Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБЕ"-"ЭНГ")
ЭБЕРМА́Н Вас. Ал-др. (1899-1937) - востоковед: арабист и иранист. Происходил из семьи петерб. немца, хирурга, учился в 1917-21 на ф-те вост. языков С.-Петерб. ун-тапо араб.-перс. разряду. В 1924-29 преподавал араб. яз. в Ле-нингр. ун-те. В июне 1930 арестован по "делу АН", 10 февр. 1931 по фальсифицированному обвинению осужден Тройкой ОГПУ на 5 лет лагерей. По освобождении (1933) один семестр преподавал в Ленингр. ин-те философии, лит-ры, истории. Вновь арестован в янв. 1934, выслан в Орел, где был практически лишен возможности продолжать науч. работу. Погиб в ссылке (утонул, купаясь в реке). В своей науч. деят-ности Э. сосредоточил внимание на одной теме - вкладе неарабов, прежде всего иранцев, в исламскую культуру и араб. лит-ру раннего периода. Первая в ряду его крупных статей, по сути - монографий, посвящена мед. и натурфилос. школе в Джундишапуре. В ст. "Персы среди арабских поэтов эпохи Омейядов" Э. склоняется к мнению, что начало перс. поэзии "нужно искать на араб. языке, в поэзии первого века правления Аббасидов". Сам же он исследует предшествующую эпоху, напоминает, что согласно "Китаб ал-Агани" пение к арабам пришло из Персии и Йемена, и разбирает известия о поэтах Ваддахе, Хурра Хосрове, Ибн Муфарриге, Муса Шахавате, Абу-л-Аббасе и Исмаиле б. Йасаре. Свою линию иссл. Э. продолжил, воссоздав портрет поэта 9 в. Ал-Хурайми. Он талантливо переводил с арабского стихами, популярно освещал пути проникновения ориентальных тем в рус. поэзию. Его перу принадлежит также описание небольшой коллекции рукописей. Известность среди зап. коллег он приобрел, опубликовав по-немецки превосходный обзор работ рус. востоковедов за 1914-27. Соч.: Арабы и персы в рус. поэзии // Восток. 1923. Кн. 3. С. 108-125;Медицинская школа в Джундишапуре // Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1925. Т. 1. С. 47-72; Персы среди араб. поэтов эпохи Омейядов // Там же. 1927. Т. 2. С. 113-154; Описание собр. Араб. рукописей, пожертвованных в Азиатский музей в 1926 Полномочным представительством СССР в Персии // Изв. АН 1927. № 3/4. С. 315-324; Ал-Хурейми, араб. поэт из Согда // Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1930. Т. 5. С. 429-450. |
ЭДЕЛЬШТЕ́ЙН Як. Самойлович (Самуилович) (1869-1952) - геолог, геоморфолог, географ; глава ленингр. школы геоморфологов. Ученый-энциклопедист. Д-р геол.-минералог. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР. В 1895 окончил Харьковский ун-т, в студенч. годы начал серьезные полевые иссл. После окончания учебы работал в Приморье (до 1903); за работы по Д. Востоку и Маньчжурии получил Зол. медаль РГО. В 1904-07 работал в Пб. в Геол. музее АН, проводил иссл. в Ср. Азии, за что ему была присуждена премия им. Н. М. Пржевальского. С 1907 и практически до конца жизни работал в Геологич. к-те - Центр. науч.-иссл. геологоразведочном ин-те (ЦЕИГРИ) - Всес. науч.-иссл. геол. ин-те (ВСЕГЕИ); полевые иссл. вел преим. в Сибири. Один из организаторов Высших геогр. курсов, проф. Геогр. ин-та, геофака ЛГУ (где в 1944-49 заведовал каф. общей геологии и геоморфологии). Ученый секр. Геогр. об-ва (1930-38). Возглавлял редакцию многотомного изд. "Геология СССР", был гл. ред. Большого сов. атласа мира и сб. "Сов. геология". Автор первого в СССР ун-тского курса гляциологии. Изданная им в 1947 кн. "Основы геоморфологии" была высоко оценена ученым советом ВСЕГЕИ, но подверглась осуждению в Москве, и для изменения решения ВСЕГЕИ в Ленинград была направлена спец. комиссия. В 1949 Э. награжден орд. Ленина, но вскоре после этогопредан в Мин-ве геологии "суду чести" по обвинению в "космополитизме", а 31 марта 1949 арестован по т. н. "Красноярскому делу", жертвами к-рого стали мн. геологи. 25 окт. 1950 Особым совещанием при Мин-ве госбезопасности СССР осужден по фальсифицированному обвинению на 25 лет лагерей. 12 янв. 1952 на 83-м году жизни умер в тюремной больнице в Ленинграде. |
