Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЛ"-"ЯКУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЛ"-"ЯКУ")

Яблочков Пав. Ник

Я́БЛОЧКОВ Пав. Ник. (1847-94) - электротехник, изобретатель и предприниматель. Род. в Сердобском у. Саратовской губ., в семье мелкопоместного дворянина. Воен. инж. по образованию, Я. недолго пробыл в армии, затем в 1870-74 работал нач. телеграфа на Моск.-Курск. ж. д. В 1874 вышел в отставку, занявшись исключит. изобретательством. В 1875 продемонстрировал свою электрич. свечу - первую модель дуговой лампы без регулятора расстояния между концами углей в месте образования электрич. дуги. Пропагандировал свое изобретение в Москве и СПб., но не нашел поддержки ни у рус. электротехников, ни у капиталистов. Я. уехал в Париж, где сконструировал пром. образец электрич. лампочки (1876), разработал и внедрил систему электрич. освещения на однофазном переменном токе, разработал способ "дробления света посредством индукционной катушки" (1876). Последняя содержала все основные элементы трансформатора. Система "рус. свет" была продемонстрирована в Париже на всемирных выставках 1878 и 1881, пользовалась большим успехом. Во Франции, Великобритании и США были основаны компании по ее коммерч. эксплуатации. Свеча Я. нашла широкое применение, постепенно вытесняя все др. способы освещения. В 1879 Я. организовал "Т-во электрич. освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и Ко" и эл.-мех. з-д в СПб., изготовлявший осветительные установки. В 80-е гг. Я. продолжал заниматься вопросами генерирования эл.-энергии. Сконструировал "магнитодинамоэлектрич. машину", имевшую осн. черты совр. индукторной машины, создал эл.-статич. машину для получения постоянного и переменного токов, динамо-машину, тихоходный электрич. двигатель. Он также иссл. обл. прак-тич. решения задачи непосредств. превращения энергии топлива в эл.-энергию, работал над созданием мощных хим. источников эл.-энергии и разработал много типов новых эл-тов.

Я. является родоначальником двух эпох в эл.-технике - эпохи непоср. применения электрич. тока в освещении и эпохи применения переменного тока, творцом первых трансформаторов.

Яворский Болеслав Леопольдович

ЯВО́РСКИЙ Болеслав Леопольдович (1877-1942) - музыковед, пианист, педагог, композитор, муз.-обществ. деятель. Окончил Моск. конс. (1903) - по кл. композиции С. И. Танеева, по кл. фп. Н. Е. Шишкина. Участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии при Моск. ун-те (с 1903), в создании Народной конс. (1906; до 1916 вел муз.-теоретические предметы, хор и фп.), в организации "Муз. выставок" (1907-11). С 1906 выступал как пианист-солист и ансамблист. С 1916 Я. - проф. Киевской конс. (кл. фп. и композиции), с 1918 также - Муз.-драматич. ин-таим. Н. В. Лысенко. С 1917 - дирижер Киевской народной конс. В 20-е гг., будучи пред. Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, вплот ную занимался проблемами реорганизации муз. образования в стране. Свою пед. концепцию, выработанную еще в Народной конс. претворил в деятности 1-го Моск. муз. техникума (повышенного типа), созданного по его инициативе (1921-30). В 1921-31 - действ. чл. Гос. академии худож. наук. В 1932-39 - ст. редактор "Музгиза". В 1938-42 проф. Моск. конс. Многогранной деят-ности Я. свойственна органичная взаимосвязь науч. изысканий и педагогической и организационной работы.

Я. - один из крупнейших муз. теоретиков, создатель обобщающей муз.-теоретич. системы, внес существ. вклад в разработку теории лада (расширил трактовку ладовой функциональности, соотношения устойчивости и неустойчивости). Заложил основы учения об интонации, обосновал и ввел ряд муз. терминов, утвердившихся в музыковедении. Занимался исследованием взаимодействия слова и музыки, историей исполнительских стилей. Новаторской по целям и формам была его педагогика: стремился к развитию у учащихся творческого мышления. Среди его учеников - А. А. Алыпванг, Н. Я. Брюсова, Г. Г. Веревка, М. И. Вериковский, Н. М. Гольденберг, Г. А. Дмитревский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, Т. Л. Логовинский, М. С. Пекелис, В. В. Протопопов, И. С. Рабинович, А. В. Свешников, В. А. Цуккерман и др. Его влияние испытали Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, В. Д. Конен, Н. Я. Мясковский, Г. Г. Нейгауз, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина и др. Сыграл большую роль в муз. жизни Москвы и Киева, выступая как солист и ансамблист (с К. Г. Держинской, Н. П. Кошиц, П. Коханьским, О. Н. Бутомо-Названовой). Я. - автор опер "Вышка Октября" (1930), оркестровой пьесы "Три расцвета" (1905), сочинений для фортепиано, романсов. Значит. часть научных трудов Я. при жизни не была опубликована. Д-р иск-ведения (1940).

