Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭНЕ"-"ЭФФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭНЕ"-"ЭФФ")

Энесы

ЭНЕ́СЫ (народные социалисты) - члены Народно-социалистич. (трудовой) партии, образовавшейся в 1906 путем выделения из правого крыла партии эсеров и занявшей в полит. спектре рос. об-ва промежуточное положение между эсерами и кадетами. В 1906-07 и в 1917-18 Э. представляли собой серьезную полит. силу. Идеологи партии Э. - А. В. Пешехонов, В. А. Милютин, Н. Ф. Анненский, В. Г. Богораз-Тан группировались в 1905 вокруг либерального народнич. ж. "Рус. богатство", а в 1906-07 в Пб. выходило "Народно-социалистич. обозрение". Во 2-ю Гос. думу Э. провели 16 депутатов. Э. отказались от эсеровской программы социализации земли и в союзе с трудовиками предлагали в Думе программу постепенной национализации помещичьей земли за определ. вознаграждение и распределение ее среди крестьян по трудовой норме. После поражения первой рос. рев-ции партия Э. фактически распалась. Возродилась в 1917, когда на 1-м съезде объединилась с трудовиками и насчитывала порядка 10 тыс. чл.

Лидеры Э. участвовали в коалиц. пр-ве А. Ф. Керенского. На выборах в Учредит. собр. Э. получили ок. 345 тыс. голосов. После Окт. рев-ции Э. приняли активное участие в "демократич. контрреволюции". С окончанием гражд. войны прекратили свое существование на терр. России.

Лит.: Ерофеев Н. Д. Народные социалисты в первой рус. рев-ции. М., 1979; Непролетарские партии России: Урок истории. М., 1984.

Эпиграфика

ЭПИГРА́ФИКА (от греч. ἐπιγραφή, - надпись) - 1) науч. (ист.-филол.) дисциплина, изучающая надписи на твердом материале (не на бумаге и не на пергаменте); 2) совокупность надписей (на камне, глине, дереве, металле, предметах материальной культуры). Выделяют надписи на иконах и фресках (dipinto), надписи на монетах и печатях (изучение последних входит также в сферу нумизматики и сфрагистики). Существующие классификации надписей учитывают формальные признаки (мат-л и орудия письма), содержательную характеристику, данные истории яз. (лит.-языковые формулы и диалектные явления). Исключит. ценность представляют др.-рус. надписи дохрист. времени (надпись из Гнездова сер. 10 в., надписи на новгородских деревянных цилиндрах кон. 10 в., легенды рус. монет кон. 10 - нач. 11 в.) - древнейшие вост.-слав. кириллические пам. письменности. Они дают возможность проследить особенности ранних этапов развития рус. яз., письменности, графики. Подавляющее большинство др.-рус. надписей относится к христ. времени. Среди них выделяют конфессиональные и светские (летописные, деловые, бытовые), офиц. и частные. Меморативная природа надписи сохранила имена мастеров, ремесленников, владельцев, прихожан храмов. Осн. задачи эпиграфических иссл. - не только установление места и времени создания надписи, что сближает Э. с палеографией, в недрах к-рой она развилась, но и изучение письм. традиции. Памятники Э. - важный объект лингв. источниковедения. Изучение др.-рус. надписей началось после того, как в кон. 18 - нач. 19 в. были найдены Тмутараканский камень с надп. 1068 и черниговская гривна Владимира Мономаха кон. 11 в. Развитию рус. Э. способствовалииссл. палеославистов и палеографов И. И. Срезневского, В. И. Щепкина, И. А. Шляпника, Е. Ф. Карского, А. С. Орлова. Значительно пополнился фонд памятников Э. в послевоен. десятилетия. Изданы свод рус. датированных надписей 11-14 вв. (Б. А. Рыбаков), надписи-граффити из храмов Киева (С. А. Высоцкий), из Софийского собора в Новгороде (А. А. Медынцева), из др. храмов Новгорода, Ладоги, Полоцка (Т. В. Рождественская), что связано с интенсивными археол. исследованиями и арх.-реставрац. работами в др.-рус. городах. Разработана методика и методология Э. как самостоятельной комплексной дисциплины, связанной с ист.-филол. и археоло-го-искусствовед. проблематикой. Изучение памятников Э. в сопоставлении с постоянно возрастающим фондом берестяных грамот позволяет описать характерные особенности некнижной письменности в отношении др.-рус. графико-орфографич. и языковых норм.

Эпиграфика. Надпись на иконе конца 16 в.

Эпиграфика. Надпись на иконе конца 16 в.

Эпизод

ЭПИЗО́Д - часть драматургич. или сценич. повествования, эл-т композиц. построения произв., отд. сцена. Поэпизодное строение пьесы существовало еще в др.-греч. драматургии. Позднее (и в частности, в рус. драматургии 19 в.) существовало деление пьесы на явления, т. е. Э. как эл-т драматургич. структуры фиксировался. Эпизодич. структурирование драматургич. мат-ла свойственно отд. жанрам, напр. пьесам-обозрениям, распространено в инсценировке прозаич. произв. Э. наз. также и не выделенный к.-л. способом фрагмент худож. текста, к-рый при этом носит законч. смысловой характер.

Эпитет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эпоним

ЭПОНИМ - 1) в антич. мире - первый из 9 афинских архонтов или консул в Риме, чьи имена использовались для обозначения года; 2) бог, герой или человек (часто предок), дававший свое имя чему-либо (городу, соц. общности).

"Эпоха"

"ЭПО́ХА" - лит.-полит. журнал (СПб., 1864-65). Издавался М. М. Достоевским, а после его смерти - Ф. М. Достоевским. Продолжение ж. "Время". Отстаивал идеи почвенничества. Ведущ. роль играли А. А. Григорьев и Н. Н. Страхов. Печатались Я. П. Полонский, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. Н. Плещеев и др. Закрыт по материальным причинам.

