толстой, А. Блок, Ф. Достоевский), теоретич. ст. "Реализм современной драмы" (опубл. в 1956), "Верность деталей" (опубл. в 1957) и ряд др. Ст. Щ. ""Русский лес" Л. Леонова" вызвала широкую полемику в печати. Его работам свойственна высокая филологич. культура, зрелость мысли и формы выражения. Наиб. полн. посмертное изд.: Любите людей. Статьи, дневники, письма. М., 1987.

Щёголев Пав. Елисеевич

ЩЁГОЛЕВ Пав. Елисеевич (1877-1931) - историк, лит.-вед, писатель. Род. в крестьян. семье. В 1895 поступил на ф-т вост. яз. Петерб. ун-та. За участие в противоправном движении был исключен (1899), затем сослан (1901-03). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. Выдающийся источниковед и текстолог. Впервые выступил в печати в 1902 ("Детство Гоголя", на осн. док. семейного архива Гоголей). В 1905 опубл. работу "Первый декабрист Владимир Раевский". Дальнейшее изучение декабризма сосредоточилось в следующих иссл. Щ.: "Грибоедов и декабристы", сб. "Обществ. движения в России в 1-й пол. 19 в." (совм. с В. Я. Богучарским и В. И. Семевским), издал мемуары декабристов В. И. Штейнгеля (1905), А. Е. Розена (1907), Н. В. Басаргина (1917) и др. В 1905 опубл. кн. "Дуэль Пушкина с Дантесом", а в 1916 ист.-биогр. исследование, получившее шир. известность - "Дуэль и смерть Пушкина" (3-е изд. 1928). Инициатор и участник предпринятого Госиздатом первого сов. полн. собр соч. Пушкина по рукописям (6 тт., 1930-31). Издал (совм. с Н. П. Павловым-Сильванским) "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева (1905-07), ряд ист. документов. В 1906-07 (совм. с Богучарским и В. Л. Бурцевым) редактировал ист. ж. "Былое" (продолжил в 1917-26), посвящен. истории рев. движения в России, популярнейшее и массовое (тираж 27-28 тыс.) изд. После его закрытия в 1908 начал выпуск ж. "Минувшие годы" (совм. с Богучарским). По делу о "Былом" (предполагаемая публ. документов о деят-ности Е. Азефа и партии эсеров) ГЦ. провел в петерб. тюрьме "Кресты" два года (1909-11). В заключении ГЦ. написал работу "Из разысканий в обл. биографии и текста Пушкина" (опубл. в 1910). Написал сценарий к/ф "Дворец и крепость" (совм. с О. Д. Форш), пьесы "Азеф", "Заговор императрицы" (совм. с А. Толстым, 1926) и др. ГЦ. - один из основателей Музея рев-ции в Ленинграде (1919).

Соч.: Декабристы: Сб. статей. М., 1926; Последний рейс Николая II. М.; Л., 1928; Книга о Лермонтове: В 2 вып. Л., 1929; Из жизни и творчества Пушкина. 3-е изд. М., 1931.

Щеголёнок Вас. Петр.

ЩЕГОЛЁНОК Вас. Петр. (наст. фам. Шевелев) (1796, по др. данным 1805-94) - знаменитый сказитель, один из выдающихся знатоков и исполнителей былин (Олонецкий край). Первым с ним познакомился П. Н. Рыбников в 1860, затем былины в его исполнении записал А. Ф. Гильфердинг. Др. исследователи записывали также дух. стихи, легенды, предания в исп. Щ. Его считают сказителем-импровизатором, поскольку он довольно свободно обращался с текстами. Щ. неоднократно выступал в Пб. и Москве перед учеными и широкой публикой, его напевы записывали. Щ. побывал в гостях у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Общение с Щ. совпало с интересом писателя к нар. религии, к языку и поэзии народа. Толстой записал от Щ. 20 легенд, мн. диалектных слов, выражений и т. д. В нек-рых произв. Толстого ("Чем люди живы", "Два странника" и др.) отразились сюжеты, рассказанные Щ.

Щедрин Родион Конст.

ЩЕДРИ́Н Родион Конст. (род. 1932) - композитор, пианист. Муз. образование получил в Центр. муз. школе, Хоровом уч-ще и Моск. конс., к-рую окончил в 1955 по кл. композиции Ю. Шапорина и фортепиано Я. Флиера, аспирантуру (1958, кл. Шапорина). Был участником фольклорных экспедиций в Белоруссию, Вологодскую обл. и др. С 1964 преподавал в Моск. конс. с 1973 - пред. правления Союза композиторов РФ.

Один из зачинателей "новой фольклорной волны". В сер. 50-х гг. привлек внимание нетрадиционным использованием рус. нар. песни, частушки в концертно-симфонич. жанрах: 1-м фортепианном концерте (1954), Концерте для оркестра "Озорные частушки" (1961), балете "Конек-Горбунок" (1955). В дальнейшем круг интересов Щ. расширялся, сопровождаясь пытливыми поисками в области муз. сатиры, новой композиционной техники: сатирич. кантата "Бюрократиада", 1963; "Поэтория" на слова А. Вознесенского (1969); 1-я (1958) и 2-я ("25 прелюдий", 1965) симфонии, 2-й (1966) и 3-й (1973) фортепианные концерты, 24 прелюдии и фуги в двух томах (1964, 1970), вокальный цикл "Сольфеджио". С 60-х гг. в творчестве Щ. преобладает тяготение к муз. т-ру, он создает оперы "Не только любовь" (1961), "Мертвые души" (1977), "Кармен-сюиту" по музыке оперы Ж. Бизе (1967), балеты "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1984). С кон. 1980-х гг. живет в Мюнхене. Среди основных сочинений последних лет - инструмент. музыка, опера "Лолита" для т-ра в Стокгольме.

