Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯКУ"-"ЯШИ")
ЯКУБО́ВСКИЙ Ал-др Юр. (1885-1953) - историк-востоковед, чл.-корр. АН СССР (1943), засл. деятель науки Узб. и Тадж. ССР, действ. чл. АН Тадж. ССР, проф. (1935). В 1913 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та и преподавал историю в школе. В 1920-24 учился на Вост. ф-те Петрогр. ун-та, где его учителем был В. В. Бартольд. С 1925 и до конца жизни работал в Ин-те ист. матер. культуры АН СССР, мн. годы был зав. сектором Ср. Азии и Кавказа. С 1928 одноврем. работал в Эрмитаже, заведуя нек-рое время его ср.-азиат. отд. Науч. интересы Я. были связаны со ср.-век. историей Ср. Азии, Кавказа, Золотой Орды, Передней Азии (Араб. халифата) и основывались на комплексном изучении ср.-век. письм. и археол. источников. Находясь в эвакуации в Ташкенте, Я. и коллектив авторов создали первый обобщающий труд по истории народов Узбекистана, по существу быв. историей Ср. Азии с древнейших времен до 16 в. Вопросы этногенеза таджиков, узбеков, их матер. культуры, нар. движений разрабатывались Я. и в ряде др. работ. Значит. место в науч. наследии Я. занимает проблема взаимоотношения Руси с народами Поволжья, Кавказа и особенно с Зол. Ордой. Написанная совместно с акад. Б. Д. Грековым монография "Золотая Орда" выдержала 2 изд. и в 1952 была удостоена Сталинской премии. Возглавленная Я. с момента орг-ции в 1945 Согдий-ско-таджикская археол. эксп. (СТАЭ) положила начало фундам. иссл. ист. прошлого Таджикистана. Науч. интуиция позволила ему выбрать городище Пянджикент (недалеко от Самарканда) гл. объектом стационарных раскопок СТАЭ, а орг. талант помог собрать и сплотить блестящий коллектив исследователей-единомышленников. Талантливый педагог, он и в экспедиции, и в ЛГУ способствовал воспитанию науч. кадров. Соч.: Самарканд при Тимуре и Тимуридах в 14 и 15 вв.: Очерк. Л., 1933; Восстание Муканны: (Движение людей в "белых одеждах") // Сов. востоковедение. М.; Л., 1948. Т. 5. С. 35-54; История народов Узбекистана. Т. 1. С древнейших времен до нач. 16 века. Ташкент, 1950 (совм. с К. В. Тревер, М. Э. Воронцом); Золотая Орда и ее падение. М.; Л., 1950 (совм. с Б. Д. Грековым); Древний Пянджикент // По следам древних культур. М., 1951. С. 209-270. |
ЯКУ́ЛОВ Георг. Богд. (1884-1928) - живописец, худож. т-ра. С 1893 в Москве, изучал вост. языки в Лазаревском ин-те. В 1901-03 учился в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества у К. Юона. В 1907 Я. впервые показал свои станковые работы на выставке, организов. Моск. т-вом художников. Постоянный участник выставок "Мира иск-ва" и "Союза художников". Совм. с С. Судейкиным, М. Ларионовым, А. Лентуловым и бр. Бурлюками организовал выставку "Венок" (1907), участников к-рой объединяло внимание к живописной световоздушной поверхности, разоблачающей условность объема, цвета, формы. Я. разработал собств. теорию света в живописи - близкие идеи параллельно рождают во Франции теорию "симультанизма" С. и Р. Делоне, позднее - "лучизм" Ларионова (1913). В 1917 с А. Родчен-ко и В. Татлиным Я. оформил интерьеры кафе "Питтореск", где в работе над пост. пьесы А. Шницлера "Зеленый попугай" (1918) началось творч. содружество худ. и реж. А. Я. Таирова, продолжившееся в спектаклях Камерного т-ра "Обмен" П. Клоделя (1918), "Принцесса Брам-билла" Э. Т. А. Гофмана (1920, Я. также исполнял одну из ролей), "Жирофле-Жирофля" Ш. Лекока (1922), "Розита" А. Глобы (1926) и др. Я. оформлял спектакли и в др. моск. т-рах. В последние годы много работал в 1-м гос. т-ре в Ереване. Я. принадлежит замысел оформления балета "Стальной скок" на музыку С. Прокофьева для "Русских сезонов" С. П. Дягилева (1925, осуществлен в 1927). |
