Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

Ювелирное Искусство

ЮВЕЛИ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО (от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень) - изготовление худож. изделий из драгоц. металлов, драгоц. и полудрагоц. камней (украшения, предметы быта, культа и т. п.). Известно с древнейших времен. Высокого уровня развития достигло в Др. Египте и Др. Китае. Замечат. произведения визант. Ю. И. - распятия, оклады, культовые сосуды и др., часто с перегородчатой эмалью; применение холодных эмалей, кабошонов, мотивов "звериного стиля" - характерные черты ср.-век. европ. Ю. И. Высокого совершенства Ю. И. достигло в эпоху Возрождения и барокко: работы Б. Челлини и др. итальянцев, нем. и англ. серебро, франц. ювелирные изделия времени рококо. В 19 в. после господства ампира начинается механизация массового произ-ва предметов Ю. И., получают распространение сначала эклектич. формы, а с кон. 19 в. - стиль модерн. В 20 в. внедряются новые мат-лы, используются как упрощенные, лишенные орнамента формы, так и стилизаторские.

Для Ю. И. Др. Руси характерно изготовление изделий с перегородчатой эмалью (Киев, 11-12 вв.), серебр. окладов икон и литургич. сосудов (Новгород того же времени), изделий с чередованием серебр. и зол. эл-тов (владимиро-суздальское иск-во, 12-13 вв.), окладов икон и евангелий, складней со сканью, басмой, чеканкой, эмалью и пр. (Москва, 14-15 вв.). В 18 в. происходит обращение к европ. традициям, но нац. особенности и черты местных центров остаются. Развивается великоустюжское чернение по серебру (мастерская М. Климшина и др.), в 1761 возникает ф-ка А. и С. Поповых - черненые и финифтяные изделия, в 19 в. в Москве и Пб. появляются кр. предприятия зол. и сереб. дела (П. Сазикова - серебр. скульптура, П. Овчинникова - эмали в др.-рус. стиле, И. Хлебникова - чеканные и черне-вые изделия, эмали; в нач. 20 в. фирма Оловянишниковых - культовые изделия); широкую известность получила фирма Фаберже (фигурки из полудрагоц. камней, пасхальные яйца, шкатулки и пр.) и мастерские, выполнявшие ее заказы (М. Перхина и др.). Совр. изделия Ю. И. производятся в осн. на ф-ках Москвы ("Московскийювелир"), СПб., на предприятиях худож. промыслов Ростова ("Ростовская финифть") и в нек-рых др. центрах.

Лит.: Уткин П. И. Рус. ювелирные украшения. М., 1970; Посникова-Лосева М. М. Рус. ювелирное иск-во: Его центры и мастера 16-19 вв. М., 1974; Ювелирное иск-во народов России. Л., 1974.

Серьги, принадлежавшие семье Гончаровых

Серьги, принадлежавшие семье Гончаровых

Югов Ал. Куз

Ю́ГОВ Ал. Куз. (1902-79) - прозаик, лит.-вед. Род. в слободе Каминское Оренбург. губ. (ныне Курганск. обл.), в семье волостного писаря. Окончил мед. ин-т в Одессе (1927), после чего работал врачом в Сибири (1928-30). Печатался с 1922. Начал с поэмы "Летчики" (1923). Первое прозаич. произв. посв. гражд. войне - "Повествование жизни Макара Мартецова" (1926). Успехом у читателей пользовались "Записки разъездного врача" (1931). Еще в Сибири начат автобиогр. ром. "Бессмертие" (напеч. в 1939). В 1930-х гг. сотрудничал в "Наших достижениях", писал гл. обр. для юношества ("Рычаг", "Красный галстук" и др.), создал книги о К. А. Тимирязеве (1936) и И. П. Павлове (1935), к-рого знал лично. Занимался "Словом о полку Игореве", перевел его (1945), изучал тр. А. А. Потебни, А. А. Шахматова, Ф. И. Буслаева, что сказалось в ром. "Ратоборцы" (1949) из времен Александра Невского; нек-рые мотивы романа близки идеологии кампании по "борьбе с космополитизмом". Многое извлек для себя Ю. из летописей, др.-рус. первоисточников, рукописей, фольклора. Известен также ром.-дилогией "Страшный суд" (1969-71) о борьбе за сов. власть в Сибири (в числе действ. лиц здесь фигурирует Троцкий, вопреки историч. фактам, но в соответствии со сталинским "Кратким курсом" изображенный предателем во время рев-ции и виновником смерти В. И. Ленина). Мировоззрение Ю. во многом предвосхищает постперестроечный "национал-коммунизм". В теоретич. сочинениях - "Судьбы родного слова" (1962), "Думы о рус. слове" (1972) - выступал за внедрение в рус. лит. язык архаических, диалектных и бытовых эл-тов.

Югорская земля

ЮГО́РСКАЯ ЗЕМЛЯ - старинное назв. юж. ч. Архангельской губ., пограничная с Вятской губ.; в 13 в. подчинена Новгороду. В 1499 присоединена к Моск. гос-ву.