"Эпоха великих реформ"

"ЭПО́ХА ВЕЛИ́КИХ РЕФО́РМ" - период царствования Александра II, к-рый начался отменой крепост. права и ознаменовался радик. реформами во всей гос., экон. и соц. жизни России (1861-72). Выражение закрепилось вяз. Благодаря кн. Г. А. Джаншиева "Из эпохи великих реформ" (1892).

Эрдман Ник. Робертович

Э́РДМАН Ник. Робертович (1900-70) - драматург, киносценарист. Учился в Моск. Петропавл. реальном коммерч. уч-ще. В 1919 призван в Кр. армию. После демобилизации в 1920 начинает лит. деят-ность, примыкая к имажинистам. Э. становится постоянным автором текстов для артистич. кабаре ("Не рыдай", "Ванька-Встанька", "Кривой Джимми", "Палас"), Моск. т-ра Сатиры (обозрение "Москва с точки зрения" в соавт. с В. З. Мас-сом, В. Я. Типотом и Д. Г. Гутманом, 1924) и др. эстрадных т-ров Москвы. В 1925 состоялась премьера комедии Э. "Мандат". Постановка В. Э. Мейерхольда выдвинула Э. в число наиб. кр. сов. драматургов. "Мандат" - первая подлинно худож. сов. комедия, соц.-полит. фарс, в к-ром речь шла о столкновении мнимости невозвратимой прежней жизни и мнимости новой парт. номенклатуры, когда бумажка, мандат, заслоняла реальность. "Мандат" был поставлен во мн. т-рах страны. В 1926 переведен на нем., в 1927 поставлен в Берлине, в 1934 - в Японии. В 1927 выходит на экраны первый ф. по киносценарию Э. "Митя" (реж. Н. П. Охлопков). Продолжая сотрудничество с Т-ром Сатиры, работая для Мюзик-холла, кинематографа, Э. пишет вторую комедию "Самоубийца", в к-рой углубляются филос. и полит. мотивы "Мандата". Жизнь частного человека в новых условиях оказывается невозможной и ненужной. "Самоубийца" рассматривался как комедия антимещанская или антисов. И то, и другое - неточно. Герой комедии Подсекальников - не мещанин в традиц. понимании слова. Он загнан в тупик и вынужден решать для себя гамлетовский вопрос, становясь героем трагикомическим. В 1928 Э. передает пьесу Мейерхольду, она принята к пост. в Гос. т-ре им. Мейерхольда (ТиМ), МХАТ и Т-ре им. Вахтангова, однако в 1932 уже готовый спектакль и пьеса были запрещены. Э. после этого не писал больших пьес, если не считать набросков к комедии "Гипнотизер" (1938). В 1933 арестован и сослан в Енисейск, позже в Томск. После возвращения из ссылки преимущ. работает в кинема-тогр., б-во киносценариев написаны в соавт. с М. Д. Вольпиным: "Веселые ребята" (1934), "Волга-Волга" (1936), "Актриса" (1943) и др. Ф. "Волга-Волга" и "Смелые люди" присуждена Гос. премия СССР. Э. пишет также многочисл. сценарии мульт. ф. В т-ре Э. работает в осн. как автор интермедий к спектаклям Т-ра им. Вахтангова ("Мадемуазель Нитуш", 1944; "Два веронца", 1952), Т-ра на Таганке ("Пугачев", 1966), автор инсц. "Мать" (1935), "Село Степанчиково и его обитатели" (1957), "Герой нашего времени" (1964). Работает над либретто оперетт: "Нищий студент" (1945), "Летучая мышь" (1947, самое удачное из всех опереточных текстов на рус. яз.). В 1969 "Самоубийца" впервые показан в Гетеборге, затем в Швейцарии, ФРГ, Канаде, США, Финляндии. В России пьеса в ред. С. В. Михалкова воплощена на сцене Т-ра Сатиры (реж. В. Плучек), после 5 представлений снята и вновь возобновлена в 1987. После 63-летнего перерыва появляет ся на подмостках и "Мандат" (Центр. акад. т-р Сов. армии, 1988, реж. А. Бурдонский). Еще раньше он ставился в ФРГ, Франции (1971-75). В кон. 1980-х гг. "Самоубийца" и "Мандат" идут на мн. сценах страны (Новосибирск, Омск, Минусинск, Уфа, Ташкент и др.).

Соч.: Фильмы-сказки. М., 1950-61. Вып. 1-6; Неск. дней в Сорренто // Встречи с прошлым. М., 1978. Вып. 3. С. 228-235; Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990.

Эренбург Илья Григ

ЭРЕНБУ́РГ Илья Григ. (1891-1967) - поэт, журналист, прозаик. Род. в Москве, в буржуазной евр. семье. Учился в моск. г-зии, из к-рой был исключен за участие в рев. деят-ности. В 1908-17 находился в эмиграции во Франции, где увлекался лит-рой и иск-вом, стал публиковаться как поэт и журналист. В 1921-24 жил и работал в Германии, где написал свой первый роман-памфлет "Необычайные приключения Хулио Хуренито" (1922), обличавший противоречия европ. цивилизации, развитие к-рой привело к бойне 1-й мир. войны. Э. принадлежит большое количество прозаич., поэтич. и публицистич. книг, среди к-рых ром. "Жизнь и гибель Николая Курбова" (1922), "Любовь Жанны Ней" (1923), "Рвач" (1924), "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца" (1927), сб. статей и репортажей о жизни Европы. В 1932 после поездки в Сибирь Э. пишет ром. "День второй" о стр-ве Кузнецка. Творчество Э. в 30-е гг. приобретает ярко выраженную антифаш. окраску: частые поездки за границу, длительное пребывание во Франции, участие в антифаш. войне в Испании позволили писателю одним из первых ощутить опасность коричневой заразы для Европы и для всего мира. В канун Вел. Отеч. войны Э. завершает в осн. работу над ром. "Падение Парижа" (1940-42), а во время войны с необычайным размахом разворачивается деят-ность Э.-публициста. В послевоен. годы Э. принимает участие в борьбе за мир, пишет ром. "Буря", "Девятый вал", пов. "Оттепель" (1954), отразившую начало перемен в нашей стране. Э. в числе первых выступил за освобождение лит-ры и иск-ва от гнета сталинизма, восстановление истории худож. жизни 20-го столетия во всем ее богатстве и сложности. Большую роль в этом сыграли мемуары Э. "Люди, годы, жизнь" (1960-67).

