Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Юрский Сер. Юр.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Юрский Сер. Юр.

Ю́РСКИЙ Сер. Юр. (род. 1935) - актер и реж. В 1959 окончил Ленингр. гос. ин-т т-ра, музыки и кинематографии (кл. Л. Ф. Макарьева). В 1957 студентом дебютировал на сцене БДТ в роли Олега ("В поисках радости" В. Розова). В спектаклях 1960-х гг.: "Океан" А. Штейна (Часовников, 1961), "Три сестры" А. Чехова (Тузенбах, 1965), "Лиса и виноград" О. Фигейреду (Эзоп, 1967) и особенно "Горе от ума" А. Грибоедова (Чацкий, 1962) - Ю. выступал как один из гл. предст. нового "исповедельного" стиля игры, в к-ром пафос открытого обращения к залу сочетался с интеллектуальностью, тонким анализом противоречий внутр. мирачеловека. В то же время Ю. начинает поиски заострения пластич. рисунка роли, использует приемы пантомимы в роли Адама ("Божеств. комедия" И. Шока, 1962), карикатурный гротеск в роли Дживолы ("Карьера Артуро Уи" Б. Брехта, 1963). Гротескное заострение помогает артисту найти зерно характера персонажей-стариков как комедийных, так и драматических. В ролях Илико (в инсцен. ром. Н. Думбадзе "Я, бабушка, Илико и Илларион", 1964), Генриха IV ("Генрих IV" У. Шекспира, 1969) и др. привлекают духовность, умудренность, окраш. внеш. чудаковатостью. В 1973 состоялся реж. дебют Юрского - "Мольер" М. Булгакова. За ним последовали и др. реж. опыты: "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой в БДТ (1976); "Тема с вариациями" С. Алешина (1979), "Правда - хорошо, а счастье лучше" А. Островского (1980), "Орнифль, или Сквозной ветерок" Ж. Ануя (1987) в Т-ре им. Моссовета, куда Ю. перешел из БДТ в 1979. В Японии, в т-ре "Хайюдза" (Токио) ставит новую версию "Темы с вариациями" (1986). Артист много работает на концертной эстраде. Здесь им исполнена роль Бонапарта в пьесе Б. Шоу "Избранник судьбы" (1970), подготовлено неск. лит. программ по произв. А. Пушкина, Булгакова, Б. Пастернака, М. Зощенко, В. Шукшина, М. Жванецкого и др. Ю. снимался на телевидении в спектаклях: "Кюхля" (1964), "Смуглая леди сонетов" (Шекспир, 1966), т/ф: "Маленькие трагедии" (Импровизатор, 1980), "Тайна Эдвина Друда" (Ведущий и мистер Дэчери, 1980). Участвует он и в радиоспектаклях: "Выстрел" (Сильвио, 1986), "Ромео и Джульетта" (Лоренцо, 1986). С 1960 работает в кинематографе, где им созданы образы, дополняющие образы театральные. Начал он с эксцентрич. роли Чудака ("Человек ниоткуда", 1961), снимался в кинокомедиях "Крепостная актриса" (1963), "Золотой теленок" (1968), "Король-олень" (1970), "Любовь и голуби" (1984), в фильмах романтич., с авантюрным сюжетом ("Время, вперед!", 1966; "Республика ШКИД", 1966; "Место встречи изменить нельзя", 1979). В 1990 Ю. снимает свой первый самост. фильм по собств., совм. с А. Гребневым написанному сценарию ("Чернов").

Др. роли: Винченцо ("Никто" Э. де Филиппо, 1959), Франк ("Цена" А. Миллера, 1968), Осип ("Ревизор" Н. Гоголя, 1972), Мольер ("Мольер" Булгакова, 1973), Фарятьев ("Фантазии Фарятьева" Соколовой, 1976), Игорь Михайлович и Дмитрий Николаевич ("Тема с вариациями" Алешина, 1979 и 1984), Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена, 1983), Орнифль ("Орнифль, или Сквозной ветерок" Ануя, 1987), Посетитель ("Последний посетитель" В. Дозорцева, 1988).

Лит.: Марченко Т. Сергей Юрский // Нева. 1966. № 8. С. 198-203; Беньяш Р. Без грима и в гриме. Л., 1971. С. 286-327; Калмановский Е. Знаете ли вы Юрского? // Аврора. 1972. № 11. С. 52-56; Крымова Н. Судьба одного актера // Театральная жизнь. 1985. № 19. С. 18-19; Максимова А. Боль смешной не бывает // Литературное обозрение. 1987. № 8. С. 83-88.

С. Ю. Юрский с женой Н. Теняковой и дочерью

С. Ю. Юрский с женой Н. Теняковой и дочерью

В начало словаря