Юденич Ник. Ник

ЮДЕ́НИЧ Ник. Ник. (1862-33) - один из руководителей Белого движения, ген. от инфантерии (1915). Окончил воен. академию Ген. штаба. Участвовал в русско-японской и 1-й мир. войнах. В 1915-16 командующий Кавказской армией. Успешно провел Эрзерумскую операцию (дек. 1915 - февр. 1916). В апр.-мае 1917 главнокомандующий войсками Кавказского фронта. В кон. 1918 эмигрировал в Финляндию, а затем в Эстонию. Формировал в Финляндии белогвардейскую Сев.-зап. армию. Эта армия при поддержке Эстонии и союзников дважды предпринимала наступления на Петроград. Первое, весенне-летнее наступление окончилось неудачей. Войска были отведены, а в июне 1919 Ю. был назначен главнокомандующим войсками на сев.-зап. России и вошел в Сев.-зап. пр-во. В окт.-нояб. 1919 возглавил осенний "поход на Петроград", после провала к-рого был вынужден отступить с остатками войск в Эстонию. С 1920 в эмиграции.

Юдин Ген. Вас.

Ю́ДИН Ген. Вас. (1840-1912) - библиофил, издатель, знаток генеалогии, купец, меценат. Род. на Екатерининском заводе Тарского округа Тобольской губ. Получил дом. образование. В 1853 Ю. начал службу конторщиком в литейной конторе Минусинска Енисейской губ. Выиграв в лотерею большую сумму денег, он прибыльно поместил их в винокуренный з-д. В 1881 Ю. открыл собственный винокуренный з-д и все средства, получаемые от работы з-да, тратил на приобретение книг и рукописей. Со временем его б-ка в Красноярске становится крупнейшей среди рус. частных коллекций кон. 19 - нач. 20 в. (она насчитывает ок. 90 тыс. т., а собрание рукописей - до 500 тыс. ед. хранения). Ю. предпринял ряд путешествий по разным странам и по России, стараясь приобретать для своей б-ки иностр. книги о России, запрещенные и бесцензурные изд., полные комплекты журналов и газет 18 и 19 вв., прижизненные изд. классиков. В начале века материальные дела Ю. несколько пошатнулись, и он решил продать б-ку в одни руки. Царское пр-во приобрести б-ку отказалось, и Ю. продал ее в 1907 Б-ке Конгресса США в Вашингтоне. После продажи книг Ю. снова стал собирать б-ку и к 1907 имел 50 тыс. т. (в 1920 эти книги попали в б-ку при Красноярском гор. музее). На средства Ю. были изданы тр. по истории Сибири и библиотеч. делу.

Южаков Сер. Ник

ЮЖАКО́В Сер. Ник. (1849-1910) - социолог и публицист, представитель "субъективной школы". Первые социологич. статьи Ю. появились в нач. 1870-х гг. в позитивистском ж. "Знание". Ссылка за народнич. деят-ность прервала его работу. В 1896 он переиздал эти ст. в исправленном и расширенном виде (Социологич. этюды. СПб., 1896. Т. 1-2). Ю. разделял осн. теоретико-методологич. посылки "субъективной школы", возражая против термина "субъективный метод". Он считал, что онтологически между природой и об-вом много общего, но есть и существ. отличие, а именно - наличие во втором культуры. Личность - исходный и активный эл-т об-ва и культуры, их продукт и преобразователь-обновитель. Др. активный эл-т этой системы - нравств. начала (идеалы, привычки, навыки, нормы). Их функции двояки - ограничение природной, биологич. стороны социального и усиление его интеграции, прочности, системности. Присоединяясь к принципу "индивидуальности" Н. Михайловского, Ю. дополнил его принципом "человеческой активности" и предложил ее типологию как средство создания, аккумуляции и обогащения структуры, вычленив след. виды: 1) индивидуальную, массовую и общественную; 2) принудительную, под диктатом групп и ин-тов, и самостоятельную, не связанную с интересами гр. и об-ва или свободно согласуемую с ними; 3) по сферам реализации (экономич., политич., религ., научную и т. п.). Ю. предложил передовую для своего времени программу изучения и преподавания социологии, не лишенную, однако, отпечатка теоретич. пристрастий. Последние годы Ю. был иностр. обозревателем ж. "Рус. богатство". Работал он в манере "почти всех учеников О. Конта", писавших о текущей политике, предлагая читателям широкие, "чересчур упрощающие дело социологич. обобщения". Это был "очень умный, но отзывающийся книжностью рецепт, как устроить судьбу людей на основании рациональной доктрины" (Н. Русанов). Этот же стиль, правда, в более выигрышной форме, применялся им в редактировании и написании (в 1900-09) ст. "Большой энциклопедии" в 22 т. (СПб., 1906-14).

Лит.: Михайловский Н. К. Записки профана // Полн. собр. соч. СПб., 1909. Т. 3; Павлов К. "Этическая социология" г. Южакова // Науч. обозрение. 1897. № 5-6; Русанов Н. С. С. Н. Южаков как социолог и публицист // Рус. богатство. 1911. № 1; Социологич. мысль в России. Л., 1978. Гл. 4.

Южное наречие

Ю́ЖНОЕ НАРЕ́ЧИЕ (иначе южновеликорус.) - одна из основных единиц терр. диалектного членения в рус. яз., наряду с сев. наречием и среднерус. говорами. Характеризуется рядом важнейших язык, особенностей: аканьем, отсутствием утраты интервокального j (он делает), наличием сочетания "бм" (обман), склонением слов на - ушк, -ишк по типу слов жен. рода: дедушка, у дедушки; распространением слов, отсутствующих в др. говорах. Осн. группы: зап. группа говоров, верхнеднепровская, верхнедеснинская, курско-орловская и вост. (рязанская) группа.