И. Г. Эренбург. Худ. Ю. Анненков

И. Г. Эренбург. Худ. Ю. Анненков

Эриксен Вигилиус

Э́РИКСЕН Вигилиус (1722-82) - дат. живописец, приехал в СПб. в 1757, писал миниатюры, портреты маслом и пастелью. Первый придворный живописец Екатерины II. Им написано ок. 30 портретов императрицы, часть к-рых она разослала в качестве подарков своим заруб. корреспондентам и иностр. дворам. Наиб. известны из них: кон. портрет (верхом на Бриллианте, в сопровождении гвард. полков в день переворота; 1762), портрет перед зеркалом (1764), портрет в шугае и кокошнике (1769). Кроме того, он писал портреты вел. кн. Павла Петровича (1766), мн. придворных, в т. ч. Н. И. Панина, А. М. Голицына, Г. Г. Орлова, А. В. Олсуфьева, 108-летней царскосельской крестьянки. Его портреты не раскрывают психологии и внутр. мира изображенного. Это скорее сумма знаний и наблюдений за моделью. Они отражают больше манеры, привычки и образ жизни персонажей, чем их характер. В 1772 Э. вернулся в Копенгаген и был назначен придворным живописцем дат. короля.

Эрмитаж государственный в СПб

ЭРМИТА́Ж государственный в СПб. - один из крупнейших худож. и культ.-ист. музеев мира, основанный в 1764 в царствование Екатерины II, купившей в Берлине коллекцию картин, в осн. голл. и фламанд. мастеров. Первонач. размещался в Зимнем дворце (1754-62, арх. В. В. Растрелли), апартаменты к-рого получили назв. "Эрмитаж" (от франц. ermitage - место уединения; затем так стала называться картинная галерея). Специально для музея построены здания: Малый Э. (1764-67, арх. Ж.-Б. Баллен-Деламот), Старый Э. (1771-87, арх. Ю. М. Фльтен), Новый Э. (1839-52, арх. Л. фон Кленце), Эрмитажный т-р (1783-87, арх. Д. Кваренги).

Для музея в 18 в. закупались коллекции картин Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др., поступали собр. рис. и гравюр, антиков, произв. декор.-прикладного иск-ва, с 19 в. - произв. из раскопов. После 1917 были национализированы мн. собр., в т. ч. Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, и переданы Э., организованы новые отделы. Во время блокады музейная деят-ность не прерывалась, хотя часть собр. была эвакуирована. Сейчас экспозиция музея занимает более 350 залов. Э. состоит из 8 отделов: первобытной культуры, антич. мира, культуры народов Востока, истории рус. культуры, включая б. дворец Меншикова на Васильевском о-ве; нумизматики, зап.-европ. иск-ва (скульптура Микельанджело, О. Родена и др., графика, декор.-прикладное иск-во, живопись Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициана, Рафаэля, Б. Ж. Мурильо, П. П. Рубенса, Рембрандта, Дж. Рей-нолдса, Т. Гейнсборо, Н. Пуссена, К. Лоррена, А. Ватто, К. Моне, О. Ренуара, Ван-Гога, П. Гогена, П. Пикассо, А. Матисса и др.); реставрац. и науч.-просветит. отдел. В музее проводится науч.-иссл. работа, организуются науч. конференции, археол. экспедиции, выставки, издаются каталоги, альбомы, путеводители, науч. тр.

Лит.: Эрмитаж за 200 лет (1764-1964): История и состав коллекций, работа музея. Л.; М., 1966; Соколова Т. М. Здания и залы Эрмитажа. Л., 1982; Воронихина Л. Н. Гос. Эрмитаж. Л., 1983; Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий" / Под общей ред. Б. Б. Пиотровского. Л., 1989.