Лит.: Тараканов М. Е. Родион Щедрин. М., 1980.

Щедрин Сем. Фед

ЩЕДРИ́Н Сем. Фед. (1745-1804) - живописец, пейзажист, брат скульптора Ф. Ф. Щедрина. Один из предст. пейзажного жанра в рус. школе живописи. Худож. образование получил в имп. АХ в СПб. (1759-67, с 1776 преподавал там, с 1798 - адъюнкт-ректор, с 1799 руководил гравировально-ландшафтным кл.). Продолжил образование как пенсионер Академии в Германии, Голландии, Франции, Италии. Манере Щ. свойственны сочетание декор. и видового начал, тонкое чувство красоты природы, писал в осн. окрестности Пб.: Павловск, Петергоф, Гатчину. Среди произведений Щ. - "Вид на Гатчинский дворец с Длинного о-ва". (1796), "Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля" (1799-1800).

Щедрин Сильвестр Феодосиевич

ЩЕДРИ́Н Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) - живописец, пейзажист, сын скульптора Ф. Ф. Щедрина. Худож. образование получил в имп. АХ в СПб. (1800-12) у живописцев М. Иванова и Ф. Алексеева. Продолжил образование в Италии (с 1818) в кач. пенсионера Академии. Жил в Италии. Первый худож. рус. школы, обратившийся к пленэрной живописи. Изучал цветовые и световые соотношения в пейзаже. Ранней манере Щ. свойственны классицистич. черты. В дальнейшем стремится к естеств. и непринужд. передаче повседневной жизни, ищет гармоничное сочетание состояния природы и освещения. С помощью световоздушной дымки передает тончайшие нюансы конкретного состояния природы. Сочетает жанровую и пейзажную живопись. Для зрелой манеры Щ. характерны романтич. тенденции. Среди произв. Щ. - "Колизей" (1819), сер. гор. видов "Новый Рим" (1823-25), сер. "Террасы в Сорренто" (1825-28), "Малая гавань в Сорренто", "На острове Капри" - оба 1826.

С. Ф. Щедрин. В окрестностях Рима

С. Ф. Щедрин. В окрестностях Рима

Щедрин Феодосий Фед

ЩЕДРИ́Н Феодосий Фед. (1751-1825) - скульптор, брат С. Ф. Щедрина. Худ. образование получил в имп. АХ в СПб. у проф. Н. Жилле (1764-73) (с 1794 - проф., с 1818 - ректор). Продолжил образование в кач. пенсионера Академии во Франции и Италии (1773-85). Ранняя манера Щ. испытывает влияние позднебарочной пластики ("Марсий"). Зрелой классич. манере Щ. присущи возвыш. идеалы, представление о гармонич., прекрасной чел. личности, синтез деко-рат. и содержат. начал. Осн. произв.: "Спящий Эндимион" (бронза, 1779), "Венера" (мрамор, 1792), барельеф "Несение Креста" для Казанского собора в СПб. (кам., 1807-11), скульпт. оформление здания Адмиралтейства (известняк, 1812-13, фигуры на колоннаде центр. башни, 3 фигуры на аттике, 2 группы "Морские нимфы). Исполнил ряд портретов (Н. Панин, мрамор, барельеф, 1794; А. Нартов, мрамор, 1811).

Щедровский Игн. Степ

ЩЕДРО́ВСКИЙ Игн. Степ. (1815-70/71) - живописец, рисовальщик, литограф. Род. в Литве, учился в Виленском ун-те. В 1833 переехал в Пб., посещал как вольнослушатель АХ. Автор жанровых картин, рис., автолитографий. Показал быт Пб., типы ремесленников, торговцев. Роботы Щ. были высоко оценены В. Г. Белинским. Демократизм, соц. направленность сближает творчество Щ. с венециановской школой. Наиб. значит. произведения: альбом литографий "Сцены из рус. нар. быта" (изд. в 1839), "Сбитенщик" (1837), "Столярная мастерская" (1839). В 1845 и 46 издал альбомы, к-рые стали в России первым опытом цв. литогр. печати. Последние годы жизни Щ. провел в Москве.

Лит.: Сурис Б. И. С. Щедровский. М., 1957.

Щекатихина-Потоцкая Ал-дра Вас.

ЩЕКАТИ́ХИНА-ПОТО́ЦКАЯ Ал-дра Вас. (1892-1967) - мастер росписи по фарфору, живописец, график, худож. т-ра. Произв. свойственны изысканность и гармония цветовых решений, плавность линий рисунка, поэтичность, нередко сказочность худож. образов. Участвовала в создании "агитац. фарфора" ("Борьба родит героев", 1921 и др.). В творчестве стремилась реализовать идеи синтеза худож. и функцион. качеств предмета.

Лит.: Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, 1892-1967: Выст. произведений. Л., 1971.

А. В. Щекатихина-Потоцкая. Тарелка «Поющий Интернационал». 1920-е гг.