Юмор

Ю́МОР - 1) Жанр коммуникативного (вербального или невербального) поведения у человека, направленный на возбуждение смеха у адресата.

2) Текст, вербальный или невербальный, принадлежащий данному жанру.

3) Сфера культуры, к-рой принадлежат тексты данного жанра и приемы их порождения. В основе порождения и восприятия Ю. лежит остроумие ("чувство Ю."), т. е. способность осознания нек-рой ситуации, в т. ч. ее вербальных компонентов, как смешной. Увиденная так ситуация - плод творч. акта остроумца; она нарочито и наивно противоречит определенным нормам, диктуемым контекстом. Наивность нарушения скрыта от "механически" действующего протагониста ситуации, но очевидна эмоционально дистанцированным от ситуации остроумцу и его адресату. Остроумие и производное от него острословие представляют собой завуалированную провокацию адресата, приглашение разделить удовольствие от игры с реальностью (а она организуется творческим актом видения смешного), со словом или иным выразительным средством (к-рое выступает в поэтич. функции) и с бессознательным (последнее особенно актуально, когда объектом шутки, ее протагонистом оказывается сам адресат; см. о связи остроумия с бессознательным у З. Фрейда в его работе "Остроумие и его отношение к бессознательному"). Остроумие может проявляться по случаю, окказионально, а может фиксироваться в фольклорных и лит. текстах. По-видимому, возможно вычленить набор приемов остроумия (сюжетных ходов, фигур мысли и фигур речи) разной степени универсальности.

Ю. является наиб. концентрированным и полным выражением остроумия; отдельные стороны остроумия проявляются в родственных Ю. явлениях иронии и сарказма. В рамках эстетики содержательный аспект Ю. представлен категорией комического. Показательна история слова "Ю.", производного от лат. слова со значением "влажность" (итог); ряд зап.-европ. языков восприняли этот термин вместе с представлением о соках человеческого организма, определяющих темперамент, после чего развилось значение "настроение", последовательно суженное затем до "хорошее настроение" и до известного нам значения Ю. как причины хорошего настроения (ср., впрочем, рус. производные от того же корня "умора" и "уморительный", в нар. этимологии ассоциирующиеся с "уморить" в значении "умертвить"). Позитивный эмоциональный заряд Ю. обусловлен, во-первых, принципиально ненаивной (по ср. с наивным протагонистом) т. зр. смеющегося и, во-вторых, его эмоциональным дистанцированием от ситуации.

Вопрос об универсальном и культурно-специфичном в Ю. и о месте Ю. в разных культурах изучен недостаточно. Имеются указания на то, что в отдельные моменты роль сферы Ю. в культуре становится заметнее (ср., напр., наблюдения П. Вайля и А. Гениса над Ю. в жизни советского человека в 1960-е гг.).

Юнга

Ю́НГА (от голл. jongen - мальчик) - подросток на судне, готовящийся стать матросом и обучающийся мор. делу. В рус. флоте различали кают-Ю. (офицерская прислуга) и дек-Ю. (палубная прислуга).

Юнгер Ел. Вл

Ю́НГЕР Ел. Вл. (род. 1910) - драм. актриса. Занималась в студии Ленингр. т-ра драмы под рук. Е. Елагиной и на высш. курсах иск-знания при Ин-те истории иск-в. В 1930 работает в Свердловском ТЮЗе. В том же году приезжает в Москву, где выступает в "Синей блузе", а затем в Реалистич. т-ре. В 1934 началось творч. содружество Ю. и Н. Акимова. Последний поставил в эксперим. мастерской при Ленингр. мюзик-холле "Святыню брака" Э. Лабиша с Ю. в роли Люси. Спустя год Акимова назначили гл. реж. Т-ра комедии, и Ю. вошла в ядро вновь образующейся труппы. Великолепное владение стихом, отточ. пластика, изысканность сценич. рисунка делали ее замечат. исполнительницей в комедиях У. Шекспира (Виола - "Двенадцатая ночь", 1938), Ф. Лопе де Вега (Диана - "Собака на сене", 1936, Леонарда - "Валенсианская вдова", 1939), Р. Шеридана (Леди Тизл - "Школа злословия", 1937). Ей удавались роли женщин победительных, талантливых, не обыкновенных. Не случайно она воплотила на сцене образы двух вел. актрис прошлого: Патрик Кемпбелл в "Милом обманщике" Дж. Килти (1961) и Сару Бернар в "Смехе лангуста" Д. Маррела (1985). Условная, неск. эстетизир. манера игры "предназначила" Ю. преимущ. для зап. драматургии. Начав сценич. карьеру с Гвендолен в комедии "Как важно быть серьезным" О. Уайльда (1929), она и позже выступала в пьесах Д. Пристли (Фреда в "Опасном повороте", 1939), Э. де Филиппо (Ольга - "Ложь на длинных ногах", 1956), Ж. Жироду (Гекуба - "Троянской войны не будет", 1973) и др. Особо следует отметить образ бабушки в пьесе А. Касона "Деревья умирают стоя" (1957). В возможно стях актрисы как краски романтич. комедии (она была первой исполнительницей роли кавалерист-девицы Шуры Азаровой - "Питомцы славы" А. Гладкова, 1941), так и пастельные чеховские краски (госпожа NN в "Пестрых р 1960), и краски беспощадного гротеска (Гурмыжская - "Лес" А. Островского, 1978). Одной из последних работ актрисы стала А. Г. Достоевская в док. драме С. Белова и Е. Белодубровского "Я была счастлива, счастлива, счастлива!", исполн. на сцене Ленингр. т-ра "Эксперимент" (1987). Ю. является автором изящной театр. прозы. В ее пер. шли и идут в петерб. т-рах пьесы Кокто, Саган, Руссена, Ю. О’Нила ("Миражи), М. Шизгэл ("Машинистки"). Ю. работает на радио, телевидении, снималась в кино: Варвара ("Крестьяне", 1934), сестра Золушки ("Золушка", 1947) и др.