Вид павильонного зала в Эрмитаже. Худ. П. В. Тутукин. 1837

Вид павильонного зала в Эрмитаже. Худ. П. В. Тутукин. 1837

Эрмлер Фридрих Маркович

Э́РМЛЕР Фридрих Маркович (1898-1967) - реж. Работал в органах ГПУ, в 1923-24 учился на актерском отд. Ленингр. ин-та экранного иск-ва. За годы учебы снялся в ф. В. Висковского "Красные партизаны" и "Чай". С 1924 на киноф-ке "Севзапкино". Один из организаторов творч. объединения "КЭМ" (Киноэксперим. мастерская); поставил в жанре эксцентрич. комедии заказной санитарный фильм "Скарлатина". 20-е гг. - наиболее плодотворный период в творчестве Э. В ф. "Катька - Бумажный ранет" (1926, совм. с Э. Иогансоном), "Парижский сапожник" (1928, по пов. Н. Никитина "Преступление Кирика Руденко"), "Дом в сугробах" (1928, по мотивам рассказа Е. Замятина "Пещера") Э., опережая свое время, утверждает эстетику бытового соц.-психолог, ф., интерес к индивид. герою, его внутр. миру, внимание к жизн. среде. Постоянный актер Э. в 20-е гг. - Ф. Никитин, предст. мхатовской психолог. школы. Однако уже в ранних фильмах проявляется характерная для будущего творчества Э. жесткость клас. дифференциации, тенденция к анализу соц. сущности и обществ. судьбы героев. В "Обломке империи" (1929) интерес к полит. проблеме начинает преобладать над интересом к конкретному характеру и судьбе. В 1932 Э. (совм. с С. Юткевичем) ставит ф. "Встречный", к-рый встал у истоков повествоват.-психолог. направления, определившего развитие сов. киноиск-ва 30-х гг. Однако сам Э. в 30-е гг. избирает др. путь: в ф. "Крестьяне" (1935), "Великий гражданин" (1938-39, 2 сер.) он выступает создателем жанра полит. ф., в к-ром сюжетной основой становится доказательство определ. Полит. тезиса и все средства худож. выразительности направлены на достижение этой цели. Полит. ф. Э. представляют собой целостное и значит. худ. явление. В то же время Э. выступает в них убежденным пропагандистом парт. идей и события полит. жизни страны трактует в духе официозной мифологии, внедряя в массовое сознание идеи обострения клас. борьбы, тотального вредительства, создавая "образ врага". В годы войны, продолжая работатьв жанре полит. кино, но вдохновленный уже иными, патриотич. идеями, Э. создает значит. ф.: "Она защищает Родину" (1943) и "Великий перелом" (1945, приз на 1-м МКФ в Каннах, 1946). С кон. 40-х гг. в творчестве Э. кризис, корни к-рого - в несовпадении творч. индивидуальности реж. с тенденциями развития кино. Ф. "Неоконченная повесть" (1955) и "День первый" (1957), где Э. пытался работать в чуждой ему новой эстетике, свидетельствуют, что принципы его эстетики, равно как и взгляды реж., нуждаются в пересмотре. Такой пересмотр происходит в последнем худож.-док. ф. "Перед судом истории", где характерный для Э. Полит. сюжет обретает новое осмысление и новую худож. форму.

Др. ф.: "Дети бури" (1925), "Осень" (1940, с И. Менакером), "Великая сила" (1950), "Званый ужин" (1953, вып. - 1962), "Из Нью-Йорка в Ясную Поляну" (1962, т/ф).

Соч.: Как я стал режиссером. М., 1946; Документы, статьи, воспоминания. Л., 1974.

Эртель Ал-др Ив

Э́РТЕЛЬ Ал-др Ив. (1855-1908) - писатель. Сын управляющего помещичьих имений. Систематич. образования не получил. Служил в провинции, с 1879 заведовал б-кой в Пб., был близок к рев. народникам, входил в круг литераторов-народников (П. Засодимский, Н. Златовратский, Г. Успенский), в 1884 арестован и после 4-месячного содержания в Петропавловской крепости выслан в Тверь. С кон. 1880-х гг. жил на хуторе в Воронежской губ. Лит. деят-ность начал с кон. 1870-х гг. Автор кн. рассказов и очерков "Записки Степняка" (1879-83), продолжающих традиции тургеневских "Записок охотника", романов-хроник "Гарденины, их дворня, приверженцы и враги" (1889), "Смена" (1891), повестей "Волхонская барышня" (1883), "Карьера Струкова" (1895-96) и др. Современники (Л. Толстой, Успенский) ценили Э. как бытописателя, глубокого знатока рус. провинциальной жизни, народных обычаев и языка.

А. И. Эртель

А. И. Эртель

Эрьзя Степ. Дм

Э́РЬЗЯ (Нефедов) Степ. Дм. (1876-1959) - скульптор (станковист, монументалист). Учился на вечерних курсах Строгановского уч-ща, в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (с 1906). Автор станковых и монумент. портретов, композиций из дерева, мрамора, железобетона или цемента. Поиски 1900-10-х гг. и более поздние близки стилистике и поэтике модерна, характеризуются созданием образов-символов, их романтикой бытия ("Тоска", 1907; "Распятый Христос", 1910-11 и др.). Использует опыт и достижения нар. дерев, пластики, творчески осмысливает живописные и декор, возможности мат-лов. Испытывает влияние рев. событий 1905-17, определивших тематич. ряд мн. произв., участие в осуществлении плана монумент. пропаганды ("Жертвы революции, 1905", 1926; Лениниана, 1922-50-е гг. и т. п.). В 1927-50 работал в Аргентине: портреты и композиции из плотных субтропич. пород деревьев (квебрахо, альгарробо), образы к-рых нередко навеяны причудливыми очертаниями материала ("Фантазия", 1927; "Ужас", 1933). Сумел уловить нац. характер и этнич. особенности мн. народов Юж. Америки. Получил всемирное признание. В течение всей жизни большое внимание уделял разработке психол. образов современников ("Старик-мордвин", 1944 и др.), создал серию портретов гениев рус. и мир. культуры, воплотивших идею величия человеч. духа (Бетховен, 1929; "Мыслитель", "Философ", Л. Толстой, 1930 и др.).

На родине творчество Э. долго рассматривалось как формалистическое, но постепенно начинает получать признание с кон. 1950-х гг. Э. сыграл значит. роль в подъеме нац. (мордовской) культуры.

