Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБЕ"-"ЭНГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБЕ"-"ЭНГ")

Эберман Вас. Ал-др.

ЭБЕРМА́Н Вас. Ал-др. (1899-1937) - востоковед: арабист и иранист. Происходил из семьи петерб. немца, хирурга, учился в 1917-21 на ф-те вост. языков С.-Петерб. ун-тапо араб.-перс. разряду. В 1924-29 преподавал араб. яз. в Ле-нингр. ун-те. В июне 1930 арестован по "делу АН", 10 февр. 1931 по фальсифицированному обвинению осужден Тройкой ОГПУ на 5 лет лагерей. По освобождении (1933) один семестр преподавал в Ленингр. ин-те философии, лит-ры, истории. Вновь арестован в янв. 1934, выслан в Орел, где был практически лишен возможности продолжать науч. работу. Погиб в ссылке (утонул, купаясь в реке).

В своей науч. деят-ности Э. сосредоточил внимание на одной теме - вкладе неарабов, прежде всего иранцев, в исламскую культуру и араб. лит-ру раннего периода. Первая в ряду его крупных статей, по сути - монографий, посвящена мед. и натурфилос. школе в Джундишапуре. В ст. "Персы среди арабских поэтов эпохи Омейядов" Э. склоняется к мнению, что начало перс. поэзии "нужно искать на араб. языке, в поэзии первого века правления Аббасидов". Сам же он исследует предшествующую эпоху, напоминает, что согласно "Китаб ал-Агани" пение к арабам пришло из Персии и Йемена, и разбирает известия о поэтах Ваддахе, Хурра Хосрове, Ибн Муфарриге, Муса Шахавате, Абу-л-Аббасе и Исмаиле б. Йасаре. Свою линию иссл. Э. продолжил, воссоздав портрет поэта 9 в. Ал-Хурайми. Он талантливо переводил с арабского стихами, популярно освещал пути проникновения ориентальных тем в рус. поэзию. Его перу принадлежит также описание небольшой коллекции рукописей. Известность среди зап. коллег он приобрел, опубликовав по-немецки превосходный обзор работ рус. востоковедов за 1914-27.

Соч.: Арабы и персы в рус. поэзии // Восток. 1923. Кн. 3. С. 108-125;Медицинская школа в Джундишапуре // Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1925. Т. 1. С. 47-72; Персы среди араб. поэтов эпохи Омейядов // Там же. 1927. Т. 2. С. 113-154; Описание собр. Араб. рукописей, пожертвованных в Азиатский музей в 1926 Полномочным представительством СССР в Персии // Изв. АН 1927. № 3/4. С. 315-324; Ал-Хурейми, араб. поэт из Согда // Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1930. Т. 5. С. 429-450.

Эдельштейн Як. Самойлович

ЭДЕЛЬШТЕ́ЙН Як. Самойлович (Самуилович) (1869-1952) - геолог, геоморфолог, географ; глава ленингр. школы геоморфологов. Ученый-энциклопедист. Д-р геол.-минералог. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР. В 1895 окончил Харьковский ун-т, в студенч. годы начал серьезные полевые иссл. После окончания учебы работал в Приморье (до 1903); за работы по Д. Востоку и Маньчжурии получил Зол. медаль РГО. В 1904-07 работал в Пб. в Геол. музее АН, проводил иссл. в Ср. Азии, за что ему была присуждена премия им. Н. М. Пржевальского. С 1907 и практически до конца жизни работал в Геологич. к-те - Центр. науч.-иссл. геологоразведочном ин-те (ЦЕИГРИ) - Всес. науч.-иссл. геол. ин-те (ВСЕГЕИ); полевые иссл. вел преим. в Сибири. Один из организаторов Высших геогр. курсов, проф. Геогр. ин-та, геофака ЛГУ (где в 1944-49 заведовал каф. общей геологии и геоморфологии). Ученый секр. Геогр. об-ва (1930-38). Возглавлял редакцию многотомного изд. "Геология СССР", был гл. ред. Большого сов. атласа мира и сб. "Сов. геология". Автор первого в СССР ун-тского курса гляциологии. Изданная им в 1947 кн. "Основы геоморфологии" была высоко оценена ученым советом ВСЕГЕИ, но подверглась осуждению в Москве, и для изменения решения ВСЕГЕИ в Ленинград была направлена спец. комиссия. В 1949 Э. награжден орд. Ленина, но вскоре после этогопредан в Мин-ве геологии "суду чести" по обвинению в "космополитизме", а 31 марта 1949 арестован по т. н. "Красноярскому делу", жертвами к-рого стали мн. геологи. 25 окт. 1950 Особым совещанием при Мин-ве госбезопасности СССР осужден по фальсифицированному обвинению на 25 лет лагерей. 12 янв. 1952 на 83-м году жизни умер в тюремной больнице в Ленинграде.

Эдер Бор. Аф.

Э́ДЕР Бор. Аф. (1894-1970) - артист цирка, дрессировщик. Был акробатом, гимнастом, создателем и исполнителем возд.-гимнастич. аттракциона "Полет на аэроплане вокруг Эйфелевой башни". Как укротитель начал выступать с группой львов в 1932. Э. был основателем отеч. школы гуманной дрессировки хищников. Он утвердил на манеже тот принцип дрессуры, когда выступление дрессировщика призвано нести эстетич. начало, содержать эл-ты юмора, быть зрелищем, способным показать лучшие качества человека: смелость и доброту. Выступал также с белыми медведями (аттракцион "Во льдах Арктики"), бурыми медведями ("Канатоходцы под куполом цирка"), леопардами, тиграми. Э. дрессировал животных для съемок в ф. "Цирк", "Опасные тропы", "Укротительница тигров", "Дон Кихот". Среди учеников Э. - изв. дрессировщики: М. Назарова, Э. Подчерникова, В. Запашный. В цирке работала дочь Э. - Вал. Бор. (род. 1940). Вместе с мужем Викт. Сер. Канунниковым (род. 1940) демонстрировала номера со львами и бурыми медведями.