Соч.: Все это было. М., 1990.

Юнкер

Ю́НКЕР - 1) С 16 в. до 1-й мир. войны в Пруссии - дворянин-помещик, в широком смысле - кр. дворянин-землевладелец.

2) В рус. армии 18 - 1-й пол. 19 в. - унтер-офицер из дворян, имевший право на льготный срок выслуги при присвоении первого офицерского чина в кав., егерских и карабинерских полках. Юнкера зачислялись в полки после сдачи вступительного экзамена, а получали офицерский чин после 2-х лет службы и при положительной аттестации. Окончившие ун-ты освобождались от экзаменов, и срок выслуги им был понижен до 6 мес. В нач. 19 в. стали создаваться специальные юнкерские школы для ускоренной подготовки из молодых дворян подпрапорщиков и подпоручиков.

3) Воспитанник юнкерского уч-ща. Эти уч-ща были образованы в 1864, до 1874 в них принимались только юноши из дворян, семей офицеров и ген., а после представители всех сословий, достигшие 16 лет и окончившие воен. или обычные г-зии. Обучение было 2-годичным, после окончания присваивался чин подпрапорщика (подхорунжего). В 1900 юнкерские уч-ща были преобразованы в воен., а с 1901 обучение стало 3-годичным и по окончании присваивалось первичное офицерское звание.

Юнкер Вас. Вас.

Ю́НКЕР Вас. Вас. (1840-92) - путешественник. Род. в Москве. Учился в Пб., Дерпте, Геттингене. По образованию врач. В 1875-78 совершил путешествие по Ливийской пустыне и иссл. юж. часть Судана и сев. часть Уганды. В 1879-86 иссл. область водораздела между Нилом и Конго; неск. лет провел в Центр. Африке среди племен ньям-ньям и мангбатту (монбутту); первым из европейцев прошел всю область р. Уэле и доказал, что она является верх. частью р. Убанга и принадлежит басс. р. Конго. Покинул Африку в 1886. Результаты иссл. обобщил в кн. "Путешествие по Африке" (1889-91. Т. 1-3). Поч. чл. РГО (с 1887).

Юнович Софья Марковна

ЮНО́ВИЧ Софья Марковна (1910-95) - худож. т-ра. Отдавала предпочтение оформлению муз. спектаклей, осуществляла постановки во мн. т-рах страны. Творческую манеру Ю. отличают экспрессия и гармония живописных решений, стремление к романтич. трактовке образов, темпераментность и оригинальность ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", Н. А. Римский-Корсаков, 1958; "Спящая красавица", П. И. Чайковский, 1967; "Гамлет", Н. П. Червинский, 1970 и др.).

Лит.: Власова Р. П. С. Юнович. Л., 1988.

"Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению..."

"Ю́НОСТИ ЧЕ́СТНОЕ ЗЕРЦА́ЛО, или Показание к житейскому обхождению..." - лит. пам. рус. просвещения нач. 18 в., пособие для обучения и воспитания, составленное сподвижниками Петра I (Я. В. Брюсом и др.). Первое изд. вышло в Пб. в февр. 1717. Состоит из 2 частей. Первая содержит азбуку, таблицу слов, цифры, религ. наставления; вторая - собственно "Зерцало", т. е. правила поведения дворян, в к-рых отражены основные черты жизни рус. об-ва нач. 18 в. Книга была выпущена в "карманном" формате, что предполагало ее постоянное ношение.