Лит.: Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе. Саранск, 1972; Степан Эрьзя: Альбом. Л., 1975; С. Д. Эрьзя: Альбом. Саранск, 1987.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

ЭСАМБА́ЕВ Махмуд Алисултанович - (род. 1924-99) - танцовщик. Учился в хореогр. школе г. Грозного (1939-41). В 1944-56 артист Фрунз. т-ра оперы и балета. Среди его ролей: Атаман ("Чолпон"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Тарас Бульба ("Тарас Бульба"). С 1946 выступает на эстраде, с 1956 - с программой "Танцы народов мира". В этом передвижном т-ре одного танцовщика Э. виртуозно и эмоционально исполняет весьма разноплановый репертуар: от родных ему чечено-ингушских до классич. исп. танцев, от комедийной бытовой сценки "Портняжка" до навеянного индийским эпосом "Золотого бога", от острогротескового "Автомата" до тра-гич. бразильской "Макумбы". За прошедшие десятилетия с иск-вом Э. познакомились зрители мн. стран, оно запечатлено в к/ф "Я буду танцевать" и "Жизнь в танце".

Эсеры

ЭСЕ́РЫ - члены партии социалистов-революционеров, одной из крупнейших и наиб. влиятельных рев. партий в России.

Партия Э. возникла на рубеже 1901-02, объединив народовольч. группы и союзы. Лидеры партии - Г. А. Гершуни, В. М. Чернов, А. Р. Донской, М. А. Спиридонова.

Считая себя выразителями интересов крест-ва, Э. выдвигали требование социализации земли и распределения ее на правах уравнит. землепользования. В их программе содержались требования демокр. республики, всеобщего избират. права, демокр. свобод, уничтожения пост. армии. Э. отрицали с.-д. жесткую ориентацию на рабочий кл. и считали своей опорой в равной мере крест-во, рабочих, интеллигенцию. Признавая значение массовых движений, Э. в качестве осн. тактич. средства борьбы с самодержавием выдвигали индвид. террор. В нач. 1900-х гг. Э. провели ряд крупных террористич. актов, в т. ч. совершив покушение на вел. кн. Сергея Александровича, мин. внутр. дел В. К. Плеве. Э. стали массовой партией в период рев-ции 1905-07, ведя активную борьбу с самодержавием в разл. формах: от вооруж. борьбы до деят-ности в Думе.

В период столыпинских реформ крупнейшим ударом по партии Э. стало разоблачение полиц. провокатора Е. Ф. Азефа, рук. эсеровской боевой орг-ции.

После Февр. рев-ции партия Э. становится влиятельнейшей полит. силой, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. чл., играя вместе с меньшевиками руководящую роль в большинстве Советов до осени 1917. Э. входили в состав Врем. пр-ва.

Однако осенью 1917 в партии Э. углубился раскол, из нее выделилось левое крыло, поддержавшее большевиков. Правые Э. Окт. рев-цию встретили враждебно. После разгона Учредит. собр., в к-ром правые Э. имели большинство мандатов, апред. Учредит. собр. был выбран Чернов, Э. организовали ряд вооруж. выступлений против большевиков (в Ярославле, Рыбинске, Поволжье). Союз левых Э. с большевиками оказался недолговрем. и закончился вооруж. столкновением летом 1918 из-за разногласий по поводу Брестского мира.

После гражд. войны мн. Э. были вынуждены эмигрировать, часть из них была осуждена на процессе правых Э. в 1922.

Эскадрон

ЭСКАДРО́Н (франц. escadron - рой, стая) - осн. тактич. подразделение в регулярной кавалерии различных гос-в до сер. 20 в. В сер. 16 в. Э. называлась построенная для боя квадратная колонна конницы из 15-20 шеренг (до 400 всадников). Э. обычно состоял из 2-4 взводов; в казачьей коннице ему соотв. сотня. Э. в армиях различных гос-в насчитывали 150-200 чел.; 4-6 Э. составляли кавалерийский полк. В рус. армии Э. впервые появились в нач. 18 в. В коннице РККА имелись сабельные эскадроны (4 конно-пулеметных взвода по 4 станковых пулемета на тачанках в каждом). В Сов. армии Э. существовал до 50-х гг.

Эскиз

ЭСКИ́З (франц. exquisse) - предварит. набросок, отражающий замысел целого произв. или его фрагмента. Э. бывают живописные, графические, скульптурные, мн. имеют собств. худож. значение. Обычно в беглой манере (бывают и тщательно проработанные Э.) передают осн. мысль худож., композицию, цветовые соотношения, нек-рые детали.

Эскиз росписи для Владимирского со бора. Крещение Руси. Худ. В. М. Васнецов

Эскиз росписи для Владимирского со бора. Крещение Руси. Худ. В. М. Васнецов

Эссен Ник. Оттович

Э́ССЕН Ник. Оттович (1860-1915) - воен.-морск. деятель. Адмирал. В 1904, командуя крейсером 2 ранга "Новик", затем броненосцем "Севастополь" в составе 1-й Тихоокеан. эскадры, проявил большое иск-во и мужество. После войны с Японией Э. - ком. броненосного крейсера "Рюрик", нач. минной див. Балт. флота, команд. флотом. Под рук. Э. в 1914-15 были осуществлены успешные минно-заградит. операции у берегов противника, в результате чего герм. флот понес значит. потери. Э. - один из самых ярких представителей рус. воен.-морск. школы нач. 20 в. Ученик и последователь С. О. Макарова, Э. был сторонником активных наступат. действий, уделял большое внимание боевой и так-тич. подготовке, практике непрерывных плаваний, внес большой вклад в возрождение флота после войны с Японией.

Эстамп

ЭСТА́МП (от франц. estamper - оттискивать) - гравюрный отпечаток, являющийся станковым графич. произв. Часто - с авторской подписью (оттиск с печатной формы).

