Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭНЕ"-"ЭФФ")
ЭНЕ́СЫ (народные социалисты) - члены Народно-социалистич. (трудовой) партии, образовавшейся в 1906 путем выделения из правого крыла партии эсеров и занявшей в полит. спектре рос. об-ва промежуточное положение между эсерами и кадетами. В 1906-07 и в 1917-18 Э. представляли собой серьезную полит. силу. Идеологи партии Э. - А. В. Пешехонов, В. А. Милютин, Н. Ф. Анненский, В. Г. Богораз-Тан группировались в 1905 вокруг либерального народнич. ж. "Рус. богатство", а в 1906-07 в Пб. выходило "Народно-социалистич. обозрение". Во 2-ю Гос. думу Э. провели 16 депутатов. Э. отказались от эсеровской программы социализации земли и в союзе с трудовиками предлагали в Думе программу постепенной национализации помещичьей земли за определ. вознаграждение и распределение ее среди крестьян по трудовой норме. После поражения первой рос. рев-ции партия Э. фактически распалась. Возродилась в 1917, когда на 1-м съезде объединилась с трудовиками и насчитывала порядка 10 тыс. чл. Лидеры Э. участвовали в коалиц. пр-ве А. Ф. Керенского. На выборах в Учредит. собр. Э. получили ок. 345 тыс. голосов. После Окт. рев-ции Э. приняли активное участие в "демократич. контрреволюции". С окончанием гражд. войны прекратили свое существование на терр. России. Лит.: Ерофеев Н. Д. Народные социалисты в первой рус. рев-ции. М., 1979; Непролетарские партии России: Урок истории. М., 1984. |
ЭПИЗО́Д - часть драматургич. или сценич. повествования, эл-т композиц. построения произв., отд. сцена. Поэпизодное строение пьесы существовало еще в др.-греч. драматургии. Позднее (и в частности, в рус. драматургии 19 в.) существовало деление пьесы на явления, т. е. Э. как эл-т драматургич. структуры фиксировался. Эпизодич. структурирование драматургич. мат-ла свойственно отд. жанрам, напр. пьесам-обозрениям, распространено в инсценировке прозаич. произв. Э. наз. также и не выделенный к.-л. способом фрагмент худож. текста, к-рый при этом носит законч. смысловой характер. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭПОНИМ - 1) в антич. мире - первый из 9 афинских архонтов или консул в Риме, чьи имена использовались для обозначения года; 2) бог, герой или человек (часто предок), дававший свое имя чему-либо (городу, соц. общности). |
"ЭПО́ХА" - лит.-полит. журнал (СПб., 1864-65). Издавался М. М. Достоевским, а после его смерти - Ф. М. Достоевским. Продолжение ж. "Время". Отстаивал идеи почвенничества. Ведущ. роль играли А. А. Григорьев и Н. Н. Страхов. Печатались Я. П. Полонский, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. Н. Плещеев и др. Закрыт по материальным причинам. |
"ЭПО́ХА ВЕЛИ́КИХ РЕФО́РМ" - период царствования Александра II, к-рый начался отменой крепост. права и ознаменовался радик. реформами во всей гос., экон. и соц. жизни России (1861-72). Выражение закрепилось вяз. Благодаря кн. Г. А. Джаншиева "Из эпохи великих реформ" (1892). |
Э́РДМАН Ник. Робертович (1900-70) - драматург, киносценарист. Учился в Моск. Петропавл. реальном коммерч. уч-ще. В 1919 призван в Кр. армию. После демобилизации в 1920 начинает лит. деят-ность, примыкая к имажинистам. Э. становится постоянным автором текстов для артистич. кабаре ("Не рыдай", "Ванька-Встанька", "Кривой Джимми", "Палас"), Моск. т-ра Сатиры (обозрение "Москва с точки зрения" в соавт. с В. З. Мас-сом, В. Я. Типотом и Д. Г. Гутманом, 1924) и др. эстрадных т-ров Москвы. В 1925 состоялась премьера комедии Э. "Мандат". Постановка В. Э. Мейерхольда выдвинула Э. в число наиб. кр. сов. драматургов. "Мандат" - первая подлинно худож. сов. комедия, соц.