ЯКУ́ШКИН Пав. Ив. (1822-72) - фольклорист, этнограф, писатель. Родился в с. Сабурово Орловской губ., сын небогатого помещика. В 1840 поступил на матем. ф-т Моск. ун-та (по-видимому, не закончил его). Под влиянием П. В. Киреевского увлекся устной нар. поэзией. Стал первым в России профес. собирателем фольклора. Его собр. насчитывает огромное число текстов: песен, преданий, пословиц и др. Органично соединял записывание текстов с изучением повседневной жизни и быта нар. низов. В собств. быту отличался крайним аскетизмом. Умел наладить общение с людьми разных слоев, благодаря чему смог записать произведения острого соц. звучания и вообще получить самые разные фольклорные тексты. По отношению к властям держался независимо. Его деят-ность и необычное поведение вызывали подозрения властей, он находился под полицейским надзором и неск. раз подвергался административной высылке. В отношении к нар. поэзии у Я. сказывалось влияние славянофилов. Он был одним из гл. сотрудников Киреевского в подготовке собр. нар. песен. В обществ. позициях был союзником крестьянских демократов, что проявилось в его лит. творчестве ("Велик Бог земли русской!"; "Бунты на Руси"). Черты Я. преломились в образе Павлуши Веретенникова из поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Свои фольклорные материалы Я. удалось издать лишь частично (Рус. песни, собранные Павлом Якушкиным. Вып. 1-2, 1860). Значительное число его записей вошло в издания др. собирателей (Киреевского, В. И. Даля и др.). В настоящее время выявлен и частично опубликован значит, фонд рукописного наследия Я.-фольклориста: Собрание народных песен П. В. Киреевского / Зап. П. И. Якушкина; Подгот. текстов, предисл. и ком-мент. З. И. Власовой. Л., 1983-86. Т. 1-2. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Я́НГЕЛЬ Мих. Куз. (1911-71) - конструктор ракетно-космич. техники, акад. АН СССР. В 1937 окончил Моск. авиац. ин-т, в 1950 - Академию авиац. пром-сти. В КБ Н. Н. Поликарпова работал до 1944, перешел в КБ А. И. Микояна, азатем В. М. Мясищева. В 50-х гг. - в КБ С. П. Королева. В 1952-54 дир. НИИ. С 1954 возглавил собств. ракетное КБ. Создал новое направление в космич. ракетостроении (жидкостные ракеты на новых компонентах топлива) и свою школу в разработке ракет и космических аппаратов разл. назначения. Я. участвовал в координации фундамент науч. иссл. и работ по решению проблемных технич. вопросов. Внес большой вклад в решение актуальных проблем по ракетному двигателестроению, системам управления, динамике и прочности, по оптимальному проектированию конструкции. |
ЯНКО́ВИЧ ДЕ МИ́РИЕВО Фед. Ив. (Теодор) (1741-1814) - серб. и рус. педагог, последователь Я. А. Коменского, член Рос. АН (с 1783). В 1782 по приглашению Екатерины II приехал в Россию, внес значит. вклад в развитие системы просвещения. Участвовал в разработке планов школьных реформ (1782-86), уч. планов сухопутного, морского, артиллерийского, инженерного кадетских корпусов и др. уч. заведений. Составил "Руководство учителям первого и второго классов нар. уч-щ Рос. империи" (1783), написал ряд учебников для нар. уч-щ. |