Соч.: Строение муз. речи. Ч. 1-3. М., 1908; Строение муз. произведения в связи с его исполнением. М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма. Ч. 1. М., 1915; Основные элементы музыки. М., 1923; Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. М., 1929; Сюиты И. С. Баха для клавира. М.; Л., 1947; Избранные труды. М., 1964-87.

Лит.: Яворский Б. Л. Воспоминания. Статьи и письма. М., 1972.

Ягужинский Пав. Ив

ЯГУЖИ́НСКИЙ Пав. Ив. (1683-1736) - граф (1731), изв. гос. деятель, дипломат, ген.-аншеф (1727). Род. в Польше, был музыкантом в лютеранской кирхе, служил в гвардии, активный участник дипл. переговоров между Россией и европ. странами, посол в Австрии, а затем в Польше и Пруссии. С 1722 ген.-прокурор Сената. Был инициатором (вместе с Б. Х. Минихом) создания первого в России кадетского корпуса (1731). Принимал участие в "затейке" верховников - заговоре против Анны Иоанновны, но в конечном счете поддержал Анну. С 1735 кабинет-министр.

Ядринцев Ник. Мих.

Я́ДРИНЦЕВ Ник. Мих. (1842-94) - этнограф, археолог и писатель. Иссл. Сибири. В 1878 и 1880 проводил комплексные иссл. на Алтае. Собрал богатейший мат-л по археологии и этнографии Минусинского края и басс. верховьев р. Орхон. Первооткрыватель знаменитой надписи Кюльтегина и ряда др. древнейших памятников тюркской письменности, послуживших мат-лом для ее дешифровки и предоставивших ученым бесценные сведения по истории Центр. Азии. Редактировал приложения к газ. "Вост. обозрение" - "Лит. сборник" (1885) и "Сибирский сборник" (с 1886 по 1889, когда сложил с себя ред. обязанности, но продолжал печатать в последнем свои работы). Ратовал за улучшение условий жизни коренного нас. Сибири, за глубокое и серьезное изучение русскими азиатских культур: "Наша задача - приучить рус. публику интересоваться судьбами азиатского В. - весьма тяжела при существующем предубеждении к азиатским странам и утвердившемся мнении, что эти гос-ва мертвые, обреченные на застой в противоположность европ. цивилизации. Надо развеять это предубеждение и доказать, что и там есть жизнь, движение, своя культура, свой прогресс, может быть, им готовится своя роль в истории человечества". Награжден зол. медалью РГО (1881).

Соч.: Древние памятники и письмена в Сибири. СПб., 1885; Инородцы Сибири и их вымирание // Рус. мысль. 1883. Кн. 3; Сибирские инородцы, их быт и совр. положение. СПб., 1891; Автобиография // Сибирский сб. 1895. Вып. 3. С. 64-78; Достоевский в Сибири // Там же. 1897. Вып. 3. С. 393-401; Осуждаемые на смерть племена // Там же. 1904. С. 1-31.

Лит.: Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. Л., 1925. С. 270-282; Кузьмин Ю. В. Н. М. Ядринцев // Бюл. Об-ва монголоведов Рос. АН. М., 1993. С. 181-183.

Язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Языков Дм. Дм

ЯЗЫ́КОВ Дм. Дм. (1850-1918) - библиограф, лит.-вед. Род. в Москве, в семье наставника Тверской семинарии, позднее ставшего моск. протоиереем, Д. И. Языкова. В 1870 окончил курс Моск. семинарии, а в 1874 - ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. Преподавал в г-зиях. В 1896 принял назначение на пост библиотекаря б-ки Моск. ун-та и в течение 12 лет (1896-1908) руководил ею. В 1898-99 Я. был пред. Моск. библ. кружка, и по его инициативе состоялось преобразование этого кружка в Рус. библ. об-во при Моск. ун-те. В этом об-ве он был товарищем пред. (1900-02). Осн. библ. труд Я. - "Обзор жизни и трудов рус. писателей" (1885-1916. Вып. 1-13; с 10-го вып. название меняется: "Обзор жизни и трудов рус. писателей и писательниц"), выходивший ежегодно. Образцом для Я. послужили "Краткие сведения о рус. писателях и ученых" Г. Н. Геннади, печатавшиеся в качестве подготовит. мат-лов для его словаря. Но Я. составлял свой "Обзор" по б. широкому плану, стремясь охватить всех умерших за каждый истекший год авторов, назвать все без исключения произв. данных авторов как отдельно изданные, так и напечат. в газетах и журналах, указать лит-ру о них. Я. последовательно воздерживался от к.-л. оценок деят-ности авторов. В отличие от Геннади, он не имел предварит. картотеки, производя разыскания по каждому автору отдельно, многократно пересматривая библ. пособия, журналы и газеты. Такой метод вызывал неизбежные пропуски и замедлял темп работы, однако это мало смущало Я., работавшего для будущих поколений.

Лит.: Кричевский Г. Г. Д. Д. Языков и его библиографич. деятельность // Сов. библ. 1941. Вып. 1.

Языков Ник. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Языковая карта России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Языковая политика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Языковое родство

ЯЗЫКО́ВОЕ РОДСТВО́ (генетическое родство, генеалогическое родство) - отношение между яз., при к-ром можно установить регулярные звуковые соответствия между обладающими определенным единством плана содержания морфемами базовой лексики этих яз.

Языковой союз

ЯЗЫКОВО́Й СОЮ́З - язык. общность, возникающая как результат интенсивных процессов интерференции вследствие контактов языковых; состоит из яз., обнаруживающих большое сходство в синтаксич. и морфологич. строе, в области культурной лексики, в звуковой системе. Образование Я. С. - наиболее яркий пример конвергенции язык. систем. Я. С. могут состоять как из родственных, так и из неродственных яз., и образование Я. С. не приводит к возникновению между его членами язык. родства. Наиболее исследованным является балканский Я. С., на примере к-рого и формулируются обычно теоретич. положения о Я. С. В балкан. Я. С. входят индоевроп. яз.: славянский (болг., макед., нек-рые серб. диалекты), балкано-романские, албанский, новогреческий, приобретающие в результате многовекового контактирования ряд общих черт: наличие общей культ. лексики, сходство звукового строя, глубокое структурное сходство морфологии и синтаксиса, не сводимое к традиционно выделяемым общим грамматич. чертам - балканизмам (отсутствие инфинитива, редукция падежной системы, местоименный повтор дополнения, специфич. формы буд. времени и нек-рые др.). Др. примеры Я. С., широко вошедшие в науч. обиход, - волго-камский (или поволжский: финно-угорские и тюрк. яз.) и центр.-азиат. (иранские, инд., дравидийские, кит.-тибетские). Для каждого конкретного Я. С. важен вопрос об источнике интерференции, приводящей к конвергентным явлениям. Так, для балкан. Я. С. постулировался единый источник общих инноваций (греч. яз. или к.-л. неизвестный палео-балканский субстрат). Более реалистична, по всей видимости, иная модель, согласно к-рой история балкан. Я. С. представляет собой постоянную смену и взаимодействие сосуществующих географически и сменяющих друг друга разных ситуаций двуязычия и многоязычия, каждая из к-рых характеризуется своей собств. язык. доминацией. Наряду с таким впервые выдвинутым Н. С. Трубецким строгим пониманием Я. С., признающим необходимость структурного уподобления вследствие контактов всей язык. системы контактирующих яз. и наличие общей культ. лексики, существует и более широкое понимание термина (также восходящее к Трубецкому и подробно обоснованное Р. С. Якобсоном), согласно к-рому существование Я. С. утверждается на основании немногочисленных структурных черт, принадлежащих одному язык. уровню (см. выделенный Якобсоном по двум фонологическим признакам - корреляции согласных по палатальности и преобладающему монотонизму - евразийский фонологич. союз, включающий в себя и рус. яз.). При последнем подходе достаточно трудно установить четкую границу между чертами структурной близости, обязанными своим возникновением язык. контактам, и чисто типологич. сходством.