А. В. Щекатихина-Потоцкая. Тарелка «Поющий Интернационал». 1920-е гг.

Щелыково

ЩЕЛЫКО́ВО - усадьба А. Н. Островского в Кинешемском уезде Костромской губ. Здесь были написаны "Гроза", "Воевода", "На всякого мудреца довольно простоты", "Бесприданница", "Волки и овцы", "Снегурочка", "Таланты и поклонники" и др. пьесы. В 1928 усадьба была передана Малому т-ру, в 1953 перешла к Всесоюзному театр. об-ву. В 1948 объявлена заповедником.

Щепетильник

ЩЕПЕТИ́ЛЬНИК - торговец галантер. товарами, разл. мелочами. В 1765 В. И. Лукин наз. свою комедию "ГЦ.", что не только информирует читателя о занятии центр. героя, но и указывает на "сниженность" сюжетных перипетий.

Щепкин Вяч. Ник

ЩЕ́ПКИН Вяч. Ник. (1863-1920) - лингвист, палеограф. Сын Н. М. Щепкина. В 1881-85 учился на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та. Ученик Ф. Ф. Фортунатова, Ф. Е. Корша, Н. С. Тихонравова, А. Л. Дювернуа. После окончания ун-та был оставлен для подготовки к профессорскому званию. С 1887 Щ. работает в Ист. музее хранителем, а затем создает там отдел рукописей и книг старой печати, к-рым заведует до конца жизни. Одновременно он занимается педагогич. деят-ностью в Моск. ун-те: в 1889 защищает дисс. на степень магистра славянск. филологии, с 1900 - приват-доцент, в 1906 защищает доктор. дисс. и становится экстраординарным профессором, с 1912 - ординарным профессором. С 1906 Щ. преподает на Высших жен. курсах в Москве, в 1913 избирается чл.-корр. АН. В Моск. ун-те Щ. читал разл. курсы: введение в славяноведение, ст.-слав. язык, слав. лит-ры. Однако особое место занимал курс палеографии, в основу к-рого легла многолетняя работа Щ. в Ист. музее, где под его рук-вом было создано одно из крупнейших собраний рус. письм. памятников. В 1918 Щ. издает "Учебник рус. палеографии", явившийся результатом чтения университетского курса и работы над рукописями в Ист. музее. Нек-рые разделы (начертание букв по векам, вязь, орнамент. миниатюра) Щ. разработал впервые. В учебнике Щ. показал себя последовательным лингвистом школы Фортунатова, связывая решение палеографич. проблем с характером языка. Книга Щ. является важным пособием для изучения слав. палеографии. Щ. опубликовал много работ в разл. областях слав. филологии и культуры. В их числе - "Резное деревянное табло 13 в." (1905), "Учебник болг. языка" (1909), "История юж. славян" (1910), "Рукописи Историч. музея" (1913), "Введение в славяноведение" (1914) и мн. др.

Лит.: Бернштейн О. Б. В. Н. Щепкин. М., 1955.

Щепкин Мих. Сем

ЩЕ́ПКИН Мих. Сем. (1788-1863) - драм. актер и театр. деятель. Первое выступление на проф. сцене - в Курском т-ре бр. Барсовых в 1805 (Андрей - "Зоа" Л.-С. Мерсье) В дальнейшем играет в провинц. т-рах Харькова, Полтавы, Тулы. В 1822 дебютирует на моск. сцене ролью Богатонова ("Господин Богатонов, или Провинциал в столице" М. Н. Загоскина). В 1823-63 - в труппе Моск. (позднее - Малого) т-ра. В творчестве Щ. сочетались эмоциональность, естественность и обдуманность ролей. Важнейшими принципами предпринятой актером реформы театр. иск-ва были подлинность переживаний и достоверность создаваемых типов. Щ. усложняет структуру сценич. образа, соединяя комедийные и драм. эл-ты, используя разл. приемы - от фарсовых до па-тетич. "Щепкин принадлежит к числу немногих истинных жрецов сценич. иск-ва, к-рые понимают, что артист не д. б. ни исключительно трагич., ни исключительно комич. актером, но что его назначение - представлять харак-ры" (В. Г. Белинский). Значит. часть сценич. свершений Щ. связана с драматургией Ж. Б. Мольера, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, но вместе с тем ему удавалось создавать полноценные характеры на основе незначит. драматургии (Симон - "Матрос" Т.-М.-П. Соважа и Ж.-Ж.-Г. Делюрье). Огромные усилия Щ. по согласованности актерского партнерства привели к созданию ансамбля на сцене Малого т-ра. Театр. искания Щ. сопрягались с развитием реализма в рус. культуре в целом и заложили основы рус. театр. школы, сохранявшиеся на протяжении всего 19 в. Велико значение пед. работы Щ. в воспитании нового актерского поколения. В обширной переписке актера формулируются осн. принципы сценич. реформы. Он был также автором "Записок", в к-рых изложил осн. события своего актерского становления. Емкая, обобщенная характеристика творчества Щ. принадлежит А. И. Герцену: "Он был вел. артист. Артист по призванию и труду. Он создал правду на рус. сцене, он первый стал нетеатрален на театре". Осн. роли: Жеронд ("Скапеновы обманы"), Сганарель ("Школа мужей"), Арнольф ("Школа жен"), Гарпагон ("Скупой" Ж. Б. Мольера), Шейлок ("Венецианский купец"), Полоний ("Гамлет" У. Шекспира), Сальери ("Моцарт и Сальери"), Барон ("Скупой рыцарь" А. С. Пушкина), Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Городничий ("Ревизор"), Подколесин и Кочкарев ("Женитьба"), Утешительный ("Игроки" Н. В. Гоголя), Мошкин ("Холостяк"), Кузовкин ("Нахлебник" И. С. Тургенева), Муромский ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Большов ("Свои люди - сочтемся"), Любим Торцов ("Бедность - не порок" А. Н. Островского), Чупрун ("Москаль-чаривник"), Макагоненко ("Наталья-Полтавка" И. П. Котля-ревского), Эзоп ("Притчи, или Эзоп у Ксанфа"), Транжирин ("Чванство Транжирина" А. А. Шаховского) и др.

