Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Экономизм

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Экономизм

ЭКОНОМИ́ЗМ - направление в рос. социал-демократии на рубеже 19-20 вв., отдававшее приоритет экон. борьбе рабочих перед парт.-полит. деят-ностью РСДРП. Термин "Э." возник в ходе парт, полемики и был широко подхвачен противниками "Э." (П. Б. Аксельродом, В. И. Лениным, Ю. О. Мартовым, Г. В. Плехановым), подчеркивавшими этим обозначением излишнее увлечение своих оппонентов задачами защиты экон. интересов пролетариата в ущерб гл. цели - свержению самодержавия.

Первым печатным органом "экономистов" стала подпольная газ. "Рабочая мысль", издававшаяся с окт. 1897. Ред. газеты, возглавляемая в разное время К. М. Тахтаревым (Петербуржцем), Н. Н. Лоховым, К. А. Коком, ставила своей задачей орг-цию рабочих, приветствовала рабочие стачки и демонстрации, поощряла создание касс взаимопомощи.

Деятели "Рабочей мысли", будучи революционерами-практиками, были осторожны в выдвижении полит. лозунгов, видя, что конкретные экон. вопросы ближе и понятнее рабочим, а обсуждение путей свержения царя шокирует мн. читателей. Однако в кон. 1900 "Рабочая мысль" выступила за замену самодержавия конституц. парламентским строем, а в апр. 1901 призывала рабочих к массовым полит. акциям, "направленным на замену всей правительств. системы". Тем не менее против "Рабочей мысли" и ее сторонников были выдвинуты обвинения в оппортунизме, заключавшемся в "преклонении перед стихийными выступлениями рабочих", "отказе от политич. борьбы", "умалении роли интеллигенции в формировании пролетарского сознания".

Раскол произошел и в с.-д. эмиграции, куда стали прибывать деятели "новой волны" из России, объединившиеся в "Союз рус. социал-демократов за границей" и начавшие издавать ж. "Рабочее дело" (1899-1902). "Рабочее дело" выступило с "теорией стадий", согласно к-рой социал-демократии следовало постепенно переходить от агитации с экон. требованиями к полит. лозунгам по мере того, какрабочие на собств. опыте осознают их необходимость. "Рабочее дело" критиковало "Рабочую мысль" за увлечение мелкими экон. вопросами и постоянно подчеркивало, что конечной целью является свержение царизма.

Реальными сторонниками реформистского курса, теоретиком к-рого являлся Э. Бернштейн, в России были Е. Д. Кускова и С. Н. Прокопович, предлагавшие социал-демократии отказаться от рев. амбиций и идеи диктатуры пролетариата и сосредоточиться на поддержке полит. требований либеральной буржуазии и содействии улучшению экон. положения рабочих. Лозунг реформистов "Конечная цель - ничто, движение - все!" отражал видение ими социализма как морально-этич. идеала, а не непосредств. полит. задачи. Свои взгляды Кускова изложила в небольшом док-те, получившем название "Credo". Ленин, познакомившийся с "Credo" в ссылке, ответил с группой своих товарищей "Протестом семнадцати социал-демократов".

Новый виток борьбы с "Э." связан с приездом в 1900 в эмиграцию Ленина и основанием "Искры", настаивавшей на том, что для объединения сил надо "решительно и основательно отмежеваться" от инакомыслящих, хотя среди эмигрантов численно сторонники "Рабочего дела" значительно превосходили "искровцев". По мере активной агитации со стороны "Искры" и деят-ности искровских агентов в России соотношение сил стало меняться. Значит. роль сыграла и обширная работа Ленина "Что делать?" (1902), направленная против "Э.". "Что делать?" вышла при активной поддержке Плеханова, Аксельрода и А. И. Потресова.

На подготовленном "Искрой" 2-м съезде РСДРП в 1903 присутствовало всего трое "экономистов", постоянно вступавших в полемику с искровским большинством.

В дальнейшем мн. "экономисты" примкнули к меньшевикам (А. С. Мартынов), Кускова и Прокопович стали активными либеральными деятелями.

Борьба с "Э." продемонстрировала ряд характерных черт рос. социал-демократии, особенно рельефно проявившихся впоследствии в ее большевистском крыле: радикализм, нежелание сотрудничать с умереннымиреформистами и либералами, стремление поставить под жесткий контроль рабочее движение, отрицание "свободы критики" в партии.

В начало словаря