-полит. фарс, в к-ром речь шла о столкновении мнимости невозвратимой прежней жизни и мнимости новой парт. номенклатуры, когда бумажка, мандат, заслоняла реальность. "Мандат" был поставлен во мн. т-рах страны. В 1926 переведен на нем., в 1927 поставлен в Берлине, в 1934 - в Японии. В 1927 выходит на экраны первый ф. по киносценарию Э. "Митя" (реж. Н. П. Охлопков). Продолжая сотрудничество с Т-ром Сатиры, работая для Мюзик-холла, кинематографа, Э. пишет вторую комедию "Самоубийца", в к-рой углубляются филос. и полит. мотивы "Мандата". Жизнь частного человека в новых условиях оказывается невозможной и ненужной. "Самоубийца" рассматривался как комедия антимещанская или антисов. И то, и другое - неточно. Герой комедии Подсекальников - не мещанин в традиц. понимании слова. Он загнан в тупик и вынужден решать для себя гамлетовский вопрос, становясь героем трагикомическим. В 1928 Э. передает пьесу Мейерхольду, она принята к пост. в Гос. т-ре им. Мейерхольда (ТиМ), МХАТ и Т-ре им. Вахтангова, однако в 1932 уже готовый спектакль и пьеса были запрещены. Э. после этого не писал больших пьес, если не считать набросков к комедии "Гипнотизер" (1938). В 1933 арестован и сослан в Енисейск, позже в Томск. После возвращения из ссылки преимущ. работает в кинема-тогр., б-во киносценариев написаны в соавт. с М. Д. Вольпиным: "Веселые ребята" (1934), "Волга-Волга" (1936), "Актриса" (1943) и др. Ф. "Волга-Волга" и "Смелые люди" присуждена Гос. премия СССР. Э. пишет также многочисл. сценарии мульт. ф. В т-ре Э. работает в осн. как автор интермедий к спектаклям Т-ра им. Вахтангова ("Мадемуазель Нитуш", 1944; "Два веронца", 1952), Т-ра на Таганке ("Пугачев", 1966), автор инсц. "Мать" (1935), "Село Степанчиково и его обитатели" (1957), "Герой нашего времени" (1964). Работает над либретто оперетт: "Нищий студент" (1945), "Летучая мышь" (1947, самое удачное из всех опереточных текстов на рус. яз.). В 1969 "Самоубийца" впервые показан в Гетеборге, затем в Швейцарии, ФРГ, Канаде, США, Финляндии. В России пьеса в ред. С. В. Михалкова воплощена на сцене Т-ра Сатиры (реж. В. Плучек), после 5 представлений снята и вновь возобновлена в 1987. После 63-летнего перерыва появляет ся на подмостках и "Мандат" (Центр. акад. т-р Сов. армии, 1988, реж. А. Бурдонский). Еще раньше он ставился в ФРГ, Франции (1971-75). В кон. 1980-х гг. "Самоубийца" и "Мандат" идут на мн. сценах страны (Новосибирск, Омск, Минусинск, Уфа, Ташкент и др.). Соч.: Фильмы-сказки. М., 1950-61. Вып. 1-6; Неск. дней в Сорренто // Встречи с прошлым. М., 1978. Вып. 3. С. 228-235; Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990. |
Э́РИКСЕН Вигилиус (1722-82) - дат. живописец, приехал в СПб. в 1757, писал миниатюры, портреты маслом и пастелью. Первый придворный живописец Екатерины II. Им написано ок. 30 портретов императрицы, часть к-рых она разослала в качестве подарков своим заруб. корреспондентам и иностр. дворам. Наиб. известны из них: кон. портрет (верхом на Бриллианте, в сопровождении гвард. полков в день переворота; 1762), портрет перед зеркалом (1764), портрет в шугае и кокошнике (1769). Кроме того, он писал портреты вел. кн. Павла Петровича (1766), мн. придворных, в т. ч. Н. И. Панина, А. М. Голицына, Г. Г. Орлова, А. В. Олсуфьева, 108-летней царскосельской крестьянки. Его портреты не раскрывают психологии и внутр. мира изображенного. Это скорее сумма знаний и наблюдений за моделью. Они отражают больше манеры, привычки и образ жизни персонажей, чем их характер. В 1772 Э. вернулся в Копенгаген и был назначен придворным живописцем дат. короля. |