М. С. Щепкин. Худ. Т. Г. Шевченко. 1858

М. С. Щепкин. Худ. Т. Г. Шевченко. 1858

Щепкин Ник. Мих.

ЩЕ́ПКИН Ник. Мих. (1820-86) - издатель, книгопродавец, обществ, деятель. Сын актера М. С. Щепкина. Издат. деят-ность начал в Москве в 1851, выпустив "учено-лит." альм. "Комета", включавший произв. А. А. Афанасьева, Т. Н. Грановского, И. Е. Забелина, А. Н. Островского, С. М. Соловьева, И. С. Тургенева, М. С. Щепкина. С 1856 по 1862 издавал в Москве книги вместе с К. Т. Солдатенковым. Первой кн. компании стали "Стихотворения" А. В. Кольцова, вышедшие в февр. 1856. Под маркой "Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина" были изданы сб-ки стихотворений Н. А. Некрасова, Кольцова, Н. П. Огарева, А. И. Полежаева, пов. и рассказы Д. В. Григоровича и др. Гл. изданием совм. фирмы явилось первое собр. соч. В. Г. Белинского (1859-62). В нояб. 1857 по инициативе Щ. был открыт в Москве книжный магазин Щ. и Солдатенкова, через к-рый распространялись загран. изд. А. И. Герцена и др. запрещ. в России изд. После разрыва с К. Т. Солдатенковым (янв. 1863) Щ. продолжал собств. книгоиздат. деят-ность, выпустив ряд книг: "Записки и письма" М. С. Щепкина (1864), "Родные места" А. В. Щепкиной (1874) и др.

Щепкина Марфа Вяч.

ЩЕ́ПКИНА Марфа Вяч. (1894-1984) - палеограф. Дочь В. Н. Щепкина. В 1919 окончила ист.-филол. ф-т Моск. Высших жен. курсов. Всю жизнь Щ. проработала в моек. Ист. музее: научным сотрудником (1919-54), зав. отделом др. рукописей и старопечатных книг (1954-76), научным консультантом (1976-84). В 1945 защитила канд. дисс. "Лицевые рукописи времени Федора Ивановича и Бориса Годунова", в 1964 ей была присвоена учен. степень д-ра ист. наук за монографию "Болгарская миниатюра 14 в.". Круг науч. интересов Щ.: рус. и слав. палеография, текстология, др.-рус. и др.-болг. иск-во. Среди ее работ - "Изображение рус. историч. лиц в шитье 15 в." (1954), "К вопросу о сгоревшей рукописи "Слова о полку Игореве"" (1954), "Болг. миниатюра 15 в.", "Тератологический орнамент" (1974), "Миниатюры Хлудовской псалтыри" (1977) и др.

Лит.: Список научных трудов доктора ист. наук М. В. Щепкиной // Археографич. ежегодник за 1969. М., 1971. С. 290-291.

Щепкина-Куперник Тат. Львовна

ЩЕ́ПКИНА-КУПЕ́РНИК Тат. Львовна (1874-1952) - писательница. Правнучка М. С. Щепкина, дочь киевского адвоката. Окончила киев. г-зию (1891) и поступила на сцену в т-р Ф. А. Корша. Автор ряда пьес ("Летняя картинка", 1892; "Вечность в мгновении", 1892; "Месть Амура", 1908; "Счастливая женщина", 1911; "Барышня с фиалками", 1912 и др.), рассказов о народе (сб-ки "Незаметные люди", 1900; "Ничтожные мира сего", 1900; "Трудящиеся и обремененные", 1903), об актерах ("Около кулис", 1903), путевых очерков ("Письма издалека", 1903-13), переложений старинных легенд ("Сказания о любви", 1910), стихотв. сб-ков ("Из женских писем", 1898; "Облака", 1912). Наиб. значит. часть наследия Щ. К. - переводы (Э. Ростан, У. Шекспир, Ф. Лопе де Вега, Г. Гольдони, Ж. Б. Мольер, М. Ме-терлинк и др.) и мемуары ("Дни моей жизни", 1928; "О М. Н. Ермоловой", 1940; "Театр в моей жизни", 1948).