Лит.: Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков // Евразийский временник. Берлин, 1923. Т. 3; Десницкая А. В. О совр. теории балкнистических исследований // Проблемы синтаксиса языков балканского ареала. М., 1979; Цивьян Т. В. Синтаксич. структура балканского языкового союза. М., 1979; Якобсон Р. О. Избр. работы. М., 1985; Трубецкой Н. С. Избр. труды по филологии. М., 1987.

Яйцо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Якоби Бор. Сем

ЯКО́БИ Бор. Сем. (Мориц Герман) (1801-74) - физик и электротехник. Окончил Геттингенский ун-т, занимался архитектурой и стр-вом. В 1835 стал проф. кафедры прикладной математики и строит. иск-ва в Дерптском ун-те (ныне г. Тарту) и в это же время приступил к изучению электромагнетизма. В 1837 переезжает в СПб., с 1840 - адъюнкт АН по практич. механике и теории машин, в 1842 Я. избирают акад. по технологии и практич. химии, а с 1865 - пофизике. Я. создал новый тип эл.-двигателя, действие к-рого было основано на принципе притяжения и отталкивания между магнитами. Эл.-магниты питались от батареи гальванич. эл-тов, предусматривалась возможность попеременного изменения полярности эл.-магнитов. Уже 13 сент. 1838 по Неве плавал катер, приводимый в движение эл.-двигателем Я. мощностью 180 Вт (1/4 л. с). Катер вмещал 12 пассажиров, прошел 7 верст со скоростью 2-3 версты в час. Изучая свойства эл.-магнитов, в 1837 Я. открыл явление гальванопластики, к-рое было отмечено в 1840 Демидовской премией. Продолжая начинания П. Л. Шиллинга, Я. создал неск. новых типов эл.-магн. телеграфных аппаратов: пишущий те-легр. аппарат он установил между Гл. штабом и Зимним дворцом, а затем и Царским Селом. В 1850 Я. завершил иссл. по созданию первого в мире буквопечатного телеграф. аппарата с эл-тами автоматики и телемеханики. Для усовершенствования телеграф линий Я. применил реле, доказал преимущество воздушных телеграф. линий по сравнению с подземными. Изобрел гальваноударную мину, разработал основы теории и практики электроминного оружия. С 1865 Я. - представитель России в междунар. метрологич. организациях.

Якоби Вал. Ив

ЯКО́БИ (Якобий) Вал. Ив. (1834-1902) - живописец. Учился в АХ (1856-61) у А. Т. Маркова. В 1861-69 - пенсионер АХ за границей. С 1868 - акад., с 1871 - проф. Чл.-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок (исключен в 1872). В ранний период создавал выдержанные в быто-писат. духе изображения рус. нар. типов ("Разносчик фруктов", 1858). Создал ряд сентимент. произведений ("Светлый праздник нищего", 1860). Первым из рус. художников обратился к теме каторги, создав произв. "Привал арестантов" (1861). Эмоц. выразительность образа достигается здесь с помощью серого колорита. Изображение унылого пейзажа придает сцене впечатление безысходности. Свобода композиц. решения создается с помощью диагонального расположения фигур. Во 2-й пол. 70-х гг. обратился к сюжетам из рус. истории. Для ист. полотен, выполненных в академич. духе, характерна пестрота колорита, "костюмность", создающая эффект театральности ("Артемий Волынский на заседании кабинета министров", 1875; "Свадьба в Ледяном доме на Неве при императрице Анне Иоаннов-не", 1878). Я. - преподаватель АХ (1878-89).

Лит.: Съедин В. М. В. И. Якоби. М.; Л., 1949.