Соч.: Мои питомцы. М., 1955.

Лит.: Кузнецов Е. Арена и люди сов. цирка. Л.; М., 1947; Дмитриев Ю. Сов. цирк. М., 1963.

Эйзенштейн Сер. Мих.

ЭЙЗЕНШТЕ́ЙН Сер. Мих. (1898-1948) - реж., сценарист, художник, теоретик кино. В 1921-22 учился в Гос. высш. реж. мастерских под рук-вом В. Э. Мейерхольда. В 1923-24 поставил в Москве неск. спектаклей, где стремился разрушить установившиеся театр. каноны. С 1924 в кино, с 1928 преподавал во ВГИКе. Автор мн. выдающ. статей по теории киноиск-ва, изданных на десятках яз. во мн. странах мира. Фильмы Э. - ярчайший пример тщательно продуманного и удивительно органичного сочетания выразит. формы и глубокого содержания. Первый ф. "Стачка" (1925) - стремление противопоставить сюжету монтаж аттракционов, новаторское использование монтажа, ракурса, метафоры.

"Броненосец "Потемкин"" (1926) - дальнейшее развитие новаторских поисков Э. Творч. решение массовых сцен, точное использование деталей, эмоц. окраска ряда эпизодов, четкий ритм ф. сделали его одним из лучших произв. мир. кинематографии.

"Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1-я сер. 1944, 2-я - 1945, вышла на экраны в 1958) - дальнейшие поиски и открытия тайн киноиск-ва, стремление найти новые формы выразительности в сочетании изобразит. стороны картины с могучей музыкой С. Прокофьева и работой больших актеров (Н. Черкасова, Д. Орлова, А. Бучмы, М. Жарова, С. Бирман).

Среди ф. Э. - "Октябрь" (1928), док.-публицистич. фильм об Окт. рев-ции, "Старое и новое" (1929) - о жизни совр. деревни. В этих фильмах поиски Э. временами приобретали самодовлеющее значение, носили формальный характер. О творчестве Э. создано более 10 док. и т/ф. Теоретич. наследие Э. являет собой пример глубочайшего проникновения, в частности, в язык кино, однако во мн. ждет еще своего осмысления.

Соч.: Избр. произв.: В 6 т. М., 1964-71.

Лит.: Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974; Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1976; Козинцев Г. Об Эйзенштейне // Собр. соч.: В 5 т. Л., 1983. Т. 2; Юренев Р. С. Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод: В 2 ч. М., 1985-88.

С. М. Эйзенштейн

С. М. Эйзенштейн

Эйлер Леонард

Э́ЙЛЕР Леонард (1707-83) - математик, механик и физик, философ. Сын базельского пастора, учившегося математике под рук-вом Я. Бернулли, Э. получил образование в ун-те в Базеле, где изучал теологию и математику (последнюю под рук-вом И. Бернулли). В 1723 Э. получил ученую степень магистра. В 1727 приехал в Пб. и был избран адъюнктом Петерб. АН; заведовал каф. физики, с 1731 - каф. математики. В 1741-66 жил и работал в Берлине, не порывая связи с Петерб. АН. В 1766 вернулся в Пб. и оставался в нем до конца жизни. Несмотря на постигшую его почти полную слепоту (с 1766), он не прерывал науч. деят-ности. Труды Э. охватывают широкий круг вопросов в обл. математики, механики, астрономии и физики. Большое значение имеют иссл. Э., посв. дифференц. и интегр. исчислению. Он явился создателем вариац. исчисления. Разработал теорию т. н. эйлеровых интегралов, решил большое число задач, связанных с интегрированием дифференц. ур-ний, доказал ряд теорем в теории чисел, в т. ч. дал первое доказательство знаменитой теоремы Ферма. В обл. механики Э. принадлежит вывод ур-ний движения твердого тела, иссл. ряда важнейших вопросов гидродинамики. Им написан фундамен. труд по кораблестроению и кораблевождению. В астрономии Э. выполнил ряд работ по небесной механике, посвящен. изучению движения планет, комет и Луны. В обл. физики Э. занимался вопросами муз. акустики, иссл. колебаний струн, пластинок мембраны. Э. оказал значит. влияние на рос. натурфилософию "антивольфовской" ориентации. Гл. филос. тр. - "Письма о разных физических и философских материях, писанные к нек-рой немецкой принцессе" - был одним изпопулярнейших пособий по философии в 18 в.

Э. отвергал идею Х. Вольфа о необходимости четкого разграничения разл. сфер знания. Он полагал, что "метафизическое учение должно основываться на физике, т. е. должно путем абстракции выводиться из явления сложных субстанций", в то время как метафизика предваряет работу науч. мысли, формулируя гипотезы, являющиеся "единственным способом, в результате к-рого можно прийти к достоверному познанию физических причин" ("Письма к ученым"). Характерно, что Э. использует филос. аргументацию для физич. доказательств и, наоборот, физич. теория определяет его филос. убеждения. Так, будучи сторонником "волновой" теории распределения света, он рисует соответствующую ей гносеологич. картину, в к-рой идея уподоблена волне или импульсу, "возбуждающим" ум, а не "внедряющимся" в него. Небезынтересна этика Э., основывающаяся на диалектич. представлении о разл. свойствах материальной (жестко подчиненной законам движения) и духовной (управляемой заповедями) субстанций, его учение о необходимости и случайности, роли языка в формировании общих понятий. Э. умер в Пб., похоронен на Смоленском кладбище.