Щерба Лев. Вл

ЩЕ́РБА Лев. Вл. (1880-1944) - лингвист, педагог. Род. в Пб., отец - инж.-технолог. Детство провел в Киеве, где окончил г-зию с зол. медалью и поступил на естеств. ф-т ун-та (1898), откуда перевелся на ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1899). Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ. Окончил ун-т с золотой медалью за сочинение по яз.-знанию "Психич. элемент в фонетике" (1903), в 1905 успешно прошел магистерские испытания, изучал сравнит. грамматику и фонетику в Лейпциге, Париже, Праге (1906-09), с 1909 - приват-доцент Петерб. ун-та, преп. Высших жен. курсов, Психоневрологич. ин-та, курсов для учителей глухонемых, для подготовки учительниц иностр. языков. Читал курсы по введ. в яз.-знание, сравн. грамматике, фонетике, рус. и др.-церковнослав. яз., латыни, греч., преподавал произношение франц., англ., нем. яз. Создал лабораторию эксперимент. фонетики в Петерб. ун-те (1909). В 1912 защитил магистерскую дисс. ("Рус. гласные в качеств. и колич. отношении"), в 1915 - докторскую ("Восточнолужицкое наречие"), с 1916 - экстраорд. проф. Петрогр. ун-та по каф. сравн. яз.-знания, с 1924 - поч. чл. Междунар. ассоциации фонетистов, с 1925 - чл.-корр., с 1943 - акад. АН СССР, чл. Парижского ин-та по изучению слав. языков, Парижского лингв. об-ва. Занимался теорией яз., фонетикой ("Фонетика франц. яз.", 1937), лексикологией, лексикографией ("Опыт общей теории лексикографии", 1940), синтаксисом, теорией грамматики ("Спорные вопросы рус. грамматики", 1939), вопросами взаимодействия языков, преподавания иностр. яз. Широко пользовался методом лингв. эксперимента. Ключевым вопросом яз.-знания для Щ. стал вопрос о соотношении языка и действительности. Щ. впервые употребил слово "фонема" в совр. понимании, совместив термин Л. Авэ - Ф. Соссюра с трактовкой Бодуэна де Куртенэ ("психический эквивалент звуков речи"), поставил вопрос о различении язык. мат-ла, язык. системы и речевой деят-ности ("О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании", 1931), разрабатывал проблемы частей речи и грамматич. категорий ("О частях речи в рус. языке", 1928), язык. нормы ("Лит. язык и пути его развития (применительно к рус. яз.)", 1942), участвовал в разраб. свода правил орфографии и пунктуации, академич. грамматики рус. яз. Инициатор создания первых учебных планов и программ для нач. и ср. шк. Разработал принципы построения шк. учебников. Автор классич. шк. учебника по рус. яз. ("Грамматика рус. яз. Часть 1. Фонетика и морфология. Учебник для 5 и 6 кл. семилетней и ср. шк.", "Синтаксис. Учебник для 6 и 7 кл. семилетней и ср. шк."). После рев-ции организовывал язык. средние и высшие учебные заведения в Пг. Автор "Русско-франц. словаря".

Соч.: Избр. работы по рус. языку. М., 1957; Избр. работы по языкознанию и фонетике. М., 1958; Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Лит.: Колосов В. В. Л. В. Щерба. М., 1987; Будагов Р. А. Л. В. Щерба и наука о языке в СССР // Р. А. Будагов. Портреты языковедов 19-20 вв.: Из истории лингвистич. учений. М., 1988.

Щербатов Мих. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Щербатской Фед. Ипполитович

ЩЕРБАТСКО́Й Фед. Ипполитович (1866-1942) - индолог и тибетолог; действ. чл. АН (с 1918). От занятий др.-инд. эпиграфикой, историей лит-ры и поэтикой перешел на рубеже веков к изучению классич. инд. философии. С 1905 (после поездки в Монголию и Бурятию) широко пользовался при изучении буддийских текстов помощью бурятских лам. В 1910 был в Индии, где под рук. местных пандитов изучал тексты брахманской философии. Выдающимися достижениями Щ. являются: доказательство автохтонно-сти инд. философии, демонстрация роли буддистов в развитии инд. философии.

Из буддийских систем Щ. больше всего сделал для изучения поздней (Дигнага, Дхармакирти) и ранней (Асанга) виджнянавады. Велик его вклад и в изучение брахманской системы ньяя. Новаторским для своего времени был разработанный Щ. филос. метод перевода логико-дискурсивных текстов, предполагавший, что инд. идеи должны передаваться преим. в понятиях европ. философии. В СПб. (Ленингр.) ун-те, где Щ. преподавалс 1900, и в Ленингр. ин-те живых вост. языков (с 1920) он внедрил уникальный учебный метод, в к-ром высшие достижения европ. индианистики сочетались с традиционно инд. приемами преподавания. В 1928-30 Щ. возглавлял исследоват. Ин-т буддийской культуры, с 1930 - индо-тибетский кабинет Ин-та востоковедения АН СССР. Щ. воспитал плеяду талантливых учеников, большинство к-рых стали жертвами сталинского террора: в 1937 уник. буддологическая школа Щ. полностью прекратила свое существование, а самому Щ. было запрещено заниматься чем-либо, кроме составления тибетско-рус. словаря.

Соч.: Теория познания и логика по учению позднейших буддистов: В 2 ч. СПб., 1903-09; Избр. труды по буддизму. М., 1988; Встреча Востока и Запада в научной деятельности Ф. И. Щербатского / Вступ. ст., сост. и примеч. Я. В. Василькова // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. Вып. 4. С. 178-265.