Э́ДЕР Бор. Аф. (1894-1970) - артист цирка, дрессировщик. Был акробатом, гимнастом, создателем и исполнителем возд.-гимнастич. аттракциона "Полет на аэроплане вокруг Эйфелевой башни". Как укротитель начал выступать с группой львов в 1932. Э. был основателем отеч. школы гуманной дрессировки хищников. Он утвердил на манеже тот принцип дрессуры, когда выступление дрессировщика призвано нести эстетич. начало, содержать эл-ты юмора, быть зрелищем, способным показать лучшие качества человека: смелость и доброту. Выступал также с белыми медведями (аттракцион "Во льдах Арктики"), бурыми медведями ("Канатоходцы под куполом цирка"), леопардами, тиграми. Э. дрессировал животных для съемок в ф. "Цирк", "Опасные тропы", "Укротительница тигров", "Дон Кихот". Среди учеников Э. - изв. дрессировщики: М. Назарова, Э. Подчерникова, В. Запашный. В цирке работала дочь Э. - Вал. Бор. (род. 1940). Вместе с мужем Викт. Сер. Канунниковым (род. 1940) демонстрировала номера со львами и бурыми медведями. Соч.: Мои питомцы. М., 1955. Лит.: Кузнецов Е. Арена и люди сов. цирка. Л.; М., 1947; Дмитриев Ю. Сов. цирк. М., 1963. |
Э́ЙЛЕР Леонард (1707-83) - математик, механик и физик, философ. Сын базельского пастора, учившегося математике под рук-вом Я. Бернулли, Э. получил образование в ун-те в Базеле, где изучал теологию и математику (последнюю под рук-вом И. Бернулли). В 1723 Э. получил ученую степень магистра. В 1727 приехал в Пб. и был избран адъюнктом Петерб. АН; заведовал каф. физики, с 1731 - каф. математики. В 1741-66 жил и работал в Берлине, не порывая связи с Петерб. АН. В 1766 вернулся в Пб. и оставался в нем до конца жизни. Несмотря на постигшую его почти полную слепоту (с 1766), он не прерывал науч. деят-ности. Труды Э. охватывают широкий круг вопросов в обл. математики, механики, астрономии и физики. Большое значение имеют иссл. Э., посв. дифференц. и интегр. исчислению. Он явился создателем вариац. исчисления. Разработал теорию т. н. эйлеровых интегралов, решил большое число задач, связанных с интегрированием дифференц. ур-ний, доказал ряд теорем в теории чисел, в т. ч. дал первое доказательство знаменитой теоремы Ферма. В обл. механики Э. принадлежит вывод ур-ний движения твердого тела, иссл. ряда важнейших вопросов гидродинамики. Им написан фундамен. труд по кораблестроению и кораблевождению. В астрономии Э. выполнил ряд работ по небесной механике, посвящен. изучению движения планет, комет и Луны. В обл. физики Э. занимался вопросами муз. акустики, иссл. колебаний струн, пластинок мембраны. Э. оказал значит. влияние на рос. натурфилософию "антивольфовской" ориентации. Гл. филос. тр. - "Письма о разных физических и философских материях, писанные к нек-рой немецкой принцессе" - был одним изпопулярнейших пособий по философии в 18 в. Э. отвергал идею Х. Вольфа о необходимости четкого разграничения разл. сфер знания. Он полагал, что "метафизическое учение должно основываться на физике, т. е. должно путем абстракции выводиться из явления сложных субстанций", в то время как метафизика предваряет работу науч. мысли, формулируя гипотезы, являющиеся "единственным способом, в результате к-рого можно прийти к достоверному познанию физических причин" ("Письма к ученым"). Характерно, что Э. использует филос. аргументацию для физич. доказательств и, наоборот, физич. теория определяет его филос. убеждения. Так, будучи сторонником "волновой" теории распределения света, он рисует соответствующую ей гносеологич. картину, в к-рой идея уподоблена волне или импульсу, "возбуждающим" ум, а не "внедряющимся" в него. Небезынтересна этика Э., основывающаяся на диалектич. представлении о разл. свойствах материальной (жестко подчиненной законам движения) и духовной (управляемой заповедями) субстанций, его учение о необходимости и случайности, роли языка в формировании общих понятий. Э. умер в Пб., похоронен на Смоленском кладбище. |