Эйтингон Наум Исаакович

ЭЙТИНГО́Н Наум Исаакович (наст. фам. и имя Наумов Леон. Ал-др.) (1899-1981) - один из руководителей сов. внешней разведки, ген.-майор (1945), организатор террористич. актов. Род. в Шилове Могилевской губ., недалеко от Гомеля, в бедной евр. семье. В 1918-19 - в РККА. С 1919 - в органах ВЧК, зам. пред. Гомельской ЧК. В 1920 - нач. Башкирской ЧК. В 1925 - на учебе в воен. академии (вместе с В. Чуйковым).

С 1925 - в Иностранном отделе (ИНО) ОГПУ: резидент в Шанхае, где работал совм. с резидентом Развед-управления Генштаба Р. Зорге, затем в Пекине - под прикрытием консула СССР, в Харбине. В 1928 организовал убийство кит. диктатора Чжан Цзо-линя.

В 1929 - резидент ОГПУ в Стамбуле, руководил операцией по захвату Я. Блюмкина. В 1930-32 выполнял спецзадания в США. В 1932 - зам. нач. Особой группы при Пред. ОГПУ. С 1932 - нач. 1-го отделения (нелегальная разведка) ИНО ОГПУ.

С 1936 - воен. советник в Испании ("Ген. Котов"), одновременно зам. резидента. С июля 1938, после побега на Запад А. Орлова, назначен резидентом НКВД. После поражения республиканцев в 1939 - во Франции.

В марте 1939 - авг. 1940 - рук. спец. нелегальной агентуры в США, организовал убийство Л. Троцкого. В мае 1941 вернулся в Москву.

С июня 1941 - зам. нач. Особой группы при наркоме внутр. дел, 2-го Отд. НКВД СССР; с янв. 1942 - 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР. В 1941-42 выезжал в Турцию для орг-ции покушения на герм. посла Ф. фон Паппена (операция не удалась). С 1946 зам. нач. службы "ДР" (диверсионная разведка), с 1950 работал в Бюро № 1 Мин-ва гос. безопасности СССР по диверсионной работе за границей.

В окт. 1951 арестован по делу о "сионистском заговоре". 23 марта 1953 по ходатайству П. Судоплатова освобожден из тюрьмы. В марте - июне 1953 зам. нач. 9-го Отд. МВД СССР.

21 июня 1953 арестован и в 1957 приговорен к 12 годам лишения свободы. С марта 1957 отбывал срок во Владимирской тюрьме. В 1964 освобожден, после чего работал ст. ред. в Изд-ве иностр. лит-ры. Посм. реабилитирован в апр. 1992. Награжден двумя орд. Кр. Знамени (в 1927 - за работу в Китае; в 1936 - в Испании).

Эйфман Бор. Як

Э́ЙФМАН Бор. Як. (род. 1946) - балетмейстер. В 1964 окончил Кишинев. хореогр. уч-ще, в 1972 балетмейст. отд-ние Ленингр. конс. (кл. Г. Алексидзе), дипломный спектакль - "Гаянэ" (Малый т-р, 1972). В 1972-77 балетмейстер Ленингр. хореогр. уч-ща, с 1977 - худ. рук. Ленингр. ансамбля танца (СПб. т-р балета). Среди поставленных здесь Э. одноактных спектаклей: "Бумеранг" (на муз. Д. Маклафлина, 1979), "Идиот" (на муз. П. Чайковского, 1980), "Безумный день" (на муз. Д. Россини, 1982), "Легенда" (комп. Т. Коган, 1982), "Подпоручик Ромашов" (на муз. В. Гаврилина, 1985), "Мастер и Маргарита" (комп. А. Петров, 1987), "Убийцы" ("Тереза Ра-кен") (на муз. И. Баха и А. Шнитке, 1991), "Чайковский" (на муз. П. Чайковского, 1993). Хотя в этих балетах Э. опирается на сюжеты Б. Брехта, Ф. Достоевского, П. Бомарше, библейских преданий, А. Куприна, М. Булгакова, Э. Золя, они менее всего являются иллюстрациями первоисточников. Хореография Э. действенна и интенсивна, она почти непрерывно "атакует" зрителя, апеллируя через чувство к его разуму. Зрелые спектакли Э. концепционны, отлично срежиссированы, пластически изобретательны.

Эйхенбаум Бор. Мих.