Щербина Ник. Фед

ЩЕРБИ́НА Ник. Фед. (1821-69) - поэт. Отец - обедневший донской помещик, мать - гречанка. Учился в таганрогск. приходском и уездном уч-щах, в таганрогск. г-зии (не окончил). Получив аттестат учителя, неск. лет (до 1849) скитался по Украине, был домашним учителем, преподавал в жен. пансионах. В 1850 - пом. ред. газ. "Моск. губ. ведомости", с 1855 - чиновник особых поручений в Мин-ве нар. просвещения, чиновник Мин-ва внутр. дел. Начал печататься в кон. 1830-х гг. Известность и успех принесли Щ. "антологии, стихотворения" (сб. "Греческие стихотворения", 1850; "Новые греческие стихотворения", 1851), прочно утвердившие за ним репутацию поэта "чистого иск-ва". Однако сам Щ. постоянно декларировал свою независимость от партий и групп. Справедливость этого подтверждает и то, что он был хорошо известен и "гражданскими" стихотв. (они объединены в цикл "Ямбы и элегии") и сатирич. (циклы "Альбом ипохондрика. Собрание эпиграмм, Ксений, ямбов и всякого сатирического школьничества", "Сатирич. летопись. Ямбы, ксении, эпиграммы", "Сонник совр. рус. литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному соннику Мартына Задеки", "Доморощенные наброски рус. ленивца и ипохондрика"). Они столь же органичны для Щ. и его поэтич. позиции, как и стихотворения "антологические". В 1860-х гг. Щ. резко эволюционирует в сторону охранит идей.

Н. Ф. Щербина

Н. Ф. Щербина

Щи

ЩИ - 1) Древнейшее рус. жидкое блюдо, приготовленное из капусты (свежей или квашеной) или зелени (крапивы, щавеля и т. д.). С глубокой древности Щ. были осн. блюдом в быту крестьян, горожан и феодальной знати. В крестьянских семьях Щ. ели не только в обед, но и на завтрак и ужин. Особое распр. они получили в центр, и сев. р-нах, а на Ю. России предпочитают борщи. Щ. стали одним из традиц. блюд рус. кухни ("Щи да каша - пища наша"). Существует мн. разновидностей этого блюда: Щ. из свежей капусты, из квашеной - (суточные - тушили всю ночь в печи или замораживали), "толстые" (с перловой крупой), "богатые" (с мясным набором), рыбные, со снетками, с ветчиной, зеленые - с крапивой и щавелем и др. Особ. вкус имеют Щ., приготовленные в глиняных горшочках. К Щ. подают сметану, зелень, гречневую кашу, пироги.

2) Кислые щи - сильногазированный квас.

Щипачёв Степ. Петр.

ЩИПАЧЁВ Степ. Петр. (1898-1980) - поэт. Род. в дер. Щипачи Камышловского уезда (Зауралье), в семье крестьянина-бедняка. Рано осиротел, батрачил, работал на приисках (см. автобиогр. повесть Щ. "Березовый сок", 1955). Начал писать стихи (о деревне, войне, раненых солдатах, вернувшихся с фронта) еще учеником церковно-приходской школы. В нач. 1917 был призван в армию. В апр. 1919 на станции Бугуруслан перебежал в Чапаевскую дивизию; до 1931 - в Кр. армии. Был командирован в Высшую военно-пед. школу, преподавал в воен. школах Крыма и Москвы. В 1934 окончил лит. отделение Ин-та Красной профессуры. Первый сб. стихов "По курганам веков" (1923, вышел в Симферополе) наполнен, по выражению самого автора, "космориторикой" под влиянием лит. соратников из "Кузницы". Декларативны и сб. "Одна шестая" (1931), "Наперекор границам" (1932). Большой резонанс получила кн. "Лирика" (1939), контрастировавшая с аскетическим направлением в сов. иск-ве. С начала Вел. Отеч. войны Щ. - сотр. фронтовой печати, выпустил сб. "Фронтовые стихи" (1942). Заметный след в поэзии оставила кн. Щ. "Строки любви" (1945). В кон. 40-50-х гг. Щ. был одним из немногих, кто печатал чисто лирич. стихотворения, но в то же время он отдал дань темам, официально считавшимся "гражданскими". Наиб. крупные произведения Щ. последнего десятилетия его жизни - поэмы "Из Переделкинского дневника" (1969-70) и "У горизонта" (опубл. 1982, сост. М. Матусовский). В 1959-63 Щ. возглавлял Моск. писательскую организацию (см. "Воспоминания о Степане Щипачеве", 1989).

Щорс Ник. Ал-др.