ЭЙТИНГО́Н Наум Исаакович (наст. фам. и имя Наумов Леон. Ал-др.) (1899-1981) - один из руководителей сов. внешней разведки, ген.-майор (1945), организатор террористич. актов. Род. в Шилове Могилевской губ., недалеко от Гомеля, в бедной евр. семье. В 1918-19 - в РККА. С 1919 - в органах ВЧК, зам. пред. Гомельской ЧК. В 1920 - нач. Башкирской ЧК. В 1925 - на учебе в воен. академии (вместе с В. Чуйковым). С 1925 - в Иностранном отделе (ИНО) ОГПУ: резидент в Шанхае, где работал совм. с резидентом Развед-управления Генштаба Р. Зорге, затем в Пекине - под прикрытием консула СССР, в Харбине. В 1928 организовал убийство кит. диктатора Чжан Цзо-линя. В 1929 - резидент ОГПУ в Стамбуле, руководил операцией по захвату Я. Блюмкина. В 1930-32 выполнял спецзадания в США. В 1932 - зам. нач. Особой группы при Пред. ОГПУ. С 1932 - нач. 1-го отделения (нелегальная разведка) ИНО ОГПУ. С 1936 - воен. советник в Испании ("Ген. Котов"), одновременно зам. резидента. С июля 1938, после побега на Запад А. Орлова, назначен резидентом НКВД. После поражения республиканцев в 1939 - во Франции. В марте 1939 - авг. 1940 - рук. спец. нелегальной агентуры в США, организовал убийство Л. Троцкого. В мае 1941 вернулся в Москву. С июня 1941 - зам. нач. Особой группы при наркоме внутр. дел, 2-го Отд. НКВД СССР; с янв. 1942 - 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР. В 1941-42 выезжал в Турцию для орг-ции покушения на герм. посла Ф. фон Паппена (операция не удалась). С 1946 зам. нач. службы "ДР" (диверсионная разведка), с 1950 работал в Бюро № 1 Мин-ва гос. безопасности СССР по диверсионной работе за границей. В окт. 1951 арестован по делу о "сионистском заговоре". 23 марта 1953 по ходатайству П. Судоплатова освобожден из тюрьмы. В марте - июне 1953 зам. нач. 9-го Отд. МВД СССР. 21 июня 1953 арестован и в 1957 приговорен к 12 годам лишения свободы. С марта 1957 отбывал срок во Владимирской тюрьме. В 1964 освобожден, после чего работал ст. ред. в Изд-ве иностр. лит-ры. Посм. реабилитирован в апр. 1992. Награжден двумя орд. Кр. Знамени (в 1927 - за работу в Китае; в 1936 - в Испании). |
Э́ЙФМАН Бор. Як. (род. 1946) - балетмейстер. В 1964 окончил Кишинев. хореогр. уч-ще, в 1972 балетмейст. отд-ние Ленингр. конс. (кл. Г. Алексидзе), дипломный спектакль - "Гаянэ" (Малый т-р, 1972). В 1972-77 балетмейстер Ленингр. хореогр. уч-ща, с 1977 - худ. рук. Ленингр. ансамбля танца (СПб. т-р балета). Среди поставленных здесь Э. одноактных спектаклей: "Бумеранг" (на муз. Д. Маклафлина, 1979), "Идиот" (на муз. П. Чайковского, 1980), "Безумный день" (на муз. Д. Россини, 1982), "Легенда" (комп. Т. Коган, 1982), "Подпоручик Ромашов" (на муз. В. Гаврилина, 1985), "Мастер и Маргарита" (комп. А. Петров, 1987), "Убийцы" ("Тереза Ра-кен") (на муз. И. Баха и А. Шнитке, 1991), "Чайковский" (на муз. П. Чайковского, 1993). Хотя в этих балетах Э. опирается на сюжеты Б. Брехта, Ф. Достоевского, П. Бомарше, библейских преданий, А. Куприна, М. Булгакова, Э. Золя, они менее всего являются иллюстрациями первоисточников. Хореография Э. действенна и интенсивна, она почти непрерывно "атакует" зрителя, апеллируя через чувство к его разуму. Зрелые спектакли Э. концепционны, отлично срежиссированы, пластически изобретательны. |