ЭЙХЕНБА́УМ Бор. Мих. (1886-1959) - историк и теоретик лит-ры. Сын врача. Учился в Пб. военно-мед. академии и Вольной высшей школе П. Ф. Лесгафта. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1912). Был проф. СПб. ун-та (1918-49), работал в Ин-те истории иск-в (1920-1931). С 1935 - сотр. Пушкинского дома. Лит. деят-ность начал в 1906. В 1920-е гг. - теоретик формального метода, участник ОПОЯЗа. Автор одной из программных статей формализма "Как сделана "Шинель" Гоголя" (1919), исследования "Мелодика рус. лирич. стиха" (1922) и др. Научные и критич. работы Э. 1920-х гг. собраны в кн.: "Сквозь литературу" (1924), "Литература" (1927), "Лит. временник" (1929). Впоследствии много занимался биогр. и ист.-культ. иссл., в центре к-рых творчество М. Ю. Лермонтова (итоговый сб. "Статьи о Лермонтове", 1961) и Л. Н. Толстого (незаверш. цикл монографий "Молодой Толстой", 1922; "Лев Толстой. Пятидесятые годы", 1928; "Лев Толстой. Шестидесятые годы", 1931; "Лев Толстой. Семидесятые годы", 1960). Э. - крупнейший сов. текстолог, заложивший основы науч. изд. рус. классики, принимал участие в установлении основного текста и комментировании произв. Н. В. Гоголя, Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Лермонтова, Н. С. Лескова и др.

Эйхенвальд Ал-др Ал-др.

ЭЙХЕНВА́ЛЬД Ал-др Ал-др. (1863-1944) - физик. Род. в Пб., в семье фотографа-профессионала. Окончив Ин-т инж. путей сообщения в 1888, Э. в течение 8 лет работал инж., решил в этот период ряд физ. задач, в частности, произвел теоретич. расчет периодич. движения жидкости в коллекторе, к-рый затем проверил на практике. Учился в Страсбургском ун-те, изучал магн. действие тел, движущихся в эл.-статич. поле. С 1897 преподавал физику в высш. уч. заведениях Москвы, с 1912 после смерти своего близкого друга П. Н. Лебедева являлся пред. Моск. физ. об-ва вплоть до своего отъезда за границу в 1920. Э., по мнению современников, был блестящим лектором, выдающимся педагогом, методистом и экспериментатором. Всю жизнь занимался худож. фотографией и музыкой.

Прямые и точные опыты Э. привели его к установлению закона, устранившего сомнения в реальности магн. поля конвекционного тока, эквивалентности конвекционных токов и проводимости. На непоср. опыте (опыт Э.) он доказал существование магн. поля токов смещения.

При изучении проблемы эфира Э. поставил опыты, из к-рых заключил, во-первых, что эфир неподвижен в согласии с теорией Лоренца, и, во-вторых, что магн. поле возникает при движении электрич. зарядов относительно эфира.

Э. прояснил природу полного внутреннего отражения - вопрос, не вполне ясный для того времени.

Эйхенгольц Ал-др Дав

ЭЙХЕНГО́ЛЬЦ Ал-др Дав. (1897-1970) - библиограф, теоретик библиографии, историк книги. Род. в Москве. В 1918 работал зав. книжным складом театр. отд. Наркомпроса. В 1919-21 служил в Кр. армии, где был инструктором библиотечной работы. В 1922 вернулся в ун-т на отделение лит-ры и яз. ф-та обществ. наук, к-рое окончил в 1925. В 1926-36 вел библиогр. и науч.-иссл. работу в разл. б-ках и учреждениях. С 1937 до конца жизни - на преподават. работе в Моск. библиотечном ин-те. В 1947 защитил дисс. "Гос. библиография СССР. История и метод. анализ изданий". С 1959 возглавлял библиогр. комиссию Совета по библиотечной работе при Мин-ве культуры СССР. Э. написано и опубликовано св. 100 науч. работ, гл. обр. по вопросам теории и истории библиографии. Редактировал вузовский учебник по общей библиографии и участвовал в его написании (изд. 1957, 1969). По инициативе Э. с 1958 в ежегоднике "Библиография советской библиографии" стали публиковать вступ. обзорные статьи "Советская библиография в... году"; сам он является автором таких статей в вып. ежегодника за 1958-62. В работах Э. рассматриваются преим. разл. периоды развития библиографии после 1917. Вместе с тем он на протяжении мн. лет иссл. материалы о жизни и деят-ности выдающ. рус. библиографа В. С. Сопикова, выступал на эту тему с докладами и статьями, подготовил черновой вариант монографии, но завершить работу над ней не успел.

Соч.: Избранное. М., 1982.

Экзерсис балетный

ЭКЗЕРСИ́С БАЛЕ́ТНЫЙ (фр. exercice упражнение) - урок классич. танца. Эмпирически сложившийся комплекс упражнений, состоящий из балет. движений, выполняемых в определ. последовательности. Композиции движений составляет педагог. Ученикам хореогр. уч-щ и артистам балета надлежит проделывать Э. Б. ежедневно. Он способствует усвоению и совершенствованию движений классич. танца, развивает профессиональные качества танцовщиков - выворотность, силу мышц, эластичность связок, гибкость корпуса и т. д. Комплекс состоит из неск. частей: 1) Э. Б. у палки (деревянный шест, укрепленный вдоль стен); 2) Э. Б. на середине зала, где движения идут в той же последовательности, но в иных, развернутых композициях; 3) адажио; 4) аллегро - прыжковая часть урока. В жен. классе урок завершают упражнения на пуантах, в муж. - вращения.

Экзерсис балетный

Экзерсис балетный

Экк Ник. Вл

Экк (Ивакин) Ник. Вл. (1902-76) - реж. Окончил Гос. высш. реж. мастерские, рук. В. Мейерхольдом (1921), и работал в его т-ре как реж.-лаборант и актер. В нач. 20-х гг. вместе с Н. Хикметом Э. создал Театр. артель "Метла", ставил пантомимы в моск. цирке. В кино с 1927 - ассистент реж. на студии "Межрабпомфильм". Реж. дебют - культурфильм "Как надо и как не надо" по собств. сценарию (1929). В дальнейшем был сценаристом всех своих фильмов.