Э́РМЛЕР Фридрих Маркович (1898-1967) - реж. Работал в органах ГПУ, в 1923-24 учился на актерском отд. Ленингр. ин-та экранного иск-ва. За годы учебы снялся в ф. В. Висковского "Красные партизаны" и "Чай". С 1924 на киноф-ке "Севзапкино". Один из организаторов творч. объединения "КЭМ" (Киноэксперим. мастерская); поставил в жанре эксцентрич. комедии заказной санитарный фильм "Скарлатина". 20-е гг. - наиболее плодотворный период в творчестве Э. В ф. "Катька - Бумажный ранет" (1926, совм. с Э. Иогансоном), "Парижский сапожник" (1928, по пов. Н. Никитина "Преступление Кирика Руденко"), "Дом в сугробах" (1928, по мотивам рассказа Е. Замятина "Пещера") Э., опережая свое время, утверждает эстетику бытового соц.-психолог, ф., интерес к индивид. герою, его внутр. миру, внимание к жизн. среде. Постоянный актер Э. в 20-е гг. - Ф. Никитин, предст. мхатовской психолог. школы. Однако уже в ранних фильмах проявляется характерная для будущего творчества Э. жесткость клас. дифференциации, тенденция к анализу соц. сущности и обществ. судьбы героев. В "Обломке империи" (1929) интерес к полит. проблеме начинает преобладать над интересом к конкретному характеру и судьбе. В 1932 Э. (совм. с С. Юткевичем) ставит ф. "Встречный", к-рый встал у истоков повествоват.-психолог. направления, определившего развитие сов. киноиск-ва 30-х гг. Однако сам Э. в 30-е гг. избирает др. путь: в ф. "Крестьяне" (1935), "Великий гражданин" (1938-39, 2 сер.) он выступает создателем жанра полит. ф., в к-ром сюжетной основой становится доказательство определ. Полит. тезиса и все средства худож. выразительности направлены на достижение этой цели. Полит. ф. Э. представляют собой целостное и значит. худ. явление. В то же время Э. выступает в них убежденным пропагандистом парт. идей и события полит. жизни страны трактует в духе официозной мифологии, внедряя в массовое сознание идеи обострения клас. борьбы, тотального вредительства, создавая "образ врага". В годы войны, продолжая работатьв жанре полит. кино, но вдохновленный уже иными, патриотич. идеями, Э. создает значит. ф.: "Она защищает Родину" (1943) и "Великий перелом" (1945, приз на 1-м МКФ в Каннах, 1946). С кон. 40-х гг. в творчестве Э. кризис, корни к-рого - в несовпадении творч. индивидуальности реж. с тенденциями развития кино. Ф. "Неоконченная повесть" (1955) и "День первый" (1957), где Э. пытался работать в чуждой ему новой эстетике, свидетельствуют, что принципы его эстетики, равно как и взгляды реж., нуждаются в пересмотре. Такой пересмотр происходит в последнем худож.-док. ф. "Перед судом истории", где характерный для Э. Полит. сюжет обретает новое осмысление и новую худож. форму. Др. ф.: "Дети бури" (1925), "Осень" (1940, с И. Менакером), "Великая сила" (1950), "Званый ужин" (1953, вып. - 1962), "Из Нью-Йорка в Ясную Поляну" (1962, т/ф). Соч.: Как я стал режиссером. М., 1946; Документы, статьи, воспоминания. Л., 1974. |
Э́РЬЗЯ (Нефедов) Степ. Дм. (1876-1959) - скульптор (станковист, монументалист). Учился на вечерних курсах Строгановского уч-ща, в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (с 1906). Автор станковых и монумент. портретов, композиций из дерева, мрамора, железобетона или цемента. Поиски 1900-10-х гг. и более поздние близки стилистике и поэтике модерна, характеризуются созданием образов-символов, их романтикой бытия ("Тоска", 1907; "Распятый Христос", 1910-11 и др.). Использует опыт и достижения нар. дерев, пластики, творчески осмысливает живописные и декор, возможности мат-лов. Испытывает влияние рев. событий 1905-17, определивших тематич. ряд мн. произв., участие в осуществлении плана монумент. пропаганды ("Жертвы революции, 1905", 1926; Лениниана, 1922-50-е гг. и т. п.). В 1927-50 работал в Аргентине: портреты и композиции из плотных субтропич. пород деревьев (квебрахо, альгарробо), образы к-рых нередко навеяны причудливыми очертаниями материала ("Фантазия", 1927; "Ужас", 1933). Сумел уловить нац. характер и этнич. особенности мн. народов Юж. Америки. Получил всемирное признание. В течение всей жизни большое внимание уделял разработке психол. образов современников ("Старик-мордвин", 1944 и др.), создал серию портретов гениев рус. и мир. культуры, воплотивших идею величия человеч. духа (Бетховен, 1929; "Мыслитель", "Философ", Л. Толстой, 1930 и др.). На родине творчество Э. долго рассматривалось как формалистическое, но постепенно начинает получать признание с кон. 1950-х гг. Э. сыграл значит. роль в подъеме нац. (мордовской) культуры. Лит.: Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе. Саранск, 1972; Степан Эрьзя: Альбом. Л., 1975; С. Д. Эрьзя: Альбом. Саранск, 1987. |
