Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Ямб

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ямб

ЯМБ (греч. ἴαμβος - ямб) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый двусложными стопами с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место - безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Я.: Ямб - Ямб - ... ЯмбЯмб, где "-" - сильное место, Ямб - слабое место, "Ямб" - обязательно-ударное место). Кол-во стоп определяет размер ямбич. стиха: наиб. упоребительными являются: 3-стопный Я. ("Среди долины ровныя", А. Ф. Мерзляков), 4-стопный Я. ("Мой первый друг, мой друг бесценный", А. С. Пушкин), 5-стопный Я. ("Суровый Дант не презирал сонета", Пушкин), 6-стопный Я. с цезурой ("Мой голос для тебя и ласковый и томный", Пушкин); среди разностопного Я. - урегулированное чередование 4- и 3-стопников, 6- и 4-стопников, а также разностопный неурегулированный вольный стих. В Я., как и в хорее, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), поэтому осн. ритмич. формы ямбич. размеров различаются не в завис. от того, какие места заняты ударениями, а на каких они пропущены; частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно. В рус. стихосложении Я. как самостоят. стопу впервые выделил В. К. Тредиаковский ("Новый и краткий способ к сложению рос. стихов", 1735), за ним - М. В. Ломоносов. Первые опыты ямбич. стиха на рус. яз. появились в кон. 17 - нач. 18 в. и принадлежали иностранцам (Э. Глюк, И. В. Паус). Освоению Я. рус. поэзией положила начало реформа Тредиаковского - Ломоносова. "Ода.. на взятие Хотина" Ломоносова - первое оригинальное произв., напис. Я. В метрич. репертуаре рус. поэзии Я. наиболее популярен. В 18 в. он господствует безраздельно; 4-стопный - в одах и стансах, 6-стопный (наиб. употребительный) - в посланиях и элегиях, вольный Я. - в баснях и пиндарич. лирике (Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.). В нач. 19 в. его доля в метрич. репертуаре неск. снижается, но зато расширяется жанровый и тематич. репертуар старых ямбич. размеров и происходит освоение новых - 5-стопного (драма, поэма, элегия) и разностопного Я.; 4-стопный Я. в этот период становится ведущим размером и осознается как нейтральный (В. А. Жуковский, Н. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков и др.). Сер. 19 в., осваивающая новые 3-сложные размеры, берет из предшествующей эпохи наиб. разработанные и привычные ямбич. размеры (гл. обр. 4-, 5-и 6-стопные), неск. изменяя их ритмич. рисунок (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, К. К. Случевский и др.) В нач. 20 в. в период освоения неклассич. размеров эксперименты в обл. метрики распространяются и на классич. ямбич. размеры, в к-рых начинают использоваться новые клаузульные и цезурные разновидности (А. А. Блок, И. Ф. Анненский, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.); появляются сверхдлинные Я. (напр., 10-стопный цезурованный у И. Северянина). В совр. поэзии наиб. употребительными являются 4- и 5-стопный Я.

В начало словаря