Юон Конст. Фед

ЮО́Н Конст. Фед. (1875-1958) - живописец, худож. т-ра. В 1894 Ю. поступил в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1898-99 продолжил обучение в мастерской В. Серова. С нач. 1900-х гг. Ю. входил в "Союз русских художников" и "Общество свободной эстетики" при Лит.-худож. кружке, объединившем литераторов, актеров, художников вокруг ред. ж. "Весы" во главе с В. Брюсовым, сблизился с "мирискусниками". Увлечение приметами рус. старины и особого поэтич. быта в нац.-романтич. трактовке сохранится на протяжении всей долгой творч. жизни Ю. В 1906 на выставке рус. иск-ва в Париже и Берлине, организов. С. Дягилевым, 7 художников, включая Ю., получили право экспонировать свои работы на Осеннем париж. салоне без предварит. отбора. В 1908 состоялся театр. дебют Ю. - совм. с А. Бенуа, И. Билибиным и Е. Лансере он исполнил декорации по эскизам А. Головина к оп. "Борис Годунов" М. Мусоргского, открывшей Дягилевские "Русские сезоны". К этой оп. он вернулся еще раз, уже в самостоят. работе над оформлением спектакля Т-ра Елисейских полей (1913-14, Париж). До 1917 продолжалась пед. деят-ность Ю. в созданной им, совм. с И. Дудиным, худож. школе; среднего учеников - В. Мухина, А. Куприн, С. Судейкин, В. Фаворский, Г. Якулов, Р. Фальк, бр. Бурлюки. После рев-ции Ю. мн. работает как худож.-пейзажист, создает новые тематически разнообразные циклы (праздничный - "Мысли и чувства в красках", 1920, фантастический - "Новая планета, 1921, сер. "Портреты современников"), возвращается к пед. деят-ности (в 1939-40 - проф. АХ, пишет критич. статьи, в 1937 выходит первое изд. его капитального труда "О живописи". Многолетнее творч. содружество связывало Ю. с моск. Малым т-ром ("Старик" М. Горького, 1918-19; "Ревизор" Н. Гоголя, 1920-21; "Собака садовника" Ф. Лопе де Вега, 1924-25; "Отелло" У. Шекспира, 1925; "Аракчеевщина" И. Платона, 1938; "Сердце не камень", "Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Без вины виноватые", "Волки и овцы" А. Островского). В 1920 К. Станиславский пригласил худож. к совм. работе над пост. "Ревизора" Н. Гоголя. Позднее в МХАТе в декорациях Ю. шел "Егор Булычов" М. Горького (1933). В др. т-рах Ю. оформил спектакли "Хованщина" Мусоргского (1940, Большой т-р, Москва), "Ревизор" Н. Гоголя (1941, Казань), "Иван Сусанин" М. Глинки (1944, Новосибирский т-р оп. и бал.), "Горя бояться - счастья не видать" Островского и "Фома Гордеев" по ром. Горького в Т-ре им. Е. Вахтангова (1953-54, 1955, Москва) и др. Ю. разработал эскизы росписи интерьеров Детского т-ра при "Уголке Дурова", Госцирка, занавеса Большого т-ра.

К. Ф. Юон. Зима. 1914

К. Ф. Юон. Зима. 1914

Юргенсон Петр Ив

ЮРГЕНСО́Н Петр Ив. (1836-1903/04) - издатель, нототорговец, типограф. Род. в Ревеле (ныне Таллинн). В 1861 открыл в Москве собств. муз. изд-во, к-рое со 2-й пол. 1870-х гг. по 1918 считалось крупнейшим муз. изд-вом России. За 57 лет существования изд-во Ю. выпустило произв. св. 500 рус. композиторов, в т. ч. более 250 начинающих. В 1868 Ю. выпустил первое произв. П. И. Чайковского, а затем практически все его соч. Из заруб. композиторов фирмой Ю. изданы: полн. собр. фортепианных соч. Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, все сонаты Л. Бетховена, оперы Р. Вагнера, популярные соч. др. крупнейших деятелей европ. муз. культуры. К 1911 число выпущенных фирмой Ю. муз. произв. достигло 35-200 номеров, а по теории и истории музыки более 200 книг. После смерти Ю. фирму возглавил до ее национализации в 1918 его сын Бор. Петр. (1868-1935).

Юренева Вера Леон

ЮРЕ́НЕВА Вера Леон. (1876-1962) - драм. актриса и литератор. В 1902 окончила драм. курсы при Александрин. т-ре, ученица В. Н. Давыдова. С 1902 по 1919 - на провинц. сцене. В 1919-20 - актриса т-ра Корша (Москва). В 1930-36 - в МХАТ-2. В 1922-24 и в 1936-39 в Александрин. т-ре. В 1947-55 - в Лит.-драм. т-ре Всесоюзного театр. об-ва. Стала известна в 10-20-х гг. как эмоц., темпераментная актриса "неврастенич." склада. Ю. создала образы мятущихся женских натур, "взвинченных" страстями. Актрисе было свойственно гармонич. соединение интуит. и рацион. подхода к ролям, среди к-рых: Клеопатра - "Антоний и Клеопатра" У. Шекспира, Лауренсия - "Фуэнте Овехуна" Ф. Лопе де Вега, Регина - "Привидения" и Нора - "Кукольный дом" Г. Ибсена, Катерина - "Гроза" и Лариса - "Бесприданница" А. Островского, Екатерина Ивановна в одноим. пьесе Л. И. Андреева, Елена - "Ревность" М. П. Арцыбашева и др. Автор кн. и ст. о т-ре и кино.

Юрий Владимирович Долгорукий

Ю́РИЙ ВЛАДИ́МИРОВИЧ ДОЛГОРУ́КИЙ (кон. 90-х гг. 11 в. - 1157) - шестой сын Владимира Мономаха, кн. Ростово-Суздальской земли, вел. кн. Киевский. За активное вмешательство в южнорус. дела уже после смерти получил прозвище Долгорукий. Ю. В. Д. проводил активную политику укрепления и развития Ростово-Суздальской земли, одноврем. стараясь усилить свое влияние и закрепиться на юге. В период его правления шла интенсивная земледельч. колонизация терр. кн-ва, стр-во городов - таких, как Переславль-Суздальский, Юрьев и др. Укрепляется и отстраивается Москва, первое упоминание о к-рой (1147) также связано с именем Ю. В. Д. В марте 1155 он окончат. захватывает Киев и становится вел. князем. Нек-рые юж. владения Ю. В. Д. раздает своим сыновьям. Но Ю. В. Д. приходилось сталкиваться и с открытым выступлением юж. князей, и скрытой оппозицией киевских горожан. В мае 1157 князь умирает, видимо, отравленный на пиру у киевского боярина Петрила.