ЭСАМБА́ЕВ Махмуд Алисултанович - (род. 1924-99) - танцовщик. Учился в хореогр. школе г. Грозного (1939-41). В 1944-56 артист Фрунз. т-ра оперы и балета. Среди его ролей: Атаман ("Чолпон"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Тарас Бульба ("Тарас Бульба"). С 1946 выступает на эстраде, с 1956 - с программой "Танцы народов мира". В этом передвижном т-ре одного танцовщика Э. виртуозно и эмоционально исполняет весьма разноплановый репертуар: от родных ему чечено-ингушских до классич. исп. танцев, от комедийной бытовой сценки "Портняжка" до навеянного индийским эпосом "Золотого бога", от острогротескового "Автомата" до тра-гич. бразильской "Макумбы". За прошедшие десятилетия с иск-вом Э. познакомились зрители мн. стран, оно запечатлено в к/ф "Я буду танцевать" и "Жизнь в танце". |
ЭСЕ́РЫ - члены партии социалистов-революционеров, одной из крупнейших и наиб. влиятельных рев. партий в России. Партия Э. возникла на рубеже 1901-02, объединив народовольч. группы и союзы. Лидеры партии - Г. А. Гершуни, В. М. Чернов, А. Р. Донской, М. А. Спиридонова. Считая себя выразителями интересов крест-ва, Э. выдвигали требование социализации земли и распределения ее на правах уравнит. землепользования. В их программе содержались требования демокр. республики, всеобщего избират. права, демокр. свобод, уничтожения пост. армии. Э. отрицали с.-д. жесткую ориентацию на рабочий кл. и считали своей опорой в равной мере крест-во, рабочих, интеллигенцию. Признавая значение массовых движений, Э. в качестве осн. тактич. средства борьбы с самодержавием выдвигали индвид. террор. В нач. 1900-х гг. Э. провели ряд крупных террористич. актов, в т. ч. совершив покушение на вел. кн. Сергея Александровича, мин. внутр. дел В. К. Плеве. Э. стали массовой партией в период рев-ции 1905-07, ведя активную борьбу с самодержавием в разл. формах: от вооруж. борьбы до деят-ности в Думе. В период столыпинских реформ крупнейшим ударом по партии Э. стало разоблачение полиц. провокатора Е. Ф. Азефа, рук. эсеровской боевой орг-ции. После Февр. рев-ции партия Э. становится влиятельнейшей полит. силой, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. чл., играя вместе с меньшевиками руководящую роль в большинстве Советов до осени 1917. Э. входили в состав Врем. пр-ва. Однако осенью 1917 в партии Э. углубился раскол, из нее выделилось левое крыло, поддержавшее большевиков. Правые Э. Окт. рев-цию встретили враждебно. После разгона Учредит. собр., в к-ром правые Э. имели большинство мандатов, апред. Учредит. собр. был выбран Чернов, Э. организовали ряд вооруж. выступлений против большевиков (в Ярославле, Рыбинске, Поволжье). Союз левых Э. с большевиками оказался недолговрем. и закончился вооруж. столкновением летом 1918 из-за разногласий по поводу Брестского мира. После гражд. войны мн. Э. были вынуждены эмигрировать, часть из них была осуждена на процессе правых Э. в 1922. |
ЭСКАДРО́Н (франц. escadron - рой, стая) - осн. тактич. подразделение в регулярной кавалерии различных гос-в до сер. 20 в. В сер. 16 в. Э. называлась построенная для боя квадратная колонна конницы из 15-20 шеренг (до 400 всадников). Э. обычно состоял из 2-4 взводов; в казачьей коннице ему соотв. сотня. Э. в армиях различных гос-в насчитывали 150-200 чел.; 4-6 Э. составляли кавалерийский полк. В рус. армии Э. впервые появились в нач. 18 в. В коннице РККА имелись сабельные эскадроны (4 конно-пулеметных взвода по 4 станковых пулемета на тачанках в каждом). В Сов. армии Э. существовал до 50-х гг. |