Якобсон Леон. Вениаминович

ЯКОБСО́Н Леон. Вениаминович (1904-75) - балетмейстер. Окончил Ленингр. театр. уч-ще в 1926 (кл. В. Пономарева). В 1926-33 артист Гос. акад. т-ра оперы и балета (ГАТОБ), в 1933-42 артист моск. Большого т-ра. Одаренность Я. балетмейстера ярко проявилась уже в его первом спектакле "Золотой век" (1930, комп. Д. Шостакович, совм. с В. Вайноненом и В. Чесноковым, ГАТОБ). Однако 20 лет Я. пришлось ограничиваться сочинением отд. номеров и нечастых выпускных спектаклей Ленингр. хореогр. уч-ща: новаторское по форме и содержанию, беспокойное иск-во Я. не вписывалось в рамки эпохи драм-балета. "Прорывом блокады" стали "Шурале" (1950, Ф. Яруллин, Т-р им. Кирова) и "Сольвейг" (1952, на муз. Э. Грига, ленингр. Малый опер. т-р). Эти постановки были решены Я. в основном средствами классич. танца. В последующих работах, осуществленных в Т-ре им. Кирова, балетмейстер широко использует язык свободной пластики. Правда, великолепные хореогр. находки Я. в многоактных балетах, таких, как "Спартак" (1956, А. Хачатурян) или "Страна чудес" (1967, И. Шварц), не всегда выстраивались в драматургически цельные композиции. Я. были ближе малые формы хореографии - одноактные спектакли или сюиты отдельных номеров. Широкий общественный резонанс имели "Хореогр. миниатюры" (1958), "Клоп" (1962, Ф. Отказов, Г. Фиртич, по В. Маяковскому), "Двенадцать" (1964, Б. Тишенко, по А. Блоку). Эту грань своего дарования Я. в полной мере реализовал в созданной им в 1969 труппе "Хореогр. миниатюры". За 6 лет было поставлено ок. 10 одноактных балетов и ряд концерт. программ. И эти сочинения Я. с трудом пробивались на сцену - сегодня мн. из них расцениваются как замечательные явления отеч. культуры. Многие совр. сов. балетмейстеры испытали влияние творч. наследия Я.

Якобсон Роман Осип

ЯКОБСО́Н Роман Осип. (1896-1982) - филолог, один из крупнейших лингвистов 20 в., определивших пути развития структурной фонологии, морфологии, лингвистич. поэтики; внес значительный вклад в семиотику и нейролингвистику. Родился в Москве, учился в г-зии при Лазаревском ин-те вост. языков, затем на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та. Будучи студентом, занимается фольклористическими изысканиями совместно с П. Богатыревым и Н. Яковлевым; в 1915 участвует в орг-ции Моск. лингв. кружка (в его рядах были не только лингвисты - Г. Винокур, М. Петерсон, Д. Ушаков и др., но и поэты - В. Маяковский, Б. Пастернак, О. Мандельштам), принимает участие и в работе ОПОЯЗа. В ранний период творчества интересы Я., вдохновленного новой поэзией, открытиями в физике и идеями гуссерлевской феноменологии, сосредоточены вокруг поэтики фольклора и новых поэтических форм, причем последний интерес не ограничивается рамками теоретических штудий и дружбой с В. Хлебниковым и В. Маяковским: в 1916 Я. участвует в "Заумной книге" А. Крученых под псевд. Алягров. Первая значительная работа Я. - "Новейшая русская поэзия" (1921) - попытка осмысления поэтической практики В. Хлебникова.

С 1920 Я. живет в Праге, участвует в деят-ности Пражского лингв. кружка. В этот период он работает в области поэтики слав. лит-р, лит. эволюции (совместная с Ю. Н. Тыняновым декларация "Проблемы изучения литературы и языка", 1928), продолжает занятия фольклором, обращается к фонологии, формулируя мысль о фонеме как пучке дифференциальных признаков, и к морфологии (пишет работу о системе рус. глагола); одновременно Я. увлекают параллели между эволюцией в биологии и в языке, к-рые он использует в размышлениях о диахронической фонетике; помимо этого занимается семиотикой кино, а также детским языком. После оккупации Чехословакии нек-рое время проводит в Дании, Норвегии и Швеции, затем перебирается в Нью-Йорк, где в 40-х гг. читает лекции в Колумбийском ун-те и в Свободной школе высших исследований. В 50-60-х гг. - проф. слав. языков и лит-ры в Гарварде, работает в Массачусетском техно-логич. ин-те. К этому периоду относятся работы Я. по фонологии, морфологии, афазиологии, а также ст. "Лингвистика и поэтика", содержащая анализ поэтической функции языка и механизмов ее реализации. После 1956 Я. неоднократно приезжал в СССР; участвовал, в частности, во 2-й летней школе по вторичным моделирующим системам (Кяэрику, 1966) и в Международном симпозиуме по проблемам бессознательного (Тбилиси, 1978).

Среди важнейших достижений Я. в лингвистике - разработка т. н. "дихотомической фонологии", применение структурной методологии, основанной на использовании привативных оппозиций, в морфологии; учение о шифтерных категориях; в нейролин-гвистике - создание лингвистической типологии афазий, их соотнесение с синтагматич. и парадигматич. полюсами языка. Приемы анализа поэтич. текста, практиковавшиеся Я. на грани высокого искусства, стали классич. примером точных методов в поэтике.