ЯНТА́РНАЯ КО́МНАТА - интерьер Екатерининского дворца в Царском Селе (арх. А. Шлютер, мастер Г. Туссо, 1709, Пруссия). Была облицована панелями, набранными по типу мозаики из кусочков янтаря различных оттенков, с рельефами и просвечивавшей сквозь толщу янтаря гравировкой на изнанке части камней: миниатюрные пейзажи, сцены и сентенции. В 1716 подарена королем Фридрихом Вильгельмом I Петру I в обмен на рослых солдат. С 1755 была смонтирована в Екатерининском дворце. В. В. Растрелли вставил в панно 4 флорентийские яшмовые мозаичные картины - аллегории пяти чувств, вставил между панно узкие парные зеркальные пилястры с золочеными бра и золоченой скульптурой; фриз комнаты был расписан под янтарь и декорирован орнаментами, скульптурами и светильниками. Плафон комнаты - "Мудрость, охраняющая Юность от соблазнов любви". В царствование Екатерины II - место журфиксов, светских игр, аванзала для иностр. послов. В Я. К. было собрание ларцов, фигурок, шахмат и пр. вещей из того же материала, в той же технике. В 1941 коллекция янтаря эвакуирована, янтарные панно оставлены во дворце. Они были вывезены в Германию, экспонировались в музее Кенигсберга. Дальнейшая их судьба неизвестна. В кон. 1970-х гг., после 30 лет безуспешных поисков Я. К., начались работы по воссозданию утраченного интерьера. |
Я́НЫШЕВ Иоанн Леонт. (1826-1910) - протоиерей, проф. нравств. богословия и ректор С.-Петерб. дух. академии, впоследствии придворный протопресвитер и духовник. Нек-рое время преподавал богословие и философию в С.-Петерб. ун-те. Я. - один из основоположников т. н. моралистич. направления в акад. рус. богословии. Если традиц. богословие выводит нравств. ценности и нормы из догматов веры, то "моралистическое" богословие стремится сами догматы вывести из нравств. сознания, оправдать их "практическим разумом". Объектом изучения становится здесь не откровение, а внутр. дух. опыт личности, опыт "нравств. жизни". Осн. идеи нравств. богословия изложены Я. в кн. "Православно-христианское учение о нравственности" (М., 1887). Нравственность, утверждает автор, есть субъективное, личное дело каждого, поэтому субъективизм в нравств. богословии не только возможен, но и неизбежен. Христ. мораль - не свод отвлеченных правил, а живое творчество, свободный нравств. выбор, для к-рого не существует априорных рецептов и к-рый разными людьми может осуществляться по-разному в каждой конкретной ситуации. "Земные блага", согласно Я., есть необходимая среда, вне к-рой невозможно нравств. развитие человека. С этой т. зр. аскетизм и монашество не дают никакого нравств. превосходства и оправданны разве что в качестве приемлемого для конкретных лиц и приспособленного к их индивид. психол. особенностям способа покаяния. Одним из первых в рус. богословии Я. стал утверждать, что христ. нравственность имеет значение не столько для загробного существования, сколько для жизни на земле, и поэтому практически не отличается от "естеств. морали". Субъективное богословие Я. в нек-рых своих чертах предвосхитило ряд тенденций "философии жизни" и религ. экзистенциализма. В России к "моралистическому" богословию примыкали митр. Антоний Храповицкий, богословы А. Д. Беляев, П. Я. Светлов, М. М. Тареев и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЯРОПО́ЛК (? - 980) - кн. Киевский (с 972). Старший сын кн. Святослава. Занял киевский княжеский стол после смерти отца. Пытался подчинить себе территории на сев. и сев.-зап. Руси, вступив в войну с младшими братьями, сначала с Олегом, древлянским князем, затем с Владимиром, княжившим в Новгороде. Был побежден последним и убит. |