Э́ССЕН Ник. Оттович (1860-1915) - воен.-морск. деятель. Адмирал. В 1904, командуя крейсером 2 ранга "Новик", затем броненосцем "Севастополь" в составе 1-й Тихоокеан. эскадры, проявил большое иск-во и мужество. После войны с Японией Э. - ком. броненосного крейсера "Рюрик", нач. минной див. Балт. флота, команд. флотом. Под рук. Э. в 1914-15 были осуществлены успешные минно-заградит. операции у берегов противника, в результате чего герм. флот понес значит. потери. Э. - один из самых ярких представителей рус. воен.-морск. школы нач. 20 в. Ученик и последователь С. О. Макарова, Э. был сторонником активных наступат. действий, уделял большое внимание боевой и так-тич. подготовке, практике непрерывных плаваний, внес большой вклад в возрождение флота после войны с Японией. |
ЭСТА́МП (от франц. estamper - оттискивать) - гравюрный отпечаток, являющийся станковым графич. произв. Часто - с авторской подписью (оттиск с печатной формы). |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА (художественная критика) - направление рус. критики 1860-х гг., к к-рому принадлежали А. В. Дружинин, П. В. Анненков, В. П. Боткин. В обществ. и методол. отношении Э. К. противостояла реальной критике, защищая от нападок идеи умеренного либерализма ("Литературный тип слабого человека" Анненкова) и известной автономности, самоценности худож. творчества. В типоло-гич. плане Э. К. - это такой принцип анализа, при к-ром на первом плане оказываются структурные, синтаксические (в семиотическом смысле) аспекты лит. образа. Тем самым Э. К. оказывается одной из необходимых, неизбежных составляющих "нормальной" лит. ситуации, находясь в отношениях взаимодополнительности с реальной и органической критикой. |
ЭСТРА́ДНАЯ МУ́ЗЫКА - термин, применяемый для обозначения разнообр. форм развлекат. ("легкой") музыки 19 и 20 вв., включает в себя почти все виды муз. иск-ва, способные функционировать не только в концертном зале, но и составлять муз. фон (нем. наименование - Unterhaltungsmusik, англ. - easy listening music). К Э. М. можно отнести песни, отрывки из оперетт и мюзиклов, традиционный джаз, популярные симфонич. миниатюры (как правило, в адаптированных переложениях). Э. М. постоянно находится под сильным воздействием модных ритмо-формул (евроамериканских, латиноамериканских, афроамериканских), связанных с многочисл. стилями бытовой танцевальной музыки. Многие самостоят. муз. явления - такие, как джаз, рок, соул, рэп и др., - также становятся частью Э. М., определяют характер ее энергетики, тембровую палитру и богатый набор исполнит. приемов. Воздействие народного иск-ва многих стран помогло сформироваться нац. школам в области Э. М. - венскому вальсу, французскому шансону, цыганскому романсу, итальянской песне, бразильской самбе и др. Э. М. исполняется разнообр. по составу оркестрами и ансамблями, в к-рых, как правило, доминирует ритм-группа (ударные, клавишные, бас, гитара). Самым распространенным составом признан ЭСО (эстрадно-симфонич. оркестр), располагающий одновр. группами симфонич. и джазового коллектива. В России первый ЭСО был создан в 1945 (впоследствии Эстрадный оркестр Всесоюзного радио и телевидения, в 1958-83 рук. Ю. Силантьев). Большую известность приобрели также оркестры "Голубой экран" Б. Карамышева (Москва), Ленинградский концертный оркестр А. Бадхена и др. |
