Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Псевдоготика

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Псевдоготика

ПСЕВДОГО́ТИКА (екатерининская) - арх. течение, возникшее в 1770-80-х гг. как позднее проявление рококо, рождено преромантич. интересом к экзотическому, таинственному; П. созвучна "готич. роману" А. Радклифф и Г. Уолпола и связана с увлечением англ. парками. Командированный в 1770 в Англию для изучения "строения древнего и новейшего" В. И. Неелов возвел в Царском Селе в "англоголландском" стиле готич. комплекс Адмиралтейства (1774), продолжив традицию садовых голландских павильонов сер. 18 в. (ср. Кусково, 1749-51), и Красные ворота (Эрмитажную кухню). Первые проявления П. связаны с походом рус. эскадры в Эгейское м. (1770) вокруг Европы с посещением Англии. Рисовальщики, сопровождавшие эскадру, запечатлели замки Дании, Англии, Италии и крепости, доставшиеся туркам от венецианцев и генуэзцев. Это натолкнуло императрицу на решение построить загородный Чесменский дворец, посвященный победе над Турцией, в "турецко-готич." стиле. Проект Ю. Фельтена (1774) предусматривал треугольную постройку с башнями, выполненную из кирпича и дикого камня, со стрельчатыми окнами и мощным, увенчанным зубцами центральным объемом. Затем в том же стиле Фельтен построил две дворцовых церкви, посвященных этой победе (1776-80). Это понравилось императрице и дворянству - церкви были повторены в усадьбах. Тогда же Фельтен построил в Царском Селе в память турецкой войны Башню-руину (1774) с чугунными готич. воротами (1772). К постройкам "турецко-готич." стиля относятся также Баболовский дворец (И. В. Неелов, 1784) в Царском Селе и усадьба Г. А. Потемкина "Островки" на Неве (И. Е. Старов, не сохр.).

Крупнейшими постройками этого направления явились Петровский подъездной дворец в Москве работы М. Ф. Казакова (1775-82) и усадебный ансамбль в Царицыне, начатый В. И. Баженовым в 1775; новый проект Царицынского дворца Казакова (с 1787) также был в стиле П. Наряду с традиц. мотивами европ. готики, в этих постройках использованы элементы ср.-век. рус. архитектуры, рождая совершенно фантастическое впечатление. В том же стиле Баженов построил церковь в подмоск. усадьбе Быково (1782-89). Для архитектуры екатеринин. П. характерно, что все постройки выполнялись в красном кирпиче и белом камне, что было свойственно и Зап. Европе, и традиц. рус. зодчеству. Планировка и пропорции зданий П. обычно классические; исключением являются Баболовский дворец и "Островки", имевшие демонстративно усложненный план. Готич. мотивы были только декорацией, конструкция псевдоготич. построек обычна для своего времени. Интерьеры также делались в обычном стиле той эпохи (переход от рококо к классицизму, напр., в Чесменском дворце).

В екатеринин. эпоху "готикой" называли все неклассич. формы, даже растреллиево барокко. Поэтому правомерно относить к П. не только кирпичные англо-голландские, турецко-готич. и рус.-готич. постройки, но и кам. ренессансный Гатчинский замок (А. Ринальди, 1766-81), открывающий эпоху "таинственного" в рус. архитектуре; это подтверждается развитием заданной Ринальди программы Гатчины в последующие годы. Преромантич. П. была продолжена в павловское время, но формы и мат-лы изменились: это ренессансная крепость Бип в Павловске (В. Бренна, 1795), мн. постройки Гатчины, прежде всего землебитный Приоратский замок (Н. А. Львов, 1798) и действительно готич. каменная кирха (А. Д. Захаров, 1799). Т. о., в России дань стилю П. отдали мн. архитекторы классицизма; оставаясь исключит. усадебным, он существовал параллельно ему всю посл. четв. 18 в.; в провинции есть интереснейшие памятники П., напр. усадьба гр. М. Ф. Каменского под Орлом в виде крепости. В 1810-х гг. возник чисто романтический стиль неоготики; терминологически их обычно не различают, хотя это совершенно разные явления.

Псевдоготика. Царицыно. Кавалерский корпус. Арх. В. И. Баженов

Псевдоготика. Царицыно. Кавалерский корпус. Арх. В. И. Баженов

В начало словаря