ЯРОСЛА́В ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ (1191-1246) - вел. кн. Киевский (1236-38), вел. кн. Владимирский (1238-46), 5-й сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, отец Александра Ярославича Невского. В 1200-06 был по назначению отца кн. Переяславля Южного. В 1203 вместе с др. князьями участвовал в успешном походе на половцев. В 1206 стал ненадолго галицким кн., но был изгнан Рюриком Ростиславичем. Вернулся в Переяславль Юж., но и оттуда был изгнан черниговским кн. Всеволодом Чермным. После смерти Всеволода Юрьевича (1212) Я. В. был союзником Юрия Всеволодовича в борьбе последнего против ст. сына Всеволода Юрьевича, Константина, за великокняж. престол. В 1215 недолго был новгородским кн. 21 апр. 1216 войска Юрия, Я. В. и их союзников были наголову разбиты объединенным войском Мстислава Удалого, Константина Всеволодовича, др. князей и новгородцев в Липецкой битве. Я. В. бежал в Переяславль-Залесский. В 1222-36 неоднократно (с перерывами) был новгородским кн. Изв. своими походами против крестоносцев, чуди, литвы. В 1223 вместе с новгородцами ходил на Чудскую землю (Эстонию), но г. Колывань (Таллинн) взять не смог, опустошил землю, вернулся с большой добычей. В 1225 разбил у Усвята напавших на Новг. землю литовцев. В 1227 после похода Я. В. в Финляндию по его приказанию были крещены карелы. В 1234 во главе новгородских и переяславских войск Я. В. нанес поражение нем. крестоносцам под Юрьевом (Тарту). В 1236 Я. В. по настоянию своего брата, вел. кн. Владимирского Юрия Всеволодовича стал вел. кн. Киевским. После гибели Юрия Всеволодовича в битве на Сити (4 марта 1238) Я. В. стал вел. кн. Владимирским. Под его рук-вом началось восстановление гос-ва после Батыева нашествия. В 1239 имел воен. конфликт с Михаилом Черниговским. В том же году разбил литовцев, напавших на Смоленскую землю. В 1243 и 1245 ездил в Зол. Орду к Бату (Батый). Во время второй поездки Бату отправил Я. В. к вел. хану Гуюку в Каракорум (Монголия). По сообщению И. де Плано Карпини, Я. В. был отравлен в Каракоруме вдовой вел. хана Угедея. Умер по дороге домой. Тело было привезено во Владимир. Похоронен в Успенском соборе. Лит.: Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-полит. истории. Л., 1987; Соловьев С. М. Соч.: В 18 кн. М., 1988. Кн. 1-2; Феннел Д ж. Кризис ср.-век. Руси 1200-1304. М., 1989. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЯРОШЕ́НКО Ник. Ал-др. (1846-98) - ген.-майор, воен. инж., живописец. Учился вольнослушателем в АХ (1867-74). С 1876 член Т-ва передвижных худож. выставок, был одним из его руководителей, признанным мэтром и арбитром во всех вопросах. До 1892 находился на действит. воен. службе. Творчество Я. воплотило демокр. идеалы 60-х гг., его произв. - это портреты-типы, дающие собират. образы эпохи ("Кочегар", 1878; "Студент", 1881; "Курсистка", 1883). Жанровые произв. Я. проникнуты состраданием к человеку, вниманием к его горю ("Заключенный", 1878; "Всюду жизнь", 1888). Автор портретов деятелей культуры (П. А. Стрепетовой, 1884; Н. Н. Ге, 1890), пейзажей. В 1962 в Кисловодске открыт музей Я. Лит.: Некрасов Н. Николай Александрович Ярошенко, 1846-1898: Его жизнь и произведения. М., 1908; Поленова И. В. Ярошенко в Петербурге. Л., 1983. |