ЭСТРА́ДНЫЙ ОРКЕ́СТР - муз. концертный коллектив, исполняющий в основном произведения легких жанров (см. Эстрадная музыка). Уже в 19 в. наметилось различие между оркестрами, выступающими в опере или в больших, серьезных концертах, и оркестрами, выступающими на балах, разного рода увеселительных мероприятиях, променадах и т. д. Однако это различие было чисто жанровым, ибо и те и другие коллективы включали в себя одинаковые инструменты и в них играли одни и те же музыканты. Однако в 20 в. состав Э. О. стал значит. более разнообразным. Нек-рые Э. О. по-прежнему близки по составу к малому симфонич. оркестру (эстрадно-симфонич. оркестры). От симфонич. оркестра они отличаются наличием постоянной группы саксофонов, 2-3 электрогитар, разнообразными латиноамериканскими ударными инструментами и ударной установкой. Другие Э. О. близки по составу к джаз-оркестру, отличаясь от него наличием группы струнных муз. инструментов, хотя они и представлены иногда только скрипками. Основным отличием Э. О. от других муз. коллективов по-прежнему остается их жанровое своеобразие. Сегодня их главная функция - аккомпанемент певцам, вокальным и танцевальным ансамблям, сопровождение разного рода шоу, исполнение отдельных инструмент. пьес, чаще всего развлекат. или виртуозного характера. В странах Зап. Европы вместо термина Э. О. часто употребляется "танцевальный оркестр". |
ЭТНОГРА́ФИЯ (от греч. ἔθνος - народ и γράφω - пишу) - науч. дисциплина, занимающаяся изучением этнич. общностей и специфич. черт их культуры. Наряду с термином Э. для обозначения этой науч. дисциплины используются и др. названия. Ближайший (в рус. традиции синонимичный термин) - этнология. В ряде зап.-европ. стран под термином Э. понимается описательная дисциплина в отличие от теоретической - этнологии. В англоязычных странах аналогом Э. являются социальная антропология (Англия) и культурная антропология (США). В работах К. Леви-Строса Э., этнология и антропология представляют собой три этапа в процессе изучения культуры: Э. включает сбор и систематизацию эмпирич. фактов, этнология - синтез на разл. уровнях (ист., географич. и др.), антропология - заключительный этап познания человека и его культуры. В России Э. как самостоятельная наука возникла в сер. 19 в. В 1845 было создано РГО с отделением этнографии, которое возглавил К. М. Бэр. Первоначально задача Э. виделась в изучении инородцев, населяющих Россию, но вскоре, с приходом на пост главы отделения Н. И. Надеждина, основное внимание стало уделяться изучению русских. Во 2-й пол. 19 в. основные усилия сосредоточились на иссл. обществ. и семейного быта, сельской общины, обычного права, народной поэзии, интерпретация которой велась с позиции сначала мифологич. школы, а затем "теории заимствований" (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, О. Ф. Миллер, А. Н. Веселовский, В. В. Стасов, В. Ф. Миллер и др.). На рус. Э. особое влияние оказал эволюционизм, который с 70-х гг. стал доминирующим направлением. С позиций эволюционизма вели свои исследования М. М. Ковалевский, Л. Я. Штернберг, Н. Ф. Сумцов, В. Н. и Н. Н. Харузины. С 90-х гг. развернулась музейно-собирательская деят-ность. Крупнейший из Э. музеев - Музей этнографии и антропологии (Кунсткамера). В это же время появилась этнографич. периодика - ж. "Этнографич. обозрение" (1889) и "Живая старина" (1890). Много ценных Э. материалов было собрано "Этнографич. бюро" кн. В. Н. Тени-шева. Во многих губ. России активно работали местные собиратели (П. В. Шейн, С. В. Максимов, Е. В. Барсов, Д. Н. Садовников и др.). Эту линию затем продолжили этнографы-краеведы Д. К. Зеленин, Н. А. Иваницкий, М. Б. Едемский, Н. Я. Никифоровский, В. Н. Добровольский. В сов. время проблематика Э. исследований постепенно менялась. Основное внимание стало уделяться вопросам этногенеза, этнич. истории, материальной культуры. Особенно поощрялись крупные коллективные проекты. Были созданы историко-этнографич. атласы ("Сибирь", "Русские"), осуществлено многотомное издание "Народы мира". 70-80-е гг. отмечены усиленной разработкой теории этноса (Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов и др.). В последние годы исследоват. интерес сместился в сторону проблемы этничности. Лит.: Токарев С. А. История рус. этнографии. М., 1966; Этнография вост. славян. Очерки традиц. культуры. М., 1987; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1990; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990; Зеленин Д. К. Вост.-славянская этнография. М., 1991. |