ЭЙХЕНБА́УМ Бор. Мих. (1886-1959) - историк и теоретик лит-ры. Сын врача. Учился в Пб. военно-мед. академии и Вольной высшей школе П. Ф. Лесгафта. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1912). Был проф. СПб. ун-та (1918-49), работал в Ин-те истории иск-в (1920-1931). С 1935 - сотр. Пушкинского дома. Лит. деят-ность начал в 1906. В 1920-е гг. - теоретик формального метода, участник ОПОЯЗа. Автор одной из программных статей формализма "Как сделана "Шинель" Гоголя" (1919), исследования "Мелодика рус. лирич. стиха" (1922) и др. Научные и критич. работы Э. 1920-х гг. собраны в кн.: "Сквозь литературу" (1924), "Литература" (1927), "Лит. временник" (1929). Впоследствии много занимался биогр. и ист.-культ. иссл., в центре к-рых творчество М. Ю. Лермонтова (итоговый сб. "Статьи о Лермонтове", 1961) и Л. Н. Толстого (незаверш. цикл монографий "Молодой Толстой", 1922; "Лев Толстой. Пятидесятые годы", 1928; "Лев Толстой. Шестидесятые годы", 1931; "Лев Толстой. Семидесятые годы", 1960). Э. - крупнейший сов. текстолог, заложивший основы науч. изд. рус. классики, принимал участие в установлении основного текста и комментировании произв. Н. В. Гоголя, Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Лермонтова, Н. С. Лескова и др. |
ЭЙХЕНВА́ЛЬД Ал-др Ал-др. (1863-1944) - физик. Род. в Пб., в семье фотографа-профессионала. Окончив Ин-т инж. путей сообщения в 1888, Э. в течение 8 лет работал инж., решил в этот период ряд физ. задач, в частности, произвел теоретич. расчет периодич. движения жидкости в коллекторе, к-рый затем проверил на практике. Учился в Страсбургском ун-те, изучал магн. действие тел, движущихся в эл.-статич. поле. С 1897 преподавал физику в высш. уч. заведениях Москвы, с 1912 после смерти своего близкого друга П. Н. Лебедева являлся пред. Моск. физ. об-ва вплоть до своего отъезда за границу в 1920. Э., по мнению современников, был блестящим лектором, выдающимся педагогом, методистом и экспериментатором. Всю жизнь занимался худож. фотографией и музыкой. Прямые и точные опыты Э. привели его к установлению закона, устранившего сомнения в реальности магн. поля конвекционного тока, эквивалентности конвекционных токов и проводимости. На непоср. опыте (опыт Э.) он доказал существование магн. поля токов смещения. При изучении проблемы эфира Э. поставил опыты, из к-рых заключил, во-первых, что эфир неподвижен в согласии с теорией Лоренца, и, во-вторых, что магн. поле возникает при движении электрич. зарядов относительно эфира. Э. прояснил природу полного внутреннего отражения - вопрос, не вполне ясный для того времени. |
ЭЙХЕНГО́ЛЬЦ Ал-др Дав. (1897-1970) - библиограф, теоретик библиографии, историк книги. Род. в Москве. В 1918 работал зав. книжным складом театр. отд. Наркомпроса. В 1919-21 служил в Кр. армии, где был инструктором библиотечной работы. В 1922 вернулся в ун-т на отделение лит-ры и яз. ф-та обществ. наук, к-рое окончил в 1925. В 1926-36 вел библиогр. и науч.-иссл. работу в разл. б-ках и учреждениях. С 1937 до конца жизни - на преподават. работе в Моск. библиотечном ин-те. В 1947 защитил дисс. "Гос. библиография СССР. История и метод. анализ изданий". С 1959 возглавлял библиогр. комиссию Совета по библиотечной работе при Мин-ве культуры СССР. Э. написано и опубликовано св. 100 науч. работ, гл. обр. по вопросам теории и истории библиографии. Редактировал вузовский учебник по общей библиографии и участвовал в его написании (изд. 1957, 1969). По инициативе Э. с 1958 в ежегоднике "Библиография советской библиографии" стали публиковать вступ. обзорные статьи "Советская библиография в... году"; сам он является автором таких статей в вып. ежегодника за 1958-62. В работах Э. рассматриваются преим. разл. периоды развития библиографии после 1917. Вместе с тем он на протяжении мн. лет иссл. материалы о жизни и деят-ности выдающ. рус. библиографа В. С. Сопикова, выступал на эту тему с докладами и статьями, подготовил черновой вариант монографии, но завершить работу над ней не успел. Соч.: Избранное. М., 1982. |