ЩОРС Ник. Ал-др (1895-1919) - командир Кр. армии, герой гражд. войны. Род. В пос. Сновск под Черниговом. В 1914 окончил военно-фельдшерскую школу, ускоренный курс воен. уч-ща в Полтаве (1916). В 1-ю мир. войну - военфельдшер дивизиона, затем мл. офицер роты на Юго-Зап. фронте. Подпоручик (1917). После Окт. рев-ции вернулся в Сновск. В февр. 1918 создал красный партизанский отр. С марта 1918 командовал партизанским отр. в боях с немцами в Новозыбковском уезде. В мае - июле 1918 - организатор партизанского движения в Симбирской и Самарской губ. Член РКП(б) с 1918, в РККА с 1918. В сент. 1918 в р-не Унеги (Брянская обл.) сформировал 1-й укр. сов. полк им. Богуна (богунцы), к-рым командовал в боях с немцами в окт.-нояб. 1918. С нояб. 1918 - ком. 2-й бр. 1-й Укр. сов. дивизии. Освобождал Киев, Фастов, Чернигов от петлюровцев. С февр. 1919 - комендант Киева. С марта 1919 - нач. 1-й Укр. сов. дивизии, к-рая освободила Житомир, Винницу, Жмеринку от петлюровцев и гайдамаков. Летом 1919 дивизия стойко оборонялась в р-не Сарны - Новгород-Волынский - Шепетовка. С авг. 1919 - ком. 44-й сов. стрелк. дивизии в боях за Коростенский ж.-д. узел. По официальной версии, был убит в бою на позиции ок. с. Белошица под Коростенем. По другой, будущий командарм 2-го ранга И. Н. Дубовой получил приказ от ЦК РКП(б) застрелить Щ., как анархиста, не поддерживающего политику большевиков. По воспоминаниям хоронивших Щ., входное пулевое отверстие находилось на затылке. Похоронен в Самаре.

Щукин Бор. Вас.

ЩУ́КИН Бор. Вас. (1894-1939) - актер. Сценич. деят-ность начал в Моск. драм. студии под рук-вом Е. Б. Вахтангова; впоследствии до конца жизни был актером Т-ра им. Вахтангова. Яркое комедийное дарование Щ. раскрылось в ролях Тартальи ("Принцесса Турандот" К. Гоцци), Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). Создал галерею образов людей совр. ему эпохи: Павел Суслов ("Виринея" Л. Н. Сейфуллиной), комиссар Антон ("Барсуки" Л. М. Леонова) и др. Событием в истории театр. иск-ва явилось исполнение Щ. роли Егора Булычева в спектакле "Егор Булычев и другие" М. Горького (1932). В кино создал образ В. И. Ленина в к/ф "Ленин в Октябре" (1937), "Ленин в 1918 году" (1939), в спектакле "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина (1937). В 1939 имя Щ. присвоено театр. уч-щу при Т-ре им. Вахтангова.

Лит.: Лебедев Н. Щукин - актер кино. М., 1944; Новицкий П. Борис Щукин. М.; Л., 1948.

Щукины

ЩУ́КИНЫ - купеч. род, меценаты. Родоначальником этой семьи считается Петр Щукин, происходивший из купеч. г. Боровска Калужской губ. Впервые в писцовых книгах Москвы Щ. упоминаются в 1787. Заметное место в торгово-промышленной Москве предпринимательское дело Щ. заняло при И. В. Щукине. В 1878 был образован торговый дом "И. В. Щукин и сыновья", к-рый занимался продажей х.-б. пряжи и тканями. Но наибольшую известность семья Щ. приобрела благодаря благотворительной деят-ности сыновей И. В. Щукина: Николая, Петра, Сергея и Дмитрия. Петр Ив. Щукин (1853-1912) после прохождения коммерческой практики в крупнейших промышленно-торго-вых городах Европы стал совместно с отцом руководить делами торгового дома. Помимо этого П. И. Щукин был одним из известных в Москве коллекционеров. Кроме рус. худож. старины он собирал картины новой франц. живописи, старинные китайские и япон. изделия. В 1893 для своего собрания П. И. Щукин выстроил двухэтажное здание. Накануне 1917 коллекция Щукина насчитывала ок. 24 тыс. экспонатов. Собранные им предметы иск-ва он передал в дар Ист. музею, где служил хранителем до конца своей жизни. Другим крупным коллекционером этого рода был Сер. Ив. Щукин (1854-1936). Он активно участвовал в работе различных торговых и банковских учреждений, входил в совет Моск. Учетного банка, был совладельцем и дир. текстильной фирмы "Э. Цинлель" и Даниловской мануфактуры. С. И. Щукин долгие годы коллекционировал полотна франц. импрессионистов и постимпрессионистов. Его собрание по праву считалось крупнейшим в России. Оно так же, как и коллекция его брата, было завещано государству. На его основе был создан Гос. музей нового изобразит. иск-ва. Страстным собирателем произведений живописи и прикладного иск-ва были и другие братья Щ.: Ник. Ив. (1852 - ?) собирал старин. изделия из серебра; Дм. Ив. (1855-1932) картины старых зап.-европ. мастеров; Ив. Ив. (1869-1908) увлекался исп. живописью и книгами.

С. И. Щукин. 1910

С. И. Щукин. 1910

Щуко Вл. Ал

ЩУКО́ Вл. Ал. (1878-1939) - арх., худож. т-ра, рисовальщик, акварелист. Учился в Петерб. АХ (1896-1904) у И. Е. Репина, В. А. Беклемишева, Л. Н. Бенуа. Один из лидеров неоклассицизма. Автор проектов доходных домов, обществ. сооружений, особняков усадебного типа и т. д. Междунар. известность снискал как автор двух рус. павильонов на междунар. выставках в Риме и Турине (1911). После 1917 принимал участие в оформлении праздников, проектировании жилых домов, обществ. и выставочных зданий в Москве, Ленинграде (пропилеи - въезд в Смольный, Ленинград, 1923-25; Т-р им. М. Горького в Ростове-на-Дону, 1930-35 и др.), создал сер. проектов пам. (в т. ч. В. И. Ленину, 1936 и др.), оформил свыше 40 оперных, балетных и драм. спектаклей в т-рах Москвы и Ленинграда, отдавая предпочтение драм. содержанию (напр., "Борис Годунов" А. С. Пушкина, пост. 1921 и др.).