ЭТНО́НИМ (от греч. ἔθνος - народ, племя и ὄνομα - имя) - назв. этнич. общностей. Различают макроэтнонимы (назв. крупных этносов, наций, групп родств. этносов, этнополитич. и этногеогр. общностей) и микроэтнонимы (обозначения небольших этнич. групп, племенных назв. и т. п.). Среди Э. выделяют автоэтнонимы (эндогенные Э.) - самоназвания этносов - и аллоэтнонимы (экзогенные Э.) - названия, данные им др. (обычно соседними) этносами. Выделяют также топоэтнонимы (этнотопонимы) - этнонимы, образованные от топонимов (украинцы, американцы), или топонимы, образованные от Э. (чехи - Чехия, франки - Франция). Есть еще этнохоронимы - назв. жителей, образованные от имен обширных регионов (Европа - европейцы, Сибирь - сибиряки) или разл. поселений (Москва - москвичи, Гатчина - гатчинцы), а также неофициальные, ист. сложившиеся прозвищные обозначения групп нас. (москали, хохлы, чалдоны). В спец. целях разграничивают иногда реальные и номинальные Э. Совокупность Э. наз. этнонимией. Каждый этнос, как правило, имеет свою этнонимич. модель (напр., в др.-рус. яз. этнотопонимы образовывались по словообразоват. модели собир. имен существительных жен. рода: весь, меря, карела, чудь, жмудь, водь, русь). Закономерности происхождения, распространения, функционирования и ист. развития, а также структуру Э. изучает этнонимика. Лит.: Этнонимы. М., 1970; Попов А. И. Названия народов СССР: Введ. в этнонимику. Л., 1973; Этническая ономастика. М., 1984. |
ЭТНОНИ́МИКА - раздел ономастики, изучающий этнонимы. Э. подразделяется на совр. и ист. Э. исследует закономерности происхождения, рас пространения и функционирования этнонимов, их структуру, этимологию и специфику ист. развития, этнонимич. модели и взаимодействие яз. в этнонимии. Аналитич. методы те же, что и в др. разделах ономастики, но с учетом условий и обстоятельств обозначений этнич. общностей. Э. развивается в тесном взаимодействии с этнографией (этнологией), а также историей и географией. Лит.: Этнография имен. М., 1971; Попов А. И. Названия народов СССР: Введ. в этнонимику. Л., 1973; Этническая ономастика. М., 1984. |
ЭТО́ЛИН Адольф Карлович (1799-1876) - мореплаватель, исследователь Рус. Америки, контр-адм. (1847). В 1817-18 плавал под командой В. М. Головина на шлюпе "Камчатка" из Кронштадта в Рус. Америку. На службе Русско-Амер. компании (РАК) (1818-25 и 1826-45), с 1832 помощник гл. правителя РАК, затем гл. правитель Рус. Америки (1838-45), при нем был продан форт Росс. Проводил иссл. на С. Тихого ок. Сделал опись части вост. побережья Берингова м., пролива между материком и о-вом Нунивак, назв. именем Э. |
Э́ТТИНГЕР Вас. Сер. (19 в.) - издатель, типограф и книгопродавец. В 1884 основал в Пб. изд-во "Практическая медицина" для выпуска ж. "Практическая медицина" (1885-1928) - периодич. изд. с предварительной подпиской. Э. выпустил практически все наиб. значит. отеч. и зарубежные мед. труды, мед. атласы: серию науч.-поп. книг по вопросам гигиены для широкого читателя. Начиная с 1891 в течение 20 лет Э. издавал "Медицинский календарь". Вершина книгоиздат. деят-ности Э. - "Реальная энциклопедия медицинских наук" (1891-98. Т. 1-21). Изд-во Э. приобрело большую известность благодаря перио-дич. мед. изд.: "Рус. хирургия" (1902-06), "Терапия" (1904-06), "Ежемесячник ушных, горловых и носовых болезней", "Хирургич. архив" (с 1910), "Еженедельник практич. медицины" (с 1893), переименованный в 1901 во "Врачебную газету" и т. д. После Октября 1917 изд-во (его наследовал сын Э. Фед. Вас.) выпускало мед. газеты и журналы, в т. ч. ж. "Практич. медицина", а также тр. изв. медиков. Изд-во "Практич. медицина" существовало до 1929. |