Проявил себя испытателем новых техн. возможностей в кино. В 1930 Э. поставил короткометр. ф.-сказку "О свинье, которая картину писала" для "Звуковой сборной программы № 2" (текст сказки А. Н. Толстого читал В. Качалов).

В историю кино Э. вошел как создатель первого сов. звук. ф. "Путевка в жизнь" (1931). Судьбу ф. решило знакомство Э. с П. Тагером и его звукозаписывающей системой (первоначально "Путевка в жизнь" снималась в немом варианте). И хотя в окончат. виде ф. остался произв. с неоднородной структурой, в нем отчетливо заявлены драматургич. возможности звука. На 1-м МКФ в Венеции (1932) "Путевка в жизнь" была включена в список лучших фильмов, а Э. отмечен как самый талантливый реж. В 1957 ф. был переозвучен и выпущен в новой авторской композиции. В сер. 30-х гг. Э. начал работать с цветом. После экспе-рим. цветной кинопрограммы "Карнавал цветов" (1935) Э. снял первый сов. цветной ф. "Груня Корнакова" ("Соловей-соловушко", 1936), где цвет уже использован в органике изобр. ряда. В этом ф. Э. сыграл одну из гл. муж. ролей.

Неудача с экранизацией "Сорочинской ярмарки" (1939) и последовавший затем провал в популярном жанре лирич. комедии заставили Э. покинуть съемочную площадку. От случая к случаю занимался театр. режиссурой. Вернувшись в кинематограф после 20-летнего перерыва, Э. пытался найти свое место в молодом телевиз. кино (1962 - цветной т/ф "Когда идет снег"), экспериментировал с новой стереотехникой (1968 - первый безочковый стереоскопич. ф. "Человек в зеленой перчатке" о мастерах цирка).

Соч.: Путевка в жизнь // Драматургия кино: Кн. сценариев. М., 1935.

Лит.: Фрейлих С. Николай Экк // 20 режиссерских биографий. М., 1971; Бобринская Е., Гурьянова Н. Николай Экк: путевка в жизнь // Кино. Рига, 1984. № 9.

Эклектика

ЭКЛЕ́КТИКА (от греч. ἐκλεκτός - избранный) - продуманное соединение разл. эл-тов. В иск-ве Э. - сочетание разл. стилей, в философии - смешение разл. доктрин и точек зрения. В архитектуре под Э. понимают арх. течения 19 - нач. 20 в., развившиеся из романтич. стилизации, основанные на принципе выбора ист. стиля, соответствующего функции здания или интерьера (неоготика, неоренессанс, необарокко, "рус. стиль" и др.). Позднее выбор становится б. свободным, соединяя эл-ты стилей (собственно эклектизм). Много позднее термин "эклектичный" стал временами использоваться в критич. смысле. Меньшее распространение получили др. назв. этого явления: историзм, ретроспективизм, стилизаторство. Характерными образцами Э. являются фасады и интерьеры дворцов арх. А. Штакеншнейдера в СПб. (1836-58), церкви К. Тона, многие доходные дома. Термин "Э." часто ошибочно применяется к чистым стилизациям. Мн. направления, начавшиеся как эклектические, впоследствии приобрели значение самостоятельных стилей: рус.-визант. стиль, стиль Второй империи.

Лит.: Борисова Е. А. Рус. архитектура 2-й пол. 19 века. М., 1979;

Кириченко Е. И. Рус. архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982; Пунин А. Л. Архитектура Петербурга сер. 19 в. Л., 1990.

Экономизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экранизация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экслибрис

ЭКСЛИ́БРИС (лат. ex libris из книг) - книж. знак, личный ярлык владельца книги, указыв. на принадлежность книги его б-ке. Помимо имени владельца и надписи "из книг" ("из б-ки") на лат. или родном яз., Э., как правило, содержит изображение (сюжетное, аллегория., симво-лич. и т. п.), к-рое характеризует род занятий или круг интересов владельца б-ки, а также может включать его портрет, родовой герб, порядковый номер книги в собр. и т. д. Широкое распространение Э. получили с развитием книгопечатания и ростом числа личных б-к, в Европе - с 16 в., в России - с 18 в. Э., как правило, представляли собой гравюры, выполненные в разл. техниках (хотя встречались и рисованные). Э. подразделяются на суперэкслибрисы (оттиснутые на переплете или корешке книги) и бумажные (помещенные на внутр. стороне переплета), вторые распространены более широко. Э. разделяются также на гербовые, вензелевые, сюжетные. Э. - своеобр. жанр графич. миниатюры. Иск-ву Э. отдали дань величайшие мастера Европы - А. Дюрер, Л. Кранах-старший, Т. Гейнеборо, А. Матисс. Среди рус. художников много работали в этом жанре А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, Д. И. Митрохина и др. Собирание Э. - популярный вид коллекционирования.

Лит.: Адарюков В. Я. Рус. книжный знак. 2-е изд. М., 1922; Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика худож. развития. М., 1980.

Экслибрис Ольги Корбут. Худ. Л. А. Иванов

Экслибрис Ольги Корбут. Худ. Л. А. Иванов

Экспликация

ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicate - объяснение) - в музейном деле - тексты, помещенные у входа в зал и информирующие о содержании экспозиции, об отд. находящихся в нем произв., о представленных художниках и т. п.