Экк (Ивакин) Ник. Вл. (1902-76) - реж. Окончил Гос. высш. реж. мастерские, рук. В. Мейерхольдом (1921), и работал в его т-ре как реж.-лаборант и актер. В нач. 20-х гг. вместе с Н. Хикметом Э. создал Театр. артель "Метла", ставил пантомимы в моск. цирке. В кино с 1927 - ассистент реж. на студии "Межрабпомфильм". Реж. дебют - культурфильм "Как надо и как не надо" по собств. сценарию (1929). В дальнейшем был сценаристом всех своих фильмов. Проявил себя испытателем новых техн. возможностей в кино. В 1930 Э. поставил короткометр. ф.-сказку "О свинье, которая картину писала" для "Звуковой сборной программы № 2" (текст сказки А. Н. Толстого читал В. Качалов). В историю кино Э. вошел как создатель первого сов. звук. ф. "Путевка в жизнь" (1931). Судьбу ф. решило знакомство Э. с П. Тагером и его звукозаписывающей системой (первоначально "Путевка в жизнь" снималась в немом варианте). И хотя в окончат. виде ф. остался произв. с неоднородной структурой, в нем отчетливо заявлены драматургич. возможности звука. На 1-м МКФ в Венеции (1932) "Путевка в жизнь" была включена в список лучших фильмов, а Э. отмечен как самый талантливый реж. В 1957 ф. был переозвучен и выпущен в новой авторской композиции. В сер. 30-х гг. Э. начал работать с цветом. После экспе-рим. цветной кинопрограммы "Карнавал цветов" (1935) Э. снял первый сов. цветной ф. "Груня Корнакова" ("Соловей-соловушко", 1936), где цвет уже использован в органике изобр. ряда. В этом ф. Э. сыграл одну из гл. муж. ролей. Неудача с экранизацией "Сорочинской ярмарки" (1939) и последовавший затем провал в популярном жанре лирич. комедии заставили Э. покинуть съемочную площадку. От случая к случаю занимался театр. режиссурой. Вернувшись в кинематограф после 20-летнего перерыва, Э. пытался найти свое место в молодом телевиз. кино (1962 - цветной т/ф "Когда идет снег"), экспериментировал с новой стереотехникой (1968 - первый безочковый стереоскопич. ф. "Человек в зеленой перчатке" о мастерах цирка). Соч.: Путевка в жизнь // Драматургия кино: Кн. сценариев. М., 1935. Лит.: Фрейлих С. Николай Экк // 20 режиссерских биографий. М., 1971; Бобринская Е., Гурьянова Н. Николай Экк: путевка в жизнь // Кино. Рига, 1984. № 9. |
ЭКЛЕ́КТИКА (от греч. ἐκλεκτός - избранный) - продуманное соединение разл. эл-тов. В иск-ве Э. - сочетание разл. стилей, в философии - смешение разл. доктрин и точек зрения. В архитектуре под Э. понимают арх. течения 19 - нач. 20 в., развившиеся из романтич. стилизации, основанные на принципе выбора ист. стиля, соответствующего функции здания или интерьера (неоготика, неоренессанс, необарокко, "рус. стиль" и др.). Позднее выбор становится б. свободным, соединяя эл-ты стилей (собственно эклектизм). Много позднее термин "эклектичный" стал временами использоваться в критич. смысле. Меньшее распространение получили др. назв. этого явления: историзм, ретроспективизм, стилизаторство. Характерными образцами Э. являются фасады и интерьеры дворцов арх. А. Штакеншнейдера в СПб. (1836-58), церкви К. Тона, многие доходные дома. Термин "Э." часто ошибочно применяется к чистым стилизациям. Мн. направления, начавшиеся как эклектические, впоследствии приобрели значение самостоятельных стилей: рус.-визант. стиль, стиль Второй империи. Лит.: Борисова Е. А. Рус. архитектура 2-й пол. 19 века. М., 1979; Кириченко Е. И. Рус. архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982; Пунин А. Л. Архитектура Петербурга сер. 19 в. Л., 1990. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicate - объяснение) - в музейном деле - тексты, помещенные у входа в зал и информирующие о содержании экспозиции, об отд. находящихся в нем произв., о представленных художниках и т. п. |