Эстетическая критика

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА (художественная критика) - направление рус. критики 1860-х гг., к к-рому принадлежали А. В. Дружинин, П. В. Анненков, В. П. Боткин. В обществ. и методол. отношении Э. К. противостояла реальной критике, защищая от нападок идеи умеренного либерализма ("Литературный тип слабого человека" Анненкова) и известной автономности, самоценности худож. творчества. В типоло-гич. плане Э. К. - это такой принцип анализа, при к-ром на первом плане оказываются структурные, синтаксические (в семиотическом смысле) аспекты лит. образа. Тем самым Э. К. оказывается одной из необходимых, неизбежных составляющих "нормальной" лит. ситуации, находясь в отношениях взаимодополнительности с реальной и органической критикой.

Эстрадная музыка

ЭСТРА́ДНАЯ МУ́ЗЫКА - термин, применяемый для обозначения разнообр. форм развлекат. ("легкой") музыки 19 и 20 вв., включает в себя почти все виды муз. иск-ва, способные функционировать не только в концертном зале, но и составлять муз. фон (нем. наименование - Unterhaltungsmusik, англ. - easy listening music). К Э. М. можно отнести песни, отрывки из оперетт и мюзиклов, традиционный джаз, популярные симфонич. миниатюры (как правило, в адаптированных переложениях).

Э. М. постоянно находится под сильным воздействием модных ритмо-формул (евроамериканских, латиноамериканских, афроамериканских), связанных с многочисл. стилями бытовой танцевальной музыки. Многие самостоят. муз. явления - такие, как джаз, рок, соул, рэп и др., - также становятся частью Э. М., определяют характер ее энергетики, тембровую палитру и богатый набор исполнит. приемов. Воздействие народного иск-ва многих стран помогло сформироваться нац. школам в области Э. М. - венскому вальсу, французскому шансону, цыганскому романсу, итальянской песне, бразильской самбе и др.

Э. М. исполняется разнообр. по составу оркестрами и ансамблями, в к-рых, как правило, доминирует ритм-группа (ударные, клавишные, бас, гитара). Самым распространенным составом признан ЭСО (эстрадно-симфонич. оркестр), располагающий одновр. группами симфонич. и джазового коллектива. В России первый ЭСО был создан в 1945 (впоследствии Эстрадный оркестр Всесоюзного радио и телевидения, в 1958-83 рук. Ю. Силантьев). Большую известность приобрели также оркестры "Голубой экран" Б. Карамышева (Москва), Ленинградский концертный оркестр А. Бадхена и др.

Эстрадный оркестр

ЭСТРА́ДНЫЙ ОРКЕ́СТР - муз. концертный коллектив, исполняющий в основном произведения легких жанров (см. Эстрадная музыка). Уже в 19 в. наметилось различие между оркестрами, выступающими в опере или в больших, серьезных концертах, и оркестрами, выступающими на балах, разного рода увеселительных мероприятиях, променадах и т. д. Однако это различие было чисто жанровым, ибо и те и другие коллективы включали в себя одинаковые инструменты и в них играли одни и те же музыканты. Однако в 20 в. состав Э. О. стал значит. более разнообразным. Нек-рые Э. О. по-прежнему близки по составу к малому симфонич. оркестру (эстрадно-симфонич. оркестры). От симфонич. оркестра они отличаются наличием постоянной группы саксофонов, 2-3 электрогитар, разнообразными латиноамериканскими ударными инструментами и ударной установкой. Другие Э. О. близки по составу к джаз-оркестру, отличаясь от него наличием группы струнных муз. инструментов, хотя они и представлены иногда только скрипками. Основным отличием Э. О. от других муз. коллективов по-прежнему остается их жанровое своеобразие. Сегодня их главная функция - аккомпанемент певцам, вокальным и танцевальным ансамблям, сопровождение разного рода шоу, исполнение отдельных инструмент. пьес, чаще всего развлекат. или виртуозного характера. В странах Зап. Европы вместо термина Э. О. часто употребляется "танцевальный оркестр".

Эстрадный танец

ЭСТРА́ДНЫЙ ТА́НЕЦ - вид сценического танца, хореогр. концертный номер, небольшая танц. сценка, предназначенные для концертного исполнения на эстраде. В России в кон. 19 в. устраивались концерты в "воксалах", садах и кафешантанах, где преобладали модные заруб. новинки. В 20 в. на эстраде, сменяя друг друга, исполнялись комич. лубочные танцы, салонные "танго смерти", "танцы апашей", матлоты, чечетка. Заметное влияние на Э. Т. оказало иск-во А. Дункан. В 1920-х гг. формируются новые направления Э. Т. Опираясь на джазовые ритмы, танц.-игровые и сатирич. миниатюры создавал Н. Фореггер, используя эксцентрич. заостренную бытовую пластику, механистичность движения машин. Яркие эстрадные миниатюры на спортивные жанровые и др. сюжеты создавали В. Вайнонен, Р. Захаров, А. Мессерер и др. В мюзик-холле Москвы и Ленинграда мн. номеров поставил К. Голейзовский. На эстраде развивался и дуэтно-акробатич. танец, часто смыкавшийся с сюжетной миниатюрой. Сов. Э. Т. унаследовал традиции исполнения народного танца. В 1928 основан Ансамбль песни и пляски Сов. армии, к-рый стилистику народного танца сочетал с героич. пафосом защитников Родины. В 1936 состоялся Всесоюз. фестиваль нар. танца, к-рый стимулировал создание крупных ансамблей, собиравших, подвергавших сценич. обработке и пропагандировавших танц. фольклор. В 1937 организован Ансамбль нар. танца СССР под рук. И. Моисеева. Позже ансамбли нар. танца были созданы во мн. республиках.