Экстер Ал-дра Ал-др.

Э́КСТЕР Ал-дра Ал-др. (урожд. Григорович) (1882-1949) - художник. Занималась живописью, станковой и книжной графикой, конструированием марионеток, моделированием одежды, декор.-прикладным иск-вом, оформлением интерьеров, т-ром и кино. До 1907 жила в Киеве, училась в Ин-те иск-в, участвовала в выставках. К сер. 1910-х гг. ведущее место в ее творчестве занимает сценография. Современники называли Э. "Принесшей на сцену кубизм", с ее именем связывали проникновение в т-р конструктивист. тенденций.

В 1914 Э. приняла приглашение к совм. работе рук. Моск. камерного т-ра А. Таирова. 2 нояб. 1916 состоялась премьера трагедии И. Анненского "Фамира-кифаред", затем последовали спектакли "Саломея" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетта" У. Шекспира (1921). Последним - неосуществленным - замыслом реж. и худож. стала пост. пьесы А. Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина" (1921).

С 1918 Э. вела занятия в собств. худож. студии в Киеве. Среди ее участников - П. Челищев, В. Меллер, А. Тышлер, А. Богомазов и др. С 1923 Э. - модельер и худож. по тканям моск. Дома моды. В 1924 оформила в МХАТ-2 спектакль "Дама-призрак" П. Кальдерона в пост. М. Чехова.

Последней значит. оформит. работой Э. на родине явилось создание костюмов (совм. с В. Мухиной и Н. Ломановой) для к/ф. Я. Протазанова "Аэлита" (1924). Тогда же началась работа по созданию коллекции кукол-марионеток (совм. с И. Шмушкевич), завершенная уже в эмиграции, в Париже в 1926.

С 1924 постоянно жила в Париже, где продолжала свою театр. деят-ность (совм. со своими б. учениками Л. Заком и Челищевым оформляет спектакли рус. романтич. балетов, разрабатывает эскизы костюмов для балетных номеров М. Фокина, А. Павловой, Э. Крюгер). Проф. Париж. Академии совр. иск-ва.

Лит.: А. Экстер: От импрессионизма к конструктивизму: Каталог выст. М., 1988.

А. А. Экстер. Беспредметная композиция. 1917-1918

А. А. Экстер. Беспредметная композиция. 1917-1918

Экстериорика

ЭКСТЕРИО́РИКА (от лат. exter - внешний, иноземный) - совокупность произв. печати, изданных за пределами страны, но так или иначе связанных с данной страной и (или) нацией. Э. может включать в себя: 1) произв. печати, изданные на нац. яз., но вне нац. границ; 2) произв. авторов, связанных со страной и (или) нацией происхождением; 3) произв., посвященные данной стране или нации независимо от яз. публикации и происхождения автора и изданные за рубежом. Библиография Э. дополняет гос. библиогр. учет печ. продукции и вместе с гос. библиогр. составляет национальную библиографию.

Экуменизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Элевация

ЭЛЕВА́ЦИЯ (фр. elevation - подъем, возвышение, взлет) - природная способность танцовщика (-цы) высоко прыгать, свободно и естественно чувствовать себя в воздухе. Составная часть Э. - баллон.

Элегический дистих

ЭЛЕГИ́ЧЕСКИЙ ДИ́СТИХ - в антич. метрич. стихосложении - двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра. Схема Э. Д.: - Элегический дистих - Элегический дистих - / Элегический дистих - Элегический дистих - Элегический дистих - X // - Элегический дистих - Элегический дистих - / - Элегический дистих - Элегический дистих - X, где "-" обозначает долгий слог, Элегический дистих - два кратких, могущих заменяться одним долгим, / - цезура, X - окончание. В антич. поэзии Э. Д. был почти так же популярен, как гекзаметр, использовался в жанрах эпиграммы, элегии, эпич. поэмы. В европ. поэзии нового времени употреблялся гл. обр. в пер. и подражаниях антич. авторам. В рус. лит-ре Э. Д. был одним из первых неклассич. размеров, освоенных в 18 в.; им пользовались в стихах на онтоло-гич. темы, с сер. 19 в. - в сатирич. и пародийных произв. К. Э. Д. обращались: А. Радищев, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Михайлов, В. Брюсов и др. Пример Э. Д. (Пушкин):

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущенной душой.

Эллипсис

Э́ЛЛИПСИС (от греч. ἔλλειψις - опущение, недостаток) - пропуск в речи структурно необходимого язык. эл-та; ср.: Ему он говорит одно, а мне - другое; О чем вы так долго?; С вокзала он прямо сюда. Широкая употребительность такого рода предложений является характерной особенностью рус. яз. В зависимости от того, какие именно факторы делают возможным пропуск эл-та и одновременно позволяют слушающему его восполнить, различают (вслед за А. И. Поповой) три основных разновидности таких предложений: 1) контекстные неполные предложения, в к-рых отсутствующий эл-т однозначно восстанавливается из контекста благодаря структурному и семантическому параллелизму с предшествующей репликой диалога или первой частью сложного предложения; ср.: Когда ты вернешься? - Послезавтра <вернусь>; Люби меня, как я тебя <люблю>; 2) ситуативные неполные предложения, в к-рых пропущенный эл-т восстанавливается из внеязы-ковой ситуации; ср.: Идет! <увидев на остановке подходящий автобус>; Вам покрепче? <предлагая чай>; 3) собственно эллиптические предложения, понятность к-рых может не зависеть ни от контекста, ни от ситуации, а общий смысл отсутствующего слова, чаще всего сказуемого, определяется формой и значением оставшихся в предложении слов; ср.: Ты откуда? <приехал>; Вы куда? <едете>; Мне уже на занятия <надо идти>; Это ты о чем? <говоришь, спрашиваешь>. Чаще всего в таких предложениях пропускаются глаголы-сказуемые со значением движения и речи, однако в целом круг глаголов, допускающих Э., не имеет четких семантических ограничений; ср.: Кофе будешь? <пить>; Я дверь на замок <закрыл>; А вы дихлофосом не пробовали? <травить>.