ЭКСТЕРИО́РИКА (от лат. exter - внешний, иноземный) - совокупность произв. печати, изданных за пределами страны, но так или иначе связанных с данной страной и (или) нацией. Э. может включать в себя: 1) произв. печати, изданные на нац. яз., но вне нац. границ; 2) произв. авторов, связанных со страной и (или) нацией происхождением; 3) произв., посвященные данной стране или нации независимо от яз. публикации и происхождения автора и изданные за рубежом. Библиография Э. дополняет гос. библиогр. учет печ. продукции и вместе с гос. библиогр. составляет национальную библиографию. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭЛЕВА́ЦИЯ (фр. elevation - подъем, возвышение, взлет) - природная способность танцовщика (-цы) высоко прыгать, свободно и естественно чувствовать себя в воздухе. Составная часть Э. - баллон. |
Э́ЛЛИПСИС (от греч. ἔλλειψις - опущение, недостаток) - пропуск в речи структурно необходимого язык. эл-та; ср.: Ему он говорит одно, а мне - другое; О чем вы так долго?; С вокзала он прямо сюда. Широкая употребительность такого рода предложений является характерной особенностью рус. яз. В зависимости от того, какие именно факторы делают возможным пропуск эл-та и одновременно позволяют слушающему его восполнить, различают (вслед за А. И. Поповой) три основных разновидности таких предложений: 1) контекстные неполные предложения, в к-рых отсутствующий эл-т однозначно восстанавливается из контекста благодаря структурному и семантическому параллелизму с предшествующей репликой диалога или первой частью сложного предложения; ср.: Когда ты вернешься? - Послезавтра <вернусь>; Люби меня, как я тебя <люблю>; 2) ситуативные неполные предложения, в к-рых пропущенный эл-т восстанавливается из внеязы-ковой ситуации; ср.: Идет! <увидев на остановке подходящий автобус>; Вам покрепче? <предлагая чай>; 3) собственно эллиптические предложения, понятность к-рых может не зависеть ни от контекста, ни от ситуации, а общий смысл отсутствующего слова, чаще всего сказуемого, определяется формой и значением оставшихся в предложении слов; ср.: Ты откуда? <приехал>; Вы куда? <едете>; Мне уже на занятия <надо идти>; Это ты о чем? <говоришь, спрашиваешь>. Чаще всего в таких предложениях пропускаются глаголы-сказуемые со значением движения и речи, однако в целом круг глаголов, допускающих Э., не имеет четких семантических ограничений; ср.: Кофе будешь? <пить>; Я дверь на замок <закрыл>; А вы дихлофосом не пробовали? <травить>. Предложения с Э. принято отличать от полных односоставных предложений типа Мне об этом говорили; Ему уже не поможешь; Сегодня экзамен, однако однозначных критериев их разграничения нет. Лит.: Попова А. И. Неполные предложения в совр. рус. языке // Труды Ин-та языкознания. 1953. Т. 2; Мельчук И. А. О синтаксич. нуле // Типология пассивных конструкций. М., 1974; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в совр. рус. языке. М., 1974; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982. |
Э́ЛЛИС (наст. фам. и имя Кобылинский Лев Львович) (1879-1947) - поэт, переводчик, критик. Сын педагога Л. И. Поливанова. В 1897-1903 учился в Моск. ун-те на юрид. ф-те, увлекался экон. теориями, марксизмом. По окончании курса был оставлен при ун-те для подготовки к профессорскому званию, но всецело отдался лит-ре. С 1901 Э. входит в ближайшее окружение А. Белого; в 1902-03 являлся одним из идеологов кружка "аргонавтов", в 1909 вошел в "триумвират" учредителей изд-ва "Мусагет" (вместе с Белым и Э. Мет-нером). К этому времени снискал известность не только как литератор (печаталсявж. "Весы"; см. его кн. "Рус. символисты", 1910 - первый подробный анализ творчества К. Бальмонта, В. Брюсова, Белого в рус. критике), но и как "лит. анархист", переводчик (см. его кн. "Иммортели", 1904), в т. ч. "Цветов зла" Ш. Бодлера (1907). В 1911 Э. увлекается идеями Р. Штейнера и едет в Германию; с этого времени Э. постоянно жил за границей. После разочарования в антропософии Э. укрепился на позициях католицизма. В 1914 выходит его книга "Vigilemus!", посвященная критике штейнерианства. Связь Э. с прежним лит. кругом прерывается. Вторую пол. жизни Э. прожил в Швейцарии, гдеиздал неск. работ, посвященных рус. лит-ре. Как теоретик Э. отстаивал теургический символизм, имевший целью духовное пересоздание бытия. Отрицание позитивизма совр. ему культуры привело Э. к отрицанию буржуазной цивилизации в целом; в поэзии Э. создает культ католич. средневековья: сб. "Stigmata" (1911), "Арго" (1914). |