Соч.: Лингвистика и поэтика // Структурализм: "За" и "против": Сб. статей. М., 1975; Избр. работы. М., 1985; Работы по поэтике. М., 1987; Якобсон Р., Поморска К. Беседы. Иерусалим, 1982.

Яковенко Бор. Вал

ЯКОВЕ́НКО Бор. Вал. (1884-1949) философ неокантианской ориентации. В 1912-14 редактировал периодич. альманах "Логос". После 1917 жил в Италии, Германии, затем до конца жизни в Праге. В 1929-34 редактирует междунар. ж. рус. филос. лит-ры "Рус. мысль". Был больше занят критикой чужих воззрений (особ. Э. Гуссерля, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского), чем разработкой собств. филос. концепций. Вместе с тем он создал неск. работ по истории амер. и нем. философии, а также глубокое иссл. "История рус. философии" (1938) и тр. по истории гегельянства в России.

Яковлев Ал. Сем

Я́КОВЛЕВ Ал. Сем. (1773-1817) - драм. актер. Выходец из купеч. семьи, специального образования не имел, к профессион. выступлениям готовился под рук-вом И. А. Дмитревского. Дебютировал в 1794 ролями Оскольда ("Семира") и Синава ("Синав и Трувор") в пьесах А. П. Сумарокова, Доранта ("Ревнивый, из заблуждения выведенный" Ж. Камнистрона). Прекрасные внешние данные, великолепный голос и мощный темперамент сделали Я. первым актером петерб. т-ра. Играя в классицист. трагедии, Я. вносит в устоявшиеся сценич. каноны страстность и чувственность: Магомет ("Магомет"), Танкред ("Танкред" Вольтера), Агамемнон ("Ифигения в Авлиде"), Иодай ("Гофолия" Ж. Расина), Ярб ("Дидона" Я. Б. Княжнина), Димитрий ("Димитрий Самозванец" Сумарокова). Эти качества во многом определяли удачу актера в мелодрам. ролях: Фриц ("Сын любви"), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" А. Коцебу), Лиодор ("Лиза, или Торжество благодарности" Н. И. Ильина), Эраст ("Лиза, или Следствие гордости и обольщения" В. М. Федорова, по "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина). Период наивысшего творч. расцвета Я. связан с драматургией В. А. Озерова: Ярополк ("Ярополк и Олег"), Тезей ("Эдип в Афинах"), Фингал, Димитрий Донской в одноим. трагедиях, Агамемнон ("Поликсена"). Заметное место в творчестве Я. занимали роли в нац.-патриот. драматургии: Пожарский ("Пожарский" М. К. Крюковского) и др. Я. имел успех в переделках шекспировских пьес (Отелло, Гамлет, Лир). Существенной особенностью дарования актера было внесение в характеры героев личностных качеств, собств. переживаний. В процессе актерской деят-ности у Я. установились довольно прочные связи с лит. миром. В круг его знакомых входили С. П. Жихарев, В. М. Федоров, Г. Р. Державин и др. В 1793 Я. опубликовал драму "Отчаянный любовник", декларативную по мыслям, но отличающуюся неподдельным и сильным чувством - черта, характерная для Я. и как поэта-самоучки, и как драматического актера. В своем сатирическом стих. "Наушник, или Разговор живописца с подьячим" (1827) Я. противопоставляет миры художника и чиновничества, грустно отмечая торжество "грубой реальности". На воцарение Павла I Я. откликнулся двумя одами (1797) и одной - на кончину Екатерины П. В одной из них, наряду с традиционно комплиментарным в таких случаях содержанием, проводится идея об отличии подданных перед троном не за счет "титла", но по заслугам (в посм. изд. стих. Я. эта строфа была изменена и мысли придан более общий, нивелирующий характер). Неудачно сложившаяся личная жизнь, увлечение масонством и мистицизмом наложили "отпечаток меланхолии и религ. вдохновения" на его поэзию, в этом смысле характерно его большое произв., ода "Торжество веры" (1810). Писал также мелкие и сатирич. стихи, послания, проникнутые идеями честности, добра, бескорыстного служения Отечеству. Отсутствие сценич. школы, дилетантство Я. как поэта не раз отмечалось в критич. отзывах современников, но при этом неизменно подчеркивались у Я.-актера - "восхитительные порывы гения" (А. С. Пушкин), у Я. поэта - "искренность и непритворность его поэзии".