Предложения с Э. принято отличать от полных односоставных предложений типа Мне об этом говорили; Ему уже не поможешь; Сегодня экзамен, однако однозначных критериев их разграничения нет.

Лит.: Попова А. И. Неполные предложения в совр. рус. языке // Труды Ин-та языкознания. 1953. Т. 2; Мельчук И. А. О синтаксич. нуле // Типология пассивных конструкций. М., 1974; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в совр. рус. языке. М., 1974; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982.

Эллис

Э́ЛЛИС (наст. фам. и имя Кобылинский Лев Львович) (1879-1947) - поэт, переводчик, критик. Сын педагога Л. И. Поливанова. В 1897-1903 учился в Моск. ун-те на юрид. ф-те, увлекался экон. теориями, марксизмом. По окончании курса был оставлен при ун-те для подготовки к профессорскому званию, но всецело отдался лит-ре. С 1901 Э. входит в ближайшее окружение А. Белого; в 1902-03 являлся одним из идеологов кружка "аргонавтов", в 1909 вошел в "триумвират" учредителей изд-ва "Мусагет" (вместе с Белым и Э. Мет-нером). К этому времени снискал известность не только как литератор (печаталсявж. "Весы"; см. его кн. "Рус. символисты", 1910 - первый подробный анализ творчества К. Бальмонта, В. Брюсова, Белого в рус. критике), но и как "лит. анархист", переводчик (см. его кн. "Иммортели", 1904), в т. ч. "Цветов зла" Ш. Бодлера (1907). В 1911 Э. увлекается идеями Р. Штейнера и едет в Германию; с этого времени Э. постоянно жил за границей. После разочарования в антропософии Э. укрепился на позициях католицизма. В 1914 выходит его книга "Vigilemus!", посвященная критике штейнерианства. Связь Э. с прежним лит. кругом прерывается. Вторую пол. жизни Э. прожил в Швейцарии, гдеиздал неск. работ, посвященных рус. лит-ре. Как теоретик Э. отстаивал теургический символизм, имевший целью духовное пересоздание бытия. Отрицание позитивизма совр. ему культуры привело Э. к отрицанию буржуазной цивилизации в целом; в поэзии Э. создает культ католич. средневековья: сб. "Stigmata" (1911), "Арго" (1914).

Элогиарный стиль

ЭЛОГИА́РНЫЙ СТИЛЬ - лит. стиль эпохи барокко, получивший название от лат. elogium (надпись, краткое высказывание). Ориентированный на поэтич. практику Польши, стиль был популярен в России в 17 - нач. 18 в. и воспринимался писателями как вершина словесного иск-ва. Э. С. отличается тенденцией к афористичности и семантической плотности. Характерная для Э. С. обособленность эл-тов, составляющих произведение, сопровождается при чтении целостностью восприятия текста, возможностью трансформации и двойного толкования его. Ярким примером Э. С. служит раннее стихотворение Симеона Полоцкого "Homo", влияние Э. С. отмечают в "Вертограде многоцветном", виршах И. Величковского, Кариона Истомина и др.

Лит.: Николаев С. И. Элогиум и проповедь (проблемы изучения перевода "Adverbia moralia" С. Х. Любомирского) // 18 век. Сб. 13. Проблемы историзма в рус. литературе. Л., 1981. С. 205-218; Сазонова Л. И. К понятию элогиарного стиля в рус. поэзии 17 в. // Славяноведение. 1996. № 1. С. 102-114.

Элоквенция

ЭЛОКВЕ́НЦИЯ (от лат. eloquentia - красноречие) - в России 18 в. Э. - комплекс теоретич. дисциплин, частями к-рого были "пиитика" (т. е. поэтика, теория поэтич. речи) и "риторика". Первым профессором Э. в имп. АН был В. К. Тредиаковский.

Эльслер Фанни

Э́ЛЬСЛЕР Фанни (Франциска) (1810-84) - австр. танцовщица. Училась в Вене у Ж. Омера. С 1818 выступала в "Кернтнертортеатре". Вместе с сестрами Терезой и Анной в 1830 гастролировала в Берлине, выступала в балетах "Фея и рыцарь", "Натали, или Швейцарская молочница", "Бог и баядерка", в опере "Немая из Портичи". В 1834-40 танцевала на сцене парижской Оперы в балетах "Буря", "Хромой бес", "Кошка, превращенная в женщину", "Тарантул", "Джипси", "Тщетная предосторожность", "Сильфида", "Дева Дуная" и др. В 1840-42 гастролировала по Америке, затем в Лондоне, Брюсселе, Будапеште и др. городах Европы. С 1848 по 1851 работала в России на сценах Пб. и Москвы. Самым близким ее дарованию был балетмейстер Ж. Перро. В его балетах "Мечта художника", "Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника", "Фауст" она создала свои лучшие роли. Красивая, темпераментная, блиставшая техникой мелких па танцовщица была яркой представительницей эпохи романтизма. В отличие от неземных образов М. Тальони, ее героини жили земными страстями, покоряли искренностью и обаянием. Э. разработала жанр характерной миниатюры, где облагороженные классич. формами нац. танцы становились "поэмами" о любви. Особенным успехом в ее исполнении пользовались "Качуча", "Краковяк", "Сальтарелло", "Тарантелла".