ЭЛОГИА́РНЫЙ СТИЛЬ - лит. стиль эпохи барокко, получивший название от лат. elogium (надпись, краткое высказывание). Ориентированный на поэтич. практику Польши, стиль был популярен в России в 17 - нач. 18 в. и воспринимался писателями как вершина словесного иск-ва. Э. С. отличается тенденцией к афористичности и семантической плотности. Характерная для Э. С. обособленность эл-тов, составляющих произведение, сопровождается при чтении целостностью восприятия текста, возможностью трансформации и двойного толкования его. Ярким примером Э. С. служит раннее стихотворение Симеона Полоцкого "Homo", влияние Э. С. отмечают в "Вертограде многоцветном", виршах И. Величковского, Кариона Истомина и др. Лит.: Николаев С. И. Элогиум и проповедь (проблемы изучения перевода "Adverbia moralia" С. Х. Любомирского) // 18 век. Сб. 13. Проблемы историзма в рус. литературе. Л., 1981. С. 205-218; Сазонова Л. И. К понятию элогиарного стиля в рус. поэзии 17 в. // Славяноведение. 1996. № 1. С. 102-114. |
ЭЛОКВЕ́НЦИЯ (от лат. eloquentia - красноречие) - в России 18 в. Э. - комплекс теоретич. дисциплин, частями к-рого были "пиитика" (т. е. поэтика, теория поэтич. речи) и "риторика". Первым профессором Э. в имп. АН был В. К. Тредиаковский. |
Э́ЛЬСЛЕР Фанни (Франциска) (1810-84) - австр. танцовщица. Училась в Вене у Ж. Омера. С 1818 выступала в "Кернтнертортеатре". Вместе с сестрами Терезой и Анной в 1830 гастролировала в Берлине, выступала в балетах "Фея и рыцарь", "Натали, или Швейцарская молочница", "Бог и баядерка", в опере "Немая из Портичи". В 1834-40 танцевала на сцене парижской Оперы в балетах "Буря", "Хромой бес", "Кошка, превращенная в женщину", "Тарантул", "Джипси", "Тщетная предосторожность", "Сильфида", "Дева Дуная" и др. В 1840-42 гастролировала по Америке, затем в Лондоне, Брюсселе, Будапеште и др. городах Европы. С 1848 по 1851 работала в России на сценах Пб. и Москвы. Самым близким ее дарованию был балетмейстер Ж. Перро. В его балетах "Мечта художника", "Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника", "Фауст" она создала свои лучшие роли. Красивая, темпераментная, блиставшая техникой мелких па танцовщица была яркой представительницей эпохи романтизма. В отличие от неземных образов М. Тальони, ее героини жили земными страстями, покоряли искренностью и обаянием. Э. разработала жанр характерной миниатюры, где облагороженные классич. формами нац. танцы становились "поэмами" о любви. Особенным успехом в ее исполнении пользовались "Качуча", "Краковяк", "Сальтарелло", "Тарантелла". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭМИ́Н Ник. Фед. (ок. 1767-1814) писатель. Сын Ф. А. Эмина. Был чиновником, затем армейским офицером. Находился под сильным влиянием европ. сентиментализма, к-рым отмечены его ром. "Роза" (1788), "Игра судьбы" (1789). В стихотв. сб. "Подражания древним" (1795) обнаруживается характерное для конца 18 в. увлечение анакреонтич. поэзией. |