ЯРХО́ Бор. Исаак. (1889-1942) - лит.-вед, переводчик. Окончил Моск. ун-т, учился в Гейдельберге и Берлине. Приват-доцент, затем проф. Моск. ун-та (1915-21). Первоначально работал в области фольклора, германистики, истории ср.-век. лит-ры; затем интересы Я. сместились гл. обр. к теории лит-ры. С 1923 по 1929 заведовал кабинетом теоретич. поэтики и комиссией худож. перевода в Рос. (с 1927 - Гос.) Академии худож. наук (ГАХН), затем преподавал в Моск. ин-те новых языков. Активно работал как переводчик (старофранц. эпос, "Рейнеке-лис" И. В. Гете, пьесы Ж. Б. Мольераи У. Шекспира, "Песнь о моем Сиде"). В 1935 арестован, по сфабрикованному обвинению осужден и выслан из Москвы. Важнейшее, итоговое иссл. Я. "Методология точного лит.-ведения" написано в тяжелых условиях ссылки, в Омске. В 1940-41 - проф. Пединститута в Курске. Скончался в Саранске, в эвакуации. Для иссл. метода Я. характерно применение к мат-лу филологии методов точных наук, в частности, распространение статистич., квантитативного метода на различные области лит.-ведения. Многие иссл. и нек-рые переводы Я. до сих пор остаются неопубл. Соч.: Сказание о Сигурде и его отражение в рус. эпосе // Рус. филол. вестн. 1913-16; Юный Роланд. Л., 1926; Простейшие основания формального анализа // Ars poetica. Л., 1927. Сб. 1; Границы научного лит.-ведения // Искусство. 1925-27. № 2-3; Песнь о Роланде. М.; Л., 1934; Сага о Волсунгах. М.; Л., 1934; Песнь о Сиде / Пер. текстов Б. И. Ярхо и Ю. Б. Корнеева. М.; Л., 1959; Методология точного лит.-ведения (набросок плана): [Отрывки] // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969. С. 516-526; Из книги "Ср.-век. видения" // Восток - Запад. М., 1989. Вып. 4. С. 21-55. Лит.: Гаспаров М. Л. Работы Б. И. Ярхо по теории лит-ры // Т руды по знаковым системам. Тарту, 1969. С. 504-514; Его же. Неизданные работы Б. И. Ярхо по ср.-век. лат. лит-ре // Тез. конф. "Зап.-евр. ср.-век. словесность". М., 1985. С. 16-18. |
ЯСЕ́НСКИЙ Бруно (Вик. Як.) (1901-41) - поэт, прозаик. Род. в польском местечке Климонтов Радомской губ., в семье провинц. врача. Учился в Варшаве. Окончил Краковский ун-т (1922). Первые стихи появились в польской печати (1918). Поначалу примыкал к группе польских футуристов "Авангард". Под воздействием В. Маяковского, стихи к-рого переводил с 1922, написал поэму "Песня о голоде" (1922) с призывом к социальной рев-ции. Поражение Краковского восстания рабочих (1923) вызвало к жизни "Марш краковских повстанцев". В 1924 Я. становится редактором лит. отдела полулегальной коммунист. газ. "Рабочая трибуна" (Львов), где помещает свои пер. произв. Маяковского, Б. Пильняка, И. Эренбурга и др. В то же время Я. - лидер первого объединения рев. писателей Польши "Три залпа". После разгрома "Раб. трибуны" Я. эмигрирует во Францию, становится профессиональным революционером. В 1927 организует из польских эмигрантов рабочий т-р в Париже, ставит пьесу "Галицийская жакерия" (на основе своей поэмы "Слово о Якубе Шеле") о восстании польских крестьян в 1846-48. Роман-утопия "Я жгу Париж" (1928) - ответ Я. на профашистскую кн. Поля Морана "Я жгу Москву". В основе романа Я. - вымышленный сюжет об эпидемии чумы в Париже, позволивший раскрыть произвол "хозяев жизни" буржуазного мира во Франции и выразить надежду на победу трудящихся. Я. был арестован за коммунистич. пропаганду и вывезен на бельгийскую границу. В мае 1929 ему удалось перебраться в Сов. Союз. В Москве Я. редактирует польский ж. "Культура масс" и "Вестник иностр. лит-ры". На Всемирном конгрессе рев. писателей (Харьков, 1930) был избран редактором "Иностр. лит-ры". Учится писать по-русски. Роман "Человек меняет кожу" (1932, написан по-русски) - о рев. переделке жизни в Таджикистане, бывшем