Эмаль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эмиграция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эмин Ник. Фед

ЭМИ́Н Ник. Фед. (ок. 1767-1814) писатель. Сын Ф. А. Эмина. Был чиновником, затем армейским офицером. Находился под сильным влиянием европ. сентиментализма, к-рым отмечены его ром. "Роза" (1788), "Игра судьбы" (1789). В стихотв. сб. "Подражания древним" (1795) обнаруживается характерное для конца 18 в. увлечение анакреонтич. поэзией.

Эмин Фед. Ал-др.

ЭМИ́Н Фед. Ал-др. (ок. 1735-70) - писатель, переводчик, издатель журналов. Род. в Константинополе, в семье разбогатевших в Турции выходцев из Польши. Отец его был губернатором Лепанта, а мать невольницей-христианкой. В семье Э. выучил польский и лат. языки, а затем был отправлен в Венецию для продолжения образования. По возвращении Э. узнал, что его отец смещен и отправлен в ссылку. Был устроен побег, и вся семья находит пристанище у старого знакомца отца - алжирского бея. Затем юный Э. с отцом принимают участие в алжиро-тунисской войне, за подвиги в к-рой сын получает чин кавалерийского полковника, а отец вскоре после окончания войны умирает от полученных ран. Э. возвращается к матери в Константинополь и через нек-рое время, дав ей обещание принять христ-во, отправляется в Европу торговать пряностями. Однако по дороге попадает в плен к мор. разбойникам, оказывается на галере, бежит в португальскую крепость, откуда, объявив о желании креститься, отправляется в Лиссабон. Здесь, по личному распоряжению короля, Э. обучают христ. догматам, но он заявляет, что православие ему больше по сердцу, нежели католичество, и отбывает в Лондон, где сразу является к рус. посланнику, принимает крещение и в мае 1761 на деньги, занятые у англ. купцов, приезжает в Пб. В том же году его назначают преподавателем итал. языка в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, а в 1763 переводят в Коллегию иностр. дел на должность переводчика. В 1763 Э. выпускает оригинальный ром. "Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда", в к-ром "описывает разные свои приключения". Это был первый рус. автобиогр. роман. В том же году писатель издает еще два оригинальных и один переводной роман. Творчество писателя осуществляется в русле идей совр. ему европ. романистики, однако продуктивность его поистине невероятна. За 9 лет Э. выпустил свыше 25 книг оригинальных соч. и пер.: 1764 - "Награжденное постоянство, или Приключения Лизарка и Сарманды", "Горестная любовь маркиза де Толедо, перевод с гишпанского"; 1766 - 4-томный ром. "Письма Ернеста и Доравры", пер. "Польской истории" франц. историка Солиньяка; 1769 - два сатирич. ж. - еженед. "Смесь" и ежемес. "Адская почта" и т. д. В 1768-69, пытаясь добиться должности гос. историографа и тем упрочить свое официальное положение, Э. выпускает "Российскую историю жизни всех древних от самого начала России государей", что было воспринято как посягательство на монополию рос. аборигенов. На писателя обрушились обвинения в неточностях, современники утверждали, что Э. выпустил в свет не историю, а всего лишь очередной роман. Этот миф продержался до 2-й пол. 20 в., и лишь в 1970-е гг. Е. Б. Бешенковский убедительно доказал, что Э. был не только работоспособнее, но и образованнее мн. своих современников.

Энгельгардт Ал-др Ник

ЭНГЕЛЬГА́РДТ Ал-др Ник. (1832-93) - писатель-публицист. Род. в старинной дворян. семье. Окончил арт. уч-ще в Пб. (1853), служил, в нач. 1860-х гг. принимал участие в рев. движении, был ненадолго арестован. С 1864 преподавал химию в Петерб. земледельческом ин-те, публиковал науч. работы. В 1870 был вторично арестован и, после запрещения жить в столицах, поселился в родовом имении Батищево Смоленской губ., занявшись сел. х-вом. Опыт работы на земле, общения с крестьянами стал основой цикла очерков "Из деревни. 12 писем", публиковавшегося в ж. "Отеч. записки" (1872-82) и "Вестник Европы" (1887). Кн. Э. стала одним из самых глубоких иссл. проблем пореформенной рус. деревни и нац. характера. К ней впоследствии обращались мн. исследователи.

Энгельгардт Бор. Мих.

ЭНГЕЛЬГА́РДТ Бор. Мих. (1887-1942) - лит.-вед. Учился на филос. ф-те Гейдельбергского (1909-11) и Фрейбургского ун-тов, окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1916). Теоретич. работы Э. ("А. Н. Веселовский", 1924; "Формальный метод в истории литературы", 1927) были связаны с разработкой методологиилит.-ведения в период острых полемик вокруг идей ОПОЯЗа и принципов "академич. лит.-ведения". Нек-рые ист.-лит. труды положили начало науч. изучению творчества крупнейших рус. писателей (работы об И. А. Гончарове, ст. "Идеологический роман Достоевского", 1924, в к-рой были сформулированы идеи, вскоре разработанные М. М. Бахтиным).

Предыдущая страница Следующая страница