ЭМИ́Н Фед. Ал-др. (ок. 1735-70) - писатель, переводчик, издатель журналов. Род. в Константинополе, в семье разбогатевших в Турции выходцев из Польши. Отец его был губернатором Лепанта, а мать невольницей-христианкой. В семье Э. выучил польский и лат. языки, а затем был отправлен в Венецию для продолжения образования. По возвращении Э. узнал, что его отец смещен и отправлен в ссылку. Был устроен побег, и вся семья находит пристанище у старого знакомца отца - алжирского бея. Затем юный Э. с отцом принимают участие в алжиро-тунисской войне, за подвиги в к-рой сын получает чин кавалерийского полковника, а отец вскоре после окончания войны умирает от полученных ран. Э. возвращается к матери в Константинополь и через нек-рое время, дав ей обещание принять христ-во, отправляется в Европу торговать пряностями. Однако по дороге попадает в плен к мор. разбойникам, оказывается на галере, бежит в португальскую крепость, откуда, объявив о желании креститься, отправляется в Лиссабон. Здесь, по личному распоряжению короля, Э. обучают христ. догматам, но он заявляет, что православие ему больше по сердцу, нежели католичество, и отбывает в Лондон, где сразу является к рус. посланнику, принимает крещение и в мае 1761 на деньги, занятые у англ. купцов, приезжает в Пб. В том же году его назначают преподавателем итал. языка в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, а в 1763 переводят в Коллегию иностр. дел на должность переводчика. В 1763 Э. выпускает оригинальный ром. "Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда", в к-ром "описывает разные свои приключения". Это был первый рус. автобиогр. роман. В том же году писатель издает еще два оригинальных и один переводной роман. Творчество писателя осуществляется в русле идей совр. ему европ. романистики, однако продуктивность его поистине невероятна. За 9 лет Э. выпустил свыше 25 книг оригинальных соч. и пер.: 1764 - "Награжденное постоянство, или Приключения Лизарка и Сарманды", "Горестная любовь маркиза де Толедо, перевод с гишпанского"; 1766 - 4-томный ром. "Письма Ернеста и Доравры", пер. "Польской истории" франц. историка Солиньяка; 1769 - два сатирич. ж. - еженед. "Смесь" и ежемес. "Адская почта" и т. д. В 1768-69, пытаясь добиться должности гос. историографа и тем упрочить свое официальное положение, Э. выпускает "Российскую историю жизни всех древних от самого начала России государей", что было воспринято как посягательство на монополию рос. аборигенов. На писателя обрушились обвинения в неточностях, современники утверждали, что Э. выпустил в свет не историю, а всего лишь очередной роман. Этот миф продержался до 2-й пол. 20 в., и лишь в 1970-е гг. Е. Б. Бешенковский убедительно доказал, что Э. был не только работоспособнее, но и образованнее мн. своих современников. |
ЭНГЕЛЬГА́РДТ Ал-др Ник. (1832-93) - писатель-публицист. Род. в старинной дворян. семье. Окончил арт. уч-ще в Пб. (1853), служил, в нач. 1860-х гг. принимал участие в рев. движении, был ненадолго арестован. С 1864 преподавал химию в Петерб. земледельческом ин-те, публиковал науч. работы. В 1870 был вторично арестован и, после запрещения жить в столицах, поселился в родовом имении Батищево Смоленской губ., занявшись сел. х-вом. Опыт работы на земле, общения с крестьянами стал основой цикла очерков "Из деревни. 12 писем", публиковавшегося в ж. "Отеч. записки" (1872-82) и "Вестник Европы" (1887). Кн. Э. стала одним из самых глубоких иссл. проблем пореформенной рус. деревни и нац. характера. К ней впоследствии обращались мн. исследователи. |
ЭНГЕЛЬГА́РДТ Бор. Мих. (1887-1942) - лит.-вед. Учился на филос. ф-те Гейдельбергского (1909-11) и Фрейбургского ун-тов, окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1916). Теоретич. работы Э. ("А. Н. Веселовский", 1924; "Формальный метод в истории литературы", 1927) были связаны с разработкой методологиилит.-ведения в период острых полемик вокруг идей ОПОЯЗа и принципов "академич. лит.-ведения". Нек-рые ист.-лит. труды положили начало науч. изучению творчества крупнейших рус. писателей (работы об И. А. Гончарове, ст. "Идеологический роман Достоевского", 1924, в к-рой были сформулированы идеи, вскоре разработанные М. М. Бахтиным). |