Танец эстрадно-танцевального ансамбля «Радуга». 1981

Танец эстрадно-танцевального ансамбля «Радуга». 1981

Этнография

ЭТНОГРА́ФИЯ (от греч. ἔθνος - народ и γράφω - пишу) - науч. дисциплина, занимающаяся изучением этнич. общностей и специфич. черт их культуры. Наряду с термином Э. для обозначения этой науч. дисциплины используются и др. названия. Ближайший (в рус. традиции синонимичный термин) - этнология. В ряде зап.-европ. стран под термином Э. понимается описательная дисциплина в отличие от теоретической - этнологии. В англоязычных странах аналогом Э. являются социальная антропология (Англия) и культурная антропология (США). В работах К. Леви-Строса Э., этнология и антропология представляют собой три этапа в процессе изучения культуры: Э. включает сбор и систематизацию эмпирич. фактов, этнология - синтез на разл. уровнях (ист., географич. и др.), антропология - заключительный этап познания человека и его культуры. В России Э. как самостоятельная наука возникла в сер. 19 в. В 1845 было создано РГО с отделением этнографии, которое возглавил К. М. Бэр. Первоначально задача Э. виделась в изучении инородцев, населяющих Россию, но вскоре, с приходом на пост главы отделения Н. И. Надеждина, основное внимание стало уделяться изучению русских. Во 2-й пол. 19 в. основные усилия сосредоточились на иссл. обществ. и семейного быта, сельской общины, обычного права, народной поэзии, интерпретация которой велась с позиции сначала мифологич. школы, а затем "теории заимствований" (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, О. Ф. Миллер, А. Н. Веселовский, В. В. Стасов, В. Ф. Миллер и др.). На рус. Э. особое влияние оказал эволюционизм, который с 70-х гг. стал доминирующим направлением. С позиций эволюционизма вели свои исследования М. М. Ковалевский, Л. Я. Штернберг, Н. Ф. Сумцов, В. Н. и Н. Н. Харузины. С 90-х гг. развернулась музейно-собирательская деят-ность. Крупнейший из Э. музеев - Музей этнографии и антропологии (Кунсткамера). В это же время появилась этнографич. периодика - ж. "Этнографич. обозрение" (1889) и "Живая старина" (1890). Много ценных Э. материалов было собрано "Этнографич. бюро" кн. В. Н. Тени-шева. Во многих губ. России активно работали местные собиратели (П. В. Шейн, С. В. Максимов, Е. В. Барсов, Д. Н. Садовников и др.). Эту линию затем продолжили этнографы-краеведы Д. К. Зеленин, Н. А. Иваницкий, М. Б. Едемский, Н. Я. Никифоровский, В. Н. Добровольский. В сов. время проблематика Э. исследований постепенно менялась. Основное внимание стало уделяться вопросам этногенеза, этнич. истории, материальной культуры. Особенно поощрялись крупные коллективные проекты. Были созданы историко-этнографич. атласы ("Сибирь", "Русские"), осуществлено многотомное издание "Народы мира". 70-80-е гг. отмечены усиленной разработкой теории этноса (Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов и др.). В последние годы исследоват. интерес сместился в сторону проблемы этничности.

Лит.: Токарев С. А. История рус. этнографии. М., 1966; Этнография вост. славян. Очерки традиц. культуры. М., 1987; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1990; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990; Зеленин Д. К. Вост.-славянская этнография. М., 1991.

Этноним

ЭТНО́НИМ (от греч. ἔθνος - народ, племя и ὄνομα - имя) - назв. этнич. общностей. Различают макроэтнонимы (назв. крупных этносов, наций, групп родств. этносов, этнополитич. и этногеогр. общностей) и микроэтнонимы (обозначения небольших этнич. групп, племенных назв. и т. п.). Среди Э. выделяют автоэтнонимы (эндогенные Э.) - самоназвания этносов - и аллоэтнонимы (экзогенные Э.) - названия, данные им др. (обычно соседними) этносами. Выделяют также топоэтнонимы (этнотопонимы) - этнонимы, образованные от топонимов (украинцы, американцы), или топонимы, образованные от Э. (чехи - Чехия, франки - Франция). Есть еще этнохоронимы - назв. жителей, образованные от имен обширных регионов (Европа - европейцы, Сибирь - сибиряки) или разл. поселений (Москва - москвичи, Гатчина - гатчинцы), а также неофициальные, ист. сложившиеся прозвищные обозначения групп нас. (москали, хохлы, чалдоны). В спец. целях разграничивают иногда реальные и номинальные Э. Совокупность Э. наз. этнонимией. Каждый этнос, как правило, имеет свою этнонимич. модель (напр., в др.-рус. яз. этнотопонимы образовывались по словообразоват. модели собир. имен существительных жен. рода: весь, меря, карела, чудь, жмудь, водь, русь). Закономерности происхождения, распространения, функционирования и ист. развития, а также структуру Э. изучает этнонимика.

Лит.: Этнонимы. М., 1970; Попов А. И. Названия народов СССР: Введ. в этнонимику. Л., 1973; Этническая ономастика. М., 1984.

Этнонимика

ЭТНОНИ́МИКА - раздел ономастики, изучающий этнонимы. Э. подразделяется на совр. и ист. Э. исследует закономерности происхождения, рас пространения и функционирования этнонимов, их структуру, этимологию и специфику ист. развития, этнонимич. модели и взаимодействие яз. в этнонимии. Аналитич. методы те же, что и в др. разделах ономастики, но с учетом условий и обстоятельств обозначений этнич. общностей. Э. развивается в тесном взаимодействии с этнографией (этнологией), а также историей и географией.

Лит.: Этнография имен. М., 1971; Попов А. И. Названия народов СССР: Введ. в этнонимику. Л., 1973; Этническая ономастика. М., 1984.