Юрий Владимирович Долгорукий

Юрий Владимирович Долгорукий

Юрий Данилович

Ю́РИЙ ДАНИ́ЛОВИЧ (ок. 1281-1325) - моск. кн. (1303), вел. кн. Владимирский (1317-22), старший сын Даниила Александровича, внук Александра Невского. Вел ожесточенную борьбу с тверскими князьями за вел. княжение, за полит. первенство среди рус. земель. В нач. своего княжения боролся за сохранение под своим правлением Переславля-Залесского, к-рый отдал своему брату Ивану Калите. Он присоединил к Москве Можайск и Коломну (1307), Нижний Новгород (1311), помог своему брату Афанасию в получении новгородского стола (1314). Ю. Д. стремился к лояльным отношениям с Ордой. Он женился на сестре хана Узбека Кончаке (в крещении Агафья) и получил ярлык на вел. княжение. В 1317 Ю. Д. вместе с татарами напал на Тверь, но потерпел поражение. Тверской кн. Михаил разгромил моск.-тат. войска, захватил много пленных, в т. ч. и жену Ю. Д. Вскоре в плену она умерла. В 1318 Ю. Д. и Михаил были вызваны на суд в Орду. Там тверской князь был убит. В своей политике распространения влияния Москвы на Русь Ю. Д. опирался не только на своих внешне-полит. союзников, но и на сторонников внутри страны, и прежде всего на важнейших иерархов правосл. церкви. Его поддерживал митр. Петр. В годы правления Ю. Д. борьба между Тверью и Москвой достигла апогея. В 1325 Юрий был убит в Орде сыном Михаила, тверским кн. Дмитрием Грозные Очи.

Лит.: Экземпярский А. В. Великие и удельный князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505. СПб., 1889. Т. 1; Пресняков А. Е. Образование Великорус. государства: Очерки по истории 13-15 ст. Пг., 1918.

Юркун Юр. Ив

ЮРКУ́Н Юр. Ив. (наст. фам. и имя Юркунас Иосиф) (1895-1938) - писатель, график, поэт, драматург. В 17 лет в Киеве повстречался с М. Кузминым, к-рый одобрил его лит. дебют, роман "Шведские перчатки (Пб., 1914), написал предисловие к нему и стал его лит. покровителем. Основной жанр Ю. - "журнальный" рассказ, скетчи, бытовые этюды, "случаи". Лит. покровитель Ю. оценивал его стиль как романтически-приподнятый, с мягкой иронией, и отмечал "вихревой блеск описания, восторженную нежность к жизни, природе и людям".

В Пб. Ю. стал своеобразным "genius loci" знаменитых артистич. кафе "Бродячая собака" и "Привал комедиантов", где тесно общался с Г. Адамовичем, Ю. Дегеном, Л. Каннеги-сером, Б. Лившицем, Ю. Слезкиным. Одно время Ю. примыкал к группе эмоционалистов - Б. Папаригопуло, А. Пиотровский, А. и С. Радловы и др. (общество прекр. свою деят-ность в 1923). В 1920-е гг. Ю. - член группы художников "Тринадцать". Оставил воспоминания о Маяковском, Кузмине.

Арестован в 1938, значительная часть архива Ю. осталась в НКВД. Расстрелян по "ленинградскому писательскому делу".

Соч.: Дурная компания. СПб., 1995.

Юровский Ал-др Як

ЮРО́ВСКИЙ Ал-др Як. (род. 1921) - сценарист, журналист. Окончил Поли-графич. ин-т в Москве (1948). С 1947 печатал статьи и очерки в ж. "Огонек", "Работница" и др. С 1954 по 1960 работал ред. и автором на Центр. студии телевиз. фильмов. Канд. иск-ведения, д-р филол. наук (1973), проф. (1976). Автор сценариев к/ф: "Алые паруса" (совм. с А. Нагорным, по одноим. пов. А. Грина, 1961), "Ночной пассажир" (1961, по одноим. повести М. Понса), "Путь на арену" (1963), "Мужское лето" (1971, совм. с Ш. Шальтонис); т/ф: "Операция "Трест" (1968), "Маршал революции" (1978) и др. Автор работ по теории кино и телевидения.

Соч.: Телевидение - поиски и решения. 2-е изд. М., 1983.