Бухарском эмирате; основан на реальных впечатлениях от поездок в Ср. Азию, в т. ч. с интернац. бригадой писателей по всему Таджикистану (1931). Летом 1932 Я. жил в Барзобском ущелье. С документальной точностью в роман вошли многие факты и события, связанные с много-нац. стр-вом ирригационного сооружения на реке Вахш. Я. проявил знание нац. обычаев, нравов, быта, истории Ср. Азии. В 1936-37 создал антифашистские произв.: повесть "Нос" (сатира на теорию и практику расизма) и незавершенный роман "Заговор равнодушных" (опубл. в 1956). В 1937 Я. был арестован, обвинен в "троцкизме" и расстрелян. Впоследствии реабилитирован. |
ЯСИ́НСКИЙ Иероним Иеронимович (псевд. Максим Белинский) (1850-1931) - писатель. Род. в дворян. семье. Учился в Киевском и Петерб. ун-тах. В 1870-х гг. выступал как писатель-демократ, бытописатель, с сочувствием изображавший борьбу и деят-ность народников (пов. "Всходы", 1882; сб. "Семидесятые годы", 1901). Впоследствии резко изменил обществ. ориентацию, выступал как теоретик "чистого иск-ва" и автор разоблачительных антидемократических романов ("Иринарх Плутархов", 1886; "1 марта", 1900). После Окт. рев-ции вступил в ком. партию, принимал участие в работе Пролеткульта, редактировал журналы, издал неск. стихотв. сб. Достоверность написанных в конце жизни воспоминаний Я. "Роман моей жизни" (1926) в ряде случаев сомнительна. |
ЯСНОПОЛЯ́НСКАЯ ШКО́ЛА - нач. школа, открытая осенью 1859 Л. Н. Толстым для крепостных детей в имении Ясная Поляна. В школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет. В 2-х классах ученики делились на два отделения в соответствии с возрастом и способностями. Обучение было совместным и бесплатным. В школе работали 4 учителя, домашних заданий не было. Уч. план включал чтение, письмо, каллиграфию, грамматику, священную историю, рус. историю, математику, беседы по естеств. наукам, Закон Божий, черчение, рисование, пение. Велись занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы). Большое внимание уделялось физич. развитию. Закрылась в 1862. |
Я́ШИН (наст. фам. Попов) Ал-др Як. (1913-68) - поэт, прозаик. Род. в дер. Блудново на Вологодчине, в крестьянской семье, закончил пед. техникум. Учительствовал в сельской школе, был селькором. С 1935 жил в Москве. В 1941 окончил Лит. ин-т им. Горького. Во время Вел. Отеч. войны был политработником, военным корр. Начал печататься в 1928, автор многих поэтич. сборников: "Песни Северу" (1934), "Северянка" (1938), "Стихи" (1941), "Земляки" (1946), поэмы "Алена Фомина" (1949). В произв. послевоенных лет, в поэме проявились тенденции к иллюстративности, схематизму, упрощению жизненных явлений. Но на 2-м съезде СП СССР в 1954 выступил с покаянием в неискренности, вызванной в сталинское время недостатком гражд. мужества; ратовал также за возвращение в сов. лит-ру поэзии С. Есенина. С тех пор творчество Я. резко изменилось. Он стал писать гл. обр. прозу, в к-рой с беспощадной правдивостью описывал жизнь деревни, за что подвергался постоянным нападкам официальной критики. Особенно известен его рассказ "Рычаги" (1956) - о подавлении, нивелировке личности в условиях тоталитарного режима, а также про-никновенно-поэтич. и остро социальные произв. "Вологодская свадьба" (1962), "Угощаю рябиной" (1965). Ощущение слома в судьбе, стремление не фальшивить, не бояться правды, обострившиеся нравств. искания выразились в последних поэтич. книгах Я. - "Совесть" (1961), "Босиком по земле" (1965), "День творения" (1968). |