ЭТЮ́Д (франц. étude - изучение) - 1) Произв., выполненное с натуры с целью ее наиб. тщательного изучения, в качестве подготовит. материала для картины, гравюры, рис., скульптуры и пр. Э., как правило, конкретизирует общий замысел произв., по нему можно судить о процессе воплощения окончат. варианта (напр., В. Суриков, Э. к "Утру стрелецкой казни", "Меншикову в Березове" и т. д.). Э. может быть и самостоят., самоценным худож. произв. (этюды А. Иванова, К. Коровина, В. Серова и пр.). 2) Инструмент. муз. пьеса инструктивного или концертного характера, построенная на фигурации и направленная на развитие, а также демонстрацию опред. технич. навыка игры; отличается, как правило, единством фактуры. Возник в нач. 19 в. в связи со становлением виртуозного стиля в исполнительстве. В широком смысле слова Э. связан с овладением исполнит. мастерством. В старинной музыке его функцию могли выполнять иные жанры (ср. оригинальные названия сонат Д. Скарлатти "Ecsercizi" или "Klavierbung" И. С. Баха). Инструктивные Э. являются обя-зат. компонентом обучения музыканта-инструменталиста. С 19 в. по сей день популярны в муз. педагогике, в т. ч. русской, сборники Э. И. Крамера, М. Клементи, К. Черни, М. Мошковского для фортепиано, Р. Крейцера для скрипки, П. Роде для виолончели. "24 каприса для скрипки соло" (1801-07) Н. Паганини стимулировали развитие жанра художеств., концертного Э. в творчестве Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Дебюсси. В рус. музыке этот жанр связан с именами А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова ("Этюды-картины") и с расцветом рус. фортепианной школы. Не-многочисл. Э. И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича демонстрируют поиск нового, антиромантического подхода к фп. Стравинский создал также Э. для пианолы, Четыре Э. для оркестра. |
ЭФРОИМСО́Н Вл. Пав. (1908-89) - генетик, эволюционист. Автор ряда открытий и феноменологич. обобщений в области генетики. Участник Вел. Отеч. войны. Один из активнейших борцов с так. наз. "мичуринской биологией" Т. Лысенко. В 1947 Э. перевел и распространил среди харьковских биологов и студентов ун-та уничтожающий отзыв главы эволюционных генетиков США Ф. Добржанского на книгу Лысенко. Комиссия Минвуза во главе с А. Топчиевым уволила доцента Э. из ун-та "за поступки, порочащие высокое звание преподавателя высшей школы". Его докт. дисс, успешно защищенная и утвержденная Высшей аттестационной комиссией в 1947, была законсервирована на 15 лет. Изгнанный с работы, Э. послал в ЦК КПСС докладную записку на 200 стр. об ущербе, нанесенном лы-сенковщиной биологии и сел. х-ву. В 1949 арестован (вторично; первый раз репрессирован в 30-х гг.), находился в лагере в Казахстане до 1955. После освобождения подал Ген. прокурору СССР докладную записку, обвинявшую Лысенко в подрыве нар. х-ва страны. В 1956-58 сумел опубликовать неск. антилысенковских работ в Бюллетене Моск. об-ва испытателей природы. В 1960-70-е гг. выпустил серию статей и монографий по общей эволюционной и мед. генетике, к-рые немало способствовали возрождению биол. наук после пережитого ею разгрома. Соч.: О Лысенко и лысенковщине // Вопр. истории естествознания и техники. 1989. № 1. С. 79-93. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭФФЕ́КТЫ СЦЕНИ́ЧЕСКИЕ - спец. театр эффекты для изображения полетов, пожаров, взрывов, наводнений и др. зрелищных моментов пьесы. Различаются звук., шумовые, световые, механические Э. С. |