Лит.: Владимир Алексеевич Щуко, 1878-1939: Выст. к 100-летию со дня рождения: Каталог. М., 1980.

Щусев Ал. Викт.

ЩУ́СЕВ Ал. Викт. (1873-1949) - арх., худож. т-ра, историк архитектуры, педагог; автор градостроит. проектов, культовых, жилых и обществ. зданий, мемор. сооружений. С 1901 - арх. канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. В 1900-10-х гг. один из лидеров неорус. стиля, ориентировался на архитектуру Владимиро-Суздальской школы, Новгорода, Пскова. Первые работы Щ. выполнил в Киеве - проект иконостаса Великой Успенской ц. и оформление Троицкой трапезной ц. Киево-Печерской лавры (1903-10), ц. в Михайловском Златоверхнем монастыре (1908). Реставрация ц. св. Василия в Овруче стала первым примером науч. работы с памятниками др.-рус. архитектуры. Ярчайшим творением 1910-х гг. стала постройка Марфо-Мариинской обители сестер милосердия в Москве (1908-12). Щ. строил много храмов в провинции - церковь-памятник св. Дмитрию Донскому на Куликовом поле (1912), Троицкий собор Почаевской лавры (1910), ц. в Ново-Афонском монастыре (1910-е гг.), Спасская ц. в имении Натальевка Харьковской губ. (1908, 1913), храм и подворье св. Николая Мирликийского в Бари, Италия (1913), часовня-памятник Дому Романовых у Романовского моста через Волгу, православные храмы в Сан-Ремо и Ницце (1910-е гг.) и мн. др. Храмовые постройки Щ. были оценены специалистами - с 1910 он стал академиком имп. АХ, преподавал в школе Об-ва поощрения художеств в Петербурге (1908-11). В 1913 переехал в Москву, где с 1913 преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества и Строгановском худож.-пром. уч-ще (1913-18).

В области светской архитектуры Щ. были выполнены также значит. работы - дома гр. Олсуфьевых в Петербурге, дачи в Царском Селе (1900-е гг.), учеб. заведения, особняки, доходные дома и др., но крупнейшая постройка Щ. - комплекс зданий Казанского вокзала в Москве (1912-26, закончен в 1941). Большинство построек Щ. выполнено в разных направлениях стилизации др.-рус. мотивов, но он применял и варианты петровского барокко, и мотивы неоклассицизма. В оформлении фасадов и интерьеров своих зданий он сотрудничал с Н. К. Рерихом, М. В. Нестеровым, С. Т. Коненковым и др.

В сов. время Щ. - руководитель Первых гос. архит. мастерских в Москве, создатель первого плана реконструкции Москвы - Ген. плана "Новая Москва" (1918-25), профессор ВХУТЕМАСа (1918-23), Моск. ин-та гражд. инженеров (с 1924) и Моск. арх.-худож. ин-та (1948-49), дир. Третьяковской галереи (1926-1929), создатель и первый дир. (с 1946) Музея рус. архитектуры, носящего его имя, засл. арх. СССР (1930), Гл. архитектор (с 1938), действ. чл. АН СССР (1943). За этот период по проектам ГЦ. были построены т-ры, станции метро, жилые дома в Москве, Тбилиси, Батуми, Баку, Ташкенте и др. ГЦ. - автор планировки городов Туапсе и Смоленска. Создал Мавзолей В. И. Ленина. Неоднократный лауреат Сталинских премий.

Лит.: Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. М., 1978; Сорокин И. В. Художник каменных дел: Страницы жизни акад. А. В. Щусева. М., 1987.

Щуцкий Юлиан Конст.

ЩУ́ЦКИЙ Юлиан Конст. (1897-1937) - китаевед, специалист по кит. лит-ре, яз. и даосизму. Один из наиб. любимых и талантливых учеников В. М. Алексеева. Еще студентом Щ. подготовил к изданию сб. пер. "Антология китайской лирики 7-9 вв. по Р. Х." (Пг., 1923). Прекрасно владея неск. вост. яз., в т. ч. япон., корейск. и Вьетнам., наряду с чисто науч. деят-ностью, с 1924 Щ. занимался преподаванием этих языков в Ленингр. Вост. ин-те; являлся автором ряда уч. пособий. Сфера его науч. интересов лежала преим. в обл. кит. философии, особенно даосизма. В июне 1937 защитил докт. Дисс. посвящ. филос. анализу "Книги перемен" ("Ицзин"). Осенью того же года был арестован и расстрелян по фальсифицированному обвинению в шпионаже. Рукописное наследие Щ. сохранилось только частично. Посмертно была издана его работа "Китайская классическая "Книга перемен"" (М., 1960). Пер. даосского трактата "Бао Пуцзы" не обнаружен и по сей день.

Соч.: Даос в буддизме // Зап. Коллегии востоковедов. 1927. Т. 1. С. 235-250; Учебник аннамского языка. Л., 1934; Строй аннамского языка. Л., 1936; Китайская классическая "Книга перемен". 2-е изд. / Сост., ст. биобиблиогр. А. И. Кобзева. М., 1993.

Лит.: Баньковская М. В. Семь ярких вспышек // Петербургское востоковедение. СПб., 1993. Вып. 4. С. 409-416.

Предыдущая страница Следующая страница