Соч.: Сочинения Алексея Яковлева, придворного рос. актера. СПб., 1827.

Лит.: Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955.

Яковлев Ал-др Евг

Я́КОВЛЕВ Ал-др Евг. (1887-1938) - живописец (станковист, монументалист, худож. т-ра), график, педагог. Учился в Высшем худож. уч-ще АХ (1905-13), пенсионер АХ в странах Зап. Европы (1914-15), чл. объединений "Союз русских художников" (1911), "Мир иск-ва" (1913), один из учредителей "Цеха св. Луки" (1917). На раннем этапе работал совм. с В. И. Шухаевым (Автопортреты. Арлекин и Пьеро, 1914 и др.). Высокое мастерство, знание стилей и технологии мат-лов в иск-ве разных эпох, творч. осмысление широкого круга традиций классич. иск-ва составляют отличит. особенность иск-ва Я. 1915-17 - плодотворный период творчества, успешная работа в разных жанрах, особенно в обл. портрета (Портрет Роберто Монтенегро, 1915; Автопортрет, 1917 и мн. др.). После 1917 жил в Китае, Франции, США, рисовал сангиной и в др. графич. техниках (серии работ, посв. кит. т-ру, циклы живописных и графич. работ, созданных в Африке и Азии). Преподавал: Новая худож. мастерская (Петроград), Ин-т истории иск-в (Петроград), Бостонская школа изящных иск-в (1934-37). Награжден франц. орд. Почетного легиона (1926).

Лит.: А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев: К 100-летию со дня рождения: Каталог выст. / Авт.-сост. В. П. Князева. Л., 1988.

А. Е. Яковлев. Портрет В. И. Шухаева. 1914

А. Е. Яковлев. Портрет В. И. Шухаева. 1914

Яковлев Ал-др Сер.

Я́КОВЛЕВ Ал-др Сер. (1906-89) - авиаконструктор, ген.-полк.-инж., акад. АН СССР. В 1931 окончил Военно-возд. инж. академию им. Н. Е. Жуковского. После окончания академии - инж. на з-де, с 1936 - гл., а с 1956 - ген. конструктор. Одноврем. с 1940 по 1946 зам. наркома авиац. пром-сти. Им создано 75 типов самолетов, строившихся серийно. Особо изв. его истребители времен Вел. Отеч. войны ЯК-1, ЯК-7, ЯК-9, ЯК-3, к-рые составляли две трети (36 тыс.) сов. Военно-возд. сил в годы войны. После войны занимался реактивной авиацией. Под его рук-вом создан ряд выдающихся для своего времени самолетов: военных (один из первых сов. реактивных самолетов ЯК-15 (1946), самолетвертик. взлета и посадки ЯК-36), спортивных (ЯК-18, ЯК-50) и пассажирских (ЯК-40, ЯК-42).

Яковлев Вс. Ив

Я́КОВЛЕВ Вс. Ив. (1884-1950) - музейный работник, архитектор, педагог. Д-р архитектуры honoris causa (1947). С 12 лет работал подсобником в бригаде мастеров-отделочников в СПб. Учился в Школе поощрения художеств (СПб.), одновременно работая помощником арх. А. С. Хренова (1901-06). В 1903-12 учился на арх. отделении Высшего худож. уч-ща при АХ у Л. Н. Бенуа. В 1911 построил в СПб. доходный дом в неоклассич. стиле. В 1933-34 реконструировал Большую оранжерею Царского Села для С.-х. ин-та, оформил интерьеры и сделал пристройку по старому проекту В. П. Стасова. В 1937 оформил въезд в г. Пушкин, поставив у Египетских ворот пам. А. С. Пушкину раб. Л. А. Бернштама. В те же годы им были разработаны проекты ряда зданий и парков культуры для Тбилиси, Петрозаводска, Махачкалы, Архангельска, Казани. В 1944 занимался восстановлением Гатчины, затем восстановлением Пулковской обсерватории, был консультантом по восстановлению арх. пам. Ленинграда и пригородов, автором проекта восстановления дома Пушкина в Михайловском.