Юродивые

ЮРО́ДИВЫЕ (Христа ради юродивые) - особый тип святых, христ. подвижники (чаще на В.), принявшие на себя один из самых тяж. подвигов - юродство, т. е. внешнее, кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от др.-рус. "оуродъ", "юродъ" - эквивалент греч. μωρός. Ю. отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но и от общепринятых норм поведения. Мн. обладали даром прозорливости, но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную форму рассказа. Осн. мотивы юродства: попрание тщеславия, к-рое возможно в аскетич. подвиге, стремление подтвердить противоречие между истиной во Христе и здравым смыслом (см. 1 Кор. 3,18), проповедь Христа силой духа, облеченной во внешне убогую форму. Один из самых известных Ю. - св. Андрей Константинопольский (10 в.), чье видение - ист. основа праздника Покрова Божией Матери. На Руси расцвет юродства ради Христа - 16 в. (в 14 в. - 4 почитаемых рус. Ю., в 15 в. - 11, в 16 в. - 14, в 17 в. - 7). Первый Ю. на Руси - киево-печерский инок Исаакий (11 в.), но первый Ю. в полном смысле слова - Прокопий Устюжский (ок. 1302). В Новгороде прославились своими подвигами: Николай Кочанов, Федор, преп. Михаил Клопский, Иаков Боровичский; в Москве - Максим, Василий Блаженный, к-рый в разгар опричнины не боялся обличать Ивана Грозного; в Пскове - Николай Салос; в Ростове - Исидор. В 16 в. обличение царей и бояр - неотъемлемое право юродства. По свидетельству иностранцев, в Москве было много Ю. Из них лишь нек-рые причислены к лику святых. Из поздних Ю. наиб. почитаема бл. Ксения Петербургская (в 1988 причислена к лику святых). Юродство на Руси большей частью не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с суровой аскезой.

Лит.: Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Юрский Сер. Юр.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрьев Юр. Мих.

Ю́РЬЕВ Юр. Мих. (1872-1948) - драм. актер. С 1889 учился в Моск. филарм. уч-ще у А. Сумбатова-Южина и на драм. курсах Моск. театр. уч-ща у А. Ленского, первые роли сыграл на сцене Малого т-ра. С 1893 в Александринском т-ре. Ю. отличался сдержанным темпераментом и холодноватой манерой исполнения, что не мешало ему выступать в ролях героико-романтич. плана. Великолепная пластика, отточенность внешнего рисунка, выразит. декламация, чувство стиля делали иск-во актера неповторимым. А. Кугель называл Ю. "истинным джентльменом т-ра... возвышенных форм". Роли: Чацкий ("Горе от ума" А. Грибоедова), Самозванец ("Борис Годунов" А. Пушкина), Арбенин ("Маскарад" М. Лермонтова), Кречинский ("Свадьба Кречинского" А. Сухово-Кобылина), Беркутов ("Волки и овцы"), Великатов ("Таланты и поклонники"), Несчастливцев ("Лес" А. Островского), Ка-ренин ("Живой труп" Л. Толстого), Дантес ("Пушкин и Дантес" В. Каменского), Ипполит ("Ипполит" Еврипида), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Отелло ("Отелло"), Лир ("Король Лир" У. Шекспира), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Маркиз Поза ("Дон Карлос"), Карл Моор ("Разбойники" Ф. Шиллера), Рюи Блаз ("Рюи Блаз" В. Гюго), Уриель Акоста ("Уриель Акоста" К. Гуцкова). Стремление к романтико-трагич. стилю выразилось в том, что в 1918 Ю. создал "Т-р Трагедий", а в 1919 принял участие в орг-ции Большого драм. т-ра. В 1922-28 - рук. Александрин. т-ра (Акдрамы).

Юрьева Изабелла Дан

Ю́РЬЕВА Изабелла Дан. (1902-2000) - эстрадная певица. Дебютировала в моск. т-ре "Эрмитаж" в 1925. Добилась популярности, исполняя цыганские романсы, эстрадные песни. Самые удачные записи осуществила в дуэте с пианистом С. Каганом.

Юсов Вадим Ив

Ю́СОВ Вадим Ив. (род. 1929) - кинооператор. Окончил ВГИК. Первый ф. - "Обыкновенный человек" (совм. с К. Бровиным, 1957). Следующей была работа в фильме "Лейли и Меджнун" (1960) и "Каток и скрипка" (1961) - дипломная работа А. Тарковского. Содружество с Тарковским было продолжено в ф. "Иваново детство" (1962), "Андрей Рублев" (1971), "Солярис" (1973). В ф. 60-х гг. Ю. снимал преим. неподвижной камерой, компоновка кадров была картинной, законченной, использовались острые ракурсы. В 70-е гг. стал снимать длинными непрерывными планами, широко использовать панорамы и съемки с движения, чтобы полнее передать образ среды и взаимоотношение с нею человека. Движение становится основой композиции кадра. Ю. владеет динамикой света и цвета, фактурой материала, проявляет гибкость, работая с разными реж. Снятые им ф. Г. Данелия "Я шагаю по Москве" (1964), "Не горюй!" (1969), "Совсем пропащий" (1973) отличают радостная, солнечная атмосфера, живописные пейзажи. Работа Ю. в ф. С. Бондарчука "Они сражались за Родину" (1975), "Красные колокола" (1982) отмечены чертами эпичности, масштабности, монументальности. Преподает во ВГИКе.

Среди ф.: "Юлия Вревская" (1978), "Карл Маркс. Молодые годы" (1980).

Соч.: Поэтика движения // Иск-во кино. 1976. № 8.