Этолин Адольф Карлович

ЭТО́ЛИН Адольф Карлович (1799-1876) - мореплаватель, исследователь Рус. Америки, контр-адм. (1847). В 1817-18 плавал под командой В. М. Головина на шлюпе "Камчатка" из Кронштадта в Рус. Америку. На службе Русско-Амер. компании (РАК) (1818-25 и 1826-45), с 1832 помощник гл. правителя РАК, затем гл. правитель Рус. Америки (1838-45), при нем был продан форт Росс. Проводил иссл. на С. Тихого ок. Сделал опись части вост. побережья Берингова м., пролива между материком и о-вом Нунивак, назв. именем Э.

Эттингер Вас. Сер.

Э́ТТИНГЕР Вас. Сер. (19 в.) - издатель, типограф и книгопродавец. В 1884 основал в Пб. изд-во "Практическая медицина" для выпуска ж. "Практическая медицина" (1885-1928) - периодич. изд. с предварительной подпиской. Э. выпустил практически все наиб. значит. отеч. и зарубежные мед. труды, мед. атласы: серию науч.-поп. книг по вопросам гигиены для широкого читателя. Начиная с 1891 в течение 20 лет Э. издавал "Медицинский календарь". Вершина книгоиздат. деят-ности Э. - "Реальная энциклопедия медицинских наук" (1891-98. Т. 1-21). Изд-во Э. приобрело большую известность благодаря перио-дич. мед. изд.: "Рус. хирургия" (1902-06), "Терапия" (1904-06), "Ежемесячник ушных, горловых и носовых болезней", "Хирургич. архив" (с 1910), "Еженедельник практич. медицины" (с 1893), переименованный в 1901 во "Врачебную газету" и т. д. После Октября 1917 изд-во (его наследовал сын Э. Фед. Вас.) выпускало мед. газеты и журналы, в т. ч. ж. "Практич. медицина", а также тр. изв. медиков. Изд-во "Практич. медицина" существовало до 1929.

Этюд

ЭТЮ́Д (франц. étude - изучение) - 1) Произв., выполненное с натуры с целью ее наиб. тщательного изучения, в качестве подготовит. материала для картины, гравюры, рис., скульптуры и пр. Э., как правило, конкретизирует общий замысел произв., по нему можно судить о процессе воплощения окончат. варианта (напр., В. Суриков, Э. к "Утру стрелецкой казни", "Меншикову в Березове" и т. д.). Э. может быть и самостоят., самоценным худож. произв. (этюды А. Иванова, К. Коровина, В. Серова и пр.).

2) Инструмент. муз. пьеса инструктивного или концертного характера, построенная на фигурации и направленная на развитие, а также демонстрацию опред. технич. навыка игры; отличается, как правило, единством фактуры. Возник в нач. 19 в. в связи со становлением виртуозного стиля в исполнительстве.

В широком смысле слова Э. связан с овладением исполнит. мастерством. В старинной музыке его функцию могли выполнять иные жанры (ср. оригинальные названия сонат Д. Скарлатти "Ecsercizi" или "Klavierbung" И. С. Баха).

Инструктивные Э. являются обя-зат. компонентом обучения музыканта-инструменталиста. С 19 в. по сей день популярны в муз. педагогике, в т. ч. русской, сборники Э. И. Крамера, М. Клементи, К. Черни, М. Мошковского для фортепиано, Р. Крейцера для скрипки, П. Роде для виолончели. "24 каприса для скрипки соло" (1801-07) Н. Паганини стимулировали развитие жанра художеств., концертного Э. в творчестве Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Дебюсси. В рус. музыке этот жанр связан с именами А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова ("Этюды-картины") и с расцветом рус. фортепианной школы. Не-многочисл. Э. И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича демонстрируют поиск нового, антиромантического подхода к фп. Стравинский создал также Э. для пианолы, Четыре Э. для оркестра.

Эфроимсон Вл. Пав

ЭФРОИМСО́Н Вл. Пав. (1908-89) - генетик, эволюционист. Автор ряда открытий и феноменологич. обобщений в области генетики. Участник Вел. Отеч. войны. Один из активнейших борцов с так. наз. "мичуринской биологией" Т. Лысенко. В 1947 Э. перевел и распространил среди харьковских биологов и студентов ун-та уничтожающий отзыв главы эволюционных генетиков США Ф. Добржанского на книгу Лысенко. Комиссия Минвуза во главе с А. Топчиевым уволила доцента Э. из ун-та "за поступки, порочащие высокое звание преподавателя высшей школы". Его докт. дисс, успешно защищенная и утвержденная Высшей аттестационной комиссией в 1947, была законсервирована на 15 лет. Изгнанный с работы, Э. послал в ЦК КПСС докладную записку на 200 стр. об ущербе, нанесенном лы-сенковщиной биологии и сел. х-ву. В 1949 арестован (вторично; первый раз репрессирован в 30-х гг.), находился в лагере в Казахстане до 1955. После освобождения подал Ген. прокурору СССР докладную записку, обвинявшую Лысенко в подрыве нар. х-ва страны. В 1956-58 сумел опубликовать неск. антилысенковских работ в Бюллетене Моск. об-ва испытателей природы. В 1960-70-е гг. выпустил серию статей и монографий по общей эволюционной и мед. генетике, к-рые немало способствовали возрождению биол. наук после пережитого ею разгрома.

Соч.: О Лысенко и лысенковщине // Вопр. истории естествознания и техники. 1989. № 1. С. 79-93.

Эфрос Анат. Вас.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эффекты сценические

ЭФФЕ́КТЫ СЦЕНИ́ЧЕСКИЕ - спец. театр эффекты для изображения полетов, пожаров, взрывов, наводнений и др. зрелищных моментов пьесы. Различаются звук., шумовые, световые, механические Э. С.

Предыдущая страница Следующая страница