В Худож.-ист. комиссии Царскосельских дворцов, созданной Указом Врем. пр-ва в мае 1917 для регистрации и систематизации имущества дворцовых управлений, занимал должность хранителя Александровского дворца, с 1 января 1918 - ученый хранитель всех дворцов-музеев, позже - заведующий Объединением Детскосельских и Павловского дворцов-музеев. Им была проведена огромная работа по учету и изучению царскосельского дворцового имущества и истории дворцов. В 1926-28 результаты этой работы были опубликованы в трех монографиях об Александровском дворце, к-рый до сих пор является единств. пригородным дворцом Пб., имеющим столь полное научное описание, и в указателе по Екатерининскому дворцу. Изобрел музейные тапки, надеваемые посетителями на обувь, и частые сетки, заменявшие на полах ковровые дорожки, оставлявшие паркет видимым, но защищенным. В круг общения Я. входили И. Е. Репин, К. С. Петров-Водкин, А. Я. Головин, В. В. Лишев, А. В. Щусев, Л. В. Руднев, А. Е. Белогруд, В. Я. Шишков, А. Н. Толстой, М. Горький, Н. И. Вавилов.

С 1931 Я. преподавал в Ин-те коммунального стр-ва, АХ; в конце жизни в Худож.-промышл. уч-ще им. В. Мухиной.

Соч.: Охрана царской резиденции. Л., 1926; Александровский дворец-музей в Детском Селе (бывш. жилище Романовых): [История стр-ва и перестроек здания]. Л., 1927; Александровский дворец-музей в Детском Селе: Убранство: (Вместо каталога). Л., 1928; Краткий указатель по Екатерининскому дворцу-музею. Л., 1928.

Яковлев Кондрат Ник

Я́КОВЛЕВ Кондрат Ник. (1864-1928) - драм. актер. В 1889 окончил драм. отд. Муз.-драм. уч-ща Моск. Филармонич. об-ва, ученик А. И. Сумбатова-Южина. В 1889-98 играл на провинц. сцене и в т-ре Корша (Москва). В 1898-1906 - актер т-ра Лит.-худ. об-ва (СПб.). С 1906 и до конца жизни - в Александрин. т-ре. В первые годы работы на провинц. сцене проявил себя как яркий, самобытный исполнитель характерных ролей, позднее раскрылся как актер-психолог, обладавший непосредственностью, органичностью, глубиной постижения образов рус. классич. драматургии. Роли: Городничий - "Ревизор" (Н. В. Гоголь), Лев Гурыч Синичкин в одноим. водевиле Д. Т. Ленского, Расплюев - "Свадьба Кречинского", Ох - "Смерть Тарелкина" ("Веселые расплюевские дни") А. В. Сухово-Кобылина, Порфирий Петрович в инсц. ром. Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", Лебедев - "Иванов" (А. П. Чехов), Ванюшин - "Дети Ванюшина" С. И. Найденова, Бессеменов - "Мещане", Лука - "На дне" М. Горького, Телемахов - "Профессор Сторицын" Л. Н. Андреева.

Яковлева Арина Родионовна

Я́КОВЛЕВА Арина Родионовна (1758-1828) - няня А. С. Пушкина. До 1799 крепостная; получив вольную, предпочла остаться у Пушкиных, где нянчила будущего поэта, его сестру и брата. Пушкин особенно сблизился с ней в период ссылки в Михайловском; сохранились песни и сказки, записанные поэтом со слов Я. С Я. связаны стихотв. Пушкина "Зимний вечер" (1825), "Подруга дней моих суровых" (1826), "Вновь я посетил" (1835), образы няни Татьяны Лариной и няни Владимира Дубровского.

Якубович Петр Фил

ЯКУБО́ВИЧ Петр Фил. (псевд.: П. Я, П. Гриневич, Л. Мельшин) (1860-1911) - писатель, поэт, переводчик. Род. в небогатой дворян. семье. Окончил филол. ф-т Петерб. ун-та (1882). В том же году стал членом организации "Народная воля", принимал участие в подпольной периодике, вскоре был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 18 годами каторги. Последние годы жизни провел в СПб., с 1904 заведовал (вместе с В. Г. Короленко) беллетристич. отделом ж. "Рус. богатство". Скон. 1870-х гг. писал стихи, в к-рых преобладали мотивы героич. борьбы, рев. жертвенности. Итоговый сб. стихотворений Я. (1910) представляет собой поэтич. дневник, в последовательности разделов отражающий основные этапы биографии автора ("В крепости", "Кара и Акатуй", "В стране сопок", "Возвращение"). Я. также автор книги о каторжной жизни "В мире отверженных" (1895-98), статей о рус. поэзии, переводов из Ш. Бодлера.

П. Ф. Якубович

П. Ф. Якубович

Предыдущая страница Следующая страница