Юсуповы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юсы

Ю́СЫ - буквы слав. алфавита "юс большой" (ѫ) и "юс малый" (ѧ). Обозначали звуки, восходящие к праслав. носовым гласным. Эти гласные были утрачены рус. яз. (хотя сохранились, напр., в польском). В рус. письм. памятниках Ю. малый обычно обозначает звук [а] после мягкого согласного (пѧть - пять), а Ю. большой - звук [у] (пѫть - путь). Существование в праслав. яз. носовых гласных и звуковое значение Ю. впервые установил А. Х. Востоков в 20-е гг. 19 в.

Юткевич Сер. Иос.

ЮТКЕ́ВИЧ Сер. Иос. (1904-85) - реж., худож., теоретик кино. Учился в Гос. высш. реж. мастерских и ВХУТЕМАСе в 1921-23. Как художник оформил вместе с Ф. Эрмлером неск. спектаклей, затем - худ. и реж. агитац.-театр. группы "Синяя блуза". Один из авторов манифеста "Эксцентризм" - теоретич. платформы ФЭКС - Ф-ки эксцентричного актера (1922). В кино с 1924. Первая картина - "Даешь радио!", пародийно-эксцентрич. комедия из жизни беспризорников. В 1928 Ю. снял "Кружева", кинорассказ о жизни комсомольцев кружевной фабрики, в 1929 - "Черный парус", о борьбе с браконьерами. В обоих фильмах реж. пытается сочетать эксцентричность и утонченную стилистику с конкретностью факта и события. В "Златых горах" (1931) внимание к характерам и соц. проблемам сочетается со сложными изобразит.-монтажными решениями. Классикой сов. кино стал ф. "Встречный" (совм. с Эрмлером, 1932), имевший огромный зрительский успех. Новаторскими были сочетание широкого мат-ла и бытовой драмы, непритязательность стиля, подход к характерам. Раб. тема была продолжена в ф. "Шахтеры" (1937). В годы Отеч. войны экспериментирует в обл. нар. комедии, фарса ("Боевой киносборник № 7" и "Новые похождения Швейка", 1943). Важнейшая тема творчества Ю. - образ В. Ленина. Его "Лениниана" началась в 1938 ф. "Человек с ружьем". В роли Ленина (М. Штраух) реальные черты соединялись с легендарными. Затем последовали "Рассказы о Ленине" (1958), "Ленин в Польше" (1966), в к-ром использован прием внутр. монолога, "Ленин в Париже" (1981), где реж. сталкивает прошлое с современностью, сюжет с полит. диспутом. Среди др. ф.: ист.-биогр. ф. "Пржевальский" (1952), "Великий воин Албании Скандербег" (1954); экранизация трагедии Шекспира "Отелло" (1956), ф. "Сюжет для небольшого рассказа" (1969). С 1929 занимался пед. деят-ностью во ВГИКе, автор книг о кино. В 1982 на МКФ в Венеции удостоен приза за вклад в киноиск-во.

Лит.: Долинский М. Связь времен. М., 1963; Мачерет А. Худож. течения в сов. кино. М., 1963; Симанович Гр. Сергей Юткевич. М., 1984.

С. И. Юткевич. 1940

С. И. Юткевич. 1940

Юшманов Ник. Влад

ЮШМА́НОВ Ник. Влад. (1896-1946) - востоковед-семитолог (гл. обр. арабист), африканист; чл.-корр. АН СССР (1943). Родилсяв Пб., в семье служащего. В 1913 поступил на ф-т вост. яз. Петерб. ун-та, в 1916 мобилизован на фронт, получил тяжелое отравление газами, вернулся в ун-т, в 1923 окончил этно-лингвистич. отделение ф-та вост. яз. Его учителями были семитолог П. К. Коковцов, арабист И. Ю. Крачковский, лингвист Л. В. Щерба. В 1924 Ю. - науч. сотр. Ин-та сравнит. изучения литератур и языков З. и В. им. А. Н. Веселовского. Гл. тема его статей - вопросы ист. грамматики и фонетики араб. яз. В 1928-46 - препод. ун-та. Ужев 1928 выпустил первый большой труд по грамматике араб. яз. Грамматика Ю. построена на высоком научном уровне, с учетом законов общего яз.-знания и с использованием сравнит.-ист. метода. В эти годы Ю. работает также в Центр. к-те нового алфавита, к-рый ставит основной задачей выработку письменности для малописьм. или бесписьм. языков. В 1943 он стал сотрудником Ин-та языка и мышления. В 1929 защитил канд. дисс. на тему "Семитские корневые разновидности". Новый этап его деят-ности начинается в 1933, когда в ун-те создается кафедра семито-хамитской филологии, первым секретарем к-рой становится Ю. На него вместе с А. П. Рифтиным падает вся организац. работа и обеспечение преподавания. Яз.-вед широкого диапазона, он быстро выпускает пособия по строю амхарского яз. и яз. хауса. Его усилиями в Ин-те языка и мышления организуется особая серия - "Африкана". На эти годы пришелся расцвет науч. деят-ности Ю., о чем свидетельствуют оригин. по теме соч. "Определитель языков" и "Ключ к лат. письменностям". В 1938 ему без защиты присуждена ученая степень д-ра филол. наук.

Соч.: Грамматика лит. араб. языка. Л., 1928; Строй амхарского языка. Л., 1936; Строй языка хауса. Л., 1937; Ключ к лат. письменностям земного шара. М; Л., 1941; Определитель языков. М.; Л., 1941.

Предыдущая страница Следующая страница